Врожденные пороки развития лица и полости рта. Заболевания полости рта

Аномалии слизистой оболочки полости рта — наиболее частый врожденный порок развития. Они могут быть доминирующим видом аномалий или симптомом более серьезного порока развития (множественные врожденные тяжи слизистой оболочки в области сводов преддверия рта при рото-лице-пальцевом синдроме).
Короткая уздечка языка. Уздечка языка — тяж слизистой оболочки, вершина которого расположена на нижней поверхности языка по средней линии, далее переходящий на дно рта и располагающийся между устьями выводных протоков поднижнечелюстных и подъязычных слюнных желез. Своим основанием уздечка языка прикрепляется к внутренней поверхности альвеолярного отростка нижней челюсти (на любом уровне), часто образуя здесь дополнительные тяжи слизистой оболочки в виде «гусиной лапки». В норме вершина уздечки языка располагается на уровне средней его трети, а основание — на уровне основания альвеолярного отростка. Если же вершина уздечки прикреплена в области передней трети языка или близко к его кончику, говорят о короткой уздечке языка. При такой уздечке ее основание, как правило, располагается близко к вершине альвеолярного отростка. В области кончика языка при выраженной укороченной уздечке наблюдается втянутость, бороздка. В редких случаях уздечка языка практически отсутствует и кончик языка оказывается прикрепленным к вершине альвеолярного отростка. Та-

Кое состояние обозначается как ан-килоглоссия. Подобные анатомические нарушения, вызывающие ограничение подвижности языка, приводят к функциональным расстройствам. В первые дни после рождения выявляется нарушение функции сосания. Однако функциональная недостаточность языка может компенсироваться большим количеством молока у кормящей женщины, что облегчает сосание. Это же наблюдается при переводе ребенка по каким-либо причинам на искусственное вскармливание с первых дней после рождения. Порок развития может оставаться не-выявленным до периода становления речевой функции у ребенка. В этих случаях короткую уздечку языка часто обнаруживает логопед. Необходимо иметь в виду, что нарушение речи может быть центрального происхождения. В таких случаях вопрос об оперативном вмешательстве на уздечке языка решает врач-логопед (иногда после консультации с психоневрологом).
Короткая уздечка языка приводит к локальному пародонтиту в области зубов 82, 81, 71, 72, 42, 41, 31, 32, нарушению их положения (язычный наклон, поворот по оси) и способствует развитию дистальной окклюзии; она ухудшает фиксацию ортодонтических пластиночных аппаратов и съемных протезов на нижней челюсти.
Лечение короткой уздечки языка хирургическое. Показания к операции: нарушение функции сосания (вопрос об операции должен решаться совместно с педиатром), логопедические (решение принимают логопед и хирург), ортодонтические и ортопедические, пародонтологи-ческие (решение принимают соответствующие специалисты).
Операция у новорожденных и грудных детей проводится под ап-

Пликационной анестезией непосредственно перед очередным кормлением путем рассечения уздечки над устьями выводных протоков слюнных желез ножницами. Язык удерживается желобоватым зондом. Сразу же после операции показано кормление ребенка. Во время функции сосания произведенный надрез на уздечке языка естественным путем продлевается на необходимую величину. Операция рассечения уздечки у новорожденных и грудных детей паллиативная. В дальнейшем, как правило, ребенку предстоит плановая операция — пластика уздечки языка, в том числе встречными треугольными лоскутами.
На кафедре детской челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии в настоящее время проводят иссечение уздечки языка — в техническом исполнении менее продолжительную и дающую высокий положительный эффект операцию. Ее проводят под местным обезболиванием (при отсутствии специальных показаний к общему обезболиванию).
Методика операции. После рассечения уздечки языка над устьями выводных протоков слюнных желез и расширения раны тупым путем в горизонтальном и вертикальном направлениях иссекается дублика-тура слизистой оболочки над раной (собственно уздечка). Мобилизуются края раны, после чего на слизистую оболочку накладываются швы vicril в вертикальном направлении. Возможное осложнение в послеоперационном периоде — отек языка и дна рта — вызывает необходимость рекомендовать наблюдение за ребенком в условиях стационара одного дня и назначение противовоспалительных и гипосенсибилизиру-ющих препаратов (глюконат кальция, тавегил, супрастин или другие их аналоги). Рекомендуются щадящая диета, ограничение речевой функции на 3—4 дня, полоскание

Рта после еды слабым антисептиком, чистка зубов нижней челюсти с язычной стороны не проводится до полного выздоровления. Если операция осуществлялась по логопедическим показаниям, ребенок начинает (или возобновляет) занятия с логопедом на 6—7-е сутки после операции.
Короткая уздечка верхней губы обычно имеет широкую вершину, близко расположенную к красной кайме, и широкое основание в области альвеолярного отростка верхней челюсти. Во время улыбки обнажается слизистый тяж, что вызывает и косметические нарушения. Низкое прикрепление уздечки верхней губы наблюдается значительно чаще, при этом основание уздечки может располагаться близко к вершине альвеолярного отростка и даже переходить в резцовый сосочек. Такое расположение уздечки верхней губы может сопутствовать диастеме, препятствовать ортодон-тическому и ортопедическому лечению, приводить к локальному пародонтиту. Таким образом, оперативное вмешательство на уздечке верхней губы проводится по косметическим, ортодонтическим, ортопедическим и пародонтологиче-ским показаниям. Операцию назначают не ранее чем после полного прорезывания 11, 21 зубов и частичного — 12, 22. Оптимальным вариантом вмешательства является иссечение уздечки верхней губы. Операцию проводят под общим обезболиванием в условиях поликлиники.
Методика операции. Проводится V-образный разрез до кости, окаймляющий основание уздечки на альвеолярном отростке. Тупым путем скелетируется обнаженная часть альвеолярного отростка, при необходимости костный выступ в области срединного шва сглаживается экскаватором или кюретажной ложкой, иссекается дубликатура слизистой оболочки на верхней

Губе (собственно уздечка), мобилизуются края раны, слизистая оболочка на верхней губе ушивается vicril. На обнаженную кость укладывается йодоформный тампон или «Alvagel». Верхняя губа фиксируется давящей повязкой на 4—6 ч.
В послеоперационном периоде рекомендуется щадящая диета, полоскание рта слабыми антисептиками. Чистка зубов верхней челюсти с вестибулярной стороны не проводится до полного заживления раны на альвеолярном отростке. Смена йодоформного тампона рекомендуется на 7—8-е сутки после операции и при необходимости повторяется.
При наличии отдельных дополнительных слизистых тяжей в области верхнего или нижнего свода преддверия рта они могут быть устранены (по показаниям) таким же образом.
Мелкое преддверие рта относится к аномалиям развития слизистой оболочки свода преддверия и характеризуется уменьшением высоты прикрепленной десны. Высота прикрепленной десны у детей — величина непостоянная. Она изменяется в связи с ростом альвеолярной части и базиса нижней челюсти по мере развития зубных фолликулов и прорезывания сначала молочных, а затем постоянных зубов. Глубина преддверия (высота прикрепленной десны) равна расстоянию от десне-вого края на уровне средней линии соответствующего зуба до переходной складки без величины зубодес-невого желобка.
Глубина преддверия у детей 6— 7 лет 4—5 мм, в возрасте 8—9 лет — 6—8 мм, а к 13—15 годам достигает 9—14 мм.
Мелкое преддверие рта, высокое прикрепление уздечки нижней губы, наличие выраженных дополнительных тяжей в слизисто-подслизистом слое являются факторами, предрасполагающи-

Ми к развитию сначала катарального гингивита в области одного или нескольких зубов, а затем локального пародонтита. Развитию патологического процесса в тканях пародонта способствуют также различного рода ортодон-тические нарушения (глубокий прогнатический прикус, сагиттальная дизокклюзия, вестибулярное положение отдельных зубов, скученность зубов и др.), вызывающие неравномерное распределение жевательной нагрузки на ткани пародонта. Низкий уровень гигиены полости рта усугубляет процесс.
Лечение локального пародонтита, вызванного перечисленными факторами, должно быть комплексным: терапевтическое, ортодонти-ческое, хирургическое, при обязательном соблюдении высокого уровня гигиены полости рта. Хирургическое лечение — вестибуло-пластика — направлено на углубление преддверия полости рта и ликвидацию слизисто-подслизистых тяжей. В некоторых случаях вести-булопластику проводят в целях профилактики пародонтита.
В основе различных методов вес-тибулопластики лежит перераспределение лоскутов слизистой оболочки с нижней губы и альвеолярной части нижней челюсти.
Сверхкомплектные зубы — одна из аномалий развития зубочелюстной системы, относящаяся к врожденным порокам развития. Одна треть случаев закладки сверхкомплектных зубов относится к генетически и наследственно обусловленной патологии, уг их числа связаны с тератогенными влияниями на организм матери ребенка в I триместре беременности и в сроки закладки зубочелюстной системы. Сверхкомплектные зубы часто являются причиной ретенции комплектных зубов, в связи с

Этим такой вид патологии рассматривается комплексно.
Ретенированные зубы. Ретенция
зубов среди прочих аномалий зубочелюстной системы составляет от
4,3 до 8 % аномалий ЧЛО. Ретенированным считается зуб, который
не прорезался в срок, обусловленный анатомо-физиологическим
развитием зубочелюстной системы.
Различают полную ретенцию, когда зуб находится в толще челюстной кости, и неполную, когда
процесс прорезывания по каким-либо причинам приостанавливается после появления из кости
альвеолярного отростка челюсти части коронки зуба.
Задержка прорезывания зуба, кроме возникновения функционального дисбаланса и нарушения эстетического вида, связанного с отсутствием зуба в зубном ряду, может не сопровождаться клиническими симптомами в течение длительного времени. Однако они могут явиться скрытой причиной таких заболеваний, как одонтогенный синусит, вызванный переходом воспаления с ретенированного зуба на слизистую оболочку верхнечелюстной пазухи, неврит тройничного нерва, возникающий при сдавлении нервных стволов и сопровождающийся неврологическими болями, парестези-ями, анестезиями в области иннервации поврежденной ветви нерва. Прорезывание ретенированного зуба в полость носа может сопровождаться симптоматикой, типичной для местных воспалительных процессов с явлениями рефлекторного характера (шум в ушах, иррадиация болей).
Ретенция зубов — заболевание полиэтиологическое. Задержка прорезывания зубов происходит под влиянием местных и общих факторов. При воздействии общих факторов может развиться множественная или генерализованная ретенция зубов.

Одной из причин ретенции зубов являются эндокринные заболевания. Гипофункция тимуса приводит к замедлению роста и оссификации скелета, гипофункция щитовидной железы — к кретинизму, сопровождающемуся резким снижением скорости прорезывания молочных и постоянных зубов, гипофункция гипофиза (гипофизарный нанизм) сопровождается снижением сома-тотропной активности передней доли гипофиза (происходит задержка физического и полового развития). Нарушение прорезывания зубов, обусловленное этой патологией, в большей мере относится к постоянным зубам, так как сома-тотропин начинает проявлять свое активное действие (стимулирует рост) лишь после 3 лет.
К множественной ретенции могут привести такие генетические пороки, как болезнь Дауна, синдромы Патау, Эдвардса, Розенфорда, экто-дермальная дисплазия, муковисци-доз, черепно-ключичный дизостоз. Ретенции зубов способствуют рахит, экссудативный диатез, туберкулезная интоксикация, врожденный сифилис. Недостаток в организме микроэлементов (фтор, йод) снижает скорость прорезывания зубов. D-гиповитаминоз приводит к задержке развития и прорезывания зубов. Генерализованную ретенцию может вызвать ионизирующее излучение.
Множественная ретенция зубов при воздействии общих факторов является симптомом или следствием перечисленных заболеваний, поэтому лечение должно быть направлено на устранение основной причины, а местное не всегда эффективно.
Местные факторы, приводящие к ретенции зубов:
. неправильное положение зуба по отношению к оси прорезывания (атипичная закладка);

Недостаток или полное отсутствие места в зубном ряду;
. наличие сверхкомплектных зубов;
. травма челюстных костей (вызывает сдавливание зачатка зуба гематомой или его механическую травму);
. травма в период формирования корня (обусловливает разрыв сосудисто-нервного пучка, такие зубы часто бывают полуретениро-ванными);
. одонтома;
. расположение зуба в фолликулярной кисте;
. раннее удаление молочных зубов;
. низкое прикрепление уздечки верхней губы;

Функциональные факторы (активность языка, губ, глотки, влияющие на рост челюсти и положение зубов);
. зубы, находящиеся в расщелине альвеолярного отростка или в ее непосредственной близости;
. недостаточная пластическая функция периодонта (проявляется отсутствием роста кости лунки, потерей пружинящего свойства периодонта, нарушением кровеносных сосудов);
. вредные привычки (сосание языка, «лень жевания» и др.), ограничивающие нормальную функциональную нагрузку на жевательный аппарат.
Частой причиной ретенции постоянных зубов является наличие одного или нескольких сверхкомплектных зубов в этой анатомической области. Сверхкомплектные зубы, как правило, располагаются в челюсти на пути прорезывания комплектных зубов (чаще с небной стороны), вызывая их ретенцию. Как правило, сверхкомплектные зубы находятся в области центральных верхних резцов, реже — боковых, хотя могут встречаться и в области других зубов. Сверхкомплектные зубы, располагающиеся с небной стороны, обычно бывают боч-

Кообразными со сформированной лишь коронковой частью. Комплектные зубы располагаются под углом к средней линии (разной степени выраженности).
Сверхкомплектные зубы, располагающиеся между комплектными (чаще между 11, 21 зубами), обычно бывают веретенообразными и имеют полностью сформированный корень, причем коронка их часто обращена в сторону полости носа. Комплектные зубы в этом случае располагаются перпендикулярно к краю альвеолярного отростка и могут быть повернуты вокруг оси, а корень их лишь немного отстает в формировании от корней зубов 12, 22, иногда он полностью сформирован.
Корни же комплектных зубов, на пути которых расположены сверхкомплектные зубы, значительно отстают в развитии, что, по-видимому, объясняется не только механическим препятствием, но и тем, что создается неспецифическое напряжение в этом участке челюстной кости, которое является причиной ретенции и задержки формирования корня.
Диагностика клинико-рентгено-логическая.
Лечение. Показания к хирургическому лечению и его сроки у детей с наличием сверхкомплектных зубов различны. Они зависят от расположения сверхкомплектных зубов по отношению к комплектному зубу и возраста ребенка.
Если сверхкомплектный зуб прорезался, то его можно удалить без промедления, так как он обычно мешает правильному расположению комплектных зубов в зубном ряду или задерживает их прорезывание. В том случае, если сверхкомплектный зуб расположен близко к режущему краю и не накладывается на зону роста комплектного, его можно удалить независимо от степени формирования корня комплектного зуба.

При расположении сверхкомплектного зуба близко к зоне роста комплектного его удаление необходимо отложить до окончания формирования корня комплектного зуба, так как во время операции может быть повреждена зона роста последнего и он прекратит свое формирование, будет неполноценным или погибнет. Если сверхкомплектный зуб находится близко к режущему краю, операцию удаления зуба можно проводить под местным обезболиванием, удаление этого зуба при глубоком его расположении в челюсти лучше осуществить под наркозом. Такая операция для ребенка травматична и связана с повышением эмоциональной напряженности.
После удаления сверхкомплектных зубов при наличии достаточного места комплектные зубы прорезываются самостоятельно в течение 2—6 мес. Если по истечении этого срока зубы не прорезались, показано ортодонтическое лечение.

Заболевания полости рта

Из заболеваний полости рта наибольшее практическое значение в отношении влияния на функцию голосои речеобразования имеют аномалии развития органов артикуляции - губ, твердого и мягкого неба, языка, челюстей и зубов.

Дефекты губ и неба. Наиболее частыми аномалиями развития губ и неба являются щелевые дефекты верхней губы и неба, возникающие вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эти части полости рта.

В зависимости от выраженности нарушения эмбрионального развития получаются различные степени аномалии. Более легкими являются расщелины верхней губы, которые могут быть односторонними и двусторонними. Односторонняя расщелина располагается обычно на линии, соответствующей промежутку между клыком и боковым резцом, чаще с левой стороны. Она может быть полной, когда проходит через всю губу и соединяется с носовым отверстием, или неполной, достигающей половины или двух третей губы. Двусторонняя расщелина расположена чаще всего симметрично и разделяет верхнюю губу на три части - две боковые и одну среднюю (рис. 77).

Рис. 77. Двусторонняя расщелина верхней губы

При расщелинах губы наблюдаются также аномалии расположения и числа зубов.

В более выраженных случаях одновременно с расщелиной верхней губы наблюдается расщелина альвеолярного отростка, односторонняя или двусторонняя, в зависимости от того, имеется ли одностороннее или двустороннее несрастание межчелюстной (резцовой) кости.

Наиболее тяжелой аномалией является полное двустороннее расщепление верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба на всем их протяжении. Полное расщепление губы, альвеолярного отростка и неба может быть и односторонним, когда только одна сторона межчелюстной кости сращена с альвеолярным отростком верхней челюсти (рис. 78). При полной двусторонней расщелине межчелюстная кость обычно выступает вперед.

Рис. 78. Односторонняя расщелина верхней губы и твердого неба

Расщелина мягкого неба проходит по средней линии. В наиболее легких случаях отмечается лишь намек на расщепление неба, выражающийся в раздвоении кончика язычка.

Иногда дефект мышечного слоя мягкого неба прикрыт нормальной слизистой оболочкой, а в некоторых случаях слизистая оболочка может закрывать и щелинный дефект твердого неба. Такие небные расщелины носят название субмукозных (подслизистых).

Врожденные щелевые дефекты губы и неба значительно нарушают питание новорожденных детей. Ребенок не может сосать грудь и соску, пища легко попадает в носовую полость, ребенок захлебывается, поперхивается, у него появляются кашель и рвота. Попадание пищи в дыхательные пути вызывает воспаление бронхов и легких. Эти осложнения и нарушения питания могут быть причиной смертности среди таких детей. У выживших в дальнейшем возникают нарушения речи: она приобретает гнусавый оттенок, становится глухой и недостаточно внятной.

Расщелины верхней губы и неба известны в быту и даже описаны в некоторых руководствах под названием «заячьей губы» или «волчьей пасти». Такие грубые термины являются пережитком средневековья и должны быть изъяты из обращения как оскорбительные для человека.

К числу врожденных дефектов относятся и укорочение мягкого неба, и укорочение или полное отсутствие язычка. Эти дефекты могут, однако, возникать и в результате воспалительных процессов, сопровождающихся изъязвлением слизистой оболочки с последующим ее рубцеванием (например, при сифилисе).

Лечение расщелин губы и неба преимущественно хирургическое. Оно заключается в пластическом закрытии имеющегося дефекта посредством лоскута, взятого из соседних мягких тканей, или путем сшивания несросшихся частей. Срок оперативного вмешательства зависит от тяжести нарушения физиологических функций и от состояния ребенка. Зашивание расщелины губы показано в первые месяцы и даже первые дни жизни. Однако операцию при расщелине неба большинство хирургов производит в возрасте 2"/2-3 лет, т.е. в том периоде, когда заканчивается прорезывание молочных зубов, а некоторые специалисты откладывают эту операцию на еще более поздние сроки - до 7-8 лет.

его отсутствие, или аглоссия недоразвитие языка, микроглоссия), и

укорочение уздечки языка.

В тех случаях, когда операция почему-либо не может быть произведена (тяжелое состояние ребенка, несогласие родителей на операцию, отсутствие достаточного материала для пластики), закрытие дефекта твердого и мягкого неба производится посредством специально изготовляемых протезов - обтураторов (от лат. obturare - затыкать).

Протез, разумеется, менее совершенный способ закрытия щелевого дефекта, чем операция, так как в связи с ростом ребенка протез приходится все время переделывать или заменять новым. Он требует постоянного ухода, и, кроме того, будучи инородным телом во рту, протез вызывает неприятные ощущения.

Дефекты языка. К аномалиям развития языка относится прежде всего полное его отсутствие, или аглоссия (от греч. а - отрицание и лат. glossa - язык). К врожденным дефектам развития относятся также недоразвитие языка, когда размеры его оказываются чрезмерно малыми (микроглоссия), и ненормально большой язык (макроглоссия), когда в результате мышечной гипертрофии язык может быть увеличен настолько, что не помещается во рту и выступает наружу между зубами. Иногда увеличение языка бывает не врожденным, а возникает в результате опухоли (лимфангиома).

Сравнительно частым дефектом развития является врожденное укорочение уздечки языка. При этом дефекте движения языка могут быть затруднены, так как слишком короткая уздечка тянет его ко дну полости рта. Простое рассечение уздечки с тщательной остановкой кровотечения полностью ликвидирует этот дефект развития.

В прошлом роль укорочения уздечки языка в патологии речи сильно преувеличивалась. Считалось, что этот дефект лежит в основе многих нарушений речи вплоть до заикания. Однако длина уздечки языка подвержена большим индивидуальным колебаниям, и, кроме того, учитывая большие адаптационные возможности языка как мышечного органа, нет оснований для того, чтобы считать укорочение уздечки частой причиной значительного ограничения подвижности языка. Когда такое ограничение все же имеется, то его нередко ликвидируют с помощью специальных логопедических упражнений в виде соответствующей гимнастики языка. Необходимость хирургического вмешательства в таких случаях, естественно, отпадает.

Кроме перечисленных аномалий прикуса наблюдаются и другие отклонения в строении зубного ряда: редко поставленные зубы; отсутствие тех или иных зубов; изменение формы зубов (клиновидные зубы); деформированные края зубов (зазубренные зубы, зубы с полулунной вырезкой); зубы, косо расположенные или расположенные вне зубного ряда; лишние зубы и др.

Все дефекты строения и расположения зубов могут сопровождаться нарушениями произношения, чаще всего в форме шепелявости (сигматизма).

Устранение аномалий прикуса и дефектов расположения зубов производится методами ортодонтии (от греч. ortos - прямой и odus, odontos - зуб). Выравнивание зубного ряда достигается наложением специальных проволочных шин или временных протезов в виде так называемой наклонной плоскости. Наиболее эффективно регулирование челюстей и зубов в возрасте от 5-6 до 10-12 лет, т.е. в том периоде, когда кости еще очень пластичны и легко поддаются механическому воздействию.

Зубы лишние или растущие вне зубного ряда удаляются. При отсутствии естественных зубов вставляют искусственные в виде постоянных или съемных протезов.

При всех дефектах полости рта хирургическое и ортодонтическое лечение сочетается со специальными логопедическими занятиями. Так, при дефектах челюстей и зубов удается иногда улучшить произношение одним лишь обучением.

Нервно-мышечные нарушения . Нарушения нормальной подвижности губ и щек наблюдаются обычно в результате паралича лицевого нерва. Одной из причин поражения лицевого нерва является воспаление среднего уха, так как лицевой нерв проходит по костному каналу в непосредственной близости от барабанной полости. Из других причин паралича лицевого нерва следует отметить механические повреждения и гриппозную инфекцию, в развитии которой большую роль играет охлаждение («простуда»). В некоторых случаях паралич лицевого нерва может являться одним из проявлений сложных органических поражений центральной нервной системы (например, кровоизлияния, опухоли).

Паралич лицевого нерва, как правило, бывает односторонним. Лицо при этом становится асимметричным: на стороне, соответствующей пораженному нерву, не закрывается глаз, не поднимается бровь, угол рта и щека опущены книзу, отведение губ и оскаливание зубов невозможны, весь рот перетянут на противоположную сторону. Попытки надуть щеки или издать свист не удаются, так как губы на стороне поражения не смыкаются и воздух свободно выходит через широкую щель. При параличе лицевого нерва отмечается нарушение произношения губных согласных и лабиализованных гласных.

В большинстве случаев паралич лицевого нерва носит временный характер и при соответствующем лечении (электризация, медикаментозная терапия) подвижность полностью восстанавливается.

Иногда паралич оказывается стойким, но и в этих случаях путем сочетания физиотерапии, лечебной физкультуры и логопедических упражнений удается достичь значительной компенсации.

Нарушение движений языка может возникнуть в результате паралича подъязычного нерва. Причины такого паралича различны: травма, сдавление нерва опухолью, инфекционные болезни (грипп, ангина), заболевания центральной нервной системы. Паралич подъязычного нерва чаще бывает односторонним. Язык при высовывании отклоняется в здоровую сторону, все движения языка на стороне поражения затруднены; парализованная половина языка постепенно уменьшается в размерах вследствие наступающей мышечной атрофии.

Расстройства речи выражены обычно нечетко, проявляются в форме нарушения произношения язычных согласных и устраняются логопедическими приемами.

Заболевания глотки

Аномалии развития глотки встречаются в виде расщепления, укорочения или отсутствия мягкого неба и язычка; эти дефекты нередко сочетаются с врожденными расщелинами твердого неба. В качестве редких аномалий наблюдаются дефекты небных дужек миндалин.

Рубцовые деформации глотки. При некоторых тяжелых инфекционных заболеваниях (скарлатина, дифтерия) наблюдаются глубокие поражения слизистой оболочки глотки с омертвением отдельных ее участков и последующим развитием рубцовой ткани. Сифилитические язвы также после заживления дают рубцы. Расположение рубцов может быть очень разнообразным. Иногда они совершенно деформируют мягкое небо, язычок и небные дужки. В других случаях рубцы притягивают остатки мягкого неба и дужек к задней стенке глотки; происходит полное или частичное сращение мягкого неба с задней стенкой глотки, в результате чего полость рта и ротоглотка полностью или почти полностью разобщаются с носоглоткой. Носовое дыхание в этих случаях отсутствует или резко затрудняется, возникают гнусавость и другие дефекты произношения, связанные с нарушением функции небной занавески.

Сходные явления наблюдаются после ожогов глотки кислотами и едкими щелочами.

При небрежном и неправильном хранении крепких кислот и щелочей бывают случаи, когда их по ошибке проглатывают. Обычно это случается с детьми, оставленными без надзора.

При ожоге кислотами и щелочами на слизистой оболочке образуются налеты, которые затем отторгаются с образованием изъязвлений. При более тяжелых ожогах образуются глубокие омертвения стенок глотки, а часто одновременно происходит и ожог пищевода.

После ожога остаются рубцы, которые деформируют мягкое небо и стенки глотки, а при отсутствии правильного и своевременного лечения могут повести к резкому сужению и даже полному заращению пищевода.

Инородные тела глотки. Нередки случаи, когда во время глотания недостаточно прожеванной пищи в глотку могут попадать и застревать в ней инородные тела в виде рыбьих костей и острых осколков мясных костей.

Довольно часто инородные тела не задерживаются в глотке, а проникают в пищевод и застревают в нем. У детей такими инородными телами являются монеты, пуговицы, мелкие игрушки; у взрослых - рыбьи и мясные кости, куски мяса, зубные протезы и пр.

Иногда после проглатывания острых костей на слизистой оболочке остаются царапины и ссадины, которые могут вызывать ощущение инородного тела и беспокоить больного; однако без тщательного осмотра и без обнаружения этих повреждений не следует уверять больного в том, что у него в горле ничего нет, что он только «поцарапал» горло и ему «кажется», что там застряла кость.

Очень часто больные, вместо того чтобы немедленно обратиться к врачу, пытаются протолкнуть застрявшее в глотке или пищеводе инородное тело в желудок путем проглатывания корок хлеба. При таких попытках инородное тело может поранить слизистую оболочку, а острая кость - глубже вонзиться в стенку пищевода, что приводит в ряде случаев к тяжелым осложнениям. Удаление инородных тел глотки для врача-специалиста не представляет никаких трудностей и производится обычно простым пинцетом или щипцами. Инородные тела пищевода удаляются при помощи специального инструментария под контролем зрения.

Ангина. Острое воспаление миндалин, при котором в процесс вовлекается обычно и окружающая слизистая оболочка зева, т.е. небных дужек и мягкого неба, называется ангиной. Ангина является инфекционным заболеванием и вызывается чаще всего стрептококком, реже стафилококком и другими микробами. При близком общении ангина может передаваться окружающим; особенно восприимчивы к ангине дети.

Болезнь начинается с ощущения сухости и чувства саднения в горле, затем появляются резкие боли при глотании. Температура обычно повышена, причем у маленьких детей ангина обычно протекает при очень высокой температуре (до 40° и выше), сопровождается появлением гнойных налетов на миндалинах.

Из-за сильных болей при глотании дети часто отказываются от пищи. Глотательный акт происходит при неполном примыкании мягкого неба к задней стенке глотки (в связи с резкой болезненностью мышцы, поднимающие мягкое небо, сокращаются не полностью), вследствие чего жидкая пища и слюна попадают в нос. Голос приобретает гнусавый оттенок. Воспалительный процесс нередко распространяется на слизистую оболочку глотки и евстахиевых труб, что приводит к понижению слуха, обычно временному.

При благоприятном течении ангина продолжается от 4 до 7 суток, после чего больной быстро выздоравливает. В некоторых случаях, при тяжелом течении, заболевание принимает затяжной характер.

Лечение: постельный режим, дезинфицирующие полоскания, тепло на шею (повязка, согревающий компресс), медикаментозное лечение по назначению врача. Больных детей, находящихся в коллективе (ясли, детсад, школьных интернат), необходимо помещать в изолятор. В семье следует избегать контакта с больным, у него должна быть отдельная посуда, которую после употребления надо кипятить.

После ангины нередко наблюдаются различные осложнения местного и общего характера. Из местных осложнений наибольшее значение имеет острое воспаление среднего уха, которое возникает вследствие перехода воспалительного процесса из глотки в ухо через евстахиеву трубу, а также околоминдаликовый абсцесс. К общим осложнениям относятся ревматизм, эндокардит, воспаление почек.

Хронический тонзиллит. Хроническое воспаление миндалин, или хронический тонзиллит (от лат. tonsilla - миндалина) развивается обычно в результате повторных ангин и является довольно частым заболеванием.

В ряде случаев хронический тонзиллит может возникнуть и без предшествующих ангин. Субъективные ощущения при хроническом тонзиллите вне периода обострения выражены слабо и сводятся к «неловкости» в зеве, легкой болезненности при глотании, иногда запаху изо рта. Нередко при хроническом тонзиллите наблюдается длительное незначительное повышение температуры по вечерам (так называемая субфебрильная температура - 37,2-37,5°). При осмотре отмечается небольшое покраснение миндалин и зева. При надавливании на миндалины из них нередко выделяются беловатые пробки с неприятным запахом, а иногда и жидкий гной.

При хроническом тонзиллите часто возникают обострения в виде ангин. Главная опасность хронического тонзиллита заключается в том, что, являясь постоянным источником поступления в организм инфекции и токсинов, он поддерживает и ухудшает течение осложнений, возникающих при ангине, - ревматизма, эндокардита, заболевания почек и др.

Лечение заключается в смазывании миндалин или промывании их различными дезинфицирующими растворами, облучении ультрафиолетом через тубус, низкоэнергетическим лазером, УВЧ на шейные регионарные лимфоузлы.

Более радикальными методами лечения являются криои лазеродеструкция. Однако в ряде случаев все эти методы лечения не дают необходимого результата, и приходится прибегать к полному удалению (вылущению) миндалин. Эту операцию производят обязательно в больничных условиях. Миндалины, как известно, выполняют защитную функцию против инфекции, проникающей в организм через рот и глотку. Может возникнуть вопрос: не вредно ли полное удаление миндалин? Нормально функционирующие миндалины удалять, конечно, не следует. Однако хронически воспаленные миндалины не только не выполняют свой защитной функции, но сами становятся очагом инфекции и источником опасных для всего организма осложнений. Следует также отметить, что помимо небных миндалин имеются другие ткани и органы, выполняющие защитную функцию. Поэтому удаление миндалин не отражается отрицательно на состоянии организма.

Гипертрофия носоглоточной миндалины (аденоидные разращения). Носоглоточная миндалина при нормальном ее развитии не препятствует дыханию через нос и не вызывает никаких расстройств. Обычно к10-12 годам она значительно уменьшается, а затем почти полностью рассасывается и у взрослых в большинстве случаев не обнаруживается. Однако нередко под влиянием повторных воспалительных процессов носоглоточная миндалина разрастается до значительных размеров. Такая гипертрофия носоглоточной миндалины получила название аденоидов, или аденоидных разращений (рис. 83). Аденоиды иногда совершенно заполняют носоглотку и резко затрудняют или даже полностью выключают носовое дыхание, что и является основным симптомом наличия аденоидных разращений. Во время сна, когда вследствие горизонтального положения тела кровеносные сосуды носоглоточной миндалины переполняются кровью и объем ее еще увеличивается, дыхание через нос становится невозможным, ребенок вынужден спать с открытым ртом. Сон его тревожен и не дает ему необходимого отдыха; ребенок становится вялым, апатичным, у него расстраиваются память и внимание, он начинает отставать в школе. Вследствие выключения носа и носоглотки голос становится гнусавым, а речь невнятной. Выключение носового дыхания ведет и к другим вредным последствиям для слуха, которое зависит от нарушения проходимости евстахиевых труб.

Рис. 83. Аденоидные разращения в носоглотке

Аденоидные разращения чаще всего наблюдаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста (4-8 лет).

Лечение заключается в оперативном удалении аденоидов. После операции носовое дыхание восстанавливается, однако нередко наблюдается, что дети, привыкшие в течение ряда лет дышать ртом, не сразу начинают дышать через нос даже при полном устранении препятствия для носового дыхания. Нужно таких детей после удаления аденоидов постепенно приучать к носовому дыханию, напоминая им о необходимости очищать нос от слизи и закрывать рот. Очень полезно назначать дыхательную гимнастику.

Рис. 84. Дыхательная гимнастика (по Б. С. Преображенскому)

Упражнение 1. Стоять прямо, выпятив грудь (без напряжения) и слегка втянув живот; пятки вместе, носки разведены под углом 90°. Прижать ладони к нижним ребрам и медленно вдыхать воздух через нос, следя за тем, чтобы живот не выпячивался вперед; под руками при этом ясно ощущается расхождение ребер. Медленный выдох - также через нос.

Упражнение 2. То же положение; руки заложить назад ладонью к ладони, живот сильно втянуть. Делать медленный глубокий вдох через нос; грудная клетка при этом сильно расширяется. Медленный выдох - через нос.

Упражнение 3. Положение то же; руки положить на затылок, кончики пальцев соприкасаются друг с другом; локти в начале упражнения направлены вперед, затем, одновременно с глубоким вдохом через нос, постепенно отводятся в стороны. При медленном выдохе (также через нос) локти постепенно переводятся в исходное положение.

Упражнение 4. Положение то же; руки свободно висят по бокам. Делая медленный вдох через нос, отводить постепенно руки назад; одновременно, не спеша, приподниматься на носках, втягивая живот и выпячивая грудь. При выдохе, также не спеша, вернуться в исходное положение.

При каждом упражнении делается 10 вдохов и выдохов. Упражнения проводятся ежедневно утром и вечером в течение 1-2 месяцев.

Гипертрофия небных миндалин. Небные миндалины у детей часто увеличиваются (гипертрофируются), достигая иногда таких размеров, что почти соприкасаются друг с другом и закрывают вход в глотку (рис. 85). У ребенка с увеличенными миндалинами голос становится сдавленным и гнусавым, появляется затруднение глотания и дыхания, ночью ребенок храпит и часто просыпается. Нередко гипертрофия миндалин наблюдается одновременно с аденоидными разращениями.

Рис. 85. Гипертрофия миндалин

При резко выраженной гипертрофии небных миндалин, когда увеличенные миндалины вызывают нарушение дыхательной, глотательной и речевой функций, прибегают к хирургическому лечению. Если увеличение миндалин не сопровождается явлениями хронического тонзиллита, то необходимости в полном удалении миндалин нет. В этих случаях бывает достаточно частичного удаления миндалин. Такая операция производится амбулаторно и обычно легко переносится детьми.

Фиброма носоглотки. Носоглоточная фиброма (рис. 86) представляет собой опухоль, состоящую из плотной соединительной ткани и большого количества кровеносных сосудов. Эта опухоль развивается почти исключительно у мальчиков начиная с 8-13 лет и кончая переходом к возмужалости, в связи с чем она называется еще юношеской фибромой. Фиброма носоглотки характеризуется быстрым ростом. Начальным признаком является одностороннее закладывание носа; через несколько месяцев носовое дыхание полностью выключается, и нередко возникают заболевания ушей (катар евстахиевой трубы, воспаление среднего уха). Несмотря на то что опухоль гистологически является доброкачественной, она может прорастать в основание черепа, внешними признаками дальнейшего роста опухоли может быть выпячивание глаз, деформация носа, твердого и мягкого неба. Лечение - хирургическое, иногда в сочетании с лучевой терапией.

Рис.86. Фиброма носоглотки

Паралич мягкого неба. У детей нередко наблюдается паралич мягкого неба. Чаще всего такой паралич возникает при дифтерии. Мягкое небо в этих случаях либо совсем не поднимается (полный паралич), либо поднимается недостаточно (неполный паралич, или парез). Иногда паралич и парез бывают односторонними, и тогда одна половина мягкого неба поднимается нормально, а другая остается неподвижной или же подвижность ее ослаблена. Во всех этих случаях мягкое небо не выполняет своей функции, т.е. не разобщает или недостаточно разобщает полость рта и ротоглотку от носоглотки, вследствие чего возникает гнусавость, а также расстройство глотания в виде попадания жидкой пищи в нос.

Паралич мягкого неба обнаруживается очень легко. Если предложить ребенку произнести звук а и следить при этом за движением мягкого неба, то можно видеть, что мягкое небо совершенно не поднимается и продолжает свободно висеть (двусторонний паралич). В других случаях движение имеется, но ослаблено с одной или с обеих сторон (односторонний или двусторонний парез). При одностороннем параличе язычок отклонен в здоровую сторону.

Дифтерийный паралич мягкого неба в большинстве случаев носит временный характер и проходит сам собой, без специального лечения. Восстановительный процесс можно иногда ускорить посредством электризации и медикаментозного лечения. В случаях стойкого паралича небной занавески - систематические логопедические занятия.

Как уже указывалось, звукопроизношение у человека связано с функцией дыхания, голосообразования в гортани и надставной трубе и правильным воспроизведением артикуляторной программы органов произношения. Нашей задачей является рассмотрение тех патологических процессов, которые представляют интерес для педагогов, то есть, главным образом, стойких изменений в строении и функциях речевых органов, приводящих к нарушению голосо- и речеобразования. При этом мы не склонны затрагивать рассмотрение патологии центральных механизмов речи, поскольку это – предмет и задача курса невропатологии.

3.3.1. Основные виды речевых нарушений. Расстройства речи, при которых вследствие поражения корковых отделов речевого анализатора частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими людьми, называются алалией.

Одной из форм алалии является афазия, когда органические нарушения речи коркового происхождения наблюдаются на фоне сохранённой функции артикуляционного аппарата, зрения и слуха (больной мог мы говорить, но не «умеет»).

Афазия центрально-коркового происхождения, но функционального характера (истерического происхождения, или на фоне сильного эмоционального стресса), носит название логоневроза и проявляется в формеанартрии (потери речи), или дизартрии (нарушений речи, обусловленных расстройством артикуляции, затруднениями в произношении речевых звуков из-за пареза, спазма и других нарушений речевой мускулатуры). Дизартрии могут наблюдаться и при локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи.

Дислалия – разновидность дизартрического нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения при дислалии связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, либо особенностями речевого воспитания. В связи с этим различают механическую и функциональную дислалию. Механическая (органическая) дислалия связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов и т. д. Функциональная дислалия связана с неправильным речевым общением в семье.

Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с конкретным врождённым дефектом строения артикуляционного аппарата (расщелиной нёба и пр.).

Заикание (логоневроз) – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Различают частичное нарушение голоса – дисфонию и полное отстутствие – афонию .

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия . Причины связаны с нарушением взаимодействия различных анализаторных систем коры больших полушарий.

3.3.2. Патология дыхательного отдела речевого аппарата в основном связана с врождёнными и приобретенными изменениями воздухопроводящих путей, особенно в тех отделах, которые связаны с речевой функцией (гортань, органы надставной трубы). Однако нельзя не отметить «дыхательный» след в патологии звуковоспроизведения у лиц с выраженными степенями дыхательной недостаточности, в силу самых различных причин (астматический статус, ранения лёгких и пр.), когда возможности звукоартикуляции сохранены в полном объёме.

Врождённые аномалии верхних дыхательных путей встречаются сравнительно редко и могут проявляться частичной или полной атрезией (заращением) носовых ходов или хоан (отверстий, соединяющих полость носа с полостью глотки), что затрудняет прохождение воздуха в полость носа. К аномалиям, затрудняющим носовое дыхание, могут быть отнесены: искривление носовой перегородки, последствия травматического повреждения носовых костей, инородные тела (обычно, у детей, и часто длительно не диагносцируемые), острый ринит (насморк), сопровождаемый закладыванием носа, хронический ринит, имеющий частым исходом атрофические или гипертрофические изменения слизистой носа и лимфоидной ткани (гипертрофия аденоидов, нёбных миндалин), фиброма (полипы) носа, паралич мягкого нёба и др. Однако эти аномалии и формы патологии не могут повлиять на функцию голосообразования, поскольку речевое дыхание осуществляется через рот, но могут нарушать резонаторную функцию носа (гнусавость, невнятность речи, нарушение тембра голоса и пр.).

3.3.3. Патология голосообразующего аппарата. Голосообразование – приоритетная функция гортани. Аномалии развития гортани чаще всего связаны с отклонениями в строении надгортанника, но особого влияния на голосообразование дефекты надгортанника обычно не оказывают.

Очень редко наблюдается врождённая диафрагма гортани – тонкая перепонка между истинными голосовыми связками, или под ними, оставляющая небольшой просвет, через который проходит дыхательный воздух. Соответственно, прежде всего, отмечается большее или меньшее затруднение дыхания, охриплость и другие дефекты голоса.

Острое воспаление слизистой оболочки гортани (острый ларингит ) развивается чаще всего как часть разлитого поражения слизистой верхних дыхательных путей при гриппе или сезонном катаре верхних дыхательных путей. Возникновению воспалительного процесса в гортани способствует общее и местное охлаждение, а факторами риска являются курение и перенапряжение голоса. Болезнь проявляется в ощущении сухости, царапания в горле, затем присоединяется сухой кашель, голос становится хриплым, а иногда и пропадает (афония ).

У детей острый ларингит нередко сопровождается «ложным крупом» – значительным припуханием слизистой оболочки гортани над истинными голосовыми связками, что приводит к сужению дыхательной щели. У ребёнка появляется «лающий» кашель, а нередко и затруднённое дыхание в виде приступов удушья. Эти приступы, как правило, наступают внезапно и ночью, длятся 1-2 часа, после чего дыхание в большинстве случаев самостоятельно восстанавливается и ребёнок сразу чувствует облегчение. Иногда же требуется срочное врачебное вмешательство.

Главная опасность ложного крупа – не прозевать истинного дифтерийного крупа, с которым он очень схож симптомами.

Частые острые ларингиты, длительное голосовое перенапряжение приводят к постепенному развитию хронического ларингита , главным признаком которого является дисфония (изменение голоса) – от небольшого нарушения звучности голоса, до резкой охриплости и даже афонии. Сопутствующими симптомами являются чувство «першения», царапания в горле и сухой кашель.

При чрезмерном и длительном напряжении голоса на истинных голосовых связках могут образовываться так называемые узелки – ограниченные припухлости, расположенные симметрично на свободном крае истинных голосовых связок. Это препятствует их полному смыканию во время фонации. Между связками образуется щель, через которую происходит утечка воздуха, в результате чего голос становится хриплым. Узелки голосовых связок наблюдаются иногда у много и сильно кричащих детей, у певцов с непоставленным голосом, хористов, чрезмерно форсирующих голос при пении. Предрасполагающей причиной являются частые острые ларингиты.

Фиброма (полип) гортани представляет округлую опухоль с гладкой поверхностью, образующаяся, как правило, на одной из истинных голосовых связок, по её свободному краю. Её размер может быть от просяного зёрнышка до горошины. Препятствуя плотному смыканию связок, фиброма вызывает хрипоту голоса. Лечение – только хирургическое.

Папиллома гортани доброкачественная опухоль, имеющая вид бугристых гроздьевидных наростов, похожих на цветную капусту, расположенных на истинных или ложных голосовых связках. Чаще встречается у детей от 2 до 8 лет, растёт медленно, приводя к прогрессирующей охриплости. В далеко зашедших случаях может наступить полная потеря голоса (афония) и развиться затруднение дыхания. Лечение хирургическое.

Рак гортани чаще наблюдается у людей старше 40 лет, а саркома (разрастание соединительной ткани) может развиться и в детском возрасте. Лечение связано, как правило, с тотальной резекцией гортани и последующим обучение голосообразующей функции за счёт воздуха, накапливаемого при заглатывании или присасывании в пищеводе и желудке.

Параличи и парезы гортанных мышц наблюдаются сравнительно редко и носят, как правило, характер сопутствующих осложнений при невропатологии центрального или периферического происхождения. Паралич нижнегортанного (возвратного) нерва и его ветвей сопровождается поражением всех внутренних мышц соответствующей половины гортани, как суживающих, так и расширяющих голосовую щель. Истинная голосовая связка приобретает полуоткрытое положение, не изменяющееся при фонации и дыхании. В результате несмыкания истинных голосовых связок при фонации происходит утечка воздуха через несомкнутую голосовую щель, голосообразование резко нарушается, возникает афония и становится возможной только шепотная речь.

При односторонних поражениях возвратного нерва часто постепенно наступает частичная компенсация голосовой функции за счёт здоровой голосовой связки. Афония хоть и проходит, но голос остаётся слабым и глухим. При двустороннем параличе возвратного нерва наступает полная афония.

При параличе отдельных ветвей возвратного нерва страдает функция лишь тех мышц, которые иннервируются этими ветвями. Так, при параличе внутренней щито-черпаловидной мышцы , составляющей основу истинной голосовой связки, голосовая щель во время фонации зияет, голос делается хриплым, иногда беззвучным. При стойких двусторонних параличах истинных голосовых связок развивается компенсаторная функция ложных голосовых связок, которые начинают смыкаться. Однако образующийся при этом голос бывает обычно хриплым и малозвучным.

Паралич мышцы, расширяющей голосовую щель , приводит к неподвижности соответствующей половины гортани. Истинная голосовая связка при дыхании остаётся в срединном положении как при фонации, и хотя на голосообразовании это практически не отражается, могут возникнуть проблемы с затруднением дыхания при физических нагрузках, т. к. просвет гортани наполовину сужен. При двустороннем характере процесса наблюдается резкое нарушение дыхания и даже удушение, вследствие того, что голосовая щель не раскрывается и не пропускает достаточного количества воздуха.

3.3.4. Патология артикуляционного аппарата. Из заболеваний полости рта наибольшее практическое значение в отношении влияния на функцию голосо- и речеобразования имеют аномалии развития органов артикуляции – губ, твёрдого и мягкого нёба, языка, челюстей и зубов.

Наиболее частыми аномалиями развития губ и нёба являются щелевые дефекты верхней губы и нёба, возникающие вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эти части полости рта. Наиболее лёгкий вариантодносторонняя расщелина губы заячья губа»), наиболее тяжёлый – полное расщепление губы, альвеолярного отростка и нёба («волчья пасть»).

К числу врождённых дефектов полости рта относятся и укорочение мягкого нёба ; укорочение или полное отсутствие язычка; узкое, слишком высокое («готическое») небо .

Наиболее выраженные дефекты речи, несомненно, связаны с «волчьей пастью»: речь приобретает гнусавый оттенок, становится глухой и недостаточно внятной, наблюдается нарушение в произношении как согласных, так и гласных звуков (полная нозализация). При других врождённых аномалиях губы и нёба их проявление в речи менее выражено, хотя и заметно.

Язык – главный артикуляционный орган и дефекты его развития существенно снижают возможности освоения звукообразования. К аномалиям развития языка относится, прежде всего, полное его отсутствие, или аглоссия ; недоразвитие языка (микроглоссия ) или ненормально большой язык (макроглоссия ). Сравнительно частым дефектом развития является врождённое укорочение уздечки языка. При этом дефекте движения языка могут быть затруднены, т. к. слишком короткая уздечка тянет его ко дну полости рта, нарушая его артикуляционную функцию.

что при смыкании челюстей, нижние передние зубы слегка прикрываются верхними, причём все зубы переднего ряда соприкасаются с зубами нижнего ряда.

Неправильное звукопроизношение, особенно у детей, вызывается различными дефектами строения челюстей, которые ведут к аномалиям прикуса:

прогнатией – когда верхняя челюсть сильно выдается вперед;

прогенией – когда нижняя челюсть выступает вперед;

открытым передним прикусом – когда между верхними и нижними зубами при их смыкании остается промежуток;

боковым прикусом – когда при смыкании боковых зубов остаётся промежуток.

К неправильному произношению ведёт и неправильное строение зубов в виде больших расщелин между зубами, отсутствия тех или иных зубов, изменения формы зубов или деформирования их краёв; аномалии строения зубного ряда проявляются в виде косо расположенных зубов или зубов, расположенных вне зубного ряда , лишних зубов и пр. Все дефекты строения и расположения зубов чаще всего сопровождаются нарушениями произношения в форме шепелявости.

Нарушение нормальной подвижности губ и щёк наблюдаются обычно при поражении лицевого нерва . Одной из причин поражения лицевого нерва является воспаление среднего уха, т. к. лицевой нерв проходит по костному каналу в непосредственной близости от барабанной полости. Из других причин необходимо отметить его травматические поражения и простудное воздействие.

Паралич лицевого нерва бывает, как правило, односторонним, что приводим к асимметричной деформации лица: на стороне поражения не закрывается глаз, не поднимается бровь, угол рта и щека опущены книзу, отведение губ и оскаливание зубов невозможны, весь рот перетянут на противоположную сторону. Попытки надуть щёки или издать свист не удаются, т. к. губы на стороне поражения не смыкаются и воздух свободно выходит через широкую щель. Понятно, что в этих условиях возможности звукопроизношения существенно страдают, особенно произношение губных согласных и лабиализованных (губных) гласных.

Нарушение движений языка может возникнуть в результате паралича подъязычного нерва . Причинами его могут быть травмы, сдавления опухолью, инфекционные болезни (грипп, ангина), заболевания ЦНС. Чаще бывает односторонним, при этом язык при высовывании отклоняется в здоровую сторону, все движения языка на здоровой стороне затруднены; парализованная половина языка постепенно уменьшается в размерах вследствие мышечной атрофии из-за потери функции. Расстройства речи при этом выражены нечётко, проявляются в форме нарушения произношения язычных согласных, и чаще всего устраняются логопедическими приёмами.

Функциональная анатомия полости рта. Развитие полости рта, пороки развития.

Полость рта – начальный отдел пищеварительной трубки

Полость рта.

Преддверие рта Собственно полость рта Границы

Снаружи – губы и щёки Сверху – твёрдое и мягкое нёбо

Изнутри – зубы и дёсна Снизу – дно ротовой полости

Спереди и с боков = внутренняя поверхность зубов и дёсен

Границы губ:

Верхней – от входа в преддверие носа до ротовой щели, по бокам – носогубные складки.

Нижней – от ротовой щели до подбородочно - губной бороздки, по бокам – губно-краевые борозды.

Формы губ:

1. Прохелия - выпяченные губы;

2. Ортохелия – запавшие губы;

3. Опистохелия – запавшие губы.

Величина губ:

Макрохелия – выраженное увеличение;

Микрохелия_- значительное уменьшение губ.

Части губ:

1. Кожная;

2. Промежуточная;

3. Слизистая.

Послойное строение губ:

2. Круговая мышца рта;

3. Подслизистая основа;

4. Слизистая оболочка.

Границы щеки снаружи:

Сверху – нижний край скуловой кости;

Снизу - нижний край нижней челюсти;

Сзади – передний край жевательной мышцы;

Спереди – носо-губная складка.

Границы щеки изнутри:

Сверху - верхний свод преддверия;

Снизу – нижний свод преддверия;

Сзади – крыловидно-челюстная складка.

Послойное строение щеки:

2. Подкожная клетчатка;

3. Жировое тельце щеки;

4. Щёчная мышца и её фасция;

5. Подслизистая основа;

6. Слизистая оболочка.

Рельеф слизистой оболочки щеки:

1. Уздечка верхней губы;

2. Уздечка нижней губы;

3. Боковые уздечки;

4. Околоушной сосочек – верхний слюнной сосочек;

5. Крыловидно-челюстная складка;

6. Губные и щёчные слюнные железы.

Основа твёрдого (костного) нёба – нёбные отростки верхних челюстей и горизонтальные пластинки нёбных костей.

Основа мягкого нёба –мышцы и нёбный апоневроз.

Слизистая твёрдого нёба имеет бледно-розовую окраску с жёлтоватым оттенком, а мягкого нёба – интенсивно красную окраску. На слизистой нёба имеются:

1. Нёбный шов;

2. Поперечные нёбные складки;

3. Резцовый сосочек.

4. Нёбные ямочки.

На слизистой твёрдого нёба различают неподвижную (у нёбного шва и альвеолярных отростках челюстей) и подвижную части. В последней – рыхлая соединительная ткань, в которой находятся железы. После 40 лет образуется нёбный валик – нёбный торус.

На нёбе на уровне 3 моляра на 1,5 см от альвеолярного края 3 моляра расположена проекция большого и малых нёбных каналов.

Дно ротовой полости образовано диафрагмой рта, состоящей из мышц: челюстно-подьязычной и подбородочно-подьязыной.

Слизистая при переходе с языка на диафрагму рта образует: уздечку языка, подьязычные складки и подьязычные сосочки. На дне ротовой полости имеются клетчаточные пространства, которые могут быть местами образования гнойных воспалений-флегмон.

1. Боковые клетчаточные пространства;

2. Внутренний межмышечный промежуток;

3. Наружные межмышечные проме6жутки;

4. Нижний межмышечный промежуток;

5. Поднижнечелюстное клетчаточное пространство.

Развитие полости рта.

Являясь передним отделом пищеварительной трубки, полость рта проходит сложный путь развития. Оно начинается с появления на головном конце зародыша впячивания кожной эктодермы, растущей навстречу замкнутому концу первичной кишки. Возникает так называемая ротовая бухта – зачаток первичной ротовой полости, а также будущей полости носа. Между первичной ротовой полостью и передней кишкой имеется глоточная перепонка. Она в конце 1 месяца эмбрионального развития прорывается и ротовая бухта сообщается с полостью первичной кишки. Принято считать, эпителий преддверия рта развивается из эктодермы ротовой бухты, а собственно полости рта – эпителия первичной кишки. Кпереди от глоточной перепонки формируется карман Ратке, из которого развивается передняя доля гипофиза.

Дальней шее развитие полости рта зависит от развития жаберного аппарата, который состоит из 5 пар жаберных (висцеральных) дуг, жаберных карманов и щелей.

Жаберные карманы – это выпячивания энтодермы боковых стенок головного отдела передней кишки. Навстречу выпячиваниям энтодермы растут выступы эктодермы шейной области – жаберные щели. Там, где жаберные карманы соприкасаются с жаберными щелями, формируются жаберные перепонки, состоящие из 2-х слоёв эпителия: наружного – кожного и внутреннего – энтодермального. Участки мезенхимы между соседними жаберными карманами и щелями разрастаются и превращаются в жаберные дуги. В каждой из них после прорастания сосудов и нервов развиваются мышцы и хрящевые закладки костей.

Первичная ротовая полость имеет вид узкой щели, ограниченной 5 отростками жаберных дуг. Сверху ротовая щель ограничена непарным лобным отростком и двумя верхне-челюстными отростками – выростами из первой жаберной дуги. Нижний край ротовой щели ограничен двумя нижнечелюстными отростками этой же дуги. Они же образуют стенки ротовой впадины – общей полости рта и носа. Нижнечелюстные отростки срастаются и формируют нижнюю челюсть, мягкие ткани нижней части лица, в том числе и нижнюю губу. При не срастании этих отростков развивается срединное рассечение нижней челюсти. Парные верхнечелюстные отростки дают начало верхней челюсти, нёбу, мягким тканям лица, в том числе и латеральным частям верхней губы. Лобный отросток, лежащий между ними, развиваясь, делится на следующие части:

1. средняя – непарная

2. боковые - парные.

В боковой части лобного отростка появляется углубление – обонятельная ямка, ограниченная латеральной и медиальной носовыми отростками. Латеральный отросток вместе с верхнечелюстным отростком образуют носослёзную борозду, которая затем замыкается в носослёзный канал. При нарушении этого процесса возникает порок развития – открытая носослёзная борозда колобома, часто сочетающая с односторонним рассечением верхней губы.

Обонятельные ямки углубляются, образуют носовые ходы и первичные хоаны. Медиальные носовые отростки дают начало первичному нёбу, затем и передней части окончательного нёба и средней части верхнеё губы. При этом они срастаются с верхнечелюстными отростками и друг с другом нарушение этих процессов приводят к формированию пороков развития:

1. боковые расщелины верхней губы – верхнечелюстной отросток не смыкается с медиальным носовым отростком «заячья губа» (1:700-1000 новорожденных - чаще у мальчиков и с одной стороны);

2. срединная расщелина верхней губы и переднего отдела нёба – медиальные носовые отростки не срастаются друг с другом;



3. расщелина твёрдого и мягкого нёба (волчья пасть) – недоразвитие нёбных отростков (выступы на внутренней поверхности верхнечелюстных отростков и их не смыкание (1:2500 новорожденным – чаще у девочек).

При местных нарушениях роста отдельных частей лица могут быть:

1. Прогнатия и микрогнатия – чрезмерное развитие и недоразвитие верхней челюсти.

2. Прогения и микрогения – те же процессы в нижней челюсти.

На 7 неделе эмбрионального развития происходит формирование преддверия рта с помощью щёчно-губной пластинки.

Первоначальная ротовая щель широкая и достигает наружных слуховых проходов. Постепенно края ротовой щели срастаются с образованием щеки и сужением ротового отверстия. При нарушении этого процесса развиваются макростомия и микростомия.

Развитие языка. Язык развивается из 3 зачатков:

1. Непарный срединный язычный бугорок между концами 1 и 2 жаберных дуг. Из него образуется спинка языка, расположенная кпереди от слепого отверстия.

2. Парный боковой язычный бугорок – выросты внутренней поверхности 1 жаберной дуги. Разрастаясь, они соединяются между собой и образуют большую часть тела и кончик языка.

3. Утолщение слизистой оболочки позади слепого отверстия даёт начало корню языка.

Нарушение процессов срастания зачатков языка друг с другом приводит к появлению пороков развития – расщепление языка – «змеиный язык» и «добавочный» язык.

Развитие слюнных желёз. Они являются производными эпителия эктодермы первичной ротовой полости

Группа врожденных стоматологических заболеваний, причиной которых является нарушение внутриутробной закладки и развития органа. Одни аномалии представляют чисто анатомический дефект, другие - серьезным образом отражаются на таких важных функциях, как сосание, прием пищи, глотание, речь. К основным методам диагностики относятся клинический и инструментальный осмотр органов полости рта, сбор анамнеза, телерентгенография. Лечение аномалий проводят в детском возрасте, чтобы предупредить дальнейшие осложнения. Устраняют пороки преимущественно с помощью хирургических методов.

МКБ-10

Q38.1 Q38.2 Q38.3

Общие сведения

Аномалии развития языка – эмбриональные пороки, включающие в себя изменения формы, величины, строения органа. Изолированно такие аномалии встречаются сравнительно редко, обычно они сопутствуют другим зубочелюстным нарушениям: готическому небу, деформации челюстей, дистальному, открытому, перекрестному прикусу , лицевым расщелинам. Часто являются составляющей наследственных синдром Дауна , Ван-дер-Вуда, Тричер-Коллинза, Пьера-Робина, Апера). Как правило, аномалии языка, выявляются еще в детстве. При наличии подобных дефектов страдает алиментарная, артикуляционная функция, эстетическое восприятие внешности индивида. Все это неблагоприятно отражается на социализации ребенка, а потому требует своевременной коррекции.

Причины аномалий языка

Пороки языка имеют полиэтиологическую природу. Аномалии являются следствием нарушения внутриутробного развития, которое может быть обусловлено наследственными, эндогенными и экзогенными причинами. Все эти факторы воздействуют на ребенка на ранних этапах эмбриогенеза. Предпосылками к возникновению врожденных патологий языка служат:

  • Генетические заболевания . Могут быть наследуемыми или развиваться в результате новых мутаций. Так, макроглоссия характерна для синдромов Беквит-Видемана, Дауна, Сотоса, наследственных мукополисахаридозов ; гипо- и аглоссия – для синдрома Хангарта; складчатый язык является признаком синдрома Каудена и наследственных кератозов и т. д.
  • Экзогенные факторы . К данной группе причин относят воздействие на плод ионизирующей радиации, канцерогенов, химических веществ, радиоактивного излучения, пестицидов в продуктах питания, употребляемых беременной. Развитию челюстно-лицевых аномалий способствуют вредные привычки родителей (употребление алкоголя, наркотиков, курение), прием будущей матерью лекарственных препаратов с тератогенными эффектами.
  • Эндогенные факторы . Включают инфекционные и метаболические заболевания беременной: трихомониаз , токсоплазмоз , вирусные инфекции, гиповитаминоз и гипервитаминоз А, гипотиреоз и др. Количество врожденных черепно-лицевых дисморфий возрастает пропорционально увеличению возраста матери на момент зачатия.

Патогенез

Универсальные механизмы пороков развития языка не определены. Считается, что аномалии возникают при нарушении развития первой и второй жаберных дуг и роста язычковых зачатков. Существует мнение, что в конце второго месяца внутриутробного развития плода изменяется кровоснабжение жаберной дуги. До 2-го месяца кровь поступает из внутренней сонной артерии, а после - из наружной сонной артерии. Период изменения кровоснабжения может быть пусковым моментом в формировании пороков челюстно-лицевой области при наличии эндогенных и экзогенных отягощающих факторов.

Классификация

Общепринятой классификации пороков языка в стоматологии не разработано. Исходя из основных критериев (размер, строение, способ прикрепления), аномалии могут быть разделены на следующие группы:

  • Аномалии размера – макроглоссия (гипертрофированный язык), микроглоссия (уменьшенный в размерах язык).
  • Аномалии строения/формы - аплазия и аглоссия (отсутствие языка), расщепленный язык (двойной), зоб корня языка. Расщепление языка может быть полным и неполным. Зобом языка называют расположение щитовидной железы в толще корня органа.
  • Аномалии прикрепления - анкилоглоссия. Данная аномалия ограничивает подвижность языка в полости рта, и, следовательно, его функции.
  • Сочетанные аномалии – складчатый (бороздчатый, скротальный) язык. Характеризуется наличием складок и борозд на поверхности органа, за счет которых происходит увеличение его размера.

Симптомы аномалий языка

При складчатом языке на его спинке наблюдаются глубокие борозды и складки. Они располагаются в продольном и поперечном направлении. По срединной линия языка находится самая глубокая и длинная борозда, которая начинается от желобоватых сосочков и достигает кончика. Поперечные складки отходят от глубокой срединной, имеют меньший размер. При выдвижении языка можно хорошо рассмотреть складчатость, которая делит орган на множество долек. Слизистая оболочка дна и боковых поверхностей складок покрыта сосочками, характерными для нормальной слизистой. Заболевание может сочетаться с увеличением или уменьшением размера органа. Аномалия не беспокоит человека, зачастую обращение к стоматологу связано с тем, что пациенты принимают складки за трещины.

Микроглоссия отличается недоразвитием и уменьшением размера языка. В зависимости от степени выраженности порока возникает нарушение сосания, а в дальнейшем – речи. Бывают случаи, когда аномалия протекает бессимптомно. Макроглоссия сопровождается нарушением приема пищи, речи и дыхания. У ребенка формируется неправильный прикус за счет постоянного давления на зубные ряды. На боковых поверхностях языка видны отпечатки зубов. Из-за постоянно открытого рта слизистая оболочка пересыхает, что доставляет дискомфорт. Анкилоглоссия характеризуется укорочением уздечки, ее близким прикреплением к кончику языка или десне. Нарушаются функции речи, глотания, приема пищи.

При аглоссии – полном отсутствии органа – младенец не может осуществлять сосание, поэтому эта редкая аномалия требует зондового кормления. Расщепление языка характеризуется наличием двух половинок, которые полностью или частично разъединены. Заболевание требует хирургического вмешательства до того, как ребенок научится говорить. Язычные миндалины – врожденная патология, при которой наблюдается наличие увеличенных лимфатических узлов в корне языка. При этом нарушается расположение лимфатических узлов глоточного кольца.

Зоб языка – это редкая патология, при которой щитовидная железа локализируется в корне органа. В области слепого отверстия корня определяется образование размером от горошины до ореха. Зачатки железы могут располагаться в толще всего органа. Язык увеличен в размере, препятствует нормальному глотанию и артикуляции.

Осложнения

При недостаточном гигиеническом уходе за складчатым языком происходит скопление остатков пищи и микроорганизмов в бороздах слизистой, возникает воспаление - глоссит . При снижении иммунитета в бороздках начинает размножаться грибковая флора, что сопровождается появлением белого творожистого налета и неприятных зудящих ощущений – развивается кандидоз . При макроглоссии слизистая языка высыхает, легко травмируется, покрывается корочками, кровоточит. Слюна стекает из уголков рта, вызывает мацерацию кожи. Язычная миндалина может воспаляться при снижении реактивности организма. Возникает отек, припухлость, гиперемия и боль при глотании. Зачатки щитовидной железы в корне языка могут значительно увеличиваться, вызывая дисфагию, затруднение дыхания, осиплость голоса.

Диагностика

Диагностика язычных аномалий трудностей не представляет. Наличие серьезных пороков развития определяет неонатолог еще в роддоме, менее выраженные аномалии диагностируются стоматологом-терапевтом или хирургом при плановом осмотре. Дополнительные методы исследования применяются редко. Дифференциальную диагностику пороков проводят с глосситами, новообразованиями, воспалительными процессами. Основными методами диагностики являются:

  • Визуальный осмотр . Внутриротовой осмотр проводят с помощью двух зеркал. Оценивают размер, форму, цвет, структуру, анатомо-топографическое расположение органа. Осматривают слизистую оболочку языка, степень выраженности сосочков, наличие первичных и вторичных очагов поражения. Оценивают степень нарушения функций органа.
  • Телерентгенограмма (ТРГ). Исследование в боковой проекции позволяет судить о размерах, площади языка, его соотношении с зубами и челюстями. Изучение параметров ТРГ дает возможность определить наличие аномалий языка и окклюзии. При сложных сочетанных пороках выполняется КТ челюстей и лицевых костей.

Дифференциации требует врожденный и приобретенный складчатый язык: в последнем случае он может быть проявлением синдрома Мелькерсона-Розенталя. При данном синдроме также присутствуют другие симптомы - паралич лица, припухлость губ или лица. В некоторых клинических случаях аномалия напоминает склерозирующий глоссит в третичном периоде сифилиса , с которым также необходимо проводить дифференциацию.

Лечение аномалий языка

Методы лечения аномалий зависят от степени их выраженности, нарушений функций. В некоторых случаях специалисты избирают наблюдательную тактику и только спустя время принимают решение о необходимости хирургического вмешательства. При складчатом языке лечение не проводится, рекомендуется соблюдать гигиену полости рта. Терапия отсутствует при язычных миндалинах, микроглоссии.

Аномалии прикрепления, увеличение, расщепление языка устраняют хирургическим способом. Если анкилоглоссия нарушает сосание, иссечение уздечки языка проводится в роддоме. Если же сосание не нарушено, то операцию выполняют в старшем возрасте. При вмешательстве приросшую уздечку рассекают с помощью ножниц, скальпеля или лазера. При этом практически не возникает кровотечение, и не накладываются швы.

Хирургическое лечение увеличенного языка проводят в случае нарушения его функций, постоянного травмирования, изменения прикуса. Операция по устранению макроглоссии зависит от степени дисфункции. Расщепление языка оперируют в раннем возрасте. Во время пластической операции сшивают ткани и формируют целостный орган. Струма корня языка ведется консервативно, однако при осложнениях (кровотечениях, нарушении глотания и дыхания) выполняется частичное или радикальное удаление эктопированной железистой ткани.

Прогноз и профилактика

Полное отсутствие языка в сочетании с другими множественными пороками развития имеет неблагоприятный прогноз, может приводить к летальному исходу. Макроглоссия, анкилоглоссия, расщепление языка могут быть подвергнуты хирургической коррекции. Складчатый язык, язычные миндалины, язычный зоб не представляют угрозы для жизни, но должны наблюдаться специалистами (стоматологом, эндокринологом, отоларингологом). Специфической профилактики аномалий развития не существует. Общепревентивные меры состоят в отказе от вредных привычек, лечении хронических болезней, приеме поливитаминов беременной, правильном питании и образе жизни.