Инструменты когнитивно-поведенческой психотерапии, практическое руководство. Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия? Цели и основные принципы

Что определяет поведение человека?

Мышление человека, способ восприятия себя и окружающего мира, — таков ответ когнитивной психотерапии .

Если вы считаете, что абсолютно беспомощны, хотя в реальности это может быть не так, то при возникновении трудностей, будете испытывать чувства тревоги или отчаянья, и потому будете всеми силами избегать самостоятельных действий и решений. Основные ваши мысли будут такими, — "не способен ", "не справлюсь ". Именно они и будут определять ваше поведение.

Если же перенаправить эти нерациональные мысли и жизненные убеждения в другое русло и учиться конструктивно решать текущие вопросы и задачи, то возможно избавиться от переживаний и тревожных состояний. В когнитивной психотерапии разработаны эффективные приемы и упражнения , направленные на развитие способности мыслить более конструктивно, созидательно, позитивно и позволяющие человеку самостоятельно справляться с возникающими негативными переживаниями.

Основателем когнитивной или когнитивно-поведенческой психотерапии считают американского психиатра Аарона Бека . Когнитивная психотерапия — это терапевтический подход, который помогает человеку распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы. Бек считает, что настроение и поведение человека в большей степени определяется тем, каким способом он истолковывает окружающий мир. Он сравнивает такое видение с фильтром или очками, сквозь которые человек видит мир и соответственно интерпретирует его. Развитие навыков саморегуляции, замена негативных мыслей конструктивными, изучение ожиданий, установок, которыми руководствуется наше сознание, и их переосмысление — основные отличительные черты когнитивной психотерапии.

На сегодняшний день, когнитивная психотерапия находится на стыке когнитивизма , бихевиоризма и психоанализа . Хотя когнитивно-поведенческая терапия сравнительно молодое направление, ему всего около трёх десятилетий, она признана весьма эффективной при лечении депрессивных, тревожных и панических состояний . Когнитивная психотерапия даёт более долговременный эффект, чем лекарственная терапия .

Аарон Бек считал терапию неким тренингом , в процессе которого пациент обучается новым, более эффективным способам решения проблем. "Никто не требует и не ждет, что пациент в совершенстве овладеет когнитивными и поведенческими техниками преодоления депрессии, акцент делается на другом — на росте и развитии. По окончании терапии у пациента будет достаточно времени, чтобы отточить приобретенные умения ".

Для когнитивно-поведенческой психотерапии характерна вера в то, что человек может быть полноценным участником психотерапевтического процесса. Терапевт побуждает пациента бросить вызов своим разрушительным мыслям и начать использовать в своей повседневной жизни новые способы мышления. Важно, чтобы пациент на основе опыта убедился в том, что благодаря собственным установкам он не так счастлив, как мог бы быть, если бы мыслил по-другому. Терапевт предлагает на рассмотрение пациента альтернативные правила, а не устраивает ему "промывку мозгов ". У человека есть альтернатива начать мыслить по-другому. Особое внимание в когнитивной терапии уделяется настоящему, работе с сознательным содержанием, в отличие от психоанализа.

Один из способов создания у человека новых убеждений состоит в предложении вести дневник "дисфункциональных мыслей", в котором он должен ежедневно записывать свои позитивные и негативные переживания в период, когда эти убеждения активны. Также можно использовать набор карточек , на одной стороне которых человек записывает неприятную дисфункциональную установку, указывая факты, свидетельствующие против неё, а другой стороны карточки — более функциональные установки и факты. Так человек может регулярно оценивать степень своей убежденности в каждой установке. Он учится брать на себя ответственность за свое поведение в некоторых ситуациях и реагировать так, чтобы с большей вероятностью достигать своих целей.

Человек — это существо думающее, активное, способное изменять себя и свою жизнь. Это основные фундаментальные представления когнитивной психотерапии.

В настоящее время в когнитивной психотерапии выделяют следующие разновидности: п озитивная психотерапия А.Пезешкиана и когнитивно-бихевиоральная психотерапия .

Ещё Сократ виртуозно выявлял искажения человеческого разума и помогал людям избавиться от неверия в себя, печали, невыносимого страха смерти. Когнитивная психотерапия — это искусство, трансформированное в научно-обоснованную систему, помогающую человеку начать мыслить по-новому.

Этот метод психотерапии обращается к сознанию и помогает освободиться от стереотипов и предвзятых представлений, которые лишают нас свободы выбора и подталкивают действовать по шаблону. Метод позволяет при необходимости корректировать неосознанные, «автоматические» умозаключения пациента. Он воспринимает их как истину, а в действительности они могут сильно искажать реальные события. Эти мысли часто становятся источником болезненных эмоций, неадекватного поведения, депрессий, тревожных расстройств и других заболеваний.

Принцип действия

Терапия основана на совместной работе терапевта и пациента. Терапевт не учит пациента, как ему думать правильно, а вместе с ним разбирается в том, помогает ему привычный тип мышления или мешает. Залог успеха - активное участие пациента, которому предстоит не только работать на сеансах, но и выполнять домашние задания.

Если в начале терапия фокусируется лишь на симптомах и жалобах пациента, то затем постепенно она начинает затрагивать неосознаваемые области мышления - глубинные убеждения, а также события детства, которые повлияли на их формирование. Важен принцип обратной связи - терапевт постоянно проверяет, как пациент понимает происходящее в терапии, и обсуждает с ним возможные ошибки.

Ход работы

Пациент вместе с психотерапевтом выясняют, при каких обстоятельствах проявляется проблема: как возникают «автоматические мысли» и как они влияют на его представления, переживания и поведение. На первом сеансе терапевт лишь внимательно выслушивает пациента, а на следующем они подробно обсуждают мысли пациента и его поведение в многочисленных повседневных ситуациях: о чем он думает при пробуждении? А за завтраком? Цель - составить список моментов и ситуаций, вызывающих тревогу.

Затем терапевт и пациент намечают программу работы. Она включает задания, которые надо выполнить в местах или обстоятельствах, вызывающих тревогу, - поехать на лифте, поужинать в общественном месте… Эти упражнения позволяют закрепить новые навыки и постепенно изменить поведение. Человек учится быть менее жестким и категоричным, видеть разные грани проблемной ситуации.

Терапевт постоянно задает вопросы и объясняет моменты, которые помогут пациенту понять проблему. Каждый сеанс отличается от предыдущего, потому что с каждым разом пациент немного продвигается вперед и привыкает уже без поддержки терапевта жить в соответствии с новыми, более гибкими, взглядами.

Вместо того чтобы «читать» чужие мысли, человек учится различать свои, начинает вести себя по-другому, а в результате меняется и его эмоциональное состояние. Он успокаивается, чувствует себя более живым и свободным. Он начинает дружить с собой и перестает судить себя и других людей.

В каких случаях это нужно?

Когнитивная терапия эффективна при работе с депрессией, паническими приступами, социальной тревожностью, обсессивно-компульсивным расстройством и нарушениями пищевого поведения. Этот метод также применяется для лечения алкоголизма, наркомании и даже шизофрении (как поддерживающий метод). В то же время когнитивная терапия подходит и для работы с низкой самооценкой, трудностями в отношениях, перфекционизмом и прокрастинацией.

Она может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с семьями. Но не подходит тем пациентам, которые не готовы принимать активное участие в работе и ждут, что терапевт будет давать советы или просто интерпретировать происходящее.

Как долго нужно проходить терапию? Сколько это стоит?

Количество встреч зависит от готовности клиента работать, от сложности проблемы и условий его жизни. Каждый сеанс длится 50 минут. Курс терапии составляет от 5–10 сессий 1–2 раза в неделю. В некоторых случаях терапия может длиться дольше полугода. Консультация когнитивного психолога стоит от 2000 до 4000 рублей.

История метода

1913. Американский психолог Джон Уотсон публикует свои первые статьи о бихевиоризме (англ. behavior - поведение). Он призывает коллег сосредоточиться исключительно на изучении поведения человека, на исследовании связи «внешний раздражитель - внешняя реакция (поведение)».

1960-е. Основатель рационально-эмоциональной психотерапии американский психолог Альберт Эллис заявляет о важности промежуточного звена в этой цепи - наших мыслей и представлений (когниций). Его коллега Аарон Бек начинает изучать сферу познания. Оценив результаты различных методов терапии, он пришел к выводу, что наши эмоции и наше поведение зависят от стиля нашего мышления. Аарон Бек и стал основателем когнитивно-поведенческой (или просто когнитивной) психотерапии.

Это статья об определенном методе работы психологов и психотерапевтов, достаточно популярном в психологической практике, и поэтому нередко использующемся в психологическом консультировании. Узнать подробнее о том, что такое поведенческая и когнитивная психотерапия Вы сможете в этой статье.

Эта школа психологической помощи и метод работы психологов и психотерапевтов, возникший в результате синтеза психоаналитической и бихевиористской (от англ. behavior - поведение) теорий и интеграции когнитивных (от англ. cognition - познание, узнавание, распознавание, познавательная способность) и поведенческих подходов в психотерапии.

Когниция - общее понятие, охватывающее все формы знания, включая воспринимаемые образы, логические доказательства и оценочные суждения; процесс, с помощью которого происходит обработка информации (например, ощущение, восприятие, внимание, память), процесс познания человеком мира и себя самого; включает уровень ощущений, уровень восприятий, уровень представлений и уровень мыслей; основан на убеждениях клиента, его установках, ожиданиях, идеях, представлениях, мнениях и образе мыслей. Когниции традиционно противопоставляются воле (желаниям) и эмоциям (чувствам). Когнитивный диссонанс, по сути, возникает из-за столкновения несовместимых когниций в сознании человека.

Так сложился познавательно-обучающий подход - как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии. Этот подход, с одной стороны, признает важность внутриличностных факторов в адаптации, а с другой - акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности.

Сущность этой новой, интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:

1) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них;

2) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения;

3) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы;

4) мысли, чувства и формы поведения причинно обусловлены и взаимосвязаны.

Эти положения определяют и главные цели психотерапии: навыки восприятия окружающей действительности, моторные (исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Человека обучают тонкому восприятию и различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и др.). Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений, ожиданий). Клиенту дают возможность убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии личности. В заключение обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий.

Поведенческая терапия основана на принципах теории обучения, предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. Другими словами, определенным образом реагируя на внешние условия (определенный стресс), человек вырабатывает в себе определенную модель поведения - привычную реакцию, не всегда правильную. И эта выработанная модель поведения уже сама по себе способна вызывать симптомы какого-либо нарушения. Но привычку можно не только выработать - от нее можно и отучиться. И обучиться новой, более правильной и полезной: как справляться с трудностями, не навлекая на себя болезней, новых стрессов и трудностей адаптации.

Таким образом, когнитивная поведенческая терапия обучает тех, кто страдает разного рода проблемами, как себя вести в сложных ситуациях или как совладать с тревожностью или страхами, в этих ситуациях возникающими. В обучении важны также и наши внутренние мыслительные процессы, или механизмы познания (когнитивные).

Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы и разработаны А. Т. Беком в 60-х годах прошлого века. Метод основан на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально - депрессивных состояний) объяснялось, прежде всего, за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы: "Каким я вижу себя?", "Какое будущее меня ожидает?" и "Каков окружающий мир?" человеком даются неадекватно.

В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им автоматически суждения ("автоматические мысли") определяют его дискомфортное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике.

Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа человек получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях; на этапе эмпирического анализа - отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации; на этапе прагматического анализа - строит оптимальное осознание собственных действий.

Когнитивная психотерапия представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, то есть, в качестве промежуточной переменной выступает мысль (когниция).

Когнитивная психотерапия исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию конкретного человека, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты.

Психологические нарушения - это нарушения на когнитивной стадии переработки информации: обозначение, селекция, интеграция, интерпретация, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью когнитивной психотерапии является коррекция неадекватных когниций. При этом считается весьма желательным максимальное использование опыта пациента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы.

Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их адекватными - таковы главные задачи когнитивной психотерапии. Она наиболее показана людям со способностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей и предполагает взаимное сотрудничество психотерапевта и клиента при отношениях между ними, близких к партнерским. Клиент и психотерапевт должны в самом начале достичь согласия в отношении цели психотерапии (центральной проблемы, подлежащей коррекции), средств ее достижения, возможной продолжительности лечения. Чтобы терапия была успешной, человек должен разделять базисное положение когнитивной психотерапии о зависимости эмоций от мышления.

Этап логического анализа. Особое внимание обращается на необходимость проведения различий между объективной реальностью (сенсорный уровень обработки информации) и воспринятой реальностью. Уровень субъективного восприятия зависит от когнитивных процессов и связан с интерпретацией - обработкой сигналов первого уровня. На этом уровне могут быть значительные искажения из-за сбоев, ошибок и протекания когнитивных процессов, из-за автоматически включающихся в этот процесс оценочных когниций и категорий.

Экспериментальный метод предполагает погружение клиента в значимые ситуации, в том числе по принципу "здесь и теперь", в присутствии психолога. Обращение внимания человека на параллельно текущий поток мыслей в такой ситуации, вербализация этих мыслей, обучают его методике последовательного анализа своего восприятия объекта или события. Внимание направлено на распознавание неадаптивных когниций.

Этап эмпирического анализа. После этапа обучения умению идентифицировать свои неадаптивные когниции, нужно научить клиента рассматривать их объективно. Следующий этап условно получил название этапа изменения правил регуляции поведения. Согласно когнитивной психотерапии, люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для индивида. Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать их менее генерализованными, менее персонифицированными, более гибкими, больше учитывающими реальность.

Этап самонаблюдения имеет своей целью обнаружение искажений, самозапретов, самопорицаний, установление всего диапазона правил, объясняющих появление соответствующей проблематики, вызвавшей обращение клиента.

Этап прагматического анализа. Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение видеть в мыслях гипотезы, а не факты, проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами - следующие этапы когнитивной психотерапии. Вначале желательно использовать навыки продуктивного решения проблем человеком в других сферах, а затем уже генерализовать эти навыки в проблемную сферу. Когнитивная психотерапия допускает применение нескольких приемов, в том числе из других систем психотерапии, если они направлены на достижение той же цели.

Когнитивная психотерапия относится к инсайт-ориентированным видам психотерапии. В рамках когнитивной психотерапии инсайт рассматривается как процесс установления связи между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он направлен на раскрытие значения, которое конкретный человек придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.

Когнитивная психотерапия, как и другие виды реконструктивной психотерапии, стремится достичь структурных изменений в личности, в ее регулятивной системе, чтобы человек находился в большей гармонии с собственными потребностями и потребностями своего окружения. Основное переструктурирование осуществляется за счет замены неадаптивных когниций с использованием выводов из сознательного жизненного опыта. Скрытое символическое значение в высказываниях человека не отыскивается.

Когнитивная психотерапия - это один из наиболее популярных и успешных методов, основой которого является облегчение адаптации клиента - как социальной, так и личной - при помощи изменения личных убеждений, препятствующих этой адаптации. Безусловно, использование данного психотерапевтического метода требует от врача немалых трудов, но зато приносит успех почти всегда.

Когнитивная психотерапия была изобретена еще в начале 20 века Ароном Беком. Этот человек считал, что многие клиента могут возникать из-за того, что он строит неправильные умозаключения, искажающие истинную картину мира. Причиной тому - так называемые "автоматические мысли" - мысли, возникающие у человека при оценке пережитой ситуации. И именно они могут вызывать неадекватное поведение.

В результате этих "автоматических мыслей" у многих людей могут формироваться неправильные стереотипы. Наиболее велика вероятность их формирования в детском возрасте, и именно их сложнее всего разрушать.

Цель, которую преследует когнитивная психотерапия, - это помощь в избавлении от стереотипов, обучение правильному анализу ситуации, определению собственной интерпретации различных ситуаций и ее причин.

Психологам, использующим когнитивный подход, приходится долгое время изучать пациента, так как, чтобы помочь ему избавиться от неверных убеждений, нужно понять, как этот человек мыслит, почему и как у него сложились такие убеждения.

Чтобы лучше понимать суть когнитивной психотерапии, желательно изучить хотя бы один пример того, как когнитивный подход в психологии может облегчить жизнь человеку.

Допустим, к психологу приходит человек, страдающий головными болями, возникающими у него при переживании определенных эмоций. Чтобы помочь ему, врач просит клиента вести подробный дневник - что он делал, что при этом чувствовал, в какой именно момент появилась Чем большее время ведется подобный дневник, тем проще понять, из-за чего у пациента болит голова, и помочь ему.

Допустим, у клиента интересная, но достаточно сложная работа, в которой он все пытается сделать на "отлично". Переживания и напряжение во время работы уже дают о себе знать, а если задание еще и не получилось выполнить идеально, то вот она - сильная Ну, а в том случае, если начальство изъявило недовольство выполненной работой, то клиенту можно только посочувствовать.

Итак, из записей в дневнике пациента можно понять, что именно такие эмоции (переживание при выполнении работы, разочарование при провале задания, нестерпимый стыд при осуждении начальством) вызывают у него головную боль. Как же ему помочь? Перво-наперво следует поработать над тем, чтобы устранить Стремление к совершенству - это прекрасно, но всему же должен быть предел. После того, как идеальное выполнение задания перестанет быть самым главным для пациента, его состояние значительно улучшится. Останется избавиться лишь от чрезмерного чувства долга, чтобы клиент перестал страдать от стыда, слыша укоры начальника.

На самом деле, выполнить все описанное выше не так-то просто и легче будет это сделать на новом рабочем месте.

Но, к сожалению, существуют совсем запущенные ситуации, в которых когнитивная психотерапия не дает почти никаких результатов, а лечение обещает затянуться на долгое время. Что же психологу делать тогда? В психиатрии существует схожий с когнитивной психотерапией метод, более действенный, но и более жесткий.

Метод этот - в основе которой стоит гипноз. Во время лечения врач погружает пациента в гипнотическое состояние, находясь в котором клиент не может предпринимать никаких действий. Психолог короткими, предельно ясными фразами производит внушение. Как правило, человеку внушается оптимизм, говорится, что он, когда проснется, должен будет избавиться от своей болезни/страха/агрессии/неуверенности.

Суггестивная психотерапия используется при многих психологических проблемах, а также при физических заболеваниях.