Вывод о сходстве клеток и причинах. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Статья: Сходства и различия растительной и животной клетки.

Рагузина Ж.В,

преподаватель биологии ГОУ СПО

«Кемеровский профессионально-технический техникум»,

города Кемерово.

При изучении темы «Строение клетки» важно не только рассмотреть вопросы связанные со строением клетки, но и выявить основные черты сходства и различия в строении растительной и животной клетки. Поэтому прежде чем выполнять лабораторную работу, заявленную по программе важно изучить теоретический материал по данной теме.

Все клеточные формы жизни на земле можно разделить на два надцарства на основании строения составляющих их клеток - прокариоты (доядерные) и эукариоты (ядерные). Прокариотические клетки - более простые по строению, по-видимому, они возникли в процессе эволюции раньше. Эукариотические клетки - более сложные, возникли позже. Клетки, составляющие тело человека, являются эукариотическими. Несмотря на многообразие форм, организация клеток всех живых организмов подчинена единым структурным принципам.

Живое содержимое клетки - протопласт - отделено от окружающей среды плазматической мембраной, или плазмалеммой. Внутри клетка заполнена цитоплазмой, в которой расположены различные органоиды и клеточные включения, а также генетический материал в виде молекулы ДНК. Каждый из органоидов клетки выполняет свою особую функцию, а в совокупности все они определяют жизнедеятельность клетки в целом.

Прокариотическая клетка

Прокариоты (от лат. pro - перед, до и греч. κάρῠον - ядро, орех) - организмы, не обладающие, в отличие от эукариот, оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). Единственная крупная кольцевая (у некоторых видов - линейная) двухцепочечная молекула ДНК, в которой содержится основная часть генетического материала клетки (так называемый нуклеоид) не образует комплекса с белками-гистонами (так называемого хроматина). К прокариотам относятся бактерии, в том числе цианобактерии (сине-зелёные водоросли), и археи. Потомками прокариотических клеток являются органеллы эукариотических клеток - митохондрии и пластиды.

У прокариотических клеток есть цитоплазматическая мембрана, также как и эукариотических. У бактерий мембрана двуслойная (липидный бислой), у архей мембрана довольно часто бывает однослойной. Мембрана архей состоит из веществ, отличных от тех, из которых состоит мембрана бактерий. Поверхность клеток может быть покрыта капсулой, чехлом или слизью. У них могут быть жгутики и ворсинки.

Форма прокариотических клеток не так уж и разнообразна. Круглые клетки называются кокки. Такую форму могут иметь как археи, так и эубактерии. Стрептококки – это кокки, вытянутые в цепочку. Стафилококки – это «грозди» кокков, диплококки –кокки, объединенные по две клетки, тетрады - по четыре, и сарцины – по восемь. Палочкообразные бактерии называются бациллами. Две палочки – диплобациллы, вытянутые в цепочку – стрептобациллы. Еще выделяют коринеформные бактерии (с расширением на концах, похожим на булаву), спириллы (длинные завитые клетки), вибрионы (коротенькие загнутые клетки) и спирохеты (завиваются не так, как спириллы). Ниже проиллюстрировано все выше сказанное и приведены два представителя архебактерий. Хотя и археи, и бактерии относятся к прокариотическим (безядерным) организмам, строение их клеток имеет некоторые существенные отличия. Как уже было отмечено выше, бактерии имеют липидный бислой (когда гидрофобные концы погружены в мембрану, а заряженные головки торчат с двух сторон наружу), а археи могут иметь монослойную мембрану (заряженные головки имеются с двух сторон, а внутри единая целая молекула; эта структура может быть более жесткой, чем бислой). Ниже представлено строение клеточной мембраны архебактерии.

Эукариотическая клетка

Эукариоты (эвкариоты) (от греч. ευ - хорошо, полностью и κάρῠον - ядро, орех) - организмы, обладающие, в отличие от прокариот, оформленным клеточным ядром, отграниченным от цитоплазмы ядерной оболочкой. Генетический материал заключён в нескольких линейных двухцепочных молекулах ДНК (в зависимости от вида организмов их число на ядро может колебаться от двух до нескольких сотен), прикреплённых изнутри к мембране клеточного ядра и образующих у подавляющего большинства (кроме динофлагеллят) комплекс с белками-гистонами, называемый хроматином. В клетках эукариот имеется система внутренних мембран, образующих, помимо ядра, ряд других органоидов (эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи и др.). Кроме того, у подавляющего большинства имеются постоянные внутриклеточные симбионты - прокариоты - митохондрии, а у водорослей и растений - также и пластиды.

Основными составляющими каждой клетки, как мы уже знаем из курса начальной и средней школы являются органоиды. Органоиды (их еще называют органеллами) - постоянные составляющие элементы любой клетки, которые делают ее целостной и выполняют определенные функции. Это структуры, которые являются жизненно необходимыми для поддержания ее деятельности. К органоидам относятся ядро, лизосомы, эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи, вакуоли и везикулы, митохондрии, рибосомы, а также клеточный центр (центросома). Сюда также относят структуры, которые образуют цитоскелет клетки (микротрубочки и микрофиламенты), меланосомы. Отдельно следует выделить органоиды движения. Это реснички, жгутики, миофибриллы и псевдоножки. Клетки отличаются размерами и формой, а также своими функциями, но при этом они имеют сходное химическое строение и единый принцип организации. Рассмотрим черты сходства и различия в строении и функции органоидов более подробно.

Черты сходства.

Ядро Данная органелла чрезвычайно важна, поскольку при ее удалении клетки перестают функционировать и погибают. двумембранные органоиды

Ядро имеет двойную мембрану, в которой есть множество пор. При помощи них оно тесно связывается с эндоплазматической сетью и цитоплазмой. Данный органоид содержит хроматин - хромосомы, которые являются комплексом протеинов и ДНК. Учитывая это, можно сказать, что именно ядро является органеллой, которая отвечает за сохранение основного количества генома. Жидкая часть ядра называется кариоплазмой. В ней содержатся продукты жизнедеятельности структур ядра. Наиболее плотная зона - ядрышко, в котором размещаются рибосомы, сложные белки и РНК, а также фосфаты калия, магния, цинка, железа и кальция. Ядрышко исчезает перед делением клеток и формируется снова на последних этапах данного процесса.

Эндоплазматическая сеть (ретикулум) . ЭПС - одномембранный органоид. Он занимает половину объема клетки и состоит из канальцев и цистерн, которые связаны между собой, а также с цитоплазматической мембраной и внешней оболочкой ядра. Мембрана данного органоида имеет такую же структуру, что и плазмалема. Данная структура целостная и не открывается в цитоплазму. Эндоплазматический ретикулум бывает гладким и гранулярным (шероховатым). На внутренней оболочке гранулярной ЭПС размещаются рибосомы, в которых проходит синтез протеинов. На поверхности гладкой эндоплазматической сети рибосомы отсутствуют, но здесь проходит синтез углеводов и жиров. Все вещества, которые образуются в эндоплазматической сети, переносятся по системе канальцев и трубочек к местам назначения, где накапливаются и впоследствии используются в различных биохимических процессах. Учитывая синтезирующую способность ЭПС, шероховатый ретикулум размещается в клетках, основная функция которых - образование протеинов, а гладкий - в клетках, синтезирующих углеводы и жиры. Кроме этого, в гладком ретикулуме накапливаются ионы кальция, которые нужны для нормального функционирования клеток или организма в целом. Надо также отметить, что ЭПС является местом образования аппарата Гольджи.

Лизосомы. Лизосомы - это клеточные органоиды, которые представлены одномембранными мешочками округлой формы с гидролитическими и пищеварительными ферментами (протеазы, липазы и нуклеазы). Для содержимого лизосом характерна кислая среда. Мембраны данных образований изолируют их от цитоплазмы, предупреждая разрушение других структурных компонентов клеток. При высвобождении ферментов лизосомы в цитоплазму происходит саморазрушение клетки - автолиз.

Комплекс Гольджи.

Строение органоидов под названием «аппарат Гольджи» довольно простое. В клетках растений они выглядят как отдельные тельца с мембраной, в клетках животных они представлены цистернами, канальцами и пузырями. Структурная единица комплекса Гольджи - это диктиосома, которая представлена стопкой из 4-6 «цистерн» и мелких пузырьков, что отделяются от них и являются внутриклеточной транспортной системой, а также могут служить источником лизосом. Комплекс Гольджи, как правило, размещается около ядра. В животных клетках – возле клеточного центра. Основными функциями этих органелл является следующее: секреция и накопление протеинов, липидов и сахаридов; модификация органических соединений, поступающих в комплекс Гольджи; данный органоид является местом образования лизосом. Следует отметить, что ЭПС, лизосомы, вакуоли, а также аппарат Гольджи вместе образуют канальцево-вакуолярную систему, которая разделяет клетку на отдельные участки с соответствующими функциями. Кроме того, данная система обеспечивает постоянное обновление мембран.

Митохондрии - энергетические станции клетки Митохондрии - двумембранные органоиды палочковидной, шаровидной или нитевидной формы, которые синтезируют АТФ. Они имеют внешнюю гладкую поверхность и внутреннюю мембрану с многочисленными складками, которые называются кристами. Следует отметить, что число крист в митохондриях может меняться в зависимости от потребности клетки в энергии. Именно на внутренней мембране сосредоточены многочисленные ферментные комплексы, синтезирующие аденозинтрифосфат. Здесь энергия химических связей превращается в макроэргические связи АТФ. Кроме того, в митохондриях проходит расщепление жирных кислот и углеводов с высвобождением энергии, которая накапливается и используется на процессы роста и синтеза.

Рибосомами называют немембранные органеллы, состоящие из двух фрагментов (малой и большой субъединицы). Их диаметр составляет около 20 нм. Они встречаются в клетках всех типов. Это органоиды животных и растительных клеток, бактерий. Образуются эти структуры в ядре, после чего переходят в цитоплазму, где размещаются свободно или прикрепляются к ЭПС. В зависимости от синтезирующих свойств рибосомы функционируют в одиночку или объединяются в комплексы, образуя полирибосомы. В данном случае эти немембранные органеллы связываются молекулой информационной РНК. Рибосома содержит 4 молекулы р-РНК, которые составляют ее каркас, а также различные белки. Основная задача данного органоида - сбор полипептидной цепи, что является первой стадией синтеза протеинов. Те белки, которые образуются рибосомами эндоплазматического ретикулума, могут использоваться всем организмом. Протеины для потребностей отдельной клетки синтезируются рибосомами, которые размещаются в цитоплазме. Следует отметить, что рибосомы также встречаются в митохондриях и пластидах.

Цитоскелет клетки . Клеточный цитоскелет образуется микротрубочками и микрофиламентами. Микротрубочки представляют собой цилиндрические образования диаметром 24 нм. Их длина составляет 100 мкм-1 мм. Основной компонент - белок под названием тубулин. Он неспособен к сокращению и может разрушаться под действием колхицина. Микротрубочки располагаются в гиалоплазме и выполняют следующие функции: создают эластичный, но в то же время прочный каркас клетки, который позволяет ей сохранять форму; принимают участие в процессе распределения хромосом клетки; обеспечивают перемещение органелл; содержатся в клеточном центре, а также в жгутиках и ресничках. Микрофиламенты - нити, которые размещаются под плазматической мембраной и состоят из белка актина или миозина. Они могут сокращаться, в результате чего идет перемещение цитоплазмы или выпячивание клеточной мембраны. Кроме того, данные компоненты принимают участие в образовании перетяжки при делении клетки. строение органоидов таблица Клеточный центр (центросома) Данная органелла состоит из 2 центриолей и центросферы. Центриоль цилиндрической формы. Ее стенки образуются тремя микротрубочками, которые сливаются между собой посредством поперечных сшивок. Центриоли располагаются парами под прямым углом друг к другу. Следует отметить, что клетки высших растений лишены данных органоидов. Основная роль клеточного центра - обеспечение равномерного распределения хромосом в ходе клеточного деления. Также он является центром организации цитоскелета.

Органеллы движения. К органоидам движения относят реснички, а также жгутики. Это миниатюрные выросты в виде волосков. Жгутик содержит 20 микротрубочек. Его основа размещается в цитоплазме и называется базальным тельцем. Длина жгутика составляет 100 мкм или более. Жгутики, которые имеют всего 10-20 мкм, называются ресничками. При скольжении микротрубочек реснички и жгутики способны колебаться, вызывая движение самой клетки. В цитоплазме могут содержаться сократительные фибриллы, которые называются миофибриллами - это органоиды животной клетки. Миофибриллы, как правило, размещаются в миоцитах - клетках мышечной ткани, а также в клетках сердца. При помощи жгутиков движутся простейшие и сперматозоиды животных. Реснички являются органом движения инфузории-туфельки. У животных и человека они покрывают воздухоносные дыхательные пути и помогают избавляться от мелких твердых частиц, например, от пыли. Кроме этого, существуют еще псевдоножки, которые обеспечивают амебоидное движение и являются элементами многих одноклеточных и клеток животных (к примеру, лейкоцитов). Большинство растений не могут перемещаться в пространстве. Их движения заключаются в росте, перемещениях листьев и изменениях потока цитоплазмы клеток. Клеточный центр

Клеточный центр состоит из двух центриолей (дочерняя, материнская). Каждая имеет цилиндрическую форму, стенки образованы девятью триплетами трубочек, а в середине находится однородное вещество. Центриоли расположены перпендикулярно друг к другу. Функция клеточного центра - участие в делении клеток животных и низших растений.

Черты различия.

Вакуоли . Вакуоли - это одномембранные органеллы сферической формы, которые являются резервуарами воды и растворенных в ней органических и неорганических соединений. В образовании данных структур участвует аппарат Гольджи и ЭПС. органоиды синтеза. В животной клетке вакуолей немного. Они мелкие и занимают не более 5% объема. Их основная роль - обеспечение транспорта веществ по всей клетке. Вакуоли растительной клетки большие и занимают до 90% объема. В зрелой клетке есть только одна вакуоль, которая занимает центральное положение. Ее мембрану называют тонопластом, а содержимое - клеточным соком. Основные функции растительных вакуолей - обеспечение напряжения клеточной оболочки, накопление различных соединений и отходов жизнедеятельности клетки. Кроме того, эти органоиды растительной клетки поставляют воду, необходимую для процесса фотосинтеза.

Пластиды - органоиды растительной клетки Пластиды являются достаточно крупными органеллами. Они присутствуют только в клетках растений и образуются из предшественников – пропластид, содержат ДНК. Эти органоиды играют важную роль в метаболизме и отделены от цитоплазмы двойной мембраной. Кроме этого, в них может образовываться упорядоченная система внутренних мембран. Пластиды бывают трех типов: Хлоропласты - наиболее многочисленные пластиды, отвечающие за фотосинтез, при котором образуются органические соединения и свободный кислород. Данные структуры имеют сложное строение и способны перемещаться в цитоплазме в сторону источника света. Основное вещество, которое содержится в хлоропластах, - хлорофилл, при помощи которого растения могут использовать энергию солнца. Следует отметить, что хлоропласты подобно митохондриям являются полуавтономными структурами, так как способны к самостоятельному делению и синтезу собственных белков. органоиды животных Лейкопласты - бесцветные пластиды, которые под действием света превращаются в хлоропласты. Данные клеточные компоненты содержат ферменты. При помощи них глюкоза превращается и накапливается в форме крахмальных зерен. У некоторых растений эти пластиды способны накапливать липиды или протеины в виде кристаллов и аморфных телец. Наибольше количество лейкопластов сосредоточено в клетках подземных органов растений. Хромопласты - производные других двух видов пластид. В них образуются каротиноиды (при разрушении хлорофилла), которые имеют красный, желтый или оранжевый цвет. Хромопласты - конечная стадия превращения пластид. Больше всего их в плодах, лепестках и осенних листьях.

Строение клетки живого чрезвычайно сложно - на клеточном уровне протекает множество биохимических процессов, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность организма.

Цель: Создать условия для формирования самообразовательных и коммуникативных компетенций учащихся в процессе самостоятельной работы.

Образовательные задачи:

  • Доказать единство происхождения царств живой природы путем изучения признаков сходства в строении клеток растений, животных и грибов.
  • Доказать, что различия в строении клеток растений, грибов и животных - есть приспособленность организмов к разным типам питания.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития самообразовательной компетенции учащихся в ходе самостоятельной работы с текстом учебника, лабораторным оборудованием, дидактическим материалом.
  • Создать условия для проявления творческой самостоятельности в процессе решения изобретательских задач.

Воспитательные задачи:

  • Формировать ценностное отношение учащихся к другим людям в ходе выполнения самостоятельной работы в группах.
  • Развивать умения самоорганизации труда у обучающихся, ответственности за результаты своего труда.

Оборудование и материалы: таблицы по общей биологии "Сходство и различия клеток растений и животных", микроскопы, готовые микропрепараты клеток растений, грибов и животных, магнитная доска, магниты, раздаточный материал: клей, бумага (А4), в конвертах заготовки для кластеров, компьютерная презентация, видеофильм "Растительная клетка"

Технические средства обучения: ИКТ.

Ход урока

1. Активизация и проверка знаний.

Учитель: Жизнь - существование дискретных систем. Как вы это понимаете?

Ученик: Значит, что жизнь состоит из отдельных изолированных, т.е. обособленных или ограниченных в пространстве, но, тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство.

Ученик: Дискретность вида предопределяет возможность его эволюции путем сохранения особей с полезными для выживания признаками и гибели или устранения от размножения неприспособленных особей. Гибель одной особи в популяции не прекращает существования самого вида, а гибель одной клетки не прекращает существование самого организма.

Учитель: Да, но клетке, прежде чем погибнуть, в начале нужно каким-то способом появиться на свет. Ведь так?

Ученик: Так. Клетки появляются на свет в результате деления - митоза.

Учитель: А после появления клетка проходит несколько стадий или периодов и только после этого клетка либо гибнет, либо вновь делится. Как называется этот отрезок времени?

Ученик: Жизненный цикл клетки представляет собой промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления до её гибели или до последущего деления.

Учитель: Если представить, что клетки не способны были бы к делению, то что произошло бы?

Ученик: Деление клеток лежит в основе размножения организмов, поэтому без него нет и воспроизводства последущих поколений. Жизнь остановилась бы.

Фронтальный опрос.

<Приложение1. Слайд 2> "Жизненный цикл клетки"

Вопрос: Объяснить, какие процессы происходят с клеткой в каждый период жизненного цикла. (Устный ответ у доски).

2. <Приложение1. Слайд3> "Строение эукариотической клетки"

Вопрос: Что изображено на слайде? Назовите главные части клетки. Какие функции они выполняют? (Устный ответ у доски)

3. <Приложение1. Слайд 4> таблица "Сравнение периодов жизненного цикла клетки

Задание: Сравнить хромосомный набор клетки в разные периоды клеточного цикла.

Проверочное тестирование по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз" <Приложение 2>

Проверка тестов осуществляется сразу же взаимопроверкой учащихся. Правильные ответы иллюстрируются на слайде <Приложение1. Слайд 5>

2. Изучение нового материала.

Мотивационная беседа к изучению темы.

Учитель: Итак,тема урока"Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов". <Приложение1. Слайд 6 > Я прочитаю вам отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого "Метаморфоза", а вас прошу - постарайтесь связать смысл стихотворения с темой нашего урока, записанной на доске. Итак, закройте, глаза, я начинаю читать.




Ученики записывают свои мысли и ассоциируют их с темой урока. Высказывания могут быть разные, ноучитель вправе скорректировать некоторые из них в более четкие формулировки, не изменяя их смысл, например:

  • клетка изначально имела единое строение: оболочка, цитоплазма, ядро. Но в процессе эволюции изменялся окружающий мир, за ним изменялась и клетка, её строение и функции.
  • какое бы название не имел организм, все равно единицей строения и жизнедеятельности является клетка.
  • клетки растений, животных и грибов хоть и различаются по строению, но имеют и некоторые сходства, связанные с общим происхождением.

Постановка цели и задач урока.

Учитель: Мы уже знаем о главных частях эукариотической клетки - оболочке, цитоплазме и ядре. Поэтому в ходе урока нам необходимо будет выяснить сходства и различия в строении растительной, животной и грибной клетки. Выяснить, почему у клеток растений, животных и грибов возникли отличительные структуры, и соотнести их строение с процессами жизнедеятельности клеток.

Объяснение учителя.

Учитель предлагает посмотреть видеоролик "Растительная клетка", подумать и ответить на вопрос: Чем питается клетка, и какие органоиды участвуют в этом процессе?

Примечание: Просмотр видеоролика занимает менее 1 минуты.<Приложение3>

Ученики отвечают на вопрос, говорят, что клетка питается в процессе фотосинтеза (вспоминают ранее изученное в 6, 9 классах). Важной частью клетки, участвующей в фотосинтезе, являются хлоропласты - зеленые пластиды, в которых содержится хлорофилл. <Приложение1. Слайд 7>

Учитель обращает внимание на то, что в растительной клетке, кроме зеленых пластид, находятся ещё и другие: лейкопласты - белые и хромопласты - разного цвета, от желтых до фиолетовых. Все пластиды могут превращаться друг в друга при определенных обстоятельствах. Например, что происходит с картофелем, когда он долгое время полежит на солнце? (Учитель подводит учеников к наблюдению явления и поиску условий, при которых это превращение происходит).

Учитель демонстрирует позеленевший картофель, который долгое время находился на солнечном подоконнике в классе.

Ученики: Картофель становиться зеленым.

Учитель: Как вы думаете, что произошло с его белыми пластидами?

Ученики: Превратились в хлоропласты.

Учитель: Значит, для того, чтобы лейкопласты превратились в хлоропласты, необходимо солнечный свет?

Ученики: Подтверждают данное мнение. Приводят еще примеры, доказывающие правильность суждений. Например, луковица тоже зеленеет на свету, а вот листья пшеницы без света становятся желтыми.

Учитель просит ещё подумать и привести позже такие примеры. Возвращаясь к теме урока, учитель просит учеников определить задачи урока и может скорректировать их в соответствии ответов учащихся.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Примечание: Для выполнения самостоятельной работы в группах, учитель заранее просит четверых учащихся (сильных) выполнить эти задания, дает им консультации (элемент опережающего обучения).

Примечание: Перед тем, как приступить к работе учитель инструктирует учащихся о правилах безопасного поведения во время лабораторных и практических работ, дает группам задания, дает пояснения и говорит об ожидаемом результате.

1 группа.

Задание: Изучите 23 учебника. Выясните типы питания живых организмов.

2 группа.

Задание: Изучите 19, п.1 "Сходства в строении клеток эукариот"

Найдите доказательства родства между растениями, грибами и животными.

Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.

3 группа.

Задание: Изучите в 19, п.3 "Особенности клеток грибов"

Найдите их сходства с растениями и с животными?

Составьте кластер. Подготовьте устный ответ.

4 группа.

Задание: Изучите в 19,п.2 "Различия в строении клеток растений и животных". Выполните лабораторную работу по инструктивной карточке. Сделайте вывод.

Заполните таблицу. Подготовьте устный ответ.

Инструктивная карточка к лабораторной работе "Строение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом"

1. Сопоставьте увиденное с изображением растительной клетки на таблице, заполните соответствующую графу в таблице.

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат животной клетки. Сопоставьте увиденное с изображением животной клетки на таблице, сравните с клеткой растений и заполните соответствующую графу в таблице.

3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат гриба мукора или пеницилла. Сравните клетку гриба с клеткой растений и животных и занесите в таблицу особенности строения клетки гриба.

4. На основании данных таблицы сделайте вывод: о чем свидетельствует сходство клеток растений, животных и грибов? О чем свидетельствуют различия в строении клеток растений, грибов и животных?

Вывод: 1) Сходства в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствует о единстве происхождения живого мира.

Примечание: После выполнения самостоятельной работы каждая группа учащихся, за исключением консультанта, переходит в другую группу. За 25 минут урока учащиеся должны выполнить 4 задания, следовательно, сделать по три перехода. Используя магнитную доску для демонстрации кластеров, сделанных каждой группой. Консультанты оценивают задания и выставляют оценки за правильность выполнения заданий. Оценки заносятся в оценочный лист каждого ученика.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Учитель: приглашает по одному ученику из каждой группы для устного ответа о результатах своей работы.

Ученик: При выполнении 1 задания мы выяснили, что в природе существует два типа питания живых организмов. Автотрофный тип питания предполагает самостоятельный синтез органических веществ из неорганических веществ. Гетеротрофный тип - поглощение готовых органических веществ. По этому выводу составлен кластер. <. Приложение1. Слайд 8>

Ученик демонстрирует кластер, консультант проверяет правильность выполнения, делает замечания, если они есть и выставляет оценку группе.

Ученик: Мы выполняли второе задание, и нашли доказательства родства растений, грибов и животных: общий план строения клетки, принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии, кодирование наследственной информации, единство химического состава, сходные процессы деления клеток. Нами составлен кластер. <Приложение1. Слайд 9>

Ученик: Изучив внимательно текст учебника (19, п.3 "Особенности клеток грибов"), мы выявили черты сходства грибов с растениями и животными. Грибы, так же как и растения имеют клеточную стенку, состоящую из хитина, они не способны к передвижению и обладают неограниченным ростом, т.е. могут расти в течение всей жизни. <Приложение1. Слайд10>

Учащийся демонстрирует кластер, консультант проверяет правильность выполнения, делает замечания, если есть, и выставляет оценку группе.

Ученик: Мы выполняли лабораторную работу "Строение растительной, животной и грибной клеток под микроскопом" по инструктивной карточке. В ходе работы выявили сходства и различия между клетками растения (элодея), животного (амеба) и гриба (мукор). Заполнили таблицу и сделали выводы:

1) Сходства в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствует о единстве происхождения живого мира.

2) Различия в строении клеток растений, грибов и животных свидетельствуют о том, что они возникли как результат естественного отбора в условиях приспособления к разным способам питания. <Приложение1. Слайд 11>

3. Закрепление изученного материала.

а) задание на различение <Приложение1. Слайд 12>

б) задания на развитие теоретического и эмпирического мышления <Приложение1. Слайд 13>

Задача 1: Эволюционно сложилось так, что клетки животных способны к фагоцитозу и пиноцитозу. (Что это?) Вследствие каких особенностей строения клеток растения и грибы этого делать не могут?

Задача 2: Известно, что растения питаются в процессе фотосинтеза. (Что это?) В связи с этим у них появились дополнительные органоиды. Какие? Какова их функция?

Задача 3: С приходом осени можно наблюдать изменение окраски листьев деревьев. Почему это происходит?

Осмысление полученных знаний и подведение итогов урока.

Учитель вновь обращается к стихотворению Н.Заболоцкого "Метаморфоза".

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я - живой!

Вопрос: Скажите, а почему стихотворение называется "Метаморфоза"? Что означает это слово? Давайте заглянем в словарь русского языка С.И.Ожегова.

Ученик: (открывает словарь и зачитывает определение) Метаморфоза - то же, что метаморфоз (спец.). Видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций.

Ученик делает вывод по уроку: Сходство клеток растений, грибов и животных доказывает единство происхождения живого мира, а черты различия свидетельствуют о метаморфозе, связанном с изменениями строения и функций клеток, появившихся как приспособления к новым условиям жизни в процессе эволюции.

Постановка домашнего задания. <Приложение1. Слайд 14.>

1. Изучить 19, ответить на вопросы.

2. Подготовить сообщения:

  • История открытия вирусов.
  • Д.И.Ивановский. Вклад в науку биологию.
  • Профилактика СПИД-заболевания.

Билет №1.

Общие признаки:

Отличия:

Вывод: автотрофы , а животные –гетеротрофы.

Билет №2.

Сравни строение скелета млекопитающих и человека и объясните, чем обусловлены их отличия.

Особенности скелета человека возникли в связи с прямохождением и трудовой деятельностью.

I. Сходство в строении скелетов человека и млекопитающих животных:

1. Скелеты состоят из одинаковых отделов: череп, туловище (грудная клетка и позвоночник), верхние и нижние конечности, пояса конечностей.

2. Эти отделы образованы одинаковой последовательностью соединения костей.

Например:

грудная клетка - ребра, грудина, грудной отдел позвоночника;

верхняя конечность:

1) плечо (плечевая кость);

2) предплечье (локтевая и лучевая кости);

3) кисть (запястье, пястье и фаланги пальцев);

пояс верхних конечностей - лопатки, ключицы;

нижняя конечность:

1) бедро (бедренная кость);

2) голень (большая и малая берцовая кости);

3) стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев);

пояс нижних конечностей - тазовые кости.

II. Отличия в строении скелетов человека и животных:

1. Мозговой отдел черепа больше, чем лицевой. Это связано с развитием мозга в результате трудовой деятельности.

2. Кость нижней челюсти имеет подбородочный выступ, что связано с развитием речи.

3. Позвоночник имеет четыре плавных изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, которые амортизируют толчки при ходьбе, беге, прыжках.

4. В связи с вертикальным положением тела грудная клетка человека расширена в стороны.

5. Таз имеет форму чаши и является опорой для внутренних органов.

6. Сводчатая стопа амортизирует толчки при ходьбе, беге, прыжках.

7. Все кости кисти и их соединение с запястьем очень подвижны, большой палец противопоставлен остальным. Рука - орган труда. Развитие большого пальца руки и его противопоставление всем остальным, благодаря чему кисть способна выполнять разнообразные и чрезвычайно тонкие трудовые операции. Это связано с трудовой деятельностью.



Таким образом, сходство в строении скелетов связано с единым происхождением, а отличия - с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием речи.

БИЛЕТ № 3

Раскройте особенности строения лишайников как симбиотических организмов,

Их разнообразие и значение.

Лишайники также относятся к царству Грибы, т.к. их тело образовано нитями грибницы и одноклеточными зелеными водорослями. Объединение в одном теле грибов и водорослей привело к тому, что лишайники обладают новыми морфологическими, физиологическими и экологическими особенностями. Они могут поселяться и расти на совершенно бесплодных субстратах, например, на скалах, песке. Нити грибницы усваивают влагу из атмосферы или с поверхности субстрата, а зеленые водоросли обеспечивают лишайник органическими веществами, которые образуются в результате фотосинтеза.

Лишайники являются «пионерами» растительности, т.к. первыми поселяются в местах, где нет почвы (скалы, песок). Во время роста они способствуют разрушению горных пород, а после отмирания образуют перегной, на котором могут расти другие растения. Лишайники являются основным кормом для северных оленей. Они богаты сахарами и белками, поэтому некоторые виды лишайников люди издавна употребляют в пищу. Человек использует лишайники как сырье в парфюмерной промышленности, а также для получения спирта, лакмуса, красителя. Лишайники очень чувствительны к загрязнению атмосферы: экологи определяют по частоте встречаемости лишайников чистоту воздуха.

Таким образом, грибы и лишайники являются своеобразными организмами и играют важную роль в природных сообществах и жизни человека.

БИЛЕТ № 4

1. Опиши особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с приспособлением к полету.

Класс Птицы относится к подтипу Позвоночные, типу Хордовые животные. Это высокоорганизованные животные, у которых передние конечности видоизменились в крылья, тело покрыто перьями, есть клюв.

Все системы органов хорошо развиты, что обеспечивает интенсивный обмен веществ и сложное поведение. Благодаря этим особенностям птицы расселились по всему земному шару и занимают все среды обитания: наземно-воздушную, водную.

1. Приспособленность к полету во внешнем строении (обтекаемая форма тела, перьевой покров, крылья, хвост из рулевых перьев).

Развитие крыльев:

· Мелкие и средние птицы (стрижи, ласточки, соколы), которые используют воздух не только как среду передвижения, но и как среду добывания пищи, имеют наиболее совершенный летательный аппарат. Крылья у них очень длинные и узкие, что позволяет им быстро летать и делать резкие повороты.

· Более крупные птицы (чайки, буревестники, орлы, совы, филины), которые высматривают свою добычу на земле и в воде, приспособлены к парящему полету. Крылья у них длинные, но более широкие.

· Мелкие лесные и парковые птицы (воробьи, синицы, сойки, соловьи) имеют относительно короткие крылья, позволяющие им маневрировать среди деревьев, перелетать с ветки на ветку.

2. Скелет птиц характеризуется прочностью и легкостью. Это качества обусловлены тем, что многие кости срослись между собой и образовали прочные отделы (череп, туловищный отдел позвоночника, цевка, кости кисти и др.), а трубчатые кости полые, содержат воздух, поэтому они и легкие.

3. Особенности мускулатуры птиц, связанные с полетом - сильное развитие мышц, приводящих в движение крылья: большие грудные мышцы опускают крыло, подключичные поднимают. Межреберные - имеют большое значение в дыхании птиц. Сильно развиты мышцы ног.

4. Приспособленность к полету в пищеварительной системе (клюв без зубов, быстрое переваривание, частое опоражнивание кишечника и др.) .

5. Приспособленность к полету в дыхательной системе (воздушные мешки способствуют увеличению объема вдыхаемого воздуха, участвуют в механизме двойного дыхания, содействуют теплоотдаче, предохраняя организм от перегрева, облегчают вес тела птицы).

6. Особенности кровеносной системы (крупные размеры сердца, наличие 4-х камер, благодаря которым ткани организма получают артериальную кровь, богатую кислородом). Процессы жизнедеятельности протекают быстро (окисление), обеспечивая интенсивный обмен веществ и высокую постоянную температуру тела.

7. В связи с полетом и разнообразным образом жизни нервная система, в частности головной мозг, имеет более сложное строение. Это выражается в более крупных размерах его переднего отдела и мозжечка, в наличии относительно больших зрительных долей, что связано с более сложным строением органов зрения.

8.Для облегчения веса тела у птиц в выделительной системе отсутствует накопительный орган – мочевой пузырь.

9. Приспособленность к полету в органах размножения: у самок один левый яичник и один левый яйцевод.

БИЛЕТ № 5.

Значение.

Иммунитет - способность организма к невосприимчивости и сопротивлению чужеродным веществам различного происхождения. Эта сложная система защиты создавалась и менялась одновременно с развитием эволюции. Изменения эти продолжаются и сейчас, так как постоянно изменяются условия окружающей среды, а значит и условия проживания существующих организмов. Благодаря иммунитету, наш организм способен к распознанию и уничтожению болезнетворных организмов, инородных тел, ядов и внутренних переродившихся клеток организма.

Естественно, организм будет отличаться крепким здоровьем, если сильным будет иммунитет. Виды иммунитета человека по своему происхождению делятся на врожденный и приобретенный, естественный и искусственный.

Врожденный иммунитет – это генотипический признак организма, передающийся по наследству. Работа этого вида иммунитета обеспечивается многими факторами на различных уровнях: клеточном и неклеточном (или гуморальном). В некоторых случаях естественная функция защиты организма может снижаться в результате совершенствования чужеродных микроорганизмов. При этом естественный иммунитет организма понижается. Это, как правило, происходит во время стрессовых ситуаций или при гиповитаминозе. Если чужеродный агент во время ослабленного состояния организма попадает в кровь, то в этом случае свою работу начинает приобретенный иммунитет. То есть разные виды иммунитета сменяют друг друга.

Приобретенный иммунитет формируется после вакцинирования или перенесенного организмом инфекционного заболевания. Поэтому стоит переболеть какой-либо болезнью, например, оспой, корью или ветрянкой, и тогда в организме формируются специальные средства защиты от этих болезней. Повторно уже человек ими заболеть не может.

Естественный иммунитет может быть, как врожденным, так и приобретенным после перенесенного инфекционного заболевания. Также этот иммунитет может создаваться с помощью антител матери, которые поступают к плоду во время беременности, а потом и при грудном вскармливании уже к ребенку.

Искусственный иммунитет , в отличие от естественного обретается организмом после вакцинации или в результате введения особого вещества – лечебной сыворотки.

Если у организма наблюдается длительная устойчивость к повторному случаю инфекционного заболевания, то иммунитет можно назвать постоянным. При невосприимчивости организма к заболеваниям в течение некоторого времени, в результате введения сыворотки, иммунитет называют временным.

При условии выработки организмом антител самостоятельно – иммунитет активный . Если же антитела организм получает в готовом виде (через плаценту, из лечебной сыворотки или через грудное молоко), то говорят о пассивном иммунитете.

БИЛЕТ № 6.

БИЛЕТ № 7.

БИЛЕТ № 8.

БИЛЕТ № 9.

БИЛЕТ № 10.

БИЛЕТ № 11.

БИЛЕТ № 12.

БИЛЕТ № 13.

1. Раскройте планетарное значение растений.

Планетарное значение растений связано с их автотрофным способом питания с помощью фотосинтеза. Фотосинтез - это процесс образования органических веществ (сахара и крахмала) из минеральных веществ (воды и углекислого газа) на свету с помощью хлорофилла. Во время фотосинтеза растения выделяют в атмосферу кислород. Именно эта особенность фотосинтеза привела к тому, что на ранних этапах развития жизни на Земле в ее атмосфере появился кислород. Он не только обеспечил анаэробное дыхание большинства организмов, но и способствовал появлению озонового экрана, защищающего планету от ультрафиолетового излучения. В настоящее время растения также влияют на состав воздуха. Они увлажняют его, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Поэтому охрана зеленого покрова планеты - одно из условий предотвращения глобального экологического кризиса.

В процессе жизнедеятельности зеленых растений из неорганических веществ и воды создаются огромные массы органического вещества, которые затем используются как пища самими растениями, животными и человеком.

В органическом веществе зеленых растений накапливается солнечная энергия, за счет которой развивается жизнь на Земле. Эта энергия, накопленная древними растениями, составляет основу энергетических ресурсов, используемых человеком в промышленности: каменный уголь, торф.

Растения дают огромное количество продуктов, необходимых человеку как сырье для различных отраслей промышленности. Растения удовлетворяют главные потребности человека в пище и одежде, лекарственных препаратах.

Пищеварение в желудке.

Формы и размеры желудка зависят от тонуса мускулатуры стенок желудка, от количества принятой пищи и положения тела человека. В среднем пища находится в желудке от 2 до 8 часов. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 литра, но может растягиваться и вмещать до 2,5 литров.

Желудок имеет 2 стенки переднюю и заднюю, дно и тело. Нижний край выпуклый, верхний вогнутый. Прочно закрыт привратником, в котором есть кольцевая мышца. Он имеет два отверстия: вход – там, где в него впадает пищевод, и выводное в том месте, где начинается 12-перстная кишка. Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием. Она образует многочисленные складки: продольные и поперечные. На поверхности слизистой оболочки открываются трубчатые железы желудка (до 35 млн.). Эти железы выделяют желудочный сок. Они различаются по строению и функциям.

Подслизистая основа желудка толстая, образованна рыхлой соединительной тканью Мышечная оболочка желудка в отличие от других органов пищеварения 3х-слойна: 1 слой - наружные продольные; средний – круговой; внутренний слой – косой слой, удерживающий желудок в растяжении.

Желудочный сок это секрет желудочных желез и клеток эпителия слизистой оболочки желудка. Бесцветная жидкость, содержащая соляную кислоту (0,3-0,5%) и поэтому имеет кислую реакцию (pH 1,5-1,8). За сутки вырабатывается 2 литра этого сока.

Желудочный сок это смесь соляной кислоты, слизи и ферментов. В желудке действие слюны продолжается до тех пор, пока кислота желудочного сока не пропитает пищевую массу и не разрушит птиалин слюны (он действует лишь в слабощелочной среде). При обычной смешанной пище это может занимать около 30 минут, пока поступившая пища не пропитается желудочным соком и не изменит щелочную среду. Время пропитывания пищи зависит от характера и размеров пищевого комка и активности желудочной секреции. По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка. Желудочный сок расщепляет белок при температуре 37 0 С, при наличии щелочной среды или понижении температуры разрушение белка не происходит. Соляная кислота создает не только благоприятную среду для работы ферментов, но и активизирует их защитную функцию.

Билет № 14

Билет № 15

1. Раскройте особенности строения и жизнедеятельности класса Паукообразные на примере паука-крестовика.

Класс Паукообразные относится к типу Членистоногие. Обитают в основном на суше, но есть и водные представители. Тело поделено на головогрудь и брюшко. На головогруди расположены 6 пар конечностей: хелицеры (умерщвление, удержание и размельчение добычи), ногощупальца (постройка кокона), и 4 пары ходильных ног. На брюшке чаще - паутиновые бородавки. Паутина служит паукам для охоты, построения жилищ, коконов, расселения молодых особей.

Все пауки – хищники. Питаются жидкой пищей (внекишечное пищеварение). Органы дыхания – легочные мешки и трахеи. Кровеносная система не замкнутая, имеется сердце. Четыре простых глаза, цветное зрение. Пауки – раздельнополые животные с внутренним оплодотворением. Самки откладывают яйца в кокон из паутины.

Билет № 16

1. Особенности строения представителей класса Насекомые на примере майского жука.

Насекомые - самый многочисленный класс животных, их известно более миллиона видов. Они обитают на суше и в пресных водоемах повсюду, где возможна жизнь. Они живут даже высоко в горах, в пустынях и в полярных областях. Не встречаются насекомые только в морях.

Строение насекомых:

  • членистые конечности;
  • хитиновый покров;
  • три отдела тела: голова, грудь и брюшко. Головамайского жука не расчленена и образует цельную головную капсулу . Одна пара членистых усиков. Это органы осязания и обоняния . Ротовой аппарат состоит из верхней губы, верхних и нижних челюстей, нижней губы . Тип ротового аппарата у майского жука грызущий .
  • у насекомых три пары ног;
  • жуков называют жесткокрылыми. Передние крылья жуков отвердели.
  • Жилки крыльев - это трахеи, придающий крыльям форму.
  • Брюшко состоит из 11 сегментов. На последнем сегменте у самок располагается яйцеклад . По бокам каждого сегмента имеются дыхальца .\

· Взрослый майский жук питается листьями деревьев и кустарников. Проглоченная пища попадает в пищевод, а затем в желудок. В желудке имеются хитиновые зубцы, которыми пища перетирается. Окончательное её переваривание и всасывание питательных веществ происходит в кишечнике. Остатки пищи выводятся через анальное отверстие

  • кровеносная система незамкнутая, состоит из многокамерного трубчатого сердца и единственного сосуда - аорты. Кровь смешивается с полостной жидкостью и образует гемо лимфу. Гемолимфа не принимает участия в транспорте кислорода в связи с развитием трахейной дыхательной системы;
  • органы выделения насекомых - мальпигиевы сосуды;
  • органы дыхания - трахеи. Это система хитиновых трубочек, которые начинаются на поверхности тела дыхальцами (отверстиями);
  • нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный нервный узел увеличен и носит название головного мозга, он состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего. Количество узлов брюшной нервной цепочки небольшое за счет их слияния и укрупнения. Органы чувств разнообразны и хорошо развиты.
  • Половая система самок состоит из двух яичников, в которых происходит образование яиц. Органы размножения самца – это два семенника. После оплодотворения самка майского жука зарывается в почву и там откладывает яйца. Из яйца в конце лета выходят личинки. Молодые личинки питаются перегноем. Осенью личинки уходят глубоко в почву и зимуют. Весной следующего года они поднимаются к поверхности почвы, где в течение лета объедают корни травянистых растений и сеянцев сосны. Зиму личинки проводят опять в глубине почвы. Следующим летом (третий год развития) выросшие личинки объедают корни кустарников и деревьев. Перезимовав третий раз и сильно увеличившись, личинка в конце весны углубляется в почву и сбросив личиночный покров, превращается в куколку. К осени шкурка куколки лопается, из неё выходит взрослый жук с мягкими бесцветными покровами, которые вскоре твердеют и приобретают характерную окраску. Жуки остаются зимовать в земле и выбираются на поверхность только весной следующего года.

Таким образом, насекомые характеризуются довольно высоким уровнем организации за счет хорошего развития и сложности каждой системы органов.

В связи с широким распространением насекомых разнообразно и их значение в природе. Человеку приходится учитывать значение насекомых, охранять и разводить полезных, вести борьбу с вредными.

Билет № 17

Билет № 18

Билет № 19

Билет № 20

1. Особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса Земноводные в связи с выходом на сушу.

Земноводные занимают особое место среди других животных, так как представляют собой первых и наиболее просто организованных наземных позвоночных.

Как обитатели суши, земноводные дышат легкими, имеют два круга кровообращения, трех камерное сердце; у земноводных намечается разделение крови на артериальную и венозную, но она смешивается, поэтому температура их тела зависит от температуры и влажности окружающей среды; Органы выделения представлены, как и у рыб, двумя туловищными почками. В отличие от рыб задняя кишка у нее открывается не прямо наружу, а в особое ее расширение, называемое клоакой. В клоаку открываются также мочеточники и выводные протоки органов размножения

Тело состоит из подвижной головы, туловища, конечностей. По бокам головы – барабанные перепонки. Кроме внутреннего уха появляется среднее ухо, в котором помещается слуховая косточка. Таким образом, орган слуха приобретает значительно более сложное строение, приспособленное к восприятию звука в газообразной среде.
В связи с тем, что у земноводных конечности несут значительно большую нагрузку, чем органы передвижения водных позвоночных, у них прогрессивно развиваются пояса конечностей, обеспечивающие им прочную опору. Передвигаются земноводные при помощи конечностей пятипалого типа с шарообразными суставами. Череп сочленяется с позвоночником подвижно одним шейным позвонком. Конечности – передние и задние, снабженные пальцами. Задние ноги длиннее передних. Кожа голая. Служит не только покровом тела, но и органом дыхания.

Глаза выпучены, приспособлены к видению на большом расстоянии. Имеются веки: верхние – кожистые, нижние – прозрачные. Присутствие подвижных век, защищают глаза от высыхания и засорения.
Ноздри – орган обоняния и дыхания. Дышат атмосферным воздухом.

Мозжечок у земноводных недоразвит в связи с малой подвижностью и однообразным характером движений этих животных. Все земноводные раздельнополы.
Примитивность амфибий как наземных животных особенно ярко выражена в том, что их яйца лишены оболочек, защищающих их от высыхания, и, как правило, не могут развиваться вне воды. В связи с этим у земноводных развивается личинка, обитающая в воде. Развитие протекает с превращением, в результате которого водная личинка превращается в животное, обитающее на суше.

Земноводные - самый малочисленный класс позвоночных

Билет № 21

Билет № 22

Билет № 23

Билет № 24

Билет № 26

1. Дайте характеристику отряду класса Млекопитающие (на выбор). Приведите несколько примеров типичных представителей отряда.

Млекопитающие - это наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных.

1. Тело покрыто шерстью.

2. Кожа богата железами (сальные, потовые, у некоторых видов - пахучие).

3. Детенышей выкармливают молоком; млечные железы исторически сформировались из потовых.

4. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные.

5. Конечности расположены под туловищем.

6. Высокий уровень развития центральной нервной системы, в первую очередь, коры полушарий головного мозга.

7. Есть ушные раковины; среднее ухо содержит три слуховые косточки.

8. Глаза имеют веки с ресницами.

9. Сердце четырехкамерное, кровь полностью разделяется на венозную и артериальную.

10.Теплокровность, которая обеспечивается высоким уровнем развития кровеносной и дыхательной систем. Огромное значение в сохранении тепла имеют шерстный покров и подкожный жировой слой.

11. Внутриутробное развитие, живорождение, забота о потомстве.

Отряд хищные

Хищные млекопитающие в большинстве питаются крупной добычей и поэтому имеют очень большие клыки и крупные коренные зубы пиловидной формы. Детеныши рождаются слепыми и беспомощными. В природе хищные выполняют роль регуляторов численности копытных, грызунов и других животных. К хищным относятся около 235 видов. Отряд хищные включает:семейство Волчьи, семейство Кошачьи, семейство Медвежьи, семейство Куньи.

Cемейство Волчьи. Это средней величины звери, на высоких ногах. У них превосходное обоняние, они могут отыскивать свою добычу по следам и долго преследовать ее. Поскольку при этом окружающая обстановка быстро меняется, они сообразительны, легко приобретают новые условные рефлексы. Представители:Обыкновенная лисица, Волк.

Семейство Кошачьи . У них сильно изогнутые когти при ходьбе втягиваются в особые сумки, поэтому остаются всегда острыми. И добычу они схватывают сначала когтями, а затем зубами. Обоняние у многих слабое, а у некоторых почти совсем отсутствует, зато слух отличный. Поэтому добычу они подкарауливают или тихонько подкрадываются к ней и затем овладевают ею коротким броском. Представители:рысь, дикая лесная кошка, тигр, лев, снежный барс, леопард.

Семейство Куньи . В большинстве своем это небольшие хищники с длинным узким телом на низких ногах - приспособление к проникновению в узкие норы и щели. Основу питания составляют грызуны и птицы. У многих красивый и прочный мех. Представители: норка, ласка, хорь, горностай, куница соболь.

Семейство Медвежьи. Это крупные звери, имеющие массивное телосложение, большую голову, удлиненную морду- и мощные пятипалые стопоходящие лапы. В странах бывшего союза обитают 3 вида: бурый, белый и белогрудый.

Билет № 27

Билет № 28

1. Какие особенности строения плесневых грибов? Их значение в природе и жизни человека. Плесневые грибы образуют мицелий на различных про­дуктах (хлебе, варенье и др.). Гриб мукор представляет со­бой белую пушистую плесень. Споры образуются внутри шарообразных спорангиев. Мукор относят к низшим гри­бам, т.к. его мицелий не разделен на клетки, но ядер много.

Гриб пеницилл образует зеленую плесень. Его относят к высшим грибам, т.к. мицелий разделен на клетки. Неко­торые гифы образуют на концах кистевидные разветвле­ния, заканчивающиеся цепочками конидий. Они отрыва­ются и разносятся по воздуху, так осуществляется бесполое размножение.

Из таких плесневых грибов, как пеницилл, аспергилл, получают лекарственные препараты – антибиотики, которые уничтожают клетки некоторых болезнетворных бактерий, не влияя на клетки хозяина. Общеизвестна роль хлебопекарных, винных, пивных дрожжей в приготовлении спиртных напитков, уксуса, кефира, хлебопечении. В пищевой промышленности используют определенные виды плесневых грибов для производства сортов твердых сыров с острым вкусом и специфическим запахом. Из некоторых видов плесневых грибов выделяют вещества, которые ускоряют рост растений. Такие вещества применяют для увеличения размеров не содержащих семена ягод некоторых сортов винограда.

Билет № 29

1. Особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы прыткой в связи с полным выходом на сушу.

Пресмыкающиеся - это наземные холоднокровные животные, размножение которых не связано с водоемами и проходит на суше. Большинство пресмыкающихся живет на суше, но некоторые вторично перешли к обитанию в воде (крокодилы, морские змеи и черепахи).

Тело пресмыкающихся разделяется на голову, туловище и хвост. Они имеют четко выраженную шею. Конечности размещены по бокам туловища, вследствие чего тело касается земли («пресмыкается»). У некоторых представителей (змеи) конечности отсутствуют.

Покровы пресмыкающихся, в отличие от покровов земноводных имеют ороговевшие клетки кожи. Кожа сухая, практически не имеет желез, обычно покрыта роговыми чешуйками, щитками или пластинками. Они защищают животное от механических повреждений и потерь влаги.

Системы органов пресмыкающихся имеют сходный план строения с земноводными, но в то же время усложнены:

- опорно-двигательная система . Позвоночник устроен сложнее, состоит из пяти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового (у земноводных - шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой). В шейном отделе несколько позвонков (у земноводных - один). Формируется настоящая грудная клетка, состоящая из грудных позвонков, ребер, грудины. Мускулатура больше дифференцирована, чем у земноводных. Появляются межреберные мышцы, участвующие в дыхательных движениях;

- пищеварительная система. На границе тонкого и толстого кишечника появляется небольшая слепая кишка. Печень и поджелудочная железа открываются в кишечник самостоятельными протоками;

- дыхательная система. Дыхание только легочное. Кожа не принимает участие в дыхании. В связи с этим легкие устроены более сложно по сравнению с земноводными: имеется система перегородок, увеличивающих поверхность газообмена. Кроме того, усложняются дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи. Вдох и выдох происходят не за счет движения дна ротовой полости, как у земноводных, а за счет изменения объема грудной клетки.

- кровеносная система. Сходна с земноводными: замкнутая, два круга кровообращения, трехкамерное сердце. Но в желудочке у пресмыкающихся появляется неполная перегородка. Организм снабжается менее смешанной кровью, чем у земноводных;

- нервная система. Более развиты полушария переднего мозга, они покрыты серым веществом (появляется кора головного мозга), значительно лучше развит мозжечок;

- органы чувств. Больше соответствуют наземному образу жизни, чем у земноводных. Глаза защищены тремя мигательными элементами (верхнее и нижнее веки и мигательная перепонка). Аккомодация осуществляется не только за счет движения хрусталика (как у земноводных), но и за счет изменения его формы;

- размножение. Оплодотворение всегда внутреннее. Откладывают яйца, богатые питательными веществами и защищенные яйцевыми оболочками. Благодаря этим оболочкам яйцо может развиваться на суше.

Таким образом, более высокая организация пресмыкающихся проявляется в усложнении опорно-двигательной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной, нервной систем и органов чувств, а также в образовании яйцевых оболочек.

Билет № 30

Билет №1.

Сравните строение растительной и животной клетки, о чем свидетельствует их сходство?

Клетка – это основной структурный, функциональный и воспроизводящий элемент живого организма, его элементарная биологическая система. В зависимости от строения и набору органоидов клетки все организмы разделены на царства – прокариоты (нет ядра) и эукариоты (есть ядро). Клетки растений и животных отнесены к царству эукариот. Они имеют ряд сходств и различий.

Общие признаки:

· мембранное строение органоидов;

· наличие сформированного ядра, содержащего хромосомный набор;

· похожий набор органоидов, характерный для всех эукариотов;

· сходстве химического состава клеток;

· участие в процессе размножения.

Отличия: только растительные клетки имеют твердую оболочку из клетчатки, пластиды, вакуоли с клеточным соком. Запасным питательным веществом растительной клетки является крахмал, а животной -гликоген. При делении растительной клетки не образуется веретено деления. В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид. Нет в животной клетке и центральной вакуоли.

Вывод: Черты сходства указывают на близость их происхождения. Признаки различия говорят о том, что клетки вместе с их владельцами прошли длительный путь исторического развития, что привило к разным способом питания: растения –автотрофы , а животные –гетеротрофы.