Развитие зубов у ребенка. Прорезывание зубов у детей. Гиперестезия твердых тканей зуба

Как правило, первые зубки у детей прорезаются в возрасте 4,5-7,5 месяцев. Конечно, бывают и редкие исключения, когда молочные зубы у детей впервые показываются около года или, наоборот, в 3 месяца. Такая особенность обусловлена генетической предрасположенностью.

Развитие зубов у детей, точнее их прорезывание проходит в определенном порядке – сначала нижние центральные резцы, затем верхние центральные резцы, далее идут премоляры, клыки, моляры. Большинство малышей в период прорезывания зубов ведут себя беспокойно, отказываются от еды или, наоборот, сутками «висят» на груди мамы, плохо спят и капризничают по любому поводу.

На фоне развития зубов у детей могут наблюдаться такие симптомы, как:

Такие детки все время тянут в рот разные предметы, пытаясь «грызть» их деснами, чтобы облегчить свое состояние. Дайте малышу специальные детские игрушки, изготовленные из экологического материала. Такие игрушки еще называют «грызак» и они наполнены жидкостью внутри. Грызак можно положить на время в холодильник и дать крохе прохладную игрушку, которая отлично снимает боль в деснах. Разумеется, любая мама должна следить за идеальной чистотой игрушек, которые малыш пробует на вкус, так как в период прорезывания зубов иммунная система крохи ослабевает и легко может присоединиться какая-нибудь инфекция.

Перед дневным и ночным сном родители могут использовать специальные детские гели, которые предназначены снимать боль и припухлость десен в период прорезывания первых зубов. Такие гели, как правило, изготовлены на основе лекарственных трав и натуральных компонентов, поэтому нет ничего опасного в том, если часть лекарства попадет со слюной внутрь.

Когда ожидать первых зубов: стандартная схема развития

Развитие молочных зубов у малыша начинается еще в период его внутриутробного существования. Зачатки зубов спрятаны глубоко в деснах и после рождения крохи к определенному возрасту, они прорезываются.

Педиатры отмечают, что чаще всего первый зуб прорезается у крохи в возрасте от 4 до 6 месяцев, однако все сугубо индивидуально и зависит от наследственности. Если вашему малышу уже исполнилось полгода, а на зубы нет даже намека, но при этом кроха отлично развивается и не страдает рахитом, не стоит волноваться!

Чаще всего молочные зубы появляются в следующем порядке:


В большинстве случаев к 2,8-3 годам у малыша имеется 20 молочных зубов, у некоторых деток они прорезываются гораздо раньше. К школьному возрасту молочные зубы начинают постепенно выпадать, чаще в том же порядке, а на их месте прорезываются постоянные коренные зубы.

Симптомы прорезывания первых зубов

Уже с ребенка большинство родителей замечают усиление слюнотечения у крохи, незначительное припухание десен, желание все попробовать на вкус. Многие родители и педиатры тоже связывают эти явления со скорым прорезыванием зубов, однако не всегда подобные мысли оправданы. Когда зубы действительно вскоре покажутся, малыш станет беспокойным и капризным, будет постоянно тереть кулачками рот и стараться «грызть» свои пальцы, с силой будет кусать деснами резиновые колечки и специальные игрушки.

За несколько дней до прорезывания зуба на поверхности десны внимательная мама может заметить как будто тонкую выдавленную линию, напоминающую рыхлый надрез. Иногда через этот «надрез» может показываться тонкая белая «ниточка» — это и есть зуб, через несколько дней он уже будет звонко цокать, если осторожно потрогать его ложечкой.

Всегда ли понос, температура и кашель являются признаками скорого прорезывания зубов?

Большинство молодых родителей любые симптомы простуды списывают «на зубы», однако это не всегда верное убеждение. Иногда температура, кашель и насморк никак не связаны с прорезыванием зубов , а скорее являются признаками вирусной инфекции. В этом случае одного лишь отпаивания ребенка грудным молоком и смазывания десен будет недостаточно, малышу нужно адекватное лечение. Дети грудного возраста во время вирусной инфекции буквально за несколько часов от появления первых симптомов болезни, становятся очень «тяжелыми», и при отсутствии своевременной медицинской помощи их состояние может стать критическим!

Чаще всего появление поноса, повышенной температуры, кашля и насморка в педиатрии не связано с прорезыванием зубов вообще, а все эти симптомы развиваются на фоне ослабления защитных сил организма ребенка и присоединения вирусной или бактериальной инфекции. В любом случае при появлении вышеуказанных симптомов родители должны вызвать на дом участкового педиатра, который осмотрит ребенка и исключит вирусную инфекцию.

Понос во время прорезывания первых зубов чаще всего обусловлен проглатыванием обильного количества слюны ребенком, в результате чего ускоряется перистальтика кишечника и развивается разжижение стула. В норме понос при прорезывании зубов наблюдается не более 3 раз в сутки и продолжается не более 2-3 суток. При частом и водянистом стуле организм ребенка может быстро терять электролиты, что грозит обезвоживанием и требует немедленно регидратации! Появление в каловых массах слизи, крови, зеленых или гнойных включений никак не связано в прорезыванием зубов и требует немедленной консультации инфекциониста!

Влажный кашель при прорезывании зубов у детей появляется в результате скопления большого количества слюны, которая стекает по задней стенке носоглотки и раздражает дыхательный канал. Применения противокашлевых или отхаркивающих препаратов в таких случаях не требуется, но только если врач действительно исключил вирусную инфекцию.

Как облегчить состояние малыша в период прорезывания зубов?

Помните о том, что малыш в период прорезывания первых зубов испытывает сильный дискомфорт и боли, только сказать об этом маме он не может. Не нужно показывать свое недовольство и раздражаться, когда кроха в очередной раз раскапризничался и «просится» на руки. Возьмите его на руки, погладьте по спинке, успокойте, дайте грудь или бутылочку . Чтобы снизить боли в деснах используйте один из детских гелей, например Дентокинд или Камистад. Эти препараты обладают отличным анестезирующим эффектом и помогут малышу справиться с болью. В состав Дентокинда входят растительные компоненты, которые не только помогают снять боль и припухлость десен, но и успокаивающе действуют на нервную систему ребенка. Наберитесь терпения, как правило, на прорезывания зуба уходит несколько дней. После чего неприятные симптомы быстро проходят, и кроха снова становится весел и бодр.

Чего категорически нельзя давать в период прорезывания зубов?

Во времена наших бабушек единственным «спасательным» средством во время прорезывания зубов у ребенка было дать пожевать крохе корку хлеба или бублик. Помните, что делать этого категорическим нельзя! Несмотря на то, что у малыша еще нет зубов, он легко размачивает слюной хлеб или бублик, кусочек которого может попасть в дыхательные пути. К сожалению, известно много случаев, когда таких малышей не удавалось спасти…

Не повторяйте ошибок наших мам и бабушек, не давайте малышам никаких хлебных корок!


Развитие молочных зубов проходит в тир этапа.

Первый период – это закладка и образование зубных зачатков. Это происходить приблизительно на 6-8 неделе эмбрионального развития. В это время многослойный эпителий, выстилающий ротовую ямку, образует утолщение – зубной валик , располагающейся вдоль верхнего и нижнего краев первичной ротовой щели. Это утолщение постепенно врастает в подлежащую мезенхиму – возникает подковообразная эпителиальная пластинка. Вскоре после своего образования пластинка делиться на две: переднюю и зубную. Зубная пластинка постепенно приобретает форму дуги, заложенной в мезенхиме в/ч и н/ч. Далее на свободном краю возникают эпителиальные выпячивания колбовидной формы – эмалевый орган . В каждый эмалевый орган начинает врастать мезенхима – зубной сосочек . По мере роста эмалевый орган обособляется от зубной пластинки и остается соединенным с ней лишь тонким слоем эпителиальных клеток – шейкой зубного органа . Одновременно с этим мезенхима охватывает зубной зачаток со всех сторон – зубной мешочек. На этом периоде зубной зачаток состоит из эмалевого органа, постоянного из эпителиальной ткани, зубного сосочка и мешочка, состоящих из мезенхимы.

Вторая стадия характеризуется рядом преобразований в зубном зачатке и окружающих его тканей. В зубном зачатке происходит дифференцировка клеток по форме и функциям. В эмалевом органе эти изменения выражаются в том, что между клетками начинает накапливаться жидкость, которая расслаивает клетки. В результате клетки получаются соединенными цитоплазматическими мостиками. Внутренние клетки эмалевого органа приобретают высокую цилиндрическую форму и дают начало энамелобластам. Зубной сосочек увеличивается в размерах и в него врастает большое количество кровеносных сосудов. На его поверхности, на границе с внутренними клетками зубного органа из клеток мезенхимы образуются несколько рядов клеток с базофильной цитоплазмой – одонтобластов, участвующих в развитии дентина.

Третья стадия развития зуба – период гистогенеза начинается в конце 4-го месяца эмбриональной жизни.

Дентин образуется в процессе гистогенеза при участии одонтобластов, которые секретируют исходные компоненты для построения волокнистых структур дентина. Перед началом образования дентина одонтобласты претерпевают ряд изменений. Ядро передвигается к тому концу клетки, который обращен к зубному сосочку. Цитоплазматическая сеть увеличивается, приобретает ряд извитых канальце и вместе с пластинчатым комплексом располагается над ядром. Первые отложения дентина содержит небольшое количество тонких коллагеновых фибрилл. В дальнейшем плотность основного вещества дентина возрастает, а фибриллы становятся более толстыми. Первые признаки образования дентина выражаются в появлении между одонтобластами тонких коллагеновых аргирофильных волокон, идущих в радиальном направлении – волокна Кофра. Когда слой предентина с волокнами Кофра достигает толщины 60-80 мкм, начинают образовываться новые слои предентина, в которых коллагеновые волокна имеют тангенциальное направлением – волокна Эбнера. Одновременно с отложением первых слоев предентина одонтобласты образуют отростки, которые внедряются в основное вещество и постоянно замуровываются в нем, оставаясь в наружных отделах зубного сосочка. Обызвествление происходит лишь к 5-му месяцу эмбрионального развития.

Эмаль начинает развиваться после дентина. Начало этого процесса характеризуется рядом изменений в энамелобластах: изменение массы цитоплазматической сети и пластинчатого комплекса, а также накопление в цитоплазме большого количества свободных рибосом. Все органеллы перемещаются ближе к тому краю клетки, который обращен к слою образующегося дентина. Этот полюс клетки вытягивается, достигая в длину 4 мкм, и образует пальцеобразные отросток. Последний вместе с телом клетки представляет собой единое целое. Перед началом образования эмали в отростках накапливаются овальные гранулы, окруженные оболочкой. Появление гранул является началом продукции основного вещества эмали – образование эмали происходит путем секреции по меракриновому типу энамелобластами содержимого гранул в межклеточное пространство. Причем по мере накопления основного вещества эмали энамелобласты отодвигаются к периферии. Обызвествление основного вещества эмали происходит сразу же после появления его первых порция. Соли кальция откладываются в эмали в виде кристаллов гидроксиапатитов, имеющих вначале форму тонких пластин. В дальнейшем они объединяются в призмы.

Развитие корней зубов начинается до их прорезывания. К этому времени коронки зубов полностью сформированы. На данной стадии развития эмалевый орган претерпевает резкие изменения: его края начинают интенсивно разрастаться наподобие рукава и внедряются в подлежащую мезенхиму. Эти края эмалевого органа состоят из двух рядов эпителиальных клеток, внутренних и наружных и носят название корневого влагалища (влагалища Гертвига). Далее оно отделяет тот участок мезенхимы, который пойдет на развитие корня зуба. Таким образом, корневое влагалище определяет форму корня. Далее из мезенхимальных клеток зубного сосочка, располагающихся изнутри к эпителиальному корневому влагалищу, образуются одонтобласты, продуцирующие дентин корня. После образования первых слоев дентина эпителиальное влагалище прорастает мезенхимными клетками зубного мешочка – из них образуются цементобласты, откладывающие цемент. Остальная часть зубного мешочка идет на образование периодонта.



Формирование важнейших систем организма ребенка происходит на ранних стадиях беременности, когда женщина даже не подозревает о своей беременности. Неблагоприятные факторы этого периода, так или иначе, накладывают свой отпечаток на развитие крохи, в том числе и зубов. В связи с участившимися случаями стоматологических заболеваний, которые формируются еще до момента прорезывания зубов , огромный интерес представляет внутриутробное формирование и развитие зубов малыша.

Закладка и образование зубных зачатков

В развитии зубов ребенка можно выделить три стадии, периода, которые могут быть отличны друг от друга.

Первый период это непосредственно закладка и формирование зубных зачатков.

Вторая стадия – дифференцировка зубных зачатков, на этом этапе происходит «распределение ролей» между тканями зубов ребенка.

Третий , самый длительный период – образование тканей зуба и их полное «созревание», т.е. минерализация. Этот период самый ответственный, так как при неблагополучном состоянии матери, или осложнениях беременности, у ребенка формируются различные стоматологические заболевания зубов, и не только.

Ни для кого не секрет, что перед тем как прорезаться, зубы развиваются в толще челюсти из соответствующих зачатков. Уже на 6 – 7 неделе беременности, когда женщина только узнала о своей беременности, и начинает привыкать к своему новому статусу, у эмбриона уже появляется утолщение эпителиальных клеток в ротовой щели, которое постепенно разрастается, именно в этом утолщении появляются разрастания колбовидной формы – эмалевый орган. Как понятно из названия – это как раз и есть будущие молочные зубки, на каждой челюсти ребенка их по 5, итого 20.

Не стоит удивляться, на самом деле, когда ребенок рождается, в полости рта расположены 4 челюсти – 2 верхних, и 2 нижних. Только по истечению времени, два отростка челюсти срастаются между собой, и формируется единая кость челюсти. Примерно на 10 неделе внутриутробного развития плода, эмалевый орган начинает видоизменяться, в клетки эмалевого органа начинают врастать клетки другой ткани, благодаря чему появляются очертания будущей коронки молочного зуба.

При агрессивном воздействии, может нарушиться процесс закладки и образования зачатков молочных зубов, что может закончиться отсутствием одного из зуба, или даже группы зубов.

Дифференцировка зубных зачатков

Это очень важный период, так как происходит изменения и в самих зачатках и в окружающих тканях. Организм плода – это не постоянная субстанция в плане роста, на протяжении всего внутриутробного развития происходит активный рост, дифференцировка новых клеток, тканей и органов. В тоже время период довольно короткий.

Пожалуй, самым важным этапом в этом периоде, является отделение зубных зачатков от связи с эпителиальной пластиной. Тем самым, зубные зачатки обосабливаются, и начинают минерализоваться – развиваться. При нарушении этого разрыва, сохранении связи или присоединения тканей друг к другу, в последующем могут формироваться опухолевые процессы.

В этот период, которых заканчивается к 16 неделе беременности, у плода могут формироваться пороки и аномалии развития челюстно-лицевой области, как правило, диагностировать которые можно уже в первые три месяца беременности. Наиболее часто, внутриутробные аномалии представлены расщелиной верхней губы и неба. Которые формируются как раз в результате не сращения костей челюстей.

К концу второго месяца беременности эмбрион практически сформирован, и возникающие пороки и аномалии менее значительные и являются главным образом следствием недостаточных темпов роста и развития.

Созревание тканей зуба

Этот период начинается к 4 месяцу внутриутробного развития эмбриона, именно в это период возникают ткани зуба – эмаль, нижележащий дентин и пульпа зуба. Первоначально образуется дентин – это ткань, которая лежит под эмалью. Дентин – это бесклеточная ткань, которая имеет форму микроскопических трубочек, заполненных жидкостью. По мере формирования дентина, на верхушке, начинает образовываться эмаль – самая твердая, и в тоже время самая хрупкая ткань человеческого организма. Развитие начинается с небольшого участка на месте будущего режущего края или бугорка зуба, так как именно в этом месте эмаль будет на много толще, и постепенно эмаль покрывает всю коронку будущего молочного зуба. Главной особенностью молочных зубов является тонкий слой эмали, по сравнению с постоянными зубами. Эта особенность обусловлена внутриутробным развитием.

Уже на 5 месяце беременности, коронки передней группы зубов полностью сформированы, а на 7 месяце беременности сформированы коронки жевательной группы зубов. До момента рождения и прорезывания зубов, эмаль и дентин продолжают развиваться, накапливая в своем составе необходимые микроэлементы, которые получают из организма матери.

Закладка постоянных зубов происходит на 5 месяце беременности, именно этот период беременности считается показательным для здоровья зубов будущего малыша. Негативные влияния на малыша, могут повлиять на состояние уже не только молочных, но и постоянных. Влияние это может выражаться в отсутствии одного из зачатков зуба, недоразвитием эмали зуба, или же ее внутриутробном поражении. Именно по этим причинам каждой беременной женщине необходимо бережно относиться к своему состоянию и регулярно посещать доктора и соблюдать все рекомендации, особенно в критических случаях.

Сроки минерализации зубов

Зная сроки минерализации зубов, и сопоставив их с негативными воздействиями во время беременности, можно заранее предположить те или иные стоматологические заболевания ребенка, и вовремя принять меры по их лечению и устранению. В последнее время, практически каждый 4 ребенок, в полости рта имеет зубы с недоразвитой эмалью (гипоплазия эмали), родителям сложно диагностировать заболевание, так как заболевание быстро осложняется кариесом, что ведет к ранней потере зубов. Но, если принять необходимые меры вовремя, то зубки малыша можно спасти.

Начало минерализации молочных зубов, а именно передней группы, происходит на 17 – 20 неделе беременности, и при наличии провоцирующих факторов, можно даже предположить группу зубов, которая будет подвержена изменениям. Клыки и жевательная группа зубов начинает минерализоваться примерно с 7 – 7,5 месяцев внутриутробного развития и продолжается на продолжении первого года жизни малыша.

Минерализация постоянных зубов начинается позже, передняя группа зубов начинает свою минерализацию в первые полгода жизни ребенка, и влиять на развитие постоянных зубов, будет уже не состояние здоровья матери, а состояние здоровья, и в питание в том числе, самого малыша. Минерализация постоянных жевательных зубов начинается с 1,5 лет ребенка и продолжается практически до самого момента прорезывания зубов.

Агрессивные факторы

На закладку и минерализацию молочных зубов могут повлиять различные факторы, но самое главное, в различные периоды развития. Негативное воздействие во внутриутробном периоде, на ранних сроках беременности, провоцирует образование врожденных пороков и аномалий развития. К числу негативных факторов во внутриутробном периоде можно отнести гинекологическую патологию матери в виде ранних токсикозов, хронических воспалительных заболеваний придатков, анемии беременных, из-за чего кроха не получает достаточное количество питательных веществ, витаминов и минералов и т.д. Свое влияние оказывают и инфекционные заболевания, особенно на ранних стадиях беременности – до 12 недель. В последнее время, становится модным вегетарианство, что весьма ущербно для организма беременной женщины и для развития ребенка. Питание беременной женщины должно быть полноценным и сбалансированным! Не стоит забывать и про вредные привычки матери во время беременности – алкоголь и курение.

Влияние на постоянные зубы, чаще всего оказывают факторы, которое воздействовали уже после рождения малыша. В эту группу можно отнести неполноценное питание ребенка – недостаток определенных минералов, витаминов и прочее. Минерализация зубов начинается с режущего края или бугорка зуба, и по расположению пораженной эмали можно диагностировать на каком именно сроке происходило патологическое воздействие на ткани зуба, и наоборот.

На состояние постоянных зубов могут оказывать свое влияние заболевания эндокринной системы, нарушения фосфорно-кальциевого обмена, например рахит . Также влияние оказывает и недостаток или наоборот избыток некоторых минералов.

Стоматология Статьи

Как появляются зубы

2012-12-19

Когда прорезываются зубы

Большинство людей наслышано о том, что фраза «зубки режутся» означает нечто дурное, связанное с болезнями, капризами малыша и бессонными ночами для его родителей. Между тем, процесс прорезывания зубов вещь гораздо более индивидуальная, чем принято считать. Сроки его весьма размыты: у одного ребенка первый зуб может появиться уже в 3 месяца, у другого только в 1 год. Обе ситуации являются вариантами нормы и, чаще всего, никак не связаны с наличием у крохи каких-либо заболеваний или отставания в развитии. Задержку прорезывания молочных зубов в пределах 6 месяцев стоматологи считают вполне естественной. Исключением можно считать, например, рахит или адентию (отсутствие зачатков зубов).

У «среднего» карапуза первые зубы появляются в 7-8 месяцев, но еще до этого срока он начинает «кусаться», «пускать» слюни и испытывать приступы раздражительности. Как раз перед тем, как зубки начнут появляться, вы можете почувствовать что-то вроде бугорков, проведя пальцем вдоль десен малыша. Можно приобрести специальные игрушки-прорезыватели - стимуляторы прорезывания зубов или же самостоятельно делать легкий массаж этих областей рта.

Как правило, свой первый день рождения годовалый кроха празднует с 4 верхними и нижними резцами во рту. Однако нельзя забывать, что у ребенка в первые 2,5 года вырастает целых 20 зубов, то есть, как нетрудно понять, растут они практически постоянно. Именно это и объясняет тот факт, что в данный период любое недомогание малыша можно объяснить тем, что у него «зубки режутся». Кстати говоря, само по себе появление зубов не является причиной

  • Оглавление
  • 1) Что такое цитология? Предмет и задачи цитологии. Какова роль цитологии в системе биологических знаний и для современной медицины? Роль отечественных ученых в развитии современной цитологии.
  • 2) Методы исследования в цитологии. Методы изготовления препаратов для световой микроскопии. Значение и методы окраски микропрепаратов. Техника микроскопирования.
  • 4) Органеллы. Определение, классификация, строение и функции. Органоиды общего значения. Органоиды специального значения. Строение и функции по данным световой и электронной микроскопии
  • 5) Включения. Определение, классификация, роль в жизнедеятельности.Клетки.
  • 6. Особенности строения и функций клеточной оболочки по данным световой и электронной микроскопии. Производные клеточной оболочки. Межклеточные соединения и их структурно-функциональнаяхарактеристика.
  • 7) Митотический цикл. Характеристика всех фаз митоза. Мейоз, его особенности, отличия от митоза. Регенерация и реактивность клеток и их проявления в органах ротовой полости.
  • 8). Клетка как основная единица живого. Клеточный цикл (дать характеристику этапам клеточного цикла). Основные положения клеточной теории и ее значении для медицины
  • 9. Цитоплазма. Общая морфофункциональная характеристика. Гиалоплазма, ее физико-химическаяхарактеристика и значение в жизнедеятельности клетки.
  • 10. Эмбриологиякак наука о развитии зародыша. Этапы эмбрионального развития, критические периоды в развитии зародыша.
  • 11. Особенности ранних стадий развития человека. Что такое зигота и как она образуется? Типы дробления у позвоночных животных и человека.
  • 13. Гисто- и органогенез на 2-3неделе развития. Мезенхима, образование, строение и роль в развитии тканей.
  • 14. Особенности оплодотворения, зиготы, дробления и гаструляции у человека. Характеристика имплантации.
  • 15. Особенности процессов развития основных органных систем человека на 4-8-йнеделе. Образование полости рта и лицевого скелета.
  • 16. Жаберный аппарат и его производные, этапы формирования лица. Врожденные пороки
  • 17. Внезародышевые органы, состав, функции.
  • 18. Типы плацент. Их строение и функции. Особенности строения плаценты и пуповины у человека
  • 19. Гемоплацентарный барьер. Система мать-плацента-плод.Пуповина и ее тканевая основа.
  • 20. Влияние экзогенных факторов (радиации, курения, наркотиков, пестицидов, лекарственных веществ, инфекций) на ход развития человека, в том числе органов ротовой полости.
  • 21. Кровь и лимфа. Основные компоненты крови как ткани плазма и форменные элементы. Геммограмма. Функции крови. Возрастные и половые особенности.
  • 22. Эритроциты: размеры, строение, форма, функции. Продолжительность жизни. Ретикулоциты. Виды гемоглобина.
  • 23. Лейкоциты: классификация и общая характеристика. Функции понятие о лейкоформуле и ее значение в медицинской практике.
  • 24. Гранулоциты: особенности строения и функции, продолжительность жизни.
  • 25. Агранулоциты: особенности строения и функции, продолжительность жизни.
  • 26. Тромбоциты: особенности строения и функции, продолжительность жизни.
  • 27. Волокнистые соединительные ткани. Общая характеристика. Классификация. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 28. Гемоцитопоэз и лимфоцитопоэз. Современные теории кроветворения.
  • 29. Что такое ткань? Принципы классификации тканей, их функции. Особенности строения по данным световой и электронной микроскопии, регенерация, реактивность тканей в ротовой полости.
  • 33. Нервная ткань. Морфофункциональная характеристика. Эмбриональный гистогенез. Классификация нервных клеток по морфологическим и функциональным признакам.
  • 34. Рыхлая соединительная ткань. Клеточный состав. Особенности строения данным световой и электронной микроскопии.
  • 35. Плотная волокнистая соединительная ткань и ее разновидности. Функции и особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 36. Мышечные ткани. Общая характеристика, классификация. Функции и особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 37. Костные ткани. Общая характеристика, классификация, функции. Особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 39. Мезенхима, ретикулярная ткань, жировая ткань, пигментная ткань. Морфофункциональные особенности строения и функции.
  • 1)Костная:Обладает особыми механическими свойствами. Состоит из клеток остеоцитов, которые бывают двух видов:
  • 2)Хрящевая: Состоит из клеток хондроцитов. Различают три вида хрящевой ткани:
  • 42. Спинной мозг. Морфофункциональная характеристика. Строение белого и серого вещества. Ядра белого вещества. Центральный канал спинного мозга. Рефлекторная дуга.
  • 43. Вегетативная нервная система. Морфофункциональные особенности строения интрамуральных и экстрамуральных ганглиев (по данным световой и электронной микроскопии).
  • 44. Органы чувств. Классификация. Нейросенсорные и сенсоэпителиальные и рецепторные клетки. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 46. Артерии. Аорта. Классификация, особенности строения стенки и регенерации. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 47. Вены. Классификация, особенности строения стенок вен по данным световой и электронной микроскопии.
  • II. Вены со слабым развитием мышечных элементов: миоциты - только в t. Media
  • III. Вены со средним развитием мышечных элементов:
  • IV. Вены с сильным развитием мышечных элементов: миоциты - во всех трёх оболочках
  • 50. Центральные органы кроветворения и иммунной защиты. Общая характеристика, гистогенез. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 51. Периферические органы кроветворения. Общая характеристика, гистогенез. Особенности строения и функций по данным световой и электронной микроскопии.
  • 52. Характеристика основных клеток иммунной реакции (нейтрофильные лейкоциты, макрофаги, т- и в-лимфоциты,плазмоциты). Функции и особенности строения по данным световой и электронной микроскопии.
  • 62. Развитие, строение и функции больших слюнных желез(околоушная, подчелюстная и подъязычная).
  • 63. Развитие, строение и функции языка.
  • I стадия - образование эмалевого органа и зубного сосочка
  • II стадия - образование тканей зуба
  • I стадия - образование эмалевого органа и зубного сосочка
  • II стадия - образование тканей зуба
  • 68. Общая характеристика строения зубов и их поддерживающего аппарата.
  • 69. Развитие молочных зубов.
  • 70. Дифференцировка зубных зачатков
  • 71. Образование цемента(цементогенез).
  • 72. Развитие и строение периодонта
  • 73. Развитие и прорезывание постоянных зубов.
  • 74. Регенерация зубочелюстного аппарата.
  • Зубы закладываются из 2 источников:

    1. Эпителий ротовой полости – эмаль зуба.

    2. Мезенхима – все остальные ткани зуба (дентин, цемент, пульпа, периодонт и параодонт). На 6-йнедели эмбриогенеза многослойный плоский неороговевающий эпителий на верхней и нижней челюстях утолщается в виде подковообразного тяжа – зубная пластинка. Эта зубная пластинка в дальнейшем погружается в подлежащую мезенхиму. На передней (губной) поверхности зубной пластинки появляются эпителиальные выпячивания – так называемые зубные почки. С стороны нижней поверхности в зубную почку начинает вдавливаться уплотненная мезенхима в виде зубного сосочка. В результате этого эпителиальная зубная почка превращается в перевернутый2-хстенный бокал или чащу, который называется эпителиальным эмалевым органом. Эмалевый орган и зубной сосочек вместе окружаются уплотненной мезенхимой – зубным мешочком.

    Эпителиальный эмалевый орган вначале соединен тонким стебельком с зубной пластинкой. Клетки эпителиального эмалевого органа дифференцируются в 3-хнаправлениях:

    1. Внутренние клетки (на границе с зубным сосочком) – превращаются в эмальобразующие клетки – амелобласты.

    2. Промежуточные клетки – становятся отросчатыми, образуют петлистую сеть – пульпу эмалевого органа. Эти клетки участвуют в питании амелобластов, играют определенную роль при прорезывании зубов, в последующем уплощаются и образуют кутикулу.

    3. Наружные клетки – уплощаются, после прорезывания дегенерируют.

    Вфункциональном отношении самые важные клетки эмалевого органа – внутренние клетки. Эти клетки становятся высокопризматическими, дифференцируются в амелобласты. При дифференцировке в амелобластах становятся хорошо выраженными гранулярный ЭПС,

    пластинчатый комплекс и митохондрии. Причем в амелобластах происходит инверсия ядра и органоидов (замена местами); соответственно происходит инверсия апикальных и базальных полюсов клетки. На апикальном конце амелобластов имеется дистальный отросток Томса, там содержится подготовленный для выделения секрет – органическая основа эмали (матрикс эмали). На срезах матрикс эмали состоит из мельчайших тубулярных субьединиц с овальным сечением диаметром около 25 нм. Химически матрикс эмали состоит из белков и углеводов. Процесс обизествления эмали связан с тубулярными субьединицами – в каждой трубочке

    образуется по 1 кристаллу фосфата кальция, так формируются эмалевые призмы. Эмалевые

    призмы склеиваются органической склеивающей массой и оплетаются тончайшими фибриллами. После формирования эмали амелобласты дегенерируют.

    Параллельно с образованием эмали верхний слой клеток зубного сосочка дифференцируются в одонтобласты и начинают формировать дентин. Под электронным микроскопом одонтобласты сильно удлиненные клетки с хорошо выраженным гранулярным ЭПС, пластинчатым комплексом и митохондриями. На апикальном конце имеют дистальный отросток. Одонтобласты вырабатывают органическую часть межклеточного вещества дентина (коллагеновые волокна и органические вещества основного вещества). Далее на органическую основу дентина осаждаются соли кальция, т.е. дентин обизвествляется. В отличии от амелобластов дентинобласты после формирования дентина не дегенерируют.

    Параллельно развитию дентина из мезенхимы зубного сосочка начинается дифференцировка и формирование пульпы: мезенхимные клетки превращаются в фибробласты и начинают выработку коллагеновых волокон и основного вещества пульпы.

    Разрастание дентина и пульпы в области корня зуба обуславливает прорезывание зуба, так как зачаток зуба в области корня окружен формирующейся костной альвеолой, поэтому дентин и пульпа не могут разрастаться в этом направлении, в области корня поднимается тканевое давление и зуб вынужден выталкиваться, подниматься к поверхности эпителия ротовой полости, т.е. прорезываться.

    Из внутренних слоев зубного мешочка в области корня образуется цемент зуба, а из наружных слоев зубного мешочка образуется зубная связка – периодонт.

    На 5-оммесяце эмбрионального развития из оставшейся части зубной пластинки закладываются зачатки постоянных зубов. Развитие постоянных зубов происходит также как и

    молочных зубов. Вначале молочные и постоянные зубы располагаются в одной костной альвеоле, позже между ними формируется костная перегородка. В возраст 6-12лет зачаток постоянного зуба начинает расти и давит на костную перегородку, отделяющую его от молочного зуба; одновременно активируются остеокласты и разрушают костную перегородку и корень молочного зуба. В результате растущий постоянный зуб выталкивает оставшуюся коронку молочного зуба и прорезывается.

    Теории прорезывания зубов.

    1.Корневая теория Хантера – растущие корни зуба упираются в твердое костное дно костной альвеолы и зуб выталкивается из костной альвеолы.

    2.Теория Ясвоина – зуб сравнивает с ракетой.

    3.Теория Катца – растущий зуб давит на боковые стенки альвеол, что приводит к поверхностной резорбции кости; одновременно с этим на наружной поверхности альвеолярных отростков и на его верхнем крае происходит отложение новой кости. Костная ткань откладывается в области дна альвеолы, что приводит к повышению там тканевого давления, выталкивающее зуб к поверхности.