Настоять прополис на спирту дозы. Как правильно принимать настойку прополиса на спирту внутрь. Полезные и лечебные свойства прополиса

1. Своеобразие жанра «Слова...».
2. Особенности композиции.
3. Языковые особенности произведения.

Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову.

«Слово о полку Игореве» Уже давно литературоведами признана несомненная художественная ценность этого произведения древнерусской литературы — «Слова о полку Игореве». Большинство исследователей этого литературного памятника сходятся во мнении, что «Слово...» было создано в XII веке, то есть вскоре после событий, о которых идет в нем речь. В произведении повествуется о реальном историческом событии — неудачном походе князя Игоря Новгород-Северского против степняков-половцев, закончившемся полным разгромом княжеской дружины и пленением самого Игоря. Упоминания об этом походе были обнаружены и в ряде других письменных источников. Что же касается «Слова...», то исследователями оно в первую очередь рассматривается как художественное произведение, а не как историческое свидетельство.

В чем же заключаются особенности этого произведения? Даже при поверхностном знакомстве с текстом произведения легко заметить его эмоциональную насыщенность, которой, как правило, лишены сухие строки летописей и хроник. Автор восхваляет доблесть князей, сокрушается о погибших воинах, указывает на причины поражений, которые русские претерпевали от половцев... Столь активная авторская позиция, нетипичная для простой констатации фактов, каковыми и являются летописи, вполне естественна для художественного литературного произведения.

Говоря об эмоциональном настрое «Слова...», необходимо сказать и о жанре этого произведения, указание на который содержится уже в самом его названии. «Слово...» — это и обращение к князьям с призывом к объединению, то есть речь, повествование и песня. Исследователи полагают, что его жанр правильнее всего определить как героическую поэму. Действительно это произведение обладает главными чертами, которыми характеризуется героическая поэма. В «Слове...» рассказывается о событиях, последствия которых оказались значимыми для всей страны, а также звучит восхваление воинской доблести.

Итак, одним из средств художественной выразительности «Слова...» является его эмоциональность. Также выразительность художественного звучания этого произведения достигается благодаря композиционным особенностям. Какова же композиция памятника Древней Руси? В сюжетной линии этого произведения можно заметить три основные части: это собственно рассказ о походе Игоря, зловещий сон киевского князя Святослава и «золотое слово», обращенное к князьям; плач Ярославны и бегство Игоря из половецкого плена. Кроме того, «Слово...» состоит из тематически цельных картин-песен, которые нередко завершаются фразами, играющими роль припева: «ища себе чести, а князю — славы», «О Русская земля! Уже за холмом ты!», «за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святославича».

Большую роль в усилении художественной выразительности «Слова...» играют картины природы. Природа в произведении отнюдь не пассивный фон исторических событий;. Она выступает как живое существо, наделенное разумом и чувствами. Солнечное затмение перед походом предвещает беду:

«Солнце ему тьмой путь преграждало, ночь стенаниями грозными птиц пробудила, свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет на вершине дерева, велит прислушаться чужой земле: Волге, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутороканский идол».

Очень символичен образ солнца, тень от которого накрыла все войско Игоря. В литературных произведениях князей, правителей порой сравнивали с солнцем (вспомним былины об Илье Муромце, где киевского князя Владимира называют Красным Солнышком). Да и в самом «Слове...» Игорь и его родичи-князья сравниваются с четырьмя солнцами. Но не свет, а сумрак падает на воинов. Тень, тьма, которая окутала дружину Игоря — это предвестие близкой гибели.

Безрассудная решимость Игоря, которого не останавливает и предзнаменование, роднит его с мифическими героями-полубогами, бестрепетно готовыми встретить свою судьбу. Стремление князя к славе, его нежелание поворачивать назад завораживает своим эпическим размахом, вероятно, еще и потому, что мы-то знаем, что этот поход уже обречен: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон». Нужно отметить, что в данном случае автор «Слова...», желая усилить художественную выразительность произведения, даже «перенес» затмение на несколько дней раньше. Из летописей известно, что оно случилось, когда русичи уже пришли к границам половецкой степи и повернуть назад было равнозначно позорному бегству.

Перед решающей битвой с половцами «земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает», то есть сама природа словно противится тому, что должно произойти. В то же время следует обратить внимание: земля, реки, растения сочувствуют русичам, а звери и птицы, наоборот, жадно ждут битвы, потому что знают — будет чем поживиться: «Игорь к Дону войско ведет. Уже гибели его ожидают птицы по дубравам, волки грозу называют по яругам, орлы клекотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты». Когда же войско Игоря пало в битве, «никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось». Как живое существо выступает в «Слове...» река Донец. Она говорит с князем и помогает ему во время его бегства.

Говоря о средствах художественной выразительности в «Слове о полку Игореве» конечно же нельзя умолчать о языковых особенностях этого произведения. Чтобы привлечь внимание своей аудитории, создать соответствующий настрой, автор использовал вопросы, на которые сам и отвечает (восклицания, подчеркивающие эмоциональный тон повествования, обращения к героям произведения): «Что шумит, что звенит в этот час рано перед зорями?», «О Русская земля! Уже за холмом ты!», «А Игорева храброго полка не воскресить!», «Яр-Тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, осыпаешь воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами булатными».

Автор «Слова...» широко использует эпитеты, характерные для устной народной поэзии: «борзый конь», «сизый орел», «чистое поле». Помимо этого нередки и метафорические эпитеты: «железные полки», «золотое слово».

В «Слове...» мы находим и олицетворение отвлеченных понятий. Например, Обиду автор изображает в виде девы с лебедиными крыльями. А что значит такая фраза: «...завопила Карна, и Жля помчалась по Русской земле, сея горе людям из огненного рога»? Кто они такие, Карна и Жля? Оказывается, Карна образована от славянского слова «карити» — оплакивать покойников, а «Жля» — от «жалеть».

В «Слове...» мы встречаем и символические картины. Например, битва описывается то как сев, то как молотьба, то как свадебный пир. Мастерство легендарного сказителя Бояна сопоставляется с соколиной охотой, а столкновение половцев с русичами описывается, как попытка «черных туч» закрыть «четыре солнца». Автор использует и традиционные для народной поэзии символические обозначения: соколами он называет русских князей, ворон — символ половца, а с кукушкой сравнивается тоскующая Ярославна.

Высокие поэтические достоинства этого произведения вдохновляли талантливых людей на создание новых художественных произведений. Сюжет «Слова...» лег в основу оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», а художник В. М. Васнецов создал ряд картин по мотивам «Слова о полку Игореве».

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Художественные средства выразительности в лирике хабаровского поэта Игоря Царева

Выполнила: ученица 9 «Б» класса

Парфенова Любовь;

Учитель: Витохина Людмила Александровна

г. Хабаровск, 2016г.

Содержание

стр.

1. Вступление …………………………………………………………………

2. Основная часть.

А) Таблица «Художественные средства выразительности в поэзии И.Царева…… 6-20

Б) Практическая часть…………………………………………… 20-25

3. Заключение…………………………………………………………………26

4. Использованная литература………………… 27

Введение

Этим небольшим исследованием открываем новое для большинства хабаровчан творческое явление, новое для исследователей имя – Игорь Царёв.

По итогам 2012 года поэт Игорь Царёв удостоен знака «Золотое перо», национальной литературной премии «Поэт года». А в апреле 2013 года Игорь Царёв ушёл из жизни, «…недолюбив, недокурив последней папиросы», шагнул в вечность. Поэт и друг Андрей Земсков в предисловии к подборке из полутора десятков стихотворений, присланных для журнала «Дальний Восток» самим Игорем Царёвым и опубликованных уже после его смерти – в осеннем номере 2013 года, написал очень душевно: «Сутулясь и даже стесняясь, вышел на сцену ЦДЛ получать вполне заслуженное Золотое Перо. Игорь был как бы в стороне от всех этих премий, рейтингов, признаний. Скромный, улыбчивый, мудрый. А главное – добрый и светлый».

Приняв решение идти по стопам отца, Игорь поступил в Ленинградский электротехнический институт. По распределению работал в Москве в «секретном ящике», занимался расчётами полётов … на Марс. Небольшого экскурса в биографию поэта многое при анализе его творчества окажется непонятным и останется непонятым, поэтому начнём с истоков. Будущий журналист, поэт и писатель Игорь Вадимович Могила (Игорь Царев) появился на свет в Приморском посёлке Гродеково 11 ноября 1955 года.В Хабаровске начал учиться в 78 школе (ныне школа № 15 – «школа пяти героев», из стен которой вышли пять Героев Советского Союза). Продолжил обучение в школе № 5, а завершил учёбу в математической школе г. Хабаровска.

Литерная и журналистская деятельность Игоря Царева закончилась на посту ответственного редактора «Российской газеты», заместителя шеф-редактора «РГ-Неделя» 4 апреля 2013 г. прямо за столом в рабочем кабинете.В Хабаровске живут родители нашего земляка, поэта-дальневосточника: мама Игоря - Екатерина Семеновна Кириллова - учитель русского языка и литературы хабаровской школы, Отличник народного образования; отец - Вадим Петрович Могила, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения, «настоящий физик».

Физика и лирика – родительские начала – переплелись в жизни и творчестве

Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.

Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: “Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие”.

Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку.

Также следует вспомнить известные слова поэта В.Я. Брюсова о родном языке:

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!..

Актуальность избранной темы подтверждается тем, что интерес к изучению поэзии дальневосточников и к средствам создания выразительности и образности в поэтических текстах никогда не ослабевал. В чем тайна воздействия творчества Игоря Царева на читателя, какова роль в этом речевого построения произведений, в чем специфика художественной речи в отличие от других видов речи.

Объектом исследования являются поэтические тексты Игоря Царева.

Предметом исследования являются средства языковой выразительности в творчестве И. Царева

Целью является определение функции и особенностей средств языковой выразительности в процессе формирования образности и выразительности в текстах стихотворений Игоря Царева

Задачи:

- рассмотреть краткий биографический путь автора;

Выявить морфологические приемы создания выразительности;

Рассмотреть средства языковой выразительности;

Определить особенности художественного стиля и их влияние на использование изобразительно-выразительных средств

Теоретическую и практическую основу работы составляют статьи, монографии, диссертации, различные сборники.

Методы исследования, использованные в работе:

непосредственное наблюдение, описательный, метод компонентного анализа, непосредственно составляющих, контекстуальный, сравнительно-описательный.

Научная новизна заключается в том, что в данном исследовании: представлен и систематизирован относительно полный перечень признаков, отличающих язык поэзии (художественную речь) от языка практического (нехудожественной речи); охарактеризованы языковые средства выразительности в текстах стихотворений хабаровского поэта Игоря Царева

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в практических занятиях по русскому языку в изучении разделов «Лексикология», «Анализ художественного текста», при прочтении спецкурсов, на занятиях с углубленным изучение литературоведения в гимназиях и лицеях.

Структура и объем исследовательской работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I . Общие сведения о средствах художественной выразительности

1.1. Средства художественной выразительности в поэзии.

В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрение материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л.Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Самое лучшее в произведении достигается художественными средствами языка.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны.

Тропы (греч. tropos - поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений:

Окна Хабаровска

В кармане нож, в стволе жакан,
Походочка особая...
Айда к сибирским мужикам
Гонять по сопкам соболя,
Где вьется тропка-пустельга
Распадками лиловыми,
И душу штопает тайга
Иголками еловыми. («Айда!»

Метонимия - это замена слова или понятия другим словом, так или иначе причастным к нему, смежным с ним:

В гостях у Северянина

В белоснежной сорочке босая зима

В осход в Охотском море


Животворящ зари гемоглобин ,
Всплывает солнце из немых глубин

Сравнение -

Он, громыхая как кимвал,

Кивал трубою,

Как будто волны рифмовал

Между собою.

Приложения

Приложение № 1

Возможная роль в тексте

Эпитет

художественное образное определение.

Усиливают выразительность, образность языка произведения;

Придают художественную, поэтическую яркость речи;

Обогащают содержание высказывания;

Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

Создают живое представление о предмете;

Оценивают предмет или явление;

Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

Я мог бы…

Старательский лед.

Айда.

Самодовольная Москва.

Ночное погружение.

Призрачные креветки, дачная батисфера, незадраенные двери, зодиакальный свет, приземленное крыльцо.

Дождь.

Звонкий посох, слепой дождь.

Окна Хабаровска

Я и сам теперь вхож в московский цирк,
Не один свой отпуск провел в Крыму,
Но все чаще снится седой Хехцир ,

Восход в Охотском море

И через шторм и злые крики чаек,
Сквозь скальпельный разрез восточных глаз
Тепло, по-матерински изучает
Пока еще не озаренных нас -
Невыбритых, усталых, невеликих -
Сочувствует и гладит по вихрам...

Злое слово бьет навылет, давит пальцы сапогом.

В гостях у Северянина

В белоснежной сорочке босая зима
Над Шексною гуляет, да Судой.

Сравнение

уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель;

Помогает более точно представить предмет или явление;
-помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны;

Сравнение придает описанию особую наглядность. создает картину нарядного, шумного леса, его красоту.

Коктебель.

А молоко - как облака

Над Коктебелем.

Он, громыхая как кимвал,

Кивал трубою,

Как будто волны рифмовал

Между собою.

Выпьем, братцы, за Рубцова.

Угораздило ж с талантом жить, как с лампою в груди.

Ночное погружение.

Заросший сад, где тени веток,

Как лапы призрачных креветок.

А полночь, как хороший кофе.

Ночные танцы .

Ночь, как Линда Эвангелиста.

Окна Хабаровска

Я, еще волчонком , покинув кров,
Обижать себя не давал врагам,
Ведь
волной амурской кипела кровь

Пусть, с теченьем лет обретая лоск,
Я не против плыл, но наискосок.
У жены моей чудный цвет волос –
Как амурских кос золотой песок .

Ночное погружение.

А полночь, как хороший кофе,
И ароматна и темна.

КАРНАВАЛ НА ПЬЯЦЦА САН-МАРКО
Играет флейта, как свет в брильянте.
На белом стуле в кафе на пьяцца

И пусть оратор я невеликий,
Весьма далекий от абсолюта,
Стихи под сводами базилики
Звучат торжественнее салюта.

Восход в Охотском море

И мы лицом блаженно ловим блики,
Как неофиты на пороге в храм.

Коктебель

А молоко - как облака
Над Коктебелем.

Выпьем, братцы, за Рубцова!


Тяжесть в области затылка, да свеча за упокой.
Непочатая бутылка, как кутенок под рукой.

В ГОСТЯХ У СЕВЕРЯНИНА

Все березы окрест расчесав на пробор,
Ветер трется дворнягой о санки.
Пять веков не теряя осанки.

В гостях у Северянина


Совершенством пугает и манит.
И звенит серебро северянинских строк

В ГОСТЯХ У СЕВЕРЯНИНА

Уходя, хоть на миг на краю обернусь,

Залюбуюсь пронзительным небом...
Я вернусь, я еще непременно вернусь,
Пусть, хотя бы, и выпавшим снегом.

Метафора

употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлении.

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.

Айда.

Прижмет тоска, покажется тюрьмой

Москва, Теченье тянет.

Ночное погружение.

Лапы призрачных креветок царапают окно.

Течет зодиакальный свет.

Окна Хабаровска

    Не расшитый звездами занавес –
    Светят в сердце окна Хабаровска .

    Айда

    И душу штопает тайга
    Иголками еловыми.

В ЫПЬЕМ, БРАТЦЫ, ЗА Р УБЦОВА !

Был бы бездарью - и ладно. Их, родимых, пруд пруди.
Угораздило ж с талантом жить, как с лампою в груди -
Жгла она зимой и летом, так, что Господи спаси! -
А без этого поэтов не случалось на Руси.

Злое слово бьет навылет, давит пальцы сапогом.
Эй, бубновые, не вы ли улюлюкали вдогон?

В гостях у Северянина

Здесь проходят века сквозняком по ногам,
Время лапой еловою машет.
И играет скрипучих ступеней орган
Тишины королевские марши.

В гостях у Северянина

Ледяной горизонт лаконичен и строг -
Совершенством пугает и манит.
И звенит серебро северянинских строк
Талисманом в нагрудном кармане.

Олицетворение

перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора.

Дождь.

Дождь слепой шел над рекой.

Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму,
Кто-то мог смотреть на столичный цирк,
А меня все детство качал Амур,
И
кедровой далью поил Хехцир.

Метонимия

употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть между содержанием и формой, автором и произведением, действием и орудием, предметом и материалом, местом и людьми, находящимися в этом месте.

Метонимия позволяет кратко

выразить мысль, она служит источником образности.

И дарила силу свою тайга .

Окна Хабаровска

    И зовет, скучая по мне, Амур .

На кукане сна – не сазана вес.
Хоть и
спит река , но волна резка.

КАРНАВАЛ НА ПЬЯЦЦА САН-МАРКО

И мы едва ли уже забудем,
Как нас Венеция целовала,
Отогревала сердца от буден,
И карнавалом короновала...

Р УССКАЯ ТУМБАЛАЛАЙКА

Желтые листья швыряя на ветер,
Осень сдружилась с кабацкой тоской,
В небе звезда непутевая светит,
В поле бубенчик звенит шутовской.

В ГОСТЯХ У С ЕВЕРЯНИНА
Все березы окрест расчесав на пробор,

Ветер трется дворнягой о санки.
Проплывает над полем Успенский собор,
Пять веков не теряя осанки.

В гостях у Северянина

В белоснежной сорочке босая зима
Над Шексною гуляет, да Судой.

В ОСХОД В О ХОТСКОМ МОРЕ

На море все восходы превосходны,
Животворящ зари гемоглобин,
Когда под звук сирены пароходной
Всплывает солнце из немых глубин

Синекдоха

название части предмета переносится на весь предмет, и наоборот – название целого употребляется вместо названия части. Употребляется часть вместо целого, ед.ч. вместо мн.ч., и наоборот.

Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл

Перифраз

замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Перифразы позволяют:
выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;
избежать неоправданной тавтологии;
ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.

Перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средство непринужденного звучания речи.

В гостях у Северянина

Ну, казалось бы, крыша, четыре стены,
Но не скучною пылью карнизов -
Воздух таинством грамоток берестяных
И рифмованной дрожью пронизан.

Гипербола

Литота

образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления.

образное выражение, содержа-щее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-то предмета, явления.

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов

Русская тумбалалайка Града Мед нашей жизни то сладок, то горек.
Жаль, что не много его на весах.
Так не пора ли, взойдя на пригорок,
Руки раскинув, шагнуть в небеса.

Д ОЦЕНТ П ЕТРОВ СПУСКАЕТСЯ В МЕТРО

Доцент Петров, покинув теплый кров,
Плащом укрывшись от дождя и ветра,
Преодолев сто метров до метро,
Спускается в грохочущие недра.

Доцент Петров боится катакомб.
Путь на работу - более чем подвиг.

Аллегория

иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных. Такие образы носят общеязыковый характер

К ОКТЕБЕЛЬ

Офонарели города
От крымской ночи.
В ее рассоле Кара-Даг
Подошву мочит.

Душа готова пасть ничком,
Но вещий камень
Гостей встречает шашлычком,
А не стихами.
В ОСХОД В О ХОТСКОМ МОРЕ

Пусть за бортом циклон пучину пучит,
Валы вздымая и бросая ниц,
Пусть контрабандный снег лихие тучи
В Россию тащат через сто границ -
Наш траулер (рыбацкая порода!),
Собрав в авоську трала весь минтай,
Царю морскому гордый подбородок
Нахально мылит пеной от винта.

Фигуры речи

Возможная роль в тексте

Примеры

Риторический вопрос

стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.

Привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.
Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Н ОЧНЫЕ ТАНЦЫ

Утром спросят друзья: "Ты с кем был?
Кожа мятая, цвет землистый..."
Что отвечу? С Наоми Кэмпбелл?
Или с Линдой Эвангелистой?

В ЫПЬЕМ, БРАТЦЫ, ЗА Р УБЦОВА !

Сколько пользы в папиросе? Много ль счастья от ума?
Поматросил жизнь и бросил. Или бросила сама?

Злое слово бьет навылет, давит пальцы сапогом.
Эй, бубновые, не вы ли улюлюкали вдогон?

В гостях у Северянина

В белоснежной сорочке босая зима
Над Шексною гуляет, да Судой.
Вместе с нею построчно схожу я с ума.
Или вновь обретаю рассудок?

Риторическое обращение

подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности.

Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорит-ся в тексте. Риторические обраще-ния могут создавать торжест-венность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Обращение:

Н ОЧНЫЕ ТАНЦЫ

От нежных звуков мороз по коже.
Помилуй, Боже, ну, как же можно?!
И я вельможен в камзоле дожа,
И ты восторженна и вельможна.

Р УССКАЯ ТУМБАЛАЛАЙКА

Ну-ка, давай-ка, дружок, подыграй-ка,
Чтобы в печи не остыла зола:
Русская тумбала, тумбалалайка,
Тумбалалайка, тумбала-ла!..

Риторическое восклицание

восклицательное предло-жение, служащее для выра-жения сильного чувства. Используется для усиления эмоционального воспри-ятия, особенно в случаях, когда сочетаются вопроси-тельная и восклицательная интонации.

Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце).

Р УССКАЯ ТУМБАЛАЛАЙКА

Боже, мой Боже, скажи почему же
Сердцу все хуже с течением дней?
Путь наш становится уже и уже,
Ночи длиннее, дожди холодней.

В ЫПЬЕМ, БРАТЦЫ, ЗА Р УБЦОВА !




Выпьем, братцы, за Рубцова - настоящий был поэт!

анафора

повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие

сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)

Пусть он жил не образцово - кто безгрешен, покажись!
Выпьем, братцы, за Рубцова неприкаянную жизнь.

В ЫПЬЕМ, БРАТЦЫ, ЗА Р УБЦОВА !

У матросов нет вопросов. Я, наверно, не матрос...
Почему мы смотрим косо на того, кто в небо врос?
Печка в плитке изразцовой затмевает дымом свет.
Выпьем, братцы, за Рубцова - настоящий был поэт!

Пусть он жил не образцово - кто безгрешен, покажись!
Выпьем, братцы, за Рубцова неприкаянную жизнь.

Выводы по II главе:

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что лексические и синтаксические средства выразительности в поэзии И.Царева очень разнообразны. Стоит отметить их активное употребление автором в своём творчестве. Использование метафор и символов позволяет поэту оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, описывать внутренний мир человека и состояние человека. Сложные, замысловатые слова и выражения, – есть неподкупный стиль поэта. Своеобразие, то есть оригинальность творчества автора заставляет читателя невольно перечитать и ещё раз окунуться в разнообразный, интересный, красочный мир их произведений.

Заключение

В лирике Игоря Царева мы видели различные видоизменения поэтики иносказаний.

Проведя анализ и синтез средств языковой выразительности в поэзии Игоря Царева, следует подчеркнуть, что выразительность речи в творчестве может создаваться как языковыми единицами лексических групп (экспрессивно-окрашенной лексикой, обиходно-бытовой лексикой, неологизмами и т.д.), если их умело, своеобразно использует автор, так и образными средствами языка (эпитетами, олицетворениями, метафорами, и т.д.), синтаксическими фигурами (инверсией, анафорой, обращениями и т. д.). Стоит отметить, что особое место в лирике И. Царева занимают метафоры и символы, отражающие эмоции лирического героя, помогающая выявить основной замысел авторов.

Стихи Игоря Царева - это не рифмованная проза, не литературный «новодел», а именно русская поэзия, в которой отразилась глубочайшая культура, мощные затекстовые знания: жизни, литературы, поэзии.

Данью уважения родному городу является очень личное стихотворение - «Окна Хабаровска». Композиция текста задана несколькими позициями: сильной позицией текста - заглавием и абсолютным финалом - строкой «Светят в сердце окна Хабаровска». Словосочетание «окна Хабаровска» замыкает идеальную кольцевую (рамочную) классическую композицию текста. Однако автор еще раз укрепляет каркас текста стихотворения, используя для этого вариативный дистантный повтор первого четверостишия в предпоследней строфе: Я и сам теперь вхож в московский цирк, / Не один свой отпуск провел в Крыму, / Но все чаще снится седой Хехцир, / И зовет, скучая по мне, Амур. Можно говорить с изрядной долей уверенности, что приметами идиостиля Игоря Царева являются не только внутренняя рифма, но и кольцевая композиция текста, насыщение текстов стихов подробностями, деталями; обращение к значимым личным собственным именам, географическая конкретика, отличавшая стиль великого предшественника И. Царева - Николая Гумилева, медалью которого поэт был награжден за литературное творчество («Большая серебряная медаль Николая Гумилева», 2012). Любовь к родному городу, к Дальнему Востоку неразделима для поэта с чувством к близкому человеку, запечатленным в трогательном сравнении: «У жены моей чудный цвет волос - / Как амурских кос золотой песок». Интересна для исследования смена ритма в последнем четверостишии текста, вновь возникающая внутренняя рифма, создающая микрообраз «река - резка».

Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму,
Кто-то мог смотреть на столичный цирк,

А меня все детство качал Амур,

И кедровой далью поил Хехцир.

Я, еще волчонком покинув кров,
Обижать себя не давал врагам,

Ведь волной амурской кипела кровь,

И дарила силу свою тайга.

Пусть, с теченьем лет обретая лоск,
Я не против плыл, но наискосок.

У жены моей чудный цвет волос -

Как амурских кос золотой песок.

Я и сам теперь вхож в московский цирк,
Не один свой отпуск провел в Крыму,

Но все чаще снится седой Хехцир,

И зовет, скучая по мне, Амур.

На кукане сна - не сазана вес.
Хоть и спит река, но волна резка.

Не расшитый звездами занавес -

Светят в сердце окна Хабаровска.

Память о поэте - его стихи, они должны звучать, потому

…Что в них - ни фальши, ни апломба,
Лишь сердца сорванная пломба
С неуспокоенной души…

Золотое Перо России оставило Золотой след. Круг читателей, в том числе молодых, - это, быть может, будущие поэты, которые сегодня выбирают между «физикой и лирикой» пока не в пользу последней… Но пример Игоря Царева поучителен: для стихов не бывает поздно! Как не бывает поздно и для их профессионального осмысления и анализа .

Список использованной литературы

  1. Елена Крадожен – Мазурова. Индивидуальность поэтического стиля Игоря Царева: текстологический анализ.

    Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник, Издательство.: «Агар» , 2000. 416 с.

    Введенская Л.А. Риторика и культура речи/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Изд. 6-е, дополненное и переработанное. – Ростов – на – Дону: Изд – во «Феникс», 2005. – 537 с.

    Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 180-181.

    Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб.для 10-11 кл. общеобраз. Учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 11 –е изд.- М.: Просвещение, 2005. – 350 с., с. 311

    Выразительные средства синтаксиса. Видеотьютор по русскому языку. - г.

В аптеках продается настойка из прополиса во флаконах, которые содержатся в картонных пачках.

Фармакологическое действие

Лекарство применяется как противомикробное , противовоспалительное и стимулирующее регенерацию средство.

Фармакодинамика и фармакокинетика

Прополис – полезное природное вещество, в котором содержится множество минеральных и органических веществ: селен, фосфор, железо, цинк, , группы В и , кальций , медь , алюминий , кремний , а также многие важные для организма . Кроме того, в него входят масла и флавоноиды , оказывающие антибактериальное действие.

Применение спиртовой настойки Прополиса возможно для лечения инфекционных заболеваний, спровоцированных бактериями. Она может использоваться при лечении респираторных заболеваний , воспалений среднего уха, , . Прием этого средства также способствует общему восстановлению организма.

Лекарство способно оказывать сосудорасширяющий эффект, благодаря чему оно полезно при лечении людей с высоким , болями в сердце и местным .

За счет противовоспалительного и местного обезболивающего действия он применяется при терапии , болях в суставах, спине, позвоночнике, плечах, руках и ноге. Его прием улучшает кровоснабжение в мышцах, снижает воспаление и усталость.

Применение настойки прополиса внутрь оказывает успокаивающее действие на организм. Ее могут принимать при , шуме в ушах , , и пр. Это средство также используется для детоксикации . Оно помогает при кожных проблемах и применяется для лечения ран, прыщей, инфекционных заболеваний рук, ногтей и ног.

Показания к применению

Применение настойки Прополиса на спирту возможно во многих случаях. Обычно ее используют при микротравмах, отите , тонзиллите , заболеваниях пародонта , поверхностных повреждениях кожи и слизистых, , .

В домашних условиях часто используется настойка Прополиса для волос. Ее применяют для приготовления масок против выпадения волос, , а также для укрепления волосяной луковицы. Средство можно купить в аптеках, кроме того, если есть рецепт, его можно приготовить самостоятельно.

Очень полезно принимать лекарство для кишечника в случае воспалений, а также при гастрите .

Наружно используется настойка Прополиса от прыщей, атеросклероза , костных мозолей, , ран, свищей, пролежней, геморроидальных узлов , , ожогов. Для усиления эффекта ее можно применять и внутрь.

Подробнее о том, в каких случаях может применяться данное средство и что лечит, в каждом отдельном случае лучше проконсультироваться со специалистом.

Противопоказания

Известны следующие противопоказания к применению лекарства: гиперчувствительность и .

Побочные действия

Лечение данным средством может вызвать и кратковременное чувство жжения. Перед тем, как принимать настойку Прополиса, нужно исключить индивидуальную непереносимость лекарства. Если появились аллергические реакции , прием следует прекратить.

Инструкция по применению настойки Прополиса (Способ и дозировка)

Для тех, кому показана настойка Прополиса, инструкция по применению сообщает, что средство может применяться внутрь и наружно.

Внутрь принимают по 20-60 капель с ¼ или ½ станка воды. Делать это нужно 3 раза в сутки на протяжении 5-30 дней. При язвенной болезни курс применения рассчитан на 3-4 недели.

Инструкция по применению настойки Прополиса наружно сообщает, что делать это можно при микротравмах и ранах. Тогда пораженные места обрабатываются тампоном с лекарственным средством 1-3 раза в сутки. При хроническом фарингите и тонзиллите миндалины смазываются настойкой, которая разведена водой 1 к 2. Делать это нужно 1-2 раза в сутки на протяжении 7-14 дней. Кроме того, могут делать 1-2 ингаляции , при которых применяется настойка Прополиса на воде (разводить 1 к 20).

Средство используется для полосканий при ранах на слизистой рта, а также воспалительных заболеваний рта и горла. Важно знать, как полоскать горло правильно. Для этого 15 мл настойки разводится стаканом или ½ стакана теплой воды. Полоскания проводятся 4-5 раз в сутки на протяжении 3-4 дней.

В случае хронических гнойных отитов в ухо вводят тампон, пропитанный лекарством, на 1-2 минуты. Делать это нужно 2-3 раза в сутки. Кроме того, можно закапывать по 1-2 капле 3-4 раза в день.

Настойка при гайморите используется в сочетании с изотоническим раствором натрия хлорида (1 к 10). Ее применяют 2 раза в сутки на протяжении 2 недель.

Для лечения и укрепления волос применяют спиртовую настойку, которая наносится после мытья головы. Средство не нужно смывать. Для максимального эффекта рекомендуется использовать его каждый день или через день.

Приготовление настойки прополиса на спирту – задача довольно простая. Прополис растворяется в чистом медицинском спирте (соотношение 1 к 10). То есть на 10 г нужно 100 мл спирта. Перед тем, как приготовить настойку прополиса, его желательно хорошо измельчить, например, с помощью терки. Раскрошенное средство кладут во флакон или бутылку, а затем заливают спиртом и настаивают в темном месте 7-10 дней, каждый день встряхивая сосуд. Если держать средство в холодном месте, оно может сохранять свои целебные свойства на протяжении трех лет. По такому же принципу можно приготовить настойку на водке.

Средство на воде готовится сложнее и срок годности у него меньше – около недели. Перед тем, как сделать настойку из прополиса, нужно хорошо измельчить его, желательно при помощи каменной ступки с пестиком. На 100 мл воды приходится примерно 30 г прополиса. Смесь варится на водяной бане около 60 минут, ее нужно постоянно помешивать деревянной ложкой. После этого необходимо процедить вытяжку из прополиса и поставить в холодное место.

Передозировка

Данные о передозировке не предоставлены.

Взаимодействие

Лекарство не желательно сочетать с прочими антисептическими препаратами и продуктами пчеловодства.

Условия продажи

Настойка продается без рецепта.

Условия хранения

Средство нужно хранить в сухом, темном и прохладном месте. Беречь от детей.

Срок годности

Максимальный срок годности препарата – 2 года. Нельзя использовать его по истечении этого времени.

При беременности и лактации

Нежелательно применять настойку при и . Противопоказания в данном случае не указываются. Однако специальные исследования о действии лекарства при беременности не проводились, поэтому его использование не рекомендуется.