Кодекс здоровья наземных животных том 2. Оценка ветеринарных служб. Списочные болезни, инфекции

Принципы регионализации описаны в главе 4.3 «Зонирование и компартментализация» Кодекса здоровья наземных животных МЭБ. Портал "сайт" публикует основные выдержки из данного документа, переведенные на русский язык. С оригиналом документа вы можете ознакомиться .

Понятие регионализации в документе обозначено термином «зонирование», однако смысловое и юридическое значение данных понятий равноценно . Получение и поддержание статуса благополучия по какой-либо болезни на всей территории страны является главной целью членов МЭБ.

Так как занос различных заболеваний зачастую трудно предотвратить с помощью пограничного контроля, страны МЭБ могут устанавливать и поддерживать в пределах своих национальных границ субпопуляции с особым зоосанитарным статусом.

В случае возникновения локальной вспышки какой-либо болезни в стране или зоне, обладавшей до этого статусом благополучия, для снижения до минимума её влияния на остальную территорию страны допускается создание изолированной зоны, включающей в свои границы все зарегистрированные случаи.

Перед тем как приступать к торговле животными или животноводческой продукцией, импортирующая страна должна иметь гарантию, что ее зоосанитарный статус будет надежно защищен. В большинстве случаев регламентация по импорту основывается на оценке эффективности санитарных процедур, проводимых экспортирующей страной.

Регионализация может повысить эффективность использования ресурсов в отдельных частях страны, компартментализация – функционально изолировать какую-либо субпопуляцию благодаря мерам биобезопасности. Концепт зоны не решает эту задачу полностью, поскольку строится исключительно на географическом делении. В случае вспышки болезни компартментализация может облегчить борьбу с болезнями и/или не допустить приостановки процесса международной торговли вне зависимости от географического месторасположения субпопуляций.

В статье 4.3.2 указывается, что ветеринарная служба экспортирующей страны, определяя статус зоны, должна руководствоваться данными идентификации и отслеживания живых животных и представить ветеринарной службе импортирующей страны основания для определения статуса. Ответственность за внутреннюю и внешнюю торговлю при этом также несет ветеринарная служба страны.

К перемещениям продукции должны применяться меры, призванные не нарушить зоосанитарный статус данной зоны или компартмента. Экспортирующая страна должна предоставить документацию импортирующей стране, доказывающую, что она действительно исполнила рекомендации кодекса для создания и поддержания указанного статуса зоны или компартмента. В свою очередь импортирующая страна обязана признавать существование зоны или компартмента при предоставлении документов об исполнении мер, рекомендованных кодексом.

Поддержание биологической безопасности и надзор должны осуществляться в тесном взаимодействии промышленности и ветеринарной службы.

Промышленный сектор принимает ответственность за исполнение мер биологической безопасности, документирование перемещений и регистрацию животных, разработку схемы гарантии качества, мониторинг эффективности принимаемых мер, отчет об исправлении недостатков, ведение надзора, оперативную декларацию фактов и ведение регистров в доступной форме.

Ветеринарная служба обязана выдавать сертификаты при перемещении животных, инспектировать производственные помещения, принимать меры биологической безопасности, вести регистры и процедуры надзора. Она должна осуществлять надзор, декларацию выявленных фактов и лабораторную диагностику или контролировать перечисленные виды деятельности.

В статье 4.3.3 перечислены принципы установления зон или компартмента:

1. Размеры зоны и ее географические границы должны быть определены ветеринарными органами с учетом естественных, искусственных и/или легальных границ, о чем должно быть сообщено по официальным каналам информации.
2. Буферная зона может быть установлена для предохранения зоосанитарного статуса животных, содержащихся в стране или зоне, в случае, когда таковая страна или зона соседствует со страной или зоной, обладающей иным зоосанитарным статусом. Меры недопущения заноса возбудителей болезней должны планироваться с учетом эпидемиологии конкретной болезни.

Указанные меры предусматривают:

а) идентификацию и отслеживание животных;
б) вакцинацию рисковых восприимчивых животных или всех восприимчивых животных;
в) контроль и/или вакцинацию перемещаемых животных;
г) особые процедуры обращения, отправки и исследования проб;
д) улучшение процедур очистки и дезинфекции транспортных средств и определение обязательных маршрутов следования;
е) специальный надзор за восприимчивыми животными;
ж) проведение кампаний информирования общественности, животноводов, оптовых поставщиков, охотников и ветеринарных врачей.

6 03 2018

Ассоциация «Ветбезопасность» продолжает публикацию актуальных переводов Кодекса здоровья наземных животных МЭБ. Сегодня вашему вниманию предлагается глава 2.1. «Анализ рисков при импорте». Статья 2.1.1. – введение. Импорт животных и продукции животного происхождения включает в себя некоторый риск заноса болезни. Этот риск может быть представлен одним или несколькими заболеваниями или инфекциями. Принципиальная цель анализа рисков при импорте – это обеспечение страны-импортера объективным и обеспечивающим защиту методом оценки рисков по заносу болезни, которые связаны с ввозом животных, продукции животного происхождения, генетического материала, полученного от животных, кормов, биологической продукции и патологического материала. Процесс анализа должен быть прозрачным. Это необходимо для того, чтобы страна-экспортер имела ясные причины, почему возникают дополнительные условия по импорту, а также получила обоснования для отказа в импорте. Полный набор документов и данных здесь является существенным, поскольку информация часто является неточной и неполной, и, без полного комплекта документов, различие между фактами и оценочными суждениями аналитика стираются. В данной главе описаны рекомендации и принципы для проведения прозрачного, объективного и обеспечивающего защиту анализа рисков при международной торговле. Компоненты анализа рисков – это идентификация биологических угроз, оценка рисков, менеджмент рисков и соответствующая коммуникация между заинтересованными сторонами. Оценка рисков – это часть анализа, которая приблизительно подсчитываются риски, связанные с биологической угрозой. Такие ассессменты рисков могут быть количественными или качественными. Для многих болезней, в частности тех, которые описаны в данном Кодексе, существуют хорошо развитые международные стандарты и соглашения относительно вероятных рисков. В таких случаях более желателен количественный ассессмент и все процедуры, которые он под собой подразумевает. Количественная оценка не требует умения строить математические модели, так что такой тип ассессмента используется для принятия обычных решений. Но ни один из методов анализа рисков при импорте не является универсальным, разные методики могут быть подходящими при различных обстоятельствах. Процесс анализа рисков при импорте обычно требует рассмотрения результатов оценки ветеринарной службы, зонирования, компартментализации, данных мониторинга здоровья животных экспортирующей стороны. Все эти составляющие описаны в различных главах Кодекса. Статья 2.1.2. рассказывает об идентификации биологических угроз. Идентификация биологических угроз включает в себя идентификацию патогенов, которые могут потенциально повлечь неблагоприятные последствия, связанные с импортом животных и продукции животного происхождения. Угрозы идентифицируются в зависимости от того, что именно импортируется, а также какие виды угроз могут быть представлены в государстве-экспортере. Тогда необходимо выяснить, какая именно угроза уже представлена на территории импортера, и есть ли нотифицированные болезни, существует ли программа по контролю или искоренению того или иного заболевания. Кроме этого, меры, связанные с импортом, не должны ограничивать торговлю более, чем это предусмотрено в государстве. Идентификация угроз – это шаг категоризации и определения, является ли патологический агент дихотомически угрозой, или же нет. Ассессмент рисков может заключать, удалось ли идентификации угроз установить опасность, связанную с импортом. Оценка ветеринарной службы, программы мониторинга и контроля, а также зонирование и компартментализация являются важными входными данными для оценки вероятности биологической угрозы, которая существует в популяции животных на территории страны-экспортера. Импортирующая сторона может разрешить импорт, используя подходящие санитарные стандарты, описанные в данном Кодексе, таким образом, устраняя необходимость проведения оценки рисков. Статья 2.1.3. описывает принципы ассессмента рисков. Оценка рисков должна быть гибкой, чтобы справиться с реальными ситуациями. Ни один из методов не является универсальным. Ассессмент должен вмещать в себя особенности, связанные с разнообразием видов животных и продукции, с множественными угрозами, которые могут быть выявлены при импорте, со спецификой каждой болезни, системой мониторинга и распознавания, со сценариями воздействия и с различными типами и количеством данных и информации. И количественный, и качественный методы анализа оценки рисков являются действительными. Ассессмент рисков должен основываться на самой полной информации, согласованной с современной научной мыслью. Оценка должна быть запротоколирована и иметь ссылки на научную литературу и иные ресурсы, в том числе включать в себя экспертное мнение. Последовательность методов оценки рисков должна поощряться, а полный набор данных и документов является существенным для обеспечения справедливости, рациональности, логичности при принятии решений, а также облегчает процесс понимания у всех заинтересованных сторон. Ассессмент рисков должен документировать неопределенности, допущения и их влияние на финальную оценку рисков. Риск возрастает вместе с возрастанием количества импортируемой продукции или животных. Оценка рисков должна допускать обновления, когда новая информация становится доступной. Статья 2.1.4. называет этапы ассессмента рисков. 1. Входящая оценка. Она состоит из описания биологических путей, необходимых для заноса патогена при импорте в конкретную среду. Такой ассессмент оценивает варианты завершения процесса, либо качественно (словами), либо количественно (в виде цифровой сметы). Входящая оценка описывает варианты «входа» каждой угрозы (патогена) при каждом наборе специфических условий, учитывая количество и расчет времени, а также то, как это может изменить итоговые меры и действия. Примерами видов входных данных, которые могут потребоваться при такой оценке, являются: -биологические факторы: вид, возраст и порода животных, предпочтительные места для возбудителя, вакцинация, тесты, карантин, уход. -факторы страны: распространенность и уровень заболеваемости, оценка ветеринарной службы, программы мониторинга и контроля, а также зонирование и компартментализация страны-экспортера. -факторы, связанные с животными и продукцией: количество импортируемых животных или продукции, легкость контаминации, эффект обработки, эффект хранения или транспортировки. Если входящая оценка показывает отсутствие значительного риска, нет необходимости продолжать ассессмент рисков. 2. Оценка воздействия. Она состоит из описания биологических путей, необходимых для воздействия патогена на животных и людей в стране-импортере от данного источника риска. Также туда включается оценка вероятности возникновения воздействия либо качественно (словами), либо количественно (в виде цифровой сметы). Вероятность воздействия определенных угроз оценивается по специфическим условиям воздействия, учитывая количество, расчет времени, частоту, продолжительность воздействия, его пути, в том числе прием пищи, аспирацию или укусы насекомых, а также число, вид и другие характеристики животных и населения, на которых воздействие распространяется. Примеры и вид входных данных, которые могут потребоваться при оценке воздействия, включают в себя: -биологические факторы: свойства патогена. -факторы страны: наличие потенциальных векторов-переносчиков, демография людей и животных, обычаи и культурные практики, географические и экологические характеристики. -факторы, связанные с продукцией и животными: количество импортируемых животных или продукции, ожидаемое использование импортируемых животных или продукции, практика утилизации. Если оценка воздействия показывает отсутствие значительного риска, ассессмент рисков может завершиться на данном этапе. 3. Оценка последствий. Она состоит из описания взаимоотношений между специфическим воздействием патогена и последствиями таких воздействий. Обычный процесс анализирует, какое воздействие влечет за собой неблагоприятные последствия для здоровья и окружающей среды, которые, в свою очередь, могут привести к социально-экономическим последствиям. Ассессмент последствий описывает потенциальные последствия данного воздействия и оценку возможности их возникновения. Оценка может быть качественной (словами), либо количественной (в виде цифровой сметы). Примеры последствий включают в себя: -прямые последствия: инфицирование животных, болезни, производственные потери, последствия для здоровья населения. -косвенные последствия: стоимость мониторинга и системы контроля, компенсации, потенциальные торговые потери, неблагоприятные последствия для окружающей среды. 4. Оценка риска. Она состоит из интеграции результатов входной оценки, оценки воздействия и оценки последствий. Помогает выработать общие меры по рискам и идентифицированным угрозам в начале. Таким образом, оценка рисков принимает во внимание весь путь от идентифицированной угрозы до нежелательного результата. Для количественного ассессмента финальные входные данные могут включать в себя: -сводные данные о поголовье, диких животных и людях, которые, скорее всего, испытают негативное воздействие разной степени на здоровье. -возможное распространение, доверительные интервалы и другие сведения о неопределенности в оценке. -изображение вариантов всех моделей входных данных. -анализ чувствительности, чтобы классифицировать входные данные от их влияния до дисперсии результат оценки риска. -анализ зависимости и корреляции между моделями входных данных. Статья 2.1.5. дает принципы менеджмента рисков. Риск-менеджмент – это решение о принимаемых мерах, связанных с рисками, идентифицированными в ходе ассессмента. В то же время это обеспечение минимизации негативных последствий в торговле. Задача – надлежащее управление рисками, которое обеспечивает достижение баланса между желанием страны минимизировать вероятность или частоту возникновения болезней и их последствий и желанием импортировать продукцию и животных, а также выполнять свои обязательства по международным торговым соглашениям. Международные стандарты МЭБ предпочтительны при выборе санитарных мер для менеджмента рисков. Применение этих санитарных мер должно осуществляться в соответствии с основной идеей стандартов. Статья 2.1.6. описывает компоненты менеджмента рисков. Оценка рисков – процесс сравнения оцениваемого риска в ходе ассессмента с учетом снижения ожидаемого риска из-за предлагаемых мер по управлению рисками. Дополнительная оценка – процесс идентификации, оценки эффективности и вероятности, а также выбор мер по редуцированию рисков, связанных с импортом. Эффективность – это уровень, позволяющий снизить вероятность или масштаб неблагоприятных последствий для здоровья и экономики. Оценка эффективности выбранных вариантов – повторяющийся процесс, включающий в себя их объединение в ассессмент рисков, а затем сравнивающий уровень воздействия риска с тем, что считается приемлемым. Оценка вероятности, выполнимости обычно фокусируется на технических, операционных и экономических факторах, воздействующих на реализацию вариантов менеджмента рисков. Реализация – это процесс следования от принятия решения по риск-менеджменту до обеспечения внедрения этих мер на месте. Мониторинг и обзор – это текущий процесс, с помощью которого происходит непрерывный аудит мер менеджмента рисков для обеспечения уверенности, что они достигают запланированного результата. Статья 2.1.7. рассказывает о принципах коммуникации. Риск-коммуникация – это процесс, при котором происходит обмен информацией и мнениями об исследуемых угрозах и рисках, собранных у потенциально заинтересованных сторон в ходе анализа рисков. В процессе такой коммуникации результаты ассессмента рисков и предлагаемые меры по риск-менеджменту обсуждаются между ответственными за решение и заинтересованными сторонами стран импорта и экспорта. Это многомерный и повторяющийся процесс. В идеале он начинается вместе с анализом рисков и продолжается вместе с ним. Стратегия коммуникации по рискам должна внедряться в начале каждого анализа рисков. Обсуждение рисков – это открытый, интерактивный, повторяющийся и прозрачный обмен информацией, который может продолжаться после принятия решения по импорту. Основные участники риск-коммуникации включают в себя госветслужбы экспортирующей стороны и другие заинтересованные стороны, такие как местные и иностранные отраслевые группы, животноводы и группы потребителей. Предположения и неточности в модели входных данных и оценке рисков в ходе ассессмента должны обсуждаться. Равный обзор – это компонент риск-коммуникации для получения научной критики, а также для обеспечения уверенности, что данные и информация, методика и предположения являются наиболее достоверными.

Продолжим изучение нормативно-правовой базы, действующей в рамках ВТО. Кодекс здоровья наземных животных МЭБ (далее Наземный кодекс) регулярно публикуется с 1968 года. Он предназначен для обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности при ведении международной торговли наземными животными и животноводческой продукцией.

Путем реализации комплекса мер, предпринимаемых ветеринарными органами импортирующей и экспортирующей сторон, пресекается возможное распространение возбудителей болезней опасных для животных и человека.

С учетом реальной существующей эпизоотической обстановки регулярно разрабатываются рекомендации по этим мерам. Они являются плодом непрерывной работы Комиссии по санитарным нормам для наземных животных. Эта Комиссия в составе шести избранных членов собирается дважды в год для выполнения своей рабочей программы. Подготовку новых глав и текстов Кодекса в свете последних достижений ветеринарной науки ведут наиболее авторитетные в мире ученые и специалисты. Все проекты подготовленных документов принимаются с учетом мнения делегатов Членов МЭБ, которые предварительно их изучают.

Наземный кодекс состоит из двух томов. В каждом из них содержится словарь с описанием употребляемых терминов и руководство по пользованию.

Первый том состоит из семи разделов и содержит общую информацию по диагностике болезней животных, анализу риска при импорте, оценке работы ветеринарных служб, общие рекомендации по предупреждению и борьбе с болезнями, описание ветеринарной сертификации, процедур при импорте и экспорте, ветеринарные аспекты здравоохранения населения, благосостояние животных при содержании, перевозке и убое.

Второй том конкретизирует управление рисками для здоровья населения и животных, связанными с присутствием возбудителя того или иного заболевания в товарах и окружающей среде. Он содержит перечень товаров, не несущих риска, устанавливает порядок определения благополучия страны или конкретного хозяйства по заболеванию, дает рекомендации по импорту животных и продукции от этих животных, приводит способы уничтожения возбудителя заболевания.

Наземный кодекс является одной из составляющих регламентарного корпуса ВТО в области международной торговли, используется в качестве справочного документа Ветеринарных Органов, эпидемиологов и всех тех, кто участвует в международной торговле. Ежегодные издания Наземного кодекса публикуются на трех официальных языках МЭБ (английском, испанском и французском). С содержанием Наземного кодекса можно ознакомиться на веб-сайте МЭБ по адресу: http://www.oie.int. Неофициальный перевод на русском языке доступен по адресу http://www.fsvps.ru/fsvps/importExport/tsouz/docs.html.