Профилактика профессионального выгорания медицинских работников. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания

· Характеристика синдрома профессионального выгорания

· Профессиональное выгорание и условия его появления

· Симптомы профессионального выгорания

· Профилактика профессионального выгорания

Большинство из нас на практике убеждается в том, что часто выполнение производственных задач требует такой самоотдачи, отнимает столько сил и энергии, что вечерами мы уже просто не в состоянии так же интенсивно заниматься иными проблемами. Можно еще, пожалуй, как-то выкроить немного времени для того, чтобы покопаться в саду или посмотреть телевизор, да и то не увлечения ради, а чтобы просто отключиться.

При этом, если человек успешно справляется со своими обязанностями, то перед ним, как водится, ставят все новые и новые задачи. Возрастают ответственность и объемы работы. Выходя из своего кабинета, покидая свое рабочее место, нельзя, к сожалению, выбросить из головы все связанные с работой мысли, «перезапрограммировать» их на семейную жизнь, на организацию очередного отпуска или посещение театра. Все чаще мы ловим себя на желании отложить что-либо на «потом». Откладываем всегда что-то конкретное, но, к сожалению, оказывается, что это была сама жизнь.

Когда кто-то говорит, что он отдает работе всего себя, живет только работой, что у него просто нет времени для тех или иных увлечений, что в то немногое свободное время, которое ему выпадает, ему удается прочитать разве что специальную литературу, можем ли мы считать его хорошим работником? Найдется немало руководителей, которые бы таких работников с руками оторвали. «Неутомимая рабочая лошадка», будь то мужчина или женщина, которая всегда на месте, всегда готова вытащить «застрявшую в навозе телегу», всегда независима от «внешних» условий, а потому чрезвычайно мобильна, - это очень ценный труженик. Перед ним нужно лишь поставить задачу, и она так захватывает его, что он со всей энергией бросается на ее решение. Замечательно и похвально, не правда ли? Если бы не одно «но».

В переводе с латинского слово «интерес» означает приблизительно «быть при этом». Чем больше интереса человек испытывает к какому-либо делу, тем ближе он к нему становится. Высшая степень интереса достигается тогда, когда человека от дела уже ничто не отделяет, он отождествляет себя с ним и полностью ему подчиняется. Работа становится частью его Я, вытесняя потихоньку все остальные «интересы», человек попадает в зависимость от нее, постепенно превращаясь в трудоголика.

Можно ли считать это идеалом? Тем, кто придерживается такого мнения, придется призадуматься. Язва желудка, изнуряющая бессонница, инфаркт миокарда, различные психосоматические нарушения зачастую являются результатом того, что человек не умеет отключаться, не может «выбросить работу из головы». «Он принимал все слишком близко к сердцу» - такое нередко можно услышать о коллеге, которого внезапно поразил инфаркт.


Как же найти такой оптимальный вариант, чтобы, с одной стороны, человек мог работать с должной отдачей, а с другой стороны, не был так поглощен связанными с работой проблемами, чтобы не терял собственного взгляда на окружающий мир?

Среди американских менеджеров действует правило: выполни сначала все важные дела, а потом – неотложные. Это может вызвать возражение, показаться нереальным. Во многих случаях это даже вряд ли удастся.

Какая же разница между «важным» и «неотложным»? За «неотложным» всегда стоит некто, кто торопит и подгоняет, кто назначает сроки и может заставить повиноваться.

«Важным» же является то, что имеет значение для самого человека. К сожалению, «важное» почти никогда не является срочным. Все важное без особого ущерба – вот в чем коварство! – до определенного времени можно снова и снова переносить на более поздний срок. Если человек считает важными отношения в семье, но у него за повседневными неотложными делами до этого просто руки не доходят, в один прекрасный день он может вдруг «обнаружить», что семья прекрасно обходится без него, что она живет своей жизнью и что каждый ее член идет своей дорогой. И что тогда?

Рецепт здесь простой: с важными делами следует поступать так, как поступают со всеми неотложными делами. Если в первом случае всегда существует некто, кто подгоняет и назначает сроки, то при решении важных дел человек сам должен себя торопить, сам устанавливать себе сроки! Только он сам может сделать важное неотложным! Если не заниматься важными вопросами, то их снова оттеснят на задний план многочисленные, не терпящие отлагательства дела, и…жизнь пройдет мимо!

Но есть и другая крайность. Наверняка каждому из нас приходилось слышать фразу: «Сгорел на работе». До недавнего времени эти слова воспринимались всеми не более чем красивая метафора. Однако исследования, проведенные за последние десятилетия, доказали реальность существования этого явления, получившего название «синдром профессионального выгорания ». По сути своей проявления профессионального выгорания очень похожи на состояние хронического стресса и психической перегрузки, и его ядром является эмоциональное истощение дичности.

Внимание психологов раздичных направлений давно привлекала проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях. Классические исследования Селье, Лазаруса, Розенмана, Фридмана и других ученых подтвердили тот факт, что длительное воздействие стресса может привести к психической дезадаптации и дезорганизации поведения человека, создать угрозу его психическому здоровью. При этом к числу наиболее стрессогенных изначально были отнесены социальные профессии, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие (менеджеры, врачи, педагоги, юристы, социальные работники, продавцы, психологи и т.п.). Именно у представителей этих профессиональных групп был обнаружен «синдром профессионального выгорания» (этот термин ввел в научный обиход в начале 70-х годов ХХ века американский психолог Х.Фрейденбергер).

Синдром профессионального выгорания характеризуется как состояние психического утомления и разочарования, сопровождающееся эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности. Это профессиональная деформация личности, возникающая под воздействием вполне определенных внешних и внутренних факторов. Бойко В.В. выделяет следующие факторы:

1. Внешние факторы, связанные с особенностями профессиональной деятельности:

· хронически напряженная психоэмоциональная деятельность, когда работнику приходится постоянно подкреплять эмоциями различные аспекты своей деятельности, «трудный» контингент, с которым приходится общаться;

· дестабилизирующая организация (обстановка) деятельности, тяжелые условия труда;

· повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, повышенная требовательность руководства;

· неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью «по вертикали», т.е. между начальником и подчиненными, и конфликтностью «по горизонтали» - между коллегами.

2. Внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями человека:

· склонность к эмоциональной ригидности. Выгорание чаще возникает у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами, формирование симптома выгорания происходит медленнее. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать этот механизм психологической защиты;

· интенсивная интериоризация (у людей с повышенной ответственностью больше шансов подвергнуться синдрому);

· слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности (низкий уровень эмпатии);

· нравственные дефекты и дезориентация личности.

По мнению всех авторов, исследующих синдром профессионального выгорания, развитие его симптоматики носит стадиальный характер. Однако, в конечном счете, общая схема развития синдрома профессионального выгорания выглядит следующим образом:

Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты как следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности;

Затем появляется чувство усталости;

И, наконец, разочарование, снижение интереса к своей работе.

На первом этапе, как правило, у работника наблюдается высокая трудовая активность, Он очень хочет достичь поставленной цели, работа доставляет ему радость и приносит удовлетворение, появляется чувство незаменимости. Человек постепенно отказывается от других своих интересов, не имеющих отношения к работе. Свои неудачи и просчеты старается не замечать.

Дальше – больше. Глубокое погружение в профессиональную деятельность ставит вопрос профессионального и личностного роста. Возникает необходимость решать все более серьезные задачи. И тут начинаются проблемы. С одной стороны, профессиональный и личностный рост работника может не нравиться кому-то из окружающих, а с другой – интерес к работе настолько разрастается, что начинает деформировать личность. Гораздо чаще возникают противоречия между получаемыми результатами и ожиданиями человека, его амбициями. В такой ситуации чувство усталости не заставит себя долго ждать, даже если человек будет окружен любовью клиентов и уважением коллег. Постепенно оно сменяется разочарованием и потерей интереса к работе.

У таких работников легко заметить изменение восприятия коллег. Если раньше отношения с ними могли испортить только какие-то конфликтные ситуации, то теперь коллеги изначально воспринимаются в негативном свете. Все чаще наблюдается шаблонное поведение. Человек постепенно теряет способность сопереживать окружающим, родственникам, друзьям, часто шокирует категоричными и откровенно циничными оценками обсуждаемых явлений. Начинается поиск возможностей уклониться от работы. Постоянно обсуждается тема недостаточной заработной платы, маленького размера премии и т.д. Человек с пренебрежением, а иногда и с отвращением, начинает относиться к тем идеалам, которыми недавно дорожил и которые привели его в профессию. Внимание концентрируется исключительно на проблемах сегодняшнего дня. Появляется ощущение, что другие его используют. Возникает зависть.

В эмоциональной сфере проявления профессионального выгорания могут быть также весьма разнообразными: от депрессии до агрессивных реакций (нетерпение к чужому мнению, неспособность к компромиссным решениям, подозрительность, конфликтность). Настроение часто меняется, возникают безосновательные страхи и чувство вины.

Следующим этапом развития синдрома профессионального выгорания является фаза деструктивного поведения. Отмечается понижение концентрации внимания, неспособность выполнять задания повышенной сложности, отсутствие воображения и ослабление абстрактного мышления. Человек способен действовать только в узких рамках заданных инструкций. В эмоциональной сфере усиливается стремление ограничить общение с окружающими исключительно формальными контактами, отсутствие интереса к другим людям. Возникает ощущение самодостаточности, которое очень быстро переходит в чувство одиночества.

На последнем этапе развития синдрома идет разрушение человека и как личности, и как физического тела. В физическом плане мы наблюдаем расцвет психосоматических заболеваний. Сначала беспокоят невозможность расслабиться, ощущение постоянного внутреннего напряжения. Затем приходят бессонница и сексуальная дисфункция. Человек остро ощущает потребность и быстро впадает в зависимость от кофеина, никотина и алкоголя. Развиваются гипертония, язвенная болезнь желудка, сердечные аритмии, нарушения моторики желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции и иммунодефицит. Вот здесь и начинаются долгие, но зачастую бесперспективные хождения по врачам.

Разрушение личности сопровождается формированием исключительно отрицательных жизненных установок, возникновением чувства беспомощности и, в конечном счете, утратой смысла жизни.

Естественно, что у каждого человека профессиональное выгорание протекает с разной степенью выраженности основных его признаков. Тем не менее, можно все симптомы, сопровождающие этот процесс, условно разделить на три группы:

1. Симптомы, связанные с физическим состоянием человека :

· повышенная утомляемость, апатия;

· физическое недомогание, частые простуды, тошнота, головная боль;

· боли в сердце, повышенное или пониженное давление;

· боли в области живота, нарушение аппетита и режима питания;

· приступы удушья, астматические симптомы;

· увеличение потливости;

· покалывание за грудиной, мышечные боли;

· нарушения сна, бессонница.

2. Симптомы, связанные с социальными отношениями , проявляющиеся при контактах человека с окружающими людьми (коллегами, клиентами, друзьями, родственниками):

· появление тревоги в ситуациях, где раньше она не возникала;

· раздражительность и агрессивность;

· нежелание работать, перекладывание ответственности;

· отсутствие контакта с коллегами и клиентами, нежелание улучшать качество работы;

· формализм в работе, стереотипность поведения, сопротивление переменам, активное неприятие любого творческого начала;

· циничное отношение к идеям общего дела, к своей работе;

· отвращение к пище или переедание;

· злоупотребление химическими веществами, изменяющими сознание (алкоголь, курение, кофе, таблетки и др.);

· вовлечение в азартные игры (казино, игровые автоматы, компьютерные игры).

3. Внутриличностные симптомы , характеризующие процессы, происходящие внутри человека и обусловленные изменением его отношения к себе, своим поступкам, мыслям и чувствам:

· повышенное чувство жалости к себе;

· ощущение собственной невостребованности;

· чувство вины;

· тревога, страх, ощущение загнанности;

· заниженная самооценка;

· ощущение собственной угнетенности и бессмысленности всего происходящего, пессимизм;

· разрушительное самокопание, проигрывание в голове ситуаций, связанных с сильными негативными эмоциями;

· психическое истощение;

· сомнение в эффективности работы.

Долгое время считалось, что наиболее уязвимыми к синдрому профессионального выгорания являются люди, много лет проработавшие в профессиях социального типа («помогающих» профессиях). Однако, последующие исследования опровергли это мнение. Как выяснилось, с течением времени многие из этих людей прекрасно адаптируются к профессии и вырабатывают собственные способы профилактики синдрома сгорания. А вот молодые специалисты могут быть с большей степенью вероятности отнесены к группе повышенного риска.

  • Какие сотрудники наиболее подвержены профессиональному выгоранию
  • В каких случаях помогает просто разговор по душам
  • Как устроить эмоциональную разгрузку для сотрудников
  • 5 известных причин профессионального выгорания, о которых все забывают

Профессиональное выгорание - это процесс, который проявляется нарастающим безраличием к своим обязанностям и происходящему на работе, ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В статье рассмотрим 5 основных причин, которые могут спровоцировать профессиональное выгорание у сотрудников, и как его можно предотвратить.

Причины профессионального выгорания

Причина 1. Работа на износ. Когда работникам приходится работать на пределе возможностей, всё время сохраняется постоянный стресс. В определенный момент из-за этого возникает профессиональное выгорание. Для выявления подобного выгорания наиболее эффективным способом становится проведение доверительных бесед.

Чтобы предотвратить негативные последствия еще на начальном этапе, для сотрудника можно предложить дополнительный выходной день либо отправить его в оплачиваемый отпуск. Такой отдых дарит возможность восстановления своих сил. К примеру, недавно я заметил значительный спад в работе одного из топ-менеджеров. Он зарекомендовал себя как настоящий профессионал, успешно выполнив множество проектов. Но столь активная работа специалиста негативно сказалось на его состоянии, происходило профессиональное выгорание. По результатам беседы с ним предложил поездку в Таиланд – для участия в мероприятии, которое мы организовывали вместе с деловыми партнерами компании. Такой деловой отпуск оказался действительно эффективным для специалиста, который смог идеально восстановить силы и начал эффективно работать.

  • Эмоциональный интеллект – мощное оружие настоящего лидера

Каждый месяц организую собрания, в которых участвует вся управляющая команда нашей компании. В комфортной неформальной обстановке проходит обсуждение ситуации в нашей компании, с поиском оптимальных решений и способов устранения текущих проблем. Мы организуем не просто совещание, а своеобразный мастер-класс – каждый из наших руководителей делится с коллегами своим опытом, при этом получает возможность учиться у других. Мы совместно решаем проблемы, пока они не подвергнут кого-то из сотрудников профессиональному выгоранию по отдельности.

Причина 2. Нестабильное финансовое положение компании. Приходится признавать, что во многих компаниях сотрудникам задерживают зарплату. Если подобная ситуация может возникнуть в нашей компании, лучше сразу собрать сотрудников и объяснить причины проблемы с выплатами и ожидаемые сроки нормализации ситуации. По опыту можно говорить о готовности многих работников понять позицию своего руководства.

К примеру, на рынке недвижимости основная часть сбоев с выплатами денег возникала в период кризиса. С этой проблемой вынуждены были столкнуться и мы. Тогда решил собрать коллектив, честно объяснив будущие перспективы компании, предложил каждому из них для себя решить – искать новую работу либо ждать денег. Остались тогда многие. Оказалось, что это самые надежные для компании кадры, которых руководитель должен особенно ценить.

Причина 3. Рутина. Повседневные задачи у большинства сотрудников изо дня в день остаются одинаковыми. Через 1-1.5 года возникает желание дополнить работу чем-то новым, но не всегда существует подобная возможность. Общая численность наших сотрудников – свыше 3.5 тыс. человек, поэтому регулярно сталкивались с подобной ситуацией.

Оптимальной профилактикой профессионального выгорания становится эмоциональная разгрузка. Поэтому регулярно проводим различные культпоходы (в театр, на выставки), с организацией интересных корпоративных мероприятий (спортивных соревнований, пикников на природе). В частности, планируем на День строителя организовать игру, подобную «Форту Боярд». Всё необычное повышает интерес сотрудников, даря им дополнительные жизненные силы.

Для этого полезны следующие меры для поддержания тонуса своего коллектива:

  1. Проведение обучающих тренингов.
  2. Расширение функций. Если работник в задушевной беседе жалуется на свою усталость от однообразия и его навыки уже дошли до стадии автоматизма, могу предложить ему делиться своими знаниями и навыками с менее опытными коллегами – к примеру, стать главой мини-отдела.
  3. Повышение зарплаты либо в должности (принимаются такие решения при условии достижения индивидуальных KPI.
  4. Стажировка в других департаментах нашей компании, за границей либо в регионах страны (к примеру, предложили своему главному архитектору участие в курсах по экостроительству, проходивших в Ирландии. Полученные на курсах знания он сегодня успешно использует на практике, помогая компании развиваться).

Причина 4. Недовольство начальством и коллегами. Работники в компаниях среднего масштаба часто не располагают достаточными полномочиями, без возможности принимать решения самостоятельно. Следствием отсутствия достаточной свободы в работе становится профессиональное выгорание. Рассмотрим пример такой ситуации – руководитель одного из отделов столкнулся с проблемой делегирования полномочий после увеличения количества своих подчиненных. Раньше всё делал самостоятельно и опасался, что при делегировании своих задач окажется ненужным. С подобными опасениями сталкиваются многие. Они полагают, что являются незаменимыми, и никто не справится с работой на должном уровне. Пришлось поучаствовать в этом вопросе, объяснив нашему сотруднику – делегирование своих полномочий становится необходимым в условиях многофункционального режима работы. Подобные изменения должны проходить планомерно, чтобы каждый сотрудник отвечал за часть работы, с которой может справиться. Ведь не нужно сразу перегружать работников обязанностями, следует увеличивать их нагрузку поэтапно – лишь такое условие позволяет поддерживать стабильный рост и дальнейшее развитие своего департамента. Такое общение и разъяснение ситуации позволили нашему сотруднику справиться с проблемой.

  • Конфликты между сотрудниками: почему они возникают и как их решить

Личные конфликты между работниками возникают в работе любых компаний. Лично считаю, что при этом эффективному управленцу нельзя оставаться в стороне – необходимо уметь улаживать подобные проблемы. Рассмотрим пример из практики нашей компании. 2 руководителя одного из подразделений повздорили настолько, что конфликт непосредственно повлиял на качество их работы. Решил разграничить зону ответственности каждого из них – для одного Москва и МО, для второго все остальные регионы. Следовательно, возникла определенная конкурентная среда между ними. Благодаря такому подходу удалось сохранить важных сотрудников, добившись эффективности работы предприятия.

Причина 5. Невозможность карьерного продвижения. При начале работы в компании многие молодые люди полагают, что уже спустя полгода удастся добиться повышения, начиная стремительно преодолевать ступени по карьерной лестнице. Когда подобного успеха добиться не удается, то существенно снижается эффективность их работы. Чтобы избежать подобной ситуации, специалисты HR-отдела должны заниматься разъяснительными беседами о перспективах карьерного развития, рассматривая реальные примеры, как определенный специалист смог добиться карьерного роста в компании, и что для этого было необходимо.

e&g t;

Еще 4 самых распространенных причины профессионального выгорания

Руководитель-трудоголик. При постоянном нахождении руководителя на рабочем месте, у его подчиненных появляется ощущение вины за то, что могут уходить во время. Они постепенно начинают тоже задерживаться на работе, хотя подобной необходимости и не возникает. Подобная ситуация приводит к повышению недовольства с профессиональным выгоранием в дальнейшем.

Нестабильные рабочие условия. Часто для внештатных сотрудников и фрилансеров характерно подвешенное состояние – когда есть работа сегодня, а завтра может быть «окно» без заказов. Подобное напряжение под силу не каждому человеку. С такими страхами сталкиваются и штатные работники возрастом старше 45 лет – ведь трудоустроиться на новом месте будет сложнее, чем молодым.

Внутриличностный конфликт. К примеру, в компании работает сам по себе честный менеджер по продажам, но он вынужден заниматься продажей товаров, не соответствующих заявленным свойствам. Из-за этого он сталкивается с внутренними противоречиями, провоцирующими нестабильные показатели. Такой конфликт свойственен и для многих женщин, которым нужно выбирать между семей и карьерой – не успевая уделить должное внимание каждой стороне своей жизни.

Некомфортные условия на своем рабочем месте. Шумная атмосфера на протяжении всего рабочего дня станет серьезным испытанием для чувствительного к сторонним звукам, необщительного сотрудника. Он вынужден тратить множество своих сил, чтобы концентрироваться на работе.

Профилактика профессионального выгорания сотрудников

Если говорить о способах профилактики профессионального выгорания, нужно учесть – не существуют уникальные средства борьбы с проблемой, каждый человек индивидуально выбирает наиболее подходящий для себя вариант.

  1. Дозирование рабочей нагрузки.
  2. Абстрагируйтесь и не принимайте всё слишком близко к сердцу.
  3. Умейте переключаться, меняя виды деятельности.
  4. Невозможно всегда быть на высоте, превосходя других.
  5. Смиритесь, что ошибки в своей работе и жизни неизбежны.
  6. Позаботьтесь о достаточном отдыхе.
  7. Выделите время для спорта.
  8. Четко обозначьте собственные цели.
  9. Пересмотрите свои цели и ориентиры.
  10. Старайтесь чаще общаться с коллегами из другого коллектива, чтобы повышать свою самооценку.

Профессиональное выгорание становится определенным звоночком, напоминая про необходимость заботиться о себе, чтобы не оказаться под влиянием синдрома эмоционального выгорания. Чтобы добиться профилактики некомфортного состояния, нужно предусмотреть отдых от работы минимум в течение недели. Оптимальный вариант – покинуть пространство, в котором складывается ощущение дискомфорта, отключив телефон. Очень полезными окажутся занятия спортом, йогой, медитацией или релаксацией на природе.

Говорит Генеральный Директор

Михаил Жуков , Управляющий директор компании HeadHunter, Москва

По результатам своего исследования смогли определить – только немногие отечественные работодатели следят за эмоциональным состоянием работников в своем коллективе, чтобы своевременно на него влиять. Большинство респондентов (порядка 80%) подчеркнули, что чувствовали профессиональное выгорание – в виде усталости, раздражительности и потери мотивации для работы.

На появление синдрома профессионального выгорания может влиять система мотивации. При правильной организации системы мотивации удается поддерживать боевой настрой своих сотрудников на протяжении многих лет, сохраняя у них стремление достигать высоких результатов. Если компания не уделяет должное внимание вопросам мотивации, то сотрудники будут часто просить о повышении должности либо зарплаты – лишь подобные меры будут способствовать их желанию выкладываться на работе. Еще хуже пренебрежения мотивацией – неправильная организационная система. Следствием 2-3 ошибок в вопросах эмоционального либо финансового поощрения становится потеря человеком желания работать.

При появлении у сотрудника синдрома выгорания, не нужно спешить его увольнять. Всегда нужно понять причины подобной ситуации. Ведь в случае, когда что-то делается в компании неправильно, придется часто задумываться о смене сотрудников. Нужно учесть, что часто работники называют беседу с руководителем одним из средств решения своих проблем. Поэтому работникам важно понимать, что руководителю известны их профессиональные сложности.

Работа допущена к защите на ГЭК

зам. директора по учебной работе ДБМК

Е.Н. Тарасенко

Приказ №___ «__» _____________ 20_ г.

Донецк 20___

Введение (с 3-4)

Глава 1. Социально-психологическая сущность синдрома профессионального выгорания (с.5-12)

1.1 Понятие профессионального выгорания (с.5-7)

1.2 Причины, факторы, симптомы профессионального выгорания (с.7-11)

Глава 2. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников (с.12-17)

2.1 Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания (с.12-17)

Глава 3. Организация мероприятий по профилактике синдрома

профессионального выгорания медицинского работника (с.18-24)

3.1 Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания (с.18-21)

3.2 Методы саморегуляции (с.21-24)

Заключение (с.25-26)

Литература (с.27-28)

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования :

На современном этапе развития общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.

Одной из приоритетных задач психологии развития, медицинской психологии, психологии труда является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и «профессиональное выгорание» среди специалистов различных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них, ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса, впервые сформулированной в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье, профессиональное выгорание - это дистресс, или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Врачи и средний медицинский персонал - люди, в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению профессионального выгорания у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.

Однако самоотверженность медиков, их самоотдача, «сгорание» вовсе не означает полного опустошения, бессилия, забвения себя, эмоциональной усталости, приводящих к профессиональному выгоранию. У медицинских работников, попавших под действие синдрома профессионального выгорания, ярко выражаются его симптомы. Они теряют психическую энергию, быстро утомляются. Проявляются психосоматические проблемы, такие как колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной системы, бессонница, раздражительность и т. д. В результате появляется негативное отношение к пациентам, снижение мотивации к работе, агрессивность и повышенная конфликтность при общении с коллегами.

Данная проблема актуальна в настоящее время и требует детального изучения особенностей проявления выгорания, уточнения симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональной деятельности медиков, своевременного выявления, разработки научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала работников.

Цель дипломной работы :

Исследование феномена профессионального выгорания, а также профилактики и коррекции данного синдрома у медицинских работников, поскольку наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на деятельности медицинского учреждения в целом.

Задачи работы :

Дать определение понятия синдрома профессионального выгорания;

Исследовать причины, факторы, симптомы профессионального выгорания;

Изучить особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников;

Проанализировать влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания;

Охарактеризовать мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания медицинского работника.

Объектом исследования является :

Синдром профессионального выгорания как особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов. Предметом исследования - профилактика и коррекция негативных явлений, связанных с синдромом выгорания.

Глава 1. Социально-психологическая сущность синдрома профессионального выгорания

1.1 Понятие профессионального выгорания

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально - энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Поэтому трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, - первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности.

Со времени появления понятия выгорания исследование этого феномена было затруднено из-за его содержательной неоднозначности и многокомпонентности. С одной стороны, сам термин не был тщательно определен, поэтому измерение выгорания не могло быть достоверным, с другой стороны, из-за отсутствия соответствующего измерительного инструментария данный феномен нельзя было детально описать эмпирически.

На проблему психического выгорания обратили внимание американские специалисты в связи с созданием социальных служб. Люди, работающие в области психологической и социальной помощи, по долгу службы обязанные проявлять сочувствие и эмпатию, длительное время контактируют с посетителями. Обязанность работников этих служб - оказание психологической поддержки: они должны выслушать и поддержать людей, обратившихся за помощью. Однако, несмотря на специальную подготовку и подбор персонала для социальных служб по определенным критериям, необходимым в этом виде деятельности, руководители служб через некоторое время нередко сталкивались с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на невнимание, равнодушие, черствость, а иногда и грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального «стресса общения», который и получил название синдрома «психического выгорания». Данный синдром стал рассматриваться как стресс-реакция на продолжительные стрессы межличностных отношений. Тем самым, из «платы за сочувствие» синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников «коммуникативных» профессий, т. е. профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения.

Впервые термин burnout (выгорание, сгорание) был введен американским психиатром Х. Фреденбергом . Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности. Однако термин широко вошел в научную литературу и психотерапевтическую практику после многочисленных публикаций К. Маслач (Маслах) . В 1982 г. вышла ее книга «Выгорание - плата за сочувствие», в которой она представила результаты своих обширных исследований этого печального явления. Ее новый взгляд на проблемы стресса сразу был принят множеством ученых и психологов-практиков во всех странах.

Позднее К. Кондо [С. Condo, 1991] определяет burnout как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений». Т. В. Форманюк (1994) считает синдром эмоционального выгорания «специфическим видом профессионального заболевания лиц, работающих с людьми».Р. Кочюнас (1999) дает определение синдрому сгорания как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки». По В. В. Бойко (1999), эмоциональное выгорание - «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия». Л.А. Китаев-Смык (2007) указывает, что «выгорание эмоций лишь один компонент синдрома выгорания, главным результатом которого является не ухудшение работоспособности, а деформация личности профессионала» и дополняет терминологию выражениями: «выгорание личности», «выгорание души».

Что же такое «выгорание» души? К ответу на этот вопрос приближает суждение выдающегося мыслителя второй половины XX в.В. И. Володковича: «Человек живет в мире иллюзий и не может без них. Они в основе веры, надежды, любви. Выгорая душой, человек лишается иллюзий наличия веры, надежды, любви. Сначала тает вера, и человек наполняется чувством своей безотчетной несчастности. Потом улетает надежда. У человека возникает наплевательское отношение ко всему. Последней покидает человека любовь, а вместе с нею он теряет смысл жизни. Только перебравшись в новый жизненный ареал, кардинально отличающийся от прежнего, выгоревший человек может быть спасен новыми иллюзиями»

1.2 Причины, факторы, симптомы профессионального выгорания

В литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели, врачи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и представители других профессий. Все это работники «коммуникативных» профессий, специфика которых заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от специалиста значительного личного вклада в ежедневные профессиональные дела. Как пишет К. Маслач: «Деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время».

Кроме того, в профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение от них обратной связи (например, благодарность, признание, проявление уважения, информация об изменениях самочувствия или о новых планах, касающихся дальнейшего делового взаимодействия и др.), присутствует также высокая ответственность за результат общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей, притязаний и экспектаций, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).

Т.И. Ронгинская справедливо отмечает, что в основу исследований психологического феномена - синдрома профессионального выгорания - может быть положена метафора: «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».

Таким образом, к профессиональным факторам риска выгорания относятся :

Эмоционально-насыщенное деловое общение;

Высокие требования к постоянному саморазвитию и повышению профессиональной компетентности;

Высокая ответственность за дело и за других людей;

Необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям;

Высокие требования к самоконтролю и интерперсональной чувствительности.

Наряду с этими потенциальными факторами риска выгорания могут быть экзистенциальные факторы :

Нереализованные жизненные и профессиональные ожидания;

Неудовлетворенность самоактуализацией;

Неудовлетворенность достигнутыми результатами;

Разочарование в других людях или в избранном деле;

Обесценивание или потеря смысла своих усилий;

Переживание одиночества;

Ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни.

Что касается взаимоотношений между полом и выгоранием, то здесь существуют противоположные точки зрения на то, кто более подвержен процессу выгорания - мужчины или женщины. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, что связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов.

Схема 1. Выраженность синдрома выгорания у обследованных врачей в зависимости от пола

Среди организационных факторов основной упор в изучении был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания.

Содержание труда включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними. Так, непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Наиболее отчетливо показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения. Это работа с хроническими больными или людьми, страдающими неизлечимыми заболеваниями (СПИД, рак и некоторые другие). При этом отмечается, что любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.

Немаловажное внимание уделяется взаимосвязи выгорания и мотивации. Так, исследователями отмечается свойственное «выгоревшим» снижение трудовой мотивации, которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму, проявления апатии и хронического негативизма по отношению к функциональным обязанностям, хотя при этом подчеркивается отличие выгорания от неудовлетворительности профессией.

С синдромом профессионального выгорания тесно связана личностная выносливость - качество, которое может влиять на предрасположенность человека к стрессам. Зарубежными психологами она определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.

Психологи различают 3 стадии синдрома выгорания .

Первая стадия - на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Таким образом, синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструктивный, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью; синдром профессионального выгорания есть ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.

Схема 2. Распространенность и выраженность синдрома «эмоционального выгорания»

Глава 2. Особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников

2.1 Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома профессионального выгорания

Профессия медицинского работника относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания личностными и профессиональными качествами.

Медицинский работник облечен доверием общества, поэтому внимание и гуманизм медицинского работника, его уважение к больному не должны определяться наигранной обходительностью и приторной слащавостью его слов, хорошими, но фальшивыми манерами. Он должен обладать чувством долга, ответственностью, неистовым терпением, наблюдательностью, интуицией, решительностью, оптимизмом и т. д.

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т. п.

В обязанности медицинских работников входит оказание медицинской помощи гражданам, а нередко такая помощь должна быть неотложной, оказываемой в ситуации сильнейшего стресса, переживаемого пациентом, оказавшимся в тяжелом состоянии. По ходу своей деятельности медицинские работники ведут учет состояния здоровья пациента, назначают ему необходимые медицинские средства, тем самым берут на себя ответственность за его дальнейшее состояние. На медицинского работника возлагается большая ответственность за жизнь и здоровье населения на вверенном ему участке, что, несомненно, вызывает у данной категории сотрудников повседневную подверженность стрессовым ситуациям и способно отразиться на его душевном здоровье.

Коммуникативная сторона деятельности медицинских работников имеет немаловажное значение, т.к. в ходе ее сотрудник учреждения здравоохранения должен оказать помощь пациенту, и часто такая помощь выступает не столько медицинской, сколько психологической. Медицинский работник обязан поддержать человека, оказавшегося в трудной ситуации, проявить заботу, внимание, эмпатию. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский работник невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности.

Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);

2) потенциальная (от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека);

3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями.

К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском персонале, относятся :

Большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию;

· повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;

· ответственность за жизнь и здоровье других людей;

· производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.

В результате налюдений конкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, что среди причин, вызывающих выгорание медиков, можно выделить общие и специфичные .

К общим причинам относятся :

· интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;

· работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;

· особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

К специфичным причинам можно отнести :

· проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень зп, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования для качественного и успешного выполнения своей работы);

· невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;

· более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;

· воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;

· тенденция последнего времени - угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.

Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием». Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности у медицинских работников - высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может свидетельствует о силе, но нередко это становится их слабостью.

Схема 3. Составляющие элементы синдрома профессионального выгорания

Рассмотрим подробнее особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики профессионалов, работающих в бригадах скорой помощи.

«Выгоревшие» работники скорой помощи указывают на многочасовой характер работы, большое количество вызовов, недостаток оборудования и медикаментов, нечеткое планирование трудовой деятельности (нестабильный график работы). У медицинских работников скорой помощи повышенная ответственность за исполняемые ими функции и операции. Врачи и фельдшера работают «на износ» - ведь ответственность и самоконтроль очень велики. В результате возможно появление тревожности, депрессии, эмоциональной ригидности, эмоционального опустошения. Персонал скорой помощи постоянно имеет дело с психологически трудным контингентом (тяжелые и умирающие больные). Иногда возникают конфликтные случаи в системе «руководитель-подчиненный», чаще в системе «коллега-коллега», когда работающие в бригаде врач и фельдшер - люди с совершенно разными взглядами и позициями на определенные вещи.

Все перечисленное выше относится к внешним факторам (особенности профессиональной деятельности), вызывающим синдром «эмоционального выгорания».

К внутренним факторам (индивидуальные характеристики самих профессионалов) можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивную интериоризацию обстоятельств профессиональной деятельности.

Около 20% молодых специалистов скорой помощи уходят в первые пять лет своего трудового стажа. Они или меняют профиль работы, или же вообще меняют профессию. Врачи и фельдшера спустя 5−7 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Причиной является истощение эмоционально-энергетических ресурсов и в связи с этим поиск способов их восстановления и сбережения. Действительно, бывает так, что в работе чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты; возможны слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности.

К основным симптомам «эмоционального выгорания» медицинских работников скорой помощи можно отнести (согласно проведенным клинико-психологическим беседам) :

· усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);

· психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);

· бессонницу;

· негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);

· отрицательную настроенность к выполняемой деятельности (вместо присутствующего раньше «это дело на всю жизнь»);

· стереотипизацию личностной установки, стандартизацию общения, деятельности, принятие готовых форм знания, сужение репертуара рабочих действий,

· ригидность мыслительных операций;

· агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

· функциональное, негативное отношение к себе;

· тревожные состояния;

· пессимистическую настроенность, депрессию, ощущение бессмысленности происходящих событий.

Одно из первых мест по риску возникновения выгорания занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания.

По роду своей деятельности медсестры обязаны четко знать и применять полученные ими теоретические знания на практике, проводить санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни, организовывать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов, проведение предварительного сбора анамнеза, предварительный осмотр больного), выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и в стационаре, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций и т. д.

Формированию синдрома профессионального выгорания подвержены различные категории медицинских работников. Высок риск заболевания среди профессионалов, работающих в области психиатрии и психотерапии. Так, психиатры чаще, чем другие врачи, сообщают о заболевании синдромом выгорания на работе, депрессией или другими психическими расстройствами. Заметно, что обусловленным стрессами нарушениям здоровья подвержены, прежде всего, начинающие специалисты. У 76 % младших ординаторов обнаруживаются симптомы профессионального выгорания, такие как эмоциональное изнеможение или демотивация. Дело в том, что они часто имеют идеализированные представления о своей профессии и поэтому начало трудовой деятельности нередко связано для них с разочарованиями.

Сотрудники "тяжелых" отделений, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. В результате постепенно формирующегося синдрома выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.

Таким образом, специфика профессиональной деятельности медицинских работников является предпосылкой к развитию СЭВ.

Наиболее распространенным средством для профилактики профессионального выгорания является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае это означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний, по мере появления новых знаний, по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.

В русле данного направления Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приёмов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например, Г.Н. Сытин в своей книге «Животворящая сила. Помоги себе сам» предлагает метод словесно-образного эмоционально - волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины.

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приёмов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определённым правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп.

Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в ней направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения.

Группы встреч. Основная цель - осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности. Можно включать старшеклассников и родителей для достижения доверия между взрослыми и детьми.

Гештальт-группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из её членов, добровольно согласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой работе группы являются «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Опыт работы в таком направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.

  • - определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека - состояние успеха);
  • - использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • - овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
  • - профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что даёт ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • - уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
  • - эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  • - поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
  • - умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • - возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения - избегание, манипулятивные и агрессивные действия - сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

Поэтому каждый человек может осознанно выбрать - будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

Профессиональное выгорание – самый страшный бич работников любой должности. С учетом современной рыночной ситуации, финансовой нестабильности, постоянно растущей конкуренции на наемный персонал с каждым днем обрушивается все больше эмоциональных стрессов и возрастающих требований. В какой-то момент человек может перестать справляться с этой ношей. С любой надоевшей работы можно уйти, но от самого себя уйти не удастся.

Рассмотрим особенности синдрома профессионального (эмоционального) выгорания (СЭВ) и его основные причины. Для некоторых категорий сотрудников он особенно характерен. Проанализируем, как можно избежать этого неприятного и психологически небезопасного состояния.

Что значит «перегореть»

Синдром эмоционального, или профессионального, выгорания – это психологическая проблема, которая заключается в постепенно нарастающем истощении энергии человека и равнодушии к исполнению профессиональных обязанностей. Если сказать простыми словами, человеку совершенно не хочется работать, и обычные мотивационные факторы перестают его стимулировать.

Как правило, состояние выгорания начинается с почти незаметных «звоночков», нарастает постепенно, а когда ударяет в полную силу, его довольно трудно исправить, а ущерб от снижения эффективности конкретного работника может быть выражен в виде значительной «упущенной прибыли».

СПРАВКА! Термин «синдром эмоционального выгорания» («СЭВ») ввел в 1974 году американский психолог Фрейденбергер. На сегодня это состояние является признанным медицинским диагнозом.

Признаки выгорания

На любой работе сотрудник сталкивается с постоянными стрессами. Если он реагирует на них адекватно и даже учится, повышая эффективность, это позитивная реакция. Но если стрессов слишком много, они являются непосильными для человека либо усугубляются личностными факторами, возможно постепенное развитие неблагоприятной реакции на них. Для «перегоревшего» сотрудника характерны:

  • повышенная раздражительность или, наоборот, приглушенность реакций;
  • быстрая утомляемость;
  • трудности в момент начала работы или переключения видов деятельности;
  • появление отрицательного отношения к коллегам и/или клиентам;
  • снижение самооценки;
  • часто без причины плохое настроение, пессимизм, признаки депрессии;
  • ухудшение показателей здоровья (мигрени, колебания давления, проблемы с сердцем и сосудами невралгии, плохой сон и пр.).

Стадии синдрома эмоционального выгорания

Выделяют три усугубляющиеся ступени эмоционального выгорания.

  1. Эмоциональный «лифт». Сфера чувств, испытываемых по отношению к работе, претерпевает постепенные изменения:
    • острота переживаний сглаживается, стирается ощущение новизны, радости, возникает и растет внутреннее чувство пустоты при внешней «нормальности» ситуации;
    • испытывается все меньше положительных эмоций, не только на работе, но и в семье;
    • нарастает внутренняя неудовлетворенность, хочется, чтобы все оставили в покое.
  2. Одиночество среди людей. Внутреннее состояние начинает прорываться в профессиональную деятельность:
    • сотрудник может допустить необъяснимые ошибки в заданиях, с которыми ранее легко справлялся;
    • сотрудник начинает испытывать непонятную ему самому антипатию к людям, с которыми ему приходится общаться по работе;
    • при общении с клиентами и коллегами проскакивает напряжение, иногда прорывающееся вспышками раздражительности.
  3. Болезнь души и тела. Когда проблема достигает этой стадии, это проявляется уже не только во внутренних ощущениях и поведении, но и в соматическом здоровье:
    • эмоции притупляются, значимые вещи обесцениваются, человек становится равнодушным даже к моментам собственной жизни;
    • отсутствие «блеска в глазах» даже при сохраняемой внешней респектабельности;
    • начинаются недомогания на физическом уровне (психосоматические расстройства).

Сотрудники, наиболее подверженные синдрому выгорания

Профессии различны, уровень стрессов на разных работах тоже отличается. Есть профессии, где профессиональное выгорание, к сожалению, чаще всего лишь вопрос времени и конкретной стрессоустойчивости отдельной личности.

В зону наибольшего риска попадают профессии, где требуется тесное взаимодействие с другими людьми, особенно когда приходится помогать людям в сложных, проблемных, эмоционально тяжелых ситуациях:

  • врачи;
  • учителя;
  • психологи;
  • социальные работники;
  • работники МЧС и др.

ВНИМАНИЕ! На самом деле СЭВ может произойти с человеком на любой должности. Все зависит от уровня стресса, который «по плечу» тому или иному психотипу. Больше подвержены выгоранию эмоциональные, динамичные, энергичные работники, нежели педантичные и основательные. А сильнее всех рискуют перфекционисты.

Причины возникновения СЭВ

Основная причина – ставший неподъемным уровень стресса– может быть приведена в действие различными факторами. Среди них – явные, лежащие на поверхности, и скрытые, но тем не менее активно действующие.

Явные причины профессионального выгорания:

  • монотонный однообразный труд;
  • постоянные дедлайны;
  • работа в тесном контакте с людьми;
  • перманентное повышение умственной нагрузки;
  • подавление рабочих инициатив;
  • отсутствие перспектив в плане роста и самовыражения;
  • тяжелая обстановка в рабочем коллективе и взаимодействии с начальством.

Опосредованные факторы эмоционального выгорания:

  • недостатки планирования времени и самоорганизации;
  • несоблюдение режима труда и отдыха;
  • мотивационные проблемы (отсутствие целей);
  • «синдром отличника» (желание сделать все идеально, в результате перенапряжение и разочарование);
  • труд в психологически «неэкологичном» режиме (мошенничество, обманы коллег, клиентов и близких, необходимость что-либо скрывать или производить различные махинации);
  • работа вразрез с жизненным призванием.

К СВЕДЕНИЮ! Все причины, вызывающие у сотрудника на любой должности синдром профессионального выгорания, можно свести к одному из двух факторов: эмоциональное истощение или профессиональный «потолок».

10 советов, как не допустить эмоционального выгорания на работе

Как любое серьезное расстройство, СЭВ гораздо легче предупредить, чем потом исправить. Универальных способов профилактики, как и борьбы, нет, поскольку проблема слишком завязана на личностных особенностях. Можно предложить ряд действенных мер, среди которых нужно подобрать наиболее эффективные:

  1. На работе «сдавайте себя в аренду» – не живите трудом, принимая все, связанное с работой, близко к сердцу, оставляйте место и для других эмоций.
  2. Распределяйте рабочую нагрузку равномерно, правильно чередуйте время труда и отдыха.
  3. Старайтесь периодически менять виды деятельности: лучший отдых – перемена действий.
  4. Отдайте себе отчет, что лучшим в мире быть невозможно, оставьте себе право на ошибки.
  5. Пересмотрите свои профессиональные и личностные цели, если их нет – поставьте их.
  6. Научитесь делегировать ответственность, а не взваливать все на себя.
  7. Позаботьтесь о позитивном образе собственного «Я».
  8. Не будьте равнодушными к своему здоровью: обеспечьте здоровое питание, физическую активность, адекватный сон.
  9. Общайтесь с приятными, позитивными людьми, с успешными коллегами, проводите достаточно времени с семьей.
  10. Возьмите ответственность за свое состояние и сопротивление стрессу на себя: выработайте собственные методы расслабления, эмоциональной подзарядки, психологической защиты.