Прогрессирующий бульбарный паралич. Парез мягкого неба, после аденотомий и тонзиллэктомий к лечению парезов Системная токсичность местных анестетиков


Описание:

Паралич гортани (парез гортани) - расстройство двигательной функции в виде полного отсутствия произвольных движений вследствие нарушения иннервации соответствующих мышц. Парез гортани - уменьшение силы и (или) амплитуды произвольных движений, обусловленное нарушением иннервации соответствующих мышц; подразумевает временное, до 12 мес, нарушение подвижности одной или обеих половин гортани.


Причины пареза (паралича) гортани:

Паралич гортани - полиэтиологичное заболевание. Оно может быть обусловлено сдавленном иннервирующих её структур или вовлечением нервов в патологический процесс, развивающийся в этих органах, их травматическим повреждением, в том числе при хирургических вмешательствах на шее, грудной клетке или черепе.
Основные причины периферического паралича гортани:
медицинская травма при операции на шее и грудной клетке;
сдавление нервного ствола на протяжении за счёт опухолевого или метастатического процесса в области шеи и грудной клетки, дивертикула трахеи или пищевода, или инфильтрата при травмах и воспалительных процессах, при увеличении размеров сердца и дуги аорты (тетрада Фалло), митральный порок, гипертрофия желудочков, дилатация лёгочной артерии); воспалительного, токсического или метаболического генеза (вирусный, токсический (отравления барбитуратами, органофосфатами и алкалоидами), гипокальциемический, гипокалиемический, диабетический, тиреотоксический).

Самая частая причина паралича - патология щитовидной железы и медицинская травма при операциях на ней. При первичном вмешательстве частота осложнений составляет 3%, при повторном - 9%; при хирургическом лечении - 5,7%. У 2,1% больных диагностируют на дооперационном этапе.


Симптомы пареза (паралича) гортани:

Паралич гортани характеризуется неподвижностью одной или обеих половин гортани. Нарушение иннервации влечёт за собой серьёзные морфофункциональные изменения - страдают дыхательная, защитная и голосообразовательная функции гортани.

Для параличей центрального генеза характерны нарушения подвижности языка и мягкого нёба, изменения артикуляции.
Основные жалобы при одностороннем параличе гортани:
придыхательная охриплость различной степени тяжести; , усиливающаяся при голосовой нагрузке;
попёрхивание;
боль и ощущение инородного тела на поражённой стороне.

При двустороннем параличе гортани на первый план выходит клиническая симптоматика её стеноза.

Степень выраженности клинических симптомов и морфофункциональных изменений гортани при параличе зависит от положения парализованной голосовой складки и давности заболевания. Различают медианное, парамедианное, интермедианное и латеральное положение голосовых складок.

В случае одностороннего паралича гортани клиническая картина наиболее яркая при латеральном положении парализованной голосовой складки. При медианном - симптомы могут отсутствовать, и диагноз устанавливают случайно при диспансерном осмотре. Такие параличи гортани составляют 30%. Для двустороннего поражения с латеральной фиксацией голосовых складок характерна афония. Дыхательная недостаточность развивается по типу синдрома гипервентиляции, возможно нарушение разделительной функции гортани, особенно и виде поперхивания жидкой пищей. При двустороннем параличе с парамедианным, интермедианным положением голосовых складок отмечают нарушение дыхательной функции вплоть до стеноза гортани третьей степени, требующей немедленного хирургического лечения. Следует помнить, что при двустороннем поражении дыхательная функция тем хуже, чем лучше голос пациента.

Выраженность клинической симптоматики зависит и от давности заболевания. В первые дни отмечается нарушение разделительной функции гортани, одышка, значительная охриплость, ощущение инородного тела в горле, иногда . В дальнейшем на 4-10 сутки и в более поздние сроки, наступает улучшение за счет частичной компенсации утраченных функций. Однако при отсутствии терапии тяжесть клинических проявлений может со временем усилиться из-за развития атрофических процессов в мышцах гортани, ухудшающих смыкание голосовых складок.


Лечение пареза (паралича) гортани:

Проводят этиопатогенетическую и симптоматическую терапию. Лечение начинают с устранения причины неподвижности половины гортани, например, декомпрессии нерва; дезинтоксикационной и десенсибилизирующей терапии в случае повреждения нервного ствола воспалительного, токсического, инфекционного или травматического характера.

Методы лечения параличей гортани

Этиопатогенетическое лечение
Декомпрессия нерва
Удаление опухоли, рубца, снятие воспаления в зоне повреждения
Дезинтоксикационная терапия (десенсибилизирующая, противоотёчная и антибиотикотерапия)
Улучшение нервной проводимости и предотвращение нейродистрофических процессов (трифосфаденин, витаминные комплексы, иглорефлексотерапия)
Улучшение синаптической проводимости (неостигмина метилсульфат)
Симуляция регенерации в зоне повреждения (электрофорез и лечебно-медикаментозные блокады неостигмина метилсульфатом, пиридоксином, гидрокортизоном)
Стимуляция нервной и мышечной активности, рефлексогенных зон
Мобилизация черпаловидного сустава
Хирургические методы (реиннервация гортани, ларинготрахеопластика)

Симптоматическое лечение
Электростимуляция нервов и мышц гортани
Иглорефлексотерапия
Фонопедия
Хирургические методы (тиро-, ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия)

Цели лечения

Цель лечения - восстановление подвижности элементов гортани или компенсация утраченных функций (дыхания, глотания и голоса).

Показания к госпитализации

Помимо тех случаев, когда планируется хирургическое лечение, желательно госпитализировать пациента на ранних сроках заболевания для проведения курса восстановительной и стимулирующей терапии.

Немедикаментозное лечение

Эффективно применение физиотерапевтического лечения - электрофореза с неостигмина метилсульфатом на гортань, злектростимуляции мышц гортани.

Используют наружные методы непосредственное воздействие на мышцы гортани и нервные стволы, электростимуляцию рефлексогенных зон диадинамическими токами, эндоларингеальную злектростимуляцию мышц гальваническим и фарадическим током, а также противовоспалительную терапию.

Большое значение имеет проведение дыхательной гимнастики и фонопелии. Последнюю применяют на всех этапах лечения и на любых сроках заболевании, при любой этиологии.

Медикаментозное лечение

Таким образом, при нейрогенном параличе голосовой складки независимо от этиологии заболевания немедленно начинают лечение, направленное на стимуляцию регенерации нервов на поражённой стороне, а также перекрёстную и остаточную иннервацию гортани. Применяют лекарственные средства, улучшающие нервную, синаптическую проводимость и микроциркуляцию, замедляющие нейродистрофические процессы в мышцах.

Хирургическое лечение

Методы хирургического лечения одностороннего паралича гортани:
реиннеррвация гортани;
тиреопластика;
имплантационная хирургия.

Хирургическую реиннервацию гортани осуществляют путём нейро-, мио-, нервно-мышечной пластики. Большое разнообразие клинических проявлений паралича гортани, зависимость результатов вмешательства от давности денернации, степени внутренних мышц гортани, наличия сопутствующей патологии черпаловидного хряща, разнообразных индивидуальных особенностей регенерации нервных волокон, присутствия сиикинезий и плохо прогнозируемое извращение иннервации гортани с формированием рубцов в зоне операции ограничивают применение методики в клинической практике.

Из четырёх типов тиропластики при параличе гортани применяют первый (медиальное смещение голосовой складки) и второй {латеральное смещение голосовой складки). При тиропластике первого типа, помимо медиализации гол огивой складки, черпаловидный хрящ смещают латерально и фиксируют швами при помощи окна в пластинке щитовидного хряща. Преимущество данного метода возможность изменения положения голосовой складки не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Применение такой техники ограничено при фиксации черпаловидного хряща и на стороне паралича.

Наиболее распространённый метод медиализации голосовой складки при одностороннем параличе гортани - имплантационная хирургия. Эффективность ее зависит от свойств имплантируемого материала и способа его введения. Имплантат должен обладать хорошей толерантностью к абсорбции, тонкой дисперсностью, обеспечивающей лёгкое введение; иметь гипоаллергенный состав, не вызывал выраженной продуктивной тканевой реакции и не обладать канцерогенными свойствами. В качестве имплантанта применяют тефлон, коллаген, аутожир и другие способы инъекции материала в парализованную голосовую складку под наркозом при прямой микроларингоскопии, под местной анестезией, эндоларингеально и чрескожно. Г,Ф. Иванченко (1955) разработал метод эндоларингеальной фрагментарной тефлон-коллагенпластики: в глубокие слои вводят тефлоновую пасту, которая составляет основу для последующей пластики наружных слоев.

Среди осложнении имплантационной хирургии отмечают:
острый .
формирование гранулемы.
миграция тефлоновой пасты в мягкие ткани шеи и щитовидную железу.

Дальнейшее ведение

Лечение паралича гортани этапное, последовательное. Помимо медикаментозного, физиотерапевтического и хирургического лечения, пациентам показаны длительные занятии с фонопедом, цель которых - формирование правильного фонационного дыхания и голосоведения, коррекция нарушения разделительной функции гортани. Больных с двусторонним параличом необходимо наблюдать с периодичностью осмотров 1 раз в 3 или 6 мес в зависимости от клиники дыхательной недостаточности.

Пациентам с параличом гортани показана консультация фониатра для определения возможностей реабилитации утраченных функций гортани, восстановления голоса и дыхания в возможно ранние сроки.

Срок нетрудоспособности - 21 день. При двустороннем параличе гортани трудоспособность пациентов резко ограничена. При одностороннем (в случае голосовой профессии) - возможно ограничение трудоспособности. Однако при восстановлении голосовой функции эти ограничения могут быть сняты.


СПРАВОЧНИК НЕВРОЛОГА

Мягкое нёбо представляет собой мышечно-апоневротическое образование, способное изменять свое положение, отделяя носоглотку от ротоглотки при сокращении формирующих его мышц. У человека пять пар мышц контролирует форму и положение мягкого нёба: мышца напрягающие мягкое нёбо (m. tensor veli palatini), мышца поднимающие мягкое нёбо (m . levator veli palatini), мышца язычка (m. uvulae), нёбно-язычная (m. palatoglossus) и нёбно-глоточные мышцы (m. palatopharyngeus).

Мягкое небо иннервируется тремя нервами: блуждающим - его мышцы, тройничным и, частично, языкоглоточным - его слизистую оболочку. Только мышца, напрягающая мягкое небо получает двойную иннервацию - от блуждающего нерва и третьей ветви тройничного нерва.

Парез мягкого неба клинически характеризуется нарушением процессов глотания, дыхания, формирования речи, вентиляции слуховой трубы. Паралич мышц мягкого неба приводит к затеканию жидкой пищи в полость носоглотки и носа, дисфагии. Речь приобретает гнусавый носовой оттенок, так как звуки резонируют в носоглотке, возникает чрезмерное использование носовой полости как резонатора (гиперназальность), проявляющееся в избыточной назализации гласных звуков.

При одностороннем поражении определяется свисание мягкого неба на стороне поражения, неподвижность или отставание его на этой же стороне при произнесении звука «а». Язычок отклоняется в здоровую сторону. Глоточный и небный рефлексы снижаются на стороне поражения, развивается анестезия слизистой оболочки мягкого неба, глотки.

Двусторонний симметричный парез легкой степени проявляется периодическим появлением небольшого затруднения при глотании сухой пищи, отмечается также легкий носовой оттенок голоса.

Обратите внимание: нарушение фонации при парезе мягкого неба обычно возникает раньше и выражено более четко, чем нарушение глотания.

Для диагностики начальной стадии пареза мягкого неба предлагается ряд простых проб:

1 - при парезе мягкого неба надувание щек не удается;
2 - пациенту предлагается произносить гласные «а - у» с сильным ударением на них сначала с открытыми ноздрями, а затем с закрытыми; малейшая разница в звучании указывает на недостаточное отключение полости рта и носа небной занавеской.

Природа пареза мягкого неба может носить воспалительно-инфекционный характер (поражение ядер и волокон черепных нервов при полиомиелите, дифтерии и др.); врожденный, обусловленный пороком развития; ишемический - при нарушении мозгового кровообращения в вертебробазилярной системе; травматический, возникающий вследствие бытовой травмы, травмы при интубации, отсасывании слизи, зондировании и эндоскопии и травмы во время адено- и тонзилэктомий; выделяют также идиопатический парез мягкого неба как изолированный клинический синдром, возникающий остро после ОРВИ, чаще односторонний.

Дифтерийный круп

Дифтерия миндалин

Эпидемический паротит.

Орхиэпидидимит

Герпес опоясывающий.

Стрептококковое импетиго.

Герпептиформный дерматоз Дюринга.

Пузырчатка.

Простой герпес.

19. Больной 10 лет накануне перенес эпидемический паротит, после чего появилась боль в правой половине мошонки с иррадиацией в паховую область, увеличение правой половины мошонки, гиперемия мошонки, повышение температуры тела до 38°С. Яичко справа больших размеров, плотноэластической консистенции, резко болезненное. Мошонка гиперемирована и отечна. Левое яичко на дне мошонки, безболезненное. Каков наиболее вероятный диагноз?

Перекрут яичка.

Опухоль яичка.

Острая водянка яичка.

Перекрут гидатиды Морганьи.

20. Участковым педиатром осмотрен ребенок 4 лет. Жалобы на боль при жевании, открытии рта, головную боль, повышение температуры тела до 38,9°С. В областях околоушных слюнных желез контурируется припухлость, умеренно болезненная при пальпации, кожа над припухлостью не изменена. При осмотре ротоглотки отверстие Стенонова протока гиперемирована. Наиболее вероятный диагноз в данном случае?

Шейный лимфаденит.

Сиалоаденит.

Дифтерия миндалин.

Инфекционный мононуклеоз.

21. Больной 12 лет заболел остро с подъема Т до 37,8°С, небольшой боли в горле, недомогания. При осмотре в зеве цианотичная гиперемия, на миндалинах островки бело-серых налетов, трудно снимающихся штапелем с кровоточивостью подлежащей ткани миндалин при попытке их снятия. Подчелюстные лимфоузлы слегка болезненные. Поставить диагноз:

Инфекционный мононуклеоз

Фолликулярная ангина

Ангина Симановского-Раухфуса

Грибковая ангина

22. Больной 1,5 лет заболел с подъема Т до 37,5°С, грубого кашля. К концу суток голос осип, кашель усилился, приобрел характер «лающего». К 3 дню болезни состояние ухудшилось: появилось шумное, частое дыхание с вытяжением податливых мест грудной клетки. Голос стал афоничным, кашель беззвучным, пульс парадоксальным. Кожные покровы холодные, липкие, влажные, выражен акроцианоз. Поставьте клинический диагноз.

Заглоточный абсцесс

Ложный круп

Инородное тело гортани

Папилломатоз гортани

23. У больного 9 лет с дифтерией миндалин на 11 день болезни появился гнусоватый голос, жидкая пища выливалась из носа, мягкое небо ограничено в подвижности, в зеве цианотичная гиперемия, налетов на миндалинах нет.

Чем обусловлено поражение носоглотки у больного?

Заглоточный абсцесс

Паратонзиллярный абсцесс

Дифтерийный круп

Аденоиды

24. В инфекционное отделение поступил больной 4 лет с диагнозом: „пленчатая ангина". К 3 дню пребывания в стационаре состояние улучшилось, отмечена положительная динамика изменений в зеве. В посеве слизи из зева выделена дифтерийная палочка. Какое лабораторное исследование необходимо для окончательного диагноза?

Как отличить парез (паралич) мягкого нёба от функциональной гнусавости?

Важно отграничить парез (паралич) мягкого неба от функциональной (привычной) гнусавости. Сделать это можно следующими способами:

Ребенок широко открывает рот. Логопед (родитель) нажимает шпателем (черенком ложки) на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается к задней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же нёбо остается неподвижным, не остаётся сомнения, что гнусавость органического происхождения (парез, либо паралич мягкого неба).

Ребенок лежит на спине и произносит какую-то фразу в этом положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предположить парез (паралич) мягкого неба (гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкое небо пассивно припадает к задней стенке глотки).

В первую очередь, надо будет активизировать мягкое нёбо, заставить его двигаться. Для этого понадобится специальный массаж . Если ребёнок слишком мал, массаж делают взрослые:

1) чистым, обработанным спиртом, указательным пальцем (подушечкой) правой руки, в поперечном направлении, производят поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твёрдого и мягкого нёба (в этом случае происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба);

2) те же движения проделывают при произнесении ребёнком звука «а»;

3) произвести зигзагообразные движения по границе твёрдого и мягкого нёба слева – направо и в обратном направлении (несколько раз);

4) указательным пальцем произвести точечный и толчкообразный массаж мягкого нёба недалеко от границы с твёрдым нёбом.

Если ребёнок уже достаточно большой, то он может проделать все эти приёмы массажа сам: кончик языка прекрасно справится с этой задачей. Важно правильно показать, как всё это выполняется. Поэтому понадобится зеркало и заинтересованное участие взрослого. Сначала массаж с помощью языка ребёнок делает при широко открытом рте, а затем, когда проблем с самомассажем уже не будет, он сможет выполнять его уже с закрытым ртом, и совершенно незаметно для окружающих. Это очень важно, так как чем чаще будет выполняться массаж, тем скорее появится результат.

При выполнении массажа надо помнить, что у ребёнка можно вызвать рвотный рефлекс, поэтому не проводите массаж сразу после еды: между приёмом пищи и массажем должен быть хотя бы часовой перерыв. Будьте крайне осторожны, избегайте грубых прикосновений. Не делайте массаж, если у Вас длинные ногти: они могут поранить нежную слизистую оболочку нёба.

Кроме массажа, мягкому нёбу понадобится и специальная гимнастика. Вот несколько упражнений:

1) ребёнку даётся стакан с тёплой кипяченой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;

2) ребёнок полощет горло тёплой кипячёной водой маленькими порциями;

3) утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;

4) позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте;

5) произнесение гласных звуков: «а», «у», «о», «э», «и», «ы» энергично и несколько утрированно, на так называемой «твёрдой атаке».

Восстановление дыхания

В первую очередь, необходимо устранить причины: провести соответствующие операции, избавиться от аденоидов, полипов, фибром, искривления носовой перегородки, воспалительного отёка слизистой носа при насморке и аллергическом рините, а уже потом, - восстановить правильное физиологическое и речевое дыхание.

Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому используйте игровые приемы, придумывайте сказочные истории, например такие:

«Проветриваем пещеру»

Язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым! Есть несколько способов проветривания:

Вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз);

Вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз);

Вдох и выдох носом (не менее 5 раз);

Вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз).

«Вьюга»

Взрослый привязывает на ниточки кусочки ватки, свободные кончики ниток закрепляет на своих пальцах, таким образом, получается пять ниточек с ватными шариками на концах. Рука держится на уровне лица ребёнка на расстоянии 20 – 30 сантиметров. Малыш дует на шарики, они кружатся и отклоняются. Чем сильнее будут кружиться эти импровизированные снежинки, тем лучше.

«Ветер»

Проделывается аналогично предыдущему упражнению, но вместо ниточек с ваткой используется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой (помните, когда-то такую бумагу прикрепляли на форточки, чтобы отпугивать мух?). Ребёнок дует на бахрому, она отклоняется. Чем более горизонтальное положение примут при этом полоски бумаги, тем лучше.

«Мячик»

У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

«Мячик сдулся!»

После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

«Насос»

Мячик приходится надувать с помощью насоса. (Руки ребёнка выполняют соответствующие движения. Сам он при этом произносит часто и отрывисто звук «с-с-с-…»: губы растянуты в улыбке, зубы почти сжаты, а кончик языка упирается в основание нижних передних зубов. Воздух выходит изо рта сильными толчками).

«Язычок играет в футбол».

Язычок любит играть в футбол. Особенно ему нравится забивать голы с пенальти. (Поставить на противоположной от ребёнка стороне стола два кубика. Это - импровизированные ворота. Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки. Малыш «забивает голы», дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь «довести» его до ворот и попасть в них. Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)

При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы ребёнок нечаянно не вдохнул в себя ватку и не подавился.

«Язычок играет на свирели»

А ещё Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребёнок сворачивает из языка трубочку и дует в неё. Наличие струйки воздуха малыш проверяет на своей ладошке).

«Суок и ключик»

Ребёнок знает сказку «Три толстяка»? Если да, то он наверняка помнит, как девочка-гимнастка Суок играла на ключике замечательную мелодию. Ребёнок пробует это повторить. (Взрослый показывает, как можно свистеть в полый ключик).

Если ключика под рукой не окажется, можно использовать чистый пустой пузырёк (аптечный или из-под духов) с узким горлышком. При работе со стеклянными пузырьками надо быть крайне осторожными: края пузырька не должны быть отколотыми и острыми. И ещё: внимательно смотрите, чтобы ребёнок случайно не разбил пузырёк и не поранился.

В качестве дыхательных упражнений можно использовать и игру на детских музыкальных духовых инструментах: дудочке, губной гармошке, горне, трубе. А также надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, мячей.

Все приведённые выше дыхательные упражнения должны выполняться только в присутствии взрослых! Помните, что при выполнении упражнений у ребёнка может закружиться голова, поэтому внимательно следите за его состоянием, и при малейших признаках усталости прекращайте занятие.

Артикуляционные упражнения при ринолалии

При открытой и закрытой ринолалии бывает очень полезно выполнять артикуляционные упражнения для языка, губ и щёк. Часть этих упражнений вы можете найти на страницах нашего сайта в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка».

Вот ещё несколько. Они призваны активизировать кончик языка:

1) «Лиана»: свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд (повторить упражнение несколько раз).

2) «Удав»: медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта (проделать упражнение несколько раз).

3) «Язык удава» : длинным и узким языком, высунутым как можно больше изо рта, проделать несколько быстрых колебательных движений из стороны в сторону (от одного угла рта до другого).

4) «Часики»: рот широко открыт, узкий язык совершает круговые движения, как стрелка часов, касаясь при этом губ (сначала в одну, а потом в другую сторону).

5) «Маятник» : рот открыт, узкий длинный язык высунут изо рта, и двигается из стороны в сторону (от одного угла рта до другого) под счёт «раз – два».

6) «Качели»: рот открыт, длинный узкий язык то поднимается вверх, к носу, то опускается вниз, к подбородку, под счёт «раз – два».

7) «Укол» : узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.

Так же можно разнообразить артикуляционную гимнастику

ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!