Физическая культура. Роль физической культуры в современном обществе. Проект "роль физической культуры в моей жизни"

РЕФЕРАТ

по физической культуре

на тему:

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В

НАШЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.»

Выполнила:

студентка группы РНУ_0600_07/08

заочной формы обучения

Колмакова Елена

Проверил: Крючкова Н.М.

Введение

Что такое физическая и двигательная активность?

Согласно современным представлениям, двигательную активность

следует рассматривать естественным, эволюционно-сложившимся

фактором биопрогресса, определившим развитие организма и

обеспечившим не только формирование наиболее совершенных

механизмов в процессе длительного филогенеза, но и оптимизацию его жизнедеятельности в онтогенезе. Это обусловлено тем, что в структуре механизма двигательной активности в элементарной форме представлен принцип саморегуляции, отражающий сущность всеобщего закона оптимизации, проявляющийся в стремлении живых систем к достижению максимального жизненно-важного результата с минимальными энергетическими и пластическими затратами.

Физическая активность - вид деятельности человеческого организма, при котором активация обменных процессов в скелетных (поперечно-полосатых) мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Как физиологический процесс физическая активность присуща любому человеку. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни (что часто встречается у студентов) и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Низкая физическая активность (гиподинамия) может быть причиной развития мышечной атрофии. Если гиподинамия сочетается с погрешностями в пищевом рационе (прием высококалорийной пищи в большом количестве) это неминуемо приведет к развитию ожирения. А ведь студенты практически всегда вместо нормального обеда предпочитают быстрый перекус фастфудом, и все из-за нехватки времени.

Практика показывает, что образ жизни студента (если он целе- направленно и систематически не занимается физической культурой)

относится к малоподвижному. А это значит, что все пагубные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, непременно скажутся на его физическом, умственном и половом созревании и в целом на здоровье. А ведь так просто и доступно избежать этого, если включить в свой образ жизни оптимальный режим двигательной активности.

Следует говорить и об оптимальной физической активности, которая позволяет человеку сохранять или улучшать свое здоровье, снижать риск возникновения заболеваний, в том числе и фатальных. Оптимальная физическая активность может быть достигнута за счет ходьбы, бега, занятия подвижными видами спорта, танцами, а также выполнением гимнастических упражнений. Все эти упражнения студенты хотя бы в течения одного дня должны выполнять, чтобы в дальнейшем быть здоровым человеком. Умеренная и выраженная физическая активность включает в себя любой вид мышечной деятельности, выполняемой человеком в течение дня, недели, месяца, года. Не важно, это специальные физические упражнения, или работа по дому или на приусадебном участке, просто ходьба. Физическая активность может быть достаточно кратковременной, но очень важно, чтобы в течение дня ее продолжительность была не менее 30 минут. Для большинства людей 30 и даже более минут физической активности в день не являются проблемой.

Ведущие активный образ жизни студенты могут рассчитывать на то,

что проживут дольше, чем те, кто проводит свою жизнь сидя. Как считают некоторые физиологи, каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два или три часа. Если так, то некоторые люди продлевают себе жизнь на целых 5-10 лет.

Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что без занятий физической культурой здоровым быть невозможно. Постоянные и разнообразные физические упражнения делают тело человека сильным и прекрасным. До сих пор нас восхищают произведения античных скульпторов, воплотивших в своих творениях физическую силу и гармонически развитое человеческое тело - Аполлон Бельведерский, Венера Милосская, Геракл, Дискобол, Копьеносец.

Любой вид физической активности сопровождается интенсификацией обменных процессов (метаболизма), прежде всего в мышечных клетках, а, следовательно, повышением их потребности в поступлении дополнительного количества кислорода и питательных веществ. Уже при умеренной и, тем более, при выраженной физической активности происходит интенсификацией работы сердца (повышение частоты и силы сокращений) и органов дыхания (увеличение частоты дыхания с повышением газообмена и насыщения легких кислородом). Активация клеточного метаболизма характеризуется не только поступлением, но и выведением продуктов, образующихся в процессе жизнедеятельности клеток. Они поступают в кровяное русло кожей с потом и легкими с выдыхаемым воздухом.

Поэтому при увеличении физической активности у человека повышаются частота сердечных сокращений (учащенное сердцебиение и пульс), дыхательных движений (одышка), усиливается потоотделение. Частое

дыхание наряду с повышенным потоотделением обеспечивают защиту организма от перегревания в период выраженной физической активности.

Гиподинамия и жизнь студента

Новейшие научные исследования показали, что длительное ограничение двигательной активности, которое получило название гиподинамии,

является опасным антифизиологическим фактором, разрушающим

организм и приводящим к ранней нетрудоспособности и увяданию. Если

у зрелого организма нарушения, вызванные гиподинамией, являются

обратимыми, то есть их можно ликвидировать с помощью своевременной физической тренировки, то у растущего организма повреждающий эффект гиподинамии ничем не компенсируется.

Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях онтогенеза и в период полового созревания. Она приводит к значительному снижению темпов роста организма и угнетению биохимических процессов, включая функции генетического аппарата клеток. То есть студент, заболевший гиподинамией, вряд ли сможет окончить университет на хорошие оценки, как бы он не старался. Из этого следует, что его жизнь может сильно измениться, а все из-за того, что он ленился больше двигаться, спорту предпочитал учебники. В итоге он не смог применить знания из-за снижения концентрации внимания. Поэтому, чтобы такого не случалось, надо учебу разбавлять спортом, даже если времени нет. Ведь во время физической нагрузки вырабатываются эндорфины, создаётся хорошее самочувствие и настроение, повышается устойчивость к стрессу, депрессии, нормализуется сон.

Также установлено, что при гиподинамии выявлены значительные функциональные отклонения головного мозга, выражающиеся в нарушении высшей нервной деятельности и низком уровне работоспособности мозга.

История физкультуры

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки, укрепляли волю.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических войн. Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физвоспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, драматургией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.

В эпоху феодализма физическое развитие народов осуществлялось в процессе трудовой деятельности, подвижных игр, бытового, культурного и военного характера.

В период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом.

Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн.

В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции (клубы) по отдельным видам спорта.

В период существования СССР главная социальная функция физического воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.

Суть физической культуры

Первоначально слово “культура” в переводе с латинского означало “возделывание”, “обработка”. По мере развития общества понятие “культура” наполнялось новым содержанием. Сейчас это слово в общечеловеческом понимании - и определенные черты личности, и формы поведения человека.

В научном смысле слово “культура” это все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны - это результаты (продукты) этой деятельности.

Таким образом “культура” - это творческая созидательная деятельность человека.

Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

Понятие «физическая культура» подразумевает не только систематическое применение рационально составленных комплексов упражнений, но и хорошую физическую форму.

Физическая культура в первом понимании является ведущим фактором

здорового образа жизни, а во втором – его следствием. Как видим, это

понятие довольно емкое: объединяя в себе причину и следствие, оно

выступает в особом качестве, именуемом физической культурой.

занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, то есть это процесс окультуривания человека.

Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.

Спорт высших достижений и здоровье понятия далеко не однозначны. Спорт высших достижений занял сегодня в жизни общества место, которому нет аналогий в истории.

Его проблемы стали предметом пристального изучения не только медиков и педагогов, но и философов, социологов. Его влияние учитывают сегодня и политики.

Система физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как:

народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в демократическом характере физкультурных организаций, в широком использовании народных игр, как средства оздоровления и закаливания;

научность, системы физического воспитания заключается, в использовании всех достижений общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и углубляются во всех направлениях исследований, в том числе по совершенствованию самой системы физвоспитания.

Термин “физическая культура” впервые появился в Англии в конце прошлого века.

Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Физическая культура имеет 4 основные формы:

физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка);

восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

занятия физическими упражнениями в целях отдыха,

высшее достижение в области спорта.

Важность физического здоровья.

Физическое здоровье - важнейшая составляющая часть любого нашего успеха. Это важная характеристика производительных сил, это общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Это вроде бы понятно всем. Ведь недаром не только военные, но и политики, педагоги, психологи так много говорят о физическом и нравственном состоянии нации.

Физическое здоровье нации - вещь совершенно конкретная, до того осязаемая, что ее можно, например, разместить в статистических показателях.

Правда статистика эта жутковатая, она свидетельствует о том, что наше общество больное, что в нем практически не остается здоровых людей. В данном случае речь уже не идет о катастрофическом росте заболеваний СПИДом и венерическими болезнями, о все “молодеющих” наркомании и алкоголизме.

Современная жизнь закрутила нас в спираль. День-деньской бегаем, как белка в колесе, решая насущные проблемы. Все важно, все необходимо, все неотложно. Все, кроме нас самих! Меньше всего уделяем внимания себе.

Едим как попало и что попало, большей частью на ходу. Некогда! Некогда остановиться, расслабиться, подумать: Куда бежим? Что нас ждет?

При этом наш организм непрерывно подвергается воздействию внешней среды (меняются атмосферные условия, воздействуют возбудители инфекций, радиоактивные излучения и другие факторы).

Не надо быть большим провидцем, чтобы предсказать итог: Силы иссякнут, энергия куда-то испарится, здоровье, как говорят, пошатнется. И все на этом фоне покажется пустым и малозначительным.

Мрачная картина, но, увы, реальная. К сожалению, многие люди, а особенно молодые, тогда начинают думать о своем здоровье, когда оно уже серьезно нарушено. Это связано с тем, что молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Однако, здоровье не является чем-то постоянным и неизменным и необходимо думать о том, как сохранить здоровье, трудоспособность и активность для полноценной жизни на долгие годы.

Главным признаком здоровья является высокая работоспособность и приспосабливаемость организма к различного рода воздействиям и изменениям внешней среды.

Всесторонне подготовленный и тренированный человек легко сохраняет ГОМЕОСТАЗИС (постоянство внутренней среды), которой проявляется в поддержании постоянной температуры тела, химического состава крови, кислотно-щелочного баланса и т.д. (немаловажную роль в этом могут сыграть занятия физическими упражнениями). Снижение способности организма приспосабливаться к обычным условиям и раздражителям сопровождается развитием не свойственных здоровому организму функциональных и структурных изменений - болезни.

Болезнь - это нарушение нормальной деятельности организма под влиянием повреждающих воздействий, нарушающих динамическое равновесие между организмом и окружающей средой.

Между здоровьем и болезнью нет четкой грани (3-L6), однако существуют различные переходные формы и состояния, учитывающие индивидуальные (генетические) особенности организма, возраст, пол, уровень физического развития и другие условия. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы. Болезнь проявляется и развивается тогда, когда уровень здоровья снижается до определенного предела (уровня).

Ежегодно в мире рождаются миллионы детей с наследственными недугами, число их растет (недугов, не детей). Украину (входит в восьмерку стран с низким уровнем рождаемости) тоже преследует этот бич. Все больше появляется на свет мутантов, имеющих изменения в организме, которых раньше людской род не знал.

Медики констатируют, что наряду с неполноценными детьми, встречаются еще вроде бы нормальные (10-2).

Военные медики вынуждены констатировать, что с каждым новым призывом в ряды вооруженных сил так называемая широкая общественность начинает бить тревогу: дескать, из года в год снижается качество армейского пополнения, тех, кто будет защищать священные рубежи Родины.

С большим трудом удается отобрать из массы призывников парней, чей рост, вес и прочие физические кондиции соответствовали бы требованиям службы.

Все это говорит о том, что в наше время молодежь уже не так следит за своим здоровьем, как раньше.

Заключение.

Думается, нет необходимости объяснять, что лучше не бегать за здоровьем в 40 - 60 лет трусцой, а лучше постоянно заниматься физическими упражнениями. Эти занятия должны войти в привычку, как мытье рук и лица, как чистка зубов. Если считать занятия физическими упражнениями второстепенным делом, то задачи оздоровления людей не решим.

И еще хочется отметить - движения, состязания, самоутверждение -естественная суть физической культуры и спорта. Они помогают человека раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся.

И не надо забывать о том, что здоровье одно, и дается на всю жизнь. Поэтому, беречь его надо, как и жизнь свою.

Список использованной литературы

Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента Учебник. - М. Альфа-М, 2003.

В России возникновение термина и становление понятия "физическая культура" имеет свою историю. В 1899 г. английское "Physical culture" переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое "KorperKultur"- как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин "физическая культура".

На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как "воспитанная и развитая красота тела".

Позже понятие "физическая культура" рассматривалось в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.

Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности.

Физическая слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувство неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм.

Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества - уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы. Физическая культура имеет 4 основные формы:

физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка);

восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

занятия физическими упражнениями в целях отдыха - рекреация;

высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, то есть это процесс окультуривания человека.

Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.

Спорт также определяется как воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений и направленная на достижение социально-значимых результатов (ценностей). Термин «спорт» происходит от английского слова, которое первоначально обозначало радость в движениях, приятное времяпровождение, развлечение, деятельность, требующую мышечного напряжения, желания выделиться.

Спорт в широком смысле определяется как собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности:

Спорт является собственно соревновательной деятельностью, так как он зародился в обществе исключительно для эффективного развития человеческих способностей, а также для их объективного сравнения и оценки. Все остальные виды деятельности (труд, наука, искусство), в которых также присутствует соревновательные начала, возникли и используются главным образом для производства материальных и духовных ценностей.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки; вся система спорта построена на таких его глобальных установках, как углубленная специализация, круглогодичная и многолетняя тренировка, обязательная система прогрессирующих поощрений за достижения.

Межчеловеческие отношения и нормы в спортивной деятельности приобретают характер исключительной конкретности и определенности. В частности, разрабатываются положения о соревнованиях, сами состязания осуществляются по единым, обязательным для всех участников, правилам, нарушения которых ведет к наказанию. Состав действий соревнующихся строго унифицирован (вес снаряда, соперника, дистанции.)

Физическая культура и спорт посредством физических упражнений готовят людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Физкультура и спорт - неотъемлемая часть жизни человека. Но как показывает время, с развитием научно-технического прогресса человечество становится физически менее активным.Основную работу за человека делает «машина», «робот». В настоящее время, как у пожилых, так и у молодых людей наблюдается недостаток двигательных и физических нагрузок, что приводит к замедлению обмена веществ и снижению активности клеток человеческого организма. В результате - у людей слабая физическая выносливость и набор лишнего веса. Решить эти проблемы можно при помощи физкультуры и спорта.

Какой бы вид физической нагрузки Вы ни выбрали - плавание, бег или что-то другое, главное в процессе тренировки - довести Ваш организм до состояния легкой усталости. В процессе занятий физкультурой и спортом также важно для достижения максимального эффекта периодически, например, 1 раз в месяц, менять упражнения, внести разнообразие в тренировки. Это необходимо для того, чтобы избежать привыкания организма к каким-то одним определённым нагрузкам.

Если же Вы задались целью сбросить лишний вес, то рекомендации в этом случае будут следующие: количество энергии (ккал), расходуемое организмом за сутки, должно быть несколько больше полученного с пищей. Другими словами, по возможности необходимо питаться низкокалорийной пищей (количество калорий большинства продуктов питания указано на упаковке), меньше вести сидячий образ жизни, больше двигаться, заниматься физкультурой и спортом. Сброс лишнего веса приведёт к меньшей задышке при ходьбе, снижению нагрузки на сердце и даже продлению срока жизни человека. По подсчётам медиков, люди, страдающие ожирением, живут в среднем на 10 лет меньше худощавых. В конце концов, Вы начнете нравиться сами себе, что тоже немаловажно.

Регулярные занятия физкультурой и спортом, по результатам исследований врачей, повышают настроение и общую физическую активность человека, улучшают сопротивляемость к психологическим стрессам, нормализируют окислительно-восстановительные процессы, а также активизируют процессы кровообращения. Степень физической нагрузки при занятиях физкультурой и спортом должна соответствовать возможностям занимающегося, его возрасту и состоянию здоровья. Для интенсификации тренировок обычно прибегают к увеличению количества упражнений, возрастанию нагрузки и увеличению общего темпа тренировок, то есть к сокращению пауз между упражнениями.

Занятия физкультурой или спортом могут считаться правильными, если после них чувствуется прилив бодрости, энергии, а также отсутствуют чувство усталости, желание отдохнуть, которые обычно свидетельствуют о передозировке нагрузки. Нагрузку следует постепенно увеличивать от начала к середине тренировок, после чего постепенно снижать от середины к их концу. Физические упражнения обычно заканчивают водными процедурами: обтиранием или душем.

В чем же разница между физкультурой и спортом? Можно сказать , что физическая культура - это вид физической деятельности человека , направленный на сохранение и укрепление здоровья www.perlamutr.com.ua/service/lpg/ , развитие физических и психологических способностей человека . Физкультура носит индивидуальный характер , так как отсутствует состязательная сторона между двумя и более особами . Она играет важную роль в формировании здорового образа жизни человека и его социальной адаптации .

#img_left_nostream #Спорт (англ .: игра , развлечение ), в отличие от физкультуры , зачастую носит соревновательный характер между спортсменами . Здесь присутствуют аспекты славы , получения морального и материального удовлетворения . Занятия спортом - это подготовка и проведение по определенным правилам соревнований людей с целью сопоставления их физических и умственных способностей .

Исторические находки говорят о том, что люди проводили физические соревнования с глубокой древности . Например , найденные предметы и остатки зданий свидетельствуют о том, что в Китае 4000 лет до нашей эры популярностью пользовалась гимнастика , в Древней Персии зародились такие виды спорта , как поло и состязания конных рыцарей на копьях . В Древней Греции массовое развитие получили борьба , бег, метание дисков и состязания на колесницах .

Чем заниматься , физкультурой или спортом , решать всё-таки Вам. Главное , чтобы от этого была польза и достигалась поставленная цель . Также важно , как и в любом другом деле , не переусердствовать - всё хорошо в меру.

Роль физкультуры в жизни человека

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще СП. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

Если же мышцы бездействуют - ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека.

Так, американские врачи, лишив добровольцев движений путем наложения высокого гипса и сохранив им нормальный режим питания, убедились, что через 40 дней у них началась атрофия мышц и накопился жир. Одновременно повысилась реактивность сердечно-сосудистой системы и снизился основной обмен.

Однако в течение последующих 4 недель, когда испытуемые начали активно двигаться (при том же режиме питания), указанные выше явления были ликвидированы, мышцы укрепились и гипертрофировались. Таким образом, благодаря физическим нагрузкам удалось восстановление как в функциональном, так и в структурном отношениях. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Так, например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания. Отмечена высокая способность работать при повышении температуры тела свыше 38°С во время физических напряжений. Подмечено, что у рентгенологов, занимающихся физическими упражнениями, меньшая степень воздействия проникающей радиации на морфологический состав крови. В опытах на животных показано, что систематические мышечные тренировки замедляют развитие злокачественных опухолей.

В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем: происходит изменение в кардиореспира-торной системе, газообмене, метаболизме и др. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику. Сочетанная деятельность мышц и внутренних органов регулируется нервной системой, функция которой также совершенствуется при систематическом выполнении физических упражнений.

Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма. Всякое заболевание, как известно, сопровождается нарушением функций и их компенсацией.

Так вот, физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими («строительными») материалами, что ускоряет выздоровление. При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усугубляются тормозные состояния. Физические же упражнения повышают общий тонус, стимулируют защитные силы организма. Вот почему лечебная гимнастика находит широкое применение в практике работы больниц, поликлиник, санаториев, врачебно-физ-культурных диспансеров и пр.

С большим успехом используются физические упражнения при лечении различных хронических заболеваний и в домашних условиях, особенно если пациент по ряду причин не может посещать поликлинику или другое лечебное учреждение. Однако нельзя применять физические упражнения в период обострения заболевания, при высокой температуре и других состояниях.

Существует теснейшая связь между деятельностью мышц и внутренних органов. Ученые установили, что это объясняется наличием нервно-висцеральных связей. Так, при раздражении нервных окончаний мышечно-суставной чувствительности импульсы поступают в нервные центры, регулирующие работу внутренних органов.

Соответственно изменяется деятельность сердца, легких, почек и др., приспосабливаясь к запросам работающих мышц и всего организма. При применении физических упражнений, кроме нормализации реакций сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, восстанавливается приспособляемость выздоравливающего к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям, стрессам и т.д.

Это происходит быстрее, если используются гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры и пр. При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций.

Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Вместе с тем многочисленные морфологические, биохимические, физиологические исследования свидетельствуют, что большие физические нагрузки способствуют значительным сдвигам в морфологических структурах и в химизме тканей и органов, приводят к значительным изменениям гомеостаза (происходит повышение содержания в крови лактата, мочевины и др.), нарушению обмена веществ, гипоксии тканей и пр. Изменения, возникающие под влиянием чрезмерных физических нагрузок, охватывают весь организм и проявляются определенным образом в деятельности как каждой системы, так и при их взаимодействии.

Например, у спортсменов после нагрузок в восстановительном периоде наблюдаются отклонения (изменения) на электрокардиограмме и бронхоспазм (по данным пневмотахометрии). В таких случаях приходится принимать соответствующие меры.

Ответная реакция организма на большие физические нагрузки различна и связана с подготовленностью спортсмена на данном этапе, возрастом, полом и др. Не следует забывать, что очень интенсивные спортивные тренировки оказывают глубокое воздействие на все физиологические процессы, в результате чего нередко возникает состояние перетренированности, которое часто сопровождается подавленным психическим состоянием, плохим самочувствием, нежеланием заниматься и т.д. Состояние перетренированности в известном смысле сходно с состоянием физического и нервного истощения, и такой спортсмен является потенциальным пациентом врача.

В подобных случаях нужно изменить содержание тренировок, уменьшить их продолжительность, переключиться на другой вид спорта или вообще на какой-то период прекратить тренировки. Полезны прогулки, массаж, прием поливитаминных комплексов и др.

Следует также отметить, что перетренированность (переутомление) затрагивает не только физическое состояние спортсмена, но и проявляется в нервном перенапряжении (невроз). Все это способствует возникновению травм, особенно опорно-двигательного аппарата. Происходит также снижение общей сопротивляемости организма различным инфекциям и простудным заболеваниям (грипп, ОРВИ и др.).

Таковы наиболее распространенные последствия больших тренировочных нагрузок, которые превышают физические и психические возможности спортсмена или физкультурника. Для предупреждения переутомления необходимы врачебное наблюдение и самоконтроль, о котором более подробно будет рассказано в специальном разделе учебника.

Следует иметь в виду, что речь идет не вообще о применении больших нагрузок, а об их нерациональном использовании, когда они становятся чрезмерными. Поэтому понятие о физическом перенапряжении следует связывать не столько с большими, сколько с чрезмерными нагрузками (100-километровые и суточные пробеги, многокилометровые заплывы и т. п.).

К тому же одинаковая нагрузка для одного спортсмена (или физкультурника) может быть нормальной, а для другого чрезмерной - все зависит от подготовленности организма к ее выполнению. Если, например, человек работает на производстве и выполняет тяжелую работу, да еще бегает, поднимает штангу, то может проявиться кумуляционный эффект. Он приводит к нервным срывам, перегрузкам, а нередко и к различным заболеваниям.

Выполнение же больших физических нагрузок здоровым спортсменом, подготовленным к их выполнению, не может быть причиной возникновения болезни (или травмы). Но если он недостаточно к ним подготовлен, если имеются очаги хронической инфекции (холецистит, кариес зубов), то в таких случаях большие физические нагрузки могут стать причиной возникновения различных заболеваний спортсмена и надолго вывести его из строя.

Развитие приспособительных механизмов к физическим нагрузкам достигается в результате постоянных тренировок, что является примером функциональной адаптации. Неполноценное или неадекватное проявление приспособительных реакций способствует развитию заболеваний или возникновению травм опорно-двигательного аппарата. Конечно, у здорового спортсмена приспособительные механизмы более совершенны, чем у спортсменов, имеющих хронические заболевания.

У последних наблюдается ослабление приспособительных реакций, а потому зачастую при чрезмерных физических и психоэмоциональных нагрузках наступает срыв адаптационных механизмов. Хронические перегрузки, перенапряжения при занятиях спортом повышают угрозу травмирования и возникновения посттравматических заболеваний у спортсменов. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять причины, которые могут вызвать у них то или иное патологическое состояние.

Физическая культура начала развиваться с давних времен и она является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Она развивает организм и сохраняет здоровье на долгие годы. Физическая культура так же является и частью культуры человека и общества в целом, позволяет достичь гармоничного развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Учитель физической культуры Бурнашев А.К

МКОУ «Орто Эбэнская ООШ» им.П.П.Пестрякова

Усть-Алданский улус

Физическая культура начала развиваться с давних времен и она является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Она развивает организм и сохраняет здоровье на долгие годы. Физическая культура так же является и частью культуры человека и общества в целом, позволяет достичь гармоничного развития физических и интеллектуальных способностей человека.

В современном мире люди все меньше замечают значимость занятий спортом, каждый занят своими многочисленными важными делами. К сожалению, в наш век, стремительно развивающихся технологий и наук, современный человек практически не двигается, он занят умственным трудом, совсем забывая о физическом. Мало кто догадывается, что занятия физическими упражнениями напрямую связаны с работоспособностью человека, с умением концентрироваться и со скоростью выполнения работы. Ведь человек, который хотя бы несколько раз в неделю занимается своим телом, намного выносливее и активнее рыхлого лентяя, соответственно и повседневные задачи у него будут решаться намного быстрее и лучше. В связи с этим повысилось внимание к здоровью граждан, а в частности к студентам, ибо имея молодых специалистов, распрощавшихся со здоровьем еще в процессе обучения, мы получим лишь слабых работников, которые не смогут, в полной мере выполнять свои обязанности, ввиду своего плохого физического здоровья, а вместе с тем и психического, так как эти две вещи непосредственно взаимосвязаны.

Физическое и психическое развитие следует воспринимать как симбиоз, в котором, важен каждый компонент. К примеру у детей, развитость движений - главный показатель правильного психического развития. Оно включает в себя координацию движений, инициативность движений, способность запоминать последовательность нужных движений, так же развитие речевых навыков, внимание к своим и чужым действием, развитие всех моторик рук и зрительной координации. Поэтому ни в коем случае не нужно пренебрегать физическими упражнениями как в детском возрасте, так и во взрослом и поддерживать себя в хорошей физической форме. Человек в хорошей физической форме умеет координировать свои движения и имеет быструю реакцию, например, ловкость очень хорошо развивается у фехтовальщиков. Мышечная сила. Сильные мускулы делают фигуру более привлекательной. Когда человек выполняет силовые упражнения, организм не требует дополнительного кислорода. Необходимо комбинировать как анаэробные, так и аэробные упражнения, например, заниматься плаванием или ездой на велосипеде. Выносливость мышц. Движения, которые повторяются, делают мышцы более выностивыми, заставляют их работать не уставая, лучше всего для этого подходят прыжки на скакалке. Гибкость. У любого человека должны быть сильные здоровые и эластичные мышцы, это позволит сохранить подвижность до глубокой старости, для этого необходимо заниматься растяжкой и танцами, так же будут полезны занятия йогой и пилатесом, что позволит так же сохранить и подвижность суставов.

Двигательная активность человека снизилась в связи с модернизацией современного производства и условий жизни. По данным академика А.И. Берга, в прошлом веке затраты мышечной энергии в производстве составляли 94 %, а в настоящее время всего лишь 1 %. Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека. Регулярные занятия спортом, физическими нагрузками, прогулками, туризмом, танцами, - помогут нейтрализовать недостаточную двигательную активность, или, как говорят ученые, гиподинамию. Проверенное средство, которое укрепляет организм, здоровье и повышает работоспособность - регулярные занятия спортом и физическими упражнениями, при этом, всего этого должно быть в меру, главное не переусердствовать, все упражнения должны быть посильными. Занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, развивают физические способности и возможности человека, сохранению жизненно важных навыков в среднем и зрелом возрасте, так же спорт является незаменимой профилактикой различных заболеваний, особенно в зрелом и пожилом возрасте. Благодаря физическим упражнениям укрепляется суставно-мышечный аппарат, так же снижается масса тела, что немало важно, при сердечно сосудистых заболеваниях, кстати спорт является профилактикой и от них, в процессе тренировок в крови снижается содержание холестерина и кровь обогащается кислородом, нормализуется артериальное давление, начинает лучше функционировать центральная нервная система, а так же кровоснабжение, организм становится более сильным, человек легче переносит большие физические нагрузки, помимо прочего, есть эффект закаливания, повышение иммунитета, укрепляется сопротивляемость организма к различным экстремальным воздействиям и т. д. Из всего, что было перечислено, можно заметить, что физические упражнения влияют практически на все. Занятия спортом благоприятным образом сказываются на всех системах организма, оказывают влияние на все органы человеческого организма. Но более всего занятия важны для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Но не только сердечно-сосудистая система страдает без физических нагрузок. Профессор Б.М. Федоров изучал воздействие на человека длительного пребывания в условиях постельного режима. При этом во многих случаях возникала дистрофия (нарушение питания) сердечной мышцы, аритмия сердца, нарушения кровообращения и пластического обмена в клетках. Была определена также декальцинация, т. е. выведение кальция из костей в кровь. Это усиливает склеротические явления в сосудах.

Отрицательные изменения, описанные выше - свидетельствуют о нарушениях во всем организме, в частности о нарушениях биологического равновесия и о нарушениях функционирования на всех уровнях. Прежде всего страдает центральная нервная система из за недостатка импульсов с опорно-двигательного аппарата, имеются ввиду мышцы, связки и сухожилия. В конечном итоге возникает риск нарушения нервной и гормональной регуляции всех функций организма, в результате снижения тонуса коры больших полушарий, который происходит в следствии поражения нервной системы.

Эксперементальным путем было доказано, что скелетная мускулатура непроизвольно сокращается при усиленной интеллектуальной работе. Эти сокращения как бы дают подзаряд подкорковым нервным структурам головного мозга. Благодаря этому, активизируется кора больших полушарий головного мозга, отвечающих за мыслительную деятельность. Таким образом мышцы являются аккумуляторами мозга.

Возможно, Вы замечали, что при интенсивном мышлении, мышцы лица непроизвольно напрягаются, что помогает лучше концентрироваться, улучшить внимание и память.

Но, несмотря, на всю пользу, приносимую напряжением мышц, их нужно время от времени расслаблять, так как при их длительном напряжении, в мозг начинает поступать слишком много мышечных импульсов, что ведет к ухудшению функционирования головного мозга. Расслабление мышц поможет перезагрузить мозг, что позволит активизировать его деятельность. Теперь нам становится ясна связь между физическими упражнениями и умственной деятельностью.

Советским физиологом была сформулирована «энергетического правила скелетных мышц». В своей теории он говорит о том, что в каждом возрастном периоде функции и состояние организма определяется работой скелетной мускулатуры. Физиолог предполагает, что для образования протоплазмы - живого вещества, необходимо работа мышц, благодаря которой будут накапливаться энергетические потенциалы. Можно сделать вывод: умеренные нагрузки на мышцы чрезмерно важны для здоровья и увеличения продолжительности жизни.

Понижение двигательной активности можно подразделить на физиологическое (сон ночной и дневной), бытовое (чрезмерное увлечение телевизором, чтением и т. д.) и вынужденное. К вынужденному относят профессиональное, т. е. связанную с характером труда, понижение двигательной активности у школьников и студентов, а также связанную с болезнью. Любой вид понижения двигательной активности, кроме физиологического, приносит вред здоровью. В настоящее время - это своего рода конфликт между биологической природой человека и социальными условиями жизни.

При бытовом и вынужденном понижении двигательной активности отмечается ослабление деятельности нервной системы, снижение биоэлектрической активности мозга, урежение его основного ритма - альфа-ритма, а это ведет к ухудшению физической и умственной работоспособности.

Понижение двигательной активности проявляется в преждевременном развитии атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний. Они возникают из-за ухудшения кровообращения в сердечной мышце, увеличения периферического сопротивления крови, что затрудняет работу сердца.

Это также снижает иммунологическую устойчивость организма, ослабляет компенсаторные возможности клеток. По мнению ученых - это один из факторов, ведущих к нарушению координации физиологических функций.

При постоянной низкой двигательной активности человека, начинается усиленный распад белков. В следствии чего, мышцы постепенно становятся дряблыми, позже атрофируются, увеличивается запас жира в тканях. Так же страдает и дыхательная система: становится тяжелее дышать, дыхание становится неглубоким, в кровь поступает меньше кислорода. Все эти факторы способствуют в развитии различных заболеваний дыхательных путей, в частности бронхиальной астмы и эмфиземы легких. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) сказывается и на пищеварительном тракте: нарушается пищеварение, в нем развиваются вредоносные микроорганизмы.

Все, перечисленные выше, отрицательные воздействия гиподинамии на человеческий организм говорят о том, что постоянная мышечная активность необходима, как залог здоровья и долголетия. Регулярные занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму эти вредные явления.

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Список литературы:

Солодков А.С., Сологуб Е.Г. Физиология человека общая, спортивная, возрастная. - М.: Тера-спорт, 2001.

Смирнов В.Н., Дубровский В.И. Физиология физическое воспитание и спорт. Учебник для студентов средних и высших заведений. - М.: Владос-пресс, 2002.

Лукьянов В.С. О сохранении здоровья и работоспособности. - М.: Медгиз, 1952.