Оценка физического развития методом индексов. Тип телосложения и идеальный вес по формуле пинье Определение индекса пинье

Ответ от * Парижанка *[гуру]
Для расчета идеальной массы тела (ИМТ) можно воспользоваться формулой Поля Брока, которая по мнению современных диетологов наиболее близка к реальности. Формула эта проста: от роста в сантиметрах нужно отнять определенное число – это и будет ИМТ. При этом если рост человека составляет 156-165 см, то отнимать нужно 100, если 166-175 – то 105, при росте 176-185 – 110 и при росте свыше 186 см следует отнимать 115.
Кроме того, при определении ИМТ необходимо обязательно учитывать тип телосложения человека и в зависимости от него вносить поправки в расчет. Так, ученые выделяют три типа телосложения: астенический (тонкокостный) , нормальный и гиперстенический (широкая кость) . Так, при астеническом типе от полученного значения необходимо отнять 10%, при гиперстеническом – прибавить 10%. При нормальном телосложении никаких поправок вносить не нужно.
Определить свой тип телосложения можно по обхвату запястья. Для женщин эти параметры таковы:
менее 16 см – астенический тип
16-18 см – нормальный тип
более 18 – гиперстенический тип
Также можно определить свой тип телосложения с помощью индекса Пинье. Формула индекса Пинье (ИП) такова:
ИП = L - (P+T),
где L – рост в сантиметрах
P – вес в килограммах
T – окружность грудной клетки в сантиметрах
Если полученное значение ИП более 30, то это астенический тип, если в пределах от 10 до 30 – нормальный, если менее 10 – гиперстенический.
Кроме формулы Поля Брока для расчета идеального веса используется формула расчета индекса массы тела – ИМТ. Вычислить ИМТ несложно. Рост в метрах необходимо возвести в квадрат и массу тела в килограммах разделить на полученное значение.
Индекс массы тела менее 19 говорит о недостатке массы, индекс в пределах от 19 до 25 – нормальный вес. При ИМТ от 31 до 35 говорят об умеренном ожирении, если же ИМТ превышает 36 – то это серьезное ожирение.
Хотя ИМТ в пределах от 19 до 25 считается нормой, «подбираться» к верхней и нижней границам этого диапазона одинаково вредно. Лучше соблюдать «золотую середину» . При этом по желанию можно похудеть или поправиться безопасно для здоровья в пределах этой нормы.
Например, чтобы узнать, какой вес минимально допустим для определенного роста, необходимо произвести обратный расчет ИМТ для минимального показателя нормы, то есть для числа 19. ИМТ необходимо умножить на рост в метрах, возведенный в квадрат. Полученное значение и будет искомым весом.
Подобные формулы расчета идеального веса дают лишь среднее представление и могут иметь достаточно большую погрешность. Для более точного определения веса необходимо учитывать еще множество дополнительных факторов, таких как объем физических нагрузок, интенсивность деятельности, режим питания и т. д.

Обозначения: Р – рост; m – масса тела; ОКГ – окружность грудной клетки

Интерпретация результатов:

Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.

Если данный индекс равен от 0 до 10, то телосложение крепкое,

от 10 до 20 – хорошее,

от 21 до 25 – среднее,

от 26 до 35 – слабое и

более 36 – очень слабое.

М.В. Черноруцкий (1929) величины этого индекса использовал для определения типа конституции. Согласно его классификации у нормостеников индекс Пинье равен 10 – 30, астеников - больше 30, гиперстеников - меньше 10.

Практическая работа № 4

Определение осанки

Ход выполнения работы:

Для выполнения работы студенты делятся на группы по 2-3 человека. Желательна легкая спортивная форма.

Первая методика. Статист (студент) становится спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались стены. Помощник просовывает кулак между поясницей и стеной, не нарушая при этом положение тела. Если это сделать ему не удаётся, он вместо кулака проводит ладонь.

Вывод: Осанка нормальная, если проходит ладонь и, она нарушена, если проходит кулак.

Вторая методика: комплексная оценка нарушений осанки человека и искривления позвоночника методом осмотра. При осмотре обратите внимание на уровень надплечий, положение лопаток, контуры талии, линию остистых отростков позвоночника. Для нормальной осанки характерны: прямое положение головы и позвоночника; симметричность надплечий и углов обеих лопаток, ягодичных складок; строго вертикальное положение остистых отростков позвонков; горизонтальный уровень подвздошных костей; физиологические изгибы позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей.

Если осанка статиста имеет отклонения от нормы, то определите и охарактеризуйте вид нарушения.

Третья методика : определение сколиоза. Обследование статиста проводите в положении сидя, стоя. Для выявления возможных деформаций проведите цветную маркировку костных ориентиров: остистых отростков всех позвонков, нижних углов и верхних остей лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц и яремной вырезки грудины.

В положении сидя определите отсутствие или наличие перекоса таза и боковое искривление позвоночника. В положении стоя оцените расположение остистых отростков. Чтобы определить наличие бокового отклонения позвоночника, прикрепите нить отвеса лейкопластырем к коже у верхушки остистого отростка 7 шейного позвонка. Если нить отвеса с линией остистых отростков позвонков образует угол, то имеется сколиоз. При наличии этой патологии одно плечо выше другого, лопатка на вогнутой стороне расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. Расстояние до угла лопатки меньше на выпуклой стороне искривления, чем на вогнутой. В положении стоя определите длину обеих нижних конечностей, наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

Четвертая методика : выявление структурного сколиоза: статист делает медленно наклон вперёд. Помощник изучает спину, глядя со стороны головы вдоль линии остистых отростков. В этом положении хорошо видно боковое искривление позвоночника, на соответствующей стороне спины чётко вырисовывается рёберный горб или мышечный валик.

Практическая работа № 5

Определение наличия или отсутствия плоскостопия

Первая методика: Педометрический метод Фридландера.

Измерьте длину стопы от конца пятки до конца более длинного пальца.

Измерьте высоту свода стопы: от пола до верхнего края ладьевидной кости.

Рассчитайте педометрический индекс по формуле:

Индекс в пределах 29 – 27 встречается у большинства людей.

Индекс от 27 до 25 указывает на плоскостопие.

Индекс ниже 25 указывает на резкое плоскостопие.

Индексы представляют собой произвольное взаимоотношение различных антропометрических и физиометрических признаков.

Индексы способствуют выявлению избыточной массы тела, оценка темпов полового развития, ориентировочной оценке соматотипа, функциональных возможностей системы внешнего дыхания.

Несмотря на существенные недостатки метода индексов; его использование может быть целесообразным при индивидуальной оценке физического развития.

Существующие индексы имеют относительное значение и могут быть использованы лишь для ориентировочной оценки физического развития.

Индекс общего физического развития или показатель Пинье.

Индекс Пинье = длина тела (см) - (масса тела (кг) – ОКГ(см)).

Если индекс Пинье меньше 10 – телосложение крепкое,

10-20 – хорошее;

21-25 – среднее;

26-35 – слабое;

больше 36 – очень слабое.

Должную массу тела мужчин и женщин с учетом типа телосложения можно рассчитать, умножив длину тела (см) на соответствующий типу телосложения и полу обследуемого коэффициент.

Для женщин астеников, нормостеников и гиперстеников коэффициент соответственно равен 0, 325; 0,340; 0,355; для мужчин астеников, нормостеников и гиперстеников – 0,375; 0,390; 0,410.

Индекс Брока – Бругина или весо-ростовой показатель.

Рост и вес взаимосвязанные величины. Если рост 150-165 см вычитается из цифры роста (см) цифра 100;

Если 166-175 см вычитается цифра 105;

Если 175 и выше вычитается 110.

Полученная разность должна быть равна массе тела в кг.

Весо-ростовойиндекс Кетле или показатель упитанности

Индекс Кетлеопределяет сколько граммов массы приходится на 1 см длины тела.

У детей младшего школьного возраста величина этого индекса составляет 180-260; среднего школьного возраста – 220-360, старшего 325-400 г/см, у мужчин в норме индекс Кетле должен составлять 350-400, женщин – 325-375 г/см. Превышение верхней границы указывает на излишек массы тела, снижение – на ее недостаток.

Для анализа весоростовых соотношений используют индекс массы тела , вычисляемый по формуле:

ИМТ = Масса тела (кг) / (длина тела (м)) 2

ИМТ является достаточно чувствительным индикатором адаптационных процессов (Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко, 1988). В отличие от показателей длины и массы тела, зависящих от возраста и пола, ИМТ несет независимую биологическую информацию (D.Pashkova-Topalova, 1995).Меньшие значения ИМТ указывают на большую «стройность» тела и относительно меньшую массу тела, высокие значения ИМТ свидетельствуют об избыточности массы тела (K.M.Flegaletal, 2000).



Выделяют три уровня данного индекса:

ИМТ < 18,5 условных единиц определяется как хроническая энергетическая недостаточность (гипотрофия),

18,6- 24,9 – нормальная масса тела

19-25 – нормотрофия,

ИМТ 26-31 – наличие лишнего веса (гипертрофия),

27,5 – 29,9 – ожирение I степени

30,0-34,9 – ожирение II степени

35-39,9 III степени

Более 40 – ожирение IVстепени

30,0-34,9 – ожирение

> 31 – ожирение (Стклянiна, 2013).

Индекс Рорера (коэффициент упитанности), характеризует относительную плотность тела (В.Б. Захаров, 1997),рассчитывают по формуле:

ИР = Масса тела (кг) / (длина тела (м)) 3 , где

ИР – индекс Рорера, кг/м 3 .

При значении индекса менее 10,7 кг/м 3 физическое развитие оценивают как низкое, от 10,7 до 13,7 кг/м 3 диагностируют гармоничное физическое развитие, при значении индекса более 13,7 кг/м 3 – свидетельствует о высоком физическом развитии(Кирилова, 2014).

Индекс Эрисмана (индекс пропорциональности развития грудной клетки).

Индекс Эрисмана = ОГК (см) – ½ длина тела (см)

Если у мужчины индекс Эрисмана составляет 5,8 см и выше, а у женщины 3,3, то это указывает на хорошее развитие грудной клетки, если ниже указатель величин или имеет отрицательное значение, то это свидетельствует слабому физическому развитию.

Показатель силы кисти.

Показатель силы кисти - показатель процентного отношения мышечной силы к массе тела. Между массой тела и мышечной силой существует закономерность: чем больше мышечная масса, тем больше сила.

Показатель сильнейшей кисти в норме у мужчин составляет 65-80 %, у женщин – 48-50%.

Мышечный индекс. Мышечный индекс характеризует степень увеличения окружности плеча при максимальном напряжении мышц по сравнению с состоянием покоя.

МИ = (окружность плеча в напряжении (см) – окружность плеча в покое (см) ∙ 100%

Индекс 3,1-4,9 характеризует слабое развитие мышц;



5,0-8,0 – среднее развитие мышц;

8,1-12,0 – хорошее развитие мышц;

12,1-15,0 – очень хорошая мускулатура;

15,1 и более – отлично развитая мускулатура.

Коэффициент пропорциональности (КП)

,

где L1 – длина тела в положении стоя;

L2 – длина тела в положении сидя.

Нормальным считается, если КП = 87-92%.

Индекс Вервека – Воронцова , характеризует тип телосложения.

,

ИВ больше 1,35 соответствует выраженному вытягиванию или долихоморфии;

1,25-1,35 – умеренной долихоморфии;

0,85 – мезоморфии;

0,75 – 0,85 – брахиморфии;

0,75 – выраженной брахиморфии.

Долихоморфный тип телосложения характеризуется узким туловищем и длинными конечностями. Брахиморфный -0 широким туловищем и короткими конечностями. Мезоморфный тип телосложения – средний вариант размеров тела.

СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости.

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детей - важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

При оценке физического развития детей учитываются:

Длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность головы;
- функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент выносливости, мышечная сила кистей рук и др.;
- степень развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.

На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и др.

Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени - весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей.

Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.

Вследствие наблюдаемой у детей акселерации стандарты физического развития периодически пересматриваются.

Оценка физического развития может производиться различными методами:

- методом сигмальных отклонений , когда индивидуальные показатели ребенка сопоставляют со средней арифметической каждого признака, представленной в специальных таблицах;

- регрессионным методом с помощью шкал регрессии, составленным по возрастно-половым группам;

- центильным методом , сущность которого заключается в том, что упорядоченный вариационный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Этот метод современной медицинской практикой считается наиболее точным;

- методом номограмм , когда физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям - длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношения обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С равными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания ребенка. Номограммы чаще всего применяются в массовых скрининг-обследованиях детей.

Практикуется и метод определения биологического возраста детей.

Обследование детей должны проводить медицинские работники не менее двух раз в год. Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совете.

Практики, всерьез обеспокоенные здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние, маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека, даже если он еще находится в утробе матери. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.

Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина его тела - 98,5 см, масса - 12,8 кг. Его рост во взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий. Значит, мы должны отнести его к типу «большой».

Заглянем в таблицу показателей физического развития (приводится фрагмент).

Примечание: Таблицы и расчетные формулы в качестве приложения к курсу будут даны в лекции № 8.

Каковы выводы? А выводы таковы, что физическое развитие ребенка задерживается. Ведь, по данным своего будущего роста, он относится к типу «большой», а показатели длины тела и массы соответствуют типу «маленький». Следовательно, необходимо выяснить причины такого отставания физического развития.

Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы: например, избыточная масса тела, низкие ростовые показатели, непропорциональность развития, значительно превышающая допустимые пределы, и т.д.

Эти данные позволяют разработать для подобных детей специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача.

Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).

ИП = Рост(см) - [Масса(кг) + Окр. гр. кл.(см)]

Полученные данные сверяются с показателями, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста

Примечание: Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.

Используя показатели индекса Пинье, мы сможем сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что наши дети окрепли или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности.

При проведении функциональных проб у детей 4-7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний в течение 20 секунд на 25-40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5-6 единиц.

По этим показателям мы также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей.

Например, в начале года пульс детей учащался при подобной нагрузке на 45%, что в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию в данном дошкольном учреждении или данной возрастной группе детей не ведется.

Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ-теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности:

1) подъем на ступеньку с частотой восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30 раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки - 2 минуты, отдых между ними - 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле:

W = P х n х h,

Где Р - масса ребенка, n - число подъемов на ступеньку в минуту, h - высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15-20% при первой нагрузке и на 45-60% при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном эффекте физкультурно-оздоровительной работы и ее правильной организации.

Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:

КВ = П х 10/ПД,

Где П - пульс, ПД - пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).

По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются. В табл. 2 приведены его стандартные показатели.

Таблица 2

Показатели коэффициента выносливости у детей

Развитие дыхательной мускулатуры можно проследить с помощью пневмотонометра. Он представляет собой U-образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.

Таблица 3

Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф. Синякову)

Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:

ЖИ = ЖЕЛ/Р,

Где ЖЕЛ - жизненная емкость легких, в мл; Р - масса тела, в кг.

На эффективность физкультурно-оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.

Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.

Оценка физических качеств детей

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.

Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса - по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей - по прыжкам в длину с места.

Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.

Рост стоя - (Вес в кг. + Окружность грудной клетки в фазе выдоха)

Значение индекса : крепкое телосложение -10-15, хорошее-15-20, среднее- 20-25 , слабое-25-30,

очень слабое - выше 30.

Дети: среднее телосложение 2-3 л - 23, 6-7 л - 30-35, 8-15 - 26-35.

4. Индекс Эрисмана (показатель развития грудной клетки): Окружность грудной клетки в паузе - 0.5 Роста стоя

Значение индекса : норма- 5-7 , хорошее физическое развитие- >7, слабое-<1,5 Дети: N - 2-3 лет - 6-9, 6-7 лет - 0, 8-15 лет- -1-(-3)

5. Индекс пропорциональности роста и окружности грудной клетки: Окружность грудной клетки в паузе * 100: Рост стоя (см)

Значение индекса : норма-50-55, узкая грудная клетка - <50, широкая - >55.

6. Жизненный показатель: ЖЕЛ: Вес (кг)

Значение индекса : для мужчин средний - 65-70, для женщин средний - 55-60 мл/кг, спортсмены: муж - 75-80, жен - 65-70.

7. Силовой показатель рук:

сила кисти сильнейшей руки 100: Вес (кг)

Значение индекса : для мужчин: норма - 70-60, для женщин: норма 45-50.

8. Туловищный показатель пропорциональности: 2Роста сидя - Рост стоя

Значение индекса : норма для мужчин - 9,5, для женщин- 12,5

9. Индекс Пирке (Бедузе) коэффициент пропорциональности: (Рост стоя - рост сидя) 100: рост сидя

Значение индекса : малая длина ног - 87 %, пропорциональное телосложение - 87-92 %, большая

длина ног - выше 92 %.

Дети: пропорциональное телосложение 2-3 г - 68-70%, 6-7 л - 78-80%, 8-15 л - 80-92%.

10. Индекс массы тела (ИМТ): Масса тела (кг)

Рост стоя 2 (м)

Значение индекса : дефицит массы тела < 18,5, нормальная масса тела - 18,5 - 24,9, избыточная масса тела 25,0-29,9, ожирение I ст- 30,0 - 34,9, ожирение II ст - 35,0 - 39,9, ожирение III ст - > 40,0.

11.Уравнение Людвига - определение должной жел.

Мужчины ДЖЕЛ = (40 рост см) + (30 вес кг) - 4400

Женщины ДЖЕЛ = (40 рост см) +(10- вес кг) - 3800

    Формула проф. Петровского для определения идеального веса.

А = 50 + (Б-150) * 0,75 + (В - 20): 4 (А - идеальный вес, Б - рост, В - возраст). Стадии ожирения.

Начальная - превышение нормы веса до 15%;

Первая - излишний вес до 30%;

Вторая - излишний вес 30-50%;

Третья - излишний вес свыше 50%.

Рациональное пиание спортсменов.

Принципы рационального питания

    Соответствие энергетической ценности рациона среднесуточным энерготратам;

    Сбалансированность рациона по основным пищевым веществам;

    Распределение рациона в течение дня, согласованного с физическими нагрузками.

Белки:

    животного происхождения (60%): говядина, телятина, печень, почки, творог, сыр, яйцо, молоко, заливные блюда.

    растительного происхождения (40%): соя, фасоль, рис, горох, кукуруза, арахис, грецкие орехи,гречневая каша с молоком, хлеб.

    На выносливость 1,2-1,4 г/кг массы тела;

    Силовые виды 1,7-2,0 (м\б до 2,4) г/кг массы тела (до 200-25Ог/сут);

Жиры:

    Животные жиры (70-75%): молоко, творог, сыр, сметана, сливки, масло, говядина, телятина,курица, индейка, рыба, яйцо

    Растительные жиры (25-30%): миндаль, грецкие орехи, масло подсолнечное, масло кукурузное,халва

    Сбалансированность по жирам: полиненасыщенные ЖК - 10%, насыщенные ЖК - 30%,мононенасыщенные ЖК - 60%.

Углеюды:

    В виде полисахаридов 65-70 % (крахмал, крупы, макароны, картофель, хлеб и др.)

    В виде Сахаров 25-30%: (виноград, черешня, крыжовник, дыня, арбуз, шоколад, варенье, мед).

    Пищевые волокна 5% (ржаные и пшеничные отруби, овощи),

Дшежй тйшер - созданше запасов углеводов в организме (за неделю соревнований):

    Первые 3 дня спортсмен находится на белково-жировой диете с большим количеством клетчатки, исключаются из питания углеводы (хлеб, макароны, каши, сахар). На фоне диеты идут интенсивные тренировки.

    Затем оставшееся время спортсмена переводят на углеводистую диету, физические нагрузки сжимают до минимума

Режим питания

    4-5 раз в день с интервалом 2,5-3 часа

    Тренировка не ранее, чем через 1 час после приема пищи.

    Прием пищи после тренировки не ранее, чем через 40-60 мин.

    Энергоценность: 1-й завтрак- 10-15%, 2й завтрак-20-25%, обед-35%, полдник-5-10%, ужин-25%.

    Последний прием пищи за 1,5-2 часа до сна.

Питание в период соревнований

    За 2 - 3 часа до соревнований легкая пища калорийностью 700-1200 ккал, состоящую из легко усваиваемых углеводов и белков (каши, отварная курица, куриный бульон, соки, чай, шоколад, мед).

    После выступления: соки, минеральная вода, молочные продукты, фрукты

    Первые 2-3 дня после окончания соревнований (курица, овсяная или гречневая каща, нежирный творог, яйцо всмятку, сливочное масло, салаты).

Водно-солевой баланс

    При потери воды на 1 % от массы тела появляется чувство жажды

    2% воды от массы тела (1,5л) снижается работоспособность и выносливость

    3% воды (2л) работоспособность снижается на 20-30%

    5% воды снижается слюноотделение, диурез, учащается пульс, появляется слабость и тошнота

    Потеря 9-12% воды несовместима с жизнью (потеря воды в марафонском забеге может быть до 4л).Питьевой режим во время соревнований:

    Перед стартом за 40-60 мин выпивать 400-600 мл холодного (12-14°С) 4-6% р-р углеводно-минеральногонапитка

    Во время соревнований 30-60 мл (один или два глотка) воды или углеводно-минерального напитка

    При марафоне не более 1 л в час

Питьевой режим марафонцев:

    Перед стартом или во время разминки до 300 мл воды 110 °С

    Первые 60-75 мин работы 100-150 мл глюкозы (5гр\100 мл)через равные промежутки времени (20-15 мин)

    Через 75-90 мин работы концентрацию глюкозы увеличивают до 10-12 г\100 мл и добавляют NaCI 20мЭк\л

Врачсбно-псдагогическое наблюдение.

Хронометраж урока (тренировки): Врач устанавливает наблюдение за 1-3 занимающимися на протяжении всего урока. При помощи секундомера отмечает время, потраченное на выполнение упражнений, на отдых, объяснения преподавателя и длительность всего комплекса.

Плотность занятая:

Время, потраченное на упражнения

100 = % плотности

Длительность всего занятия

Плотность занятия хорошая (для закрытых сооружений) = 60-70 % ,

Для открытых сооружений - 70-80%, для школьников - 50-55 %. Определение физиологической кривой урока.

У обследуемого считают пульс за 10 сек до начала занятия, по окончании вводной части, после выполнения каждого упражнения в основной части урока, в заключительной части хронометраж проводят, так же как и в подготовительной и после окончания занятия. Физиологическая кривая должна представлять собой восходящую линию, поднимающуюся в основной части урока, на 80-100% от исходной,с несколькими зубцами и заметно снижающуюся в заключительной части до достижения исходного значения пульса по окончании занятия. Незначительный подъем и плоская форма кривой свидетельствуют о недостаточной нагрузке. Если пульс в основной части урока не достигает 130-140 в минуту, то нельзя рассчитывать на тренировочный эффект урока.

Санитарные нормы содержания мест проведения занятий. Закрытые спортивные сооружения.

    Максимальное количество занимающихся в зале должно соответствовать площади (не менее 4 кв.м. на каждого человека).

    Пол зала должен быть деревянным, ровным (допускается линолеум).

    Стены высотой не менее 1.75 м от уровня пола и должны иметь панели допускающие уборку влажным способом.

    Зал должен быть освещен естественным светом, световой коэффициент должен быть равен 1,6. Искусственное освещение должно быть рассеянным и равномерным не менее 50 лк..

    Температура воздуха в спортивном зале должна быть 16-18 гр.

    В спортивных залах должно быть только то оборудование, которое необходимо для занятий.

    Магнезия для рук должна храниться в ящиках с крышками.

    Спортивное оборудование необходимо очищать от пыли (влажная уборка) 1-2 раза в день. Уборка зала производится до занятий, в перерыве между занятиями и после них. Генеральная

уборка производится не реже 1 раза в неделю.

Наименование объекта

Освещение искусств в люксах

Освещение естеств в св.коэф.

Гимнастический зал

Искусственный каток

Искусственный бассейн

Сбалансированность питания:

На 14% белков приходится 30% жиров и 56% углеводов от общей калорийности рациона

Питание бегунов на короткие дистанции: высокое содержание белков (170-180гр) и углеводов (670-700 гр), небольшое жиров (110-120 гр), калорийность 4400-4600 кал\сут.

Питание бегунов на длинные дистанции: высокое содержание углеводов (700-800гр) и жиров (130-140гр), более низким белков (130-140ГР), калорийность 4500-5000 кал\сут.

Питание гимнастов: высокое белков (150-170гр) и углеводов (650-700гр), калорийность 4500-4800.

Питание тяжелоатлетов: высокое содержание углеводов (до 800гр) и калорийность 5000-6000.

Питание пловцов: много жиров (до 150гр) и углеводов (700гр).

Питание спортсменов - игроков: много углеводов (650-700гр) и белков (160-170 гр), калорийность 4400-4700 кал\сут.

Реабилитация инвалидов-спортсменов.

Цели:

    нормализация психоэмоционального состояния;

    восстановление бытовых навыков;

    восстановление двигательных функций,

    социальная адаптация;

    профессиональная адаптация, приобретение повой специальности, трудоустройство.

Особенности тренировочного процесса инвалидов:

    интенсивность и продолжительность занятий снижается, более длительные паузы отдыха между нагрузками;

    дифференцированные методы восстановления физической работоспособности с учетом физических нагрузок, характера и длительности заболевания;

    более продолжительные интервалы между тренировками, выполнением упражнений и т.д.

Спортсмены-инвалиды:

    врожденные и ампутационные дефекты конечностей;

    повреждения позвоночника и спинного мозга;

    спортсмены-инвалиды с ДЦП и полиомиелитом;

    слепые и слабовидящие;

    глухие и с тугоухостью;

    «прочие».

Тестирование спортсменов-инвалидов. Пробы для спортсменов с ампутациями и дефектами конечностей:

    Езда на кресле-коляске: минимальная нагрузка для определения длительности и темпа передвижений (ампутация обеих конечностей);

    Ходьба па костылях по ровной местности (50 м) после односторонней ампутации;

    Ходьба на протезах по ровной поверхности (50 м);

    Степ-тест и ходьба по лестнице

Тесты для волейболистов-ампутантов

    и.п. лежа на спине. Переход из положения лежа в положение сидя в течение 1 мин. Пульс до и после пробы, оценка восстановительного периода.

    и.п. сидя на полу. На кистях рук сделать уголок, оценка - время удержания.

    и.п. спиной к гимнастической стенке. Уголок на гимнастической стенке, оценка -время удержания.

    бег на тредмиле (в протезе) 3 мин. Оценка ССС.

    велоэргометрия или ручная эргометрия - 5 мин.

    проплыть 3 отрезка по 50 м с интервалом в 3 мин.

    имитация плавания на тренажере в течение 1 мин. (фиксируют количество гребков и ЧСС).

Тесты для футболистов

    упражнения с мячом на координацию;

    ведение мяча 5-10 м;

    бег на тредмиле 3 мин;

    велоэргометрия или ручная эргометрия 5 мин;

    пробы Штанге и Генчи

Врачебное наблюде ние за женщинами занимающимися спортом. Особенности организма женщин:

    Сила мышц ниже, чем у мужчин;

    Мышечные волокна тоньше;

    Более слабые мышцы верхних конечностей;

    Анаэробная емкость ниже (концентрация АТФ и КФ как у мужчин, но объем мышечной

массы ниже);

    Ниже емкость лактатной системы;

    Меньше объем сердца и его полостей, ниже ударный объем, минутный объем кровообращения;

    ЧСС в покое выше;

    При физнагрузки сердечный выброс ниже, общий объем крови меньше;

    МОД, ЖЕЛ, максимальная вентиляция, глубина дыхания меньше;

    Ниже аэробная производительность.

Динамика функционального состояния женщины в зависимости от менструального цикла:

1 половина цикла : преобладают эстрогены, после менструации восстанавливается кислороднаяемкость крови, усиливается эритропоэз, повышается количество эритроцитов и гемоглобина.

2 половина цикла: постепенно начинает преобладать прогестерон, постепенно понижаетсяколичество эритроцитов и гемоглобина, тромбоцитов и лейкоцитов.

Фаза менструации: снижается основной обмен и температура тела, ускоряется потоотделение при нагрузки (низкое эстрогенов), ухудшается ортостатнческая реакция, сила и работоспособность снижается, ухудшается общее состояние. Физическая работоспособность и фазы менструального цикла.

    я фаза (1-5 день) - целесообразно развитие гибкости;

    я фаза (6-12 день) постменструальная - развитие выносливости;

    я фаза (13-15 день) овуляция - тренировки не рекомендуются;

    я фаза (16-24 день) постовуляторная - развитие скоростно-силовых качеств;

    я фаза (25-28 день) предменструальная - развитие гибкости. Противопоказания к занятиям спортом в менструальную фазу:

    Нарушения менструального цикла

    Воспалительные заболевания половых органов о Состояние после аборта

    Период полового созревания

В период менструации запрещается:

    Максимальные нагрузки

    Натуживания и силовые упражнения

  • Упражнения, связанные с сильным сотрясением тела

    Переохлаждения

    Длительное пребывание на солнце

    Сауна, баня, плавание и занятия в бассейне.

Самоконтроль: в дневнике фиксируют длительность цикла, фазы менструации, обильность, самочувствие влияние нагрузок на длительность, характер менструации и самочувствие. Оценивают работоспособность в различные фазы и проводят функциональные пробы (ортостатическую, Руффье). Гииерандрогения:

    нарушение менструальной функции, затяжной период становления менструации,

    задержка наступления первой менструации

    слабо выраженные грудные железы на фоне оволосения,

    гирсутизм (оволосение на груди, животе, бедрах, свойственный мужчинам),

    нарушения протекания беременности, угроза выкидыша,

    интенсивный рост, атлетический или мужской морфотип.

    слабость родовой деятельность и преждевременные роды

ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. БУРДЕНКО

КАФЕДРА ФИЗИОТЕРАПИИ, КУРОРТОЛОГИИ

И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ ИПМО

с курсом восстановительной медицины (лечебной физкультуры)

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой

Профессор Борисов В.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: « МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА».

Тема занятия : «Методы исследования, применяемые в спортивной медицине. Оценка

функционального состояния организма спортсмена».

Цель занятия : Изучить основные методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, типы реакций организма на физическую нагрузку, тесты с физической нагрузкой, средства повышающие работоспособность.

Мотивация темы занятия: На любое воздействие организм отвечает цепью биологических реакций, которые могут быть как физиологическими, так и патологическими. Знание врачом изменений происходящих в организме под воздействием физических нагрузок, необходимо для правильной оценки функционального состояния лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

Основные вопросы по теме занятия : 1 .Классификация функциональных проб.

2.Функциональные пробы для исследования состояния сердечно-сосудистой системы (проба Мартине-Кушелевского, проба Руффье).

    Функциональные пробы, применяемые для оценки состояния сердечно-сосудистой системы спортсмена (проба Летунова).

    Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы.

    Правила проведения и оценка пробы Серкина и Розенталя.

    Функциональные пробы для оценки состояния вегетативной нервной системы.

    Медицинские группы, их характеристика и правила определения.

Практические навыки :

    провести и оценить пробу Мартине-Кушелевского;

    провести пробу Руффье;

    провести и оценить пробы Штанге и Генчи;

    Провести и оценить пробы Серкина и Розенталя;

    провести глазо-сердечную пробу и оценить результаты.

    провести ортостатическую пробу и оценить результаты,

    провести клино-ортостатическую пробу. Задание на следующее занятие:

    Тесты с физической нагрузкой.

    Спортивная фармакология. Литература (основная ):

1.Епифанов В.А. Спортивная медицина. М., - ГЭОТАР-Медиа, 2006. Литература (дополнительная ):

    Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.- М.: Советский спорт, 2006.

    Макарова Г.А. Спортивная медицина. М., Советский спорт, 2006.