(812) 702-40-40BRP Центр ЮГ (812) 336-70-70BRP Центр СЕВЕР

Крупнейшие снегоходное событие Скандинавии SnowStar

  

   

    

    

     

 

    

   

   

   

    


    

    

     

  

    

    

   

   

    

    


    

   

    

   

   

  

  

    

    

   

    

 

 

Lahta-Club на «Snow Star» и на заводе LYNX

2-4 апреля 2011

Решение посетить скандинавское производство BRP родилось еще в прошлом году, при обсуждении календаря зимних мероприятий Клуба. И лишь невиданное количество снега в Ленинградской области и плотный календарь клубных снегоходных сафари отодвигали дату предстоящей поездки. Но весна берет свое. Снегоходный сезон к концу. Недолгие согласований и переговоры, заинтересованность принимающей стороны, лишь подгоняют нас. Наконец, дата поездки определена. В не меньшей степени именно эта дата обязана еще одному важному спортивному событию Скандинавии – «Snow Star». Это гонка, как профессионалов, так и любителей снегоходного спорта Скандинавии. Очень хотелось увидеть и сравнить уровень организации снегоходных соревнований у наших соседей, ну и оценить уровень спортсменов. Мы едем на север Финляндии в Рованиеми. Именно там располагается самое современное производство снегоходов Ski Doo и Lynx, а так же представительство BRP в Скандинавии. Именно в Рованиеми проходит «Snow Star». А еще в Рованиеми располагается офис Санта Клауса.

 

 

В общем, обо всем по порядку.

Рано утром в субботу мы садимся в арендованный автобус и выдвигаемся в сторону финской границы. Путь предстоит не близкий – около тысячи километров. Подобная длительная поездка у нас уже не первая, поэтому настрой серьезный – до Duty Free должно хватить.  Под тосты за встречу, долгие разговоры о снегоходах, новом модельном ряде и муке выбора оптимальной модели на следующий сезон.

Дороги в Финляндии хоть и не особенно широкие, но абсолютно безопасные, если соблюдать ПДД и скоростной режим, установленный справедливо размещенными дорожными знаками и разметкой. Полицию мы, понятное дело, видели пару всего пару раз – и все по делу. За скоростным режимом следят видеокамеры. Что интересно: подавляющее большинство из них отмечены на всех дорожных картах для GPS- навигаторов.

За разговорами доезжаем до обеда в ABC. После обеда – «тихий час/два/три», а там уже и вечер близко. А с ним и ужин в ресторане Amarillo. Надо заметить, что абсолютное большинство финнов, видимо, устраивает, что увеселительные заведения в субботу работают только до 00 часов…  Про воскресенье вообще молчу: и в магазине вечером уже ничего не купишь.

Итак, 3 апреля, воскресенье, Рованиеми. Мы выдвигаемся из отеля Scandic на окраину города на финал «Snow Star». Подъезжая, не увидели ничего необычного для Финляндии. Огромный стадион (ипподром), трасса, удобства для зрителей, общепит, безопасность – все на высшем уровне! Сотни машин, тысячи зрителей и везде порядок. Входной билет 10 евро. Хотя бы одну гонку статуса Чемпионата России провести на подобном уровне! Гонка интересная, но, как мне показалось, уровень езды лидеров в разных категориях значительно выше остальных участников заездов. Победили шведы.

На стадионе были организованы выставочные площадки мировых снегоходных брендов. Все производители представили модели снегоходов 2012 года. Можно было посидеть, потрогать, пощупать, поговорить с представителями. Сопутствующая торговля одеждой и аксессуарами то же присутствовала. Цены радовали. 

Не дожидаясь церемонии награждения, мы решаем успеть посетить офис Санта Клауса. Их Дед Мороз принимает только до 17.00 даже в воскресенье. Как оказалось, деревня, где он располагается всего в нескольких километрах от города. Увидев огромных размеров паркинги и торговые павильоны, я понял, что мы уже приехали. Скажу честно, на сказку не очень похоже. Слишком уж урбанизировано для деревушки – тянет, скорее, на какой-нибудь финский горнолыжный курорт.

«Санта Клаус» – это целая индустрия. Как и все туристы, мы обошли всю сувенирную торговлю по пути к Санта Клаусу. У Санты попросили, кто чего хотел, сфотографировались за 69 евро и отправились обратно в город. Общепит вокруг а-ля «гамбургер ланч».

Решили съесть нормальную еду и выпить хороших напитков из бара «Hemingway». Выполнив программу-максимум воскресенья, отправились в отель отдыхать. Рано утром в понедельник нам предстоял визит на завод Lynx.

 

BRP Finland

Завод был запущен в 2008 году в разгар финансового кризиса. Кстати говоря, ни один инженер, ни один конструктор не был сокращен в то время.

К назначенному часу мы подъехали на парковку предприятия. Перед нами обычное для буржуев современное производственное здание. Достаточно большая территория. Прямо возле парковки проходит снегоходная трасса, со всеми сопутствующими атрибутами и знаками. Заходим внутрь. Рассказывать, как у финнов все культурно и со вкусом, думаю, не стоит. С ресепшен набираю телефон Kari. Через пару минут он уже внизу. Короткое приветствие, знакомство с теми, с кем он не знаком – и мы поднимаемся в комнату для переговоров. Нас встречает еще один сотрудник завода, Timo, который проводит небольшую презентацию BRP и финского представительства.

В теплой и дружественной обстановке за чашечкой кофе с шутками и, порой, каверзными вопросами, которые мне передали друзья и знакомые, мы отправились на экскурсию по предприятию. Сразу скажу, что фотографировать на территории завода запрещено, поэтому кадров с конвейера (он и не работает в это время года) и других участков не будет.

Путь наш лежит через офисные помещения. Это не отдельные кабинеты, а пространства, разделенные перегородками ниже человеческого роста. Поражает тишина. Телефоны не трезвонят. Все разговаривают, но никого не слышно. Замечаю, что помимо верхней одежды сотрудников встречается достаточно много снегоходных шлемов. Задаю вопрос «про каски» и получаю ошеломляющий ответ. Каждый сотрудник может брать на заводе в аренду снегоход и использовать его по своему усмотрению. Стоит что-то около 10 евро в день или чуть больше (не помню точно), поэтому многие сотрудники приезжают на работу на снегоходах. Интересное решение, не правда ли? Кстати, на заводе трудятся более 300 человек. Две трети из них заняты непосредственно на конвейере.

Ежедневно с работающего конвейера сходят около ста снегоходов LYNX или вайдтраков SKI-DOO. Производят модели последовательно. Отсюда и сроки поставки с лета до января. Дозаказ снегоходов в сезон затруднителен, в частности, из-за больших трудностей с дополнительной поставкой комплектующих. Их номенклатура – порядка 2-х тысяч единиц от более сотни поставщиков. Во время производства на складе запчастей не более, чем на 3 дня работы. Это как же должна работать логистика?!

Многие узлы и агрегаты приходят на завод уже собранными, в частности, рули – из Японии. Остается только его прикрутить и подключить разъемы. Двигатели и обвес – аналогично. Тоннели гнут на месте. Все сборочные и производственные операции делаются на современном оборудовании. Аналогичное оборудование работает на заводах AUDI, PORSCHE и других европейских автогигантах. Конечно, это не сборочные роботы, собирают снегоходы пока человеки.

Некоторые операции представляют собой ноу хау в отрасли, отсюда и запрет на съемку. Это не кувалда и лом.  Похвастаться есть чем, поверьте. Был задан вопрос о глобальных отличиях платформ Lynx от Ski Doo. Ответ Kari был для меня предсказуем: «В Америке (основной рынок сбыта) трассы более ровные и мягкие, соответственно, меньше нагрузка на подвеску и мягче требования к жесткости конструкции. Lynx дорабатывает «американские» платформы под свои, более жесткие, условия эксплуатации». Поэтому линксы чуть тяжелее (от себя). Замечу, что разработками и их внедрениями на заводе занимаются, в частности, знаменитые гонщики Паули Пииппола и Янне Тапио.

Несколько советов дедушки от сноу-кросса Паукка (Паули Пииппола):

  • «Если машина отрегулирована хорошо, то менять регулировку просто ради того, чтобы поменять, смысла нет. Сложно что-то менять, не зная, для чего ты это делаешь. Это как изменить место дырки».
  • «Если машина не претерпевает никаких изменений, то и доводить ее постоянно не нужно. То, что отрегулировано в прошлом году, будет работать и следующей зимой, уж если с самого начала сделано хорошо».
  • «Если регулировка не работает (не помогает), то нужно просто немного быстрее ехать».
  • На соревнованиях Паукка (Паули Пииппола ред.) практически не регулирует свой снегоход между заездами. После заезда он обычно смотрит в воздухозаборное отверстие, как бы проверяет, на месте ли еще двигатель:
  • «Да зачем понапрасну беспокоиться»?

По мнению Паули Пииппола, современный сноу-кросс настолько совершенен, что изменений уже не требует.

Наша экскурсия подошла к концу. Еще несколько вопросов и пожеланий, групповое фото на память – и мы отправляемся домой.

 

10.04.2011 Алексей Романов