При каких заболеваниях снижаются умственные способности. Нарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия). Шизофрения – воспитание и интеллект

Каким образом можно остановить снижение умственных способностей и предотвратить развитие болезни Альцгеймера? Доступные на сегодня препараты не очень эффективны. Есть два типа лекарств, которые помогают приостановить развитие диагностированной болезни Альцгеймера и облегчить её течение.

  • Это препараты, повышающие в организме концентрацию ацетилхолина — нейротрансмиттера, влияющего на поддержание процессов памяти.
  • Другая группа препаратов снижает воздействие другого нейротрансмиттера — глутамата, на клетки мозга. Глутамат отвечает за запуск мыслительных процессов в мозге. При болезни Альцгеймера организм производит избыточное количество этого нейротрансмиттера.

К сожалению, оба эти типа препаратов не способны предотвращать болезнь или сколько-нибудь эффективно лечить её.

Есть еще средства, доказано положительно влияющие на течение болезни Альцгеймера и её профилактику. Это — физические нагрузки аэробного типа с поддержкой пульса на уровне 75-85% резерва сердечного ритма. Резервный сердечный ритм – это разница между максимальной ЧСС (например, во время бега) и ЧСС в покое. Важную роль, к в этом играет лучший приток кислорода к мозгу. К тому же, интенсивные упражнения способствуют выбросу гормонов роста, положительно влияющих на клетки мозга.

Другой важный момент — умственная и социальная активность. Многочисленные исследования показывают, что пожилые люди ведущие активную интеллектуальную жизнь сохраняют функции мозга на более высоком уровне.

Если “Альцгеймер” всё-таки наступает

Главный фактор риска болезни Альцгеймера – возраст. От нее страдает 1 % 60-летних людей, 7 % 75-летних и около 30 % 85-летних. Самыми распространенными формами деменции являются болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция и болезнь Паркинсона. При этом на болезнь Альцгеймера приходится 70 % случаев, на сосудистую деменцию – еще 15 %, а оставшиеся 15 % составляют лобно-височная деменция, болезнь Паркинсона и редкие формы.

Диагностировать болезнь Альцгеймера с абсолютной достоверностью можно только при посмертном вскрытии пациента. Однако, этот диагноз ставят в большинстве случаев, когда наблюдаемые выраженные когнитивные расстройства не подходят под симптомы болезни Паркинсона или другие явно диагностируемые заболевания.

Что именно происходит при этом заболевании? Сначала начинает страдать кратковременная память. Исследования показывают, что вербальная память (способность запоминать последовательность слов) слабеет первой. Затем начинается спад исполнительных функций и затруднение речи. На следующих этапах добавляются бред и галлюцинации. В завершение всего этого пациент теряет способность ходить, говорить, взаимодействовать с реальностью, начинается недержание. Заболевание развивается в течение длительного времени (иногда десятилетиями).
Имеющиеся на данный момент виды лечения дают лишь умеренный эффект.

Некоторые утешительные факты

  • В настоящее время врачи научились достаточно достоверно диагностировать различные виды деменции на ранних стадиях.
  • Когнитивные и физические тренировки помогают замедлить спад умственных способностей.
  • Почти в половине случаев спада когнитивных способностей состояние пациента остается стабильным в течение очень длительного времени.
  • Эффективного лечения не существует, но ряд мер способны задержать развитие заболевания

Деменция (слабоумие) - приобретенный психический дефект с преимущественным расстройством интеллектуальных функций.

Признаками деменции являются утрата накопленных способностей и знаний, общее снижение продуктивности психической деятельности, изменение личности. Динамика деменции бывает различной. При опухолях мозга, атрофических заболеваниях и атеросклерозе постоянно нарастает дефект психики. В случае посттравматической и постынсультной деменции возможны восстановление некоторых психических функций в первые месяцы заболевания и стабильный характер симптомов на протяжении многих последующих лет. Однако в целом негативный характер расстройств при деменции определяет ее относительную стойкость и невозможность полного выздоровления.

Клиническая картина слабоумия существенно различается при основных психических заболеваниях - органических процессах эпилепсии и шизофрении.

Органическое слабоумие бывает обусловлено самыми различными болезнями, приводящими к нарушению структуры мозга и массовой гибели нейронов.

В клинической картине органической деменции преобладают грубые расстройства памяти и снижение способности к абстрактному мышлению. Предположительно о причине возникновения этого синдрома можно судить по некоторым особенностям клинической картины заболевания. По клиническим проявлениям различают лакунарное и тотальное слабоумие.

Лакунарное (дисмнестическое) слабоумие проявляется в первую очередь расстройством памяти (способность к образованию понятий и суждений нарушается значительно позже).

Это существенно затрудняет возможности приобретения новых сведений, но профессиональные знания и автоматизированные навыки могут долго сохраняться у таких больных. Хотя в сложной профессиональной деятельности они чувствуют беспомощность, но легко справляются с ежедневными домашними заботами. Характерно наличие критического отношения к своим недостаткам: пациенты стесняются несамостоятельности, извиняются за нерасторопность, пытаются (не всегда успешно) компенсировать нарушение памяти, записывая наиболее важные мысли на бумаге. С врачом такие больные откровенны, активно предъявляют жалобы, глубоко переживают свое состояние. Изменения характера при лакунарном слабоумии довольно мягкие и не затрагивают ядра личности. В целом родственники находят, что основные формы поведения, привязанности, убеждения больных остаются прежними. Однако чаще все-таки отмечаются некоторое заострение личностных черт, «шаржирование» прежних особенностей характера. Так, бережливость может обратиться в жадность и скаредность, недоверчивость - в подозрительность, замкнутость - в мизантропию. В эмоциональной сфере для больных с дисмнестическим слабоумием характерны сентиментальность, эмоциональная лабильность, слезливость.

Причиной лакунарного слабоумия бывают самые различные диффузные сосудистые заболевания мозга: безынсультное течение атеросклероза и гипертонической болезни, диабетическая микроангиопатия, поражение системных сосудов при коллагенозах и сифилитической инфекции (lues cerebri). Изменения в состоянии кровоснабжения мозга (улучшение реологических свойств крови, прием сосудорасширяющих средств) могут вызывать колебания состояния и короткие периоды некоторого его улучшения у данных больных.

Тотальное (глобарное, паралитическое) слабоумие проявляется первичной утратой способности к логике и пониманию действительности.

Нарушения памяти бывают очень грубыми, но могут и существенно отставать от расстройств абстрактного мышления. Заметно резкое снижение или полное отсутствие критического отношения к болезни. Патологический процесс нередко затрагивает нравственные свойства личности: исчезают чувство долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость. Личностные расстройства настолько выражены, что больные перестают быть похожи на самих себя (разрушается «ядро личности»): могут цинично браниться, обнажаться, мочиться и испражняться прямо в палате, бывают сексуально расторможены.

Больной 57 лет, водитель такси, всегда отличался властным, грубым характером, не допускал никакой инициативы со стороны жены и детей, полностью контролировал расходы денег в семье, был ревнив, многие годы злоупотреблял алкоголем. В течение последнего года резко изменился по характеру: стал благодушен и сентиментален, прекратил активно заботиться об автомобиле, не мог разобраться в мелких поломках, предоставлял любой ремонт сыновьям. Продолжал работать водителем, но разучился ориентироваться в городе, все время спрашивал дорогу у пассажиров. Прекратил употребление спиртного, не вникал в дела семьи и семейный бюджет. Дома ничего не делал, не смотрел телевизор, потому что не понимал смысла передач. В ответ на обращение диктора телевидения «Добрый вечер!» часто отвечал: «И вам добрый вечер!». Стал часто напевать вслух песни, однако не мог вспомнить многих слов и постоянно заменял их бессмысленным «улю-лю», при этом на глазах всегда появлялись слезы. Не понимал, почему родные привели его к врачу, однако совершенно не возражал против госпитализации. В отделении делал нескромные комплименты женщинам-врачам и санитаркам.

При компьютерно-томографическом обследовании обнаружены признаки атрофии мозга с преимущественным поражением лобной коры.

Причиной тотального слабоумия является непосредственное поражение коры головного мозга. Это могут быть диффузные процессы, например дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и Пика), менингоэнцефалиты (например, сифилитический менингоэнцефалит - прогрессивный паралич), слабоумие после самоповешения. Однако иногда небольшой патологический процесс в области лобных долей (локальная травма, опухоль, парциальная атрофия) приводит к сходной клинической картине. Существенных колебаний в состоянии больных обычно не наблюдается, во многих случаях происходит неуклонное нарастание симптомов.

Таким образом, разделение слабоумия на тотальное и лакунарное - это не паталогоанатомическое, а синдромальное понятие, поскольку причиной лакунарного слабоумия являются диффузные сосудистые процессы, а тотальное слабоумие может возникнуть вследствие локального поражения лобных долей.

Эпилептическое (концентрическое) слабоумие по сути является одной из разновидностей органического слабоумия.

Шизофреническое слабоумие существенно отличается от слабоумия вследствие органического заболевания.

При шизофрении практически не страдает память, не наблюдается утраты способности к абстрактному мышлению. Вместе с тем нарушаются его стройность и целенаправленность, а также нарастают пассивность и равнодушие. Характерным симптомом является разорванность (шизофазия). Обычно у больных отсутствует стремление к достижению результата. Это выражается в том, что они, не пытаясь ответить на вопрос врача, тут же заявляют: «Не знаю!». Физически крепкие пациенты с достаточно хорошим запасом знаний совершенно не могут работать, поскольку не испытывают ни малейшей потребности в труде, общении, достижении успеха. Больные не следят за собой, не придают значения одежде, перестают мыться и чистить зубы. При этом в их речи нередко присутствуют неожиданные высокоабстрактные ассоциации (символизм, неологизмы, паралогическое мышление). Грубых ошибок в арифметических действиях больные обычно не допускают. Лишь на завершающих этапах заболевания длительное «бездействие интеллекта» приводит к утрате накопленного запаса знаний и навыков. Таким образом, центральными расстройствами при шизофреническом слабоумии нужно считать обеднение эмоций, отсутствие воли и нарушение стройности мышления. Точнее данное состояние следует обозначать как апатико-абулический синдром (см. раздел 8.3.3).

Распространенное мнение: интеллектуальные способности человека с возрастом неизбежно ухудшаются. Считается, что, отучившись в школе и закончив институт, мы усваиваем основной объем знаний, главные рабочие навыки получаем до 30-35 лет, а дальше обязательно начинается спад. Мы верим этому и... боимся. Но действительно ли люди глупеют с возрастом?

Первое, что хотелось бы отметить: ощущение, будто вы поглупели, иррационально, как любое чувство. Толчком к нему могут послужить какие-то реальные факты, но делать выводы на его основе было бы поспешностью. Поэтому разберем научные доводы.

Что происходит с мозгом в процессе взросления человека? У младенцев и маленьких детей развитие мозга происходит с наибольшей интенсивностью. Впервые устанавливаются нейронные связи, которые впоследствии станут основой привычных для взрослого человека навыков — ходьбы, речи, чтения и письма. Но можно ли сказать, что среднестатистический младенец умнее студента?

Вот, кстати, и первый факт: высокая интенсивность процессов в мозге еще не означает самые высокие интеллектуальные способности. Младенец развивается так активно, потому что ему нужно успеть заложить "базу" для будущей жизни. То же можно сказать и о школьниках и даже о студентах.

На последние классы школы и на время обучения в институте (то есть на возраст примерно между 15 и 25 годами) действительно приходится пик способности запоминать новую информацию и осваивать незнакомые предметные области. Отчасти это связано с биохимическими процессами в мозге: нервные клетки начинают постепенно отмирать после 20 лет.

Хотя, как показали исследования, объем отмерших клеток незначителен и реально практически не влияет на мыслительные способности человека, особенно если учесть, что количество самих нейронов составляет всего 10 процентов от общего объема мозга. Но есть и другие причины: чем меньше знаний мы имеем, тем легче наш мозг поглощает их, подобно губке.

А с возрастом, когда мы уже накопили определенный багаж информации и развили критичность мышления, любые новые сведения должны пройти проверку (согласуются ли они с остальными нашими знаниями, не противоречат ли им) и "встроиться" в уже имеющуюся картину мира.

Неудивительно, что на усвоение одного и того же объема новой информации сорокалетнему человеку понадобится больше времени, чем двадцатилетнему. Но и его интеллектуальные ресурсы будут при этом более активны: он проделает работу не просто по запоминанию новых сведений, но также подвергнет их критическому осмыслению и освежит все прежние знания, касающиеся данной темы.

Более того, ученые уже опровергли постулат о том, что с окончанием юности и началом взрослой жизни мозг теряет способность к пластичности — образованию новых нервных клеток и связей между ними. Исследования мозговой активности людей, перенесших инсульт, доказали: мозг взрослого человека способен вырабатывать нейроны и устанавливать новые связи между ними.

Есть и еще один психологический фактор: чем больше мы узнали, тем менее значительным кажется прирост новых знаний. Студент-первокурсник, проучившийся полгода, чувствует себя невероятно поумневшим по сравнению со школьным периодом. Человек, получающий второе высшее образование или проходящий курсы повышения квалификации, уже не ощущает подобной эйфории, хотя проделывает ничуть не меньшую умственную работу.

Однако в предположении о том, что многие люди глупеют с возрастом, есть своя доля правды. И заключается она вот в чем: интеллектуальные способности нуждаются в тренировке. Получая образование (что заложено стандартной "социальной" программой), мы вольно или невольно "тренируем" свои нейроны.

А дальше все зависит только от нас: от выбора работы, досуга, широты взглядов на жизнь, количества прочитанных книг… Причем развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда — на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений.

То есть "тренировать мозг" — это не только читать новые книги, но и осваивать новые виды спорта, путешествовать по местам, где никогда не был, учиться играть в настольные игры — все что угодно.

И здесь психологический фактор тоже играет существенную роль: тот, кто считает подобный досуг "ребяческим" и недостойным солидного взрослого человека, или тот, кто не желает выступать в роли новичка, предпочитая всегда и во всем быть на высоте, в перспективе значительно снижает свое умственное развитие.

Соблюдая условия "тренировки мозга", с возрастом вы сможете наблюдать не снижение, а даже повышение интеллектуальных возможностей, утверждают специалисты. Если главное преимущество студентов и молодых людей - скорость усвоения новой информации, то люди среднего возраста наиболее продуктивны там, где могут использовать накопленные ими знания и опыт, - в первую очередь в профессиональной сфере.

После 30-35 лет у человека повышается уровень аналитических способностей, а также возрастает самооценка, что благоприятно сказывается на многих сферах деятельности — от качества коммуникативных навыков до эффективности решения задач в команде.

Среди симптомов, указывающих на наличие неврологических нарушений, наиболее часто встречаются когнитивные расстройства, которые возникают вследствие патологических изменений в структуре и работе головного мозга.

В основном данная проблематика выявляется у пожилых людей. Высокая частота распространения расстройств сферы познания у этой категории пациентов объясняется возрастными изменениями организма, которые негативно сказываются на работе центральной нервной системы.

Под когнитивными нарушениями понимается , умственной способности и других интеллектуальных функций. Такие изменения выявляются путем сравнения текущих показателей с индивидуальной нормой.

Когнитивные функции мозга — что это такое?

Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.

Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:

Проблемы с памятью и интеллектом возникают при повреждении любых участков головного мозга. Нарушения других когнитивных функций возникают при поражении отдельных частей центральной нервной системы (теменная, лобная, височная и иные доли).

Три стадии нарушений познания

Подобные нарушения принято классифицировать по степени тяжести последствий. Познавательные расстройства могут носить следующий характер:

  1. При легких нарушениях наблюдаются незначительные изменения, которые укладываются в пределах установленных норм для конкретной возрастной группы. Подобные расстройства не создают проблем для человека в повседневной жизни. При этом сами люди или окружающие могут замечать такие изменения.
  2. Для умеренных нарушений характерны изменения когнитивных функций, которые выходят за пределы существующих норм. Однако такие нарушения не сказываются на состоянии человека и не вызывают у него дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные расстройства обычно проявляют себя в виде проблем, возникающих при выполнении сложных интеллектуальных задач.
  3. Наиболее опасным типом когнитивных расстройств личности является , или слабоумие . Это состояние сопровождается существенными изменениями памяти и других функций головного мозга. Такие расстройства имеют ярко выраженный характер и оказывают непосредственное влияние на повседневную жизнь человека.

Комплекс провоцирующих факторов

Выделяют более 10 различных факторов, способных привести к когнитивным расстройствам функции мозга. Самой распространенной причиной развития подобных нарушений считается . Эта патология сопровождается постепенным отмиранием нейронов головного мозга, вследствие чего подавляются его отдельные функции.

Первым и наиболее ярким признаком болезни Альцгеймера является снижение памяти. При этом двигательная активность и другие когнитивные функции долгое время остаются в пределах нормы.

Помимо болезни Альцгеймера снижение интеллектуальных возможностей человека наблюдается при следующих нейродегенеративных патологиях:

  • кортико-базальная дегенерация;
  • и другие.

Довольно часто расстройства познания могут проявиться при . К их числу относятся:

Клиническая картина

Интенсивность клинической картины определяется тяжестью поражения и местом локализации патологического процесса в головном мозгу. В большинстве случаев наблюдаются сразу несколько типов когнитивных расстройств различной тяжести и интенсивности.

Неврологические заболевания проявляют себя в виде следующих явлений:

  • проблемы с восприятием сторонней информации;

При деменции пациенты теряют способность критично оценивать собственное состояние, в связи с чем при опросе они не жалуются на указанные выше симптомы.

Первым признаком, указывающим на когнитивный дефицит, является снижение памяти. Этот симптом возникает даже при легких формах нарушений мозговых функций. На начальных этапах пациент теряет способностью к запоминанию информации, которая поступила ему относительно недавно. По мере развития патологического процесса он забывает события, произошедшие в отдаленном прошлом. В тяжелых случаях пациент не в состоянии назвать собственное имя и идентифицировать себя.

Симптомы расстройств при умеренном поражении головного мозга нередко остаются незамеченными. Подобные нарушения отличаются вялотекущим характером и не трансформируются в деменцию. Определить наличие умеренных расстройств можно по следующим симптомам:

  • сложности при выполнении простых счетных операций;
  • проблемы с повторением недавно полученной информации;
  • нарушение ориентации в новой местности;
  • сложности в подборе слов во время разговора.

На легкую форму когнитивных расстройств указывают:

  • снижение памяти;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • высокая утомляемость при совершении умственной работы.

Нарушение когнитивных функций необходимо дифференцировать с другими формами неврологических расстройств. В частности, для постановки правильного диагноза следует установить наличие или отсутствие патологических изменений в поведении человека, его эмоциональном состоянии.

Нарушение мозговых функций у детей

Дети с дисфункцией познания сталкиваются по причине дефицита определенных витаминов.

Современные исследования доказали взаимосвязь между когнитивными нарушениями и недостатком полезных микроэлементов в организме. Дефицит витаминов негативно сказывается на способностях по запоминанию новой информации, концентрации внимания, интенсивности мыслительного процесса и других видах мозговой деятельности.

Патологии, вызванные недостатком микроэлементов, встречаются примерно у 20% детей и подростков. В большинстве случаев наблюдаются проблемы, связанные с речью и функциями языка.

Помимо дефицита витаминов неврологические болезни у детей возникают по следующим причинам:

В последнем случае речь идет о:

  • родовых травмах;
  • инфицировании плода в период вынашивания.

В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед современной медициной, является разработка методов ранней диагностики когнитивных расстройств у детей.

Диагностические критерии

Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.

Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса. При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти. Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением. Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.

Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы

Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.

Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.

Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений

Как улучшить состояние пациента?

Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного.

Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций. В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо . Однако эффективность этих препаратов пока не доказана. Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.

В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
  • блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.

Для восстановления нейрометаболических процессом применяет . Препарат повышает пластичность нейронов головного мозга, что оказывает положительное влияние на функции познания.

Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.

Тактика ведения пациента с нарушением когнитивных функций:

Профилактика и прогноз

Общий прогноз при когнитивных расстройствах нельзя составить. В каждом случае последствия носят индивидуальный характер. Но при условии своевременного обращения за помощью к специалисту и соблюдении всех врачебных предписаний удается приостановить развитие патологического процесса.

Важно отметить, что существует два типа когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первая форма поддается коррекции, а вторая – нет.

Профилактика включает в себя мероприятия, направленные на снижение и повышение умственной и физической активности человека. Во избежание возникновения подобных нарушений рекомендуется уже с молодого возраста регулярно выполнять интеллектуальные задачи.

Помимо этого, в целях профилактики деменции следует своевременно проводить лечение сосудистых патологий, печеночных заболеваний, а также регулярно восполнять недостаток витаминов группы В.

Друзья добрый день. Сегодня у меня интересная тема и касается она любого возраста. «Все болезни от нервов» — золотая пословица, и вот этому очередное подтверждение.
Стресс и нервозность подрывают здоровье, сокращают годы жизни, но если в молодости организм реагирует на стрессовую ситуацию потерей продуктивности, то в старости, стресс и горе может вызвать слабоумие. Давайте посмотрим на живой пример.

Стресс и нервозность в старости маскируется под слабоумие, влияет на память и мышление, но такой вид слабоумия можно вылечить

Давайте посмотрим на жизненную историю.

45-летний Павел: «После смерти отца моя 79-летняя мать перестала справляться с бытом, путалась, не закрывала дверь, теряла документы, несколько раз не могла найти свою квартиру в подъезде».

Как и полагается, Павел обратился к врачу. «Слабоумие в старости – это скорее одна из норм такого возраста» — таков вердикт специалиста. Невропатолог выписал лекарства для восстановления мозговой деятельности, сосудистые препараты и, в общем-то, они улучшили общее состояние мамы, но ненамного. А так как женщина не могла жить одна, то Павел нанял сиделку.

«Мама часто плакала, её состояние было подавлено, она часто сидела в одной позе, наверное, это переживания из-за потери мужа» — так рассуждал Павел.

Павел пригласил ещё одного специалиста, и тот подытожил так: «Старческие проблемы есть, но у мамы сильная депрессия». Врач назначил успокаивающую терапию и уже после двух месяцев лечения женщина стала приходить в себя.
Мама стала интересоваться кухней, начала сама готовить любимые блюда и даже стала ругаться с сиделкой, так как сама стала приниматься за ведение хозяйства.

«Мама вдруг проявила интерес к кухне, стала более активной, приготовила мои любимые блюда, её взгляд снова стал осмысленным»

В общем, эта история закончилась тем, что мама стала совершенно самостоятельной женщиной, которая вполне могла обслуживать себя сама, поэтому Павел решил уволить сиделку из-за ненадобности. Большинство когнитивных функций женщины восстановились, деменция (слабоумие) частично отступила. Вот такая чудесная и поучительная история.

Пожилые люди часто скрывают от родных о том, что у них стресс

Да, да, именно так обычно и бывает. Во-первых, они не хотят нас расстраивать и нагружать близких своими проблемами, во-вторых, не желают казаться в глазах других беспомощными, а в-третьих, многие пожилые люди считают, что депрессия в старости – это норма. Так, что дорогие родственники, обращайте внимание на своё старшее поколение и в помощь вам эта таблица.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Депрессия и тревога влияет на память и мышление человека, а в старости даже может вызвать слабоумие. Но если вовремя вылечить затяжную депрессию, то многие когнитивные функции могут восстановиться. И ещё – не все врачи знают об этом.

Стресс у молодых вызывает жизненный ступор или негативно влияет на продуктивность

Многие молодые жалуются на то, что: «У меня всё валится из рук, я не могу ни на чём сосредоточиться, пропала память и мой КПД стремится к нулю». Они идут с такими симптомами к врачу и там узнают о том, что потеря продуктивности может быть связана со стрессом или депрессией.

ИСТОРИЯ

«Смотрю в компьютер и вижу набор букв» Александр 35 лет

Повышенное давление и понижение продуктивности начали лечить таблетками, в том числе и «для памяти», но ситуация не поменялась. Тогда Александра направили к психиатру.

«Я боялся идти, думал, что меня признают сумасшедшим и будут лечить так, что я стану «овощем».

Но все закончилось хорошо. После курса психотерапии и лечения от стресса, Александр стал поправляться. Нормализовался сон, восстановилась память и работоспособность, а через десять дней лечения Александра выписали.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Эмоциональное состояние и умственные способности молодых напрямую связаны друг с другом. Иногда достаточно снизить уровень тревожности для того, чтобы восстановить свою работоспособность, память и умственные способности.

ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЗАМЕЧАТЬ УХУДШЕНИЕ СВОИХ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ НАДО СДЕЛАТЬ ЭТО

Прежде чем делать МРТ головного мозга и начать пить таблетки «для памяти», подумай: «А не переживаю ли я в связи с чем-то?». Как вы уже поняли, поговорка «все болезни от нервов» — это «правильная» поговорка и она многое может объяснить. Тоска, плаксивость, неуверенность в себе, чувство одиночества, негативные мысли или самобичевание – всё это маркеры нервного расстройства. Если один из этих пунктов твой – проанализируй первопричину такого состояния и принимай меры по улучшению душевного состояния. Если вы в возрасте, то стресс или нервозность может вызвать «приступ слабоумия», если вы молоды, то стресс может вызвать снижения продуктивности или ухудшения умственных способностей.

Но хорошая новость в том, что при таком типе болезни, интеллектуальные улучшения станут заметны уже через пару недель после успокаивающей терапии.

Олег Плетенчук, по материалам psychologies.ru