Образ жизни и строение инфузории туфельки. Лабораторная работа «Строение инфузории туфельки»

Урок 11. Контрольно-обобщающий урок-путешествие

05.01.2015 2994 0

Цели урока: Обобщить, систематизировать и расширить знания об одно­клеточных животных, совершенствовать умения работать с микроскопом и наблюдать за живыми объектами.

Оборудование: Рисунки с изображениями простейших, таблички с назва­ниями станций, кроссворд, микроскопы, предметные и покровные стекла, культура простейших, листочки для Графической работы, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы.

Подготовка к уроку: Учащиеся получают задание подобрать и в письмен­ном виде задать вопросы по теме «Простейшие» «ученым-биологам». На роль «ученых-биологов» выбираются 2-3 человека. Они готовят ответы на 6-8 наиболее интересных вопросов. (Задание по составлению вопросов необходи­мо дать в начале изучения темы и прием вопросов прекращается за неделю до урока. Можно провести конкурс вопросов). Подготовить рисунки.

Наступило время нашего путешествия по станциям страны «простейшие». Проходя через станции, мы должны расширить и проверить наши знания об одноклеточных животных. Итак, не задерживаясь, в путь!

Станция «Кроссвордиада»

Z > Решите кроссворд по теме «Одноклеточные животные». Условие: впи­сать слова по теме кроссворда и самим предложить их объяснения. В ос­нове кроссворда слово «Раздражимость» (см. Приложение).

Что означает слово «раздражимость»?

Станция «Любознайка»

"«Ученые-биологи» отвечают на интересующие вас вопросы. Например, следующие:

Потомство одной инфузории-туфельки за год может достигнуть 75x 10108 особей. По объему такое количество инфузорий заняло бы полый шар диаметром в расстояние от Земли до Солнца. Почему в природе этого не происходит?

В пробирку с культурой эвглены зеленой добавили небольшое количес­тво картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две не­дели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что произойдет, если пробирку поставить на свет?

Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в дере­вянных постройках. Однако сами переваривать клетчатку, входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немно­го антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните, почему?

В тропических водах океана живут одноклеточные организмы, способ­ные к люминесценции. Они называются ночесветками и относятся к простейшим. Интересно, что многие из них начинают светиться только при механическом воздействии. Например, если по воде ударить вес­лом - в том месте, где ударило весло, возникает небольшое свечение. Скажите, можно ли использовать такой эффект в практических целях?

Могут ли жить простейшие в песках пустыни?

Инфузория трубач - излюбленный объект для экспериментальных ис­следований по регенерации. Многочисленными опытами была доказа­на высокая регенеративная способность трубачей. Что это значит? Объясните.

Во время военных действий на Кавказе в XIX веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских

солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем?

Станция «Что? Где? Почему?»

О Даны два названия животных: амеба обыкновенная и амеба дизенте­рийная. Объясните, о чем говорит двойное (бинарное) название данно­го животного ученому-систематику. Определите их место в системе органического мира и объясните, почему эти животные относятся к той или иной группе.

Станция «А знаете ли вы что...»

Нас встречают юннаты со станции юных натуралистов. Они познакомят

нас с некоторыми неизвестными нам фактами из особенностей простейших.

Станция «Проверяйка»

Выполняем индивидуальную графическую работу.

О В перечне характеристик простейших определи правильные и непра­вильные суждения. Ответ изобрази в виде графика. Правильное сужде­ние - Л; неправильное - V. Работа выполняется по вариантам. (Если нет возможности иметь на каждом столе задания с тестами, то можно провести графический диктант).

Вариант I

1.Простейшие обитают только в водной среде.

2.Простейшие были известны до изобретения светового микроскопа.

3.Тело простейшего состоит из одной клетки.

4.Все простейшие способны к активному движению.

5.Инфузория-туфелька" питается в основном бактериями.

6.У всех простейших при питании образуется пищеварительная вакуоль.

7.Остатки непереваренной пищи у инфузории-туфельки удаляются че­рез определенное место, которое называется порошицей.

8.Продукты обмена веществ и избыток воды удаляются из тела простей­ших через сократительную вакуоль.

9.Инфузория-туфелька имеет две сократительные вакуоли, находящиеся в противоположных концах тела.

10.Простейшие дышат растворенным в воде кислородом.

11.Все простейшие размножаются делением на две дочерние клетки.

12.Обыкновенная амеба положительно реагирует на свет, то есть переме­щается в освещенную часть водоема.

13.Эвглена зеленая питается только на свету.

14.При образовании цисты из цитоплазмы выделяется значительное ко­личество воды и вещества, образующего плотную оболочку.

15.На стадии цисты происходит расселение простейших ветром и живот­ными.

17.Заражение малярией происходит при питье воды из водоема с живущи­ми в нем личинками малярийного комара.

Ответ : ^\/^yWV^AдД\A^ -

1.Простейшие обитают в водной и наземно-воздушной среде.

2.Простейшие были открыты более 300 лет назад.

3.Простейшие имеют строение, сходное со всеми микроорганизмами.

4.Среди простейших имеются виды, ведущие неподвижный образ жизни.

5.Инфузория-туфелька передвигается благодаря согласованному коле­банию многочисленных ресничек.

6.Обыкновенная амеба - хищник, питающийся другими простейшими и одноклеточными водорослями.

7.У эвглены зеленой пищеварительные вакуоли не образуются.

8.Сократительную вакуоль имеют все простейшие.

9.Сократительные вакуоли у инфузорий туфелек имеют приводящие ка­нальцы.

10.Кислород в цитоплазму простейшего поступает через всю поверхность тела.

11.Многие простейшие при делении образуют не две, а несколько особей.

12.Инфузория туфелька реагирует на свет положительно - перемещается в сторону света.

13.Эвглена зеленая питается только органическим веществами, которые образует на свету.

14.При неблагоприятных условиях большинство простейших не погибает, а переходит в состояние цисты.

15.Из раковинок погибших раковинных амеб образовались отложения из­вестняка.

16.Дизентерийные амебы, попав в кровь человека, вызывают у него амеб­ную дизентерию.

17.Заражение человека малярией происходит при попадании в его кровь малярийного плазмодия.

18.Многие простейшие, питаясь бактериями и органическими остатками, способствуют очищению водоемов.

Станция «Исследовательская»

Сегодня у нас есть возможность посмотреть на простейшие в поле зрения микроскопа и провести наблюдения. То есть на данном этапе мы - исследо­ватели, а наш кабинет - это творческая лаборатория."

Посмотрите, что находится у нас на столах. Это микроскоп - увеличи­тельный прибор, предметные и покровные стекла для приготовления микро­препарата, культуры простейших..

Актуализация опорных знаний - Назовите правила работы с микроскопом.

1.Подготовьте микроскоп к работе:

а) установите на рабочий стол так, чтобы было удобно работать и с микроскопом, и с тетрадью, не передвигая их (штативом к себе, на расстоянии 508 см от края стола);

б) протрите от пыли зеркало, стекла окуляра и объектива специальной салфеткой;

в) подняв тубус, наведите свет на поле зрения при помощи зеркала;

г) при работе с микроскопом не делайте резких движений, бережно относитесь к школьному имуществу.

2.Приготовьте микропрепарат (или возьмите готовый) и поместите его на предметный столик, закрепите зажимами.

3.При помощи винта опустите тубус так, чтобы расстояние от объектива до микропрепарата составляло 2-4 мм.

4.Глядя в окуляр, при помощи винта очень медленно поднимайте тубус до появления четкого изображения.

5.Определите общее увеличение с микроскопа путем умножения степени увеличения окуляра на степень увеличения объектива (например, 15x 20 = 300; микроскоп увеличивает в 300 раз).

Лабораторная работа №1.

Наблюдение строения и передвижения амебы и инфузории туфельки

Оборудование: пробирки с культурами амебы и инфузории туфельки, лупа ручная или штативная, пипетка, вата, предметное и покровное стекло, разбавленная тушь.

Работа выполняется поэтапно по инструктивным карточкам.

Инструктивная карточка

1.Приготовьте микропрепарат амебы. Для этого каплю культуры, взятую пи­петкой, поместите на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

2.При малом увеличении микроскопа рассмотрите, как движутся амебы, медленно расправляя свои ложноножки, постоянно меняя очертания. За­рисуйте амебу несколько раз подряд, что наглядно продемонстрирует изменчивость ее тела.

3.При большом увеличении микроскопа рассмотрите зернистую цитоплаз­му, прилегающую к оболочке (эндоплазму) и прозрачную цитоплазму се­редины клетки (эктоплазму), пищевые вакуоли. Постарайтесь увидеть контур ядра. Выполните рисунок амебы крупным планом и сделайте обо­значения, указывающие на особенности строения животного.

4.Возьмите в руки пробирку с культурой инфузорий и установите, виДны ли инфузории-туфельки невооруженным глазом. Если видны, то в какой части пробирки их больше? (Если культуру инфузорий поместить в длин­ную трубку или узкую пробирку, они соберутся у поверхности воды и будут видны под лупой или даже невооруженным глазом в виде маленьких мед­ленно движущихся существ.

5.Капните на предметное стекло из пробирки пипеткой каплю воды с инфузо­риями. При помощи штативной лупы посмотрите, сколько туфелек попало в каплю, какова форма их тела, как они передвигаются.

6.Положите в каплю с инфузориями несколько волокон ваты. Накройте кап­лю покровным стеклом. Рассмотрите инфузории при малом увеличении. Какие органоиды можно увидеть при этом, выясните с помощью рис. 34 учебника.

7.Посмотрите, какие органоиды видны при большом увеличении.

8.Зарисуйте все, что вы увидели под микроскопом, и опишите кратко свои наблюдения. Сделайте вывод.

Если позволит время

9.Для просмотра пищеварительных вакуолей «накормите» инфузорий раз­бавленной тушью, для этого поднимите покровное стекло и капните на предметное стекло каплю туши.

10.Проверьте реакцию инфузорий туфелек на химический раздражитель. На предметное стекло нанесите 2 капли раствора, содержащего большое количество инфузорий. Между каплями из того же раствора сделайте тонкую перемычку. На край одной из капель положите кристаллик пова­ренной соли. Как на это реагируют инфузории? Объясните поведение животного.

По окончании лабораторной работы учитель подводит итоги путешествия, отмечает отличившихся и дает домащнее задание.

Домашнее задание

Оформить в тетради результаты лабораторной работы (см. урок № 12).

Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Передвижение гидры».

Информация для учителя

Способы приготовления культур амебы и инфузории.

Культура амебы. В школе обычно изучается амеба протеус (Amoeba proteus ). Получить культуру амебы несложно. Для этого можно использовать следующие способы.

1.В стеклянную чашечку наливают остуженной кипяченой воды и кладут 3-4 рисо­вых зерна. Чашечку накрывают стеклом и ставят в теплое место. Вскоре зерна риса начи-

нают ослизняться, и вода вокруг них мутнеет. Продукты разложения риса служат питательной средой для мелких жгутиконосцев - пищи амеб. В чашечку вносят немного амеб, вместе с которыми попадают и жгутиконосцы. В рисовом настое амебы живут 3-4 недели, затем их надо перенести в свежий рисовый настой.

2.Также культуру амеб можно получить, используя настой жирной земли в смеси с настоем молодых веток лиственных деревьев. Оба настоя заготавливают отдельно на сы­рой воде и выдерживают 10 дней, затем их сливают в один сосуд и пересаживают туда амеб из проб воды, взятой из природных водоемов или аквариума.

В целом приготовление культуры амеб занимает примерно 2 недели.

Культура инфузории. В условиях школы лучше всего работать с инфузорией туфель­кой, которую получают следующими способами.

1.Примерно 10 г сухого сена кипятят в течение получаса. Полученную бурую жид­кость разливают в 2-3 банки, разбавляя водой до цвета жидкого чая. Через 3-4 дня на поверхности настоя развивается пленка сенных бактерий, являющихся наилучшей пи­щей для инфузорий. Инфузории вносят пипеткой в раствор из аквариума или из банки с прудовой водой. Через 6-8 дней в культуре будет присутствовать большое количество туфелек. Скорость этого процесса зависит от температуры. При нормальной комнат­ной температуре культура готова через 15-20 дней.

2.Культуру туфельки можно приготовить, используя молочный раствор из расчета 5-10 капель снятого молока на 100 мл воды. Раствор надо хорошо размешать и разлить по пробиркам. Пересадив в раствор инфузорий, пробирки закрывают рыхлыми ватны­ми тампонами и оставляют в тепле на 5-7 суток.

Ход работы .

1. Рассмотреть внешний вид и внутреннее строение инфузории.

2. Зарисовать инфузорию и обозначить названия ее органов (большое и малое ядро, сократительная вакуоль, глотка, пищеварительная вакуоль, рот, оболочка, цитоплазма, порошица, реснички).

3. Подвести итог работе, охарактеризовав особенности строения и функционирования инфузории туфельки.

Дополнение . Название «инфузория» происходит от латинского слова «инфузум», что означает влитый куда-либо, т. к. впервые инфузории были обнаружены в воде, настоянной на травах. У инфузории-туфельки одноклеточное тело, покрытое плазматической мембраной, с внутренней стороны окружено эластичной и тонкой пелликулой. Вся поверхность тела покрыта ресничками, которые располагаются косыми рядами. Такое расположение ресничек способствует вращению тела вдоль продольной оси при движении. Отверстия – на поверхности тела проходящие, в пелликулу. Для удержания пищи или при опасности через эти отверстия выбрасываются трихоцисты, похожие на тонкие стрелы. Внутренняя полость заполнена цитоплазмой, в которой находятся малое и большое ядро, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль. От переднего конца и до середины тела проходит околоротовая воронка, и, сужаясь, переходит в глотку. Глотка заканчивается клеточным ртом. Две сократительные вакуоли инфузории туфельки сокращаются поочередно. Продукты жизнедеятельности и вода собираются из цитоплазмы и по канальцам поступают к сократительным вакуолям. За процесс размножения отвечает малое ядро и дает начало большим ядрам.

Домашнее задание

Повторить материал двух последних уроков, подготовиться к проверочной работе по теме «Простейшие».

УРОК 28 (3)

ТЕМА: «Простейшие». Проверочная работа

ЦЕЛИ УРОКА :

закрепление и оценка знаний учащихся по материалам темы «Простейшие животные».

ТИП УРОКА : закрепление знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ : таблицы, рисунки.

ПЛАН УРОКА :

ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ :

Число, месяц.

Тема: «Простейшие». Проверочная работа.

Проверочная работа «Простейшие»

Учащиеся выполняют тестовые задания в соответствии с пояснениями учителя. Правильные ответы выделены курсивом.

Тестовые задания .

Кто открыл мир простейших животных?

А. Левенгук

Б. Аристотель

В. Ламарк

Г. Линней

2. Выберите правильные суждения:

A. Простейшие животные состоят только из одной клетки

Б. В колониях простейших имеются отличные от других специализированные клетки

B. Все простейшие питаются только готовыми органическими веществами

Г. Неблагоприятные условия простейшие переносят, превращаясь в цисту

3. Простейшие могут обитать:

Б. В почве

В. В живых организмах

Г. Во всех перечисленных средах

4. Количество видов простейших, известное к настоящему времени:

А. Менее 1 тыс.

Б. Около 7 тыс.

В. Около 70 тыс.

Г. Около 700 тыс.

5. Корненожки передвигаются с помощью:

А. Парных ножек

Б. Ложноножек

В. Ресничек

Г. Корней

6. Ложноножки представляют собой:

А. Скелетные образования

Б. Выпячивания цитоплазмы

В. Многоклеточные отростки

Г. Жгутики

7. Наружный или внутренний минеральный скелет имеют:

А. Только корненожки

Б. Только радиолярии

В.Корненожки и радиолярии

Г. Все простейшие

8. Минеральный скелет простейших не обеспечивает:

А. Поддержание формы тела

Б. Увеличение поверхности тела

В. Защиту организма

Г. Запасание питательных веществ

9. В период неблагоприятных условий простейшие :

А. Усиленно питаются

Б. Интенсивно размножаются

В. Превращаются в цисту

Г. Ведут обычный образ жизни

10. Все виды жгутиконосцев перемещаются с помощью :

А. Одного подвижного жгутика

Б. Двух подвижных жгутиков

В. Разного количества жгутиков

Г. Множества ресничек

11. Все виды жгутиконосцев питаются:

А. Как растения, т. е. только фотосинтезом с помощью хлорофилла

Б. Как животные, т. е. только готовым органическим веществом

В. На свету – как растения, а в темноте – как животные

Г. Разным видам жгутиконосцев свойственны разные способы питания: растительного, животного или смешанного

A. Инфузория туфелька

Б. Трихомонада, лямблия и дезинтерийная амеба

B. Трипаносома, лейшмания и малярийный плазмодий

A. Инфузория туфелька

Б. Трихомонада, лямблия и дезинтерийная амеба

B. Трипаносома, лейшмания и малярийный плазмодий

14. Органическое вещество в водоеме производит:

А. Пресноводная гидра

Б. Инфузория туфелька

В. Эвглена зеленая

Тип Инфузории, или Ресничные, - наиболее сложноорганизованные простейшие. На поверхности тела у них имеются органоиды движения - реснички. В клетке инфузории два ядра: большое ядро отвечает за питание, дыхание, движение, обмен веществ; малое ядро участвует в половом процессе.

Особенности строения и жизнедеятельности инфузорий рассмотрены на примере инфузории-туфельки.

Среда обитания, строение и передвижение. В тех же водоемах, где живут амеба протей и эвглена зеленая, встречается и инфузория-туфелька (рис. 30). Это одноклеточное животное длиной 0,5 мм имеет веретеновидную форму тела, отдаленно напоминающую туфлю. Инфузории-туфельки все время находится, к движении, плавая тупым концом вперед. Скорость передвижения этого животного достигает 2,5 мм в секунду.

Рис. 30. Строение инфузории-туфельки: 1 - реснички; 2 - сократительная вакуоль; 3 - цитоплазма; 4 - большое ядро; 5 - малое ядро; б - клеточная мембрана; 7 - клеточный рот; 8 - клеточная глотка; 9 - пищеварительная вакуоль; 10 - порошица

Организм инфузории устроен сложнее, чем у амебы и эвглены. Тонкая эластичная оболочка, покрывающая инфузорию снаружи, сохраняет постоянную форму ее тела. Этому же способствуют хороню развитое опорные волоконца, которые находятся в прилегающем к оболочке слое цитоплазмы. Па поверхности тела инфузории расположено около 15 тыс. колеблющихся ресничек. У основания каждой реснички лежит базальное тельце. Движение каждой реснички состоит из резкого взмаха в одном направлении и более медленного, плавного возвращения к исходному положению. Реснички колеблются примерно 30 раз в секунду и словно весла толкают инфузорию вперед, волнообразное движение ресничек при этом согласованно. Когда инфузория-туфелька плывет, она медленно вращается вокруг продольной оси тела.

Под эластичной оболочкой по всему телу разбросаны особые образования - трихоцисты (от греч. трихос - «волос» и кистис - «пузырь»). Это короткие «палочки», расположенные в один слой перпендикулярно поверхности тела. В случае опасности трихоцисты с силой выбрасываются наружу, превращаясь в тонкие длинные упругие нити, которые поражают хищника, нападающего на туфельку. На месте использованных трихоцист со временем возникают новые.

Питание. На теле инфузории имеется углубление - клеточный рот, который переходит в клеточную глотку. Около рта располагаются более толстые и длинные реснички. Они загоняют в глотку вместе с потоком воды бактерий - основную пищу туфельки. На дне глотки пища попадает в пищеварительную вакуоль. Пищеварительные вакуоли перемещаются в теле инфузории током цитоплазмы. В вакуоли пища переваривается, переваренные продукты поступают в цитоплазму и используются для жизнедеятельности. Оставшиеся в пищеварительной вакуоли непереваренные остатки выбрасываются наружу в заднем конце тела через особую структуру - порошицу.

Инфузория-туфелька находит свою добычу, чувствуя наличие химических веществ, которые выделяют скопления бактерий.

Выделение. В организме инфузории-туфельки находятся две сократительные вакуоли, которые располагаются у переднего и заднего концов тела. Каждая вакуоль состоит из центрального резервуара и 5-7 направленных к этим резервуарам каналов. Сначала заполняются жидкостью каналы, потом она попадает в центральный резервуар, а затем жидкость изгоняется наружу. Весь цикл сокращения этих вакуолей проходит один раз за 10-20 секунд. Сократительные вакуоли выводят наружу вредные вещества, которые образуются в организме, и излишек воды.

Дыхание. Как и у других свободноживущих одноклеточных животных, у инфузорий дыхание происходит через покровы тела.

Размножение. Половой процесс. Инфузории-туфельки обычно размножаются бесполым путем - делением надвое (рис. 31, А). Однако, в отличие от жгутиковых, инфузории делятся поперек тела. Ядра делятся на две части, и в каждой новой инфузории оказывается по одному большому и по одному малому ядру. Каждая из двух дочерних инфузорий получает часть органоидов (например, сократительные вакуоли), а другие образуются заново. Инфузории-туфельки делятся один-два раза в сутки.

Рис. 31. Бесполое размножение (А) и половой процесс (Б) у инфузории-туфельки

При половом процессе увеличения числа особей не происходит. Две инфузории временно соединяются друг с другом (рис. 31, Б). На месте соприкосновения оболочка растворяется, и между животными образуется соединительный мостик из цитоплазмы. Большое ядро каждой инфузории исчезает. Малое ядро дважды делится, и в каждой инфузории образуются четыре дочерних ядра. Три из них разрушаются, а четвертое снова делится. В результате в каждой инфузории остается по два ядра. Одно из этих ядер каждой из двух особей по цитоплазматическому мостику переходит в другую инфузорию (то есть происходит обмен ядрами) и там сливается с оставшимся ядром. Затем в каждой инфузории из этого вновь образовавшегося ядра формируются большое и малое ядра, и инфузории расходятся. Такой половой процесс называется конъюгацией. Он длится около 12 часов.

Половой процесс ведет к обновлению, обмену между особями и перераспределению наследственного (генетического) материала, что увеличивает жизнестойкость организмов.

Рис. 32. Многообразие инфузорий: 1 - бурсария; 2 - стентор; 3 - стилонихия; 4 - сувойка

У бурсарии одно большое и длинное колбасовидное ядро, малых ядер - около 30. Большинство инфузорий активно плавает, однако некоторые из них, например стилонихия, передвигаются по дну водоема, по водным растениям, как бы шагая на особых удлиненных ресничках, расположенных на брюшной стороне тела. Другие инфузории, например сувойки, прикрепляются ко дну или к растениям длинными стебельками, которые могут сокращаться благодаря особым сократительным волоконцам. Многие сувойки образуют колонии. Питаются эти инфузории преимущественно бактериями. Сосущие инфузории также ведут сидячий, неподвижный образ жизни. У них отсутствуют реснички. Они снабжены сосательными щупальцами в виде тонких сократимых трубочек, которые служат для ловли добычи (главным образом других простейших) и высасывания из нее содержимого. Прикоснувшиеся к щупальцам простейшие, например жгутиконосцы, мгновенно к ним прилипают. А затем содержимое жертвы всасывается, как бы перекачивается по щупальцу внутрь сосущей инфузории.

Рис. 33. Простейшие из желудка копытных животных

Некоторые инфузории обитают в кишечнике крупных травоядных копытных животных (рис. 33). У коров, овец, коз, антилоп, оленей инфузории в огромных количествах населяют передние отделы желудка. Эти инфузории питаются бактериями, зернами крахмала, грибками, частичками растительных тканей. Более крупные инфузории пожирают более мелких. В других отделах желудка травоядных животных инфузории перевариваются. Таким образом, эти инфузории приносят пользу тем животным, в чьих желудках они обитают. Заражение инфузориями происходит в момент группового кормления или водопоя.

Лабораторная работа № 1

  1. Тема. Строение и передвижение инфузории-туфельки. Цель. Изучить особенности строения и передвижения инфузории-туфельки.
  2. Оборудование: микроскоп, штативная лупа, предметное и покровное стекла, пипетка, вата, культура инфузории-туфельки в пробирке.

Ход работы

  1. Установите, видны ли невооруженным глазом инфузории-туфельки в пробирке.
  2. На предметное стекло нанесите из пробирки каплю воды с инфузориями-туфельками. Рассмотрите с помощью лупы форму тела, внешнее строение, отличие передней части тела от задней, способ передвижения. Сосчитайте число инфузорий в капле воды.
  3. Поместите две капли воды с инфузориями на предметное стекло, соедините их водяным «мостиком». На край одной капли положите кристаллик соли. Объясните происходящие явления.
  4. В каплю воды с инфузориями положите два-три волоконца ваты (для замедления движения инфузорий). Осторожно накройте покровным стеклом.
  5. Поместите препарат под микроскоп. Рассмотрите вначале при малом, а затем при большом увеличении микроскопа то, что происходит внутри тела инфузории.
  6. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение инфузории-туфельки, пользуясь большим увеличением микроскопа. Сделайте необходимое обозначение.
  7. На основе наблюдений перечислите признаки, характерные для инфузорий как представителей простейших.

Инфузории - сложно организованные простейшие. Имеют в клетке два ядра: большое и малое. Размножаются бесполым и половым путем. Половое размножение способствует обновлению, обмену между особями и перераспределению наследственного (генетического) материала, что увеличивает жизнестойкость инфузорий.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Почему инфузория-туфелька так названа?
  2. Какие признаки доказывают более сложную организацию инфузории-туфельки по сравнению с амебой протеем и эвгленой зеленой?
  3. Как проявляется более сложное, чем у других простейших, строение инфузории-туфельки в процессах питания и выделения?
  4. В чем особенности процесса размножения инфузории-туфельки?
  5. Почему важное биологическое значение имеет половой процесс в жизни инфузории-туфельки?