О том, как заботятся об инвалидах за рубежом. Франция. Медицина. Пенсии. Пособия. Медицинское обслуживание во Франции. Пенсионная система во Франции. Социальные пособия и субсидии

Marie-Louise Cros-Courtial, Marc Vericel

Неоднородный характер проблемы инвалидности отражен в многообразии юридических норм и льгот, которые большинство стран ввели и законодательно закрепили в течение последних ста лет. Франция выбрана в качестве модели в связи с тем, что она обладает, возможно, одной из наиболее разработанных систем законодательства относительно классификации инвалидности. Хотя французская система может и не выглядеть типичной при сопоставлении с аналогичными системами других стран, у нее присутствуют - с точки зрения темы данной статьи - все характерные элементы исторически сформировавшейся системы. Следовательно, изучение данного вопроса показывает основные моменты, которые должны учитываться любой системой, предоставляющей инвалидам права и нормы, подлежащие выполнению согласно закону.

Двадцатая годовщина принятия Закона от 30 июня 1975 года в отношении инвалидов вновь возбудила интерес к судьбе инвалидов во Франции. По оценкам число инвалидов среди французов составляет от 1,5 млн. до 6 млн. человек (приблизительно 10% всего населения), хотя эти оценки являются неточными в определении инвалидности. Эта группа населения очень часто отбрасывается на нижние ступени общественной лестницы и, несмотря на прогрессивное развитие в данной сфере, их положение остается серьезной проблемой для общества, характеризующейся болезненными человеческими, моральными и эмоциональными издержками, которые раскалывают коллективную идею национальной солидарности.

По французскому законодательству инвалиды пользуются такими же правами и свободами, как и все остальные, и им также гарантированы равные возможности и отношение. Однако до тех пор, пока не вступает в действие конкретный механизм помощи, это равенство является чисто теоретическим: инвалидам может, например, потребоваться специальный транспорт и планировка города таким образом, чтобы они могли передвигаться как другие граждане. Такого рода шаги, благодаря которым инвалиды могут пользоваться равными возможностями, на деле направлены не на то, чтобы обеспечивать благоприятные условия, а на то, чтобы сводить на нет отрицательные моменты, связанные с инвалидностью. Сюда входят законодательные и другие меры, принятые по инициативе правительства, которые гарантируют равные возможности в получении образования, обучении, приеме на работу и в быту. Равные возможности и смягчение проблем инвалидности составляют основную цель социальной политики по отношению к инвалидам.

В большинстве случаев, однако, различные мероприятия (как правило, их называют дифференцированные политические мероприятия), предписанные французским законодательством, не охватывают всех лиц, страдающих от данной формы инвалидности, а лишь некоторые подгруппы: например, конкретные пособия или программы в целях профессиональной реинтеграции предоставляются только конкретной категории инвалидов. Разнообразие форм инвалидности и многочисленные сферы, в которых эти формы могут возникать, потребовали разработки классификационных систем, которые должны были бы учитывать официальный статус человека, а также и степень его инвалидности.

Разнообразие форм инвалидности и определение официального статуса
Во Франции условия, в которых возникают формы инвалидности, составляют основную базу для классификации. Классификация, основанная на природных факторах (физических, умственных или рецепторных) и степени инвалидности, также касается, разумеется, обращения с инвалидами и принимается во внимание. Другие системы классификаций особенно важны в определении, является ли охрана здоровья и трудотерапия наилучшим решением, и приемлем ли институт опекунства (лица, страдающие умственными отклонениями, могут находиться под опекой государства). Тем не менее, классификация, построенная на основании природных факторов инвалидности, является главным показателем при определении официального статуса данного инвалида, его прав и права на льготы.

Анализ основ французского законодательства, которое применяется по отношению к инвалидам, доказывает многообразие и комплексный характер систем по оказанию помощи. Эта организационная неуклюжесть сложилась исторически, однако сохраняется по сей день и несет в себе массу проблем.

Разработка понятия «официального статуса»
До конца девятнадцатого века забота об инвалидах в основном выглядела как форма «благотворительности» и, как правило, осуществлялась в богадельнях. Только в начале двадцатого века идеи реабилитации и финансовой помощи получили развитие на фоне нового взгляда на инвалидность со стороны культуры и общества. Согласно этой точке зрения к инвалидам стали относиться как к больным людям, нуждающимся в реабилитации - если не до статус-кво, то, по крайней мере, до равноправного положения. Это изменение в сознании стало возможно в результате развития механизации и сопутствующих ей травм на производстве, а также огромного числа ветеранов Первой мировой войны, ставших пожизненными инвалидами.

Закон от 8 апреля 1898 года усовершенствовал систему компенсаций за производственный травматизм, когда перестали требовать доказательства об ответственности работодателя, и была установлена система немедленных компенсационных выплат. В 1946 году контроль за опасными ситуациями, связанными с производственным травматизмом и профзаболеваниями, был передан системе социального обеспечения.

С целью избавления от предрассудков, отрицательное влияние которых испытывали на себе раненые или инвалиды из числа ветеранов Первой мировой войны, был принят ряд законов. Среди них были следующие:

· В 1915 году был принят Закон, который установил систему профессиональной переподготовки
· В 1916 году был принят Закон (дополнен Законом от 1923 года), согласно которому инвалиды войны получили приоритет при приеме на работу в государственный сектор
· 31 марта 1918 года был принят Закон, дающий право на фиксированный размер пенсии исходя из степени инвалидности
· 26 апреля 1924 года был принят закон, предписывающий организациям частного сектора принимать на работу определенный процент инвалидов войны

В период между двумя войнами наблюдался рост большого числа первых крупных ассоциаций инвалидов из гражданского населения. Наиболее известными стали: «Федерация инвалидов труда» (1921), «Лига по адаптации физических инвалидов труда» (ЛАФИТ, 1929) и «Французская ассоциация больных параличом» (ФАБП, 1933). Под давлением этих ассоциаций и союзов жертвы травм на производстве, а в итоге и все инвалиды стали постоянно пользоваться программами помощи, в основе которых лежали программы, созданные для ветеранов войны.

В 1930 году для рабочих была выработана система страхования по инвалидности, которую подкрепил Декрет 1945 года о создании системы социального страхования. Согласно этой системе рабочие получают пенсию, если их способность работать, или зарабатывать себе на жизнь значительно утрачена в результате заболевания или несчастного случая. Законом 1930 года было признано право жертв несчастных случаев на производстве проходить переподготовку. Система обучения и переподготовки для слепых была создана в 1945 году, а с 1949 года начала охватывать всех лиц с серьезными формами инвалидности. С 1955 году обязательство нанимать на работу определенный минимальный процент инвалидов войны включила в себя остальных граждан-инвалидов.

Население Франции составляет немногим более 60 миллионов, в частности, в стране насчитывается 9,5 млн. инвалидов с теми или другими недостатками здоровья, из них свыше 1,8 млн. человек имеют статус инвалида. Часть из них работает на обычных предприятиях, а около 120 тыс. - на предприятиях с особыми условиями работы.

Во Франции любой гражданин, который имеет проблемы со здоровьем, которые приводят к неспособности в профессиональной деятельности, может воспользоваться правом на социальную защиту от государства. Такие мероприятия оказывают содействие социопрофессиональной интеграции инвалидов в общество и основаны на принципах общего права на труд и равенство доступа к получению работы.

Законом от 30 июня 1975 г. провозглашена национальная французская стратегия обучения и социально-профессиональной интеграции инвалидов в общество. В соответствии с этим законом и законом "О социальной модернизации" 2001 г. человек независимо от своего возраста или инвалидности имеет те же фундаментальные права, что и все другие. Эти законы, а также Закон о занятости инвалидов, который принят в 2005 году, направлены против дискриминации инвалидов при приеме их на работу и восприятии других видов человеческих отличий, которые следуют из имеющейся инвалидности. Указанными законами введена помощь для инвалидов и созданы правительственные и неправительственные структуры для предоставления таким лицам помощи в привлечении к обычной или ограниченной работе.

В каждом административном округе (во Франции их 96) существует Техническая комиссия направления и профессиональной ориентации (COTOREP). Эти окружные комиссии подчинены Главному управлению социального обеспечения Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Любое лицо, которое хочет воспользоваться правом социальной защиты, должно обратиться в окружную комиссию по месту проживания.

COTOREP признает статус инвалида, оценивает нетрудоспособность соответственно принципам, которые действуют, высказывает позицию относительно профессиональной пригодности к работе с учетом имеющихся ограничений.

Во Франции существует три категории ограничений:

  • ограничение >80% - считается, что гражданин непригоден к обычной рабочей среде и может получить специальное ассигнование, названное ассигнованием для взрослых инвалидов;
  • ограничение 50-79% - гражданин имеет право на специальные мероприятия помощи органов социального обеспечения и не имеет права на специальное ассигнование для инвалидов;
  • ограничение <50% - гражданин считается способным находить работу в обычной среде без специальной помощи.

Во Франции существуют разные степени здоровья, и понятие «инвалид» воспринимается как «лицо со слегка сниженной способностью адаптации».

Для граждан - инвалидов младше 20 лет, которые учатся в школе, существует Специализированная комиссия по образованию, которая дает заключения относительно возможности нахождения в нормальной учебной среде, или с дополнительной учебной поддержкой или без такой. Такая комиссия есть в каждом округе, она зависит от местных структур Министерства образования.

Стандарты жизни развитых европейских стран предопределяют необходимость высокого, более качественного подхода к социальной защите инвалидов. В передовых странах обеспечивается трудоустройство половины из числа желающих работать инвалидов.

В Украине, как и в большинстве стран европейского сообщества, действует концепция квотирования государством определенного процента рабочих мест на предприятиях. Этот норматив составляет 4% для субъектов ведения хозяйства, на которых работают 8 и больше человек (для сравнения, в Италии и Испании - 2%, в Австрии - 4%, в Германии - 5%, в Франции - 6% на предприятиях с численностью 20 лиц). Одним из направлений трудоустройства людей с трудными физическими недостатками здоровья может стать развитие и распространение надомной формы труда и привлечение их к предпринимательской деятельности.

Французское общество имеет в своем распоряжении значительно большие, чем в Украине, финансовые ресурсы для предоставления разных видов помощи инвалидам, хотя численность признанных официально инвалидов (1,8 млн. человек) значительно меньше, чем в Украине. Принято, что однодневная зарплата всех нанимаемых работников раз в год пересчитывается в пользу инвалидов. Это - 2 млрд. евро. Около 13 млрд. евро идет на содержание медико-социальных учреждений для инвалидов.

Трудоустройством инвалидов на открытом рынке труда занимается государственная служба занятости (Поль Амплуа), которая в декабре 2008 года была реорганизована в результате объединения 2-х организаций: по выплате помощи и учету безработных. Сегодня служба занятости насчитывает 45 тыс. сотрудников на 2,4 млн. безработных Франции и 800 работников в центральном офисе. Таким образом, нагрузка на 1 работника в 3 раза меньше, чем в украинской службе занятости, хотя французы считают ее значительной.

Кроме этого во Франции есть центры занятости для инвалидов (Кап Амплуа), которые обеспечивают трудоустройство инвалидов на специализированные рабочие места. В целом во Франции 1400 специализированных учреждений для инвалидов, где занято 120 тыс. инвалидов. При этом МОТ признает отторжение людей с инвалидностью, наличие дискриминации. Уровень безработицы среди инвалидов - 19% - в 2,5 раза превышает уровень среди сдачи населения. Человеку могут отказать в приеме на работу, даже если он толстый или просто заикается. Поэтому, в соответствии с Законом, в Франции создан Высший орган борьбы с дискриминацией - высшая независимая административная структура в ранге суда.

Опыт Франции свидетельствует, что в Украине уполномоченным органам и организациям следует внедрять в жизнь идеологию равных возможностей, выделив и объединив наиболее успешные формы и методы, известные в мировой практике.

Волна протестов охватила Францию после принятия "расистского" закона о правах иммигрантов . В страну будут пускать только нужных ей людей, большинство бедных и безработных иностранцев останется за бортом. Усилится и депортация нелегалов .

В субботу, 1 июля, во Франции начались массовые волнения после принятия нового иммиграционного закона . Тысячи противников "антигуманного", по их мнению, закона планируют пройтись по стране многочисленными маршами протеста. Как сообщает The New York Times, в демонстрациях примут участие правозащитные организации, сами мигранты и их дети.

Митингующие стихийно объединяются в защиту детей, которых в первую очередь коснется ужесточенный закон, и требуют у правительства отозвать документ.

Разработанный министром внутренних дел страны Николя Саркози законопроект об ужесточении правил для иммигрантов был окончательно одобрен накануне, 30 июня, французским парламентом. Он должен резко сократить приток в страну иммигрантов не из стран Евросоюза, а также депортировать значительную часть уже проживающих в стране нелегалов .

По сути, закон Саркози фактически запрещает въезд во Францию "не нужных" стране иностранцев.

Согласно нововведению, миграционные службы резко снизят число прибывающих иммигрантов с недостаточным уровнем образования и минимальными профессиональными навыками. Правительство ежегодно будет составлять квоты по числу рабочих мест, на которые могут претендовать иностранцы. Все остальные мигранты должны будут проходить жесткий контроль, чтобы получить право жить во Франции. Для них предполагается введение специальной карты "компетентных и талантливых": исследователей, деятелей искусства и спортсменов. "Нужные экономике" иностранцы получат трехлетний вид на жительство с правом продления. Этих избранных правительство обязало выполнить ряд формальных требований: приносить регулярный доход в казну государства и подписать "мигрантский контракт ", обязующий их принять французский образ жизни - хорошо знать французский язык и соблюдать традиции. Всем остальным во Францию въезд разрешен не будет.

Простым рабочим станет значительно сложнее не только въехать в страну, но и жить в ней.

Закон ужесточил положение так называемых смешанных семей, в которых один из супругов является гражданином Франции, а второй не имеет гражданства. Для иностранца в такой паре власти значительно увеличили срок получения вида на жительство , чтобы пресечь фиктивные браки. Также гораздо более трудным становится воссоединение семей . Если раньше иммигрант мог через некоторое время привозить во Францию всю семью, то теперь это станет возможно только при наличии высокооплачиваемой работы и достаточных жилищных условий.

Одно из важных ужесточений - отмена автоматической амнистии для нелегалов , проживших во Франции более десяти лет.

Вторая часть закона касается упрощения депортационных правил . В этом году французское правительство, по данным которого в стране сейчас находятся 200-400 тысяч нелегальных мигрантов , планирует выслать как минимум 26 тысяч из них. В основном это семьи с маленькими детьми, посещающими детские сады и школы на тех же правах, что и коренные французы. До принятия закона у школьников из семей нелегалов не требовали документов, подтверждающих гражданство. Теперь их родителям придется выехать из страны в поисках нового места жительства, а детям бросить учебу.

Как отмечает NYT, большая часть представленных к депортации нелегалов не представляет, куда сможет переехать. По их словам, власти любой страны всегда с нежеланием принимают мигрантов и предоставляют минимум условий для проживания. "Если в страну переезжает семья с детьми, получить крышу над головой становится еще сложнее", - утверждают они.

МЕДИЦИНА Всемирная организация здравоохранения, тщательно проанализировав систему медицинского обслуживания 191 страны, отдала пальму первенства Франции. При этом учитывались такие критерии, как эффективность, доступность, соответствие нуждам населения. Именно во Франции самые лучшие больницы, самые компетентные медики, наисовременнейшее оборудование и, кроме того, ко всему этому имеют доступ представители всех слоев населения. Медицинское обслуживание во Франции платное.

Оплата медицинского обслуживания во Франции осуществляется через страховые компании, называемые "кассами". У каждого работающего француза снимается определенный процент заработной платы, чтобы в дальнейшем можно было оплатить медицинское обслуживание и возвратить стоимость лекарств. Даже получая пенсию, француз продолжает платить в "кассы". Если человек заболевает и нуждается в стационарном лечении, то 33 дня пребывания в больнице оплачивает "касса". Все остальное время больной должен оплатить из своего кармана. Если болезнь длится больше 60 дней, человек переводится в бесплатные больницы. Если это состояние продолжается 3 года, человек получает инвалидность. Во Франции существует две группы инвалидности: 1-я группа, когда человек не может обслуживать себя сам; 2-я - все остальные.
При каждой больнице имеется поликлиника для амбулаторных больных. Для официально признанных неимущих существуют бесплатные поликлиники .

Аптеки во Франции обозначаются зеленым крестом и надписью на французском языке. Время работы аптек везде разное, но большинство работает с 9.00 до 20.00. Список дежурных аптек вывешен на двери каждой аптеки.

ПЕНСИЯ

Во Франции одна из наиболее сложных систем пенсионного страхования в Европе. На пенсию французы в основном уходят в возрасте 60 лет (и мужчины, и женщины). Однако есть отдельные категории работников, для которых пенсионный возраст значительно ниже (например, шахтеры).
Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных принципах:
- Пенсионное накопительное страхование: пенсия в этом случае выплачивается из средств, откладываемых Вами на протяжении трудовой деятельности.
- Солидарность: пенсии выплачиваются старикам из отчислений ныне работающих.
Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд составляют 16,35%. Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель.

Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия около 6,000 евро или 5,000 долларов в год, максимальная в два раза больше.

ПОСОБИЯ

Семейная политика заключается в том, чтобы помочь родителям успешно сочетать воспитание детей и работу. Поэтому значительные суммы, предоставляемые в качестве социальных пособий на малолетних детей , предназначены для того, чтобы либо уменьшить расходы семьи на няню, либо дать родителям возможность самим обеспечить присмотр за детьми.
Выплата пособия родителям на воспитание детей вне зависимости от наличия у них собственных средств назначается, если один из родителей, имеющий стаж работы не менее двух лет, решает прервать работу для воспитания детей в возрасте до 3 лет. На помощь семье для найма няни по уходу за детьми также выделяется помощь (до исполнения ребенку 6 лет). Существуют также ежемесячные выплаты в качестве пособия на ребенка дошкольного возраста для категории малоимущих. Существуют и другие специфические виды помощи, например, пособие к началу учебного года, выплачиваемое семьям с низким доходом, и семейная надбавка, выплачиваемая многодетным семьям с детьми старше 3 лет. Выплачивается также поощрительное пособие для женщин, желающих вернуться на работу. Оно также выплачивается не имеющим доходов женщинам, ищущим работу, в том числе получающим минимальные социальные пособия (пособие на трудоустройство, надбавка одинокому родителю, пособие вдовам), а также женщинам, получающим специальное пособие солидарности или пособие на трудоустройство. Кроме того, в случае возобновления работы временно сохраняется пособие по уходу за ребенком. Этот порядок предусматривает получение совокупно как пособия, так и дохода от трудовой деятельности в течение двух месяцев при возрасте ребенка от 18 до 30 месяцев и призван облегчить возвращение женщины на работу, сокращая время ее отсутствия на рынке труда.

Во Франции существуют законы, регулирующие рынок социального жилья , которое предоставляется на льготных условиях отдельным категориям граждан. Особое внимание уделяется предоставлению жилья и льгот при его приобретении молодым семьям, родителям-одиночкам и холостякам, а также обеспечению жильем престарелых и инвалидов. Социальное жилье во Франции предоставляется в форме аренды. Во Франции 45% таких квартиросъемщиков получают жилищные пособия . Семьям с низкими доходами выдаются субсидии на оплату арендуемого жилья . Во Франции существует закон, принятый в 1990 г., по которому ни один квартиросъемщик не может быть выселен, не получив финансовой помощи для погашения своей задолженности по квартплате. Суды, рассматривающие такие дела, могут продлевать сроки выселения до трех лет, если квартиросъемщик не может переселиться в приемлемое по цене и качеству жилье.

Жить во Франции - это мечта большого количества людей, которые хотят выбрать для себя цивилизованную жизнь в благополучной европейской стране. По этой причине очень многие хотят приехать во Францию на ПМЖ . Для самой страны это, конечно же, неоднозначный процесс. С одной стороны, приток новых людей в страну - это дополнительные кадры. С другой стороны, во Франции и так высокий уровень безработицы. По этой причине дополнительные полмиллиона мигрантов становятся проблемой для страны. Новый закон, впрочем, является достаточно противоречивым, так что кто от него больше выиграет - не однозначно. Но прежде чем начинать говорить о новом законе, посмотрим на то, какова текущая ситуация во Франции, какими правами обладают мигранты и что они обязаны делать для того, чтобы интегрироваться во французское общество.

Как приехать жить во Франции

Если вы хотите приехать жить во Франции, то вам нужно начать с того, чтобы . На сегодняшний день получить такую визу - это обязательно, если вы хотите въехать в страну легально. Правда, многие выбирают нелегальный въезд во Францию, хотя это и создаёт большие проблемы. Почему же не у всех получается выполнить все те правила, которые необходимы, чтобы приехать во Францию на ПМЖ?

Во-первых, нужно На такой счёт кладётся необходимое количество денег, чтобы можно было тратить деньги с этого счёта на своё проживание в этой стране. К сожалению, не у всех имеется достаточное количество финансов для того, чтобы выполнить это правило, что и приводит к вынужденной необходимости мигрировать нелегально.

Во-вторых, нужно решить, где именно вы будете . Вопрос определения места проживания во Франции - крайне важный вопрос. Кому-то хочется купить дом во Франции, но не всегда это доступно по деньгам. И даже снять квартиру во Франции получается не у всех, потому что это тоже требует некоторых затрат. Мало того, при аренде жилья во Франции во всех случаях составляется договор. Это значит, что проживание во Франции становится легализовано, а также документально закреплённым. Это всё создаёт дополнительные сложности, которые далеко не всегда легко преодолимы теми, кто приезжает. Не говоря уже о том, что чтобы снять квартиру в Париже , заключить договор и легально проживать во Франции благодаря этому, требуется сначала найти недвижимость с соответствующим статусом, то есть со статусом жилого помещения. Что же касается цены на квартиры в Париже в аренду, то такая цена обычно очень высока. Получается, что решение квартирного вопроса во Франции - это довольно сложно для мигрантов. Тем более что требуется в полной мере решить этот вопрос ещё до того, как вы въедете в страну.

В-третьих, необходимо оформление целого ряда других документов, например получение страхового медицинского полиса во Франции . Также требуется перевод и апостилирование всех документов, которые могут потребоваться, если вы обращаетесь во французское консульство.

В итоге мы видим, что процесс въезда в такую страну, как Франция, для многих оказывается затруднён. А вот желающих въехать во Францию на сегодняшний день очень много. Это обусловлено следующими факторами:

  • вполне понятное желание граждан приехать во Францию на ПМЖ связано с тем, что в этой стране более высокий уровень жизни. Естественно, что каждому хочется жить самому и растить своих детей именно в такой стране, где присутствуют европейские стандарты и уровень цивилизации.
  • в настоящее время по причине нестабильности в странах Африки и в других странах многие вынуждены покидать свою родину и отправляться за границу в поисках лучшей доли. Но при этом, конечно же, всё равно каждому хочется въехать в максимально приспособленную для счастливой жизни страну, в такую как Франция.

В итоге эта страна каждый месяц принимает огромное количество мигрантов. Это не только те, кто въезжают нелегально, но и те, кто желает получить статус беженца во Франции. Такой статус позволяет легально проживать во Франции, не являясь гражданином этой страны и даже не имея вида на жительство. Достаточно подать заявление на получение статуса беженца, чтобы любой гражданин мог претендовать на жильё, небольшое пособие и соблюдение всех его человеческих прав в то время, пока заявка будет рассматриваться. Всё возрастающий поток беженцев и мигрантов по-разному воспринимается французами, но в основном, конечно же, негативно. Действующий президент Франсуа Олланд ещё три года назад обещал, что разберётся с этой ситуацией, но на практике дело до этого пока не дошло.

Сущность нового закона

Закон, который на сегодняшний день собирается рассмотреть правительство Франции, не является таким законом, сущность которого можно передать одной фразой, например "повышение налогов" или "повышение штрафов". Закон охватывает сразу несколько важных сфер, которые сопряжены с проблемой миграции во Францию.

Первое - закон устанавливает более простой порядок для оформления пребывания во Франции.

Второе - закон упрощает порядок высылки из страны нелегалов.

Третье - нелегальным мигрантам предоставляются более мягкие условия содержания.

Четвёртое - увеличивается объём медицинской помощи для мигрантов и беженцев.

Пятое - мигранты делятся на полезные и не полезные для страны рабочие резервы, разрыв в правах и возможностях между этими категориями граждан становится очень существенным.

В настоящее время закон ещё не принят и не вступил в действие, а потому многие детали, естественно, ещё не отработаны. В то же время, данный закон уже активно обсуждается как среди населения, так и политическими партиями, и СМИ. Разберём подробно все пункты этого закона, который если будет принят, то сильно изменит жизнь во Франции - как коренным французам, так и мигрантам.

1. Упрощение порядка оформления пребывания во Франции

Такое решение гарантирует тем гражданам, которые прожили уже во Франции не менее 12 месяцев, возможность в более простом порядке получить вид на жительство во Франции на срок от двух до четырёх лет.

Удивительно то, что данная мера никем не воспринята позитивно.

Те, кто противятся потоку мигрантов во Францию, считают, что упрощение порядка оформления их пребывания ещё больше увеличит поток мигрантов.

Сами мигранты недовольны тем, что власти Франции словно готовятся "отделаться" от них видом на жительство на 2-4 года, вместо того, чтобы выдать сразу карту резидента сроком на 10 лет, как это происходит на данное время.

Образно говоря, данный закон заменяет дорогую сладкую булочку для мигрантов на дешёвую и несладкую. Сложно сказать, хорошо это или плохо, однако большие разногласия по этому поводу, чувствуется, ещё впереди.

2. Упрощение порядка высылки нелегалов

Франция является правовой страной, так что даже к категориям лиц, которые в принципе здесь не должны находиться, применяются правовые нормы, процедура высылки таких лиц из страны является достаточно сложной. Другими словами, чтобы добиться полной и окончательной (хотя окончательной ли) высылки нелегала с территории Франции, властям и специальным органам приходится потратить большое количество усилий. Предполагается, что после принятия такого закона процедура высылки упростится. Однако можно не сомневаться, что все правовые стандарты продолжат действовать, потому что для правового государства, каковым является Франция, это абсолютная норма.

3. Более мягкие условия содержания для выявленных мигрантов

То есть, для тех мигрантов, которых удалось задержать. В настоящее время такие мигранты содержатся под стражей. Планируется, что если закон был принят, то они будут отпущены под расписку о том, что они не будут менять место своего жительства. Это похоже на расписку о невыезде, чтобы власти в случае необходимости могли найти данного человека. Парадокс в том, что мигранты-нелегалы часто не имеют никакого постоянного жилья, либо часто меняют его на другое, да и проживают порой в помещениях, которые вообще не входят в жилой фонд. Так что добиться от них чёткого соблюдения взятых на себя обязательств, по всей видимости, будет непросто. Это одна из причин, почему данный закон вызвал волну критики со стороны многих оппозиционных партий во Франции. Другими словами, есть опасение, что эта правовая норма будет выполняться только на бумаге. А на практике - те нелегалы, которых не всегда легко поймать, получат снова свободу, подписав бумажку, после чего нужно будет их ловить вновь. По крайней мере, такая правовая норма очень негативно воспринимается всеми противниками мигрантов во Франции, которых становится тем больше, чем больше становится и этих самых мигрантов, которые приезжают и уже не хотят уезжать.

4. Увеличение объёма медицинской помощи для беженцев и мигрантов

Это один из пунктов, который вызывает наибольшую критику. Уже на сегодняшний день недопустимое, по мнению многих, количество денег тратится на медицинское обслуживание мигрантов во Франции. Согласно некоторым подсчётам, около миллиарда евро каждый год Франция тратит на то, чтобы обслуживать мигрантов и оказывать им медицинские услуги, которые не всегда доступны в полном объёме и для самих французов. Что ещё интереснее - некоторые мигранты умудряются получать медицинские услуги со льготами и по сниженной цене, а для добропорядочных французов это недоступно. Получается, что в каких-то смыслах в стране более выгодно быть мигрантом или получить статус беженца, чем быть коренным французом. Не говоря уже про те меры по поддержке безработных, когда во Франции может быть более выгодно годами не работать и жить на пособие по безработице, чем трудиться. Парадокс, но в менее правовых странах, где сумма пособий по безработице равна стоимости нескольких буханок хлеба, вопрос безработицы и не стоит так остро, потому что каждый трудоустраивается по собственной инициативе, чтобы не умереть с голода, не ждёт содержания от государства и не ищет "работу своей мечты" годами, а берёт первое, что попадётся. Но тем не менее, то, что Франция является правовым государством и реально обеспечивает всестороннюю поддержку своих граждан, привлекает очень многих. В том числе, и мигрантов.

5. Паспорт таланта и деление мигрантов

Пятый пункт достаточно откровенен для французского правительства, которое составляло документ. В нём чётко говорится, что мигранты делятся на "талантливых" и "неталантливых". А если ещё проще, то на желательных и нежелательных, хотя такие слова, конечно, не фигурируют в тексте закона. Но логика очень проста. Часть мигрантов получат так называемые "паспорта таланта". Это, в первую очередь, мигранты из цивилизованных стран, которые имеют редкие и ценные профессии: известные врачи, писатели, актёры, учёные. Естественно, таких кадров много не бывает, и чем больше их приедет в страну, тем больше станет её потенциал. В законе даже упомянуто про то, что привлечение таких кадров из-за рубежа сможет повысить мировой вес Франции как государства. Правда, люди упомянутых профессий, как правило, имеют возможность жить в любой стране мира, где им захочется, и не остро нуждаются в льготах, так что эффективность подобного предложения от французского правительства несколько сомнительна. Но в то же время, сам факт того, что таланты поощряются подобным образом и страна пытается аккумулировать творческих и интеллектуальных людей - это неплохой ход.

В то же время, другая часть мигрантов такие паспорта таланта, конечно, не получит, и таких будет больше 90%. Это те люди, которые приезжают жить во Франции с тем, чтобы, по факту, воровать рабочие места у французов. А этих рабочих мест и так не хватает. Хотя, как уже говорилось, многие французы просто не хотят работать и живут на пособия. Поэтому к таким мигрантам будут приниматься более суровые меры, у них не будет льгот, а основное внимание станет направляться на то, чтобы их депортировать из страны и не допустить их повторного въезда, если у них что-то не в порядке с документами.

Возможные последствия данного закона

Будет ли принят данный закон и с какими поправками - узнаем в ближайшее время. На данный момент не подлежит сомнению, что если закон будет принят, то ситуация во французском обществе может поменяться кардинально. И в то же время, нельзя определённо сказать, направлен ли закон на благо мигрантам или против них. Скорее, по общей своей концепции он скорее усложняет жизнь мигрантам. Но те, кто сопротивляется массовой миграции во Францию иностранцев, также будет недоволен, так как им бы хотелось более жёстких мер против нелегалов.

Если вы собираетесь приехать , обращайте внимание на то, чтобы соблюдать все французские законы в этой области и верно оформить все документы. Тогда вы сможете точно знать, что жизнь во Франции станет для вас счастливой.