Исследование остроты слуха у студентов II курса Амурского медицинского колледжа. Определение остроты слуха

Вспомним, как работает ухо - этот чудесный приемопередатчик. Итак, звук «влетает» в ушную раковину и, пройдя через наружный слуховой канал «ударяется» в барабанную перепонку. Она начинает вибрировать.

Вибрации усиливаются цепью слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремечко) среднего уха отсюда звук попадает в заполненные жидкостью каналы внутреннего уха, а затем в так называемую улитку.
Здесь вступают в дело несколько десятков ресничек, погруженных в заполняющую улитку жидкость, что вызывает передачу нервных раздражений через слуховой нерв в соответствующую часть мозга. Чувствительность уха огромна: оно воспринимает все звуки в диапазоне от 130 до 8500 Гц, а также их обертоны.

Что влияет на остроту слуха?
- Серные пробки. Наружное ухо следует регулярно и осторожно прочищать ватным тампоном, удалять ушную серу, чтобы не допускать образования серной пробки.
С этой целью нельзя использовать твердые или о заостренным концом предметы, такие, как шпильки для волос, зубочистки, спички и т.д., которые могут поцарапать кожу слухового прохода или повредить, барабанную перепонку.
Среднее ухо тоже нужно беречь, особенно от воспалений, частых у детей и молодежи. Воспаление среднего уха может стать хроническим, а это приводит к отвердеванию барабанной перепонки и суставов слуховых косточек, вследствие чего снижается острота слуха. Воспаление может охватить и внутреннее ухо (лабиринт).
- Очень опасна для среднего уха баротравма (перепад давления), вызванная резким изменением давления на барабанную перепонку. Перепады высоты полета самолета, ныряние в море - факторы риска. Большое давление на внешнюю сторону перепонки, не уравновешенное давлением в камере среднего уха, может привести к растяжению или даже разрыву перепонки. Вследствие этого снижается слух, возникает угроза воспаления среднего уха.
Внутреннее ухо, несмотря на то что расположено в глубине, тоже подвергается риску заболеваний и поражений.
- Главная угроза - баротравма, которая возникает при интенсивности звука 90 и выше децибел. Звук в 120 децибел вызывает ощущение боли. Опасны обычно повторяющиеся или длительные, а также очень интенсивные и короткие звуки высокого тона. Некоторые профессии связаны с опасными для здоровья звуками (работа на заводе, аэродроме, с пневмоинструментами и т. д.).
Подвергают себя риску и меломаны - на рок-концертах и дискотеках, где уровень звука часто превышает 100-120 децибел. Врачи, занимающиеся проблемами слуха, забили тревогу: молодежь, слушающая громкую музыку, теряет слух, порой необратимо, на 20-40 процентов высоких звуков. Для ушей могут стать опасными звуки работающих моторов и выстрелов из огнестрельного оружия. Таким образом, в профилактике болезней уха большое значение имеет ограничение громкости звука, шумов, которое достигается использованием специальных заглушек (в простейшем случае - клочков ваты, которыми затыкают уши).
- Старческое снижение слуха может начаться уже на 55-60-м году жизни. Оно проявляется затруднениями при ведении телефонных разговоров в шумном окружении, а также разговоров с несколькими собеседниками.
Старческое поражение слуха связывают с уменьшением числа слуховых нейронов в улитке, а также с потерей чувствительности слуховых рецепторов мозга. Причины могут быть различные: повторяющиеся звуковые травмы, склероз, гипертензия, вирусные заболевания, ототоксичные лекарства (ухудшают слух гентамицин, стрептомицин, хинин), рецидивирующее воспаление среднего уха, а также генетические факторы. В этом случае нужно пройти аудиологическое исследование у врача-отоларинголога. Целью аудиологического исследования у врача-отоларинголога является оценка степени поражения органа слуха и установление его причины. Иногда она кроется в «затвердевании» в области среднего уха, но чаще речь идет о дефекте во внутреннем ухе. Разнообразные способы исследования (тональная аудиограмма, голосовое исследование, потенциалы возбуждения) позволяют правильно назначить лечение.
- Неожиданную потерю или снижение слуха, сопровождающиеся «звоном» в ушах и головокружением, связывают со спазмами кровеносных сосудов.
Назначаются препараты, снимающие спазмы, что часто приносит эффект. Если эффект не достигнут, потеря слуха может стать окончательной.
По результатам исследований больного отправляют к специалисту по слуховым аппаратам, который подберет наиболее подходящий для данного случая.

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями зрительной и слуховой сенсорной систем, гигиеническими рекомендациями по охране зрения и слуха, методами профилактики сенсорных расстройств.

Задачи:

1) определить остроту зрения;

2) оценить остроту слуха;

Оборудование: таблицы для определения остроты зрения, рулетка

длиной 5 м, указка, сантиметровая лента

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными фоторецепторами находился как минимум один невозбужденный фоторецептор. Так как диаметр, например, колбочек равен 3 мкм, то для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы расстояние между изображениями этих точек на сетчатке составляло не менее 4 мкм, а такая величина изображения получается при угле зрения 1". При рассматривании под углом зрения менее 1" две светящиеся точки сливаются в одну.

Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквенными знаками, которые расположены в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. Сбоку каждой строки стоит цифра, обозначающая расстояние, с которого нормальный глаз различает буквы данной строки под углом зрения 1".

Остроту зрения можно оценить, пользуясь таблицами различного вида: для детей младшего возраста – таблицей Орловой; для определения остроты зрения в диапазоне от 1,0 до 2,0 ед. – таблицей О. М. Новикова. Также используется буквенная таблица Головина – Сивцева.

Таблицу повесьте на хорошо освещенной стене (освещенность должна быть не ниже 100 лк) или дополнительно осветите ее электрической лампочкой. Испытуемого усадите на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предложите ему закрыть один глаз щитком или ладонью. Указкой покажите испытуемому буквы и попросите их назвать. Определение начните с верхней

строчки и, опускаясь вниз, найдите самую нижнюю строку, все буквы которой испытуемый отчетливо видит в течение 2–3 с и правильно называет. Если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда, острота зрения составляет 1,0 по таблице Головина – Сивцева и 2,0 ед. по таблице О. М. Новикова.

Затем определите остроту зрения другого глаза. Остроту зрения рассчитайте по формуле

где V – острота зрения; d – расстояние от испытуемого до таблицы; D – расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку.

Полученные результаты исследования запишите в тетрадь протоколов опытов, сравните их с нормальной остротой зрения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствительностью. При нормальном слухе мы способны различать звуки, вызывающие ничтожно малые (исчисляемые в долях микрона) колебания барабанной перепонки.

Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000. По мере понижения или повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особенно резкое падение чувствительности отмечается в области самых низких и самых высоких звуков.

С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наибольшая острота слуха наблюдается у 15-20-летних, а затем она постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности до 40-летнего возраста находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет - в области 2000 Гц, а старше 60 лет - в области 1000 Гц.

Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слышимости, или порогом слухового ощущения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения ощущения едва слышимого звука, т. е. чем ниже порог слухового ощущения, тем, стало быть, выше чувствительность уха к данному звуку. Из сказанного вытекает, что в области средних частот (от 1000 до 3000 Гц) пороги слухового восприятия оказываются наиболее низкими, а в области низких и высоких частот пороги повышаются.

Исследование разговорной и шепотной речью является достаточно простым, но надо соблюдать точные правила его проведения, чтобы получить правильное суждение о состоянии слуховой системы.

Исследование слуха проводят в условиях полной тишины, в изолированном от посторонних шумов помещении. Нормальный слух (хорошая острота слуха) характеризуется определением шепотной речи на расстоянии более 6м, снижение слуха на расстоянии меньше 5 метров.

Для исследования различения шепотной речи может быть применена следующая примерная таблица слов (табл.).

Таблица

Таблицы слов для исследования шепотной речи у детей

Слова с низкой частотной характеристикой

Слова с высокой частотной характеристикой

Сделайте вывод о показателях остроты зрения и остроты слуха.

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотной речью. Рекомендуется составить 2 группы слов.

Первая группа слов включает гласные у,о и согласные м,н,в,р. Например, ворон, двор, номер и т.д.

Вторая группа слов – гласные а,и,э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть и т.д.

Цель работы: определить остроту слуха.

Оборудование: рулетка или метровая лента, ватные тампоны и подготовленный список слов.

Ход работы: работа проводится в группе. Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо заглушают смоченным ватным тампоном. Далее исследователь с небольшого расстояния шепотом начинает произносить слова из 1 и 2 групп, постепенно при этом отдаляясь. Как только испытуемый начинает правильно называть 50% произнесенных слов, то это расстояние считают пороговой величиной. После чего расстояние между исследователем и испытуемым начинают быстро увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой отдаления от испытуемого будет та точка, с которой он не сможет услышать ни одного слова. Это расстояние замеряют. Меняя ватные тампоны поочередно в каждом ухе, опыт проводят несколько раз.

Оценка полученных результатов: 1) слова 1 группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные); 2) слова 2 группы в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).

Функциональное состояние вестибулярного анализатора.

Цель работы: определить функциональное состояние вестибулярного аппарата.

Оборудование: секундомер либо часы с секундной стрелкой

Проба Ромберга используется при определении функционального состояния вестибулярного анализатора.

Ход работы: работа проводится в парах. Один испытуемый выполняет команды, а исследователь фиксирует время и состояние испытуемого.

Вариант 1.

Испытуемый стоит, сомкнув ступни ног (пятки и носки вместе), глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько раз разведены. Исследователь определяет время устойчивости в этой позе до потери равновесия.

Вариант 2.

Испытуемый должен встать так, чтобы ноги его находились на одной линии; при этом пятка одной ноги касается носка другой, в остальном положение испытуемого такое же, как и в варианте 1, т.е. руки вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты.

Оценка результатов: в варианте 1 у здоровых нетренированных людей такое положение может сохраняться обычно в пределах 30-55 с; дрожание пальцев рук и век отсутствует. У физкультурников может составлять 100-120 с и более. У подростков, не занимающихся спортом, в варианте 2 эти колебания составляют 13-53 с.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Составить таблицу строения анализаторов:

1. Решить ситуационные задачи:

а) Почему у детей чаще, чем у взрослых, наблюдается воспаление среднего уха? Дайте анатомическое обоснование.

б) При перелетах в самолете во время перепада давления воздушной среды пассажирам для предупреждения появления неприятного чувства “закладывания ушей” предлагают леденцовые конфеты. Объясните физиологический смысл применению такого приема.

в) При обследовании больного были выявлены нарушение центрального и со­хранность периферического зрения. О патологии в каком участке сетчатки глаза можно сделать вывод?

2. Составить кроссворд по теме «Сенсорные системы»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ПО ТЕМЕ: «Эндокринная система»

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 4 часа

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Научиться ориентироваться в топографии эндокринных желез по таблицам и муляжам.

Универсальность знания данной темы необходимо для будущих фармацевтов, так как во взаимодействии с нервной системой эндокринные железы регулируют все функции организма. При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, что влияет на функционирование желез внутренней секреции и вызывает патологическое изменение в них, при этом фармацевты должны знать механизм действия лекарственных веществ.

Для выполнения практических работ студент должен знать:

1. Виды секреции желез.

2. Гормоны, механизм действия, виды гормонов, свойства гормонов.

3. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, поджелудочная, вилочковая, половые железы, надпочечники - расположение, внешнее и внутреннее строение), гормоны и их физиологические эффекты, проявление гипо- и гиперфункции желёз.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Повторить строение и функции желез внутренней секреции: щитовидной, паращитовидной, вилочковой, поджелудочной, гипофиза, эпифиза, надпочечников, половых желез.

2. Составить сводную таблицу гормонов, желез внутренней секреции, заболеваний и нарушений при гипо- и гиперфункции.

ЖЕЛЕЗА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ ГОРМОНЫ ГИПОФУНКЦИЯ ГИПЕРФУНКЦИЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ::

1. Составить схему «Эндокринная система» (выполняется при подготовке к практическому занятию)

2. Оформить проект санбюллетеня на тему: «Профилактика йододефицита», «Профилактика сахарного диабета»

3. Решить ситуационные задачи:

a. Больной жалуется на головные боли, резкое ухудшение зрения. Одновременно отмечается значительное увеличение размеров лицевого черепа, кистей и стоп. О патологии какого образования должен подумать врач? Дайте анатомическое обоснование.

b. Известно, что каждый надпочечник кровоснабжается 25-30 артериями, происходящими из разных источников. Одной из особенностей сосудистой системы надпочечника является то, что одни из артериальных ветвей питают преимущественно корковое вещество органа, другие - мозговое. Как можно анатомически объяснить этот феномен?

4. . Составить ситуационную задачу по теме «Эндокринная система»

ПРИМЕЧАНИЕ: Запишите полученные умения по теме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Острота слуха (англ. auditory acuity) - чувствительность слухового анализатора, характеризуется абсолютным и разностным (дифференциальным) порогами слуховых ощущений.

  1. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне 1000-3000Гц.
  2. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1 первоначальной громкости. Острота слуха повышается в тишине и снижается под воздействием сильных звуков.
  3. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне 500-5000Гц.

Для определения Остроты слуха пользуются специальным прибором - аудиометром (см . Аудиометрия). (Т.П. Зинченко)

Энциклопедический словарь. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.

Острота слуха - показатель слуха, характеризующий способность слышать слабый звук или различать минимальное изменение громкости и высоты звука. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне от 1000 до 3000 Гц. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха, прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне от 500 до 5000 Гц. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1-0,12 от первоначальной громкости.

Острота слуха повышается в тишине и снижается под действием сильных звуков; для ее определения пользуются специальным прибором - аудиометром.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Острота слуха

  1. Слуховая чувствительность относительно абсолютного порога к различению звуков по частоте.
  2. Способность отличать слабые изменения в звуковых стимулах.

Второе значение в большей степени соответствует основному значению термина острота, чем первое.

предметная область термина

Речевое исследование слуха - шепотной и разговорной речью. Обследуемого ставят на расстояние 6 м от врача таким образом, чтобы исследуемое ухо было обращено в его сторону, а противоположное ухо медицинская сестра закрывает, плотно прижимая козелок к отверстию слухового прохода и пальцем, при этом III палец слегка трется о II, в результате чего образуется шуршащий звук, который заглушает ухо.

Обследуемому объясняют, что он должен громко повторять услышанные слова. Необходимо исключить чтение с губ, поэтому обследуемый не должен смотреть в сторону врача. Врач, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха, шепотом произносит слова с низкими звуками: номер, нора, много, море, мороз и др., а затем слова с высокими звуками: чаща, уж, щи и т.д. В том случае, если обследуемый не слышит с расстояния 6 м, врач уменьшает его на 1 м и вновь исследует слух. Эту процедуру повторяют до тех пор, пока обследуемый не будет слышать все произносимые слова.

Количественное выражение результатов данного исследования- максимальное расстояние (в метрах), с которого обследуемый слышит слова, произнесенные шепотом. Исследование разговорной речью проводят по тем же правилам.

Определение остроты зрения

Острота зрения определяется минимальным углом зрения, при котором две точки воспринимаются раздельно. При этом в центральной ямке жёлтого пятна сетчатки между двумя возбуждёнными колбочками должна быть одна невозбуждённая. Если же возбуждаются две соседние колбочки, то две точки воспринимаются как одна.

Угол зрения 1 угловая минута соответствует нормальной остроте зрения человека. На этом принципе основана методика определения остроты зрения. Составлены таблицы, в которых элементы букв (или разрывы кольца Ландольта) различаются под углом зрения 1 минута с определённого расстояния (таблица Сивцева-Головина).

Visusрассчитывается по формуле:V = d / D , гдеd – расстояние, с которого пациент различает буквы данной строки, аD – расстояние, с которого пациент должен их различать. Так, десятую строчку сверху (или третью строчку снизу) пациент должен различать с расстояния 5 м. Если он её различает с 5 м, то егоvisusравен 1,0:V = 5 / 5 = 1. Можно пользоваться упрощенным правилом: если пациент видит 9 строчек сверху, егоvisusравен 0,9; если видит 8 строчек сверху –visus= 0,8 и т.д.

Определение поля зрения

Полем зрения называется всё пространство, видимое глазом при фиксированном взоре. Поле зрения является функцией периферии сетчатки. Нарушения проявляются в виде сужения поля зрения или выпадения отдельных его участков (гемианопсия, скотома).

Исследование проводят с помощью периметра. Основу прибора составляет дуга в половину окружности, которую можно вращать вокруг горизонтальной оси. На дугу нанесены деления в градусах. По внутренней поверхности дуги от периферии к центру перемещают метку (белую или цветную) до тех пор, пока она не окажется в поле зрения испытуемого (при этом взгляд испытуемого неподвижно устремлён в центр дуги). Отмечают границу поля зрения, каждый раз поворачивая дугу на 15*. Для этого имеется периметрический бланк для левого и правого глаза.

ТЕМА: ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Методы изучения функций коры головного мозга

К методам изучения функций коры мозга относятся: удаление всей коры мозга или отдельных ее участков, раздражение коры электрическим током или химическими раздражителями, электрофизиологический метод, микроэлектродный метод регистрации активности нейронов коры мозга, электроэнцефалография, метод регистрации вызванных потенциалов в коре мозга, клинический метод (наблюдение в клинике за больными с поражениями ЦНС), метод условных рефлексов и др.

Электроэнцефалография

Это запись ритмической электрической активности структур головного мозга, т.е. колебаний потенциалов мозга. Регистрация ЭЭГ у человека осуществляется при наложении электродов на кожу головы через специальную токопроводящую пасту или салфетку, смоченную раствором хлорида натрия. Различают 4 основных ритма на кривой ЭЭГ:α (альфа), β (бета), θ (тета), Δ (дельта). Альфа-ритм имеет частоту от 8 до 13 в сек., регистрируется в состоянии лежа или сидя с закрытыми глазами в условиях умственного и физического покоя.Бета-ритм имеет частоты выше 13 (в среднем 70 в сек), регистрируется в бодрствующем состоянии, при умственной работе.Тета-ритм имеет частоту от 4 до 7 в сек., регистрируется при неглубоком наркозе, неглубоком наркозе, при болевых раздражениях, отрицательных эмоциях.Дельта-ритм имеет частоту от 0,5 до 3 в сек., регистрируется во время глубокого сна, глубокого наркоза.