Тема подростков – инвалидов в произведениях художественной литературы. Мы такие же люди Образ человека с ограниченными возможностями в художественной литературе

«Милосердие на книжной полке»

(Книжный обзор к Международному дню инвалидов)

Мы слишком много душевных сил отдаем переживанию мелких огорчений, неудач, обид, забывая, что такое подлинное несчастье. Мудрец сказал: «Я сетовал, что у меня нет обуви, пока не встретил человека, у которого нет ног». Родительские придирки, нравоучения учителей, отсутствие мобильного телефона - это пустяки по сравнению с отсутствием здоровья.

Я представляю вам необычные книги. Они предназначены детям с ограниченными возможностями (так принято называть больных детей и детей с отклонениями в физическом и психическом развитии). Этим юным людям ежедневно приходится сталкиваться с массой проблем, незнакомым большинству их сверстников.

Да, человеческая жизнь порой жестока и несправедлива. Невозможно понять, за что такое горе выпало именно этому ребенку и его близким. Но все же можно суметь достойно и осмысленно жить с этим, каждый день радуясь жизни, и не теряя надежды на выздоровление.

А почему книги такого рода следует читать совершенно здоровым детям и подросткам? Дело в том, что любая книга ценна тем, что она не просто украшает наш досуг занимательным сюжетом а помогает нам узнать что-то новое о жизни, лучше понять самих себя. Сопереживая героям, мы пытаемся поставить себя на их место, ощутить по силам ли нам самим справится с теми испытаниями, какие выпали на их долю. Тот, кто по своему опыту знает, что такое тяжелая болезнь, легко поймет мучения больных детей. Но и того, кому посчастливилось не болеть ничем, серьезнее простуды, заставит задуматься о тех огромных преимуществах, которыми щедро наградила его судьба.

Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» начинается с того, что классный руководитель Клавдия Николаевна призывает своих учеников проявлять милосердие к новенькому. Призыв звучит, по меньшей мере, странно. Ведь каждый из ребят - героев повести - заслуживает к себе такого же отношения. Среди них есть и инвалиды, и умственно отсталые, и психически неуравновешенные, и просто дети, заброшенные родителями, и поэтому не получившие элементарного воспитания. С такими ребятами очень трудно общаться. Их либо избегают, либо унижают и обижают. Редко кто относится к ним с пониманием. Удивительно, как люди, сами в чём-то обделённые, готовы унизить других, как когда-то унизили их самих.

Наверное, специальные школы и отдельные классы создают, чтобы оградить и защитить таких детей. Думается, что это не совсем правильно. Пока эти дети не выросли, их надо с детства научить приспосабливаться к миру большинства: глухих - к миру слышащих, слепых - к миру зрячих. А большинству научиться смотреть на меньшинство не свысока, не брезгливо, а с пониманием и сочувствием.

Жизнь непредсказуема. Любой человек может внезапно заболеть тяжелой болезнью, получить травму - тогда и ему самому понадобится помощь, чтобы перейти улицу или подняться по лестнице. Надо помнить, что человек рожден, чтобы жить, не только радуясь благосклонности судьбы, но и вопреки её жестоким гримасам.

Вот почему учительница из книги «Класс коррекции» призывает учеников проявить милосердие к новенькому - Юре Малькову. Действительно, новенький, который приходит, вернее, приезжает к ним на инвалидной коляске, вызывает сочувствие даже у самых равнодушных и бессердечных. У Юры - ДЦП. Несмотря на тяжелую болезнь он умён, начитан, хорошо учится. А главное, он обаятелен, добродушен, отзывчив и геройски переносит свой недуг. И если поначалу кое-кто пытается поиздеваться над Юрой, то, узнав его поближе, начинает относится к нему с уважением, и даже всячески помогает ему. Происходит удивительная вещь: класс, доселе недружный, сплачивается вокруг новенького. И когда вдруг случается ЧП, все, как один, бросаются на помощь однокласснице Ксюше, поразительно красивой девочке с серьёзными отклонениями в психике… Жестокой ценой удаётся спасти Ксюшу.

«Болтушка» австрийского писателя Мориса Глейцмана - повесть про немую девочку, которая приходит в обычный класс обычной школы. Это книга про понимание. Понимание тех детей, которые чем-то отличаются от других. Про то, как легко обидеть ребенка, если не понимаешь, что покровительственная жалость его унижает.

У главной героини Ровены Бетс врождённая аномалия гортани, которая не позволяет произносить звуки. Ей приходится общаться со всеми с помощью записок, а с теми, кто понимает язык глухонемых - с помощью жестов. В классе, куда она приходит, одна из учениц по имени Аманда знает этот язык. Девочки становятся подружками. Но однажды Ровенна узнает, что Аманда стала дружить с ней только потому, что она состоит в благотворительном обществе. Председатель - её отец, ей поручено взять шефство над каким-нибудь инвалидом. Мало того, Аманда просит Ровенну пойти с ней на собрание. Там она должна представить свою подшефную и рассказать, как она ей помогает. Узнав истинную причину, Ровенна испытывает страшное разочарование, ведь она думала, что Аманда с ней просто дружит. Ей не нужна дружба из жалости, но Ровенна соглашается участвовать в собрании. Там немая девочка дает хороший урок всем присутствующим, в первую очередь Аманде.

Книжка молодого писателя Николая Назаркина «Изумрудная рыбка» стала лауреатом национальной премии «Заветная мечта». Мне довелось быть на её презентации, и не довелось встретиться с автором. Он переехал жить в Голландию - там получше с медициной, чем у вас. Дело в том, что у Николая Назаркина наследственное врождённое заболевание - гемофилия, плохая свёртываемость крови. У гемофиликов малейшая травма вызывает внутренне кровоизлияние. Это болезнь детей и молодёжи, потому что такие люди редко доживают до пожилого возраста. (Самый известный такой больной - сын Николая II цесаревич Алексей, в честь рождения которого выстроен наш Троицкий собор).

Николай Назаркин закончил библиотечный институт и защищал диссертацию по библиотерапии. В ней он доказывал, что книга лечит или хотя бы может помочь. Ему самому книги часто помогали. Благодаря книгам он вырос оптимистом, несмотря на то, что в детстве ему приходилось по полгода лежать в больнице. «Изумрудная рыбака» - книга о детях, больных гемофилией. Она получилась жизнеутверждающей и веселой.

«Палатные рассказы» - такой у неё подзаголовок. Дети живут в больнице месяцами, а то и годами! Тягостна жизнь в больничной палате - кто хоть раз лежал в больнице, знает это. А детям хочется бегать и прыгать, лазить по деревьям, гонять мяч. Но всё это им запрещено. Однако они не унывают и переносят своё особое положение гораздо лучше чем их родители. Им хочется бегать, и они устраивают гонки на инвалидных колясках. Им хочется творчества - и они плетут из прозрачных трубочек для капельниц оригинальные фигурки и красят их зеленкой. Об этом рассказ «Изумрудная рыбка». А еще спорят, шутят, фантазируют и сочиняют. Они умеют дружить и радоваться каждому дню. И, конечно же, они много читают, ведь свободного времени предостаточно. Увлечению чтением посвящен очень смешной рассказ «Миледи».

Про роль чтения в жизни больных детей говорится и в книжке под названием «Кушла и её книги». Это документальная история, рассказанная новозеландской писательницей Дороти Батлер о своей внучке - Кушле. Девочка не может управлять своими руками: хватать предметы, ползать, как все младенцы. Ночью она плохо спит, и родители, испробовав много способов успокоить страдающего бессонницей ребенка, с четырёх месяцев читать ей детские книги. Они выбирали только книги, предназначенные для самых маленьких детей. В них текст лаконичен, зато много ярко и крупно нарисованных картинок. Кушла начинала познавать мир не столько реальный, сколько нарисованный, изображенный в книгах.

Поразительно! Благодаря раннему и постоянному чтению Кушла выросла ребёнком более умным, чем её здоровые сверстники. Мало того, чтение хороших и добрых книг воспитало в ней лучшие нравственные качества. И несмотря на физические страдания, к шести годам Кушла стала энергичным, жизнерадостным, обладающим юмором, сердечным и общительным ребенком. Так книги в жизни Кушлы совершили обыкновенное чудо: раннее чтение помогло ей расти и развиваться, компенсируя физические недостатки. Да, книга воистину великая сила!

Мой совет родителям очень маленьких детей: прочтите книжку про Кушлу. Вы поймёте: чем раньше вы дадите книгу в руки малышу, тем больше пользы она ему принесёт.

Татьяна Заичкина

Большинство читателей любит супергероев, но неуязвимых нет – у любого Ахиллеса есть пята, но чаще всего слабость оказывается атрибутом величия. Мы сделали подборку художественных произведений, где среди героев есть персонажи с инвалидностью, тяжелой болезнью или специальными потребностями – особенные люди.

«Изумрудная рыбка» Николая Назаркина

«Изумрудная рыбка» Николая Назаркина — книга о ребятах, которые тяжело, порой неизлечимо, больны. Большую часть своей жизни они проводят в больничной палате: уколы, капельницы, перевязки. Но и здесь бывают забавные приключения, выдумки и первые влюбленности.

Автор о больничной жизни знает не понаслышке – в детстве проводил в больнице по шесть месяцев в году, а став взрослым, работал во Всероссийском обществе гемофилии. Его рассказы помогут пережить невзгоды и детям, и их родителям. Кроме того, это просто качественная литература: сборник был сразу замечен критиками и получил награду Национальной детской литературной премии «Заветная мечта».

«Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эммануэля Шмитта

Главный герой повести десятилетний Оскар болен лейкемией. Он пишет письма… самому Богу, с юмором и детской непосредственностью рассказывая о забавных и грустных происшествиях больничной жизни. В его нехитрых рассказах — высокая философия бытия, смерти, страдания, к которой невозможно остаться равнодушным.

Эрик Шмитт, один из самых ярких современных европейских писателей, нобелевский лауреат. Он говорит о своей повести: «Я, к сожалению, проводил из этого мира многих людей, которых любил. Я сам серьезно болел и тогда понял, как человек беззащитен в эти важные минуты, когда он теряет силы, когда приближается смерть. Я поправился, но почувствовал, что в моей ситуации было просто… неприлично выздоравливать. И захотелось написать книгу, посвященную болезни, которая говорила бы о том, как надо болеть и как относиться к смерти. Я подумал, что ребенок, вероятно, будет самым показательным и самым всеобъемлющим персонажем».

«Радуга для друга» Михаила Самарского

Повесть о дружбе слепого мальчика и собаки-поводыря, которая подарила товарищу самую настоящую радугу. Эта книга была написана тринадцатилетним подростком Мишей Самарским, который впоследствии стал известным российским блогером, основателем благотворительного фонда «Живые сердца».

«Привет, давай поговорим» Дрейпер Шэрон

Американская писательница, школьная учительница и мама «особого» ребенка Дрейпер Шэрон написала историю о девочке с ДЦП, которая хочет доказать всем, чего она стоит. Девочка Мелоди не похожа на большинство людей — не говорит и не ходит, но у нее необыкновенная память. Мелоди умнее взрослых, которые пытаются поставить ей диагноз, и умнее своих одноклассников.

Написанная от первого лица повесть вызывает восхищение внутренней силой героини и сожаление о том, решением каких мелких, в сущности, проблем мы заняты большую часть времени.

«Самолёт по имени Серёжка» Владислава Крапивина

Рома Смородкин делает всё, что и его сверстники, и даже больше: он учится, помогает по дому, играет, мастерит и замечательно рисует. Но однажды мальчик падает на арматуру, повреждает спину и перестал ходить… Мама считает, что сыну лучше жить в интернате для инвалидов, где созданы специальные условия и естьколлектив и товарищи, с которыми он будет чувствовать себя равным среди равных. «Но я не хотел быть таким равным», — говорит мальчик. Рома всей душой стремится к чуду, которое смогло бы разорвать окружающую реальность и у него появляется друг, умеющий превращаться в самолет…

«Болтушка» Морриса Глейцмана

Австралийский писатель Моррис Глейцман написал прекрасную историю о том, как важно понимать и уважать того, кто не похож на тебя.

Девочке Ро 11 лет, и она считает себя ужасной болтушкой. Она и в самом деле болтает без умолку, но только… про себя. С самого рождения ее горло устроено немного по-другому, поэтому девочка не может разговаривать вслух. А еще у Ро необычный и замечательный папа, который не похож на других пап — он не носит строгих костюмов и любит петь ковбойские песни.

«Солнечное затмение» Альберта Лиханова

Пронзительная повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но за свою короткую жизнь узнали много бед и боли. Мальчик из неблагополучной семьи полюбил девочку-инвалида, в семье которой царит настоящая гармония и любовь. Смогут ли они дети понять и сохранить чувство, которое зарождается между ними? Писатель, журналист и председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов словами своего героя утверждает: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»

«Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка» Кима Фукса Окесона и Эриксона Эва

Это удивительная история о том, как в самой обычной семье, у самых обычных мужчины и женщины родилась маленькая обезьянка. Родители страдали и старались скрыть ее ото всех. Однажды в зоопарке они увидели на руках у обезьяны самого обычного человеческого ребенка и даже захотели подменить одного малыша другим. Но неожиданно поняли, что им нужен только свой малыш, каким бы он ни был. И с той поры они перестали стесняться своей маленькой обезьянки и уже не скрывали ее от людей.

В книге много рисунков и ненавязчивый текст, рассказывающий, что и как происходит в «особо» семье, просто и проникновенно. Может ли быть счастливой семья особого ребенка? Да! Но для этого нужно полностью принять своё дитя и его диагноз.

«Неуклюжая Анна» и «Слышишь пение?» Джин Литтл

Анна — неловкий, неуклюжий ребенок, посмешище дома и в школе, потому что ни родители, ни учителя не догадываются о том, что она почти ничего не видит. И надо было переехать в другую страну, чтобы там нашелся и доктор, который понял, в чем дело, и специальный класс с замечательной учительницей и дружелюбными одноклассниками.

«Слышишь пение?» — вторая книга о подросшей Анне Зольтен. Она получила специальную премию Канадского совета по детской литературе. Девочка помогает внезапно ослепшему старшему брату Руди выплыть из бездны отчаяния и увидеть, что он может жить как человек, а не прозябать в своей инвалидности. В книге также поднимаются проблемы ксенофобии, ненависти к тем, кто говорит на другом языке, по-иному молится, носит необычную одежду…

«Я умею прыгать через лужи» Алана Маршалла

Алану Маршаллу — автору широко известной повести «Я умею прыгать через лужи» (первая часть автобиографической трилогии) — очень повезло с родителями. В раннем детстве он перенес полиомиелит и, как следствие, детский паралич: появились «плохая» нога, бесчувственная и мертвая, и «хорошая», на которую, стоя на костылях, можно опереться.

У него необыкновенные родители: не очень образованные, но с удивительным даром понимания, любовью к жизни и житейской мудростью. Только гениальный от природы родитель способен сказать своему «особому» ребёнку: «Мне повезло, что у меня такой сын уродился… Старайся вместе со всеми и драться, и бегать, и скакать верхом, и орать благим матом. А о ногах своих забудь. Я с этой минуты намерен о них забыть».

На примере собственной жизни автор определяет все необходимые условия для становления характера и нравственного формирования «особенного» человека. Единственно правильная политика окружающих, открытость и умение слушать главного героя позволили ему прожить долгую и интересную жизнь, стать отцом двух детей, знаменитым путешественником и писателем с мировой известностью.

«Цветы для Элджерона» Дэниела Киза

«Доктор Штраусс говорит что с севодняшниво дня я должен записывать все что я думаю и что со мною случаица. Я незнаю зачем это нужно но он говорит это очинь важно для таво чтобы посмотреть использывать меня или нет. Я надеюсь они меня используют. Мисс Кинниен говорит может они сделают меня умным. Я хочу быть умным. Меня зовут Чарли Гордон. Мне 37 лет и две недели назад был мой день раждения. Сейчас мне больше писать нечево и на севодня я кончаю».

Тридцать лет роман Дэниела Киза считался фантастикой и читался как фантастика. Сейчас эта история воспринимается как одно из самых человечных произведений новейшего времени, как роман пронзительной психологической силы о человеке с особыми потребностями, прошедшем путь от отсталости до вершин интеллекта, как филигранное развитие темы любви и ответственности.

«Принцы в изгнании» Марка Шрайбера

Повесть «Принцы в изгнании» Марка Шрайбера рассказывает о реабилитационном лагере для детей, больных раком. В 1991 году по этой книге был снят фильм, после чего повесть перевели на пять языков и издали в девяти странах. В этом лагере мало говорят о болезнях, больше - о жизни, увлечениях, любви, природе. Здесь соревнуются, плавают, катаются на велосипедах, спорят. Главный герой Райан ведет дневник, которому доверяет все свои переживания, плохое настроение и жалость к себе.

«Паренёк в пузыре» Иена Стракана

Эта книга получила две литературные премии и две специальные премии читательских симпатий, установленные самими подростками 11-14 лет. В центре повествования Адам — подросток с редкими нарушениями иммунной системы. Самая легкая инфекция для него смертельна, поэтому он должен жить в полиэтиленовой палатке в полной изоляции.

«Дэниэл молчит» Марти Леймбах

Роман «Дэниэл молчит» рассказывает о драме современной молодой женщины, готовой на все, лишь бы вылечить своего сына. Это роман об отваге и самопожертвовании, о женской сути и о природе любви.

У Мелани с мужем образцово-показательная семья. Но когда младшему сыну Дэниэлу ставят диагноз «аутизм», идиллия рушится точно карточный домик.

«Дом, в котором…» Мариам Петросян

На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс - мудр.

Дом - это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом - это их отдельная вселенная.

Исследовательская работа по литературе

«Тема детей с ограниченными возможностями в русской литературе»

(по произведениям В.Г. Короленко «Слепой музыкант», А.А. Лиханова «Солнечное затмение» и Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном»)

Выполнила: Фурсова Алена, 8А класс

Краткая аннотация

Ученицей 8 класса прочитаны произведения В. Г. Короленко «Слепой музыкант», А. А. Лиханова «Солнечное затмение» и Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном» на предмет исследования в этих произведениях темы детей с ограниченными возможностями в русской литературе, на основании результатов этих исследований проведен анализ каждого произведения в отдельности. Проведен опрос учащихся 7-10 классов на знание произведений художественной литературы о детях с ограниченными возможностями. В итоге работы автор изложила свои выводы о том, что такие дети не ограничены творческим потенциалом и обладают невероятной силой духа. Впервые в нашей школе на материале произведений художественной литературы разработана тема детей с ограниченными возможностями.

Аннотация

В последнее время много говорится и пишется о толерантном отношении к людям разных национальностей. Но люди с ограниченными возможностями здоровья тоже хотят к себе толерантного отношения. В обоих случаях в формировании взглядов общества должны сыграть определенную роль художественные произведения.

Объект исследования: произведения художественной литературы: «Слепой музыкант»В. Г. Короленко, «Солнечное затмение» А.А. Лиханова и «Белое на черном»Рубена Давида Гонсалеса Гальего

Предмет исследования : тема детей с ограниченными возможностями

Цель работы: изучение темы детей с ограниченными возможностями в произведениях художественной литературы

Задачи:

Познакомиться с произведениями художественной литературы, рассказывающими о детях с ограниченными возможностями.

Выяснить, что помогло детям с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества.

Проанализировать произведения художественной литературы: В. Г. Короленко «Слепой музыкант», А.А. Лиханова «Солнечное затмение» и Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном».

Провести анкетирование учащихся 7-10 классов о том, какие произведения художественной литературы они знают о детях с ограниченными возможностями.

На основе полученных результатов сделать выводы

Методы исследования:

библиографический

исследовательский

социологический опрос

Результаты исследования: дети с ограниченными возможностями могут стать полноценными членами общества при поддержке близких людей, и если они

обладают невероятной силой духа.

План исследования

Заняться изучением проблемы детей с ограниченными возможностями меня побудило многое: материалы газет «Даурская Новь» и «Земля», телевизионные программы, ежегодные фестивали художественного творчества людей с ограниченными возможностями «Здравствуй, мир!», проводившиеся в нашем поселке и районном зале СКЦ, рассказывающие не столько об ограниченных возможностях таких детей, сколько об их возможностях без границ.

Я узнала о том, что дети с ограниченными возможностями ведут вполне нормальный образ жизни, то есть образ жизни, соответствующий здоровому человеку. Они хорошо играют на разных музыкальных инструментах, прекрасно поют, занимаются спортом. Глядя на таких детей, не подумаешь, что возможности этих детей ограничены. Поэтому тема детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна: потому что по возрасту мне близок мир подростков, их увлечения, привязанности, а еще и потому, что рядом с нами в одной школе, даже в одном классе, нередко сидят дети с ограниченными возможностями.

Проблема: отсутствие внимания людей к детям с ограниченными возможностями.

Гипотеза : в произведениях художественной литературы показан путь становления детей с ограниченными возможностями.

Ход исследования.

Чтобы достичь цели моей исследовательской работы и проверить гипотезу, мне необходимо провести несколько исследований.

Выстраиваю их в такой последовательности:

Читаю произведения художественной литературы о детях с ограниченными возможностями;

Выясняю, что помогло таким детям обрести счастье;

Анализирую каждое произведение в отдельности;

Провожу опрос учащихся 7-10 классов, чтобы выяснить, знают ли учащиеся нашей школы произведения художественной литературы о детях с ограниченными возможностями, что они знают о таких детях и как к ним нужно относиться;

Делаю выводы о том, зачем нам знать о детях с ограниченными возможностями, зачем читать произведения художественной литературы о них современным подросткам и детям с ограниченными возможностями;

Защищаю работу на школьной научно – практической конференции

Библиография.

Рубен Давид Гансалес Гальего. Белое на черном. СПб – М.: Лимбус Пресс, 2003год, 221 стр.

Научная статья

В литературе есть так называемые «вечные темы», но нет ни одной темы, затрагивающей проблемы детей с ограниченными возможностями. Хотя такое понятие как «инвалид», существует, пожалуй столько же времени, сколько существует и человеческое общество.

Люди с ограниченными возможностями. Как живут такие люди? Какие проблемы их волнуют? Как к ним относятся в обществе? Что помогает таким людям вернуться к полноценной жизни? Может ли человек с ограниченными возможностями стать полноправным членом коллектива?

Чтобы ответить на поставленные передо мной вопросы, я обратилась к таким произведениям художественной литературы, как повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (1880 г), повесть А.А. Лиханова «Солнечное затмение» (1998 г) и автобиографический роман в рассказах русского писателя Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном» (2003 г). Все три произведения написаны в разное время, но рассматривают одну проблему «Что помогло детям с ограниченными возможностями сохранить чувство человеческого достоинства и стать такими, как все, и даже лучше, чем все?».

Мне стало интересно, что заставило этих писателей обратиться к теме детей с ограниченными возможностями. Я изучаю биографии писателей. Вот какие интересные факты я узнала.

1. В.Г. Короленко . Художественные произведения Короленко во многом автобиографичны. Они вобрали в себя богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу народа

Короленко писал: «Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения за мальчиком (моим учеником), который постепенно терял зрение, и, наконец, за одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным, и вдобавок музыкантом по профессии».

Наиболее сильное впечатление производит сама жизнь писателя, его личность. В моем представлении это человек сильный и цельный, отличающийся твердостью жизненных позиций и в то же время истинной интеллигентностью и добротой, способностью понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать, и это сочувствие всегда активно. Ссылки и лишения не сломили бесстрашия писателя перед жизнью, не поколебали его веры в человека. Уважение к человеку, борьба за него - главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста.

2. А.А.Лиханов. В 1962 году в журнале «Юность» было впервые опубликовано произведение А.Лиханова. Это рассказ «Шагреневая кожа». С тех пор имя писателя вошло в нашу современную литературу. Альберт Анатольевич Лиханов известен как автор многих произведений для подростков. Его повести более ста раз издавались за рубежом. По произведениям А.Лиханова сняты художественные фильмы «Мой генерал», «Семейные обстоятельства», «Благие намерения», «Команда 33», «Последние холода», «Карусель на базарной площади», «Высшая мера» и другие.

Творчество А.Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР, международными премиями А.М.Горького и Януша Корчака, премиями Н.Островского и Б.Полевого, а также премией Виктора Гюго (Франция).

В 1987 году по инициативе писателя создан Советский детский фонд им. В.И.Ленина, который он и возглавил. С 1991 года А.Лиханов – председатель Российского детского фонда, а через год писатель стал президентом Международной ассоциации детских фондов.

А. Лиханов – не просто президент народной ассоциации, но еще и писатель – исцелитель душ, заставляющий нас задуматься над смыслом жизни.» Наибольшей ценностью, которой обладает человек, является его жизнь!»- утверждают Альберт Эйнштейн (4) и Альберт Лиханов. Но не следует при этом забывать, что « Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее» (Э. Севрус) (5)

3. В Испании вышла книга под называнием «Черное на белом». Ее автор – русский писатель с испанским именем Рубен Давид Гонсалес Гальего . Он страдает церебральным параличом, так что книгу писал одним пальцем.

Он внук генерального секретаря Коммунистической партии Испании, но родился в России, в кремлевской клинике в 1968 г., там же из-за болезни он провел с матерью первые полтора года своей жизни, а потом его забрали у матери и сказали ей, что ребенок умер. После этого Гальего побывал в детских домах для инвалидов практически во всем Советском Союзе, где испытал на себе голод, боль и унижение. Все это он и описал в своей книге.

Воспользовавшись неразберихой во время перестройки, Рубен Гальего в 1990 г. бежал из интерната и отправился искать своих родителей. С матерью он встретился в Праге. В настоящее время живет в Мадриде.

Его автобиографический роман в рассказах (так определен критикой жанр произведения) «Белое на черном», появившийся в 2003 году, был удостоен в 2003 году Букеровской премии.

В предисловии автор отмечает: « Меня иногда спрашивают, было ли то, о чем я пишу, на самом деле? Реальны ли герои моих рассказов? Отвечаю: было, реальны; более чем реальны. Конечно, герои мои – собирательные образы бесконечного калейдоскопа… » (3, с.7). Гальего подчеркивает, что умышленно не пишет о плохом, так как в жизни и в искусстве слишком много негативного и ему постоянно приходилось испытывать на себе жестокость и злобу человеческого общества, а описание зла только множит зло, поэтому его книга о силе человека, победе над недугом. После такого признания писателя веришь: все, что написано в романе, - правда.

Прочитав и сопоставив все три произведения, я прихожу к выводу, что во всех трех произведениях возможности детей с ограниченными возможностями не ограничены. Незрячий Петр – стал пианистом; Лена – обрела хорошего друга из «чужого» ей мира, Рубен с диагнозом ДЦП – стал писателем. Возникает вопрос «Что помогло этим людям обрести счастье?» Обращаюсь вновь к произведениям и выясняю, что все три автора проводят своего героя через социальную среду т.е. окружающих людей, а В. Короленко и А. Лиханов проводят еще и через семью. Все три автора показывают своего героя человеком увлеченным и целеустремленным, занимающимся самовоспитанием. Поэтому их герои становятся полноценными членами общества.

В соответствии с данной схемой анализирую каждое произведение в отдельности и сопоставляю.

Цель этого анализа – как семья и социальная среда влияют на формирование мировоззрения подростка-инвалида, и как увлечения героя и самовоспитание помогают ему стать таким, как все.

1. Семья

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

Нежность и поэтичность матери и мужество старого воина дяди Максима помогли Петру узнать мир. Педагогика дяди Максима сурова и проста: нельзя создавать замкнутый круг и ограждать ребенка от жизни; где только возможно, он все должен делать сам; только необходимость действия помогает развитию способностей.

"…у меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли…”(1,с.23) Самое главное, чего боится Максим, что Петрусь лишится воли, а значит ничего не добьется в жизни

"…у него пока есть все шансы развить все остальные способности, чтобы хотя бы отчасти заменить свою слепоту…” (1, с.26)

Хорошая дружная семья, заботливые родители, готовые сделать все для любимой дочери: захотела Лена длинное платье, чтобы скрыть больные ноги, и оно сразу появилось; показалось родителям, что девочке скучно целый день быть одной – мать решила уйти с работы ради дочери.

Отец стал для Лены образцом: «Это настоящий человек…И папкин характер такой, что требует уважения, беспрекословного уважения. Петр Силыч. Даже в имени его что-то сдержанно глубокое.».(2,с.7)

Отец не уходил от правды, какой бы жестокой она ни была. На вопросы Лены о том, что будет в жизни с ней, отвечал открыто: « Позор, если стану тебе лгать… Легче тебе не будет». «Ты все сможешь, только помни всегда: не быть – проще, чем быть» (2, с.12

Совсем другая ситуация у героев Гальего. Рубен никогда не видел своих родителей. Когда Рубен был маленьким, лет до шести он мечтал о маме. ему грубо объяснили, что чернокожая мать его бросила. Так рухнула первая детская мечта.

Только став взрослым, узнал, что его дедушка – генеральный секретарь коммунистической партии Испании. Жизнь подростка изменилась бы, если б знал хоть что-нибудь о своих родных: «Моя жизнь пошла бы совсем по-другому… Я был бы уверен, что после окончания школы меня не отвезут умирать. Ко мне приедет дедушка и заберет меня….Я перестал бы быть сиротой.» (3,с.134).

Социальная среда.

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант»

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

Эвелина, с которой Петр познакомился еще в раннем детстве, становится верной спутницей его жизни. Это Ангел-хранитель. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины.

Иохим приобщает Петра к народной жизни и к миру музыки. В кругу деревенских ребятишек рассказывает веселые присказки и сказки, играет на дудке, поет песни.

Семья Ставрученков дает понятие о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Петр узнает от Ставрученко легенду о слепом бандуристе Юрке. Отношение к миру и людям меняется. Знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

Одной большой семьей жили в интернате воспитанники и сотрудники, поэтому Лена чувствовала себя наравне со всеми. Это и учительница словесности Вера Ильинична – добрая, заботливая женщина, и тетя Дуся, которой позволялось жалеть воспитанников, и Зинка, любившая разго-варивать с Леной.

Федор открывает Лене «другой мир», стано-вится верным другом, заставляет Лену поверить в то, что рассудок не должен побеждать чувства. Мироощущение Лены меняется, она по-новому видит окружа-ющих людей. Если "…прежде этот водово-рот ее не касался, там шла чья-то чужая и чуждая ей жизнь”, то "теперь получалось, что это чуждое задевало ее…”

В книге Гальего одна из глав так и названа «Нянечки»: «Их было мало. Настоящие нянечки, именно няни, забот-ливые и ласковые. Я не помню их имен, вернее, не помню всех имен всех добрых нянечек. Между собой мы делили их на «злых» и «добрых» (3,с. 41) Чаще всего добрые нянечки были верующими. Они моли-лись ночью во время дежурства, крестили на ночь детей, приносили крашеные яйца в Пасху, добросовестно мыли полы, меняли белье, но таких нянечек было, к сожалению, немного.

Учительница – одна из добрейших женщин на земле, Сашина мама, которая хотела его усыновить, но ей не дали, студентка пединститута Лоли-та (по национальности испанка) – это те люди, которые помогли остаться «человеком».

«Злые» нянечки не сде-лали Рубена бесчувственным человеком, и он благодарен оказавшим ему помощь: «Спасибо всем добрым нянечкам за то, что научили меня доброте, за то тепло в душе, что я пронес через все испытания…Спасибо за любовь и христианское милосердие…» (3,с.44)

Вывод: жизнь детей с ограниченными возможностями в социуме во многом зависит от людей, которые окружают их и от того, какое участие примут эти люди в жизни такого человека.

3. Увлечения. Любовь, внимание со стороны родных и близких людей, правильное воспитание – все это помогает героям первых двух произведений справиться с недугом. Но ведь может случиться так, что рядом не окажется близких людей, как в романе Гальего «Черное на белом». Значит – все? Жизнь потеряна? Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

У Петра - это музыка. Именно при помощи музыки для Петра открылся мир, звучащий вокруг. Она наполняла его, позволяя понять окружающее, постичь жизнь. И игра Иохима на дудке, и его песни, в которых Петр слышал и грусть, и любовь, и надежду, и песня бродячих слепцов, которая заставляла забыть о себе и задуматься о чужом горе

Мир увлечений Лены разно-образен: собирала фотогра-фии любимых артистов (Ни-колай Тихонов), выдающих-ся людей (Ленин); много читала (разлюбимая книга «Молодая гвардия». «Могла быть в жизни Ульяной Гро-мовой, Любовью Шевцо-вой» - говорила маме Вера Ильинична (2, с.26) .

У Лены хорошая память, заучивает наизусть стихо-творения А. Пушкина, устраивает персональные вечера.

Представляет себя в необычном виде (летчицей, артисткой, на лыжах)

У Рубена – талант писателя.

Мечтал (мечтал о маме, мечтал стать «ходячим», потому что «они были людьми»(1, с. 43) и к ним относились лучше, чем к тем, кто прикован к постели. У «ходячих» была надежда – стать нужным человеком для общества.

Хорошо учился (в конце каждого года торжественно получал почетную грамоту «За отличную учебу и примерное поведение».

Обладал хорошей памятью, много читал, изучал английский язык (лишь бы чем-то заниматься)

Самовоспитание.

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

С самого детства начинает расспрашивать обо всем, что привлекало его внимание. Но чем больше Петр становился личностью, тем больше ему казалось, что жизнь его никому не нужна.

Петр понимает, что он лишний в этой жизни.

Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди. Поиски своего места в жизни.

После долгого стран-ствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился. Петр побеждает самого себя.

Вместо слепого, эгоист-ичного страдания он обрел в душе ощущение жизни «… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость» (2,с.124)

Не любит жалости к себе, даже не допускает этого. Когда мать решила уйти с работы, Лена выдвигает ультиматум: резко настаивает на том, чтобы ее отвезли в интернат. Самое жесткое требование Лены – не считать ее больной. Что посильно, старается выполнять сама. Очень любопытная (неделю наблюдала за Федором из окна), общительная, нетерпима к чужому несчастью, но эгоистичная (до встречи с Федором, думала только о себе). Не могла равнодушно сидеть, когда другие ссорятся.

Она особенно остро начинает чувствовать чужую беду. Раньше сосредоточенная только на своих переживаниях, девушка теперь стре-мится помочь другим: "Доброта! Вот! Это единственное, чего жела-ла теперь Лена. Беско-нечно доброй – единст-венно такой! - желала она быть. Везде, всегда, со всеми”. (2, с.34)

Заставлял себя ползать и «ползал быстро, за полчаса мог проползти метров триста, если бы не уставал.. Но я мог ползать! Ползать в палате могли только я и Василек – это и отличало нас от остальных» (3,с.45-46)

Как выжить, когда у тебя нет ног и то, что называют руками, можно назвать так с натяжкой, к тому же ты еще и сирота? «Нали-чие умной головы и благо-родного сердца в нашем мире явно недостаточно для достой-ного существования» (2,с.14) «Ты обречен быть героем до конца своих дней (3,с.9).

Каждый день – это борьба с недугом, который надо победить во что бы то ни стало; это борьба с жестоким миром, в котором только на словах все прекрасно, на деле же всеобщее непони-мание и ложь. Лгут почти все, начиная от учителей и кончая родными. «Медленно умирать, проклиная свою никчемную жизнь, изводя себя и близких бесконечными жалобами на неудачную судьбу, - удел слабых» (3.с.11) Чтобы жить, надо быть сильным духом. Но как это сделать? В школе на уроках не дают таких знаний, в книгах об этом не пишут. И только герой Николая Остров-ского, не знающий компро-миссов, помог выжить. «Но, как Павка Корчагин, я не хочу умирать до смерти. Я буду жить до последнего. Я буду драться.» (3,с.16-17) Но выжить в этой жизни мало, надо остаться добрым, сохранить в себе нежное сердце, чистую душу.

Вывод: только сила человеческого духа способна преодолеть и неизлечимую болезнь и другую трагическую безвыходность.

В результате анализа каждого произведения в отдельности вот что у меня получилось:

Повесть В.Г. Короленко заканчивается концертом, где мы видим Петра, уверенного, сильного. «Он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…» (1, с. 124). Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.

В повести А. А. Лиханова «Солнечное затмение» Лене очень повезло, что рядом с ней оказался такой человек, как Федя, добрый, чуткий, сострадательный, надежный. У нее замечательная семья, любящий и понимающий учитель. Они все живут для нее. А она будет жить для них. Ведь в жизни так важно, чтобы хоть кто-то подал тебе руку. Лена осознает «Жить хорошо. Даже если у тебя нет ног». (2, с. 35)

Читать роман Гальего сложно, порой даже страшно. Но эта книга не может оставить никого равнодушным, она словно срывает с нас, благополучных и здоровых, шелуху на сердце, заставляя по-другому взглянуть на мир. Такая книга дает ответ и на главный вопрос для инвалидов: зачем жить?

«Я искренне желаю, страстно хочу, чтобы моя черная полоса продержалась подольше, не менялась на белую. Я не люблю белый цвет. Белый – цвет бессилия и обреченности, цвет больничного потолка и белых простыней. Гарантированная забота и опека, тишина, покой, ничто. Вечно длящееся ничто больничной жизни. Черный – цвет борьбы и надежды. Цвет ночного неба, уверенный и четкий фон сновидений, временных пауз между белыми, бесконечно длинными дневными промежутками телесных немощей. Цвет мечты и сказки, цвет внутреннего мира закрытых век. Цвет свободы, цвет, который я выбрал для своей электроколяски. После меня останутся только буквы. Мои буквы, мои черные буквы на белом фоне».(3, с. 234)

Таким образом, в произведениях художественной литературы путь становления детей с ограниченными возможностями показан через семью, окружающих людей, хотя многое все-таки зависит и от самого человека. Благодаря своей целеустремленности дети с ограниченными возможностями являются полноценными членами общества.

Моя гипотеза доказана.

Для полноты своего исследования мне захотелось провести анкетирование учащихся 7-10 классов, чтобы выяснить, что они знают о детях с ограниченными возможностями.

Всего было опрошено 139 человек.

Были предложены следующие вопросы:

Что вы знаете о детях с ограниченными возможностями?

Нужно ли относиться к таким детям по-особому? Почему?

Назовите произведения художественной литературы, в которых рассказывается о жизни детей с ограниченными возможностями..

Проведя анкетирование в 7-10 классах, я пришла к выводу, что все учащиеся имеют представление о детях с ограниченными возможностям м, по-особому относиться к таким детям считают 69% учащихся, 19% детей считают, не нужно по-особому к ним относиться,1% учащихся считает, что по-особому к таким детям относиться нужно не всегда, 91% учащихся не могут назвать произведения художественной литературы, рассказывающие о детях-инвалидах, а 7% учащихся назвали повесть И. С. Тургенева «Муму», где о детях-инвалидах не говорится, хотя Герасим – инвалид с рождения.

Получается, учащиеся нашей школы мало что знают о детях с ограниченными возможностями или не интересуются такими детьми, ведь дети с ограниченными возможностями обучаются индивидуально, и мы практически о них ничего не знаем. А может недостаточно произведений написано о таких детях, или они не включены в школьную программу? А современные подростки читают сейчас очень мало или вообще не читают, ограничиваются в основном только школьной программой, поэтому эта тема для них закрыта.

Я считаю, что мы должны знать о таких детях, ведь дети с ограниченными возможностями - тоже дети, как и мы, а в чем-то и лучше нас. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу.

Таким образом, прихожу к следующим выводам: все три автора показали, чтодети с ограниченными возможностями могут стать полноценными членами общества при поддержке близких людей, и если они обладают невероятной силой духа.

И все-таки надежда остается: люди с ограниченными возможностями здоровья должны стать и в нашей стране полноправными членами общества, отношение к ним должно измениться. Нужно не только говорить о таких детях, их проблемах и достижениях, но и правдиво, не приукрашивая, не искажая факты, рассказывать о судьбе детей с ограниченными возможностями в произведениях художественной литературы, на страницах местных газет, по телевидению. Это необходимо, прежде всего, здоровому человеку цивилизованного общества, чтобы понять и принять Богом обделенного собрата, помочь ему в жизни и самому стать добрее. Такие произведения нужны и инвалидам, чтобы найти выход из непростых жизненных ситуаций. Такие произведения, я надеюсь, изменят наше общество в целом.

Список литературы

Короленко В.Г. «Слепой музыкант», Москва, 1983 год,126 стр

Лиханов А.А. «Солнечное затмение», Москва, 2005год.

Рубен Давид Гансалес Гальего. Белое на черном. СПб – М.: Лимбус Пресс, 2003год, 221 стр.

http://www.aforismo.ru/authors/1971/3/

Нормативные акты

6. Конвенция о правах ребенка (1989 год)

7. Конституция РФ от 12.12.1993 года

8. Семейный кодекс (1992 год)

9. Федеральный закон от 19.04.1991 года "О занятости населения в Российской Федерации".

10. Федеральный закон от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

11. Федеральный закон от 24.07.1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

12. Федеральный закон от 02.08.1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

13. Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 года "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

14. Указ президента Российской Федерации от 02.10.1992 года "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"

15. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.1993 года "О мерах по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов"

16. Постановление от 25.03.1993 года "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"

17. Постановление Совета Министров правительства Российской Федерации от 05.04.1993 года "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов".

18. Закон Читинской области от 02.12.95 "О социальной защите инвалидов Читинской области".

19. Распоряжение Администрации Читинской области №230-А/р от 12 апреля 2005 года "О первоочередных мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры в Читинской области".

20. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. - М.: Педагогика, 1991. - 86 с.

21. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование. - М.: Владос-пресс, 2002. - 224 с.

22. Астраханцева О.Е. Некоторые пути решения проблем инвалидов в России: Вопросы медико-социальной работы: Сборник статей. М.: Социум, 2009. - 114 с.

23. Афанасьева И. Право на бесплатные костыли - // Социальная защита - 2005 - №1. - С.25-27.

24. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов в Москве. - М., 1997. - 91 с.

25. Ачильдиева Е.Ф. Семья с ребенком-инвалидом. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. - М., 2008. - 39 с.

26. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2004. - 153 с.

27. Анафьянова Т.В. Трансформация понятия моделей инвалидности и формирование системного подхода в реабилитации инвалидов // Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. - Чита, 2004. - 31 с.

28. Блинков Ю.А., Губарев Е.А. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. - Курск, 2009. - 69 с.

29. Дементьева Н.Ф. Доступная среда жизнедеятельности и технические средства реабилитации детей с ограниченными возможностями. М., Курск, 1999. - 64 с.

30. Душина Н.В. Проблемы работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями // II межрегиональная научно-практическая конференция "Теория и практика комплексной реабилитации инвалидов". - Чита, 2004. - 42 с.

31. Дамбаев Б.В., Горбатых Г.А. На пути к инклюзии: обучение детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Бурятии. - Улан-Удэ, 2004. - 53 с.

32. Дамбаев Б.В., Горбатых Г.А. Образование доступное для всех. - Улан-Удэ, 2004. - 36 с.

33. Желудков А.В. Право социального обеспечения. - М., 2008. - 81 с.

34. Жулковска Т., Ковалев А.И., Луков В.А. "Ненормальные" в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. - М., 2003. - 432 с.

35. Зелинская Д.И. Детская инвалидность. - М.: Медицина, 1995. - 136 с.

36. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. - 2004. - №7. - С.11-44.

37. Инвалидность // Справочное пособие по социальной работе / Автор-составитель А.М. Панов, Е.И. Холостова. - М.: Инфра, 2007. - С.83.

38. Красиков Н.М., Будаева Э.Х. Создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях. - Улан-Удэ, 2005. - 29 с.

39. Красиков Н.М., Будаева Э.Х. Создание безбарьерной среды в учреждениях образования. - Улан-Удэ, 2006. - 58 с.

40. Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальность детства в современной России // Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993. - 45 с.

41. Левченко И.Ю., Приходько О.Л. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2009. - 63 с.

42. Мартынов А.П. Отчет о работе Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов по решению социальных вопросов инвалидов за 2006 год. - Чита, 2006. - 31 с.

43. Мамайчук Н.М. Психокоррекционные технологии для детей с отклонениями в развитии. - М., 2001. - 44 с.

44. Основы социальной работы / Под редакцией П.Д. Павленка. - М.: Инфра, 1998. - 368 с.

45. От рождения до смерти - жизнь / Под редакцией В.О. Флека. - Чита: Завтранс, 2006. - 311 с.

46. Попожаева Н.С. Дети-инвалиды // Социальная защита. - 2000. - №23. - С.12-137.

47. Рожков В.В. Особенности социальной идентификации инвалидов в современном российском обществе. - М., 2003. - 187 с.

48. Синцова Л.К. Проблемы социализации детей-инвалидов. - Барнаул: Шумановка, 1998. - 124 с.

49. Технологии социальной работы / Под редакцией Е.И. Холостовой. - М.: Инфра, 2008. - 357 с.

50. Теория и методика социальной работы / Под редакцией П.Д. Павленка. - М.: Инфра, 1993. - 165 с.

51. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. - М., 2004. - 81 с.

Рецензия

на квалификационную работу

студентки отделения социальная работа социального факультета

Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнения. В последнее время уделяется очень много внимания проблемам инвалидов в современном обществе.

В структуру работы вошли две главы. Студенткой раскрыта сущность понятия инвалидности, проанализированы основные методы социальной работы общественных организаций с детьми-инвалидами.

Выпускная квалификационная работа имеет практическое применение в работе, специалисты получают знания о социальной работе общественных организаций с детьми-инвалидами, говорится о работе общественных организаций по изменению общественного отношения к проблемам людей с инвалидностью. Работа изучена председателем Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов города Читы, отмечена им как интересная и значимая.

Выпускная квалификационная работа Койдошко Н.В. по теме: "Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации (на примере деятельности общественных организаций)" соответствует предъявленным требованиям, заслуживает высокой оценки.

Председатель Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов.

Уважаемые члены комиссии!

Разрешите представить вам выпускную квалификационную работу на тему: "Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации (на примере деятельности общественных организаций)".

Социально-экономический кризис в России существенно ухудшил уровень жизни населения, негативно сказался на его здоровье. За последние годы было отмечено увеличение показателей инвалидности.

Дети-инвалиды являются одной из самых незащищенных категорий населения. Именно поэтому решение проблем детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий социальной политики государства, социальных учреждений, специалистов по социальной работе и общественных организаций.

Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов - это главная задача не только государства, общественных организаций, но и общества в целом.

Объектом данной работы является социальная работа с детьми-инвалидами.

Предметом изучения является социальная работа с детьми-инвалидами (на примере деятельности общественных организаций).

Цель исследования - рассмотреть социальную работу с детьми-инвалидами общественных организаций с детьми-инвалидами.

Задачи данной работы:

1. Рассмотреть проблему детской инвалидности в современном обществе.

2. Изучить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.

3. Исследовать законодательную базу социальной работы с детьми-инвалидами.

4. Рассмотреть деятельность общественных организаций по социальной работе с детьми-инвалидами за рубежом и в России.

5. Проанализировать опыт Всероссийского общества инвалидов в Читинской области.

Лица с ограниченными возможностями - это лица, имеющие функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья. Содержание социальной работы - это социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих неотъемлемых прав.

К сожалению, инвалиды, в том числе и дети, - не имеют законной возможности полностью реализовать себя. Очень часто окружающие видят только их недостатки или отклонения и не ценят их достоинство.

Непризнание способностей и возможностей инвалидов может повлечь за собой пренебрежение ими или даже отказ от них.

В нашем современном обществе дети-инвалиды сталкиваются с недоступностью среднего, средне-специального и высшего образования, в недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении связи с миром, ограниченной мобильностью, недоступностью общественного транспорта, социальных служб и многое другое. На наш взгляд, не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного сознания по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.

Одной из важнейших задач социальной работы является изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминацией в обществе.

С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям.

Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, в первую очередь, в области реабилитации.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания.

Основная цель социальной реабилитации связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка для обучения.

В основу законодательства в сфере социальной работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы Организации Объединенных Наций, гарантирующие всем категориям населения равные права.

Для детей-инвалидов, согласно "Конвенции о правах ребенка", предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье.

Конституция РФ регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему управления, основные права и обязанности граждан. Свободы, права и обязанности граждан, зафиксированные в Конституции, составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной защиты детей-инвалидов.

На основе проанализированной законодательной базы социальной работы с детьми-инвалидами, можно выделить следующие тенденции в оказании помощи:

оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернатного типа, так и в условиях семьи;

особое внимание уделяет социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни;

особое значение, по нашему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении инвалидов;

очень важным, на наш взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей-инвалидов - интегрированное обучение, которое закреплено законодательством.

В жизни инвалидов большую роль играют общественные организации инвалидов, такие как Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество инвалидов.

За рубежом, как и в России, проблемам инвалидов уделяется много внимания. Общественные организации инвалидов как зарубежные, так и российские борются за доступную среду, доступное образование для людей с ограниченными возможностями. В задачи общественных организаций входят: защита прав и интересов, социальная реабилитация и интеграция, приобщение к труду, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов, удовлетворение их материально-бытовых нужд.

За рубежом ребенок-инвалид является полноценным членом общества. Его жизнь не ограничивается только его жильем. Все культурные места оснащены пандусами, съездами, транспортная сеть оснащена специальными подъемниками, пешеходы и тротуары выложены плиткой специфической цветовой гаммы для слабовидящих.

На сегодняшний день работает механизм согласовании проектируемых зданий, при котором в архитектурно-проектировочное задание в обязательном порядке вносится пункт о доступности объектов для инвалидов.

В Читинской области защитой прав и интересов занимается Читинская региональная организация Всероссийское общество инвалидов, которая действует на территории Читинской области с 1988 года. На сегодняшний день в структуру ЧРО ВОИ входит 20 районных организаций, а общая численность членов организации 7368 человек.

Цели организации: защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей для удовлетворения своих потребностей. ЧРО ВОИ реализует программу реабилитационных мероприятий, направленных на социализацию людей с ограниченными возможностями, на активизацию и формирование активной жизненной позиции инвалидов. В течение 15 лет организует и проводит совместно с органами власти и местного самоуправления межрайонные и областные спартакиады, фестивали художественного творчества.

У ЦРО ВОИ налажено продуктивное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти Читинской области, общественными организациями региона. В течение 2004 года ЧРО ВОИ, используя собственные средства, выполнялся проект "Город, доступный для всех", результатами которого стало обследование и описание более чем 400 объектов социальной инфраструктуры города Читы на предмет доступности их для инвалидов, создана база данных на объекты.

ЧРО ВОИ - участник межрегионального проекта "Ничего для нас без нашего участия" по созданию безбарьерной среды. С 2006 года специалисты ЧРО ВОИ участвуют в процессе согласования проектируемых зданий на предмет их доступности для инвалидов. Правлениями местных организаций ЧРО ВОИ, правлением ЧРО ВОИ за 206 года оказано материальной помощи на сумму более 1 млн. рублей. Это продукты, одежды и денежные средства.

Традиционными стали Слеты молодых инвалидов Читинской области, областные и городские спартакиады инвалидов, фестивали художественного творчества, молодежные дискотеки.

Общественными организациями делается большой вклад в жизнь каждого инвалида, участвуя в жизни общества человек с ограниченными возможностями не чувствует себя отчужденным от общества, а становится его полноправным членом.

Мечик И.А.
к.п.н., доцент ПГСГА

Детская литература: дети с ограниченными возможностями

В.Г. Белинский подчеркивал, что если писатели показывали в детских книжках жизнь и мир «не в истертых сентенциях, не в холодных нравоучениях, не в сухих рассказах, а в повествованиях и картинах, полных жизни, движения, проникнутых одушевлением, согретых теплотою чувства, написанных языком легким, игривым, цветущим в самой своей простоте», то их произведения «могли бы служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для воспитания детей» . Положения В.Г. Белинского не теряют своей актуальности и в наши дни. Мировая детская литература дает воспитателям произведения о детях с ограниченными возможностями, показывающие пути включения их героев в большой мир общественной жизни. Тема инвалидности детей недостаточно исследована в мировом литературоведении, в частности, отечественном. Интересна статья М. Карлайн о теме инвалидности детей в американской детской литературе второй половины ХХ века (1940 – 1984 годы).
Делая обзор исследований книг о детях-инвалидах, М. Карлайл констатирует следующие их параметры: виды инвалидности (аутизм, глухота, анорексия, эпилепсия, церебральный паралич, способность к обучению, шизофрения, двойная ампутация, нарушение зрения, СПИД, болезнь Альцгеймера и рака, аллергия, полиомиелит), доля персонажей мужчин и персонажей женщин, доля персонажей – представителей этнических групп, количество обращений к детям-инвалидам, уровень литературного качества и сравнение этих параметров до и после 1975 года.
М. Карлайл подчеркивает, что все исследователи отмечали при количественном росте книг о детях-инвалидах преобладание среди них посредственных, в которых «сюжетная линия была слаба», «было слабое развитие характера» .
Небезынтересна приведенная М. Карлайл трактовка в средствах массовой информации стереотипов персонажей-инвалидов: вызывает жалость; является объектом насилия; является носителем зловещего, зла; используется как эффективный фон; рассматривается как святой или благочестивый человек; как центр насмешек из-за нетрудоспособности; инвалидность – враг человека, который может быть успешным, если победит врага; инвалид как «бремя», предмет заботы, который не может быть независимым; как несексуальный; не способен полноценно участвовать в повседневной жизни. По мнению исследователей, как отмечает М. Карлайл, в книгах детской литературы к концу ХХ века прослеживается постепенное уменьшение обращения к названным выше стереотипам и преобладание показа инвалидности персонажа как «собственного злейшего врага» .
В русской детской литературе первые произведения о детях с ограниченными возможностями появились в IХХ веке. Отличительной особенностью их стало решение проблемы включения детей с ограниченными способностями в большой мир окружающей их жизни. Об этом была повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (1898г.). Врожденная слепота героя не помешала ему стать полноценным членом общества, быть интересным, жить содержательно. Помогали в этом мальчику Петрусю на протяжении его жизни беспокойный дядя, умная мать, гости – студенты, высоко оценившие талантливую игру мальчика на фортепиано, полюбившая его в юности девушка.
В.Г. Короленко подробно останавливается на моментах соприкосновения слепого мальчика со звуками окружающего его мира, которые были наполнены преодолением страха перед непонятным многоголосием сначала весны, затем фортепиано. Завораживающие напевы народной дудки приводят постепенно к увлечению музыкой, овладению разными музыкальными инструментами. С возрастом приходит осознание изолированности от окружающего мира, вызывающее озлобленность на него. Путь героя В.Г. Короленко к преодолению этого озлобления лежал через сравнение своей обеспеченности со страданиями голодных, бездомных людей, своих умозрительных страданий с их физическими страданиями, понимание страданий таких же, как он слепых, но нищих людей. Сострадание, сочувствие чужому горю, чужой беде заставили героя В.Г. Короленко забыть о своих мучениях. Детское увлечение музыкой переросло в любимое занятие, определило цель жизни, место героя в ней.
Сразу после опубликования повесть В.Г. Короленко вошла в детское чтение. Благодаря повести В.Г. Короленко в русской детской литературе определилась тенденция создания образа ребенка-инвалида как человека, способного к общественной жизни. Путь к этому – не слепая любовь, не излишняя забота, не жалость, а грамотное воспитание, разумное отношение к ребенку родных и близких, квалифицированная помощь в определении его цели жизни.
Эта тенденция получила продолжение в русской детской литературе ХХ века. Представляют интерес для воспитателей, родителей и больных детей – читателей те произведения К. Чуковского, С. Михалкова, А. Лиханова, герои которых лишены способности двигаться, прикованы к постели, к инвалидному креслу.
В 1933 году в журнале «Еж» была опубликована повесть К. Чуковского «Солнечная». Так называлась одна из двенадцати площадок санатория на берегу Черного моря для костно-туберкулезных больных детей. Болезнь лишила их возможности бегать по берегу моря, наслаждаться купанием в его волнах. Им доступны только щедрое южное солнце, морской воздух. Смысл названия повести связан с той светлой позитивной и оптимистической атмосферой, которую создавали окружавшие детей взрослые. Кроме медперсонала это были инструкторы, учителя, «которые учили ребят и политграмоте, и зоологии, и физике, и переплетному, и столярному делу» .
На вооружении врача – юмор в общении с тяжело больными детьми. Лечащими пилюлями для героев К. Чуковского было разнообразное содержание их жизни в санатории. Покраска ведер для колхоза позволила испытать чувство наслаждения работой. Изготовление праздничных украшений для кроватей, украшений себя позволяли почувствовать пусть и опосредованное, но приобщение к участникам всеобщего праздника Первомая. Радость дало каждому и ставшее доступным пускание змея, принесенного на площадку инструктором по труду. Объединила всех ребят и проблема борьбы за чистую речь, за речь без ругательных слов.
Герои К. Чуковского – подростки, действенные, энергичные, инициативные, нетерпеливые в силу своего возраста, которых лечила занятость значимым делом. Врачи лечили больных детей, стремясь поставить их на ноги в буквальном смысле этих слов. Задача учителей, инструкторов не менее важная и сложная – дать детям веру в себя, веру в осуществление мечты – быть полезными обществу, стране, в будущем включиться в творческую работу взрослых. Одним из результатов терпеливой, благородной работы учителей, инструкторов было отвлечение детей от их физического недостатка, недомогания, боли. Дети не забывают о своей инвалидности, но меньше думают об этом. В силу подростковой потребности признания и уважения сверстников больные дети старались не показывать свои страдания. Когда их везли на перевязку, они «считали своим долгом балагурить, смеяться, выкрикивать забавные стишки, словом, всячески показывать, что они молодцы и что перевязочная им нипочем» .
Такими увидел сверстников повествователь – ребенок, который подчинился общей атмосфере: «Дома, окруженный родными, Сережа визжал,.. от малейшего прикосновения врача к его больному колену, а здесь, на глазах у товарищей, он, не сморгнув, выносил самые мучительные пункции» . Заслуга учителей, инструкторов в том, что у детей исчезли « злобная угрюмость, которая в прежнее время отличала тяжелых больных» , что нет чувства уныния, беспомощности, а появляется цель, придающая смысл их жизни.
Понятия: цель жизни, счастье заниматься любимым делом, иметь возможность общаться со сверстниками, ощущать себя полезным, нужным для кого-то – усваиваются и становятся значимыми и наполняются смыслом для маленькой девочки Оли – героини рассказа С. Михалкова «Фантик» (1992 г.).
Героев К. Чуковского с героями рассказа С. Михалкова «Фантик» объединяет общая беда – невозможность ходить, прикованность к инвалидной коляске, которую Михалков называет мягко креслом. Если у К. Чуковского в центре внимания дети-подростки среднего возраста, то у С. Михалкова –дошкольники. В силу возраста они находятся рядом с родителями. Героиня С. Михалкова может передвигаться только в инвалидном кресле на больших колесах, с которым она давно освоилась, умеет им управлять. Благодаря инвалидной коляске Оля знает не только свою квартиру, но и городской парк. Заботится об этом ее мама. Но мама девочки старается отвозить дочь, чтобы не травмировать ее, в те уголки парка, где нет бегающих, прыгающих здоровых детей. Девочке грустно, когда она их видит. Грустно ей от мысли, что ее туфельки всегда будут новыми, что не сможет она никогда сорвать цветок. Безнадежность ощущается в этих ее размышлениях, в ее одинокой фигурке на аллее парка. Это состояние усиливается сочувствующими взглядами расступающихся перед ней людей, их умолкании при появлении Олиного кресла с большими колесами. От жалости окружающих Оле больно. Писатель устами ребенка выражает свою позицию, свое понимание общения с больными детьми: «Но ведь я не могу ходить… Меня все жалеют, а мне это не нравится… Только, пожалуйста, не жалейте меня» .
Решение проблемы помощи детям, больным ДЦП, С. Михалков связывает с появлением в жизни Оли и таких же больных, как она, ее сверстников, и взрослого человека. Почувствовать себя такой, как все, помогает героине С. Михалкова добрый, отзывчивый, неравнодушный к чужому горю Иван Иванович Фантиков, которого дети называли Фантик. Он – лилипут, тоже не такой, как все. Фантик хорошо понимает страдания детей, так как в детстве испытал такую же боль от сознания своей беспомощности, ненужности никому. Фантик стал артистом цирка благодаря обнаруженным музыкальным способностям, проявленной силе воли, характера. После окончания работы в цирке он стал хорошим воспитателем всех городских детей, не имевших возможности ходить, бегать.
Фантик организует общение детей-колясочников, живущих в городе. В своей работе с детьми Фантик считает необходимым пробудить в детях желание чем-нибудь заниматься. В каждом ребенке он видит будущих поэтов, музыкантов, художников, изобретателей и убеждает каждого в том, что заниматься нужно тем, что получается лучше всего. Ключиком контакта с детьми, взаимопонимания становится его приглашение принять участие в городском празднике юных фантазеров. Фантик организовал общение детей-колясочников по их интересам. Фантик индивидуально встречался с каждым ребенком-колясочником, осторожно вводил каждого в создаваемый им коллектив. От фантазии Фантик подводит детей к размышлениям и выводам о том, что жизнь – это не просто существование, а понимание того, как и для чего живет человек, даже если он прикован к креслу на колесах.
Знакомство героини С. Михалкова со сверстниками, проявление их интереса к ней, ее рисункам, разделение с Олей радости победы на конкурсе детских рисунков, обмен мнениями о достижениях присутствующих на празднике вселили в нее уверенность в своих возможностях, избавили от чувства одиночества, заставили почувствовать свою значимость, востребованность. Устами героини девочки Оли автор дает ответ на вопрос Фантика детям «Что такое счастье?»: «Это когда человек знает, зачем он живет!» (4, с.41). Дети, прикованные к коляскам на колесах, герои рассказа С. Михалкова, знают, зачем они живут. У них появились любимые занятия, многочисленные друзья и надежда на то, что добрые дяди в белых халатах изобретут «лекарство для лечения больных детей, о котором мечтали все мамы на свете» . Фантик – это образ волонтера, человека, бескорыстно работающего с больными людьми. В 90-е годы рассказ С. Михалкова «Фантик» был как призыв к работе с больными детьми, а в наши дни – достойный пример для подражания.
Перекликается с произведениями К. Чуковского «Солнечная», С. Михалкова «Фантик» повесть А. Лиханова «Солнечное затмение» и присутствием в названии слова «солнечная» и тем, что героиня Лена прикована к инвалидной коляске (1977).
Героев дошкольников С. Михалкова, подростков К. Чуковского, восьмиклассницу А. Лиханова объединяет по-разному выражаемое неприятие ими жалости окружающих.
Героиня А. Лиханова оценивает свою жизнь с позиций того переходного от среднего к старшему подростковому возрасту, когда самоанализ, анализ окружающих становится преобладающим. В своих размышлениях о происходивших вокруг нее и с ней событиях Лена пришла к выводу, что болезнь делает людей жестокими. В силу этого она прямолинейно и отчаянно требовала еще в шестом классе от новеньких учителей интерната не жалеть их, прикованных болезнью к инвалидной коляске, говорить с ними откровенно, правду, не лгать им.
Отношение учителей к ранимым девочкам-инвалидам как к полноценным людям помогало им бороться с болезнью, стремиться жить полноценно, читать книги, танцевать, сидя в колясках, на своих балах, организованных для них учителями.
Если герои С. Михалкова, К. Чуковского находятся в периоде поиска, определения цели жизни, интересного и полезного занятия, то героиня А. Лиханова – сложившийся характер, на который повлияла болезнь. В силу этого она категорична, непримирима, прямолинейна, ранима. Уверенность, душевное равновесие давали отец, понимавший любое состояние дочери и всегда поддерживавший ее, и учителя интерната, организовывавшие содержание жизни больных детей. Начитанность Лены и ее подруг помогали понимать сложности жизни общества, взаимоотношений людей и своего положения. Все познаваемое примерялось на себя, беспомощных физически, но духовно обогащавшихся. У героини А. Лиханова этот аспект усилен контрастом мамы и учителей интерната для больных детей, где большую часть года проводит Лена. Ей важен коллектив сверстников и позиция взрослых по отношению к ней как к инвалиду-колясочнику. Коллектив интерната стал для нее второй семьей, вторым родным домом. Если у мамы постоянно жалостливый взгляд, слезы в глазах, то учителя в лице Веры Ильиничны – сдержанные, лучше понимающие и чувствующие Лену и ее подруг. Мама исходит в своем общении с дочерью только из своей беспомощности, желания защитить дочь от всего, в том числе и от просыпающихся девичьих чувств. Лена ощущает эту разницу и определяет ее в форме обращения к маме «мамуля», что звучало порой иронично, к Вере Ильиничне – «мамочка», выражавшее полное взаимопонимание, любовь, взаимное уважение. Развитие этого отношения – в осознании Леной своей любви к обеим мамам, в понимании поведения родной мамы, в осознании своей несправедливости по отношению к ней.
Жестокость, беспощадность Лены, проявлявшиеся, прежде всего, по отношению к себе в запрете расслабляться, в требовании к родителям не считать ее больной, делали ее взрослой не по годам. Жестокость Лены проявилась и в запрете себе любить. Лена не смогла противостоять охватившему ее чувству первой влюбленности. Она окунулась в него полностью, почувствовала себя счастливой, полноценной. Но это был короткий период счастья, когда тревожили, мучили сомнения о том, что нет перспективы в ее отношениях со сверстником Федором. Категорично решение Лены, объявленное Федору, расстаться как можно раньше («…лучше самим и теперь» , чтобы не было слишком больно. Позиция автора – в осознанном решении обоих подростков продолжать дружить: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!», «…я согласен. Так, наверное, и бывает, когда люди становятся взрослыми, но мы же не взрослые. Мы не должны, пока не взрослые…» .
Эти немногие произведения талантливых авторов, к которым мы обратились, многое дают взрослому читателю, работающему с больными детьми разного возраста, помогают понять особенности их мировосприятия и определять свою позицию в общении с ними. Ценны они и для читателя – ребенка, здорового и больного, особенно в аспекте тенденции нашего времени сделать обучение детей-инвалидов совместным со здоровыми детьми. Глубже понять личность ребенка-инвалида помогут и другие произведения мировой литературы: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Господин Скороходов», А. Алексин «Сердечная недостаточность», Н. Думбадзе «Я вижу солнце», М. Петросян «Дом, в котором…», А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи», Э.Л. Войнич «Прерванная дружба», Р. Гонсалес «Я стою на берегу, не могу поднять ногу…», «Белое на черном», Д. Киз «Цветы для Элджернона». Д. Лессинг «Пятый ребенок» и другие.
Список использованной литературы
1. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о детской литературе. – М., 1953.
2. Карлайн М. Изображение людей с ограниченными возможностями в области литературы для детей: 1940-1980. // http:bpt.slis.indiana.edu
3. Чуковский К. Солнечная. ОГИЗ. – Горьковское областное изд-во, 1937.
4. Михалков С. Фантик. – М.: «Самовар», 2001.
5. Лиханов А. . Солнечное затмение. // Лиханов А. Собр.соч. в 4-х тт. Т. 2. – М., 1986.