Массаж логопедический для ребенка с дизартрией. Показания к процедуре. Зондовый массаж по Новиковой

Для устранения речевого расстройства ребенка – дизартрии из-за короткой подъязычной уздечки, необходимо и выполнять логопедический массаж языка и корректировать звукопроизношение с помощью гимнастики: дыхательной и артикуляционной.

Показания и противопоказания к массажу языка

Логопедическим массажем можно нормализовать произношение слов и тонус мышц, устранить нарушения голоса, улучшить секреторную функцию кожи, активизировать ток крови и лимфы для увеличения газообмена между кровью и всеми тканями.

Выполняют массаж через день или ежедневно по 10-20 процедур с перерывом 1-2 месяца. Первый сеанс длится 1-6 минут, в конце цикла – 15-20 минут. Детям до 3-х лет массаж выполняют до 10 минут, дошкольникам – 15 минут, после 7 лет – 25 минут.

Противопоказано проводить массаж языка при конных и инфекционных заболеваниях, включая ОРВИ и грипп, герпес на губе, стоматит и конъюнктивит. При наличии судорог (эписиндрома), беспокойного поведения ребенка: крике, истерике с посинением носогубного треугольника и тремором подбородка массаж выполняют с осторожностью и после того, как ребенок успокоится.

Правильное положение тела во время массажа

Чтобы нормализовать мышечный тонус, расслабить и сделать дыхание ребенку более свободным необходимо правильно определить ему положение:

  • Укладывают ребенка на спину, подкладывая под шею валик. При этом плечи приподнимаются, голова – откидывается назад. Руки – вытягивают вдоль тела, ноги сгибают в коленях, подкладывая валик.
  • Положение «полусидя» достигают в кресле с высоким подголовником, детском стульчике или коляске.

Техника выполнения массажа языка при дизартрии

Сначала укрепляют и активизируют мышцы губ точечным массажем в течение 5-6 секунд: надавливанием подушечками пальцев с круговыми движениями на точки вокруг губ против часовой стрелки. Выполняют от центра к углам губ вверху и внизу.

При массаже языка от корня к кончику:

  1. Укрепляют и активизируют продольные мышцы языка. Продольные мышцы языка поглаживают указательным пальцем, с помощью зонда «Шарик» или шпателя (маленьким детям) 8-10 раз дважды в день.
  2. Укрепляют продольные и поперечные мышцы, ритмично надавливая пластмассовым шпателем на корень языка, двигаясь к кончику, до 6 раз дважды в день.
  3. Укрепляют и стимулируют поперечные мышцы языка поперечным поглаживанием с помощью указательного пальца, зонда «Шарик». Можно мягкой зубной щеткой, 4-6 раз трижды в день.
  4. Укрепляют мышцы языка и увеличивают объем артикуляционных движений обкалыванием по краям сбоку зондом «Игла» (1 раз в день, 10 секунд). Если появляется сонливость у ребенка – обкалывание прекращают.
  5. Уменьшают уровень саливации точечным массажем в местах углублений под языком, одновременно в двух точках указательным пальцем или с помощью зонда «Грабли». Выполняют массаж вращательными движениями против часовой стрелки без причинения дискомфорта ребенку — 6-10 сек.
  6. Поглаживают боковые поверхности языка с помощью большего и указательного пальцев.
  7. Укрепляют мышцы языка разминанием пальцами, обернутыми марлевой салфеткой. Тщательно разминают всю площадь языка по всем направлениям 6-8 сек, дважды в день.
  8. Разминают мышцы языка, направляя движения горизонтально. С помощью правого большого пальца двигаются по языку туда и обратно, Пальцами средним и указательным – снизу языка массируют перетирающими движениями. Легкими движениями массируют раздельно одну и вторую стороны языка.
  9. Продолжают массаж круговыми и спиралевидными растирающими движениями.
  10. Перетирающие движения выполняют поперечно, направляя пальцы от одной стороны языка в другую.
  11. Слегка потряхивают правой рукой кончик языка, затем шпателем из дерева или пластмассы легко и ритмично надавливают.
  12. Продолжают массаж легким сжиманием боковых поверхностей языка, удерживая пальцы 1-2 сек
  13. Сжимают правой рукой боковую поверхность языка и легко перетирают пальцами, затем повторяют с другой стороны левой рукой.
  14. Выполняют пощипывание края языка, затем похлопывание языка шпателем и вибрацию (по 10-15 сек). При этом у ребенка на нижних зубах должен находиться марлевый валик.

До массажа выполняют пассивную гимнастику, растягивающую и расслабляющую мышцы корня языка. Для этого:

  • Прикладывая большой палец сверху, средний и указательный – снизу средней части языка, язык поворачивают вправо, слегка потягивая его. При этом подтягивается кнаружи корень языка. Аналогично выполняют влево.
  • Подтягивают язык вперед накручиванием на указательный палец и совершают обратное движение в медленном темпе и маленькой амплитудой.

Массаж языка при дизартрии видео

Дизартрия – это заболевание, для которого характерно отсутствие нормального развития речевого аппарата. Существует несколько видов дизартрии, различающейся по типу поражения головного мозга. Для болезни характерны малоподвижность или неподвижность мышц лица и языка, трудности либо невозможность в произношении слов.

В настоящее время нередкое заболевание, иногда идущее вместе с ДЦП. Также дизартрия может быть вызвана тяжелым протеканием беременности, проблемными родами, травмами, полученными во время или после рождения, энцефалитом, менингитом.

В зависимости от степени тяжести болезни, специалисты назначают корректирующее лечение. За ребенком наблюдают невролог и логопед. В компетенции первого назначение лечебной физкультуры, массажа, иглоукалывания. Логопед занимается развитием мелкой моторики пациента, выполняет массаж ладошек и языка, показывает упражнения для дыхания и улучшения артикуляционного аппарата, работает над корректировкой правильного произношения слов и речевых коммуникаций.

Дизартрия в детском возрасте поддается лечению, главное неукоснительно соблюдать рекомендации специалистов и стремиться улучшать свои навыки.

Поговорим об особенностях массажа языка. Напомним, что массаж – это совокупность физических действий, направленных на улучшение состояния пораженного участка тела человека. Логопедический массаж при дизартрии – весьма необходимая мера для успешного лечения, которая:

  • устраняет как повышенный, так и пониженный тонус мышц;
  • изменяет в лучшую сторону технику произношения слов;
  • активизирует обмен кислородом между тканями и кровью;
  • увеличивает возможности артикуляционных функций.

Массаж при дизартрии может выполняться логопедом, дефектологом либо другим специально обученным медицинским работником, разбирающимся в особенностях мышц речевого аппарата. Он делается только по назначению врача. У детей не должно быть противопоказаний со стороны невролога и педиатра. Изначально логопед сам должен оценить работоспособность артикуляционного аппарата пациента, осуществить пальпацию, проделать несколько упражнений для определения стадии заболевания.

Длительность процедуры зависит от возраста ребенка и количества занятий. Так, в первый раз упражнения длятся 6 минут, а к концу цикла сеанс составляет 20 минут. Малышам до 3 лет рекомендуется выполнять процедуры не более 10 минут, для детей с 3 до 7 лет – 15 минут, после 7 лет – 25 минут.

Противопоказания к выполнению массажа:

  • инфекционные вирусные заболевания;
  • стоматит, конъюнктивит;
  • рвотный рефлекс;
  • губной герпес.

Крики, плач, судороги, тремор подбородка не являются запретом для проведения упражнений, но их рекомендуется выполнять с осторожностью и после того, как ребенок успокоится.

Инструменты логопеда

Отдельно несколько слов надо сказать о вспомогательных элементах, используемых в процессе массажа. Они называются зондами, по материалу изготовления подразделяются на металлические и пластмассовые. А по форме они бывают самые разнообразные: шарик, вилка, усы, грибок, улитка, топорик и т.д. Именно зондовый массаж необходим при дизартрии, поэтому родителям не стоит беспокоиться за детей и пугаться этих странных приспособлений в руках у логопеда.

Правила выполнения массажа

Существует 2 позы, в которых можно делать массаж языка:

  1. В положении сидя, используя высокий подголовник (можно и в коляске либо детском кресле).
  2. В положении лежа на спине с подложенной под шеей подушкой. Руки при этом протянуты вдоль тела, ноги согнуты в коленях, плечи приподняты, а голова откинута назад.

Перед проведением процедур необходимо полностью расслабить мышцы шеи и челюсти, так как они связаны с языком. В начале рекомендуется выполнить небольшую гимнастику для растяжения мышц корня языка:

  1. Расположив большой палец на языке, еще 2 пальца под ним, вращаем языком сперва влево, затем вправо несколько раз.
  2. Накручивая язык на указательный палец, подтягиваем его вперед, а потом раскручиваем. Гимнастика выполняется в спокойном темпе.

Для достижения наилучшего результата, упражнения лучше всего выполнять, используя специальные логопедические зонды. Эти приспособления максимально эффективно воздействуют на язык, не только делая его гибким и подвижным, но и корректируя произношение различных звуков.

Внимание!! Массаж на языке для детей не должен приносить боли! Ребенок может испытывать дискомфорт, но не более того.

Примеры упражнений, проводимых на языке при дизартрии:


Такой массаж делается 2-3 раза в день. Специалист может выполнять и другие упражнения, все зависит от индивидуальных особенностей детей. Зондовый массаж дает значительные успехи в развитии речевого аппарата ребенка, улучшает работоспособность мышц и произношение звуков.

Заключение

Польза от логопедического массажа при дизартрии может быть достигнута при регулярности проводимых занятий. У детей со средней степенью заболевания уже через пару курсов наблюдались сдвиги в развитии речи и мышц, произношении. Польза от массажа проявляется в следующем.

Среди детей дошкольного возраста распространены речевые расстройства. Они бывают разной степени сложности. Лечение маленьких пациентов основано на коррекции произношения звуков, а для этого проводят логопедический массаж, который помогает добиться хороших результатов в короткие сроки. Массирование показано при всех видах коррекции. Особенно важно оно на первых стадиях лечения.

Обобщенные сведения

Логопедический массаж – это воздействие, позволяющее исправлять дефекты речи. Массажист возбуждает точки нервных окончаний, и появляется активность мышц. Стимулируются язык, кожа вокруг губ, щеки, произносить звуки становится проще.

Начальные сеансы занимают 3 минуты. После того как речевые органы адаптируются к нагрузке, время процедуры увеличивают. Посетить специалиста или нет – зависит от нарушения речевых навыков. Стандартное число сеансов – 10, но при тяжелых случаях увеличивается.

Логопед массажем корректирует навыки произношения, восстанавливает темп дыхания, голосовой тембр. Массажные действия являются условием восстановления речевых навыков.

Ротовая полость ребенка перед сеансом приводится в порядок. Рекомендуют принимать пищу за два часа до сеанса. Малыша умывают, уделяя особое внимание коже вокруг губ. Руки логопеда во время массирования должны быть без повреждений, ногти коротко подстрижены. Во время процедуры снимают с рук все украшения.

Массирования проводятся специалистами. К ним относятся:

  • Логопед.
  • Дефектолог.

Цели массажа

Исправление ошибок произношения у ребенка – это первостепенная задача логопеда, но не единственная. У детей с задержкой развития речи или совсем не говорящих наблюдаются сопутствующие отклонения. Воздействие на определенные точки лица и языка помогает справиться со следующими проблемами:

  • Слюна выделяется меньше.
  • Мышечный тонус нормализуется.
  • Восстанавливается координация речевых органов.

Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы на тканевом уровне. Снимает напряжение у деток с психологическими комплексами из-за неправильной речи.

Показания и противопоказания

Выявлением отклонений, при которых показаны логопедические процедуры, занимается специалист. Обследуются органы речи для назначения лечения. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход. Учитываются факторы протекания болезни и степень тяжести. Составляется личная программа оздоровительных мероприятий, рассчитанная на один месяц.

Массаж назначается при таких проблемах, как:

  • заикание;
  • дизартрия;
  • нарушение произношения;
  • дефекты голоса (полная или частичная потеря).

Процент детей с разными нарушениями речи увеличивается каждый год. Патология развития речевого аппарата не является самостоятельной болезнью: ей сопутствуют нарушения центральной нервной системы. Дети обязательно наблюдаются у невропатолога.

Вместе с дефектами речи, у ребенка страдают внимание, память, мышление. Развивается нежелание общаться со сверстниками, выходить из дома. Лечение речевой патологии – важное требование для будущей социальной активности маленького человека.

По данным статистики, до 30 % детей детсадовского возраста имеют дефекты речи.

Распространенные нарушения:

  • дизартрия;
  • диспалия;
  • ринолалия;
  • недоразвитие фонетических и фонематических навыков.

Логопед проводит коррекционные занятия индивидуально с каждым малышом. Правильные массажные процедуры улучшают моторику артикуляционных органов. Стимуляция кровеносных сосудов ускоряет приток кислорода к мозгу, что улучшает внимательность и запоминание.

Массаж проводят при усилении или вялости мышц языка. Специалист массирует кисти рук, голову, мочки ушей, язык.

Процедуры нельзя проводить при:

  • высокой температуре;
  • кожных высыпаниях;
  • вирусных болезнях;
  • неадекватном психическом поведении.

Поза ребенка при массаже

Правильная поза помогает достичь наибольшего эффекта от занятий. Дыхание становится легким, и работа дефектолога упрощается.

  • Ребенка укладывают на кушетку в положение лежа. Под голову подкладывают подушку или специальный валик. Голова откидывается назад, руки расположены вдоль тела. Ноги согнуты в коленях или лежат свободно.
  • Ребенок в положении полусидя располагается в кресле с подголовником.
  • Младенцы в возрасте до года находятся в детской коляске полусидя.
  • Детям, испытывающим страх, разрешается находиться на коленях у взрослого в полусидячем положении.

Массажист сидит за головой ребенка или справа от него, в зависимости от массируемого участка.

Виды логомассажа:

Существуют специальные методы массирования. Они классифицированы в отдельные виды:

  • Точечный массаж.

Массированию подвергаются отдельные зоны, связанные с нарушениями речи.

  • Классический массаж.

С помощью растирания, поглаживания, разминания проводится массирование проблемных участков речевого аппарата. Логопеды для достижения результата используют зубную щетку.

  • Аппаратный массаж.

Массирование проводится с помощью специальных устройств.

  • Массирование на основании различных методик.

Самомассаж

Самомассаж ребенок выполняет в домашних условиях. Это определенные движения языком, которые разучиваются на занятиях с логопедом и повторяются дома для закрепления навыков. Цель дефектолога – обучить родителей основным приемам массирования. Объясняется важность занятий для развития речи.

Логопедический массаж в домашних условиях проводят с помощью бытовых предметов. Применяют ложку или зубную щетку. Зубная щетка выбирается с мягкой щетиной. Под язык ребенка кладут ватные диски. Их меняют каждые три минуты из-за сильного выделения слюны. Перед процедурой язык должен быть расслаблен. Тереть щеткой нужно аккуратно. Движения круговые, спиралевидные, без сильного нажима. С помощью щетки делают слабые удары по языку. Массирование рекомендуют проводить в виде игры.

Проводить логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях разрешается только после консультации с логопедом. Это связано со спецификой заболевания. Методы массажного воздействия зависят от наличия или отсутствия тонуса языка.

Родителям для дополнительного ознакомления с методами коррекции речи рекомендуют изучать информацию из книги Крупенчук О.И. «Уроки логопеда».

Приемы массажа

Существуют основные техники логопедического массирования:

  • Поглаживание.

Рука логопеда свободно скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Степень надавливания зависит от участка массирования. Оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Выполняется ладонью, без напряжения. Применяется при массаже лица и языка. Этой процедурой сеанс начинают и заканчивают.

  • Растирание.

Логопед смещает, сдвигает, растягивает кожу. Усиливается приток крови к пораженным участкам, улучшается снабжение тканей кислородом, повышается сократительная функция. Активное растирание понижает нервную возбудимость. Применяют при массировании лица, конечностей. Движения специалиста не зависят от направления тока лимфы.

  • Разминание.

Дефектолог делает захват кожи руками: сдавливает, сжимает и раскатывает ее. В ткани поступают питательные вещества, увеличивается активность мышц. Применяют при массаже языка и рук. Сеанс массирования проводят аккуратно, плавно. Силу воздействия увеличивают постепенно.

  • Вибрация.

Механическое воздействие, вызывающее колебательные движения. Выполняется кончиками пальцев. Применяют на лице, языке, руках.

Массажному воздействию косвенно подвергаются голова, шея, плечи. Основной акцент делается на мышечные ткани речевого аппарата, так как губы, язык, щеки и нёбо отвечают за воспроизведение звуков.

Массаж назначается после посещения невропатолога. Выдается справка с указанием степени отставания речевого развития. Логопед назначает дополнительную диагностику перед массажем на предмет определения напряжения мышц. Затягивать с диагностикой и лечением нельзя.

Дизартрия – это нарушения речи, связанные с заболеваниями нервной системы: ребенку трудно произносить целые слова. Без коррекции, в дальнейшем появляются трудности с чтением, письмом. Построение предложений вызывает затруднение. Заболевание встречается у пяти процентов детей. Произношение затрудняется из-за малоподвижности нёба, языка, губ.

Причиной заболевания является сложное протекание беременности и травмы при родах. К ним относятся:

  • Резус-конфликт беременной.
  • Гипоксия плода.
  • Преждевременные роды.
  • Токсикоз.

Нервная система плода во время вынашивания поражается из-за сложного протекания беременности. Дизартрия бывает приобретенной.

Перенесенные в грудном возрасте болезни вызывают отклонения в развитии речи. К ним относятся:

  • Инфекции головного мозга.
  • Травмы головы.
  • Гидроцефалия.

Риск появления дизартрии после болезни повышается. Состояние ребенка контролируется родителями и педиатром. Первые симптомы заболевания проявляются в раннем возрасте. К ним относятся:

  • Тихий голос.
  • Сбивчивый темп речи.
  • Невнятное произношение звуков.
  • Сбивчивое дыхание.
  • Не эмоциональность ребенка.
  • Спазм или гипотония мышц языка.

Младенец с дизартрией не произносит звуки, характерные для его возраста. Отсутствует лепет, сосание дается с трудом. Малыш часто давится, срыгивает.

После выявления болезни назначается логопедический массаж. Он помогает изменить произношение звуков и исправить речевые ошибки. Дефектологом подбирается массажный комплекс мероприятий для нормализации моторики органов речи и восстановления глотания. С помощью массажных процедур возбуждают комбинированные мышцы с маленькой сократительной способностью.

Логомассаж оказывает общее оздоровительное действие на организм, а не только устраняет речевые дефекты. Массажист активизирует нервную и мышечную системы, повышая их рабочую отдачу.

Коррекционное массирование при дизартрии делится на два вида:

  • Точечный. Воздействию подвергаются определенные биологические точки.
  • Сегментраный. Проводится рядом с проблемными участками.

Перед сеансом ребенка успокаивают, расслабляют, чтобы избежать стрессового состояния. Инфекционные или кожные болезни недопустимы при массаже. Терапия откладывается до выздоровления.

Массажные процедуры разделяют на периоды. Проводят до 20 сеансов через день. Затем делают перерыв на один месяц, и продолжают лечение по показаниям. Очень редко при поражении речевого аппарата количество процедур увеличивают. Начальные сеансы длятся до шести минут, а последние занимают 20 минут. Продолжительность зависит от возраста и степени дефектов речи.

Нельзя при массаже причинять боль. Насильственное массирование усугубляет болезнь. Если дети боятся и беспокоятся, то время сеанса сокращают. Применяют щадящие методики лечения. Используют технику поглаживания лицевых мышц, разминают пальцы рук. Детки адаптируются к массажным приемам и перестают чувствовать дискомфорт. Применяются отвлекающие приемы: логопед читает сказки и стихи, показывая свое хорошее расположение.

Дизартрия подразумевает проведение массирования только участков с возбужденным мышечным тонусом.

Массаж при разных формах дизартрии

Для глубокого воздействия разработали особые программы массажа при отличающихся формах заболевания.

  • Спастическая дизартрия.

Сокращение мышц увеличивается, нормализуется кровеносный ток. Используют технику поглаживания по направлению лимфатических протоков. Растирание производят точечно. Вибрацию и разминание исключают. Массирование проводится специалистом с хорошим знанием анатомии мышц.

  • Гиперкинетическая дизартрия.

Применяется техника легкого поглаживания. Перед сеансом проводят дыхательную гимнастику. Схема лечения составляется логопедом индивидуально для каждого пациента.

Тонизирующий массаж проводят для уменьшения мышечного возбуждения, создания первичных навыков произношения. Движения проводят по линии бровей и голове. Затем направление меняют – от лба до шеи и плеч. Последним этапом расслабляют мышцы вокруг губ. После проведения манипуляций приступают к тренировке языка.

Тонизирующий массаж формирует поэтапное произнесение звуков. Хорошие результаты лечения появляются на ранних стадиях коррекции.

Массаж при спазмах речевого аппарата

Дефекты произношения связаны с несовершенством нервной системы. Они проявляются невозможностью управлять челюстью и произносить слоги. Тяжелые случаи вызывает паралич лицевых мышц.

У детей появляются проблемы:

  • Нарушается процесс жевания, что связано с нарушениями систем, отвечающих за движение челюсти.
  • Из-за спазма рот приобретает неестественные формы.
  • Речь нарушается.
  • Держать рот открытым у ребенка не получается.

Производят массирование мышц, отвечающих за движение челюсти. Массируются щеки с внутренней и наружной стороны, виски, полость рта. Затем процедуры распространяются на мышцы, косвенно отвечающие за двигательную способность челюсти.

Спазмам подвержены мимические мышцы лица: на лице не отражается эмоциональное состояние. Массируются групповые мышцы рта. Методика воздействия разрабатывается специалистом с учетом степени поражения мышечных тканей.

Язык имеет уникальное мышечное строение. Из-за этой специфики массирование происходит по особому методу.

Корень языка находится глубоко и не подвергается массажному воздействию. Логопед составляет программу массирования тех мышц, которые страдают больше всего. Приемы массирования связаны с возбуждением мышц языка. Язык поворачивается дугой при чрезмерной напряженности. Прикосновения вызывают рвоту. Массаж начинают с впадины под языком. После расслабления переходят к его массированию.

Слабый тонус языковых мышц предусматривает начало массирования именно с них. После проведения манипуляций на пораженном участке, переходят к косвенным мышцам. От последовательности действий зависит результат коррекции.

Логопедический массаж рук

Доказано, что моторика рук влияет на развитие речи. Массажист стимулирует кончики пальцев, ладони. Применяют методы поглаживания и разминания. Массирование ладоней проводят с помощью шариковой ручки. Детка вращает ручку между кистями, пальцами. В конце процедуры проводят гимнастику для конечностей.

Массаж зондами

Методика массирования с помощью зондов разработана логопедом Новиковой Е.В. Зонды представляют собой приспособления для массажа языка. Всего их 8, а применяются они строго по установленной очереди. Каждое приспособление разрабатывает определенную зону. Процедура проводится при дислалии. Для этого заболевания характерен сильный дефект речи у ребенка.

Принципы использования логопедического массажа

Специалист, применяющий коррекционный метод воздействия, должен хорошо разбираться в методике массажных процедур, в физиологии и анатомии речевого аппарата, грамотно составлять программу массажных приемов. В ней учитывается состояние мышечного тонуса. На этом основании разрабатывается последовательность манипуляций. Соблюдение принципов лечения позволяет добиться восстановления произношения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Массаж Это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека.

3 слайд

Описание слайда:

Цель логопедического массажа при устранении дизартриии Устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата

4 слайд

Описание слайда:

Задачи логопедического массажа при дизартрии Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; Устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; Стимуляция положительных кинестезий; Улучшение качества артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость и др.); Увеличение силы мышечных сокращений; Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения;

5 слайд

Описание слайда:

Три комплекса дифференцированного логопедического массажа Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус). Комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия). Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус).

6 слайд

Описание слайда:

Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме Цель: Обеспечение успокаивающего действия, приведение мышц в состояние полного покоя Рекомендации: Движения должны быть очень легкими; Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие подобную реакцию; Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела; Приемы разминания и вибрации при ригидном синдроме применять не следует;

7 слайд

Описание слайда:

Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц плечевого пояса. Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

8 слайд

Описание слайда:

Массаж лба Упражнение № 2 Цель: приведение мышц лба в состояние покоя. Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

9 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 3 Цель: обеспечение расслабления мышц лба. Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей. Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

10 слайд

Описание слайда:

Массаж щек Упражнение № 4 Цель: расслабление щечной мышцы. Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек. Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с внутренней стороны щек. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца, шпателя. Все движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день. Вращательные движения по часовой стрелке

11 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 5 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыль­ям носа. Методические рекомендации: Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7-10 раз, 2-3 раза в день

12 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 6 Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3-4 раза, 2-3 раза в день

13 слайд

Описание слайда:

Массаж скуловой мышцы Упражнение № 7 Цель: расслабление скуловых мышц Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации: Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

14 слайд

Описание слайда:

Массаж губ Упражнение № 8 Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта. Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации: Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день

15 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 9 Цель: расслабление губ. Описание: легкое описание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть интенсивными. Движения выполняются 3-4 раза, 1 раз в день

16 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 10 Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта. Описание: поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

17 слайд

Описание слайда:

Массаж языка Упражнение № 11 Цель: расслабление мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6-8 раз 2-3 раза в день

18 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 12 Цель: расслабление корня языка. Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти. Методические рекомендации: Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3-4 секунд 2-3 раза в день

19 слайд

Описание слайда:

Комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме Рекомендации: Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц; Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т.к. расслабляющий массаж лица будет неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки; Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела;

20 слайд

Описание слайда:

Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса. Описание: производят круго­выми движениями поглажива­ния шеи сзади и с боков сверху вниз. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день. Массажные движения должны быть очень легкими

21 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 2 Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка. Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз. Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6-10 раз, 2-3 раза в день

22 слайд

Описание слайда:

Массаж лба Упражнение № 3 Цель: расслабление лобных мышц. Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба. Методические рекомендации: Массаж выполняется указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6-10 раз 2-3 раза в день

23 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 4 Цель: расслабление лобных мышц. Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба. Методические рекомендации: Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или вибромассажером. Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3-4 раза, 2-3 раза в день

24 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 5 Цель: расслабление лобных мышц и мимической мускула-туры. Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются внутренней стороной ладони. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день. Поглаживающие движения должны быть очень легкими, успокаивающими

25 слайд

Описание слайда:

Массаж области глазниц Упражнение № 6 Цель: расслабление мышц окружности глаз. Описание: выполняется поглаживание круговой мышцы глаза. Методические рекомендации: Поглаживание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 4- 6 раз, 2-3 раза в день. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающими неприятных ощущений или повышение тонуса в других группах мышц

26 слайд

Описание слайда:

Массаж щек Упражнение № 7 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу. Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. Методические рекомендации: Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день

27 слайд

Описание слайда:

Точечный массаж щек Упражнение № 8 Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ. Методические рекомендации: В зоне точки ИН-СЯН массаж производится большими пальцами, в зоне точки СЯ-ГУ­АНЬ массаж производится указательными пальцами, в зоне точки ЭР-МЭНЬ массаж производится средними пальцами. Успокаивающее воздействие достигается плавными круговыми поглаживаниями точек, с постепенным переходом к стабильному растиранию точек и, затем - к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию, с изменяющимся усилием. Затем интенсивность воздействия уменьшается и прекращается. Вращения осуществляются по часовой стрелке. Длительность точечного массажа зависит от реакции ребенка на воздействие, но независимо от реакции массаж не должен продолжаться более 1 минуты (для взрослых более 3 минут) и 1 раза в день

28 слайд

Описание слайда:

Массаж скуловой мышцы Упражнение № 9 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации: Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день. Движения должны быть очень легкими

29 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 10 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации: Точечная вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев или вибромассажером. Вибрация проводится в едином быстром ритме. Движения повторяются 3-4 раза, 1 раз в день

30 слайд

Описание слайда:

Массаж губ Упражнение № 11 Цель: расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз. Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются подушечкой указательного пальца. Движения осуществляются по часовой стрел­ке. Массажные движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

31 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 12 Цель: расслабление мышц губ. Описание: легкое поглаживание губ от краев к середине губ. Методические рекомендации: Поглаживающие движения выполняются одновременно подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения должны быть едва ощутимыми. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

32 слайд

Описание слайда:

Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах Упражнение № 13 Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре. Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева. Методические рекомендации: Массажные движения выполняются подушечками указательных пальцев не более 10 секунд

33 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 14 Цель: снятие мышечного напряжения и подавление гиперкинезов в речевой мускулатуре. Описание: проводится массаж в точке под углом губ слева и в точке под сосцевидным отростком за ухом справа. Эти упражнения проводятся и на противоположной стороне. Методические рекомендации: Массажные движения осуществляются подушечками указательных пальцев

34 слайд

Описание слайда:

Массаж языка Упражнение №15 Цель: расслабление продольных мышц языка. Описание: легкое похлопывание кончика языка к корню языка. Методические рекомендации: Похлопывание осуществляется при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

35 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 16 Цель: расслабление поперечных мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

36 слайд

Описание слайда:

Точечный массаж языка при гиперкинезах Упражнение №17 Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка. Описание: проводится точечный массаж языка, поочередно в трех точках. Методические рекомендации: Массажные движения осуществляются при помощи зонда «Игла» (с тупым концом). Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 3 секунд на одной точке

37 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 18 Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка. Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Методические рекомендации: Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего лальцев или зонда «Грабли». Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт

38 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 19 Цель: расслабление корня языка, подавление гиперкинезов. Описание: проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки. Методические рекомендации: Указательным пальцем провести легкие вибрирующие движения под подбородком в области подчелюстной ямки в течение 4-5 секунд

39 слайд

Описание слайда:

Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме Цель: Укрепление мышц Рекомендации: Движения проводятся интенсивно, с нажимом; Применяются растирания, разминания, пощипывания;

40 слайд

Описание слайда:

Массаж лба Упражнение № 1 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: поглаживание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Поглаживания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Массажные движения вы­полняются 6-8 раз, 2-3 раза в день

41 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 2 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: разминание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Разминания осуществляются вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. Разминающие движения выполняются 6-8 раз, 2 раза в день

42 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 3 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Растирания осуществляются первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба должен натягиваться. Растирающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

43 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 4 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: спиралевидные движения от середины лба к вискам. Методические рекомендации: Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4-6 раз, 1 раз в день

44 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 5 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: постукивание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Постукивания осуществляются подушечками пальцев обеих рук. Постукивающие движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

45 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 6 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: пощипывание лба от середины к вискам. Методические рекомендации: Пощипывания осуществляются указательными, средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

46 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 7 Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы. Методические рекомендации: Растирания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

47 слайд

Описание слайда:

Массаж щек Упражнение № 8 Цель: укрепление мышц щек. Описание: проводится поглаживание, растирание, разминание мышц щек. Методические рекомендации: Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам в течение 6-8 секунд, 2 раза в день

48 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 9 Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта. Описание, вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. Методические рекомендации: Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются против часовой стрелки, 8-10 раз, 2-3 раза в день

49 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 10 Цель: активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Описание: спиралевидное растирание жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Методические рекомендации: Движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются по спирали 8-10 раз, 2-3 раза в день

50 слайд

Описание слайда:

Упражнение №11 Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу. Описание: пощипывание щек. Методические рекомендации: Пощипывающие движения (осуществляются указательными, средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывания выполняются по кругу 6-8 раз, 2- 3 раза в день, против часовой стрелки

51 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 12. Точечный массаж, вариант № 1. Цель: активизация и укрепление мышц, поднимающих верхнюю губу и угол рта. Активизация и укрепление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: массаж производится одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ. Методические рекомендации: В зоне точки ИН-СЯН массаж производится подушечкой большого пальца, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ - подушечкой указательного пальца и в зоне точки ЭР-МЭНЬ - подушечкой среднего пальца. Сначала производят поглаживания точек, затем легкие пощипывания или легкие постукивания точек. Движения выполняются против часовой стрелки. Особенность: пощипывания следует производить с силой, по степени терпения ребенка, поглаживания необходимо производить с ослабевающей силой

52 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 13. Точенный массаж, вариант № 2. Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих верхнюю губу, угол рта, мышц, поднимающих угол рта. Укрепление и активизация большой скуловой мышцы, щечной мышцы, подбородочной мышцы и мышц, опускающих нижнюю губу. Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А. Затем массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24J до точки ЦЗЯ-ЧЭ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ. Методические рекомендации: Все массажные движения осуществляются подушечкой указательного пальца, способом поглаживания. Осуществляется примерно десять прохождений по всем отрезкам. Поглаживания выполняются против часовой стрелки

53 слайд

Описание слайда:

Упражнение М 14. Точечный массаж, вариант № 3 Цель: укрепление и стимуляция мышц лица. Описание: проводится поочередный массаж точек БАЙ-ХУ-ЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ. Методические рекомендации: При массировании этих точек производятся импульсивные резкие надавливания, но в то же время поверхностные и кратковременные по 2-3 секунды, с последующим отрывом пальца от точки на 1-2 секунды. Используются так же способы вращения, похлопывания, толкания пальцем и вибрации. Массаж выполняется подушечкой указательного пальца. Вращательные движения осуществляются против часовой стрелки. Массаж одной точки не должен превышать 4 секунд Логопед выбирает только один вариант точечного массажа, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае.

54 слайд

Описание слайда:

Массаж скуловой мышцы Упражнение № 15 Цель: укрепление скуловой мышцы. Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. Методические рекомендации: Поглаживающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8-10 раз, 2-3 раза в день

55 слайд

Описание слайда:

Упражнение № 16 Цепь: укрепление скуловой мышцы и мышцы, опускающей угол рта. Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. Методические рекомендации: Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4-6 раз, 2 раза в день

Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.

Польза



Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.

Корректировка включает в себя следующие задачи:

  • происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
  • приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
  • снижение эмоционального перенапряжения;
  • корректировка заикания, дизартрии , ринолалии, нарушения голоса;
  • увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
  • уменьшение повышенного слюноотделения ;
  • работа над артикуляционным аппаратом;
  • закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.



Все это при правильном подходе и систематизации приводит к качественному результату.

Показания к процедуре

  1. Первое и самое важное показание , если вы водите ребенка к логопеду – закрепление результата. Логопедический массаж ускорит процесс произношения, это важно для деток, речь которых отстает от ровесников.
  2. Слабый или же, наоборот, повышенный тонус лицевых мышц.
  3. Заикание – ребенок повторяет слоги в слове или же вовсе не может до конца произнести слово, зацикливаясь на одной части. Часто этим страдают дети напуганные, испытавшие сильное потрясение или просто нерешительные малыши.
  4. Нарушение голоса – ребенок устает говорит ь, делает это тихо и жалуется на боль и першение в горле, ощущение «кома» и тяжести при говорении.
  5. Дизартрия. Нарушение, скорее , психологическое, чем артикуляционное. На фоне различных психических расстройств ребенок не может правильно говорить.
  6. Усиленное слюноотделение т акже является показанием к массажу, оно свидетельствует о слабых мышцах не только лица, но и языка.
  7. Дети с ДЦП.

Однако не всегда можно делать логопедический массаж.


Он противопоказан при кожных заболеваниях лица, губ и полости рта (сыпь, герпес, стоматит, вирусные инфекции, гингивит, болезни горла, воспаление лимфоузлов, а также конъюнктивиты и чирьи).

Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.

Разновидности

Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.



  • Массаж для языка. Предварительно необходимо расслабить челюстные мышцы, шейные и плечевые, чтобы расслабился корень язычка. Если касание языка вызывает спазм и рвотный рефлекс, то массаж ограничивают лишь кончиком языка во рту малыша, постепенно увеличивая расстояние и заставляя выдвигать язык длиннее.
  • Массаж губ . Все движения повторяются не менее 50 раз и очень нежно.
  • Массаж шеи . Выполняется до еды или после прохождения от приема пищи 2 часов.
  • Массаж ушей . Стимулирует артикуляционный аппарат.
  • Массаж для рук . Каждый палец отвечает за определенный орган, поэтому такое массирование эффективно не только для речи. Большой палец – головной мозг, указательный – желудок, средний – позвоночник, кишечный отдел, безымянный – печень, мизинец – сердце. Начинать лучше с пальчикового массажа, постепенно увеличивая площадь манипуляций.
  • Массаж ложками. Требует аккуратности в проведении.



Условия для проведения

В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.

Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.



Занятия должны быть систематизированы, примерно 2-3 раза в неделю, чем меньше разрыв между занятиями, тем выше эффективность. Однако каждодневное повторение тоже может привести к отторжению.



Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.

Техника проведения на дому

Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.

Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.


Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.

Язык

Выполняется от кончика язычка к его корню.

  1. Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
  2. Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
  3. Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
  4. Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
  5. Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
  6. Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
  7. Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.



Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.

Еще одно важное условие – ребенок должен контролировать слюноотделение, если это получается плохо, можно под язык подложить салфеточку и менять по мере намокания.

Губы

Сюда входят также подбородок и носогубная складка.

  1. Растирание губ пальцами.
  2. Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
  3. Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
  4. Пощипывание губ и области вокруг.
  5. Надавливание на губы с круговыми движениями.
  6. Легкие шлепки пальцами.



Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.

Руки

Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.

  1. Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
  2. Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
  3. Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
  4. Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
  5. Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.