Об утверждении правил идентификации сельскохозяйственных животных. Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки N ________. Как повлияет вступление в ВТО на вопросы принятия общей системы идентификации

Досье на проект

В соответствии со статьей 2.5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 29; N 30, ст. 3805; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; 2010, N 50, ст. 6614; 2011, N 1, ст. 6; N 30, ст. 4590; 2015, N 29, ст. 4339, ст. 4359, ст. 4369; 2016, N 27, ст. 4160) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; N 32, ст. 3791; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 150; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119, ст. 1121; N 27, ст. 3364; N 33, ст. 4088; 2010, N 4, ст. 394; N 5, ст. 538; N 23, ст. 2833; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251, ст. 4262; N 32, ст. 4330; N 40, ст. 5068; 2011; N 7, ст. 983; N 12, ст. 1652; N 14, ст. 1935; N 18, ст. 2649; N 22, ст. 3179; N 36, ст. 5154; 2012, N 28, ст. 3900; N 32, ст. 4561; N 37, ст. 5001; 2013, N 10, ст. 1038; N 29, ст. 3969; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 4, ст. 382; N 10, ст. 1035; N 12, ст. 1297; N 28, ст. 4068; 2015, N 2, ст. 491; N 11, ст. 1611; N 26, ст. 3900; N 38, ст. 5297; N 47, ст. 6603; 2016, N 2, ст. 325; 2016, N 28, ст. 4741), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 г. в части осуществления виды которых указаны в пунктах 1-5 Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденного приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. N 161, зарегистрированным Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный N 42199 (далее - Перечень), и с 1 января 2019 г. в части осуществления идентификации и учета животных, виды которых указаны в пунктах 6-11 Перечня.

Министр А.Н. Ткачев

Утверждены
приказом Минсельхоза России
от "__" ________ 2016 г. N ____

Ветеринарные правила
осуществления идентификации и учета животных

I. Общие положения

1. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных (далее - Правила) устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (далее - животные), перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.

2. Идентификации и учету подлежат животные, относящиеся к биологическим видам, внесенным в "Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету", утвержденный приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. N 161 (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный N 42199) за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (далее - животные).

3. Животные подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержден приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. N 161 (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный N 42199).

4. Федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), органы исполнительной власти субъектов

Российской Федерации в области ветеринарии, (далее вместе - компетентные органы государственной власти) организуют идентификацию и учет животных в пределах своей компетенции и в соответствии с настоящими Правилами.

II. Идентификатор животного (группы животных)

5. Идентификация животного (группы животных) осуществляется путем присвоения животному (группе животных) уникального буквенно-цифрового идентификационного номера (далее - уникальный номер), который сохраняется в ФГИС в области ветеринарии.

6. Уникальный номер не должен повторяться и представляет собой буквенно-цифровую последовательность, включающую арабские цифры от 0 до 9 и латинские буквы (заглавные и строчные), которая имеет следующий формат:

а) первые два разряда заполняются заглавными буквами - RU, показывающими, что животные подвергнуты учету в Российской Федерации;

б) третий разряд заполняется цифрой:

- (1) в случае, если животное подвергнуто индивидуальной идентификации и не подвергнуто групповой идентификации;

- (2) в случае, если животное подвергнуто групповой идентификации и не подвергнуто индивидуальной идентификации;

- (3) в случае если животное подвергнуто и групповой и индивидуальной идентификации;

в) четвертый разряд заполняется заглавной буквой:

F - в случае, если животное выращивается с целью получения продукции, предназначенной в пищу людям, или продукции; предназначенной для медицинских целей,

В - в случае, если животное содержат с племенной целью;

Р - в случае, если животное содержат как домашнего любимца;

S - в случае, если животное содержат как служебное;

А - в случаях, если животное содержат в качестве спортивного; циркового, для зрелищных целей, либо как предмет коллекционирования;

R - в случае, если животное содержат для научных целей иных нежели племенная работа;

О - в случаях, если животное содержат с иной целью;

г) пятый, шестой и седьмой разряды заполняются последовательностью из цифр и строчных букв, указывающих на биологический вид животного (таблица соответствий приведена в Приложении 1 к настоящему Приказу);

д) восьмой-пятнадцатый разряды заполняются последовательностью цифр и заглавных и строчных букв, представляющей собой индивидуальный или групповой номер животного.

7. Уникальный номер предназначен для однозначного отождествления животного (группы животных) в течение всей его жизни (в течение всего времени существования группы животных).

8. Эмиссию уникальных номеров животных осуществляется во ФГИС в области ветеринарии посредством реализации её соответствующей автоматической функции в режиме реального времени в момент учета животного (группы животных).

Идентификация животных

9. Основанием для идентификации животного является его рождение или ввоз на территорию Российской Федерации.

10. Основанием для идентификации группы животных является формирование этой группы животных.

11. Идентификация животного (группы животных) представляет собой присвоение животному (группе животных) уникального номера.

12. Идентификация животного (группы животных) проводится в сроки, установленные настоящими правилами.

13. Повторная идентификация животного не допускается.

14 Идентификация группы животных, состоящих из животных, входивших в другие группы, допускается.

15. Идентификация животного (группы животных) производится в процессе первичного учета данного животного (группы животных), в процессе которого ФГИС предоставляет лицу, осуществляющему идентификацию животного (группы животных), уникальный номер данного животного (группы животных).

Учет животных

16. Учет животных осуществляется в целях последующей возможности установления соответствия животного (группы животных) информации о нем (о них), содержащейся во ФГИС.

17. Первичный учет животного (группы животных) представляет собой внесение сведений о родившемся или ввезенном в Российскую Федерацию животном (группе животных) (далее - первичный учет животного) во ФГИС, в ходе которого ФГИС генерирует уникальный номер животного и предоставляет его лицу, осуществляющему идентификацию животного (группы животных).

18. Учет животного (группы животных) представляет собой внесение сведений о животном (группе животных), подвергнутых ранее первичному учету, во ФГИС.

19. При первичном учете и при учете животного (группы животных) по желанию владельца (если иное не предусмотрено настоящими правилами) животного производится выдача документа об учете животного (группы животных), который представляет собой свидетельство о первичном учете животного (группы животных) или паспорта животного, а также внесение соответствующих отметок в паспорт животного, при его наличии.

20. При первичном учете животного в состав вносимых во ФГИС сведений в качестве обязательной информации входят:

Уникальный номер животного,

Уникальный номер средства маркирования (если использовалось),

Биологический вид животного,

Дата рождения,

Масть (окрас),

Данные о владельце,

Данные идентификации группы животных (если данное животное идентифицировано в составе группы животных),

Данные о родителях животного (если известны),

Данные генетической идентификации (если проводилась) или месте хранения пробы генетического материала (если отбирался и хранится).

При первичном учете также может вноситься иная информация о животном по желанию собственника (владельца) животного.

21. При первичном учете группы животных в состав вносимых во ФГИС сведений в качестве обязательной информации входят:

Уникальный номер группы животных,

Описание средства маркирования (если использовалось),

Уникальные номер средства маркирования (если использовались),

Фотография тавро (если использовалось),

Описание татуировки (если использовалась),

Биологический вид животных,

Порода (если имеется и известна),

Диапазон дат рождения или возрастная группа,

Дата ввоза в Российскую Федерацию (для ввезенных животных),

Данные о владельце,

Данные о родительской группе (группах) животных (если известны),

Данные о ранее подвергнутых учету группах животных, в которые входили животные, составляющие группу, подвергаемую первичному учету,

Данные об индивидуальном учете животных, входящих в состав группы (если индивидуальный учет проводился)

При первичном учете также может вноситься иная информация.

22. При учете животного (группы животных) в состав вносимых во ФГИС сведений в качестве обязательной информации входят:

a) данные о повторном маркировании (если проводилось),

b) данные об установлении диагноза на заразную болезнь,

c) данные об установлении диагноза на генетическую болезнь,

d) данные о вакцинации,

e) данные о парентеральном и алиментарном применении лекарственных средств для животных,

f) данные об изменении масти,

g) данные об изменении цели содержания,

h) данные об изменении типа содержания,

i) данные об изменении места содержания,

j) данные об изменении владельца,

k) данные о продуктивности,

l) данные о потомстве,

m) данные о вывозе за пределы Российской Федерации,

n) данные о ввозе в Российскую Федерацию,

o) данные об убое животного,

p) данные о гибели животного.

Упомянутые в пунктах b, c, d, e, i, j, m, n, o, p данные в случае их наличия во ФГИС внесению в целях осуществления учета не подлежат и автоматически импортируются программными средствами ФГИС из других модулей ФГИС.

При учете также может вноситься иная информация по желанию собственника (владельца) животного.

Хранение данных об учете и идентификации животных (групп животных)

23. Информация об идентификации и учете животных содержится и обрабатывается во ФГИС.

24. Вносимые при учете животных (групп животных) данные фиксируются в базе данных ФГИС. При этом во ФГИС сохраняются данные о лицах, осуществлявших маркирование (если проводилось), первичный учет и учет, считывание из ФГИС информации о данном животном (группе животных).

25. Структура базы данных ФГИС должна позволять сохранять в ней сведения об уникальном номере, уникальном номере средства маркирования, о типе и характеристиках средства маркирования, о предках, потомках и продуктивности животного, о его виде, породе, поле, масти, внешнем виде, дате рождения (ввоза), месте рождения, о перемещениях животного, его болезнях, пороках развития, генетических дефектах, о результатах диагностических исследований, ветеринарных обработках, применяемых животному ветеринарных препаратах, о собственниках животного, данные о последовательность его ДНК и иную информацию.

26. Идентификатором записи в базе данных является уникальный номер животного (группы животных).

27. Интерфейс управления ФГИС должен позволять производить с его помощью ввод данных учета животных (групп животных), просмотр данных, формирования свидетельства о постановке животного (группы животных) на учет, паспорта животного, выписку по конкретному животному (группе животных), настраиваемых отчетов.

IV. Порядок осуществления маркирования, идентификации и учета животных
Маркирование животного (группы животных)

28. Маркирование представляет собой прикрепление к телу животного, нанесение на тело животного, закрепление на теле животного или введение в тело животного средства маркирования.

29. Допускается использование визуальных (бирка, татуировка, тавро, кольцо, ошейник), электронных (респондер, транспондер), смешанных (сочетание визуального и электронного и иных средств маркирования позволяющих идентифицировать животное (группу животных) средств маркирования.

30. Повторное использование средств маркирования не допускается.

31. Промышленно изготавливаемым средствам маркирования, таким как бирки, со встроенным чипом, респондеры, транспондеры, присваиваются уникальные номера средства маркирования (УНСМ).

32. Информация, наносимая на выпускаемые промышленным способом бирки, используемые в качестве средства маркирования, должна иметь читаемую часть, предназначенную непосредственно для чтения человеком.

Читаемая часть бирки включает уникальный номер средства маркирования и может включать (если иное не предусмотрено настоящими правилами) иную информацию.

Информация, наносимая на выпускаемые промышленным способом бирки, используемые в качестве средства маркирования, может включать машинно-читаемую часть (информация и символы), используемую для считывания с помощью различных приспособлений (технических средств).

Машиночитаемая часть бирки должна включать уникальный номер средства маркирования и может включать иную информацию.

Используемые для идентификации животных бирки должны иметь контроль первого применения, т.е. должны быть сконструированы таким способом, чтобы, будучи закрепленными единожды на теле животного, а затем снятыми, они должны быть не пригодны для повторного закрепления на теле животного.

33. Информация, записываемая в респондеры и транспондеры, включает постоянно хранимую информацию, записываемую в ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) таким образом, чтобы после изготовления устройства ее не возможно было переписать или удалить без разрушения устройства.

Информация, записываемая в респондеры и транспондеры, может, в зависимости от конструкции устройства, иметь обновляемую часть, записываемую в устройство таким образом, чтобы ее можно было дополнять, но не возможно было удалять без разрушения устройства.

Уникальный номер средства маркирования записывается в ПЗУ устройства.

34. Татуировка как средство маркирования, если она используется в сочетании с биркой, респондером или транспондером, может содержать любую информацию, в том числе уникальный номер или его часть.

Татуировка, используемая как единственное средство маркирования, может представлять собой цифро-буквенную последовательность и (или) штрих-код и должна содержать уникальный номер животного в читаемом или машиночитаемом виде.

35. Тавро как средство маркирования, если оно используется в сочетании с биркой, респондером или транспондером, может содержать любую информацию.

Тавро, используемое как единственное средство маркирования животного или группы животных, может представлять собой изображение, знак, вензель и т.п., аналогов которого не зарегистрировано в базе данных ФГИС.

Тавро, используемое как единственное средство маркирования, подлежит фотодокументированию, его цифровая фотография вносится в базу данных ФГИС в момент учета животного (группы животных), или после нанесения тавро, если оно осуществляется позднее, чем первичный учет животного.

36. Уникальные номера средства маркирования сохраняются во ФГИС и однозначно связаны в ней с уникальным номером животного.

37. Изображение тавро, используемого как единственное средство маркирования, сохраняются во ФГИС и однозначно связаны в ней с уникальным номером животного (группы животных).

38. Эмиссию уникальных номеров средств маркирования осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.

39. Эмиссию уникальных номеров средств маркирования федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора осуществляет по заявкам производителей средств маркирования.

40. Необходимость проведения маркирования, сроки его осуществления и используемые технологии маркирования в зависимости от цели содержания животного и его вида указаны ниже в настоящих правилах.

Крупный рогатый скот

Группы КРС, состоящие из животных, подвергнутых индивидуальному маркированию, индивидуальной идентификации и индивидуальному учету, могут подвергаться групповому маркированию, а также могут подвергаться групповой идентификации и групповому учету.

42. Молодняк КРС, рожденный в Российской Федерации подлежит индивидуальному маркированию в возрасте не позднее 14 дней после рождения.

43. КРС (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию немедленно после прибытия по назначению, либо ранее - до прибытия животных по месту назначения - на протяжении карантинирования после ввоза, если оно производилось в месте ином, нежели место назначения.

44. Для индивидуального маркирования КРС должны использоваться две одинаковые ушные бирки с одним и тем же уникальным номером средства маркирования, размещаемые на правом и левом ухе, посередине уха с его внутренней части.

45. В случае утери одной из бирок вторая подлежит восстановлению с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок, не превышающий 2 месяцев.

46. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры и тавро.

47. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок, не был использован респондер или транспондер, а также в случае отсутствия другого способа идентификации и учета животного, позволяющего идентифицировать указанное животное, повторной идентификации и учету не подлежат и направляются на убой. Решение по использованию мяса и иных продуктов убоя от указанного животного осуществляется по результатам предубойного осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы.

48. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок был использован респондер или транспондер, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ушах животного закрепляются две новые бирки с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

49. По желанию собственника (владельца) животного на подвергнутый учету КРС оформляется паспорт животного или выписку из ФГИС, удостоверенную уполномоченным органом, которые в виде бумажного документа хранятся у владельца животного (ых), а в электронном виде - во ФГИС.

Паспорт на КРС передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Паспорт на КРС передается владельцем животного в учреждение государственной ветеринарной службы субъекта Российской Федерации по месту последнего содержания животного в случае его гибели или убоя.

Мелкий рогатый скот

50. МРС подлежит индивидуальному маркированию, индивидуальной идентификации и индивидуальному учету.

Постоянные группы МРС (гурты, отары, а также животные, содержащиеся безвыгульно в животноводческих предприятиях) могут подвергаться групповому маркированию, а также могут подвергаться групповой идентификации и групповому учету.

51. Молодняк МРС, рожденный в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию в возрасте не позднее 14 дней после рождения.

52. МРС (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному или в случае, предусмотренном пунктом 53, групповому маркированию в течение 35 дней после ввоза в Российскую Федерацию.

53. Для индивидуального маркирования МРС должна использоваться ушная бирка, размещаемая на правом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

54. Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

55. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры и татуировка

Татуировка наносится с внутренней стороны правого уха и должна содержать уникальный номер животного (группы животных).

56. В случае утери бирки животное, для идентификации которого кроме бирки не был использован респондер, транспондер или татуировка, повторной идентификации и учету не подлежат и направляются на убой.

57. В случае утери бирки животное, для идентификации которого кроме бирки был использован респондер, транспондер или татуировка, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ушах животного закрепляются две новые бирки с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

58. На подвергнутый учету МРС по желанию владельца животных оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - во ФГИС.

Паспорт на МРС передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Лошади

59. Лошади подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

60. Жеребята, рожденные в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в возрасте не позднее 2 месяцев после рождения.

61. Лошади (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в течение 2 месяцев после ввоза.

62. Для индивидуального маркирования лошадей используются бирки (бирка прикрепляется в середине правого уха, с внутренней стороны) с респондерами или транспондерами, таврение (тавро наносят на левое бедро), вживление респондера или транспондера в середину шеи за гривой, внутримышечно, нанесение татуировки на внутреннюю поверхность губ.

63. В случае утери бирки, выхода из строя респондера или транспондера производится ее (его) замена на новое средство маркирования с тем же или иным уникальным номером средства маркирования и повторное маркирование животного в срок, не превышающий 2 месяцев.

64. На подвергнутую учету лошадь оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - во ФГИС.

Паспорт на лошадь передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Верблюды

65. Верблюды подлежат индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Группы верблюдов, состоящие из животных, подвергнутых индивидуальным маркированию, идентификации и учету, могут подвергаться групповому маркированию, а также могут подвергаться групповым идентификации и учету.

66. Молодняк верблюдов, рожденный в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в возрасте не позднее 2 месяцев после рождения.

67. Верблюды (включая молодняк), ввезенный на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету не позднее 2 месяцев после ввоза в Российскую Федерацию.

68. Для индивидуального маркирования КРС должны использоваться две одинаковые ушные бирки с одним и тем же уникальным номером средства маркирования, размещаемые на правом и левом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

На левом ухе, кроме бирки, используемой для идентификации, может располагаться другая бирка, закрепляемая для иных целей.

Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

69. В случае утери одной из бирок вторая подлежит восстановлению с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

70. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры и тавро.

71. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок не был использован респондер или транспондер, повторной идентификации и учету не подлежат и направляются на убой.

72. В случае утери обеих бирок животное, для идентификации которого кроме бирок был использован респондер или транспондер, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ушах животного закрепляются две новые бирки с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 2 месяцев.

73. На подвергнутого учету верблюда оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животного, а в электронном виде - в ФГИС.

Паспорт на верблюда передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Олени

74. Олени, исключая постоянные группы животных, подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Постоянные группы оленей (животные, содержащиеся безвыгульно) могут подвергаться индивидуальным маркированию, идентификации и учету и(или) групповым маркированию, идентификации и учету.

75. Молодняк оленей, рожденный в Российской Федерации, подлежит индивидуальному маркированию, идентификации и учету в возрасте не позднее 2 месяцев после рождения.

76. Олени (включая молодняк), ввезенные на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному или в случае, предусмотренном пунктом 53, групповому маркированию, идентификации и учету в течение 2 месяцев после ввоза в Российскую Федерацию.

77. Для индивидуального маркирования оленей должна использоваться ушная бирка, размещаемая на правом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

На левом ухе может располагаться другая бирка, закрепляемая для иных целей.

78. Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

79. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры, транспондеры, которые прикрепляются к ушной бирке или вживляются в середину шеи внутримышечно и тавро, которое размещается на левом бедре.

80. В случае утери бирки выхода из строя респондера или транспондера производится ее (его) восстановление с тем же или иным уникальным номером средства маркирования и повторное маркирование животного в срок, не превышающий 2 месяцев.

81. На подвергнутого учету оленя по желанию владельца животного оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - в ФГИС.

Паспорт на оленя передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Свиньи

82. Свиньи, исключая постоянные группы животных, подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Постоянные группы свиней, содержащиеся безвыгульно в свиноводческих предприятиях, исключая постоянные группы животных, содержащиеся безвыгульно в крупных (свыше 5 тысяч голов) свиноводческих предприятиях (далее - Предприятия), подвергаются групповым или индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

Постоянные группы свиней, содержащиеся безвыгульно на Предприятиях, подвергаются индивидуальному или групповому маркированию или не подвергаются таковым и подлежат групповым или индивидуальным идентификации и учету.

Не подвергнутые маркированию свиньи не могут перемещаться в другие животноводческие предприятия (исключая другие площадки, бригады, бойню того же животноводческого предприятия) и не могут передаваться другому владельцу (исключая отправку на убой в составе группы).

Группы свиней, подвергнутых групповому маркированию, идентификации и учету и не подвергнутых индивидуальному маркированию, идентификации и учету не могут реализоваться населению, в ЛПХ и КФХ.

83. Молодняк свиней, рожденный в Российской Федерации, подлежит маркированию в возрасте не позднее 1 месяца после рождения, или перед реализацией населению, в ЛПХ и КФХ, или перед расформированием группы животных.

84. Свиньи (включая молодняк), ввезенные на территорию Российской Федерации, подлежит индивидуальному или в случаях, предусмотренном пунктом 85, групповому маркированию в течение 1 месяца после ввоза в Российскую Федерацию.

85. Для индивидуального и группового маркирования свиней должна использоваться ушная бирка, размещаемая на правом ухе, посередине уха с его внутренней части.

На правом ухе не допускается размещение иных бирок.

На левом ухе может располагаться другая бирка, закрепляемая для иных целей.

86. Номер средства маркирования, наносимый на бирку, должен быть читаем с расстояния не менее 1 метра.

87. Кроме ушных бирок для маркирования могут быть использованы респондеры и/или транспондеры и/или татуировки, либо иные способы маркирования, позволяющие однозначно идентифицировать животное и не противоречащие настоящим Правилам

88. В случае утери бирки животное, подвергнутое индивидуальному маркированию, для идентификации которого кроме бирки не был использован респондер, транспондер, или татуировка, повторному маркированию, идентификации и учету не подлежит и направляется на убой, в случае отсутствия другого способа идентификации и убоя животного.

89. В случае утери бирки животное, подвергнутое индивидуальному маркированию, для идентификации которого кроме бирки был использован респондер или транспондер, подлежит повторному маркированию, для осуществления которого на ухе животного закрепляется новая бирка с тем же или иным уникальным номером средства маркирования в срок не превышающий 1 месяца.

90. В случае утери бирки животным, подвергнутым групповому маркированию, допускается его повторное маркирование, до момента расформирования группы или ее передачи новому владельцу, или ее перемещения на убой или в новое место содержания.

91. На подвергнутую индивидуальному маркированию, идентификации и учету племенную свинью по желанию владельца животных оформляется паспорт животного, который в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - в ФГИС.

Паспорт на племенную свинью передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Птица

92. Птица, исключая племенную, не подлежит маркированию и подлежит групповым идентификации и учету.

По желанию владельца допускается групповое и(или) индивидуальное маркирование птицы, индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

93. Племенная птица, исключая птицу исходных линий, подлежит групповому маркированию, идентификации и учету.

По желанию владельца допускается индивидуальное маркирование племенной птицы, ее индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

94. Племенная птица исходных линий подлежит индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

95. Молодняк птицы, выведенной в Российской Федерации, подлежит маркированию, идентификации и учету не позднее трехдневного возраста.

96. Птица (включая молодняк), ввезенная в Российскую Федерацию, подлежит маркированию, идентификации и учету в срок не более 7 дней после ввоза.

97. Маркирование птицы производится в срок не более, чем 7 дней после ее идентификации и учета.

98. Маркирование птицы осуществляется путем кольцевания.

Кроме кольцевания по желанию владельца допускается вживление респондеров и транспондеров.

Кольцо должно содержать визуальную информацию об уникальном номере средства маркирования (и)или информацию об уникальном номере. Респондер или траспондер, должен содержать уникальный номер средства мечения (УНСМ) или уникальный номер.

Пушные звери (лисицы, соболи, норки, хорьки, песцы, другие животные семейства Mustelidae, нутрии, енотовидные собаки) и кролики

99. Пушные звери и кролики, исключая племенных, не подлежит маркированию и подлежит групповой идентификации и учету.

По желанию владельца допускается групповое и(или) индивидуальное маркирование животных, индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

100. Племенные пушные звери и кролики подлежит групповому маркированию, идентификации и учету.

По желанию владельца допускается индивидуальное маркирование племенных животных, их индивидуальная идентификация и индивидуальный учет.

101. Молодняк пушных зверей и кроликов, рожденный в Российской Федерации, подлежит маркированию, идентификации и учету не позднее трехмесячного возраста.

102. Пушные звери и кролики (включая млодняк), ввезенные в Российскую Федерацию, подлежит маркированию, идентификации и учету в срок не более 1 месяца после ввоза.

103. Маркирование птицы производится в срок не более, чем 7 дней после ее идентификации и учета.

104. Маркирование пушных зверей и кроликов осуществляется путем вживление респондеров и транспондеров.

Респондер или траспондер, должен содержать уникальный номер животного или группы животных.

Допускается маркирование кроликов путем нанесения татуировки, содержащей уникальный номер животного (группы животных) на внутреннюю поверхность правого уха.

Пчелы

105. Пчелосемьи подлежат групповой идентификации и учету, при проведении которых группой животных считают данную пчелосемью. На каждую пасеку оформляется ветеринарно-санитарный паспорт (приложение N 2 к настоящим Правилам);

Ульи подлежат групповому маркированию, при проведении которого группой животных считают пчелосемью, обитающую в данном улье.

106. Для маркирования ульев осуществляется нанесение индентификационного номера на внешнюю стенку улья.

При этом идентификационный номер улья считается идентификационным номером средства маркирования.

Идентификационный номер должен быть читаемым с расстояния не менее 5 метров.

Наряду с нанесением идентификационного номера средства маркирования, на улей по желанию владельца может наноситься идентификационный номер группы животных, каковой считают пчелосемью, обитающую в данном улье.

В случае использования улья со зрелищными целями допускается нанесение идентификационного номера в любом месте улья.

107. Маркирование осуществляется в срок не более 2 недель после заселения улья.

108. Идентификация и учет пчелосемей, образовавшихся на территории Российской Федерации, проводится в срок не более 3 недель после образования пчелосемьи (роения).

109. Идентификация и учет пчелосемей, ввезенных на территорию Российской Федерации, проводится в срок не более 3 недель после ввоза.

Собаки и кошки

110. Собаки и кошки подлежат индивидуальным маркированию, идентификации и учету.

111. Щенята и котята, рожденные в Российской Федерации, подлежат обязательной маркированию, идентификации и учету не позднее 3-х месячного возраста.

112. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию для постоянного содержания, подлежат обязательной маркированию, идентификации и учету не позднее 3 месяцев после ввоза.

113. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию с целью их последующего вывоза с территории Российской Федерации через промежуток времени более 3 месяцев, не подлежат маркированию, если они были промаркированы в стране происхождения и подлежат маркированию, если они не были подвергнуты маркированию в стране происхождения.

114. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию с целью их последующего вывоза с территории Российской Федерации через промежуток времени более 3 месяцев, подлежат идентификации и учету, осуществляемому в срок не позднее 3 месяцев после их ввоза.

115. Собаки и кошки (включая щенят и котят), ввезенные в Российскую Федерацию с целью их последующего вывоза с территории Российской Федерации через промежуток времени не более 3 месяцев, не подлежат маркированию, идентификации и учету.

116. В качестве средств маркирования допускается использование вживляемых респондеров и транспондеров, закрепление визуальных средств маркирования на постоянно носимых животным ошейниках, татуировки.

117. Татуировку допускается наносить с внутренней стороны губ и щек, на внутреннюю поверхность левой или правой задней лапы, в области живота и с внутренней стороны уха.

118. На подвергнутое маркированию, идентификации и учету животное оформляется паспорт животного по форме согласно приложениям N 2 и 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащие ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 (далее - Решение N 317). Допускается также оформление паспортов по форме и в порядке, согласованных федеральным органом государственной власти с компетентным органом иной страны.

119. Оформленный паспорт животного в виде бумажного документа хранится у владельца животных, а в электронном виде - в ФГИС.

120. Паспорт на животное передается предыдущим владельцем новому владельцу животного немедленно после перехода к последнему права собственности на животное.

Рыба и иные животные-гидробионты

Объекту аквакультуры присваивается идентификационный номер, который расценивается как идентификационный номер средства маркирования.

Биологическому виду гидробионтов, содержащемуся в данном объекте аквакультуры, присваивается уникальный номер группы животных.

По желанию владельца может производиться групповое или индивидуальное маркирование гидробионтов.

По желанию владельца могут производиться индивидуальные идентификация и учет племенных и особо-ценных гидробионтов.

122. При присвоении идентификационного номера объекту аквакультуры в ФГИС, кроме указанных выше сведений, заносятся его координаты.

Объект аквакультуры подлежит идентификации до начала его использования.

123. Идентификация и учет биологического вида гидробионтов, содержащихся в данном объекте аквакультуры, производится не позднее, чем в месячный срок после посадки (зарыбления).

124. Для индивидуального маркирования гидробионтов используются вживляемые или прикрепляемые к телу животного респондеры и транспондеры, а также кольца.

125. Респондеры, транспондеры и кольца должны содержать уникальный номер животного (группы животных).

126. Гидробионты не подлежат повторному маркированию.

Приложение N 1

идентификации и учета животных,
утвержденным приказом
Минсельхоза России
от "___"_______2016 г. N____

NN п/п Вид животного Разряды, указывающие на биологический вид животного в целях идентификации
1 2 3
1 Лошади 1aa
2 Ослы 1ab
3 Мулы 1ac
4 Лошаки 1ad
5 Крупный рогатый скот 2aa
6 Зебу 2ab
7 Буйволы 2ac
8 Яки 2ad
9 Олени 3aa
10 Верблюды 4aa
11 Свиньи 5aa
12 Мелкий рогатый скот (овцы) 6aa
13 Мелкий рогатый скот (козы) 6ab
14 Собаки 7aa
15 Кошки 7ab
16 Домашняя птица (куры) 8aa
17 Домашняя птица (утки) 8ab
18 Домашняя птица (гуси) 8ac
19 Домашняя птица (индейки) 8ad
20 Домашняя птица (цесарки) 8ae
21 Домашняя птица (перепела) 8af
22 Домашняя птица (страусы) 8ag
23 Пушные звери (лисицы) 9aa
24 Пушные звери (соболя) 9ab
25 Пушные звери (норки) 9ac
26 Пушные звери (хорьки) 9ad
27 Пушные звери (песцы) 9ae
28 Пушные звери (енотовидные собаки) 9af
29 Пушные звери (нутрии) 9ag
30 Кролики 9ah
31 Пчелы (пчелосемьи) 10a
32 Рыбы 11a
33 Иные водные животные 11b

Приложение N 2

к Ветеринарным правилам осуществления

идентификации и учета животных,

утвержденным приказом

Минсельхоза России

от "___"_______2016 г. N____

Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки

1. Общие положения

1.1. Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки (далее - Паспорт) заполняется на пасеку независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

1.2. Паспорт подписывается Руководителем государственного ветеринарного учреждения и руководителем хозяйства или владельцем пасеки и заверяется печатью государственного ветеринарного учреждения.

1.3. Паспорт является учетным документом, имеет порядковый номер, регистрируется в государственном ветеринарном учреждении в специальном журнале, в котором указываются:

N паспорта;

Ф.И.О. владельца пасеки (у юридического лица дополнительно указывается название организации), адрес;

Даты осмотра;

Количество пчелосемей;

Ветеринарно-санитарная оценка состояния пасеки;

Эпизоотическое состояние пасеки;

Лечебно-профилактические мероприятия;

Особые отметки (дата аннулирования паспорта и др.);

Информационная памятка.

1.4. Паспорт заполняется чернилами кратко, четко и разборчиво представителем государственного ветеринарного учреждения (или лицами, аккредитованными государственной ветеринарной службой на проведение таких работ) после личного обследования пасеки, либо оформляется в печатном виде.

1.5. Обследование пасеки проводят не реже одного раза в год (весной или осенью). Подпись лиц, заполняющих соответствующие разделы, обязательна.

1.6. Паспорт предъявляется при продаже воскосырья и служит документом для выдачи в установленном порядке ветеринарных сопроводительных документов при вывозе (продаже) пчёл и продуктов пчеловодства, а также при вывозе пчел на кочевку.

1.7. Паспорт хранится у владельца пасеки.

1.8. Паспорт подлежит обмену на новый после заполнения граф раздела 4 и при его предъявлении в государственное ветеринарное учреждение.

1.9. Владельцы пасек обязаны не реже одного раза в год представлять ветеринарно-санитарные паспорта пасек в государственное ветеринарное учреждение по месту нахождения пасек для внесения результатов обследования пасеки.

Ветеринарно-санитарный паспорт пасеки N ________

Выдан_______________________________________________________________

________________________________________________________________

(наименование хозяйства, Ф.И.О. владельца)

в том, что принадлежащая ему пасека в количестве __________ пчелосемей

расположена _______ ___________________________________________________________

(наименование местности, адрес)

____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _____________________________

Ветеринарное обслуживание возлагается на

__________________________________________________________________

(Ф.И.О. государственного ветеринарного специалиста)

Дата выдачи "_______" ______________________ 20____ г.

Руководитель государственного ветеринарного учреждения административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации ________________________________________

____________________________________________________________________ ____________________________

(Ф.И.О., подпись)

Руководитель хозяйства или владелец пасеки __________________________________________________________________

(Ф.И.О., подпись)

__________________________________________________________________

2. Ветеринарно-санитарное состояние пасеки

В произвольной форме описываются:

2.1. Интервалы размещения ульев, наличие окраски, нумерации, предлетковых площадок, подставок и т.д.

2.2. Ветеринарно-санитарное состояние территории пасеки и пасечных помещений, запасных ульев, соторамок, кормушек, холстиков, утеплительных подушек и др.

2.3. Наличие дезинфекционной техники, дезинфицирующих средств, объектов санитарно-гигиенического назначения (в частности, умывальника, мыла, спецодежды, туалетного помещения для пчеловода).

2.4. Сила пчелиных семей, состояние пчелиных маток и расплода, количество и качество кормовых запасов.

2.5. При наличии на пасеках документации, подтверждающей получение пчелиных маток в течение текущего или прошедшего года, указывается порода пчел.

2.6. Должность и подпись.

3. Эпизоотическая обстановка на пасеке

3.1. Предварительный или окончательный диагноз, устанавливаемый ветеринарным специалистом на пасеке или в ветеринарной лаборатории.

3.2. Дата возникновения болезни и возможный источник заражения.

3.3. Дата наложения и снятия карантина (ограничения) и решением какого государственного органа наложен (снят).

3.4. Должность и подпись.

Ф.И.О.

4. Лабораторные исследования

4.1. Объект исследования патологического материала (пчелы, расплод, мёд, перга, воск, вощина, медоносы и т.д.) и результат исследований или диагноз (в случае установления).

4.2. Название лабораторного ветеринарного учреждения, номер экспертизы и рекомендации по лечебным мероприятиям (с учетом чувствительности штаммов возбудителя к антибиотикам и сульфаниламидным препаратам).

4.3. Должность и подпись.

Ф.И.О.

5. Лечебно-профилактические мероприятия

5.1. Лечебные и профилактические обработки, а также дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные и дезакаризационные мероприятия проводятся владельцем пасеки по рекомендации и под контролем государственной ветеринарной службы.

5.2. Должность и подпись.

Ф.И.О.

6. Особые отметки

NN п/п
1 2

Обзор документа

Разработаны ветеринарные правила идентификации и учета животных. Речь идет о домашних животных и скоте.

В отношении лошадей, крупного рогатого скота, оленей, верблюдов и свиней идентификацию и учет планируется ввести с 1 января 2018 г., в отношении мелкого рогатого скота, домашней птицы, собак и кошек, пушных зверей, пчел и рыб - с 1 января 2019 г.

Каждому животному (их группе) планируется присваивать уникальный номер, который будет сохранен во ФГИС в области ветеринарии.

Почти все животные будут подлежать индивидуальным маркированию, идентификации и учету. Исключение - птицы и пушные звери (кроме племенных), пчелы, рыбы. Они будут подлежать групповым идентификации и учету.

Прописывается порядок учета животных и их маркирования.


Идентификации способом, указанным в пункте 9 настоящих Правил, подлежат сельскохозяйственные животные, находящиеся на территории Республики Казахстан. Молодняк сельскохозяйственных животных идентифицируется не позднее четырнадцати рабочих дней со дня достижения следующего возраста:
телят, ягнят, козлят, верблюжат – по истечении семи дней со дня рождения;
жеребят – с четырехмесячного возраста;
племенных поросят, поросят предназначенных для дальнейшего разведения и воспроизводства, и поросят, которые содержатся в хозяйствах населения – с трехмесячного возраста;
поросят содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах, и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем до достижения девятимесячного возраста – по истечении семи дней со дня рождения;
поросят не забитых до девятимесячного возраста, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах, и предназначенных для промышленного выращивания и откорма – по истечении семи дней со дня наступления девятимесячного возраста.
Индивидуальный номер сельскохозяйственных животных, за исключением лошадей и поросят до девятимесячного возраста, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем, состоит из двенадцати символов, которые имеют следующее обозначения:

четвертый символ - цифровой код вида сельскохозяйственного животного;
с пятого по двенадцатый символы – порядковый номер сельскохозяйственного животного.
4. Индивидуальный номер лошади состоит из десяти символов , которые имеют следующее обозначения:
первые два символа - литерный код Республики Казахстан согласно коду ISO - Международной организации по стандартизации (две заглавные латинские буквы);
третий символ - литерный код области, городов республиканского значения, столицы (заглавная латинская буква);
четвертый символ - цифровой код лошади (4);
с пятого по десятый символы – порядковый номер лошади.
5. Индивидуальный номер поросят до девятимесячного возраста, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем, состоит из индивидуального номера свиньи (родителя с материнской стороны) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил и порядкового номера поросенка в опоросе свиньи (родителя с материнской стороны), согласно внутрихозяйственного учета поголовья в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах.
6. Присвоение индивидуальных номеров сельскохозяйственным животным осуществляется последовательно согласно эмиссии индивидуальных номеров, проводимой процессинговым центром отдельно для каждой области, города республиканского значения, столицы. Эмиссия индивидуальных номеров не проводится для поросят до девятимесячного возраста, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем.
Литерные и цифровые коды Республики Казахстан, областей, городов республиканского значения, столицы, закрепленные для проведения идентификации сельскохозяйственных животных, а также цифровые коды для сельскохозяйственных животных присваиваются согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
7. Процедура идентификации сельскохозяйственных животных включает:
1) присвоение индивидуального номера сельскохозяйственным животным одним из способов, указанных в пункте 9 настоящих Правил;
2) включение сведений в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных (далее – базу данных) в порядке, утвержденном приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 июня 2010 года № 367 «Об утверждении Правил формирования и ведения базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных и выдачи выписки из нее» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6321);
3) выдачу ветеринарного паспорта по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
8. Присвоение индивидуального номера проводится в зависимости от вида сельскохозяйственного животного, одним из следующих способов:
1) биркование (для крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, верблюдов, свиней и поросят не забитых до девятимесячного возраста содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах, и предназначеных для промышленного выращивания и откорма);
2) таврение или чипирование (для лошадей);
3) татуировка (для поросят, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах, и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем до достижения девятимесячного возраста).
9. Дополнительно для всех видов сельскохозяйственных животных допускается присвоение индивидуального номера следующими способами:
1) электронный способ идентификации (бирки с радиочастотной меткой, болюсы, чипы другие изделия (средства), используемые для проведения идентификации сельскохозяйственных животных);
2) татуировка;
3) таврение.
10. Биркование осуществляется путем прикрепления навесной бирки по центру уха сельскохозяйственного животного, не задев при этом вены. Навесные бирки прикрепляются следующим способом:
лицевая часть бирки - со внутренней стороны уха сельскохозяйственного животного.
Крупному рогатому скоту и верблюдам прикрепляются две одинаковые навесные бирки (с одним и тем же индивидуальным номером), по одной на каждое ухо.
Мелкому рогатому скоту и свиньям прикрепляется одна навесная бирка на правое ухо. Для идентификации мелкого рогатого скота и свиней в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил допускается использование бирки с радиочастотной меткой путем их прикрепления на левое ухо сельскохозяйственного животного.
Бирки не снимаются в течение всей жизни сельскохозяйственного животного.
11. Таврение осуществляется холодным или горячим способами. Тавро сельскохозяйственным животным, за исключением лошадей, наносится на левую сторону туловища только в области бедра.
Тавро лошадям наносят на левую сторону туловища в области лопатки (клеймо) и бедра (порядковый номер), или только в области бедра (клеймо и порядковый номер), согласно приложению 3 настоящих Правил.
Тавро состоит максимум из шести символов:
первый и второй символы (необязательно), клеймо владельца сельскохозяйственного животного. Клеймо представляет собой одну или две заглавные латинские или арабские букву(ы) и/или цифру(ы), геометрических(ой) фигур(ы). В случае если клеймо состоит из одной буквы или цифры или фигуры, то тавро состоит из четырех символов. Клеймо наносится по желанию владельца сельскохозяйственного животного;
третий и четвертый символы (обязательно), итог первых цифр (за исключением последних двух цифр) порядкового номера сельскохозяйственного животного, присвоенного согласно пунктам 3, 4 и 5 настоящих Правил. Для лошади это итог цифр с первой по четвертую порядкового номера, для других видов сельскохозяйственных животных итог цифр с первой по шестую порядкового номера. Если в этой сумме первых цифр порядкового номера животного сумма составляет один символ, то на тавро наносится один символ. Если символ будут содержать ноль, то он не наносится на тавро;
пятый и шестой символы (обязательно), последние две цифры порядкового номера животного, присвоенного согласно пунктам 3, 4 и 5 настоящих Правил. Для лошадей это пятая и шестая цифры порядкового номера, для других видов сельскохозяйственных животных седьмая и восьмая цифры порядкового номера.
12. Электронный способ идентификации (бирки с радиочастотной меткой, болюсы, чипы другие изделия (средства) сельскохозяйственных животных осуществляется согласно соответствующей инструкции по использованию (применению) изделий (средств) для проведения идентификации сельскохозяйственных животных. Номер изделия (средства) для проведения идентификации сельскохозяйственных животных электронного способа идентификации сельскохозяйственных животных не обязательно совпадает с индивидуальным номером животного, но должен дополнительно указан в ветеринарном паспорте и внесен в базу данных.
13. Татуировку животным, за исключением случаев, указанных в пункте 14 настоящих Правил, делают произвольным набором символов на ушных раковинах согласно пункту 3 настоящих Правил. Татуировку наносят на наружной стороне в нижнем крае уха.
14. Татуировка для поросят, содержащихся в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах, и предназначенных для промышленного выращивания, откорма с последующим убоем до достижения девятимесячного возраста, состоит из порядкового номера в опоросе свиньи (родителя с материнской стороны), согласно внутрихозяйственного учета поголовья в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских и фермерских хозяйствах.
15. Изделия (средства) для проведения идентификации сельскохозяйственных животных, соответствуют форме, размерам и характеристикам, указанным в приложении 4 к настоящим Правилам.
16. При перемещении идентифицированных сельскохозяйственных животных с территории одной административно-территориальной единицы на территорию другой административно-территориальной единицы, ранее присвоенные индивидуальные номера сохраняются с внесением сведений о перемещении сельскохозяйственных животных в ветеринарный паспорт и в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных.
17. Импортированным сельскохозяйственным животным, идентифицированным в стране-происхождения, сохраняют ранее присвоенные индивидуальные номера. Данные об импортированных животных после карантинирования заносятся в базу данных с выдачей ветеринарного паспорта в порядке, установленном настоящими Правилами.
18. Идентификации не подлежат импортируемые сельскохозяйственные животные, не идентифицированные в стране-происхождения, если пунктом назначения являются мясоперерабатывающие предприятия, убойные пункты, убойные площадки (площадки по убою сельскохозяйственных животных) и последующем их забое не позднее семи календарных дней с момента завершения карантинирования.

5. Областное (городов Астана и Алматы) и районное (городское) территориальное управление уполномоченного государственного органа в области ветеринарии издает приказ, предусматривающий комплекс мер, связанных с проведением идентификации сельскохозяйственных животных, включая создание компьютерной базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных и закрепление кодов за районом (городом) и аульным (сельским) округом.

6. Мероприятия по идентификации сельскохозяйственных животных в аульном (сельском) округе и его населенных пунктах (далее-сельский округ) организуются районным (городским) территориальным управлением уполномоченного государственного органа в области ветеринарии (далее - районное (городское) территориальное управление) в лице государственного ветеринарного инспектора сельского округа.

7. Государственный ветеринарный инспектор сельского округа совместно с представителем акима сельского округа один раз в год (в октябре текущего года) проводят инвентаризацию сельскохозяйственных животных с обязательным внесением ее результатов в журнал учета и регистрации животных сельских административных округов.

8. По результатам инвентаризации владельцы сельскохозяйственных животных осуществляют процедуру их идентификации в соответствии с главой 3 настоящих Правил путем приобретения нужного количества ветеринарного паспорта и зооветеринарных атрибутов (пластмассовые бирки, тавро и другие приспособления) в ветеринарных клиниках, аптеках и других местах реализации. При этом владельцы сельскохозяйственных животных (далее -владельцы) должны завершить процедуру идентификации в сроки, установленные соответствующим районным (городским) территориальным управлением уполномоченного государственного органа в области ветеринарии.

9. Государственный ветеринарный инспектор сельского округа в случае необеспечения владельцами процедуры идентификации издает предписание об устранении нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области ветеринарии в порядке, установленном законодательством, а также сообщает об этом в местные исполнительные органы.

10. Государственный ветеринарный инспектор сельского округа в случае невыполнения изданного им предписания владельцами издает постановление о привлечении к административной ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

11. В сельском округе все работы, связанные с проведением идентификации сельскохозяйственных животных (биркование, таврение и другие работы), за исключением оформления ветеринарного паспорта, проводятся самими владельцами или лицензированными ветеринарными специалистами под непосредственным контролем государственного ветеринарного инспектора сельского округа.


12. Процедура проведения идентификации сельскохозяйственных животных сопровождается оформлением государственным ветеринарным инспектором сельского округа ветеринарного паспорта и составлением ведомости в 2-х экземплярах, в которой владелец расписывается о получении ветеринарного паспорта.

13. Ведомости скрепляются печатью государственного ветеринарного инспектора сельского округа. Один экземпляр ведомости передается в районное (городское) территориальное управление в качестве отчета о проведенной идентификации для внесения в компьютерные базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных, а второй экземпляр остается у государственного ветеринарного инспектора сельского округа.

14. В случае приобретения, утраты, продажи или убоя (гибели) сельскохозяйственных животных владелец ставит в известность государственного ветеринарного инспектора сельского округа для постановки или снятия с учета базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных и из журнала учета и регистрации животных сельских административных округов.

15. Продажа или передача животных новому владельцу осуществляется с одновременной передачей ветеринарного паспорта.

При продаже или передаче овец, коз, свиней и птиц индивидуальный носитель идентификационного номера заносится в 3 графу таблицы на 3 странице ветеринарного паспорта у нового владельца сельскохозяйственных животных и птиц.

30 мая 2016 года на Петербургском правовом портале был опубликован материал о перечне животных, подлежащих идентификации и учету, разработанном и утвержденном Минсельхозом России. В него закрались неточные формулировки, исказившие смысл вышеназванного документа. Мы приводим разъяснения чиновников по этому поводу.

В "Минсельхоз собирается учитывать кошек, собак, рыбок и оленей", опубликованном 30 мая 2016 года, мы написали о приказе Минсельхоза от 22.04.2016 N 161 "Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету", зарегистрированном Минюстом РФ и вступившем в силу 5 июня 2016 года. В документе содержится перечень животных, которые в соответствии с поправками в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" подлежат обязательному учету и идентификации в целях ветеринарного контроля.

Как следует из текста документа, перечень животных, утвержденный Минсельхозом, выглядит так:

  1. Лошади, ослы, мулы и лошаки
  2. Крупный рогатый скот, в том числе зебу, буйволы, яки
  3. Олени
  4. Верблюды
  5. Свиньи
  6. Мелкий рогатый скот (овцы и козы)
  7. Собаки и кошки
  8. Домашняя птица (куры, утки, гуси, индейки, цесарки, перепела, страусы)
  9. Пушные звери (лисицы, соболя, норки, хорьки, песцы, енотовидные собаки, нутрии) и кролики
  10. Пчелы
  11. Рыбы и иные водные животные

Внизу перечня указано примечание: "За исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации." Именно в результате трактовки данного примечания и закралась ошибка. Консультант плюс, а вслед за ним и СМИ, ошибочно назвали всех вышеперечисленных животных "домашними". Тогда как в Минсельхозе пояснили, что кошки и собаки, упомянутые в документе, к домашним не относятся. Это только те животные, которые работают с кинологами в армии, на таможне или в полиции, а также участвуют в выставках. В отношении таких животных и до утверждения данного перечня действовали требования об обязательном ветеринарном учете и контроле. Таким образом, Минсельхоз России не установил новых требований по учету животных, выпустив данный приказ №161.

Кроме того, хотя сам приказ вступил в силу 5 июня 2016 года, в нем перечислены только виды животных, подлежащие учету и идентификации, но не определен порядок этих процедур. Поэтому с указанной даты Минсельхоз не сможет приступить к практическому проведению учета и идентификации животных. Это может быть реализовано только после утверждения Правил осуществления идентификации и учета животных, разработкой которых специалисты Минсельхоза занимаются в настоящее время.

Петербургский правовой портал приносит свои извинения читателям и Минсельхозу за неполную информацию, поданную в первом материале, и заверяет владельцев кошек, собак и других домашних питомцев в отсутствии поводов для беспокойства в ближайшее время.

Интервью с Дмитрием Марковым, генеральным директором ОАО «РНИИ «Агроприбор» (часть первая)

- Как получилось, что ваш институт начат заниматься вопросами систем идентификации скота?

Институту «РНИИ «Агроприбор» более 50 лет, сейчас это открытое акционерное общество, мы некоторое время назад перестали быть ФГУПом и формально перестали быть подведомственным Минсельхозу предприятием, что уменьшило шансы на получение тематических заказов и разработок. Мы превратились в обычное коммерческое предприятие, которое должно само планировать свою жизнь и зарабатывать. Из числа НИИ, которые сегодня более или менее на плаву, мы одни из немногих, кто сохранил профессиональный коллектив, костяк.

Все время, сколько институт существовал, он был главным ведущим предприятием в области метрологии. К сожалению, в течение последних лет это направление не обрело необходимой нормативной правовой базы - пока не создана метрологическая служба АПК. Без должной нормативно-правовой базы затруднительно развивать то направление, в котором шли последние годы. Что делать в этой ситуации? Ответ очевиден - искать другие направления, другие ниши, диверсифицироваться.

У нас были и сейчас работают специалисты, которые участвовали в создании ряда национальных информационных систем государственного учета и контроля. И когда Минсельхоз предпринял первые шаги для создания национальной и учета сельскохозяйственных животных (в 2008 году была создана рабочая группа для разработки соответствующего законопроекта), наш опыт был востребован - меня пригласили войти в состав рабочей группы как технического специалиста, эксперта по таким системам. Вот так мы погрузились в проблемы создания национальной системы идентификации животных.

За эти годы мы успели изучить как аналогичные системы работают в различных странах мира и составить свое собственное понимание, как этот опыт адаптировать в условиях РФ. Разговоры о том, что можно купить готовую национальную систему учета как готовое решение и запустить в России - это утопия. Прежде всего, потому, что законодательная база разных стран очень сильно отличается. У нас в законодательной базе пока отсутствует нормы обязательного учета и идентификации животных. А вся система учета - это воспроизведение в технических решениях нормативно-правовых актов государства и отраслевых регламентов. Поэтому мы сразу сказали, что нужно одновременно начать работу и над проектом закона, и над созданием собственной национальной системы.


- В каком сейчас состоянии работы по законопроекту об идентификации скота в нашей стране?

Примерно год назад вопрос о разработке отдельного законопроекта об идентификации сельскохозяйственных животных был снят с повестки дня и исключен из планов законопроектной деятельности министерства. Появилась идея включить положения об идентификации в новую редакцию закона о ветеринарии. Одновременно изменилась концепция создания системы. Авторы законопроекта о ветеринарии видят будущую систему учета как информационную систему исключительно ветеринарного назначения. Мы всегда оппонировали такому подходу, ведь помимо нужд ветеринаров такая система должна работать на учет тех бюджетных средств, которые выделяются для поддержки животноводства, на .

Сегодня продолжается рассмотрение законопроекта о ветеринарии, который включает в себя, в том числе, и пункт об идентификации животных. Но есть как минимум два нюанса, влияющие на перспективы построения законодательного фундамента основ системы идентификации. Во-первых, все, что касается положений об обязательной идентификации животных, описано тезисно, понадобится достаточно много подзаконных нормативных актов. Как только законопроект будет вынесен на рассмотрение во втором чтении, его авторы должны будут представить проекты таких подзаконных актов, которые вызовут дебаты и затормозят процесс рассмотрения.

Второе - сам по себе законопроект о ветеринарии очень емкий. Описывается система контроля и фитосанитарного надзора, но она многократно сложнее, например системы надзора за соблюдением правил дорожного движения. Столько там различных интересов сплелось, что обсуждение проблем идентификации животных вряд ли будет поставлено во главу угла.

Я думаю, вокруг этого закона будет еще много сражений, с какой скоростью его примут, неизвестно, хотя, объективно, закон очень нужен - старая редакция не выдерживает никакой критики. Она была принята еще в ельцинские времена, и этот закон очень сильно отстал от жизни.


- Какие еще факторы влияют на принятие закона?

Если законопроект об идентификации животных раньше присутствовал в планах законотворческой деятельности Минсельхоза, то с легкой руки сторонников создания аналогичной ветеринарной системы, года полтора назад он оттуда выпал. Вернуться к необходимости разработки отдельного законопроекта пытались в середине 2012 года - в Минсельхозе была создана рабочая группа по вопросам идентификации, прошла пара заседаний, потом сменилось руководство министерства и тема идентификации ушла из числа приоритетных. Сегодня в Департамент животноводства и племенного дела поступают письма от различных научных центров и IT-компаний с предложениями вернуться к этому вопросу. И думаю, что рано или поздно министерство должно будет какую-то позицию занять, и работа возобновиться. Ускорить эти процессы может деятельность Таможенного союза.

Не так давно из департамента агропромышленной политики Таможенного союза вышли на наш институт с предложениями о совместной работе. Они сказали, что сейчас им нужно организовать работу по согласованию между тремя странами единых подходов в вопросах идентификации животных. А надо честно сказать, что и Казахстан и Беларусь ушли вперед по отношению к тому, что происходит сейчас в России. В Казахстане закон об идентификации скота существует уже достаточно давно и работа по нему идет также много лет.

Поэтому, мы в России теперь не можем строить свою национальную систему без учета тех решений, которые приняты в этих странах. Все нужно унифицировать, использовать общие подходы. Я очень надеюсь, что это поможет построить систему сверху вниз и сделать ее действительно национальной. Но, с другой стороны, придется это делать уже в спорах не только российских специалистов, а с учетом позиций стран Таможенного союза.


- Как повлияет вступление в ВТО на вопросы принятия общей системы идентификации?

Продвигая свою продукцию на внешнем рынке, мы должны хорошо документировать историю ее происхождения. Есть определенные директивы в Евросоюзе, которые описывают эти процедуры. А там все построено на идентификации, мечении и маркировке. Раз так, то они просто не пустят на свои рынки ту продукцию, которая не имеет такой системы прослеживания - трассировки.

Эффективно перестроить работу любой отрасли животноводства можно только тогда, когда ты имеешь объективные данные об этой отрасли. А эти данные у нас сегодня недостаточно достоверны, потому что они собираются путем опросов.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ