Подготовка детей к экстренным операциям. Оперативное вмешательство у детей. Объясните ребенку, что после операции он может чувствовать некоторую боль и дискомфорт

стрессовая ситуация для ребенка и членов его семьи, поэтому нужна тщательная подготовка к ней.

Для смягчения этого стресса и лучшей подготовки ребенка к операции, лучшей переносимости вмешательства во многих учреждениях работают детские специалисты-психологи, в задачу которых входит обсуждение предстоящей операции, зрительная подготовка, игротерапия, ассистирование в операционной. Такого рода специалисты хорошо знакомы с особенностями детского развития, обучены распознавать и переадресовывать эмоциональные посылы детей и их родителей. Во время зрительной подготовки ребенка к операции в кабинете детские используют соответствующий возрасту методический материал для объяснения, что будет происходить до, во время, после операции. Специалисты поощряют вопросы и проявление любых возможных страхов, разрешая неправильные представления ребенка до момента проведения оперативного вмешательства.

Утром, в день проведения операции, психологи встречаются с членами семьи, оценивают уровень тревожности, устраняют беспокойство и предлагают развивающие игрушки детям в соответствии с возрастом. Игрушки отвлекают внимание и помогают вовлечь родителей в игру во время предоперационного ожидания. В целях подготовки к операции ребенку предлагают осмотреть специальную одежду, шапочки и маски. Это позволяет ему потрогать, почувствовать и понюхать медицинские принадлежности в спокойной обстановке до проведения лечебных манипуляций, что обеспечивает лучшую их переносимость в дальнейшем. Детей младшего возраста, которым планируют ингаляционную анестезию, просят попробовать различные запахи и выбрать один из них. Затем этим запахом маскируют начало ингаляционной анестезии.

При простых вмешательствах, можно пригласить родителей в операционную для создания комфортной обстановки для ребенка во время проведения анестезии. Такая политика позволит избежать наиболее стрессового момента расставания родителей и ребенка во время проведения операции. Родителей необходимо информировать о том, что они могут увидеть, пережить и почувствовать во время анестезии ребенка. Ингаляционная анестезия проходит через несколько стадий, включая стадию возбуждения, во время которой дети кажутся крайне возбужденными. Это может встревожить и напугать неподготовленных родителей. Все мероприятия по подготовке ребенка к операции проводят детские психологи; родители знают, что кто-то присматривает за ними и их ребенком, помогает проводить хирургические манипуляции.

Детям грудного возраста во время подготовки к операции может понадобиться премедикация антихолинергическими препаратами для предотвращения брадикардии, которая может развиться во время вводной анестезии. Вводная анестезия часто проводится ингаляционными анестетиками, такими как закись азота и галотан. После вводной анестезии устанавливают внутривенный периферический катетер для введения других медикаментов с целью поддержания анестезии. Регионарная анестезия (спинальная, эпидуральная и каудальная) также может служить дополнением к общей анестезии или использоваться отдельно у некоторых детей с хорошим эффектом. Например, у недоношенных детей часто проводят грыжесечение под спинальной анестезией, что позволяет быстрее вывести ребенка из анестезии и уменьшить риск послеоперационного апноэ. Комбинирование общей и регионарной анестезии позволяет «облегчить» общую анестезию и продлить послеоперационное контролирование боли.

Психологическая подготовка пациента к операции

При правильном проведении психологической подготовки снижается уровень тревожности, послеоперационная боль и частота послеоперационных осложнений. Сестра проверяет, подписано ли согласие на операцию пациентом. При экстренной операции согласие могут дать родственники.

Тяжелый травмирующий эффект оказывают мучительные переживания больного по поводу предстоящей операции. Больной может бояться очень многого: самой операции и связанных с ней страданий, боли. Он может опасаться за исход операции и ее последствия.

В любом случае именно сестра, в силу того, что она постоянно находится при больном, должна суметь выяснить специфику страха того или иного больного, определить, чего именно боится больной и насколько велик и глубок его страх.

Помимо слов больного о его опасениях можно узнать косвенно, через вегетативные признаки: потливость, дрожание, ускоренная сердечная деятельность, понос, частое мочеиспускание, бессонницу и пр.

Обо всех своих наблюдениях сестра сообщает лечащему врачу, она должна стать внимательной посредницей и с обеих сторон подготовить беседу больного с лечащим врачом о предстоящей операции, которая должна способствовать рассеиванию страхов. И врач, и сестра должны «заразить» больного своим оптимизмом, сделать его своим соратником в борьбе с болезнью и сложностями послеоперационного периода.

Предоперационная подготовка пожилых и старых людей

Пожилые люди тяжелее переносят операцию, проявляют повышенную чувствительность к некоторым лекарственным препаратам, склонны к различным осложнениям в связи с возрастными изменениями и сопутствующими заболеваниями. Подавленность, замкнутость, обидчивость отражают ранимость психики этой категории больных. Внимание к жалобам, доброта и терпение, пунктуальность в выполнении назначений благоприятствуют успокоению, вере в хороший исход. Особое значение имеет дыхательная гимнастика. Атония кишечника и сопутствующие ей запоры требуют соответствующей диеты, назначения слабительных. У пожилых мужчин часто встречается гипертрофия (аденома) предстательной железы с затруднением мочеиспускания, в связи с чем по показаниям выводят мочу катетером. Из-за слабой терморегуляции следует назначить теплый душ, а температуру воды в ванне доводят только до 37*С. После ванны, больного тщательно вытирают и тепло одевают. На ночь по назначению врача дают снотворное.

Предоперационная подготовка детей

Как и у взрослых больных, суть дооперационной подготовки детей состоит в создании наилучших условий для хирургического вмешательства, однако возникающие при этом конкретные задачи и методы их решения имеют определенные особенности, которые выражены тем больше, чем меньше ребенок. Характер подготовки и ее продолжительность зависят от ряда факторов: возраста ребенка, срока поступления с момента заболевания (рождения), наличие сопутствующих заболеваний и осложнений и т.д.Учитывается также вид патологии и срочность операции (плановая, экстренная). При этом часть мероприятий является общей для всех болезней, другая же часть применима лишь при подготовке к определенным операциям и в определенных ситуациях. Медицинская сестра должна хорошо ориентироваться в возрастных особенностях подготовки и со знанием дела выполнять назначения врача.

Новорожденных и грудных детей оперируют чаще всего по экстренным и неотложным показаниям, обусловленным пороками развития внутренних органов. Основными задачи дооперационной подготовки является профилактика дыхательной недостаточности, переохлаждения, нарушения свертываемости крови и водно-солевого обмена, а также борьбы с этими состояниями.

Детей более старшего возраста оперируют как в плановом порядке, так и по экстренным показаниям. В первом случае проводят тщательное клиническое обследование. Большое внимание должно быть уделено щажению психики маленького ребенка. Дети часто проявляют признаки волнения, спрашивают, когда же будет операция, испытывают страх перед вмешательством. Нервно-психические срывы иногда связаны с манипуляцией, проводимой неожиданно, поэтому всегда необходимо кратко разъяснить ребенку характер предстоящей процедуры. Совершенно необходимо избегать устрашающих слов и выражений, действовать больше не окриком, а ласковым и ровным обращением. В противном случае медицинская сестра может свести на нет все усилия врача, стремящегося добиться доверия, спокойствия ребенка, которому назначена операция.

Психическая подготовка имеет большое значение для благоприятного исхода оперативного вмешательства и нормального течения послеоперационного периода.

Постановка очистительной клизмы

Очистительные клизмы применяются для механического опорожнения толстой кишки при:

запоре и задержке стула любого происхождения;

пищевых отравлениях;

подготовке к оперативным вмешательствам, родам, рентгенологическим исследованиям органов брюшной полости и малого таза, а также перед применением лекарственных, капельных и питательных клизм.

Противопоказания: кровотечение из пищеварительного тракта; острые воспалительные заболевания толстой и прямой кишки; злокачественные новообразования прямой кишки; первые дни после операции; трещины в области заднего прохода; выпадение прямой кишки; острый аппендицит, перитонит; массивные отеки.

Оснащение: система, состоящая из кружки Эсмарха, соединительной трубки длиной 1,5 м с вентилем или зажимом; штатив; стерильный ректальный наконечник, салфетки; вода температурой 20°С, в количестве 1,5-2 л; водяной термометр; вазелин; шпатель для смазывания наконечника вазелином; клеенка и пеленка; судно с клеенкой; таз; спецодежда: перчатки однократного применения, медицинский халат, клеенчатый фартук, сменная обувь.

Проводить операцию на сердце и госпитализировать ребенка, которой морально подготовлен к этому, намного проще. В этом случае момент адаптации к смене обстановки и выздоровление будут проходить оперативнее. Роль психолога в этой ситуации должна быть отведена родителям, которые чувствуют и сопереживают своему чаду.

Как должны себя вести и что должны делать родители для подготовки ребенка к операции на сердце?

Перед тем, как приступать к беседе с ребенком о тонкостях будущего/текущего лечения надо предварительно разузнать у лечащего врача как данный недуг влияет на здоровье малыша, как срочно нужна госпитализация, каким образом будет происходить лечение. Если родители будут в курсе всех этих нюансов, то и с ребенком общаться на эту тему будет проще.

Основные моменты, на которые надо ориентироваться при моральной подготовке ребенка к будущей и госпитализации:

  • следует убедить чадо, что в больнице он никогда не будет один : родня и друзья будут его регулярно навещать; мама/папа постараются оставаться на максимально длительный промежуток времени. Всегда на зов ребенка придет медсестра, врач;
  • с ребенком следует контактировать как можно больше : разговоры, веселые игры, обычный телесный контакт придадут ему уверенность;
  • надо постараться ликвидировать у малыша страх перед больницей . Дети слишком эмоционально относятся к боли, и хуже будет, если этот страх они будут держать внутри себя. Открытые беседы, обоснованность процедуры лечения помогут успокоить ребенка. Совсем маленьким пациентам для этой цели подойдут игрушки, красочные картинки, истории о любимых персонажах;
  • не стоит запрещать ребенку проявлять эмоции . Если начинает плакать, не нужно его стыдить; если слишком агрессивен – пусть побьет подушку, поиграет в войнушку с игрушками;
  • чтобы развлечь малыша в больнице можно предложить ему вести дневник, в котором он будет описывать то, что с ним происходит в рамках палаты. В этом дневнике он может рисовать, делать аппликации;
  • игра в «больничку» подручными куклами, с участием врачей, медсестер, пациентов даст шанс ребенку лучше разобраться с происходящим; поможет снять тревогу;
  • основополагающим моментом в этой ситуации является полное спокойствие родителей . Последние должны быть осведомлены о ходе лечения, роли того или иного препарата. Если родители сами будут нервничать и переживать, то ни о каком спокойствии со стороны их чада не может быть и речи. Возникают вопросы – надо спросить у врача, медработников. Беспокойство не проходит – можно пообщаться с психологом. Не стоит забывать о полноценном отдыхе: на период сна друзья/родня будут полезными для присмотра за маленьким пациентом. Приобретенная уверенность передастся ребенку, а обознанность в актуальной тематике поможет открыто отвечать на возникающие у ребенка вопросы.

Подготовка ребенка до года к операции

Согласно статистике по РФ каждый 7-8-й ребенок рождается с врожденным пороком сердца. Специалисты-кардиологи считают, что хирургическое вмешательство здесь требуется как можно быстрее.

Хотя морально настроить новорожденного на предстоящую операцию кажется нереальным, но определенные методы существуют:

  • эмоциональное спокойствие у мамы – хорошая поддержка для крохи. Обрести такое спокойствие для женщины, не столь давно пережившей роды, будет проблематично, но возможно, — стимул для этого имеется. Для полноценной гармонии мамочка не должна пренебрегать отдыхом: в перерывах между сном несложно будет найти временную подмену для новорожденного;
  • грудное молоко для малыша будет провоцировать эмоциональную близость с мамой, так ему необходимую . Если кормить ребеночка лично не получается, молоко надо сцедить в бутылочку;
  • новорожденному пациенту, которому предстоит операция не сердце, важен контакт с мамой : касания, поглаживания, песенки.

Подготовка к операции ребенка от года до трех лет

Такой возрастной период дает возможность родителям наладить словесный контакт с их чадом. До момента госпитализации (за 1-2 дня) с малышом надо провести беседу о предстоящем отъезде, целесообразности этих перемен. Полезным будет перед госпитализацией:

  • разъяснить будущему пациенту слово «больница» . Не стоит запугивать ребенка страшными рассказами, но можно устроить небольшую ролевую игру, в которой добрый врач будет спасать деток от различных недугов, давая им таблетки, делая уколы. После можно перейти к пояснительному разговору с малышом: «Скоро мы поедим в больничку, и останемся там на несколько дней. Врач сделает тебе укол (будет немножко больно), ты уснешь крепко-крепко. А когда проснешься, твое сердечко будет здоровым»;
  • позволить малышу взять с собой вещи, которые он хочет/ему нужны : игрушки, канцелярию, одежду.

В больнице могут возникнуть следующие страхи у маленького пациента:

  • боязнь быть покинутым . Чтобы избежать этого, не следует уходить из больницы, не предупредив малыша. Надо дать ему понять, что родители будут около него (по возможности) часто. Не будет родителей, — придет бабушка/дедушка, врач;
  • страх перед медоборудованием . Следует объяснить ребенку, зачем нужны данные устройства. Можно использовать игровую форму;
  • фобия наказания за проступки . Дите может думать, что все происходящее с ним: болезнь, болезненные процедуры – результат отрицательного поведения. Надо убедить малыша, что все люди подвержены такому испытанию, но лечение помогает выздороветь.

Как психологически подготовить к операции ребенка от 3 до 6 лет?

При подготовке деток такой возрастной группы к операции на сердце надо осторожно подбирать нужные слова-объяснения, ведь неправильный подход может спровоцировать ряд фобий.

Будущему пациенту следует знать о том, что ожидает его в больнице . Но не надо использовать научные, непонятные термины. Разъяснять надо доступным ребенку языком без неприятных подробностей. Не надо обманывать, что боли не будет: «Будет, однако пройдет так же быстро, как ранка от падения с велосипеда».

Необходимо расспросить у ребенка, беспокоит ли его что-то . Если да, то пусть подробно расскажет о предмете боязни.

Ребенок от 6 до 10 лет — методы психологической подготовки

Актуальный подход в подготовке ребенка данного возрастного периода к операции на сердце – разрешение держать контроль над ситуацией. Пусть он сам определяет, какие вещи из гардероба отложить в больницу, какую литературу он будет там читать, в какие игры играть.

Исходя из боязней, которые могут присутствовать у детей 6-10 лет, нужно подбирать методы их подготовки к операции на сердце:

  • следует объяснить ребенку, что после операции его внешность не поменяется, никаких увечий не будет . Он останется таким же красавчиком, а его сердечко будет работать исправно;
  • если малыш боится боли, надо рассказать о наличии врача, который позаботиться о ликвидации боли во время операции . После хирургического вмешательства будут предоставляться специальные таблеточки, купирующие боль;
  • фобию в аспекте потери связи с друзьями реально побороть, заверив, что из больницы можно будет с ними связываться по телефону, или лично (в часы приема).

Операция на сердце у детей раннего школьного возраста может возобновить тот спектр отрицательных «привычек», который был присущ им ранее: неконтролируемое мочеиспускание, заикание, сосание пальца. Такие реакции – результат пережитого, и они зачастую быстро проходят.

Как подготовить подростка к операции на сердце?

В подростковом периоде подход к методам подготовки предстоящей операции на сердце должен быть иным, нежели для маленьких деток:

  • не стоит «душить» вниманием и заботой пациента-подростка, — это будет только раздражать его. Следует прислушаться к его пожеланиям, и если они адекватные – следовать им;
  • нельзя допускать, чтобы подросток замыкался в себе, храня внутри обиды и недопонимания. Нужно стимулировать ребенка на общение с его врачом, иным персоналом в больнице;
  • полезным будет ведение дневника о днях пребывания в стационаре. Это не только отвлечет пациента, но и скрасит его время провождение в лечебнице.

Операция является одним из наиболее ответственных этапов в лечении больного ребенка. Очень важен вопрос о необходимости и сроках проведения хирургического вмешательства.

Показания к операции у детей

Показания к операции могут быть абсолютные и относительные. К абсолютным показаниям относятся такие заболевания или состояния, при которых без экстренного хирургического вмешательства дети могут погибнуть: деструктивный аппендицит, ущемление грыжи, атрезия каких-либо участков желудочно-кишечного тракта и т. п. Относительными показаниями являются заболевания или состояния, для излечения которых требуется оперативное вмешательство, но операция не должна проводиться в экстренном порядке. К таким заболеваниям относятся неущемлен-ная грыжа, незаращение неба, многопалость и др. Возраст ребенка является важным фактором при решении вопроса о времени проведения операции. По абсолютным показаниям операции проводятся в любом возрасте, новорожденным и даже недоношенным детям. При относительных показаниях различные оперативные вмешательства следует проводить в том возрасте, когда это наиболее целесообразно, учитывая характер заболевания.

Выполнение многих оперативных вмешательств у новорожденных возможно лишь при наличии большого опыта у хирурга в проведении операций и послеоперационного выхаживания больных, необходимого обезболивания, соответствующего инструментария и оснащения. В противном случае все операции, кроме жизненно необходимых, следует отложить.

Противопоказания к операции у детей

Абсолютно противопоказаны операции детям, которые из-за имеющихся у них пороков являются нежизнеспособными. Не следует начинать операцию у ребенка, находящегося в преагональном и атональном состоянии или в состоянии шока III и IV степени, но после выведения из этого состояния, при наличии абсолютных показаний, можно проводить оперативное вмешательство. В тех случаях, когда причина тяжелого состояния может быть устранена только хирургическим путем (кровотечение, пневмоторакс и т. п.), операцию можно начинать и до окончательного выведения пациента из шока на фоне противошоковых мероприятий.

К относительным противопоказаниям относятся заболевания дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения нормального развития ребенка, связанные с недостаточным питанием, поносами и другими причинами, экссудативный диатез, пиодермия, резко выраженные явления рахита, состояние после вакцинации, повышение температуры неясной этиологии.

Развитие анестезиологии и реаниматологии расширило возможности хирургических вмешательств даже у очень тяжело больных. Кроме того, некоторые дети в течение многих месяцев страдают каким-либо заболеванием дыхательных путей, а длительное откладывание операции опасно или способствует респираторным заболеваниям (например, при незаращении неба). В таких случаях проводят вмешательство, как только появился светлый промежуток и стихли катаральные явления.

Оперируют детей только с согласия родителей или людей, которые их заменяют. Письменное согласие вкладывают в историю болезни. В крайнем случае можно обойтись устным согласием, данным при свидетелях. Если имеются абсолютные показания к операции, а родителей не удается известить об этом и их согласие не получено, вопрос об операции решается консилиумом из 2- 3 врачей и об этом ставится в известность главный врач.

Обследование и подготовка ребенка к операции.

В большинстве случаев перед проведением сравнительно небольших и не очень травматичных операций ограничиваются общепринятым клиническим обследованием: осмотр ребенка, аускультация грудной клетки, анализы мочи и крови и др. Перед большими и травматичными операциями на органах грудной клетки и брюшной полости, почках и мочевыводящих путях, некоторыми ортопедическими операциями, помимо специальных диагностических исследований (о которых будет сказано в соответствующих главах), определяют состояние основных жизненно важных функций организма ребенка. В число этих исследований входит определение показателей газообмена и внешнего дыхания, основных параметров гемодинамики (пульс, артериальное, а иногда и венозное давление, ЭКГ, а при необходимости поликардиография, реография). Не менее важное значение имеет определение функции почек (диурез, клиренс по эндогенному креатинину, остаточный азот, мочевина плазмы и мочи); печени (белковообразовательная, пигментная, антитоксическая функция, бромсульфалеиновая проба); объем циркулирующей крови и ее компонентов, уровня основных электролитов в плазме и эритроцитах, азотистого баланса, гормонального профиля. В определенных случаях важно знать состояние свертывающей и антнсвертывающей систем и другие показатели.

Перед операцией ребенка взвешивают и измеряют его рост.

Подготовка я операции занимает важное место в хирургическом лечении ребенка. Она зависит от состояния больного, характера операции и времени, которое остается до операции. Перед большими и травматичными операциями и у детей со значительными нарушениями жизненно важных функций усилия хирурга и анестезиолога направлены на то, чтобы по возможности скорриги-ровать имеющиеся сдвиги дыхания,^ гемодинамики, биохимических констант и других функций.

Перед срочными вмешательствами по поводу перитонита, непроходимости кишечника, кровотечения, когда до начала операции остается очень мало времени, даже без специальных исследований внутривенно переливают раствор Рингера, глюкозу, кровь или плазму. Это способствует дезинтоксикации и восстановлению нарушенного гидроионного равновесия.

Накануне операции ребенок получает обычную для него диету, ему делают очистительную клизму и гигиеническую ванну. В день операции сбривают волосы с операционного поля (если есть необходимость).

Общие особенности хирургической техники и тактики

Необходимым условием техники детского хирурга является стремление к минимальной травматизации тканей. Ткани ребенка, особенно младшего возраста, богаты жидкостью, рыхлые, нежные и тонкие. Они склонны с отеку, разрывам, размозжениям, образованиям гематом. Все это способствует последующему инфицированию, плохому заживлению и возникновению других осложнений. Для уменьшения травматизации необходимо исключительно нежное, бережное обращение с тканями, выбор по возможности наиболее простого метода операции, при необходимости гидравлическая препаровка тканей 0,25% раствором новокаина. Во время операции органы и ткани ребенка лучше брать пальцами, а не применять для этого пинцет. Препаровку тканей у ребенка лучше проводить острым путем. Весьма существенное значение в атравматичном оперировании имеет применение специальных инструментов для детской хирургии. О нежном и бережном отношении к тканям детские хирурги должны постоянно помнить, ибо больные во время операции в большинстве случаев находятся под наркозом и это несколько ослабляет «бдительность» оператора в плане атравматичности своих манипуляций.

Дети весьма чувствительны к кровопотере, поэтому необходимо стремиться к бескровному оперированию, что достигается тщательным гемостазом, применением электрокоагуляции и электроножа, кровоостанавливающих губок, а также педантичным и своевременным возмещением кровопотери.

Лабильность терморегуляции требует по возможности быстрого оперирования, укрывания внутренних органов теплыми влажными салфетками и поддержания адекватного теплового режима. Для этого применяют специально подогреваемые столы, укладывают ребенка на грелки и т. п. Быстрота оперирования ни в коем случае не должна быть за счет торопливых, резких и неосторожных движений.

У детей паренхиматозные органы брюшной полости относительно больше, чем у взрослых, поэтому хирургический доступ, в частности лапаротомию, у маленького ребенка также производят относительно шире, чем у взрослого.

Исаков Ю. Ф. Детская хирургия, 1983г.

Важно помнить, что при госпитализации в стационар ситуация разлучения ребенка с родителями уже сама по себе является стрессовой, а проведение инвазивных медицинских манипуляций усугубляет это состояние и может быть причиной серьезных психо-эмоциональных расстройств (страхи, сомнамбулии, ночной энурез и т.д.). В свою очередь недооценка состояния ребенка, выраженности проявлений заболевания и «недоучет» анатомических особенностей может привести к еще более серьезным осложнениям во время или после операции. В связи с этим предоперационная подготовка детей должна быть оптимально организована.

В организации большое значение имеет срочность операции, так, например, при плановых оперативных вмешательствах подготовка начинается еще на догоспитальном этапе, а в случае экстренной операции подготовка начинается с момента госпитализации, она ограничена по времени и сводится к общим мероприятиям. Манипуляции и исследования, проводимые в предоперационный период, можно разделить на общие и специальные. Общие мероприятия проводятся обязательно перед любой операцией, а специальные выполняются по конкретным показаниям.

К общим мероприятиям относятся клинические лабораторные исследования, измерение роста и массы тела ребенка, определение артериального давления. У детей перед плановой операцией объем лабораторных исследований должен включать в себя определение следующих показателей:

1) общий анализ крови (ОАК) и гемосиндром (количество тромбоцитов, время кровотечения и время свертываемости);

2) группа крови и резус-фактор;

3) RW (реакция Вассермана на сифилис), определение НBS-Ag и HCV -Ag (маркеры гепатита В и С), ВИЧ;

4) биохимический анализ крови (общий белок, прямой и непрямой билирубин, АЛТ, АСТ, креатинин, мочевина);

5) кал на яица глист, бактериологический посев кала;

6) электрокардиограмма (по показаниям – эхокардиография).

Длительные, травматичные и специализированные оперативные вмешательства требуют более тщательного обследования, например, исследуются дополнительные лабораторные показатели (кислотно-основное состояния крови (КОС), К + , Na + , Сlˉ, исследование газов крови, исследование функции почек и другие), дети с сопутствующей патологией нуждаются в консультации других специалистов и дополнительных инструментальных методах исследований. Нужно помнить, что все болезненные методы исследования у детей дошкольного возраста должны проводиться под наркозом . Непосредственно перед любой операцией в предоперационную подготовку включают медикаментозную поддержку (премедикация). В премедикацию входят седативные средства (сибазон, реланиум), антигистаминные препараты (димедрол, супрастин, тавегил), анальгетики (ненаркотические – анальгин или наркотические – промедол). Если во время анестезии планируется использование препаратов, обладающих холинэргическим действием (сукцинилхолин, фторотан) или инструментальное раздражение дыхательных путей (интубация трахеи, бронхоскопия, фиброгастродуоденоскопия), имеется риск возникновения брадикардии с возможной последующей гипотензией и развитием нарушений сердечного ритма, то это требует обязательного введения в премедикацию антихолинэстеразных препаратов (атропин, метацин, гликопирролат, гиосцин). По показаниям в предоперационную подготовку включают инфузионную терапию (физиологический раствор, раствор глюкозы, растворы, содержащие микроэлементы К + , Na + , Сlˉ, Mg 2+ и др. (стерофундин, раствор Рингера)), антибактериальные средства (антибиотикопрофилактика).

Одной из составляющих подготовки ребенка к операции является предоперационное голодание для предотвращения аспирации желудочного содержимого во время операции. Новорожденные и дети младшего возраста не должны подвергаться длительному предоперационному голоданию, снижение частоты кормлений или уменьшение объема потребляемой жидкости, особенно у новорожденных и детей первого года жизни, может быстро привести к развитию дегидратации и гиповолемии (снижению ОЦК). Кроме этого, чрезмерно длительное голодание может способствовать и развитию гипогликемии или метаболического ацидоза. Здоровым детям любого возраста можно безопасно давать чистую жидкость за 2 часа до операции (вода, осветленный яблочный сок и др. чистые жидкости; нельзя давать апельсиновый сок и молоко). Период голодания у младенцев, находящихся на грудном вскармливании, не должен превышать обычного интервала между кормлениями 4 часа. У детей до 2 лет регулярный прием пищи может соблюдаться за 6 часов до начала общей анестезии. Дети старше 2-х летнего возраста не должны принимать пищу в день операции или интервал между кормлениями должен быть более 6 часов. В экстренных ситуациях желудок больного очищают с помощью назогастрального зонда.

В значительной степени подготовка детей зависит от характера хирургического вмешательства. Подготовка детей к урологическим операциям предусматривает помимо общих клинических исследований также и инструментальные. Чаще всего в урологическом отделении дети находятся с врожденной патологией, однако врожденная патология провоцирует манифестацию вторичного инфекционного процесса. Для определения выраженности воспалительного процесса производят исследование мочи. Прежде всего, это общий анализ мочи, исследование мочи по методу Нечипоренко и Каковского-Аддиса, также проводят ортостатическую пробу, выполняют посев мочи с определением чувствительности микроорганизмов к антибиотикам и подсчитывают общее бактериальное число в моче. Существует ряд проб, которые производятся для оценки функции почек – исследование мочи по Зимницкому, проба Реберга, клиренс эндогенного креатинина. Из инструментальных методов исследования мочевыводящей системы самым простым и наименее инвазивным является ультразвуковое исследование. Проведение урофлоуметрии может помочь доктору определить уровень поражения мочевыделительной системы, а также будет свидетельствовать о его характере (функциональное или органическое). Для диагностики топики порока и функциональных особенностей применяются рентгенологические методы исследования – обзорная рентгенография, экскреторная (внутривенная) урография, ретроградная пиелография, цистография. Патологические изменения мочевого пузыря и уретры можно определить визуально с помощью эндоскопических методов исследования – цистоскопии и уретроскопии. В случае поражения мочевыделительной системы онкологическими заболеваниями возможно проведение ангиографии сосудов почки, КТ, МРТ.

Подготовка детей к операции в торакальном отделении. В настоящее время в торакальных отделениях находятся дети с разнообразной патологией легких, плевры, средостения, диафрагмы (дети с патологией сердечнососудистой системы госпитализируются в специализированные отделения или центры). Наряду с общеклиническими исследованиями в торакальном отделении большое значение имеют инструментальные методы диагностики – функциональные пробы (исследование функции внешнего дыхания), обзорная рентгенография, рентгенконтрастные исследования (бронхография, пневмомедиастинография, радионуклеидная диагностика, ангиокардиопульмонография), эндоскопические исследования (бронхоскопия, эзофагоскопия, торокоскопия), КТ и МРТ. Указанные методы позволяют уточнить характер и объем патологических изменений, оценить функцию органов и определить необходимый объем предстоящего оперативного вмешательства.

Подготовка детей к операции в отделении абдоминальной хирургии. Для уточнения диагноза и выбора оперативного лечения кроме лабораторных исследований в отделении проводят диагностику с помощью инструментальных методов: УЗИ, рентгенологических исследований (обзорная рентгенография, рентгенконтрастное исследование ЖКТ на протяжении, ирригография, ирригоскопия, ангиография и т.д.), эндоскопических исследований (ФГДС, лапароскопия). Из всех операций на желудочно-кишечном тракте особой подготовки требует толстый кишечник. Подготовка желудка и тонкого кишечника включает в себя послабляющую диету, предоперационное голодание (возможно применение современных препаратов, снижающих газообразование – симетикон) и премедикацию. Перед операцией на толстой кишке (кроме диеты) проводят очищение толстой кишки клизмами (очистительные, гипертонические, сифонные и др.), применяют антибактериальные препараты. Данная подготовка может занимать достаточно продолжительное время (до нескольких месяцев), в экстренных ситуациях, когда времени на длительную подготовку толстого кишечника нет, хирурги предпочитают паллиативные методики оперативного лечения (накладываются разгрузочные стомы) с последующим радикальным лечением. Важно помнить, что после операции на желудочно-кишечном тракте необходимо продолжать тщательный уход, так, например, после аппендэктомии в первые сутки исключается любой прием пищи через рот, поить детей начинают через 12 часов. Через сутки ребенку назначают 1-й стол и только на 4 сутки переводят на обычный режим питания. При наложении же кишечного анастомоза прием пищи через рот обычно ограничивают до 4 дней, с последующим постепенным переходом на щадящий стол, естественно, это требует парентеральной нутритивной поддержки (препараты для парентерального питания и кристаллоиды).

Подготовка детей к экстренной операции. При экстренной патологии каждый час промедления ухудшает состояние ребенка и увеличивает возможность возникновения опасных для жизни осложнений. Поэтому предоперационная подготовка сокращается до минимума и начинается уже в приемном покое. Общие мероприятия могут быть дополнены необходимыми исследованиями (биохимический анализ крови, электролитный состав крови, газы крови, инструментальные исследования и др.). Пациентам, нуждающимся в экстренной хирургической помощи, катетеризируют вену, мочевой пузырь, желудок – «правило трех катетеров» . Важно до операции вывести больного из тяжелого состояния, для этого проводят коррекцию электролитных нарушений, восполнение ОЦК, дезинтоксикационную терапию. Несмотря на тяжесть больного, предоперационная подготовка (включая время обследования) у таких больных не должна превышать 3-4 часов. Главная задача предоперационной подготовки больных с тяжелыми заболеваниями к экстренной операции – стабилизация параметров гемодинамики. Последующую коррекцию жизненно важных функций проводят во время и после оперативного лечения.

Контрольные вопросы

1. Режим питания больных после операций на кишечнике

2. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию ЖКТ с контрастом

3. Подготовка детей к плановым операциям в урологическом отделении

4. Подготовка детей к ректо- и колоноскопии

Тестовые задания


Похожая информация.