Как обрести психологическое здоровье. Как улучшить психическое здоровье: лучшие решения. Приемы борьбы со стрессом

Главная > Документ

КАК УКРЕПИТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ

ЗДОРОВЬЕ?

Помня изречение древних: “ В здоровом теле - здоровый дух ”, нельзя забывать и мысль отца медицины Гиппократа: “ Мощный дух спасает расслабленное тело.“ Психологические показатели здоровья доступны всем: - хорошее самочувствие; - освежающий сон; - преобладание положительных эмоций; - высокая умственная и физическая работоспособность. Что может угрожать вашему психическому здоровью? Чрезмерная психическая

напряженность, вызванная конфликтами, стрессами, переживанием ответственности. Сохранить и укрепить психическое здоровье вам поможет разумный образ жизни и некоторые методики психогигиены (гигиена - по-гречески значит “целебный”).

Для снятия излишнего эмоционального напряжения можно использовать

силу разума, анализируя “холодной головой” все “минусы” и “плюсы” ситуации, усомниться в ее реальной значимости, уникальности, зная, в любой ситуации есть два выхода - смириться или бороться.

Другой способ - переключиться. Это можно сделать с помощью музыки, книги,

спектакля, хобби, можно совершить пешеходную прогулку, принять ванну. Очень полезно заняться спортом.

Простое упражнение: составьте список своих положительных качеств

(8-10) без использования частицы “не”. Например, напишите умный вместо неглупый. Это ваш своеобразный Банк. Именно в нем заключен тот ресурс, который помогает справляться со стрессом. Почаще пользуйтесь своими собственными вкладами. Позвольте представить себя обладающим и использующим эти качества в нужный момент. Можете опираться на свой удачный личный опыт. Если же у вас его нет, то пофантазируйте.

Не обесценивайте свои представления о себе.

Идя по привычным делам, на работу, или домой, позвольте себе немного изменить маршрут.

РОМАН С РАБОТОЙ - ЭТО НА ЗДОРОВЬЕ Хорошая новость для “трудоголиков”: не все из них подвержены стрессу, а привычка работать допоздна и без выходных - вовсе не кратчайший путь к инфаркту. Как сообщает журнал “Нью вумен”, в университете штата Огайо завершено уникальное исследование, которое позволяет по-новому взглянуть на проблему перегрузок на работе. Они действительно очень вредны, но лишь в тех случаях, когда человек трудиться из-под палки или им движут неудовлетворенное честолюбие, боязнь быть уволенным или хотя бы вызвать гнев начальства. Но если “трудоголик” увлечен своим делом, не может без него жить и встает из-за стола “усталый, но довольный”, то стресс ему не грозит.
С Т Р Е С С
Стресс испытывал каждый человек, у некоторых есть даже свои способы борьбы с этим состоянием. При этом большинство из нас плохо представляет, что же это такое на самом деле. “Стресс” - в переводе с английского “ нажим, давление, напряжение ”. Первая научная статья по этой проблеме была опубликована в 1936 г. Гансом Селье под названием “Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами”. Канадский ученый определил стресс как “неспецифическое напряжение живого организма, возникающее в ответ на раздражитель”. Селье описал три стадии развития стресса 1. Мобилизация защитных сил. Она сопровождается реакциями тревоги: покраснением кожных покровов, обильным выделением слюны, снижением мышечного тонуса, усилением процесса распада в тканях и т.д. 2. Адаптации или резистенции (устойчивости). Организм “ликвидирует” последствия первой стадии: увеличиваются и усиленно работают надпочечники и щитовидная железа, в тканях преобладает процесс синтеза с восстановлением нормального веса тела. Если действие повреждающего фактора было не очень сильным, то со временем организм возвращается к норме. 3. Истощения. Оно грозит организму гибелью, если сохраняется влияние неблагоприятных факторов. Наш первобытный предок нападал, защищался или убегал. В развитых культурах стрессы мало связаны с основными механизмами выживания. Мы не всегда можем убежать из кабинета начальника, хлопнув дверью. Мы не в состоянии вырваться из пробки на дороге, и понимая, что виновных нет, приезжаем на работу или домой в раздраженном состоянии. Нам не дано перестать волноваться о наших детях и близких, тем более во время их болезни... Человеческий организм, запрограммированный миллионы лет назад, отвечает на воздействие традиционным набором реакций. Более того, мы одинаково реагируем и на хорошее, и на плохие новости, и на отсутствие таковых. Известие о том, что вы выиграли крупную суммы в лотерею, принесет не меньший вред, чем известие о том, что у вас угнали автомобиль. Различают стресс положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс). Эустресс усиливает адаптационные возможности к меняющемся условиям, является необходимым условием нашей жизни. Отсутствие психоэмоциональных воздействий само может привести к стрессу, поэтому мы сами создаем себе “проблемы”... Вот простейший пример: мы сами ставим себя под удар, оставляя важные дела до последнего момента; многие из нас лучше всего работают, только когда испытывают давление извне. Ослабляет организм именно дистресс. Но у каждого существуют свои уровни резервных возможностей. На одно и то же воздействие кто-то реагирует временным нарушением состояния, кто-то серьезным заболеванием. На мужчин и женщин стрессорное воздействие влияет по-разному. Статистика показывает, что частота эмоциональных нарушений выше у женщин. Для них типичны такие проявления, как слезы, слабость, реакции типа “бегство”. Для сильного пола характерны гнев, агрессия, самоутверждение, то есть реакции типа “борьба”. Признаки стресса Бессонница. Головная боль. Аллергия. Спазм челюстной мышцы и скрежетание зубами Тошнота, изжога, запоры. Боли в спине или спазм мышц шеи Трудности при глотании (спазм пищевода) Хроническая усталость. Приступы головокружения Подъем артериального давления. Депрессия, раздражительность. Проведенные физиологами опыты доказали, что человек способен регулировать некоторые физиологические процессы и целенаправленно использовать свои возможности. Если вы хотите сохранить здоровье, то на стрессовый импульс должны осознанно отвечать релаксацией. Это задержит или ослабит воздействие стресса. Релаксационные упражнения: занятия спортом, дыхательные методики, самовнушение, специальная музыка и т.д. Они должны стать частью жизни, привычкой, чтобы быть действенным средством борьбы как с актуально действующим стрессом, так и с депрессией. Важный момент на который обращают внимание все врачи - опасность подавления эмоций . Поэтому плачьте, когда вам этого хочется. Не стесняйтесь бурно выражать свою радость, если на то есть причины. Физиологическое последствие стресса - обезвоживание. Поэтому увеличивайте прием жидкости, желательно чистой воды или несладких натуральных фруктовых соков. Чай, кофе и алкоголь лучше исключить из употребления. Следует внимательнее отнестись к питанию. В период стресса резко возрастают потребности организма в витаминах (особенно группы В) и микроэлементах. Диетологи рекомендуют сократить количество жиров (не более 80 г ежедневно), соли и сахара. Некоторые для борьбы со стрессом используют лекарства. Помните, что психотропные средства помогают “отключить эмоции”, но сами индуцируют стресс, принося гораздо больше вреда, чем пользы. Стимулирующие препараты: кофеин, никотин, помогая справиться с депрессией, истощают ресурсы организма. С П О Р Т Почему физические упражнения играют важную роль в борьбе со стрессом? Прежде всего, они компенсируют наш отказ от активных действий в момент непосредственно стрессовой ситуации... Выброшенный в кровь адреналин, для восстановления утраченного равновесия, должен расщепиться. И если нельзя физически ликвидировать стрессор, то можно непосредственно после его воздействия нагрузить себя физическими упражнениями. Конечно, все должно соответствовать вашим возможностям и психодинамики: одним ближе плавание, другим- бег трусцой в одиночку, третьим- занятия в спортзале в компании единомышленников. Занятия спортом рекомендуется сочетать с приемом растительных препаратов, объединенных в группу адаптогенов - это радиола, женьшень, элеутероккок, плоды шиповника или лимонника. Их принимают курсами по 20-30 дней с 2-3-х недельным перерывом между курсами. Использование этих препаратов особенно эффективно при напряженной умственной деятельности.

СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

(ИЛИ, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ СТРЕСС) Развод, тюремное заключение, смерть близкого человека, травма или болезнь, брак, разлад в супружеской жизни, увольнение с работы, примирение с супругом, пенсия или отставка, ухудшение здоровья члена семьи, беременность, трудности с сексом, появление нового члена семьи, перестановки на службе, изменение финансового положения, смена работы, денежный долг, увеличение ответственности на работе, неприятности с законом, значительные личные достижения, окончание школы, изменение условий жизни, проблемы с начальством, переезд, смена школы, изменение режима рабочего времени, смена личных привычек, смена развлечений, режима сна, привычек в еде, изменение числа друзей, каникулы, отпуск и многое другое. Лаборатория психофизиологического развития

  1. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс

    Заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.

  2. Учебники, учебные пособия Н. В. Середина, Д. А. Шкуренко Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология

    Учебники

    Под редакцией проф. каф. психологии РЭА им. Плеханова, академика РАЕН, действительного члена Академии гуманитарных наук, члена-корреспондента Международной Академии наук педагогического образования, профессора Академии военных наук В.

  3. Л. В. Глава Психогигиена как наука и практика

    Учебное пособие

    Если не обращаться к отдельным именам и событиям двадцатого века, а искать явления мирового масштаба, то вероятно, центральным можно признать значительное ускорение технического прогресса.

Существует мнение, что нервные клетки не подлежат восстановлению, но это далеко не так. Конечно, на это нужно время и притом длительное, но все же их можно. Существует несколько простых способов, которые стимулируют регенерацию нервных клеток. Если регулярно заботиться о здоровье нервной системы, никакие психические расстройства не будут страшны.

Инструкция

Старайтесь испытывать больше положительных эмоций, радуйтесь всему, ведь для счастья есть много замечательных моментов в жизни, на которые следует просто обратить внимание. В период восстановления нервных клеток не ограничивайте себя ни в чем, особенно в том, что вызывает улыбку. Также хорошо питайтесь, нельзя сидеть на голодных диетах, они только расшатывают психику и агрессивным.

Возьмите отпуск и хорошенько отоспитесь. При сна принимайте или настойки седативных растений, в крайнем случае, медицинские препараты. Если есть возможность, съездите на море, оно не только релаксирует, но и оздоравливает весь организм в целом. Принимайте солнечные ванны, и просто отдыхайте на золотистом песке.

Занимайтесь сексом с любимым . Во время любовных игр в организм поступает гормон счастья, который участвует в регенерации нервных клеток. Чем больше положительных эмоций в жизни, тем быстрее восстановится ваша нервная система.

Алкоголь не снимает нервное напряжение, а наоборот. Поэтому не пытайтесь с помощью стакана виски или коньяка, максимум, что можно себе позволить - стаканчик хорошего красного вина. А вот остальные виды напитков следует исключить, особенно если вы принимаете седативные препараты не растительного происхождения.

Если у вас все очень серьезно, сходите к . Вам назначат курсовое после полного обследования. Иногда нервные срывы обычными не получается, поэтому не тяните время, только врач в силах помочь вылечить данное заболевание. В более легких случаях, помогает все вышеперечисленное буквально за один месяц, человек будто заново рождается и чувствует себя исключительно спокойно и уверенно.

Фильмы ужасов довольно популярны, особенно среди молодежи. Однако сильно увлекаться остросюжетным кино с множеством кровавых сцен не стоит, так как подобные сеансы могут нанести вред психике человека.

Почему смотрят ужасы

Фильмы ужасов привлекают зрителей своим ярким, порой непредсказуемым сюжетом. Острых ощущений люди ищут тогда, когда в собственной жизни им не хватает адреналина. Другие индивиды с помощью страшных фильмов получают психологическую разрядку и понимают, что у них в жизни не все так плохо.

Желание отвлечься от реальной жизни, посмотреть на что-то по-настоящему страшное, но с безопасного расстояние, пощекотать себе нервы, испугаться, а потом почувствовать облегчение от того, что это был все лишь фильм – вот что руководит людьми, которые покупают билеты на фильмы ужасов в кинотеатре или смотрят страшное кино дома.

Стоит отметить, что хоррор хоррору – рознь. В одних фильмах ужасов события развиваются по мистической линии, и, кроме призраков и свидетельств полтергейста, нет никаких пугающих сцен. Смотреть такое кино можно как сказку. Другие фильмы изобилуют шокирующими сценами насилия и крайне негативно влияют на психику человека.

Влияние фильмов ужасов

Следствием просмотра фильма ужасов могут стать ночные кошмары. Неприятные кровавые сцены оставляют отпечаток в сознании человека, и, когда он спит, мозг индивида восстанавливает увиденное, либо фантазирует на тему просмотренного кино. Так что имейте в виду, что проблемы со сном могут быть последствием предпочтений человека в плане кинематографа.

Беременным женщинам, детям и особо впечатлительным людям противопоказаны страшные фильмы. Именно на наиболее восприимчивое сознание и неустойчивую психику ужасы влияют очень негативно. Во-первых, просмотр хоррора может сделать реакцию человека на реальную опасность неадекватной. Во-вторых, из-за кровавых ужасов во впечатлительном организме растет уровень агрессии, человек привыкает к жестокости, и насилие кажется ему нормой.

Как правило, фильм ужасов призван создать тревожную атмосферу. Но если это настроение не покидает вас после просмотра, значит, страх и напряжение были слишком сильными. Из-за просмотра хоррора может изменить ваш эмоциональный фон. Если вы близко к сердцу воспринимаете события, в которых находятся герои, значит, вам не стоит смотреть фильмы ужасов.

Наконец, стоит отметить, что фильмы ужасов могут вызвать настоящее привыкание. Дело в том, что во время пугающих сцен в кровь зрителя выбрасывается большое количество адреналина, как при стрессе. Организм привыкает к такому состоянию постоянной боевой готовности и требует новых острых ощущений.

Giphy

О том, как другие люди преодолевают препятствия и добиваются успеха, может дать вам большой глоток вдохновения и изменить взгляды на жизнь.

Начните свой день с чашки кофе

Перед тем как выйти за дверь и начать активный день, выпейте чашку бодрящего напитка. Если не любите кофе, отличной альтернативой послужит зелёный чай или свежевыжатый сок.

Разгадайте кроссворд в выходной день

Нет ничего лучше, чем в выходной день поваляться в кровати и разгадать кроссворд, сканворд или судоку. Наслаждайтесь процессом разминки для мозга и тренируйте свой ум.

Прогуляйтесь в парке

Мозгу тоже нужен отдых, причём регулярный. Когда вы в парке, вдали от шума, вы можете взять умственную передышку, что поможет сконцентрироваться на решении насущных проблем.

Займитесь медитацией

Медитация - это потрясающий инструмент для тех, кто хочет увеличить свою умственную силу. Она помогает поддерживать равновесие, даёт ощущение блаженства, успокаивает.

Завтракайте

Не выходите из дома, не . Вашему мозгу нужно топливо для того, чтобы эффективно функционировать. Если вы из тех людей, кто не любит есть по утрам, перекусите хотя бы бананом в машине по дороге на работу: этого будет вполне достаточно.

Спите по ночам

Ваша психика нуждается в поддержке. Вам просто необходимо крепко и спокойно спать по ночам. Пока вы спите, мозг занимается тем, что удаляет токсичные белки, продукты нервной деятельности, накопившиеся за рабочий день.

Играйте в шахматы

Это одна из сложнейших и достойнейших игр, и она обязательно вам понравится. Мозгу приятно получать вызов, а бросают его, не создавая излишней нагрузки.

Задавайте вопросы

Психически сильные люди говорят, что существует одна вещь, которая изменила их жизнь кардинальным образом. Это ответы на вопросы, которые они задавали. Спрашивать - не значит выглядеть глупо. Наоборот, это покажет, что вы хотите учиться и понять свои возможности.

Не обедайте за рабочим столом

Ваша креативность возрастает, когда вы покидаете рабочее место в обеденный перерыв. Используйте это время, чтобы отвлечься и подумать о чём-то незначительном, ненадолго освободив сознание от проблем, требующих решения.

Ходите с прямой спиной 5 минут в день

Встаньте и с гордостью выпрямите . Ходите так хотя бы 5 минут в день. Это простое упражнение меняет сознание: помогает почувствовать себя увереннее, взять под контроль ситуацию.

Вздремните

Исследования показали: 10-минутный сон улучшает концентрацию, производительность и настроение. Если вам кажется, что эта история не про вас, попробуйте расслабиться и полежать в тишине с закрытыми глазами те же самые 10 минут.

Не забывайте благодарить

Успешные люди говорят о том, что они приучили себя день за что-нибудь одно, пусть даже самое незначительное. Даже радость от простой чашки кофе помогает не останавливаться на достигнутом и поддерживает хорошее настроение.

Приучите себя делать что-то необычное раз в неделю

Смена деятельности должна войти в привычку. Это воспитывает психологическую стойкость, которая и формирует гармоничную личность.

Говорите нет почаще

Чем труднее вам отказывать людям, тем чаще вы испытываете стресс. Морально стойкие люди знают: говорить нет - это нормально.

Отказывайтесь от телефона на 30 минут в день

Конечно, никто из нас не мог бы позволить себе еженедельно отказываться от телефона на сутки. Но планета не прекратит вращаться, если вы свой гаджет хотя бы на 30 минут в день. Зачем? Ответ очень простой: это освобождает.


Giphy

Влияет на все клетки организма. И на клетки мозга тоже. Он замедляет процесс мышления, тормозит нас. Поэтому употреблять его нужно хотя бы чуть-чуть реже.

Улыбайтесь незнакомцу раз в день

Улыбка снижает количество гормонов, вырабатывающихся во время стресса и плохо влияющих на наше физическое и психическое здоровье. Улыбаясь незнакомцу, вы только усиливаете её позитивный эффект.

Пойте в душе

Пение в душе повышает настроение и стимулирует выработку эндорфина и окситоцина. Эти гормоны приносят удовольствие и помогают расслабиться.

Освободите один час в неделю для своих личных дел

Вы проводите максимум времени за продуктивной работой. Но не менее важно оставаться в одиночестве и отгораживаться от других людей, пусть и ненадолго. Это полезно для вашего психического здоровья, и трудоспособности.

Психическое здоровье

Все мы знаем о том, что такое здоровье – наиболее емко это понятие отражает словосочетание «отсутствие болезни». Можно назвать здоровым человека, который не имеет никаких нарушений функционирования органов и систем, заболеваний, однако в отношении здоровья психического оно утрачивает смысл, потому как это определение не ограничивается отсутствием патологии.

Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.

В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Не существует четких норм понятия психическое здоровье, поскольку каждая из составляющих может быть истолкована субъективно.

Бесспорно, имеется утвержденный перечень психических заболеваний, но, как уже говорилось ранее, их отсутствие не гарантирует полного здоровья, поэтому и трактуется одно неоднозначно. Несмотря на это существуют определенные детерминанты – социальные, психологические факторы, наличие которых позволяет утверждать о хорошем здоровье.

Функциональное состояние психики определяется такими аспектами, как:

1. Умственная работоспособность. Познавательные процессы на высоком уровне – показатель здоровья.

2. Стремление к осуществлению осознанной деятельности. Обучение, профессиональная, творческая деятельность, реализация себя в ином качестве – свидетельство наличия интересов, мотивации.

Существует несколько мнений о том, что может свидетельствовать о психическом здоровье и какие его составляющие являются обязательными. Большинством исследователей признаны следующие особенности.

Чем характеризуется психическое здоровье?

1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные (с узким кругом людей). В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть, избегать идеализации и необоснованных претензий, эффективно решать конфликтные ситуации, способность не только брать, но и давать. Это относится не только к супружеским отношениям, но и детско-родительским.

Важным моментом является здоровье самих отношений: они не должны быть угрожающими, насильственными, тревожными, разрушающими. Здоровые отношения несут в себе только продуктивность. Сюда же можно отнести «экологичность» - способность человека выбирать для себя в основном комфортное окружение.

2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества – важно для психически здорового человека.

3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека, поэтому важно пояснить, что она в себя включает:

3.1. свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;

3.2. танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.

4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность, не страдает зависимостью, не пытается компенсировать отсутствие контроля за одной из сфер жизни гиперконтролем в другой.

5. Понимание этических норм. В первую очередь, здоровый человек осознает смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).

6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.

7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.

8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого, понимает, что другой человек – отдельная личность со своими особенностями и отличиями.

9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше и что это повлечет – эти умения также отличают здоровую личность.

10. Адекватная самооценка. Одна из составляющих психического здоровья – реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.

Как правило, отсутствие одного или двух пунктов – редкий случай, поскольку это влечет к разрушению всей «конструкции». Так, неадекватная самооценка провоцирует завышенные или заниженные ожидания, мешает выстраивать гармоничные отношения с окружающими, эффективно рефлексировать. Эмоциональная неустойчивость не позволяет проявить осознанность в той или иной ситуации, управлять собой, а также сказывается на способности работать.

В действительности наличие всех пунктов встречается достаточно редко и лишь в определенной среде, это вовсе не значит, что люди в основном являются психически нездоровыми. В отношении психики более применима схема «здоровье-отклонение(тенденция)-пограничное состояние-болезнь», поэтому многие «упущения» формируются на стадии тенденции к определенным нарушениям, и от самой болезни еще далеко. Однако психика является конструктом достаточно нестабильным, и даже при отсутствии нарушений в течение жизни является высоким риск развития негативных тенденций, поэтому очень важно уделять психическому здоровью достаточно внимания.

Как укрепить психическое здоровье?

1. Питание – основа физического здоровья, которое, как мы выяснили, оказывает влияние на психику. Избыточное количество пищи, продукты, содержащие большое количество сахара, жира, а также провоцирующие нарушение гормонального баланса в организме могут достаточно ощутимо отразиться на психическом состоянии. Известен ряд заболеваний, которые провоцируют эмоциональную нестабильность – патологии щитовидной железы и обмена ее гормонов, репродуктивные заболевания, болезни сердца и т.д., а в таком случае сохранять спокойствие и анализировать собственные мысли и поведение очень сложно.

2. Физическая активность. Она не только формирует вышеописанную способность «играть», но и положительно сказывается на здоровье. Полноценные занятия спортом позволяют насытить организм, и, что немаловажно, мозг кислородом, вызвать выброс гормонов «счастья», настроиться на нужный лад и устранить угнетенное состояние.

3. Стремление к пониманию себя. Это – важная составляющая, которую образует несколько процессов:

3.1. принятие своих сильных и слабых сторон – открытое признание самому себе в том, что нравится и не нравится;

3.2. обучение контролю за своими эмоциями – для этого важно понимать причину их возникновения;

3.3. выявление скрытых талантов и потенциала к решению определенных задач – для этого важно начать пробовать себя в нескольких сферах деятельности, заниматься тем, что интересно.

4. Преодоление зависимостей. В первую очередь, явных физических – курение, злоупотребление спиртным, даже в ряде случаев ненужные «автоматизмы» – всему этому не место в жизни здорового человека. Здесь нужно действовать очень аккуратно, возможно, с помощью специалиста, особенно если зависимость приобрела устойчивый характер и выраженную степень.

Зависимости психологические представляют собой более сложные связи, поэтому также требуют вмешательства специалиста. Как правило, они представлены болезненными отношениями с другой личностью.

5. Стрессоустойчивость. Управление стрессом – часть пункта по обучению контролю за собой и эмоциональными проявлениями, однако она выделена в отдельную категорию, поскольку включает в себя также и обучение техникам релаксации. Что толку, если человек понимает, какими событиями у него вызваны определенные эмоции, если не может с этими событиями ничего сделать? В его силах лишь эффективно противостоять неблагоприятным факторам, а это – залог успеха.

6. Изменить образ мышления. Выполняя каждый из пунктов, человек, сам того не замечая, уже запускает этот процесс. Однако изменение мышления с негативного на позитивное – процесс всеобъемлющий, требующий каждодневных усилий. Важно:

6.1. по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;

6.2. искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;

6.3. перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;

6.4. не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;

6.5. не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;

6.6. положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.

Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а ее мы в силах изменить.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Для повышения устойчивости психики к неблагоприятным воздействиям, расширения границ своих психических и интеллектуальных возможностей, овладения способами и методами управления собой и снятия неблагоприятных последствий стресса, отрицательных эмоциональных напряжений необходимы повседневные регулярные действия, направленные на решение этих задач. Однако, как явствует из сказанного выше, добиться цели с помощью одного какого - либо средства затруднительно, поэтому необходимо использование системы взаимодополняющих средств, включающей аутотренинг, самоанализ, точечный массаж и другие подходы, которые могут помочь достижению полезного результата. При этом у каждого человека могут быть свои оптимальные средства обеспечения психического здоровья, хотя не меньшее значение имеет и правильность их использования.

В организации тренировки психических возможностей человека следует учитывать и выполнять определенные условия:

  • - четко сформулировать цель и стремиться к ее достижению;
  • - процесс выработки нужного навыка должен быть как можно интенсивнее, последовательнее и целеустремленнее;
  • - необходимо приложить достаточно усилий, особенно на начальном этапе тренировки;
  • - разнообразить содержание работы, сохранив последовательность операций и их хронологический порядок для того, чтобы преодолеть однообразие и рутину, возникающие при повторении одних и тех же действий; если же содержание работы не меняется, то менять окружающие условия (освещение, музыку, место работы, положение и т.д.).

Если первые реакции были удачными, то все остальные операции, составляющие навык, протекают автоматически. Неудачное начало или незапланированный перерыв обычно вызывают отрицательные эмоции и ведут к снижению работоспособности и положительной установки на работу. Вместе с тем, хорошо закрепленный навык стабилен и трудно поддается каким-либо отрицательным влияниям.

При тренировке психических процессов необходимо учитывать, что нагрузка в упражнениях должна увеличиваться постепенно, а между большими нагрузками должны быть соответствующие перерывы: следует рационально распределить силы, чтобы отодвинуть утомление. Важно, чтобы нагрузка и способность ее выдержать доставляли радость, удовольствие и другие положительные эмоции; заниматься умственным трудом нужно с подъемом, однако избегать возбуждающих средств любого типа. Эти положения особенно важны для такой категории работников умственного труда, как школьники и студенты. Нарушение принципов рациональной организации обучения не только снижает его эффективность, но и подрывает психическое здоровье, а с ним и телесное, отбивает интерес к постоянному творческому труду и, в конечном счете, ведет к снижению интеллектуального потенциала.

Регулярность труда - важная составляющая тренировки психических процессов для профилактики эмоциональных перегрузок, которые возникают в экзаменационные периоды из-за попыток в короткое время переработать большое количество информации, рассчитанной на освоение в течение полугода, а то и учебного года. Снижению уже возникшего напряжения в этот период помогают физические нагрузки и методы психорегуляции.

Еще один важный резерв повышения психоэмоциональной устойчивости и вообще психических возможностей человека - это управление собственной памятью, что обеспечивает повышение производительности труда и предупреждает ее снижение.

Самым физиологичным и эффективным из методов регуляции психики следует считать двигательную активность. Возможности последней в этом отношении практически безграничны. В частности, с помощью определенного уровня двигательной активности можно снижать нервно-психическое напряжение на структуры головного мозга. В этом случае мышечная активность создает доминантный очаг возбуждения в сенсомоторной зоне, который подавляет (это особенность доминантного очага) возбуждение других зон - в результате этого процесса состояние напряжения снижается. Кроме того, оптимальная физическая нагрузка способствует благоприятному, естественному ходу биохимических процессов, которые идут под влиянием гормонов стресса, то есть происходит их своеобразное переключение с механизмов стресса на обеспечение двигательной активности.

Движение - это мощный фактор восстановления умственной работоспособности по механизму активного отдыха. Однако в случае сильного умственного утомления двигательная активность может его усугубить, что связано со снижением в этих условиях эффективности тормозных механизмов, в значительной степени обусловливающих эффект восстановления. Поэтому после работы, вызвавшей сильное умственное утомление, необходим вначале пассивный отдых (сон, пассивное расслабление) и лишь затем использование двигательной активности.

Тело человека, его органы являются источником большого разнообразия физических полей, которые также могут влиять на другого человека. Характер такого влияния пока не вполне ясен, но эффекты бесконтактного воздействия впечатляют. Это заставляет по-новому взглянуть на глобальную проблему взаимоотношений человек - человек, в особенности, когда они происходят на подсознательном уровне. Не исключено, что некоторые виды таких влияний оказываются неблагоприятными - на языке народной традиции это называется сглазом или порчей.

Человек как существо биологическое длительное время существовал в близкородственном окружении. Можно и сейчас увидеть, что люди, находящиеся в близких, эмоционально положительно окрашенных отношениях, стремятся находиться близко друг к другу. Это оказывает успокаивающее влияние, вызывает ощущение комфорта. И наоборот, если какое - то пространство вокруг человека нарушается чужими людьми (в транспорте, например), человек начинает чувствовать себя дискомфортно. В таком случае становится понятным, что для хорошего психологического состояния, а значит и здоровья, человек должен иметь право на собственную территорию психологического комфорта, вмешательство в которую должно означать неуважение к человеку, его желаниям, привычкам, его особенностям, всему тому, что характеризует его как личность. Естественно, что, нарушая психологический микроклимат человека, такое вмешательство закономерно сказывается на его самочувствии, здоровье и работоспособности.

Одним из важных факторов сохранения высокой работоспособности человека является благоприятное отношение к нему, к его деятельности со стороны окружающих. Особое значение это обстоятельство, без сомнения, играет в умственной деятельности: благоприятная атмосфера вокруг работающего усиливает поисковую активность мозга, повышает интерес человека к работе, к получению новой информации, способствует повышению работоспособности и эффективности процесса обучения, например, у студентов и школьников.

Также, одним из методов профилактики стрессовых состояний является организация рационального питания. Из пищи в период стрессового состояния исключаются активаторы ЦНС, например, кофеин, содержащийся в кофе и чае. Очень важно в этот период регулярное питание, так как нарушение режима питания - одна из существенных причин повышения реакции организма на действие стрессора. Можно использовать терапевтическое обучение пациента и фармакологические методы.

Заключение

На сегодняшний день, к сожалению, не многие думают о сохранении своего психического здоровья в момент физического недуга. Мотивация людей к укреплению и сохранению психического здоровья является одной из главных задач укрепления организма.

Очевидный возрастающий интерес к психологии здоровья, даёт все основания полагать, что в недалёком будущем она станет одним из ведущих направлений в психологии.

На основании вышеизложенного материала, можно сформулировать несколько основных методов, способствующих укреплению психического здоровья человека.

Так, снятию психологических механизмов стресса способствует искусство, общение, переключение на любимое занятие, чтение художественной литературы, слушание музыки.

Огромную роль в устранении негативных последствий стресса играет трудовая деятельность. Необходимо помнить, что труд - это не только социальная потребность, но и биологическая необходимость.

Также, различные виды физической деятельности являются основным способом устранения физиологических механизмов стресса.

Подавить эмоциональную "стрессовую бурю" можно мышечной работой, особенно на свежем воздухе. В результате мышечной работы ликвидируется избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения.

Это приводит к расширению просвета мелких кровеносных сосудов, улучшает работу сердца, выравнивает артериальное давление, снижает возбудимость нервной системы, нормализует эмоциональное состояние.

Одним из методов профилактики стрессовых состояний является организация рационального питания.

Большая эффективность присуща различным способам реакции и психотерапии.

Отдельными приемами выхода из стрессовых состояний являются реальное планирование дел в соответствии с бюджетом времени, организованность периода работы и отдыха.

Большое значение имеет предупреждение конфликтных ситуаций. Это должно являться общей заботой людей в общественных местах, на работе и месте учебы, в семье.

Исключить конфликты полностью невозможно, но разумная деятельность в этом направлении может принести ощутимый положительный результат.

Лучшей психологической защитой от неуверенности в себе, одиночества являются самосовершенствование, творческий труд, которые создают авторитет и повышают чувство собственного достоинства. Этому также способствуют широкие знания, доброе отношение к людям, чуткость и отзывчивость.

Благотворное влияние на психоэмоциональную сферу человека оказывает философия оптимизма. Она заключается в умении находить источник радости в самом себе, в вере хорошего исхода дела, в возможности не огорчаться по пустякам.

Одним из всемогущих способов устранения отрицательных, неприятных переживаний служит эмоциональная реакция, именуемая чувством юмора. В современной медицине существует такой прием, как «смехотерапия».

Довольно распространено мнение об алкоголе как средстве борьбы со стрессами. Но алкоголь может лишь облегчить переживание стресса, снижая при этом способность человека к сопротивлению. Далее сам алкоголь становится стрессором и часто служит причиной тяжелых стрессов в результате утраты самоконтроля.