Система управления финансами включает. Объекты - разнообразные виды финансовых отношений. · финансовое законодательство, которое служит нормативно-правовым обеспечением финансовой политики и мер по ее реализации

Финансовое управление организации является неотъемлемой частью всей системы функционирования предприятия. Оно осуществляется при помощи различных методов и приемов. Финансовое управление предприятием дает возможность принять важные стратегические решения, которые определят успешное развитие организации и ее платежеспособность. Благодаря данной системе полученная прибыль используется максимально эффективно, что увеличивает стоимость предприятия.

Планирование является важным элементом системы финансового управления. Главная его цель – определение и согласование расходов и доходов предприятия. Планирование позволяет определить стратегию развития и исключить наступление банкротства из-за совершения ошибок в сфере управления финансами.

Функции планирования:

— Обеспечение финансовыми ресурсами.

— Определение способов эффективного вложения средств.

— Определение способов увеличения прибыли за счет резервов предприятия.

— Финансовые контакты с банками, бюджетом и т.д.

— Учет интересов акционеров.

— Осуществление контроля за состоянием бюджета, платежеспособностью, кредитоспособностью организации.

Методы финансового планирования:

Финансовое планирование осуществляется при помощи следующих методов:

Метод Назначение
Экономический анализ Определяет внутренние резервы, финансовые показатели развития
Нормативный метод Рассчитывает на основе существующих норм (например, ставка налога) необходимый размер бюджета.
Балансовые расчеты Построение прогноза основных доходов и расходов
Прогноз денежных потоков Расчет ожидаемых доходов и сроков их поступления
Многовариантные расчеты Создание нескольких вариантов плановых расчетов для дальнейшего выбора наиболее удачного варианта.
Экономико-математическое моделирование Определение взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, которые оказывают влияние на их формирование.

Стратегические цели

Главная цель финансового управления – поддержание благосостояния предприятия путем постоянного увеличения его рыночной стоимости. Получение прибыли в данный момент времени не относится к целям финансового управления, поскольку одного этого недостаточно. Предприятие может совершать рискованные финансовые сделки для того, чтобы получить большую прибыль. В таких случаях полученный доход не является гарантом стабильности организации и наличии у нее перспектив дальнейшего развития. Получая прибыль в данный момент времени, организация может при этом находится на грани банкротства. Система обеспечения благосостояния организации включает в себя следующие стратегические цели:

— Исключение вероятности банкротства. Для того, чтобы предприятие не стало банкротом, важно постоянно контролировать взаимосвязь между расходами и доходами, учитывать изменения экономической ситуации в целом по стране, тщательно контролировать состояние бюджета и платежеспособность и т.д.

— Увеличение объемов производства. Постоянный прогресс и намеченная стратегия развития являются залогом стабильности и постоянного увеличения доходности организации.

— Избегание финансовых потерь. Необходимо осуществлять учет всех возможных финансовых рисков при заключении сделок и сводить их к минимуму.
— Способность выдержать конкуренцию и занять лидирующие позиции на рынке.

— Увеличение стоимости организации. Рыночная цена предприятия имеет важное значение для его собственников, особенно для акционеров (если это акционерное общество). Чем выше цена компании, тем выше стоимость ее акций. Рост прибыли для членов акционерного общества означает увеличение суммы денежных средств, которые они могут получить при продаже своей доли, ликвидации предприятия, либо слиянии.

— Обеспечение максимальной прибыли за конкретный период. Чем выше прибыль, тем больше размер капитала собственников предприятия.При расчете прибыли определяется выгодное соответствие понесенных затрат на производство продукции ожидаемым доходам от ее реализации. Чем выше ожидаемая прибыль, тем больше степень материальной заинтересованности руководства организации. Важно понимать, что между размером ожидаемой прибыли и степенью финансового риска существует прямая взаимосвязь. Большая прибыль всегда достигается путем заключения сделок с высокой степенью риска. Поэтому, финансовые менеджеры предприятия должны четко оценивать допустимый размер финансового риска и его целесообразность.

— Обеспечение платежеспособности. Соблюдение баланса между приходом денежных средств и их расходованием является способом обеспечения постоянной платежеспособности организации. Это достигается путем четкого соблюдения сроков дебиторской задолженности, анализа платежеспособности дебиторов, своевременного погашения долгов предприятия и т.д.

— Формирование необходимых финансовых ресурсов. Данная цель подразумевает оценки потребности в ресурсах,максимальное использование внутренних ресурсов предприятия, применение ресурсов из внешних источников, привлечение финансовых средств заемщиков, формирование ресурсного потенциала организации.

— Обеспечение финансовой стабильности организации. Стабильность предприятия проявляется в его финансовой устойчивости, платежеспособности, возможности самостоятельного финансирования своих материальных потребностей.

Задачи финансового управления

Достижение целей подразумевает решение следующих ключевых задач:

— Формирование сбалансированного движения материальных, денежных средств.

— Формирование необходимого в данный период времени количества финансовых ресурсов.

— Эффективное использование ресурсов во всех сферах деятельности организации.

— Обеспечение финансовой устойчивости.

— Достижение финансовой независимости.

— Поддержание платежеспособности.

Ликвидация неэффективных направлений деятельности.

— Максимизация прибыли.

— Минимизация рисков.

— Обеспечение постоянного развития.

— Оценка правильности принимаемых решений.

— Антикризисное управление (с целью избегания банкротства).

— Организация системы показателей эффективности, которая является залогом финансовой устойчивости.

Особенности организации финансового управления

Эффективность финансового управления зависит от соблюдения следующих условий:

  1. Взаимосвязь с общей системой управления. Финансовое управление организацией не может быть результативным без взаимодействия с остальными системами управления предприятием. Финансовое управление напрямую связано с деятельностью производственного отдела, инновационного отдела,отдела персонала и т.д.
  2. Комплексный характер принятия решений. Поскольку все структуры предприятия находятся в непосредственном взаимодействии, направление финансовых потоков в один отдел может привести к недостатку финансирования другого отдела. Эффективность финансового управления проявляется в комплексном подходе к выстраиванию и распределению денежных потоков.
  3. Динамичность. Финансовое управление должно выстраиваться на основании установившейся в данный момент экономической ситуации в стране и условий, которые существуют на предприятии. Приемы, показатели и нормативы, которые были эффективными и актуальными в прошлые периоды, могут оказаться нерезультативными в данный период времени. Чуткое реагирование на малейшие изменения финансовой ситуации и своевременная разработка необходимой в данный момент системы управления дают возможность свести к минимуму вероятность банкротства предприятия и поддерживать его платежеспособность.
  4. Наличие альтернативных вариантов решения поставленных задач. Каждое управленческое решение должно приниматься после тщательного анализа всех вариантов.

Классификация функций финансового управления

Финансовое управление организацией выполняет ряд функций, направленных на обеспечение стабильности, формирование перспектив его дальнейшего развития. К данным функциям относится:

Функция Сфера применения
Контроль Организация системы внутреннего контроля на предприятии. Контроль за выполнением поставленных задач осуществляется специально созданными для этого подразделениями и отделами. Система контроля включает наличие определенных показателей и периодов контроля. По результатам полученных данных можно судить об эффективности деятельности предприятия, вносить коррективы в работу для дальнейшего улучшения показателей.
Разработка стратегии На основе плана развития непосредственно предприятия и ситуации в целом на рынке формируется стратегия, предусматривающая дальнейшие пути развития организации. Прогноз формируется на долгосрочную перспективу, учитывая все направления деятельности организации.
Информационная функция Дает объяснение всем существующим вариантам финансовых решений, определяет масштаб финансовых потребностей, формирует источники информации (внутренние, внешние), осуществляет систематический мониторинг финансового состояния организации и всей экономики в целом.
Организационная функция Принимаются управленческие относительно деятельности организации. Финансовое управление должно четко реагировать на любые изменения. Эффективное выполнение данной функции становится возможным при наличии организационной структуры с четкой иерархией, при которой каждый отдел выполняет поставленные перед ним задачи под контролем своего непосредственного руководителя. Отделы, выполняющие организационные функции, должны находиться в тесном взаимодействии с остальными структурами предприятия.
Анализ Подразумевает оценку финансовой ситуации, сложившейся в данный момент времени, и более тщательную оценку на долгосрочную перспективу.Анализу подвергаются, также, результаты деятельности организации, конкретных отделов, дочерних предприятий, филиалов и т.д.
Стимулирование Подразумевает создание системы стимулирования сотрудников, работающих в системе управления (руководители подразделений, менеджеры). Стимулирование помогает заинтересовать сотрудников эффективным исполнением принятых управленческих решений. Перед работниками ставятся задачи выполнения планов, соблюдения сроков, достижения установленных показателей, соблюдение необходимых нормативов и т.д. При решении поставленных руководством задач сотрудники подразделений финансового управления получают поощрение в различной форме. При невыполнении возложенных на нихобязательств сотрудники несут наказание (лишение премии, отмена привилегий и т.д.).

Таким образом, финансовое управление является важным элементом управленческой структуры организации. Главная цель финансового управления заключается не в получении единовременной прибыли, а в обеспечении благосостояния предприятия в целом. Это проявляется в реализации целого комплекса мер и приемов, направленных на исключение вероятности банкротства, эффективное использование ресурсов, поддержание платежеспособности, увеличение рыночной стоимости компании и т.д. Для достижения положительных результатов важно применять комплексный подход, динамично реагировать на любые изменения экономической ситуации, взаимодействовать с другими системами управления организацией.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Процесс управления финансами

2. Финансовое планирование и прогнозирование

Задача 11

Задача 21

Список литературы

1. Процесс управления финансами

Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике.

Управление финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.

Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована только при научной организации процесса управления финансами.

По своему содержанию процесс управления финансами - это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы финансовых отношений - это законодательно оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения (например, финансовые отношения государства с предприятиями организованы в формах различных налогов, положений о государственном финансировании и т.п.). Из содержания процесса управления финансами видно, что финансы могут быть как объектом, так и субъектом управления.

Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.

Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений.

В управлении финансами, как и в других управленческих системах, выделяются субъекты и объекты управления:

Объекты - разнообразные виды финансовых отношений;

Субъекты - финансовые органы.

Целью управления финансами является достижение финансовой устойчивости и независимости, проявляющихся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты и, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Можно выделить следующие элементы управления финансами:

· финансовое планирование, назначение которого сводится к разработке системы финансовых планов экономического и социального развития страны, регионов и отдельных хозяйствующих субъектов и соответствующих финансовых отношений на основе научного обоснования процесса движения финансовых ресурсов на определенный период;

· прогнозирование, имеющее концептуальное значение, так как на его основе разрабатываются и формируются возможные сценарии формирования финансовых ресурсов страны и их эффективного использования с учетом концепций развития финансовых отношений, в результате чего определяются конкретные программы по решению наиболее острых социальных и экономических проблем;

· финансовое регулирование, направленное на формирование и поддержание конкурентной среды, стимулирующей экономическое развитие и ограничение монополизации рынка;

· финансовый контроль, сущность которого сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами законодательно-правовых норм действующего законодательства, выявлению и предотвращению возможных нарушений и разработке предложений по совершенствованию нормативной, правовой и законодательной базы с целью обеспечения устойчивого функционирования финансовой системы;

· финансовое законодательство, которое служит нормативно-правовым обеспечением финансовой политики и мер по ее реализации;

· система методов мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающая совершенствование и развитие рациональных форм изъятия части доходов, получаемых субъектами экономики для реализации целей государства.

Организация процесса управления финансами включает в себя три основные стадии:

При реализации первой стадии осуществляется выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование - финансовое право, положения которого направлены на создание определенного финансового механизма.

Различают два основных метода организации форм финансовых отношений: наделение форм финансовых отношений финансовыми стимулами, которые представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений материально воздействовать на деятельность субъектов экономики с целью заинтересовать их в наилучших результатах своей работы (примером подобного финансового стимулирования могут служить предоставляемые налоговые льготы); наделение форм финансовых отношений нормативами (тарифы, ставки), обеспечивающими реальность и результативность мер финансового воздействия на экономические процессы.

Вторая стадия заключается в практическом применении (реализации) форм финансовых отношений - финансовая деятельность, включающая в себя составление и исполнение финансовых планов и прогнозов с целью определения источников и оптимального объема денежных доходов, их рационального распределения и использования и выявления возможностей увеличения доходов и сокращения расходов.

На третьей стадии управления финансами проводится финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования, в результате изучения их эффективности.

Субъективная деятельность в области организации процесса управления финансами может приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям в экономике страны. И те, и другие важно выявлять на ранней стадии их проявления, дабы расширить круг влияния положительных и восполнить потери, вызванные существованием отрицательных результатов финансового воздействия на ход экономических процессов. Поэтому очень важным в процессе управления финансами является создание системы специальных органов, в компетенцию которых и входит решение подобных вопросов.

Совокупность органов, осуществляющих управление финансами можно подразделить на три основные группы: 1.органы общего управления финансами, осуществляющие стратегическое управление, 2 органы оперативного управления финансами, 3. органы отраслевого управления финансами

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы законодательной власти и управления:

· Президент Российской Федерации (администрация президента) - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.

· Парламент РФ (Федеральное Собрание состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство.

· Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим оперативное управление и реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политик в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Основные задачи Министерства финансов: совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; разработка проекта федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ; участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на перспективу; участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики; участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной, инвестиционной политик; разрабатывает проекты федерального бюджета и составляет прогнозы консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.

В настоящее время в центральном аппарате Министерства финансов функционируют следующие подразделения: Департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение; Департамент отраслевого финансирования; Департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; Департамент управления государственным внутренним долгом, осуществляющий эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение; Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов.

Самостоятельное функционирование хозяйствующих субъектов в условиях рынка требует от них значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличивает объем и усложняет характер управленческих мероприятий. Существенно возрастает и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. И в результате все большее значение приобретает финансовый менеджмент, обеспечивающий устойчивое управление финансово-хозяйственной деятельностью в условиях динамично меняющейся среды.

Финансовый менеджмент на предприятии представляет собой динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие действия, направленные на выявление проблем, поиск и организацию выполнения принятых решений.

В качестве своей ключевой задачи финансовый менеджмент имеет эффективное достижение целей предприятия, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов и талантов. В соответствии с поставленной целью в процессе управления деятельностью предприятия устанавливаются промежуточные задачи по активизации работников всех подразделений предприятия по контролю за движением и использованием всех его ресурсов. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности предприятия, и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов.

2. Финансовое планирование и прогнозирование

Планирование и прогнозирование - важнейшие элементы сознательного управления экономическими и социальными процессами.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций, как и результативность многих хозяйственных решений, достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования, которые являются частью экономического и социального планирования.

Эти два понятия нередко отождествляются, но фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов. Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Таким образом, финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. В более глубоком смысле финансовое планирование - это совокупность мероприятий, связанных с планомерным образованием и использование фондов денежных средств.

Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда круг или отдельные финансовые операции.

В условиях рынка возрастает значимость финансового планирования и на микроуровне, так как любой шаг предприятий и предпринимателей сопряжен с риском, приносит доходы или потери и должен быть предварительно рассчитан, обоснован в разных вариантах, прежде чем будет принято решение.

Главным назначением внутрифирменного финансового планирования является расчет потребности в денежных средствах, объема и структуры затрат, определение эффективности любых хозяйственных и финансовых операций и итогов всей работы субъекта.

Вообще основными задачами финансового планирования, как на макро, так и на микроуровне являются: 1. определение объемов и источников формирования фондов и финансовых ресурсов; 2. определение направлений использования финансовых ресурсов; 3. выявление материальных, трудовых и финансовых резервов; 4. осуществление контроля за целевым использованием средств.

Из единой системы планирования финансовое планирование выделяют отличительные особенности, связанные с объектами, сферами планирования, его целью и характером, а также формой основных показателей, а именно: объектом финансового планирования всегда выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования на любом уровне управления; сфера его действия охватывает в основном перераспределительные процессы, осуществляемые посредством финансов при образовании, распределении и использовании фондов денежных средств; финансовое планирование обращено к стоимостной стороне воспроизводства и его основной целью является обоснование финансовых возможностей обеспечения намечаемых проектов и их эффективности; финансовые показатели, задания, планы всегда рассчитываются в стоимостной форме и являются производными от натуральных показателей (например, прибыль предприятия, зависит от ряда факторов: какую продукция произвели, в каком объеме и кому продали).

Организация финансового планирования, отвечающая объективным требованиям, предполагает учет его основных принципов, к числу которых относятся: объективная необходимость использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования; принцип эффективности, который отражает качественную сторону данного процесса и ориентирует его на получение положительных финансовых результатов, на достижение должного экономического и социального эффекта; принцип комплексности и единства цели, который предполагает согласование производственных и финансовых заданий и планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определить эффективную, разумную финансовую политику государства и любого самостоятельного субъекта; принцип научности - научная обоснованность финансовых планов означает не только их реальность, но и предполагает выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды.

Активное воздействие финансового планирования на повышение эффективности общественного производства и любого хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий.

В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие методы: метод экономического анализа (метод экстраполяции, коэффициентный метод) - заключается в планировании финансовых показателей на основе установления их динамики за ряд прошлых лет. Недостаток этого метода в том, что такой порядок не стимулировал выявления внутрихозяйственных резервов, режим экономии, так как перевыполнение плановых заданий влекло за собой автоматическое завышение показателей в каждом новом периоде; реальность финансовых расчетов повышается при применении нормативного метода, однако, для этого требуется мощная нормативная база: многочисленные научно обоснованные нормы и нормативы. Многие развитые страны в практике финансового планирования широко используют финансовые долгосрочные нормативы, с помощью которых регулируют финансовые взаимоотношения субъектов хозяйствования с государством. К ним, прежде всего, относятся ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и другие финансовые институты. Это придает устойчивый характер отношениям, определенность, позволяет государству и отдельным товаропроизводителям реально оценивать свои финансовые возможности; возможности более обоснованного предвидения эффективности намеченных заданий дают методы экспертных оценок, программно-целевой, экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения намечаемого проекта, объема и структуры расходов в разных ситуациях, вариантах и соответственно предполагаемого эффекта, позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели; основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных и натуральных пропорций и разных показателей.

Методы сбалансированности финансовых планов должны базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого экономического и социального эффекта.

Реальность и обоснованность финансовых заданий, отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.

Все финансовые планы, объединенные в определенную систему, подразделяются на две основные группы: централизованные (общегосударственные); децентрализованные планы.

Централизованные финансовые планы содержат следующие существенные признаки: их объект - общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне; охват - сфера финансовой деятельности государства, соответственно и его финансовые взаимоотношения с участниками воспроизводственного процесса; основная цель - обоснование финансовой политики государства на конкретный период, базирующейся на определении его финансовых возможностей удовлетворения общегосударственных потребностей. Их основные задания намечают доходы и расходы всех централизованных фондов денежных средств, создаваемых на макроуровне, определяют источники, пути их формирования и исполнения; по форме они всегда являются сводными.

К числу централизованных финансовых планов относятся и финансовые планы всех внебюджетных фондов, представляющих собой стоимостные балансы, определяющие все поступления на текущий год и расходы.

Количество децентрализованных финансовых планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию. Это финансовые планы многочисленных, разных по своей деятельности, типу организации, методам управления и финансирования предприятий, учреждений, организаций и ведомств.

Они различаются по: форме собственности (финансовые планы государственных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, иностранных и совместных предприятий, частных фирм и общественных организаций); отраслевым особенностям (финансовые планы промышленных, сельскохозяйственных предприятий и т.д.); специфике производства (финансовые планы предприятий материалоемкого, фондоемкого, трудоемкого производства); сфере деятельности (финансовые планы торговых, закупочных, посреднических предприятий и т.д.); типу и размеру предприятия (финансовые планы малых, средних и крупных предприятий); виду предприятий (планы объединений, концернов, холдингов).

Задача 1

Составить план распределения совместного предприятия и размер дивиденда на одну акцию

Уставной капитал - 1000 обыкновенных акций и 800 привилегированных акций. Номинальная стоимость акций - 100 руб.

Объявленных дивидендов - 20 %

Сумма резервного фонда - 15 % от УК

Акционерное общество в течение финансового года выпустило облигации с купонным доходом 10 % годовых на срок 6 месяцев на сумму 20 тыс. руб.

План распределения чистой прибыли акционерного общества на год

Чистая прибыль, тыс. руб.

Чистые доходы от долевого участия в совместной деятельности, тыс. руб.

Чистая прибыль всего, тыс. руб.

Отчисления от прибыли в резервный фонд, тыс. руб.

Фонд дивидендов, выплачиваемых по привилегированным акциям, тыс. руб.

Выплата процентов по облигационному займу, тыс. руб.

Отчисления от прибыли с целью формирования фондов, предусмотренных Уставом Общества, тыс. руб.

Фонд социального назначения, тыс. руб.

Фонд дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям, тыс. руб.

Размер дивиденда на 1 обыкновенную акцию в % к ее номинальной стоимости, руб.

Задача 2

Рассчитать объемы финансовых ресурсов, поступивших из прибыли. Составить план распределения совместного предприятия.

Доля для российского участника ОАО в основном капитале совместного предприятия составляет 30%

Доля иностранного участника ОАО в основном капитале совместного предприятия - 70 %

Ставка налога на прибыль равна 24 %

Валютный курс доллара составляет 30 руб.

Валютный курс евро составляет 34,5 руб.

Ставка налога на доходы от долевого участия составляет 15 %

Ставка налога на перевод иностранного капитала 15 %

План распределения прибыли совместного предприятия на год

Доход, поступивший на валютный счет, тыс. ЕВРО

Доход, тыс. руб.

Доход всего, тыс. руб.

Расходы на производство продукции, тыс. ЕВРО

Расходы на производство продукции. тыс. руб.

Расходы всего, тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

Прибыль от внереализационных операций, тыс. руб.

Налогооблагаемая база, тыс. руб.

Сумма налога на прибыль, тыс. руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Резервный фонд, тыс. руб.

Фонд модернизации, тыс.руб.

Прибыль к распределению между участниками, тыс. руб.

Доход российского участника, тыс. руб.

Сумма налога на долевое участие, тыс. руб.

Чистый доход российского участника, тыс. руб.

Доход иностранного участника, тыс. руб.

256,55

Доход иностранного участника, тыс. ЕВРО.

Список литературы

1. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. - М.: Финансы и статистика, 1998.-240с.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб.пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003-480с.

3. Деньги и финансы: тесты и задачи./ И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов, Вал.А.Боровкова, Вик.А.Боровкова, О.Е.Пирогова; Под ред.И.Т.Балабанова.-СПб: Изд-во "Питер",2002-144с.

4. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1998.-639с.

5. Тренев Н.Н. Управление финансами: Учеб.пособие. -М.: Финансы и статистика, 1999.-496с.

6. Финансовый менеджмент: теория и практика./ Под ред. Е.С.Стояно-вой. -М.:Перспектива, 1997.-574с.

7. Финансы: Учебник для вузов./ Под ред. Л.А.Дробозиной.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-527с.

8. Финансы: Учебник для вузов./ Под ред. М.В.Романовского, О.В.Вруб-левской, Б.М.Сабанти.-М.: Перспектива, Изд-во Юрайт, 2003-520с.

9. Финансово-кредитный словарь.-М.: Финансы и статистика.

10. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий.-М.: ИНФРА-М, 1998.-338с.

Подобные документы

    Основные задачи и методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами. Высшие органы управления государственной власти управления финансами.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2004

    Методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Автоматизированные системы управления финансами. Высшие органы управления государственной власти управления финансами. Основные цели, задачи и методы финансового менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Система государственных органов управления финансами и их функции. Финансовое планирование и прогнозирование как функция финансового контроля. Управление финансами частных национальных и транснациональных корпораций. Деятельность Казначейства России.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Сущность и методы управления финансами, объекты и субъекты. Финансовое планирование и прогнозирование. Оперативное управление, контроль. Высшие органы государственной власти управления финансами в Российской Федерации. Счетная палата, налоговые органы.

    реферат , добавлен 04.04.2018

    Сущность, методы и органы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики. Автоматизированные системы финансового менеджмента. Финансовые потоки на макроуровне. Анализ рисков и способы управления ими.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2015

    Основные задачи и методы управления финансами, их формы, объекты и субъекты. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами. Основные цели, задачи и методы финансового менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2009

    Финансовое планирование и прогнозирование. Объекты и субъекты управления финансами. Счетная палата, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство Минфина и Государственный таможенный комитет. Примеры регионального управления в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2013

    Ознакомление с понятием, функциями (анализ, прогнозирование, планирование, оперативное регулирование, контроль состояния, учет финансовых ресурсов), задачами, формами (обязательный, бюджетный) и органами управления финансами Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2010

    Теоретические основы формирования системы управления финансами. Финансовые отношения: их сущность, состав и значение. Современное состояние системы управления финансами. Деятельность законодательных и исполнительных органов власти в управлении финансами.

    реферат , добавлен 21.01.2009

    Понятие управления финансами, особенности их современной системы. Аспекты реформирования управления государственными финансами. Экономическая необходимость закона о государственном финансовой контроле. Оценка деятельности Счетной палаты и казначейства.

Управление финансами (financial management) — сознательное воздействие органов управления на страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении , твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В соответствии со структурой финансовой системы по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами органов местного самоуправления, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений, обществ, фондов) (см. ).

Составляющей управления финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждениями.

Субъектами управления служат законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях. К исполнительным органам управления финансами относятся: Министерство финансов и его территориальные органы, налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные службы.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.

Функции управления финансами включают:

  • финансовый анализ;
  • финансовое прогнозирование;
  • планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;
  • оперативное регулирование финансов;
  • контроль за состоянием финансов;
  • учет финансовых ресурсов.

Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы. В управлении финансами сочетаются административно-распорядительные методы, основанные на жестком выполнении принятых органами управления решений о формировании, распределении, использовании финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств, и экономические методы, базирующиеся на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании финансовых ресурсов.

В условиях главенствующее место в управлении финансами принадлежит административно-распорядительным методам, тогда как присуща высокая степень децентрализации управления финансовыми ресурсами. Однако значительная централизация управления финансами наблюдаются и в странах с рыночной системой ведения хозяйства, что является неизбежным следствием большой доли финансовых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный бюджет, бюджеты территориальных образований (местные бюджеты).

Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием , так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.

Применение экономико-математических методов и моделей, использование компьютерной техники и новейших средств передачи и обработки информации позволяет автоматизировать отдельные процессы управления финансами.

Развитие мирохозяйственной системы приводит к образованию мировой финансовой системы, вследствие чего выделяется, формируется управление , осуществляемое рядом комитетов Организации Объединенных Наций, и другими мировыми финансовыми институтами.


ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Характеристика функций управления финансами деятельности предприятия 3

1.1. Сущность финансового анализа предприятия 3

1.2. Понятия управления финансами предприятия 3

1.3. Виды и функции управления финансов 5

1.4. Анализ финансовой устойчивости 11

1.5. Показатели анализа управления финансами предприятия 13

Выводы по главе 1 16

2.1. Основы деятельности предприятия 17

2.2 Расчет структуры источников устойчивости 19

2.3. Аналитическая группировка баланса 19

2.4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса. 22

Выводы по главе 2 24

Глава 3. Пути улучшения управления финансами деятельности предприятия OАО “ВКДП” 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 32

ВВЕДЕНИЕ

«Основные функции управления финансами» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Актуальность исследования заключается в том, что анализ финансовой устойчивости предприятия является в определенной мере новым явлением в отечественной экономической теории и практике. Эта необходимость обусловлена в первую очередь переходом нашей экономики на рыночные отношения, в условиях которых залогом выживаемости предприятия служит его финансовая устойчивость. В связи с этим вопросы анализа финансовой устойчивости в условиях резко обострившегося кризиса неплатежей выходят на одно из первых мест в области управления финансами российских предприятий. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Цель курсовой работы состоит в анализе основных функций управления финансами

Данная цель подразумевает в себе решение ряда последовательных задач :

    подробное рассмотрение теоретических основ управления финансами деятельности предприятия, в т.ч. их экономической сущности, функций;

    изучение Методических указаний, регламентирующих оценку функций управления финансами деятельности предприятия предприятий;

    определение системы показателей анализа финансового состояния предприятия и мероприятий по управлению им;

    анализ функций правления финансами деятельности конкретного предприятия

Объектом исследования стало ОАО “ВКДП”.

Предмет исследования – функции управления финансами

Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования : работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы Названия глав отображают их содержание.

Глава 1. Характеристика функций управления финансами деятельности предприятия

1.1. Сущность финансового анализа предприятия

Анализ финансового состояния предприятия приобретает все большее значение с развитием рыночных отношений в экономике. В зависимости от целей пользователей финансовое состояние оценивается по различным критериям. Для собственников контрольных пакетов акций и инвесторов наиболее важным критерием является эффективность вложенного капитала и его рентабельность. Кредиторов более всего интересует ликвидность предприятия, поставщиков - его платежеспособность. Но независимо от целей почти всех возможных контрагентов предприятия интересует его финансовая устойчивость. Внешним проявлением финансовой устойчивости служит платежеспособность предприятия.

Платежеспособность отражает способность хозяйствующего субъекта платить по своим долгам и обязательствам в данный конкретный период времени. Считается, что, если предприятие не может отвечать по своим обязательствам к конкретному сроку, то оно неплатежеспособно. При этом на основе анализа определяются его потенциальные возможности и тенденции для покрытия долга, разрабатываются мероприятия по избежанию банкротства. (12, с. 67)

Однако, можно ли в этом случае говорить, что предприятие финансово устойчиво? Ведь погасить прежние долги можно и за счет новых долгов, так и не найдя точки финансового равновесия между собственными и заемными средствами. При этом можно активно пользоваться эффектом финансового рычага, хотя предприятие будет оставаться неплатежеспособным, а структура баланса – неудовлетворительной, что говорит о его финансово неустойчивом положении.

1.2. Понятия управления финансами предприятия

Финансовая устойчивость – это экономическая категория, выражающая такую систему экономических отношений, при которых предприятие формирует платежеспособный спрос, способно при сбалансированном привлечении кредита обеспечивать за счет собственных источников активное инвестирование и прирост оборотных средств, создавать финансовые резервы, участвовать в формировании бюджета. Финансовая устойчивость предприятия предполагает ее способность успешно повышаться под воздействием изменений внешней и внутренней среды. Таким образом, финансовая устойчивость предприятия предопределяется влиянием совокупности внутренних и внешних факторов. (7, с.31)

Внешние факторы не зависят от предприятия, в силу чего оно не может оказывать воздействие на них и должно к ним приспосабливаться. Внутренние факторы являются зависимыми и, поэтому предприятия посредством влияния на эти факторы может корректировать свою финансовую устойчивость.

Первую группу факторов образуют организационно-управленческие, определяющие основные направления, цели и стратегию развития предприятия. Организационная структура определяется целями предприятия и должна обеспечивать непрерывность производственного процесса, влиять на характер структуры управления, эффективность которой зависит от постоянного ее совершенствования в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов.

Финансовая устойчивость предприятия также во многом определяется уровнем и качеством менеджмента, требующими постоянного совершенствования, что должно быть направлено на обеспечение координации, взаимосвязанности и интегрирования всех функций управления в единое целое.

Немаловажную роль в обеспечении финансовой устойчивости предприятия играет формирование высокой культуры предприятия и его репутация. Культура предприятия отражает его нравы, обычаи, поощряет определенные нормы поведения персонала и привлекает подходящих работников. репутация предприятия, формируемая его партнерами. Сотрудниками, общественным мнением побуждает клиента пользоваться услугами именно данного предприятия.

Вторая группа внутренних факторов, путем воздействия на которые можно повысить финансовую устойчивость предприятия, представлена производственными факторами, куда входят: объем, ассортимент, структура, качество продукции; себестоимость, обеспеченность основными оборотными средствами и уровень их использования; наличие и степень развития инфраструктуры; экология производства.

Рост объема производства продукции, улучшение ее качества, изменение структуры продукции оказывают непосредственное влияние на результативность работы предприятия, увеличение спроса на нее и улучшение цен, результатом чего становится рост прибыли предприятия и, следовательно, улучшение его финансовой устойчивости.

Финансово-экономические факторы образуют третью группу факторов, направленных на улучшение финансовой устойчивости предприятия АПК, что возможно по следующим направлениям: постоянный финансовый анализ деятельности предприятия; улучшение его платежеспособности; оптимизация структуры имущества и источников его формирования; оптимизация соотношения собственных и заемных средств; улучшение прибыльности и рентабельности.

Группу внешних факторов, влияющих на платежеспособность предприятия, составляют: импортоориентированность спроса, слабость правового режима, инфляция издержек, противоречивая государственная финансовая политика, чрезмерная налоговая нагрузка, бюджетное недофинансирование, государственное или муниципальное участие в капитале предприятия.

1.3. Виды и функции управления финансов

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Оперативное управление;

Финансовый контроль;

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления

финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной.

Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое планирование представляет собой составную часть

народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана

социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности

всех органов финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов,

получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств

конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих

финансовых планах, которые объединены в единую систему.

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма

финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, – сметы; общественные объединения, страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты различных уровней.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для

выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в

расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового

положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое

прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.управления финансами 12 Функции и задачи Министерства финансов и других ведомств 14 управления финансов ...

  • Управление финансами субъектов России

    Реферат >> Финансы

    И учреждений, а также банки. Основные задачи управления финансами в субъектах РФ Субъекты управления используют в каждой сфере... пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек. Формы и методы планирования на...

  • Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений .

    В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и др.

    Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты - приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.

    Указы Президента РФ, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов (например, Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

    На основании постановлений Правительства РФ осуществляется правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики. К примерам наиболее значимых из них в настоящее время относятся Постановление Правительства РФ от 20.05.98 № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

    Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, поскольку позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств. При этом правовому регулированию подлежат все составляющие процесса управления финансами - прогнозирование и планирование источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на макроуровне, управление исполнением бюджетов и порядок проведения финансового контроля за деятельностью государственных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления. К указанным нормативным актам относятся прежде всего приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, органов управления государственными социальными внебюджетными фондами.

    В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм; федеральными законами об акционерных обществах , государственных (муниципальных) унитарных предприятиях, обществах с ограниченной ответственностью ; финансовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.

    Совокупность всех финансовых правовых актов, которая составляет правовую основу управления финансами в РФ, изображена на рис. 3.2.


    Рис. 3.2. Правовая основа управления финансами в Российской Федерации

    Эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому во всех странах правовым вопросам регулирования экономики государства уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются финансовые вопросы - финансовая конституция. В Российской Федерации современное финансовое право проходит новый виток в своем развитии, не все финансовые отношения получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев директивного управления финансами, а не управления посредством закона. Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся:

    • противоречия между федеральным и региональным (муниципальным) законодательством, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой - к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);
    • противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;
    • формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;
    • наличие законов и нормативно-правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;
    • нечеткие формулировки в нормативных документах , порождающие необходимость их уточнения и дополнения;
    • сложный, псевдонаучный язык нормативных документов;
    • несвоевременное принятие и опубликование в печати законов и подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.

    Решение указанных проблем в области финансового права позволит обеспечить стабильность развития экономики нашего государства, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить действенность финансового контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и укрепить финансовое положение государства.

    Органы управления финансами в Российской Федерации

    В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления

    Управление финансами на федеральном уровне

    Иные функции осуществляет современное Федеральное казначейство Российской Федерации. Необходимость его создания в 1993 г. была вызвана: банковской реформой, в результате которой средства федерального бюджета оказались рассредоточены в разных кредитных организациях ; отсутствием автоматизации безналичных расчетов и соответственно отсутствием оперативной информации у Минфина России о движении бюджетных средств; конституционной реформой, в результате которой исполнение федерального бюджета перестало относиться к вопросам деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

    Таким образом, проблемы исполнения федерального бюджета вызвали необходимость создания специального органа - Федерального казначейства, к которому от банков перешли учетно-контрольные функции. В соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы, примером этого являются органы Федерального казначейства, представляющего собой строго централизованную систему, во всех субъектах Российской Федерации.

    Органам федерального казначейства открыты счета в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и уполномоченных банках по учету средств федерального бюджета, следовательно, у них есть возможность контролировать деятельность коммерческих банков по своевременному исполнению платежных поручений налогоплательщиков и плательщиков других обязательных платежей в бюджет. Казначейские органы осуществляют краткосрочное прогнозирование исполнения доходов и расходов федерального бюджета. Они открывают и ведут лицевые счета бюджетных учреждений как учетные регистры на банковском счете по учету средств федерального бюджета. Кроме того, Казначейство России также осуществляет распределение регулирующих налогов между бюджетами разного уровня, а также государственными внебюджетными фондами (например, различные виды акцизов, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог , единый налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог на вмененный доход и т.д.).

    В условиях казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации приходно-расходные операции (кассовое исполнение бюджета) осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы федерального казначейства. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.

    В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 134) в случае получения финансовой помощи из федерального бюджета субъектом Российской Федерации региональный и местные бюджеты данного субъекта должны также исполняться через органы федерального казначейства. В настоящее время органами федерального казначейства заключены соглашения со многими субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями о таком исполнении.

    Эти органы осуществляют информационный обмен: с налоговыми органами; органами, администрирующими неналоговые доходы бюджета; с кредитными организациями, в которых открыты счета по учету бюджетных средств; территориальными финансовыми органами; распорядителями и получателями средств федерального бюджета; Счетной палатой Российской Федерации. В настоящее время ведется работа по полному переводу такого информационного обмена в электронный вид с использованием новейших технологий в режиме реального времени.

    Если проводить аналогию с другими странами, то следует иметь в виду, что зарубежные казначейства выполняют разнообразные функции, не всегда сходные с функциями Федерального казначейства Российской Федерации (например, в США Федеральное казначейство выполняет даже функции по охране президента, а в Италии - по управлению всем государственным имуществом, а не только бюджетными средствами). Наиболее близко по функциям к российскому казначейству Государственное казначейство Франции.

    Управление финансами на региональном уровне

    Высшие органы законодательной власти субъектов Российской Федерации утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении, о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его исполнении, о мерах государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.). Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и по федеральным законам, в том числе в области финансов.

    Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством. В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов Российской Федерации, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что для осуществления последней функции в составе исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации может быть создан специальный орган (например, Комитет муниципальных займов Правительства г. Москвы). Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах - как правило, финансово-казначейские управления (или филиалы).

    Финансовые органы субъектов Российской Федерации в отличие от финорганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

    В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем в ст. 78 Конституции РФ предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Российской Федерации и наоборот. Именно на этом основана возможность привлечения органов федерального казначейства (ст. 168 БК РФ) к исполнению региональных бюджетов, средства которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не подпадают в перечень федеральных полномочий. Таким образом, в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, имеют право на создание собственного казначейства, но могут заключать договоры с органами федерального казначейства, в то время как дотационные регионы должны исполнять бюджеты через органы федерального казначейства.

    Управление финансами на местном уровне

    Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики, в том числе долговой, составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финансово-казначейском органе муниципального образования разработано и одобрено Правлением Союза российских городов в 1998 г. Право на формирование и исполнение местных бюджетов муниципальными образованиями гарантировано ст. 132 Конституции Российской Федерации.

    При этом к исполнению дотационных местных бюджетов (а также бюджетов недотационных муниципальных образований, расположенных на территории региона, получающего финансовую помощь из федерального бюджета) привлекаются органы федерального казначейства и региональных казначейств. Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов Российской Федерации.

    Органы управления финансами в коммерческих организациях.

    Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется высшими органами управления (например, для акционерных обществ это собрание акционеров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают финансовые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы, они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями. В небольших организациях, где нет специальных финансовых служб, их функции выполняют бухгалтерии. Для коммерческих организаций, входящих в состав финансово-промышленных групп , большое значение в управлении финансами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы, то же касается крупных холдингов, не зарегистрированных как финансово-промышленные группы.

    Органы управления финансами в некоммерческих организациях. Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Кроме руководителей таких организаций, решения по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы, ревизионные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финансами по сравнению с другими некоммерческими организациями обладают бюджетные учреждения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюджетных учреждений утверждают главные распорядители и распорядители бюджетных средств, от решений которых во многом зависит финансовое состояние учреждения. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств фактически определяют структуру расходования бюджетных средств учреждениями, принимают решения о возможности получения дополнительного финансирования за счет сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, а также утверждают сметы доходов и расходов от предпринимательской и приносящей доходы деятельности. Большую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и других некоммерческих организаций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проекты смет, ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность об исполнении смет доходов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться централизованными бухгалтериями, создаваемыми при органе государственной власти или органе местного самоуправления.

    Совершенствование организации управления финансами, развитие правовой базы и использование современных информационных технологий являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы.

    Контрольные вопросы

    1. Что понимается под управлением финансами?
    2. Каковы объективные предпосылки управления финансами?
    3. Каковы объекты и субъекты управления финансами?
    4. Охарактеризуйте функциональные элементы управления финансами.
    5. Дайте определение финансового права и охарактеризуйте финансово-правовые акты, используемые в ходе управления финансами в РФ.
    6. Какие органы управления финансами в РФ создаются на федеральном, региональном и местном уровнях?
    7. В каком случае федеральные органы власти могут привлекаться для управления финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований?
    8. Каковы основные задачи и функции Министерства финансов РФ?
    9. Укажите причины создания органов федерального казначейства.
    10. Как осуществляется управление финансами коммерческих и некоммерческих организаций?

    Задания для самостоятельной работы

    1. Используя отечественные и зарубежные энциклопедические издания, учебники и учебные пособия, а также другие виды публикаций (монографии, брошюры), выпущенные за последние годы, проанализируйте и сопоставьте точки зрения отечественных и зарубежных ученых-экономистов на состав функциональных элементов управления финансами. Сделайте выводы об обоснованности их теоретических позиций.
    2. Подберите финансово-правовые акты, используемые в ходе управления финансами в соответствующей сфере (звене) финансовой системы РФ. Выделите недостатки действующих в данной сфере (звене) финансово-правовых актов. Обоснуйте свои выводы.
    3. На основе правовых актов субъектов РФ охарактеризуйте основные задачи и функции финансовых органов субъектов РФ, сравните их с задачами и функциями Министерства финансов РФ.