Раствор для полоскания горла с экстрактом эвкалипта. Использование настойки эвкалипта для полоскания горла. Применение отвара эвкалипта

Давайте попробуем сравнить несравнимое. Постиндустриальную скандинавскую систему образования, нацеленную на воспитание свободной личности и бюрократически организованную прусскую систему образования (Россия, Япония, Германия), нацеленную на воспитание послушания, умения подчиняться и осознавать свое место в системе.

Если перенестись из необъятной России в скромно занявшую часть скандинавского полуострова Швецию с населением 9,5 млн. человек, страну, которая занимает 1-е место в мире в рейтингах 2016 года по условиям жизни для своих граждан, по условиям воспитания детей и «только» второе по качеству жизни населения, и отправиться в шведскую школу – мы найдем много удивительного.

Наверное, самое удивительное – это обучение без отметок и принуждения. Здесь нет ни кнута, ни пряника. Система образования предлагает абсолютно свободный и равный доступ к обучению на всех уровнях образования, вплоть до ВУЗа, вне зависимости даже от оценок и способностей.

Большие и меньшие различия с обучением в российской школе будут почти во всем.

Получение образования в Швеции является обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет. Система образования включает уровни: детский сад (посещение детского сада не является обязательным, но гарантированно обеспечивается с 1 года), начальная школа (с 1 по 9 класс, с 7 до 16 лет); гимназия (предлагает обучение по профессиональным, техническим и академическим программам); ВУЗ.

Начать обучение в начальной школе можно с 7 лет, при наличии разрешения властей – с 6 лет, но не раньше. Родители могут выбрать любую школу, но школа может отказать, если нет свободных мест. Перед поступлением в школу дети проходят собеседование для определения уровня подготовки.

Дети с особенностями и трудностями в освоении программы могут пойти в одну из особых школ, где предусмотрена дополнительная помощь и поддержка педагогов: вспомогательную школу для детей с аутизмом или отставанием в развитии; специальную школу для детей с физическими отклонениями, такими как глухота.

Обучение до 6 класса проводит один учитель, как правило, с 1 по 3 класс это один учитель, с 4 класса - другой. С 7 класса преподавание ведется несколькими учителями, каждый из которых специализируется, как правило, на двух или трех предметах. До 3 класса обучение направлено не столько на освоение знаний, сколько на развитие социальных навыков. В 7 классе вводится профильное обучение – школьники могут выбирать дисциплины и курсы в зависимости от выбранной профессии и интересов. В результате обучение проводится в небольших группах согласно выбранной специализации.

Оценки не ставят вплоть до 5 класса. В качестве отметок используются буквы – A,B,C,D,E,F, где A – отлично, а F – плохо. В шведских школах нет переводных экзаменов и любую контрольную можно пересдать повторно. Практики оставления на второй год нет, но по согласованию с родителями директор может отказать в переводе в следующий класс, также директор может разрешить способному ученику перейти в следующий класс экстерном в течение учебного года.

Обучение во всех школах проходит только в первую смену. Учебный год начинается в конце августа и состоит из двух семестров: осеннего и весеннего.

Обучение на всех уровнях образования полностью бесплатное. Государство обеспечивает школьников бесплатным питанием, канцтоварами, оплачивает проездные к месту учебы, а также поездки в походы и на экскурсии. Учащиеся с 16 до 20 лет получают дополнительную финансовую помощь, покрывающую предполагаемые затраты на проезд, питание и проживание.

К строительству школ и оформлению внутреннего пространства стараются подойти нестандартно, с тем, чтобы было комфортно, интересно, удивляло и радовало глаз. В 2013 году в Стокгольме открыли первую школу openspace. Её спроектировал архитектор Розан Бош. Вместо классов школа наполнена учебными и рабочими зонами в формате открытого пространства, красочная мебель, интересные дизайнерские решения, ландшафтные зоны и кинотеатры. Вместо учебников дети используют ноутбуки.

Для завершения обучения в начальной 9-тилетней школе учащиеся сдают три выпускных экзамена по шведскому и английскому языку и математике. Все успешно сдавшие выпускные экзамены имеют право продолжить обучение в гимназии. Более престижные гимназии устанавливают требования к оценкам за выпускной экзамен.
На уровне старшей школы в гимназии учащийся может выбирать из 26 вариантов программ обучения по профессионально ориентированным (1 год обучения), техническим (2 года обучения) или академическим направлениям (3 года обучения). Он может свободно переходить из одних программ в другие.

Предметы также делятся по уровням сложности. Так физика изучается на двух уровнях сложности, математика - на пяти уровнях, а английский - на семи. Чем выше уровень, тем больше учебных часов дается по предмету.

Для поступления в ВУЗ учащийся должен представить аттестат об освоении учебных предметов на определенном уровне, установленном в требованиях к поступающим по каждой из специальностей. Как таковых выпускных экзаменов после гимназии не проводится, и поступление в ВУЗ зависит не столько от успеваемости, сколько от того, сколько учебных часов ты прослушал. Поэтому выпускники гимназий выбирают ВУЗы исключительно исходя из желания, интересов и склонностей.

Основной принцип шведской системы образования – образование должно быть равноценным для всех. Все должны иметь равные возможности получения образования независимо от национальности, социального положения или места жительства. Поэтому в шведских школах детей принципиально не делят по способностям.

Швед вправе пойти работать после окончания 9 классов (по статистике этим правом мало кто пользуется), при этом он может вернуться к получению среднего и высшего образования в любой момент времени и в любом возрасте. Гимназия обязана обеспечить получение образования для всех желающих в возрасте до 20 лет. Граждане Швеции старше 20 лет могут продолжить получение среднего и высшего образования в различных учебных заведениях для взрослых (открытых или народных университетах).

Родители могут отдать ребенка в альтернативную школу (каких не очень много). Образование в таких школах строится на определенных педагогических теориях (преимущественно это Монтессори и Вальдорфская педагогика), либо связано с углубленным изучением религии. Все альтернативные школы подтверждают качество образования и их статус официально приравнен к статусу обязательной школы, иначе обучение в этих школах не было бы возможным.

Вот так вот примерно выглядит воплощенные в жизнь социальные гарантии в стране предельно свободолюбивых шведов.

Что объединяет шведскую и российскую систему образования, а что в них принципиально разное?

Прошло два года с тех пор, как я переехала в Швецию, и мне становится все сложнее «понимать» российскую школу, и все более естественной кажется школа Шведская. Хотя я прекрасно отдаю себе отчет в том, что мое восприятие шведской школы во многом субъективно. Хороший (доброжелательный, позитивный, контактный) ребенок ходит в «хорошую» школу, в благополучном районе небольшого города, к прекрасной учительнице, доброжелательному директору и в хороший класс.

Я училась в российской школе, мой ребенок ходил в питерский детский сад, по роду деятельности я часто общалась с сотрудниками системы образования Санкт-Петербурга и РФ. Многие из моих друзей тоже родители и я, так или иначе, сталкиваюсь с их впечатлениями от российской школы. Поэтому попробую найти точки пересечения и подчеркнуть различия в этих двух системах образования.

Урок в Новой Начальной Школе в Стокгольме. В классе установлен проектор. (1953 год)

Как устроена шведская школа?

Шведская образовательная система очень похожа на российскую и включает в себя ступени:

  • Детский сад (с 1 года) - детский сад, как детский сад. Необязательная ступень.
  • Нулевой класс (с 6 лет) - подготовка к школе. Часто находится в том же здании, что и начальная школа. Необязательная ступень.
  • Средняя школа - в 7 лет ребенок идет в первый класс, чтобы получить обязательное образование. В средней школе 9 классов.
  • Гимназия - после 9-го класса ученики могут 3 года проучиться в гимназии по одному из направлений. Направления связаны с получением рабочих специальностей или подготовкой к университету.

Существуют отдельные образовательные программы для детей со специальными потребностями или для тех, кто не сдал экзамены.

Обучение в школе бесплатное. В средней школе ребенок обеспечен всем необходимым для учебы (кроме одежды). В большинстве случаев детский сад - отдельное здание и организация, потом школа, в котрой учатся с 0 по 6 класс, потом школа, в которой учатся с 6 по 9 класс и отдельно гимназия. Гимназия может быть большая, но одна на район.

А вот система оценок сильно отличается от нашей, потому что:

1) Оценки за семестр и год появляются только в 6м классе. (A, B, C, D, E и последнее F - не зачтено). Оценки с 6 по 9 класс важны, потому что при поступлении в гимназию существует конкурс аттестатов.

2) Я не понимаю, каким образом оценивается работа детей в начальной школе. Сейчас в информационной системе есть три градации «Требуется дополнительно поработать», «Хорошо», «Очень-очень хорошо». При этом по всем предметам у дочки сейчас значится «хорошо». Комментарий учителя был следующий: А к весне ты будешь еще больше знать по математике и другим предметам, поэтому может быть по каким-то направлениям будет «очень хорошо». Видимо никаких жетских критериев нет, в стандартном понимании.

Что у общего у шведской и российской систем образования?

Попробую разобраться (сейчас будет «экспертная» оценка, основанная скорее на ощущениях, чем на фактах):

  • В школе много женщин. (Хотя в шведской школе мужчин почти треть. Это, кстати, факт из результатов исследования Министерства образования 2013 г.).
  • Учителя недовольны своей работой. Зарплатами, отношением, объемом и графиком работы - всем.
  • Материально-техническое обеспечение школ оставляет желать лучшего. Тут я немного кривлю душой, потому что во многих городах России школы очень хорошо оснащены. Пока в Швеции с подозрением смотрят на интерактивную доску, а карта мира опускается на веревочке, во многих Российских школах с оборудованием все отлично.
  • Ни те, ни другие не очень понимают, что с современным оборудованием делать. (Хотя я думаю, что в России звезд от методики больше)
  • Проблема психологического климата в школе. Правда в Швеции о буллинге говорят постоянно, а в России наоборот, умалчивают. Тем не менее он есть и там, и там.
  • Учебная нагрузка. Разница в том, что в российской школе постоянно высокая нагрузка, а в шведской - резко возрастает на этапе гимназии (старшая образовательная ступень, а ля 10–11 классы)
  • Гиперактивные родители. Родители, которые очень активно вовлекаются в школьную жизнь. (Хотя шведские родители кажутся мне более управляемыми и имеют меньше точек для столкновения: денег не требуется, отметок нет)
  • Языковой барьер. И в России и в Швеции есть школы с высоким процентом детей, для которых русский/шведский не родной.
  • Нестабильные результаты PISA и TIMSS .

Карта школ Кунгэльва . Табличка с греческими буквами - гимназия, «доска» с цифрами - школа, дети под крышей - детский сад. Зелеными значками обозначены государственные образовательные организации, голубым - частные. (Большую часть финансирования частные школы получают от государства, то есть родители пишут заявление о переводе ребенка в частную школу и деньги, которые Швеция выделяет на образование ребенка, будут перенаправлены в частную школу. Родитель доплачивает незначительную сумму поверх. Но в таких школах родителей привлекают к уборке, ремонту итд.)

Что различается в шведской и российской школе?

Информатизация

Шв: обучают детей программированию и алгоритмизации, причем во всех предметных областях.

РФ: в первую очередь улучшение материально-технической базы.

Представление школы во «вне»

Шв : понять снаружи, что происходит в шведской школе, довольно сложно. Сайты есть не у всех, чаще это страница с контактной информацией на сайте коммуны. Информация о школьной жизни доступна только родителям на внутренних образовательных порталах. Сайт русской школы в Гетеборге не менее непоказателен с точки зрения российского минобра.
Сайт школы , в которую ходит мой ребенок. Там же есть ссылка на статистику из министерства образования. Теоретически можно найти рейтинг школ.

РФ: У каждой школы есть свой сайт, на котором есть обязательные сведения об образовательной организации (формализованный перечень) и демонстрация достижений школьников, кружков, школьной жизни.

Буллинг

Шв: поисковый запрос в Гугл «если меня дразнят в школе» предлагает первым результатом ссылку на портал шведской молодежной консультации, который создан при поддержке правительства Швеции и существует в том или ином виде на 11 языках, включая русский .

Там есть раздел посвященный тому, как скрыть посещение этого портала и справа болтается крупная рожица, на которую надо кликнуть в случае паники или «опасности», сразу откроется гугл.ком и никто не узнает, что ты, например, читал про презервативы.

А еще моя дочь знает, куда и как звонить, если страшно, боязно, одиноко, ничего не получается и никто ее не любит. Им в школе рассказывают. Это вполне себе нормальная вменяемая организация BRIS , которая оказывает бесплатную, анонимную психологическую помощь.

РФ: поисковый запрос в Гугл «если меня дразнят в школе» предлагает первым результатом ссылку на статью в Комсомольской правде, а Яндекс - сайт одного из психологов.
По первой странице результатов поиска я не смогла найти сайт, которому можно было бы довериться без оглядки.

Учитель

Шв: средняя наполняемость класса 21 человек. В классе моего ребенка учится 25 человек. С ними работает учитель и помощник учителя. Иногда добавляются стажеры, педагоги поддержки. Учителя музыки, физкультуры, труда, рисования, плавания - другие люди. С продленкой работает около пяти взрослых, причем в начальной школе работают и мужчины тоже. Ребенок с начальной школы контактирует с большим количеством разных взрослых.

У одной из наших учительниц продленного дня в ушах тоннели, а она вся покрыта татуировками. Очень доброжелательная, внимательная, спокойная. Дети ее обожают. Несколько раз наблюдала, как она мудро и грамотно решала конфликтные ситуации.

РФ: средняя наполняемость класса в школе СПб - 25/30 человек . Учитель в классе один. В средней школе начинается кабинетная система и ребенок внезапно вынужден учиться взаимодействовать с большим количеством взрослых с большим разнообразием требований и подходов к обучению.

Образовательное пространство класса (начальная школа)

Шв: у каждого класса есть раздевалка, которая находится прямо напротив кабинета. Кабинетов на самом деле три: учебный класс, комната с большим круглым столом (и кофеваркой), маленькая комната для индивидуальной работы. Комната с круглым столом и маленькая комната - общие для 2 и 3 классов. В первом/нулевом классе была отдельно звуконепроницаемая библиотека с диваном и игрушками, где можно было уединиться, если станет слишком шумно. Еще в нулевом классе был холодильник и плита с духовкой. Во втором классе только кран и раковина.

Детские чашки, учебники и папки с портфолио учеников расположены вдоль одной из стен класса школы Фонтин.

Парты в кабинете постоянно переставляются. Затылок-в-затылок дети сидят не часто и не долго. В основном парты составлены так, чтобы сидеть вокруг них. Хотя бывает, что часть детей сидит одним образом, часть другим - зависит от поставленных перед ними задач. Судя по расписанию, довольно часто дети учатся половинным классом: половина изучает шведский, а половина в бассейне, или на физкультуре, или на музыке или на рисовании. Потом меняются.

В классе есть диван, если пасмурно, то могут зажечь свечи, чтобы было уютнее. Например зимой при свечах проходил первый урок, чтобы можно было проснуться не торопясь, а в удовольствие.

Стены увешаны работами, которые дети выполняют по изучаемой сейчас теме. Работы, связанные с вопросами прав ребенка, висят долго. У каждого ребенка есть ящик, в котором он хранит свои учебники, тетради, поделки, ручки. Все выдается в школе.

Есть два туалета, каждый закрывается изнутри.

В школе реализована доступная среда. В классе моего ребенка нет учеников с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, но когда одна девочка сломала ногу - она пользовалась инвалидной коляской. Могла везде проехать, воспользоваться лифтом или туалетом для людей с ограниченными возможностями.

РФ: в большинстве случаев школьники сидят затылок-в-затылок, канцелярские товары надо закупать самостоятельно, стены украшены лучшими работами, дипломами и сертификатами. Некая «выставка достижений».

Территория школы

Шв: у школы есть зона с игровой площадкой, зона для активных игр, футбольное поле, в одном месте закрытое сеткой, два стола для пинг-понга и кусочек леса. Еще есть сарай, в котором хранится спортивный инвентарь (мячи, беговелы, маленькие велосипеды, клюшки, теннисные ракетки итд). С другой стороны школы есть парковка для велосипедов и место для высадки детей и разворота (там же останавливается школьный автобус).

Видите слева около здания дерево, на котором белой краской нарисованы две полоски? Это забор. За него не выходить. Четырехэтажное здание на заднем плане - здание школы. Пристройка слева - кабинеты труда, физкультурный зал и столовая. Сетка защищает окна столовой и случайных прохожих от метких попаданий мячом. Футбольное поле покрыто крупным песком, площадка между ним и школой - заасфальтирована. Часть территории ближе к лесу - просто земля с травой.

Территория школы отмечена табличкой «Территория школы» и белыми полосами на деревьях. Забора нет, вообще нет.

Все перемены дети проводят на улице и только на улице. В любую погоду. Так как директор посчитал, что вся школа на улице одновременно это слишком много, то с сентября этого года расписание уроков смещено таким образом, чтобы перемены у классов не совпадали.

У классов есть доступ к сушильным шкафам. Родителям напоминают, что у детей должен быть дополнительный комплект водонепроницаемой верхней одежды (резиновые сапоги и прорезиненные комбинезоны). Зимой, если достаточно снега и дети хотят кататься с горки, то у них должен быть шлем.

Это школьный коридор напротив класса. Для второшклашек есть подписанные ящики, куда можно сложить сменную одежду, несколько вешалок, стойка для резиновых сапог и два сушильных шкафа на два класса.

Перед закупкой нового спортивного инвентаря, руководство школы проводит опрос среди учеников, какое оборудование они бы хотели еще.

С перемены учитель зовет детей через громкоговоритель, называя класс или (во время продленки) имя ученика.

Если ребенок не будет идти на урок, то волоком его никто туда тащить не будет. Максимум с ним в сторонке сядут на лестницу и поговорят, убеждая, что будет лучше, если он зайдет в школу. Зато при отсутствии заборов дети не убегают за территорию.

Это тоже часть школьной территории. Она примыкает к лесу, в который они иногда ходят изучать живую природу. Полосы символизируют забор.

РФ: перемены проходят в школе и подчинены единому расписанию звонков. Гардеробы находятся в отдельной зоне. В Петербурге территории почти всех школ огорожены забором, а физкультурное поле - еще одним забором.

Питание

Шв: питание бесплатное. В питание во время учебного процесса входит горячее блюдо с гарниром (накладывает повар) и шведский стол с разными видами овощей, часто сырых, и иногда - фрукты. Если ребенок не наелся, он может подойти и взять еще овощей. Отдельно есть хлебцы, масло, творог, молоко. Есть стол с безлактозными и безмолочными продуктами. Можно подать заявление, если у ребенка реакция на глютен, сою, рыбу, птицу, яйца, специи итд, итп.

Питание включает один вегетарианский день и один рыбный день в неделю. Меню рассчитано на 4 недели и такие блюда как, например, чикен масала, паста карбонара, бефстроганов, мясо по-карибски.

Можно я буду ходить туда обедать, а?.. Пожалуйста! Мне надоело, что в кафе ребенок говорит «Нам такое дают в школе».

Окна столовой большие, и выходят не на дорогу, а на деревья. Однажды за обедом ребенок видел белку. Дети сами убирают посуду и протирают столы. Перемены не совпадают, поэтому младшие школьники питаются отдельно от старших.

Школьная форма

В дни перед каникулами в нашем классе обычно устраивают «уютную пятницу», когда детям можно приходить в уютной одежде, например в дурацких пижамах с пледами и плюшевыми игрушками. Сменной обувью часто становятся кроксы.

РФ: школа устанавливает либо требования к школьной форме либо требование к деловому стилю в одежде.

Другие дети

Шв: у меня есть подозрение, что мой ребенок знает в лицо все детское население города, а половину по именам. На продленку она два года ходила с детьми старше на год, теперь два года будет ходить с детьми младше на год. Классы 2А и 3А находятся в соседних помещениях (фактически у них есть единый сквозной проход, поэтому после уроков они находятся вместе во всем этом пространстве). Классы 2Б и 3Б находятся в другом коридоре, но вместе с ними делаются общие выступления и в бассейн ходит половина класса 2А и половина класса 2Б.

Есть проекты, которые они делают совместно со старшими классами и дни, когда они учатся вместе.

Плюс почти у каждого ребенка есть братья-сестры старше или младше. Многие ходят на спортивные занятия, например гандбол или хоккей с мячом, на которых встречают одноклассников и знакомятся с детьми из других школ.

РФ: у меня нет достоверной информации о том, как сейчас организовано взаимодействие между классами. По моим воспоминаниям классы в параллели встречались только в общем пространстве рекреации во время перемен. Может быть вы знаете лучше? Поделитесь!

Родитель и учебный процесс

Шв: «Ваша задача быть мамой, а образованием занимается школа» (ответ учителя на мой вопрос: Как я могу помочь ребенку дома?) Родители иногда сопровождают детей на экскурсиях и, конечно, всеми семьями приходят смотреть детские праздники, даже если кто-то будет сидеть на полу. Никакого разрезного материала, поделок на конкурс, костюмов к празднику. На новый год дети могут прийти в костюме имбирного печенья, причем эти костюмы одни и те же из года в год и явно передаются из поколения в поколение. Если они хотят быть «подарками», то создание костюмов входит в подготовку праздника в школе.

РФ: насколько я знаю, родители довольно активно привлечены к учебной деятельности: разрезной материал, поделки на конкурсы, домашние задания итд.

Родитель на уроке

Шв: «Пожалуйста, не все сразу. Для детей это праздник, давайте не будем превращать его в рутину!» (с) учитель на родительском собрании. Родители приходят, приходят достаточно часто (причем и папы, и мамы). Родитель полностью вовлечен в процесс: он сидит рядом с детьми, вместе с ними выполняет задания, вместе ест в столовой (бесплатно), вместе выходит на улицу на переменках и проводит в школе столько времени, сколько ему хочется, то есть пребывание не ограничено одним уроком. Цель посещения - узнать, что делает мой ребенок в школе. Это интересно. Он же там пол жизни проводит.

Впечатления мужа от дня в школе с ребенком: «Да ничего особенного. Все как на работе (в Эриксоне): сначала планерка, потом все разошлись работать, сходили поели - столовая такая же, еда такая же - потом снова поработали, подвели итоги дня».

Шведская школа доброжелательно и неформально подходит к детям, их поведению и внешнему виду. Важным является научить ребят взаимодействовать друг с другом так, чтобы не мешать, а помогать (разговоры на уроке разрешены только на рабочие темы, чтобы не мешать остальным). Ребенок во время всего школьного дня подвижен, раскрепощен, общается с большим количеством взрослых и детей.

Нет жестких требований. У детей есть большая свобода по выбору заданий, которые они будут делать, чтению книг итд. Начальная школа старается сформировать интерес к познанию и умению планировать свою деятельность.

Много годовых или даже многолетних проектов, упор сделан не на индивидуальную, а на командную работу.

Российская школьная система жесткая, формальная. Большая учебная нагрузка на ученика и его родителей, сразу с начальной школы. Школа очень процедурная, что находит отражение как в организации учебного процесса, так и в питании, обустройстве классов. Каждая область строго регламентирована и надо стремиться к достижению этого норматива.

VII Всешведская конференция российских соотечественников, в которой принять участие в конце сентября, принесла много очень интересных знакомств. Встреча с создателем и директором русской школы в Гётеборге Екатериной Тихоновой-Сернемар вылилось в интервью для сайта фонда "Русский мир", которое я предлагаю вашему вниманию.

Почему русские дети чувствуют себя неуютно в шведских школах и как меняется шведская модель образования?

В Швеции учебный год начинается в августе. В 2014 году вместе с другими шведскими школами в четвёртый раз открылась и общеобразовательная начальная Русская школа Гётеборга. Почему в шведских школах русскоязычных детей сейчас очень часто травят их одноклассники? Каковы слабые места шведской системы школьного образования? Почему в шведские школы возвращаются оценочная система и оценки за поведение? На эти и другие вопросы отвечает создатель и директор школы, наша соотечественница Екатерина Тихонова-Сернемар.

— Екатерина, мы с Вами общаемся в кулуарах VII Всешведской конференции российских соотечественников, посвящённой консолидации в новых геополитических условиях. Вы в своём докладе затронули очень важную тему травли в шведских школах русскоязычных детей их одноклассниками. Как это проявляется?

— В школе русскоязычной девочке, например, могут сказать: а ты, как Анна Каренина, бросься под поезд. В Швеции это называют моббингом, по-русски это травля. Ещё пример: русская девочка одна убирается в классе, а всем остальным шведским детям это противно. И они говорят: ты — русская, ты привыкла убирать за другими.

Моббинг в шведской школе. Кадр из документального фильма шведского телевидения SVT. Фото: vimedbarn

В чём причина? Причина в украинских событиях. Бытовое восприятие ситуации в Швеции такое: Россия воюет с Украиной. Но простите, Россия ведь не вводила войска. О чём вообще разговор?


При этом не стоит говорить о дискриминации русских шведами. Есть дискриминация по отношению к иностранцам в целом. Как русских вас не будут дискриминировать так, как, допустим, сомалийцев. Если вы нормальный человек, говорите хорошо по-шведски, у вас хорошая специальность — я думаю, вы не будете ощущать какого-то давления. Но при этом разговоры вокруг вас всё равно будут постоянно касаться России. Будут говорить о том, что Россия — агрессор, и так далее.

Когда вы читаете эти строки, шведские военные уже пятый день в Стокгольмском архипелаге "российскую подлодку". Фотография радара на борту одного из военных кораблей, прямо сейчас ведущего поиск в Ингарофьорде. Фото: Dagens Nyheter

Для того чтобы этого не было, соотечественникам нужно вести на бытовом уровне определённую разъяснительную работу: разговаривать со своими шведскими коллегами, друзьями, объяснять им ситуацию и задавать им такие вопросы, на которые у них не будет ответов. В Швеции все прекрасно понимают, что настоящий агрессор — это США, которые в последние годы воевали в Сирии, Ливии, Ираке, Иране. И скажите мне, где воевала Россия в последние десять лет? Об этом и надо говорить.

— Получается, что шведские дети лишь повторяют то, что слышат дома от родителей?

— Конечно, дома их настраивают против России. Ведь что такое русофобия в шведской школе? Приведу такой пример: ребёнок живёт в Швеции с русскими мамой и папой. Родители когда-то приехали в Швецию, не важно, по какой причине. Мальчику, скажем, восемь лет. Придя в шведскую школу, он стесняется того, что его зовут, скажем, Стёпа. Он всем говорит, что его зовут Фредрик. То, что он меняет своё имя, — это уже ненормально. Ребёнок теряет свою идентичность, но не приобретает новую. Ведь смысл интеграции заключается в том, чтобы ребёнок приобрёл шведскую культуру, но при этом не потерял русскую. За счёт двух культур он будет духовно богаче, но не наоборот. А если ребёнок знает, что, придя в школу и сказав, что он Стёпа и он русский, он может подвергнуться обструкции, это совсем не нормально.

Шведские школьники. Фото: Sveriges Hembyrgdsförbund

Вот вам конкретный пример: когда я работала в разных шведских школах, подменяя учителей, я встречала таких русских мальчиков, которые и говорили: меня зовут не Стёпа, а Фредрик. Шведские дети там же прибегали ко мне и говорили: а мой дедушка из России, а мой прадедушка или прабабушка из России, и им было интересно услышать про войну, про историю страны. А наш мальчик боялся подойти и поговорить со мной по-русски. Вот поэтому я и открыла русскую школу. Я открыла её, чтобы люди не стыдились своего происхождения. Получая культуру двух стран — России и Швеции, нужно этим гордиться, а не стесняться.

Екатерина Тихонова-Сернемар и учителя русской школы в Гётеборге Карин Эйебринк (Karin Öjebrink), Кристина Арелид (Christina Arelid) и Оса Карлссон (Åsa Karlsson). Фото: Foto Roger Blomqvist / Sveriges Radio

— Традиционный «страх перед русскими» как-то влияет на восприятие России шведами?

— Пропаганда страха России в Швеции ведётся уже в течение трёхсот лет. Страх перед русскими заложен у шведов на генетическом уровне. Кроме того, бюджет шведской оборонной промышленности и Министерства обороны зависти от того, насколько активно русофобия (боязнь России-агрессора) будет внедряться в общество. Поэтому Россия была и остаётся для Швеции стратегическим врагом. От этого никуда не деться, мы не можем это взять и изменить. Но надо над этим работать. Надо разъяснять своим знакомым шведам, что это не так.

Мы не можем повлиять на мнение уходящего министра иностранных дел Швеции . Он построил всю свою карьеру на русофобии, естественно, с этого конька он уже не слезет. Но есть масса других шведских политиков, которые гораздо более спокойно воспринимают Россию и русских. Поэтому я призываю соотечественников в Швеции улучшать образ русских своими делами.

Молодой Карл Бильдт в комиссии по поиску иностранных подводных лодок в водах Швеции. 80-е гг. Фото: oikonomia.info

— Екатерина, насколько мне известно, шведская система школьного образования сейчас находится в состоянии кризиса. Стоит ли России пытаться слепо копировать шведские образовательные эксперименты?

— Только что в Швеции прошли выборы в риксдаг (шведский парламент. — Прим. ред.). Одной из главных тем избирательной кампании стала реформа школы. Почему? Потому что, к сожалению, в восьмидесятые годы шведы своими руками разрушили систему школьного образования. И я сожалею, что Россия в девяностые годы взяла шведский опыт на вооружение. В Швеции эту разрушенную систему стали потихонечку восстанавливать, ну а Россия, переняв опыт не оправдавшей себя системы, разрушила блестящее советское школьное образование. Очень жаль, потому что мы были сильны образованием. Страна богата образованными людьми, но не серой необразованной массой.

Но самое главное не это. Со следующего года в шведских школах вводят оценку за поведение. Это безумно интересно, потому что у шведского учителя нет никакого инструмента для того, чтобы призвать детей к порядку. Образ учителя уже давно, как говорится, находится ниже плинтуса. Сейчас спорят о том, что надо сделать, чтобы поднять статус учителя. Думают поднять зарплату, усложнить поступление на педагогические специальности.

Шведский учитель со своими учениками. Фото: Willy Alm / Kristianstadbladet

Я могу вам сказать, что все родители, которые приходят в школу, хотят, чтобы на уроках была дисциплина, чтобы детям задавали домашнее задание, чтобы дети делали уроки, и таких родителей, которые хотят, чтобы детей ничему не научили, просто не осталось. И это уже хорошо. Когда четыре года назад я написала, что мы будем делать домашнее задание с детьми, каждый день им задавать уроки, — это для Швеции было что-то новое, и я должна отдать дань Министерству образования Швеции, которое всё это перенимает. С этого года обязательно в каждой шведской школе учителя обязаны помогать детям делать домашнее задание, если у них возникают какие-то вопросы. И я страшно рада, что Швеция у нас это перенимает.

— Правда ли, что в частных и государственных школах Швеции царит разный подход к дисциплине?

— Правда. В английской школе, например, очень жёсткая дисциплина. Там детей не порют, этого делать в Швеции нельзя, но дисциплина там жёсткая. Про муниципальные школы, о которых вы спрашиваете, я скажу так: в них всё зависит от директора и педагогов. Я была в двух школах на расстоянии одного километра друг от друга. В одной школе все учатся, все заняты делом, в другой школе все стоят на голове. Всё зависит от того, кто руководит этой школой, какие требования предъявляются к ученикам. В одной школе я застала смену директоров: один директор уходил, и порядка там не было. После каникул пришёл другой директор, и через месяц я увидела совсем другую школу. Появилась другая дисциплина, к ученикам предъявлялись другие требования. И потом не надо забывать: чем более высокие требования мы предъявляем к ученикам, тем более высокий результат мы получаем. Когда они знают, что мы ждём от них чего-то большего, мы получаем хороший результат. А если мы не будем ставить никаких требований, так мы ничего и не получим. Вы вспомните самих себя в детстве. Что было интереснее, когда вы учились, например, в институте — библиотека или дискотека? Конечно, выберешь дискотеку. Ребёнок в семь лет не может выбрать сам. Его надо направлять. И Швеция уже к этому пришла.

Эвкалипт является вечно-зелёным деревом, относящимся к классу миртовые.

Его уникальность заключается в том, что листва богата ценными эфирными маслами. У некоторых видов, возможно, собрать до литра масла из 20 кг сырья.

В местах произрастания над эвкалиптовыми плантациями можно заметить туман из выделяемых листвой эфиров.

Такой воздух полностью продезинфицирован. Именно поэтому растение ценится как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине.

О том, как лечиться настойкой эвкалипта, как устранить боль в горле и есть ли у нее противопоказания, речь пойдет ниже.

Что такое настойка эвкалипта и что входит в ее состав?

Лекарственное растение имеет множество полезных качеств, поэтому врачеватели давно придумали, как по максимуму с пользой применять его для лечения заболеваний, и научились создавать водную и спиртовую настойку из целебной листвы.

Известно, что эвкалиптовая листва – отлично стимулирует отхаркивание, снимает боль, обладает антисептическими свойствами.

В состав настойки входит действующее вещество (листья эвкалипта) и спирт этиловый 70%.

Эвкалиптовая настойка применяется для лечения горла. При помощи нее проводят полоскание горла и делают ингаляции.

Применяют лекарственный препарат для комплексного лечения болезней органов дыхания и патологий ротовой полости.

Как проводить лечение больного горла с помощью настойки эвкалипта

Полоскание можно проводить целебным раствором лекарственного средства.

Теперь о том, как разводить настойку.

Способ № 1:

  • Чтобы сделать препарат, нужно развести 15 капелек спиртового настоя в 200 мл тёплой кипяченой воды. Процедуру надо выполнять 3-5 раз в сутки.
  • Для того чтобы сделать лекарство для полосканий на день надо 1 ложку спиртового настоя развести в термосе с кипяченой водой и оставить завариться.
  • Полоскать нужно стандартным способом. За одну процедуру надо использовать 200 мл лекарства.

Способ №2:

Сделать средство для полоскания возможно и по-другому. К примеру, хорошо добавить эвкалиптовый листок в кипяток в пропорциональном соотношении на 200 мл воды ложечка зеленого сырья. Прежде чем полоскать горло, состав нужно профильтровать и слегка остудить. Настойку эвкалипта можно приобрести в любом аптечном пункте.

Во время протекания заболевания, когда наблюдается кашель, грипп, инфекционное поражение ЖКТ, врачи советуют принимать внутрь по 1/4 теплой воды, в которое были разведены 20 кап. аптечного средства.

Как приготовить настойку эвкалипта в домашних условиях?

Сделать целебное спиртовое средство можно в домашних условиях.

  • Для изготовления надо заготовить свежие листья эвкалиптового дерева.
  • Помимо этого, необходимо будет приобрести 0,5 л дорогой чистой водки и сахар.
  • Когда все компоненты будут подготовлены, нужно аккуратно порезать зеленую листву и сложить в бутылку из темного стекла на 1/4.
  • Сверху целебного сырья насыпать сахар в таком количестве, чтобы бутылка была заполнена наполовину.
  • Горло бутылки накрыть марлей, а ёмкость убрать в тёмное место, оставить до той поры пока не образуется сироп, на это уйдет приблизительно 4 дня.
  • Затем необходимо в бутылку налить водку, все тщательным образом перемешать и убрать в тёмное тёплое место на неделю. Когда время выдержки закончится, лекарство нужно профильтровать и налить также в тёмную, чистую емкость.
  • Хранить лекарственное вещество лучше в не теплом месте, хорошо в холодильнике, сбоку на двери.
  • Применять средство трижды в день по 30 кап., которые должны быть разведены в 1/4 стакана теплого кипятка. Такое лекарство прекрасно подходит в комплексном лечении патологий горла.
  • Полоскания помогают снять боль и воспаление при тонзилите и ангине.

Можно ли применять настойку эвкалипта для полоскания горла беременным?

Многим представительницам слабого пола интересно, можно ли лечиться препаратами на основе эвкалиптовой листвы, выполнять полоскания при беременности.

Всем женщинам в положении известно, что во время вынашивания ребенка не рекомендуется применять медикаменты, так как можно навредить малышу. Но, и относительно лекарственных трав у многих беременных сложилось неправильное представление.

Да, многие лекарственные растения могут серьезно навредить здоровью, поэтому так или иначе, перед тем как начинать лечение любым препаратом, надо проконсультироваться с доктором.

Эвкалиптовое лекарство будет абсолютно безвредным при полоскании горла в период вынашивания ребенка, но и его необходимо использовать, только если разрешит лечащий врач.

Использовать эвкалипт внутрь при беременности нельзя, разрешается только полоскать горло. Если принять лекарственный препарат внутрь в I триместре, это может спровоцировать выкидыш.

Во время кормления ребенка грудью, так же допускается выполнять полоскания, но прием лекарства внутрь запрещен.


Настойка эвкалипта для полоскания горла – противопоказания к применению

Целебные препараты на основе эвкалиптовой листвы почти не вызывают неприятных побочных действий.

Единственное противопоказание заключается в наличии аллергической реакции.

С осторожностью лекарства с эвкалиптовой основой надо назначать новорожденным детям.

Заниматься самолечением нельзя, польза будет только в комплексной терапии, назначенной лечащим врачом.

Издавна были выявлены лечебные свойства эвкалипта, поэтому он активно применялся в нетрадиционной медицине. Позже и ученые начали применять его в уже традиционной медицине.

На его основе до сих пор выпускается огромное количество препаратов от всевозможных болезней. Но особо эффективен он при воспалительных и гнойно-воспалительных процессах.

Эвкалипт при ангине эффективен благодаря тому, что помогает быстро снять симптомы заболевания.

Для отвара понадобится:

  • 1 ч. л. листьев эвкалипта.
  • 1 стакан воды.

В емкости необходимо смешать листья эвкалипта и воду, после довести до кипения, выключить, накрыть крышкой и дать настояться 15-20 минут. После чего полученный отвар процедить, и он готов к применению.

Использование эвкалипта для лечения ангины

При лечении ангины для полоскания прекрасно подойдут и раствор эвкалипта для полоскания горла, и спиртовая настойка.

Причем настойку можно приобрести уже готовую в аптечном магазине. Она бывает различной дозировки от 25 до 50 мл.

Можно приготовить ее самому, но для этого понадобится спирт или водка и свежие листья растения. Для спиртовой настойки сушеные листья не подходят.

Для приготовления настойки из эвкалипта самостоятельно необходимо взять стеклянную банку (0,5 л). В нее нарезать свежие листья растения так, чтобы они полностью закрывали дно. Следом засыпать листья сахаром до половины банки.

Накрыть марлей и поставить в темное место примерно на 3 дня, чтобы эвкалипт пустил сок. После чего в получившийся сироп необходимо добавить водки или спирта, и дать настояться 7 дней. Далее настойку процеживают и разливают по небольшим емкостям. Хранить рекомендуется в холодильнике.

Как полоскать горло эвкалиптом зависит от того, что выбрал пациент настойку или отвар.

Настойка

Для процедуры необходимо взять стакан теплой воды и добавить в него 15-30 капель препарата. Настойка эвкалипта может быть как покупная, так и домашняя, разницы в дозировке нет. Ее требуется хорошенько перемешать в стакане и полоскать горло 3-4 раза в день.

Важно. Полоскание желательно проводить после приема пищи.

Отвар

Отвар при ангине имеет меньшую эффективность по сравнению с его настойкой. Полоскание отваром эвкалипта в этом случае лучше заменить на прием его внутрь. Для этого необходимо стакан приготовленного отвара разделить на 3 части.

Выпивать каждую часть после еды, желательно, чтобы отвар был комнатной температуры, но никак не холодным.

При имеющихся проблемах с ЖКТ, стоит внимательно отслеживать общее состояние. Пациент не должен ощущать жжение в желудке, рези, боли, а также тошноту и рвоту.

Применение средства в момент беременности

Большинство женщин, находящихся в ожидании малыша, задаются вопросом, можно ли полоскать горло эвкалиптом при беременности?

На протяжении первых 4 месяцев беременности женщине желательно воздержаться от лечения эвкалиптом , так как концентрированные вещества, входящие в состав растения, могут спровоцировать выкидыш.

Что касается лечения болезней горла, то разрешается только лишь полоскание. И категорически запрещено употребление эвкалипта вовнутрь . Но стоит помнить, что начинать лечение можно только по назначению лечащего врача. Самолечение в этом случае строго запрещено.

Единственное, что разрешается беременным женщинам, это прием ванн с добавлением нескольких капель настойки растения.

Такая ванна разрешается в течение всех 9 месяцев беременности. Она помогает организму расслабиться и восстановить силы. Главное помнить, что перед ванной необходимо принять теплый душ, а только после него выполнять процедуру.

Вода в ванной должна быть теплой, ни в коем случае не горячей.

Противопоказания

Среди большого количества преимуществ, лечение эвкалиптом имеет и ряд противопоказаний:

  1. Настойки и отвары не рекомендуются детям младше 2 лет, так как могут спровоцировать воспаление ЖКТ.
  2. Индивидуальная непереносимость на вещества, содержащихся в растении.
  3. Язва хронического характера.
  4. Мочекаменная болезнь.
  5. Проблемы с оттоком желчи.
  6. Первые триместры беременности.
  7. Период лактации.

Важно. В случае, если были обнаружены любые неприятные симптомы на фоне лечения, терапию стоит немедленно прекратить.

Заключение

Хоть эвкалипт и может справиться со многими симптомами заболеваний, он может вызвать и ряд негативных эффектов. Поэтому принимать его желательно только после разрешения или назначения специалиста, чтобы не усугубить состояние еще больше.