Рационально составленное меню в детском дошкольном учреждении представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах) и энергии с учетом возраста, состояния здоровья и условий их воспитания (см.
Табл. 4).
Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет и детей от 4 до 7 лет составляются отдельные меню. Питание в этих группах детей различается по количеству продуктов, объему суточного рациона и величине разовых порций, а также по особенностям кулинарной обработки продуктов.
Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 9-10 часов (дневное пребывание), получают 3-разовое питание, которое обеспечивает примерно 75-80% суточной потребности детей в нутриентах. Завтрак составляет 25% суточной калорийности, обед - 40% и полдник - 15% (ужин - 20% - ребенок получает дома).
Для детей, находящихся в дошкольном учреждении 12-14 часов (удлиненный день), можно организовать как 3-, так и 4-разовое питание. В первом случае (если дети находятся в учреждении 12 ч) их питание состоит из завтрака (15% суточной калорийности), обеда (35%) и полдника (20-25%).
Для детей, находящихся на круглосуточном пребывании, а также при удлиненном дне с 14-часовым пребыванием, предусматривается 4-й прием пищи - ужин, составляющий 25% калорийности суточного рациона. Калорийность полдника при этом должна быть 10-15%.
В дошкольном учреждении составляется конкретное меню на каждый день. Важно соблюдать в рационах детей правильное соотношение основных пищевых веществ - принцип сбалансированного питания. В рационах детей дошкольного возраста соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4. Недостаточное, избыточное или разбалансированное питание может оказать отрицательное воздействие на организм ребенка.
При недостаточном питании отмечается плохая прибавка массы тела, снижение физического развития ребенка, ухудшение иммунологической защиты, что способствует возникновению заболеваний и более тяжелому их течению. При избыточном питании наблюдается излишняя прибавка массы тела, развитие ожирения, возникает ряд обменных заболеваний, отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и других систем. Необходимо постоянно стремиться к сохранению в рационах детей оптимальных количеств белков, жиров и углеводов и правильному их соотношению, не допуская нарушений даже в отдельные дни.
Таблица 4. Потребность детей раннего и дошкольного возраста в основных пищевых веществах и энергии*
Пищевые вещества | 1-3 года | Возраст детей | 3-7 лет |
Белки, г | 53 | 68 | |
в т.ч. животные | 37 | 45 | |
Жиры, г | 53 | 68 | |
в т.ч. растительные | 7 | 9 | |
Углеводы, г | 212 | 272 | |
Минеральные вещества, мг | |||
Кальций | 800 | 900 | |
Фосфор | 800 | 1350 | |
Магний | 150 | 200 | |
Железо | 10 | 10 | |
Витамины | |||
Bi, мг | 0,8 | 0,9 | |
В2, мг | 0,9 | 1 | |
Be, мг | 0,9 | 1,3 | |
В12, мкг | 1 | 1,5 | |
РР, мг | 10 | 11 | |
С, мг | 45 | 50 | |
А, мкг | 450 | 500 | |
Е, ME | 5 | 7 | |
D, мкг | 10 | 2,5 | |
Энергетическая ценность, ккал | 1540 | 1970 |
" Утверждена Главным санитарным врачом СССР 28.05.91 г. №578691.
Одни продукты, входящие в этот набор, включаются в рацион ребенка ежедневно, другие - дети могут получать через день или 2 раза в неделю. Так, в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день, а через 2-3 дня, но необходимо следить, чтобы все положенное количество продуктов было израсходовано за 10 дней.
При составлении меню для питания детей в детском дошкольном учреждении соблюдается правильное распределение продуктов в течение дня, основанное на физиологических особенностях пищеварения детей дошкольного возраста. Так, учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют для переваривания большего количества пищеварительных соков, блюда, содержащие мясо и рыбу, рекомендуется давать в первой половине дня - на завтрак и обед. На ужин следует давать молочные, овощные и фруктовые блюда, т.к. молочно-растительная пища усваивается легче, а во время сна процессы пищеварения замедляются.
Указанные требования к составлению меню в дошкольных учреждениях отражены в утвержденных нормах натуральных наборов продуктов. В них отсутствует разница в количестве белковосодержащих продуктов для детей с дневным и круглосуточным пребыванием. Разница имеется только в количестве молока, овощей, круп, фруктов. В дневных группах их количество уменьшено по сравнению с группами круглосуточного и удлиненного пребывания.
Составляя меню, в первую очередь следует продумать состав обеда, для приготовления которого расходуется максимальное количество мяса, рыбы, овощей. Как правило, норма мяса полностью расходуется на обед, в основном в качестве второго блюда. Для вторых блюд, кроме говядины, можно использовать нежирную свинину, баранину, мясо кур, кролика, субпродукты (в виде суфле, котлет, биточков, гуляша в отварном, тушеном виде и др.).
Выбор первых блюд в питании дошкольников не ограничен - можно использовать различные супы на мясных, рыбных и куриных бульонах, супы вегетарианские, молочные, фруктовые.
Учитывая необходимость широкого использования в питании детей различных овощей (как в свежем, так и в вареном виде), в состав обеда обязательно должен быть включен салат, преимущественно из сырых овощей, желательно с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты (например, готовить тертую морковь с яблоками, салат из свежей капусты с черносливом и т.п.).
В качестве третьего блюда лучше давать детям свежие фрукты или соки, свежие ягоды, а при их отсутствии - компоты из свежих или сухих фруктов, а также консервированные фруктовые или овощные соки, фруктовые пюре (для детского питания).
На завтрак, как и на ужин, детям дают различные молочные каши, желательно с овощами или фруктами (овсяная, манная или рисовая с морковью, черносливом, курагой, изюмом и др.), овощные блюда (морковь в молочном соусе, овощное рагу, тушеная капуста, свекла, овощная икра), крупяно-овощные блюда (голубцы с рисом, морковные котлеты, различные запеканки), блюда из творога (сырники, запеканки, ленивые вареники), яичные блюда (омлет, омлет с томатами, картофелем и т.п.), неострые сорта сыра. На завтрак дети могут получать детские сосиски или сардельки, вымоченную сельдь, паровую или отварную рыбу. Из напитков на завтрак обычно дают злаковый кофе на молоке, чай с молоком, молоко; на ужин - молоко, кефир, реже - чай с молоком.
На завтрак и на ужин желательно, также как и на обед, давать детям салаты из свежих овощей и фруктов.
Полдник обычно состоит из двух блюд - молочного (кефир, ряженка, молоко, йогурт, биокефир и др.) и выпечки или кондитерских изделий (печенье, вафли, пряники). Желательно в состав полдника включать разнообразные свежие фрукты и ягоды. Для детей, находящихся на 3-разовом питании при удлиненном дне, в состав полдника можно включать овощное или крупяное блюдо (запеканка, пудинг) или блюдо из творога.
При составлении меню особое внимание обращают на разнообразие блюд в течение дня и всей недели, следят, чтобы одно и то же блюдо не повторялось не только в этот, но и в ближайшие дни. Необходимо, чтобы в течение дня ребенок получал два овощных блюда и только одно крупяное. В качестве гарниров ко вторым блюдам надо стремиться давать овощи, а не крупы или макаронные изделия. Разнообразия в питании детей можно достигнуть путем приготовления широкого ассортимента блюд. Например, из говядины можно приготовить не только котлеты, но и суфле, гуляш, мясо-картофельные и мясо-овощные запеканки.
Составленное меню фиксируется на специальном бланке меню-раскладки, в котором перечисляются все блюда, входящие в дневной рацион, их выход (масса каждой порции), расход продуктов для приготовления каждого блюда (записывается дробью: в числителе - количество продукта на одного ребенка, в знаменателе - количество данного продукта на всех детей, получающих питание).
Меню для детей до 3 лет и от 3 до 7 лет может быть общим, но раскладка с указанием расхода продуктов должна быть раздельной. Необходимо строго фиксировать количество детей каждой возрастной группы, присутствующих в учреждении на данное число.
Для определения выхода блюда учитывают потери при холодной и горячей кулинарной обработке продуктов, а также привар некоторых готовых блюд, пользуясь специальными таблицами.
Большую помощь в составлении рационов питания в дошкольном учреждении оказывают специально разработанные перспективные недельные, десятидневные или двухнедельные меню, которые позволяют добиться большего разнообразия блюд и исключают трудоемкий процесс ежедневного составления меню.
В некоторых дошкольных учреждениях такие перспективные меню разработаны на разные сезоны года.
Кроме перспективных меню, в дошкольном учреждении необходимо иметь специально разработанные картотеки блюд, в которых указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов, их соотношение и энергетическая ценность. Использование этих карточек позволяет при необходимости заменять одно блюдо другим равноценным ему по составу и калорийности.
При отсутствии каких-либо продуктов их можно заменять другими равноценными по содержанию основных пищевых веществ, в первую очередь белка. Для правильной замены продуктов пользуются специальной таблицей замены продуктов по основным пищевым веществам, утвержденной Минздравом РФ. Например, 100 г рыбы можно заменить говядиной, которой следует взять 87 г, но при этом из суточного рациона ребенка следует исключить 1,5 г масла, т.к. мясо содержит больше жира, чем рыба.
Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания. Время приема пищи должно быть постоянным и соответствовать физиологическим особенностям детей разных возрастных групп.
Строгое соблюдение часов приема пищи обеспечивает выработку условного пищевого рефлекса на время, т.е. выделение пищеварительных соков и хорошее усвоение принятой пищи. При беспорядочном кормлении детей пищевой рефлекс у них угасает, снижается аппетит и нарушается нормальное функционирование органов пищеварения.
У детей раннего и дошкольного возраста процесс желудочного пищеварения продолжается примерно 3-3,5 ч. К концу этого периода происходит опорожнение желудка и у ребенка появляется аппетит. Поэтому дошкольники должны получать питание не менее 4 раз в сутки с интервалами между отдельными кормлениями 3-3,5-4 ч.
Наиболее физиологичным является следующий режим питания:
Завтрак 7.30 - 8.30
Обед 11.30-12.30
Полдник 15.00-16.00 Ужин 18.30 -20.00
Режим питания детей в детских дошкольных учреждениях устанавливается в зависимости от длительности пребывания в них детей. В детских учреждениях с дневным пребыванием детей (в течение 9-10 ч) дети получают 3-разовое питание:
Завтрак 8.30 Обед 12.00-12.30 Полдник 16.00
Ужин (в домашних условиях) 19.00 - 20.00
Дети, находящиеся на продленном дне (12-14 ч) или на круглосуточном пребывании, получают 4-разовое питание. При этом завтрак и другие приемы пищи несколько сдвигаются на более раннее время:
Завтрак 8.00 Обед 12.00 Полдник 15.30 Ужин 18.30-19.00
В круглосуточных группах детям целесообразно перед ночным сном в 21.00 дать стакан кефира или молока.
Часы приема пищи в дошкольных учреждениях должны точно соблюдаться. Отклонения от установленного времени могут допускаться только в исключительных случаях и не более чем на 20-30 мин. Поэтому заведующие дошкольными учреждениями должны уделять максимальное внимание правильной организации работ на пищеблоке и своевременному поступлению пищи в детские группы. Нельзя допускать перерывов в питании. Каждое новое блюдо ребенок должен получить сразу после того, как он съел предыдущее. Детям рекомендуется находиться за столом во время обеда не более 25-30 мин, во время завтрака и ужина - 20 мин, во время полдника - 15 мин.
Одним из важных моментов режима питания является запрещение давать детям в промежутках между кормлениями какую-либо пищу, в первую очередь различные сладости, печенье, булочки. На это надо обращать особое внимание обслуживающего персонала и родителей.
Правильный режим питания предусматривает соблюдение физиологических норм суточного и разового объема пищи, который строго соответствует возрасту ребенка, уровню его физического развития и состоянию здоровья. Излишне большие порции пищи приводят к снижению аппетита, могут вызвать нарушения нормальной функции пищеварительных органов. Маленькие объемы не вызывают чувства насыщения.
Родителям можно не переживать о питании своего чада в детском саду. В дошкольных учреждениях питание строго контролируется в соответствии с государственным документом.
Когда мама готовит ребёнка к детскому саду, задумывается о питании детей в этом учреждении. Любой родитель хочет, чтобы его чадо питалось вне дома также полноценно и полезно. Переживать по этому поводу не стоит. Так как питание детей в детских дошкольных учреждениях утверждается общепринятыми мерами. Нет необходимости кормить ребёнка сразу после пробуждения, так как в детском саду он сможет спокойно позавтракать полезной едой.
Санпин для детского сада
Питание для малышей в дошкольных учреждениях контролируется в соответствии с государственным нормативным документом под названием СанПин. Нормы питания в детском саду по санпину устанавливаются для всех дошкольных учреждений. В этом документе описываются необходимые требования по внешней обстановке в детском саду, а также регламентируется питание. Нормы продуктов питания в детском саду должны соблюдаться любым дошкольным учреждением, независимо от его правовой формы. Но придерживаться этих правил не должны детские сады, организованные в частных квартирах и домах.
Закладка продуктов в детском саду
Согласно СанПину приготовление еды для детей в дошкольных учреждениях должно происходить по правилам. В определённое время начинается готовка блюд, чтобы в определённое время они были тёплыми. Существует определённый график, когда необходимо закладывать продукты для готовки. Для этого ответственное лицо записывает в журнал время закладки продуктов в котёл для приготовления, наименование и вес продуктов, а также ставит свою подпись. Детское питание в детских садах контролируется заведующей. Мамы могут не переживать о свежести приготовляемых продуктов, так как за сроками годности осуществляется не менее строгий контроль.
Питание в детском саду: меню
Ежедневно дети, находясь в детском саду, питаются четыре раза в день: 2 завтрака, обед и полдник. Рацион питания в детском саду составлен в соответствии с нормами получаемых калорий. Блюда повторяются редко, поэтому рацион малышей, которые посещают дошкольные учреждения, сбалансировано. Жизненно необходимыми продуктами, которые должны употреблять воспитанники детского сада, являются мясо, рыба, молочная продукция, яйца, овощи и фрукты. Примерное меню питания дошкольников в детском саду:
- На завтрак малыши употребляют молочную кашу, бутерброд с сыром или маслом, а также чай или какао.
- Второй завтрак является перекусом для детей в виде фруктов или сока.
- В обеденное время детей кормят мясным супом, мясным блюдом с гарниром, салатом и компотом или соком.
- На полдник малыши перекусывают хлебобулочным изделием и кисломолочным напитком.
Помимо того, что в детском саду правильное питание, все блюда готовятся вкусно.
Многие малыши запоминают вкус этих блюд на долгие годы. А в некоторых случаях просят свою маму приготовить любимое кушанье, чтобы оно было точно таким же, как в садике.
Оксана
Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания .
Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает особое внимание.
Организация питания в ДОУ включает следующие направления : материально - технические условия (обеспечение) ; кадровые условия; воспитательно - образовательная работа педагогов; творческий подход педагогов в организации питания .
Материально-технические условия в ДОУ соответствуют СанПину 2.4.1.3049-13. Раздел XIII. Требования к оборудованию пищеблока,инвентарю, посуде.
В августе 2014 году в ДОУ был проведен капитальный ремонт пищеблока : обновлена кафельная плитка (пол, стены, поставлены локтевые смесители, установлены очистительные фильтры для воды, выполнены предписания Роспотребнадзора.
На пищеблоке работают два повара. Евгенова Галина Анатольевна. Работает в ДОУ с 2010 года (IV разряд) .
Переверзева Нина Гайзеровна. Работает в ДОУ с 1993 года (IV разряд) .
Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию . Основным документом является СанПиН 2.4.1.3049 – 2013. В ДОУ организовано трехразовое питание на основе примерного десятидневного меню. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Один экземпляр картотеки находится у старшей медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда.
Воспитанники с охотой принимают кислородные коктейли на основе сиропа шиповника и сока.
На начало учебного года в детском саду были изданы распоряжения : «Об организации питания детей » , «О создании комиссии по питанию » , «О создании бракеражной комиссии» , «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб» , которые были доведены до сведения ответственным лицам за организацию питания . Разработан план мероприятий по контролю за организацией питания на 2014 – 2015 учебный год, который был утвержден заведующим. В него вошли разделы : организационная работа , работа с кадрами, работа с детьми, работа с родителями, контроль за организацией питания .
Имеется программа производственного контроля, циклограмма контроля руководителя за организацией питания . Были разработаны план оперативного контроля «Организация питания в группах » , схема контроля «Культура поведения за столом» , диагностики по проверке пищеблока, склада для хранения продуктов.
Соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. Завхоз ведет журнал контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в детский сад согласно поданных заявок. Заместитель заведующей по хозяйству ведет всю необходимую документацию по организации питания : «Журнал бракеража сырой продукции» , «Книгу складского учета» . Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов : накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого либо документа продукты на склад не принимаются. Все продукты тщательно осматриваются.
Имеется "График проверки санитарно – эпидемиологического состояния". В графике отражены основные мероприятия- СЭС групп, СЭС пищеблока, организация питания в группах . Собраны диагностические (контрольные) карты, которые заполняются согласно очередности мероприятия по графику. В график внесены ответственные члены комиссии по питанию .
Результаты контроля обсуждаются с заведующим учреждения.
Старшая медицинская сестра аккуратно ведет всю необходимую документацию, составляет меню-требование на детей ясельного и садовского возраста. В случае увеличения или уменьшения количества детей (свыше трех человек) по сравнению с утвержденными по меню данными, медсестра составляет расчет изменения потребности в продуктах питания .
Режим питания воспитанников осуществляется согласно графика выдачи пищи по рекомендованному времени СанПиНа 2.4.1.3049-13
СанПиН 1 - я 2 -я средняя старшая подготовительная
08.30 – 09.00 Завтрак 08.30 08.35 08.40 08.45 08.50
12.00 – 13.00 Обед 11.45 12.15 12.20 12.30 12.35
15.30 – 16.00 Полдник 15.30 15.35 15.40 15.45 15.50
Воспитательно - образовательная деятельность с воспитанниками ДОУ по организации питания включает : обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями; непосредственно образовательная деятельность; организация питания (завтрак, обед, полдник) ;предметно- развивающая среда групп.
Обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями разнообразно. Методические пособия для педагогов по организации питания в каждой возрастной группе (представлен как пример) .
Дидактические пособия (иллюстрированный материал для занятий с воспитанниками ) (представлен как пример) .
В каждой возрастной группе имеются методические пособия.
Непосредственно - образовательная деятельность включает следующие формы работы с воспитанниками : сюрпризные моменты (когда в гости приходит бабушка и приносит вкусные пирожки с капустой, но и не только пирожки).
Проигрывание сюжета русской народной сказки "Репка" (после театрализации педагоги рассказывают о пользе репки и её витаминах).
Чтение художественной литературы о полезных свойствах продуктов (классификация литературы) .
По тематическому планированию (лепка, рисование, аппликация) развитие умений, навыков в изобразительной работе. Реализация тематических общих тем по примерной программе.
Проводятся беседы с детьми о пищевой ценности продуктов, витаминах.
Организация питания (завтрак, обед, полдник) .
В детском саду создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, столы и стулья соответствуют ростовым показателям, имеют маркировку в соответствии с СанПиН. Воспитатели осуществляют руководство питанием детей : следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Дети приучены пользоваться салфетками, благодарят после еды. Но вместе с тем воспитателям следует больше внимания уделять правилам пользования столовыми приборами.
1. Подготовка к приему пищи
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Дежурство
Воспитатели являются примером .
Сервировка стола.
Можно использовать сервировку стола по временам года!
Воспитатели формируют у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививают простейшие навыки самообслуживания в сервировке стола.
Прием пищи осуществляется под контролем воспитателей .
Час обеда подошел, сели деточки за стол
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды :
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат
За обедом не сори,
Насорил - так убери
А с едой не играют.
За столом едят, друзья,
Баловаться здесь нельзя!
Формирования навыков самообслуживания.
Предметно - развивающая среда групп насыщенна. Имеются развивающие центры. Воспитатель организовывает сюжетно - ролевые игры : "Магазин", "Дом", "Кафе", "В гостях", "Столовая". Игровой материал разнообразен и подобран по возрасту детей.
Ведется работа по информированию родителей о здоровой пищи.
Ежегодно проводим социологические опросы. В октябре 2014 учебного года родителям была предложена анкета "Питание в семье ". Всего в анкете предложили 8 вопросов. Результаты были следующими :87%- родителей обсуждают дома вопросы правильного питания ; 83% - родителей имеют представления о пищевой ценности продуктов; 49% - родителей обращают внимание на сроки годности при покупке продукта, 17% - родителей обращают внимание на полезность и витамины содержащихся в продукте, 11% - родителей отдают предпочтение вкусовым особенностям продукта; 35% - родителей отметили предпочтения своих детей первым блюдам, 14% - предпочтения детей хлебобулочным изделиям (8% отметили предпочтение своих детей фруктам и овощам) ; 75% - родителей рассказывают своим детям о полезных свойствах и витаминах; 63% - родителей знакомятся с меню в детском саду ; 10% – родителей хотят узнать о полезных свойствах продуктов, 33% – родителей хотят узнать о примерном меню на каждый день, 39% – родителей хотят узнать о витаминах для растущего организма .
Для родителей предложили консультационный материал о рациональном питании дошкольников . Воспитатели подготовили материал для мини - сборника «Вкусно и полезно» , где представили детские рецепты : завтрака, обеда, полдника, ужина от родителей. Оформили сборник и напечатали.
Работа ведется по данному направлению! Желаю и Вам успехов!
Каждую маму заботит, чем кормят ее ребенка в детском саду. Вопросов по питанию много, попробуем разобраться.
Вполне объяснимо волнение родителей, которым предстоит отдавать своего „домашнего” ребенка в детский сад. Все ли необходимое будет получать малыш, калорийно ли и качественно его будут кормить? А главное, будет ли он с аппетитом уплетать детсадовскую еду после домашних изысков?
Спешим успокоить всех мам и пап: питание в детских садах сегодня на требуемом уровне и для беспокойства причин нет. А что касается малышковых пристрастий, будьте готовы к тому, что, возможно, на первых порах ваше чадо немного покапризничает, отворачиваясь от непривычной, на его взгляд слишком пресной, еды. Да, в детском саду ему никто не предложит остренькую приправку, любимое жареное мясо или гамбургер. Но малышам действительно лучше обойтись без жареного, острого и жирного. Все капризы временны. Конечно, ребенку придется привыкать к новому меню, но все это только во благо его здоровью. А в веселой компании сверстников процесс дегустации новых блюд и привыкания пойдет быстрее.
Порядок во всем
Основа правильного питания в детских садах — это нормы, которые утверждены постановлением правительства РК. Причем для разных возрастных групп — нормы свои. Если вашему малышу от 1 года до 3 лет, в сутки ему необходимо в среднем 53 г белка, 53 г жиров и 212 г углеводов, а с 3 лет до 6 лет — соответственно 68 г, 68 г и 272 г.
Медработники в детском учреждении составляют меню, учитывая нормы питания. Ребенок должен получать в день определенное количество мяса, масла, кефира, фруктов и так далее.
В любом детском саду есть брокеражный журнал (прошнурованный, с печатью), где фиксируются многие показатели: что каждый день дети получают на завтрак, на обед, на полдник, объем, качество. Потребление каждого вида продукта должно соответствовать норме.
Нормы питания детей в дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)
Продукты, гр |
Дети в возрасте до 3 лет |
Дети в возрасте от 3 до 7 лет |
||||
В учреждениях длительностью пребывания (часов) |
||||||
9-10,5 |
12-24 |
9-10,5 |
12 |
24 |
||
Хлеб пшеничный |
||||||
Хлеб ржаной |
||||||
Мука пшеничная |
||||||
Мука картофельная |
||||||
Крупы, бобовые, макаронные изделия |
||||||
Картофель |
||||||
Овощи разные |
||||||
Фрукты свежие |
||||||
Фрукты сухие |
||||||
Сахар |
||||||
Масло сливочное |
||||||
Масло растительное |
||||||
Яйцо (штук) |
0,25 |
|||||
Молоко, кефир |
||||||
Творог |
||||||
Сметана |
||||||
Сыр |
||||||
Мясо, птица |
||||||
Рыба |
||||||
Чай |
||||||
Кофе злаковый |
||||||
Соль |
||||||
Дрожжи |
Кто на привозе?
Частные детские учреждения могут выбирать себе поставщика сами. Это могут быть известные или менее известные фирмы, качество продукции которых устраивает детские сады. В отличие от частников бюджетные дет-ские учреждения работают только с теми фирмами, которые выиграли тендер на поставку. Некоторые продукты (макаронные изделия, сахар, крупы и т.д.) разрешено закупать на оптовых рынках, но только при наличии соответствующих документов качества.
К любому продукту, поставляемому в детский сад, должны прилагаться три обязательных документа: накладная, сертификат качества и ветеринарная справка. Без них ни одно детское учреждение продукт не возьмет, причем принимать товар должны кладовщик и обязательно врач и медсестра. Кроме того, у фирмы, которая развозит продукты, в обязательном порядке должны быть санитарные справки на машину, санитарная книжка для водителя и для людей, сопровождающих товар. Это правила для всех.
Этикетки от продуктов с указанием даты выработки хранятся в детском саду два дня для контроля. Все лицензированные дошкольные учреждения (кстати, иметь лицензию должны сейчас и государственные детские сады) строго проверяются специальной комиссией и санэпидемстанцией (СЭС), да и ответственные фирмы-поставщики теперь ни за что не хотят терять свой престиж и клиентов и отвечают за свою продукцию.
Заглянем на кухню
Таинство приготовления обедов и завтраков происходит на кухне. Именно отсюда по детскому саду расплываются вкусные ароматы. Кухни в детсадах оснащены новым оборудованием. Детским учреждениям выделяются средства на приобретение электрических плит, духовок, кипятильников, жарочных шкафов (именно в них выпекают вкуснейшие булочки), другой кухонной утвари.
Согласно санитарным требованиям на кухнях есть отдельные зоны - для разделки сырых продуктов, мясной цех, овощной, помещение, где моют посуду, горячий цех. Деревянные разделочные доски все с надписями: „для овощей”, „для мяса” и т.д. Разделочные ножи тоже имеют каждый своего „клиента”: мясо, хлеб, овощи, яйца… Последние, к примеру, перед приготовлением моют в специальной емкости и даже разбивают специальным ножом.
Все продукты подвергаются обработке и хранятся каждый в своем холодильнике, совершенно исключено встретить рядом на полках сырое мясо и, к примеру, сливочное масло. Холодильников много, и это необходимо.
По одной порции каждого блюда повара обязаны оставлять в холодильнике на сутки. При любой проверке сразу можно удостовериться, что ели детки именно в этот день.
Что и как едим?
Основным приемом пищи в детском саду является обед. Именно в это время малыш съедает максимальное количество мяса, рыбы и овощей. Первые блюда представлены борщами, бульонами, мясными, рыбными и вегетарианскими супами. На второе обычно дают мясные блюда (котлеты, биточки, гуляш, рагу). На гарнир желательно чаще использовать овощи. На третье — свежий сок, компот, кисель. На завтрак и ужин малыши получают молочные каши с овощами и фруктами, овощные блюда, блюда из творога и так далее. Два раза в неделю детям дают кисломолочные продукты (кефир, ряженку, йогурты), обязательно раз в неделю — рыбу.
С фруктами проблем нет в любое время года. Помимо четырехразового питания почти в каждом детском саду ежедневно в 11.00 малыши получают яблоки, бананы, киви, сок.
Частные и государственные детские сады могут делать для себя заготовки на зиму: солить капусту и помидоры, замораживать ягоды в холодильных камерах, запасаться картофелем, чтобы потом зимой у детей были вкусные борщи, гарниры, салаты, компоты и подливки. Заготовки тоже обязательно сопровождаются справкой из СЭС.
Предлагаем для примера меню на день в детском саду:
Завтрак: Салат из редьки и морковки, омлет, батон с маслом и какао с молоком.
11 часов: Яблоко.
Обед: Суп крестьянский на костном бульоне с яйцом. Фрикадельки мясные со сложным гарниром (картофельное пюре плюс капуста тушеная), компот из сухофруктов с витамином С. Хлеб ржаной.
Полдник: Булочка венская, чай.
Ужин: Каша гречневая-рассыпуха с молоком, чай с молоком, хлеб белый.
Как видите из предложенного в таблице однодневного меню, питание сбалансированное. Ни в одном меню вы не встретите крупу (в виде каши) два раза в день. Если вы захотите ознакомиться с двухнедельным меню — вы убедитесь, что одно и то же блюдо там не повторяется. Так и с другими продуктами. Меню в детских садах вывешивается в холле, чтобы родители могли в любое время с ним ознакомиться.
В дошкольных учреждениях составляют и перспективное меню — весеннее, осеннее, летнее, зимнее с учетом того, каких продуктов в какой сезон можно давать малышам в большем количестве: летом это фрукты, а осенью и зимой при авитаминозе детям полагается больше зелени и чеснок.
Если малыш аллергик…
Пойдут ли вам навстречу, если у вашего ребенка непереносимость каких-то продуктов? Конечно. Правда, в большей степени это касается частных детских садов. Хотя и в бюджетных сейчас тоже стараются по мере возможности заменять запрещенные блюда таким деткам.
В детских садах на кухне и в группах даже висят списки малышей, которым запрещены какие-то продукты либо по причине заболевания, либо ребенок просто не ест какие-то из них (если отказывается от мяса — ему вместо него предложат курицу или рыбу, нельзя сладкое — получит несладкую булочку или чай без сахара, отвергает молоко — пожалуйста, дадут чай без молока).
Еще одним плюсом в частных детских садах является то, что там детям готовят блюда на выбор, кто что любит: когда в меню вареники, они обязательно будут и с творогом, и с картошкой, если не все едят омлет — вместе с ним предлагаются рожки, драники или что-то другое, и малыш выбирает блюдо по вкусу..
А что говорят мамы?
Чтобы информация была более полной и не односторонней, мы решили узнать мнение мам по поводу детского питания. Вот что мы услышали:
Адель: — У меня сын аллергик. Мы ходим в частный детский сад уже два года, и я все это время довольна питанием, который получает ребенок. Я не волнуюсь, что он съест что-то не то, и ему нравится все, приготовленное поварами. Администрация очень ответственно относится к вопросам питания.
Татьяна: — Сначала мы ходили в мини-детский сад на дому (сейчас он закрылся). Но условия там, особенно в отношении питания, были неподходящими. Моей дочери было 2 года, а вместе с ней было еще трое детей постарше. Соответственно при приготовлении еды в саду ориентировались больше на них. Да и обстановка на кухне оставляла желать лучшего: очень тесное помещение, одна газовая плита.
Ольга: — Мой сын посещает бюджетный детский сад. Питанием мы довольны. Готовят все очень вкусно, сынуля сначала долго привыкал к новой еде, но теперь даже возмущается, что я не умею готовить так же вкусно, как повара в его саду.
Выбираем детский сад
Всем известно, как долго порой приходится ждать своей очереди на получение места в детском саду — не один год. Поэтому некоторые папы и мамы в связи с нехваткой мест в государственных детских учреждениях или с высокой оплатой в частных, отдают ребенка в мини-детские сады на дому. Но необходимо иметь в виду: чтобы открыть такой детский сад в 2-3-комнатной квартире, нужно получить лицензию и соответствующие разрешения от санэпидемстанции (СЭС) и пожарных. Материальная база в этих садиках на дому должна соответствовать нормам, кухня должна быть оборудована по правилам, необходима также лицензия на медкабинет. Но дело это хлопотное, и обеспечить надлежащие условия и соблюдать все санитарные нормы там удается с трудом.
В результате мини-сады возникают нелегально и, как правило, не имеют лицензии. В таком случае следить за соблюдением санитарных норм придется вам самим.
Надеемся, эта статья поможет многим родителям избавиться от большинства вопросов, возникших на почве забот о детском питании, и не волноваться перед отправкой малыша в детский сад.
Консультант — Галина Нюхалова, директор детского учебно-воспитательного центра „Галл-Ltd-Асет-Е”, член лицензионной комиссии управления образования г. Алматы
Родителям на заметку
Если вы решили отдать ребенка в детский сад, обязательно спросите у администрации лицензию. Ее отсутствие говорит о том, что детский сад никогда не подвергается проверке со стороны лицензионной комиссии города и вы не получите гарантии, что вашего ребенка будут кормить по правилам, калорийно и качественными продуктами.
Поинтересуйтесь, есть ли в саду перспективное меню, откуда привозят продукты и имеются ли на них сертификаты качества. Иначе ваш малыш не будет застрахован от желудочно-кишечных расстройств.
Если ваш кроха уже посещает детский сад и отлично питается, старайтесь и в домашних условиях придерживаться меню, к которому ребенок привык в детском саду. Часто бывает так, что, посетив в выходные дни с родителями какое-то кафе и отведав деликатесов, малыш перегружает желудок и поступает в группу с кишечным расстройством, а врачам приходится восстанавливать его здоровье.
Если у вашего ребенка аллергия на какие-то продукты, посетите дет-ский сад и заранее обговорите возможность скорректировать его меню.
1.Как и где готовят в детском саду?
Пищу детям в саду, готовят на пищеблоке детского сада непосредственно перед употреблением. Поэтому у мамочек, насчет свежести блюд сомнений быть не должно. Все содержится в абсолютной чистоте и порядке. Проверяющие из Департамента образования и санитарно-эпидемиологическая служба постояннои посещают детские сады и следят за соблюдением всех норм. В некоторых детских садах детям накрывают в общей столовой (относительно новое правило), в других детских садах обед подают, как и раньше, в группе.
2.Какое меню в детском саду и кто его придумал?
Меню для детских садов разработано совместно Научно-исследовательским институтом питания РАМН, Cанэпиднадзором и Департаментом образования, включает в себя диетические блюда (запеканки, каши, котлеты, борщи, супы и т.д.). Никаких отклонений по отношению к меню, которое поступило в детский сад, не допускается. Воспитатель обязан проверить, какие продукты поступили на раздачу с кухни, более того – пробует перед тем, как помощник воспитателя разложит их по тарелкам. Во-первых, воспитатель в курсе гастрономических особенностей детей в его группе, и малышу, у которого, к примеру, аллергия на цитрусовые, апельсин заменит яблоком. Во-вторых, воспитатель сам должен убедиться в качестве и вкусе приготовленного обеда.
3.Как едим?
Обед является основным приемом пищи в детском саду. Именно в обед малыш съедает максимальное количество овощей, мяса и рыбы. Первые блюда – это борщи, мясные, рыбные и вегетарианские супы. На второе обычно дают мясные блюда (котлеты, биточки, гуляш, рагу). На гарнир желательно чаще использовать овощи. На третье - свежий сок, компот, кисель. На завтрак и ужин малыши получают молочные каши с овощами и фруктами, овощные блюда, блюда из творога. Детям дают кисломолочные продукты (кефир, ряженку, йогурты), обязательно - рыбу. С фруктами проблем нет в любое время года. Помимо трехразового питания в детском саду ежедневно в 11.00 малыши получают яблоки, бананы, киви, сок.
4.Особенности питания ребенка в период адаптации
Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе. Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал. В первые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).
5.Будет ли малыш есть в детском саду?
Будет ли малыш кушать в детском саду, зависит как от персонала детского сада, так и от родителей. Почему ребенок отказывается от еды? Причин может быть несколько: ребенку может быть некомфортно психологически, непривычные блюда или ребенок может быть просто не умеет ест самостоятельно. Родителям, отправляющим своих малышей в детский сад, нужно в первую очередь задуматься об этом. Одной из основных причин отказа от еды может быть банальное неумение пользоваться вилкой или ложкой. Приучайте малыша к самостоятельному употреблению пищи. Приходя в детский сад, ребенок должен уметь пользоваться ложкой, пить из чашки. Воспитателями отмечено, что новички едят медленно и выходят из-за стола последними, их многое отвлекает. Дома нужно стараться приучить ребенка есть вместе с родителями за общим столом. В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Особенно много проблем с питанием в первые дни посещения детского сада возникает у детей ясельного возраста. С вопросами о питании малыша хорошо бы обратиться к медсестре или заведующей выбранного вами детского сада. Они вам расскажут о специфике данного учреждения.
6.Первый день в саду.
Первые несколько дней пребывания малыша в детском саду - самые сложные. Новый незнакомый коллектив, а самое главное - отсутствие мамы. Это очень сильно сказывается на психологическом состоянии малыша. Отсюда и снижение аппетита, а у детей, особо привязанных к маме и домашней обстановке, он может пропасть вовсе. Некоторые малыши даже отказываются от еды и дома. Специалисты советуют в этот период готовить дома для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Обязательно в рацион малыша в этот период нужно включить фрукты, соки, кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты. Также, специалисты рекомендуют завтраком в первые дни кроху кормить дома, но обязательно предупредить воспитателя о том, что он уже поел. Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в детском саду. Желательно предупредить воспитателя о привычках своего малыша. Для новеньких в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш малыш, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то накормить его - обязанность воспитателя или помощника воспитателя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
1. Как и где готовят в детском саду?
Пищу детям в саду, готовят на пищеблоке детского сада непосредственно перед употреблением. Поэтому у мамочек, насчет свежести блюд сомнений быть не должно. Все содержится в абсолютной чистоте и порядке. Проверяющие из Департамента образования и санитарно-эпидемиологическая служба постояннои посещают детские сады и следят за соблюдением всех норм. В некоторых детских садах детям накрывают в общей столовой (относительно новое правило), в других детских садах обед подают, как и раньше, в группе.
2. Какое меню в детском саду и кто его придумал?
Меню для детских садов разработано совместно Научно-исследовательским институтом питания РАМН, Cанэпиднадзором и Департаментом образования, включает в себя диетические блюда (запеканки, каши, котлеты, борщи, супы и т.д.). Никаких отклонений по отношению к меню, которое поступило в детский сад, не допускается. Воспитатель обязан проверить, какие продукты поступили на раздачу с кухни, более того – пробует перед тем, как помощник воспитателя разложит их по тарелкам. Во-первых, воспитатель в курсе гастрономических особенностей детей в его группе, и малышу, у которого, к примеру, аллергия на цитрусовые, апельсин заменит яблоком. Во-вторых, воспитатель сам должен убедиться в качестве и вкусе приготовленного обеда.
3. Как едим?
Обед является основным приемом пищи в детском саду. Именно в обед малыш съедает максимальное количество овощей, мяса и рыбы. Первые блюда – это борщи, мясные, рыбные и вегетарианские супы. На второе обычно дают мясные блюда (котлеты, биточки, гуляш, рагу). На гарнир желательно чаще использовать овощи. На третье - свежий сок, компот, кисель. На завтрак и ужин малыши получают молочные каши с овощами и фруктами, овощные блюда, блюда из творога. Детям дают кисломолочные продукты (кефир, ряженку, йогурты), обязательно - рыбу. С фруктами проблем нет в любое время года. Помимо трехразового питания в детском саду ежедневно в 11.00 малыши получают яблоки, бананы, киви, сок.
4. Особенности питания ребенка в период адаптации
Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе. Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал. В первые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).
5. Будет ли малыш есть в детском саду?
Будет ли малыш кушать в детском саду, зависит как от персонала детского сада, так и от родителей. Почему ребенок отказывается от еды? Причин может быть несколько: ребенку может быть некомфортно психологически, непривычные блюда или ребенок может быть просто не умеет ест самостоятельно. Родителям, отправляющим своих малышей в детский сад, нужно в первую очередь задуматься об этом. Одной из основных причин отказа от еды может быть банальное неумение пользоваться вилкой или ложкой. Приучайте малыша к самостоятельному употреблению пищи. Приходя в детский сад, ребенок должен уметь пользоваться ложкой, пить из чашки. Воспитателями отмечено, что новички едят медленно и выходят из-за стола последними, их многое отвлекает. Дома нужно стараться приучить ребенка есть вместе с родителями за общим столом. В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Особенно много проблем с питанием в первые дни посещения детского сада возникает у детей ясельного возраста. С вопросами о питании малыша хорошо бы обратиться к медсестре или заведующей выбранного вами детского сада. Они вам расскажут о специфике данного учреждения.
6. Первый день в саду.
Первые несколько дней пребывания малыша в детском саду - самые сложные. Новый незнакомый коллектив, а самое главное - отсутствие мамы. Это очень сильно сказывается на психологическом состоянии малыша. Отсюда и снижение аппетита, а у детей, особо привязанных к маме и домашней обстановке, он может пропасть вовсе. Некоторые малыши даже отказываются от еды и дома. Специалисты советуют в этот период готовить дома для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Обязательно в рацион малыша в этот период нужно включить фрукты, соки, кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты. Также, специалисты рекомендуют завтраком в первые дни кроху кормить дома, но обязательно предупредить воспитателя о том, что он уже поел. Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в детском саду. Желательно предупредить воспитателя о привычках своего малыша. Для новеньких в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш малыш, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то накормить его - обязанность воспитателя или помощника воспитателя.