Профилактика инфекционных заболеваний в начальной школе. Профилактика инфекционных заболеваний. Помните! здоровье - большая ценность

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиениче­ского и противоэпидемического режима.

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.

3. Повышение иммунитета у детей.

1. Правильная организация санитарно-гигиеничес­кого и противоэпидемического режима. Основой ме­роприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Ежедневный учет отсутствующих учащихся и пода­ча сведений в медицинский кабинет школы;

Извещение администрации школы органами здра­воохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

Извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

Выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;

Допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних по­ложения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия уча­щегося сведения, полученные от других детей, это дол­жен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном от­сутствии учащегося. Единственным разрешающим до­кументом для посещения школы в таких случаях долж­но стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

Ежегодные профилактические медицинские осмот­ры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательно-организаторская);

Наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведе­нии ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

Санитарно-гигиеническое воспитание и просвеще­ние школьников и их родителей;

Контроль учителя за состоянием собственного здо­ровья.

2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы ме­роприятий является карантин, который накладывает­ся на класс или на всю школу. Карантин вводится при­казом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляют­ся следующие мероприятия:

Сдвигаются сроки начала и окончания занятий в ка­рантинном классе (обычно на 15 минут позднее от­носительно общего расписания занятий в школе);


Дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

Для учащихся карантинного класса, выделяется от­дельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

В карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное мес­то в рекреационном помещении; иногда приходит­ся проводить перемены непосредственно в учеб­ном помещении;

Учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специаль­ной маркированной посуде, обрабатываемой дез­инфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

Учащиеся карантинного класса на период каранти­на не пользуются школьной библиотекой;

За школьниками карантинного класса осуществля­ется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

В учебных помещениях карантинного класса про­изводится более тщательная влажная уборка с ис­пользованием дезинфицирующих средств; при не­обходимости проводят дезинфекцию всей школы;

Учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболева­ния) вводят сыворотку.

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В ка­рантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям не­обходимость своевременного проведения профилак­тических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям дирек­тор школы издает приказ, в котором утверждается гра­фик проведения прививок по классам школы и указы­вается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе класс­ным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости привив­ки против инфекционного заболевания и возможнос­ти временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на само­чувствие учащихся на каждом уроке и при необходи­мости направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведе­нием вакцинации:

Предварительно провести в классе беседу с учащи­мися, а также с их родителями, о пользе прививки;

По согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоя­нию здоровья;

Организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

Обеспечить наблюдение за самочувствием вакци­нированных детей в ближайшие две недели после прививки.

При учете медицинских про­тивопоказаний прививка никакой угрозы для здоро­вья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммун­ной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распрост­ранения инфекционного заболевания.

75. в интернете нет, но есть в учебнике в Кучме

76. Медицинский контроль за политехническим и производственным обучением.

САН ПИН 1684 10 пункт:

345. Нагрузка обучающихся в организациях начального и среднего профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю.

В специальных коррекционных образовательных организациях организация воспитания и учебных занятий предусматривается в соответствии с требованиями настоящих Санитарных правил к учебному режиму общеобразовательных организаций, а также в соответствии со спецификой и профилем организации.

346. При монотонном труде (конвейерное производство, сборка мелких изделий и другие) должны соблюдаться 10 минутные перерывы через каждые 50 минут работы; проводят производственную гимнастику (7 - 8 минут) до работы и через каждые 2 часа. Для станочных профессий в ткацком производстве устанавливают один перерыв 40 - 50 минут после 3 - 3.5 часов работы.

347. При обучении на профессию металлургического профиля первые 5 - 6 недель нагрузка уменьшена, и длительность рабочего дня сокращена до 3 часов с постепенным увеличением до 6 часов. В течение дня должны чередовать «горячие» и «холодные» виды работ и предусматривают дополнительные перерывы в помещении с комфортным микроклиматом.

348. При обучении строительным профессиям предусматривают дополнительные перерывы не менее 15 минут, обеденный перерыв не менее 40 минут; организацию питьевого режима.

349. При обучении работе механизаторов сельского хозяйства, строительного профиля предусматривают время для вождения машин не более 3 часов в день. Обеденный перерыв для обучающихся 3 курса на полевых работах (во время практики) 35 - 45 минут, а в жаркие дни - 3 - 4 часа. Полевые работы проводятся в одну смену. К данным видам работ допускаются лица, прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры, а также вводный и периодический инструктаж по технике безопасности.

350. При обучении профессиям химического профиля на первом курсе обучение проводят в мастерских, лабораториях или кабинетах учебной организации, на 2 - 3 курсах в цехах или на рабочих местах производств.

351. Производственное обучение проводят только в первую смену, не допускается ремонт технологического оборудования учащимися. Время пребывания в производственных условиях не должно превышать 4 часа.

Описание.

Введение
1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика
2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация
2.1 Первичная профилактика
2.2 Вторичная профилактика
2.3 Третичная профилактика
2.4 Вакцинация
3. Профилактика инфекционных заболеваний в школе
Заключение
Список литературы

Выдержка из работы.

Введение……………………………………………… ……………………...3

1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика… ..5

2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация………8

2.1 Первичная профилактика…………………… ………………………….8

2.2 Вторичная профилактика…………………… …………………………..8

2.3 Третичная профилактика…………………… …………………………..8

2.4 Вакцинация…………………………………………………… …………9

  1. Профилактика инфекционных заболеваний в школе………………...11

Заключение………………………………………… ………………………16

Список литературы…………………………………………………… ……18

Введение

Инфекционные заболевания - это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов . Для того, чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулетностью (ядовитостью; лат. virus - яд), то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие - освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф).

Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота, так, например, холерный вибрион проникает в организм через рот и не способен проникать через кожу .

Профилактика (prophylaktikos - предохранительный) - термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Инфекционные заболевания - не случайные эпизоды, а закономерные явления в истории человеческого общества, которые развиваются и изменяются вместе с ним. На смену одним инфекциям приходят другие, а с ними - новые проблемы их профилактики.

Особую опасность инфекционные заболевания представляют в коллективах (общежитиях, лагерях, школах и т. д.).

Охрана здоровья учащихся, как физического, так и психического, является одной из основных задач работы школы. Поэтому очень важна в школе проводимая профилактика инфекционных заболеваний, просветительская работа среди учащихся и их родителей.

Целью нашей работы является рассмотрение мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть историю вопроса предупреждения инфекционных заболеваний;

Рассмотреть виды профилактики инфекционных заболеваний, вакцинацию, используемые в Российской Федерации;

Рассмотреть мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний в школе.

1. История вопроса. Общественная и индивидуальная профилактика

Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рациональной диететики занимали значительное место в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в 19 в. благодаря развитию общебиологических наук, медицинской науки в целом и появлению ее многочисленных дисциплин, занимающихся частными вопросами, в особенности физиологии, гигиены и эпидемиологии; большую роль сыграло распространение общественных идей в клинической медицине. Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной профилактики и связи лечебной и профилактической медицины.

Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил: «Будущее принадлежит медицине профилактической».

В разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на борьбу с инфекционными болезнями, важную роль сыграли отечественные ученые (П.Н. Бургасов, В.А. Башенин, В.Д. Беляков, Л.В. Громашевский, И.И. Рогозин, К.Н. Токаревич). Учение Е.Н. Павловского о природной очаговости имеет большое значение в организации профилактических мероприятий по снижению заболеваемости трансмиссивными болезнями. Крупные успехи в изучении вирусологии (В.М. Жданов, Л.А. Зильбур, В.Д. Соловьев, АА. Смородинцев, В.Д. Тимаков, М.П. Чумаков) способствовали совершенствованию системы мероприятий по борьбе с вирусными инфекциями.

Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов.

Основным принципом деятельности органов российского здравоохранения является профилактическое направление.

Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний можно условно разделить на две большие группы - общие и специальные.

К общим относятся государственные мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния, улучшение медицинского обеспечения, условий труда и отдыха населения, а также санитарно-технические, агролесотехнические, гидротехнические и мелиоративные мероприятия, рациональная планировка и застройка населенных пунктов и многое другое, что способствует успехам профилактики и ликвидации инфекционных болезней.

Специальными являются профилактические мероприятия, проводимые специалистами лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Система профилактических мероприятий включает и международные меры, когда вопрос касается особо опасных (карантинных) инфекций.

  1. мероприятия в отношении источника инфекции, направленные на его обезвреживание (или устранение);
  2. мероприятия в отношении механизма передачи, проводимые с целью разрыва путей передачи;
  3. мероприятия по повышению невосприимчивости населения.

В настоящее время все профилактические мероприятия разделяются на три основные группы: санитарно-гигиенические, дезинфекционные и дезинсекционные.

1. При кишечных инфекциях с фекально-оральным механизмом заражения (брюшной тиф, паратиф, дизентерия, холера) основными факторами передачи возбудителя служат пища и вода, реже - мухи, грязные руки, предметы обихода. Общесанитарными являются коммунально-санитарные мероприятия, пищевой, школьный и промышленный санитарный надзор, повышение уровня и санитарно-гигиенической культуры населения. А также дезинфекция, которая проводится в очагах инфекционных заболеваний, а также в общественных местах (вокзалы, транспорт, общежития, общественные туалеты) независимо от наличия инфекционной болезни.

2. При инфекции дыхательных путей (корь, краснуха, дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция, грипп и др.). Для пресечения путей передачи возбудителя представляет большие трудности. В механизме передачи этих инфекций по воздуху принимают участие бактериальные аэрозоли (капельная и ядерная) и бактериальная пыль, поэтому предупредительными мерами являются санация воздушной среды помещений и применение респираторов. Дезинфекцию производят лишь при скарлатине и дифтерии.

Наряду с повышением общей неспецифической резистентности организма к таким мероприятиям относится специфическая профилактика, заключающаяся в создании искусственного иммунитета (активного или пассивного) против инфекционных болезней.

2. Виды профилактики инфекционных заболеваний. Вакцинация

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

2.1 Первичная профилактика

Первичная профилактика - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

2.2 Вторичная профилактика

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

2.3 Третичная профилактика

Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

2.4 Вакцинация

Вакцинация - введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение, или ослабит его последствия. Антигенным материалом могут служить: живые, но ослабленные штаммы микробов; убитые (инактивированные) микробы; очищенный материал, такой как белки микроорганизмов; существуют также синтетические вакцины.

Действенность вакцинации была впервые обнаружена народной интуицией. С древних времён в Индии и Китае практиковалась инокуляция - прививание жидкостью из пузырьков больных лёгкой формой оспы. Недостатком инокуляции являлось то, что несмотря на меньшую патогенность вируса Variola minor, он всё же иногда вызывал летальные случаи. Кроме того, случалось, что по ошибке инокулировался высоко патогенный вирус.

Французскому микробиологу Луи Пастеру удалось целенаправленно ослабить болезнетворность возбудителей других заболеваний и приготовить из них препараты для прививок. В 1881 он создал прививку против сибирской язвы, а в 1885 -- против бешенства.

Именно Пастер предложил называть такие препараты вакцинами, а процедуру их применения - вакцинацией.

В настоящий момент жители России обеспечены бесплатной вакцинацией от многих болезней, однако имеют право отказаться от прививок.

Состав препарата вакцины:

· Антигенный материал;

· Вспомогательные лекарственные вещества (адъюванты), помогающие активировать иммунные клетки (обычно ионы алюминия)

· Консерванты

· Нежелательные примеси, могут вызывать аллергию.

Все вакцины подразделяются на живые, убитые и химические.

Живые вакцины готовят из микробов с ослабленной вирулентностью.

Убитые вакцины получают из культур микроорганизмов, убитых нагреванием, действием формалина или других химических веществ. Убитые (гретые) вакцины применяются против кишечных инфекций, коклюша, сыпного тифа, Ку-лихорадки, энцефалитов. Иммунность и эффективность убитых вакцин - значительно ниже, чем живых. Они создают иммунитет продолжительностью от 6 до 12 мес. И для длительного поддержания невосприимчивости организма к инфекции должны вводиться повторно.

Химические вакцины содержат специфические антигенные компоненты, извлеченные из микробных клеток различными способами. Химические вакцины, состоящие из полных антигенов возбудителей брюшного тифа и парафитов, применяются для специфической профилактики тифо-паратифозных инфекций.

Широкое применение получают ассоциированные вакцины, состоящие из нескольких антигенов и позволяющие вакцинировать одновременно против нескольких инфекций. К ним относятся адсорбированная коклюшно-дифтерийно- столбнячная (АКДС) вакцина, тифо-паратифозно-столбнячная вакцина.

Прививки проводят в плановом порядке, независимо от наличия тех или иных инфекционных болезней. Они могут быть общими, и выборочными, которые делаются лицам профессиональных групп.

Очень важно установление противопоказаний к проведению прививок

Значение предохранительных прививок заключается в снижении заболеваемости среди привитых, а в случае заболевания - в более легком его течении и тем самым снижении летальности.

  1. Профилактика инфекционных заболеваний в школе

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу;

3. Повышение иммунитета у детей.

Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу;

Повышение иммунитета у детей.

Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Ежедневный учет отсутствующих учащихся и подача сведений в медицинский кабинет школы;

Извещение администрации школы органами здравоохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

Извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

Выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения

отсутствуют;

Допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних положения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия учащегося сведения, полученные от других детей, это должен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном отсутствии учащегося. Единственным разрешающим документом для посещения школы в таких случаях должно стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

Ежегодные профилактические медицинские осмотры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательноорганизаторская);

Наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведении ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

Санитарно-гигиеническое воспитание и просвещение школьников и их родителей;

Контроль учителя за состоянием собственного здоровья.

Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы мероприятий является карантин, который накладывается на класс или на всю школу. Карантин вводится приказом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляются следующие мероприятия:

Сдвигаются сроки начала и окончания занятий в карантинном классе (обычно на 15 минут позднее относительно общего расписания занятий в школе);

Дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

Для учащихся карантинного класса выделяется отдельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

В карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное место в рекреационном помещении; иногда приходится проводить перемены непосредственно в учебном помещении;

Учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специальной маркированной посуде, обрабатываемой дезинфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

Учащиеся карантинного класса на период карантина не пользуются школьной библиотекой;

За школьниками карантинного класса осуществляется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

В учебных помещениях карантинного класса производится более тщательная влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств; при необходимости проводят дезинфекцию всей школы;

Учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболевания) вводят сыворотку (специфическую или неспецифическую).

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В карантинный класс ежедневно, к началу первого урока должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни, для осмотра детей и измерения температуры в необходимых случаях. Периодически детей осматривает школьный врач.

В тех случаях, когда по решению санитарно-противоэпидемической помощи, приказом директора школы карантин накладывается на все учреждение целиком, режим учебной работы остается общим для всей школы, для всех классов.

Весь комплекс противоэпидемических и профилактических мероприятий находится под контролем районного центра госсанэпиднадзора.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям директор школы издает приказ, в котором утверждается график проведения прививок по классам школы и указывается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе классным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости прививки против инфекционного заболевания и возможности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки.

Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации:

Предварительно провести в классе беседу с учащимися, а также с их родителями о пользе прививки и о необходимости для каждого человека иметь надежную защиту от инфекции;

По согласованию с врачом школы составить список уча - щихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;

Организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

Обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинированных детей в ближайшие две недели после прививки.

Следует помнить, что, при учете медицинских противопоказаний, прививка никакой угрозы для здоровья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммунной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распространения инфекционного заболевания. Это необходимо рассматривать как одну из наиболее эффективных мер по снижению инфекционной заболеваемости населения.

Мощным средством повышения иммунитета является закаливание!

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ» от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ.

Основные понятия (извлечения из статьи 1):

Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки - введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Медицинские иммунобиологические препараты - вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Национальный календарь профилактических прививок - нормативный акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.

Поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям - тяжелые и стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок.

Сертификат профилактических прививок - документ, в котором регистрируются профилактические прививки граждан.

Государственная политика в области иммунопрофилактики (извлечения из статьи 4).

1. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

В области иммунопрофилактики государство гарантирует:

■ доступность для граждан профилактических прививок;

■ бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

социальную защиту граждан при возникновении поствакцинальных осложнений;

■ использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных медицинских иммунобиологических препаратов.

Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики (извлечения из статьи 5):

1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

■ получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

■ выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной практикой;

■ бесплатные профилактические прививки, включенные в Национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

■ бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

бесплатное лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;

■ социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений;

■ отказ от профилактических прививок.

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

■ запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок;

■ временный отказ в приеме граждан в общеобразовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

■ отказ в приеме граждан на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

■ выполнять предписания медицинских работников;

■ в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Одной из основных причин распространения заразных болезней является несоблюдение требований гигиены. Далее играет роль то обстоятельство, что тесное и продолжительное общение между собой детей происходит в закрытом помещении, тогда как восприимчивость к заразным болезням значительно понижается при общении людей на открытом воздухе.

Вот почему особенно важно проведение гигиенических мероприятий в школе. Школа должна проводить меры профилактики инфекционных болезней.

Книги, тетради, игрушки, естественно, могут являться источниками заразы. Произведёнными бактериологическими исследованиями на страницах книг обнаружены самые разнообразные виды бактерий, как-то: туберкулёза , дифтерии , заразных болезней волос, кожи и др. А между тем как раз книги и тетради принадлежат к трудно дезинфицируемым предметам. Для дезинфекции книг в большом количестве, как, например, в школьных библиотеках, рекомендуется применять формалин или сухой жар.

В деле борьбы с детскими инфекционными заболеваниями должны принимать участие все работники школы - школьный врач, администрация, педагогический и технический персонал и детский актив.

От учителя, в силу близости его к детям и подросткам, не ускользают и самые незначительные колебания в их настроении, часто тесно связанные с состоянием их здоровья, с начинающимся заболеванием. Некоторые учителя имеют хорошее обыкновение перед началом занятий спрашивать детей о состоянии их здоровья и здоровья домашних.

Для ограждения школы от инфекционных заболеваний нужно проводить строгий учёт заболеваний. В случае отсутствия ребёнка или подростка в школе педагог должен в первые два-три дня выяснить причину неявки ученика. Лечащий врач должен извещать школу, или детское учреждение о заболевании школьника острозаразной болезнью. Лечащий врач обязан также ставить в известность и другие детские учреждения, которые посещают дети и подростки, проживающие в одной квартире с больным. Это же самое обязательно в отношении взрослых, работающих в детских учреждениях, в тех случаях, если в их квартире имеется заразный больной. Такого же извещения следует требовать и от родителей. Необходимо также разъяснять родителям о недопустимости посылки в школу самого выздоровевшего ученика или детей и подростков, соприкасавшихся с больным, без разрешения врача. Школьные же работники должны следить за точным исполнением установленного правила о недопущении ребёнка или подростка в школу даже после трёхдневного отсутствия его без записки врача, так как он мог быть болен инфекционной болезнью. Школа должна вести дневник отсутствующих детей.

В начале учебного года школьная медицинская сестра составляет персональный список всех вновь поступающих в школу детей с указанием (со слов родителей), какие острые инфекционные болезни и в каком возрасте перенёс ребёнок. В целях профилактики заноса инфекции в школу или иное детское учреждение необходим тесный контакт школьного врача и медицинской сестры с поликлиникой. Весьма желательно, чтобы медицинская сестра, идя на работу в школу, заходила в поликлинику для получения справки, не поступали ли в поликлинику сигналы в течение последних суток о заболевании кого-либо из учащихся школы или о наличии возможного контакта их с заразными больными.

В деле профилактики заразных болезней имеют большое значение правильные гигиенические навыки, как, например, тщательное мытьё рук, пользование отдельной посудой, привычка прикрывать рот и нос платком или рукой при кашле, чихании, забота о чистоте тела, белья и одежды, непосещение больных с невыясненным диагнозом, обращение к врачу при первом подозрении на заболевание и т. н. Основная роль в привитии этих навыков, в повседневном непосредственном проведении гигиенического воспитания принадлежит учителю; она предусмотрена и положением о классном руководителе.

Учитель помогает врачу при проведении массовых прививок. Ввиду проявляемого детьми страха перед уколом очень важно правильно организовать производство прививок: вначале прививать тем детям, которые не трусят и на своём примере убеждают других детей, что в производстве прививок нет ничего страшного. Учитель лучше знает детей и может оказать на них хорошее успокаивающее влияние, поэтому его присутствие на прививках необходимо.

Противоинфекционные мероприятия в учреждениях летней оздоровительной кампании, в пионерских лагерях, а также в санаторно-лесных школах и детских домах. Необходимо всеми способами добиться, чтобы лагерь или другое детское учреждение было укомплектовано в течение не более 2 дней со дня его открытия. Всякие позднейшие пополнения, иногда затягивающиеся на несколько дней, нередко являются источником заноса инфекции в лагерь.

Замечено, что число заболеваний, в частности, инфекционных, учащается после родительских посещений. Посещения родителей должны быть сокращены до минимума. Во время этих посещений необходимо следить, чтобы родители не ходили в спальни, не садились на детские кровати, чтобы они не кормили детей бесконтрольно привезёнными продуктами. Известно, что наибольшее число заболеваний в летнее время падает на желудочно-кишечные. При прогулках в лес нужно следить, чтобы дети не ели много всякой зелени, например, щавеля и ягод. Надо тщательно следить за состоянием здоровья детей, за состоянием их желудочно-кишечной деятельности и при малейших признаках расстройства последней нужно направлять ребёнка (подростка) к врачу или к медицинской сестре. В лагерях и колониях особо большое значение приобретает доброкачественная вода, защита продуктов от загрязнения и от мух и борьба о последними. В этом отношении педагоги должны оказывать повседневную помощь медицинскому персоналу по его указаниям.

Чтобы педагог мог практически осуществлять профилактические мероприятия в данной области, он должен иметь представление о наиболее важных инфекционных заболеваниях детей.

bn Приложение 1

Анкета

Анонимно (не подписывай себя)

    Моешь ли ты руки с мылом всегда перед едой в столовой? ДА НЕТ

    Употребляешь ли ты еду на переменах, не помыв руки? ДА НЕТ

    Есть ли у тебя в сумке своё средство для обработки рук? ДА НЕТ

    Грызешь ли ты ногти или ручку? ДА НЕТ

    Сделал ли ты в этом году прививку от гриппа? ДА НЕТ

    Что такое педикулёз? _____________________________________________________________________

    Назови самые опасные места в школе,где можно встретиться с инфекцией?____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что надо делать, чтобы не заболеть гриппом? _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какими инфекционными заболеваниями ты можешь заболеть в школе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Введение.

Актуальность темы .

Среди всех заболеваний, встречающихся у детей младшего школьного возраста, наиболее частые - инфекционные заболевания. Этому способствуют скопление большого числа детей в школьном помещении и несоблюдение учениками правил личной гигиены. Ведь школьные книги, тетради, наглядный материал и другие учебные предметы могут стать источниками инфекции. К тому же они самые труднодоступные для обработки.

Я выбрала тему «Почему болеют дети?», потому что считаю эту проблему очень важной, потому что такие инфекции как грипп, приводят к ежегодным массовым вспышкам. Не от всех инфекций можно сделать прививку, например, защититься от кишечной инфекции можно лишь, соблюдая гигиенические правила.

Цель моей исследовательской работы : выявить знают ли и соблюдают ли меры профилактики инфекционных заболеваний мои сверстники - ученики младших классов.

Гипотеза : Соблюдение учениками младших классов мер профилактики инфекционных заболеваний зависит от уровня их знаний.

Задачи :

1.Найти в литературе информацию о самых распространенных инфекционных заболеваниях в школе.

2.Изучить их пути передачи.

3.Выявить эффективные методы профилактики инфекционных заболеваний в школе.

Методы исследования :

анкетирование учеников 2-хи 3-х классов моей школы.

Основное содержание.

По данным статистики, взятой из журнала «Педиатрия» за 2015 год, наиболее часто встречаются среди школьников младших классов следующие инфекции:

Острые респираторные заболевания и грипп

Педикулез

Острые кишечные заболевания

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) и грипп.

Причиной этих инфекций являются многочисленные вирусы.

Заразиться этими вирусами можно от больного ученика или сотрудника школы, если они придут в школу с температурой, насморком, кашлем, чиханием. При чихании вирусы распространяются до 3 метров вокруг. При кашле и чихании выделяется частички мокроты с вирусами, которые оседают на ладонях чихающего. Именно их он переносит на дверные ручки, школьные предметы, мебель.

Поэтому самым эффективным методом профилактики ОРЗ и ГРИППА являются:

Частое мытье рук с мылом;

Не дотрагиваться грязными руками до своих глаз;

Не грызть ручки, карандаши и др. предметы;

Не слюнявить пальцы при перелистывании учебника;

Проветривание классов на переменах;

Ежегодно делать вакцину от гриппа.

По результатам моего анкетирования, проведенного среди учеников 2-гои 3-его классов,

на вопрос «Сделал ли ты прививку от гриппа?» из 45 учеников только 16 учеников ответили, что они привились.

Вывод: больше половины моих одноклассников могут заболеть гриппом.

На вопрос «Что необходимо делать, чтобы не болеть гриппом?» из 45 учеников

9-не знают ответа,

17-ответили, что надо мыть руки,

13-ответили, что надо прививаться,

21-ответили, что надо теплее одеваться.

Вывод: не все ученики знают, основной путь передачи гриппа через грязные руки.

Педикулез (вшивость) - это заболевание, при котором на волосистой части головы заселяются вши и питаются кровью человека.

Вши передаются от больного ученика при касании волос, при использовании чужих расчески, резинки, ободка, заколок, при использовании чужой одежды.

В целях профилактики педикулеза:

1.нельзя меняться шапками и шарфами с одноклассниками;

2.нельзя пользоваться чужими заколками, резинками, расческами и не давать никому свои;

3.девочкам с длинными волосами необходимо туго заплетать косы или делать пучок.

По результатам моего анкетирования из 45 учеников младших классов только 6 учеников знают, что такое педикулез и как он переносится.

Вывод : ученики младших классов могут заболеть педикулезом,так как не знают меры профилактики.

Острые кишечные инфекции - очень опасные инфекции, вызываются разными бактериями.

Пути передачи:

    При употреблении зараженной бактериями пищи, которую неправильно хранили или не помыли, например фрукты.

    Через грязные руки, особенно при приеме пищи.

    При употреблении грязной водопроводной воды.

Для профилактики острых кишечных заболеваний необходимо:

    Не пить водопроводную воду, пить только из кулера или из бутылки.

    Всегда мыть руки с мылом перед едой.

    Не грызть ногти.

    Обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

По результатам моего исследования на вопрос «Моешь ли ты руки перед едой в столовой?» из 45 учеников 40-ответили «ДА» и лишь 5 учеников не моют руки.

А вот на следующий вопрос «Моешь ли ты руки перед перекусами на переменах и на улице?» уже 17 учеников ответили, что не моют руки.

Вывод: без контроля со стороны учителей, не моют руки перед едой больше учеников.

На вопрос «Грызешь ли ты ногти или карандаш?» из 45 учеников 10 имеют такую привычку.

На вопрос «Носишь ли ты с собой средства для обработки рук (гель, влажные салфетки) только 12 учеников дали положительный ответ.

Вывод : среди учеников младших классов имеется риск развития кишечной инфекции.

Заключение.

Таким образом, моя гипотеза, что соблюдение учениками младших классов мер профилактики инфекционных заболеваний, зависит от уровня их знаний, подтвердилась.

Это доказывают результаты моего опроса, на мой вопрос «С какими инфекционными заболеваниями ты можешь заразиться в школе?» из 45 учеников только

1 ученик ответил - острые кишечные инфекции,

40 учеников написали - грипп,

5 учеников не знают ни одной болезни.

Исходя из результатов моего исследования, предлагаю: повысить уровень знаний учеников младших классов об эффективных методах профилактики инфекционных заболеваний:

1.Повесить большой плакат с изображением кишечной палочки на дверях туалета с вопросом: «А ТЫ СМЫЛ С РУК КИШЕЧНУЮ ПАЛОЧКУ?»

2.Предложить родителям на родительских собраниях обеспечить своим детям собственные средства для обработки рук.

3. В целях повышения уровня знаний учащихся об инфекционных заболеваниях, которыми можно заразиться в школе, и мерах их профилактики провести наглядное выступление в классах начальной школы.

Список литературы .

2.Журнал «Педиатрия»/под ред.А.А.Баранова,В.К.Таточенко,М.К.Бакрадзе.-М.,Союз педиатров России.2015.

Школьная научно-практическая конференция школьников

Секция: Биология

Подсекция: Медицина

Название работы:

Гайнанова Аделя Анваровна

г.о.Тольятти, МБУ «Школа№ 79», 2 «В» класс

Научный руководитель:

Чернова Любовь Борисовна,

учитель начальных классов

Тольятти

Введение:

Актуальность________________________________________________________3

Цель исследования___________________________________________________3

Гипотеза____________________________________________________________3

Задачи______________________________________________________________3

Метод исследования__________________________________________________3

Основная часть:

Острые респираторные заболевания и грипп_____________________________4

Педикулез__________________________________________________________5

Острые кишечные инфекции__________________________________________5

Заключение___________________________________________________________6

Список литературы_____________________________________________________7

Приложение __________________________________________________________8