Тибетские методы лечения рака. Лечение рака в тибетской медицине: причины и условия. Ранняя диагностика рака

Проблема раковых заболеваний сегодня волнует все человечество. Ежегодно на земном шаре рак уносит миллионы жизней. По частоте смертности рак занимает второе место после сердечнососудистых поражений. Раком болеют люди всех рас и национальностей. Однако в различных регионах частота распространения раковых заболеваний имеет свои особенности, зависящие от климатогеографических условий, национальных обычаев, привычек, материального благосостояния, питания, режима, условий труда и т. п. Один из крупных советских онкологов А. В. Чаклин указывал, что «в различных местностях и у отдельных групп населения существует выраженное отличие в частоте отдельных локализаций злокачественных опухолей, как в структуре заболеваемости, так и в структуре смертности. Исследование краевой патологии злокачественных опухолей касается многих сторон жизни населения и выходит за узко медицинские рамки». Статистические данные о раковых заболеваниях многих стран мира свидетельствуют о том, что смертность людей от рака непрерывно растет. Еще в 1962 г. научный руководитель Американского противоракового общества Камерон в своей книге «Правда о раке» писал: «Полвека назад о раке легкого почти не было слышно. За последние годы он превратился в одну из самых распространенных форм злокачественных опухолей». Это действительно так, особенно среди населения крупных промышленных центров. Ученые частоту рака легкого связывают с хроническими заболеваниями легких, интенсивным загрязнением атмосферного воздуха, курением. Что касается рака пищевода и желудка, то эти локализации исключительно редко встречаются в странах Юго-Восточной Азии и довольно часто в Японии, Монголии, Бурятии, Якутии, Казахстане и т. д. Причину подобной географии этих локализаций рака, вероятно, необходимо искать не только в национальных особенностях питания, вредных привычках. Она должна представлять собой целый комплекс предрасполагающих к раку пищевода и желудка условий и факторов, включая климатoгеографические, биохимический состав пищи, эволюцию пищевого рациона в смысле прогрессирующей рафинизации и т. д.


Н. К. Рерих и его сын Юрий Николаевич не случайно организовали в Урусвати-Гималайском институте научных исследований онкологическую лабораторию и изучение лекарственных растений тибетской медицины. Они еще в те времена подметили редкость раковых заболеваний в Гималайском регионе и связывали это, прежде всего, с природными условиями и характером питания местного населения. Юрий Николаевич по этому поводу писал: «Мы располагаем интересными данными, оправдывающими исследования в области раковых заболеваний в этой части земного шара, где раковые заболевания встречаются относительно редко. Изучение местного питания может привести к важным открытиям».

Изучение древних источников индо-тибетской медицины свидетельствует о том, что и в те далекие времена рак существовал, и тогда люди стремились избавиться от этого страдания, изыскивая лечебные средства из окружающей природы. За последние десятилетия определенная часть ученых не без основания обращается к опыту древних медицинских систем разных регионов. Одним из блестящих положительных доказательств этого является созданный американскими учеными противоопухолевый препарат винбластин (винкристин) из индийского растения барвинок.

В тибетской классификации заболеваний уделялось определенное место злокачественным новообразованиям. По тем временам мы находим достаточно обоснованные общие теоретические рассуждения о причинах и способствующих факторах так называемых «истощающих, злокачественных заболеваниях». Хотя в этих догадках и концепциях не существовало понятий о канцерогенах, митозе клеток, метастазировании, тибетские медики знали о раковых заболеваниях и относили их к невосполительным («холодным») болезням, развивающимся на фоне состояния «мэ-ням» — «угасания огня, энергии» (снижение, потеря функции органов и систем). Раковые заболевания описывались вместе с тяжелыми истощающими, хроническими, почти не излечивающимися заболеваниями. Во многих случаях они описаны как конечные стадии хронических болезней. Однако в 4-й главе III тома «Чжуд-ши» в патологии физиологического процесса «бад -кан» (дословно «слизи») описаны заболевания пищеварительного тракта, в частности пищевода, желудка. Болезни бад-кан считаются «холодными».

Из описанной в 7-й главе III тома «Чжуд-ши» клинической картины патологии системы бад-кан можно с наибольшей уверенностью отнести к предраковому состоянию желудка болезнь под названием «бад-кан подложечки». Причиной этой болезни считается нарушение регуляторных механизмов системы рлунг, снижение так называемого «огня желудка» (переваривающей функции), а способствующими факторами — чрезмерное употребление плохо измельченной пищи, несовместимой пищи, незрелых плодов, переедание . Больные с болезнью «бад-кан подложечки» жалуются на боли в области желудка, потерю аппетита, плохое усвоение пищи, облегченное состояние на голодный желудок .

Для того чтобы проследить клиническую мысль в неразрывной последовательности, приведем описание еще двух болезней желудка. Болезнь «бад-кан жаг-диг». В клинике болезни указываются «частая отрыжка, чувство давления в области желудка, боли, рвота съеденной пищей, отвращение к пище, сильное похудание , поносы, запоры и т. д.» Болезнь, называемая «бад-кан мэ-ням» («бад-кан с угасанием огня») характеризуется «вздутием, распиранием живота , чувством давления в желудке, частой отрыжкой, поносом непереваренной пищей, нарастанием слабости, высыханием мяса (истощение), а в конечной стадии — отеком с водянкой (асцитом)».

Системно-структурный подход в анализе основных теоретических положений и конкретных текстов позволяет установить единую последовательность и логическую связь в описаниях заболеваний желудка, которые мы идентифицировали с ахилическим гастритом — предраковым состоянием (бад-кан подложечки), на фоне которого развивается рак желудка. Клиника болезни «бад-кан с угасанием огня» соответствует представлениям тибетских врачей о раке желудка в поздних, запущенных стадиях.

О том, что тибетские врачи знали о раке, свидетельствует классическое описание клиники рака пищевода под названием «гул-гаг бад-кан» («бад-кан запирающий»). Изменения в пищеводе сравниваются с «налетом или накипью на стенках горлышка кувшина». В развитии этой болезни различаются три стадии. В начальной стадии сужение пищевода, боли за грудиной и в подложечной области, чувство задержки пищи в пищеводе. В стадии разгара — затрудненное глотание жидкой и твердой пищи, боли в пищеводе, отрыжка слизью, колющие боли в области «вороньих глаз » (область грудинно-ключичных сочленений), одышка , истощение, нарастание слабости. В конечной же стадии описывается картина полной непроходимости пищевода: «Пища не доходит до желудка, застревает за грудиной, в момент приема пищи возникает кашель , рвота, икота, хрипота». Далее в тексте сказано: «в начальном и в периоде разгара болезни мудрецы болезнь могут излечить, а в запущенных стадиях болезнь заканчивается смертью».

Таким образом, описанные клинические признаки болезней пищевода и желудка с достоверностью свидетельствуют о том, что в тибетской медицине имелись определенные знания по распознаванию и лечению онкологических заболеваний.

Для современных исследователей опыт тибетской медицины по профилактике и лечению ранних форм раковых заболеваний может представлять известный интерес. Общий принцип фармакотерапии в тибетской медицине, заключающийся в восстановлении нарушения равновесия «трех систем», остается первой иерархической ступенью в терапии предрака и рака. Вторая ступень вытекает из теоретического положения о механизме возникновения опухолей в желудке и пищеводе — «угасания огня», т. е. снижения или потери функции. Поэтому терапевтические мероприятия преследуют цель «повышения огня» — восстановления функции органа. Отсюда становится понятным назначение лекарственных средств, воздействующих на активизацию системы мкхрис, ответственную за секреторную функцию в пищеварительном тракте. Третьей ступенью в терапии является назначение симптоматических средств. В числе лекарственных растений при ахилическом гастрите и раке желудка в рецептурных прописях в различных комбинациях встречаются имбирь , миробалан, гранат , редька , хмель белая, гвоздика, мускатный орех, кардамон, долгий редька обладают в определенной степени противоопухолевым эффектом. Известно, что антимитотические средства, или цитостатики, главным образом являются соединениями растительного происхождения. Основными носителями цитостатических свойств в препаратах растительного происхождения является, прежде всего, класс полифенольных соединений (лейкоантоцианидины: кумарины, флавоноиды). Сбор и накопление банка данных по химической структуре лекарственных растений — компонентов препаратов, применявшихся при лечении предопухолевых и опухолевых состояний, дают нам возможность проводить поиски в двух основных направлениях. Первое — поиск специфических цитостатиков, второе — поиск средств-протекторов, или радио-химиосенсибилизаторов. Второе направление более перспективное в онкологической практике наших дней, ибо мы имеем довольно большой перечень эффективных цитостатиков, показавших великолепные результаты в эксперименте. К сожалению, при введении в организм больного они поражают не только раковые, но и нормальные клетки , обладают таким образом высокой токсичностью, которая довольно часто является ограничением их использования до желаемого эффекта. А препараты растительного происхождения могут играть роль протекторов, повышающих иммунобиологические механизмы в организме, химио-радиорезистентность нормальных клеток

Доктор Еши Донден, с 1960 года более двадцати лет бывший личным врачом Его Святейшества далай-ламы XIV, всегда считался уникальным специалистом по лечению заболеваний желудочно-кишечного тракта и почек, а в последние годы о нем идет слава как об исцеляющем от рака. Свой почетный пост личного врача далай-ламы 84-летний Еши Донден передал более молодому коллеге, а сам остался частным врачом, в маленькой клинике которого на центральной улице Верхней Дхарамсалы (район Мак-Леод Ганж) всегда многолюдно.

Самого доктора я в клинике не застал – Еши Донден находился в командировке в США. Поэтому со мной беседовал его ассистент доктор Тензин.

Он рассказал, что Еши Донден приехал в Дхарамсалу в 1959 году вместе с первой группой тибетских беженцев и начинал в месте изгнания организовывать все, без чего сегодня невозможно представить себе микроцивилизацию свободного Тибета в Северной Индии. Институт Мен-ци-кханг – тоже детище Еши Дондена. Если в прежние годы патриарх тибетской медицины принимал по сто двадцать человек в день, сегодня это число пришлось снизить вдвое . А популярность Еши Дондена за полвека выросла неизмеримо. Соответственно запись к нему ведется на несколько недель вперед.

Принимая больного, Еши Донден с первых минут общения визуально определяет его ньепу – тип по тибетской конституции, принимает от пациента заблаговременно принесенную им мочу, проводит визуально-обонятельный анализ и сразу же вслед за ним – пульсовую диагностику. Этих сведений, как правило, достаточно для постановки диагноза.

Определив заболевание и степень его развития, Еши Донден назначает тибетское лекарство и пишет памятку больному по необходимому в его случае образу жизни (примечательно, что очками доктор до сих пор не пользуется). Памятку он прикалывает к пакету с лекарством и, если это необходимо, записывает пациента на следующий прием. Во время аудиенции, которая редко длится дольше четверти часа, может прозвучать всего несколько слов. Еши Донден не любитель разговаривать: слова, считает он, материя летучая – прозвучали и улетели. Поэтому все должно быть записано на бумагу и вручено пациенту.

Большим общепризнанным достижением Еши Дондена считается лечение гепатита, причем главными лекарственными препаратами в этом случае становятся тибетские травы, которые Еши Донден вместе с учениками собирает на склонах окрестных гор.

Из других заболеваний Еши Донден успешно излечивает болезни печени, полипы в пищеводе, артриты, болезни крови, ментальные проблемы и проблемы мозга.

Измельченный имбирь в количестве 50 г заливают 500 мл яблочного уксуса на 24 часа. Затем 3 кусочка имбиря заливают 50 мл кипящей воды, остуживают и пьют как чай.

Значительный эффект от этого рецепта наблюдается при раке желудка со рвотой, раке легкого с большим количеством мокроты. Этот рецепт следует использовать при химио– и радиотерапии всех форм рака, так как он устраняет тошноту и рвоту, сопровождающую, как правило, эти методы лечения.

Имбирь способствует кровообращению, обладает противорвотным эффектом, разжижает кровь и мокроту.

Имбирь (китайское название Шэн-цзян, латинское – Zingiber officinale) относится к семейству имбирных. Для медицинских целей используется корневище имбиря.

Свежий имбирь применяется как желудочное и противорвотное средство. Показано его применение при болях в желудке, рвоте, отсутствии аппетита, нарушении пищеварения.

При остром гастрите, потере аппетита и при длительно продолжающейся рвоте берут 7,5 г имбиря и 0,36 л столового уксуса, заваривают и пьют небольшими порциями.
Приводим еще один старинный рецепт:

При резких болях в животе измельченный сушеный имбирь (половина чайной ложки или 3,75 г) размешивают с рисовым отваром и принимают внутрь.


Медово-мятная хризантема

При присоединившейся к онкологии гриппозной инфекции следует применять следующий состав:

Белая хризантема (цветы) – три чайные ложки (15 г)

Мята обыкновенная – три чайные ложки (15 г)

Мед натуральный – половина чайной ложки (3 г)

Хризантема китайская (китайское название Цзюнь-хуа, латинское – Chrysantemum sinense sabine). Применяют цветки.

Хризантема содержит аденин, холин, стахидрин, антоцианин, хризантемин, витамин А (0,16 %).

Цветки имеют сладкий вкус, в приправу и деликатес. Белая хризантема относится к стихии Сухости, она очищает печень, позитивно влияет на глаза, устраняет жар.

Мята полевая (китайское название Пу-Хэ, латинское – Mentha arvensis L.).

Содержит эфирное масло, в котором имеется ментол.

Мята применяется в официальной медицине как жаропонижающее, ароматическое, желудочное и болеутоляющее средство при простуде, головной боли, диспепсии, острых и хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Из старинных рецептов весьма интересно применение мяты при носовом кровотечении. Для этого следует закапать в нос перечной мяты либо ввести в нос фитиль из ваты, пропитанный соком мяты.

Мята относится к «прохладным» растениям. В ансамбле с белой хризантемой они весьма эффективны при заболеваниях органов дыхания.
Медовое молоко

Весьма эффективным при раке пищевода и кардинального отдела желудка является следующий рецепт:

Козье либо овечье молоко – 250 мл

Сок лука-порея – 2 чайные ложки (10 г)

Мед натуральный – 4 чайные ложки (20 г)

Способ приготовления:

Молоко довести до кипения, затем в горячее молоко добавить мед и сок лука-порея, все вместе хорошо перемешать, поставить в теплое место и укрыть.

Принимать в теплом виде 5–6 раз в день по 1 столовой ложке каждые 1,5–2 часа.


Согласно китайской классике, молоко козы относится к стихии Тепла и Влажности, оно обладает сладким вкусом, в силу чего увлажняет желудок, способствует пищеварению , устраняет тошноту и рвоту. Следует отметить, что козье молоко по своим свойствам намного ценнее коровьего и лишено тех отрицательных свойств, которые присущи последнему, например склонности к слизеобразованию в организме.

Мед, в свою очередь, является прекрасным натуральным продуктом, содержащим комплекс биологически активных веществ, микроэлементов и витаминов. Он способствует пищеварению в силу того, что обладает сладким вкусом, разжижает мокроту.

Но следует учесть, что мед является сильным Инем и злоупотреблять им не следует. Во всем требуется умеренность, так как в больших дозах самый питательный продукт может стать ядом, а яд, как известно, в малых дозах является прекрасным лекарством.
Молочный яичный суп

Для всех онкологических больных китайские врачи рекомендуют следующий рецепт:

Молочный суп с перепелиными яйцами

На одну порцию супа берется:

Молоко – 100 мл

Перепелиные яйца – 3 шт.

Способ приготовления:

Вскипятить молоко, в кипящее молоко влить предварительно размешанные перепелиные яйца, все перемешать, снять с огня, добавить 2 чайные ложки (10 г) сахара.

Принимать в теплом виде.

Всем онкологическим больным следует исключить из рациона любые продукты в холодном виде.

Установлено, что перепелиные яйца способствуют улучшению энергии Инь почек , а также губительно действуют на раковые клетки, обладают иммуномоделирующим эффектом.

Молоко в данном рецепте способствует лучшему усвоению продукта и регулирует процессы пищеварения.


Диетический суп

Лук – 2 шт. (средние)

Имбирь – половина чайной ложки (3 г.)

Яйцо куриное – 1 шт.

Рис – 10 чайных ложек (50 г.)

Способ приготовления:

Лук режут мелкими кубиками, имбирь измельчают, затем в 1 л воды следует всыпать промытый рис, поставить на огонь и варить до готовности, после чего добавить лук и имбирь, кипятить все вместе еще 10 минут, снять с огня и добавить взбитое яйцо. Суп готов к употреблению.

Компоненты, входящие в суп, обладают потогонным эффектом и обеспечивают организму тепло.

Помимо онкологических больных, данный рецепт весьма эффективен при всех простудных заболеваниях, вызванных стихиями Ветра и Холода и характеризующихся головной болью, насморком, ознобом, повышенной температурой, болями в шее и спине.

Лук репчатый (китайское название Ян-цу, латинское – Allium сера) – многолетнее растение из семейства лилейных.

В луковице содержится 0,01–0,005 % эфирного масла, дисульфид, 10–11 % сахара (глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза), инулин, питин, 1,7–2,5 % азотосодержащего вещества, 0,1 г/л витамина С, 0,6 г/л витамина В, каротин, флавоноид, кварцетин и его гликозид спиреозид.

Лук репчатый применяется в медицине как бактерицидное и ароматичное желудочное средство, оказывает выраженный терапевтический эффект при заболевании толстого и тонкого кишечника. Теплодающее лекарство и пищевой продукт, обладающий противовоспалительными свойствами.
Суп из козьих костей

Для его приготовления необходимы:

Кости козы – 1 кг

Рис – 100 г

Соль – щепотка (1 г)

Лук – 1 шт.

Имбирь – половина чайной ложки (3 г)

Вода – 3 л

Способ приготовления:

Кости вымыть и мелко разрубить (предпочтительно кости ног и позвонков). Положить в металлическую кастрюлю, залить тремя литрами воды и варить 20 минут, после чего кости выбросить, добавить рис. Когда же рис будет готов, положить указанное в рецепте количество лука и имбиря и варить еще 10 минут.

Использовать в качестве первого блюда, предпочтительнее осенью и зимой, утром и днем. У онкологических больных улучшает состав крови, в основном повышает уровень гемоглобина и количество эритроцитов, устраняет слабость, улучшает настроение.

Эффективность этого блюда достигается за счет энергии тепла и сладкого вкуса. Блюда из козы (барана) укрепляют почки, так как согласно китайской классике почки связаны с костями и костным мозгом. В клинике китайской традиционной медицины при слабости почек страдают кости и зубы.


Китайский дудник со старой курицей

Для онкологических больных с традиционной анемией рекомендуется этот рецепт блюда, улучшающий состав крови и стимулирующий защитные силы организма.

Состав продуктов:

Мясо старой курицы – 700 г и больше

Китайский дудник – 15 г

Лук репчатый – 3 шт.

Водка пшеничная – 50 мл

Соль – 5 г

Вода – 250 мл

Способ приготовления:

Курицу выпотрошить, вымыть, посолить, внутрь положить дудник, лук, добавить немного воды, водки. Варить на медленном огне до готовности.

Китайский дудник, или дягиль (китайское название Дан-гуй, латинское – Angelica sinensis diels) – семейство зонтичных, однолетнее травянистое растение, которое обладает очень ценными в китайской медицине корнями.

Применяют при дисменорее, гипертонии, раке, а также как болеутоляющее, противосудорожное и потогонное средство. Улучшает аппетит. В китайской медицине отвар корня дают женщинам за несколько дней до родов для их облегчения.

Старая курица относится к стихии Ветра. Она содержит много белка, фосфора, железа и витамина Е.
Финики с мясом зайца (кролика)

Это блюдо китайская медицина рекомендует при лечении химио– и радиотерапией с целью снять интоксикацию, улучшить состав крови, нормализовать стул.

Состав продуктов:

Мясо зайца – 400 г

Финики – 15 шт.

Лук – 3 шт.

Имбирь – 3 чайных ложки (15 г.)

Водка пшеничная – 15 мл

Соль по вкусу

Способ приготовления:

Мясо зайца или кролика тщательно вымыть, нарезать кусочками по 3 см, финики вымыть, удалить косточки, затем мясо и финики перемешать с луком, имбирем и водкой, тушить с небольшим количеством воды до готовности.
Экзотический рецепт из Би-Ху – сушеных ящериц (лягушек)

Применяется при раке пищевода, тонкого и толстого кишечника, предупреждает метастазирование.

Способ приготовления:

Ящериц выпотрошить, высушить и сделать муку. Принимать 2 раза в день по 4,5 г в капсуле или хлебе.


Свиная печень с лилией Брауна

Для больных с заболеванием крови (острый хронический лейкоз) рекомендуется это блюдо.

Высушить печень свиньи и сделать из нее муку, аналогично поступить с лилией Брауна (китайское название Бай-хэа, латинское – Lilium brownii FE).

Смешать:


Печень свиньи – 3 г

Мука лилии Брауна – половина чайной ложки (3 г)

Сахар – 1 чайная ложка (1 г)

Принимать по 2–3 раза в день, соответственно увеличивая дозу смешиваемых компонентов.


Чай из олив и мяты

Он применяется при заболевании горла, кашле, а также как потогонное средство, при онкологической патологии гортани, носовых ходов, после химио– и радиотерапии.

Состав продуктов:

Сухих олив – 30 шт.

Мяты – 30 г

Воды – 1 л

Способ приготовления:

Оливы и мяту залить 1 л кипящей воды, настаивать 40 минут, затем пить как чай.


Свиные ножки с астрагалом перепончатым и дудником

Состав продуктов:

Свиные ножки – 3 кг

Астрагал перепончатый – 50 г

Дудник китайский – 50 г

Яблочный уксус – 50 мл

Соль – по вкусу

Вода – 2 л

Способ приготовления:

Астрагал перепончатый и дудник заливают 2 л кипящей воды и кипятят 10 минут на медленном огне, после чего травы извлекают и в имеющийся отвар опускают вымытые и разрубленные свиные ножки, добавляют уксус, соль и варят до готовности.

Блюдо обладает выраженным онкологическим эффектом. Его можно использовать и профилактически лицам, перенесшим оперативное вмешательство по поводу рака молочной железы, и лицам с наследственной отягощенностью.


Ученые утверждают

Антираковыми свойствами обладает обыкновенная морковь, онкологическим больным настоятельно рекомендуют пить сок свежей моркови в сезон ее созревания.


Морковь (китайское название Ху-ло-бо, латинское – Daucus sativus) – в качестве лекарственного сырья используется корнеплод.

В корнеплоде моркови содержится до 1,6 % эфирного масла, в состав которого входят а-пинем, 1-лимонен, цинеол, гераниол, геранилацетат, цикоронерол, цитраль, каратол, кариофилен, даццен, даукол, тимол, бергамот, азарон, тизатолен, а также производные флавона, масла (11–13 %) и даукостерин.

В моркови содержится много витамина А. Помимо антионкологического эффекта морковь обладает свойством расширять венечные сосуды сердца.

Весьма часто при стенокардии и склерозе сердечной мышцы прием экстракта плодов моркови (даукарин) приводит к нормализации состояния сосудов.

Китайская медицина предлагает весьма аппетитное и лечебное блюдо из моркови.
Фрикадельки из моркови

Состав продуктов:

Морковь – 250 г

Яйцо – 1 шт.

Мука – 100 г

Соль – 2 г

Масло кукурузное

Способ приготовления:

Морковь тщательно вымыть, очистить, потереть на крупной терке, смешать с яйцом и мукой , добавить соль и немного воды. Все размешать, из этой массы сделать фрикадельки размером около 4–5 см. Разогреть на сковороде масло и жарить на слабом огне.


В заключение приводим список наиболее известных средств китайской медицины, тормозящих рост злокачественных новообразований:
Дан-гуй – дудник китайский, дягиль – Angelica sinensis Diels.

Инь-чэнь – полынь волосовидная – Artemisia capillaris Thunb.

Хуан-яо-цзы – ломонос шестилистовый – Clematis hexapetala Pall.

Гун-дин-сян – гвоздичное дерево – Eugenia caryophyllata Thunb.

Лянь-цяо – форзиция подвешенная – Forsythia suspensa Vahl.

Гэ-гэнь – пуэрария волосистая – Pueraria hirsuta C. К. SchischK.

Си-цзянь-цао – сигизбекия восточная – SiegesbecKia orientalis L.

Да-гэнь-цзы – тарактогенное Курза – Taractogenos Kurzii King.

Цзы-хуа-ди-дин – фиалка маньчжурская – Viola mandshurica W.

При работе с пациентами в тибетской медицине учитываются все причины и условия для возникновения заболевания, не зависимо от того, угрожает эта болезнь жизни или же это всего лишь простуда . Др. Пунцог Вангмо (Phuntsog Wangmo)

Опухоли мы называем Дже, что означает результат. Когда мы говорим о Дже, он может быть положительным или отрицательным. Положительный результат – это как фрукт, хороший фрукт, созревший, вкусный, он отражает положительный результат работы. Другой результат – если мы говорим о заболевании, раке, опухоли. Это накопление негативных эмоций, нарушения в работе организма или разума, которые отбирают жизнь. Это мы называем Джебу. Раковые заболевания также называются Джебу, потому что они отбирают жизнь.

Итак, почему возникает Джебу? Потому что наш организм, как мы уже говорили, сформирован из пяти элементов. Есть три единства существующих энергий. Лунг поддерживает наше здоровье и функционирование организма - пока с ним все хорошо, мы здоровы и счастливы. Если есть баланс, организм здоров. Из корне здоровья растут три ветви. Первый – здоровье, здесь 50 листьев, которые отражают функции. Второй – составляющие организма. Третья ветвь представляет отходы. Второй ствол становится нездоровым из-за первых трех листьев – это причины заболевания, необязательно само заболевание. Причины подразделяются на долгоиграющие и краткого действия. Последние причины были хорошо освещены в предыдущих докладах, я не буду останавливаться на них, поэтому я больше буду говорить о долгоиграющих причинах, о предрасположенности к заболеваниям.

Почему мы называем их непрямыми причинами заболевания? Например, это можно сравнить с луком. Наши знания – это не первый слой, это более глубокое, сокровенное знание.

Существуют три основных фактора для возникновения заболевания – привязанности, ненависть и безразличие. Мы называем их тремя ядами. Смотрите, если у вас есть яд, вы должны быть очень аккуратны, обращаясь с ним, потому что любой, кто вступит в контакт с этим ядом, умрет. Поэтому мы не можем оставить его на столе в открытом доступе. То же самое и с эмоциями – мы не должны выставлять их на всеобщее обозрение, иначе все будут отравлены. В чем преимущество, если мы это осознаем? Мы можем взять контроль над эмоциями. Или, говоря проще, мы можем ими управлять. Если же мы не осознаем этого, то эмоции руководят нами. То есть мы находимся в их власти. Если у нас сильная зависимость, сильная зависть, ненависть или безразличие, мы не можем соответствовать нашим ритмам, что бы мы ни делали, у нас будут проблемы. Мы начинаем сами создавать проблемы.

Итак, как мы можем контролировать эти три яда? Есть 84 000 томов книги знаний. Может быть, эти знания очень важны, может быть нет. Цель в том, чтобы контролировать и управлять этими тремя ядами. Например, у вас очень сильная злость – в отношении кого-то, кого вы считаете врагом, худшим человеком на земле. Прежде чем принимать этот негатив, подумайте. По сути, у нас нет определения, что такое хорошо или плохо. У нас также нет окончательного определения правильного и неправильного. Подумайте, то, что вы считаете хорошим, я могу опровергнуть, хотя вы можете считать это неправильным.

У нас нет окончательного определения того, что такое хорошо, плохо, правильно, неправильно – у нас нет абсолютного стандарта, определения. Мы все не любим страдать, поэтому мы все соглашаемся, что то, что заставляет нас страдать – плохо. В этом соглашаются все религии, люди всех цветов, всех стран. Почему? Потому что мы все уникальные организмы, созданные из пяти элементов. Пока у нас есть физическое тело, душа и дух, мы не любим страдать. Будда говорит, что надо рассматривать свой организм как пример и не заставлять других людей или существ страдать, не надо вредить им.

Если мы слишком эмоциональны – что происходит? Пока пять элементов находятся в балансе, наш организм похож на бесценный цветок. Очень свежий, красивый, хорошо функционирующий, приятно пахнущий – настоящий цветок. Мы говорим, что наш организм чистый, как стакан воды, потому что основная составляющая нашего организма – вода. Но потом, если у нас возникают негативные эмоции, мы как будто добавляем грязь, темные чернила в эту воду. Таким образом, вода нашего организма тоже становится все грязнее и грязнее, все более загрязненной. И в какой-то момент, ее больше нельзя пить. Итак, это корень наших болезней.

Например, мы покупаем новую чашку, и каждый день мы пьем из нее чай или кофе. Постепенно внутри накапливаются красители, остатки этого кофе. Аналогично и в нашем организме – он накапливает остатки наших эмоций. Остатки безразличия накапливаются, осаживаются по пути движения водных элементов. Ненависть – в кровеносных сосудах и лимфатических сосудах и органах – печени, мочевом пузыре и т.д. Если у вас есть все эти эмоции, их остатки откладываются во всех органах и тканях – костях, костном мозге и т.д. Они манифестировали после того, как начали аккумулироваться.

Что происходит? Они постепенно накапливаются и, как только достигают определенного значения, происходит манифестация. Затем появляются симптомы и возникает патология. В тибетской медицине мы не лечим симптомы. Что мы пытаемся делать – успешно или не успешно, независимо от того, серьезное это заболевание или нет, угрожающее жизни, или просто простуда, мы стараемся добраться до корня заболевания. Как говорилось раньше, большую роль играет нарушение обмена веществ.

Каковы условия для возникновения заболевания? Как правило, пациентами становятся пожилые люди и те, у кого наблюдаются нарушения системы пищеварения. По этому причине, если вы хотите предотвратить раковое заболевание, очень важно есть органическую пищу, приготовленную на пару, вареную.

Сегодня я постараюсь сфокусироваться на раке груди.

Почему я выбрала это направление? По нескольким причинам. Во-первых, эта проблема широко распространена – практически каждая вторая женщина страдает от этой проблемы. Женщина – мать, мать – это основа, мать – это дом, дом – это то, куда мы возвращаемся. Где у нас есть привязанности – это дом. Если материнское здоровье не в порядке, отец, дети, дом в целом – все оказывается не в порядке.

Грудь – очень особенная мышца, она не такая, как обычные мышцы, поскольку состоит из множества трубочек, лимфатических сосудов, собранных вместе. Грудь создана для образования молока тогда, когда оно нужно. Грудь связана со всеми органами, особенно, с репродуктивными органами, с тем, что мы в тибетской медицине называем Дан – иммунной системой.

Кроме того, грудь напрямую связана с лифматическими «станциями». В ней расположен один из элементов – земля. Все эти пункты, собранные вместе, делают грудь очень уязвимой, подверженной заболеваниям.

В большинстве случаев, если симптомы только возникли, то уже слишком поздно. Первый симптом может возникать во сне, выражаться в энергии, в чертах личности, изменении характера, а затем, в конечном итоге, что-то проявится. Именно тогда мы говорим, что уже немного слишком поздно. Признаки во сне могут появиться за несколько месяцев, несколько лет до проявления симптомов.

В тибетской медицине мы различаем несколько типов снов, которые связаны с вашей повседневной жизнью через то, что вы видели, слышали, испытывали, о чем вы молились. Или что-то, что вы делаете, во что вы вкладываете много усилий, и как только вы заканчиваете это, вы видите определенный сон.

Эти пять снов могут случаться, а могут и не случаться. Например, я хочу стать миллионером или миллиардером, я постоянно молюсь об этом, и вот мне снится сон, что я выигрываю в лотерею. Я просыпаюсь, но ничего из этого не происходит. Поэтому мы и говорим, что сны могут не сбываться. Не надо всегда верить снам. Но есть другой сон: остатки энергии или эмоций скапливаются в каналах, каналы сужаются все больше, и это может проявиться во сне. Вот такие сны очень информативны.

Когда возникают симптомы, например, тошнота, стреляющая боль, опухоль, вы чувствуете тесноту, напряжение в этом месте, вы чувствуете эту область. Если у вас есть такие симптомы, я бы сказала, необходимо предпринять меры. После этого появятся симптомы, которые каждый может обнаружить. Опухоль может быть доброкачественной или агрессивной. Когда вы трогаете опухоль и она мягкая, гладкая под пальцами, цвет ровный, как бы блестящий, по этим симптомам можно сказать, что опухоль неагрессивна. Агрессивна она, как правило, тогда, когда при пальпации ощущаются отдельные ее участки, цвет кожи становится более бледным, или кожа становится неровной и темной. Такая опухоль поглощает резервы организма и питательные вещества гораздо быстрее, приводя к смерти.

Говоря о диете, я бы хотела сказать, что независимо от того, какой у вас вид рака, постарайтесь не есть слишком острые, кислые и горькие продукты. Почему? Кислые продукты содержат элементы огня и ветра. Когда у вас агрессивный рак, у вас уже есть воспаление. Причина рака связана или с лимфой или с кровью. Мы говорим проще – заболевание вызвано ненавистью. Кислый вкус связан с элементами огня и земли, в итоге, заболевание развивается быстрее.

То же самое с острыми продуктами. В перце чили – элементы огня и ветра, поэтому он способствует распространению заболевания, именно поэтому мы и не любим такие продукты.

Возьмем в качестве примера горечь кофе. Горечь поднимает элементы лунг, а заболевание съедает все питательные вещества в организме, так что у больного и так преобладают элементы воздуха. Плюс, если мы пьем кофе, мы удваиваем вредоносный эффект. Как только возникает переизбыток элементов воздуха, организм высыхает быстрее. Во-вторых, заболевание распространяется сильнее, быстрее и более агрессивно. По этим двум причинам надо стараться избегать таких продуктов и напитков во время терапии.

Чем вы должны питаться, так это тем, что рекомендовал вам врач. Вы должны стараться заниматься . Польза не только в движении, но и в дыхании.

Поскольку наш организм состоит из пяти элементов, нам нужна еда, содержащая все пять элементов. Как мы можем получить все элементы? Есть два пути. Первый – просто употреблять соответствующую пищу, пополняя внутренние запасы элементов в организме. Второй – через дыхание.

Заболевания раком связаны не только с питанием. В окружающей среде есть провоцирующие факторы, а это значит, что нам нужен антидот. Тибетские медики говорят, что существуют четыре категории заболевания:

  • Очень мелкие заболевания, незначительные, как простуда. Их можно лечить, но и без лечения все будет хорошо.
  • Заболевания, связанные с угрозой жизни. Их обязательно надо лечить.
  • Кармические заболевания, что значит, вы сделали что-то плохое в одной из прошлых жизней, мы не знаем точно, что и когда, но сейчас вы платите за это, или страдаете из-за этого.
  • Провокационные заболевания. Кармические заболевания нельзя лечить с помощью медицины. Даже если вы будете принимать самые лучшие травы, вам это не поможет. Что надо делать – надо постараться оплатить тот негатив, который вы совершили: через благотворительность, например, став полезным обществу и т.д. Если заболевание связано с провокацией, надо лечить дух, в сочетании с диетой, образом жизни, травотерапией. Нам также нужны ритуальные практики.

В завершении я хочу сказать, что если вы узнали, что у вас рак, не стоит ставить на своей жизни крест. Сегодня есть масса способов, терапий, методов. И каким-то образом вы найдете то, что подходит именно вам. Вам просто надо быть сильным внутри. Как только вы почувствуете силу, знайте, что все будет хорошо. Кто бы вас ни лечил, доверяйте ему, и тогда все будет хорошо.

Это мандала буддийской медицины. Когда-то четыре группы студентов следовали учениям Будды. Теперь у нас есть четыре основных типа лечения. Неважно, какой религии или культуре мы принадлежим, мы все живые существа, все люди. Мы хотим быть здоровыми и счастливыми и не любим страдать. Поэтому мы держимся за руки, касаемся сердцем сердца, стараемся работать вместе на пользу всего живого. Спасибо!

II конференция по Интегративной медицине, Барселона, Испания
перевод с небольшими изменениями - ustinova.info

Др. Намгьял Квасар (Namgyal Qusar)

Прежде чем начать говорить о раке, я бы хотел кратко рассказать вам о том, что же такое , чтобы вы могли лучше понимать то, о чем мы будем говорить, а также то, какие тибетская медицина применяет подходы к лечению различных заболеваний.

Один из основных принципов тибетской медицины – мы все связаны. Мы не независимые. Тот, кого мы различаем как индивида, на самом деле, является частью целого, он связан с окружающей средой. Мы не должны думать, что являемся независимыми в какой-либо момент времени. Вот почему мы разработали концепцию о том, что мы все связаны 5 элементами. Это и есть наш тибетский способ объяснения первопричин.

Ответственность лежит не столько на конкретном индивиде, сколько на обществе. Каждый из нас имеет равную степень ответственности перед духовным миром. В этом состоит концепция 5 элементов: мы должны привносить гармонию, баланс в нас самих и в окружающий нас мир. Это один из основных принципов тибетской медицины. Следуя ему, мы либо лечим простые заболевания, либо боремся с очень серьезными, такими как рак.

Еще один важный концепт тибетской медицины состоит в том, что мы имеем представление о карме. Когда у человека диагностируется хроническое заболевание, он теряет надежду. А зря. Карма – это не то, что вы можете посадить в землю и вырастить фрукт или растение. Карма приводит к каким-либо результатам благодаря нашим чувствам, намерениям, эмоциям и т.д. Чем больше гармонии в нашей жизни, в нашем обществе, чем более позитивно мы настроены. Чем сильнее мы стремимся к достижению той цели, которая кажется нам оптимальной и позитивной, тем лучше становится наша карма. Вот что мы понимаем под кармой. Что бы мы ни делали – мы несем ответственность.

Сегодня мы знаем, что эпидемия рака, терминальных заболеваний неконтролируема. В нашем распоряжении есть самые современные и изощренные методы для проведения экспериментов, но, несмотря на гений всех экспертов во всем мире, мы до сих пор не можем определить причину этих заболеваний. Дело в том, что мы не относимся ответственно к самим себе, к окружающему миру. На самом деле, если мы берем на себя ответственность, мы сможем решать очень сложные задачи простым путем.

В тибетской медицине мы говорим, что человеческие существа – худшие существа. У нас есть сильные зависимости и алчность по сравнению с другими существами. Давайте посмотрим на любой пример из животного мира: взрослым особям нужна только еда – и они уже счастливы!

Человек не удовлетворяется простыми вещами, нам нужно больше и больше. А если мы этого не получаем, не получаем того, чего хотим, мы становимся злыми, жадными. Если кто-то становится лучше нас, мы начинаем завидовать. В этом-то и проблема! Мы эгоцентричны и эгоистичны, отсюда все наши проблемы. До тех пор, пока мы живем в этом эгоцентричном мире, у нас будут эти проблемы.

Мы пытаемся найти новые способы лечения сложных заболеваний, но еще раз, – если мы не найдем способ решать простые задачи, управлять нашими эмоциями, мы не сможем освободиться от заболеваний. Нам придется бороться снова и снова, открывать, изобретать – и это бесконечный поиск решения, у него нет конечной точки. Попробуйте обуздать себя, отвечайте за себя, постарайтесь нести в этот мир что-то положительное, ищите оптимальное решение и способ достижения оптимального счастья. Это, пожалуй, точное описание подхода тибетской медицины к лечению любого сложного заболевания, и, возвращаясь к моей теме, тибетскому концепту рака, давайте определимся, что такое рак с нашей точки зрения.

Есть некоторая терминология в тибетской медицине, которую нам надо знать. Во-первых, это Тене. Тен – означает любой вид роста, Не – означает заболевание. Поэтому Тен-Не – это рост, которые не естественен для системы. Де-Не – это что-то вроде птичьего яйца – рост, характеризующийся отеком. Любое медицинское нарушение, рост которого невозможно контролировать, в тибетской медицине определяется как Де-Не. В случае с опухолью, Де-Не превращается в Де-Тен, что означает злокачественная опухоль.

Еще один термин в тибетской литературе – Ньен-Не и Ньен-Дэ.

Ньен-Не используется для описания 18 ранимых заболеваний, вызванных дисбалансом между внешними микроорганизмами, известными как парпата, и внутренними микроорганизмами. Когда эти две группы микроорганизмов вступают в борьбу в нашем теле, у нас развивается Ньен-Не, которое является очень тонким заболеванием.

Ньен-Де – одно из 18 заболеваний, форма агрессивной и злокачественной опухоли, вызванное вирусом или нарушением баланса между любыми внутренними и внешними микроорганизмами, которые известны на сегодняшний день. Итак, сейчас основная разница в тибетской медицине – между доброкачественной (Де-Не) и раковой (Де-Тен). Когда мы классифицируем эти опухоли, Де-Не – означает любой рост в организме, материал, из которого состоит опухоль, например, это какая-то опухоль из жира, содержащая жировой материал – жировая опухоль. Такая опухоль, которая не растет, и есть Де-Не. Если такие опухоли становятся агрессивными – их называют Де-Тен.

Итак, доброкачественные опухоли — это Де-Не. Любое хроническое заболевание может быть простым, как несварение, или сложным, как рак. Так вот, несварение может быть причиной всех хронических заболеваний, всех серьезных заболеваний. Если говорить о доброкачественных опухолях, то одной из причин действительно является хроническое несварение. Мы говорим, что если в ЖКТ наблюдается хроническое несварение, остатки пищи связываются между собой чем-то похожим на слизь, формируя шар или опухоль. Подобно этому, молекулы связываются между собой, образуя опухоль. Образуются большие объемы сыворотки, возникают хронические инфекции, вызванные, например, внешними микроорганизмами или бактериями – все они образуют шары, которые сами по себе являются опухолями. Материал, из которого состоит опухоль без каких-либо признаков агрессии и изменений, в тибетской медицине называется просто Не или доброкачественная опухоль.

Теперь давайте рассмотрим тибетский концепт в отношении рака, его причин. Речь пойдет о четырех факторах, которые в представлении тибетских врачей вызывают рак: диффузия, нарушение, несварение, грязь.

Первое и основное, разумеется, несварение. Я просто расположил их в том порядке, в котором они встречаются в наших медицинских текстах. Нарушения пищеварения, особенно несварения, являются формой нарушения метаболизма, а это вызывает все виды хронических заболеваний и, разумеется, рак. И если мы не можем контролировать и исправлять эти пищеварительные нарушения, они начинают занимать другие места.

Как мы знаем, раковые клетки растут, размножаются, распространяются. Именно это мы понимаем как дамбу, диффузию. Нам надо научиться контролировать наши энергии, приводить их к гармоничному состоянию.

Мы должны управлять своими эмоциями, должны следить за тем, что мы едим, должны привнести в нашу жизнь гармонию и принимать правильные средства, какие бы медикаменты не были нам нужны. Но если мы не можем правильно контролировать диффузию, возникает нарушение – в нашем случае, метастазы. Тот случай, когда часть организма, находящаяся в одном месте, атакует совершенно другое место, другую энергию, приводя к полному нарушению энергий. При этом происходит общий дисбаланс в организме, облегчающий раку задачу по атаке самого организма.

Это еще не все. Еще есть грязь, которая сопровождает все это. Грязь или токсины. В случае несварения токсины начинают накапливаться в организме, и, перемещаясь из одного места в другое, они повреждают организм.

Но и это еще не все. Когда токсины соединяются с раковыми тканями, клетками, как ни назови, токсичность в системе начинает накапливаться в конкретном органе. И если мы не можем поддерживать достаточный уровень своей энергии, позитивного отношения, тогда мы переходим в стрессовый режим, который в тибетской медицине мы понимаем как нарушение лунг. Все энергии организма находятся в полном хаосе.

Что же происходит? Эти накопившиеся и несбалансированные токсины вследствие нарушения энергий начинают собираться и связываться из-за энергии лунг. Это то, что объединяет тело и разум, поддерживает их в гармонии — основная энергия. До тех пор, пока мы поддерживаем гармонию, хорошо функционируем, эта энергия является связующим звеном. И когда она находится в связанном состоянии, ее не так-то просто высвободить. Это один из основных принципов того, как развивается рак.

Мы всегда пытаемся найти некий средний путь. Сегодня, говоря об интегративной медицине, мне бы хотелось отметить, что тибетская медицина – это интегрированная единица. Это не просто терапия, одна из модальностей. У нас есть диетотерапия, терапия образа жизни, лечение травами и т.д., различные дополнительные методики. И все связано.

Но что я хочу сказать – концепт, подход – был интегрирован не за последние десять лет, и даже не за целое столетие. У нас , есть медицинские тексты, датированные 1000 годом, и они настолько отличные, что мы до сих пор гордимся ими. Я пытаюсь сказать, что даже тысячу лет назад уровень интеграции, представленный в текстах, был такого уровня, что актуален до сих пор. Нам уже не надо ничего доказывать, не надо прилагать усилия – все уже сделано до нас.

Кроме того, в этих текстах нет ничего, что бы противоречило существующим медицинским принципам, будь это китайская медицина, западная медицина, аюрведа или гомеопатия.

Можно сказать, что аллопатическая медицина интегрирована в тибетскую медицину, потому что у нас тоже есть принцип противоположности. И тибетская медицина также гомеопатическая, потому как мы говорим, что если подход от противного не подходит, надо попробовать подобное.

И китайский подход 5 элементов тоже представлен у нас: земля, дерево, металл, огонь и вода. И у нас также есть принципы, аналогичные аюрведе.

Но несмотря на все эти сходства, тибетская медицина является уникальной, с более чем тысячелетней историей, с уникальным комплексным подходом к лечению пациентов, у нас есть медицинские тексты, который по сей день являются одними из лучших медицинских текстов во всем мире, пожалуй, самыми аутентичными медицинскими текстами, которые мы с полным правом и сегодня можем называть Тем Самым Подходом.

Основное объяснение, которое приводится в тибетской медицине – лечение должно быть индивидуальным, к какому бы заболеванию оно не подбиралось – будь то заболевание легких или рак. Мы должны применять наш подход, подбирать лечение в соответствии с конкретным индивидом, конкретной личностью, конституцией конкретного человека, его окружением. Мы не можем использовать одни и те же подходы для лечения человека с Тибета и из Испании, даже если у них похожее состояние, например, астма. Наш коллега с Тибета, который страдает от астмы, должен придерживаться , которая не подойдет пациенту из Испании, у которого должна быть совершенно другая диета, потому что он принадлежит к другой культуре, у него другие корни, другой стиль жизни.

В тибетской медицине есть 10 основных и очень важных критериев, которые приводят к возникновению заболевания, они же применимы и к возникновению рака. Первое – и основное – физические составляющие. Как мы знаем, рак может поражать любую ткань организма. Мы также знаем, что тибетская медицина выделяет 5 основных типов физической организации нашего организма, которые формируют генетическую предрасположенность. Мы группируем их по некоторым признакам. Лейкемия, к примеру, относится к крови. Рак крови, в представлении тибетской медицины, относится к раку свободного типа. Мышцы – рак в мышцах – это рак элементов воды и земли. И так далее.

В наших текстах говорится, что использование натуральных лекарственных средств позволяет минимизировать возможные побочные эффекты при лечении и оптимизировать процесс излечения.©

Др. Намгьял Квасар (Namgyal Qusar)

Сегодня мой доклад посвящен лечению рака по принципам тибетской медицины.

Я бы хотел дать вам краткое представление о том, как мы лечим рак согласно принципам тибетской медицины, а именно об основных этапах: контроль заболевания на начальных стадиях, локальный контроль, и детоксикация организма и восстановление его энергий. Следующий этап – излечение, гармонизация тела и духа. На всех этих этапах очень важны четыре основных интегративных метода. А также диета, образ жизни, прием трав и все другие дополнительные методы терапии.

Давайте я приведу вам в пример историю, которая произошла с моей пациенткой. Тибетская женщина в возрасте старше 60 лет обращалась ко мне на протяжении пяти лет. Так что… мы хорошо знаем друг друга.

Спустя примерно четыре года знакомства я заметил некоторые изменения на ее лице. Я обнаружил – небольшое образование. Родинка на ее лице стала больше и изменила цвет, стала темнее, коричневой и ассиметричной, перестала быть круглой. Я провел исследования, и мы подробно обсудили, что происходит. Я сказал ей, что обнаружил некоторые изменения в организме, на ее лице, и их надо немедленно исследовать. В моем понимании, все должно быть хорошо – ее пищеварительная и мочеполовая системы работают нормально, у нее нормальный пульс. Но мы обязательно должны проверить это в больнице. Мы обсудили это с ее дочерью. Я сказал ей, что это похоже на рак, но, тем не менее, если это не рак – хорошо, но если это так – мы не должны беспокоить пациентку раньше времени.

В больнице взяли биопсию и нашли неопластические изменения, подтвердили наличие раковых клеток. И внезапно все запаниковали. Я сказал, не надо волноваться, необходимо все выяснить поподробнее… Я обратился к ее мужу и дочери с просьбой осуществлять локальный контроль, выполнять все назначения врача, а затем уже продолжить лечение и с применением тибетской медицины.

Пациентка была обследована на предмет наличия других осложнений. К счастью, это был неосложненный, локальный рак. Доктор предложил операцию. Пациентка впала в шок, не зная, что делать. Они пришли ко мне после этой консультации и попросили моего совета. Да, поскольку это локальное образование, его немедленно надо удалить. Но они все еще не могли прийти к решению, что делать. Они обратились за советом к нашим тибетским ламам. И даже они сказали, что надо немедленно оперировать.

До того момента, как пациентка пошла на операцию, она и её семья очень волновались, и я старался все время поддерживать их. Я попросил их не волноваться, сказав, что энергии женщины находятся в оптимальном состоянии, а потому она легко справится с этой операцией. В конечном итоге они решили оперироваться. Опухоль была удалена.

Через два-три дня женщина вернулась домой и навестила меня. Врачи, которые оперировали ее, подтвердили, что решение о согласии на операцию было своевременным. Конечно, после операции вы не сразу чувствуете себя здоровым, необходимо какое-то время на реабилитацию.

Примерно через год она обратилась в больницу для контроля. Все было чисто. Я назначил ей несколько препаратов на время продолжения лечения. Как вы понимаете, контролировать начальное состояние очень важно. Если бы я не посоветовал ей обратиться к хирургам, а начать лечение тибетскими методами, это было бы не очень умным решением с моей стороны.

Диета и образ жизни являются такими же лекарствами и важны на всех этапах лечения рака. Диета и образ жизни всегда очень важны – мы можем жить без лекарств, но не можем жить без еды. Мы живем, чтобы жить и выполнять работу, не только ту, которой мы наслаждаемся. Вот что такое наш образ жизни. Диета и образ жизни одинаково важны и как способ профилактики и как метод лечения.

При лечении рака также важно то влияние, которое вы получаете от социальной среды. Важно поддерживать пациента ментально, готовить его к возможным предстоящим испытаниям: боли, грусти, нервозности, депрессии. В тибетской медицине мы говорим, что пациент, врач и группа поддержки (медсестры, семья, окружение) одинаково важны. Доктор должен быть профессионалом и обладать достаточными навыками в своей области. Пациент должен быть спокоен, уверен и доверять врачу. А поддержка, которую вы получаете от семьи или кого-то еще, должны помогать, давать правильную пищу в правильное время.

Кроме того, мы назначаем препараты из трав, чтобы улучшить качество жизни пациентов и продлить им жизнь. В наших текстах говориться, что использование натуральных лекарственных средств позволяет минимизировать возможные побочные эффекты при лечении и оптимизировать процесс излечения.

В нашей медицинской традиции активно используется тепло. Мы применяем тепло в точках, которые позволяют пробудить энергию и направить ее к больным органам и тканям… Я считаю, что радиационная терапия, которую мы используем сейчас в рамках традиционной медицины, и наша теплотерапия очень похожи. Разница в интенсивности и агрессивности лечения, и выборе пораженной стороны для лечения. Подход тот же, мы используем его с давних времен. Лечение должно быть персонализированным и сопереживающим, каждый пациент должен чувствовать поддержку.

С точки зрения тибетской медицины необходимо употреблять все виды пищи, но в умеренных количествах, говорим ли мы о вкусе, консистенции или чем-то еще. Вы должны есть в соответствии со своей конституцией. Поэтому каждая диета может иметь свои характеристики, но мы должны определить, подойдет ли она вам или нет.

Если у вас тип конституции Воды или Земли, вы должны избегать больших объемов холодной еды, чеснока по утрам, потому что если вы съедите чеснок утром, он сделает вас еще более уставшим. Более того, он сделает вас более больным. Вы должны есть максимально естественную пищу в том виде, в котором она растет. Это наша серьезная проблема на сегодняшний день. Сегодня столько всего, и все выглядит так аппетитно, особенно, в продуктовых магазинах. Но продуктовые магазины не для нас, мы не должны там покупать еду. Они созданы для того, чтобы продавать, а мы, в свою очередь, должны знать, что нам нужно. Если мы это знаем – мы в безопасности.

Нам всегда говорят, что очень важно менять вкусы потребителей, что есть масса продуктов, которые мы можем употреблять в пищу. Маркетологи знают, что мнением людей можно управлять, если правильно представить продукт. Это не их вина, а наша – если мы не будем покупать, они не будут продавать. Если вы отдадите предпочтение более органической, натурально выращенной пище, им придется продавать ее. А когда мы покупаем все, что продается, мы становимся жертвами. К сожалению, все мы жертвы. Всегда.

Очень важно есть теплую пищу, что и проповедует тибетская медицина. Не всякий раз, конечно, потому что иногда нам нужна теплая еда, иногда холодная. Разумеется, многое зависит от возраста, сезона, погоды и т.д. Но убедитесь, что вы едите не только холодную пищу, вы должны есть теплую пищу хотя бы раз в день. И надо пить больше чистой воды.

Есть определенные типы пищи, которые мы все знаем - вы можете найти их в любой книге по диетическому питанию. Это та пища, которая мне кажется полезной. Я также рекомендую ее потому, что она согревает и балансирует энергии. В Индии люди употребляют много разных видов овощей, которые считаются вредными для пищеварительной системы. Как только возникают проблемы с пищеварительным трактом, хронические заболевания, особенно рак, необходимо убедиться, что человек ест правильную пищу.

Необходимо знать, есть ли в рационе пациента черная чечевица, ее еще называют магендал (дал – чечевица). Также раджма - коричневая фасоль, картофель, капуста. Считается, что все эти продукты приводят к повышенному газообразованию в желудке. Убедитесь, что пациенты с проблемами пищеварения не употребляют эти продукты. Все тибетские врачи советуют пациентам избегать картофеля, белого риса, капусты. Причина в том, что когда развивается рак, наше тело проходит через стрессовую фазу, и в это время еда, которая провоцирует образование газов, оказывает вред.

В свою очередь, в рацион необходимо включить ягоды. Например, такую ягоду как тербу или Годжи. Сегодня они очень известны по всей Индии и даже в Китае. Много исследований проводится по этим ягодам. Мы многие века активно используем их в тибетской медицине. В аюрведе они не столь популярны, но сейчас и аюрведические врачи проводят активные исследования полезных терапевтических эффектов употребления этой ягоды. Особенно аквтино изучается ее польза в борьбе с раком.

В индийской медицине у этой ягоды нет названия. Индусы стали называть ее «чарма», но это тибетское слово, означающее «шип». У нас есть тибетское название для этой ягоды – «тербу», и есть синоним – «лауцерма». Поскольку это растение имеет шипы, они просто назвали его тибетским словом, чтобы как-то обозначить растение.

Тербу или годжи – один из наиболее важных ингредиентов для лечения рака, также используется как противовоспалительное средство.

Во время лечения рекомендуется обращать внимание на поддержание тепла пищеварительного тракта. Это прекрасно обеспечивают специи. Куркума всем хорошо известна, у нее есть антитоксический эффект. Также она прекрасно выводит токсины из организма, заживляет раны. Кориандр тоже оказывает противовоспалительное действие в ЖКТ. Корица улучшает пищеварение. Имбирь обладает схожим действием, а также добавляет сил. Кардамон особенно полезен для улучшения кровообращения и обмена веществ. Его активно используют при раке почек. Чеснок и лук хорошо справляются со стрессовым состоянием, успокаивают энергию лунг. Также полезен черный перец.

На Тибете нет папайи и авокадо и других полезных овощей и фруктов, но сейчас мы живем в том мире, в котором все это просто достать, поэтому их тоже нужно употреблять в пищу. По нашим представлениям эти фрукты теплые по своей природе и легкие для желудка. Особенно этим славится гранат – его мы часто используем в наших тибетских формулах, потому что он сохраняет теплоту пищеварительного тракта и поддерживает здоровье слизистых. Мы считаем, что это лучший фрукт, потому что известно, что в нем гармонично сочетаются все пять элементов.

В тибетских книгах есть отдельные главы, посвященные лечению рака, в которых говорится, что надо особенно избегать очень сладких, кислых, соленых продуктов. Они действуют, как токсин, как яд. Понятно, что у каждого свои вкусы, но все надо употреблять в меру. Особенно сладкое! Надо уменьшить потребление сладкого в любой форме, потому что если вы употребляете много сладкого, вы потребляете много элементов Земли и Воды, а в избыточном количестве они токсичны. Необходимо употреблять больше натуральных продуктов и избегать чрезмерно горячего, алкоголя, кофе и газированных напитков в большом количестве. Соусы, майонез, продукты с избыточным жиром – все это тоже надо исключать.

Двигательная активность.

И наконец, главная наша рекомендация, на всех этапах болезни раком – регулярные занятия, регулярное движение, потому что наше современное общество – жертва сидячего образа жизни. Конечно, особенно хороши такие упражнения, как йога или тай-чи, потому что основная цель йоги – сбалансировать пять основных энергий тела.

Я лично хорошо знаком с тай-чи, потому что у меня был студент, который обучался этой гимнастике у лучшего мастера, а я пару лет учился у него. К сожалению, я не очень спортивный человек, я перестал заниматься после того, как он уехал, и теперь я просто не помню, что нужно делать. Но это отличный вид спорта! Всегда, когда я практиковал тай-чи по утрам, я чувствовал себя совершенно по-другому – молодым, свежим, даже моя память улучшилась. Так что мы обязательно должны двигаться, это важно.

Необходимо также контролировать вес. Когда у человека рак или заболевание сердца, в первую очередь, необходимо снижать вес. И мы можем его контролировать занимаясь спортом, конечно.

В результате исследования я выявил, что очень важно уменьшить потребление углеводов, белого риса, хлеба и т.д. По крайней мере, когда мы говорим о рационе, углеводы должны составлять до 30%, а овощи – остальные 70%. Мне кажется, это мудрое решение – следить за весом.

Дурные привычки, зависимости, наркотики, жевание табака – мы все знаем, что это приводит к раку.

Очень важно ложиться спать в правильное время. На самом деле, здесь формула простая - как только темнеет, мы должны ложиться спать. По крайней мере, мы должны раньше засыпать и раньше вставать. Это особенно актуально для больных раком.

Пациент должен незамедлительно поменять свой образ жизни, как только был поставлен диагноз. Сам пациент, его семья и друзья должны быть готовы столкнуться с подобными испытаниями. Одно из наиболее важных – психологическая подготовка. Надо быть психологически готовым! Как только мы приняли решение и начали мысленно готовиться, мы найдем способ победить рак.

И давайте постараемся сделать жизнь настолько простой, насколько это возможно. Управление эмоциями очень важно! Как только вы проснулись утром, пожелайте всем благополучия. Вы все знаете, что тибетский народ беден, но когда мы молимся, мы молимся о благополучии всего человечества. Это не потому, что мы не болеем раком, это потому, что благополучие других важнее, чем собственное. Когда у вас такая ментальность, она поможет вам минимизировать проблемы в случае тяжелого заболевания, минимизировать страдания. Простая практика тренировки ума очень полезна. Я озвучу такую фразу: мы должны мотивировать себя мыслями о том, что все живые существа более важны, чем мы, и у всего есть высшая цель. Когда я нахожусь в компании, я считаю себя самым низшим из всех, и искренне воспринимаю других как более умных, сильных и главных…

В каждом своем действии я буду обращаться к разуму в тот момент, когда мои эмоции будут брать верх надо мной. Я буду стойко противостоять им, поскольку они могут навредить и мне, и окружающим. Когда я вижу больное по своей природе существо, страдающее от заболевания, я отношусь к нему как к редчайшему и бесценному сокровищу.

Когда кто-то со злости атакует меня, я сдамся и позволю ему одержать победу. Если я очень верил в кого-то и возлагал большие надежды, но они не оправдались, я буду воспринимать этого человека как истинного духовного учителя.

Как вы знаете, тибетская медицина - часть буддийской философии и практики, и тибетские доктора, очевидно, буддисты. Но наша обязанность - лечить не только буддистов, но любого. И такая тренировка сознания, о которой я говорил ранее, подходит для всех. Когда мы сталкиваемся с пациентом, который не является буддистом, но хочет найти свой путь, я всегда рекомендую эту тренировки разума. Для этого не надо верить в Будду. С помощью этой практики человек открывает себя, открывает свое сердце. Когда мы открываем себя, мы выходим за пределы и ограничения.

Последняя стадия лечения рака по Тибетской медицине – заживление и гармонизация тела и энергий. Видите ли, мы используем много мультикомпонентных лекарств. Мы говорим об интегративной медицине, поэтому мы говорим об интегрированных составляющих. Некоторые компрессы делаются на отваре, состоящим из более 25 трав. Основная причина такого мультикомпонентного подхода заключается в том, что нам надо привести в гармонию тело и разум.

Мне бы хотелось упомянуть один из компонентов, который исследовался в лаборатории и который доказал в результате очень сильный антиканцерогенный эффект. Если вы зайдете на страничку нашего университета, вы увидите публикацию об этом исследовании. Соблюдение диетических рекомендаций и рекомендаций по образу жизни помогут не только вам, но и окружающим вас людям, тем, кому вы доверяете, кто сильнее вас ментально – они тоже могут помочь вам подготовиться к лечению. Когда мы ментально готовы, мы знаем, как лучше управлять и справляться с нашими эмоциями. По моему опыту, когда пациент подготовлен, он хорошо отвечает на любое лечение, в том числе, тибетское. Тибетская медицина – это, в первую очередь, интегративный подход. опубликовано

II конференция по Интегративной медицине, Барселона, Испания
перевод с небольшими изменениями - ustinova.info