Проблемы социализации детей-инвалидов и толерантного к ним отношения. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в семье и в образовательном учреждении

«Образование - право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан,1998г.

Проблемы специального образования в нашей стране сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. Причиной этому является резкое ухудшение здоровья детей по различным причинам, что приводит к инвалидности, отклонениям в психическом и физическом развитии, качественному изменению структуры дефекта, т.е. комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира ведущей тенденцией в развитии образования детей с особыми потребностями является интегрированное (инклюзивное) образование. В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями остается крайне острой. За рубежом данной проблемой занимаются такие деятели, как П. Миттлер, Д. Бланкет, Д. Кугельмас и др. .

В России в области инклюзивного образования детей-инвалидов занимаются: М.Ю. Михайлина, В.Р. Шмидт, И.Б. Кузнецова-Моренко, Е.В. Данилова, В.А. Прудникова.

В Казахстане увеличивается число детей с ограниченными возможностями. Если в 2005 году их количество составляло 124 тысяч, то в 2010 году - свыше 149 тысяч. Только 41,4% из них охвачены специальными образовательными программами.

Одним из направлений развития инклюзивного образования в РК является формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии. С этой целью важно объединение усилий широких слоев общественности, средств массовой информации (СМИ), благотворительных организаций, коммерческих структур и других неправительственных организаций, а также в общеобразовательных школах через предмет «Самопознание» воспитывать у детей чувства сострадания и сопереживания.

Один из наиболее стойких мифов об инклюзивном образовании основывается на том, что присутствие детей-инвалидов негативно влияет на учебные достижения обычных школьников. Как отмечают американские специалисты, это утверждение не подкрепляется никакими фактами.

На пороге нового тысячелетия человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Говоря о людях с ограниченными возможностями, мы затрагиваем ключевые и универсальные темы, касающиеся человека вообще. Люди с ограниченными возможностями «являются своеобразной призмой, сквозь которую мы можем увидеть иную перспективу жизни, любви и смерти» - так говорил об этом один человек, проживший с умственно отсталыми людьми более 10 лет в общинах «Веры и Света» . Вот почему поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки и выступает объектом междисциплинарного исследования.

Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к уродству, но и к таланту и даже к красоте. Все люди, так или иначе отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Может быть, поэтому, тема инвалидности всегда была проблемой для «нормального» общества. Люди с аномальным развитием пробуждают страх и агрессию. Если посмотреть на историю человечества с этой точки зрения, мы увидим, что на протяжении многих столетий философы и ученые Древнего мира и Западной Европы средних веков, в эпохи Ренессанса и Просвещения рассматривали изоляцию и одиночество как удел людей с проблемами в развитии. Встречались редкие исключения - в некоторых исламских странах, христианской России и др., - но они только подчеркивали правило .

В последнее время очень часто в средствах массовой информации можно услышать о толерантности. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. И для того, чтобы оставаться людьми, мы должны сами понимать и принимать другого.

На протяжении своей истории общество меняло отношение к людям с ограниченными возможностями. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Данные современной антропологии убедительно показывают, что становление и развитие человеческого общества было бы невозможно без востребованности им тех социальных качеств, которыми обладали инвалиды. По мнению Н.Н. Малофеева, в отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями можно выделить пять периодов. Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.

Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.

Третий период - от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий инвалидов: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.

Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных индивидов к пониманию необходимости обучения всех аномальных людей.

Пятый период - от изоляции к интеграции. Содержанием этого периода является реорганизация взаимодействия структур массового и социального образования и ориентация последнего на подготовку детей с отклонениями в развитии как полноправных граждан того общества, к которому они принадлежат. Как можно заметить, даже в момент своего развития «здоровая» часть индустриального общества, не имея видимого экономического резона в заботе об инвалидах, но, основываясь на глубоких общинных стереотипах поведения, продолжала вести работу по их социальной адаптации .

Решение проблем инвалидов сопряжено не только и не столько с финансовыми трудностями, сколько с необходимостью изменять общественное мнение, имидж инвалидности и инвалидного движения. Чудовищная апатия общества и самих инвалидов по отношению к необходимости менять себя - вот самая главная проблема, из которой вытекают все остальные .

Основные цели существующих программ должно быть направлены на воспитание толерантного отношения к детям-инвалидам и привлечение внимания молодёжи к проблемам детей-инвалидов. Программы должны быть рассчитаны на школьников, так как дети наименее подвержены влиянию стереотипов по отношению к инвалидности. Они, как правило, несут в себе меньше негативной информации. Но с другой стороны, обилие негативной или неадекватной внешней информации способно серьёзнейшим образом повлиять на ребёнка или подростка в худшую сторону. Многие дети и подростки, как ни странно, более склонны к состраданию и стремлению помочь другим нуждающимся, нежели, например, их родители.

Однако в школе, как и в обществе в целом, существует ряд очень серьёзных проблем:

  • · отсутствие достаточной информированности ребят об инвалидах (в том числе их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются;
  • · отсутствие у них навыков общения с детьми-инвалидами;
  • · отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;
  • · дефицит методических разработок в этой области .

Здесь важно продемонстрировать модель социально активной школы и семьи на пути движения к этой цели. Основной задачей современного общества должно быть обращение внимания учащихся на проблемы, связанные с получением образования детьми-инвалидами.

Дети, обучаясь с детьми-инвалидами, получают следующие качества:

  • * информирование об инвалидах и их проблемах;
  • * передачу знаний и навыков необходимых, для общения с инвалидами;
  • * привлечение учащихся школ к участию в мероприятиях и акциях социальной направленности

Любой человек, в том числе и инвалид, живет в обществе. Каждый из нас создает и составляет это общество. Для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности. Мы все нуждаемся в любви, в достойном отношении к себе, в уважении, понимании, но в большей мере это необходимо людям с ограниченными возможностями. Поэтому поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки.

обучение социальный инклюзивный реабилитационный

Список литературы

  • 1. Плужникова, В.Н. Инклюзивное образование за рубежом [Текст] / В.Н. Плужникова - Омск: 2008.
  • 2. Шпинина, Ю.А. Инклюзивное образование в России [Текст] / Ю.А. Шпинина - М.: 2008.
  • 3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана.2010г.
  • 4. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Казахстан.
  • 5. Программа «Уроки доброты». - Тольятти, 2007.
  • 6. Роджерс К. Что значит становиться человеком?. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ сост. Д.Я.Кайгородский. - Самара, 1996.
  • 7. Свиридов В.В. Социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]: дис. канд. социол. наук: 2006.-М.: РГБ, 2006.
  • 8. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов//Социальное обеспечение, 2005, №18.

Инвалид... Для многих людей это слово ассоциируется с чем-то, что не относится непосредственно к нему. Хочется спрятать глаза и не видеть чужую проблему, чужое горе, чужую боль. Но мы есть, мы существуем, и мы просто хотим жить. Жить как все, радоваться жизни, наслаждаться солнцем, ветром и морем, кататься на лыжах, подставлять ладошки снежинкам и бегать по утрам босиком.

К сожалению, здоровые люди не понимают важность этих, казалось бы, мелочей. Активный образ жизни, гламурная жизнь, вечеринки – все эти «ценности», навязываемые средствами массовой информации, давно вошли в нашу жизнь. Многие стараются не замечать нас, никому не нужных, «лишних» людей. Им не интересны наша боль, наши страдания, наши бытовые неудобства, все то, что может перерасти в отчаяние и одиночество.

Количество болезней, перенесенных детьми, растет день ото дня. Соответственно, возрастает и количество патологий, приобретенных детьми, а это приводит к тому, что во всем мире растет количество детей с ограниченными возможностями. Поэтому проблема общения с данной категорией людей стоит очень остро.

То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Многие употребляемые всеми привычные слова, понятия и фразы могут быть оскорбительным для людей с ограниченными возможностями. Причем, те, кто их употребляет, могут даже не догадываться о том, что они нанесли обиду или оскорбили нас.

Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемы слова и сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Поэтому обществу следует прививать знание терминологии, которая будет этически выдержанной и грамотной по отношении к людям с ограниченными возможностями. Для этого необходима не только специальная работа наших преподавателей в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.

Корректное применение правильной терминологии помогает формированию положительного общения. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям специалистов в этой области касательно того, что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.

Как и социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того, чтоб изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов активней и влиятельней, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.

Что стоит за словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз!

Инвалидность является «результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное , а не медицинское понятие.

«Толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась, даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Яркий пример неудачного поиска новой корректной терминологии: в последние годы в устойчивый обиход СМИ вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественным условиями). И, что еще хуже, «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (ограничен своим «дефектом», а не обществом).

Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями?! Компромиссным вариантом может служить: «человек с ограниченными физическими возможностями» (здесь подразумевается, что умственные отличия тоже характеризуются как «физические»). Но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово... «инвалид»!

Для многих общение с людьми с ограниченными возможностями становится настоящим испытанием. Воспитанные люди боятся задеть инвалида неосторожным словом, взглядом, заставить человека почувствовать себя некомфортно.

Общаться с инвалидами, по моему мнению, нужно так же, как общаются с остальными людьми. Вести себя при этом с нами желательно так же, как обычно. Во всяком случае, так говорят сами инвалиды. И смотреть на нас на улице нужно так же, как смотрят на всех остальных. Человек в коляске не хуже и не лучше. И ни в коем случае не нужно относиться к инвалиду, как к ущербной личности. Зачастую это необыкновенные умники и умницы, с образованием, умеющие хорошо работать. Они получают хорошую зарплату за свой труд. А некоторые из них дадут фору в воспитании, образовании, интеллекте многим здоровым людям.

В конце концов, если разобраться, очень часто «превосходство» здорового человека оказывается довольно сомнительным. Можно иметь руки и ноги, ходит и бегать, но при этом быть самым несчастным человеком на Земле. И, наоборот, можно не иметь возможности ходить, но при этом иметь настолько богатый внутренний мир и глубокую любовь к жизни, запас оптимизма и душевных сил, что назвать такого человека несчастным просто язык не повернется.

Из своих наблюдений, прочитанного и увиденного я могла бы сформулировать несколько советов, Которые помогли бы общению с такими людьми, как мы.

Если Вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайтесь сделать так, чтоб Ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Так советуют психологи.

Например, в начале разговора Вы можете присесть, если есть возможность, причем прямо перед ним. Если Вы разговариваете с плохо слышащим, то старайтесь при этом встать напротив этого человека и во время общения смотреть прямо на него, а не на того, кто «переводит» ему Ваши слова. Когда Вы общаетесь с плохо видящими, в самом начале разговора сообщите ему обо всех присутствующих возле Вас людях, добавляя, кто из них где находится. Если же Вам нужно выйти куда-то или сесть в другой части комнаты, обязательно скажите Вашему собеседнику об этом.

С умственно отсталыми людьми нужно общаться на доступном им языке. И уж точно не стоит их боятся. Умственно отсталые люди, особенно с синдромом Дауна, необыкновенно добрые и отзывчивые. Если уж говорить откровенно, то это скорее им стоит боятся нас.

Обучение детей-инвалидов в классах с обычными детьми, т.е. инклюзивное обучение, тоже не всегда может быть уместно. В определенном возрасте дети прямолинейны и жестоки и могут превратить жизнь инвалида в настоящее испытание. В младших классах могут обидеть инвалида из-за недопонимания ситуации, т.е. непроизвольно. В старших классах обидеть могут только невоспитанные, грубые ребята, которые вообще негативно относятся к жизни. В средних классах наблюдается пик агрессивного отношения к таким ребятам, как я.

А сейчас хочется отметить, что, несмотря на мою страшную болезнь – ДЦП, отношение ко мне в группе, в училище теплое и доброжелательное. Хотя я не могу быстро передвигаться, но в остальном я принимаю активное участие в жизни коллектива. Вместе с моими подругами по группе мы придумываем сценарии для праздников, рисуем стенгазеты, на которые часто помещают написанные мной стихи.

На занятиях я чувствую себя комфортно и уверенно. Выбранная мной профессия позволяет мне полностью раскрыть свои возможности. Мое состояние не мешает мне хорошо и быстро делать расчеты, составлять сметы доходов и расходов, анализировать полученные результаты, составлять бухгалтерский баланс, принимать нужные решения и делать многое другое. Ведь не зря говорят, что если Бог отнял у человека одну способность, то он обязательно вознаградил его в чем-то другом. Я думаю, что я правильно выбрала профессию, и в дальнейшем я собираюсь продолжить свое образование по выбранному профилю.

Мои преподаватели – тактичные и доброжелательные люди. Я ощущаю, что они относятся ко мне с пониманием и теплотой. Я благодарна им за те знания, которые получила от них, за их внимание к моим проблемам. Благодаря своему мастеру производственного обучения я поняла, что выбранная мной профессия может дать мне уверенность в завтрашнем дне.

Но не всегда такие люди как я востребованы в профессии и в жизни. Основная беда общества состоит в том, что оно либо махнуло на данную категорию людей рукой, уверяя себя, что эти люди ни на что не способны, либо не впускает их в свое «здоровое общество». Кто-то из людей с ограниченными возможностями мог бы работать в церкви, кто-то – сапожником, кто-то – оператором ПК, кто-то – бухгалтером-учетчиком. Всегда можно найти себе занятие, если окружающие тебя люди относятся к тебе с пониманием. К тому же часто бывает, что инвалиды работают намного лучше своих здоровых коллег. Единственное, что может отпугнуть работодателя, это то, что инвалиды чаще болеют, но, с другой стороны, им не требуется постоянных перерывов на тот же самый перекур.

Я считаю, что общество нужно перевоспитывать в вопросе отношения к инвалидам. Оно должно осознать, что это люди, стремящиеся быть такими как все, и к ним надо относиться с должным пониманием. Это понимание придет, если каждый член общества начнет с самого себя. Есть люди, которые считают некоторых из нас неполноценным. Тот, кто думает так, совершает большую ошибку, но этому есть объяснение. В свое время общество выдумало термин «инвалид». Но, надо понимать, что, в отличие от обычных людей, это особенные люди. У природы нет ошибок. Видимо, мы созданы природой для того, чтобы растопить лёд людских сердец. Но проблема «инвалидов» все-таки существует и на нее нельзя просто так закрыть глаза. Ее надо решать и, по моему мнению, начинать надо с культуры общения между людьми вообще и с инвалидами в частности.

Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии в общении с людьми с ограниченными возможностями, и, таким образом, создать толерантное отношение к нам в обществе.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов детей с нарушениями психического и физического развития. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, что обусловлено нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

И здесь толерантное отношение общества к таким людям играет главенствующую роль, так как оно способствует более скорому и лёгкому приспособлению, адаптации человека к социальной реальности, что служит, в конечном счете, наиболее возможным условием нормального функционирования всего общества. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя и этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Следствием ориентации эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих ориентаций. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей. Общество, в свою очередь, не получая своевременной информации о жизни инвалидов, их проблемах и достижениях, теряет доброту и отзывчивость к людям с трудной судьбой. И как следствие, толерантность к инвалидам мала, нравственное здоровье общества ухудшается. На самом деле главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в ограничении его мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к профессиональному образованию. По нашему мнению, именно изоляция таких детей от общества, отсутствие контактов со здоровыми сверстниками лежит в корне нетолерантного отношения общества к таким людям, что влечёт за собой очень тяжёлое протекание процесса социализации у таких детей и огромные сложности в дальнейшей самореализации. В ходе данной работы удалось посетить несколько организаций, занимающихся проблемами детской инвалидности. Это Астраханская организация детей-инвалидов и их родителей, реабилитационный центр «Русь», детский сад № 69 для детей с нарушениями опорно-двигательной системы (ОДС). Был проведён экспертный опрос работников этих учреждений. Также было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов гимназии №3. Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство учащихся гимназии №3 воспринимают детей-инвалидов как людей с ограниченными возможностями, и готовы оказывать им помощь и поддержку. Гимназисты считают, что главная задача государства создавать условия для самореализации и самообеспечения таких детей. Во время изучения этого вопроса выяснилось, что детям-инвалидам оказывается помощь со стороны государства, общественных организаций и спонсоров, проводятся мероприятия, обеспечивается качественное лечение, но всё это происходит изолированно от общества здоровых детей. Но социализация ребёнка не сможет осуществиться в полной мере только в рамках специализированного учреждения без взаимодействия с остальным социумом. А общество не сможет воспринимать таких людей адекватно, относиться к ним доброжелательно и терпимо до тех пор, пока мир здоровых и мир больных людей будут отрезаны друг от друга. Для сокращения дистанции в общении между больными и здоровыми детьми мы предлагаем начать сотрудничество между воспитательными и образовательными учреждениями для здоровых детей и такими же учреждениями для детей с ограниченными возможностями. А именно:

Оказание помощи общеобразовательными школами и учреждения дополнительного образования в проведении совместных праздников и соревнований, тем самым, способствовать общению между здоровыми и больными детьми;

Проведение занятий в кружках и секциях, особенно по прикладному искусству, совместно.

С целью воспитания в детях доброты и отзывчивости к людям с ограниченными возможностями проведение факультативных «уроки доброты», на которых рассказывать детям о людях с ограниченными возможностями, об их достижениях, об их положении в современном обществе, приглашают детей-инвалидов в гости в школу, давать задания нарисовать проекты школ, зданий, социальных объектов, приспособленных для инвалидов, написать письма больным детям своего города, провести конкурсы на лучшее сочинение на тему «Люди с ограниченными возможностями, кто они?», «Если мой друг инвалид…» и другие. Лучшие сочинения поощрить и опубликовать в местных газетах. Провести конкурс рисунков «Удобная школа» (возможность обучения инвалидов на колясках). Кроме того, уже сейчас проводятся конкурсы и соревнования для детей-инвалидов в рамках специализированных учреждений, но результаты их нигде не публикуются. Однако активное освещение таких событий региональными СМИ, на наш взгляд, способствует более толерантному отношению общества к инвалидам, вызывает уважение к таким людям.

Нередко в мое копирайтинг-бюро обращаются благотворительные организации и фонды помощи инвалидам. Ниже представлена статья в портфолио копирайтера, заточенная под ключевые слова: "инвалиды", "толерантность" и пр. Другие статьи из портфолио копирайтера можно посмотреть .

Почему важно толерантное отношение к инвалидам

Статистика бесстрастна: за последние 50 лет число людей с ограниченными возможностями увеличилась в 2 раза. Сегодня в России их более 13 000 000 человек. То есть 1 человек из 11 - инвалид. Много это? Мало? Для многих цифры кажутся неправдоподобно большими, ведь, гуляя по улицам города, редко приходится видеть людей с ограниченными возможностями. Но это не значит, что их не существует.

Многие из них предпочитают «не светиться», чтобы не подвергать себя стрессу - условия для жизни людей с ограниченными возможностями в нашем обществе не слишком хороши. Другие коротают дни в спецучреждениях, скудно оснащенных диагностической и лечебной аппаратурой.

Толерантное отношение к инвалидам. Зачем?

Людей с ограниченными возможностями иногда называют «инакоодарёнными», подразумевая, что каждый из нас одарен чем-то с рождения. Если инвалид не может проявить себя, скажем, в спорте, математике, искусстве или ремесле, значит, Бог приготовил ему иной Дар.

Инвалиды - лакмусовая бумажка, они зеркало общества, только зеркало души. Это и есть дар. Подумайте, насколько сегодня мы, наше общество, каждый отдельно взятый человек готов относиться к людям с ограниченными возможностями как к равным? Отдельные люди бросают на них жалостливые взгляды, другие граждане деликатно отворачиваются… Но не такого отношения заслуживают наши инакоодарённые братья и сестры.

Как сделать общество толерантным к инвалидам?

Этот процесс, к сожалению, небыстрый: человек должен созреть нравственно, духовно, душевно. Не обойтись и без поддержки государства, которая выражается не только в дотациях, поставках оборудования в больницы, установке пандусов, переоборудовании тротуаров. Есть не менее важная задача. С помощью распространения информации, создания социальных роликов возможно сформировать должное отношение к этой категории граждан. Люди искусства организовывают концерты, режиссеры создают социальные ролики, ставят спектакли на тему жизни людей-инвалидов, писатели пишут книги… И это дает свои результаты.

Мы тоже внесем свой посильный вклад в формирование толерантного отношения к инвалидам в нашем российском обществе.

"Инвалиды - это те же люди, только самые-самые-самые...". Не желаете получать такие перлы копирайтинга? Хотите заказать качественную статью недорого? Обращайтесь !

Класс: 1 – 4 классы

Цель занятия :

Способствовать формированию толерантного отношения к людям- инвалидам и людям с ограниченными возможностями;

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Оборудование . Цветик-семи цветик, буквы для составления слов, карточки с высказываниями выдающихся людей о человечности и красоте, карточки с качествами толерантного человека, книга В. Катаева «Цветик-семи цветик», карточки с данными о параолимпийских играх, портрет Натальи Януто, карточки с заданиями для работы в группах, стихотворение Сергея Ольгина, азбука Брайля.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».

Ромен Ролан

Я – человек. Каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, позитивные качества характера, доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М. Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека». (Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).

III. Работа над содержанием слова «толерантность»

Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.

Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

А кто из вас может объяснить значение этого слова?

Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

    терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

    справедливость

    совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

    сострадание

    уважение себя, мнений и поступков других людей

    сдержанность (отсутствие агрессии)

    прощение

    принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

    милосердие (учитывать настроение окружающих)

    уважение прав своих и другого человека

    великодушие

    примирение со сложившимися ситуациями

    отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим

    негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме

    отсутствие ненависти, зависти и призрения

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

V. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).

Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).

Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).

Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).

Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).

Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).

И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно, самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание? (Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все).

Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

О каких людях я спрашиваю?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).

Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

VI. Работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке . Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы по цветам. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?»

1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?

Могут ли сами перейти через дорогу?

Могут ли обойти препятствие на дороге?

Могут ли быть изобретателями и учёными?

Могут ли заниматься спортом?


2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?

Могут ли заниматься спортом?

Могут ли быть учёными?

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?

Могут ли быть изобретателями, учёными?

Могут ли быть артистами?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли пользоваться общественным транспортом?

Могут ли беспрепятственно ходить на работу?

Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?

Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

Могут ли заниматься спортом и в каким видом?

Могут ли быть артистами кино?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?


Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? (Ответ : очки, азбука Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.

Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа)

Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас? (Ответ : слуховой аппарат, азбука жестов).

Азбука жестов – это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.

Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (Ответ : электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).

(Выслушиваются ответы детей, их дополнения).

Итак, ребята, вы увидели, что люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко

VII. Сообщения учащихся о героизме людей с ограниченными возможностями.

Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.

ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО . «Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину», – сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.

НИНА МАЛЕР – психолог из Швейцарии.

Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.

МЭРИ ВЕРДИ – девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу «Танцующие колеса».

Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.

ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ . Вы, наверное, знаете о параолимпийских играх – международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 года – в тех же городах. Летние параолимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние – с 1976 года (они проводятся регулярно раз в четыре года)

Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» – «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям. Вы можете прочитать, какие виды спорта входят в параолимпийские игры, на карточках, которые лежат на ваших партах:

Летние виды спорта :

тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, голбол, настольный теннис, гребля, парусный спорт.

Зимние виды спорта :

лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг.

НАТАЛЬЯ ЯНУТО . Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели, сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе. И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю Днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила. Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту. А ещё она мечтает попробовать свои силы в марафоне. Она верит, что ей покорится любая дистанция, ведь, её возможности неограниченны.

VIII. Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека.

Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

(Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся новый цветик-семицветик)

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

Крепится 3 лепесток – «понять» проблему человека.

А как можно понять проблему другого?

В этом нам поможет игра «Слепой и поводырь».

Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким, какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5 лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Крепится 6 лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен.

Крепится 7 лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

IX. Итог занятия .

Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея Ольгина, которое еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но не смотря на трудности, они не сдаются.

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – паденье и подъем,

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает – жизнь сдается черной,

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.

Лютуй зима. Грозой гроза греми.

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда к нам на подмогу

Надежда, вера, мудрость и любовь!

Сергей Ольгин

Мы увидели, что люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые и т.п.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данного вопроса.

Приложение

Слово «толерантность» чаще всего переводится как «терпимость». Это – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Главная причина нетерпимости в мире – различия между людьми – различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным – значит, «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

На сегодняшний день в России толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого человека.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам- членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Семь основных принципов толерантности:

    Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

    Уважение различий.

    Понимание индивидуальной неповторимости.

    Взаимодополняемость как основная черта различий.

    Взаимозависимость как основа совместных действий.

    Культура мира.

Сохранение памяти .