Диспансеризация детей в хирургической стоматологии. Особенности стоматологической диспансеризации лиц, страдающих ревматическими заболеваниями. Диспансерные группы по Т.Ф.Виноградовой

Диспансеризация - это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья и повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов (Т.Ф.Виноградова, 1988).

Приступая к организации диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями ортодонт должен обследовать три группы детей (Л.П.Зубкова, Ф.Я.Хорошилкина, 1993):.

1) дети дошкольного и школьного возраста, не имеющие поражения центральной нервной системы, без выраженных стоматологических заболеваний;.

2) дети с хроническими соматическими заболеваниями, обуславливающими необходимость диспансеризации у ортодонта;.

3) дети со стоматологическими заболеваниями, которым показана длительная диспансеризация.

Идея диспансеризации у стоматолога в нашей стране выдвинута А.И.Евдокимовым.

Для успешного проведения профилактических и лечебных мероприятий необходимо организовать диспансеризацию детей в дошкольных учреждениях и школах. Организатором работы в диспансерных группах детей является участковый детский стоматолог. Ортодонт закрепляется за несколькими участками (оптимально - за четырьмя). При диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями они группируются по нозологическим формам. Для проведения ортодонтической диспансеризации необходимо от 1,7 до 3,6 должности врача-ортодонта на 10000 детей.

Основные организационные мероприятия при диспансеризации следующие:.

Обследование детей для выявления зубочелюстных аномалий и деформаций и установление предрасполагающих факторов и причин их развития.

Определение диспансерных групп и составление плана профилактических и лечебных мероприятий.

Своевременное направление детей со сформированными аномалиями на лечение.

Контроль за началом и проведением специализированного лечения, контакт с родителями и воспитателями.

Контроль за устранением выявленных факторов возникновения аномалий и деформаций.

Организация и проведение в детских коллективах обучения детей и их родителей, педагогического и медицинского персонала содержанию и методике мероприятий, направленных на воспитание гигиенических навыков и заботу о здоровом состоянии органов полости рта.

Организация и проведение миогимнастики.

При ортодонтической диспансеризации дети, кроме объединения по нозологическим формам, группируются по признаку этапности развития патологии. Рассмотрим наиболее широко применяемую при этом систему.

I ipynna. Дети с нормальным строением жевательного аппарата, правильным смыканием губ, нормальными основными функциями (откусывание и разжевывание пищи, глотание, дыхание, речь). Возможные незначительные отклонения в строении жевательного аппарата можно рассматривать как вариант нормы. Этим детям проводится прививание гигиенических навыков, способствующих здоровому состоянию органов полости рта. Дети этой группы осматриваются участковым стоматологом-педиатром один раз в год.

II группа Дети, не имеющие существенных морфологических изменений зубочелюстной системы, но имеющие нарушения функций (осанки, способа дыхания, речи, мимики, положения и артикуляции языка, iy6, щек, мышц дна полости рта и мышц околоротовой области). Сюда же относятся дети, имеющие вредные привычки. То есть у детей второй группы имеются "факторы риска”, предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий. Эти дети нуждаются в устранении причинных факторов. В комплексе проводимых мероприятий значительное место у детей этой группы должно быть отведено миогимнастике. Назначаются как миогимнастические упражнения общего характера, так и специальные, устраняющие нарушенную функцию у данного ребенка.

Дети второй диспансерной группы активно наблюдаются в течение трех месяцев. После полного устранения причин, способствующих развитию зубочелюстных аномалий и нормализации всех функций они, как правило, переводятся в первую группу. К сожалению, некоторая часть детей переходит в третью диспансерную группу.

III группа. Дети, имеющие не сильно выраженные зубочелюстные аномалии: неправильное положение зубов, изменения формы зубных рядов, небольшие отклонения в соотношении челюстей. При этом у них имеются активно действующие причинные факторы. Дети этой группы нуждаются в устранении причинных факторов и несложном лечении с помощью простых ортодонтических аппаратов и миогимнастики. Если во второй диспансерной группе миогимнастика является самостоятельным методом лечения, то в третьей - комбинируется с аппаратурным методом. После устранения причин и признаков аномалий эти дети осматриваются, как и дети первой группы один раз в год.

IV группа. В нее входят дети с выраженными зубочелюстными аномалиями. Причинные Дикторы у них устраняются по методике, определенной для детей второй и третьей групп, и проводится весь комплекс ортодонтического лечения. Перевод из этой группы проводится после окончания ретенционного периода. Миогимнастика в этой группе может применяться как в период активного лечения, так и в ретенционный период (в комбинации с аппаратурными и хирургическими методами).

При такой структуре диспансерных групп имеется возможность по мере излечения или улучшения переводить больного из группы в группу с последующим постоянным преобладанием признаков первой группы, то есть в группу здоровых детей.

Не всегда врач-ортодонт сразу после осмотра может принять больного на активное лечение. В таком случае ребенок попадает в иреддиснансерпую группу, где он также находится под контролем и ему рекомендуется ряд профилактических мероприятий (консультация и лечение у оториноларинголога, общеукрепляющая гимнастика, занятия с логопедом детской стоматологической поликлиники, консультация и лечение у окулиста и др.).

Медицинская карта стоматологического больного ф.043/у оформляется в то посещение больного, когда начинается активное лечение. На каждого ребенка заполняется контрольная карта диспансерного наблюдения ф.ОЗО/у, утвержденная приказом М3 СССР от 04.10.80 г. № 1030, которая остается в картотеке врача до тех пор, пока ребенок находится на учете в поликлинике.

В процессе ортодонтического лечения иногда меняется его план, что ведет к изменению конструкции ортодонтического аппарата, а также к необходимости дополнительного вмешательства терапевтов, хирургов, помощи логопедов. Все это, в свою очередь, влияет на продолжительность сроков лечения. Длительность лечения и последующее наблюдение больного не дает возможность врачу-ортодонту в короткие сроки изыскать возможность приема на активное аппаратурное лечение большого количество больных.

Ежемесячно врач, работающий в отделении 2-3 года, заканчивает лечение от 6 до 8 детей, они снимаются с диспансерного учета, переводятся в группу здоровых детей и остаются под наблюдением. Постоянно из 3-4 групп часть детей с улучшением переходит в группу 2 и 1, оаюбож.1ая место для вновь выявленных.

Таким образом, метод диспансеризации, не только метод лечебной работы, но и организационная форма, помогающая рационально построить работу врача-стоматолога ортодонта.

Для оценки организации и эффективности диспансеризации используются показатели, предложенные И.Д.Богатыревым с некоторыми изменениями их применительно к стоматологической практике. Акодис З.М. (1973) предлагает различать два этапа диспансеризации:.

Отбор больных для диспансерного наблюдения.

Непосредственно диспансерное наблюдение.

Соответственно и анализ работы проводится в двух направлениях: организация диспансерного наблюдения и эффективность диспансеризации.

Методика анализа первого этапа диспансеризации выражается следующими показателями (%):.

а) выполнение плана стоматологических (ортодонтических) осмотров;.

б) выявление больных на 1000 осмотренных;.

в) активность выявления больных (число активно выявленных больных с различными заболеваниями, число активно выявленных больных данным заболеванием);.

г) полнота охвата диспансерным учетом;.

д) своевременность выявления заболевания (ранней профилактической направленности).

Второй этап диспансеризации (диспансерного наблюдения) оценивается на основе таких показателей как:.

а) соблюдение сроков осмотров (плановость наблюдения);.

б) активность патронажной работы врача-ортодонта на участке;.

в) полнота проведенных профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий;.

г) активность в оказании комплексной лечебной помощи и применение современных конструкций лечебных аппаратов в целях сокращения лечения.

Расчеты эффективности диспансеризации в ортодонтии производятся на 100 детей "среднегодового" контингента. При этом необходимо принять во внимание количественный сдвиг в диспансерных группах. Под сдвигом в диспансерных группах подразумеваются количественные изменения за счет детей, переведенных в группу здоровых. Это так называемые "бывшие больные", закончившие активное аппаратурное лечение или ряд профилактических мероприятий. В этой же группе находятся все диспансерные больные, у которых в течение последних двух лет и более не наблюдалось рецидивов, у которых в результате клинических, рентгенологических и других исследований не было выявлено патологических отклонений. Далее учитывается стойкое улучшение состояния зубочелюстной системы, состояния без изменений и ухудшение состояния. Для анализа и изучения диспансерной работы необходимо, чтобы каждый врачортодонт представлял сведения об имеющихся данных за определенный период.

; мануальным навыкам обуча-


ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ У СТОМАТОЛОГА
помощи. Образовательная про­грамма для подросткового возраста может быть представлена циклом лекций и практических занятий по обучению гигиеническим навы­кам.

Для старшего школьного возраста характерен более высокий уровень самосознания. Эталоны межлично­стного восприятия окружающих людей становятся более обобщен­ными и соотносятся не с мнениями отдельных людей, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями, общеприня­тыми нормами.

Целью занятий со старшеклас­сниками является создание у них мотивации к уходу за полостью рта с активным изучением научно-по­пулярной литературы по этому во­просу. В образовательной програм­ме для старшеклассников стомато­логическое просвещение проводят в виде лекций, обучение практиче­ским навыкам чистки зубов среди

юношей и девушек осуществляют раздельно.

Результаты стоматологического обследования детей в 12-летнем возрасте показывают, что самый низкий показатель интенсивности кариеса определяется в группах , где программа профилактики начина­лась в дошкольном возрасте и про­должалась в школе.

Наши наблюдения убедительно доказывают, что наряду со стомато­логическим просвещением и гигие­ническим обучением детей должны использоваться различные средства профилактики: чистка зубов фто-ридсодержащими пастами и покры­тие зубов фторлаком, герметизация фиссур постоянных моляров, про­фессиональная гигиена полости рта. Имеется взаимосвязь между уровнем приобретенных знаний, мануальными навыками по уходу за полостью рта, гигиеной полости рта, интенсивностью кариеса зубов и частотой заболеваний пародонта.

Важна разработка образователь­ных программ с учетом типов пси­хологического восприятия инфор­мации, ведущего типа деятельности в каждом возрастном периоде и других психологических аспектов, которые способствуют формирова­нию у детей и подростков знаний и мануальных навыков по уходу за полостью рта. Для того чтобы доби­ться хороших результатов при обу­чении мануальным навыкам ухода за полостью рта, необходим инди­видуальный подход, учитывающий

Раздел 3

3.1. Цели, задачи, принципы и критерии диспансеризации

Диспансеризация населения пре­дусматривает систему охраны здо­ровья населения, заключающуюся в активном наблюдении за здо­ровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного фи­зического развития, предупрежде­нии заболеваний путем проведе­ния соответствующих социальных , санитарно-гигиенических и лечеб­но-профилактических мероприя­тий.

Поскольку диспансеризация вно­сит изменения в характер и органи­зационные формы здравоохране­ния, сформулированы основные понятия диспансерной системы здравоохранения. Основу диспан­серной системы здравоохранения составляют постоянное динамиче­ское наблюдение за состоянием здоровья населения, активное вы­явление заболеваний на ранней стадии и своевременное проведение лечебно-оздоровительных меропри­ятий во всех типах лечебных учреж­дений, а также реализация комп-

тип познавательной деятельности каждого ребенка (см. табл. 2.8).

Применение психолого-педаго­гических принципов в работе с детьми и подростками способст­вует проведению стоматологиче­ского просвещения в условиях психологического комфорта, дела­ет процесс обучения гигиениче­ским навыкам интересным и эф­фективным, формирует активное отношение пациента к сохранению собственного здоровья в союзе с врачом.

лекса социально-экономических, медицинских и технических мер, направленных на улучшение состо­яния окружающей среды, условий труда и быта.

Ежегодные диспансерные осмотры населения - активное медицинское обследование разных групп населе­ния врачами одной или нескольких специальностей.

Цель диспансеризации - сохра­ нение и укрепление здоровья насе­ления, увеличение продолжитель­ности жизни людей.

Методы диспансеризации здоро­вых лиц и больных едины. Диспан­серизация здоровых лиц должна обеспечить правильное физическое развитие, укрепление здоровья, вы­явление и устранение факторов ри­ска возникновения различных забо­леваний, предупреждать обострение процесса и его прогрессирование на основе динамического наблюде­ния и проведения лечебно-оздоро­вительных и реабилитационных ме­роприятий.

Задачи диспансеризации:

Оценка состояния здоровья че­ловека при ежегодных осмотрах;

95


    дифференцированное наблюде­ние за здоровыми лицами, имею­щими факторы риска, и больны­ми;

    выявление и устранение причин, вызывающих заболевание зубов, борьба с вредными привычками;

    своевременное и активное прове­дение лечебно-оздоровительных мероприятий;

    повышение качества и эффектив­ности медицинской помощи на­селению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкое учас­тие врачей различных специаль­ностей, внедрение новых органи­зационных форм, технического обеспечения, создание автомати­зированных систем для осмотров населения с разработкой специа­льных программ.

В России проводится диспансе­ризация всего детского населения. Особенность диспансеризации де­тей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка начинается до его рождения путем внедрения до­родового патронажа. Наблюдение за детьми осуществляется в до­школьных, школьных и других дет­ских коллективах (школы-интер­наты, специальные детские сады и др.).

В комплексе мероприятий по ох­ране здоровья детей большое значе­ние имеет антенатальная профи­лактика.

Диспансеризацию детей первых 3 лет жизни проводят врачи-педи­атры в дошкольных учреждениях или в поликлиниках по месту жи­тельства. Частота осмотров опреде­ляется возрастом детей.

Основными принципами системы диспансеризации является плано­вость, комплексность, выбор веду­щего звена из общего комплекса лечебно-оздоровительных меропри­ятий, которые при том или ином виде патологии являются решаю­щими, и дифференцированный

подход к проведению оздоровитель­ных мероприятий с учетом ситуа­ции.

Для эффективной и качествен­ной диспансеризации необходимы активное выявление больных на на­чальных стадиях заболевания, ран­нее и своевременное проведение лечебных и профилактических ме­роприятий, направленных на вос­становление здоровья и трудоспо­собности, систематическое наблю­дение за состоянием здоровья чело­века.

3.2. Организация диспансеризации

Система стоматологической дис­пансеризации базируется на следу­ющих положениях:


    диспансеризация является осно­вой стоматологической помощи населению ;

    цель диспансеризации - ликви­дация некоторых заболеваний зу­бов и органов полости рта;

    диспансеризация должна строи­ться на принципах охвата органи­зованного населения, в первую очередь детей раннего возраста, и начинаться с лечения болезней, которые могут быть причинами кариеса зубов, заболеваний паро-донта и слизистой оболочки по­лости рта;

    необходимо устранять местные неблагоприятные факторы в по­лости рта, проводить общие оздо­ровительные мероприятия совме­стно с педиатром;

    диспансерное наблюдение за стоматологическими больными и лицами с факторами риска осу­ществляют врачи (детские и взрослые) - стоматологи-тера­певты, хирурги, ортодонты, орто­педы;

    наиболее рациональным стомато­логическим учреждением в каче­стве организационного центра

для проведения диспансеризации является стоматологическая по­ликлиника.

Стоматологическая диспансери­зация строится на основе санации полости рта, устранений сопутст­вующих заболеваний, профилакти­ческой работы в организованных детских коллективах - яслях, дет­ских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индиви­дуальной профилактики и дина­мического наблюдения за пациен­тами.

В проведении стоматологической диспансеризации детей выделяют три фазы.

В первой фазе диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, дообследование в данном или другом лечебном уч­реждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и уста­навливают группу диспансерного наблюдения.

Различают 3 диспансерные груп­пы наблюдения детей:

1-я группа - здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой обо­лочки полости рта; 2-я группа - практически здоровые лица, имею­щие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жиз­ненно важных органов; 3-я груп­па - дети с хроническими заболе­ваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их те­чении.

Во второй фазе диспансеризации формируются контингента по группам наблюдения , определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рациональ­но распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетво­ряются потребности диспансеризу-емых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.

Задачи третьей фазы - опреде­ление характера и частоты динами­ческого наблюдения за каждым ре­бенком, коррекция диагностиче­ских и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в со­стоянии здоровья, оценка эффек­тивности диспансерного наблюде­ния.

Медицинские учреждения разли­чаются по степени участия их в диспансеризации: 1-й уровень - стоматологические кабинеты обще­профильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гим­назий, детских садов, средних учебных заведений и т.д.; 2-й - стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматоло­гических поликлиник для взрос­лых); 3-й - детские стоматологи­ческие поликлиники; 4-й уро­вень - отделения челюстно-лице-вой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университе­тов, академий.

Очень важно определить и выде­лить нозологические формы, по по­воду которых больные подлежат диспансерному наблюдению у дет­ского терапевта-стоматолога. Для практического решения этой проб­лемы необходимо формирование перечня стоматологических заболе­ваний, требующих долговременного специального лечения и наблюде­ния за пациентом. В выборе нозо­логической формы для наблюдения у детского врача-стоматолога опре­деляющим фактором является хро­ническое течение стоматологиче­ского заболевания, которое не то­лько вызывает нарушение функции органа ЧЛО, но и создает угрозу развития серьезных патологических процессов в других органах и систе­мах человека. Кроме того, в этот перечень включаются все врожден­ные заболевания и поражения орга­нов ЧЛО с учетом генетической предрасположенности.

У детского терапевта-стоматолога целесообразно взять под диспан-



серное наблюдение детей, страдаю­щих кариесом зубов и его осложне­ниями, хроническими заболевания­ми слизистой оболочки полости рта, наследственными болезнями твердых тканей зуба и др. Перечень заболеваний и тактика детского врача-стоматолога изложены в «Схеме динамического наблюдения за детьми, подлежащими диспансе­ризации у детского терапевта-сто­матолога» (см. с. 323).

Отбор стоматологических боль­ных, нуждающихся в диспансерном наблюдении, проводят при профи­лактических осмотрах (предварите­льные, периодические, целевые, обращения пациентов в стоматоло­гические поликлиники, отделения и т.д.). Его ведут все стоматологи независимо от профиля и места приема пациентов. Больных, нуж­дающихся в стоматологической по­мощи, направляют в стоматологи­ческие учреждения по месту их жи­тельства, работы или учебы. На каждого больного заполняют амбу­латорную карту по форме № 43-А и контрольную карту диспансерного наблюдения - форму № 30 (эту форму чаще заполняет статистик поликлиники на основании амбула­торной карты). Форму № 30 запол­няют на всех стоматологических больных , нуждающихся в диспансе­ризации, соответственно «Схеме динамического наблюдения за деть­ми, подлежащими диспансеризации у детского врача терапевта-стомато­лога». Если у больного серьезная соматическая патология, то веду­щими специалистами в лечении яв­ляются педиатр, хирург и другие врачи, которые тоже заполняют эту форму и направляют ее в государст­венное статистическое управление. Диспансеризация детей с хирурги­ ческими заболеваниями ЧЛО не от­ личается от системы диспансериза­ции детского населения у стомато­лога-терапевта.

Основные подразделения дис­пансерного наблюдения этой груп-

пы детей: краевая, областная, го­родская специализированная дет­ская стоматологическая поликли­ника и ее диспансерное отделение: краевая, областная, городская дет­ская многопрофильная клиниче­ская больница, где имеется отделе­ние или выделены койки для лече­ния детей с патологией ЧЛО, в нее же входят специализированные от­деления детской челюстно-лицевой хирургии медицинских университе­тов и академий. К этой же системе должны относиться специализиро­ванные реабилитационные подраз­деления санаторного типа (их очень мало), которые могут функциони­ровать в соматических детских са­наториях.

Все названные выше подразделе­ния должны взаимодействовать между собой.

Необходимо знать, что диспан­серное наблюдение объединяет профилактические и лечебные ме­роприятия, характер, продолжите­льность и направленность которых зависят от распространенности и степени тяжести болезни. Диспан­серизация - наиболее эффектив­ная и действенная система, обеспе­чивающая предупреждение и ран­нее выявление заболеваний, лече­ние и динамическое наблюдение с целью предупреждения рецидивов, регламентацию этапов реабилита­ционных мероприятий на весь пе­риод детского возраста. Будучи действенной, эта система позволит сохранить нормальный уровень здоровья ребенка, снизить «груз» инвалидности пациента, наиболее эффективно обеспечить медико-социальный результат комплекс­ной специализированной помощи ребенку. Под диспансерным на­блюдением должны находиться де­ти от периода новорожденное™ до 18 лет. Для обследования детей этой группы и их лечения требуют­ся совместные усилия стоматоло­гов (терапевта, хирурга, ортодон­та), педиатра, рентгенолога, отори-

ноларинголога, эндокринолога, не­вропатолога, окулиста, нейрохи­рурга, эндоскописта, аллерголога, логопеда, клинического психолога и др.

Перечень нозологических форм заболеваний, обязательных для диспансерного наблюдения и лече­ния:


    врожденные и наследственные пороки развития мягких тканей лица и шеи, челюстных костей и костей лицевого скелета: врожден­ные пороки развития верхней губы и неба, синдромы лица, включа­ющие расщелины губы и неба и без них. Дисплазии сосудистых тканей: ангиодисплазии - геман-гиома, венозные дисплазии , арте-риовенозные свищи, лимфангио-мы, нейрофиброматоз (I тип). Дис­плазии костной ткани: фиброзная дисплазия, синдром Олбрайта, хе-рувизм;

    опухоли мягких тканей и костей лицевого черепа: папилло­мы, фибромы, миомы, фибромы костей лица (все морфологичес­кие варианты), остеокластомы, амелобластомы, опухоли слюнных желез;

3)острые и хронические остео­миелиты любой этиологии (одонто-генные, гематогенные, травматиче­ские);

    заболевания слюнных желез;

    заболевания ВНЧС: функцио­нальные (дистензионные) и пер­вично-костные;

    травмы зубов (переломы, пол­ные вывихи), мягких тканей, ВНЧС, переломы нижней и верх­ней челюсти, других костей лица;

    дефекты и деформации костей лицевого черепа любой этиологии: врожденные, приобретенные (после воспалений и травм костей лица и челюстных костей).

Соответственно особенностям этиологии, клинического проявле­ния и лечения формируется группа

специалистов, которая определяет неотложность, этапность, комплек­сность и последовательность ле­чебных и реабилитационных меро­приятий. Принцип комплексно­сти должен быть применен при ле­чении любой из перечислен­ных выше нозологических форм, остальные признаки могут варьи­ровать с учетом возраста, объема и вида реабилитационных мероприя­тий, их продолжительности и ин­дивидуальных факторов.

Комплексная система лечеб­но-реабилитационной помощи де­тям, научно обоснованный анализ высокой эффективности диспансе­ризации в целом позволили перей­ти к дифференцированному подхо­ду в системе диспансеризации и, опираясь на ее основные признаки (см. выше), создать специализиро­ванные центры.

Первыми высокую эффектив­ность диспансеризации показали центры диспансеризации детей с врожденной и наследственной па­тологией ЧЛО. Их опыт работы (с 50-х годов) с детьми с расщелиной верхней губы и неба стал убеди­тельным маркером качества всей деятельности таких центров (в Рос­сийской Федерации их 25). В по­следние 5-7 лет появились центры краниофациальной хирургии детей (Москва), центры лечения заболе­ваний ВНЧС (Новосибирск). Наря­ду с плановой систематической диспансеризацией в таких центрах детально разрабатывается алгоритм лечебных действий соответственно каждой нозологии.

Особенности, характерные для диспансеризации детей с отдель­ными нозологическими формами, будут дополнительно представле­ны в соответствующих разделах учебника. В этом разделе изло­жены только примерные схемы диспансеризации детей с хирур­гическими заболеваниями ЧЛО (табл. 3.1).

Диспансеризация детей у стоматолога — метод стоматологического обслуживания детского населения, направленный на повышение уровня здоровья ребенка. Основные задачи диспансеризации:
—контроль развития челюстно-лицевой области ребенка;
—первичная профилактика стоматологических заболеваний;
—выявление и лечение ранних стадий заболеваний органов и тканей полости рта (вторичная профилактика, санация);
—реабилитация детей с врожденной и приобретенной патологией челюстно-лицевой области.
По сравнению с другими методами организации стоматологической помощи детям (плановой санацией полости рта, санацией по обращаемости) система диспансеризации детей имеет существенные преимущества:
—улучшение стоматологического здоровья населения;
—удешевление стоматологического обслуживания с помощью расширения фрагмента профилактики и увеличения количества здоровых детей;
—уменьшение психологического напряжения врача при работе с детьми и облегчение работы путем уменьшения трудоемких манипуляций;
—изменение содержания работы с детьми в сторону легкопереносимых и безболезненных манипуляций, что улучшает эмоциональное состояние пациентов и их родителей, препятствует появлению детей с паническим страхом перед стоматологом, формирует адекватное отношение населения к стоматологической помощи, снижает общий уровень стоматофобии в обществе.
Сдерживающие факторы внедрения диспансеризации детского населения — кадровая необеспеченность (недостаточное количество детских стоматологов и гигиенистов стоматологических), недостаточность материально-технического обеспечения и финансирования службы детской стоматологии фондами ОМС и местными бюджетами.
Диспансеризация предусматривает динамическое наблюдение за ребенком с индивидуальной частотой посещений врача, индивидуальными профилактическими и лечебными мероприятиями, обусловленными состоянием здоровья пациента. Организация диспансеризации детского населения включает несколько этапов:
—подготовительный — обучение персонала, подготовка документации, изучение эпидемиологической обстановки (содержание фторида в питьевой воде, привычки питания и ухода за полостью рта детей и др.) и другие организационные мероприятия;
—начальный — первичное обследование детей, проведение необходимых профилактических мероприятий, лечение выявленной патологии, определение диспансерной группы и составление индивидуальных планов (программ) лечебно-профилактических мероприятий для каждого ребенка;
—основной — диспансеризация детей в соответствии с индивидуальными программами;
—этап оценки эффективности диспансеризации — ежегодная корректировка индивидуальных программ диспансеризации детей на основании полученных результатов.
При составлении индивидуальных планов (программ) диспансеризации детей используют три основных блока.
.Информационно-обучающий блок.
—Беседа с родителями и детьми: санитарное просвещение по вопросам профилактики и лечения стоматологических заболеваний, рекомендации по устранению выявленных факторов риска развития стоматологических заболеваний, мотивация к выполнению назначений стоматолога и др.
—Обучение детей и родителей методике чистки зубов, флоссинга и др.
—Обучение методике контроля гигиены полости рта.
—Обеспечение родителей и детей памятками, буклетами, книгами и другими индивидуально ориентированными информационно-наглядными материалами.
.Медико-профилактический блок — медицинские методы индивидуальной профилактики, выполняемые детским стоматологом, гигиенистом стоматологическим или родителями (по назначению стоматолога).
—Назначение средств эндогенной профилактики кариеса (системных фторидов, препаратов кальция и др.).
—Проведение экзогенной профилактики кариеса (локальные фториды, кальций-фосфатные препараты, герметизация фиссур и др.).
—Профессиональная чистка зубов.
—Сошлифовывание нестершихся бугров временных моляров, миогимнастика и другие меры профилактики зубочелюстных аномалий (ЗЧА).
.Лечебный блок — использование современных технологий лечения стоматологических заболеваний (терапевтическое, пародонтологическое, хирургическое, ортодонтическое, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение).
Удельный вес использования каждого блока в индивидуальных программах диспансеризации детей различен и зависит от многих факторов: возраста и стоматологического статуса ребенка, диспансерной группы, материально-технической оснащенности учреждения, уровня подготовленности врача или гигиениста стоматологического и др.

ПЕРСОНАЛ И ДОКУМЕНТАЦИЯ
Диспансеризацию детей осуществляет детский стоматолог совместно со стоматологическим гигиенистом. Детский стоматолог проводит обследование детей, лечит выявленную патологию, составляет индивидуальные программы лечебно-профилактических мероприятий, направляет детей к другим специалистам, оценивает эффективность диспансеризации детей, руководит работой гигиениста. Гигиенист проводит гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей, выполняет профилактические процедуры, ведет документацию. В контрольной карте диспансерного наблюдения (форма № 30) записывают группу диспансеризации ребенка, дату повторного приема. Все сведения о состоянии ребенка, запланированных и выполненных лечебно-профилактических мероприятиях вносят в амбулаторную карту (форма № 43) или в санационную карту (форма № 267). Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать планирование, организацию, мониторинг и оценку эффективности диспансеризации детей у стоматолога.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ)
Диспансеризацию детей раннего возраста целесообразно проводить в стоматологическом кабинете детской соматической поликлиники. Возможно сочетание осмотров и профилактических мероприятий в комнате здорового ребенка соматической поликлиники с направлением детей (по показаниям) на лечение в стоматологическую поликлинику. Негосударственные стоматологические учреждения также могут проводить диспансеризацию обратившихся к ним пациентов раннего возраста. Результаты диспансеризации детей раннего возраста зависят от комплаентности родителей — способности к выполнению рекомендаций и назначений врача. Повышение мотивации родителей к профилактике и лечению заболеваний органов и тканей полости рта ребенка — важное направление работы детского стоматолога и гигиениста стоматологического при проведении диспансеризации детей раннего возраста.
Желательно, чтобы первый стоматологический осмотр ребенок прошел в возрасте до 6 мес. При первом осмотре проводят обследование ребенка, оценивают рост и развитие челюстно-лицевой области, выявляют факторы риска развития основных стоматологических заболеваний (табл. 2-1). Ориентируются преимущественно на данные опроса родителей и стоматологического осмотра ребенка, так как проводить специальные прогностические тесты у детей раннего возраста трудно. Дают родителям рекомендации по устранению и снижению патогенности выявленных у ребенка факторов риска, общие рекомендации по питанию, уходу за зубами ребенка, применению фторидов.

ДИСПАНСЕРНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Родителям детей I группы дают общие рекомендации по профилактике кариеса зубов, ЗЧА, травматических повреждений челюстно-лицевой области (целесообразно использовать памятки для родителей). Ограничение сладкого, достаточное количество твердой пищи, тщательная гигиена полости рта — основные рекомендации для этой группы. Не менее важна мотивация родителей к выполнению рекомендаций стоматолога. Повторно осматривают детей в возрасте 12 мес, затем — после прорезывания первых моляров (в возрасте 14-18 мес) и вторых моляров (в возрасте 20-30 мес), в дальнейшем — через 6 мес. При каждом повторном осмотре ребенка вновь оценивают риск развития кариеса зубов и ЗЧА (см. табл. 2-1). Выявление факторов риска или начальных стадий стоматологических заболеваний обосновывает перевод ребенка во II или в III диспансерную группу соответственно.
Детей II группы осматривают каждые 6 мес. Всем детям независимо от вида и количества факторов риска проводят местное фторирование зубов, герметизацию фиссур временных моляров, профессиональную гигиену полости рта, рекомендуют применять детские фторидные зубные пасты (содержание фторида — 500 ppm). Детям с риском развития кариеса дополнительно назначают системные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C. Помимо общих рекомендаций, родителям дают конкретные советы по устранению выявленных именно у их ребенка факторов риска развития кариеса зубов и ЗЧА (оптимизация питания и гигиены полости рта ребенка, назначение фторидных зубных паст, устранение вредных привычек, массаж и миогимнастика, по показаниям — консультация педиатра, ортодонта и т.д.). Родителей учат проводить осмотр зубов ребенка, оценивать их состояние и обращаться к врачу сразу после выявления на зубах белых пятен и других изменений. Заранее подготовленные памятки, буклеты и другие раздаточные материалы позволяют упростить и повысить эффективность просвещения и обучения родителей. Во время повторных обследований определяют комплаентность родителей, степень выполнения рекомендаций стоматолога. Если необходимо, повторяют обучение, направленное на повышение мотивации родителей к профилактике основных заболеваний полости рта у ребенка, увеличивают частоту профилактических мероприятий. Например, если не удается обеспечить полноценный гигиенический уход за зубами ребенка, то можно каждый месяц проводить профессиональную гигиену полости рта и фторирование зубов. При выявлении начальных признаков стоматологических заболеваний ребенка переводят в III группу.
Для детей III группы требуется комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Дети этой группы имеют не только определенную стоматологическую патологию, но и различные факторы риска и действующие причины развития заболеваний органов и тканей полости рта, поэтому для них одинаково важны лечебно-реабилитационные и профилактические мероприятия. В этой группе проводят санитарно-гигиеническое просвещение родителей по вопросам питания и ухода за полостью рта детей, устранения выявленных факторов риска, мотивируют родителей к выполнению рекомендаций врача. В связи с повышенной восприимчивостью к кариесу всем детям (независимо от основного заболевания) назначают детские фторидные зубные пасты, профессиональную гигиену полости рта, локальное фторирование зубов, запечатывание фиссур временных моляров, эндогенные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C. Повторные осмотры детей и профилактические мероприятия проводят каждые 3 мес, детям с кариесом зубов и тяжелыми пороками развития твердых тканей зубов — каждые 1-2 мес. При каждом посещении стоматолог осуществляет детям необходимое лечение заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, корректирует план профилактической помощи. Детей с врожденной патологией (расщелиной губы, неба) направляют на лечение в специализированные центры, детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями, нуждающихся в профилактическом протезировании, направляют на лечение к врачу-ортодонту.
Эффективность диспансеризации детей раннего возраста оценивают по результатам обследования детей в возрасте 36 мес (3 лет). Главный критерий эффективности — количество детей со здоровой полостью рта. Признак хорошо организованной диспансеризации — ежегодное снижение распространенности и интенсивности кариеса временных зубов, распространенности ЗЧА, потребности в санации полости рта, увеличение количества детей в I и II группе, уменьшение количества детей в III группе.

Место профилактики в частной страховой и государственной стоматологии. — Санация. — Диспансеризация. — Стратегии работы в школах по рекомендациям ВОЗ.

Стоматология — часть сферы медицинских услуг, которая работает в соответствии со спросом заказчика. Заказчиком — тем, кто оплачивает работу врача, амортизацию оборудования, расход материалов и т.д., в различных системах здравоохранения могут быть не только сами пациенты, но и различные организации:
. в частной практике: все расходы несет пациент;
. в страховой частной медицине пациент делает фиксированный взнос и взамен получает право на строго оговоренное страхователем количество и качество помощи; контроль над реальными расходами по медицинскому обслуживанию пациента осуществляет владелец страховой компании;
. в страховой общественной медицине в аналогичной схеме расходы несет государство, община или другие коллективные собственники страховых организаций;
. в государственной медицине все дозволенные обществом расходы по медицинскому обслуживанию граждан берет на себя бюджет страны, который формируется при участии граждан, платящих налоги.

Спрос — то, чего хочет заказчик, т.е. только осознанная часть потребностей, ради удовлетворения которой заказчик готов нести расходы. Истинный объем потребностей пациента (населения страны) в стоматологической помощи устанавливает врач (или эпидбригады), обследующий пациента (население).

Уровень спроса зависит от материального и социального уровня жизни пациента (общества). В большинстве случаев этот уровень оказывается ниже, чем реальный уровень потребностей.

Цивилизация проходит несколько этапов спроса на стоматологическую помощь:
. эпизодический спрос: к стоматологу обращаются только ради устранения боли, чаще выбирают хирургические методы лечения больных зубов (удаление);
. регулярный спрос: от стоматолога требуют устранить боль, дискомфорт и эстетические проблемы пациента при помощи терапевтического и ортодонтического лечения;
. профилактический спрос направлен на недопущение болезней, поэтому от стоматолога требуют обучения методам самопомощи, проведения врачебных и организации коммунальных профилактических мероприятий.

Человечество до XX в. довольствовалось, в основном, первым уровнем стоматологической помощи. Следы этих традиций сохранились и в наше время: к концу прошлого века каждый пятый австралиец в возрасте 30 лет и каждый второй англичанин в возрасте 60 лет не имели ни одного естественного зуба. Резкий рост распространенности и интенсивности кариеса зубов в развитых странах Европы и Америки в средние века породил спрос на восстановительную помощь (к примеру, 70% врачей Дании 1970-х годов составляли дантисты). Необходимость все новых и новых усилий и расходов на восстановительную помощь, нарастающих, как снежный ком, заставила руководителей стоматологических ассоциаций ряда стран задуматься о необходимости формирования нового мировоззрения потребителей стоматологической помощи и создания таких систем стоматологической помощи, которые бы обеспечили достижение практических успехов первичной профилактики.

В настоящее время в мире существует несколько вариантов стоматологических систем. Стоматологические системы отличаются в своем отношении к профилактике.

Место профилактики в частной, страховой и государственной стоматологии

Частная стоматология. Частный стоматолог — представитель свободной профессии. Он подчиняется лишь требованиям профессиональной этики, общим законам государства, контролю гигиенистов и пожарных. Дантист сам выбирает место работы и жительства, сам набирает штат сотрудников, сам определяет режим работы и, в конце концов, сам формирует круг пациентов. Основными целями деятельности частного стоматолога как истинного работника либеральной экономики является достижение стабильно высокого уровня жизни и чувства гордости за уровень своего профессионализма.

Так как различные виды стоматологической помощи имеют различные цены и престижность, частный дантист делает выбор и составляет свой список процедур, реализуемых на приеме в его кабинете. Как правило, частный стоматолог предпочитает сделать малое количество дорогостоящих работ вместо того, чтобы «за те же деньги» выполнять большой объем дешевой работы. Лечение детей (т.е. ранних стадий кариеса постоянных зубов) и профилактические работы (санитарное просвещение, профгигиена) отнимают много физических и душевных сил, но далеко не каждый пациент готов платить за них высокую цену — заниматься такой работой частному стоматологу часто не выгодно. В районе с дефицитом врачей можно заниматься дешевой профилактической работой для того, чтобы с ее помощью получить другую выгоду: поднять свой престиж и привлечь уже в качестве пациентов родителей, приведших в кабинет своих детей.

В районах же, где все платежеспособные пациенты уже «разобраны», где пациенты имеют высокую мотивацию к профилактике, врачи поднимают цены на профилактические работы, но тем самым сужают круг их потребителей. В тех немногих странах, где частная практика является единственной формой стоматологической помощи, частных врачей призывают заниматься профилактикой, но признают, что они не являются опорой для охвата профилактической помощью всего населения страны.

В большинстве стран к концу XIX в. стала очевидна недоступность восстановительной стоматологической помощи значительной части населения. Финансовые барьеры были «снижены» при участии частных страховых служб. Такой вариант является главным в сегодняшней Франции, Нидерландах, Турции, Греции, Испании, Италии. Врач остается свободным работником, но теперь его планы оказания помощи и качество этой помощи контролируются владельцем страховой компании, кровно заинтересованным в сохранении своих доходов, т.е. в экономии страховых средств.

Именно страхователь определяет круг процедур, подлежащих страховому (полному или льготному) финансированию. К примеру, страхователь не склонен оплачивать профессиональную гигиену, потому что качество удаления поддесневых отложений трудно контролировать, редко включает в перечень услуг местные фторпро-цедуры, так как трудно выяснить, были ли они проведены на самом деле; к тому же для страхователя не очевидна непосредственная связь этих лечебно-профилактических процедур с укреплением здоровья пациента, т.е. с сокращением страховых расходов в будущем.

Поэтому профилактическая активность врача, работающего в рамках частной страховой медицины, как и в случае частной стоматологии, чаще всего имеет ограничения экономической природы.

Идея профилактики получает значительную финансовую поддержку в рамках общественного страхования, когда в регионе (стране) создается страховой фонд из денег рядовых граждан, предпринимателей, местных административных или государственных бюджетов, и этот фонд уже не является ничьей частной собственностью. Этим фондом распоряжается общественный совет, заключающий контракт с частными дантистами на оказание приоритетных для общества видов стоматологической помощи. Наиболее просвещенные стоматологи и администраторы подсчитали, что обществу выгоднее оплачивать предупреждение и/или раннее лечение стоматологической патологии, т.е. поддерживать профилактику и лечение детей.

В соответствии с уровнем своих финансовых возможностей страховая общественная стоматологическая служба обеспечивает общество неотложной помощью, а также тем или иным объемом профилактики:
. только осмотрами школьников и направлением их к частным врачам для своевременного лечения за полную стоимость (во Франции) или со скидками (в Норвегии);
. первичной профилактикой в коммунах (фторированием воды, молока, соли) и в школах (уроками гигиены, полосканиями фторсодержащими растворами в Швейцарии);
. бесплатной профилактикой и лечением детей в общественных стоматологических центрах (в Дании, Исландии).

Врачи, сотрудничающие с общественными страховыми компаниями, отчитываются за каждую конкретную услугу пофамильно и получают соответствующий гонорар. Каждый врач должен доказать общественному совету, что методики его работы наиболее целесообразны (т.е. имеют наивысшую клиническую и экономическую эффективность, что характерно как раз для профилактических подходов), в противном случае следующий контракт будет заключен с другим врачом.

Общественные советы ищут рациональные варианты проведения профилактических процедур: подсчитав расходы на профилактические неинвазивные работы, многие из них пришли к выводу, что они должны выполняться менее дорогими специалистами (гигиенистами) или даже добровольцами. В системе общественной страховой медицины население поставлено перед выбором: принимать и поддерживать льготную профилактическую помощь — или платить из своего кармана за лечение осложненного кариеса, удаление под анестезией и протезирование (сегодня — практически во всем мире). Успехи такой системы поставили Данию в пример другим странам в деле улучшения здоровья страны.

С 1920-х годов начала развиваться государственная стоматологическая служба — сначала в России (СССР), позже - в странах так называемого социалистического лагеря (в странах Восточной Европы, на Кубе и т.д.). В России она пришла на смену системе, сочетающей частное и общественное страхование, — так называемым больничным кассам. По декрету Совета рабочих и крестьянских депутатов в 1918 г. больничные кассы были переданы в распоряжение Комиссара Здравоохранения (Наркомздраву).

Постановление, подписанное Дауге, требовало:
. постепенно уничтожить частную практику (разрешить частный прием только с ведома Комиссара);
. объявить трудовую повинность зубных врачей;
. правильно распределить зубную помощь между городом и деревней; создать амбулатории в уездах и волостях;
. обеспечить бесплатность всех видов зубоврачебной помощи (но с оплатой протезирования по себестоимости);
. наладить профилактику.

Зубоврачебная помощь должна была стать «общедоступной и общеобязательной». Система общественного страхования существовала в России еще некоторое время, помогая реализации целей, поставленных Дауге.

В 1930-е годы сложились основные стандарты государственной стоматологической службы, в основном работающие и в настоящее время. В бюджете здравоохранения выделяются деньги, обеспечивающие работу стоматологических поликлиник (отделений, кабинетов). Районная поликлиника (основное звено в городской службе) имеет район обслуживания, население которого должно быть охвачено помощью. Общедоступность помощи обеспечивается врачами, работающими непосредственно в поликлинике, и организацией стоматологической службы непосредственно в коллективах (в школах, детских садах и т.д., где стремятся реализовать принцип обязательности).

Врач получает фиксированную ежемесячную зарплату, свое соответствие должности доказывает отчетами, приоритеты его деятельности (профилактика? лечение молочных зубов? лечение постоянных зубов?) определяются показателями работы, заданными государством. Объем работы стоматолога исчисляется в условных трудовых единицах (УЕТ): за исходное содержание 1 УЕТ принято лечение среднего кариеса без анестезии, завершающееся наложением одной цементной пломбы (= 20 мин рабочего времени). Врач должен сделать 25 УЕТ в день и мог бы набрать эту сумму из различных процедур (лечение кариеса — от 1 до 4 УЕТ; профосмотр — 1 УЕТ; аппликация фторлака на все зубы — 2 УЕТ; герметизация фиссур в одном зубе — 1 УЕТ), но выбор ограничен необходимостью поставить 10—12 пломб в день и обеспечить максимальный процент лиц с полным оздоровлением полости рта (санацией).

Санация

Санация (оздоровление) — устранение всех разрушенных зубов и/или их реставрация. По организационным признакам выделяют несколько вариантов стоматологической санации: а) по инициативе пациента («по обращаемости»); б) по инициативе государства («плановая»). Плановая санация может быть:
. централизованной, когда в поликлинику приводят группы детей из коллективов;
. децентрализованной, когда врач работает вне поликлиники: в каждой школе с числом учеников 800 и более обязательно должен быть стоматологический стационарный кабинет, где лечат в учебное время школьников, а в каникулярное — детей из ближайших детских садов; вариантом децентрализованного метода санации является бригадный метод, предполагающий выезд стоматологической бригады с передвижным оборудованием в детские сады, отдаленные сельские пункты.

Администрация поликлиники отчитывается перед районным, городским, республиканским стоматологом по форме № 1: о числе посещений, о проценте осмотренных, о проценте нуждающихся в лечении, о проценте «отказчиков» и санированных, о соотношении случаев лечения и удаления зубов, лечения неосложненного и осложненного кариеса. Очевидно, что система плановой санации изначально ориентирована не на первичную, а на вторичную профилактику. Первичная профилактическая активность контролируется слабо, в отчетах не поощряется.

Низкая эффективность санации для оздоровления заставила организаторов задуматься о внедрении других форм работы. Было замечено, что при частоте осмотров и лечения один раз в год у некоторых детей из недиагностированного начального кариеса успевают развиться его осложненные формы. Идея осматривать всех детей чаще, дважды в год, не состоялась (Лимберг, 1900) — на это требуется слишком много стоматологических сил, к тому же многих детей приходится смотреть «зря». Профессор Т.Ф.Виноградова предложила систему дифференцированной многократной санации детей, частота которой соответствовала бы степени индивидуального риска развития кариеса. Эта идея совпала с провозглашенной в 1980-е годы политикой диспансеризации населения.

Диспансеризация

Диспансеризация — это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс оздоровительных, социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов.

Термин происходит от франц. dispenser — разделять. Речь идет о выявлении факторов риска заболеваний у каждого человека для того, чтобы на этой основе разделить популяцию на более или менее однородные группы, требующие более или менее активного медицинского вмешательства. Критерии стоматологической диспансеризации связаны с возрастом, соматическим фоном и с факторами риска развития стоматологической патологии.

Выделяют три группы стоматологического диспансерного учета (табл. 8.1), для которых предусмотрена разная кратность осмотров: для первой группы — 1 раз в год, для второй — 2 раза в год, для третьей — 3 раза и чаще. Важным стоматологическим критерием для диспансеризации является форма течения кариеса зубов: основу первой группы составляют дети с компенсированным течением, второй — с субкомпенсированным течением, третьей — с декомпенсированным течением кариеса.

Таблица 8.1. Диспансерные стоматологические группы


Наличие соматического заболевания перемещает ребенка в следующую, более «тяжелую» группу. Детей, находящихся на ортодонтичском лечении или на этапах реабилитации после хирургического лечения, относят ко второй группе. Детей, требующих пристального наблюдения и активного курсового леченияначальным кариесом, травмой незрелого зуба, маргинальным периодонтитом и т.д.), относят к третьей группе.

Т.Ф.Виноградова предлагает поэтапное развертывание стоматологической помощи в детских учреждениях: 1) плановая санация с одновременным разделением на группы диспансерного учета; 2) санация полости рта и профилактика в системе диспансерного учета. ВОЗ оценила эту систему как оптимальную при условии соблюдения баланса между потребностями и возможностями общества. Если бюджет скуден, то, при попытке распределить его на всех и таким образом охватить всех школьников санацией, приходится работать дешевыми материалами на дешевом оборудовании.

При этом страдает и темп, и качество работы — образуется явный дефицит рабочего времени, что в первую очередь негативно отражается на первичной профилактике.

Кроме того, показатели диспансерного учета ориентированы не на выращивание детей со здоровыми зубами, но только на их учет (число охваченных пациентов, число осмотренных, число пациентов, снятых с учета).

ВОЗ рекомендует несколько вариантов организации работы в школах в условиях дефицита времени и денег. Главная идея заключается в том, чтобы сосредоточить свои усилия на первичной профилактике для всех и на обязательном лечении постоянных зубов только в некоторых, приоритетных группах, а лечение остальных детей проводить только по инициативе, т.е. по обращаемости.

Предложено несколько схем систематической профилактики и лечения школьников (табл. 8.2).

Таблица 8.2. Стратегии ВОЗ для работы в школах



Отчетность, согласно ВОЗ, ориентирована на процент здоровых (без кариозных зубов/здоровых; леченых) детей.

Итак, традиционные системы государственной стоматологической помощи вменяют в служебные обязанности стоматолога ежедневную профилактическую работу, но нуждаются в более серьезном экономическом (и моральном) обеспечении, в стимулах и контроле. Такими факторами могут стать профилактические программы.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

В книге изложены научно-организационные основы диспансеризации детей у стоматолога. Второе издание книги (первое вышло в 1978 г.) значительно переработано. В нем представлены данные о распространенности основных стоматологических заболеваний в разные возрастные периоды. Описаны методы диспансеризации детей в детских садах, школах и других организованных коллективах. Рассмотрены критерии гигиенического воспитания детей и их родителей, педагогов и медицинского персонала детских учреждений, а также методы профилактики стоматологических заболеваний.
Книга рассчитана на детских стоматологов, организаторов стоматологической службы.

Исходя из актуальных задач современной детской стоматологии, используя опыт работы детских стоматологов нашей страны, авторы настоящей книги постарались свести до минимума повторение материала первого издания и представить новые данные с позиций современных задач и использования достижений науки и практики.
Новые разделы посвящены этапам внедрения диспансеризации детей разного возраста у стоматолога, методам внедрения различных организационных форм профилактики стоматологических заболеваний у детей на всех этапах диспансеризации, содержания реабилитации детей со стоматологическими заболеваниями при условии максимального охвата диспансеризацией детей у стоматолога и др.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

1. Научно-организационные основы диспансеризации детей у стоматолога. Т. Ф. Виноградова 5
Диспансеризация - метод профилактической медицины в СССР 5
Основные принципы диспансеризации детей 7
Принципы диспансеризации детей у стоматолога 10
Этапы диспансеризации в детских стоматологических учреждениях 27

2. Диспансеризация детей раннего возраста. Т. Ф. Виноградова. Н. В. Морозова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, О. П. Максимова, В. В. Рогинский 49
Методы клинического обследования детей раннего возраста и принципы группировки для диспансерного наблюдения 50
Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей I диспансерной группы 54
Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей II диспансерной группы 68
Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей III диспансерной группы 78
Диспансеризация детей с пороками развития лица и заболеваниями хирургического профиля 79
Диспансеризация детей с заболеваниями слизистой оболочки полости рта 90
Диспансеризация детей с пороками развития тканей временных зубов и кариесом 95
Диспансеризация детей с аномалиями прикуса 101

3. Диспансеризация детей дошкольного возраста. Т. Ф. Виноградова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, О. П. Максимова 104
Методы обследования детей 104
Диагностика кариеса зубов 107
Диагностика пульпитов и периодонтитов 110
Диагностика состояния прикуса 115
Диагностика пороков развития челюстно-лицевой области лимфаденитов, паротитов, опухолей и других заболеваний хирургического профиля 117
Диагностика заболеваний краевого пародонта 120
Группировка детей для диспансеризации у стоматолога 125
Организация лечебно-профилактической работы в детском дошкольном учреждении 130
Роль ортодонта в организации и обеспечении лечебно-профилактической помощи детям при диспансеризации 134

4. Диспансеризация детей школьного возраста. Т. Ф. Виноградова, О. П. Максимова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, А. В. Винниченко 135
Диспансеризация детей с кариесом зубов 136
Определение активности кариеса зубов 138
Формирование диспансерных групп в школе 138
Диспансеризация детей с пульпитами и периодонтитами 148
Диспансеризация детей с аномалиями прикуса 158
Диспансеризация детей с заболеваниями хирургического профиля 166
Диспансеризация детей с заболеваниями слизистой оболочю полости рта и пародонта 190

5. Диспансеризация детей с целью профилактики кариеса зубов Т. Ф. Виноградова, Н. В. Морозова 220
Средства профилактики кариеса зубов 235

6. Диспансеризация и реабилитация детей с опухолями и опухолеподобными процессами. В. В. Рогинский 247

Список литературы 253