Модель человеческого тела для врачей называется. Двигательный аппарат человека

Андреас Везалий совершил анатомическую революцию, не только создав удивительные пособия, но и воспитав талантливых учеников, продолжавших прорывные исследования. В этом посте мы дойдем до анатомических иллюстраций эпохи барокко и потрясающего атласа голландского анатома Говарда Бидлоо, а также покажем иллюстрации из первого русского анатомического атласа, которые нам достались благодаря любезности сотрудников медицинской библиотеки Нью-Йорка.

XVII век: от кругов кровообращения до врачей Петра Великого

Университет Падуи в XVII веке сохранил преемственность, оставшись чем-то вроде современного MIT , но для анатомов раннего Нового времени.
История анатомии и анатомической иллюстрации XVII века начинается с Иеронима Фабрициуса (Hieronymus Fabricius). Он был учеником Фаллопия и после окончания университета тоже стал исследователем и преподавателем. Среди его достижений описание тонкого строения органов пищеварительного тракта, гортани и головного мозга . Он впервые предложил прообраз деления коры больших полушарий на доли, выделив центральную борозду. Также этот ученый открыл клапаны в венах, препятствующие обратному току крови. Помимо этого Фабрициус оказался неплохим популяризатором - он первым начал практику анатомических театров.
Фабрициус много работал с животными, что дало ему возможность внести вклад в зоологию (он описал фабрициеву сумку, ключевой орган иммунной системы птиц) и эмбриологию (он описывал стадии развития птичьих яиц и дал название яичникам - ovarium).
Фабрициус, как и многие анатомы, работал над атласом. При этом его подход был действительно основательным. Во-первых, он включил в атлас иллюстрации не только анатомии человека, но и животных. К тому же, Фабрициус решил, что работы должны быть выполнены в цвете и масштабе 1:1. Атлас, созданный под его руководством включал около 300 иллюстрированных таблиц, однако после смерти ученого они на время были утрачены, а повторно обнаружены лишь в 1909 году в государственной библиотеке Венеции. К тому моменту остались целы 169 таблиц.


Иллюстрации из таблиц Фабрициуса (). Работы соответствуют изобразительному уровню, который могли продемонстрировать живописцы того времени.

Фабрициус, как и его предшественники, сумел продолжить и развить итальянскую анатомическую школу. Среди его учеников и коллег был Джулио Кассери (Giulio Cesare Casseri). Этот ученый и профессор того же университета Падуи родился в 1552 году, а скончался в 1616. Последние годы жизни он посвятил работе над атласом, который назывался точно так же, как и многие другие атласы того времени, “Tabulae Anatomicae”. Ему помогали художник Одоардо Фалетти (Odoardo Fialetti) и гравёр Франческо Валезио. Однако сама работа была опубликована уже после смерти анатома, в 1627 году.


Иллюстрации из таблиц Кассерио ().

Фабрициус и Кассери вошли в историю анатомического знания еще и тем, что оба были учителями Уильяма Харви (William Harvey - у нас его фамилия более известна в транскрипции Гарвей), который перевел изучение строения человеческого тела еще на уровень выше. Харви родился в Англии в 1578 году, но после учебы в Кембридже отправился в Падую. Он не был медицинским иллюстратором, но зато заострил внимание на том, что каждый орган человеческого тела важен прежде всего не тем, как он выглядит или где расположен, а тем, какую функцию он выполняет. Благодаря своему функциональному подходу к анатомии, Харви смог описать круги кровообращения. До него считалось, что кровь образуется в сердце и с каждым скоращением сердечной мышцы доставляется до всех органов. Никому не приходило в голову, что будь оно на самом деле так, каждый час в организме должно было бы образовываться порядка 250 литров крови.

Видным анатомическим иллюстратором первой половины семнадцатого столетия был Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona , также известный как Пьетро Берреттини).
Да Кортона не был анатомом. Более того, он известен, как один из ключевых художников и архитекторов эпохи барокко. И надо сказать, что его анатомические иллюстрации не были столь впечатляющими, как живописные работы:




Анатомические иллюстрации Барреттини ().


Фреска “Триумф божественного провидения”, над которой Барреттини работал с 1633 по 1639 год ().

Анатомические иллюстрации Барреттини были сделаны предположительно в 1618 году, в ранний период творчества мастера, на основе вскрытий, проводившихся в Госпитале Святого духа в Риме. Как и в ряде других случаев, по ним были сделаны гравюры, которые не были отпечатаны до 1741 года. В работах Барреттини интересны композиционные решения и изображение препарированных тел в живых позах на фоне зданий и пейзажей.

Кстати, в то время художники обращались к теме анатомии не только для изображения внутренних органов человека, но и для демонстрации самого процесса вскрытия и работы анатомических театров. Стоит упомянуть знаменитую картину Рембрандта “Урок анатомии доктора Тульпа”:


Картина “Урок анатомии доктора Тульпа”, написанная в 1632 году.

Впрочем, этот сюжет был популярен:


Anatomy Lesson of Dr. Willem van der Meer Более ранняя картина, демонстрирующая учебное вскрытие - “Урок анатомии доктора Уильяма ван дер Меера”, написанная Михилем ван Миревельтом в 1617 году.

Вторая половина XVII века в истории медицинской иллюстрации примечательна благодаря труду Говарда Бидлоо (Govard Bidloo). Он родился в 1649 году в Амстердаме и выучился на врача и анатома в университете города Франекер в Голландии, после чего отправился преподавать технику анатомирования в Гаагу. Книга Бидлоо «Анатомия человеческого тела в 105 таблицах, изображенных с натуры » стала одним из самых известных анатомических атласов XVII-XVIII веков и отличалась детальностью и аккуратностью иллюстраций. Она вышла в 1685 году, и позднее была переведенаа на русский язык по распоряжению Петра I, который принял решение развивать медицинское образование в России. Личным доктором Петра стал племянник Бидлоо Николаас (Николай Ламбертович), который в 1707 году основал первую в России госпитальную медико-хирургическую школу и госпиталь в Лефортово, нынешний Главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко.



По иллюстрациям из атласа Бидлоо видна тенденция к более точной, чем раньше, прорисовке деталей и большей образовательной ценнности материала. Художественная составляющая отходит на второй план, хотя все еще заметна. Взято отсюда и отсюда .

XVIII век: экспонаты Кунсткамеры, восковые анатомические модели и первый русский атлас

Одним из наиболее талантливых и умелых анатомов в Италии начала XVIII века был Джованни Доминик Санторини (Giovanni Domenico Santorini), который, к сожалению, прожил не очень долгую жизнь и стал автором только одного фундаментального труда под названием “Анатомические наблюдения ”. Это скорее анатомический учебник, нежели атлас - иллюстрации там есть только в приложении, но они заслуживают упоминания.


Иллюстрации из книги Санторини. .

В Нидерландах в то время жил и работал Фредерик Рюйш (Frederik Ruysch), который изобрел успешную технику бальзамирования. Русскому читателю он будет интересен тем, что именно его препараты легли в основу коллекции Кунсткамеры. Рюйш был знаком с Петром. Царь, будучи в Нидерландах, часто посещал его анатомические лекции и наблюдал за тем, как он проводит вскрытия.
Рюйш делал препараты и зарисовки в том числе детских скелетов и органов. Как и у более ранних авторов из Италии в его работах была не только дидактическая, но и художественной составляющая. Несколько странная, впрочем.


Еще один видный анатом и физиолог того времени, Альбрехт фот Галлер (Albrecht von Haller), жил и работал в Швейцарии. Он знаменит тем, что ввел понятие раздражимости - способности мышц (а впоследствии и желез) реагировать на возбуждение нервов. Он написал несколько книг по анатомии, к которым были сделаны детальные иллюстрации.


Иллюстрации книг фон Галлера. .

Вторая половина XVIII века в физиологии запомнилась работами Джона Хантера (John Hunter) в Шотландии. Он внес большой вклад в развитие хирургии, описание анатомии зубов, изучение восполительных процессов и процессов роста и заживления костей. Наиболее известным трудом Хантера стала книга “Observations on certain parts of the animal oeconomy ”


В XVIII веке был создан первый анатомический атлас, одним из авторов которого стал русский врач, анатом и рисовальщик Мартин Ильич Шеин . Атлас назывался “Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела” (Syllabus, seu indexem omnium partius corporis humani figuris illustratus). Одна из его копий хранится в библиотеке Нью-Йоркской академии медицины . Сотрудники библиотеки любезно согласились прислать нам сканы нескольких страниц атласа, впервые изданного в 1757 году. Вероятно, эти иллюстрации впервые публикуютя в интернете.


Кто хочет стать миллионером? 07.10.17. Вопросы и ответы.

* * * * * * * * * *

«Кто хочет стать миллионером?»

Вопросы и ответы:

Юрий Стоянов и Игорь Золотовицкий

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

1. Какая участь постигла теремок в одноимённой сказке?

2. К чему призывает гардемаринов припев песни в фильме Светланы Дружининой?

3. Какой кнопки не найти на пульте кабины современного лифта?

4. Какое выражение означает то же, что «идти пешком»?

5. Из чего делают строганину?

6. При каком режиме работы стиральной машины особенно важна центробежная сила?

7. Какая фраза из фильма «Волшебная лампа Алладина» стала названием альбома группы «АукцЫон»?

8. Где занимают места матросы парусника по команде «Свистать всех наверх!»?

9. Какой из четырёх портретов в фойе театра на Таганке был добавлен Любимовым по настоянию райкома партии?

10. Флаг какого государства не трёхцветный?

11. Кого с полным правом можно назвать потомственным скульптором?

12. Как называется модель человеческого тела — наглядное пособие для будущих врачей?

13. Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Правильные ответы:

1. развалился

2. не вешать нос

3. «Поехали!»

4. на своих двоих

5. из лосося

7. «В Багдаде все спокойно»

8. на верхней палубе

9. Константина Станиславского

10. Албании

11. Александра Рукавишникова

12. фантом

13. золотая курочка

Игроки не стали отвечать на 13 вопрос, а забрали выигрыш в размере 400 000 рублей.

_____________________________________

Светлана Зейналова и Тимур Соловьёв

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

2. Куда, если верить крылатой фразе, ведёт дорога, вымощенная благими намерениями?

3. Что используют для просеивания муки?

4. Как правильно продолжить строчку Пушкина: «Он уважать себя заставил…»?

5. Что в нынешнем году появилось впервые в истории розыгрыша футбольного Кубка конфедераций?

6. В каком городе находится недостроенный храм Святого Семейства?

7. Как заканчивается строка популярной песни: «Падала листва, и метель мела…»?

8. Каким творчеством занимался Аркадий Велюров в фильме «Покровские ворота»?

9, сообщает сайт. Прибавлению чего, как считается, должно способствовать растение толстянка?

10. Что увидели парижане в 1983 году благодаря Пьеру Кардену?

11. Кто убил огромного змея Пифона?

12. Какое звание по итогам 2016 года получила купюра в 50 швейцарских франков?

13. Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Правильные ответы:

1. профиль

4. И лучше выдумать не мог

5. видеоповторы для судей

6. в Барселоне

7. Где же ты была?

8. пел куплеты

10. спектакль «Юнона и Авось»

11. Аполлон

13. взлетно-посадочные полосы

Игроки не смогли правильно ответить на 13 вопрос, но ушли с несгораемой суммой.

Многие собирали (и собирают) партворк со скелетом, но есть готовые модели. Они небольшие, стоят недорого, и на них тоже можно прекрасно посмотреть, как устроено человеческое тело. Наборы есть разные.

Купила пока один - посмотреть, понравился.

Публикую фотоотчёт.

Реалистичная естественная модель человеческого тела (кости, органы, внутренности + проиллюстрированное руководство на английском языке + инструкция на русском языке).

Высота - 27 см.

Эта модель в два раза выше моего. Для школы удобнее - лучше видно издалека.

Анатомия человеческого тела - набор.

Рекомендуемый возраст для игры и изучения: от 10 до 99 лет. Это наглядное пособие по анатомии для изучения тела человека. Из 11 частей собирается точная копия внутреннего строения тела. Очень натуральная и правдоподобная.
Подробная инструкция по сборке на русском языке прилагается. Там указаны медицинские названия органов и частей тела. Высота фигурки - 50 см. Это уже совсем большая модель.

Гид по анатомии человека. Внимание! Набор содержит мелкие предметы, которые могут быть опасны для детей младше 3 лет. Не рекомендуется детям младше 6 лет.

И самый большой набор здесь.

Узнать, как устроен человеческий организм, вашему ребенку поможет набор Анатомия человеческого тела. Съемные части тела помогут составить ребенку правильное представление о строении и функционировании человеческого организма.

В комплекте 45 деталей: кожа, скелет и жизненно важные органы.

Иллюстрированное учебное руководство так же прилагается.

Возраст: от 10 лет. Размер: высота модели - 560 мм.

Анатомический набор Edu Toys

Анатомический набор Edu Toys. Собранная модель.

Модель анатомии тела человека - туловища. Модель состоит из 32 частей.

Основные составные части:

1. Череп.
2. Легкие.
3. Печень.
4. Желудок.
5. Сердце.
6. Грудная клетка.
7. Толстая кишка.
8. Тонкая кишка.

Очень удобно для использования в качестве наглядного пособия. Можно использовать и в школе на уроках, и дома.

Высота - 127 мм. Понравилось, что модель небольшая, очень удобно хранить в коробочке, места занимает немного. Это настольный вариант.

Анатомический набор Edu Toys

Анатомический набор Edu Toys - коробка-упаковка, очень удобная, открывается как книжечка, крышка держится на липучке. После сборки там удобно хранить модель.

Коробка с обратной стороны - все детали набора.

Внутри коробки модель упакована вот так, частично собрана.

Внутри коробки - всё нарисовано и подписано.

Развёрнутая книжка-коробка.

Есть очень подробная инструкция по сборке.

Вам никогда не казалось странным то, что вы живёте не первый десяток лет, но совершенно ничего не знаете о собственном теле? Или что вы оказались на экзамене по анатомии человека, но совершенно к нему не подготовились. В обоих случаях нужно наверстать упущенные знания, и получше узнать органы человека. Их расположение лучше смотреть в картинках — наглядность очень важна. Поэтому мы собрали для вас картинки, в которых расположение органов человека легко прослеживается и подписано надписями.

Если вам нравятся игры с внутренними органами человека, обязательно попробуйте на нашем сайте.

Чтобы увеличить любую картинку, нажмите по ней, и она откроется в полном размере. Так вы сможете прочитать мелкий шрифт. Итак, начнём сверху, и пойдем вниз.

Органы человека: расположение в картинках.

Головной мозг

Головной мозг человека — самый сложный и наименее изученный орган человека. Он управляет всеми остальными органами, координирует их работу. Фактически, наше сознание — и есть мозг. Несмотря на малую изученность, мы всё-же знаем расположение основных его отделов. На этой картинке подробно описана анатомия головного мозга человека.

Гортань

Гортань позволяет нам издавать звуки, речь, пение. Строение этого хитрого органа показано на картинке.

Основные органы, органы груди и живота

На этой картинке показано расположение 31 органа человеческого тела от щитовидного хряща до прямой кишки. Если нужно срочно посмотреть расположение какого-либо органа, чтобы выиграть в споре с другом или получить экзамен, эта картинка поможет.

На картинке показано расположение гортани, щитовидной железы, трахеи, легочных вен и артерий, бронхов, сердца и легочных долей. Не так уж много, но зато очень наглядно.

Схематичное расположение внутренних органов человека от трохеи до мочевого пузыря показано на этой картинке. За счёт небольшого размера она быстро загружается, экономя вам время для подсматривания на экзамене. Но мы надеемся, что если вы учитесь на врача, то вы не нуждаетесь в помощи наших материалов.

Картинка с расположением внутренних органов человека, на которой также видна система кровеносных сосудов и вен. Красиво изображены органы с художественной точки зрения, некоторые из них подписаны. Надеемся, среди подписанных есть те, которые нужны вам.

Картинка, на которой подробно расписано расположение органов пищеварительной системы человека и малого таза. Если у вас болит живот, то эта картинка поможет вам локализовать источник, пока действует активированный уголь, или пока вы облегчаете пищеварительную систему в удобствах.

Расположение органов таза

Если вам нужно узнать расположение верхней надпочечной артерии, мочевого пузыря, большой поясничной мышцы или любого другого органа брюшной полости, то эта картинка вам поможет. В ней подробно расписано расположение всех органов данной полости.

Мочеполовая система человека: расположение органов в картинках

Всё, что вы хотели знать о мочеполовой системы мужчины или женщины показано на этой картинке. Семенные пузырьки, яйцеклетка, половые губы всех мастей и конечно же, мочевыделительная система во всей красе. Наслаждайтесь!

Мужская репродуктивная система

Будущие студенты-медики сегодня лишены возможности изучать тело человека, препарируя человеческие трупы. Вместо этого на занятиях по анатомии используют тушки гусей, свиные сердца или коровьи глазные яблоки. В медвузах говорят: через пару лет в больницы придут врачи, которые совсем не знают человеческое тела. И за их квалификацию сложно поручиться.

Препараты с мясокомбината

На занятиях анатомии сегодняшние студенты Оренбургской медакадемии работают с телами умерших, побывавшими в руках не одного поколения будущих медиков. Эти анатомические препараты уже почти потеряли сходство с человеческими телами.

По признанию заведующего кафедрой анатомии Льва Железнова, уже больше пяти лет поступлений нового биологического материала в их вуз не было.

«Когда училось наше поколение в 80-х годах, мы, например, накладывали швы на фрагментах конечностей, а сегодня и на нашей кафедре, и на кафедре оперативной хирургии трупного материала не хватает. Мы изучаем какие-то вещи на органах животных - например, глазные яблоки берем у крупного рогатого скота, благо, с этим проблем нет. Студенты из деревень привозят что-то из своих хозяйств, часть приобретается на мясокомбинатах и рынках. А делать операции они тренируются, в том числе, и на животных», - комментирует Лев Железнов.

Трупный материал, который изредка удается добыть медицинским вузам, обычно уже теряет первозданный вид. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Тем временем у студентов Самарского медицинского университета идет лекция по анатомии: «Пищевод. Желудок. Кишечник». Преподаватель показывает студентам натуральный экспонат, дает нужные пояснения. Можно только посмотреть, нельзя тренироваться в надрезах. Трупный материал в вуз практически не поступает, все, что есть в наличии - хорошо законсервированное старое. Старший преподаватель университета СамГУ Евгений Баладянц лично собирал коллекцию на протяжении 14 лет, еще в то время, когда вузы легко получали биологический материал для практики.

Мертвые учат живых

В средневековье многие врачи познавали анатомию человека, изучая трупы. Среди них был и знаменитый персидский ученый Авиценна. Даже самые передовые современники осуждали врача за «кощунство» и «надругательство» над мертвыми людьми. Но именно труды средневековых врачей, которые вели исследования вопреки обвинениям, легли в основу целой науки - анатомии. В России девятнадцатого века знаменитый российский хирург Николай Пирогов проводил анатомические исследования на трупах неопознанных людей. В медвузах СССР использовали ту же практику - неопознанные и невостребованные тела попадали на занятия будущих медиков. Все изменилось в 90-е годы прошлого века. Mortui vivos docent (мёртвые учат живых) - гласит латинская пословица. Современным студентам, возможно, повезло даже меньше, чем средневековым врачам - они практически лишены возможности работать с человеческими тканями.

Студенты тренируются шить на органах животных. Фото из архива кружка ВолгГМУ

Проблемы с поставками тел для учебно-научных целей в медицинские учреждения начались в середине 1990-х годов, когда был принят федеральный закон «О погребении и похоронном деле». Традиционные для медицины условия, когда анатомические исследования проводились на трупах неопознанных людей, с принятием закона поменялись кардинально. Чтобы получить тело умершего в свое распоряжение, медикам нужно было добиться согласия ближайших родственников, либо прижизненного согласия самого человека на изъятие органов и тканей после смерти. Согласия, предсказуемо, не выдавались. Вузы полностью лишились возможности получать анатомические препараты.

Закон «Об охране здоровья граждан», принятый в 2011 году, разрешил медикам использовать в учебных целях невостребованные родственниками тела в порядке, установленном правительством. Этот документ ждало все научное сообщество. В августе в 2012 года Дмитрий Медведев подписал постановление «Об утверждении Правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях». Регламент передачи тел есть, однако анатомических препаратов у студентов-медиков так и не прибавилось.

Прежде, чем оперировать человеческое сердце, студенты оттачивают мастерство на сердце свиньи. Фото из архива ВолгГМУ

Закон появился, но трупов - нет

«В постановлении четко прописано, что, во-первых, тело передается только в том случае, если установлена личность, то есть все неопознанные тела под действие закона не попадают, даже если остаются невостребованными. Во-вторых - при наличии письменного разрешения на передачу, выданного органами, назначившими судебно-медицинское исследование. Вот с этим разрешением-то и проблема», - рассказывает Лев Железнов.

«Чтобы получить биологический материал для обучения, нам необходимо собрать около десяти подписей, начиная от главы района, заканчивая прокурором», - говорит Александр Воронин, ассистент кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии СамГМ.

Путей получения трупного материала два - бюро судмедэкспертиз и морги. При этом, в качестве учебно-научного пособия может быть использовано тело, которое находится «в хорошем состоянии», но судмедэксперты не имеют права использовать консервирующие методики, а их холодильники не обеспечивают полную сохранность тела.

Студенты хирургической кафедры работают с трупным материалом. Фото из архива Кубанского медицинского университета

«Трупы, которые можно передать на изучение, должны быть не востребованы в течение длительного времени. Но тогда они уже почти не интересны вузам. А тела недавно умерших людей «отдать» нельзя», - объясняет начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Оренбургской области Владимир Филиппов .

Екатерина, студентка второго курса лечебного факультета одного из российских вузов рассказала, что трупные препараты в вузе они все-таки получают, но их качество - низкое. «Во-первых, неприятный запах, вызывающий раздражение слизистой оболочки. Во-вторых, сложно разобраться в довольно старом и разложившимся трупе, некоторые анатомические образования походят друг на друга. Свой первозданный вид трупы потеряли, учебной пользы - ноль», - говорит девушка.

Трупный материал, который в медвузы могут поставлять патологоанатомы, тоже не доходит до студентов. Заведующий патологоанатомическим отделением оренбургской областной больницы №2 Виктор Кабанов пояснил, что те люди, которые умирают в стационаре, как правило, имеют родственников, которые забирают тело для захоронения. За последние 10 лет его работы не было ни одного невостребованного тела.

«Как это происходило ранее? Тогда в законодательстве не было четких формулировок, и тела на основании справок из милиции передавались в медицинские институты», - рассказывает Виктор.

За рубежом (в Европе и Америке) существует практика добровольного завещания тела на учебные и научные цели, которое нотариально оформляется при жизни этого человека. В России эта система не работает - нет традиции.

Урок анатомии у студентов Самарского медицинского университета. Фото: АиФ / Ксения Железнова

Следователи против

Если региональные вузы с трудом, но получают хотя бы ничтожное количество трупных препаратов, то в столичных «медах» ситуация сложнее. За прошедшие несколько лет на занятия не поступило ни одного трупа. Сотрудники вузов говорят о ситуации так: «Это саботаж и диверсия».

В Москве, по сути, готов целый пакет документов, разрешающий медикам использовать трупы в учебной деятельности. Есть известное постановление правительства РФ. Согласно документу, условиями передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека являются: запрос принимающей организации и разрешение, выданное лицом или органом, назначившим судебно-медицинскую экспертизу невостребованного тела, то есть следователем. Есть решение главы департамента здравоохранения Москвы с поручением судебным медикам решить вопрос о передаче трупов - скоро этому документу исполнится год. Есть письма ректоров 1-го и 3-го меда главному судебному медику Москвы Евгению Кильдюшеву - и даже его положительное решение о передаче вскрытых (и только вскрытых, что противоречит постановлению правительства) трупов на учебные цели.

«Процесс остановился на этапе выдачи разрешений следователями - им это просто не нужно, - говорит заведующий кафедрой анатомии одного из московских медвузов, пожелавший остаться неназванным. - Они жили без этой для них дополнительной головной боли, а судебные медики жили без необходимости связываться с ними по этому вопросу. Ни судебным медикам, ни следователям это не нужно совершенно. Это нужно только студентам и преподавателям. Но как это должно выглядеть - профессора и студенты идут в прокуратуру договариваться со следователями и прокурорами? Так это выглядит и реально делается в российской глубинке, но не в Москве и Санкт-Петербурге».

Что взамен?

Пока на кафедрах борются за право своевременно получать качественный анатомический материал, в вузах активно ищут замену трупным препаратам. В пример приводят Европу, где «симуляторы» используют уже не один десяток лет. Заменить человеческие ткани пытаются с помощью кукол, роботов и компьютерных программами.

Гордость медицинской академии Челябинска - учебная операционная. Заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии Александр Чукичев утверждает: в ней и сейчас можно провести хирургическую операцию, все ее оборудование находится в рабочем состоянии, просто оно старое, в больницах используются уже более современные модели. Раритетный советский микроскоп «Красногвардеец» - местная легенда. О нем говорят: научишься работать на таком, никакое оборудование больше не страшно.

На экране отображается все, что делает хирург. Такое же изображение хирурги видят во время реальных операций на мониторе эндоскопической стойки. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Студентка третьего курса Татьяна проводит малоинвазивную эндоскопическую операцию. Конечно, на тренажере. Им служит прозрачный ящик с небольшими сквозными отверстиями, в которые вставлены специальные датчики. На экран монитора выведено изображение человеческих тканей: в программу загружены данные «воображаемого» пациента. Программа учитывает все действия будущего медика, и рассчитывает реакцию виртуального больного. В случае большого количества ошибок программа сообщает о смерти «пациента». Студентка старается, но пока «хирургическое вмешательство» дается с трудом: нити постоянно расползаются в разные стороны, шов не ложится. Хотя пациент еще дышит.

Студентка третьего курса отрабатывает навыки малоинвазивной операции. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Во время реальных эндоскопических операций хирург тоже смотрит, в основном на монитор, так как делает всего два-три надреза. Картинка на тренажере от того, что видят праикующие врачи, практически не отличается.

«Опыты на трупах уходят в прошлое, - считает Александр Чукичев. - Безусловно, они дают необходимые навыки, ценны, но материал дорого хранить и непонятно, где доставать. Это я в свое время, когда учился много лет назад, мог почти в любой день пойти в морг и попросить, чтоб мне дали тело для отработки навыков».

«Мне импонирует, как решен этот вопрос в Татарстане, - комментирует ученый, - там тела хранят в контрафактной водке, которую получают бесплатно, по договоренности с соответствующими структурами. Я пытался решить эту проблему таким же образом, ведь формалин токсичен, но ничего не получилось. Кроме того, тело в нем все же деформируется, меняется плотность и цвет тканей. А симуляторы практически вечны».

Человеческие органы в формалине — одно из немногих учебных пособий, доступных сегодня студентам-медикам. Фото: АиФ / Полина Седова

Штучный товар

Один из главных недостатков симуляторов - цена. Хорошие аппараты стоят несколько миллионов. Это так называемый «штучный» товар, не для массового использования. Несмотря на большое количество медицинских институтов по всей стране, продавец закладывает в стоимость тот факт, что такие комплексы покупаются не чаще, чем раз в 10 лет.

Позволить тебе хорошее оборудование может далеко не каждый вуз. В Волгограде медицинских тренажеров вообще нет. В Самаре пытаются разрабатывать сами - местные специалисты написали собственную программу «Виртуальный хирург».

«Мы можем взять от реального человека данные и внедрить в систему «Виртуального хирурга». Студент, к примеру, берет анализы реального человека, загружает эти данные в тренажер и сначала тренируется на виртуальной модели, отрабатывает необходимые методики и навыки, чтобы потом использовать их в лечении человека», - поясняют сотрудники.

Самарский ученый Евгений Петров занимается разработкой способов полимерного бальзамирования. Такая методика позволяет сделать биологические препараты практически вечными для использования студентами и преподавателями. Они не имеют запаха, эластичны, долго сохраняют свои качества. Конечно, для того, чтобы их изготовить, всё равно нужен трупный материал, но зато каждый препарат можно использовать тысячи раз. И не только, чтобы «просто посмотреть».

В Кубанском государственном университете работают и с телами животных. «Некоторые органы свиньи идентичны человеческим. А вот на кроликах, например, хорошо проводить офтальмологические операции», - говорят педагоги. С января в вузе начнут работу с минипигами.

Но врачи признают: идеальной замены тканям человека по плотности пока нет. Все изобретения, скорее, от безысходности.

«Для того, чтобы научиться ездить, необязательно сразу садиться на «Феррари», - проводит аналогию доцент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ВолгГМУ, к.м.н., Екатерина Литвина. - Безусловно, возможность работать с трупным материалом для всех студентов, как это было во время СССР, позволяла студентам оттачивать свое мастерство на натуральных тканях, но в современных реалиях мы вынуждены исходить из того, что есть».

«Учитесь сами»

Для того, чтобы в наши дни получить хорошую практику, будущим врачам иногда приходится «уходить в подполье», как это делали средневековые медики: тайком напрашиваться на судебно-медицинские экспертизы, договариваться с работниками моргов. И обязательно подрабатывать в больницах, чтобы наблюдать за реальными операциями и работой опытных врачей.

«Заменить человеческие органы и ткани синтетическими аналогами крайне трудно и зачастую невозможно, - считает студент 5 курса лечебного факультета ВолгГМУ Михаил Золотухин . - В хирургии есть такое понятие как чувство ткани. Это чувство развивается в течение многих лет практики. Поэтому самое лучшее для будущего хирурга - это ассистирование на хирургических операциях. Во время операций есть возможность почувствовать живую ткань в реальной ситуации, ощутить сопротивление тканей».

В Волгоградском медицинском университете пока нет даже тренажеров-симуляторов. Фото из архива ВолгГМУ

Михаил, рассказывает, что частенько дежурит в волгоградских клиниках: «Только так студенты могут получить опыт общения с пациентами и перенять знания от старших коллег-врачей, - уверен юноша. - В хирургических стационарах врачи никогда не отказываются от помощи студента, который может сделать ту работу, которая опытному врачу в тягость, а у студента вызывает непреодолимый восторг. В награду за терпение и трудолюбие, будущие хирурги делают под контролем врачей малые хирургические манипуляции, ассистируют на операциях, выполняют некоторые этапы хирургических операций».

« Кто хочет - тот научится» , - говорят студенты. Пока только так. Но многие сотрудники медвузов продолжают надеяться, что процедура получения трупного материала станет немного проще - но для этого нужен более четкий регламент и, что самое сложное, межведомственное взаимодействие: отсутствие противостояния со стороны больниц, судмедэкспертов, местных чиновников. Все это требует вмешательства на самых высоких уровнях. «Все это должно быть оформлено соответствующим постановлением Минздрава, где рядом должны стоять визы всех ведомств, участвующих в данном процессе - иначе даже хороший закон так никогда и не заработает», - говорят сотрудники медицинских вузов.

Что касается Министерства здравоохранения, то там обещают в течение пяти лет обеспечить все вузы качественными симуляторами.