От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Как уверяют врачи, красота во многом зависит от состояния позвоночника. Здоровый сон укрепляет позвоночник

Загрязнение окружающей природной среды отрицательно сказывается на здоровье. Загрязнённый атмосферный воздух может стать источником проникновения в организм вредных веществ через органы дыхания. Загрязнённая вода может содержать болезнетворные микроорганизмы и опасные для здоровья вещества. Загрязнённая почва и грунтовые воды ухудшают качество сельскохозяйственных продуктов питания. Человек издавна рассматривал окружающую природную среду в основном как источник сырьевых запасов (ресурсов), необходимых для удовлетворения своих потребностей. При этом большая часть взятых от природы ресурсов возвращается в природу в виде отходов. Основная часть этих отходов и загрязнений образуется в городах.

В настоящее время более половины людей планеты живут в городах (в Российской Федерации около 74%). Города - это не только место проживания людей, но и промышленные центры, в которых размещаются крупные фабрики и заводы, загрязняющие окружающую природную среду.

В городах по железным и шоссейным дорогам непрерывно перевозят грузы и людей. Все виды транспорта сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами, содержащими вещества, вредные для здоровья человека.

В каждом современном городе в результате жизнедеятельности людей образуется много промышленных и бытовых отходов.

От свалок, расположенных вблизи городов, на большое расстояние распространяется неприятный запах. На свалках размножается большое количество мух, мышей и крыс, которые являются переносчиками различных болезнетворных бактерий.

Деятельность человека приводит к постоянному загрязнению окружающей природной среды: атмосферного воздуха, природных вод и почв.

Загрязнение воздуха. В одних случаях загрязнение воздуха обусловлено газообразными веществами, в других - присутствием взвешенных частиц. Газообразные примеси включают различные соединения углерода, азота, серы и углеводородов. Наиболее распространённые твёрдые примеси - это частицы пыли и сажи.

К основным источникам загрязнения воздуха относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт и промышленные предприятия.



Загрязнение вод. Основные загрязнители природных вод - нефть и нефтепродукты, которые поступают в воду в результате естественных выходов нефти в районах её залегания, нефтедобычи, транспортировки, переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья.

Загрязнение водной среды происходит при поступлении в водоёмы жидкости, стекающей с обработанных химикатами сельскохозяйственных и лесных земель, и при сбросе в водоёмы отходов предприятий. Всё это ухудшает санитарно-гигиенические показатели качества воды.

Загрязнение почв. Основными загрязнителями почв являются металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды (химические препараты, применяемые для борьбы с сорняками).

Известно, что под воздействием окружающей среды в организме человека могут происходить передаваемые по наследству изменения (мутации). Постоянное ухудшение окружающей среды в конечном счёте может привести к снижению защитных свойств организма, который перестанет сопротивляться различным заболеваниям.

Общество осознаёт необходимость закрепления законодательным путём прав человека на чистоту окружающей среды. Так, в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., определено: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Люди во всём мире принимают определённые меры по уменьшению вредных промышленных выбросов в окружающую природную среду, но этого пока недостаточно. Каждый человек должен и сам заботиться об окружающей природной среде и своём здоровье. Забота об окружающей среде начинается с собственного дома, улицы, парка и т. д. Необходимо изменить своё потребительское, агрессивное отношение к природе, заменить его заботой о сохранении всего живого, участвовать в озеленении родного города или населённого пункта. Как повысить устойчивость организма к неблагоприятному воздействию внешней среды?

В последнее время активно изучаются вещества, которые повышают сопротивляемость организма вредному воздействию окружающей среды. Такими веществами признаны витамины А (ретинол), Е (тоферол), С (аскорбиновая кислота). Все витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе.

Отметим, что указанные витамины и необходимые организму человека микроэлементы в значительных количествах содержатся в продуктах растительного происхождения. Перечислим наиболее доступные из них.

Капуста белокочанная содержит целый комплекс витаминов, ферментов и микроэлементов, которые делают её одним из важнейших продуктов лечебного и диетического питания. Полезна и свежая, и квашеная капуста, при квашении капусты в ней сохраняется значительное количество витамина С.

Морковь является ценным пищевым продуктом. В моркови имеются все необходимые организму витамины (В, В2, В6, С, Е, К, РР). Ежедневное употребление свежей моркови, значительно укрепляет организм, повышает его сопротивляемость инфекционным заболеваниям и неблагоприятному воздействию внешней среды.

Много полезных для здоровья веществ содержат и другие известные вам овощи: картофель, репчатый лук, сладкий перец, свёкла, помидоры, петрушка. Установлено, что богаты витамином Е растительные масла (подсолнечное, кукурузное и др.). Салаты и винегреты из овощей, заправленные растительным маслом, содержат весь комплекс необходимых вашему организму витаминов и микроэлементов. Никогда не отказывайтесь от свежих овощей и фруктов, а также от свежих салатов. Для сохранения здоровья специалисты рекомендуют, чтобы дневной рацион питания человека на 2/3 состоял из свежих овощей и фруктов.

Домашнее задание
■ Какое влияние на здоровье человека оказывает окружающая природная среда?
■ Почему, на ваш взгляд, происходит загрязнение окружающей природной среды? Обоснуйте свой ответ.
■ Почему каждый человек должен беречь и сохранять окружающую природную среду?
■ Можно ли повысить устойчивость организма человека к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды?
■ Почему регулярное употребление в пищу свежих овощей и фруктов полезно для здоровья человека?

После уроков

Употребление в пищу свежих овощей и фруктов полезно. Попробуйте подтвердить это, опираясь на опыт организации питания в вашей семье и материалы в сети Интернет и в различных печатных изданиях (книгах, журналах).

В пустые клеточки таблицы запишите, чем, на ваш взгляд, отравляют природную среду (воздух, воды, почву) промышленность, транспорт и свалки. Используйте при этом знания, полученные при изучении параграфа, и ваши собственные наблюдения за загрязнением окружающей среды в вашем регионе.

Успех воздействия в управлении во многом зависит от того, как будет подавать себя собеседнику или аудитории говорящий. Руководитель должен знать, что его речь, будь она услышана с трибуны или из-за своего рабочего стола на совещании, целиком раскрывает его личность. В связи с этим важно знать картину восприятия человека по речевому поведению. Давайте представим себе, как нас воспринимают слушающие; как мы, часто сами того не ведая, сигнализируем о своей эрудиции, интеллекте, психическом состоянии.

Успех воздействия в управлении во многом зависит от того, как будет подавать себя собеседнику или аудитории говорящий. Руководитель должен знать, что его речь, будь она услышана с трибуны или из-за своего рабочего стола на совещании, целиком раскрывает его личность. В связи с этим надо знать картину восприятия человека по речевому поведению. Соответствующая информация в этом плане руководителю весьма полезна и даже необходима.

Давайте представим себе, как нас воспринимают слушающие, как мы, часто сами того не ведая, сигнализируем о своей эрудиции, интеллекте, психическом состоянии.

Эрудиция оценивается в основном содержательностью речи. Когда человек высказывается по затронутым вопросам, спонтанно находит аргументы для подтверждения своей точки зрения, при этом подбирая четкие языковые единицы, каждому ясно: он эрудирован. Когда же человек, хотя и говорлив, но за его потоком слов не удается рассмотреть чего-либо дельного - это болтун. Эрудиция предполагает наличие глубоких и разносторонних знаний, а поскольку знания приобретаются на языковой основе, то предполагается, что эрудит обладает искусством речи. Вместе с тем мы понимаем, что не все эрудиты склонны к спонтанному речевому поведению. Есть и скупые на слова, и не охотники до словотворчества.

Интеллект говорящего оценивается аудиторией по логичности высказывания и богатству лексики. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и, наконец, легкость продуцирования являются индикаторами развитого интеллекта. Различные непорядки в потоке слов часто наталкивают людей на мысли о нарушении в мыслительном процессе говорящего.

Речь сигнализирует аудитории также и о психическом состоянии говорящего. К этому побуждают людей многие жизненные наблюдения.

Так, в состоянии эмоционального напряжения люди при выражении своих мыслей испытывают затруднения в продуцировании речи. Индикаторами здесь вступает ряд факторов:

* по сравнению с речью в обычных условиях возрастает количество и длительность их пауз. Это так называемые паузы нерешительности. Внешне такое поведение выглядит, как если бы говорящий не знал, что ему говорить. Как правило, в таких случаях речь начинает с паралингвизмов (гм, кх). В середине фразы нередки бессмысленные повторы, а также поисковые слова типа - «это», «такой», «в общем». Присутствуют и заполнители пауз молчания - «видите ли», «знаете», «вот», «ну»;

* в условиях напряженности происходит снижение словарного разнообразия. Словарь речи в этих случаях характеризуется своей бедностью: говорящий употребляет главным образом те слова, которые наиболее характерны для его повседневной лексики. Нередко люди здесь склонны пользоваться стереотипами. Все это способствует тому, что аудитория воспринимает говорящего без энтузиазма;

* напряженная речь характеризуется и грамматической незавершенностью. «Так, о чем эта инструкция? Ну, в общем... охрана труда. Как вы знаете, проблема не из последних» (из речи на конференции).

Нередко встречаются длинные тирады, которые трудно понять при первом восприятии. Обычно говорящий здесь с трудом доводит фразу до завершения. Слушающий же в таких случаях перестает следить за речью, и суть дела до него не доходит.

Речь является довольно тонким индикатором личности говорящего, поэтому все те, кто обращается с речью к аудитории, постоянно должны помнить об этом. Однако в системе коммуникации важна не только речь, но и голос, жесты, поза и походка говорящего. Ничто не ускользает от взора слушающего. Здесь следует обратить внимание на ряд факторов.

Когда в речи используется спектр звуков от высоких до низких тонов, говорят о широком диапазоне голоса. Если же речь изобилует каким-то одним тоном - это узкий диапазон. Такая речь (преимущественно средних тонов) называется монотонной. Аудитория воспринимает эту речь с неохотой, а людей, её продуцирующих, относит к категории сухарей, твердокожих, бездушных. Дело здесь заключается в том, что монотонная речь, задействующая какой-то ограниченный спектр слухового анализатора, вызывает у людей неприятное ощущение и вскоре их утомляет. Отсюда и мрачные краски восприятия.

Резонанс - это проявление в голосе таких характеристик, как сиплость, шипение, «рокот», «раскаты» и т. д. Униженная личность и подчиненное положение в жизни обычно согласуются со слабым резонансом, властная же натура развивает в своем голосе раскатистость и металлический оттенок. Таковы стереотипы жизненной коммуникации. И поскольку это стереотипы, т.е. неосознанные шаблоны восприятия, то реальное положение вещей может и не совпадать с тем, что воспринимается. Но до этого слушающему нет никакого дела, он воспринимает говорящего так, как принято в его культуре. Естественно, что говорящему следует в процессе говорения вносить соответствующие коррективы.

Темп связан со скоростью продуцирования речи. Он может быть быстрым, средним, замедленным. Каждому человеку присущ вполне определенный темп речи. Слушающие же склонны относить говорящих быстро к сообразительным, а говорящих медленно - к тугодумам. Однако людей с очень быстрым темпом речи слушающие все же относят к болтунам. Аудитории больше импонирует оратор со средним темпом говорения: такой темп ассоциируется с логикой, разумной осмотрительностью, деловитостью.

Манера управления речью выступает в трех аспектах: а) манипуляция губами; б) артикуляция; в) ритм. Манипуляция придает речи плавность или наоборот - скачкообразность; артикуляция проявляется в виде напряженности или свободного продуцирования звукового потока; ритм - это размеренное или прыгающее течение речи. Людям нравится плавная, ненапряженная и размеренная речь. Всякая другая манера речи их обычно не привлекает, а речь скачкообразная, напряженная и прыгающая вызывает утомление и, несомненно, отталкивает.

Вокальные данные говорящего также делают свое дело. Так интенсивность (громкая или тихая речь) может свидетельствовать о степени его эмоционального состояния. Нередко высокая степень напряженности (например, негодование) выражается криком, а начальная стадия перехода в напряжение - шепотом. При этом в первом случае высказывание осуществляется на высоких тонах при заглатывании концовок фраз, а во втором - на низких с необычайной растяжкой слов. Так поступают обычно европейцы. На Востоке же делают все наоборот: при раздражении переходят на шепот и отчетливо произносят все звуки, а при легком волнении могут вскрикивать и чрезмерно затягивать концовки.

Как видно, говорящему и здесь есть над чем поразмыслить, если он хочет подать себя с достоинством. При этом не следует забывать и о жестах.

Все жесты делят на пять групп: иллюстраторы, регуляторы, адаптеры, аффекторы и эмблемы.

Иллюстраторы - это жесты, подкрепляющие сообщение. Среди них прежде всего выделяются указатели, например, «указующий перст», и пиктографы, т.е. картинное изображение предмета сообщения: «Вот такого размера!» или «Вот такая конфигурация!» Очень часто темпераментные ораторы употребляют кинектографы - движение телом. Почти в каждом выступлении встречаются жесты-биты, т.е. различные отмашки, подкрепляющие такт речи. Нередко встречаются также так называемые идеографы, т.е. движения руками, как бы соединяющие отдельные воображаемые предметы вместе.

Жесты-иллюстраторы очень наглядны, поэтому они хорошо фиксируются слушающими. Обычно изобилие таких жестов у говорящего свидетельствует о его возбудимости. Когда оратор, скажем, сильно размахивает руками, ребром ладони режет воздух, качается, наклоняется, выпрямляется и т. д., говорят, что он «разошелся». «Указующий перст» всегда воспринимается негативно, ибо ассоциируется с авторитарными чертами характера. Когда фоторепортеры помещают в прессе фотографии руководителей производства с «указующим» перстом, они тем самым усугубляют его негативный имидж.

Регуляторы - это улыбка, кивок головой, направление взгляда, целенаправленные движения руками. Жесты-регуляторы сигнализируют об отношении говорящего к аудитории. Они могут свидетельствовать о том, что говорящий закончил высказывание мысли и готов выслушать возражения, дополнения, вопросы. Регуляторы в беседе сигнализируют о том, кому следует остановиться, а кому начать говорение. При этом утвердились определенные штампы: ладонь вытянутой руки, обращенная в аудиторию, означает - «Подождите!»; ладонь внизу - «Я сейчас объясню!»;

Ладонь кверху - «Вот как надо!» Набор регуляторов довольно обширный, сюда входят такие движения, как поглаживание волос, прилаживание галстука, подтягивание носков, паузы молчания и т. д. Логически размеренную и спокойную речь обычно характеризует плавное проявление регуляторов. В условиях возбуждения говорящий начинает дергаться, хвататься за галстук, одергивать одежду, теребить волосы и т. д. Такое поведение воспринимается негативно.

Адапторы объединяют три группы специфических движений рук: а) почесывание, подергивание отдельных частей тела; б) касания, пошлепывание слушающих; в) поглаживание, перебирание, перебрасывание каких-то предметов (карандаша, пуговиц, ключей и т. д.). Эти жесты являются в некотором роде привычками, в большинстве своем нежелательными, а иногда и вредными, в связи с этим жесты-адапторы воспринимаются слушающими негативно. Если, скажем, говорящий усердно разъясняет какое-нибудь положение инструкции, а сам теребит пуговицу или мнет в руках книгу, то предмет его разъяснений обычно проходит мимо слушателей.

Эмблемы представляют из себя жесты-заменители слов или даже целых фраз. Примером могут служить сжатые вместе по манере рукопожатия руки: а) сжатые на уровне груди неоднократно потрясаемые в сторону какого-то человека или группы лиц означают «Здравствуйте»; б) сжатые и поднятые над головой означают «До свидания!». Ораторы нередко пользуются такими жестами, стараясь показать свое расположение к аудитории. Однако бывают случаи, когда они попадают впросак, если теми же эмблемами общаются с иностранцами. У американцев, например, сжатые в кистях и поднятые над головой руки означают «Победа!». Кроме того, то же самое значение имеет эмблема в виде двух разведенных пальцев руки по форме «V» (первая буква слова «victory» - победа). Таким образом, эмблемы формируются в социально-культурной среде человеческой общности, а поэтому несут на себе национально-психологический отпечаток. Говорящий должен усвоить себе весьма важную истину: нельзя ошибаться в применении эмблем.

Аффекторы выражают эмоции. Это движения различных частей тела, но в первую очередь, конечно, лицевых мышц человека. В виду особо важной роли, которую играют лицевые мышцы в системе речевого поведения человека, мы остановимся на этой проблеме более подробно. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой «чтения» лица человека.

Искусство «чтения» лица известно с глубокой древности. Оно зафиксировано в литературных памятниках Индии и Китая, подробно описано в трудах мыслителей древности. Психологи потратили много сил и времени, пытаясь найти сходство между чертами лица и характером. Предлагались различные схемы, однако ни одна из них не выдержала научной критики. В настоящее время считается, что по лицу можно лишь судить об эмоциональных переживаниях человека. По выражению лица, пишет известный советский психофизиолог С. Г. Геллерштейн, «мы научаемся читать тончайшие оттенки многих душевных состояний. Даже столкновение противоположных чувств, их борьба и смятение отражаются в характерных внешних признаках и распознаются глазом наблюдателя».

Уже давно экспериментально доказано, что весь спектр эмоциональных переживаний человека отражается на его лице в небольшом количестве экспрессии. Известный исследователь этой проблемы Пол Экман указывает на шесть вполне конкретных систем. Значительно раньше сходную точку зрения высказал Чарльз Дарвин. В настоящее время психологи считают, что концепция Дарвина-Экмана наиболее правильно отражает существо дела. В связи с этим можно вполне обоснованно утверждать, что в арсенале психологии имеется вполне конкретный подход к сущности отражения на лице человека всего спектра его эмоциональных переживаний. Чтобы научиться управлять своим лицом и тем самым оказывать положительное влияние на собеседника, руководитель любого ранга должен иметь об этом конкретные представления.

Арсенал основных человеческих эмоций, которые отражаются на лице, включает удивление, страх, негодование (злость), отвращение, радость и печаль.

Удивление - это кратковременная реакция. Появляется она внезапно. Если есть время подумать о том, что может удивить, то удивление на лице не фиксируется. Стимулы удивления: вид человека, звук, запах, прикосновение, вопрос, идея. Основные проявления:

* 1 - брови вздернуты вверх;

* 2 - на лбу широкие морщины;

* 3 - глаза широко раскрыты, над радужной оболочкой видна белая склера;

* 4 - рот открыт, мышцы ослаблены.

Это контролируемые реакции (П, Ш, IV). Они заметно сдерживаются говорящим, но тем не менее проявляются. Говорящий должен знать, что если он и не желает реагировать на какую-либо информацию или ситуацию, то непроизвольное удивление может подвести его. Слушающие неосознанно делают выводы о том, что говорящий что-то скрывает, что он не совсем искренен.

Страх. Эта эмоция возникает как предвосхищение чего-то очень пагубного для организма и личности.

Основные проявления:

* 1 - брови подняты, растянуты, сведены;

* 2 - появление коротких морщин на лбу;

* 3 - глаза раскрыты, сверху радужных оболочек видна белая склера, нижнее веко сильно наряжено;

* 4 - губы раздвинуты, сильно напряжены и оттянуты назад.

Выражение страха отличается от удивления по четырем позициям: а) при удивлении морщины проходят через весь лоб, при страхе - они короче и концентрируются над переносицей; б) раскрытые глаза напряжены; в) раскрытый рот бесформенно искажен, губы напряжены; г) удивление - мимолетная реакция, а страх - более длительная.

В процессе деятельности говорение - слушание эмоция страха не очень частый гость, она проявляется лишь в исключительных случаях. Но сведения о проявлении страха на лице все же необходимы.

Отвращение - это реакция на неприятные запахи, звуки, прикосновения или восприятия некоторых объектов, в том числе и людей.

Основные проявления:

* 1 - брови опущены;

* 2 - отсутствие морщин на лбу;

* 3 - глаза сужены, почти закрыты;

* 4 - уголки губ опущены. Иногда, как при тошноте, открыт рот;

* 5 - на носу морщины, чем интенсивнее отвращение, тех их больше.

Спектр отвращения очень широк: от едва уловимого наморщивания носа до искажения всего лица в гримасе тошноты. Отвращение к людям в поведении говорящего проявляется в виде презрения. Внешне это выражается путем: а) сжатием губ одной стороны рта и поднятие уголков губ другой (гримаса губ); б) легкое наморщивание носа; в) заметное сужение глазной щели с той стороны, где подняты губы. Подобного рода экспрессии возникают как реакция на вопрос или неприятную критику. Говорящие должны быть бдительны по отношению к тому, чтобы не допустить такую экспрессию. Слушающие улавливают ее мгновенно. Результат ясен: неверие к тому, что докладывается.

Негодование (злость) проявляется на лице говорящего как реакция на поведение слушающих, а также в ответ на нелицеприятный вопрос или критику с их стороны. Экспрессия злости нарастает, когда слушающий как бы отворачивается от говорящего. Основные проявления:

* 1 - брови сужаются, между ними появляются две вертикальные складки. Внешние концы бровей поднимаются;

* 2 - лоб без морщин;

* 3 - глаза суживаются;

* 4 - губы напряженно сжаты. Иногда в гримасе обнажаются зубы.

Злость нередко проявляется на лицах людей, когда они слушают очень длинное, изобилующее повторениями сообщение. Нередко такая реакция формируется у людей, если они чувствуют, что оратор неискренен, т.е. когда имеют место расхождения между тем, что он говорит и что думает. Тут срабатывает механизм внутренней речи говорящего.

Радость переживается как ощущение приятного. У лиц с эгоистической направленностью эта эмоция проявляется в момент осознания своей значимости, т.е. после того, как, например, кто-нибудь с подобострастием скажет: «Ах, как своевременно Ваше сообщение!»

Основные проявления:

* 1 - брови и (2) лоб почти не проявляют участия в формировании экспрессии радости;

* 3 - глаза часто сужаются и блестят;

* 4 - рот растягивается, утолки губ поднимаются кверху. От этого лицо приобретает шарообразность, «расплывается» в стороны.

Радость формирует на лице улыбку, и это положительно воздействует на собеседника (аудиторию). Однако следует помнить, что улыбка бывает искренняя и деланная. Люди всегда распознают деланную улыбку. Чтобы избежать такого рода улыбок, говорящий должен искренне порадоваться вместе со слушающими. Если он будет поступать по-другому, то не сумеет избавиться от дежурной улыбки, что несомненно удалит его от слушающих.

Печаль (горе) чаще всего вызывается какими-то потерями. Она может оставаться на лицах людей от нескольких минут до нескольких дней. Данная эмоция имеет довольно широкий диапазон: от состояния печали до горя и страдания. Внешние проявления между тем не всегда свидетельствуют о глубине переживаний. Руководителю, вступающему в деловое общение с людьми, нужно очень чутко реагировать на проявление у людей подобного рода эмоций. Основные проявления:

* 1 - брови сдвинуты вместе, внешние концы опущены. Между бровями пролегают небольшие вертикальные складки;

* 2 - на середине лба короткие морщины;

* 3 - глаза слегка прикрыты: нижнее веко поднято, а верхнее образует складку в виде треугольника;

* 4 - уголки рта опущены.

Экспрессии лица - это отражение эмоциональных переживаний. По ним можно судить о том, как человек относится к реальной действительности. Знание системы экспрессии дает в руки руководителю эффективный инструмент диагностики. Но это только одна сторона дела. Другая же состоит в том, что если намеренно создать на своем лице, скажем, экспрессию радости, то через некоторое время (через 10-15 минут) мы действительно начнем радоваться, если печали - печалиться т.д. А это значит, что руководитель становится обладателем методики, которая дает ему возможность сознательно управлять арсеналом своих эмоций.


Наше здоровье во многом зависит от состояния позвоночника. А состояние позвоночника зависит от мышц спины и живота. Если мышцы слабые, то при нагрузке позвоночник может деформироваться. И наоборот, крепкие мышцы спины и пресс поддерживают позвоночник в правильном положении даже при больших нагрузках.

0 73712

Фотогалерея: Ваш здоровый позвоночник: профилактика у здоровых и лечение больных

Мышцы спины, расположенные симметрично по обе стороны от позвоночника, обеспечивают гибкость и мобильность. И позволяют нам поддерживать правильное положение тела. Рассмотрим, от чего зависит ваш здоровый позвоночник, профилактика у здоровых и лечение больных. Позвоночник выполняет свои функции, если мышцы работают должным образом. Чрезмерное напряжение мышц, боль в спине при одновременном ослаблении мышц живота приводит к неправильному положению позвонков. А это может привести к серьезному повреждению позвоночника.

Контролируйте свой вес

Каждый новый килограмм веса, который вы «накушиваете», это дополнительная нагрузка для позвоночника. Даже если лишний жир равномерно распределяется по всему телу, это все равно перегружает позвонки и межпозвонковые диски. Что приводит к преждевременному износу хрящей, защемлению нервов и деформации. Еще большую опасность представляет ситуация, когда большинство жировых клеток накапливаются в районе живота. Брюшная тучность наиболее сильно нагружает поясничный отдел позвоночника (живот тянет позвоночник вперед). Ожирение обычно приводит к расслаблению мышц живота. Слабые дряблые мышцы пресса усугубляют нестабильность скелета и поэтому возможны искривления позвоночника. Поэтому эффективной мерой профилактики у здоровых людей проблем с позвоночником и лечение больных является контроль своего веса.

Упражнения для занятий спортом

Отсутствие движения также оказывает негативное влияние на позвоночник. Сидячий образ жизни провоцирует постоянное напряжение позвонков и межпозвонковых дисков. Это означает, что их ткани поглощают всё меньше и меньше питательных веществ, необходимых для непрерывного восстановления. Происходит преждевременный износ позвоночника. Недостаточная подвижность также ослабляет мышцы живота, плеч и шеи. Они теряют свою эластичность. Как результат - они уже не выполняют свою роль, а именно - надежно поддерживать позвоночник.

Лучший способ укрепить мышцы и держать их в хорошем состоянии, это тренажерный зал. Чтобы получить желаемый результат, вы должны тренироваться каждый день. Предпочтительно два раза в день, утром и вечером. Кроме того, стоит по крайней мере через день менять виды спорта. Чтобы тренировались разные группы мышц. Но будьте осторожны! Не всякие движения полезны для позвоночника. Самыми лучшими видами спорта являются: плавание (самый сбалансированный вариант), быстрая ходьба, прогулки на лыжах и велосипеде. Старайтесь избегать упражнений, связанных с прыжками. При приземлении ударная нагрузка на позвоночник увеличивается в несколько раз. Также неуместны гимнастические подвиги. Достаточно простых разминочных упражнений. Однако в любом случае, особенно если вы хотите усиленно заниматься какой-либо спортивной дисциплиной, проконсультируйтесь с врачом и тренером в клубе. Вы должны быть уверены, что занятие спортом не повредит вашему позвоночнику, и выполняйте все действия правильно. Действуя без советов специалистов по собственной инициативе, вместо того чтобы сохранить ваш здоровый позвоночник, вы только навредите себе.

Спорт может заменить быстрая ходьба. При условии, что вы будете совершать интенсивные прогулки на регулярной основе, даже в плохую погоду. Преимуществом прогулок является свежий воздух (если вы, конечно, не прогуливаетесь вдоль автотрассы). Используйте любую возможность, чтобы увеличить количество пройденных километров. Вместо того, чтобы ездить на лифте на второй или третий этаж, лучше не спеша спускаться или подыматься по лестнице. Неторопливый подъем по лестнице прекрасно тренирует мышцы.

Всегда старайтесь идти прямо

Правильная осанка положительно влияет на здоровье позвоночника. Правильное положение тела обеспечивает равномерное распределение давления на позвонки, межпозвонковые диски и суставы. Длительные чрезмерные перегрузки этих элементов позвоночника могут привести к различного рода дефектам, которые ограничивают нашу мобильность и могут даже вызвать сильную боль. Неправильную осанку врачи считают наиболее распространенным источником боли в спине. В самом деле, неправильная осанка приводит к перенапряжению и асимметрии мышц и связок, поддерживающих позвоночник.

Иногда причиной различной кривизны позвоночника становятся необратимые дегенеративные изменения. Большинство из нас ассоциируют здоровье позвоночника только с собственной осанкой и прямой спиной. Однако, это лишь один из ее элементов. Важно также, чтобы вошло в привычку постоянно держать в тонусе мышцы ягодиц и живота. Они оказывают важную поддержку для позвоночника. Чем больше живот свисает и становятся дряблыми ягодицы, тем хуже их мышцы выполняют свою работу.

Остерегайтесь поднимать тяжести

Особенно вредны для позвоночника подъем тяжестей. Естественно, выполняя повседневные задачи, мы не можем полностью исключить этот шаг. Но можно минимизировать его негативное воздействие на позвоночник. Просто запомните несколько основных принципов. Поднимая тяжелые предметы с пола - приседайте, сохраняя при этом спину прямой. Все движения выполняйте плавно. Ни в коем случае нельзя подымать тяжелые предметы с согнутой спиной и прямыми ногами! Если вы поднимаете вес с пола с согнутой спиной, давление на позвоночник увеличивается в два раза! В результате могут растянуться связки и произойти смещение дисков. Также нельзя подымать вес рывками. Это частая причина болезненной грыжи диска. Кроме того, совершая покупки в магазине, распределяйте их вес на две руки.

Подбирайте правильную обувь

Наши женщины, наверное, остались единственными в Европе, которые жертвуют здоровьем ради привлекательного образа. Европейские женщины в последнее время осознали, что именно здоровье является самой привлекательной чертой представительниц прекрасного пола. В связи с этим во всем мире популярность завоевала эргономичная обувь из экологичных материалов. И в ней нет места высоким каблукам! Неправильная высокая обувь вызывает смещение всех отделов опорно-двигательного аппарата. И в конечном итоге приводит к болезненным проблемам с позвоночником и суставами.

При выборе обуви обратите внимание на подошву и высоту каблуков. Подошвы должны быть мягкими и гибкими. Таким образом, даже ходьба по неровной поверхности не влияет на позвоночник. Жесткий материал подошвы не обеспечивает амортизацию при ходьбе по асфальту и тротуарной плитке. Это часто приводит к чрезмерному напряжению мышц. Многим знакома ситуация, когда после работы или шоппинга ноги буквально гудят! Высота каблука не должна превышать 10 сантиметров (4 дюймов). Это не значит, что нужно вообще отказаться от высоких каблуков и перейти исключительно на тапочки. Просто не носите обувь на высоких каблуках каждый день. Приберегите ее для особых случаев.

Не сутультесь

Как только вы присаживаетесь, давление на позвоночник усиливается до 150 килограмм! Как у тяжелоатлета, поднимающего штангу… Сравните, в положении лежа на спине давление на позвоночник составляет всего-то 25 килограмм. Чувствуете разницу? Конечно, никто не отговаривает вас отказаться от любимого кресла. Но надо научиться сидеть правильно. Если в положении сидя вы сутулитесь и спина согнута дугой, то давление на позвоночник увеличивается до 175 килограмм. Непрерывная сутулость, смещение позы то в одну, то в другую сторону отрицательно сказывается не только на позвонках, но и на мышцах. Некоторые группы мышц устают держать позвоночник в неестественном положении, превращая здоровый позвоночник в проблемный.

Виновником неправильного положения зачастую является мебель. Правильно обставьте рабочее место. Обратите внимание на то, как вы сидите, особенно если вы проводите за рабочим столом много времени. Высота стола должна быть такой, чтобы вам не приходилось сгибаться во время работы. Высота стула должна быть достаточной, чтобы ваши ноги удобно доставали до пола. А тазобедренный сустав и колени были согнуты под углом 90 градусов. Спинка кресла (стула, сиденья автомобиля) должна иметь выступ на уровне крестца, и на высоте грудных позвонков слегка вогнутой. В идеале спинка должна быть наклонена вниз под углом 5 градусов.

Если вы работаете за компьютером, монитор должен располагаться напротив лица. Если ваш монитор должен стоять в стороне, например, чтобы не мешать общению с клиентами, как минимум каждые три месяца переставляете его с одного угла стола на другой. Расположение клавиатуры должно быть ниже локтя. Расположите ее так, чтобы во время набора текста угол между плечом и предплечьем был больше 121 градуса. Соблюдение этих параметров будет защищать вас от боли в плечах и шее. Если возможно, купите себе гелиевый коврик для мыши. Это позволит избежать давления на нервные окончания запястья, которое обычно вызывается при положении руки на твердой части поверхности. Это может привести к раздражению нервов и вызвать боль не только запястья, ладони, но и всей руки.

Здоровый сон укрепляет позвоночник

В постели вы проводите 6-8 часов в сутки. Во время сна позвоночник должен быть в правильном положении, а мышцы - расслабленными. Если постель, в которой вы спите, оборудована не правильно, это может вызвать боли в спине и даже повреждения позвоночника. Самым важным элементом является матрац. Он не должен быть слишком мягким или излишне твердым. Самое правильное положение позвоночника обеспечивают так называемые ортопедические матрацы. Они гораздо дороже традиционных, но наше здоровье вообще бесценно! При выборе матраца обращайте на качество и репутацию производителя.

Также здоровье позвоночника зависит от позы во время сна. Самая естественная поза, это сон на боку с согнутыми коленями - поза эмбриона. Позвоночник также не рассчитан природой для сна на спине. Если у вас уже выработалась такая привычка и вы не можете спать иначе, то подложите под колени небольшой валик или подушечку. Тем самым вы снизите давление на позвоночник. Самым нездоровым является сон на животе - особенно для женщин (в связи с «выдающимися» анатомическими особенностями). Такая поза часто становится причиной плохого самочувствия по утрам, вызывает «стянутость» затылочных мышц и боли в спине. Поэтому с этой привычкой надо бороться беспощадно!

Отрегулируйте сиденье в автомобиле

Даже удобное сидячее положение в любимом кресле перед телевизором оказывает большую нагрузку на позвоночник. А теперь представьте, какие перегрузки испытывают наши позвонки при езде по отечественным дорогам! Поэтому, даже если вы проводите в автомобиле мало времени, ваш железный конь должен быть идеально приспособлен к вашим анатомическим особенностям. Обязательно отрегулируйте высоту сиденья и наклон спинки. Причем таким образом, чтобы ваши колени были слегка согнуты, бедра располагались горизонтально поверхности земли, и ничто не препятствовало доступу к рулевому колесу. К рычагу переключения передач и педалям вы должны легко дотягиваться без дополнительных усилий. Если спинка сиденья не имеет соответствующей выпуклости на высоте поясничного отдела позвоночника, подложите подушку или натяните специальный чехол.

Если вы столкнулись с головными болями, вам, в первую очередь, следует обратиться к врачу. Не откладывайте поход в больницу. Причина болей может быть самой различной. И только специалист может поставить точный диагноз.

Когда оценивают возраст человека, то в первую очередь внимание уделяют лицу и фигуре. Но внешний облик - это не только красивая и сияющая кожа, недостатки которой можно скрыть под макияжем. Пропорция лица, состояние шеи, осанка и походка меняются, когда начинаются проблемы с позвоночником.

Если страдает шейный отдел позвоночника, то происходит смещение или сжатие межпозвоночных дисков. Это становится причиной нарушений в нервных окончаниях, кровеносной системе и лимфоузлах. Под удар попадают все части головы - мозг, кожа, мышцы… У меня, например, именно такой случай. По утрам просыпаюсь с головными болями, лицо отекшее. И кремом и массажем лица эту ситуацию не исправить.

Врачи предупреждают, что уплощение межпозвоночных дисков часто появляется с возрастом. При этом шея становится короткой, а гипертрофированный шейный прогиб довольно сильно портит естественные очертания человека.

С потерей эластичности диски теряют амортизирующие способности и начинают сжимать кровеносные сосуды, которые подходят к голове. Даже при малом нарушении кровоснабжения мозга появляются головные боли, раздражительность, слабость и нарушение сна. Нарушается обмен веществ, и, как результат, возникают глубокие морщины.

От состояния шейного отдела зависит около 70 лицевых мышц! Если они спазмированы, это может привести к сжатию нервных волокон и деформации пропорций лица, провисанию кожи и другим признакам старения.

Молодость лица таится в позвоночнике! Поэтому примите несколько полезных советов.

Не сутультесь. Это нужно соблюдать и при ходьбе, и при сидении.

Занимайтесь физическими упражнениями.

Периодически посещайте массажиста.

Для меня эта статья, найденная на одном из порталов Интернета, оказалась полезной. Я постоянно мучаюсь головными болями. Обследовалась у специалистов, и они поставили диагноз: «Искривление и деформация шейных позвонков». Посоветовали делать зарядку - укреплять мышцы шеи и спины. Показали ряд упражнений. Впрочем, при желании их можно найти в Интернете. Пересиливая себя, начала делать утреннюю гимнастику. Честно признаюсь, иногда ленюсь, а потом корю себя за это.

А как вы боретесь со своими болезнями. Хватает ли у вас силы воли на ежедневную зарядку и спортивные упражнения? Делитесь своим опытом. Он может кому-то помочь.


ВВЕДЕНИЕ.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов к решению вопросов формирования здоровья детей с раннего возраста.

Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является гуманизация целей и деятельности образовательной работы с детьми.

Гуманизация педагогического процесса современного ДОУ находит свое отражение в принципе соответствия задач, содержания, методов, форм, технологий воспитания и обучения дошкольников их возрастным потребностям: с одной стороны, необходимо обеспечить удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка (биологических и социальных), а с другой – создать условие для их личностного развития.

Гуманизация педагогического процесса прежде всего предполагает здоровьесберегающее воспитание и обучение дошкольников, которое позволяет сохранить и укрепить здоровье ребенка в процессе его пребывания в стенах ДОУ, а также способствует выработке у ребенка потребности и привычки беречь и укреплять свое здоровье и здоровье других людей.

По результатам медицинского обследования дошкольников сегодня среди детей ДОУ наиболее часто отмечаются такие нарушения физического здоровья, как стоматологические заболевания, заболевания дыхательной системы, носоглотки, аллергические заболевания.

Некоторые из них с возрастом имеют тенденцию к увеличению распространенности и степени нарушения, т.к. во многом связаны с условиями жизнедеятельности ребенка и характером физического воспитания. Однако при условии реализации оздоровительно - профилактических мер и соблюдения правил ЗОЖ состояние здоровья дошкольников хорошо поддается коррекции.

По мнению Н.А.Ноткиной, М.М.Антроповой, С.В.Попова, Г.Л.Билич, Л.В.Назаровой и др., в понятие «ЗОЖ» входит: воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, выработка потребности получения положительных эмоций от соблюдения правил поведения, способствующих укреплению здоровья. Все это обеспечивает укрепление физического, психического и нравственного здоровья ребенка; позволяет ему успешно входить в новые режимы жизнедеятельности и адаптироваться к условиям пребывания его в ДОУ.

Для решения этих проблем и задач в МДОУ «Бардымский детский сад №1» реализуются следующие программы: (стр. № 5).

Система работы по физическому развитию и здоровью



Основные направления коррекционной работы с детьми


Реализуемые программы деятельности ОУ по оздоровлению и

пропаганде ЗОЖ.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» - под редакцией М.А.Васильевой.

ЦЕЛЬ: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание

в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе.


«Радуга»- комплексная программа и методическое руководство для ДОУ.

ЦЕЛЬ: обеспечение всестороннего развития ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, охрана и укрепление здоровья детей, приобщением их к миру общечеловеческих ценностей.
Дополняя следующими программами:

Л.Н.Пустынникова «Система» - региональная программа физического воспитания детей 3-7лет. Пермь, 1997

Программа составлена с учетом требований документов, разработанных

и действующих в Российской федерации.

В целом программа « Система» направлена на решение следующих вопросов:

Комплексное использование разнообразных форм воспитания, обучения и оздоровления детей 3-7 лет в быту, в игровой, самостоятельной, учебной деятельности;

Воспитание положительно – эмоционального отношения и устойчивых интересов к разнообразным физическим упражнениям и играм, ориентация на ЗОЖ, соблюдение правил личной гигиены и режима дня, закаливание;

Формирование умения ориентироваться в пространстве, в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках, досугах и др.), проявляя культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность.

Инновационными компонентами программы «Система» являются:

Направленность на непрерывное физкультурное образование на всех ступенях образования от дошкольного до вузовского, где физическая культура личности последовательно обогащается новым содержанием и отношениями, приобретает новые качественные изменения, сохраняя основные элементы целого. В связи с этим в программе «Система» осуществлен общепедагогический принцип преемственности развития и становления физической культуры личности от одного возраста к другому

в дошкольном периоде, что способствует более эффективной подготовке детей к жизни, безболезненной адаптации их к учебе в начальной школе;

Приобщение детей к основам ЗОЖ всеми средствами физического воспитания;

Системный подход по всем разделам физического воспитания в ДОУ.

Программа Л.А.Меньшикова, Н.Л.Попова. «Здоровейка в гостях у малышей» Пермь, 2005

На наш взгляд эта программа является весьма актуальной и практико-ориентированной, способной помочь воспитателю в осуществлении необходимого гигиенического воспитания и формирования полезных для здоровья привычек.

Основным назначением данной программы является содействие дошкольнику в полноценном психическом и физическом развитии в детском

саду, семье; создание условий для укрепления индивидуального здоровья; обучение ребенка элементарным навыкам сохранения и укрепления здоровья, поскольку в этот период у детей легко формируются новые условные рефлексы, лежащие в основе привычек, в том числе полезных для здоровья. Кроме того, в дошкольном периоде детства отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, поэтому через дошкольника появляется возможность воздействовать и на членов семьи.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»- программа для ДОУ и методический комплект.

ЦЕЛЬ программы: научить ребенка правильно себя вести в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями, способствовать становлению у детей дошкольного возраста ценностей ЗОЖ.

В программе содержится тематический план и соответствующие ему шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок и дом», и др., а также рекомендации по работе с родителями.

К программе подготовлен учебно-методический комплект для работы с детьми 6-7 лет: методические рекомендации для воспитателя и четыре альбома с развивающими заданиями, рассчитанную на активную деятельность самих детей. Представленные материалы могут интегрироваться с комплексной программой детского сада.

Анализ деятельности МДОУ «Бардымский детский сад №1»

за последние 3 года.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.
В 2004 - 2005 учебном году работали над задачей:

Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью

в разных видах деятельности.

Работа по формированию у детей правильного отношения к своему здоровью проводилась в течении учебного года в разных формах и в разных видах деятельности. Задача решалась на педсовете, где рассматривались вопросы о комплексном подходе к формировании ЗОЖ и начал правильного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста в повседневной жизни, об организации самостоятельной двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста.

Проведен семинар на тему: «Закаливание – составная часть ЗОЖ». (Приложение №11 ).

В группах проведены родительские собрания по формированию у детей ЗОЖ, об особенностях психофизического развития детей, о значении физического воспитания детей в семье.

Оформлены стенды : «Режим дня дошкольника», «Формирование правильной осанки».

Для физкультурного зала приобретены : мягкие модули, мячи, обручи.

В каждой группе педагогами разработано перспективное планирование по подвижной игре.
В 2005 - 2006 учебном году работали над задачей:

- Формирование правильного отношения к своему здоровью и оздоровление детей через валеологические игры, досуги, занятия.

Вопросы по формированию правильного отношения к своему здоровью и оздоровлению детей через валеологические игры, досуги, занятия рассматривались на педсовете , где обсуждались темы: «Как воспитать своего ребенка валеологические культурным?», «Образовательное учреждение как носитель физического здоровья детей».

Прошли семинары и консультации: «Работоспособность детей, утомление и усталость» и др.

Физинструктор детского сада Азмагулова Г.Г. работает над проблемной темой «Связь физического развития детей с основами валеологической культуры», «Применение физкультминуток и подвижных игр на занятиях по конструированию»- Сарманаева А.Х. (Приложение №12) .

Просмотрены открытые занятия внутри сада.

Э Степаненкова «Методика физического воспитания»;

«Здоровейка в гостях у малышей»-обучение здоровому образу жизни детей в возрасте с3 до 7 лет;

Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве, 5-6 лет, 7 лет.

Пополнена развивающая среда: картотеки игр, утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений, пособия «Здоровый клоун»- настенное пособие с кармашками для физкультурного оборудования, пособие-модуль строения человеческого тела, приобретены: мячи, ходунки, островки, кольцеброс, стойка для прыжков.

Приобретены развивающие настольно-печатные игры: «Любит- не любит», «Валеология», Здоровый малыш», «Если малыш поранился?», «Как избежать неприятностей?», «Учим дорожные знаки», «Съедобно – несъедобно».


Задача на 2006-2007 учебный год:

Продолжать формировать правильное отношение к своему здоровью и обеспечить психофизическое развитие каждого ребенка через создание комфортно- целенаправленной развивающей среды.

Проведен педсовет, где рассматривались следующие вопросы: «Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физкультурных занятий», «Состояние оздоровительной работы в детском саду, «Образовательное учреждение как носитель физического здоровья детей», «Подвижные игры, гимнастика, физкультминутки – как средство и метод физического воспитания».

Пополнена методическая литература: Т.А.Шорыгина. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. ТЦ «Сфера», Москва, 2006.

Андрей Усачев. Программа развития и обучения дошкольника. Этикет 5-7 лет. Правила дорожного движения и уважения. Москва, 2002.

Г.П. Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г. Сазонова. Правила поведения для воспитанных детей. Москва, 2006.

Проведена консультация: « Работоспособность детей, утомление и усталость. (Неутомимость при многообразии занятий и мгновенное утомление от монотонности), « Тихий час, как помочь ребенку заснуть?».(Приложение № 6 ).

В летний оздоровительный период продолжается работа по охране жизни и укрепления здоровья детей, используя закаливающие процедуры, природные факторы, через валеологические игры, досуги, занятия, обеспечение двигательной активности детей.

Планируются и проводятся следующие мероприятия.

Работа с педагогами.

Консультации:

Санитарно-гигиенические условия и одежда детей. (медсестра)


- Подвижные игры, закаливающие процедуры, валеологические игры,

досуги - как средство и метод воспитания ребенка и обеспечение

двигательной активности. (физинструктор)

- Практическое занятие по оказанию первой помощи у воды, при травмах.

(медсестра)

Работа с детьми.
1. Трудовая деятельность.
- посадка и пересаживание рассады цветов и овощей

Уход за растениями, прополка сорняков

Наблюдения за трудом взрослых (повара, медсестры, воспитателей, прачки,

младших воспитателей, милиционера, шофера, продавца).


2. Ознакомление с окружающим.
- целевая прогулка в лес

Целевая прогулка на водоем

Целевая прогулка на поле

Сбор лекарственных трав


3. ОБЖ
- Д/и «Съедобно-несъедобно»
- Беседа с элементами проблемности «Мыло».

Беседа с элементами игры «Могут ли овощи навредить нашему здоровью».

Физкультурный досуг «В гости к Мишутке»; «На поиски Красной Шапочки».

(Методическое сопровождение к программе «Система» Л.М.Пустынниковой.

Беседы: «Советы доктора Воды»;

«Уход за руками и ногами»; «Правила безопасности на воде».

(Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Тридцать уроков здоровья».

Чтение произведений:


-«Мойдодыр» К.Чуковский

- «Микроб» Х.Беллок

- «Я мою руки» М.Яснов

- «Обжора» М.Яснов

(Н.И.Бочарева «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста» Стр.80)

- «Три чудесных света» А.Северный

- «Постовой» Я.Пишумов

- «Скорая помощь» Я.Пишумов

- «Пожарная машина» Я.Пишумов

- «Шагая осторожно» С.Михалков

Работа с родителями.
- оформление передвижки: «Здоровая пища для всей семьи»(Приложение №9 )

«Безопасность на воде»

- консультация:

«Правила безопасности в доме»

«Осторожно- незнакомец!»

- Беседы:

«Безопасное общение с домашними животными».

Привлечение родителей к субботнику по благоустройству территории,

к ремонтным работам.


Лечебно-профилактическая работа:
- утренняя гимнастика

Физкультурные занятия

Подвижные игры на свежем воздухе

Закаливающие процедуры

Фитотерапия

Витаминизация пищи


Административно-хозяйственая работа.
- проведение инструктажа с сотрудниками на летний период

Анализ питания, посещаемости


Инструктор по физвоспитанию Сарманаева А.Х. прошла К П К в г.Перми по теме « Инновационные подходы к организации физкультурных занятий в ДОУ». Оформила проектную работу на тему: «Творим, создаем»(Приложение № 7).
Организация рационального п и т а н и я является одним из условий ЗОЖ , средством укрепления здоровья.

Поскольку в ДОУ в течение дня очень высока двигательная активность ребенка, выполняющего разные физические упражнения, энергозатраты организма должны компенсироваться полноценным питанием. Пища принципиально отличается от других факторов внешней среды тем, что в процессе пищеварения она превращается во внутренний фактор, который вызывает болезни или, наоборот, способствует хорошему здоровью. Питание в дошкольном возрасте должно быть адекватным: не избыточным, разнообразным, с достаточным количеством витаминов, минеральных солей.

Все продукты должны быть доброкачественными и свежими, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Рафинированные продукты питания (сладости, копченые колбасы, мясные и рыбные консервы и др.) могут быть опасны для ребенка. Следует широко использовать все виды круп, овощей, фруктов, плодов, мясо, рыбу и все виды молочных продуктов, как считает Ю.Ф.Змановский.

Учитывая все эти рекомендации, в своей работе по формированию ЗОЖ ввели разделы о культуре питания, в котором даем сведения о продуктах питания (полезных и вредных), о культуре еды (правильное пережевывание пищи), предусматривается педагогическая система формирования культуры питания.

С детьми планируются и проводятся следующие мероприятия:

Занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи : «Питание» - средняя группа, «Как следует питаться?» - старшая группа, «Витаминная семья» - подготовительная группа. (Л.А.Меньшикова Здоровейка в гостях у малышей); «Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?», «Где найти витамины?», «Кто живет в молочной стране?» (Ребенок в детском саду, №1, 2007г.)

Занятия по лепке: «Витаминчики» - 2 младшая и средняя группы,

Занятия по рисованию: «В нашем саду растут витамины»- 2 младшая и средняя группы,

Дидактические игры : «Полезно-вредно», «Съедобно-несъедобно»- настольная игра, «Из чего мы сделаны?»- настольная игра, «Съедобные и несъедобные грибы», «Магазин полезных продуктов питания»- сюжетно-ролевая; «Отгадай и назови», «Курочки и петушки», «Продолжи пословицу»и т.д.

Беседы с детьми: «Что такое здоровье и как его преумножать?», « Овощи. Фрукты. В них содержатся витамины, полезные для организма человека», «Здоровье человека зависит от его правильного питания», «Органы пищеварения», «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?».

Чтение художественных произведений. Ш.Галиев Витаминные буквы. Находка с загадкой.; С.Михалков Про девочку, которая плохо кушала.; В.Суслов Тощий Тимка.; Г.Юдин Главное чудо света. И т.д.

Беседы с родителями: « Польза чеснока и картофеля. Рецепт лечения ангины». Оформление стенда для родителей: «Здоровая пища для всей семьи». (Приложение № 9 .)

Медицинской сестрой детского сада составляется примерное десятидневное меню. (Приложение №10 ).

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА имеет прямое отношение к воспитанию у детей основ ЗОЖ. При подготовке занятий по физической культуре, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений обеспечиваются гигиенические условия (кварцевание, влажная уборка, лампа Чижевского), регулируется количество одежды соответственно температуре воздуха на улице или в помещении.

В ДОУ даются знания в области гигиены, формируются практические умения по уходу за волосами, за полостью рта, содержать в чистоте руки и ноги. Дети после занятий осуществляют гигиеническую обработку физкультурных пособий (мячей, кеглей, кубов и т. д.), приводят в порядок после занятий лыжи.

По привитию культурно – гигиенических навыков планируются и проводятся следующие мероприятия:

Занятия. « В гостях у Мойдодыра» - 2 младшая группа, «Какой я?»-ср.гр., «Части тела человека и уход за ними» - старшая группа, « Откуда берутся болезни» - подготовительная группа (Л.А.Меньшикова. «Здоровейка в гостях у малышей».и т.д.

Чтение художественных произведений. Беседа по прочитанному.

« Перед едой мой руки с мылом», « После туалета обязательно мой руки» -(Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева, О.Г.Сазонова.) и т.д.

Разработана схема «Правила мытья рук». (Приложение № 15 ).

Медицинский работник и инструктор по физкультуре детского сада осуществляют диагностику физического развития. Отслеживаются темпы продвижения в развитии движений детей. Также ведется оценка состояния осанки, стопы. все эти показатели снимаются 2 раза в год (осенью и весной). Медицинский работник осуществляет лечебно- профилактическую работу совместно с инструктором по физической культуре и воспитателями. На основе диагностических данных и результатов анализа определяются индивидуальный и дифференцированный подходы в работе по развитию движений отдельных детей. Для детей, нуждающихся по состоянию здоровья в лечебной физкультуре, разработан комплекс корригирующей гимнастики, проводится фитотерапия. (Заполняется «Паспорт здоровья дошкольника») приложение № 13 .

При ДОУ работает кружок ЛФК. Кружок посещают 12 детей, 3 - с плоскостопием,9 - с уплощенной стопой. (Приложение № 8 ).

В МДОУ « Бардымский детский сад № 1» учитываются огромные потенциальные возможности детей дошкольного возраста, для их реализации создаются оптимальные условия, гармонично сочетающиеся с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Физическое воспитание детей гуманизируется: дети чувствуют уважение, доверие к себе, заботу о них и защищенность со стороны взрослого. Ребенок со взрослым, с детьми общается как партнер. Педагог становится воспитателем, партнером, создателем развивающей среды.(Приложение № 14 и видеокассета ).

Для реализации задач физического развития и оздоровления детей в ДОУ имеется оборудованный физкультурный зал. (Приложение № 20 .)

В группах оборудованы физкультурные уголки. (видеокассета)

Уровень взаимодействия с ОУ и межведомственным сотрудничеством по укреплению и сохранению здоровья.

Работа с детскими и юношескими и общественными организациями.

- Участие в районном конкурсе «Старты надежд» по плану РУО –поощрительный приз.

Выступление на родительской конференции «Роль семьи, образовательного учреждения и общественности по сохранению и укреплению здоровья» 31 февраля, 2007г. (Приложение № 16 ).

Интервью по местному телевидению 7 февраля 2007 года «Меры по профилактике ОРВИ и гриппа» медсестра Воронкова Н.Ю.

Участие в районном конкурсе рисунков по пожарной безопасности:

«Сумей справиться с огнем» - заметка в районной газете, поощрительный приз, 2006г.

«Чтобы с пожаром бороться смело, надо знать пожарное дело» - 2007г.

Участие в районном конкурсе рисунков по правилам дорожного движения: «Умная книжка грузовик» - 2006г.,1 место. (Приложение № 17 ).

Заметка в районной газете «Рассвет» «Форт Боярд» в детском саду»- 8 декабря 2006 года. (Приложение № 18 )

Катание детей на пони- лошадке по договору с СЮТ (Приложение № 19. )

Обследование состояния здоровья детей специалистами районной больницы

Опыт проведения массовых, тематических досуговых мероприятий с детьми и родителями и их эффективность.

«Неделя Здоровья». «Папа, мама, я – спортивная семья».

Задача: систематизировать работу с родителями по привлечению их к совместной деятельности. Расширение понятия «валеологические образование» в системе ДОУ: формирование у детей доминирующих потребностей сохранения здоровья, воспитание навыков ЗОЖ, формирование культуры здоровья. Показать родителям, что без их помощи у ребенка не сформируются требуемые навыки, умения.

«Форт Боярд»

Задача: Развивать выносливость, сообразительность и находчивость, умение действовать сообща, единым коллективом, стремиться к намеченной цели. Воспитывать честность, упорство. Создать хорошее настроение. Показать взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физкультурных занятий, спортивных досугов, развлечений. Стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Методическое обеспечение образовательного процесса.

1. Инструктивно-методические материалы по дошкольному воспитанию МО и МО РФ, РУО (из журналов «Дошкольное воспитание», «Вестник образования», «Управление».

2. Толковые словари, этимологический словарь.

3. Литература по психологии и педагогике (теоретическая), по методикам, аннотации к новинкам методической литературы.

4. Библиотека детской художественной литературы:

Произведения по программе воспитания

Произведения зарубежной, русской и советской классики

Произведения устного народного и татарского творчества

5. Передовой педагогический опыт (Азмагуловой Г.Г.)

6. Программы и технологии

7. Годовые планы

8. Перспективные планы по направлениям государственного стандарта, образцы, планы работы с родителями.

9. Диагностические тесты, карты.

10. Материалы конкурсов, смотров, выставок.

11. Наглядный материал для занятий, демонстрационный, раздаточный материал.

12. Материалы по направлениям развития ребенка, конспекты-тезисы последовательных занятий, картотеки, видео и грамзаписи, ТСО.

13. Картотека материалов методического кабинета.

14. Картотека материалов по журналам «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Детский сад со всех сторон», «Дошкольная педагогика», «Управление»

15. Материалы тематических выставок, папок- передвижок, стендов для родителей.

16. Альбомы, ширмы, фотовыставки из опыта работы детского сада.

Работа с семьей.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.