Особенности течения пневмонии у детей с рахитом. Пневмония у детей первого года жизни. Как ещё лечить пневмонию у детей народными средствами

Под пневмониями у детей и взрослых подразумевается обширная группа легочных заболеваний, отличающихся и клинической картиной, и патогенезом, и этиологией. У каждого из них свои рентгенологические признаки, и терапия также имеет отличительные особенности. У новорожденных болезнь может возникнуть из-за перинатальных патологий и требует длительного наблюдения у неонатолога.

Почему ребенок более пневмонией: причины возникновения заболевания у детей

Пневмония представляет собой воспалительный процесс в ткани легких. Эти заболевания у детей могут быть внутриутробные и приобретенные. Заболевание может, как возникать первично, так и быть осложнением других болезней. Если за основной принцип классификации берутся морфологические изменения, то различают пневмонии мелкоочаговую (очаговую), сегментарную, полисегментарную, крупозную, интерстициальную. По клиническим формам принято различать простую пневмонию, токсическую, токсико-септическую.

Почему ребенок болеет пневмонией и какие факторы предрасполагают к развитию данного заболевания? В зависимости от того, какова причина заболевания пневмонией у детей, заболевания подразделяют на микробные, вирусные, грибковые, пневмонии, которые вызваны простейшими, а также - вызванные воздействием каких-либо механических или химических агентов. В ряду микроорганизмов, деятельность которых может стать причиной пневмонии у детей, следует назвать стафилококков, стрептококков, пневмококков, кишечную палочку (ее патогенные штаммы), палочку Фридлендера, энтерококков, вирусов, патогенных грибов (вроде аспергилл, кандид), микоплазму пневмоний, хламидий и пр.

Факторами, предрасполагающими к развитию данного заболевания, могут быть плохие социально-бытовые условия, в которых находится ребенок, хронические погрешности питания, анемия, рахит, патология со стороны органов дыхательной системы, пороки сердца, часто повторяющиеся острые респираторные инфекции и так далее. Также причинами возникновения пневмонии у детей могут быть наследственные заболевания. Пути проникновения возбудителя болезни в легкие - аэрогенный, бронхогенный; нередко возбудитель заболевания заносится в легкие с током лимфы или крови. Локализуется возбудитель в одном или нескольких сегментах легких.

Симптомы острой очаговой и крупозной пневмонии у детей

Острая очаговая пневмония у детей развивается в дошкольном и школьном возрасте. Как правило, данное заболевание является осложнением острой респираторной инфекции.

Болезнь характеризует острое начало. Температура тела сначала субфебрильная, потом может быть и фебрильной. Общее состояние ребенка довольно быстро ухудшается. Одни из симптомов острой пневмонии у детей – нарушение сна и аппетита. Маленький ребенок беспокоен, иногда возбужден. Отмечаются насморк, заложенность носа; ребенок чихает. Потом присоединяется кашель. В связи с нарастанием кислородной недостаточности появляется цианотичность (синюшность) носогубного треугольника. Постепенно меняется характер кашля: в начале заболевания ребенка беспокоит скорее покашливание, затем кашель становится все более частым, изнуряющим; при этом мокрота отходит трудно. Частота сердцебиений при острой очаговой пневмонии у детей увеличивается. Во время выслушивании легких - дыхание ослабленное или жесткое, сухие и влажные хрипы. В общем анализе крови: анемия, лейкоцитоз; СОЭ увеличена умеренно.

Крупозная пневмония у детей развивается при ослаблении сопротивляемости организма на фоне сенсибилизации к пневмококкам (именно этот микроорганизм чаще всего становится причиной развития заболевания). Пневмония крупозная в большинстве случаев наблюдается у дошкольников и школьников, значительно реже - у детей раннего возраста.

Какие признаки пневмонии у ребенка говорят о том, что заболевание имеет крупозную форму? Для этого заболевания характерно внезапное начало. Температура тела может повыситься до 40 ᵒС. Общее состояние ребенка быстро ухудшается. Также могут иметь место такие признаки крупозной пневмонии у ребенка, как озноб и головная боль. У ребенка дошкольного возраста могут отмечаться бледность кожных покровов, нездоровый румянец - обычно на стороне поражения. При дальнейшем ухудшении состояния - бред, ригидность затылочных мышц (ребенок не может наклонить голову вперед), даже и. На губах, на крыльях носа обнаруживаются высыпания по типу герпетических. Есть одышка. При осмотре ребенка врач видит участие в акте дыхания вспомогательных мышц.

Как видно на фото, при крупозной пневмонии у детей наблюдается западение надключичной ямки на стороне поражения:

Кашель у ребенка частый и болезненный, мокрота отделяется плохо. Та мокрота, какую больной ребенок выплевывает, - вязкая, светлая, но может быть и «ржавого» цвета. Если попросить ребенка сделать глубокий вдох, то ребенок жалуется на боль в боку. При выслушивании легких - дыхание ослаблено, могут быть непостоянные хрипы, имеющие крепитирующий характер. Со стороны анализа периферической крови клиническими симптомами крупозной пневмании у детей являются лейкоцитоз, нейтрофилез, ускорение СОЭ.

Как лечить пневмонию у детей: режим, питание, лекарства и физиотерапия

Выявив симптомы пневмонии у детей для лечения необходима госпитализация. Ребенка должен лечить врач с помощью медикаментозных средств. При терапии острых пневмоний учитывается этиологический фактор, клиническая форма болезни, а также течение болезни и индивидуальные особенности больного ребенка. В процессе того как лечить пневмонию у детей, важно соблюдение правильного режима дня, здоровое питание, эффективные лекарства и действенная физиотерапия.

Помещение, в котором находится больной ребенок, регулярно проветривается. Если есть возможность, в теплый период года ребенка выносят на свежий воздух; продолжительность таких прогулок может быть до 2 ч. (и до 30 мин. в прохладный период года). Температура воздуха в помещении поддерживается на уровне 18-20ᵒ С. При лечении пневмонии у детей необходим постельный режим; причем положение заболевшего ребенка в постели - несколько возвышенное. Положение ребенка в постели рекомендуется чаще менять. Если ребенок маленький - систематически носить его на руках. Обеспечить покой: чтобы ни шум, ни яркий свет, ни суета не раздражали больного.

Организуется полноценное питание ребенка. В пищевой рацион в необходимом соотношении включаются продукты, являющиеся для организма источниками белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Количество кормлений грудного малыша сохраняется прежним либо к обычному количеству кормлений добавляются одно и даже два (при необходимости). Пищевой рацион питания при пневмонии у детей старшего возраста разнообразится за счет мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц, сыров, овощей, фруктов, соков и т.д. Если ребенок отказывается от еды, не нужно принуждать его принимать пищу. В первые дни болезни (когда температура тела часто повышена) количество предлагаемой ребенку пищи можно уменьшить, зато следует чаще предлагать малышу питье - фруктовые и овощные соки, морсы, кисели, слабо заваренный черный байховый чай. Обильное питье не только способствует скорейшему очищению организма больного ребенка, но и благоприятствует отхаркиванию (кашель становится продуктивным).

Медикаментозное лечение назначает врач. Методы и средства фитотерапии показаны детям после года жизни. В сборах назначаются растения, которые обладают дезинфицирующим и отхаркивающим действием, а также растения, способные смягчать кашель. Проводится симптоматическое лечение. Во время повышенной температуре тела лекарства от пневмонии для детей дают жаропонижающие, при судорогах - противосудорожные, при сердечной недостаточности - сердечные средства. Поскольку витаминный баланс при пневмонии нарушается (развивается так называемая эндогенная витаминная недостаточность), требуется назначение наиболее важных витаминов в дозах, превышающих физиологические потребности в несколько раз. Так, для приема внутрь назначаются витамины А, С, Е, витамины группы В.

Применение физиотерапии при пневмонии у детей ускоряет выздоровление, особенно показаны такие физиотерапевтические процедуры, как УВЧ, СВЧ, электрофорез с лекарственными препаратами. В период выздоровления назначают УФО (ультрафиолетовое облучение); особенно показана эта процедура детям, у которых выявлены признаки рахита. Хорошо повышают сопротивляемость организма общий массаж грудной клетки, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, а также общие гигиенические ванны, которые ребенок принимает по 3-5 мин. (температура воды 36-38 °С).

После того как воспалительный процесс в легких завершится выздоровлением, ребенок еще довольно долгое время должен наблюдаться врачом. Может проводиться общеукрепляющее лечение (с активным использованием методов и средств фитотерапии). Важное значение имеют закаливающие процедуры. Иммунитет у ребенка быстро повышается при регулярном использовании натуральных овощных, ягодных и фруктовых соков.

Как лечить пневмонию у ребенка дома народными средствами

Перед тем как лечить пневмонию у ребенка дома, нужно посоветоваться с лечащим врачом. Родители не должны заниматься лечением этого грозного заболевания на свой страх и риск. Средства, рекомендуемые народными целителями и фитотерапевтами, имеют только вспомогательное значение. О том, какие из народных средств и фитосредств родители применяют для лечения малыша, необходимо доводить до сведения педиатра, который за лечение ответственен.

Для лечения пневмонии у детей народными средствами, чтобы облегчить состояние ребенка, с разрешения врача можно воспользоваться следующими домашними препаратами:

  • сок лука репчатого с медом; приготовление: отжать из луковицы сок (можно с помощью чесночницы), смешать с медом в пропорции 1:1; давать ребенку после 3 лет по 1 чайной ложке 2-3 раза в день за 15 мин. до еды; старшему ребенку можно давать это эффективное средство по 1 чайной ложке 3-4 раза в день за 15 мин. до еды;
  • молочный отвар плодов инжира; приготовление отвара: 2 сушеных плода инжира измельчить, залить стаканом молока и варить 10-12 мин., процедить; маленькому ребенку принимать отвар теплым по трети стакана 3 раза в день; ребенку старше 6 лет пить отвар горячим по 1 стакану 2 раза в день после приема пищи;
  • мазь из гусиного жира и воска; приготовление мази: 4 части гусиного жира и 1 часть воска растереть и хорошенько смешать - получится густая мазь; применение мази: 1-2 раза в день втирать ребенку эту мазь в грудь или спину; гусиный жир можно заменить жиром куриным, также в качестве заменителя можно использовать овечье сало.

При лечение пневмонии у детей народными средствами для смягчения кашля можно использовать отвары, обладающие эффективным отхаркивающим действием. Готовят их на основе следующих сборов лекарственных растений:

  • корней алтея лекарственного - 3 части, травы душицы обыкновенной - 3 части, листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 2 части, травы мяты перечной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, тщательно измельченной смеси залить стаканом воды и варить при слабом кипении примерно 5 мин., после чего настаивать полчаса, процедить; ребенку до 3 лет принимать по 1 чайной ложке средства каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет - по 1 десертной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку старше 7 лет - по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.;
  • почек сосны обыкновенной - 25 г, травы тимьяна ползучего - 25 г, травы сушеницы топяной - 20 г, травы фиалки трехцветной - 20 г, листьев подорожника большого - 15 г; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, тщательно измельченной смеси залить 200 мл воды и варить при слабом кипении 5-7 мин., после чего настаивать до получаса и процедить. Это народное средство от пневмонии детям до 3 лет нужно принимать по 1 чайной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет - по 1 десертной ложке через каждые 2-3 ч.; детям старше 7 лет - по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.

Лечение пневмонии у детей народными средствами в домашних условиях

А как лечить пневмонию у ребенка народными средствами, если заболевание принимает затяжное течение? В этом случае фитомедицина рекомендует в течение продолжительного времени использовать отвары, приготовленные из таких сборов:

  • травы медуницы лекарственной - 1 часть, цветков календулы лекарственной - 1 часть, цветков коровяка скипетровидного - 1 часть, травы первоцвета весеннего - 1 часть, листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку смеси залить стаканом воды и варить при слабом кипении 5-7 мин., затем настаивать полчаса, процедить; ребенку до 3 лет пить по 1 чайной ложке средства каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет принимать по 1 десертной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку старше 7 лет можно принимать и по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.;
  • листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 2 части, цветков бузины черной - 2 части, травы медуницы лекарственной - 2 части, травы иссопа лекарственного - 1,5 части, цветков липы сердцелистной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, измельченной смеси залить 200 мл воды и варить на слабом огне примерно 5 мин., потом настаивать 30-40 мин., процедить; принимать - как предыдущее средство.

Не исключено, что врач назначит какое-нибудь общеукрепляющее лечение. Чтобы лечить пневмонию у детей народными средствами в целях повышения сопротивляемости организма помогут витаминные чаи, приготовленные из таких сборов лекарственных растений:

  • плодов шиповника коричного - 5 частей, плодов рябины обыкновенной - 3 части, травы крапивы двудомной - 2 части, травы череды трехраздельной - 2 части, листьев малины садовой - 1 часть; приготовление средства: все названные компоненты нужно по возможности тщательнее измельчить, смешать, 1 столовую ложку сырья залить 200 мл крутого кипятка и настаивать в закрытой посуде, хорошо укутав полотенцем, от 45 мин. до 1 ч., процедить; ребенку до 3 лет пить по 25 мл чая 4 раза в день; ребенку старше 3 лет принимать по 50 мл средства 4-6 раз в день; пить этот чай нужно в теплом виде; можно добавлять мед по вкусу;
  • плодов смородины черной - 30 г, плодов шиповника коричного - 30 г; приготовление средства: все сушеные плоды тщательно измельчить, поместить сырье в предварительно прогретый термос, залить 400 мл кипятка и настаивать несколько часов, процедить; ребенку до 3 лет пить по четверти стакана чая 3 раза в день; старшему ребенку дозу можно увеличить до половины стакана 3 раза в день; чай пить нужно в теплом виде, в промежутках между приемами пищи.

Как ещё лечить пневмонию у детей народными средствами

При лечении пневмонии у детей в домашних условиях прекрасными источниками витаминов для ребенка с ослабленным иммунитетом могут служить отвары, которые готовят на основе следующих простых сборов:

  • плодов брусники обыкновенной - 1 часть, плодов шиповника коричного - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой смеси залить 2 стаканами воды и варить при слабом кипении 8-10 мин., потом настаивать 4 ч., процедить; ребенку до 3 лет принимать по четверти стакана средства 3 раза в день; ребенку старше 3 лет пить по полстакана отвара 3 раза в день; пить отвар теплым;
  • плодов шиповника коричного - 5 частей, плодов черники обыкновенной - 3 части, плодов малины садовой - 3 части, плодов облепихи крушиновидной - 2 части; приготовление отвара: тщательно измельчить сухое сырье, смешать, 1 столовую ложку смеси залить 2 стаканами воды и варить на слабом огне не более 5 мин., потом настаивать, хорошо укутав полотенцем (а можно и в термосе), 2 ч., процедить; ребенку 2-3 лет принимать по четверти стакана теплого отвара 3 раза в день; ребенку старше 3 лет - по полстакана отвара 3 раза в день; пить отвар следует в промежутках между приемами пищи.

Сопротивляемость организма ребенка быстро повысится в результате регулярного употребления внутрь различных овощных, фруктовых и ягодных соков. Иммунитет укрепится за счет поступления в организм большого количества витаминов и минеральных веществ. Во время лечения пневмонии у детей в домашних условиях систематическое употребление соков также способствует скорейшему очищению организма от шлаков, оставшихся после болезни; чем быстрее удастся вывести эти шлаки, тем меньше они будут угнетать организм и отнимать у него энергию. В рацион ребенка должны чаще вводиться такие соки, как томатный, морковный, апельсиновый, лимонный, яблочный, черносмородиновый и др.

Первичная профилактика пневмонии у детей раннего возраста

Профилактика пневмонии у детей раннего возраста начинается задолго до рождения малыша: организуется правильное питание будущей мамы, проводятся меры по предупреждению респираторных и инфекционных заболеваний, строго ограничивается прием женщиной некоторых лекарственных препаратов (в частности, антибактериальных средств). Эффективной профилактической мерой можно считать борьбу за естественное вскармливание малыша. Ребенок, с первых дней жизни получающий с молоком мамы антитела, менее подвержен заболеваниям, чем тот малыш, который с самого рождения вскармливается молочными смесями. Важным моментом профилактики пневмонии является своевременное выявление рахита и лечение этой болезни. Также как меры профилактики пневмонии у детей могут рассматриваться своевременные диагностика и лечение анемии, хронических расстройств питания.

Сопротивляемость организма ребенка хорошо повышают . Если закаливание проводится регулярно, вероятность заболевания малыша пневмонией становится минимальной. Среди используемых закаливающих процедур нужно назвать воздушные ванны, солнечные ванны, влажные обтирания, обливания (сначала - ног, потом - всего тела).

Для первичной профилактики пневмонии у детей постепенно и очень осторожно ребенок должен приучаться к употреблению холодного молока, мороженого, холодных напитков. Это делает ребенка более устойчивым к заболеваниям простудного характера и к пневмонии. Хронические очаги инфекции - кариозные зубы, увеличенные аденоиды, гипертрофированные миндалины - требуют санации.

Статья прочитана 3 942 раз(a).

О. пневмония – это инфекционное заболевание легочной паренхимы с развитием синдрома дыхательных расстройств, физикальными и аускультативными данными, а так же инфильтративных или очаговых изменений на рентгенограмме.

Актуальность темы: Чаще болеют дети до 3х лет. Частота 15-20:1000 детей.

1. Острая пневмония у детей раннего возраста – это тяжелое заболевание,

2. Пневмония опасна осложнениями (абсцесс легкого, миокардит, менингит),

3. Пневмония может давать неотложные состояния: дыхательная недостаточность, отек легких, сердечно-сосудистая недостаточность.

4. Летальный исход. Смертность от внебольничной пневмонии 5%.

5. Большая частота пневмоний у детей связана с АФО органов дыхания:

Экспираторное строение гр. клетки,

Богатая васкуляризация легких (гортани, трахеи), большое развитие междолевой соединит. ткани и меньшее кол-во эластичной ткани Þ высокая склонность к отекам,

Носовое дыхание, узкие дыхательные ходы (трахея, бронхи),

Мягкость ребер, податливость грудины приводит к формированию парадоксального дыхания (западение гр. клетки на вдохе),

Мягкость хрящей гортани, трахеи, бронхов приводит к сужению просвета дых. путей.

Этиология:

1. Вирусы гриппа, РС вирус, аденовирусы (группа встречается при любом виде инфицирования – внебольничная, внутриутробная, у новорожденных),

2. Пневмококки, стрептококки (при внебольничном заражении),

3. Кишечная палочка, клипсиелла, протей (внутрибольничная инфекция),

4. Стафилококк (чаще у новорожденных при внутриутробном заражении),

5. Микоплазма, хламидия (при внебольничном заражении, внутриутробном заражении, у новорожденных),

6. Цитомегаловирус у новорожденных детей со сниженным иммунитетом, синдромом иммунодефицита,



7. Грибы (кандида), пневмоцисты, у детей с иммунодефицитом.

У детей первого полугодия жизни чаще возбудители – стафилококк и кишечная палочка. У детей после года – пневмококк.

Тяжесть течения пневмонии обусловлена сочетанием инфекций: вирусно-бактериальная, бактериально-бактериальная (чаще встречается при внутрибольничном инфицировании).

Пути проникновения инфекции: бронхогенный , гематогенный .

Предрасполагающие факторы:


1. Внутриутробная гипоксия плода,

2. Асфиксия новорожденного,

3. Внутричерепная род травма,

4. Спинальная травма,

6. Гипотрофия,

7. Анемия,

8. Врожденные пороки сердца,

9. Пороки развития бронхо-легочной системы.


Патогенез: Вирусная инфекция снижает иммунитет ребенка и вызывает некротические изменения дыхательных путей. В результате вырабатывается избыточная секреция со сниженными бактерицидными свойствами, которая облегчает проникновение инфекции в нижние отделы дыхательных путей.

Воспалительный процесс может локализоваться в пределах одного или нескольких сегментов в паренхиме легких, в респираторных бронхиолах. В случае закупорки слизью сегментарного бронха развивается сегментарная пневмония . При развитии процесса и распространения его на долю, развивается долевая или крупозная пневмония. При наличии закупорки мелкого бронха развивается очаговая бронхопневмония . При поражении межуточной ткани легкого (интерстиций) – интерстициальная пневмония.

Осложнения:

1. Ателектаз (участок невентилируемого легкого,

2. Деструкция (распад, разрушение),

3. Формирование инфильтратов с участками некроза.

Классификация:

По форме локализации процесса:

  1. Очаговая бронхопневмония
  2. Сегментарная (полисегментарная)
  3. Крупозная (долевая)
  4. Интерстициальная

По течению : Острая (до 6 нед.); Затяжная (от 6-8 нед. до 8 мес.)

По степени тяжести:

1. Не осложненная

2. Осложненная с легочными проявлениями (плеврит, абсцесс, деструкция)

3. С внелегочными осложнениями (инфекционно-токсический шок, ДВС синдром, ССН)

Клиника У детей раннего возраста острая пневмония протекает более тяжело, процесс чаще бывает двухсторонним. Чаще встречается очаговая пневмония.

Клиника очаговой пневмонии . Очаговая пневмония имеет доброкачественное течение и поддается лечению.

Чаще всего начинается с клиники ОРВИ и характеризуется следующими синдромами:

- катаральный . Затрудненное носовое дыхание, ринорея; кашель вначале сухой поверхностный, затем глубокий влажный; у старших детей отмечается боль за грудиной при кашле, у детей раннего возраста при кашле – боль в животе,

- интоксикации . Вначале субфебрильная температура, слабость; ко 2-4дню усиливается синдром интоксикации высокой лихорадкой до 39ºС более 3х суток, резкая слабость, бледность, снижение аппетита, тахикардия, сонливость,

- синдром ДН . Одышка смешанного характера, ЧДД у детей

до 2х месяцев – до 60 в ¢,

до 12 месяцев – до 50 в ¢,

до 5 лет – до 40 в ¢. Отмечается цианоз носогубного треугольника, акроцианоз, бледность кожных покровов. ДН проявляется с участием вспомогательной мускулатуры, втяжением яремной ямки и эпигастрального угла, раздуванием крыльев носа, в тяжелых случаях может развиться брадипноэ и патологическое дыхание,

- синдром локальных изменений в легких. При осмотре отставание одной половины грудной клетки в акте дыхания, при перкуссии – укорочение (притуплении) перкуторного звука, при аускультации в области воспаления ослабленное или жесткое дыхание и наличие локальных мелкопузырчатых или крепитирующих хрипов. Хрипы появляются в период разрешения патологического процесса при рассасывании очага инфильтрации.

Клиника сегментарной пневмонии. Это разновидность очаговой пневмонии с вовлечением одного или нескольких сегментов. Для нее характерно более тяжелое течение.

Клиника крупозной (долевой) пневмонии. В основном она встречается у детей старше 3х лет и характеризуется поражением нескольких сегментов или доли легкого. Чаще она локализуется в верхней или нижней доле правого легкого. Для неё характерно внезапное начало, лихорадка до 40ºС, выраженная интоксикация, одышка, боли в боку или животе (это при поражении нижней доли), кашель влажный с отхождением красновато-коричневой мокроты, состояние больного тяжелое. В период разгара болезни бывают осложнения со стороны ССС, ЦНС и почек.

Клиника интерстициальной пневмонии. Она возникает у ослабленных детей на фоне иммунодефицитного состояния. Основной синдром – это дыхательная недостаточность до 80-100 в ¢, лихорадка, общий цианоз. Кашель частый, мучительный, непродуктивный, локальные изменение выражены слабо по типу синдрома немого легкого. Течение очень тяжелое с развитием легочных осложнений. Исход чаще – пневмосклероз или образование бронхоэктазов.

Степени дыхательной недостаточности:

1. ДН I степени – одышка без участия вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, отсутствие ДН в покое. Цианоз периоральный, носогубного треугольника, непостоянный, усиливающийся при беспокойстве, исчезающий при оксигенотерапии 40-50% (О2). Поведение ребенка не нарушено.

2. ДН II степени . Одышка в покое, постоянная, с участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, втяжением уступчивых мест. Дыхание свистящее «кряхтящий вдох», цианоз периоральный, акроцианоз, неисчезающий при оксигенотерапии 40-50%. АД повышено. Поведение – вялость, сомнолентность сознания, адинамия, сменяющаяся кратковременными эпизодами возбуждения.

3. ДН III степени . Выраженная одышка. ЧДД более 150% от нормы (100 и выше). Дыхание аритмичное, парадоксальное. Приступы брадипноэ. Отмечается дисинхранизация дыхания. Цианоз генерализованный, слизистых, губ, кот не проходит при оксигенотерапии 100% кислородом. Бледность, мраморность кожных покровов, холодный липкий пот, АД ¯. Поведение: вялость, сомнолентность сознания, снижена реакция на боль, судороги, гипоксическая кома.

Диагностические критериИ ПНЕВМОНИЙ.

  1. Физикальные изменения,
  2. Стойкий фебрилитет более 3х дней (лихорадка),
  3. Выражены симптомы интоксикации и дыхательной недостаточности,
  4. Рентгенологические изменения с выявлением очаговых или инфильтративных теней в области легочных полей,
  5. Остро воспалительные изменения в ОАК (лейкоцитоз со сдвигом влево, ­ СОЭ),
  6. Бактериологическое и серологич. исследование мокроты, слизи из зева.

Лечение. 1. Проводится в условиях стационара и дома. Показания к госпитализации: дети до 1 года, тяжелые пневмонии с применением интенсивной терапии, затяжное течение, неблагоприятные ЖБУ.

2. Режим постельный, температура помещения 18-20ºС.

3. Рациональное питание, питание по желанию.

4. Достаточное количество жидкости, выпаивать ребенка растворами Регидрона, Оралитом, глюкозо-солевыми растворами ; витаминизированное питье – морсы, компоты, соки.

5. Основной вид лечения – антибактериальная терапия. Она назначается в зависимости от вида возбудителя.

При внебольничной пневмонии у детей до 6 месяцев назначают полусинтетические пенициллины защищенные (Флемоксин, Солютаб ), или цефалоспорины парентерально.

При микоплазменной, хломидийной – макролиды 2 и 3 поколения (Макропен, Сумамед, Клацид ). При неэффективности – цефалоспорины 2 и 3 покол. парентерально (Клафоран, Цефтриаксон, Цефазолин, Цефабол, Цефтизим).

1. Симптоматическая терапия:

Отхаркивающие растительного производства (сироп подорожника, корень солодки) , Лазолван, Кленбутирол, Геделикс, Бронхикум, Эреспал, Амброксол в сиропе.

Противокашлевые в первые 1-2 дня (Коделак, Синекод, Бромгексин ),

Бронхолитики (Теофиллин, Эуфиллин, Теопек ),

Жаропонижающие,

Антигистаминные 2 и 3 поколения (Ларотадин, Кларисенс, Зиртек, Зодак) ,

Витаминотерапия (вит. В, С, А, Е).

2. Биопрепараты на фоне АБ (Бифидумбактерин, Ацепол, Линекс, Нормофлорин).

3. Дезинтоксикационная терапия при токсикозе 2 и 3 степени в/в кап. глюкозо-солевые растворы, Реополиглюкин, Гемодез .

4. Санация дыхательных путей – промывание носовых ходов физ. раствором, отсасывание слизи, в тяжелых случаях – оксигенотерапия.

  1. Физиолечение – СВЧ, ЭВТ, электрофорез на грудную клетку.
  2. Ингаляционная терапия с Беродуалом и Лазолваном.
  3. В период реконвалесценции – дых. гимнастика, массаж грудной клетки, ЛФК.

Диспансерное наблюдение от 1 до 6 месяцев у пульмонолога. Профилактические прививки после острой пневмонии проводят по решению иммунолога и пульмонолога не раньше, чем через 2 месяца после выздоровления.

Для профилактики назначают ЛС, стимулирующие иммунитет – Пентоксил, Дибазол, Эхинацея, Иммунал, Бронхомунал, Рибамунил, ИРС-19.

диатезом, гипотрофией и новорожденных

При рахите , особенно II и III степени, в связи с деформацией грудной клетки снижается вентиляция легких. Кроме того, выраженная общая гипотония влияет на снижение тонуса дыхательных путей, в результате чего выделяющийся слизистый секрет не откашливается, а пассивно стекает в бронхи и бронхиолы с последующей закупоркой их и образованием ателектазов, что способствует более легкому возникновению пневмонии. Чаще всего она мелкоочаговая, характеризуется тяжелым и затяжным течением. У таких детей наблюдается более значительное увеличение печени, иногда и селезенки. Может быть умеренно выраженная гипохромная анемия. При распознавании пневмонии у детей, страдающих рахитом, возникают затруднения, так как у них в связи с деформацией грудной клетки и вне заболевания могут обнаруживаться участки притупления и хрипы. Поэтому при обосновании диагноза пневмонии необходимо учитывать характер одышки, кашля, выраженность цианоза, наличие крепитирующих хрипов, повышение температуры и результаты рентгенологического обследования.

Пневмонии у детей с экссудативно-катаральным диатезом. Патогенез таких пневмоний довольно сложен: наряду с наличием при диатезе нарушений всех видов обмена ведущую роль играет состояние вегетативно-эндокринной системы и своеобразная реактивность организма, склонность к аллергическим и анафилактическим проявлениям. Так, в анамнезе детей с бронхиальной астмой всегда имеются указания на частоту различных проявлений экссудативного диатеза и катаров дыхательных путей со своеобразным затяжным течением. П. С. Медовиков к числу основных причин частоты и своеобразия пневмоний при экссудативном диатезе относит так называемые приливы, зависящие от сосудодвигательных расстройств при соответствующей реакции вегетативной нервной системы. На почве таких и возникают пневмонии. Некоторые формы пневмоний у детей с экссудативный диатезом носят циклический характер, имеют острое начало и критическое падение температуры; клиника их чрезвычайно сходна с таковой при лобарных или крупозных пневмониях. Основное их отличие - кратковременность течения даже без лечения антибиотиками и сульфаниламидами. Эти формы чаще встречаются у детей после 3 лет и в генезе их можно предположить аллергическую реакцию сенсибилизированного организма, поскольку при экссудативном диатезе обычно имеются рыхлые, гиперплазированные миндалины с большими лакунами, создающими возможность постоянного инфицирования и в дальнейшем сенсибилизации организма. В крови больных отмечается эозинофилия (10-12%). Такие дети крайне склонны к аллергическим и анафилактическим реакциям, причем фактором, вызывающим анафилаксию, может быть даже гомологичный белок..

В патогенезе пневмоний новорожденных большую роль играют недостаточное регулирование механизмов дыхания и газообмена, незрелость и недифференциро-ванность легочной ткани (наиболее выраженная у недоношенных). У детей с перинатальными поражениями мозга и ателектазами легких вероятность развития пневмонии наиболее высока. Распространение воспалительного процесса может происходить как по бронхам и лимфатическим сосудам, так и гематогенно (при сепсисе). Клиническая картина. Вначале заболевания общие нарушения (токсикоз, отказ от еды, дыхательная недостаточность) значительно преобладают над физикальными признаками. Ранними основными симптомами пневмонии явля-тюся одышка (изменение частоты, глубины и формы дыхания), раздувание крыльев носа. Снижение глубины дыхания приводит к уменьшению альвеолярной вентиляции, что ведет к респираторной кислородной недостаточности, накоплению недоокисленных продуктов и развитию ацидоза. Гипервентиляция легких сопровождается вододефицитным токсикозом и, следовательно, гиперэлектролитемией. Нарушение гомеостаза и КОС при пневмонии у недоношенных детей значительно утяжеляет течение основного заболевания. При кислородной недостаточности (гипоксия) особенно страдают наиболее чувствительные системы - ЦНС, сердечно-сосудистая система и печень. Действие гипоксемии на ЦНС проявляется в первоначальном раздражении ее и последующем угнетении. Миокард у новорожденных менее чувствителен к кислородной недостаточности, чем у старших детей что объясняется избыточным содержанием в нем окислительно-восстановительного фермента (глютатиона), значительным автоматизмом и меньшей изношенностью мышцы. Наоборот, клетки бульбарных центров чрезвычайно чувствительны к гипоксемии. Этим объясняются своеобразные формы одышки при пневмонии новорожденных и бурный сосудистый коллапс при удовлетворительной работе сердца. У детей раннего возраста гипоксемия, как правило, переходит в кислородное голодание тканей - гипоксию, что приводит к значительным нарушениям всех видов обмена веществ. Снижение активности окислительных процессов сопровождается недостаточностью всех дыхательных ферментов, в том числе витамина В. Достаточно ярко проявляется гиповитаминоз А, с которым связано присоединение к пневмонии гнойных осложнений: отитов, пиодермии, пиелитов и др. Таким образом, вследствие анатомо-физиологических и иммунобиологических особенностей, незрелости отдельных систем (дыхательной и нервной) недоношенного ребенка, а также неполноценности защитных механизмов и легкого нарушения тканевых барьеров клиническая картина пневмоний у новорожденных, особенно недоношенных, довольно своеобразна. Прежде всего на первый план выступают не местные легочные явления, а изменения общего состояния ребенка. Чаще всего на практике приходится встречаться с мелкоочаговой пневмонией и реже - с интерстици-альной. В течении пневмонии различают несколько периодов: начальный; ранний, или предвоспалитель-ный; разгара, стабилизации признаков, обратного развития процесса (разрешение пневмонии). Следует отметить, что у недоношенных такое разделение течения пневмонии осложняется скудностью клинических проявлений. Постановка диагноза трудна, и часто помогает выявить пневмонию подробный анамнез антенатального периода развития ребенка.



Пневмонии у детей с гипотрофией I степени : по клинической картине они почти не отличаются от пневмоний у страдающих нормотрофией, а с 2-3 ст см.как при рахите .

51. Стафилококковая пневмония у детей. Особенности лечения

Стафилококковые пневмонии встречаются в любом возрасте.

Они бывают первичными, при бронхогенном распространении инфекции, и вторичными, при стафилококковом сепсисе, когда инфекция проникает в легкие гематогенным путем. Приблизительно 30% всех случаев стафилококк. пневмоний приходится на возраст до 3 месяцев жизни и 70% - до 1 года.

Стафилококки, в частности золотистый стафилококк, выделяют токсины и энзимы, такие, как гемолизин, лейкоцидин, стяфилокиназа, комгулаза, которые обусловливают их вирулентность и агрессивность и вызывают геморрагические некрозы, ведущие к деструкции легочной ткани. При этом образуются множественные абсцессы, содержащие скоплении стафилококком, лейкоцитов, эритроцитов и некротических масс. На поверхности плевры, лежащей рядом с очагами деструкции легких, часто появляется фибринозно-гнойный экссудат, развиваются осумкованные плевриты. Разрыв небольших субплевральных абсцессов ведет к развитию пиопневмоторакса. В легочных венах участков деструкции и воспаления могут образовываться септические тромбы.

Симптомы стафилококковой пневмонии

Более часто у детей 1-го года жизни стафилококковые пневмонии отмечаются при стафилококковых заболеваниях кожи, пупка и др. На этом фоне внезапно ухудшается общее состояние ребенка, повышается температура, появляется кашель как следствие присоединения респираторного заболевании. Быстро нарастают тахипноэ, диспноэ, цианоз, тахикардия. Ребенок может находиться в состоянии угнетения или, наоборот, возбуждения. У многих детей имеются желудочно-кишечные расстройства (рвота, анорексия, диарея, метеоризм).

В последующем клиническая картина зависит от стадии болезни. При присоединении гнойного экссудата в плевре или пиопневмоторакса внезапно резко ухудшается состояние, усиливаются одышка, беспокойство. Температура становится гектической. На месте скопления экссудата и фибриноидных наложений перкуторный звук укорачивается, голосовое дрожание и дыхание ослабляются. Однако физикальные данные по выраженности могут не соответ. имеющимся явлениям расстройства дыхания.

Рентгенологически в зависимости от стадии болезни обнаруживается гомогенное затемнение различной величины, вовлекающее целые доли или все легкое. В большинстве случаев инфильтративный процесс локализуется справа, менее чем в 20% бывает двусторонним. Вовлечение в процесс плевры отмечается у большинства детей, а пиопневмоторакс - почти у 25%. Рентгенологически могут быть выявлены очаги деструкции, протекающие асимптоматично или при бедных физикальных данных.

В крови детей более старшего возраста наблюдаются часто выраженный лейкоцитоз, нейтрофилез со сдвигом влево. У детей 1-го года жизни, особенно ослабленных, количество лейкоцитов может оставаться нормальным. СОЭ обычно увеличенная. Развивается анемия.

Нагноительный процесс в легких может вызываться и другими возбудителями. Однако стафилококковая пневмония в отличие от других прогрессирует более быстро. Для подтверждения стафилококковой этиологии процесса проводится бактериологическое исследование слизи из трахеи или содержимого плевральной полости. Обнаружение стафилококков в носоглотке не подтверждает диагноза стафилококковой пневмонии. При первичных стафилококковых пневмониях кровь, как правило, оказывается стерильной.

Стафилококковая пневмония часто протекает с различными гнойными осложнениями (отит, пиелонефрит и др.). При благоприятном течении заболевание заканчивается выздоровлением через 6-8 недель.

Лечение . Учитывая тяжесть течения стафилококковой пневмонии у детей, необходимо создавать высокие концентрации эффективных антибиотиков и антибактериальных препаратов в крови и очаге. Лечение обычно начинают с больших доз пенициллина (300-500 тыс. ЕД кг/веса). Из полусинтетических пенициллинов широко применяется ампициллин, а также сочетание его с оксациллином (ампиокс, ампиклокс). Полусинтетические пенициллины можно вводить одновременно с пенициллином. Целесообразно назначение антибиотиков направленного действия. Положительные результаты дает дополнение комбинации антибиотиков внутривенным введением препаратов нитрофуранового ряда (салафур). Эффективно также внутривенное применение хлорфиллипта. Таким образом, в первые 2-3, недели одновременно с антибиотиками вводятся антибактериальные препараты. Длительность использования антибиотиков определяется течением болезни.

Обязательна дезинтоксикационная терапия. Внутривенные капельные введения плазмы, особенно антистафилококковой (8-10 мл/кг с интервалом в 2-4 дня), уменьшают токсикоз и улучшают течение процесса. Для повышения реактивности назначается и антистафилококковый гамма-глобулин, а также стафилококковый анатоксин. С целью дезинтоксикации внутривенно, капельно вводятся и плазмозаменяющие растворы, а также растворы глюкозы, полиионные растворы (обязательно с учетом диуреза). При задержке жидкости одновременно назначаются диуретические препараты. Необходимы гемотрансфузии. Особенно эффективно прямое переливание крови. Учитывая сенсибилизирующее влияние стафилококка, проводится десенсибилизирующая терапия - димедрол, пипольфен, супрастин по 0,1 мг/кг. В очень тяжелых случаях течение болезни улучшает короткий курс (3-4 дня) гормональной терапии, которая проводится на фоне массивной комбинированной антибиотикотерапии. Необходимы сердечные гликозиды.

При осложнениях (пиопневмоторакс, гнойный плеврит) больных детей пневмонией нужно переводить в хирургические стационары

Пневмония (воспаление легких) является инфекционным заболеванием, которое развивается в респираторном отделе дыхательной системы с обязательным вовлечением в воспалительный процесс легочной ткани и характеризуется развитием специфического симптомо-комплекса -интоксикация, дыхательные расстройства, изменения в легких выявляемые при осмотре и на рентгенограмме.

Пневмония может быть самостоятельным заболеванием, а может возникнуть как осложнение какого-либо заболевания. Наибольший процент заболеваемости пневмонией приходится на ранний детский возраст, сокращаясь в два-три раза у подростков. В периоды эпидемий гриппа заболеваемость повышается.

При пневмонии возбудитель попадает в самые нижние отделы дыхательной системы. В результате этого пораженная часть легкого теряет возможность выполнять свои функции: усваивать кислород и выделять углекислый газ. Поэтому эта болезнь протекает гораздо тяжелее других респираторных инфекций.

Факторы риска

Увеличивают риск развития пневмонии следующие предрасполагающие факторы :

У детей раннего возраста

  • Недоношенность;
  • Тяжелая перинатальная патология (асфиксия, внутриутробная гипоксия, родовая травма и другие);
  • Синдром рвоты и срыгивания;
  • Искусственное вскармливание;
  • Гипотрофии;
  • Врожденные пороки сердца, пороки развития легкого;
  • Муковисцедоз;
  • Наследственные иммунодефициты, гиповитаминоз.

У детей школьного возраста

  • Хронические очаги инфекции в ЛОР-органах;
  • Рецидивирующие и хронические бронхиты;
  • Курение (как активное, так и пассивное);
  • Охлаждение организма, стрессовые реакции.

Различают несколько видов пневмонии

По условиям инфицирования : внебольничные (домашние), внутрибольничные (госпитальные).

У новорожденных пневмонии делят на внутриутробные (врожденные) и приобретенные (постнатальные).

По морфологическому признаку : очаговая, сегментарная, очагово-сливная, крупозная (долевая), интерстициальная.

По течению - острая, затяжная.

Пневмония на фоне искусственной вентиляции легких : ранняя (первые 72 часа ИВЛ) и поздняя (4 суток и более на ИВЛ).

Выделяют также пневмонии у лиц с иммунодефицитом.

По этиологическому признаку :

  • пневмония вызванная Streptococcus pneumoniae; Haemophilus influenzae, стафилококки, пневмококки, кластридии другие возбудители.
  • Также различают бактериальные и вирус-ассоциированные пневмонии.

Причины и возбудители пневмонии у детей

В большинстве случаев причина пневмонии - инфекция. Чаще всего острая пневмония развивается у ребенка, переносящего ОРВИ, на первой недели болезни.

К развитию тяжелых пневмоний, как правило, приводит смешанная флора - бактериально-бактериальная (сочетание стафилококка, гемофильной палочки или стрептококков), вирусно-бактериальной, вирусно-микоплазменной и другие.

Особенностью является, то что пневмония - это типичный инфекционный процесс. Это значит, что различные возбудители вызывают заболевания, которые по клиническим признакам не имеют существенных различий.

Риск развития пневмонии увеличивается при наличии предрасполагающих факторов.

Наиболее частые возбудители пневмонии у детей

Внутриутробные пневмонии (первые дни жизни). Бактерии - стрептококки группы В, реже кишечная палочка, клебсиелла пневмонии, золотистый и эпидермальный стафилококк; Вирусы - цитомегаловирус, герпес. Другие - микоплазмы, уреалитикум.

5 дней - 1 месяц: бактерии - стафилококки, колиформные бактерии, листерия. Вирусы - цитомегаловирус, РС-вирус, герпес. Другие - хламидия трахоматис.

1 месяц - 6 месяцев : бактерии - пневмококк, золотистый стафилококк, гемофильная палочка. Вирусы - РС вирус, парагрипп, цитомегаловирус. Хламиия трахоматис.

6 месяцев - 5 лет : бактерии - пневмококк, золотистый стафилококк, гемофильная палочка. Вирусы - РС-вирус, аденовирус, грипп, герпес.

Старше 5 лет : бактерии - пневмококк, гемофильная палочка. Вирусы - грипп А, В, пикорнавирусы. Микоплазмы, хламидии.

Этиологический спектр пневмоний зависит от критериев качества диагностики. По данным многих авторов, среди очаговых и инфильтративных пневмоний около 77-83% обусловлены бактериальными возбудителями.

Клинические проявления пневмонии у детей

Клинические симптомы различных видов пневмоний схожи, но все же имеются некоторые особенности в зависимости от возраста и степени поражения легочной ткани.

Наиболее часто встречаются очаговые пневмонии .

Течение пневмонии у детей раннего возраста

Так, симптомы пневмонии у грудных детей и детей раннего возраста характеризуются: выраженной интоксикацией, на первый план выступают признаки дыхательной недостаточности (одышка, цианоз, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания), характерно более позднее появление физикальных изменений в легких (укорочение перкуторного тона над очагами поражения, ослабленное или жесткое дыхание, хрипы).

Для пневмонии у младенцев характерны в начальном периоде катаральные изменения - насморк, чиханье, сухой кашель, нарушение общего состояния, повышение температуры тела до субфебрильных цифр. В дальнейшем кашель усиливается, общее состояние ухудшается, дети становятся вялыми, бледными, может быть неустойчивый стул, срыгивания, рвота. Наиболее характерны эти симптомы пневмонии у детей 1 года жизни. Хотя у некоторых малышей заболевание может начаться среди полного здоровья с выраженного, резкого повышения температуры тела, нарушения общего состояния (вялость, слабость, сонливость, отказ от еды), появления одышки, кашля.

При пневмонии у новорожденных помимо одышки (учащения дыхания), цианоза, хрипов в легких, особое диагностическое значение имеют нарушение ритма дыхания, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных мышц, яремной ямки, раздувание крыльев носа), ригидность грудной клетки. Для новорожденных характерна гипертермия (значительное повышение температуры тела) и выраженная интоксикация организма.

При объективном осмотре врач может выявить признаки вздутия легких, такие как коробочный оттенок перкуторного тона, сужение границ относительной сердечной тупости. Аускультативно (прослушивание легких с помощью стетоскопа) в начале заболевания выслушивается ослабленное дыхание. Далее появляются локальные звучные мелкопузырчатые и крепитирующие хрипы (у половины больных они могут появиться и в первые дни болезни.

На рентгенограмме выявляют вздутие легких, расширение корней легких, усиление легочного рисунка, неправильной формы очаговые тени с не резкими контурами.

Течение пневмонии у детей дошкольного и школьного возраста

Начало заболевания может быть постепенным, с медленным развитием клинических симптомом к концу 1-й - началу 2-ой недели заболевания, а может быть внезапным, при котором уже в первые 3 дня появляется яркая клиническая картина. У детей 2-4 лет пневмония чаще протекает по второму варианту. Симптомы пневмонии у детей 7 лет нарастают, как правило, постепенно.

При первом (постепенном) варианте развития, у ребенка на фоне ОРВИ появляются или нарастают признаки интоксикации (лихорадка, головная боль, вялость, снижение аппетита, ухудшение самочувствия), нарушается сон, отмечается обложенность языка, учащение сердцебиения. Присоединяются «легочные» жалобы: влажный кашель, одышка, иногда могут быть боли в боку. Для больных пневмонией типична небольшая бледность кожных покровов при нормальной окраске слизистых. Обращает на себя периоральный (вокруг рта) цианоз, участие вспомогательной мускулатуры.

При объективном осмотре можно выявить: укорочение перкуторного тона над очагами поражения, здесь же ослабленное или жесткое дыхание, крепитирующие постоянные мелкопузырчатые хрипы. Характерной особенностью для пневмонии является стойкость локальной симптоматики.

При втором варианте (внезапном бурном начале) все вышеуказанные симптомы (легочные жалобы, интоксикация, дыхательная недостаточность, локальные изменения над легкими) появляются в первые часы болезни.

На рентгенограмме выявляют очаговые тени в одном из легких

Сегментарные пневмонии

Очаговые пневмонии, которые занимают сегмент или несколько сегментов, называют сегментарными. Описано три варианта течения сегментарной пневмонии:

доброкачественное - скудная клиническая картина, дыхательная недостаточность, интоксикация, кашель и вовсе могут отсутствовать;

по типу крупозной пневмонии с в внезапным началом, лихорадкой, сильной интоксикацией, циклическим течением;

по типу очаговой пневмонии.

Диагностика

Для постановки диагноза проводят следующее обследование:

  1. общий клинический анализ крови;
  2. рентгенограмму органов грудной клетки;
  3. бактериологические посевы из различных локусов для определения возбудителя и чувствительности его к антибиотикам.

Лечение пневмонии у детей

Лечение пневмонии у детей в домашних условиях возможно, но лишь при нетяжелых, неосложненных формах, при наличии благоприятных жилищно-бытовых условий, при достаточном уровне общей и санитарной культуры членов семьи, уверенности в четком выполнении родителями всех назначений врача. Врач-педиатр посещает такого больного ежедневно до стойкого улучшения общего состояния.

Лечение пневмонии комплексное:

  • Режим - постельный в течение всего лихорадочного периода, охранительный на протяжении болезни, тщательный уход за кожей и слизистыми, проветривание помещения;
  • Питание - должно соответствовать возрасту ребенка. В острый период пища должна быть механически и химически щадящей. Количество жидкости в лихорадочных период увеличивают на 20%;
  • Антибактериальная терапия - основной вид лечения, направленный на причину заболевания;
  • Витаминотерапия;
  • Симптоматическая терапия - муколитическая, отхаркивающая, антипиретическая терапия;
  • Фитотерапия - сборы, содержащие растения с отхаркивающим (корень девясила, солодки, шалфей, чабрец и др), дезинфицирующим действием (исландский мох, зверобой, листья березы);
  • Стимуляция защитных сил организма в периоде выздоровления - дибазол, пентоксил, женьшень и другие.
  • Профилактика дисбактериоза - пробиотики;
  • Физиотерапия;
  • Лечебная физкультура и гимнастика, в том числе и дыхательная.

Прогноз

При острой пневмонии в случае отсутствия осложнений и сопутствующих заболеваний при своевременно начатом лечении прогноз благоприятный.

Другая информация по теме


  • Церебральная ишемия у новорожденных

  • Рахит у детей — причины и предрасполагающие факторы

  • Герпес. Знакомый незнакомец

Пневмония — острое инфекционное заболевание легочной паренхимы.

Основным возбудителем пневмонии у детей — пневмококкк, до 6 месяцев, может быть атипичная флора: хламидии.

Дети старше 6 мес до 6 лет: 80% случаев пневмококк, гемофильная палочка, золотистый стафилококк, может быть атипичная флора: микоплазма, риновирус, парагрипп, вирус гриппа, РСВ, аденовирус.

Дети школьного возраста: пневмококк.

Грибковые пневмонии чаще у детей с ИДС, может быть пневмоцистная пневмония.

Патогенез. Основной путь проникновения микробов — бронхолегочный с последующим распространением инфекта в респираторные отделы. Может быть гематогенный путь распространения, а также лимфогенный, но очень редко. Попадая в респираторные бронхиолы, инфекционный агент распространяется за их пределы, вызывая воспаление в паренхиме легких (т.е. пневмонию). При распространении бактерий и отечной жидкости через поры альвеол в пределах одного сегмента возникает сегментарная пневмония, а при более бурном распространении — долевая (крупозная) пневмония. Там же в процесс вовлекаются регионарные лимфатические узлы. На рентгенограммах это проявляется расширением корней легкого. Прогрессирует кислородная недостаточность. Развиваются изменения со стороны ЦНС, ССС, ЖКТ, нарушаются обменные процессы, прогрессирует ДН.

Предрасполагающие факторы с учетом анатомо-физиологических особенностей органов дыхания.

    анатомо-физиологические особенности бронхолегочной системы (недостаточная дифференцировка ацинусов и альвеол, слабое развитие эластической и мышечной ткани бронхов, обильное кровоснабжение и лимфоснабжение легочной ткани → развивается значительная эксудация и распространение пневмонического процесса, ↓ защитной ф-ции мерцательного эпителия бронхов, слабость кашлевых толчков → задержка секрета в дыхательных путях и размножение м/о, узость нижних дых путей→ стенозирование и обтурация дых путей, морфофункциональная незрелость ЦНС, лабильность дыхательного и сосудодвигательного центров)

    незрелость клеточного и гуморального иммунитета;

    генетически обусловленные факторы (наследственное предрасположение, наследственные болезни);

    пассивное курение;

    ранний возраст;

    неблагоприятные социально-бытовые аспекты;

    наличие аномалий конституции, рахита, хронических расстройств питания.

До 1 года дети госпитализируются обязательно в стационар на лечение, вне зависимости от тяжести.

Классификация.

Морфологическая форма

По условиям ин­фицирования

Осложнения

Легочные

Внелегочные

■ Очаговая

■ Сегментарная

■ Крупозная

■ Интерсти-

циальная

— внебольничная

— Госпитальная
(в момент
госпитализации + 48 часов после выписки)

Приперина­тальном инфици­ровании

— у больных с иммунодефици­том

■Затяжная
рассасывание
инфильтрата
затягивается
более чем
на 6 недель.

■ Синпневмонический плеврит

■ Метапневмонический плеврит

■ Легочная де­струкция

Абсцесс легкого

■ Пневмоторакс

■ Пиопневмоторакс

■Инфекционно
— токсический шок

■ДВС-синдром

■Сердечно-сосудистая недостаточность

■Респираторный дистресс-синдром взрослого типа

Клиника.

Диагностические критерии:

— Интоксикационный синдром (повышение температуры тела, вялость, уменьшение аппетита).

— Респираторно-катаральный синдром (сухой болезненный кашель, сменяющийся на продуктивный с гнойной/ржавой мокротой; одышка смешанного характера).

Специфический синдром для пневмонии это — синдром локально-физикальных изменений (пневмонической инфильтрации) : локальное усиление голосового дрожания, притупление перкуторного звука (или тупость), ГК может быть вздута, отстование одной половины грудной клетки в акте дыхания, жесткое или бронхиальное дыхание, крепитация(накопление экссудата в альвеолах), мелкопузырчатые влажные хрипы

— инфильтративные тени на рентгенограмме, имеющие нечеткие очертания;

— изменения в общем и биохимическом анализе крови воспалительного характера.

— может быть синдром токсикоза 1-3 степени в процессе заболевания

— может быть синдром дыхательной недостаточности по рестриктивному типу, возникает из-за невозможности полноценного расправления альвеол при поступлении в них воздуха, свободно проходящего по дыхательным путям. Основными причинами рестриктивной дыхательной недостаточности являются диффузное поражение легочной паренхимы.

Дыхательная недостаточность I степени характеризуется тем, что в покое либо нет ее клинических проявлений, либо они выражены незначительно. Однако при легкой физической нагрузке появляются умеренная одышка, периоральный цианоз и тахикардия. Насыщение крови кислородом нормальное или может быть снижено до 90% (РО 2 80-90 мм рт. ст.), МОД увеличен, а МВЛ и резерв дыхания уменьшены при некотором увеличении основного обмена и дыхательного эквивалента.

При дыхательной недостаточности II степени в покое отмечаются умеренная одышка (число дыханий увеличено на 25% по сравнению с нормой), тахикардия, бледность кожи и периоральный цианоз. Изменено соотношение между пульсом и дыханием за счет учащения последнего, имеется тенденция к повышению артериального давления и ацидозу (pH 7,3), МВЛ (МОД), предел дыхания уменьшаются более чем на 50%. Кислородное насыщение крови составляет 70-90% (РО 2 70-80 мм рт. ст.). При даче кислорода состояние больного улучшается.

При дыхательной недостаточности III степени дыхание резко учащено (более чем на 50%), наблюдается цианоз с землистым оттенком, липкий пот. Дыхание поверхностное, артериальное давление снижено, резерв дыхания падает до 0. МОД снижен. Насыщение крови кислородом менее 70% (РО 2 меньше 70 мм рт. ст.), отмечается метаболический ацидоз (pH меньше 6,3), возможна гиперкапния (РСО 2 70-80 мм рт. ст.).

Дыхательная недостаточность IV степени - гипоксемическая кома. Сознание отсутствует; дыхание аритмичное, периодическое, поверхностное. Наблюдаются общий цианоз (акроцианоз), набухание шейных вен, гипотензия. Насыщение крови кислородом - 50% и ниже (РО 2 менее 50 мм рт. ст.), РСО 2 более 100 мм рт. ст., pH равен 7,15 и ниже. Ингаляция кислорода не всегда приносит облегчение, а иногда вызывает и ухудшение общего состояния.

Особенности пневмонии у детей

— предшествует вирусная инфекция

— острое начало, выраженный интоксикационный синдром

— всегда одышка

— объективно при перкуссии звук с коробочным оттенком, аускультативно чаще дыхание жесткое, хрипы влажные средне- и мелкопузырчатые диффузные.

Склонность к ателектазированию;

Склонность к затяжному течению;

Склонность к деструктивным процессам;

Интерстициальная пневмония чаще регистрируется у детей раннего возраста.

Лечение.

Постельный режим до улучшения общего состояния.

    Питание — полноценное, обогащенное витаминами.

    Антибиотикотерапия.

    Сейчас есть растворимые таблетки амоксиклава (солютаб) это удобно для детей.

    Стартовым антибиотиком, учитывая этиологию пневмоний у детей старшего возраста, должен быть антибиотик пенициллинового ряда (ампициллин, ампиокс, оксациллин, карбинициллин), при отсутствии эффекта — смена на цефалоспорины 1-3 поколения, аминогликозиды. При подозрении на микоплазменную или хламидийную этиологию — макролиды (эритромицин, сумамед, ровамицин).

  • Противовирусные если вирусная этиология. Рибавирин, римантадин.
  • Отхаркивающая терапия — бромгексин, мукалтин, амброксол.

  • Жаропонижающие — парцетамол.
  • Фитотерапия — отвары девясила, чабреца, мать-и-матчехи, душицы, корень солодки, багульник)

    Витаминотерапия показана при затяжном или тяжелом, осложненном течении ОПН.

    Биопрепараты (лакто-, бифидумбактрин, бактисубтил) показаны, если ребенок получает несколько курсов антибиотиков.

    Физиолечение. А) Ингаляции содовым, соляно-содовым растворами. Б) Теплолечение (озокеритовые и парафиновые апликации). В) Массаж, гимнастика, постуральный дренаж, вибромассаж.

Профилактика сводится к предупреждению любой респираторно-вирусной инфекции (закаливание, способствующее повышению холодовой выносливости ребенка, вакцинация во время эпидемии, интерферонопрофилактика, химиопрофилактика). В литературе имеются данные о высокой эффективности пневмококковых и гемофилезных вакцин для детей старше 2-х лет. Для профилактики внутрибольничных пневмоний необходимы госпитализация больных в боксированные палаты, частые проветривания палат, влажная уборка, гигиена персонала, устранение необоснованного применения «профилактических» курсов антибиотиков, борьба с инфекцией.

Диспансерное наблюдение . Под диспансерным наблюдением ребенок находится 10-12 месяцев. Дети до 3-х месяцев осматриваются 2 раза в месяц в первые 6 месяцев реконвалесценции, до года — 1 раз в месяц. Дети 1-2 лет — 1 раз в 1,5-2 месяца, старше 3-х лет — 1 раз в квартал.