История стоматологии с древнейших времен. Римской медицины

Когда у нас болят зубы, мы спешим за помощью к стоматологу. Новейшие способы лечения без боли, которые появились в последние десятилетия, позволяют нам быстро избавиться от любых проблем и радоваться жизни. А многие из нас хорошо помнят времена, когда только от мысли о визите к дантисту становилось не по себе. Но как же обстояли дела с лечением зубов в еще более раннее время?

Исследования археологов говорят о том, что люди эпохи неолита уже были знакомы с методом сверления и лечения зубов. На территории современного Пакистана были найдены останки людей с ровными отверстиями явно искусственного происхождения в зубах. Этим захоронениям около 9 тысяч лет. Предполагается, что древние врачеватели использовали в качестве пломбировочного материала субстанцию, похожую на асфальт.

В Древней Месопотамии использовали особую пасту из белены и других растительных компонентов. В сочетании с произнесением заклинания ее закладывали в дупло больного зуба. Заклинание называлось «Заговор против зубной боли». Оно представляет собой впечатляющее поэтическое произведение той эпохи.

Существует много подтверждений того, что в Древнем Египте профессия зубоврачевателя была очень распространенной и престижной.

Папирусы донесли до нас глубокие познания египтян о лечебных свойствах растений, которые доктора того времени использовали в изготовлении пломбировочных материалов и противовоспалительных составов, использовавшихся для лечения гингивита, эрозии и пульпита. Именно древней египетской цивилизации мы обязаны изобретением зубной пасты, которую тогда делали из яичной скорлупы, пемзы, мирры и пепла. Чистили зубы египтяне деревянными палочками с расщепленным концом.

Об уровне развития зубоврачебного искусства в Древнем Египте можно судить также по найденным мумиям. Врачи той эпохи уже умели проводить довольно сложные операции, сверлить челюсть и прикреплять выпавшие или искусственные зубы при помощи золотой проволоки.

До наших дней дошло имя самого древнего из известных историкам стоматологов. Его звали Хеси-Ре, и на иероглифической табличке о нем написано: «Величайший из врачей, который лечит зубы».

Раскопки на территории современной Мексики показали, что технологии сверления зубов также были известны цивилизации майя, хотя использовались они больше в косметических целях. Индейцы вставляли в зубы драгоценные камни, украшали инкрустациями, придавали им замысловатую форму и даже красили бирюзой и нефритом.

Ученые Древней Греции, в том числе и знаменитый Гиппократ, также искали способ избавления людей от проблем с зубами.

Правда, применяемые ими методы порой не отличались особым изяществом. Например, для лечения острой боли воспаленный нерв выжигали раскаленным железом – метод действенный, но не очень гуманный. Для выполнения своих манипуляций врачи использовали подобие наркоза, например, дым белены. Гиппократом были впервые подробно описаны многие болезни полости рта, лечить которые он предлагал отварами лекарственных растений.

К чести древнегреческих ученых нужно сказать, что многие из них не спешили удалять зуб при малейшей боли и пытались найти способ лечения. Некоторые предложенные ими идеи и методы (например, шинирование при переломе или вывихе челюсти) в улучшенном виде используются и в наши дни.

В Древнем Риме лечением и протезированием зубов занимались не только врачи, но и знахари, колдуны, цирюльники и ювелиры.

Для избавления от зубной боли вплоть до II века до н. э. римляне использовали настои и отвары растений, заговоры и ритуалы, но все же основным методом являлось удаление зуба. Для богатых людей изготавливали протезы из драгоценных металлов, зубов животных или бедняков. Впрочем, эти протезы не отличались практичностью. Для чистки зубов римляне применяли порошок с мочевиной.

Новую страницу в истории зубоврачевания отрыл в I веке до н. э. римский врач Архиген, который впервые с лечебной целью вскрыл пульповую камеру зуба сверлом.

Тогда же были описаны различия между пульпитом и периодонтитом. Сделал это знаменитый римский медик Клавдий Гален, после того как на собственном опыте наблюдал течение этих заболеваний.

К сожалению, эти открытия древнеримских врачей так и не получили широкого практического применения и в течение многих веков оставались не востребованы.

У древних японцев существовал оригинальный способ удаления – при помощи молотка и долота они раскачивали больной зуб, а потом удаляли его голыми руками без всяких инструментов.

В современной Индии наука по прежнему не стоит на месте, они пошли дальше японцев.

Известно, что в Древнем Китае были накоплены глубочайшие знания по медицине, которыми китайцы по праву гордятся до сих пор. Именно там появились первые прообразы современных зубных щеток, для изготовления которых использовали щетину животных. Сохранились древние манускрипты и трактаты с описаниями многих болезней зубов и десен. Для их лечения применяли различные методы, от отваров лекарственных растений до прообразов будущих амальгамных пломб.

Китайский ученый Су-Кунг, живший в VII веке н. э., предлагал использовать расплавленное серебро для заполнения кариозных полостей.

Знаменитый персидский ученый Авиценна представил свою оригинальную гипотезу причины возникновения зубной боли. В своем трактате «Канон врачебной науки» он рассказал о показаниях и противопоказаниях к удалению зубов, материалах для пломбирования и инструментах, а также дал рекомендации по профилактике болезней полости рта.

Врачи стран Ближнего Востока в конце 1 тысячелетия для лечения зубной боли начали применять мышьяк. Этот яд убивает зубной нерв и, таким образом, избавляет человека от мучений. Впоследствии использование мышьяка распространилось в средневековой Европе, и отказаться от его применения стоматологи смогли только в конце XX века.

Во времена Средневековья медицина полностью находилась под надзором церкви, которая признала хирургические операции, в том числе – удаление и лечение зубов, занятием, недостойным образованного врача. Вышло так, что зубоврачебная практика оказалась в руках людей весьма отдаленных от медицины: цирюльников, банщиков, ремесленников и даже палачей, которые в силу отсутствия должного образования не были способны развивать и совершенствовать стоматологические методы. Чаще всего лечение сводилось просто к удалению больного зуба.

Общество того времени находилось под властью нелепых предрассудков. Люди считали, например, что повреждения зубов вызывает некий «зубной червь». Также широко была распространена идея о том, что зубная боль посылается человеку свыше в наказание за грехи, и значит, лечить ее не нужно.

Удивительно, но из-за подобных взглядов люди безжалостно удаляли зубы, порой даже в очень молодом возрасте. Такое «лечение» часто происходило в местах большого скопления народа: на ярмарках, рыночных площадях, во время праздников, а также в банях и парикмахерских, и носило характер публичного шоу. Никакого действенного обезболивания не применялось, а в качестве «наркоза» чаще всего использовали алкоголь.

Навеянные предрассудками сюжеты, а также боль и страдания несчастных пациентов нашли отражение во многих картинах, гравюрах и других художественных произведениях той эпохи.

На них мы можем заметить, что инструменты, которыми пользовались для удаления зубов, больше напоминают слесарные. Справедливости ради нужно сказать, что многие из так называемых «зубодеров» были весьма искусны в своем ремесле благодаря обширной практике, и к ним обращались даже образованные врачи.

Из-за того, что основным методом лечения было удаление зубов, людям приходилось прибегать к протезированию, правда, доступно оно было только обеспеченным персонам. Протезы делали из драгоценных металлов, слоновой кости и других материалов. Они выполняли, в основном, косметическую функцию и были не очень удобными. Но некоторые успехи все же происходили. Немало новых идей в лечении и протезировании зубов предложили французские врачи, в частности, Амбруаз Паре, который был придворным хирургом нескольких королей Франции.

Отдельные попытки терапевтического лечения зубной боли все же предпринимались, но это были скорее единичные случаи, которые не особенно повлияли на развитие стоматологических методов.

Например, профессор университета из Болоньи Джиовани Арколани в XV веке применял способ сверления зуба, открытый Архигеном, затем прижигал пульпу и пломбировал полость золотом. Некоторые врачи для прижигания использовали масло и серную кислоту. Кстати, из-за отсутствия более эффективных средств метод прижигания пульпы применялся дантистами даже в XIX веке.

Услуги образованных врачей и хирургов эпохи Средневековья были доступны только обеспеченным людям: им лечили зубную боль мышьяком, ставили золотые пломбы, укрепляли расшатанные зубы, лечили болезни десен, делали протезы. Уделом же людей из бедных сословий практически всегда было обращение к зубодеру, цирюльнику или ремесленнику, который радикально решал проблему методом удаления больного зуба.

Научные открытия Нового времени, пришедшие на смену предрассудкам Средневековья, заставили людей пересмотреть свои взгляды на окружающий мир. Новые подходы и методы исследования привели к бурному развитию различных направлений медицины, в том числе – стоматологии.

На рубеже XVII–XVIII веков во Франции зубоврачевание впервые стало рассматриваться как отдельная медицинская специальность, и королевским декретом была учреждена степень хирурга-дантиста.

Это произошло во многом благодаря знаменитому французскому врачу Пьеру Фошару, которого считают основоположником современной стоматологии. Он лечил зубы королю Людовику XV, известному философу-просветителю Дидро, кардиналу де Флери и другим представителям аристократии. Его монументальный труд «Дантист-хирург или Трактат о зубах», который был опубликован в 1728 году, стал настоящим прорывом. В нем были описаны около 130 стоматологических заболеваний, и впервые была предложена стройная система, объединившая все разделы зубоврачевания.

Пьер Фошар был автором многих гениальных идей в стоматологии. Он использовал новые пломбировочные материалы и инструменты, изобрел пластинки для выравнивания зубов, придумал особую систему линз и зеркал для точного направления света в полость рта пациента и другое оборудование.

Огромен вклад Фошара и в развитие зубопротезирования – он начал применять штифтовые зубы и полные съемные протезы, которые фиксировались на беззубых челюстях с помощью пружин, а также впервые предложил покрывать разрушенные зубы золотыми коронками и наносить на них фарфоровую облицовку под естественный цвет зубов пациента.

Пьер Фошар был первым врачом во Франции, который получил звание хирурга-дантиста, и вскоре огромный спрос на стоматологические услуги привел его к мысли о создании зубопротезного цеха. Он набирал работников из числа ювелиров средней руки и давал необходимые медицинские знания, после чего они сдавали экзамен и осваивали секреты протезирования. Так было положено начало специального образования для зубных техников.

Благодаря трудам Пьера Фошара и других врачей в Европе стали открываться первые зубоврачебные школы и началось стремительное развитие всех разделов стоматологической науки.

Большим шагом вперед стало использование ручного бора для препарирования кариозных полостей. Первым эту манипуляцию выполнил еще в 1684 году хирург Корнелиус Золинген. Позднее появились усовершенствованные инструменты, которые несколько облегчали работу дантистов, но были еще далеки от совершенства.

Широкое распространение для пломбирования зубов начала получать серебряная амальгама. В 1840 году были разработаны хирургические щипцы и впервые применен гипс в качестве слепочного материала, а в 1880-х годах врач Дюбуа де Шеман создал искусственные зубы из фарфора.

Поистине революционными для стоматологической практики стали два изобретения XIX века – бормашина и зубоврачебное кресло.

Британский стоматолог Джордж Харрингтон в 1864 году изобрел первую бормашину с мотором, которая заводилась ключом, подобно часам. Она могла работать в течение двух минут, но была очень шумной и неудобной в использовании.

В 1871 году американский дантист Джеймс Беалл Моррисон сконструировал первую бормашину с ножным приводом, которая сразу стала очень популярной среди стоматологов.

Ножной привод этой бормашины освобождал руки врача для проведения манипуляций, но это было не главное. Устройство Моррисона достигало скорости вращения 2000 оборотов в минуту, что было в 20 раз больше, чем могли развивать самые лучшие ручные сверла того времени. Это позволило гораздо эффективнее препарировать твердые ткани зуба, и снизить болезненные и неприятные ощущения пациентов. Таким образом, качество зубоврачебной помощи поднялось на новый уровень.

Вскоре другой американский зубной врач Джордж Ф. Грин изобрел электрическую бормашину, но она не была встречена дантистами с большим энтузиазмом, потому что зависела от ненадежных в ту пору батарей и была чересчур громоздкой.

Примерно в это же время американская компания «С.С. Вайт» выпустила первое стоматологическое кресло с гидравлическим механизмом регулировки высоты сиденья. Кресло было сделано из железа и обтянуто кожей. Это позволяло проводить его обработку антисептическими средствами.

Множество важных научных открытий, произошедших в конце XIX века, сильно повлияли на подход к лечению. Произошло слияние зубоврачевания с челюстно-лицевой хирургией, и это направление медицины получило знакомое нам название «стоматология».

Перед вами продолжение серии о жизни правителей России. В книге затрагивается такая деликатная область, как состояние здоровья первых лиц государства. Перед лицом болезни все равны, и никто, ни царь, ни его слуга, не застрахован от беспощадной зубной боли…

Книга разделена на две части: первая – краткий экскурс в историю зубоврачевания. К сожалению, зубная боль сопровождает человека во все времена и практически не обходит никого, но долгое время лечение и протезирование могли позволить себе лишь сильные мира сего, о чем достаточно подробно и рассказывают авторы. Вторая часть книги посвящена непосредственно лечению российских монархов: Екатерина II, Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II и его семья. Большое количество иллюстративного материала и живой язык авторов делают чтение этой книги весьма занимательным.

Кроме этого, Древнего Рима охотно перенимали достижения в области медицины эллинистического мира. Греческие врачи, в том числе и специализировавшиеся в области зубоврачевания, были необычайно популярны в Древнем Риме. И к тому были веские основания. Например, в 401 г. до н. э. в греческих письменных источниках зафиксировано первое письменное упоминание о язвенном стоматите. Им заболели воины армии греческого полководца Ксенофона, отступающие из Азии после неудачного похода против персов.

Все это в совокупности вывело уровень зубоврачебной практики в Древнем Риме на достаточно высокий уровень. О зубных золотых мостах, видимо, изготовленных по этрусским методикам, упоминается в «Законах 12 таблиц» (450 г. до н. э.). В одном из законов (таблица 10, п. 8) зафиксирован запрет на похороны усопших вместе с золотыми украшениями, надетыми на них: «А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у умершего зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом». Так тогда препятствовали выводу золота из повседневного обращения, но этот запрет не распространялся на упомянутые золотые протезы. Само существование закона, упоминающего о зубных протезах («зубы были скреплены золотом»), свидетельствует, что зубоврачебные технологии времен этрусков не были утрачены, и римляне не только изготовляли примитивные зубные протезы, но и квалифицировано закрывали кариозные зубы золотыми коронками.

Отметим, именно римляне первыми вывели процесс изучения медицины на государственный уровень. При императоре Веспасиане (9-79 гг. н. э.) была учреждена первая государственная медицинская школа – Schola Medicorum. Особо отметим – на законодательном уровне женщинам позволялось изучать медицину и заниматься медицинской практикой.

Так как в Древнем Риме зубоврачевание не было выделено в качестве медицинской специализации, а являлось частью общемедицинской деятельности, в латинском языке той эпохи отсутствовал термин, обозначающий врача, занимающегося зубоврачеванием. В результате в дошедших до нас письменных источниках времен императора Тиберия среди хирургических инструментов упоминаются и щипцы для извлечения корней зубов.

Практически все виднейшие римские врачи так или иначе обращались к проблемам зубоврачевания. Древнеримский энциклопедист Авл Корнелий Цельс (25 г. до н. э. – 50 г. н. э.) в своих трудах описывал заболевания десен, сопряженные с расшатыванием зубов. Лечить эту болезнь он рекомендовал жеванием незрелых яблок или груш и держанием их сока во рту, а также наложением на подвижные зубы лигатур. В трудах Цельса зубная боль именовалась «худшей из пыток», и тем не менее врач рекомендовал использовать сначала все возможные средства консервативного лечения (разнообразные горячие припарки, полоскания рта и пр.), прежде чем удалять больной зуб.

Личные врачи римских императоров врачевали не только телесные болезни своих хозяев, но и лечили их зубы. Например, в I в. н. э. древнеримский хирург Архиген , врач императора Траяна, одним из первых с лечебной целью просверлил полость зуба с применением специального инструмента. Врач римского императора Клавдия – Скрибониус Ларгус (Scribonius Largus) составил труд, включивший в себя 271 рецепт. Часть из них была посвящена борьбе с зубной болью. Ряд этих рецептов основан на искренних заблуждениях, но именно эти мифические рецепты потом прожили долгую жизнь. Так, вслед за другими медиками, Скрибониус Ларгус утверждал, что кариес вызывается зубными червями, и одним из эффективных методов борьбы с ним является окуривание тлеющими на древесном угле семенами белладонны. Окуривание должно было сопровождаться ополаскиванием рта горячей водой, с которой якобы и удалялись зубные черви.



Римская медицина была частью своего времени, поэтому наряду с рационалистическими идеями включала в себя древние мифы, восходившие к эпохе древних цивилизаций Месопотамии (миф о зубных червях), суеверия эллинистического мира, магические манипуляции, восходившие ко времени этрусков. Поэтому даже известный Плиний Старший всерьез описывал следующую методу борьбы с зубной болью: необходимо поймать лягушку при свете полной луны, открыть ей рот и плюнуть в него, произнося некую магическую формулу: «Лягушка уходи, забрав мою зубную боль вместе с червями». Он же в качестве профилактики советовал дважды в месяц откусывать голову летучей мыши, при этом честно добавляя, что не ручается за эффективность подобных профилактических мер.

В Древнем Риме, как и в Греции, существовала практика подношения богу Асклепию муляжей частей тела, нуждающихся в исцелении или уже исцеленных (вотивные дары) . Были эти предметы из бронзы или керамики, что позволяло изготавливать огромный спектр различных органов и частей тела. Хотя подобная практика существовала и у более ранних культур, очень популярной она стала в Древнем Риме – в частности, между 400 г. и 100 г. до н. э. В Санкт-Петербургской Кунсткамере хранится муляж рта и зубов, изготовленных в Италии в период с 200 г. до н. э. до 200 г. н. э.



Также в Кунсткамере хранится римский зубной амулет на бронзовой ручке (Италия, 100-500-е гг. н. э.).

У римского писателя Плиния можно прочитать описание методики действия подобного амулета, облегчавшего прорезывание зубов у детей. Плиний рекомендовал использовать для амулета зубы волка или лошади. Амулет размещался на теле ребенка или в непосредственной близости к нему, что «гарантировало» безболезненное прорезание зубов и спокойный сон родителей.



Огромный вклад в медицину эпохи Древнего Рима принадлежит Галену, среди пациентов которого был и римский император Септимий Север. Римский врач Клавдий Гален (131–199 гг. н. э.) кроме практической деятельности занимался вивисекцией (на свиньях и обезьянах). Его авторитет был столь высок, что только в эпоху Возрождения ученые оспорили многие из его анатомических представлений.

Например, Галену принадлежит первое подробное описание жевательных мышц и мышц шеи. В трудах Галена описана клиника афтозной сыпи на слизистой оболочке полости рта. Он полагал, что воспаление десен является результатом нарушений питания, недостаток последнего расширяет альвеолы и ослабляет фиксацию зубов. В медицину вошел, связанный с именем Галена, метод изготовления лекарств – галеновы препараты.

В эпоху Римской империи практика изготовления вставных челюстей из различных материалов получила самое широкое распространение. Судя по всему, именно в это время в зубоврачевании сложилось некое разделение труда, когда конструкцию зубного моста прорабатывал врач, а исполнял конструкцию в металле и кости либо квалифицированный ремесленник, либо ювелир, если речь шла о работе с драгоценными металлами.

Вставные зубы и зубные протезы были доступны, конечно, только состоятельным гражданам Рима, но и этого было достаточно, чтобы в древнеримской сатирической литературе остались многочисленные «зубоврачебные следы». Высмеивание стареющих «красоток» времен упадка Римской империи, активно пользовавшихся зубными протезами, стало даже неким штампом в сатирической литературе того времени.

Те же литературные источники времен поздней империи наглядно показывают, какое внимание уделялось знатными римлянами уходу за полостью рта. Во многом это было следствием многолетних и многочисленных рекомендаций медиков. Так, в литературных памятниках периода эллинизма (Плиний Старший, Апулей, Марциал и др.) имеются описания пальцевого массажа десен, рецепты зубных порошков. В состав последних входили тальк, пемза, измельченные кости животных, зола растений, шерсть, пропитанная медом, и т. д. Античный историк Плиний предложил свой рецепт зубного порошка, в состав которого входила измельченная скорлупа устриц, смешанная с медом и водой.

Уход за полостью рта был столь изощренным среди аристократической верхушки Древнего Рима, что имеются свидетельства того, что во время пиров гостей в обязательном порядке снабжали зубочистками, которыми они очищали полость рта перед каждой сменой блюд.

Раскол Римской империи на Западную и Восточную в 395 г. привел к формированию Византийской империи. Западная Римская империя погибла под ударами варваров в 476 г., а Византия пережила свою западную сестру на тысячу лет, просуществовав до 1453 г. Фактически Византийская империя стала хранительницей всех интеллектуальных богатств эллинистического мира, включая, конечно, и медицинские знания.

Византийские , восприняв медицинские знания Древнего Рима, продолжали творчески развивать их. Например, Павел Эгинский (605–690 гг. н. э.) – византийский врач, автор трактатов по хирургии (главным образом, военной). В одной из своих работ он целый раздел посвятил вопросам хирургической стоматологии. Кроме этого, он описал методику удаления зубных камней долотом. Он же рекомендовал чистить зубы после еды, подчеркивая, что пища, прилипая к зубам, оставляет на них налет. Фактически Павел Эгинский стал последним из врачей эллинистического мира, пытавшимся сохранить медицинские идеи предшественников, в том числе и в области зубоврачевания, поскольку при его жизни Византия уже более ста лет являлась Османской империей, и центр исследований в области медицины постепенно перемещается на Восток. Европа в это время неотвратимо погружалась в кровавый хаос Темных веков раннего Средневековья.


Богом медицины был Асклепий, внук Зевса и сын Аполлона. Имел двух сыновей - Махаона и Подалирия и двух дочерей - Гигиею и Панакею. До нас дошло изображение Асклепия с посохом, обвитым змеей. Змея - давний символ мудрости. Знатоками целебных трав были богини Артемида и Афина.






Врачей готовили в асклепионах и в частных семейных школах. Врачебное искусство обычно передавалось из поколения в поколение. Самый выдающийся врач древней Греции Гиппократ (до н.э.) был врачом в 17-ом поколении.




Всякая болезнь, за Гиппократом, есть результат борьбы между целебными силами организма и вредными естественными причинами - размещением грунтових вод, состоянием воздуха, климатом, состоянием питания, образом жизни. Главное задание врача - максимально возможно повысить целебные свойства организма.


Согласно учения Гиппократа, человеческое тело содержит четыре сока: кровь, слизь, черную и желтую желчь. Преимущество одного из соков предопределяет темперамент человека: сангвиничний (кровь), флегматичный (слизь), холерический (желтая желчь), меланхоличный (черная желчь). Благоприятное перемешивание соков обеспечивает ейкразию, неблагоприятное - дискразию.








Терапия заболеваний базировалась на таком принципе: противоположное лечить противоположным (сontraria contrariis) - переполнение опорож- нением, труд отдыхом, покой движением. При лечении рекомен- довалось назначать средства, которые бы усиливали целебные силы природы, - Vis medicatrix naturae. Считалось, что врач должен прежде всего не навредить больному - Primum non nocere.








Самым выдающимся врачом античного Рима был Клавдий Гален (). Согласно теоретических представлений Галена основу человеческого организма составляет душа, которая является частицей всемирной души, - пневмы. Эта пневма с воздухом поступает в легкие, из них в сердце, откуда разносится по телу артериями. Кровь образуется в печени.




Гален положил начало экспериментам на животных - свиньях и обезьянах, что дало ему возможность классифицировать кости (плоские и длинные), открыть и описать чувствительные и двигательные нервы, открыть семь черепно-мозговых нервов, описать мышцы, сухожилия, строение стенок артерий, кишок, матки. В сохранении здоровья и терапии болезней Ґален придерживался гиппократових принципов.


Гален готовил и применял такие лечебные формы: порошки, пилюли, болюсы, мази, пластыри, горчичники, настои, отвары, растворы, микстуры, растительные соки, растительные масла, эфирные масла, вина, уксус, компрессы, примочки, припарки, терияки. Гален развил лечебный ассортимент за счет смесей и сложных рецептов. Один из его рецептов состоял из 23 ингредиентов. Он внедрил весовые и объемные соотношения при изготовлении настоев, экстрактов, отваров из растений, что с тех времен получили название галенових препаратов.



В эпоху античности знания об общей медицине вышли на новый, практически научный уровень. В этот период появлялись книги и целые трактаты, посвященные самым разным областям врачевания.

Лечение зубов в Древней Греции

Вершиной искусства исцеления того времени стала деятельность известного древнегреческого врача Гиппократа, при котором обычное наблюдение за больным трансформировалось в специальный метод исследования. Гиппократ описал внешние признаки множества различных недугов, проследил влияние образа жизни, состояния окружающей среды, и в первую очередь климатических особенностей, на возникновение заболеваний, кроме того, он стал автором учения о типах телосложения и темперамента, на основе которого доказал необходимость персонализированного подхода к диагностике и лечению каждого больного. В одном из своих литературных трудов, который посвящен общемедицинским вопросам, в числе прочего он описал способы выравнивания зубов.

Развитие общей медицинской практики и возникновение ряда медицинских школ привело к необходимости организации специальных помещений, предназначенных для осмотра и врачевания больных. На первых порах в Древней Греции эта роль возлагалась на храмы. В VII веке до н.э., когда процветал культ бога-целителя Асклепия, в Эпидавре, Трикке и на острове Кос были построены храмы в честь этого бога. При этом у них было не столько религиозное, сколько лечебно-санаторное предназначение: на территории храмовых комплексов располагали библиотеки, бани, стадионы и даже театры.


Но начиная уже с VI века до н.э. в крупных городах стали появляться гражданские больницы, в которые назначался официальный врач, оплачиваемый государством. Общественные же врачи выбирались непосредственно жителями на публичном собрании после проведения квалификационного экзамена. Врачи тогда имели универсальные знания, специализации появятся значительно позже. Городские больницы того времени не имели привычной для нас сегодня организации по специализированным кабинетам.

Зубоврачевание в Древнем Риме

В Древнем Риме до II века до н.э. вообще не было профессиональных врачей. Больных лечили в собственном доме народными средствами: кореньями, травами и плодами, из которых делали отвары и настои, нередко процесс врачевания сопровождался заговорами и магическими ритуалами. Лечением, удалением и даже протезированием зубов в то время занимались ювелиры и цирюльники.

В эпоху Древнего Рима развивалась, главным образом, военная медицина, где штатные врачи оказывали необходимую помощь раненым, которые размещались в специальных палаточных военных госпиталях. Но и в отдельных городах медицинское дело также совершенствовалось. Этому способствовало то обстоятельство, что властями там была учреждена оплачиваемая должность врача - архиатра. Все архиатры были объединены в коллегию, подконтрольную местным властям и центральному правительству, которые заведовали их выборами и назначениями. Но специальных медицинских заведений для архиатров предусмотрено не было, они вели прием при мастерских ремесленников, в банях и даже в театрах и цирках.

В конце II века до н.э. в Риме появились врачи узких специальностей. Были среди них доктора, которые врачевали, например, исключительно болезни мочевого пузыря, или проводили лишь одну хирургическую операцию. Появление медицинских специализаций коснулось исключительно деятельности самих врачей, появление специализированных медицинских учреждений это никак не ускорило. Об открытии отдельных зубоврачебных кабинетов речи, естественно, тоже не шло.

Новый этап развития зубоврачевания берет свое начало в I веке нашей эры, когда хирург Архиген, личный врач императора Траяна, просверлил полость зуба трепаном и стал одним из первых, кто сделал это с лечебной целью. Но этот единичный факт никак не отразился на формировании лечебного пространства. Можно даже сказать, что попытка лечения зубов с помощью специального инструмента, предпринятая Архигеном, оказалась единственной в своем роде. Подобная методика зубоврачевания еще долгие столетия широко не применялась.


Знаковое для зубоврачебной отрасли событие произошло в III веке нашей эры, когда в 249 году язычники на площади публично подвергали пыткам девушку Аполлонию - дочь крупного чиновника из Александрии. Она приняла христианство, и толпа требовала, чтобы девушка отреклась от веры. По свидетельству хроникера Эвсебиа, ей поочередно вырывали зуб за зубом, ломали челюсти, и когда девушка поняла, что живой ее не отпустят, она сказала, что готова к отречению. Но как только Аполлонию освободили от веревок, вместо произнесения обещанной речи, она бросилась в костер, где сгорела заживо. В IV-V веках христианская церковь объявила Аполлонию святой мученицей. С тех пор и до настоящего времени она считается покровительницей всех, кто страдает от зубной боли, кроме того, Международная конфедерация стоматологов в начале XX века объявила ее святым патроном и покровительницей всех зубных врачей.