Близорукость и дальнозоркость очки достижения современной оптики. Одновременное наличие и близорукости и дальнозоркости. Что представляют собой близорукость и дальнозоркость

ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ. БЛИЗОРУКОСТЬ И ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ. ОЧКИ

Интеграция предметов: физика - биология.

Пояснительная записка:

1. На уроке понадобятся: модель глаза человека; плакат «Строение глаза и фотоаппарата»; очки на близорукость и дальнозоркость, линзы собирающая и рассеивающая.

Ход урока

Учитель физики . Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать глаз человека, выясним, почему мы видим, узнаем, какие бывают дефекты глаза и как они устраняются.

Глаз иногда по праву называют живым фотоаппаратом (плакат «Строение глаза и фотоаппарата»), так как оптическая система глаза, дающая изображение, сходна с объективом фотоаппарата.

Что же представляет глаз человека (не только человека)?

Учитель биологии . Глаз человека и многих животных имеет почти шарообразную форму (рис. 1).

Рис. 1. Строение глаза человека

Глазное яблоко человека имеет диаметр примерно 25 мм. Глаз защищен плотной оболочкой, называемой склерой (1). Передняя часть склеры - роговая оболочка, или роговица (10), прозрачна. За роговицей расположена радужная оболочка (7), которая у разных людей имеет разный цвет. Между роговицей и радужной оболочкой находится водянистая жидкость (5) или передняя камера.

Учитель физики . Роговица имеет форму сферической чашечки диаметром около 12 мм и толщиной 1 мм. Радиус кривизны ее в среднем 8 мм. Показатель преломления 1,38.

Учитель биологии . В центре радужной оболочки имеется отверстие - зрачок (6), размер которого при помощи мышечных волокон, управляемых из центральной нервной системы, может меняться.

Учитель физики. Зрачок меняется от 2-3 мм при ярком освещении до 6-8 мм при слабом. Таким образом регулируется количество света, проходящего внутрь глаза.

Учитель биологии : Непосредственно позади зрачка находится хрусталик (5), прозрачное и упругое тело.

Учитель физики: Хрусталик по форме близок к двояковыпуклой линзе. Диаметр его 8-10 мм. Радиус кривизны передней поверхности в среднем 10 мм, а задней 6 мм. Показатель преломления вещества хрусталика 1,44.

Учитель биологии . Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере (9). За хрусталиком расположено стекловидное тело (4). Оно прозрачно и заполняет всю остальную часть глаза.

Глазное дно покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой) (3), которая прилегает к сосудистой оболочке (2). Сетчатая оболочка имеет толщину около 0,5 мм и состоит из нескольких слоев, содержащих волокна зрительного нерва. Сетчатка состоит из палочек и колбочек и нервных клеток, от которых возбуждение идет в головной мозг. Общее число колбочек ≈ 7 · 10 6 , а палочек ≈ 100 · 10 6 . Колбочки сосредоточены в центральной части сетчатки, в желтом пятне, и особенно в его центральной ямке. Палочки расположены главным образом в периферических частях сетчатки.

Палочки имеют высокую светочувствительность, но не обеспечивают различение цвета.

Рис. 2. Схематическое изображение строения глаза человека

Колбочки имеют более низкую светочувствительность и создают ощущение цвета.

Учитель физики . Оптическая система глаза - роговица, хрусталик, стекловидное тело. Главная оптическая ось системы 00 проходит через геометрические центры роговицы, зрачка и хрусталика.

Учитель биологии . В глазе различают еще зрительную ось 00", проходящую через центр хрусталика и желтое пятно. В этом направлении глаз имеет небольшую светочувствительность.

Учитель физики . Оптическая и зрительная оси образуют небольшой угол ≈ 5°.

Как же получается и воспринимается глазом изображение предмета?

Свет, падающий в глаз, преломляется на передней поверхности глаза (роговице) на границе ее с воздухом. Поэтому из всех преломляющих сред роговица имеет наибольшую оптическую силу (40 дптр). Затем свет, проходя через хрусталик, еще преломляется. Оптическая сила хрусталика 16-20 дптр. Свет еще преломляется в передней камере и стекловидном теле, оптическая сила которого 3-5 дптр. Итак, оптическая сила глаза = 63 дптр, благодаря чему на сетчатке глаза образуется действительное, уменьшенное и перевернутое изображение рассматриваемых предметов.

Учитель биологии . Свет, падая на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, раздражает эти окончания. Раздражения по нервным волокнам передаются в мозг, и человек получает зрительное впечатление, то есть видит предметы. Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому мы предметы воспринимаем не перевернутыми.

Учитель физики . Теперь выясним, каким образом на сетчатке создается четкое изображение, когда мы переводим взгляд с удаленного предмета на близкий и наоборот. Это происходит потому, что кривизна хрусталика изменяется. Когда мы смотрим на дальние предметы, то кривизна хрусталика сравнительно невелика.

Учитель биологии . В этом случае мышцы, поддерживающие хрусталик, будут расслаблены и хрусталик будет вытянут. А когда переводят взгляд на близлежащие предметы, то мышцы сжимают хрусталик (рис. 3).

Рис. 3. Аккомодация глаза

Учитель физики . Тогда кривизна хрусталика и оптическая сила увеличиваются.

Учитель биологии . Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далеком расстоянии, называется аккомодацией глаза. Предел аккомодации глаза наступает, когда предмет находится на расстоянии 12 см от глаза. Придвиньте страницу учебника на расстояние 12 см, что вы наблюдаете? Расстояние наилучшего зрения (отодвигайте страницу от глаз), при котором детали предметов можно рассматривать без напряжения для нормального глаза, - 25 см. Это следует учитывать, когда пишете, читаете, шьете и т. д.

Учитель физики . Но какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Учитель биологии. Во-первых, мы видим большее пространство, то есть увеличивается поле зрения. Во-вторых, зрение двумя глазами позволяет различать, какой предмет находится ближе, а какой дальше от нас. Дело в том, что на сетчатке левого и правого глаза получаются разные изображения, мы как бы видим предметы слева и справа. И чем ближе предмет, тем заметнее это различие, оно и создает впечатление разницы в расстоянии, хотя изображения сливаются в нашем сознании в одно. Благодаря зрению двумя глазами, мы видим предметы не плоскими, а объемными.

Учитель физики . Только благодаря аккомодации глаза изображение предметов получается на сетчатке глаза.

Это происходит, если глаз нормальный. Глаз называется нормальным, если он в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке.

Но есть недостатки глаза - близорукость или дальнозоркость. При суждении об оптических свойствах глаза используют понятие рефракции.

Рис. 4. Рефракция глаза:

А - соразмерная; Б - дальнозоркая; В - близорукая

Учитель биологии . Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом (рис. 4 В).

Учитель физики . Значит, близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза. Тогда, если предмет находится на расстоянии 25 см (расстояние наилучшего зрения), то изображение получается не на сетчатке (как у нормального глаза), а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Поэтому, чтобы изображение оказалось на сетчатке, надо приблизить предмет к глазу. Следовательно, у близоруких людей расстояние наилучшего зрения меньше 25 см.

Учитель биологии . Близорукость может быть обусловлена тем, что сетчатка глаз расположена ближе к хрусталику, по сравнению с глазом нормальным.

Учитель физики . Значит, дальнозорким называют глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазных мышц лежит за сетчаткой. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку. Поэтому у дальнозорких людей расстояние наилучшего зрения больше 25 см.

Учитель биологии . Разница в расположении сетчатки даже в пределах миллиметра уже может приводить к заметной близорукости или дальнозоркости. Люди, имеющие в молодости нормальное зрение, в пожилом возрасте становятся дальнозоркими. Это объясняется тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, ослабевают и способность аккомодации уменьшается. Происходит это и из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность сжиматься в старости.

Но близорукость и дальнозоркость устраняются применением очков.

Учитель физики . Какие же очки следует применять для устранения этих недостатков зрения?

У близоруких людей изображение предметов получается внутри глаза, то есть впереди сетчатки. Чтобы оно передвинулось на сетчатку, надо уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза. Для этого применяют рассеивающую линзу в очках (рис. 5 Б).

Оптическую силу системы дальнозоркого глаза надо усилить, чтобы изображение попало на сетчатку, поэтому в очках используют собирающую линзу (рис. 5 А).

Рис. 5. Исправление рефракций глаза:

А - дальнозоркой; Б - близорукой

Учитель биологии. Изобретение очков явилось великим благом для людей, имеющих недостатки зрения.

Учитель физики. И это благо появилось давно. На гравюрах и картинах с древними сюжетами нередко можно видеть людей в очках. Художники (XV-XVII веков) охотно изображали в очках знатных людей прошлого, чтобы придать им более внушительный, ученый вид. При археологических раскопках Помпеи и Тира находили обработанные куски стекла, напоминающие собой увеличительные линзы. Есть основания считать, что именно в Италии в конце XIII века появились первые очки. В России очки появились в конце XV века. Вначале применялось только одно увеличительное стекло на длинной ручке. Затем появились двойные круглые стекла в металлической оправе. Их держали перед глазами или одевали на нос. Постепенно очки приобретали современный вид.

Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если человек, например, носит очки, оптическая сила которых -3 дптр, то значит он близорукий. В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +3 дптр.

Учитель биологии . На протяжении жизни человеку рано или поздно приходится прибегать к помощи очков. Очки позволяют лучше видеть, они словно удлиняют жизнь наших глаз и дают возможность большинству людей продолжать активную деятельность в пожилом возрасте.

Учитель физики . Ребята, как же отличить, какие очки для близоруких людей, а какие для дальнозорких? Оказывается очень просто. Беру очки для близоруких глаз и линзы от них, посмотрите, дают тень, а у дальнозорких линз тени нет. Это говорит о том, что у рассеивающих линз фокусы мнимые, а у собирающих - действительные.

Учитель биологии . Ребята, а какие глаза у представителей животного мира? Большинство членистоногих имеют много глаз, ориентированных по всем направлениям. Каждый такой глаз имеет форму очень узкой и глубокой воронки. У рыб глаза отличаются плоской роговицей и шарообразным хрусталиком.

Рис. 6. Глаза различных представителей животного мира:

А - глаз мухи; Б - глаз зебры; В - глаз человека

Учитель физики . Аккомодация глаза у рыб достигается перемещением хрусталика.

Учитель биологии . Птицы обладают острым зрением. У грифов, орлов глазное яблоко удлиненной формы. Глаза высокоорганизованных животных подобны глазу человека, только некоторые животные могут ими вращать, например хамелеон. В других случаях, например у зайца, они расположены по бокам головы, что дает обзор свыше 180°.

Учитель физики . Сегодня на уроке, ребята, вы познакомились с одним из органов чувств - зрением. Узнали строение глаза, дефекты глаза, о том, как эти дефекты исправляются ношением очков. Рефракция - это преломляющая способность глаза при покое аккомодации, когда хрусталик максимально уплощен.

Учитель биологии . Добавлю, что различают три вида рефракции глаза:

1) соразмерную (эмметропическую);

2) дальнозоркую (гиперметропическую);

3) близорукую (миопическую).

Учитель физики . Вы убедились в связи науки биологии с физикой. Законы природы едины и могут быть применимы и к живому организму. Сегодня на уроке мы применили законы физической оптики к глазу.

Глаз человека - это оптическая система. Лучи света, попадающие в глаз, преломляются на поверхности роговицы и хрусталика.

Хрусталик - это прозрачное тело, похожее на линзу. Особая мышца может менять форму хрусталика, делая его то более, то менее выпуклым.

Благодаря этому хрусталик то увеличивает, то уменьшает свою кривизну и вместе с ней фокусное расстояние. Оптическую систему глаза можно рассматривать как собирающую линзу с переменным фокусным расстоянием, проецирующую изображение на сетчатку.



Если предмет находится очень далеко, изображение получается на сетчатке глаза без напряжения мышцы хрусталика (то есть когда глаз смотрит вдаль, он находится в расслабленном состоянии). Когда же рассматривается предмет, находящийся вблизи, происходит сжатие хрусталика и уменьшение фокусного расстояния настолько, что плоскость получаемого изображения снова совмещается с сетчаткой.

У некоторых людей глаза в расслабленном состоянии создают изображение предмета не на сетчатке, а перед ней. В результате изображение предмет "расплывается". Такие люди не могут видеть четко удаленные предметы, но зато хорошо видят предметы, находящиеся вблизи.

Это наблюдается, если велика ширина глаза или хрусталик слишком выпуклый (имеет большую кривизну) В этом случае четкое изображение предмета формируется не на сетчатке, а перед ней. Этот недостаток (дефект) зрения называется близорукостью (иначе миопия).




Близоруким людям необходимы очки с рассеивающими линзами. Пройдя через такую линзу, лучи света фокусируются хрусталиком точно на сетчатку. Поэтому близорукий человек, вооруженный очками, может рассматривать удаленные предметы, как и человек с нормальным зрением.




Другие люди хорошо видят далекие предметы, но не могут различить те, что находятся вблизи. У них в расслабленном состоянии четкое изображение удаленных предметов получается за сетчаткой. В результате изображение предмет "расплывается". Это возможно, когда ширина глаза недостаточно большая или хрусталик глаза плоский, тогда человек видит удаленные предметы четко, а близкие плохо. Этот недостаток зрения называется дальнозоркостью.




Особой формой дальнозоркости является старческая дальнозоркость или пресбиопия. Она возникает потому, что с возрастом снижается эластичность хрусталика, и он уже не сокращается так хорошо, как у молодых людей. Дальнозорким людям можно помочь с помощью очков с собирающими линзами.



Очки, являясь простым оптическим прибором, приносят людям, имеющим дефекты зрения, огромное облегчение в повседневной жизни.

4650 13.02.2019 5 мин.

Наши глаза позволяют нам получать максимально полную информацию об окружающем мире, но когда появляется близорукость или дальнозоркость, то без средств коррекции зрения мы начинаем чувствовать себя дискомфортно и неуверенно.

Близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия) – это самые часто встречаемые патологии зрения. О том, что представляют собой два этих нарушения, мы поговорим подробно далее.

Физиологические особенности зрения

Под зрением понимается психофизиологическая функция, которая дает человеку возможность воспринимать и различать движение, расположение и цвета предметов окружающего мира. Благодаря работе зрительной системы, позволяющей воспринимать световые раздражители и объекты, в совокупности с высшими отделами центральной нервной системы мы можем видеть.

Глаз воспринимает изображение за счет того, что поток световых лучей двигается через его среды. В первую очередь он проходит через роговицу, затем через переднюю и заднюю камеру глаз, через хрусталик и , и наконец, попадает на сетчатку.

Благодаря желтому пятну и центральной ямке сетчатки, которые располагаются напротив зрачка рядом с выходом зрительного нерва, происходит фокусировка изображения.

Изображение попадает на сетчатку в перевернутом уменьшенном виде. Чтобы четко видеть предмет, хрусталик меняет свою кривизну. Кривизна может меняться под действием ресничной мышцы, которая может либо напрягаться, либо расслабляться.

В норме лучи должны фокусироваться на сетчатке. Это называется эмметропией. Аметропия – это отклонение от нормы, когда фокус находится перед сетчаткой (близорукость) или за ней (дальнозоркость).

Близорукость

Близорукость или миопия – это патология зрения, характеризующаяся тем, что фокус изображения находится перед сетчаткой. Поэтому человек плохо видит вдаль, но четко видит вблизи. У близоруких людей может быть увеличен в длину глаз либо роговица может обладать большой силой преломления. В первом случае близорукость называется осевой, а во втором – рефракционной.

Острота зрения при миопии может быть меньше единицы, поэтому близоруким выписывают .

Как показывает практика, в большинстве случаев миопия встречается в возрасте от шести до двадцати лет. К этой возрастной группе относятся школьники и студенты.

Причины развития близорукости:

  • Наследственная предрасположенность. Если родители близоруки, то высока доля вероятности, что у их детей тоже будет миопия.
  • Близорукость – частая спутница тех людей, кто в силу своей работы вынужден работать с предметами на близком расстоянии. Кроме того, плохое освещение и неправильная посадка за рабочим местом тоже могут спровоцировать возникновение миопии.
  • Неправильно подобранная коррекция зрения или ее отсутствие. Это ведет к прогрессированию заболевания.
  1. Очки, контактные линзы.

Учитель физики МОБУ «Академическая СОШ»

Белова Татьяна Анатольевна

Тема урока: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.

Цель урока:

Способствовать восприятию и усвоению учебного материала по теме «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость »; научить применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, решения физических задач.

Задачи:

- обучающие: дать представление о глазе, как об оптической системе

- развивающие: формирование навыков исследовательской деятельности, формирование информационной компетентности учащихся, повышение коммуникативной культуры, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к физике;

- воспитательные: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, воспитание умения общаться друг с другом, умения излагать и отстаивать свою точку зрения, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Ход урока :

I Организационный момент. Актуализация знаний.

II Повторение. Проверка знаний.

Кто и когда получил первую фотографию? Опишите принцип действия фотоаппарата?

Охарактеризуйте изображение, даваемое объективом фотоаппарата.

III Изучение нового материала.

1. Постановка целей и задач урока .

Как устроен глаз человека? Какие его части образуют оптическую систему? Каким является изображение, получаемое на сетчатке глаза.

Какие преимущества дает зрение двумя глазами.

Что такое аккомодация, поле зрения.

Недостатки зрения и их исправление.

2. Получение новых знаний.

Одним из самых совершенных «приборов», которым природа снабдила человека и животных, является глаз. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире человек получает через глаза.

ЦОР «Световые явления. Глаз как оптическая система».

Строение глаза. Слайд 2.

Изображение предмета на сетчатке. Слайд 3.


Аккомодация. Расстояние наилучшего зрения. Слайд 4.

Кратковременная лабораторная работа «Особенности зрения человека».

1. Повернитесь лицом к свету и посмотрите на зрачки друг друга. Отвернитесь от света и опять посмотрите на зрачки. Что вы наблюдали? Объясните наблюдаемое явление.

Расширяясь или сужаясь, зрачок регулирует количество проникающего в глаз света.

2. Держите книгу перед глазами на расстоянии около 30 см. смотрите мимо книги на противоположную стену. Хорошо ли видны буквы? Далее посмотрите на книгу. Как теперь видны буквы? Хорошо ли видна противоположная стена? Какой можно сделать вывод?

Глаз не может одновременно хорошо различать предметы, находящиеся на различных расстояниях.

3. Выберите на стене какую-либо отметку. Не двигая головой, выполните следующие задания:

а) Найдите отметку правым глазом (левый глаз закрыт). Заметьте, какую часть стены вы видите. Это - поле зрения правого глаза.

б) Определите поле зрения левого глаза, Совпадают ли поля зрения правого и левого глаз?

в) Посмотрите на отметку двумя глазами. Насколько увеличилась видимая область? Какой можно сделать вывод?

Благодаря наличию двух глаз увеличивается поле зрения.

4. Держа в вытянутой руке колпачок от ручки, закройте один глаз и попробуйте попасть ручкой в колпачок. Легко ли это сделать? Попробуйте выполнить тот же опыт с двумя открытыми глазами, Сделайте вывод о значении зрения двумя глазами.

Благодаря наличию двух глаз мы можем различать, какой из предметов находится ближе, какой дальше от нас. Дело в том, что на сетчатке правого и левого глаза получаются отличающиеся друг от друга изображения (соответствующие взгляду на предмет как бы справа и слева). Чем ближе предмет, тем заметнее это различие. Оно и создает впечатление разницы в расстоянии. Эта же способность зрения позволяет видеть предмет объемным.


Недостатки зрения. Слайд 7.


ЦОР «Исправление близорукости и дальнозоркости».

Гимнастика для глаз.

1. Горизонтальные движения глаз: вправо-влево.

2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3. Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.

4. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, посмотрите на близкую деталь на стекле (царапину, наклеенный маленький кружок из бумаги), затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Презентация «Оптические иллюзии».

Человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения .

Некоторые зрительные иллюзии связаны с особенностями строения глаза.

1. Так, отрезки и фигуры, которые проецируются на цент-ральную часть сетчатки, воспринимаются как более крупные по сравнению с предметами, которые проецируются на ее перифе-рическую часть. Это связано с тем, что в центральной части глаза гораздо выше плотность фоторецепторов.

2. Вертикальные отрезки кажутся больше горизонтальных отрезков такой же длины. Это объясняется анизотропией сет-чатки (неодинаковой вытянутостью рецепторных клеток в вер-тикальном и горизонтальном направлениях). (Слайд 3)

Другие иллюзии обусловлены рассеянием света на опти-ческих средах. (Слайд 4)

Какой квадрат больше? Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем рав-ный ему по величине черный квадрат на белом фоне. Это объяс-няется тем, что рассеянный свет от белого фона попадает на края черного квадрата и засвечивает их, уменьшая воспринимаемую глазом величину квадрата.

Иллюзии, вызванные психологическими причинами. (Слайд 5)

Картина с перспективой (сходящиеся линии, более мелкие предметы на заднем плане). Наложим на эту картину две фигурки одинакового размера: одну — там, где линии расположены далеко друг от друга, а другую — там, где они сближены. Кажется, что «дальняя» фигурка больше. Это так называемая иллюзия перспективы. Обычно если из двух равных фигур одна расположена дальше, то ее изображение на сетчатке имеет меньшие размеры. Если изображения «дальней» и «близкой» фигурок одинаковы, мозг решает, что «дальняя» фигурка боль-ше «близкой».

Другие иллюзии (слайды 6-15)

IV Обобщение и закрепление нового материала.

Решение задач: № 149, 150.

  1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а) хрусталик; б) роговица
  2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке; б) на роговице
  3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
    а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения
  4. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами
  5. При дальнозоркости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

Это интересно

У рыб хрусталик круглый и плотный и может подстраивать фокус, только двигаясь относительно сетчатки. Глаз рыбы настроен на резкое видение близких предметов и аккомодирует на далекие, отдаляя хрусталик от сетчатки.

Человеческий глаз может различать до 10 миллионов цветовых оттенков.

Цветовое зрение по-разному выражено у представителей разных рас. Более половины европеоидов, например, обладают повышенной чувствительностью к красному и различают больше его оттенков.

Новорожденные лучше всего различают зеленые и желтые предметы.

V Д/з §37, 38, № 1619, 1637.

Дальнозоркость и близорукость

Близорукость и дальнозоркость это самые распространенные дефекты зрительных органов.

Глаза дают человеку наиболее полную информацию об окружающей среде, поэтому любые нарушения в области зрения приносят массу неудобств и затрудняют ориентировку в пространстве.

Как работает оптическая система глаз

Картинка передается на сетчатку в уменьшенном и перевернутом виде, однако это изображение четко и в точности передает все детали рассматриваемого объекта. Способность четко видеть обусловлена свойствами хрусталика изменять свою кривизну. Это достигается путем расслабления или напряжения цилиарной мышцы.

При нормальном зрении (эмметропия) объекты фокусируются строго на сетчатке. Если место собирания лучей изменено, то возникают нарушения зрения – аметропии.

Что представляют собой близорукость и дальнозоркость

Как правило, ухудшение зрения связано с неправильной работой цилиарной мышцы. Это может быть вызвано возрастным изменениями. Мышца теряет эластичность и не в состоянии обеспечивать надлежащее изменение кривизны хрусталика. Сам хрусталик также подвергается дегенеративным изменениям и теряет способность легко менять свою форму. Это приводит к постепенному ухудшению зрения.

Чем отличается дальнозоркость от близорукости? При близорукости больной отлично видит предметы, которые близко расположены. Но объекты находящиеся вдали видны нечетко и размыто. При дальнозоркости наблюдается обратная ситуация – объекты вблизи пациент видит плохо, а то что расположено вдали видит очень хорошо.

Также отличие близорукости и дальнозоркости в том, что близорукость часто обусловлена генетической предрасположенностью и первые признаки начинают проявляться в подростковом возрасте, а дальнозоркость наоборот чаще диагностируется у лиц старшего возраста, так как объясняется возрастными изменениями в оптической системе глаза.

Близорукость

Причины возникновения близорукости сводятся к следующим основным:

  • генетическая предрасположенность;
  • слишком сильное перенапряжение глаз из-за длительной работы, требующей зрительного внимания.
  • отсутствие коррекции или неправильно подобранные линзы на ранних стаях миопии только способствуют дальнейшему прогрессированию патологии.
  • В глазу, страдающем близорукостью, картинка собирается перед сетчаткой. Если у пациента увеличена длина или глазная ось – промежуток от края роговицы до сетчатки, то такая миопия называется осевой. Если имеется небольшой радиус кривизны роговицы, то лучи света преломляются чрезмерно сильно и глаз характеризуется малым фокусным расстоянием. Такую близорукость называют рефракционной. Обычно эти две формы сочетаются.

    Близорукость

    Опасность близорукости заключена в том, что длинная ось глаза способствует растягиванию сетчатки, что создает вероятность ее разрыва или отслойки. Миопия обычно возникает в детском или подростковом возрасте и часто прогрессирует. Основной максимум этого процесса наблюдают во время обучения в школе, так как тогда у ребенка имеются сильные зрительные нагрузки. Также в это время организм ребенка интенсивно растет, увеличиваются в размерах все органы, в том числе и глаза. Иногда рост глазного яблока по переднезадней оси может сопровождаться нарушениями. Это приводит к ухудшению трофики тканей сетчатки, к разрыву или ее отслойке, помутнению стекловидного тела. Задачей офтальмолога является остановить развитие близорукости. От скорости прогрессирования близорукости зависит метод, который для этого используется.

    1. если процесс идет медленно, то применяют консервативный способ – ребенку прописывают специальные упражнения, которые тренируют глазные мышцы.
    2. если миопия прогрессирует очень быстро, то используется хирургический метод.
    3. Склеропластика – операция, при которой под слизистую в косые меридианы глаза к заднему полюсу глазного яблока прикрепляют специальные трансплантаты – маленькие отрезки биоткани. Операция выполняется без нарушения целостности глаз. Трансплантаты укрепляют задний полюс глаза и не позволяют ему удлинятся. Эта манипуляция только останавливает прогрессирование миопии. но не восстанавливает зрение. Однако ни один метод не позволяет дать абсолютную гарантию остановки развития миопии. Лицам, имеющим близорукость средней и высокой степени противопоказаны физические нагрузки.

      Как улучшить зрение при близорукости

      Ношение очков

      1. Исправление миопии при помощи минусовых линз – очков или контактных линз.

      Очковая коррекция это самый широко распространенный способ улучшить зрение. Но помимо положительных эффектов, очки имеют свои недостатки:

    4. нельзя заниматься активными видами спорта;
    5. очки приносят ряд неудобств – они запотевают, пачкаются, их можно разбить;
    6. у водителей очки создают проблемы с пространственным восприятием;
    7. способствуют перенапряжению боковых мышц, что ведет к дальнейшему ухудшению зрения;
    8. уменьшают стереоскопический эффект;
    9. очковой коррекцией невозможно добиться 100% исправления зрения.
    10. Но, несмотря на все это, очки и по сей день остаются самым простым, дешевым и безопасным методом улучшения зрения.

      Контактные линзы это достойная и современная альтернатива, которая может обеспечить полноценную жизнь, даже людям с высокой степенью миопии. Конечно, и при ношении контактных линз есть ряд неудобств: их нужно одевать и снимать каждый день, в них нельзя купаться, у некоторых людей возникают аллергические реакции, некоторым сложно привыкнуть к постороннему объекту в глазу, во время инфекционных заболеваний их обязательно нужно снимать, чтобы не инфицировать глаза.

      2. Фоторефрактивная кератэктомия

      Это современная технология, которая сейчас завоевывает все большую популярность. Для операции используют эксимерные лазеры. Наиболее эффективные результаты получают при коррекции близорукости до 6 диоптрий.

      3. Лазерная коррекция

      Это смешанная лазерно-хирургическая операция, которая не вызывает дискомфорт у больного и в кратчайшие сроки возвращает зрение. Коррекцию миопии таким способом можно проводить у лиц с миопией в –13 диоптрий и дальнозоркостью –10 диоптрий.

      Дальнозоркость

      Дальнозоркость

      Данная аномалия рефракции характеризуется, тем что изображение формируется не в самой сетчатке, а в области за ней. Это происходит или из-за того, что пациент имеет короткую ось глаза или очень плоскую роговицу, которая слабо преломляет лучи.

      Старческая дальнозоркость встречается практически у всех людей, достигших 45-50 летнего возраста. Это происходит вследствие нарушения аккомодационных свойств глаз – теряется эластичность хрусталика и способность мышц сокращаться.

      Иногда дальнозоркость может появиться и у ребенка. Обратите внимание на такие неспецифичные детские жалобы, как быстрое наступление усталости при работе, требующей зрительного напряжения, низкая успеваемость в школе нервозность и раздражительность. Проверьте у офтальмолога наличие дальнозоркости, так как на начальных стадиях способность к аккомодации еще высока и больной может видеть четко и вблизи и вдали. В этом случае объективные симптомы могут долго не появляться.

      Чем характеризуется дальнозоркость

    11. предметы вблизи видятся нечетко;
    12. объекты вдали также нечеткие и размытые (при больших степенях дальнозоркости);
    13. головные боли, чувство жжения, ощущение «песка» в глазах при длительной работе;
    14. у больного наблюдаются частые воспаления глазных органов (блефариты, конъюнктивиты, ячмень и другие);
    15. сильное переутомление глаз при чтении;
    16. появление синдрома «ленивого» глаза у детей.
    17. Дальнозоркость опасна тем, что возрастает риск развития глаукомы. Для такого глаза характерна сильно укороченная ось и смещение радужки и хрусталика кпереди. Это ведет к тому, что радужка блокирует частично или полностью дренажные протоки, через которые отводится внутриглазная жидкость. Это провоцирует рост внутриглазного давления и риск появления глаукомы.

      Одновременное наличие и близорукости и дальнозоркости

      Астигматизм

      Сочетание этих патологий может быть следствием наличия астигматизма и пресбиопии. Пресбиопия или старческая дальнозоркость развивается у подавляющего большинства населения после 45 лет. Такая патология, как уже указывалось выше, связана с нарушением эластичности хрусталика. Даже людям с уже имеющейся миопией не избежать пресбиопии. Если у человека была небольшая степень близорукости, то очевидно, что особых неудобств он не испытает. А вот для тех, кто имел миопию средней или высокой степени врач может назначить две пары очков – одни для чтения, а вторые для дали. Но их, возможно, заменить одними – бифокальными.

      Признаки старческой дальнозоркости

      Еще одновременное присутствие миопии и гиперметропии возможно при наличии астигматизма. В этом случае роговица имеет неправильную форму и в отдельных меридианах наблюдается разная преломляющая сила. Лучи собираются не в одной точке, как это бывает в норме, а в двух. Такой астигматизм называют смешанным.

      Близорукость и дальнозоркость. Очки

      У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

      Близорукость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.

      Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.

      Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.

      Дальнозоркость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.

      Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.

      Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».

      Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.

      Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.

      Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.

      Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.

      Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?

      При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, –2 дптр, то это означает, что тот близорук.

      При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков, оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.

      1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость? 2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость? 3. В магазине в отделе «Оптика» имеются в продаже очки: +2 дптр, –0,25 дптр, –4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки? 4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?

      ??????????????? ????? ?????? 7-11 ??????

      ???? 1. ???? ? ??????. ???????????? ? ??????????????. ????

      ?????????? ?????????: ?????? ? ????????.

      ????????????? ???????:

      1. ?? ????? ???????????: ?????? ????? ????????; ?????? ????????? ????? ? ????????????; ???? ?? ???????????? ? ??????????????.

      ??????? ??????. ??????, ??????? ?? ????? ?? ????? ??????? ???? ????????, ???????, ?????? ?? ?????, ??????, ????? ?????? ??????? ????? ? ??? ??? ???????????.

      ???? ?????? ?? ????? ???????? ????? ????????????? (?????? ????????? ????? ? ????????????), ??? ??? ?????????? ??????? ?????, ?????? ???????????, ?????? ? ?????????? ????????????.

      ??? ?? ???????????? ???? ???????? (?? ?????? ????????)?

      ??????? ????????. ???? ???????? ? ?????? ???????? ????? ????? ???????????? ????? (???. 1).

      1. ???????? ????? ????????

      25 ??. ???? ??????? ??????? ?????????, ?????????? ??????? (1). ???????? ????? ?????? ? ??????? ????????, ??? ???????? (10), ?????????. ?? ????????? ??????????? ???????? ???????? (7), ??????? ? ?????? ????? ????? ?????? ????. ????? ????????? ? ???????? ????????? ????????? ?????????? ???????? (5) ??? ???????? ??????.

      12 ?? ? ???????? 1 ??. ?????? ???????? ?? ? ??????? 8 ??. ?????????? ??????????? 1,38.

      ??????? ????????. ? ?????? ???????? ???????? ??????? ????????? ? ?????? (6), ?????? ???????? ??? ?????? ???????? ???????, ??????????? ?? ??????????? ??????? ???????, ????? ????????.

      2?3 ?? ??? ????? ????????? ?? 6?8 ?? ??? ??????. ????? ??????? ???????????? ?????????? ?????, ??????????? ?????? ?????.

      ??????? ????????: ??????????????? ?????? ?????? ????????? ????????? (5), ?????????? ? ??????? ????.

      ??????? ??????: ????????? ?? ????? ?????? ? ?????????????? ?????. ??????? ??? 8?10 ??. ?????? ???????? ???????? ??????????? ? ??????? 10 ??, ? ?????? 6 ??. ?????????? ??????????? ???????? ?????????? 1,44.

      ??????? ????????. ????????? ??????? ???????, ?????????????? ??? ? ?????? (9). ?? ??????????? ??????????? ???????????? ???? (4). ??? ????????? ? ????????? ??? ????????? ????? ?????.

      ??????? ??? ??????? ???????? ????????? (?????????) (3), ??????? ????????? ? ?????????? ???????? (2). ???????? ???????? ????? ??????? ????? 0,5 ?? ? ??????? ?? ?????????? ?????, ?????????? ??????? ??????????? ?????. ???????? ??????? ?? ??????? ? ???????? ? ??????? ??????, ?? ??????? ??????????? ???? ? ???????? ????. ????? ????? ????????. 7 ? 106, ? ???????. 100 ? 106. ???????? ????????????? ? ??????????? ????? ????????, ? ?????? ?????, ? ???????? ? ??? ??????????? ????. ??????? ??????????? ??????? ??????? ? ?????????????? ?????? ????????.

      ??????? ????? ??????? ?????????????????????, ?? ?? ???????????? ?????????? ?????.

      2. ????????????? ??????????? ???????? ????? ????????

      ???????? ????? ????? ?????? ????????????????????? ? ??????? ???????? ?????.

      00 ???????? ????? ?????????????? ?????? ????????, ?????? ? ??????????.

      00′, ?????????? ????? ????? ?????????? ? ?????? ?????. ? ???? ??????????? ???? ????? ????????? ?????????????????????.

      ??? ?? ?????????? ? ?????????????? ?????? ??????????? ?????????

      ????, ???????? ? ????, ???????????? ?? ???????? ??????????? ????? (????????) ?? ??????? ?? ? ????????. ??????? ?? ???? ???????????? ???? ???????? ????? ?????????? ?????????? ???? (40 ????). ????? ????, ??????? ????? ?????????, ??? ????????????. ?????????? ???? ?????????? 16?20 ????. ???? ??? ???????????? ? ???????? ?????? ? ???????????? ????, ?????????? ???? ???????? 3?5 ????. ????, ?????????? ???? ????? = 63 ????, ????????? ???? ?? ???????? ????? ?????????? ??????????????, ??????????? ? ???????????? ??????????? ??????????????? ?????????.

      ??????? ????????. ????, ????? ?? ????????? ??????????? ?????, ?? ??????? ??????? ????????, ?????????? ??? ?????????. ??????????? ?? ??????? ???????? ?????????? ? ????, ? ??????? ???????? ?????????? ???????????, ?? ???? ????? ????????. ??????? ?????? ?????????????? ??????, ??????? ?? ???????? ???????????? ?? ?????????????.

      ??????? ??????. ?????? ???????, ????? ??????? ?? ???????? ????????? ?????? ???????????, ????? ?? ????????? ?????? ? ?????????? ???????? ?? ??????? ? ????????. ??? ?????????? ??????, ??? ???????? ?????????? ??????????. ????? ?? ??????? ?? ??????? ????????, ?? ???????? ?????????? ???????????? ????????.

      ??????? ????????. ? ???? ?????? ?????, ?????????????? ?????????, ????? ??????????? ? ????????? ????? ???????. ? ????? ????????? ?????? ?? ??????????? ????????, ?? ????? ??????? ????????? (???. 3).

      3. ??????????? ?????

      ??????? ??????. ????? ???????? ?????????? ? ?????????? ???? ?????????????.

      12 ?? ?? ?????. ?????????? ???????? ???????? ?? ?????????? 12 ??, ??? ?? ??????????? ?????????? ?????????? ?????? (??????????? ???????? ?? ????), ??? ??????? ?????? ????????? ????? ????????????? ??? ?????????? ??? ??????????? ?????, ? 25 ??. ??? ??????? ?????????, ????? ??????, ???????, ????? ? ?. ?.

      ??????? ??????. ?? ????? ???????????? ???? ?????? ????? ????????

      ??????? ????????. ??-??????, ?? ????? ??????? ????????????, ?? ???? ????????????? ???? ??????. ??-??????, ?????? ????? ??????? ????????? ?????????, ????? ??????? ????????? ?????, ? ????? ?????? ?? ???. ???? ? ???, ??? ?? ???????? ?????? ? ??????? ????? ?????????? ?????? ???????????, ?? ??? ?? ????? ???????? ????? ? ??????. ? ??? ????? ???????, ??? ???????? ??? ????????, ??? ? ??????? ??????????? ??????? ? ??????????, ???? ??????????? ????????? ? ????? ???????? ? ????. ????????? ?????? ????? ???????, ?? ????? ???????? ?? ????????, ? ?????????.

      ?????? ????????? ??????????? ????? ??????????? ????????? ?????????? ?? ???????? ?????.

      ??? ??????????, ???? ???? ??????????. ???? ?????????? ??????????, ???? ?? ? ????????????? ????????? ???????? ???????????? ???? ? ?????, ??????? ?? ????????.

      ?? ???? ?????????? ????? ? ???????????? ??? ??????????????. ??? ???????? ?? ?????????? ????????? ????? ?????????? ??????? ?????????.

      4. ????????? ?????:

      ? — ???????????; ? ? ????????????; ? ? ??????????

      ??????? ????????. ???????????? ????? ???? ??????????? ??????? ????????? ???????? ?? ?????????? ?? ????????? ? ?????????? ?????? (???. 4 ?).

      25 ?? (?????????? ?????????? ??????), ?? ??????????? ?????????? ?? ?? ???????? (??? ? ??????????? ?????), ? ????? ? ??????????, ??????? ????????. ???????, ????? ??????????? ????????? ?? ????????, ???? ?????????? ??????? ? ?????. ?????????????, ? ?????????? ????? ?????????? ?????????? ?????? ?????? 25 ??.

      ??????? ????????. ???????????? ????? ???? ??????????? ???, ??? ???????? ???? ??????????? ????? ? ??????????, ?? ????????? ? ?????? ??????????.

      25 ??.

      ??????? ????????. ??????? ? ???????????? ???????? ???? ? ???????? ?????????? ??? ????? ????????? ? ???????? ???????????? ??? ??????????????. ????, ??????? ? ????????? ?????????? ??????, ? ??????? ???????? ?????????? ?????????????. ??? ??????????? ???, ??? ?????, ????????? ?????????, ?????????? ? ??????????? ??????????? ???????????. ?????????? ??? ? ??-?? ?????????? ??????????, ????????? ??????????? ????????? ? ????????.

      ?? ???????????? ? ?????????????? ??????????? ??????????? ?????.

      ??????? ??????. ????? ?? ???? ??????? ????????? ??? ?????????? ???? ??????????? ???????

      ? ?????????? ????? ??????????? ????????? ?????????? ?????? ?????, ?? ???? ??????? ????????. ????? ??? ????????????? ?? ????????, ???? ????????? ?????????? ???? ???????????? ??????? ?????. ??? ????? ????????? ???????????? ????? ? ????? (???. 5 ?).

      ?????????? ???? ??????? ????????????? ????? ???? ???????, ????? ??????????? ?????? ?? ????????, ??????? ? ????? ?????????? ?????????? ????? (???. 5 ?).

      5. ??????????? ????????? ?????:

      ? ? ????????????; ? ? ??????????

      ??????? ????????. ??????????? ????? ??????? ??????? ?????? ??? ?????, ??????? ?????????? ??????.

      ??????? ??????. ? ??? ????? ????????? ?????. ?? ???????? ? ???????? ? ???????? ???????? ??????? ????? ?????? ????? ? ?????. ????????? (XV?XVII ?????) ?????? ?????????? ? ????? ??????? ????? ????????, ????? ??????? ?? ????? ????????????, ?????? ???. ??? ??????????????? ????????? ?????? ? ???? ???????? ???????????? ????? ??????, ???????????? ????? ?????????????? ?????. ???? ????????? ???????, ??? ?????? ? ?????? ? ????? XIII ???? ????????? ?????? ????. ? ?????? ???? ????????? ? ????? XV ????. ??????? ??????????? ?????? ???? ?????????????? ?????? ?? ??????? ?????. ????? ????????? ??????? ??????? ?????? ? ????????????? ??????. ?? ??????? ????? ??????? ??? ??????? ?? ???. ?????????? ???? ??????????? ??????????? ???.

      3 ????, ?? ?????? ?? ??????????. ? ????? ??? ???????????? ???? ?????????? ????????, ?????????? ?????. ????? ???? ????? ?????, ????????, ?????????? ???? +3 ????.

      ??????? ????????. ?? ?????????? ????? ???????? ???? ??? ?????? ?????????? ????????? ? ?????? ?????. ???? ????????? ????? ??????, ??? ?????? ???????? ????? ????? ???? ? ???? ??????????? ??????????? ????? ?????????? ???????? ???????????? ? ??????? ????????.

      ??????? ??????. ??????, ??? ?? ????????, ????? ???? ??? ?????????? ?????, ? ????? ??? ????????????? ??????????? ????? ??????. ???? ???? ??? ?????????? ???? ? ????? ?? ???, ??????????, ???? ????, ? ? ???????????? ???? ???? ???. ??? ??????? ? ???, ??? ? ???????????? ???? ?????? ??????, ? ? ?????????? ? ??????????????.

      ??????? ????????. ??????, ? ????? ????? ? ?????????????? ????????? ????? ??????????? ????????????? ????? ????? ????, ??????????????? ?? ???? ????????????. ?????? ????? ???? ????? ????? ????? ????? ? ???????? ???????. ? ??? ????? ?????????? ??????? ????????? ? ???????????? ???????????.

      6. ????? ????????? ?????????????? ????????? ????:

      ? ? ???? ????; ? ? ???? ?????; ? ? ???? ????????

      ??????? ??????. ??????????? ????? ? ??? ??????????? ???????????? ??????????.

      180?.

      ??????? ??????. ??????? ?? ?????, ??????, ?? ????????????? ? ????? ?? ??????? ?????? ? ???????. ?????? ???????? ?????, ??????? ?????, ? ???, ??? ??? ??????? ???????????? ???????? ?????. ????????? ? ??? ???????????? ??????????? ????? ??? ????? ???????????, ????? ????????? ??????????? ???????.

      ??????? ????????. ???????, ??? ????????? ??? ???? ????????? ?????:

      1) ??????????? (???????????????);

      2) ???????????? (??????????????????);

      3) ?????????? (???????????).

      ??????? ??????. ?? ????????? ? ????? ????? ???????? ? ???????. ?????? ??????? ????? ? ????? ???? ????????? ? ? ?????? ?????????. ??????? ?? ????? ?? ????????? ?????? ?????????? ?????? ? ?????.

      Что такое близорукость и дальнозоркость и как лечить эти заболевания?

      Идеальное зрение у человека – довольно редкое явление. Чаще всего диагностируются такие отклонения, как близорукость либо дальнозоркость. Но в некоторых случаях могут быть близорукость и дальнозоркость одновременно. Такое состояние может быть вызвано либо пресбиопией, либо астигматизмом.

      Пресбиопия – это обычная старческая близорукость, диагностируемая у всех людей в возрасте старше 45 лет. Это именно тот возрастной рубеж, когда хрусталик становится менее эластичным. Определить, что у человека развивается астигматизм, может только врач.

      Механизм развития дефектазрения

      Понять, что собой представляют заболевания, поможет физика. Луч свет, после прохождения через зрачок, преодолевает еще несколько различных сред:

    18. роговица;
    19. передняя/задняя камера, зрительного органа;
    20. хрусталик и стекловидное тело.
    21. И только после этого воспринимается сетчаткой глаза. Желтое пятно, расположенное напротив хрусталика, принимает изображение и передает его на поверхность сетчатки в четком, но перевернутом виде.

      Способность видеть четкую картинку обусловлена способностью хрусталика глаза менять кривизну. Это становится возможным вследствие расслабления и напряжения мышц глаза. Если отклонений нет, то картинка фокусируется на сетчатке. При отклонении – место сбора лучей изменено.

      Чем отличается миопия от дальнозоркости?

      Основное отличие снова физика – длина преломления луча. Чтобы было более понятно, то:

    22. При миопии четким остаются изображения предметов, расположенных вблизи. При гиперметропии более четко глазом воспринимаются удаленные изображения.
    23. Близорукость чаше всего диагностирует в детском и подростковом возрасте, тогда как дальнозоркость – в основном удел взрослых людей пенсионного возраста.
    24. А теперь немного подробнее об этих заболеваниях.

      Близорукость (еще ее называют миопия) представляет собой дефект зрения, для которого характерно фокусирование изображения перед сетчаткой глаза. Если говорить более понятным языком, то человек, у которого близорукое зрение, хорошо видит расположенные вблизи предметы, но плохо различает удаленные. Все, что находится вдалеке, выглядит смазанным и нечетким.

      При близорукости острота зрения становится меньше 1.0. Зрение в этом случае корректируется при помощи минусовых очков.

      Какая бывает миопия

      Близорукость бывает трех форм:

    25. от ноля до «минус» трех диоптрий – слабая степень (начальная);
    26. от «минус» трех до «минус» шести диоптрий – средняя степень;
    27. от «минус» шести и выше – сильная степень.
    28. Причины развития близорукости

      Причины, по которым зрение становится хуже, довольно многочисленны:

    29. Генетическая предрасположенность. Если миопия диагностирована у обоих родителей, то вероятность того, что зрение у ребенка будет с тем же дефектом, вырастет вдвое.
    30. Повышенное напряжение глаз. Вызвать его могут, например, сильные нагрузки на глаза, при работе с расположенным очень близко к ним предметом, недостаточно хорошее освещение на рабочем месте и т.д.
    31. Отсутствие коррекции дефекта. Если при выявлении дефекта не будут использоваться коррекционные очки, то заболевание будет прогрессировать, а зрение ухудшаться.
    32. Совет! Лечение, начатое при первых признаках близорукости, позволяет практически полностью восстановить зрение.

      Прогрессирующая миопия

      Это определение дается особому состоянию глаз, когда зрение «падает» за год более чем на одну диоптрию. Чаще всего подобное состояние встречается у школьников, поскольку именно школа дает сильнейшую нагрузку на глаза ребенка. При этом довольно часто ребенок еще и неправильно сидит за партой, усугубляя имеющуюся проблему со зрением.

      Прогрессирующая близорукость накладывает некоторые ограничения на жизнь человека:

    33. при имеющейся патологии рекомендуется отказаться от любых занятий, связанных с подъемом значительных тяжестей;
    34. нежелательно длительное нахождение в согнутом положении с опущенной вниз головой;
    35. запрещены занятия спортом, где существует опасность резкого сотрясения тела (бокс, все виды борьбы и т.д.).
    36. Отсутствие адекватного лечения в конечном итоге приводит к существенному снижению остроты зрения.

      Коррекция миопии

      Именно очки являются самым простым и безопасным способом коррекции патологии. В них используются вогнутые, способные рассеивать свет, линзы. Они способствуют правильному преломлению луча, при котором фокусировка изображения проходит естественным образом, т.е. картинка размещается на поверхности сетчатки.

      Совет! Очки для коррекции близорукости практически всегда имеют знак «минус», тогда как дальнозоркость – всегда «плюс».

      При начальной степени близорукости очки можно не носить, но это не значит, что с глазами все в порядке. Не стоит забывать, что отсутствие коррекции патологи приводит к ее прогрессированию. Если очки, все же, выписываются, то используются они исключительно для выполнения работы, требующей повышенного напряжения глаз. При выполнении действий вблизи, очки не используются.

      При средней миопии очки необходимо носить постоянно, поскольку в этом случае предметы расположенные вблизи также приобретают размытые очертания. Достаточно часто при средней миопии рекомендуется использовать вторую пару очков для работы с предметами на близком расстоянии. Они всегда слабее основной пары на несколько диоптрий.

      Совет! При высокой степени близорукости очки надо носить постоянно.

      Дальнозоркость (гиперметропия) – отклонение зрения, при котором изображении фокусируется за поверхностью сетчатки. Это значит, что четкими выглядят предметы, расположенные вдали, но вот ближние оказываются размытыми.

      К симптомам дальнозоркости можно отнести:

    37. плохое «ближнее» зрение;
    38. плохое «дальнее» зрение, что типично для высоких степеней отклонения;
    39. быстрая утомляемость глаз во время чтения;
    40. перенапряжение глаз, сопровождающееся головной болью и жжением;
    41. может формироваться косоглазие и амблиопия;
    42. наблюдаются частые воспаления глаз.
    43. При дальнозоркости может развиться глаукома и это одно из наиболее опасных осложнений патологии.

      Причины гиперметропии

      Причины патологии могут быть следующими:

    • недостаточная кривизна роговицы, как в отдельности, так и в сочетании с недостаточной преломляющей силой хрусталика;
    • повышение плотности хрусталика;
    • короткая передне-задняя ось глазного яблока;
    • отклонение оптических показателей глаза;
    • наследственность;
    • влияние факторов окружающей среды.
    • Совет! При отсутствии адекватного лечения близорукость может перейти в дальнозоркость, что грозит усложнением клинической картины.

      Коррекция патологии

      Для коррекции дальнозоркости, также используются очки. Но в этом случае могут назначаться следующие виды:

    • Для работы вблизи. Здесь используются однофокальные линзы, которые помогают глазам видеть вдалеке.
    • Для дальних расстояний. Линзы очков в этом случае всегда слабее, чем степень дальнозоркости.
    • Бифокальные. Линзы в таких очках разделены на две оптические зоны.
    • Трифокальные. Здесь линзы имеют уже три зоны: для зрения вдаль, для близких расстояний и промежуточных.
    • Прогрессивные. Линзы в этом случае увеличивают оптическую силу сверху вниз и от обычных стекол визуально не отличаются.
    • Лечение патологий

      Метод лечения, как дальнозоркости, так и близорукости должен подбирать специалист. Чаще всего это коррекция с помощью очков. При желании их можно с успехом заменить на контактные линзы.

      В некоторых случаях может использоваться лазерная коррекция зрения либо проведена классическая хирургическая операция. Стоит понимать, что процесс лечения сугубо индивидуален. Начата терапия может быть только после проведения полного обследования глаз.