«У всех стереотип, если инвалид, то вид должен быть жалким. Особые дети: стереотипы, законы и папы

Взгляд и отношение общества к особой категории населения, которой являются люди с ограниченными возможностями, на протяжении многих столетий менялся, пройдя путь от категоричного непризнания до сочувствия, поддержки и лояльности. По сути, это является показателем, решающим фактором, определяющим степень нравственной зрелости и экономической состоятельности слаженного гражданского социума.

Отношение к лицам с особыми нуждами на протяжении веков

Буквальное значение термина «инвалид» отождествляется с такими словами, как «непригодный», «неполноценный». В эпоху проведения реформ Петром I бывшие военные, люди с ограниченными возможностями, получившие увечье или заболевания во время боевых действий, стали называться инвалидами. При этом общее определение такой группы индивидуумов, т. е. всех лиц, имеющих физические, психические или иные недостатки, препятствующие нормальной полноценной жизнедеятельности, появилось в послевоенное время – в середине ХХ века.

Значительным прорывом в сложном пути инвалидов по приобретению ими собственных прав стало принятие важнейшего документа на международном уровне. Подразумевается Декларации о правах инвалидов, подписанная в 1975 году странами-участницами ООН. Согласно этому многостороннему договору, понятие «инвалид» стало означать следующее: это любое лицо, которое в силу врождённых или приобретённых физических или умственных ограничений не в состоянии без посторонней помощи (полной или частичной) реализовать собственные потребности.

Система поддержания социализации инвалидов

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на сегодняшний день абсолютно все люди с ограниченными возможностями здоровья могут называться инвалидами. Для установления соответствующей группы назначается проведение МСЭК специализированной госслужбой.

В течение последних нескольких веков отношение к таким людям изменилось кардинальным образом. Если ещё каких-то двести лет назад всё ограничивалось обычным уходом, то сегодня дела обстоят иначе. Создана целая функционирующая система, которая включает в себя комплекс организаций, предназначенных для специфического содержания инвалидов, реабилитационные центры и многое другое.

Нельзя не сказать о налаженной работоспособности образовательных учреждений, в которых могут получить достойное образование дети-инвалиды, а также заведений, чьи выпускники готовы посвятить свою жизнь, оказывая помощь людям с ограниченными возможностями. Она охватывает не только физические, но и психологические и моральные аспекты.

Проблемы трудового рынка

Следует выделить и такой важный момент, как работа для людей с ограниченными возможностями. Современные рынки труда инвалидов являются отдельным спектром в экономике государства, зависящим от особенных факторов и закономерностей. Без помощи управленческих державных органов решение этого вопроса невозможно. Граждане, не имеющие достаточной конкурентоспособности, остро нуждаются в государственном содействии в поиске соответствующей работы.

Определить, на какой ступени в обществе находятся люди с ограниченными физическими возможностями, можно, взяв во внимание ряд объективных и субъективных моментов:

  • финансовые доходы и уровень материального обеспечения;
  • наличие образование или возможный потенциал для его получения;
  • удовлетворённость социальными гарантиями, предоставленными государством.

Отсутствие постоянной занятости и безработица среди инвалидов является достаточно острой проблемой всей страны в силу масштаба вероятных негативных последствий.

Почему инвалиды не являются успешными людьми?

Зачастую низкий статус в обществе, занимаемый инвалидами, легко находит объяснение отсутствием должной психологической реабилитации. В частности, это касается не только лиц, получивших увечья уже в зрелом возрасте, но и инвалидов детства. Как следствие, такие люди не преследуют чёткие жизненные цели, не имеют конкретных установок из-за отсутствующих профессиональных навыков, знаний и умений.

Значительно усугубляется сложившаяся ситуация тем, что большинство предпринимателей, мягко говоря, не готовы обеспечить инвалидов должностями. Работодатели неохотно берут на работу таких людей, поскольку предоставление им оборудованных под их потребности рабочих мест, полного пакета льготных условий крайне невыгодно. Ведь придётся сократить рабочее время и требования к производительности в соответствии с российским законодательством, а это чревато убытками для бизнесменов. Несмотря на большое количество действующих нормативно-правовых актов, регулирующих квоты рабочих мест на предприятиях, и механизм трудоустройства, нынешние руководители фирм, организаций, компаний, как правило, находят веские причины, чтобы отказать в принятии на работу инвалидов. В целом можно выделить единую систему, состоящую из нескольких факторов, которыми определена специфика трудоустройства лиц с физическими ограничениями.

Стереотипные преграды

Люди с ограниченными возможностями воспринимаются работодателями стереотипно. Большинство руководителей безоговорочно считают, что у инвалидов не может быть достойного профессионального опыта, они не в состоянии выполнять свои должностные обязанности в полном объёме и у них не получится выстроить хорошие взаимоотношения в коллективе. Кроме того, проблемы со здоровьем чреваты частыми уходами на больничный, неустойчивостью, а иногда и неадекватностью поведения. Всё это, по мнению работодателей, свидетельствует о профессиональной непригодности человека, его несостоятельности.

Распространённость подобных стереотипов оказывает масштабное влияние на отношение к лицам с ограниченными возможностями, дискриминируя их и лишая шанса на адаптацию в официальных трудовых отношениях.

Выбор профессии, что не соответствует возможностям

Небольшой процент инвалидов может правильно выстроить личную стратегию профессионального роста. Первым этапом в этом процессе является принятие верного решения о выборе будущей специальности, её вероятных перспективах. Поступая в ВУЗы на обучение выбранным специальностям и направлениям, люди с ограниченными возможностями нередко совершают здесь главную ошибку. Не все инвалиды способны здраво оценить свои способности и физиологические возможности исходя из тяжести состояния здоровья, доступности, условий учёбы. Руководствуясь принципом «могу и хочу», не принимая во внимания реалии ситуации сегодняшнего рынка труда, многие из них не думают о том, куда в дальнейшем смогут трудоустроиться.

Отсюда следует необходимость развития дополнительного вектора в деятельности служб занятости населения, который даст результат во время проведения профилактических мероприятий по преодолению безработицы инвалидов. Важно научить таких людей смотреть на трудоустройство через призму собственного потенциала.

Отсутствие условий труда для инвалидов

Анализ статистических данных самых востребованных и популярных вакансий для лиц с ограниченными физическими возможностями продемонстрировал, что таким людям в основном предлагают работу, не требующую высококвалифицированного подхода. Такие должности предусматривают невысокую заработную плату, несложный монотонный рабочий процесс (вахтёры, операторы, сборщики, швеи и т. д.). Между тем нельзя категорически заявлять о том, что это положение дел обуславливается только лишь ограниченностью лиц с особыми нуждами.

Весомую роль играет неразвитость рынка труда в создании необходимых условий для деятельности инвалидов.

Борьба за права лиц с особыми потребностями

На данный момент реализуют свою деятельность множество общественных, благотворительных и волонтёрских объединений, регулярно выступающих за пристальное внимание к нелёгкой судьбе инвалидов. Их основной задачей является повышение уровня социальной защищённости указанной категории населения. Кроме того, за последние несколько лет невозможно не заметить положительную тенденцию к повсеместному включению инвалидов в общественную жизнедеятельность, используя их безграничный потенциал. Общества людей с ограниченными возможностями проходят нелёгкий путь, ломая преграды и разрушая стереотипы.

Конвенция о правах инвалидов

Вышеупомянутая Декларация о правах инвалидов – не единственный документ, регулирующий права таких людей. Несколько лет назад приобрёл юридическое значение очередной международный договор, ничем не уступающий важностью предыдущему. Конвенция о правах инвалидов 2008 года является своеобразным призывом государствам как можно скорее решить многочисленные проблемы этой социальной сферы. Создание безбарьерной среды – так можно неофициально назвать этот проект. Люди с ограниченными возможностями должны иметь полную физическую доступность не только в буквальном смысле – к зданиям, помещениям, культурным и памятным местам, но и к информации, телевидению, местам трудовой занятости, транспорту и т. д.

Конвенция ООН от 2008 года очерчивает права инвалидов, которые должны быть обеспечены на государственном уровне со стороны здравоохранения, образования, принятия важных политических решений. Немаловажным моментом международного документа является то, что он утверждает основополагающие принципы недискриминации, независимости и уважения к таким людям. Россия не стала исключением среди стран, ратифицировавших Конвенцию, сделав этот важный для всего государства шаг ещё в 2009 году.

Значение принятия этого международного документа для нашего государства – неоценимо. Статистические данные не утешительны: десятая часть россиян имеет группу инвалидности. Более двух третей из их числа занимают больные сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Вслед за ними расположились носители болезней опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы.

Деятельность государства в решении проблемы

Последние несколько лет основными направлениями поддержки инвалидов были работы по нормативно-правовому, финансовому, организационному социальному обеспечению. Особого внимания заслуживает вопрос о том, как способствовать поднятию доходов и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями. Учитывая, что реализация социальных программ, направленных на поддержку инвалидов, продолжается, уже сейчас можно подвести промежуточный итог:

Нельзя сказать, что все проблемы в этой сфере решены. Их перечень довольно длинный. Выделить среди них можно целое множество, а именно: регулярные сбои в работе механизма МСЭК, трудности, возникающие во время реабилитационных мероприятий инвалидов, наличие коллизий в нормативных актах, обозначающих права инвалидов на санаторно-курортное лечение.

Заключение

Единственным фактом, вызывающим лишь позитивный настрой, является осознание того, что современной Россией определён курс и направление на долгожданный переход от действующей социальной системы к новым принципам, согласно которым все препятствия и барьеры должны быть устранены.

Ведь возможности человека не ограничены. И мешать полноценному эффективному участию в общественной жизни, принимать важные решения наравне с другими никто не имеет права.

Инвалидность возникает, когда физические, сенсорные, умственные нарушения сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. С одной стороны, общество отказывает инвалидам в половой принадлежности, и самая простая иллюстрация тому – это знаки на туалетах в общественных учреждениях на Западе (рис. 1). Отметим, что в России инвалидам-колясочникам вообще отказано в общественной деятельности ввиду изобилия физических барьеров, отсутствия специально оборудованного транспорта, въездов в здания, лифтов и мест общественного пользования.

Рис. 2. Обозначения общественных туалетов:

для мужчин, женщин, инвалидов

С другой стороны, гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности, о чем свидетельствуют следующие факты из статистики Всемирной организации здравоохранения: 1) женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; 2) женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; 3) в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100 % безработных; 4) специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; 5) академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, не интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются гендерные аспекты. Мужчины, сопротивляясь стигме инвалидности, все же могут приобрести ожидаемый статус, которому будут соответствовать властные социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, сочетаясь друг с другом, лишь усиливают патриархатный облик конвенциальной феминности, предлагая ассоциации с жалостью, бессмысленной трагедией, болью, святостью и бесплотностью. И несмотря на то, что демографическая реальность характеризуется преобладанием среди инвалидов пожилых женщин, подобные репрезентации очень редки и в основном негативны: женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных ролей. Жизненная реальность мужчин-инвалидов порой сильно отличается от стереотипных репрезентаций. Здесь следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин, но и о том, что эти характеристики часто связаны с дополнительными потребностями, например, ресурсами независимой жизни.


Гендерная идентичность инвалидов в России во многом принимает форму в рамках тех ограничивающих социальных институтов, в которых оказывается мужчина или женщина, но через личностное освобождение и коллективное участие происходит трансформация негативного общественного мнения об инвалидности. Гендерная идентичность инвалида предоставляет совершенно разные возможности мужчине и женщине. Отметим, что сексуальная идентичность инвалидов выступает дополнительным способом конструирования идентичности гендерной и оказывается под еще более пристальным контролем общества. Это выражается в медикализации сексуального опыта инвалидов (большей частью речь идет о мужчинах), чья сексуальность рассматривается как проблематичная, а также в репрезентациях их сверхмаскулинной сексуальности. О женщинах-инвалидах мы можем судить преимущественно по западным источникам, поскольку в российском контексте их голоса и проблемы остаются неозвученными.

Инвалиды подвергаются особой форме угнетения, которое исходит от социальных институтов и «здоровых» в сочетании с ростом зависимости от специалистов социального обеспечения. Главное препятствие полноценной независимой жизни инвалидов, в том числе и сексуальной, – это представления об инвалидах как о больных, которые нуждаются в постоянной заботе и помощи, которых следует жалеть и им нужно сочувствовать, «которым чего-то не хватает», то есть отождествление их с неполноценными людьми. Исторически сложившиеся стереотипы об инвалидах как о вечных детях (незрелы и асексуальны), требующих постоянной протекции и лечения, сексуально проблематичных и якобы опасных воспроизводятся в массовом сознании, политическом и академическом языке. В средствах массовой информации или кино чрезвычайно редки позитивные репрезентации инвалидов, которые просто рассказывают что-то интересное о своей профессии, обучении, политической активности или о себе в роли родителей. В результате родители детей-инвалидов, воспитатели, медики, да и сами инвалиды полагают, что секс и инвалидность не могут сосуществовать. На Западе инвалиды организуют самопомощь, понимая, что они имеют такие же права, как любые другие граждане. В России ассоциации и группы самопомощи инвалидов развиваются в разной степени в различных городах. Приведем лишь несколько примеров: это организации инвалидов-колясочников в Москве и Самаре, общественные организации инвалидов-афганцев в Санкт-Петербурге, организации инвалидов в Перми и Нижнем Новгороде, ассоциации родителей детей-инвалидов в Москве и Санкт-Петербурге. В социальной работе и социальной реабилитации необходимо сотрудничать с общественными организациями инвалидов, представляющими важный ресурс позитивного самоопределения, независимой жизни и формирования жизенной позиции инвалидов.



Социальные работники в своей деятельности должны учитывать, что инвалидность и пол в совокупности, а не по отдельности воздействуют на положение индивида в обществе и определенным образом оформляют его или ее жизненные шансы. Исследования показывают, что женщины с инвалидностью нередко подвергаются двойной дискриминации – при приеме на работу, при поступлении в образовательные учреждения – ввиду их инвалидности и половой принадлежности. Социальное обслуживание инвалидов должно носить нон-дискриминационный характер, следует выявлять и преодолевать те гендерные стереотипы в профессиональной практики социальной работы, которые унижают человеческое достоинство и ограничивают жизненный выбор.

Например, в обществе господствуют следующие стереотипы: образ жизни инвалидов якобы коренным образом отличается от обрза жизни других людей; многие инвалиды не способны вступать в интимные отношения; инвалиды не могут быть родителями; инвалидам всегда требуется помощь… и так далее. На самом деле инвалиды посещают школы, денятся и выходят замуж, работают, имеют семьи, стирают, ходят в магазины, смеются, плачут, платят налоги, сердятся, имеют предрассудки, голосуют, планируют и мечтают, как все другие люди. Любой человек может вступать в интимные отношения, многие инвалиды могут рожать или усыновлять детей. Инвалидам, как и всем другим людям, присущи признаки их пола. Многие инвалиды достаточно самостоятельны и способны сами оказывать помощь.

Распространению стереотипных представлений способствуют средства массовой информации, которые нередко видят свою задачу в том, чтобы вызвать у публики жалость и сочувствие к инвалидам, получить для них финансовую поддержку. В связи с этим материалы об инвалидах носят, как правило, односторонний характер: всячески подчеркиваются сложности, вызванные нетрудоспособностью, трудности работы людей с ограниченными возможностями и мало освещается положительный опыт – достижения инвалидов в труде, их успехи в жизни. Акцент делается либо на том, как отважен человек в преодолении своего недуга, либо на том, какой травмой для семьи становится появление на свет неполноценного ребенка. Снова и снова человек с разного рода физическими недостатками предстает в виде жалкого и несчастного существа, очень редко инвалиды представлены как профессионалы, участвующие в общественно значимых событиях, в принятии решений.

Если социальный работник сумеет распознать и опровергнуть подобную стереотипную идеологию, то тем самым он или она подтвердят собственный профессионализм. Ведь социальная работа и социальная реабилитация предполагают активизацию ресурсов клиента, создание условий для независимой жизни, уважение человеческого достоинства и соблюдение прав человека. Вот несколько рекомендаций относительно того, как вести работу с проблемами инвалидов, взаимодействовать с людьми, имеющими ограниченные возможности.

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, вначале спросите у него или у нее, не нужна ли помощь. Вероятно, человек в инвалидной коляске подскажет вам, что и как нужно сделать. Не облокачивайтесь и не опирайтесь на коляску, если только ее владелец не разрешил вам этого сделать. При разговоре обращайтесь непосредственно к человеку. Если в разговоре принимает участие несколько собеседников, обращайтесь лично к человеку в инвалидной коляске, чтобы не исключить его из общения. Наклонитесь или присядьте (если беседа краткая), расположитесь рядом с ним на стуле (если беседа продолжительная) так, чтобы оказаться на одном уровне с инвалидной коляской.

Проверьте себя – не используете ли вы стереотипы и обобщения, не вызывает ли ваше описание жалость и не усиливает ли впечатление болезненности? Если вы говорите или пишете о людях с физическими недостатками, старайтесь употреблять нейтральные слова, тщательно подбирайте выражения. Вместо того, чтобы сказать «жертва такой-то аварии», говорите «человек, который перенес…» или «человек, с которым…». Неверным является противопоставление «нормальный»-«инвалид» или «инвалид»-«здоровый», поэтому лучше говорить о людях с инвалидностью и без оной. Никогда не применяйте слова «неполноценный», «калека», «больной», «эпилептик», «полиомиелитик», «дэцэпэшник», «даун», другие ярлыки и жаргонизмы.

Акцент следует делать не на болезни, а на человеке и социальных условиях. Говоря о каких-либо трудностях, с которыми сталкиваются инвалиды, делайте акцент не на физическом и психическом состоянии конкретного человека, а на социальном аспекте проблемы (например, недоступность некоторых общественных зданий и городского транспорта для человека в инвалидной коляске).

Избегайте таких обобщений, из которых следует, что женщине, даже если она инвалид, меньше нужна помощь, чем мужчине, только потому, что она женщина, и наоборот, что инвалид-мужчина стойко и смело переносит все трудности, потому что он мужчина. Старайтесь оценивать ситуацию с учетом мнений самих инвалидов. Избегайте делать предположений о том, как чувствуют себя инвалиды – узнайте об этом у них самих.

Консультируйтесь с инвалидами и их организациями по проблемам, влияющим на их жизнь. В этих вопросах они эксперты. Если вы приглашаете на встречу представителей общественной организации инвалидов, постарайтесь добиться, чтобы среди представителей были не только мужчины, но и женщины. Проследите, чтобы эта встреча проходила в месте, до которого инвалиды могут беспрепятственно добраться, обеспечьте присутствие волонтеров, чья помощь может понадобиться в тех ситуациях, когда мобильность инвалидов затруднена.

Преодолевая стереотипы

Михаил Мельников

Очаровательна, успешна и полна жизни - эта девушка своим примером доказала, что слабость можно превратить в силу. Эйми Маллинз, актриса и модель, перевернула представление о том, что инвалидность ставит крест даже на простых радостях жизни. Она разбила вдребезги навязанный обществом стереотип восприятия инвалида.

Эйми своей жизнью доказывает, что недееспособный человек может превратиться в суперспособного. Невзирая на самые бедственные обстоятельства (в полгода Эйми ампутировали по колено обе ножки из-за врожденной патологии малых берцовых костей и доктора пообещали, что ходить девочка не научится никогда), Эйми предпочла оставаться красивой, здоровой и успешной. Она научилась ходить, в том числе по подиуму на модных показах, а еще бегать и прыгать в длину, в том числе на Паралимпийских играх в Атланте, где она побила пару рекордов. Она вошла в список пятидесяти самых красивых людей мира, стала сниматься как актриса кино и как модель для глянца

Ноги Эйми Маллинз - это арт-объект, аксессуар и скульптура одновременно. Но не только. Это еще и надежда, которую она дарит таким же, как она, людям, изобретая новые протезы, где форма, функциональность и эстетика неразделимы. Эйми использует двенадцать пар протезов, меняя их, как наряды. "Ноги гепарда" она, по примеру Оскара Писториуса, использует для бега, силиконовые ножки с прорисованными венами - для выходов в свет, также есть деревянные, полиуретановые и друие протезы, с помощью которых Эйми, в дополнение к прочим преимуществам, может регулировать свой рост от 173 до 185 см.

«Доброжелатели» называют ее киборгом. По существу они правы. В ее организме есть механические компоненты. Но они не мешают жить, расцветать и благоухать живой душе этой удивительной женщины, сильной и красивой, нежной и мудрой, суперспособной - супергероини.

История изготовления протезов, используемых Эйми, уходит корнями в древнеегипетскую цивилизацию, однако, с тех пор прогресс происходил весьма и весьма небыстро. Относительно масштабов истории, технологии только недавно добрались до этой сферы и теперь обещают новые, радикальные чудеса протезирования в будущем. Уже сейчас, результат многих лет лабораторных исследований, позволяет таким, как Эйми, многократно расширить границы своих физических возможностей. Создатель протезов Хью Герр, признанный лидер в сфере биомеханики, уже давно работал над своим детищем в Массачусетском Технологическом Институте. По его словам, в прямом и переносном смысле «следующим шагом» станет «непосредственное соединение механических частей протеза с телом его носителя. В будущем, сенсорные мускулы смогут получать команды напрямую из человеческого мозга, точно так же, как и все остальные здоровые конечности», - говорит он.

Но это - будущее, а пока, очаровательная девушка Эйми смело открывает новые двери с помощью всё более совершенных моделей протезов. Теперь её обувной гардероб заставляет задуматься, что надеть – повседневное дерево или же хрустальную Золушкину туфельку на элегантном каблучке для вечернего коктейля. Как тут не задуматься о том, что высокие технологии способны полностью изменить жизнь обычного человека даже в самых сложных случаях инвалидности и подарить ему такое простое и такое ценное ощущение собственной полноценности.

Изменение стереотипов в отношении к инвалидам.

За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Всё больше осознаётся, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребёнку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребёнку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции того, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Между тем, несмотря на явные конструктивные подвижки, спектр негативного отношения к инвалидам очень широк. Анализ сложившейся ситуации навскидку позволяет выделить следующий спектр проявлений общественного негатива к инвалидам:

    агрессия - для многих людей все еще вполне «нормально» демонстративно закрыть дверь перед инвалидом, не пропустить без очереди, прочитать мораль родителям об их некомпетентности, если ребёнок-инвалид не может ждать из-за состояния здоровья, и т. п; отрицание и игнорирование - от инвалидов просто отворачиваются, отказываются обслуживать, стараются не думать об этих проблемах (своих хватает); насмешки - и не только, и даже не столько со стороны детей, сколько со стороны вполне состоявшихся взрослых людей; обвинение и осуждение - даже при условии, что многие льготы фактически не работают, в глазах многих наших сограждан инвалид выглядит обузой для общества; отвращение - доходит до того, что мамочки здоровых детей собираются и требуют от матери больного ребёнка больше не выходить на площадку к здоровым детям, потому что брезгуют их присутствием.

Инвалидность в нашем обществе - явление, вызывающее устойчивые стереотипы. Можно выделить несколько групп стереотипов.

Стереотипы общества по отношению инвалидам: инвалиды - больные люди, вызывающие жалость, сострадание; инвалиды - обидчивые и ранимые люди, чрезмерно требовательные к окружающим.

Люди являются инвалидами из-за того, что они страдают из-за невозможности: «ходить», «слышать», «видеть», «говорить». Фокусируясь на приведшем к инвалидности «трагическом стечении обстоятельств», все остальные, просто способные к состраданию и милосердию, люди воспринимают инвалидов как: «несчастных», «требующих постоянной опеки», «не могущих посещать обычные школы», «бездетных», «одиноких», «клиентов специализированных социальных учреждений», «активных (от безысходности) участников общественных организаций, центров творчества или клубов знакомств инвалидов». В результате влияния (или принятия как данность) этих стереотипов инвалид приходит к мысли о том, что он должен соответствовать обществу, а не наоборот. Его просто ставят перед фактом того, что он «не является частью этой жизни общества».

Первый шаг в преодолении психологии стереотипного отношения к людям со статусом «инвалид» - признание того, что каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, уникален и, в силу своей уникальности, занимает индивидуальное и неповторимое место в жизни общества. В связи с этим следует именовать тех, кто имеет статус инвалида, людьми «с ограниченными возможностями здоровья» (далее ОВЗ), признавая тем самым их равенство и право на свободу выбора.

Вторым шагом будет избегание чрезмерной жалости. Когда вас жалеют, вы либо становитесь в позицию маленького ребенка и теряете силы и уверенность, либо злитесь, поскольку Вас таким образом «принижают». То же самое испытывает и человек с ОВЗ. Старайтесь оказывать помощь человеку с ОВЗ только в тех случаях, когда ему это действительно нужно. Если человек с ОВЗ является Вашим знакомым, другом, родственником и т. д., старайтесь демонстрировать ему, что Вы его любите, верите в него и в его силы и сопереживаете ему - этому способствует спокойный, позитивный и доброжелательный настрой, а также умение слушать человека.

Третьим шагом будет прекращение преувеличения тяжести состояния человека с ОВЗ. Некоторые люди склонны любую болезнь считать страшной карой и практически «ставят крест» на человеке: его заболевание обсуждается шепотом или замалчивается, в беседе с ним на глаза наворачиваются слезы, а он сам окружается чрезмерной заботой. В такой ситуации человек перенимает все Ваши негативные установки и состояние.

И четвертым шагом будет преодоление собственных эмоций. Очень часто именно они могут побудить Вас действовать неправильным образом. Это неудивительно, ведь родные больного человека фактически болеют вместе с ним и вместе с ним проходят все стадии реагирования на болезнь: тревогу, страх, апатию, депрессию и т. д.


Инвалидность разрушаем стереотипы

Людям с инвалидностью в наши дни уделяется всё больше внимания. Значительно меняется и отношение к ним окружающих: отчасти из-за того, что с серьёзными проблемами здоровья приходится сталкиваться, увы, многим из нас.

Постепенно некоторые мнения, прежде убедительные, подвергаются сомнению, а то и вовсе переходят в разряд заблуждений. Например, мало кто сейчас возьмётся утверждать, что инвалидность - это удел бедных, малокультурных людей, которым чужды представления о правильном образе жизни. К сожалению, риску болезней или несчастных случаев, приводящих к потере трудоспособности, подвержены все. 8 том числе богатые, успешные люди, и даже те, кто тщательно следит за своим здоровьем.

Что касается детей с инвалидностью, тут также происходит своеобразная переоценка ценностей. Всё больше школ и детских садов готовы вводить у себя инклюзивное образование. Группы «особых» деток посещают различные представления, экскурсии и музеи наравне со своими сверстниками. Всё шире становятся возможности включения ребёнка с ограниченными возможностями в культурные мероприятия, прежде для него недоступные - различные конкурсы, соревнования, выступления.

Однако в современном обществе, несмотря на частые заявления о толерантном отношении к инвалидам, до сих пор сильны сложившиеся за долгие годы стереотипы. Один из самых распространенных: инвалидность ребёнка - это сплошное несчастье и бесконечные проблемы. Этот стереотип действует угнетающе на людей, не имеющих отношение к детям-инвалидам, и демобилизующее - на тех родителей, кто впервые столкнулся с тяжёлой болезнью своего ребёнка. Сначала родные находятся в шоке, причинённом таким известием, затем многие начинают отрицать произошедшее. Весь этот, порой длительный период, теряется драгоценное время, предназначенное для адаптации ребёнка к изменившимся условиям жизни - его реабилитации. А ведь именно своевременная грамотная реабилитация - залог полноценной жизни ребёнка и снижения сопутствующих инвалидности проблем.

Дети с инвалидностью нуждаются в том, чтобы регулярные физические занятия были начаты как можно раньше. И времени на их проведение должно выделяться больше, чем на занятия с более здоровым ребёнком.

Прежде чем начать систематически учить ребёнка, узнайте, насколько гармонично функционирует его организм в целом, не ориентируйтесь только на болезнь. Даже при одинаковых диагнозах у детей абсолютно разные возможности и способности. Выясните, что может делать ваш ребёнок, что ему сложно, а что и вовсе недостижимо. И исходя из полученных знаний, а не из желания «быть не хуже других», планируйте индивидуальную программу развития.

Считается, что лишённые одних возможностей, «особые» детки щедро одарены природой другими. Однако, прежде чем талант окажется очевидным, требуются долгие упорные занятия. И даже если уникальная способность не будет открыта, знания, умения и навыки, приобретённые в обучении, уже сами по себе - настоящее богатство.

Ещё один распространенный стереотип: ребёнок с инвалидностью ущербен и в обязательном порядке глубоко несчастен. «Несчастные» дети с ограничениями в здоровье вызывают жалость, чрезмерное сочувствие и полную уверенность в их беспомощности. Пока ребёнок маленький, это не чувствуется. Но как же тяжело активным и целеустремлённым детям постарше, абсолютно не считающим себя ущербными, подобное снисходительное отношение окружающих! Тяжелые вздохи и причитания, навязывание помощи в тех ситуациях, когда ребёнок способен справиться сам, заставляют его почувствовать свою зависимость. В действительности же дети, выросшие с инвалидностью, зачастую гораздо лучше приспособлены к своим особенностям, чем абсолютно здоровые взрослые. Предлагать помощь ребенку с инвалидностью можно и даже нужно, но без субъективных оценок его возможностей и без открытых проявлений своей жалости.

Золотое правило для родителей - помогать ребёнку только в тех случаях, когда это действительно необходимо. А в остальном - максимально поощрять его самостоятельность, даже если для достижения желаемого ребёнку приходится прикладывать значительные усилия.

Порой комплекс родительской вины диктует гиперопекающий стиль воспитания, при котором требования к ребёнку сильно занижены. В результате формируется инфантилизм и сверхэгоизм по отношению к другим. Ошибочно исключать наказания за поступки, совершенные по несвязанным с особенностями заболевания причинам. Будут ли другие люди прощать выросшему ребёнку то, что прощаете ему вы?

С последствиями неправильного воспитания в семье тесно связан и другой стереотип - о тяжёлом характере таких детей. Существует мнение, что они в обязательном порядке озлоблены и агрессивны, чрезмерно обидчивы и склонны к истерикам. Или же нелюдимы, чересчур пугливы, замкнуты и постоянно унылы. Это не так. Коммуникативные способности зависят от самооценки ребёнка, его навыков бесконфликтного общения и умения говорить, слушать, играть - самостоятельно и в группе.

До сих пор общество сомневается насчёт пользы или вреда общения детей с инвалидностью с более здоровыми ребятами. Причиняет ли это боль, в первую очередь, нездоровым детям, провоцирует ли жестокость у «нормальных» ребят? Или общение ребёнка с инвалидностью с такими же детьми причиняет ему не меньше страданий? Ведь в таком случае ещё больше чувствуется собственная неполноценность, теряется надежда, стремление добиваться большего. Но вряд ли можно назвать полноценным человека, которому чужды доброта, милосердие, сочувствие, принятие других людей, участие в ближнем. А именно этим грозит изоляция физически благополучного ребёнка от «больных детишек». Гораздо эффективнее создавать условия для полноценного развития всех детей, обязательно учитывая их особенности. В благоприятной для своих нужд среде дети чувствуют и ведут себя иначе. И ребёнок с инвалидностью, перестав бороться с трудностями, лучше проявляет свои способности, в том числе и коммуникативные.

Да и в случае здоровых детей учить их абстрактной толерантности - лишнее. Просто подсказывайте в процессе общения с ребятами, имеющими более слабое здоровье, как себя вести. Хотя если понаблюдать за группой играющих вместе детей, становится понятно, что они прекрасно ладят. Порой родительская опека или опасения излишне настораживают и пугают детей, напоминая о проблемах, которые в ходе игры забыты.

Людям с инвалидностью сложно противостоять ошибочным мнениям посторонних, собственными усилиями доказывая свою правоту. В детские годы значительная роль отдана воспитанию, а не самовоспитанию человека. Ребёнок практически неспособен иметь собственный взгляд на мир - он смотрит на него глазами своих родителей. Поэтому в большей степени именно их отношение - к развитию и воспитанию сына или дочери, их взаимодействию с социумом, восприятию жизни - формирует как характер и мировоззрение ребенка, так и его дальнейшую судьбу. Значительную роль в процессе такого формирования играют и все окружающие люди. И неважно, кто - дети, взрослые, педагоги, социальные или медицинские работники. Важно, чтобы дети с инвалидностью развивались и воспитывались в среде, максимально свободной от заблуждений относительно их возможностей и способностей.