Физиология зрения (анатомия человека). Ночное видение: нарушения зрения в темноте

1. желтое пятно 2. слепое пятно

3. стекловидное тело 4. роговица

2. Периферический отдел слуховой сенсорной системы расположен в …

1. наружном ухе 2. внутреннем ухе

3. среднем ухе 4. височной коре

3. В барабанной полости расположены …

1. преддверие и улитка 2. костные ячейки

3. слуховые косточки 4. слуховой и вестибулярный нервы

4. Атрезия наружного слухового прохода – это …

1. травма наружного слухового прохода

2. воспаление наружного слухового прохода

3. искривление наружного слухового прохода

4. заращение наружного слухового прохода

5. К полной глухоте приводит заболевание…

1. диффузный гнойный лабиринтит

2. ограниченный лабиринтит

3. катаральный средний отит (тубоотит)

4. оставшееся прободение в барабанной перепонке

6. Слуховая (евстахиева) труба обеспечивает...

1. восприятие звуковых колебаний 2. возможность различения высоты звука

3. выравнивание давления по обе стороны барабанной перепонки

4. определение направления звука

7. Какое нарушение рефракции глаза отмечено на рисунке 1 цифрой 2 ...

8. У детей до 8 - 10 лет глаз является...


  1. естественно близоруким

  2. нормальным

  3. астигматическим

  4. естественно дальнозорким
9. При разрастании эта миндалина образует аденоиды у детей …

1. небная 2. носоглоточная

2. язычная 4. Трубная

1. черпаловидному и перстневидному

2. клиновидному и щитовидному

3. надгортаннику и клиновидному

4. щитовидному и черпаловидному

11. Поперечная черпаловидная мышца при сокращении вызывает…

12. Подбородочно=язычная мышца языка при сокращении …

1. осаживает язык книзу 2. выдвигает язык вперед

2. втягивает язык в полость рта

4. укорачивает язык, загибает его кончик книзу

13. При параличе мягкого неба …

1. воздух при произнесении звуков речи проходит только через нос

2. воздух при произнесении звуков речи проходит только через рот

3. воздух при произнесении звуков речи проходит через рот и нос

Студент должен владеть:

Методами определения функционального состояния отдельных систем организма у лиц, занимающихся физической культурой и спортом.


4. Общая трудоемкость дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов) и виды учебной работы.

Вид учебной работы


Трудоемкость (час)

Распределение по семестрам

Всего

1

2

Аудиторные занятия

74

37

37

Лекции

37

18

19

Практические занятия

Семинары

Лабораторные работы

37

18

19

Другие виды аудиторных работ

Занятия в интерактиве

16

8

8

Другие виды работ

Самостоятельная работа

79

39

40

Курсовая работа

Реферат

х

х

х

Расчетно–графические работы

Формы текущего контроля

Тест, к/р

Тест, к/р

Тест. к/р

Формы промежуточной аттестации

зачет

экзамен

п/п

Разделы дисциплины

Лекции (час)

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

1



2

4

2

Остеология. Теоретическая анатомия костной системы. Возрастные изменения. Адаптация костей к физическим нагрузкам.

2

4

4

3

Артрология. Теоретическая анатомия соединений костей. Возрастные изменения. Адаптация соединений костей к физическим нагрузкам.

2

4

6

4

Миология. Скелетные мышцы. Общая и функциональная анатомия мышц. Адаптация мышц к физическим нагрузкам.

4

3

6

5

Морфокинезиологический анализ конечностей.

2

2

6

6

Динамическая анатомия положений тела. Динамическая анатомия движений тела.

2

2

6

7

Динамическая анатомия ациклических движений тела.

2

2

6

8

Динамическая анатомия цикличных движений тела.

2

2

5

9

Динамическая анатомия вращательных движений.

2

2

4

10

Пищеварительная система.

2

2

4

11

Дыхательная и мочевыделительная системы.

2

2

4

12

Общая ангиология.

2

2

4

13

Частная ангиология

2

2

4

14

Сердце.

2

2

4

15

Лимфатическая и эндокринная системы

2

2

4

16

Спинной и головной мозг.

3

2

4

17

Проводящие пути, вегетативная нервная система

2

2

4

Итого

37

37

79

5.2. Содержание разделов дисциплины

Введение в анатомию. Общетеоретические основы функциональной анатомии. Анатомия как наука и предмет преподавания. Содержание анатомии и ее место среди биологических наук. Задачи анатомии, ее связь с дисциплинами медико-биологического и спортивно-педагогического профилей. Методологические основы анатомии. Проблема целостности организма человека. Строение тела человека во взаимосвязи с его функциями в процессе индивидуального и исторического развития. Значение социальных и биологических факторов в становлении организма человека . Методы исследования в анатомии. Классификация морфологических (анатомических) и спортивно-морфологических наук.

Роль отечественных ученых в развитии анатомических наук (И.И. Пирогов, В.А. Бец, П.Ф. Лесгафт, Н.П. Гундобин, Д.И. Зернов, В.Н. Тонков, В.П. Воробьев, В.Н. Шевкувенко, Г.М. Иосифов, В.В. Бунак, М.Ф. Иваницкий, Д.А. Жданов, В.В. Куприянов). Принципы изучения анатомии. Современные представления о целостности организма и уровнях его структурной организации. Организм и среда.

Органы, системы и аппараты органов. Принципы разграничения систем и аппаратов. Органы (системы, аппараты) исполнения, обеспечения и регуляции движений человека.

Понятие об адаптации и преадаптации . Морфофункциональная система движений и ее компоненты: органы систем исполнения, обеспечения, управления и регуляции движения человека. Факторы, обусловливающие эффект адаптационных реакций: доза (интенсивность) воздействия, однократность и многократность действия, реакция организма. Понятие о норме реакции организма (его реактивности). Факторы, определяющие норму реакции. Стресс как механизм морфофункциональной адаптации. Фазы адаптации (тревога, сопротивление, истощение) и их морфологическая характеристика. Пути приспособления организма к физическим нагрузкам.

Роль регенерации, атрофии и гипертрофии в механизме морфологической адаптации к условиям спортивной деятельности. Формы регенерации. Компенсаторно-приспособительные и деструктивные изменения при адаптации. Критерии рациональности и нерациональности в адаптации организма к условиям спортивной деятельности. Управление адаптацией и ее морфологический контроль.

Светочувствительные рецепторы глаза (фоторецепторы) - колбочки и палочки, располагаются в наружном слое сетчатки. Фоторецепторы контактируют с биполярными нейронами, а те в свою очередь - с ганглиозными. Образуется цепочка клеток, которые под действием света генерируют и проводят нервный импульс. Отростки ганглиозных нейронов образуют зрительный нерв.

По выходе из глаза зрительный нерв делится на две половины. Внутренняя перекрещивается и вместе с наружной половиной зрительного нерва противоположной стороны направляется к латеральному коленчатому телу, где расположен следующий нейрон, заканчивающийся на клетках зрительной зоны коры в затылочной доле полушария. Часть волокон зрительного тракта направляется к клеткам ядер верхних холмиков пластинки крыши среднего мозга. Эти ядра, так же как и ядра латеральных коленчатых тел, представляют собой первичные (рефлекторные) зрительные центры. От ядер верхних холмиков начинается тектоспинальный путь, за счет которого осуществляются рефлекторные ориентировочные движения, связанные со зрением. Ядра верхних холмиков также имеют связи с парасимпатическим ядром глазодвигательного нерва, расположенным под дном водопровода мозга. От него начинаются волокна, входящие в состав глазодвигательного нерва, которые иннервируют сфинктер зрачка, обеспечивающий сужение зрачка при ярком свете (зрачковый рефлекс), и ресничную мышцу, осуществляющую аккомодацию глаза.

Адекватным раздражителем для глаза является свет - электромагнитные волны длиной 400 - 750 нм. Более короткие - ультрафиолетовые и более длинные - инфракрасные лучи глазом человека не воспринимаются.

Преломляющий световые лучи аппарат глаза - роговица и хрусталик, фокусирует изображение предметов на сетчатке. Луч света проходит через слой ганглиозных и биполярных клеток и достигает колбочек и палочек. В фоторецепторах различают наружный сегмент, содержащий светочувствительный зрительный пигмент (родопсин в Галочках и йодопсин в колбочках), и внутренний сегмент, в котором находятся митохондрии. Наружные сегменты погружены в черный пигментный слой, выстилающий внутреннюю поверхность глаза. Он уменьшает отражение света внутри глаза и участвует в обмене веществ рецепторов.

В сетчатке насчитывают около 7 млн. колбочек и примерно 130 млн. палочек. Более чувствительны к свету палочки, их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше,- это аппарат дневного и цветового видения. Цветоощущение, мир красок доступен рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам. Доказывается это возможностью выработать у них условные рефлексы на различные цвета. Не воспринимают цвета собаки и копытные животные. Вопреки прочно установившемуся представлению, что быки очень не любят красный цвет, в опытах удалось доказать, что они не могут отличить зеленого, синего и даже черного от красного. Из млекопитающих только обезьяны и люди способны воспринимать цвета.

Колбочки и палочки распределены в сетчатке неравномерно. На дне глаза, напротив зрачка, находится так называемое пятно, в центре его есть углубление - центральная ямка - место наилучшего видения. Сюда фокусируется изображение при рассматривании предмета.

В центральной ямке имеются только колбочки. По направлению к периферии сетчатки количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает. Периферия сетчатки содержит только палочки.

Недалеко от пятна сетчатки, ближе к носу, расположено слепое пятно. Это место выхода зрительного нерва. В этом участке нет фоторецепторов, и оно не принимает участия в зрении. Мы обычно не замечаем пробела в поле зрения, но его легко доказать с помощью опыта Мариотта (рис. 130). Если закрыть левый глаз, а правым пристально рассматривать нарисованный на бумаге крестик, медленно приближая рисунок к глазу, то можно заметить, что при определенном расстоянии белое пятно на рисунке исчезает. Это происходит, когда его изображение окажется на слепом пятне. Мы его не замечаем, так как смотрим двумя глазами и на слепое пятно каждого из глаз проецируются различные участки изображения. Кроме того, при рассматривании предметов глаз все время движется скачками по контуру и отдельным местам рисунка. Изображение предмета очень быстро перемещается по сетчатке, а это дает возможность видеть все его части (рис. 131).


Рис. 130. Рисунок для проведения опыта Мариотта (I) и схема хода лучей в этом опыте (II). а - место выхода зрительного нерва; б - центральная ямка, место наилучшего видения



Рис. 131. Запись движений глаза (а) при рассмотрении в течение 2 мин фотографии скульптурного портрета египетской царицы Нефертити (6) (по А. Л. Ярбусу)

Непрерывные, мелкие, скачкообразные движения глаз обусловлены свойствами его рецепторов. Рецепторы передают в мозг информацию не о непрерывно действующем раздражителе, а лишь об изменениях световых сигналов. Импульсы в зрительном нерве возникают только в момент включения и выключения света. A. Л. Ярбус укреплял на роговицу очень маленькую присоску с источником света, движения которого фотографировали. Так как источник света двигался вместе с глазом, то свет падал все время на одни и те же элементы сетчатки. В этом случае испытуемый видит свет только в момент его включения - неподвижное изображение глаз не видит. Лягушка, у которой глаз неподвижен, видит мир затянутым серой пеленой. Зато появление летающей мошки отлично воспринимается рецепторами ее глаза.

Построение изображения на сетчатке. Луч света достигает сетчатки, проходя через ряд преломляющих поверхностей и сред: роговицу, водянистую влагу передней камеры, хрусталик и стекловидное тело. Лучи, исходящие из одной точки внешнего пространства, должны быть сфокусированы в одну точку на сетчатке, только тогда возможно ясное видение. Глаз представляет собой сложную оптическую систему, но оказалось, что для построения изображения в глазу можно пользоваться упрощенной моделью, так называемым o редуцированным глазом.

Редуцированный глаз имеет одну преломляющую поверхность - роговицу и одну среду - стекловидное тело. Узловая точка в редуцированном глазу, т. е. точка оптической системы, через которую лучи идут, не преломляясь, расположена на расстоянии 7,5 мм от вершины роговицы и 15 мм от сетчатки (длина нормального глаза составляет 22,5 мм).

Чтобы построить изображение в редуцированном глазу, надо от двух крайних точек предмета провести через узловую точку два луча. Эти лучи, проходящие через узловую точку без преломления, называются направляющими, а угол, образуемый ими,- углом зрения (рис. 132). Изображение на сетчатке получается действительное, перевернутое и уменьшенное. Несмотря на то что изображение перевернуто, мы воспринимаем предметы в прямом виде. Это происходит потому, что деятельность одних органов чувств проверяется другими. Для нас "низ" там, куда направлена сила земного притяжения. В свое время Страттон поставил очень интересный опыт. Вместо очков он надел стекла с оптической системой, поставившей мир "вверх ногами". Уже через 4 дня он видел ландшафт в прямом виде.



Рис. 132. Построение изображения в глазу, а, б - предмет: а", б" - его перевернутое и уменьшенное изображение на сетчатке; С - узловая точка, через которую лучи идут без преломления, аα - угол зрения

Острота зрения. Остротой зрения называется способность глаза видеть раздельно две точки. Нормальному глазу это доступно, если величина их изображения на сетчатке равна 4 мкм, а угол зрения составляет 1 мин. При меньшем угле зрения ясного видения не получается, точки сливаются. Для объяснения этого явления обратимся к известному факту. Если рассматривать с большого расстояния иллюминированное электрикческими лампочками здание, оно кажется украшенным светящимися линиями. При приближении вместо сплошных линий становятся видны отдельные лампочки. Чем это объясняется? Если падающие на сетчатку лучи возбуждают сплошной ряд колбочек, то глаз видит линию. Если же при этом возбуждаются колбочки, стоящие через одну, то глаз видит отдельные точки.

Для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными колбочками находилась минимум одна невозбужденная. Так как диаметр колбочек в месте наибольшей остроты зрения, в центральной ямке пятна, равен 3 мкм, то раздельное видение возможно при условии, если изображение на сетчатке не менее 4 мкм. Такая величина изображения получается, если угол зрения 1 мин.

Остроту зрения определяют по специальным таблицам, на которых изображены 12 рядов букв. С левой стороны каждой строки написано, с какого расстояния она должна быть видна человеку с нормальным зрением. Испытуемого помещают на определенном расстоянии от таблицы и находят строку, которую он прочитывает без ошибок.

Острота зрения увеличивается при яркой освещенности и очень низка при слабом свете.

Поле зрения. Все пространство, видимое глазу при неподвижно устремленном вперед взоре, называют полем зрения.

Различают центральное (в области желтого пятна) и периферическое зрение. Наибольшая острота зрения в области центральной ямки. Здесь только колбочки, диаметр их небольшой, они тесно примыкают друг к другу. Каждая колбочка связана с одним биполярным нейроном, а тот в свою очередь - с одним ганглиозным, от которого отходит отдельное нервное волокно, передающее импульсы в головной мозг.

Периферическое зрение отличается меньшей остротой. Это объясняется тем, что на периферии сетчатки колбочки окружены палочками и каждая уже не имеет отдельного пути к мозгу. Группа колбочек заканчивается на одной биполярной клетке, а множество таких клеток посылает свои импульсы к одной ганглиозной. В зрительном нерве примерно 1 млн. волокон, а рецепторов в глазу около 140 млн.

Периферия сетчатки плохо различает детали предмета, но хорошо воспринимает их движения. Боковое зрение имеет большое значение для восприятия внешнего мира. Для водителей различного вида транспорта нарушение его недопустимо.

Поле зрения определяют при помощи особого прибора - периметра (рис. 133), состоящего из полукруга, разделенного на градусы, и подставки для подбородка.

Испытуемый, закрыв один глаз, вторым фиксирует белую точку в центре дуги периметра впереди себя. Для определения границ поля зрения по дуге периметра, начиная от ее конца, медленно продвигают белую марку и определяют тот угол, под которым она видна неподвижным глазом.

Поле зрения наибольшее кнаружи, к виску - 90°, к носу и кверху и книзу - около 70°. Можно определить границы цветового зрения и при этом убедиться в удивительных фактах: периферические части сетчатки не воспринимают цвета; цветовые поля зрения не совпадают для различных цветов, самое узкое имеет зеленый цвет.

Аккомодация. Глаз часто сравнивают с фотокамерой. В нем имеется светочувствительный экран - сетчатка, на которой с помощью роговицы и хрусталика получается четкое изображение внешнего мира. Глаз способен к ясному видению равноудаленных предметов. Эта его способность носит название аккомодации.

Преломляющая сила роговицы остается постоянной; тонкая, точная фокусировка идет за счет изменения кривизны хрусталика. Эту функцию он выполняет пассивно. Дело в том, что хрусталик находится в капсуле, или сумке, которая через ресничную связку прикреплена к ресничной мышце. Когда мышца расслаблена, связка натянута, она тянет капсулу, которая сплющивает хрусталик. При напряжении аккомодации для рассматривания близких предметов, чтения, письма ресничная мышца сокращается, связка, натягивающая капсулу, расслабляется и хрусталик в силу своей эластичности становится более круглым, а его преломляющая сила увеличивается.

С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он отвердевает и утрачивает способность менять свою кривизну при сокращении ресничной мышцы. Это мешает четко видеть на близком расстоянии. Старческая дальнозоркость (пресбиопия) развивается после 40 лет. Исправляют ее с помощью очков - двояковыпуклых линз, которые надевают при чтении.

Аномалия зрения. Встречающаяся у молодых аномалия чаще всего является следствием неправильного развития глаза, а именно его неправильной длины. При удлинении глазного яблока возникает близорукость (миопия), изображение фокусируется впереди сетчатки. Отдаленные предметы видны неотчетливо. Для исправления близорукости пользуются двояковогнутыми линзами. При укорочении глазного яблока наблюдается дальнозоркость (гиперметропия). Изображение фокусируется позади сетчатки. Для исправления требуются двояковыпуклые линзы (рис. 134).



Рис. 134. Рефракция при нормальном зрении (а), при близорукости (б) и дальнозоркости (г). Оптическая коррекция близорукости (в) и дальнозоркости (д) (схема) [Косицкий Г. И., 1985]

Нарушение зрения, называемое астигматизмом, возникает в случае неправильной кривизны роговицы или хрусталика. При этом изображение в глазу искажается. Для исправления нужны цилиндрические стекла, подобрать которые не всегда легко.

Адаптация глаза. При выходе из темного помещения на яркий свет мы вначале ослеплены и даже можем испытывать боль в глазах. Очень быстро эти явления проходят, глаза привыкают к яркому освещению.

Уменьшение чувствительности рецепторов глаза к свету называется адаптацией. При этом происходит выцветание зрительного пурпура. Заканчивается световая адаптация в первые 4 - 6 мин.

При переходе из светлого помещения в темное происходит темновая адаптация, продолжающаяся более 45 мин. Чувствительность палочек при этом возрастает в 200 000 - 400 000 раз. В общих чертах это явление можно наблюдать при входе в затемненный кинозал. Для изучения хода адаптации существуют специальные приборы - адаптомеры.

Фотохимические процессы в сетчатке. Светочувствительность рецепторов сетчатки обусловлена наличием в них зрительных пигментов. В наружных сегментах палочек находится зрительный пурпур, или родопсин, придающий темноадаптированной сетчатке красный цвет. На свету родопсин выцветает, обесцвечивается и разлагается на ретинин - производное витамина А и белок опсин, палочки при этом становятся неэффективными. В темноте зрительный пурпур восстанавливается. При недостатке витамина А в пище развивается заболевание куриная слепота (гемералопия): человек в сумерках почти не видит.

В колбочках имеется пигмент йодопсин, видимо, несколько его разновидностей.

Восприятие цвета. Цветовое зрение, помимо эстетического удовольствия, радости, испытываемой при рассмотрении цветовой гаммы, имеет большое практическое значение: оно улучшает видимость предметов и обеспечивает дополнительную информацию о них.

Восприятие цвета обеспечивается колбочками. В сумерках, когда функционируют только палочки, цвета не различаются. Существует семь видов колбочек, реагирующих на лучи различной длины и вызывающих ощущение различных цветов. В анализе цвета принимают участие не только рецепторы глаза, но и центральная нервная система.

Цветовая слепота. Нарушение цветового зрения называется дальтонизмом. Им страдают примерно 8% мужчин и 0,5% женщин. Различают форму нарушения цветового зрения, при которой отсутствует восприятие красного цвета - протанопию, зеленого - дейтеранопию и фиолетового - тританопию (встречается редко). Очень редко выявляется полная слепота на цвета - ахромазия. Для таких людей мир окрашен во все оттенки серого, как на бесцветной фотографии. Не воспринимающий красный цвет не отличает светло-красный от темно-зеленого, а пурпурный и фиолетовый от синего; те, у кого отсутствует восприятие зеленого цвета, смешивают зеленые цвета с темно-красными.

Нарушения цветового зрения устанавливают при помощи специальных таблиц. Люди, страдающие дальтонизмом, не могут быть водителями транспорта, так как не различают цветовых дорожных сигналов.

Бинокулярное зрение и его значение. Глаз способен воспринимать размер, форму, объем предмета, рисунок, цвет, яркость, движение, положение в пространстве и расстояние. Большое значение при этом имеет зрение двумя глазами, или бинокулярное зрение.

Стереоскопия, или способность видеть предмет рельефным, объемным, основана на неодинаковом восприятии предмета левым и правым глазом. Левый глаз видит больше с левой стороны предмета, правый - с правой. Это можно доказать, сделав снимок предмета сначала с положения левого глаза, а потом - правого. Снимки будут отличаться. Если лучи, идущие от обоих снимков, совместить при помощи специальных линз, как это делается в стереоскопе, то получается рельефное изображение предмета.

.. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗО ВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

Директор ИК

«______» _______________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ

ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ

Б.3 Профессиональный цикл. Б. 3. 00 Базовая часть

Модуль 2 «Медико-биологические основы дефектологии»

^ ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 4

Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки Логопедия 050700.62

Квалификация (степень) выпускника бакалавр


  1. ^ Цели изучения дисциплины (иодуля)

Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения - это наука о строении, функционировании органов слуха, речи и зрения в норме и патологии, Курс является базовым для изучения многих специальных логопедических дисциплин. Учитель – логопед должен хорошо представлять себе строение, функции, регуляцию, физиологические взаимосвязи речевого аппарата и сенсорных систем. Только в этом случае специалист способен понять этиологию, и патогенез речевых и неречевых нарушений при различного рода патологиях, грамотно планировать и проводить коррекционно-педагогическую работу.

Цель: формирование систематизированных знаний о строении, функционировании и наиболее часто встречающейся патологии органов слуха, речи и зрения и использование их при выборе адекватных методов медико-педагогической коррекции и компенсации нарушений.

Задачи:


  1. Изучение строения органов слуха, речи, зрения;

  2. Изучение физиологии органов слуха, речи, зрения;

  3. Изучение возрастных особенностей этих органов у детей разного возраста;

  4. Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи и зрения;

  5. Ознакомление с методами исследования слуховых, речевых и зрительных функций у взрослых и детей;

  6. Ознакомление с методами коррекции и компенсации слуха и зрения для развития речи и психического развития ребенка.

  1. ^ Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.
Учебная дисциплина « Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» - обязательная дисциплина профессионального блока Б.3. Базовая часть, модуль «медико-биологические основы дефектологии». Дисциплина предназначена для студентов 1 курса педагогического факультета. Она является основой для последующего изучения дисциплин: основы генетики, основы медицинских знаний, ранняя диагностика и коррекция развития, введение в логопедическую специальность, логопедия, онтогенез речевой деятельности, логопсихология, методика обучения и развития детей слуха, речи, развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Данная дисциплина базируется на данных анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, логопедии, физики, психологии. Она обеспечивает подготовку специалистов для работы с детьми с нарушениями слуха, речи, зрения.

3. Требования к уровню освоения программы.

Студент должен знать:


  • строение органов слуха, речи, зрения;

  • физиологические основы деятельности органов слуха, речи, зрения;

  • возрастные особенности строения и функционирования органов слуха, речи, зрения;

  • этиологию, патогенез, клинику врожденной и приобретенной патологии органов
слуха, речи, зрения;

Студент должен уметь:


  • пользоваться анатомическими муляжами, таблицами для определения различных структур слуховой, зрительной и речевой систем;

  • анализировать различные патологии периферических отделов слуховой, зрительной и речевой систем и причины, приводящие к стойким нарушениям;

  • проводить лечебно-восстановительную и коррекционно-педагогическую работу при патологии органов слуха, речи, зрения;

Студент должен владеть:


  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы) для самопознания и саморазвития;

  • простыми методами исследования слуховых, речевых и зрительных функций у детей;

  • методами профилактики, гигиены, коррекции и реабилитации различных расстройств зрительной, слуховой и речевой систем у взрослых и детей.

Студент должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):


  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовностью использовать методы физического воспитания самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  • способностью логически верно выстраивать устную речь (ОК-7);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
Студент должен обладать профессиональными компетенциями:

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивации к осуществлению профессиональной деятеьности (ОПК- 1);

  • способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • способностью к взаимодействию с детьми с нарушениями речи, родителями, коллегами (ОПК-6);

  • готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8).
^ Студент должен обладать дополнительными профессиональными специализированными компетенциями:

  • Способностью анализировать возрастные аспекты развития сенсорных органов; значение гигиенических мероприятий для профилактики заболеваний органов зрения, слуха и речи; готовностью к применению знаний об особенностях исследования слуховой и зрительной рецепции в профессиональной деятельности (ПСК-2):

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 4 зачетные единицы и виды учебной работы.

Вид учебной работы


Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по

Семестрам (в соответсвии с учебным планом) (час)


Всего

1 2 3

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия и семинары

36

36

Семинары

Лабораторные работы

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

72

72

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Формы текущего контроля

Тесты, к/р

Тесты, к/р

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен

Экзамен

^ 5. Содержание учебной дисциплины(модуля).

5.1 Разделы учебной дисциплины (модуля).


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

^ Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)


лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

самостоятельные

1.

Анатомия, физиология и патология органов слуха

22


2.



26

3.

Анатомия, физиология и патология органов зрения

24


Всего часов

36

36

72

5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

^ 1. Анатомия, физиология и патология органов слуха.

Общие представления о сенсорных системах (анализаторах). Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение кортиева органа. Звук его характеристика, распространение звука в среде, понятие о резонансе. Механизм восприятия звуковых колебаний. Проводящие пути и корковый отдел слуховой сенсорной системы. Костная проводимость звука. Чувствительность слуховой сенсорной системы, слуховая адаптация, слуховое утомление. Возрастные особенности строения и функционирования органа слуха. Методы исследования слуха у взрослых и особенности исследования слуха у детей. Значение слуха для развития речи и общего психического развития.

Врожденные и приобретенные нарушения слуха. Классификация стойких нарушений слуха у детей и особенности их речевого развития. Методы компенсации нарушенной слуховой функции у детей. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей.

^ 2. Анатомия, физиология и патология органов речи.

Речь как особое средство общения людей. Понятие о периферическом и центральном отделах речевого аппарата. Дыхательный отдел речевого аппарата. Участие органов дыхания в речевой функции. Особенности дыхания при речи. Возрастные особенности органов дыхания.

Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, ее местоположение, строение, хрящи гортани. Эластический конус, голосовые связки (ложные и истинные), голосовая щель. Наружные и внутренние мышцы гортани, их значение, функции гортани. Возрастные и половые особенности гортани. Механизм голосообразования, особенности механизма шепота, фальцета. Характеристика голоса: сила, высота, тембр, диапазон. Понятие о регистрах. Возрастные особенности диапазона голоса.

Артикуляционный отдел речевого аппарата. Активные и пассивные органы артикуляции. Значение для звукопроизношения анатомо-физиологических особенностей губ, десен, зубов, мягкого и твердого неба, возрастные особенности этих отделов речевого аппарата. Строение и функции языка, мышцы языка, их значение. Роль языка в речевой функции. Резонаторный отдел речевого аппарата. Понятие о надставной трубе, ее отделы. Строение и функции полости носа, придаточные пазухи носа, их значение. Строение и функции отделов глотки (носоглотки, ротоглотки, гортанной части). Глоточное лимфоидное кольцо, его значение. Возрастные особенности резонаторного отдела речевого аппарата. Особенности исследования органов речи у детей.

Патология (аномалии развития, повреждения и заболевания) органов речи у детей, клиническая характеристика и особенности течения болезни, влияние на голосо- и речеобразование.

Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Значение социальной среды для развития речи у детей.

^ 3. Анатомия, физиология и патология органов зрения.

Строение глаза, вспомогательного аппарата глаза. Оптическая система глаза, построение изображения на сетчатке глаза. Аккомодация глаза, ее механизм. Строение и функции сетчатки глаза. Функциональное значение палочек и колбочек. Цветовое зрение, острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение. Проводящие пути корковый отдел зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности строения и функционирования зрительной сенсорной системы. Методы исследования зрительных функций у детей.

Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Роль зрительного восприятия в формировании речи у тугоухих и глухих детей и их психофизическом развитии. Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией зрения. Гигиена и охрана зрения у детей. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

5. 3. Практические занятия


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических работ

Изучение строения наружного и среднего уха.

Изучение строения внутреннего уха, строения кортиева органа.

Исследование остроты слуха шепотом и разговорной речью, камертонами..

Сравнение воздушной и костной проводимости звука у человека, просмотр видеофильма «Слуховой анализатор».

Изучение патологии органа слуха..

Тестирование, семинар в диалоговом режиме по теме: «Анатомия, физиология и патология органа слуха».


Изучения строения органов дыхания у человека, механизма дыхательных движений.

Исследование жизненной емкости легких у человека.

Проведение промежуточного контроля знаний.

Изучение строения гортани, расположения и функций мышц гортани.

Изучение строения органов артикуляции.

Изучение строения полости носа, придаточных пазух носа, их возрастных особенностей.

Контрольная работа, семинар в диалоговом режиме, тестирование по теме: «Анатомия, физиология и патология органов речи».


Исследование остроты зрения по таблице, цветового зрения у человека.

Исследование состояния бинокулярного зрения.

Определение границ бесцветного и цветового полей зрения у человека.

Семинар в диалоговом режиме по теме: «Строение и функционирование зрительной сенсорной системы».

Изучение патологии органа зрения.

Для проведения практических работ имеется практикум: Казионова Л.Ф., Низкодубова С.В., Седокова М.Л. Физиология человека и животных «Высшая нервная деятельность и сенсорные системы».

^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1 Основная литература:


  1. 1. Казионова, Л. Ф. Физиология человека и животных. «Высшая нерная деятельность и сенсорные системы»: практикум / Л. Ф. Казионова, С. В. Низкодубова, М. Л. Седокова; под ред. С. В. Низкодубовой. - Томск: Центр уч-метод лит-ры ТГПУ, 2005. - 76 с.

  2. 2. Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского организма (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат) : учеб. для вузов / Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. – М: Просвещение, 1986. - 287 с.

  3. 3.Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учебное пособие для вузов/М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:Академия,2005.-432 с.:

  4. 5. Овчинников, Ю. М, Болезни носа, глотки, гортани и уха: учеб. для мед.ин-тов / Ю. М. Овчинников, В. П. Гамов; - М. : Медицина, 2005. - 540 с.

^ 6.2 Дополнительная литература:


  1. 1. Нейман, Л. Б. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. для высш. учеб. заведений / Л. Б. Нейман, М. Р. Богомильский; под редакцией В.И.Селиверстова. Коррекционная педагогика. - М. : «Владос», 2003. - 224 с.

  2. 2. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека. С возрастными особенностями детского организма [Текст]: учебник для вузов/М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов.-5-е изд., перераб.-М.:Академия,2005.-381, с.:

  3. 3.Подколзина, Елена Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения [Текст]:приложение к журналу "Обруч" : методическое пособие/Е. Н. Подколзина.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2009.-169, с.:
^ 6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

    1. Компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний.

    2. Ресурсы учебно-методического кабинета «Анатомический музей» (натуральные препараты, муляжи, планшеты, таблицы).

    3. Приборы для изучения функций слуха и зрения (камертоны, спирометр, прибор для исследования функций зрения ПОЗБ-1, периметр Форстера, Набор таблиц для определения остроты зрения, цветового зрения).

    4. Видеофильмы. Компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний.

    5. При изучении дисциплины полезно посетить http://window.edu.ru/ и каталог интернет-ресурсов http://www.edu.ru , педагогическую библиотеку http://www.pedlib.ru

^ 6.4. Материально - техническое обеспечение дисциплины (модуля).

п/п


Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)


Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения


Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Анатомия, физиология и патология органа слуха

Набор таблиц по анатомии и физиологии слухового анализатора, макеты и муляжи органа слуха, камертоны.

Видеофильм «Слуховой анализатор»


2.

Анатомия, физиология и патология органов речи

Набор таблиц, муляжи, рисунки различных видов патологии, спирометр

Компьютерное тестирование по теме.

3.

Анатомия, физиология и патология органа зрения

Набор таблиц по анатомии и физиологии органа слуха, муляжи, макеты. Набор таблиц для определения остроты зрения, цветового зрения, прибор для исследования функций зрения, периметр Форстера

Видеофильм «Зрительный анализатор», компьютерное тестирование.

^ 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Для лучшего усвоения дисциплины необходимо использование разнообразного иллюстративного материала на лекциях и практических занятиях; проведение текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.


  1. Систематическая (ежегодная) переработка лекционного материала курса дисциплины с учетом данных современной науки.

  2. Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном и электронном носителях.

  3. Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и практических занятий учебных фильмов, слайдов и демонстрационных опытов.

  4. Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и практическом курсах наглядные материалы (влажные препараты, муляжи, планшеты и др.) методического анатомического кабинета - музея ТГПУ.

  5. Проводить на практических занятиях семинары в диалоговом режиме.

7.2. Методические указания для студентов

Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:


  1. Изучить литературные источники и выделить главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме: резюме, тезисов, цитат, конспекта.

  2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, содержание лекционного материала, практических занятий, ресурсов Интернет.

  3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам, используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений науки и оформить ее на бумажных или электронных носителях.

  4. Защитить перед аудиторией свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.

  5. Решать ситуационные задачи по теме.

^ 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1 Тематика рефератов (докладов, эссе );


  1. Строение, функции и патология наружного уха.

  2. Строение, функции и патология среднего уха.

  3. Строение, функции и патология внутреннего уха.

  4. Характеристика и обучение глухих и тугоухих детей

  5. Строение, функции и патология артикуляционного отдела периферического речевого аппарата

  6. Строение и функции гортани, механизм голосообразования, механизм шепота.

  7. Патология голосового отдела речевого аппарата.

  8. Строение, функции и патология резонаторного отдела речевого аппарата.

  9. Возрастные и половые особенности гортани.

  10. Строение глаза. Оптическая система глаза.

  11. Аккомодация, ее механизм, особенности аккомодации у детей.

  12. Строение, функции сетчатки глаза, патология сетчатки.

  13. Близорукость (миопия), причины ее возникновения, профилактика, близорукости у детей.

  14. Цветовое зрение, его нарушения.

  15. Болезни глазницы и век. Косоглазие.

  16. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха и речи у детей.

8.2 Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся.

1.Кратко охарактеризуйте строение слухового анализатора.
2. Опишите строение наружного уха. Какие функции выполняют части наружного уха?
3. В чем особенности строения среднего уха? Какую функцию выполняют слуховые косточки?
4. Периферические отделы каких анализаторов расположены во внутреннем ухе? Расскажите о периферическом отделе слухового анализатора.
5. Характеристика основных свойств звука.
6 Звуки речи и их основные акустические характеристики.
7. Какие виды звукопроведения вам известны? Расскажите о них.
8. В чем физиологический смысл звуковосприятия?
9. Какими основными показателями характеризуется чувствительность органа слуха?
10. Выделите основные этапы становления слуховой функции у детей.
11. Какие заболевания наружного уха вам известны? Как они отражаются на слуховой функции?
12. Кратко охарактеризуйте основные заболевания среднего уха, приводящие к стойким нарушениям слуха.
13. Какие заболевания внутреннего уха вам известны? Какова их роль в нарушении слуховой функции?
14. На какие группы и по какому признаку можно разделить детей со стойкими нарушениями слуха?

15. Особенности строения наружного носа и носовой полости.
16. Какие мышцы образуют губы, щеки, обеспечивают изменение формы ротового отверстия, движение нижней челюсти?
17. Как размещаются зубы в верхней и нижней челюстях? Что такое зубная формула? Что такое прикус?
18. Что такое твердое небо и чем оно образовано?
19. Каковы функции мягкого неба?
20. Какие мышцы формируют язык? Какие движения они обеспечивают?
21. В чем особенности анатомического строения глотки?
22. Какие хрящи образуют гортань?
23. Мышечной аппарат гортани (наружные и внутренние мышцы).
24. Отличительные особенности дыхания при речи.
25. Жизненная емкость легких, типы дыхания. Какой тип дыхания чаще встречается у женщин, мужчин, детей?
26. Опишите механизм голосообразования.
27. В чем заключается механизм шепота, фальцета?
28. Расскажите об основных свойствах голоса: сила, высота, тембр. От чего они зависят?
29. Какие режимы работы гортани вы знаете? В чем их отличия?
30. Что такое атака звука? Какие виды атак вы знаете? Какая атака в гигиеническом отношении наиболее предпочтительна?
31. Что такое мутация голоса? Каковы особенности мутации у мальчиков и девочек?
32. Как производят исследование органов речи у детей с дефектами речи?
33. Расскажите об основных заболеваниях носа и носовой полости. Как они отражаются на нарушениях голоса и речи?
34. Что такое гнусавость? Какие виды гнусавости вы знаете? В чем их отличие?
35. Расскажите о щелевых дефектах верхней губы и неба, их влияние на речевую функцию.
36. Что такое аномалии прикуса? Какие аномалии прикуса вы знаете, нарушения произнесения звуков?
37. Какие заболевания глотки вы знаете?
38. Расскажите о заболеваниях гортани, приводящих к нарушению голосовой функции.
39. Расскажите об устройстве зрительного анализатора.
40. Расскажите о строении и функциях фиброзной оболочки глаза.
41. Расскажите о строении и функциях сосудистой оболочки глаза.
42. Каковы особенности строения сетчатой оболочки?
43. Что такое аккомодация? Какие структуры глаза принимают участие в аккомодации? Особенности аккомодации у детей.
44. Какие виды фотопигментов вы знаете? Расскажите о механизме фоторецепции.
45. Что такое острота зрения? Что такое угол зрения?
46. Какие методы определения остроты зрения вы знаете?
47. Что такое цветоощущение?
48. Оптическая система глаза
49. В чем отличие физической рефракции от клинической?
50. Какие аномалии рефракции вы знаете?
51. Расскажите о возрастных изменениях зрительного анализатора.
52. Что такое катаракта? Какие изменения структур глаза вызывают это заболевание?
53. Что относится к нарушениям цветового зрения? Чем они обусловлены?
54. Что такое глаукома? Первые признаки глаукомы? Нарушение какого процесса внутри глаза приводит к этому заболеванию?
55. Расскажите о заболеваниях вспомогательных органов глаза, приводящих к нарушению зрения.
56. Дайте классификацию нарушений зрения.
57. Какие методы коррекции зрения вы знаете?

8.3 Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий

1. В чем отличие слухового анализатора от органа слуха?
2. Раскройте роль слухового восприятия в развитии речи.
3. Что является главными причинами стойких нарушений слуха?
4. Расскажите об основных объективных методах исследования слуховой функции.
5. Расскажите о субъективных методах исследования слуха в детском возрасте. Сформулируйте их практическую значимость.
6. В чем заключается значение остатков слуха для глухих детей?
7. Расскажите об основных мерах профилактики стойких нарушений слуха у детей.

8. В чем отличие дыхания при голосообразовании?
9. Охарактеризуйте основные этапы развития произносительной стороны речи у детей. В чем отличие становления речи у слабослышащих детей?
10. Какие меры профилактики нарушений голоса и речи у детей вы знаете?
11. Какие нервно-мышечные нарушения могут привести к нарушению речи?
12. Раскройте роль трех функциональных блоков мозга в речеобразовании.
13. Охарактеризуйте состояние устной речи при минимальном снижении остроты слуха в детском возрасте.

14. В чем отличие органа зрения от зрительного анализатора?
15. Чем обусловлены аномалии рефракции?
16. Какие негативные воздействия могут оказать влияние на формирование

Зрительного анализатора у плода?
17. Какие врожденные нарушения зрения вам известны?
18. Как нарушение зрения может повлиять на становление речи и высших

Психических функций у детей?
19. Расскажите о профилактике нарушений зрения у детей

8.4. Примеры тестов

^ 1. Местом наилучшего видения в глазу у детей и взрослых является …

1. желтое пятно 2. слепое пятно

3. стекловидное тело 4. роговица

2. Периферический отдел слуховой сенсорной системы расположен в …

1. наружном ухе 2. внутреннем ухе

3. среднем ухе 4. височной коре

^ 3. В барабанной полости расположены …

1. преддверие и улитка 2. костные ячейки

3. слуховые косточки 4. слуховой и вестибулярный нервы

4. Атрезия наружного слухового прохода – это …

1. травма наружного слухового прохода

2. воспаление наружного слухового прохода

3. искривление наружного слухового прохода

4. заращение наружного слухового прохода

^ 5. К полной глухоте приводит заболевание…

1. диффузный гнойный лабиринтит

2. ограниченный лабиринтит

3. катаральный средний отит (тубоотит)

4. оставшееся прободение в барабанной перепонке

^ 6. Слуховая (евстахиева) труба обеспечивает...

1. восприятие звуковых колебаний 2. возможность различения высоты звука

3. выравнивание давления по обе стороны барабанной перепонки

4. определение направления звука

^ 7. Какое нарушение рефракции глаза отмечено на рисунке 1 цифрой 2 ...

8. У детей до 8 - 10 лет глаз является...


  1. естественно близоруким

  2. нормальным

  3. астигматическим

  4. естественно дальнозорким
^ 9. При разрастании эта миндалина образует аденоиды у детей …

1. небная 2. носоглоточная

2. язычная 4. Трубная

1. черпаловидному и перстневидному

2. клиновидному и щитовидному

3. надгортаннику и клиновидному

4. щитовидному и черпаловидному

^ 11. Поперечная черпаловидная мышца при сокращении вызывает…

^ 12. Подбородочно=язычная мышца языка при сокращении …

1. осаживает язык книзу 2. выдвигает язык вперед

2. втягивает язык в полость рта

4. укорачивает язык, загибает его кончик книзу

^ 13. При параличе мягкого неба …

1. воздух при произнесении звуков речи проходит только через нос

2. воздух при произнесении звуков речи проходит только через рот

3. воздух при произнесении звуков речи проходит через рот и нос

8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации к экзамену

1. Общая характеристика сенсорных систем (анализаторов).

2. Строение наружного, среднего и внутреннего уха.

3. Проводящие пути и корковый отдел зрительной сенсорной системы.

4. Звук, его характеристики, Распространение звука в среде. Понятие о резонансе.

5. Механизм возникновения слуховых ощущений.

6. еханизм восприятия звуков разной высоты.

7. Костная проводимость звука

8. Чувствительность слуховой сенсорной системы. Слуховая адаптация, слуховое утомление.

9. Бинауральный слух, его значение.

10. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы.

11. Исследование слуха у детей (шепотной и громкой речью, камертонами, аудиометром).

12. Значение слуха для развития речи у детей.


  1. Аномалии развития и заболевания наружного уха (атрезия, серные пробки, инородные тела), причины возникновения, лечение.

  2. Аномалии развития барабанной перепонки. Повреждения барабанной перепонки, профилактика, лечение.

  3. Катар среднего уха, причины, особенности течения болезни, изменение слуха, лечение
Острое гнойное воспаление среднего уха (острый гнойный средний отит), причины возникновения, особенности течения заболевания у детей разного возраста, лечение, осложнения после болезни.

  1. Хроническое гнойное воспаление среднего уха (хронический гнойный средний отит), причины, особенности течения при первой и второй форме заболевания, лечение, осложнения после болезни.

  2. Дефекты и повреждения внутреннего уха. Воспаление внутреннего уха (лабиринтит), пути распространения инфекции, диффузный (разлитой) и ограниченный лабиринтит, осложнения.

  3. Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозге.

  4. Классификация стойких нарушений слуха у детей.

  5. Характеристика глухих детей (глухонемых и позднооглохших).

  6. Характеристика слабослышащих (тугоухих) детей. значение слухового восприятия для слабослышащих детей.

  7. Методы компенсации нарушенной слуховой функции у детей.

  8. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей. Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы.

  1. 24. Понятие о периферическом и центральном отделах речевого аппарата.

  2. 25. Особенности дыхания при речи.

  3. 26. Артикуляционный отдел речевого аппарата. Активные и пассивные органы артикуляции. Преддверие рта, полость рта, губы, десны, зубы (молочные и постоянные), их смена, прикус.

  4. 27. Строение и функции языка. Мышцы языка, их значение. Роль языка в образовании звуков речи.

  5. 28. Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, ее местоположение, строение, функции, хрящи гортани, эластический конус, голосовые связки (ложные и истинные) гортани. Наружные и внутренние мышцы гортани, их функции. Возрастные особенности гортани. Механизм голосообразования, особенности механизма шепота. Механизм фальцета. Характеристика голоса: сила, высота, тембр.

  6. 29 Понятие о надставной трубе. Строение носа, полости носа, функции. Придаточные пазухи носа, их значение. Строение глотки, ее отделы, глоточное лимфоидное кольцо.
30. Аномалии развития носа, повреждения носа, инородные тела носа.

31. Заболевания носа: острый насморк, причины, течение. Хронический насморк, причины, формы (простой, гипертрофический, атрофический, аллергический), лечение. Влияние насморка на голосо –и речеобразование.


  1. Открытая и закрытая гнусавость, причины, нарушение произношения звуков.

  2. Дефекты губ и неба, лечение,

  3. Дефекты языка, челюстей, зубов, последствия, лечение.

  4. Рубцовые деформации глотки, причины, последствия. Инородные тела глотки.

  5. Ангина, причины возникновения, симптомы, течение болезни, лечение, осложнения. Хронический тонзиллит, причины, течение, влияние на речевую функцию, лечение.

  6. Гипертрофия небных миндалин, носоглоточной миндалины, изменение голоса, причины, течение болезни, лечение.

  7. Нервно-мышечные нарушения: паралич лицевого, подъязычного нервов, паралич мягкого неба, паралич возвратного нерва (односторонний и двусторонний). Нарушения фонации при поражении отдельных ветвей возвратного нерва, лечение.

  8. Профилактика нарушений голоса и речи у детей.

  1. Строение глаза, и вспомогательного аппарата глаза.

  2. Оптическая система глаза, построение изображения на сетчатке глаза.

  3. Аккомодация глаза, ее механизм.

  4. Строение и функции сетчатки глаза. Роль палочек и колбочек.

  5. Цветовое зрения. Острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение.

  6. Проводящие пути и корковый отдел зрительного анализатора.

  7. Возрастные особенности строения и функционирования зрительного анализатора.

  8. Роль зрительного восприятия в формировании речи у детей

  9. Нарушения цветового зрения
49. Нарушения рефракции глаза: близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

  1. 50. Косоглазие, его виды, нарушение бинокулярного зрения, причины, лечение.

  2. 51. Патология век: блефариты, ячмень, причины, течение болезни, лечение.

  3. 52. Конъюнктивит, его виды, лечение.
53. Заболевания зрительного нерва, атрофия зрительного нерва.

8.7 Формы контроля самостоятельной работы

Плановые консультации, контрольные работы, тестирование, экзамен.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, «Логопедия».

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

Доцентом кафедры МБД Казионовой Л.Ф.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры

протокол № __ от ________________20 года

Зав. кафедрой МБД _______________________ Низкодубова С.В.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией ___________________ института культуры

Протокол № ___от _______________20 года

Председатель методической комиссии ИК ____________ Батурина О.А.

Согласовано:

Декан ИК _____________ Каюмова Е.А.

Слепое пятно глаза открыто французским физиком Эдмом Мариоттом в 1668 г. Он использовал свое открытие для оригинальной забавы придворных короля Людовика XIV. Мариотт помещал двух зрителей на расстоянии двух метров друг напротив друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку, тогда каждому казалось, что у его визави нет головы. Голова попадала в сектор слепого пятна смотрящего глаза.

Известен рисунок Мариотта для нахождения слепого пятна. Если смотреть на крестик правым глазом (левый глаз должен быть закрыт), приближая или отдаляя рисунок от глаза, наступает момент, когда черный кружок не виден.

Рис. 1. Рисунок Мариотта для нахождения слепого пятна глаза

Глаз устроен так, что человек может сосредоточить внимание на чем-то, что особенно заинтересовало его в этот момент. Интерес может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван и красотой формы.

Рис. 2. Геометрическая схема глазного дна

В центре глазного дна есть небольшое углубление – центральная ямка. Это место наилучшего видения. Главный луч зрения всегда направлен по оси: центральная ямка – центр хрусталика – рассматриваемый предмет. Вокруг центральной ямки расположилось желтое пятно. Это место дневного зрения и наилучшего цветового восприятия. Чем дальше от желтого пятна, тем меньше колбочек содержит сетчатка и все больше палочек. Палочки приспособлены для сумеречного зрения и для восприятия формы. На некотором расстоянии от желтого пятна находится так называемое слепое пятно . Здесь нет ни колбочек, ни палочек, этим местом глаз не видит. Это сосок зрительного нерва.

Зачем слепое пятно? Разве нельзя было все волокна зрительного нерва, идущие к колбочкам и палочкам, собрать где-то в глубине глаза, а не на поверхности сетчатки? И почему слепое пятно природа разместила именно здесь, а не где-нибудь дальше, ведь места в глазном яблоке еще много?!

В соответствии со своим строением глаз не просто передает в мозг световые сигналы, поступившие в него извне, не зеркально отражает все то, что находится перед ним, а готовит информацию для мозга в определенном порядке и соподчиненности. Центральная ямка и желтое пятно дают самое четкое изображение и наилучшее цветовосприятие. Периферическая часть поля ясного зрения дает менее четкое восприятие и тем самым обеспечивает главенствующую роль центра. Слепое пятно не участвует в зрительном восприятии совсем. За слепым пятном идет еще более дальняя периферия, которая обеспечивает только общее восприятие, являясь как бы фоном для поля ясного зрения, но она очень чувствительна к световым сигналам от движущихся предметов, что биологически имеет смысл и очень важно в борьбе за существование.

А что же делает самая дальняя периферия глазного яблока, куда не попадают световые лучи? Там создается ноль-цвет и служит он базой для сравнения всех цветовых ощущений, которые дает сетчатка.

Как видим, глаз устроен разумно. Желтое пятно имеет слегка вытянутую форму по горизонтали и соответствует углам 6° и 8°. На расстоянии 12° от центральной ямки начинается слепое пятно, которое соответствует углу 6°. До наружного края слепого пятна от середины центральной ямки 18°. Если таким радиусом описать круг, получим основание зрительного конуса, соответствующее 36°. Это поле ясного зрения .

Безусловно, глазное дно не расчерчено циркулем. Это живая ткань и границы названных элементов глазного дна размыты, нечетки, но они есть. Таким образом, можно заключить, что наружная граница слепого пятна является границей поля ясного зрения.

Источники информации:

  1. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. – К.: Выща школа, 1989.
  2. Лаврус В.С. Свет и тепло . – К.: НиТ, 1998.

К основным функциям зрительного анализатора относят различение яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов. Зрение помогает регулировать положение тела и определять расстояние до объекта.

Глаз, как оптический прибор, построен следующим образом:

Рис.1. Строение глаза: 1 – роговица; 2 – передняя камера; 3 – радужная оболочка; 4 – зрачок; 5 – хрусталик; 6 – стекловидное тело; 7 – сетчатка; 8 – сосудистая оболочка; 9 – склера; 10 – желтое пятно; 11 – слепое пятно; 12 – ресничное тело; 13 – зрительный нерв.

1. Роговица – действует как светопреломляющая структура (хорошо снабжена нервными окончаниями – если дотронуться, то возникает мигательный рефлекс).

2. Передняя камера – располагается между роговицей и радужной оболочкой. Передняя камера заполнена жидкостью.

3. Радужная оболочка – содержит пигмент, определяющий цвет глаз, регулирует размер зрачка, а, следовательно, количество света, поступающего в глаз.

4. Зрачок – отверстие в радужной оболочке, через которое свет, минуя роговицу и переднюю камеру, проходит внутрь глаза.

5. Хрусталик – прозрачное эластичное двояковыпуклое образование, обеспечивающее фокусировку лучей света на сетчатке.

6. Стекловидное тело – прозрачное полужидкое вещество, поддерживающее форму глаза.

7. Сетчатка – внутренняя оболочка глаза, состоящая из следующих рецепторов: а) палочки – воспринимают форму, ответственны за сумеречное зрение, располагаются на периферии сетчатки в количестве 120*10 6 ; б) колбочки – воспринимают различные цвета, аппарат дневного зрения, количество – 6*10 6 ; в) нейроны – образуют зрительный нерв с помощью своих отростков. Сетчатка является конечной структурой, воспринимающей свет.

8. Сосудистая оболочка – пронизана кровеносными сосудами, снабжающими кровью сетчатку.

9. Склера (белочная оболочка) – наружная оболочка глаза. Защищает глаз от повреждения и помогает глазному яблоку сохранять свою форму.

10. Желтое пятно – содержит только колбочки. Зона наилучшего видения. Ночью свет падает только на желтое пятно, поэтому человек плохо различает в темноте цвета.

11. Слепое пятно – место на сетчатке, где из глаза выходит зрительный нерв. Не обладает светочувствительностью. Располагается асимметрично в разных глазах.

12. Ресничное тело – мышца, регулирующая силу преломления лучей хрусталиком.

13. Зрительный нерв – воспринимает возбуждение и передает в зрительную зону коры больших полушарий головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирование зрительных образов.

Вспомогательные органы глаза:

· Брови – отводят пот со лба;

· Веки – защищают глаз от световых лучей и пыли. Количество ресниц составляет приблизительно по 80 на каждом веке. Ресницы выпадают и вырастают вновь за 100 дней.

· Слезный аппарат – слезы смачивают, очищают и дезинфицируют глаз. Количество слез выделяется приблизительно 0,01 л в сутки. Слезы освобождают организм от химических веществ, связанных с нервным перенапряжением, содержание которых уменьшается на 40%. Мужчины обычно моргают один раз за 5 секунд, женщины чаще.

Для получения четкого изображения необходимо, чтобы фокус попал на сетчатку.

Рис.2. Реакция радужной оболочки на изменение освещенности.

Бинокулярное зрение – это зрение двумя глазами. Оно позволяет ощущать рельефные изображения предметов, видеть глубину и определять расстояние предмета от глаза при рассматривании предметов левым и правым глазом.

Диоптрия – это приспособление глаза к получению отчетливого изображения на сетчатке на различных расстояниях. Процесс приспособления осуществляется путем изменения кривизны хрусталика. При рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, благодаря чему лучи от предметов сходятся на сетчатке. При рассматривании предметов, находящихся на далеком расстоянии, ресничная мышца расслаблена, а связки, прикрепленные преимущественно к передней и задней поверхности капсулы хрусталика, в это время натянуты, что вызывает сдавливание хрусталика и его преломляющая сила становится наименьшей.

Ближайшая точка видения – это наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет еще отчетливо виден.

Возрастные особенности . Ребенок первые месяцы после рождения видит предметы в их перевернутом изображении. До 9-12 лет глаза у человека дальнозоркие. Ближайшая точка ясного видения отодвигается с возрастом. В 10 лет она на расстоянии менее 7 см от глаза, в 20 – 8,3 см, в 30 – 11 см, в 35 – 17 см, а к 60-70 годам она приближается к 80-100 см.

У младших школьников чаще встречается близорукость слабой степени – до 3Д. Если вовремя не начать коррекцию, то процесс может усугубиться.