Как мы читаем. Мы читаем не так, как наши предки: в чем разница

Скорость чтения равна скорости мышления. А понимание того, что скорочтение - это синоним скоромыслия, повышает мотивацию к развитию этого навыка, не так ли?

Фрэнсис Бэкон говорил: «Некоторые книги следует пробовать, некоторые - проглатывать, и только немногие - пережевывать и переваривать». Мы же привыкли разжевывать каждую книгу, даже если не уверены, что она нам нужна или что мы в состоянии ее переварить, либо, напротив, не притрагиваемся к четырехтомнику, понимая, что процесс растянется надолго. Мы решили разобраться в технике чтения и понять, почему мы читаем медленно и как ускорить этот процесс, не потеряв в качестве.

700 слов в минуту: почему мы читаем так медленно

Чтение - одно из базовых умений, которые мы осваиваем в возрасте четырех-шести лет. Но научившись уверенно читать в первом-втором классе, мы почему-то решаем, что достигли высот, и больше не уделяем внимания развитию этого навыка.

Скорочтение и вовсе окутано множеством мифов. Страх того, что, увеличив скорость чтения, человек перестанет делать это вдумчиво, довольно наивен. Здесь можно привести аналогию со спортом, ведь скорочтение - это своего рода чтение спортивное.

И если умение быстро бегать не приводит к тому, что человек забывает, как ходить, то почему это должно произойти с чтением?

Словом, проблема - именно в восприятии нормы . Нормальной считается скорость в 200–250 слов в минуту. При этом подвох кроется уже в самой единице измерения - словах в минуту.

Скорочтение - это не чтение по словам как таковое, а, скорее, чтение смысловыми блоками, за счет чего во многом и удается увеличить объем прочитанного в пять-десять раз.

Так почему же мы читаем медленно и что мешает нам ускориться? Причин невысокой скорости чтения достаточно много: часть из них связана с психикой, часть - с физиологией. Однако любой барьер на пути к динамическому чтению можно преодолеть.

Внутренний суфлер

Самый распространенный враг скорочтения - субвокализация (проговаривание про себя). Замечали ли вы, что, даже читая уличные вывески, люди часто шепотом проговаривают новые названия?

Дублирование прочитанного текста про себя (иногда даже с артикуляцией) - одно из самых серьезных препятствий для скорочтения.

  • Во-первых, потому что, проговаривая прочитанное, мы снижаем скорость чтения до темпа устной речи,
  • а во-вторых, это привычка, которую мы неосознанно практиковали почти всю жизнь и отучиться от которой непросто.

Чтобы убрать внутреннюю артикуляцию, необходимо переориентировать своего внутреннего суфлера с проговаривания на узнавание.

Проговаривание включается в основном при столкновении с новой информацией, поэтому работать необходимо именно с незнакомой лексикой. Когда в тексте впервые встречается сложное слово, необходимо прочитать его медленно и внимательно. Если значение слова не вполне понятно, нужно обязательно его уточнить, чтобы произошло соотнесение зрительного образа и содержания.

«Фотографируйте» слова глазами. Каждый раз, когда вы спотыкаетесь взглядом о незнакомое слово, попробуйте закрыть глаза и представить, как оно пишется.

Хорошая новость в том, что узнавание - процесс автоматический: если вы однажды запомнили слово, после это будет происходить без усилий.

Например, медленно проговорив «дезоксирибонуклеиновая кислота», уточнив значение и «сфотографировав» словосочетание, в следующий раз ваш мозг поймет, что речь идет о ДНК, прежде чем вы физически успеете его дочитать.

Основным физиологическим ограничителем быстрого чтения является узкое поле зрения. Как уже было сказано, скорочтение - это чтение не по словам, а блоками.

Многие сталкиваются с невысокой зрительной способностью охватывать определенный объем информации за один раз. Но, опять-таки, хорошая новость в том, что периферийное зрение можно развить, и достаточно быстро.

  • Попробуйте остановить взгляд на каком-то предмете и сфокусироваться.
  • Затем, не перемещая взгляда и не меняя фокуса, попытайтесь зрительно охватить максимальное количество предметов вокруг вас. Если вы читаете газеты, то отличным упражнением для вас будет чтение колонок.
  • Старайтесь охватывать целиком строчку одной колонки: одна зрительная фиксация - одна строчка колонки.
  • На начальном этапе тренировок хорошим подспорьем будет вертикальная черта, проведенная посередине колонки. Это поможет быстрее приучить взгляд фокусироваться на середине строки.

Ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость

Для тех, кто решил серьезно подойти к развитию бокового зрения, подойдут таблицы Шульте: можно изготовить их самим, а можно найти готовые в интернете или даже скачать себе соответствующее мобильное приложение.

Существует множество вариантов таблиц Шульте. Самый распространенный - квадрат 5×5, в клетках которого в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Задача состоит в том, чтобы как можно скорее пройти взглядом от 1 до 25. А цель - делать это с постепенным увеличением скорости.

Однако для тренировки периферийного зрения необходимо соблюдать одно условие: взгляд должен быть зафиксирован на центральной ячейке таблицы, то есть искать цифры нужно без смещения фокуса.

Любопытно, что периферийное зрение развито у всех. Просто в одних случаях мы им пользуемся (например, за рулем автомобиля или когда в помещение вошел объект нашей любви или начальник), а в других (как в ситуации с чтением) у нас эта привычка попросту не развита. Если повысить для себя значимость чтения и распространить привычку и на эту сферу жизни, вскоре вы заметите результат.


Повторение - не всегда мать учения

У большинства из нас имеется не особо продуктивная привычка возвращаться взглядом на только что прочитанный текст: не успели дочитать до конца правую страницу, как уже снова что-то уточняем на левой.

Перечитывание отнимает довольно много времени. Такие «регрессии» в виде повторного чтения напрямую связаны с процессами запоминания информации, поэтому ключ к их решению - в развитии памяти.

Подойдут как знакомые упражнения вроде изучения иностранных языков или заучивания стихов, так и менее известные мнемотехники.

Например, попробуйте запомнить цепочку не связанных между собой слов. Постепенное наращивание числа звеньев способствует увеличению объема оперативной памяти.

После каждой прочитанной страницы придумайте ей образное название. Это поможет закрепить прочитанное и избавит от необходимости возвращаться.

Это задание больше подходит для детей, но взрослым оно также может пригодиться.

Самое простое упражнение, которое поможет избавиться от повторного чтения, - это отслеживание возвратных движений глаз.

Необходимо договориться с самим собой, что к прочитанному можно вернуться только после того, как текст будет дочитан до конца. Заодно потренируете дисциплину, так как сила привычки будет постоянно толкать вас на нарушение договора.

Второй момент, который очень важен: возвращаться к тексту нужно не механически, а осознанно, мысленно задавая себе вопрос, ответ на который нужно найти.

Что касается бытовых привычек, то можно сократить использование органайзеров и всевозможных устройств-напоминалок.

Начать можно с походов в магазин, когда список необходимых покупок есть только в голове. Помочь может визуализация вашего списка: сложите мысленно в пакет все, что собираетесь купить, образно представляя, как это выглядит.

Нередко бывает, что во время лекции или жаркого спора забывается фраза, сказанная пару минут назад. Вернуться на предыдущую страницу в такой ситуации чуть более проблематично, так что навык удерживать информацию в голове будет полезен во многих ситуациях и сэкономит ресурсы.


Слона-то я и не приметил

Невнимательность, рассеянность также являются серьезными препятствиями на пути к развитию скорочтения. Чтение само по себе требует от нас повышенного внимания, так как задействует многие отделы мозга одновременно.

При повышении скорости чтения возрастает и требование к концентрации. Это как при вождении транспорта: пешеходу при скорости 5 км/час требуется определенный уровень внимания и быстроты реакции, а водителю даже при минимальной скорости в 60 км/час нужно быть внимательнее в 12 раз!

Таким образом, одним из важнейших навыков для развития скорочтения становится способность удерживать внимание.

Повышению концентрации способствуют упражнения на подавление внутреннего диалога, снижение реакции на внешние раздражители, а также работа с психофизиологическими причинами невнимательности.

Эффективное упражнение на умение концентрироваться - чтение слов наоборот. Эту разминку можно делать в любом месте: по дороге на работу или занимаясь какими-то рутинными делами.

  • Выберите слово, представьте себе, как оно пишется, после чего прочтите его наоборот.
  • Начинать лучше с простых слов: молоко - околом, праздник - киндзарп и так далее, постепенно наращивая длину и сложность слов.
  • Важно ничего не записывать, а делать все в уме.

Если это занятие кажется вам скучным, приобретите развивающую настольную игру, в которую включены подобные задания, и совмещайте развитие внимательности с общением с друзьями.

В игре «Экивоки» например, есть задание «Адский наоборот», которое далеко не каждому по силам.

Чтение с метрономом также учит концентрироваться. Скачайте себе программу на телефон и выставите в настройках нужную вам скорость (число ударов в минуту).

Удобно использовать метроном при чтении газетных колонок (см. упражнения на развитие периферийного зрения ).

Подстройка скорости чтения под метроном помогает не только держать темп, но и на время отключить критическое мышление и сосредоточиться на процессе чтения.

Причиной невнимательности могут быть и сугубо психологические барьеры. Например, отсутствие интереса к чтению. Лучшим лекарством здесь, конечно, является выбор литературы, которая вам интересна.

Если же это текст из серии «очень надо», то интерес в себе можно разбудить: искать его нужно в том, зачем именно вам это нужно, что изменится в вашей жизни с приобретением нового знания.

Рассеянность также часто является следствием физической усталости, поэтому универсальным советом здесь являются перерывы каждые 20 минут хотя бы на одну минуту, желательно с релаксацией для глаз.

Развитие внимательности крайне важно, так как от этой способности во многом зависит объем усваиваемой информации.

Наращивать скорость чтения технически, не будучи готовым усвоить прочитанное, занятие бессмысленное.

Это как в ироничном высказывании Франца Кафки: «Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».


Зрить в корень

Одна из базовых причин невысокой скорости чтения - неумение выделять главное.

Какая у вас любимая книга? Можете ли вы одним предложением пересказать ее идею? А идею недавно просмотренного фильма?

Если с этим простым заданием возникают сложности, то работа над умением выделять главное - еще одна ваша зона роста . Способность формулировать мысли можно развивать, тренируя логику и догадливость.

  • Подготовьте вертикальную полоску (для начала - 3–4 см шириной) из любого непросвечивающего материала (лучше однотонного, чтобы рисунок или текст не отвлекали от чтения).
  • Возьмите любой незнакомый текст, прикройте его этой полоской и читайте, пытаясь понять логику.
  • Когда усваивать текст с таким процентом закрытого текста станет легко, ширину полоски можно увеличить.

Навык выделения главного отлично прорабатывается конспектированием . Если вы студент, у вас подходящее поле для тренировки, а если уже нет, то можете потренироваться на кратком пересказе услышанного на собрании, конспектировании прочитанных статей или книг.

Для развития логики конспекты можно делать в виде схем. Переработка текста в схемы отлично развивает системное мышление и помогает видеть картину в целом.

Новичкам часто советуют метод пристрелки. Толковый словарь Ушакова объясняет слово «пристрелка» как «пробную стрельбу для определения расстояния до цели и установления правильного прицела». Именно это и требуется делать с книгой.

  • Откройте любую страницу незнакомой книги (идеально для этого упражнения подойдут научно-популярные тексты).
  • Посмотрите на текст в течение 30 секунд, после чего закройте его и попытайтесь представить три факта, которые вам запомнились.
  • Визуализируйте их и подумайте, чего не хватает, какую информацию вы хотели бы почерпнуть при следующем обращении к тексту.
  • Повторите это еще несколько раз, при каждом обращении к тексту отмечая что-то новое (в итоге в вашей голове должно остаться не менее 10 фактов о прочитанном, связанных между собой).

Кроме того, навык выделения главного может быть крайне полезен уже на этапе выбора материала для чтения.

Так как современные тексты избыточны не только в качественном, но и в количественном проявлении, выбор правильной книги, наиболее точно отвечающей вашей задаче, может существенно сократить временные затраты на изучение предмета.

Наличие цели напрямую влияет на скорость чтения , так как определяет степень вашей заинтересованности. Заранее сформулированная задача и ожидаемый результат помогают сделать чтение более эффективным.

Для тех, кому навык скорочтения необходим в профессиональных целях - для обзоров узкоспециальной литературы или для быстрого освоения новых сфер, - хорошим подспорьем станет рабочий словарик.

Наш мозг останавливается на незнакомых словах, и это стопорит процесс. Если вы микробиолог и вам нужно быстро погрузиться, скажем, в вопросы геодезии, то рассчитывать на общую эрудицию, наверное, достаточно смело. Составление же базового словаря и запоминание основных слов поможет в кратчайшие сроки освоить большие объемы информации и существенно увеличить скорость чтения.

Таким образом, скорочтение - это навык, поддающийся развитию. Но при этом очень важно осознать, что для эффективности необходима вся связка: скорость - понимание - запоминание.

Поэтому ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость.

При этом не обязательно делать одинаково сильный упор на все навыки сразу.

  • Максим Горький, например, книги просматривал крайне быстро, в совершенстве владея техникой чтения по диагонали (и обладая развитым умением выделять главное даже при беглом взгляде),
  • Теодор Рузвельт читал большими блоками, охватывая по два предложения одновременно (так как имел развитое периферийное зрение),
  • Оноре де Бальзак и вовсе фиксировал взгляд на целом абзаце, умудряясь восстанавливать смысл текста по одному-двум словам (за счет удивительно развитой догадливости),
  • Пушкин мог пересказывать биографии после их прочтения почти дословно (что было следствием как огромного словарного запаса, так и хорошо развитой памяти).

Приведенные упражнения можно делать в качестве утренней разминки. Ежедневная зарядка для мозга положительно отражается на многих жизненных сферах, позитивно влияя на качество мышления.

Специалист по скорочтению Ирина Ландо утверждает, что «скорость чтения равна скорости мышления». А понимание того, что скорочтение - это синоним скоромыслия , повышает мотивацию к развитию этого навыка, не так ли?

Ирина Ландо, доктор наук в сфере управления, специальность - управление знаниями (knowledge management):

Не могу согласиться с утверждением, что при высокой скорости падает качество чтения. Это происходит с теми, кто пытается бежать по тексту быстрее, чем их мозг понимает прочитанное.

Давайте использовать логику. Когда у вас возрастает внимание: когда информация подается быстро или медленно? В каком случае вы лучше поймете прочитанное: если читали с большим вниманием или с меньшим? При быстром чтении мозг вынужден обрабатывать информацию на большей скорости, так что внимание возрастает.

Другое дело, что скорость чтения не может превысить скорость мышления читателя. Поэтому первый ограничитель - это скорость, с которой человек может обрабатывать текстовую информацию, а второй - это количество слов, словосочетаний, предложений, абзацев, которые читатель способен увидеть в тексте.

Те, кто владеет навыком скорочтения, вовсе не читают быстро любую литературу. Они выбирают скорость чтения в зависимости от сложности текста и цели чтения.

Скорость чтения художественной литературы будет зависеть от скорости, на которой мозг читателя в состоянии перекодировать текст в фильм.

Достаточно много людей могут понимать художественную литературу абзацами. Не выхватывая только суть, а именно успевая прочувствовать происходящее. Это зависит от того, читали ли с ребенком в детстве. Это прекрасно развивает образное мышление.

Взрослые же люди все чаще сталкиваются с проблемой функциональной безграмотности: буквы знают, читать умеют, а понимать прочитанное - нет.

С появлением интернета возникли и новые привычки: не дочитывать до конца, хватать информацию частями и так далее.

Многие привыкают к тому, что, выхватив какие-то куски из текста, остальное можно додумать самому. Так может поступать, например, профессор университета, читая курсовые работы студентов первого курса по своей специальности. Но те же первокурсники не смогут по кускам сложить тексты из учебника четвертого курса и рассказать предмет, додумывая.

Найдите книги, которые вам будет интересно читать; когда хочется узнать, чем же все закончится.

Пока читаете, мозг учится перекодировать маленькие черные закорючки с листа бумаги в образы, картины, фильмы.

Во-вторых, читая сложную литературу, над которой приходится долго размышлять, задумываться над каждой фразой (например, философские труды), разбавляйте ее чтением литературы легкой, на которой можно разогнаться. Лучше, если это будет повесть, а не короткий рассказ.

  • Опытный читатель следит за ходом мысли автора, выделяя главную мысль и увязывая с ней остальные детали повествования.
  • Неопытного читателя выдает неумение отличать главное от второстепенного, когда вместо сути пересказывается только частный пример.

Важно также понимать, что чтение и прослушивание книг - это совершенно разные процессы и разные задачи для нашего мозга. При прослушивании аудиокниг работают височные, а при чтении - задние доли. И этой частью мозга отучаются пользоваться все больше и больше людей.

Очень надеюсь, что число читающих людей будет увеличиваться. Ведь именно чтение развивает здоровый скептицизм, умение анализировать и мыслить критически.опубликовано .

Мария Баранова

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Подумайте о том, что вы сейчас делаете. Серьезно! Остановитесь и подумайте об этом по-настоящему. Если ваши глаза бегут по строчкам, передавая в мозг полученную информацию, значит вы принимаете участие в разговоре, который мы с вами начали. Способом передачи информации в этом разговоре является шрифт, но вы также фильтруете полученный посыл через опыт ваших прошлых бесед. Вы вставляете слова в контекст. Также важно на чем вы читаете этот текст: распечатанным на бумаге, на экране телефона или перед компьютером. Для кого-то другого эти строки могут быть наполнены иным значением, хотя технически он делает то же что и вы.

Это самое интересное в тексте: цепная реакции времени и места, в которой вы являетесь катализатором. Конечно посыл текста зависит от его подачи, но именно вы должны наполнить прочитанные слова смыслом.

Шрифт и типографика не могли бы существовать без желания человека выражать и регистрировать информацию. Конечно, у нас есть и другие возможности, такие как речь или изображения, но шрифт в данном случае максимально эффективен, гибок, емок и переводим. В типографике заключено не только творчество, но и ремесленническая составляющая, и владение этим ремеслом помогает нам создавать правильные вещи.

Чтение — это чудесный комплекс действий, но как только мы научились читать, этот процесс становится для нас чем-то сродни мышечной памяти. Мы редко задумываемся об этом. Почти каждый из нас хотя бы раз писал текст, желая, чтобы его прочитали другие. Но думали ли вы когда-нибудь об опыте чтения этих людей?

Сейчас вы являетесь нашей аудиторией. А теперь задумайтесь о вашей аудитории. Одна из задач дизайна: привлекать и доставлять удовольствие. Мы должны пригласить читателя и убедить его остаться с нами. Какие же обстоятельства влияют на процесс чтения?

Читабельность

Если текст разборчив, это еще не значит что он читабелен. Разборчивость текста означает что его можно прочесть, но это все равно что называть съедобной кору дуба. Мы берем выше. Читабельность сочетает в себе эмоциональное воздействие дизайна и количество усилий, которые нужно приложить для прочтения текста. Вы наверняка видели комментарии типа «слишком много букв». Действительно объем текста является важным фактором в этой области и разнообразие типографики — тоже. Вместо того чтобы задаваться вопросом «Сможет ли пользователь это прочесть?», спросите «Захочет ли он прочесть это?».

Любое решение связанное с дизайном может снизить читабельность на вашем сайте, что заставит пользователей отказаться от чтения текста, и возможно даже возвестить об этом в своем статусе на фейбуке. Не позволяйте вашему дизайну вставать на пути желания ваших пользователей читать.

Предположим что мы убедили посетителя начать чтение текста. Но как нам сохранить их внимание и побудить прочесть информацию до конца? Давайте разберемся подробнее с тем что такое опыт чтения и как на него влияет дизайн.

Процесс чтения

Часто начинающие дизайнеры думают что пользователь читает текст в проекте так же как и сам дизайнер. Это распространенная ошибка. Вы можете провести уйму времени за разработкой правильного макета, выбором уместной типографики, подбором идеального интерлиньяжа и оформлением заголовков. Это конечно важно, но не ждите что посетители заметят это и увидят вашу работу именно так, как ее видите вы.


Просто скромный текст. Но что происходит на самом деле, когда кто-то читает его?

Дело в том, что чтение — куда более сложный и детальный процесс. Он зависит от того что нас окружает (находимся ли мы в кафе или дома) , от нашей занятости (скучаем ли мы или усердно работаем), от наших целей (ищем ли мы что-то конкретное) и т. д. Но чтение определяет не только то, что происходит с нами в данный момент, этот процесс также зависит от того как ваши глаза и мозг работают над информацией в тексте. Получаемый нами опыт во время чтения и то, что мы видим во время чтения — это две совершенно разные вещи.

Когда наш взгляд скользит по тексту, наш разум поглощает текстуру шрифта — сочетание негативного и позитивного пространства внутри букв и вокруг них. Мы не обращаем внимание на эти детали, в то время как мозг проделывает тяжелую работу по разбору текста и собиранию его в мысленную картину того, что мы читаем.

Так к чему же мы стремимся? Вы когда-нибудь были поглощены чтением книги, отчаянно не желая отрываться от текста? Хорошо написанная информация может запустить такой механизм, а хорошая типографика смажет шестеренки. Давайте посмотрим на чтение как на физический процесс!

Саккада и фиксация

Процесс чтения не линеен. Наши глаза совершают быстрые, скачкообразные движения, которые называются саккадами (как на картинке ниже). Иногда это большие скачки, иногда маленькие. Саккады помогают нашим глазам охватить большее количество информации за короткий срок. Длинна скачка саккады зависит от нашей сноровки читателя и от того насколько мы знакомы с предметом чтения. Возьмем к примеру научный доклад. Профессионал, хорошо знакомый с научными терминами, прочтет текст намного быстрее, чем обычный читатель, не знакомый с используемыми формулировками.


Саккады это прыжки, которые совершает наш взгляд, двигаясь вдоль текста.

Между прыжками саккад наш взгляд останавливается на доли секунды. Эта остановка называется фиксацией (смотрите картинку ниже). Во время фиксации мы четко видим несколько символов, а остальной текст оказывается не в фокусе. Наш мозг собирает эти фиксации воедино, чтобы моментально расшифровать информацию из текста. Все это происходит рефлекторно.


Фиксации — это милисекундные остановки между прыжками саккад.

Формы букв и формы, которые создают буквы, складываясь в слова и предложения, могут значительно воздействовать на нашу способность расшифровывать текст. Если мы возьмем несколько строк текста и закроем верхнюю часть букв, читать станет очень сложно. А вот если скрыть нижнюю часть, мы все еще сможем читать, не прилагая особых усилий.

Все потому что большая часть идентифицирующих букву штрихов находится в ее верхней части. Сочетание всех элементов букв в слове создают форму слова, которую мы узнаем при чтении.

Когда мы начинаем подсознательно распознавать буквы и слова, скорость нашего чтения увеличивается. Человек читает лучше то, что читает больше всего.

Чем больше незнакомых символов и сочетаний мы встречаем в тексте, тем медленнее читаем. Если бы мы отправились в средневековье с современной книгой, набранной новым sci-fi шрифтом, у средневековых читателей возникли бы трудности с ее прочтением. Хотя для нас чтение такой книги не составило бы особого труда.

Именно поэтому нам обычно сложно различить чужой почерк, в то время как прочтение собственного текста, написанного от руки, не вызывает трудностей.


Нам хорошо знаком собственный почерк, поэтому мы легко его читаем, в то время как у кого-то другого с этим вполне могли бы возникнуть сложности.

Было проведено множество исследований, посвященных чтению, но исследователи далеко не во всем пришли к соглашению. Легкое чтение зависит от различных факторов, начиная с задачи, которую читатель хочет выполнить. Некоторые исследования показывают что мы читаем по форме слов — картинке, которую составляет слово; другие говорят, что мы расшифровываем информацию буква за буквой. Но большинство ученых согласны с тем что легкость чтения зависит от визуального ощущения и точности настройки текста, в сочетании со сноровкой читателя.

На картинке ниже попробуйте прочесть текст, составленный из всех заглавных букв. Наш опыт чтения может отличаться, однако большинство из нас не привыкли читать текст заглавными буквами. Сравните с текстом, который написан строчными буквами. Все дело в том, что заглавные буквы имеют блочную форму и между ними не возникает ощутимого контраста, в то время как строчные буквы ощутимо отличаются друг от друга и их легче узнавать.


Читать строчной текст намного легче чем прописной.


Разница между заглавными буквами намного меньше чем разница между строчными.

Очень поучительно понимать какое влияние на читателя имеет выбор шрифтов и верстки. Такие мелочи как расстояние между буквами может сделать чтение более приятным. Лучшее для дизайнера — это когда читатель не замечает его решений, когда пользователю легко и удобно, а вы донесли до него то, что хотели.

Итоги

Типографика на экране отличается от печатной. Читатель имеет дело с двумя важными факторами: окружающая обстановка и устройство. К примеру, пользователь может в солнечный день читать текст в парке с телефона. Или же может находиться в темной комнате и читать титры с экрана телевизора. Как дизайнеры мы никак не можем повлиять на то где и на чем будет читаться текст, как бы нам не хотелось настроить контрастность и яркость каждого в мире монитора.

Лучшее решение — проработать типографику таким образом, чтобы она смотрелась максимально хорошо во всех случаях. Попробуйте предвидеть самые разные ситуации вплоть до лунного затмения.

Перевод — Дежурка

Как мы читаем. Для чего нужна «техника» чтения?

Голодова Л.В.

учитель начальных классов

Каково было удивление, когда в начале века учёные вдруг установили, что наш взгляд движется по строке скачками. А воспринимаем мы информацию только во время остановки. Одна остановка примерно полсекунды. За это время скажем, ученик, который специально не тренировался, воспринимает 1 – 2 слова средней длины. Итак, при чтении взгляд в несколько скачков проходит строку, затем переходит на следующую, а в итоге получается зигзагообразная кривая. Что надо сделать, чтобы увеличить скорость чтения? Очень просто. Надо увеличить количество слов, которое мы прочитываем во время остановки, то есть расширить поле зрения. Найдём в газете самые узкие колонки текста. Это прекрасный « тренажёр». Кстати, мы сами можем приготовить такие колонки. Записать текст узкими столбиками, а потом, когда появится навык, будете его расширять. Записали? Теперь начинаем читать сверху вниз по центру строки. Сначала может и не получиться, надо набраться терпения. При чтении вам может показаться, что вы что-то не поняли, пропустили. Не надо возвращаться назад. Это снижает скорость. Появляется вредная привычка. Поверьте, со временем вы научитесь концентрировать внимание.

Серьёзный недостаток традиционного чтения – непрерывная внутренняя речь. Даже взрослый человек « про себя» проговаривает то, что читает. Если текст особенно трудный, произносят слова вслух. Заметьте. В русском языке скорость быстрой внутренней речи приблизительно 150 -200 слов в минуту. Получается, что скорость чтения такая же, то есть небольшая. Помеха обнаружена – это внутренняя речь – давайте с ней бороться. Например, найдем в газете компактно расположенные заголовки – два слова на одной строке и два – под ней. Учитесь читать их за одну остановку, не передвигая взгляда. Старайтесь читать так. Чтобы 2-3 строки вы увидели, но не успели

« услышать». Если ученики добьются того, что во внутренней речи появятся « немые» промежутки – это первый шаг к увелечению скорости чтения.

Для чего нужна « техника» ? Дело в том, что каждый день мы сталкиваемся с целым морем самых разнообразных текстов. Они требуют и разной манеры чтения. Статьи в газетах, журналах, книги о животных, путешествиях надо читать быстро. Они информационные. Художественную литературу читайте

« нормально», получая удовольствие от богатства языка, авторского стиля. Очень важно, для полноценного чтения ученики должны научиться выделять главное из множества второстепенных деталей. Не откладывайте это на потом. Развивайте необходимый навык. Разнообразие технических приёмов чтения и их гибкое применение на практике- вот наша цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Научились мы читать, «Азбуке поставим «пять»! Презентация букв.

Открытый урок для родителейПаспорт проектной работы Руководитель проекта: Рочева Е.А.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение (обучение грамоте).Учебные дисциплин...

Nous lisons (Мы читаем)

Целевая аудитория: начальная школа (2-3 класс)Цели: повышение мотивации к изучению языка; интенсификация учебного процесса; развитие речевой компетенции (чтение); увеличение...

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса "В.Бардадым "Мы читаем!", В.Гусев "Вот так кот!", Н.Бурсов "Кот и крот".

Конспект урока по литературному чтению В.Бардадым "Мы читаем!", В.Гусев "Вот так кот!", Н Бурсов "Кот и крот" (2 класс УМК "Гармония")...

Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действи­тельности же быстрое чтение является результатом применения некоторых простых приемов, которые могут быть освоены, усовершенствованы и исполь­зованы всяким, кто захочет потратить необходимое время и усилия, чтобы овладеть этими так называемыми «секретами» и «фокусами». Теперь это уже не трюки, а вполне понятные и доступные руководства к быстрому и ка­чественному чтению.

Быстрое чтение стало легким и доступным многим.

Однако, прежде чем перейти к быстрому чтению, давайте попробуем ра­зобраться в том, что такое чтение вообще.

Одно из определений процесса чтения, предложенное учеными, следующее:

чтение - процесс использования наших глаз и сознания для понимания как буквального, так и скрытого смыслов, которые заложены в тексте его авто­ром.

Данное определение не отражает еще многих других аспектов такого сложнейшего психологического и интеллектуального процесса, каким является чтение. Его изучение продолжается, и, видимо, можно согласиться с вели­ким немецким поэтом Гете, который в одном из своих произведений писал:

«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели».

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации - радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.

Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10-15 лет.

В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, чи­тать нужно все больше и больше. Например, специалистам в области вычисли­тельной техники необходимо просматривать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Совершенно очевидно, что без навыка быстро­го чтения усвоить такой объем печатной продукции просто невозможно. Чте­ние текстов с экранов выводных показывающих устройств ЭВМ (дисплеев) также требует обучения. Проведенные исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируются к новым видам текстов и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах дисплеев.

Гениальное создание природы - головной мозг человека формировался в эпохи, когда объем информации, поступающей из внешней среды, был ничтожен и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были доста­точны.

В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны. Этим объясняется, например, и тот факт, что вычислительные машины, во многом еще проигрывая человеку, по некоторым параметрам его превосходят. Осо­бенно очевидно это обнаружилось в системах, дающих возможность диало­га «человек - машина».

Электронная вычислительная машина оперативно выдает на экран тер­минала - телевизионного показывающего устройства - результат вычисле­ний, а человек-оператор на считывание результатов затрачивает очень много времени. А ведь иногда от того, насколько быстро принято решение, зависит бесперебойная и безаварийная работа механизмов и оборудования. За последние 20 лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, их быстродействие - более чем в 100 раз. А человек? Наблюдения ученых показывают, что большинство людей читают с такой же скоростью, как 50 и 100 лет назад: 600-900 знаков в минуту. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения каждым членом нашего об­щества.

Особенно велика роль техники чтения в школе.

Проведенные в Харьковском пединституте исследования показали, что меж­ду скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих-только 4%.

Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказывается на их учебе в институте. Специальные корреспонденты «Известий» Э. Максимова и И. Пресловская в «Письмах из кораблестроительного института» писали:

«Из института отчисляется приблизительно каждый четвертый, и показатель не меняется уже несколько лет. Школа подолгу жует материал, медленный темп расслабляет ум, а в вузе новой информацией набита каждая минута. Тем более на первых двух курсах». Школьная реформа, представляющая собой, как известно, долговременную программу совершенствования среднего образования, предусматривает активизацию работы школьников. Введение нового курса «Основы информатики и вычислительной техники» - первый шаг на этом пути.

Проведенное нами в ряде школ Москвы обучение методу быстрого чтения учеников старших классов показало их большую заинтересованность, бла­гоприятно сказалось на активизации учебного процесса в целом.

Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

Как мы читаем?

Как мы читаем?

Когда вы читаете, вы разглядываете определенные символы, в которых способны увидеть какое-то значение. Например, что-то вроде чтения имеет место, когда вы читаете символы дорожного знака, когда инженер читает значки на чертеже, или когда индеец видит дымовые сигналы. Когда мы говорим о чтении, мы обычно подразумеваем чтение печатных или написанных материалов. Но в этом случае тоже речь идет о понимании символов. Первое, чему мы должны научиться, когда учимся читать, это узнавать символы, или буквы, и отличать их от прочих. Потом мы должны понять, какую идею выражает слово (или группа символов). Но до того, как мы полностью это поймем, мы должны быть в состоянии соотносить символы или слово с нашим собственным опытом.

В течение нескольких лет дети учатся читать различными методами. Орфографический метод состоит в том, чтобы научить ребенка названиям букв в алфавитном порядке. Потом он складывает две буквы, потом три, а потом пишет и произносит слоги, которые затем объединяет в слова и предложения. При фонетическом методе дети выучивают звучание букв, а потом складывают звуки вместе, чтобы получить слова. Поначалу составляются только короткие слова, потом - более длинные. При обучении еще одним методом ребенок запоминает, как выглядит слово.

Есть и еще один способ обучения, при котором ребенок запоминает и звучание, и внешний вид слова или предложения. Но научиться читать мы можем лишь тогда, когда мы готовы начинать учиться. А для этого мы должны быть способными видеть сходство и разницу между словами и символами, помнить форму слова, помнить последовательность, с которой излагаются мысли; мысленно представлять предметы, которые обозначаются тем или иным словом; передвигать взгляд по странице слева направо - и еще многое другое!