Таблетки от поноса лопедиум. Средство лопедиум от диареи. Правила применения и дозировка

Дисграфия и дислексия - это внешние проявления синдрома дефицита внимания (СДВ) . А точнее - нарушения восприятия движущихся объёмных 3D пространств. Нам понятно, почему нарастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. И учителя зря жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. Причина в другом . Психологи объясняют это объективным наличием синдрома дефицита внимания (СДВ) без гиперактивности или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) . И это правда.

По результатам наших 17-летних исследований (пока на интернет-счётчике 7750 человек), в 100% случаев у детей с дислексиями, дисграфиями общим фоном является СДВ - синдром дефицита внимания . В свою очередь, по статистике наших коллег (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ в 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% - дискалькулию (например, таблица умножения). Психическое развитие таких детей временно отстаёт на 1.5-1.7 года и внешне выглядит как инфантильное поведение, и даже как ЗПР (задержка психического развития).

Автор статьи - кандидат медицинских наук, доцент по социальной и инженерной психологии, психолог Владимир Пýгач (Москва). Стаж работы именно с такими детьми - 17 лет, общий медицинский стаж в педиатрии - 40 лет.

Синдром дефицита внимания - это сложный симптомокомплекс, основой которого является незрелость отделов головного мозга, отвечающих за правильное восприятие пространств, окружающих ребёнка. .

ДИСГРАФИЯ

Письмо - это своеобразный иностранный язык, который ребёнок обязан освоить за год, вдумайтесь. Письмо - сложнейший вид учебной деятельности, в его формировании участвуют все отделы головного мозга ребёнка. То есть, психофизиологической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя. Обучение письму - это процесс гармонизации всех перечисленных факторов.

Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

Причины дисграфии

Процесс письма проходит несколько стадий: ребёнок «видит» будущее написание слова. Однако у детей с оптическими дисграфиями обнаружен устойчивый дефект ближнего пространства, своеобразное «окно». Пространство за «окном» зеркально перевёрнуто в виде обратной перспективы. Именно поэтому, когда буква или цифра попадает в это окно, ребёнок её так и пишет - зеркально перевёрнутой. Наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке. При этом внутреннее проговаривание (внутренняя речь) - частый, но не обязательный этап обучения чтению. Доказательством служит обучение чтению по Гленну Доману, когда ребёнок запоминает целое слово, как иероглиф.

Однако написать слово ребёнку значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены ещё и тем, что или каждый из процессов, необходимых для написания слова, или какая-то часть из них у ребёнка - пока несовершенны.

Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у детей обязательно уже есть диагностические маркеры и предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Помните, дисграфия не исчезнет сама, её нужно корригировать и исправлять . (Подробнее - здесь: .)

ДИСЛЕКСИЯ

Дислекси́я - нарушение чтения . Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Дислексия - это стойкая неспособность овладеть автоматизированным чтением целыми словами, что, как правило, сопровождается недостаточным пониманием прочитанного текста и, как следствие,- неумение пересказать его. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно, и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание прочитанного или затруднено, или полностью отсутствует (механическое чтение, точнее, озвучивание текста). Как следствие, у таких детей имеются проблемы с математикой (не могут понять условие задачи) и другим предметам (понимание правил, формулировок, понимание общего смысла прочитанного). Отсюда соответствующая успеваемость при сохранном интеллекте.

Причины дислексии

По результатам наших исследований, дислексия и дисграфия в 100% сопровождается синдромом дефицита внимания (СДВ), неважно с гиперактивностью (СДВГ), или без таковой. В свою очередь, СДВ/СДВГ в обязательном порядке сопровождается следующими феноменами:

  • "Феномен разбитого зеркала". Это когда ребёнок видит буквы в зеркальном отображении. Соответственно, так и пишет;
  • "Феномен соскальзывания взгляда". При медленном чтении взгляд ребёнка "срезает" длинные слова, поэтому ребёнок читает вместо "паровоза" - "пароход";
  • Специфические психофизиологические блокировки аудиального канала. 100% детей с дисграфией "не слышат" указания учителя, объяснения нового материала.

В результате новейших инновационных исследований психофизиологов, а также специалистов по оптической физике и восприятию 3D пространств, нам стали понятны причины этого расстройства (не заболевания!). Поэтому устранить дисграфию и дислексию стало достаточно просто. Но это не значит, что не нужно работать над этим. Родителям следует обратиться за помощью к школьному логопеду или дефектологу, чётко выполнять все рекомендации специалиста, и положительный результат обязательно придёт. Нами разработаны методы диагностики и коррекции, которые легко нормализуют данный дефект у ребёнка. (Авторы имеют пакет 3D пространств.

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые Родители, если у вашего ребёнка есть вот такие проблемы, пожалуйста, обратитесь к вашему логопеду, дефектологу.

Именно в России есть целая армия действительно высококвалифицированных профессионалов!

Мы же работаем только с особо сложными ситуациями…

Как записаться на приём:

на консультацию на сайте, и мы обязательно с Вами свяжемся.

УСПЕХОВ!

Некоторые родители замечают, что у их детей проблемы с обучением в школе начинаются уже с первых классов. Выражаются они в низкой успеваемости, проблемами с чтением, письмом. Иногда взрослые ищут причины в нежелании ребенка учиться, но проблема может крыться в дисграфии и дислексии, и чтобы понять, так ли это, нужно знать, что это такое.

Выявив эти недуги, нужно сразу же принимать меры, которые позволят избавиться от них. Несвоевременная помощь приводит к тому, что с проблемой человек может прожить всю жизнь.

Что это такое?

Многие родители о таких недугах и не слышали, пока их чадо с ними не столкнулось. Говоря о том, что такое дислексия и дисграфия, нужно сразу сказать, что их наличие вовсе не является свидетельством отсталости умственного развития ребенка.

Под дисграфией понимают частичное нарушение письменной речи, при котором ребенок совершает ошибки, меняя местами буквы или слоги, пропускает их. В первую очередь речь идет о схожих по написанию либо произношению буквах и звуках.

В некоторых случаях дети могут писать буквы в перевернутом, зеркально отображенном виде либо с добавлением к ним дополнительных элементов.

Пропуск букв, их замена на другие, перестановка слогов – это и есть симптомы дислексии, которая представляет собой нарушение процесса чтения.

Признаками этих недугов также являются:

  • Скудность лексикона;
  • Неграмотная письменная речь;
  • Нелогичная устная речь;
  • Сложность выражения собственных мыслей.

Две эти проблемы, как правило, проявляются одновременно. Ребенок не может корректно воспринимать на слух звуки, в силу чего соответствующие буквы пишет и читает он неправильно.

Причудливое произношение слов и их написание, которыми характеризуется дисграфия и дислексия, к сожалению, не всегда становятся поводом для беспокойства родителей, особенно если речь идет об ученике младших классов. Важно понимать, что при первых признаках этих проблем необходимо незамедлительно обратиться к опытному специалисту. В первую очередь это может быть психотерапевт или невропатолог.

Навыки письма и чтения закрепляются к 9-10 годам, и если есть нарушения этих процессов, они лишь укоренятся, соответственно, проблема усугубится, а решить ее со временем будет гораздо сложнее.

Причины нарушений

Данные явления не возникают сами по себе, есть ряд провокаторов, которые могут их вызвать.

Причины дисграфии и дислексии могут заключаться в следующих факторах:

  • Недостаточно сформированный зрительный анализ, нарушение развития звукопроизношения, вызванное нарушением фонематического восприятия;
  • Генетическая предрасположенность. Если овладение навыками письменной и устной речи было нарушено у кого-то из близких ребенку людей, в частности, у родителей, его также может настичь данная проблема;
  • Привычные неупорядоченные движения глазами. Явление может наблюдаться, если у малыша с детства выработалась привычка что-либо делать на фоне отвлекающих факторов (например, при включенном телевизоре). В силу этого впоследствии ему сложно сфокусировать свое внимание и взгляд на каком-либо занятии, в том числе на чтении;
  • Воспитание в двуязычной семье. В этом случае в процессе письма и устной речи происходит перенос букв и звуков из одного языка в другой.

В ряде случаев дисграфия перекликается с дизорфографией. При этой проблеме ребенок владеет правилами правописания в теории, но не всегда может применить их на практике, заметить и исправить ошибки в своей письменной речи.

Дислексия и талант

Многие популярные личности страдали этим недугом.

Какие известные люди столкнулись с дислексией?


  • Годы обучения в школе еще долго называл самыми ужасными годами в своей жизни Г. Х. Андерсен. Из-за недуга учеба давалась ему весьма сложно. Будущего писателя из школы забрала мать. Корректоры, работавшие с ним, утверждают, что грамотно писать Г. Х. Андерсен так и не научился;
  • Не смогла избавиться от безграмотности и Агата Кристи, что, впрочем, не помешало стать ее произведениям и ей самой всемирно известными. В силу недуга писательница, как и многие другие известные люди с таким диагнозом, тоже так и не окончила школу;
  • В 16 лет отказалась от дальнейшего обучения и Вупи Голдберг;
  • Более успешным в борьбе с дислексией оказался Киану Ривз, который тем не менее в 15 лет решил отказаться от учебы и посвятил себя актерской деятельности;
  • В возрасте 16 лет из-за дислексии отказалась от дальнейшего обучения и Мэрилин Монро;
  • Такой же диагноз был поставлен и таким дивам, как Кира Найтли, Лив Тайлер.

В списке дислексиков оказались и такие известные люди, как В. В. Маяковский, К. Тарантино, Уолт Дисней, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Дастин Ли Хоффман. Оказались в нем и личности, которые входят и в список самых успешных людей в мире – Н. Рокфеллер, Г. Форд, Б. Гейтс.

Начинать лечение следует с посещения врача. Проводится лечение, как правило, с применением игр, упражнений.

Методика Рональда Дейвиса по устранению дислексии

Она часто используется современными специалистами для борьбы с дислексией и дисграфией.

Сам автор, которым создана данная методика, имел такие проблемы, и избавиться от них ему удалось к 38 годам. Рональдом Дейвисом был организован центр коррекции этих недугов. Им же была создана серия книг – «Дар дислексии» и «Дар обучения» . В них автор дает пошаговую инструкцию, следуя которой родители могут помочь своему чаду избавиться от проблемы.

В силу того, что недуги могут наблюдаться не только у детей, но и у взрослых, коррекционная программа этого автора рассчитана на лечение людей в возрасте 6-70 лет.

Методика Рональда Дейвиса предлагает устранять явления поэтапно:


  1. Для начала автор рекомендует оценить способность к восприятию. Для устранения явления нужно знать, насколько развито у ребенка образное мышление, а именно от этого зависит, умеет ли он представлять себе тот или иной предмет, например, закрыв глаза;
  2. Постановка «фокуса» . Искаженное восприятие, дизориентация – основные провокаторы дислексии. Речь идет о «скачущих» буквах, восприятии их в перевернутом либо зеркально отраженном виде и т. д. Методика Рональда Дейвиса по устранению такого явления, как дислексия, предполагает установление человеком контроля над дизориентацией. Важно помнить, что ее подавления добиваться не следует, поскольку она тоже является талантом, если уметь ее контролировать;
  3. Разрядка. Она необходима дислексику, потому как он не может долгое время находиться в состоянии «фокуса» ;
  4. Нахождение оптимальной точки ориентации. Без нее сложно избавиться от ощущения растерянности;
  5. Координация. Методика по устранению явления не возымеет результата, если дислексик не сможет различать право и лево, а при данном недуге сложности с ориентацией в пространстве встречаются часто;
  6. Освоение символов. Для этого применяются игры, упражнения;
  7. Легкое чтение. Методика Рональда Дейвиса предлагает несколько шагов к его освоению. Первый из них заключается в обучении «скользить» взглядом слева направо. Далее лечение дислексии по Дейвису предполагает обучение распознаванию групп букв, входящих в одно слово. На третьем этапе нужно работать над распознаванием и осознанием прочитанного до знака препинания;
  8. Сопоставление символов со значениями слов. Важно, чтобы ребенок не только распознавал символы, умел складывать их в слова, но и понимал значение прочитанного материала. Для этого потребуется работа со словарем, изучение слов в игровой форме, на практике.

Упражнения

Есть ряд приемов, которые используют логопеды при борьбе с недугом. Вот некоторые упражнения, которые родители без труда могут применять в домашних условиях.

Что такое дисграфия? Это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдается стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.

Что такое дислексия? Это частичное расстройство навыка чтения, которое проявляется в замедленном темпе чтения и множественных стойких ошибках, которые тоже носят частотный и устойчивый характер.

Какие механизмы участвуют в процессах письма и чтения?

В них участвуют 4 анализатора:

1. Речедвигательный - помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение.

2. Речеслуховой - помогает произвести отбор нужной фонемы.

3. Зрительный - контролирует отбор нужной графемы (написание буквы).

4. Двигательный - с его помощью осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Как осуществляется регуляция и согласование в работе механизмов письма и чтения?

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 годах жизни. В лобных отделах головного мозга зарождается побуждение к действию, то есть мотив письма и чтения, а также осуществляется контроль за работой всех структур, участвующих в процессе письма и чтения.

Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения имеет очень сложную структуру. Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения.

При каких условиях возможно успешное формирование навыков письма и чтения?

1. Сохранный интеллект, слух и зрение (в случаях грубых нарушений на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии)

2. Сохранность основных психических процессов (восприятие, память, внимание)

3. Сформированность всех сторон устной речи. Сохранное звукопроизношение, фонематический слух, слоговая структура, лексико-грамматический строй речи являются базой для нормального формирования навыков письма и чтения.

4. Сформированность пространственно-временных отношений. В процессе письма на этапе перевода фонема - графема - кинема происходит преобразование временной последовательности фонем в пространственную последовательность графем (Звуки произносятся в слове в определенной временной последовательности, один за другим. На письме эта последовательность передается через определенную последовательность букв в слове)

5. Сформированность латерального профиля (выбор ведущей руки, уха, глаза и проявление доминантности одного из полушарий). При несвоевременном формировании процесса латерализации затрудняется контроль головного мозга за многими видами деятельности, в том числе и за процессами письма и чтения.

6. Готовность общедвигательного анализатора, т.е. мелкой моторики рук.

7. Сформированность функции контроля Участвуют:

  • кинестетический контроль - ощущение движений органов тела. Дает возможность оценить правильность написания букв, внести необходимые поправки в письмо до совершения, во время совершения и после совершения ошибки.
  • зрительный контроль - зрение контролирует выполнение моторной операции письма и позволяет исправлять ошибки, допущенные при чтении.

8. Благоприятная речевая атмосфера развития ребенка. Двуязычие в семье - неблагоприятный фактор развития.

Процессы письма и чтения осуществляются на основе достаточно сформированных речевых и неречевых функций. Несформированность какой-то из них может вызвать нарушение в овладении навыками письма и чтения.

Как же определить, готов ли ребенок к овладению навыками письма и чтения?

Конечно же учитель не может проследить, все ли в развитии ребенка было благополучно, все ли процессы, влияющие на овладение письмом и чтением, достаточно сформированы. Такое специальное исследование готовности ребенка к овладению письмом и чтением проводит логопед при поступлении ребенка в школу.

Учитель, в свою очередь, может:

  • узнать у логопеда об индивидуальных речевых особенностях детей своего класса;
  • обсудить характер предстоящих трудностей детей, входящих в «группу риска»;
  • выработать вместе с логопедом индивидуальный коррекционный план обучения письму и чтению таких детей и учитывать его при подготовке уроков в своем классе;
  • консультироваться с логопедом по вопросам преодоления возникающих трудностей письма и чтения у детей, не вошедших в «группу риска»
  • выполнять на уроке рекомендации логопеда по организации и содержанию процесса обучения письму и чтению детей, имеющих такого рода трудности;
  • информировать логопеда о трудностях в овладении навыками письма и чтения у конкретных учащихся для того, чтобы логопед как можно раньше начал оказывать ему помощь.

Какие трудности в овладении письмом и чтением должны насторожить учителя?

Сразу хочется отметить, что знания о проявлениях дисграфии и дислексии не дают учителю возможность самостоятельно делать логопедическое заключение, тем самым подвергая ребенка и родителей лишнему беспокойству. Они помогают вовремя обратить внимание на появившиеся трудности и посоветовать родителям ребенка обратиться к логопеду.

Ошибки, относящиеся к дисграфии и дислексии, специфичны (они не связаны с незнанием орфографических правил, в большинстве своем это ошибки сильных позиций), частотны и носят стойкий характер.

Специфические ошибки имеют разные причины возникновения, в них квалифицировано может разобраться только логопед.

1. Пропуски, перестановки, вставки букв или слогов (связаны с ошибками звукового и слогового анализа).

2. Смешение фонем и букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство (ошибки фонематического восприятия)

  • · парные звонкие и глухие согласные;
  • · лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю
  • · заднеязычные согласные К, Г, Х
  • · сонорные согласные Р-Л, Й-ЛЬ
  • · свистящие и шипящие С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ
  • · аффрикаты Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, Ц-С

3. Смешение букв по кинетическому сходству (эти буквы имеют общую программу кинестетического запуска, то есть начинают писаться одинаково, и отличаются каким-то элементом - похожие кинемы).

4. Смешение букв по оптическому сходству - похожие графемы.

5. Персеверации (застревание) «магазим». Антиципации (предвосхищение) «на девеявьях».

6. Раздельное написание частей слова (приставки отделяются от слова) «по шел», слитное написание предлогов со словами «надерево», смещение границ слова «у дедмо Рза» - у деда Мороза.

7. Отсутствие обозначения границ предложения.

8. Аграмматизм (нарушение связи слов: согласования и управления).

О чем должен помнить учитель, работающий с детьми с нарушениями письма и чтения?

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. Ребенку действительно тяжело дается процесс овладения письмом и чтением. Ребенок должен чувствовать свой успех.

Рекомендации : Учителю желательно, хотя бы на время, отказаться от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, красный фон тетрадей таких учеников служит дополнительным фактором стресса для них.

Можно позволить ребенку писать карандашом. Учитель не исправляет ошибки, а ставит на полях пометы. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

2. Детям, которые имеют сложности в овладении письмом, категорически запрещены многочасовые переписывание домашних заданий, выполнение их сначала на черновике, а потом на чистовике. Чем больше такой ребенок пишет, тем хуже результат.

Рекомендации : Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст для работы на части. Продолжительность работы ребенка не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, размяться, и только потом можно снова продолжать работу, но общая продолжительность ее все равно не должна быть больше 40-50 минут.

Вы можете давать на уроке или посоветовать родителям упражнение «корректурная проба». Оно принесет пользу любому ученику. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву А зачеркнуть, букву О обвести.

Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в из различении у ребенка имеются проблемы. Например: Р-Л, С-Ш Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.

Это общие приемы, которые помогут вам в работе с такими детьми, но более подробную консультацию о методике работы с каждым ребенком учитель может получить у логопеда, который руководит процессом коррекции.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте , а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

Зрительный, который подбирает соответствующую графему;

Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи . Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей .

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого...

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам. Редактор статьи: Вера Берёзова Материалы для статьи взяты на сайте www.logoped.ru

Причины дислексии:

Последствия перинатального поражение ЦНС, последствия родовой травмы, гидроцефалия, задержка психоречевого развития, снижение интеллектуальных способностей, аутистические проявления, ОНР (общее недоразвитие речи) и др.

Симптомы и признаки дислексии:

Ребенок не может запомнить буквы, путает их между собой
Не может соединить буквы в слоги, а слоги в слова.
При чтении заменяет одни буквы другими, «угадывает» окончания слов
Долгое время читает по слогам, медленно, переставляет слоги местами
Неправильно согласовывает слова в предложениях: путая род, число, падеж.
Не понимает прочитанный материал - «механическое чтение»
(скорость чтения при этом может не страдать)

Дисграфия

Нарушение письма (дисграфия) - расстройство развития навыка письма, связано со снижением активности лобных долей, которые отвечают за понимание правил русского языка и умение применить эти правила на практике, а так же с недоразвитием зоны письма головного мозга, отвечающей непосредственно за письменную речь.




Причины дисграфии:

последствия перинатального поражение ЦНС, последствия родовой травмы, гидроцефалия, задержка психоречевого развития, снижение интеллектуальных способностей, аутистические проявления, ОНР (общее недоразвитие речи) и др.

Симптомы и признаки дисграфии:

Ребенок не может запомнить как писать буквы (забывает, зеркалит, пишет их неправильно).
Заменяет буквы, переставляет их местами, пропускает или напротив добавляет лишние буквы при написании слов.
Допускает большое количество ошибок при письме, которые носят стойкий характер на протяжении долгого времени - «работа над ошибками» не помогает.
Не может правильно применять заученные правила
Не замечает собственных ошибок, допущенных при письме.
Дисграфия часто сопровождается плохим почерком - “курица лапой”.

Коррекция дисграфии - что нужно знать?

  • Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме - это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.
  • Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С». Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.

Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо - сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ.

Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения дислексии, дисграфии и других проблем обучения проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент, Фергана.