Конспект занятия на тему: «Вода» в средней группе. Открытое занятие по исследовательской деятельности в средней группе "волшебница вода"

Конспект занятия для средней группы "Свойства воды"

фото Березовской Дарьи Олеговны

Программные задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) , уточнить значение воды для всего живого на земле.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная.

Методы и приемы:

  1. Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки» , сюрпризные моменты.
  2. Наглядный: схемы, символы
  3. Практический: опыты.
  4. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Оборудование:

  1. Пластмассовые стаканы, молоко, вода, соль и сахар, краски и кисти, медальки «Капельки» (всё индивидуально для каждого ребенка) .
  2. Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.
  3. Символы, обозначающие свойства воды
  4. Главный герой - Капелька.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему: «Где живет вода» , «Кому она необходима и зачем» , «Кто живет в воде» .
  2. Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
  3. Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды) .

Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»

I. Организационный момент

(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку)

В.: Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)

В.: Капелька, ты почему такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать - это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

II. Целеполагание и мотивация

В.: Капелька подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

В.: Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

В.: Верно! Значит тема нашей беседы – вода.

(Звучит аудиозапись журчания ручейка)

В.: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки (ответы детей) . Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.

В.: Итак, представьте, что вы учёные.

III. Ход деятельности

В.: Капелька приглашает нас в первую лабораторию, стол с цифрой 1 (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .

Опыт № 1 «Вода бесцветная» .

В.: У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.

В.: Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.

В.: В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная) . А что значит «прозрачная» ? (ответы детей) .

В.: Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?

В.: Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .

В.: Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь? (Ответы) .

На столе у воспитателя 2 стакана с водой марганцовка (для детей краски и кисть) .

В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

В.: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей) .

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Опыт № 2. Вода безвкусная (Детям раздаются пиалы с солью и с сахаром, ложечки) .

В.: Ребята, проходите во вторую лабораторию, за стол номер 2.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода) . Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

В.: А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Капелька, чтобы не забыла, я приготовила вам схему этого свойства воды (перед детьми вывешивается схема этого свойства)

В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует) . Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей) .

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха» .

В.: Отправляемся в третью лабораторию, за стол с цифрой 3.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

В.: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

(Вывешивается схема этого свойства воды.)

В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы) . Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем ребятам.

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в стороны.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка» .)

А вот воду пить нельзя.

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)

В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Капелька.

В.: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Капельке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа со схемой «Использование воды человеком» )

IV. Обобщение и систематизация знаний

В.: Молодцы, ребята! Ну что, Капелька, узнала что-нибудь нового о воде?

Капелька: Да! Только это так трудно запомнить.

В.: А ребята тебе, Капелька, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на схемы) :

  • Вода – бесцветная
  • Вода – безвкусная
  • Вода не имеет запаха.

Капелька: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.

В.: А ты знаешь, Капелька, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Капелька: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Капелька, не забыла про это, вот тебе памятка напоминание «Помыл руки плотно закрой кран» .

Капелька: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы) . А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся медальки «Капелька» ) .

В.: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)

В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды.

(Фоном звучат звуки воды)

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Цели занятия:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Водяная мельница.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее - ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая - ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч - он вождь!
Поливает землю дождь.

4. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).


Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Наблюдение за водяной мельницей

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

5. Капелька любопытная

А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька исследовательница

А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.

9. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра - сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

Вы уже рисовали акварелью - водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски - обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.

Конспект занятия в средней группе «В»

Тема: «вода и её свойства»

Воспитатель: Шкидра О.В.

Конспект занятия в средней группе «В»

Воспитатель: Шкидра О.В.

Тема: «вода и её свойства»

Образовательная область: «Познание»

Раздел: Формирование целостной картины мира.

Ознакомление с природой.

Цель: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Задачи: «Образовательные»

Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования, познакомит с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представление детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить знания воды для всего живого.

«Развивающие». Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать представления о воде и её свойствах, развивать любознательность, мышление, речь детей, ввести в активный словарь слова: жидкость, бесцветная, развивать вкусовой анализатор.

«Воспитательные». Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий. Воспитывать бережное отношение к воде.

Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».

Материал: миска с водой, стаканчики с водой, стаканчики, гуашь, краски, соль, сахар, лимонная кислота, кофе, чай, варенье, аудиозапись «Журчание ручья».

Ребята сегодня по дороге в детский сад я встретила Чебурашку, он был очень расстроенный.

Я спросила почему и он рассказал мне о том, что они с Геной К играли в школу. Гена был учителем и попросил Чебурашку рассказать о воде и её свойствах.

А Чебурашка ничего об этом не знает. Я пригласила его к нам в детский сад и обещала, что мы ему поможем.

Воспитатель: «Поможем ребята?»

Дети: «Да»

Воспитатель: -Чебурашка, сейчас у ребят начнется интересная занимательная деятельность познания, где мы будем говорить о воде и определять её свойства, а ты внимательно слушай и запоминай.

Звучит музыка журчания ручья.

Воспитатель:-Ребята послушайте и определите, что это за звуки?

Дети:- Это звуки воды.

Воспитатель:-Правильно. Это журчит ручей.

Стук в дверь. Приходит Капелька.

Воспитатель:- Посмотрите ребята к нам в гости пришла Капелька.

Капелька:-Здравствуйте ребята.

Дети:-Здравствуй Капелька.

Воспитатель:-Капелька путешествовала по всему свету, многое видела, много интересного узнала. Давайте послушаем, что она нам расскажет.

Капелька читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить.

Воспитатель:-Так ли это? Как вы думаете, сможем ли мы прожить без воды?

Дети:-Без воды нам не прожить.

Воспитатель:-А для чего нам нужна вода?

Дети:-Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения.

Воспитатель:-А от куда взялась Капелька? Где она может быть? Давайте рассмотрим картинки. Назовите их.

Дети:-Лужа, ручей, болото, озеро, море.

Воспитатель:-Значит Капелька это частица чего?

Дети:-Воды.

Воспитатель:-Правильно Капелька?

Капелька:-Да.

Воспитатель:-А от куда берутся капельки?

Дети:-Из тучи.

Капелька хлопает в ладоши:-Правильно, молодцы!

Воспитатель:-Ребята, а можно ли пить воду из рек, водоёмов или готовить из неё пищу?

Дети:-Нельзя.

Воспитатель:-Почему?

Дети:-Она не очищенная, в ней много различных вредных микробов.

Воспитатель:-Вода, которую мы используем в быту проделывает большой путь, прежде чем стать чистой. Сначала она была в реке, потом человек направил её в водопроводные трубы. Чтобы вода была чистой и безопасной для нас её специально очищают. Только тогда она попадает в кран.

Воспитатель:-Что может произойти на земле, если люди перестанут бережно относиться к воде?

Дети:-Все растения, все животные, все люди и вообще всё живое погибнет.

Воспитатель:-Так давайте же не тратить воду зря и беречь её каждую капельку.

Игра физминутка: «Вода-не вода».

Воспитатель называет слова, если в них есть вода, то дети хлопают, если нет, то топают ногами.(Стакан, чай, тарелка, соль, дождь, ручей, фонтан, мяч, море, сахар, океан).

Воспитатель:-Вода-это жидкое вещество, она льётся, течёт, вода бесцветная, не имеет запаха, вкуса, сейчас мы в этом убедимся с вами. Давайте вместе с Капелькой и Чебурашкой пойдём в нашу лабораторию.

Воспитатель:-Капелька, Чебурашка, а вы знаете что такое лаборатория?-Нет.

Воспитатель:-А ребята наши знают и сейчас вам расскажут.

Дети:-Лаборатория-это место, где проводят опыты, делают открытия.

Воспитатель:-А какие правила нужно соблюдать в лаборатории?

Дети:-Вести себя осторожно, не толкаться, не мешать друг другу.

Опыт №1

Возьмите стаканчики с водой и капнете на дощечку. Что происходит с водой?

Дети:-Она растекается.

Возьмите пустые стаканчики и зачерпните воду из миски, а теперь вылейте.

Вылилась ли вода из стаканчика?

Значит вода что делает?

Дети:-Льётся.

Вода льётся, течёт-значит она какая?

Дети:-Жидкая.

Опыт №2

Возьмите стаканчики с водой, посмотрите и скажите, есть ли у воды цвет?

Дети:-Нет. Она бесцветная.

А может ли вода стать цветной?

Дети:-Да может, она может быть разных цветов, для этого нужно добавить краску или гуашь.

Дети добавляют.

Какого цвета вода стала у вас в стаканчиках?

Ответы детей.

Опыт №3

Возьмите стаканчики с водой и понюхайте воду. Вода пахнет?

Дети:-Нет. Вода не имеет запаха.

А что сделать, чтобы появился запах?

Дети:-Добавить чай, кофе, варенье.

Чем сейчас пахнет вода?

Ответы детей.

Опыт №4

Возьмите стаканчики с водой и попробуйте её на вкус? Какая вода по вкусу?

Дети:-Безвкусная.

Добавьте в воду соль, сахар, лимонную кислоту. Какая по вкусу стала вода?

Ответы детей.

Зарисовка опытов.

1.Вода-это жидкость, которая льётся, течёт.

2.Вода не имеет цвета.

3.Вода не имеет запаха.

4.Она бесцветная.

5.Она может растворять соль, сахар.

Чебурашка, помогли ли тебе ребята узнать про воду и её свойства.

Чебурашка:-Да ребята, спасибо. Я теперь всё расскажу Гене и получу хорошую оценку.

Капелька, а тебе понравилось как наши ребята работали?

Капелька:-Молодцы ребята! Хорошо отвечали! Но мне пора отправляться в путешествие. До свидания!

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, помогли Чебурашке, а теперь пора поиграть.

гелюса шайхутдинова
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Волшебница вода»

МАДОУ «Детский сад №125 комбинированного вида» Кировского района г. Казани

Конспект интегрированной занятий (педагогический проект) в средней группе на тему :

«Волшебница вода » .

Цель : познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на о, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.

Материал : стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, аудио запись «шум воды» .

Словарь : обогатить словарный запас детей.

Предварительная работа : чтение книги М. Д. Перина «Живая вода » ; знакомство с учителем здоровья «Капелия» ; загадывание загадок о воде; прослушивание аудио записи «шум воды» .

Ход занятия : Включается аудио запись «Ручеек» .

Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие . Проходите, ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Вы догадались, о чем будет наше занятие ? Отгадайте загадку :

Она и в озере, она и в лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода ) .

О чем мы сегодня будем говорить на занятии ?

Да о воде. – Где можно встретить воду? (ответы детей)

Зачем нам нужна вода ? Кому еще нужна вода ? (ответы детей) .

Чтение детьми стихотворение о воде :

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане К. Вика

И водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае, Слава

Мы ее не замечаем.

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться! Адель

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

А что такое вода ? (ответы детей) .

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

А для этого мы с вами отправимся на Нео остров, где мы с вами станем нео учеными согласны? (ответы детей) .

Мы с вами не пойдем, а поплывем. (Ах, ух, ах, ух

В нео остров мы плывем, о воде узнать хотим).

Но вот мы приплыли, а кто знает, что означает слово «НЕО» (ответы детей) .

Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчик с водой и вылейте в тазик. Что сделали сейчас с водой? (вылили, перелили) . Перельем воду в разные бутылочки.

Вывод : Вода – это жидкость . Она течет. Ее можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

Что вам, ребята это запомнить я приготовила вот такой символ (прикрепляю к доске)

Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории .

Как вы считаете, какого цвета вода ? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная » .

На столе у воспитателя стакан с водой и стакан с молоком. – Какого цвета молоко? (белого) .

А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей) .

Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода ? Почему через стакан с водой мы видим картинку?

Вывод : вода не имеет запаха , она бесцветная, прозрачная (ставится символ) .

Ребят, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет» .

На столе 2 стакана водой, зеленка, марганцовка.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет ? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчики с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках ?

Вывод : вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус» .

Давайте проведем небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (ответы детей) .

Вывод : оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода не имеет запаха » .

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь ?

Вывод : вода ни чем не пахнет , у нее нет запаха. (Вывешивается этого свойства воды) .

Итог занятий .

Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии ? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

Понравилось вам наше занятие . Какое задание было самое интересное ? Какое самое трудное? Мы будем еще много говорить о воде и узнаем еще больше. А теперь мы на нашей лодке отправимся в нашу любимую группу .

Давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся в нашу группу .

Тема НОД « Свойства воды. Опыты с водой». Занятие по экологии в средней группе (другое экологическое занятие этого автора).

  1. Развивать наблюдательность, приёмы поисковой деятельности.
  2. Расширять знания об агрегатных состояниях воды;
  3. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе (воде).
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе наблюдений и опытов.

Материал и оборудование:

  1. Запись на аудиокассете: журчание речки, дождя, водопада;
  2. картинки с изображением предметов, где есть вода;
  3. стакан с водой и стакан с молоком;
  4. 2 разноцветные полоски, таз с водой, 5- 6 игрушек, кубик, шарик, лист белой бумаги, прозрачные ёмкости разной формы и стаканы с водой по количеству детей, формы с замороженной водой;
  5. блюдечки, зеркало, чайник.

Ход занятия.

Дети здороваются с пришедшими в группу гостями. (Занятие открытое)

Предлагаю им послушать в записи и сказать, знакомы ли им эти звуки? Что напоминают? (Ответы детей).

Видите, вода есть повсюду, в разных местах: и на улице, и дома.

В обруче много разных картинок. Предлагаю выбрать каждому по картинке, где есть вода. Дети выбирают, обговариваем, прикрепляем к мольберту.Игра «Где живёт вода?»

В обруче остаются картинки, где нет воды (телефон, книга, телевизор). Обсуждаем, почему не выбрали эти картинки. (Ответы детей)

А у нас в группе где живёт вода? (Ответы детей).

Свойства воды

Отправляемся в путешествие на поезде. Мы уже успели побывать на некоторых станциях.

Предлагаю детям вспомнить названия станций, на которых побывали (воздушная, магнитная). Предлагаю продолжить путешествие и поехать на новую станцию. Имитация движения поезда и остановка.

Опыт с водой: цвет воды

Перемещаемся к столу, где стоят стаканы с водой и молоком.

Посмотрите, какого цвета вода? (Ответы детей).

Сравним листок белой бумаги и жидкость белого цвета в другом стакане.

Что это? (Ответы детей). Как догадались, что молоко? (Белого цвета).

А вода в стакане такого же цвета, как молоко, как лист бумаги? (Ответы детей).

Так какого цвета вода? У неё есть цвет? Нет.

Опыт с водой: прозрачность.

Давайте поиграем. Сейчас я в стакан с молочком опущу полоску, а вы угадаете, какого она цвета. Закрываете глаза и не подглядывайте по-честному.

Предлагаю детям заглянуть в стакан молока. Виден ли цвет опущенной полоски? Почему никто не видит? (Ответы детей). Показываю оранжевую полоску, которая опускалась в молоко.

А сейчас мы тоже проделаем с водой.

Детям предлагается снова закрыть глаза, а потом угадать, какого цвета полоска опущена в воду. (Синяя).

Как догадались? (Увидели).

Почему сквозь воду виден цвет полоски? (ответы детей).

Что скажем о воде? Какая вода?

Вывод: Если мы хорошо видим предметы, которые опускаем в воду, значит, вода прозрачная.

Игра с водой на прозрачность.

Предлагаю только девочкам закрыть глаза. А мальчики в это время опустят в таз игрушки (5-6). Девочки открывают глаза и убеждаются, что в воде игрушки. Почему в воде так хорошо видны игрушки?

Таким образом, дети ещё раз делают вывод: вода – прозрачная.

Опыт с водой: форма воды.

Предлагаю посмотреть на кубик и назвать его форму. На глазах у детей поворачиваю кубик в разные стороны. Меняется ли форма кубика? Квадратная как была, так и осталась.

Показываю детям шар. У него какая форма? (Круглая). Прокатываю шарик по столу. Меняется ли при этом форма шара? Он стал каким–то другим? (Ответы детей).

Па столе расставлены ёмкости разной формы по количеству детей.

Предоставляю возможность каждому выбрать понравившуюся ёмкость и подойти к столу, где для каждого приготовлен стакан с водой.

Предлагаю детям перелить воду из стакана в тот предмет, который они взяли. Что происходит с водой? (Ответы детей).

Посмотрите, где теперь оказалась вода? (В тарелке, миске, бутылке, графине).

Вода приняла форму того предмета, в который мы её перелили. У неё нет формы.

Опыт с водой: запах воды.

(Учим правильно снимать запахи)

Понюхайте, чем пахнет вода? (Ответы детей).

Вывод: у чистой воды нет запаха.

Опыты с водой: агрегатные состояния.

Превращение воды в лёд.

Вчера мы налили воду в маленькие домики из–под конфет и вынесли на улицу.

Кто помнит, зачем? (Заморозить). На улице холодно? Интересно, водичка замёрзла? Хотите посмотреть, что с ней стало? Это вода? Нет. Где теперь вода? (Стала льдинками)

Предлагаю взять льдинку и потрогать её. Какая она – эта льдинка? (Ответы детей).

А это какая льдинка? (Большая). Какая растает быстрее - маленькая или большая? А это мы узнаем позже.

Парообразное состояние.

На столе чайник с только что вскипячённой водой.

Предлагаю угадать, в чайнике вода горячая или холодная? Как догадались? (Идёт пар). Куда он поднимается? Давайте проверим. На нос чайника прикладываю зеркало и предлагаю посмотреть, что видно на поверхности зеркала? (Капельки воды). Оказывается, вода испарилась (дети трогают капли воды на зеркале).

При кипячении вода испарилась и превратилась в пар, а на холоде замерзла и стала льдом.

Наблюдение: таяние льда.

Предлагаю вернуться к столу, где на блюдце остались таять льдинки. Дети убеждаются в том, что большая льдинка тает дольше. Почему? (Ответы детей).

На блюдцах, где были льдинки – малышки, вместо льда теперь вода.

Итог занятия.

Вот и пришло время возвращаться детсад. Понравилось ли путешествие? Что интересного узнали? Как мы назовём эту станцию? (Ответы детей).