Социальная адаптация инвалидов. Особенности социальной адаптации молодого инвалида Предложение по адаптации инвалидов в бизнесе

Инвалидность в современном обществе

Инвалидность – специфические особенности состояния и развития организма человека, сопровождающееся ограничением жизнедеятельности в различных формах.

Замечание 1

Социальная адаптация инвалидов – это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений и социальных связей в результате инвалидности.

Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации. У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни. Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

Достижение цели социальной адаптации инвалидов основано на укоренении в общественном сознании идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Необходим переход от сигрегированных видов помощи (в виде специальных учреждений) к методам, позволяющим инвалидам быть в центре общественной жизни.

Мощным фактором адаптационного процесса является взаимоотношение между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В целом в обществе отмечается неготовность многих людей к ситуациям, в которых реализуются возможности инвалидов наравне со здоровыми людьми, к тесному контакту с инвалидами.

Взаимоотношения между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями должны строиться на ответственности обоих сторон за эти взаимоотношения. Однако у многих инвалидов не хватает умения выразить себя в процессе общения, недостаточно социальных навыков, они не всегда могут правильно оценить нюансы отношений, воспринимая окружающих людей несколько обще. Часто взаимоотношения складываются непросто и между инвалидами.

Замечание 2

Основным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Результаты социологических исследований показали, что почти половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное.

Процесс социальной адаптации инвалидов в настоящее время затруднен, так как:

  • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
  • присутствует отрицательная динамика самооценки;
  • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

Типы социальной адаптации и ее диагностика

Основные типы социальной адаптации инвалидов:

  1. Активно-позитивный. У инвалидов этого типа высокая самооценка, благоприятный настрой, энергичность, оптимизм, самостоятельность суждений, они самостоятельно ищут пути выхода из неблагоприятных ситуаций.
  2. Пассивно-позитивный. У инвалидов данного типа заниженная самооценка, отсутствует стремление к изменениям и переменам в жизни, положение в котором он находится полностью устраивает.
  3. Пассивно-негативный. У инвалидов наблюдается неудовлетворенность своим положением, отсутствует желание что-либо улучшить. Такие людям характерны настороженное отношение к окружающим, психологический дискомфорт, заниженная самооценка, ожидание значительных катастрофических последствий от незначительных неудач.
  4. Активно-негативный. Наблюдаются неудовлетворенность собственной жизнью, психологический дискомфорт, есть стремление изменить ситуацию к лучшему, но, по ряду объективных и субъективных причин, нет практических результатов.

В современном мире широко применяются методики, позволяющие определит уровень социально-психологической адаптации инвалидов. Например, опросник К. Роджерса и Р. Даймонда диагностирует особенности прохождения социальной адаптации. Он включает 101 утверждение, каждое из которых сформулировано в третьем лице единственного числа для избегания воздействия прямого отождествления.

Социальность является определяющим фактором в физическом развитии инвалида. Для выполнения любой социальной роли необходимы определенные физические качества. Чем сложнее социальная деятельность, тем выше нужна дифференциация проявлений физических параметров.

В современном мире формирование общества предполагает воспитание индивидов с высокой интеллектуальной и физической работоспособностью, всесторонне гармонично развитых. Для этого разрабатываются и внедряются методики, в которых объектом исследования выступают уровни социальной адаптации индивидов.

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Проблема социальной адаптации инвалидов – одна из важнейших сторон общей интеграционной проблемы.

Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества.

Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, объектам социально-бытовой и др. сфер, в возможности обучаться, трудоустроиться, иметь комфортные бытовые условия, получать социально-психологическую адаптацию и т.д.

Социальная адаптация инвалидов предполагает решение следующих задач:

  • получение инвалидами равных возможностей с остальными членами общества;
  • охрана интересов и защита прав инвалидов;
  • интеграция в социальную среду;
  • информирование общества о выполнении мер социальной защиты инвалидов и их положении;
  • формирование позитивного общественного мнения.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

Замечание 3

К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе. Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение. Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов.

Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

Полное участие в основных звеньях общества - семье, социальных группах и общине - является главным элементом жизни человека. Право на равенство возможностей такого участия предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и должно предоставляться каждому человеку, включая инвалидов. Однако в действительности инвалиды зачастую лишены возможности полного участия в деятельности той социально-культурной системы, к которой они относятся. Отсутствие такой возможности является следствием физических и социальных барьеров, которые возникают по ряду следующих причин:

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физически или морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вследствие не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

Такие отношения и поведение зачастую приводят к отстранению инвалидов от социальной и культурной жизни. Люди стремятся избегать контактов и личных отношений с инвалидами. Распространенность предубеждений и дискриминация в отношении инвалидов, а также степень их отстранения от нормального социального общения создают психологические и социальные проблемы для многих из них.

Зачастую в профессиональной сфере деятельности и других сферах обслуживания лица, с которыми инвалиды вступают в контакт, недооценивают потенциальные возможности участия инвалидов в нормальной общественной жизни и тем самым не способствуют вовлечению в нее инвалидов и других социальных групп.

Вследствие этих барьеров людям с инвалидностью бывает трудно или даже невозможно иметь близкие и тесные отношения с другими людьми. Лица, отнесенные к категории "инвалидов", зачастую лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении. В настоящее время возрастает понимание потребности лиц, страдающих умственными расстройствами, в личном и социальном общении, включая половые отношения.

Многие инвалиды лишены возможности активно участвовать в жизни общества в силу отсутствия снабжённости общественных пространств специализированным оборудованием (например, пандусов): они сталкиваются с такими физических барьерами, как дверные проемы, слишком узкие для инвалидных колясок, ступеньки на подходах к зданиям, по которым невозможно подняться, автобусы, поезда и самолеты, неудобно расположенные телефоны и выключатели, санитарное оборудование, которым невозможно пользоваться. Аналогичным образом они не могут участвовать в жизни общества в силу других препятствий, например, средств слуховой связи, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами слуха, и средств письменной информации, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами зрения. Такие барьеры являются результатом незнания и отсутствия внимания; они существуют, несмотря на тот факт, что большинство из них можно при небольших затратах устранить на основе продуманного планирования. Хотя в некоторых странах и введено законодательство и проводятся пропагандистские кампании по устранению таких препятствий, эта проблема по-прежнему остается острой.


Весьма очевидно, что саму идею социальной адаптации инвалидов поддерживают большинство, однако углублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многих возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. У людей с инвалидностью же не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств-доброты, отзывчивости и т.п. В то же время важно помнить, что все люди с ограниченными возможностями обладают своими недугами, и если один человек в силу своего физического недуга никак не может в полной мере коммуницировать с другими членами общества, то другому могут мешать лишь предубеждения окружающих.

На протяжении своей истории общество постоянно меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате изменения сознания общества возникла социальная модель инвалидности, в основе которой лежит формирование личности инвалида через окружающую его среду. Процесс социализации индивида немыслим без участия в нем агентов: первичных и вторичных. Они играют важнейшую роль в усвоении молодым инвалидом норм, ценностей, установок, в интеграции его в общество. Агенты являются главным звеном в процессе социализации и социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Только сплоченная работа всех агентов позволить достичь молодому инвалиду успешной социализации.

Существует множество механизмов и технологий сопровождения процесса социализации молодых инвалидов. Только почти все они мало направлены на самореализацию, самосовершенствование молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, его адаптацию.

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.Главная особенность социальной адаптации – это то, что она связана с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

Общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

Социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

Сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

· Реализация механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

· Усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

· Достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнения.

Выводы

В первой подглаве первой главы своего курсового проекта я рассмотрела явление гуманизм. Передо мной стояла задача вывести универсальное, на мой взгляд, определение термина ‘гуманизм’, основанное на многовековом опыте наших предшественников, но в то же время отвечающее современным нормам.Путём сравнений определений, данных разными людьми в разные времена, я пришла к общему заключению: гуманизм – это исторически изменяющаяся система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Во второй подглаве первой главы я узнала, что на данный момент около 23% людей по всему миру имеют инвалидность разной степени тяжести, и больше половины из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Также я выяснила, что основными препятствиями равного общения между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью являются:

· незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физическо иил морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вслдествии не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).


В нашей стране насчитывается примерно шестнадцать миллионов инвалидов, что примерно равно десяти процентам от общего количества населения. Именно поэтому инвалидность - это проблема не отдельно взятого человека, а всего общества в целом.

Стоит отметить, что в России отношение к таким людям по сей день оставляет желать лучшего. В лучшем случае к ним относятся пренебрежительно, а в худшем и вовсе считают недостойными жить на одной земле с людьми, не имеющими ограничений в физическом плане.

Программа «Доступная среда»

Нельзя однозначно заявить, что сложившаяся ситуация не меняется. Постепенно граждане нашего государства становятся более толерантными и осознают, что отношение к МГН - это показатель цивилизованности общества в целом. Не последнюю роль в этом сыграла и федеральная программа, благодаря которой адаптация инвалидов происходит более стремительными темпами.

Ей подразумевается обустройство безбарьерных условий. Благодаря этому представители МГН получат возможность перемещаться по любому выбранному маршруту, в том числе на общественном транспорте. - это равные условия для всех в плане посещения социально значимых мест.

Главная цель программы - это изменения взглядов на проблему инвалидности в целом.

Минимальная адаптация

Приоритетной целью обустройства безбарьерности является минимальная адаптация для инвалидов, которая позволяет обустроить окружающее пространство таким образом, чтобы представители маломобильных групп населения могли свободно ориентироваться в пространстве и передвигаться, не прибегая к посторонней помощи или пользуясь ей по минимуму.

Именно о списке мероприятий при содействии которых осуществляется адаптация инвалидов, и пойдёт речь далее.






Визуальное информирование

Главное, что включает в себя адаптация для инвалидов - это визуальная информация, технические требования к элементам которой прописаны в ГОСТ 52131-2003.

К элементам, предающим данные визуальным способом в рамках, которые предусматривает адаптация инвалидов, относятся:

  • Жёлтые кругляшки на стёклах, оповещающие слабовидящих о наличии прозрачной преграды. Такие знаки оповещения размещаются на стеклянных дверях торговых точек, кафе, ресторанов и конечно же в транспорте. Такой цвет кругов выбран не случайно. Дело в том, что именно он различимым на гране слепоты.
  • Покраска первых и последних ступеней в желтый цвет или наклейка полос такого же цвета. Во всех помещениях, внесённых в общероссийский реестр имеется хотя-бы один вход которым способны пользоваться МГН, в том числе и страдающие болезнями глаз. Именно поэтому первую и последнюю ступени, расположенные в общедоступных входных узлах необходимо перекрашивать. Такое обозначение оповещает о начале и конце лестницы. Разумеется, адаптация инвалидов предусматривает нанесение разметки в помещении и на улице.
  • Монтаж антискользящих уголков с жёлтыми вставками. Подавляющему большинству людей на личном опыте знакомо выражение «упасть на ровном месте». Эта неприятность может случиться с каждым в особенности на мокром покрытии. Разумеется, эта проблема актуальна для страдающих болезнями глаз и опорно-двигательного аппарата. Особенно велик рис падения на обледеневшем покрытии. Чтобы избежать этого необходимо устанавливать на опасных участках антискользящий алюминиевый профиль или уголки, сделанные из схожего по характеристикам материала. Стоит отметить, что адаптация инвалидов также предусматривает проведение монтажных мероприятий. Вставки являются своеобразным сигнализатором, оповещающим об опасности.
  • , дублированных шрифтом Брайля. Ещё один неотъемлемый элемент безбарьерного окружающего пространства, который также требует адаптация для инвалидов - это информирующие изделия в виде тактильных табличек, пиктограмм и мнемосхем. Преимущество этих изделий, которые могут быть изготовлены нашими специалистами в индивидуальном порядке, заключается в том, что они способны передавать своё содержание как слабовидящим и полностью слепым, так и абсолютно здоровым гражданам. В наши дни набираю популярность тактильные таблички, дублирующие своё содержание в звуковом режиме.

Поставка тех. средств

В наши дни устройства для облегчения жизни МГН не является дефицитом. Его можно приобрести, а также заказать монтаж во многих компаниях, в том числе и в нашей организации. Адаптация для инвалидов предполагает монтаж следующих устройств:

  • Звонок для вызова помощника. Чаще всего его можно встретить в санузлах. Звонок размещается таким образом, чтобы человек мог воспользоваться им в любой, даже непредвиденной ситуации. Кнопка вызова устанавливается и в других помещениях. Ярким примером этому являются входные группы зданий и сооружений. Следует отметить, что звонок устанавливается совместно с тактильной табличкой, информирующей о его наличии в непосредственной близости.
  • Ещё одним элементом информирования людей с проблемами со слухом, который подразумевает адаптация инвалидов - это бегущая строка. Чаще всего её можно встретить в общественных заведениях с большой проходимостью, например, на вокзалах, в аэропортах, кинотеатрах, АЗС и так далее. Вывод на табло производиться с компьютера или карты памяти. Бегущая строка способна передавать любые данные, в том числе и касающуюся расположения адаптированных входов, туалетов и так далее. Бегущая строка также дублирует данные, касающееся учреждения, в котором она расположена. В настоящее время табло с бегущей строкой уже имеются в огромном количестве различных учреждений. Адаптация инвалидов посредствам своевременного информирования это верный шаг в сторону обустройства безбарьерности.
  • Индукционная система для слабослышащих необходима для преобразования звука, например, речи или аудио записи в электромагнитный сигнал, который принимает катушка слухового устройства. Его применение обусловлено тем, что слабослышащим членам общества, пользующимся слуховым прибором трудно воспринимать звуки, полученные акустическим способом в многолюдных местах, особенно при наличии каких-либо преград. Индукционная система позволяет усилить звук. Адаптация инвалидов предполагает её размещение в общественных учреждениях, например, школах, больницах, торговых центрах и прочих государственных и частных учреждениях.

Производство оборудования для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

В связи с активной реализацией остро встаёт вопрос об оснащении зданий и сооружений специальным оборудованием, предназначенным для обустройства безбарьерьерности для маломобильных групп населения. Адаптация для инвалидов подразумевает как минимум монтаж пандусов и опор. Разумеется, недостаточность финансирования и прочие сложности с которыми сталкиваются организации при обустройстве безбарьерности, например, невозможность проведения перепланировки, становятся преградой не позволяющей, чтобы адаптация инвалидов была проведена успешно.

Частично решить проблему помогут переносные (мобильные) аппарели. Именно о них и пойдёт речь далее.

Мобильные пандусы и аппарели

Мобильные аппарели эффективно решают задачу главными целями которой является адаптация инвалидов. Использование такого оборудования полностью исключает проблему барьеров. Их единственный недостаток заключается в необходимости сопровождения. Лицо с ограниченными возможностями не сможет самостоятельно приводить их в рабочее состояние.

В настоящее время существует несколько видов таких устройств. К самым востребованным из них можно отнести:

  • Телескопические аппарели, которые в нерабочем состоянии легко помещаются в багажнике автомобиля.
  • Пандусы для преодоления порогов. Конструктивно они представляет собой три плоскости, две из которых в рабочем состоянии расположены под наклоном, а третья горизонтально.

Адаптация инвалидов с применением таких устройств чаще всего временная мера, ведь до 2020 года в России будет полностью реализован федеральный проект, упомянутый выше и подавляющее большинство объектов будут иметь .

Опорные конструкции

В отличие от пандусов поручни могут быть установлены практически в любом помещении. Это обусловлено тем, что они не громоздки и компактны.

Они призваны выполнять опорные и навигационные функции. Ими способны воспользоваться как лица, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, так и слабовидящие.

Адаптация инвалидов подразумевает использование различных видов опор. К самым распространённым из них можно отнести:

  • Стандартные, изготовленные из нержавеющей, стали или прочих материалов, обладающих схожими характеристиками.
  • Изогнутые, необходимые для опоры больных, страдающих болезнями, оказывающими влияние на работоспособности рук, например, артритом. Особая изогнутая конструкция позволяет перенаправить нагрузку с кистей рук на локтевой сустав и предплечье.
  • Откидные. Чаще всего они устанавливаются в сантехнических узлах не отличающихся большой площадью.

Адаптация инвалидов посредствам установки поручней предполагает предъявление к ним особых требований. К основным из них следует отнести:

  • Высокая эргономичность. Иными словами, они обязаны легко ложиться в руку.
  • Отсутствие частей, травмирующих руки. Таким образом все крепления размещаются таким образом, чтобы не мешать скольжению руки.
  • Способность выдерживать значительные нагрузки, ведь человек может опереться на опору перенеся на него часть массы тела.
  • Кроме того, устанавливая такие изделия на лестницах следует учитывать, что их начало и конец должны выступать за их пределы.

Инклюзивное образование

Разумеется, адаптация инвалидов зависит не только от установки технических средств, позволяющих обустроить доступность. Залог комфортного сосуществования лиц с ограниченными возможностями со здоровыми людьми это отсутствие пренебрежительного отношения и что важно нетерпимости. Именно поэтому адаптация инвалидов необходимо проводить с раннего детства.

Решить подобную задачу позволит инклюзивное образование. Оно подразумевает не только обучение детей с проблемами со здоровьем, но и проведение разъяснительных работ с их сверстниками, которые с раннего детства поймут, что лица с ограниченными возможностями такие же, как и мы все, только имеют определённые ограничения.

Подобная практика получила широкое распространение в странах Западной Европы и Соединённых Штатах Америки. К сожалению, в России инклюзивное образование переживает не самые лучшие времена. Главные проблемами интеграции заключаются в недостатке квалифицированных педагогов и слабой материальной базе. Подобные проблемы вполне решаемы, но для этого нужно определённое время. Например, решить проблему доступности учебных учреждений и их оснащение, готова помочь наша компания. Получить консультацию по этому вопросу можно связавшись с нашими специалистами. Следует отметить, что наши структурные подразделения имеются во всех регионах страны. Таким образом мы единственная общероссийская организация подобного типа.

Специалисты нашей фирмы готовы выполнить ряд работ, позволяющих адаптировать здания и прилегающую территорию для нужд МГН. К наиболее востребованным из них можно отнести производство технических средств, строительно-монтажные работы вплоть до частичной перепланировки, паспортизация и экспертиза доступности. Следует заметить, что экспертиза ОДИ также предполагает составление рекомендаций.

Будем рады видеть вас в числе наших клиентов.

Проблема психосоциального развития инвалида в семье и обществе остается одной из самых сложнейших проблем социальной психологии. Психологические травмы получает как сам инвалид, так и его семья.

Если ребенок рождается с детским церебраль­ным параличом, существует высокий риск родительского (в том числе материнского) непринятия, отдаления и агрессии. Появление такого ребенка в семье ставит под угрозу суп­ружеские отношения и может негативно повлиять на психо­логическое состояние других детей в семье.

Слепые младенцы не могут следить за выражением ли­ца заботящегося о них человека и улыбаться в ответ.

Поведение глухих малышей может приниматься за не­послушание.

Дети с другими серьезными недостатками здоровья не­способны реагировать на сигналы окружающего мира, так как это делают здоровые малыши.

Явные отклонения у детей, которые заметны с момента рождения, такие как синдром Дауна и ДЦП, создают нема­лые адаптационные и психологические трудности для всех членов семьи, особенно для молодых родителей. Обучение этих родителей и других членов семьи терпению и навы­кам общения с больным ребенком способствует налаживанию диалога родитель-ребенок, формированию привязанности и всей последующей социализации.

Маленький человечек родился инвалидом… Valid -в пе­реводе с английского-«имеющий силу». Инвалидность-«от­сутствие силы», если переводить буквально. Звучит, как при­говор… Однако этот приговор нельзя считать окончательным!

В период новорожденности и в грудничковый период ма­лыш-инвалид ощущает боль и дискомфорт (неудобство). Нездоровьемладенца часто служит причиной отказа родителей от него…

Но человек — существо разумное! Родители обязаны справиться со своими переживаниями по поводу рождения «ущербного» малыша, взять ситуацию под контроль своей совести и начать заботиться о малыше. Это дается очень нелегко.

В такой ситуации поддержка группы родителей, воспи­тывающих детей-инвалидов, может существенно помочь. Ценные советы родителей, оказавшихся наедине с таким же горем, очень важны.

С какими же проблемами сталкивается семья, в которой появился ребенок-инвалид?

Здесь важно рассмотреть несколько аспектов проблемы:

  1. Во-первых, это отношения мать — больное дитя;
  2. Во-вторых, мать — больное дитя — отец;
  3. В-третьих, больное дитя — здоровые дети;
  4. В-четвертых, мать — здоровые дети;
  5. В-пятых, семья с ребенком-инвалидом и прочие родственники;
  6. В-шестых, семья с ребенком-инвалидом и общество;
  7. В-седьмых, конструктивное решение о создании ассоциации семей, имеющих в своем составе детей-инва­лидов.

Жизнь, конечно, ставит перед этими семьями множество других вопросов, но рассмотрим проблему именно в социально-психологическом аспекте.

Семья встала перед фактом: в семье инвалид или тяжело больной человек.

Родственников гнетет чувство страха, вины, депрессия; разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Эти реакции семьи — не отклонения, а нормальные человеческие реакции на чрезвычайно сложную, раздражающую, непостижимую и явно неподвластную им ситуацию.

Семья в данном случае сталкивается с объективными и субъективными трудностями.

1) Объективные: дороговизна лекарств и лечения, т. е. возросшие расходы семьи, нарушение ритма и pacnoрядка жизни семьи, дополнительные нагрузки на здоровых членов семьи.

2) Субъективные: разнообразные переживания в связи с заболеванием члена семьи (горе, чувство вины, отчаяния, страха), т. е. эмоциональные реакции (стресс).

Нагрузка между членами семьи, имеющей в своем составе тяжело больного или инвалида, распределяется, как «слоеный пирог».

Первый, внутренний, слой -это обычно один человек (мать, бабушка и др.)-тот член семьи, который берет на себя роль главного «опекуна» и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, обслуживания, воспитания. Жизнь этого члена семьи целиком сосредоточена на больном: и день и ночь думает о потребностях и нуждах больного, заботится об их удовлетворении, об утешении больного.

Этот член семьи читает медицинские статьи, посещает врача, общается с аналогичными семьями, чтобы узнать что-то полезное для своего больного. Больше других членов семьи этот пекун страдает от всех колебаний и перепадов болезни, от любого ухудшения. Именно он «надоедает» лечащему врачу, социальным работникам — вдается в детали лечения, в мелочи, обвиняет окружающих в бездействии.

Его жизнь — это непрерывный поток дел и мыслей, связанных с больным. И чем хуже идут дела у больного, тем больше активности требует­ся от опекуна. Часты случаи, когда мать ребенка-инвалида настолько «занята» его опекой, что это становится угрозой существования семьи в целом. Муж и другие (здоровые) дети чувствуют острую нехватку внимания, участия, а иногда и явную агрессию со стороны матери: женщина обвиняет своих домашних в недостаточности внимания к больному, в доме постоянно тягостная атмосфера. Возникает отчуждение между главным опекуном и другими членами семьи. Нет сплоченности — семья рушится.

Ухудшение состояния здоровья больного ухудшает и об­становку в семье. Здесь очень важно остальным членам се­мьи понять, что для матери — это больное дитя первостепенно, оно «доминирует» в ее мозгу как самое главное.

Остальным членам семьи, составляющим «второй слой слоеного пирога» , удается «отклониться» от тягостной домаш­ней атмосферы на работе, учебе, в общении с друзьями и т. д. Они как бы создают «защитный барьер» от этой трав­мирующей ситуации, бегут от этой тягостной атмосферы. В таких семьях часто исчезает радость бытия, а поселяется горе.

Как же позитивно разрешить создавшуюся ситуацию?

Приведем пример из практики одного из Центров по социальной адаптации инвалидов.

Молодая женщина, мать двоих детей: одной девочке 7 лет, другой девочке 1 год. Младшая страдает ДЦП. До этого дружная, любящая друг друга, семья с рождения младшей девочки пребывает в состоянии безысходного горя. Мать всецело посвящает себя больному ребенку, старшая девочка-первоклассница и отец семейства испытывают на себе отчужденность и агрессию матери. Отец старается пореже и поменьше бывать дома, под любым предлогом стремится уйти от травмирующей ситуации. Ему не хватает заботы и «домашнего тепла». Кроме того, на «горизонте» появляется «сочувствующая» его горю сослуживица, которая не прочь «приласкать и пожалеть» отца семейства. Ситуация, прямо скажем, критическая… К счастью, молодая мама нашла в себе силы и пришла на консультацию к психологу. Как консультируемой, ей нужно было выговорить свою беду, она нуждалась в анализе ситуации и конкретном совете, который мог бы сохранить семью. Непросто переубедить взрослого, обиженного и уставшего человека — мать больного ребенка.

Анализ ситуации как бы «со стороны», подкрепленный образными примерами из Священного Писания, позволил женщине понять своих домашних, по-другому, более позитивно оценить реальность. Ведь в этой семье исчезла атмосфера радости бытия, а поселился грех уныния.

После нескольких бесед мама больного ребенка с благодарностью сказала:

«Как только изменилось мое миропонимание, одновременно изменилось и отношение ко мне остальных членов семьи: дочки и му­жа. Я выбрала курс на доброе отношение к окружающим. Главное сейчас — жизнь рядом с тобой живущих. Только во благе им получишь свое счастье. Держись рядом с родными, они помогут в трудный час. А вместе мы — сила! Не нужно бояться обращаться за помощью к специалистам в таких трудных жизненных ситуациях.»

А как чувствуют себя здоровые дети в семье, имеющей в своем составе ребенка-инвалида?

Для здоровых детей характерны проявления тревожности. Их эмоциональная связь с больным и его проблемами не столь прочна, как у главного «опекуна». Здоровые дети продолжают учиться, а, покидая дом, занимаясь своими профессиональными или учебными делами, все, что связано с болезнью, психологически отдаляется от них. Но они боят­ся, что степень неблагополучия больного заставит их пре­рвать свои многочисленные профессиональные, учебные, лич­ные и другие дела. Страх перед этим может перерасти в страх перед главным опекуном. Возникает желание «уйти, скрыться на необитаемый остров», т. е. отчуждение в итоге. Здесь велика роль главного опекуна в позитивном решении проблемы.

Следующий пример из практики Центра адаптации.

Младший ребенок в этой семье страдал тяжелым онко­логическим заболеванием крови, жизнь его исчислялась ме­сяцами. Мать и отец этого ребенка, узнав о диагнозе от вра­чей-онкологов и посоветовавшись с психологом, решили соз­дать для больного и других детей в семье атмосферу радос­ти. Они клеили вместе елочные игрушки, ездили всей семьей в краткосрочные походы, показывали дома кукольный театр. Везде старались быть вместе, насыщать жизнь детей малень­кими радостями. Психологически труднее всего приходилось родителям, так как они осознавали неизбежность исхода. Они нашли в себе силы до последнего дня сохранить чувст­во взаимной заботы и добра, ничем не выдавая свое горе. А на это требуется большое мужество и сила воли. Единство семьи позволило им легче перенести горечь утраты, а боль­ному малышу прожить короткую, но счастливую жизнь.

Не надо забывать, что у маленьких даже здоровых де­тей может возникнуть комплекс недостатка внимания, свое­образная ревность по отношению к тому вниманию, которое уделяется больному ребенку.

В силу индивидуальных особенностей конкретного здо­рового ребенка возможны его болезни, вызванные стрессом, желани­ем внимания со стороны других членов семьи: частые просту­ды, ослабление иммунитета, болезни легких и почек.

Третий слой (подгруппа) , который концентрируется во­круг больного — это близкие и дальние родственники. Их пе­ресуды часто сводятся к тому, что причиной болезни были неправильные действия главного опекуна и других членов семьи. В результате их мнения и поступки осложняют поло­жение главного опекуна и других членов семьи, усиливают их чувство вины и беспомощности.

Нарастает неудовлетворенность членов семьи семейной жизнью, растет отчуждение в семье.

Что же стимулирует эту глобальную семейную неудовлетворенность? Во-первых, ощущение вины за болезнь: семья особенно тяжело переживает болезнь, если ее члены ви­нят себя или больного в том, что произошло. Кеннет Теркельсен в 1987 г. описала две наиболее часто встречающиеся точки зрения семьи на причины болезни:

а) Биологическая: семьи, осознанно или неосознанно придерживающиеся этой теории, видят причины болезни в каких-то независящих от воли пациента мутациях-изменениях в организме. В этом случае семья переоценивает возмож­ность медикаментозного лечения, нередко терзает страх за наследственность генетическую, или страх, что вопреки всем уверениям врача, болезнь заразна.

б) Психологическая: ее сторонники во всем винят себя, всех членов семьи или самого инвалида. Существует скрытая агрессия всех членов семьи друг к другу.

Все это важно понимать и стараться снять раздражение и агрессию в семье. Накопление знаний и опыта приводит к тому, что семья постепенно может освободиться и перестанет эмоционально зависеть от временных колебаний в ходе болезни.

Особо следует обратить внимание на семьи, в которых один из членов имеет выраженное нервно-психическое расстройство. Рассмотрим динамику такой семьи. Значительное внутреннее и внешнее давление на эту семью, состояние нер­вно-психического напряжения, тревоги, нездорового чувства вины-все это ведет к тому, что структура такой семьи неустойчива.

Данное положение воспринимается как трудноперено­симое, и члены семьи напряженно ищут выхода из него.

Семья в данном случае может либо распасться, либо мобилизоваться перед лицом несчастья, каким является пси­хическая болезнь одного из ее членов.

Какие проблемы стоят перед такой семьей? Во-первых, понимание больного и установление уровня требований к нему.

Чтобы удержать больного от неадекватного поведения, семья ведет поиск средств воздействия на него.

Пример. Больная Н.- в марте 1999 г. Отказ от пищи 3 суток, затруднен акт глотания, состояние подавленное, соче­тается с потребностью «бежать, куда глаза глядят», асте­низация. Анамнез: астенно-невротический синдром. Лекар­ственная терапия, назначенная врачом (атаракс, коаксил, реланиум) эффекта не дала. Периодические ежемесячные срывы в предменструальную фазу. Реакция членов семьи: семья мобилизовалась для реше­ния этой проблемы. Массаж, магнито-терапия 20 дней, беседы с больным, заставляющие отвлечься от стра­ха перед «приступом болезни». Ежегодно семья со скромным достатком выезжает к морю «дикарями», так как это дает ремиссию примерно на 4 месяца.

Это конструктивное решение проблемы, хотя полного выздоровления оно и не принесло, но позволило семье снять напряжение и объединиться.

Деструктивный вариант такого случая-это распад се­мьи Л., где у матери троих детей после перенесенных стрес­сов появилось психзаболевание.

Очень важен эмоциональный климат в семье. Прове­денные в последние годы исследования семей, где имеется больной шизофренией, показали, что наличие или отсутствие рецидива заболевания в немалой степени зависит от того, насколько семья оказывается в состоянии понять и учесть повышенную чувствительность, сенситивность больного. Впервые об этом говорилось в исследованиях Medical Research Council’s Social Psychiatry Unitin London (1962 г.), а фе­номену дали название EE-выраженность эмоций. Было до­казано, что в семьях «эмоционально-возбужденных» ,чаще были рецидивы болезни, и, чем спокойнее был климат в се­мье, тем реже были обострения болезни. Семье очень важно освоить эмоционально щадящие высказывания.

Примеры высказываний эмоционально…

щадящих:

  • Может быть ты можешь сделать это иначе
  • Извини, я не совсем тебя понял
  • Мне трудно сосредото­читься
  • Это надо было сделать чуть иначе

жестких:

  • Ты сделал все непра­вильно
  • Что ты такое говоришь?
  • Перестань шуметь и ме­шать мне
  • Ты опять все испортил

Когда семья решает использовать щадящие высказывания, это помогает избежать отрицательных эмоций, в основе которых горечь, возмущение, обида.

Доминирующие отрицательные эмоции могут перерасти в поведенческую антипатию к больному, к стремлению «от­делаться» от него. Концентрация внимания семьи на положительных, сохраненных сторонах личности индивида с выра­женным нервно-психическим расстройством порождает мотив заботы, «Мотив Экзюпери» («Мы в ответе за тех, кого при­ручили») .

Werner1989 г. доказал, что в благополучных семьях дети с серьезными послеродовыми осложнениями показали незначительное отставание от здоровых детей, тогда как в неблагополучной семье дитя остается «Диким».

Начиная с 70-х годов 20 века в США опробовались программы комплексной помощи детям-инвалидам и членам их семей (Broussard 1989 г, Sasserath, 1983 г.) Эти программы позволили родителям детей-инвалидов выработать эффективные способы управления их вниманием, повышением обучаемости самым необходимым навыкам, определять даже небольшие изменения к лучшему их отстающего в развитии peбенка.

К сожалению, в маленьких районных городках России и сельских населенных пунктах работа с детьми-инвалидами и их семьями носит чисто формальный «развлекательный» характер (экскурсии на природу, в театр), мало обучающих программ, нет инструкторов психосоциальной реабилитации по работе с детьми инвалидами и их семьями. Чаще всего председатель общества инвалидов только успевает заниматься организационными моментами мероприятий для этих детей. Когда уж заботиться об их физическом развитии.

К тому моменту, когда здоровые дети начинают ходить в детский сад, школу, общаться друг с другом, дети-инвали­ды остаются малообщительными. Почему? Просто им очень сложно найти друзей. Такой ребенок явно отличается от ос­тальных: менее ловкий, менее подвижный и менее сильный. Именно последний аспект очень влияет на отношение к нему сверстников. Ведь «детское» общество сродни первобытному: здесь действует закон «кто лучше», закон лидера. При об­щении со здоровыми сверстниками малыш-инвалид может испытывать тревогу и страх, излишнее напряжение, чувство собственной неполноценности. Маленькие дети — народ весь­ма жестокий. Многие еще не научились сострадать ближнему. Поэтому больной малыш в среде здоровых сверстников часто пре­вращается в изгоя.

В этих условиях родителям, воспитателям, учителям важно достичь следующих целей:

  1. Создание доброжелательной атмосферы в общении здоровых и больных детей.
  2. Научиться распознавать и снимать стрессовые реак­ции у детей. Вернуть ребенку уверенность в себе че­рез теплоту и ласку, вызвать ребенка на откровен­ность.
  3. Не одергивать, а попытаться понять, почему дитя сосет палец, грызет ноготь, прячется с головой под одеяло. Ласка, забота, доброе, идущее от сердца, слово успокоит и ободрит малыша.

Среди детей-инвалидов имеются и дети, неспособные к учению в силу специфики их заболевания. Это дети с дис­лексией-испытывающие трудности с письмом. Дети с гипер­активностью-те, которые не могут долгое время сидеть спо­койно. С каждой неудачей такие дети все меньше верят в свою способность чему-то научиться. Одни становятся замк­нутыми, другие — развязно-агрессивными. Однако, следует отметить, что дислексией в детстве страдали Томас Эдисон, Нельсон Рокфеллер, Ханс Кристиан Андерсен. Они сумели преодолеть себя. В настоящее время разрабатываются многочисленные учеб­ные программы коррекции, в основе которых необходимость создать у ребенка чувства уверенности в своих силах.

В юности подросшие дети начинают понимать, что существуют различные типы человеческого тела и различные его идеалы. У них формируется довольно четкое представление о типе своего тела, его пропорциях и ловкости. Подростки уделяют своему телу гораздо больше внимания. В этом периоде молодые люди остро чувствуют потребность во внимании противоположного пола. Здесь подростка инвалида подстерегает горькое разочарование. Инвалидная коляска, костыли или клюшка обращают на себя внимание у здоровых подростков лишь как объект любопытства.

Отчаяние овладевает молодыми людьми-инвалидами. В этой ситуации важны доверительные отношения с близкими людьми.

В данной ситуации возможно разумное решение. Важно с раннего детства развивать таланты ребенка-инвалида. В юном возрасте это очень пригодится, даст чувство собственного достоинства, ощущение состоятельности, как индивидуальности, личности. Важно, чтобы дети-инвалиды дружили друг с другом.

Развитие и воспитание ребенка-инвалида — процесс, несомненно, сложный, требующий от родителей и воспитателей много усилий. Однако это очень важно воспитать в человеке уверенность, что инвалиды-люди, вызванные жизнью на испытание, а не изгои общества.

Выводы

Опыт показывает, что использование психологических правил позволяет семье, имеющей в своем составе инвалида выжить. Кроме того, настрой на успех существенно облегчает социальную адаптацию самих инвалидов и членов их семей. Правила эти таковы.

  1. Не теряйте надежду и верьте в победу над трудностями. Радуйтесь каждой даже маленькой победе над болезнью.
  2. Постарайтесь понимать больного лучше, чем он сам себя понимает.
  3. Союзники в вашей борьбе с болезнью — доверие и откровенность больного. Старайтесь завоевать их.
  4. Ищите подходы к больному, анализируйте неудачи и оши­бки при общении с больным членом семьи.
  5. Ищите союзников-организуйте социальную «среду своего обитания» (клубы инвалидов, спортивные сек­ции инвалидов, занятия в кружках и т. д.). Разви­вайте таланты у ребенка-инвалида.
  6. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — вот де­виз тех, кто пошел по этому пути.

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность.

Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул потребность в формировании такой системы социальной защиты населения, которая в наибольшей мере соответствует современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание молодым инвалидам, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества.

Независимая жизнь инвалидов предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности, формирование умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.

Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной адаптации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб и организаций, помогающих преодолеть специфические трудности на пути к активной самореализации, благополучному эмоциональному состоянию в обществе.

В основе мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями:

1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы. За счет делигированности другим людям недостающих функций, и создания условий для преодоления неприступных ранее препятствий окружающей среды.

2. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с инвалидом, его семьей, ближайшим окружением.

3. Интеграция в совместную деятельность людей с ограниченными возможностями, и людей, не имеющих проблем со здоровьем. Этот принцип должен быть реализован практически во всех видах служб.

4. Взаимопомощь - широкое участие в работе добровольных помощников и добровольная взаимная поддержка.

Значительное место в социальной реабилитации и интеграции инвалидов занимает социальная адаптация, поскольку она позволяет решить проблему выживания человека, приспособления к процессам окружающей среды. По сути дела, социальная адаптация является целью социальной реабилитации.

Процесс социальной адаптации личности? это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Для инвалида адаптивные процессы связаны в первую очередь, с новой для него социальной ролью и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом.

Следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: - общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. Наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов являются следующие:

В восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

В передвижении;

В общении;

В свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

В возможности получать знания;

В трудоустройстве;

В комфортных бытовых условиях;

В социально-психологической адаптации;

В материальной поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей - непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

Инвалидность - это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах.

В целом работа по социальной адаптации молодых инвалидов включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой, психологический, общественно-идеологический аспект, анатомо-функциональный аспект.

Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты.

Рисунок 1 Основные аспекты работы по социальной адаптации молодых инвалидов

Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства. Инвалидам предоставляются права на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие.

Например, жилые помещения будут теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере.

Еще одно немаловажное положение - это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).

В России сформирована и реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда для инвалидов». Критерием оценки политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.

Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов.

В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказываются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным планом благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов.

Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности.

Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов на кресло-колясках.

Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности - во взаимодействии инвалида и общества.

Анатомо-функциональный аспект социальной адаптации инвалидов предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную и адаптационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида.

Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы.

Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл адаптации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов.

Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром. И, конечно же, нужна система подготовки специалистов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами формирования механизмов макросоциального окружения с ним.

Таким образом, решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых сегодня государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов для их успешной адаптации и интеграции в обществе.