Основные виды учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков. Лечебно-оздоровительные учреждения на курортах

Региональная общественная организация

«Ассоциация учащейся молодежи и детей Пермской области «Юность»

Сборник

нормативно- правовых документов и методических материалов

по обеспечению отдыха и оздоровления детей

Пермь, 2007 год

1. ВИДЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА, ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Основными задачами летних детских оздоровительных учреждений (далее по тексту ДОУ) является оздоровление, образование и развитие детей в летний период, создание и организация деятельности временных детских коллективов, рациональная организация свободного времени детей, максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывание детей в новом для них социальном и природном окружении.

Выбор детского оздоровительного учреждения зависит от целевых установок семьи, уровня положения детей в обществе, материально-технических возможностей лагеря, климатических особенностей региона, а также потенциала педагогического коллектива.

По базовой организации детские оздоровительные лагеря делятся на многопрофильные и специализированные. По форме организации досуга ДОУ подразделяются на три группы: для стационарного, туристического или комбинированного отдыха.

По задачам - классифицируются на предназначенные для отдыха, корректировки здоровья детей, семейного отдыха, развития специальных способностей ребенка.

В последнее время на базе санаториев и пансионатов с лечением организовываются ДОУ. К стоимости путевки добавляется стоимость лечения. При отборе детей учитывается специфика санаторно_курортного лечения и противопоказания к нему. При организации такого вида отдыха необходимо тщательно изучить возможности лечебной базы санатория и его пропускную способность, возможности разграничения потоков детей и взрослых отдыхающих, не идет ли лечение вразрез с распорядком дня.

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОМУ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ.

При выборе ДОУ необходимо учитывать природные и климатические особенности региона, материально-техническое и информационно-методическое обеспечение, наличие лечебной базы. Большое внимание надо обратить на благоустроенность территории, её озеленение, наличие собственного пляжа, его оборудованность и удаленность от лагеря, обустройство спортивных площадок и отрядных мест, наличие детского городка, достаточное количество лавочек и навесов от солнца, а также наличие столовой с пропускной способностью в одну смену.

При организации лагерных смен и составлении сроков заездов детей обязательно планировать промежутки между сменами не менее двух дней для генеральной уборки и санитарной обработки спальных комнат (согласно требованиям СанПиН 2.4.4.1204_03 ).

Недопустимо осуществлять в один день заезд и отъезд организованных групп детей.

При выборе, а также при проверках ДОУ руководствоваться «Санитарно_эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы загородных учреждений отдыха и оздоровления детей».

3. ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ ДОУ К ПРИЁМУ ДЕТЕЙ.

Для проверки готовности детских оздоровительных учреждений к приёму детей заблаговременно в ДОУ направляется комиссия в составе специалистов охраны труда, службы безопасности, врача, организатора спортивных и культурно-массовых мероприятий, представителей профсоюзных организаций

обществ. Такая комиссия должна инспектировать ДОУ не реже одного раза в течение летнего сезона. (Постановление Совета МОПО от 15.12.2003).

Комиссия обязана проверить:

Общую готовность ДОУ к заезду детей;

Наличие санитарно_эпидемиологического заключения о соответствии оздоровительного учреждения санитарным правилам (здания загородного ДОУ должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения, канализацией и водостоками);

Обеспеченность ДОУ доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения;

Проведение генеральной уборки территории детского оздоровительного учреждения перед началом сезона (обрезка низкорастущих и сухих веток деревьев, кустарников, вырубка молодой поросли, скашивание травы, уборка сухостоя, вывоз мусора);

Готовность комбината питания к принятию детей;

Состояние территории пляжа, оборудование спортивных площадок, спальных

корпусов, состояние запасных выходов для эвакуации детей, помещений для игр, дискотек, клубной работы;

Оборудование помещений медицинского пункта, которое должно соответствовать действующим санитарным правилам и быть обеспечено необходимым инвентарем, лекарственными средствами

(СанПиН 2.4.4.1204_03);

Изолятор с набором соответствующих помещений (палаты бокса, процедурная, санитарный узел, буфетная, помещение для обработки и хранения уборочного инвентаря);

Состояние ограды по периметру территории, наличие охранной службы;

Наличие опасных объектов (факторов) в ДОУ и прилегающей территории и возможности их устранения.

По результатам работы комиссии составляется акт в двух экземплярах с указанием несоответствий, недостатков и сроками их устранения. Акт подписывают члены комиссии и руководитель ДОУ. За нарушение санитарного законодательства руководитель загородного стационарного учреждения отдыха и оздоровления детей несет ответственность в порядке, установленном

Федеральным законом «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N 52_ФЗ.

4 . ОТБОР ДЕТЕЙ. СПИСОК НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ.

Отбор детей должен осуществляться строго по возрасту и медицинским показаниям. В загородные ДОУ направляются дети в возрасте с 6 (полных) до 15 лет.

Необходимые документы для ДОУ :

1. Свидетельство о рождении с вкладышем о гражданстве или паспорт (если дети не пересекают границу Российской Федерации, достаточно ксерокопии документа).

2. Справка для отъезжающего в лагерь (форма № 079/у).

В ДОУ с лечением заполняется санаторно-курортная карта для детей и подростков (форма N 076/у).

3. Страховой полис обязательного медицинского страхования (ксерокопия полиса).

4. Анализы на яйца глист и энтеробиоз (если в ДОУ есть плавательный бассейн).

5. Справка об эпидокружении. Вместо справки возможно заключение об эпидокружении ЦГСЭН на группу детей (список с указанием места жительства).

При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей обязанности законных представителей, а также ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп, они же осуществляют защиту прав и законных интересов детей за пределами территории Российской Федерации.

Общие медицинские противопоказания к направлению детей в оздоровительные учреждения.

(Приложение 18 к СанПиН2.4.4.1204_03)

1. Все заболевания в остром периоде.

2. Хронические заболевания в период обострения.

3. Инфекционные заболевания до окончания срока изоляции.

4. Бациллоносительство (в отношении дифтерии и кишечных инфекций).

6. Злокачественные новообразования.

7. Эпилепсия, психические заболевания, умственная отсталость (для учреждений общего типа), психопатия, патологическое развитие личности с выраженными расстройствами поведения и социальной адаптации.

8. Тяжелые психические дефекты, требующие индивидуального ухода за ребенком.

9. Кахексия, амилоидоз внутренних органов.

10. Туберкулез легких и других органов.

Дети, прибывшие с вышеуказанными противопоказаниями, не могут быть принятыми в детский коллектив и отправляются обратно с сопровождающими.

Для этого из числа сопровождающих назначаются ответственные лица, которые имеют полномочия представлять интересы ребенка и резервные денежные средства.

При направлении детей и подростков в ДОУ, обязательна санация очагов хронической инфекции, а также дегельминтизация (приказ Минздрава России №214 от 26.05.2003).

Противопоказана отправка в лагерь детей, страдающих хроническими заболеваниями, аллергией в острой форме, поэтому заранее необходимо ознакомиться с климатогеографическими противопоказаниями. Вопрос о направлении ребенка с хроническим заболеванием в стадии ремиссии в загородный лагерь решается лечащим врачом.

Детям с хроническими и неактивными формами заболеваний рекомендуется санаторно - курортное лечение в детском санатории или санатории с родителями.

Для получения путёвки на санаторно-курортное лечение заполняется «Справка для получения путевки» (форма N 070/у) , справка не заменяет санаторно-курортной карты и не дает пациенту права поступления в санаторий или на амбулаторно-курортное лечение.

Порядок медицинского отбора, направления и приёма детей и подростков на санаторно_курортное лечение осуществляется на основании приказа Минздрава РФ №215

от 14.06.2001.

Необходимые документы при направлении ребенка на санаторно -курортное лечение:

1. Свидетельство о рождении или паспорт.

2. Путевка.

3. Санаторно-курортная карта для детей и подростков

(форма N 076/у).

4. Страховой полис обязательного медицинского страхования.

5. Выписка из истории болезни ребенка с данными клинико-лабораторного обследования давностью не более 1 месяца (клинический анализ крови и мочи и др.).

6. Анализ на энтеробиоз.

7. Заключение врача-дерматолога об отсутствии заразных заболеваний кожи.

8. Справка врача-педиатра или врача-эпидемиолога об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными по месту жительства, в детском саду или школе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха

Старейшей и наиболее развитой суботраслью являются учреждения лечебно-оздоровительного отдыха. К ним относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, дома отдыха, пансионаты и базы отдыха. Первый санаторий в России "Марциальные Воды" был организован Петром I в 1719 г. За длительный период развития санаторно-курортного дела было создано свыше 14 тысяч учреждений лечебно-оздоровительного отдыха.

Учреждения лечебного отдыха - санатории, санатории - профилактории и пансионаты с лечением, а также отдельно функционирующие курортные поликлиники, водо- и грязелечебницы, обслуживающие отдыхающих по курсовкам, располагают самой мощной материальной базой. Это обусловлено тем, что отдых рекреантов в них сочетается с лечением, которое требует серьезного медицинского оснащения.

Медицинское оснащение санаториев зависит от двух причин: основных природных лечебных факторов, которые применяются в здравнице, и от ее профиля. По доминирующему природному лечебному ресурсу курорты делятся на климатические, где основным лечебным фактором выступает биоклимат, бальнеологические, в которых лечение основывается на применении минеральных вод, и грязевые. Возможно сочетание различных природных ресурсов на курортах: климатобальнеологические или климатогрязевые, климатобальнеогрязевые курорты.

Профиль санатория определяется заболеваниями, которые в нем лечат: туберкулезные, нервные, желудочно-кишечные, кардиологические, органов дыхания и т. д.

Санатории имеют самую развитую материальную базу и, как правило, наибольшую территорию. Территория санаторно-курортного учреждения делится на три основные функциональные зоны: лечебную, хозяйственную и селитебную. Самая обширная зона - лечебная, в которой размещаются спальные и лечебный корпуса, зимний и летний спорткомплексы, столовая, досуговый центр, климатосооруження и обширный санаторный парк. Спальные корпуса представляют собой гостиничный комплекс со всем необходимым оснащением. Столовая отличается от ресторана обязательным предоставлением отдыхающим соответствующего диетического питания. Помимо нее, как правило, есть безалкогольные бары и фито-бары.

Лечебный корпус состоит из нескольких отделений (функциональной диагностики, физиотерапии, тепло- и светолечения, ингалятория, психотерапии, лечебной физкультуры, механотерапии, гидропатии и т. д.) и кабинетов (массажа, иглоукалывания, мануальной терапии, галотерапии, "горный воздух", стоматологического и др.), а также водолечебницы с ваннами, душевыми кабинами и бассейнами, питьевым бюветом и грязелечебницей. Многие санатории по медицинскому оснащению приближаются, а иногда и превосходят медицинские клиники. Досуговый центр обычно включает библиотеку, игротеку, бильярдную, киноконцертный и танцевальный залы. На территории лечебной зоны располагаются климатосооружения (климатопавильон с аэросолярием, лечебный пляж, терренкуры).

Хозяйственная и селитебная зоны должны быть удалены от лечебной на значительное расстояние и отделены от последней густой полосой зеленых насаждений. В хозяйственной зоне находятся котельная, гаражи, мастерские, прачечные и складские помещения. Селитебная зона предназначена для проживания обслуживающего персонала.

В санатории самое большое количество обслуживающего персонала по отношению к учреждениям рекреационной сети: врачи-курортологи различных специальностей, медсестры, специалисты по диетическому питанию, горничные, аниматоры, занимающиеся организацией досуга отдыхающих, гидрогеологи, следящие за работой скважин с минеральной водой, работники бухгалтерии, санаторного транспорта, мастерских и прочих бытовых служб.

В формировании санаторной сети и ее размещении по территории России сыграли роль два фактора: тяготение этих учреждений к районам, обладающим разнообразными природными лечебными ресурсами и длительным комфортным периодом, и приближенность их к местам наибольшего спроса на лечебный отдых (то есть к местам с высокой плотностью населения). В соответствии с этим географическое размещение санаторно-курортных учреждений отличается неравномерностью: наибольшая концентрация их в московском регионе и на Черноморском побережье Кавказа. Уникален северокавказский район, где удельный вес санаторных учреждений в общей рекреационной сети превышает 80%. В последнее время отчетливо стала проявляться тенденция к расширению санаторной сети в непосредственной близости от крупных городов с ориентацией на лечение местного населения. Это объясняется действием географического стресса на больных и пожилых людей, трудно адаптирующихся к смене временных и климатических условий. Санатории создавались в основном как предприятия круглогодичного отдыха. Цикл лечения в них составлял от 21 до 24 дней. В настоящее время сроки лечения более разнообразны. Возможно сокращение лечения до одной-двух недель.

Санатории-профилактории организовывались при предприятиях и были ориентированы на оздоровление сотрудников в утреннее и вечернее нерабочее время. Следовательно, их отличительной особенностью является приближенность к предприятиям: они не могут быть удалены от производства более чем на одночасовую доступность. Как правило, для их размещения выбирались озелененные территории в ближайшей окрестности. Территория санаториев-профилакториев и их емкость существенно меньше, чем санаториев. На территории России санатории-профилактории сконцентрированы в основном вокруг крупных промышленных центров. Их материальная база приближается к санаторной, а иногда не уступает последней.

лечебный оздоровительный санаторий пансионат

Пансионаты с лечением имеют несколько меньшую лечебную базу по сравнению с санаториями, но если они находятся в крупных курортных зонах, располагающих курортными поликлиниками, то могут обогащать курс лечения отдыхающих прикреплением к этим поликлиникам.

Сеть учреждений отдыха включает дома отдыха, пансионаты и базы отдыха. Дома отдыха появились в 20-х годах XX в., сразу после Октябрьской революции. Пансионаты получили развитие только после Великой Отечественной войны. Эти учреждения ориентированы на оздоровительный отдых населения. Первоначально в них отдыхали только взрослые, но постепенно они перепрофилировались на семейный отдых с детьми. Продолжительность отдыха в пансионатах составляла 12 или 24 дня. В настоящее время срок пребывания отдыхающих в них неограничен. Многие пользуются услугами этих учреждений для отдыха в выходные дни.

Как и санатории, дома отдыха и пансионаты имеют достаточно развитую материально-техническую базу, состоящую из спальных корпусов, столовой, киноконцертного и танцевального залов, игротеки, библиотеки, спорткомплекса и нескольких врачебных кабинетов (терапевтического, стоматологического, массажа, аэросолярия). Многие дома отдыха и пансионаты располагают бассейнами, саунами, теннисными кортами, лодочными станциями, пунктами проката спортинвентаря. По их территории прокладываются дорожки здоровья, а в окрестностях - маршруты ближнего туризма.

Услуги, предоставляемые в этих учреждениях, варьируются в широких пределах, в зависимости от класса и принадлежности этих предприятий: высоким уровнем услуг отличаются пансионаты администрации Президента, дома творчества деятелей культуры и пансионаты некоторых ведомств, например Газпрома. Количество обслуживающего персонала в этих учреждениях меньше, чем в санаториях.

География размещения домов отдыха и пансионатов сходна с географией санаторной сети, однако, значительная их концентрация наряду с приморскими территориями отмечается в наиболее густо заселенной центральной европейской части России.

Базы отдыха - материально наименее оснащенные учреждения отдыха, как правило, принадлежащие различным предприятиям и предназначенные в основном для семейного отдыха. Чаще всего они функционируют в летний период. Большая часть баз отдыха принимает отдыхающих на выходные дни или на срок от 1 недели до 12 дней. Правда, в настоящее время срок проживания на базах отдыха неограничен.

Значительное число таких баз размещено на сравнительно небольшом удалении от мест спроса. Вместе с тем выделяется побережье Азовского моря, где эта группа учреждений преобладает. Многие предприятия, расположенные в центральных и даже северных регионах страны, организовали там базы отдыха.

Ранее базы отдыха отличались низкой комфортностью: легкие сборные летние домики без отопления с примитивными удобствами и общей кухней, где отдыхающие сами могли приготовить пищу, или достаточно упрощенной столовой. Постепенно происходила замена мелких баз отдыха на более комфортабельные, в том числе круглогодичного действия. Количество обслуживающего персонала здесь существенно меньше, чем в других учреждениях отдыха.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Деятельность медицинских работников при перевозке организованных детских коллективов к местам летнего отдыха. Гигиенические требования к условиям отдыха и оздоровления детей и подростков в период летних каникул. Контроль за режимом и качеством питания.

    презентация , добавлен 12.02.2014

    Медицинские учреждения - специализированные лечебно-профилактические заведения, их характеристика, назначение, классификация. Структурные подразделения учреждений; лечебно-охранительный, гигиенический, противоэпидемический режимы; организация работы.

    презентация , добавлен 11.02.2014

    Виды лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. Поликлиническая и стационарная лечебно-профилактическая помощь населению. Анализ специфики медицинского обслуживания сельского населения. Организация деятельности фельдшерско-акушерского пункта.

    презентация , добавлен 04.04.2015

    Особенности оказания медицинской помощи сельскому населению. Проблемы и перспективы ее развития. Характеристика медико-санитарной сети сельского здравоохранения. Принципы организации работы лечебно-профилактических учреждений и распределения койко-мест.

    презентация , добавлен 24.10.2014

    Задачи работы лечебно-профилактических учреждений амбулаторного и стационарного типов. Основные структурные подразделения стационара. Организация работы приемного покоя, проведение медсестрой антропометрии. Транспортировка больных в лечебное отделение.

    реферат , добавлен 23.12.2013

    Биоуправление. Компьютерные лечебно-реабилитационные игры. Процесс саморегуляции и самоконтроля функционального состояния человека. Преимущество физиотерапевтических методов перед лекарственными. Стабильность лечебного эффекта. Магнитотерапия.

    реферат , добавлен 17.01.2009

    Анализ консультативной, лечебно-диагностической и профилактической деятельности Главного клинического госпиталя МВД России. Работа отделения эндокринологии. Основные принципы ведения больных сахарным диабетом, патологиями щитовидной железы, надпочечников.

    отчет по практике , добавлен 05.02.2016

    Основные задачи лечебно-профилактического питания. Влияние и взаимодействие основных пищевых веществ на организм в условиях воздействия производственных факторов. Показания к назначению лечебно-профилактического питания. Рацион лечебного питания.

    учебное пособие , добавлен 07.03.2009

    Классификация аптек, структура аптечной сети. Характеристика хозрасчетных и лечебно-профилактических учреждений. Организационные требования к деятельности аптек, их основные задачи. Назначение помещений, их оснащение и сущноcть требований к персоналу.

    реферат , добавлен 01.12.2012

    Системы застройки больниц, зонирование больничного участка. Принципы планировки лечебно-профилактических учреждений. Лечебные учреждения располагающиеся на территории жилой застройки. Гигиенические требования к зданиям и помещениям лечебных учреждений.

Органы народного образования и здравоохранения организуют сеть санаторных, оздоровительных и лечебно-профилактических учреждений, имеющих целью охрану и укрепление здоровья детей и подростков.

Детские санаторные и оздоровительные учреждения создаются постоянные и сезонные. К постоянным санаторным и оздоровительным детским учреждениям относятся: 1) санаторно-лесные (оздоровительные) школы, 2) санаторные детские сады, 3) оздоровительные площадки при школах. Определенное оздоровительное значение имеют и такие постоянные детские учреждения, как детские парки культуры и отдыха, детские отделения при парках культуры и отдыха и детские экскурсионно-туристические станции, а также детские площадки при жилых домах.

К сезонным детским оздоровительным учреждениям относятся: 1) санаторные лагери отдыха, 2) массовые лагери отдыха, 3) сезонные оздоровительные площадки при школах, 4) детские дома отдыха на каникулярное время и 5) дачи для детей дошкольного возраста, воспитываемых в детских садах.

В системе здравоохранения организуются детские лечебно-профилактические и санаторные учреждения, рассчитанные в основном на больных детей и подростков, нуждающихся в лечебной помощи. Большинство лечебно-профилактических и санаторных детских учреждений органов здравоохранения организуется постоянного типа с расчетом круглосуточного обслуживания детей и подростков, нуждающихся в лечебно-профилактической или санаторной помощи.

К постоянным детским лечебно-профилактическим и санаторным учреждениям в системе органов здравоохранения относятся: 1) детские больницы, 2) детские поликлиники и детские отделения при поликлиниках для взрослых, 3) детские санатории общего типа, 4) специальные детские санатории, 5) детские полустационары (площадки, дневные санатории) при поликлиниках и специальных (туберкулезных, нервных) диспансерах, 6) кабинеты лечебной физкультуры при детских поликлиниках.

К сезонным детским санаторным учреждениям относятся:

1) сезонные детские санатории (санаторные лагери отдыха),

2) сезонные дневные санатории при школах и детских поликлиниках.

Особо важное значение в деле охраны и укрепления здоровья детей и подростков имеют с санаторно-лесные (оздоровительные) школы. Они имеют своей целью предоставить детям и подросткам, больным туберкулезом , физически ослабленным, которые не могут по состоянию своего здоровья успешно учиться в общеобразовательной школе, возможность нормально продолжать учебные занятия в условиях санаторного режима в интернате. Эти школы устраиваются в благоприятных природных условиях: за городом или в городской черте на хороших больших озелененных земельных участках.

В санаторно-лесные школы направляются дети и подростки, учащиеся в общеобразовательных школах, через отборочные комиссии при туберкулезных диспансерах или детских поликлиниках. Школьники, физически ослабленные, с туберкулезной интоксикацией, с формами туберкулеза, не требующими госпитализации, а также после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний направляются в санаторно-лесные школы летом на 2 месяца, а зимой на 4-4,5 месяца. Дети, находящиеся в санаторно-лесной школе, обучаются по программам общеобразовательной школы.

В IV классе два раза в неделю по существующим учебным планам предусмотрено 5 уроков. Возможно пятые уроки (пения и рисования) перенести на вечер, на 5 час. 50 мин. - 6 час. 30 мин.

Для каждой отдельной санаторно-лесной школы в зависимости от местных условий примерный режим дня может быть изменен, но при этом продолжительность сна, отдыха и количество приемов пищи уменьшаться не должно.

В основе оздоровительной работы в санаторно-лесной школе лежит физическое и гигиеническое воспитание детей и подростков. Весь уклад и быт школы подчиняется требованию: в короткий срок укрепить здоровье ребенка (подростка) и вернуть его семье и общеобразовательной школе, в которой он до этого учился, настолько здоровым, чтобы он не отставал в учении от своих сверстников.

Такие мероприятия, как правильное чередование учебного труда и отдыха, максимальное пребывание учащихся на воздухе, перенесение некоторых видов занятий на открытый воздух, рациональное и полноценное питание в сочетании с широким применением водных процедур и электролечения, способствуют закаливанию организма и укреплению здоровья детей и подростков.

Урок на воздухе проводится в классе-веранде с раскрытыми окнами при температуре до - 10° С в безветренную погоду и при соответствующей одежде (валенки, пальто, рукавицы). Письмо на таком уроке, естественно, не проводится, но чтение с пересказом, урок истории, географии и естествознания с соответствующим оборудованием (наглядные пособия и пр.) проходят успешно. Некоторые учителя, не знакомые с практикой санаторно-лесных школ, склонны думать, что такие уроки мало эффективны, что дети на них отвлекаются, не сосредоточивают внимания и шалят. Действительно, новизна этого мероприятия иногда вначале смущает детей и нарушает правильное проведение урока. Но скоро для детей становится понятным, что многое необычное для общеобразовательной школы в санаторно-лесной школе является необходимым, и они легко настраиваются на продуктивную учебную работу. Понятно, что и учителю надо на таком уроке быть особенно внимательным и хорошо подготовленным, чтобы эффективно провести занятие.

Не менее важным в практике санаторно-лесной школы является проведение дневного сна детей и подростков на воздухе в течение полутора часов. Это обеспечивает общую суточную продолжительность сна детей 9-10 лет (одиннадцать с половиной часов), что превышает нормы сна для здоровых детей этого же возраста. Потребность во сне у детей, страдающих туберкулезной интоксикацией, несомненно, большая по сравнению с их здоровыми сверстниками.

Большое значение в практике санаторно-лесных школ имеет трудовая деятельность детей и подростков. Эту деятельность следует проводить на открытом воздухе. Эта работа должна быть хорошо педагогически организована с тем, чтобы не утомлять детей и подростков, а, наоборот, заинтересовывать их. Недопустимы такие работы, которые связаны с грязью и пылью. Зимой рекомендуется разгребание дорожек от снега, расчистка катка и снежной горки, подвозка на салазках колотых дров и пр. Весной и летом следует практиковать такие работы, как копание клумб для цветников, поливку цветов и огорода из небольших леек, очистка газонов граблями и т. п.

В санаторно-лесных школах учебные занятия органически связаны с оздоровительной и санитарно-гигиенической работой. Благодаря этому достигается восстановление сил и здоровья детей и подростков и повышение качества их учебной работы. Многое из практики санаторно-лесных школ может быть применено в школьных интернатах и детских домах, а также в общеобразовательных школах.

Оздоровительные площадки при школах также являются одной из форм укрепления здоровья детей. Школы организуют для физически ослабленных детей сезонные оздоровительные площадки. Сезонные оздоровительные площадки открываются на время каникул - зимних, весенних и летних.

На сезонные оздоровительные площадки принимаются дети, которые не уезжают во время каникул в лагери отдыха или санатории и остаются в городе. Противопоказанием к приему на школьную оздоровительную площадку являются заболевания, препятствующие пребыванию детей в коллективе. Оздоровительная площадка рассчитана на дневное пребывание детей.

Помимо специальных санаторно-лесных школ и оздоровительных площадок, в некоторых школах организуются классы продленного дня с санаторным режимом (оздоровительные классы). С этой целью в школе отбирается группа детей с ослабленным здоровьем, выделяется комната для полного отдыха (сна) этих детей, дети получают усиленное горячее питание (завтрак, обед и полдник) и находятся в школе до вечера.

Опыт работы некоторых школ в разных городах показал, что целесообразно и практически возможно в обычной общеобразовательной школе выделить физически ослабленных детей и обеспечить им более продолжительное пребывание в школе с максимальным использованием свежего воздуха, твердым санаторным режимом и усиленным питанием. Устройство классов продленного дня с санаторным режимом для физически ослабленных детей имеет то преимущество, что учащиеся не отрываются от своей школы и семьи и фактически учатся со здоровыми учениками в обычных условиях.

Лечебно-профилактические и санаторные учреждения в системе органов здравоохранения обслуживают больных детей и подростком, нуждающихся в амбулаторном, больничном и санаторном лечении.

Детские больницы - инфекционные и соматические - оказывают лечебную помощь детям и подросткам в случаях острых заболеваний. Госпитализация детей и подростков в больницах проводится через школьных врачей, участковых врачей детских поликлиник, детских отделений поликлиник для взрослых и сельских медицинских участков.

Детские поликлиники оказывают лечебную помощь приходящим на амбулаторный прием детям и подросткам, а также больным детям на дому через участковых врачей-педиатров. Дети и подростки, больные в острой стадии, с высокой температурой, не должны приходить в поликлинику, а должны вызвать врача на дом. Поликлиника обязана обеспечивать всех детей и подростков медицинской помощью по всем специальностям.

Стационарная помощь детям и подросткам, перенесшим тяжелые, острые заболевания, оказывается через соматические (общего типа) санатории. В санаторий общего типа (соматический) дети и подростки направляются на срок 45-50 дней, где они находятся в условиях санаторного режима, получают усиленное питание и принимают лечебные процедуры.

Для детей и подростков, больных туберкулезом (легких, желез, кожи, костей), имеются специальные детские санатории - местные и климатические. В специальные санатории дети направляются врачами-специалистами через туберкулезные диспансеры.

Нервнобольные дети получают лечение в специальных детских нейродиспансерах, специальных нейрокабинетах детских поликлиник и поликлиник для взрослых и в санаториях и больницах для нервных детей.

Для удовлетворения санаторной помощью больных детей и подростков без отрыва от учения в школе в системе органов здравоохранения при детских отделениях поликлиник и детских поликлиниках имеются дневные санатории (полустационары). Дети и подростки посещают эти санатории после учебных занятий, преимущественно во вторую смену (с 1-2 часов до 8-9 часов вечера). В дневных санаториях детям и подросткам предоставляются санаторное питание, санаторный режим и лечебные процедуры. В этих учреждениях они имеют возможность под наблюдением педагогов приготовить свои уроки к следующему дню. Такие полустационары имеют большое значение в деле помощи больным детям и подросткам, нуждающимся в санаторном лечении без отрыва от учебных занятий в школе.

При детских поликлиниках и детских отделениях общих поликлиник для детей и подростков с физическими дефектами костно-мышечного аппарата (сколиозы, кифозы, остатки детских параличей и пр.) организуются кабинеты лечебной физкультуры. В специальных помещениях и на специальном ортопедическом оборудовании дети и подростки проходят, в зависимости от возраста и характера дефекта, все необходимые виды тренировки и укрепления костно-мышечного аппарата, что дает им возможность постепенно исправлять свои дефекты и заниматься наравне с остальными учащимися в школах. Дети и подростки в этих кабинетах получают также общеукрепляющее и физиотерапевтическое лечение.

В системе органов здравоохранения во время летних каникул развертывается лечебная сеть сезонных детских санаториев (санаторных лагерей отдыха) и сезонных дневных санаториев (площадок.) Задачей тех и других учреждений является оказание лечебной помощи больным детям, которые по своему физическому состоянию не могут ехать в массовые оздоровительные учреждения (лагери отдыха).

лечебный оздоровительный отдых санаторий

Курортную деятельность в Российской Федерации осуществляют различные санаторно-курортные организации, к которым относятся предприятия, учреждения, организации различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов.

Важнейшие принципы организации санаторно-курортного лечения - доступность лечения, направленность, единая система наблюдения за состоянием здоровья и эффективностью проводимого лечения до, во время и после пребывания на курорте. Важным принципом санаторно-курортного лечения является также его комплексность - использование разнообразных природных лечебных факторов в сочетании с диетотерапией, физиотерапией, ЛФК, лекарственной терапией и другими методами. Основным природным лечебным фактором является климат. Наряду с климатом используются также минеральные воды и лечебные грязи.

Все рекреационное хозяйство делится на множество суботраслей. Старейшей и наиболее развитой суботраслью являются учреждения лечебно-оздоровительного отдыха. К ним относятся: санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, дома отдыха, базы отдыха, курортные поликлиники и др.

Учреждения лечебного отдыха - санатории, санатории-профилактории и пансионаты с лечением, а также отдельно функционирующие курортные поликлиники, водо- и грязелечебницы, обслуживающие отдыхающих по курсовкам, располагают самой мощной материальной базой. Это обусловлено тем, что отдых рекреантов в них сочетается с лечением, которое требует серьезного медицинского оснащения.

Санаторий - лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для лечения, профилактики и медицинской реабилитации с использованием природных лечебных физических факторов в сочетании с искусственными факторами, лечебной физической культурой, лечебным питанием и другими методами в условиях специально организованного режима.

Санаторий (от лат. Sano - лечу, исцеляю) - лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для лечения преимущественно природными средствами (климат, минеральные воды, лечебные грязи) в сочетании с диетотерапией, лечебной физкультурой, физио- и фармакотерапией при рациональном режиме лечения и отдыха.

Санатории имеют самую развитую материальную базу и, как правило, наибольшую территорию. Территория санаторно-курортного учреждения делится на три функциональные зоны: лечебную, хозяйственную и селитебную. Самая обширная зона - лечебная, в которой размещаются спальные и лечебные корпуса, зимний и летний спорткомплексы, столовая, досуговый центр, климатосооружения и обширный санаторный парк. Спальные корпуса представляют собой гостиничный комплекс со всем необходимым оснащением. Столовая отличается от ресторана обязательным предоставлением отдыхающим соответствующего диетического питания. Помимо нее, как правило, есть безалкогольные бары и фито-бары.

Лечебный корпус состоит из нескольких отделений (функциональной диагностики, физиотерапии, тепло- и светолечения, ингалятория, психотерапии, лечебной физкультуры и т.д.) и кабинетов (массажа, углоукалывания, мануальной терапии, стоматологического идр.), а также водолечебницы с ваннами, душевыми кабинами и бассейнами, питьевым бюветом и грязелечебницей. Досуговый центр обычно включает библиотеку, игротеку, биллиардную, киноконцертный и танцевальный залы. На территории лечебной зоны располагаются климатосооружения (климатопавильон с аэросолярием, лечебный пляж, терренкуры).

Хозяйственная и селитебная зоны должны быть удалены от лечебной на значительной расстояние и отделены от нее густой полосой зеленых насаждений. В хозяйственной зоне находятся котельная, подстанции, гаражи, мастерские, прачечные и складские помещения. Селитебная зона предназначена для проживания обслуживающего персонала.

Санатории для взрослых и детей могут быть либо однопрофильными - для лечения однородных заболеваний, либо многопрофильными, состоящими из нескольких специализированных отделений.

Санаторий-профилакторий - медицинское учреждение при промышленном предприятии для реабилитации и профилактики без отрыва от производства. Санатории-профилактории организовывались при предприятиях и были ориентированы на оздоровление сотрудников в утреннее и вечернее нерабочее время. Следовательно, их отличительной особенностью является приближенность к предприятиям: они не могут быть удалены от производства более чем на одночасовую доступность. Территория санаториев-профилакториев и их емкость существенно меньше, чем санаториев. Их материальная база приближается к санаторной, а иногда не уступает последней. В них направляют больных с целью предупреждения дальнейшего развития заболевания, его обострения и осложнений.

Пансионат - оздоровительное учреждение, предназначенное для отдыха практически здоровых людей и профилактики заболеваний с использованием преимущественно природных лечебных факторов.

Дом отдыха - профилактическое учреждение с регламентированным режимом, предназначенное для организованного отдыха лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении.

Базы отдыха - материально наименее оснащенные учреждения отдыха, как правило, принадлежащие различным предприятиям и предназначенные в основном для семейного отдыха. Чаще всего они функционируют в летний период. Большая часть баз отдыха принимает отдыхающих на выходные дни или на срок от 1 недели до 12 дней. Правда, в настоящее время срок проживания на базах отдыха неограничен. Турбазы предназначены для отдыха практически здоровых людей, прибывших для занятия активными формами туризма. Основными оздоровительными факторами в домах отдыха и турбазах являются физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, природные лечебные факторы, используемые для закаливания организма, а также культурно-массовые мероприятия.

Стандарт «Санаторно-оздоровительные услуги. Термины и определения» устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством санаторно-оздоровительных услуг. К основным понятиям относятся определения «природные лечебные ресурсы», «курорт», «курортное дело», «санаторно-курортные учреждения (организации)», «санаторно-оздоровительные услуги».

Приведённые в стандарте и понятия в области сертификации: даны определения лечебно-оздоровительных санаторно-курортных учреждений (организаций). К ним относятся санаторий, клинический санаторий, санаторий-профилакторий, пансионат с лечением. К лечебно-диагностическим санаторно-курортным учреждениям (организациям) стандарт относит курортные поликлиники и лечебно-диагностические центры, курортные водо- и грязелечебницы. К оздоровительным учреждениям (организациям) отнесены пансионат, оздоровительный центр, дом отдыха и детский (юношеский) оздоровительный центр (лагерь).

Следует отметить, что существует несколько видов учреждений лечебно-оздоровительного отдыха. Их можно разделить на две группы: лечебно-оздоровительные санаторно-курортные учреждения и лечебно-диагностические. Все эти предприятия отличаются друг от друга материально-технической базой, набором медицинских услуг и другими характеристиками. Более полный спектр услуг, как лечебных, так и досуговых предоставляют санатории.