Почему инвалидам в беларуси жить тяжело. Почему в Беларуси такое дикое отношение к инвалидам? Мужчина обманом спилил в подъезде пандус, а устанавливать новый никто не собирается

Министерство труда и соцзащиты изучит возможность внедрения персонального бюджета соцуслуг для людей с инвалидностью, а совместно с Минздравом - возможность введения процентной системы определения инвалидности в соответствии с международной классификацией. Что это значит для людей с инвалидностью?

Фото pixabay.com

«Будет изучаться возможность внедрения процентной системы определения инвалидности в соответствии с международной классификацией», - сообщила на днях министр труда и социальной защиты Ирина Костевич .

Такая система, по ее словам, позволит более индивидуально подойти к каждому инвалиду с точки зрения предоставления социальных услуг и трудоустройства.

Белорусская система определения инвалидности слишком формализована

Правозащитники уже давно ждали качественных изменений в оценке степени утраты здоровья, отметил в комментарии для сайт заместитель председателя Белорусского общества инвалидов, руководитель Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский .

«Более 15 лет организации, которые защищают права людей с инвалидностью, продвигают систему, основанную на процентной оценке степени инвалидности. В 2000 году ВОЗ ввела международную классификацию, которая в Беларуси используется частично. Мы настаиваем на том, чтобы система использовалась более широко, потому что классификатор описывает все возможные известные нарушения, барьеры и формы участия человека с инвалидностью в каждой из сфер жизнедеятельности - рабочей, образовании, спорте, культуре», - сказал правозащитник.

Он отметил, что существующее теперь деление инвалидности на три группы имеет ряд недостатков, которые касаются, прежде всего, качества социальной защиты.

Действительно, два человека, имеющие одинаковую группу инвалидности, могут находиться в совершенно разных состояниях. Например, активный колясочник, которым, к слову, является и Сергей Дроздовский, и парализованный человек после инсульта. В обоих случая это первая группа инвалидности, но услуги этим людям нужны совершенно разные.

Так, в Беларуси инвалиды первой группы имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте, однако редко кто из них этим правом пользуется. При этом инвалиды третьей группы, которые как раз чаще всего ездят на общественном транспорте, такой льготы не имеют.

Или другой пример. Государство компенсирует расходы на одноразовые подгузники только инвалидам первой группы, однако в них нуждается много инвалидов, которые имеют другую группу, или даже те, у кого по различным причинам группа не установлена.

У кого-то почти половина пенсии уходит на подгузники, а другие, кому подгузники положены бесплатно, не хочет ими пользоваться. Многим мужчинам больше подходят наружные катетеры. Стоимость подгузников сопоставима с ценой катетеров, то есть для государства расходы не увеличатся, а инвалиду было бы комфортнее. Однако законом предусмотрены только бесплатные подгузники.

«Конечно, обосновано, что люди, имеющие более тяжелую первую группу инвалидности, имеют больше помощи со стороны государства. Однако наша система льгот слишком формализована, ориентируется на групповой подход», - отметил Дроздовский.

Таким образом, более точное определение группы инвалидности необходимо и для более точного определения потребностей людей с инвалидностью: «Выражение в процентах вполне приемлемо. И многие страны перешли к этой системе от трехгрупповой формы определения инвалидности».

Инвалидность - это обязанность?!

В Беларуси для определения степени инвалидности в настоящее время оцениваются восемь показателей ограничения жизнедеятельности, в том числе ограничения в передвижении, ориентации, способности общаться и так далее. По каждому из них комиссии оценивают потери в процентах, потом они складываются и интегрируются по группам.

По мнению Сергея Дроздовского, определение степени инвалидности в процентах «не является для нас какой-то революцией».

«Сложности будут, но катастрофы для нашей экспертизы не случится. Другое дело, что формально переписать группы инвалидности в проценты нет смысла. Необходимо уточнить потребности каждого человека персонально и выстроить систему социальной защиты, опеки, необходимых услуг адекватно потребностям. Если не наделить человека самостоятельностью в определении потребностей через выбор имеющихся услуг, способов реабилитации и так далее, это будет косметическая реформа», - подчеркнул руководитель Офиса по правам людей с инвалидностью.

Сергей Дроздовский отметил, что сталкивается с патерналистским отношением в системе здравоохранения к людям с инвалидностью: «У меня был разговор с представителем ведомства, в ходе которого я отметил, что человек может отказаться от любой формы рекомендаций со стороны МРЭК или других органов и, в конечном счете, от инвалидности. В ответ услышал, что такого права я не имею. Получается, инвалидность - это не мое право на социальную защиту, а повинность и обязанность».

А не станет ли после реформы хуже?

Для многих наличие группы инвалидности является принципиальным моментом, потому что статус инвалида дает возможность приобретать лекарства по льготным ценам. Особенно это значимо, если речь идет о медикаментах, которые являются жизненно необходимыми и принимаются постоянно.

При этом правозащитники сталкиваются с тем, что людям снижают группу инвалидности по субъективным обстоятельствам: «Например, люди обращаются за рекомендацией по трудоустройству, а им отвечают, что ее дадут взамен изменения второй группы инвалидности на третью».

«Но решения должны проводиться в пользу человека с инвалидностью, - сказал Сергей Дроздовский. - Самое главное опасение с нашей стороны, чтобы идея провести реформу определения инвалидности не привела к откату - потере степени защищенности нуждающихся в ней людей».

Чтобы минимизировать такую опасность, властям необходимо наладить диалог с общественными организациями, которые занимаются адвокатированием людей с инвалидностью, считает Сергей Дроздовский. Он отметил, что нередко решения, касающиеся людей с инвалидностью, принимаются без участия самих людей с инвалидностью.

«Пока мы не видели ни одного проекта, который бы определил, что за реформа будет в определении инвалидности. В любом случае, мы хотели бы стать участниками обсуждения еще до того, как изменения будут утверждены», - подытожил Сергей Дроздовский.

С 15 по 21 мая в Беларуси проходит V Неделя доступности. В стране запланирован ряд мероприятий, посвященных различным видам доступности для людей с инвалидностью.

В Беларуси проживает более 550 тыс. человек с инвалидностью - это примерно 5,9% населения. При этом в странах Европы и Америки количество инвалидов достигает 15% и выше. Такая разбежка в цифрах существует не вследствие того, что белорусская нация здоровее, а потому, что за рубежом термин «инвалид» воспринимается гораздо шире.

Инвалид - это статус, который как закрепляет за человеком дополнительный уровень защиты, так и создает для него определенные ограничения. К 2019 году в белорусском законодательстве должны перейти к определению «люди с инвалидностью» и уточнить иные термины. Такие изменения - не просто дань политкорректности. В этом вопросе одно слово имеет широкие социальные и юридические последствия, а в некоторых случаях может полностью исключить человека из социума и привести к так называемой «гражданской смерти».

В октябре прошлого года Беларусь присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. В ближайшие годы ее положения постараются внедрить в жизнь общества.

«Проблема инвалидности - это прежде всего проблема доступа к правам человека. Важно понимать, что Конвенция не приносит в законодательство никакого нового права, а только уточняет каждое из существующих прав, исходя из проблемы инвалидности, - говорит директор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский. - Конвенция защищает человека, поддерживает его в праве оставаться со своими особенностями. Она инструмент распознавания, запрещения и защиты от дискриминации».

Конвенция по правам инвалидов: первые достижения

Показательно, что именно Конвенция по правам людей с инвалидностью привнесла в белорусское законодательство определение дискриминации. Несмотря на то, что согласно статье 22 Конституции РБ все граждане «имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов», до сих пор определения того, что считать дискриминацией, не было. Сейчас же люди могут апеллировать к Конвенции как к части белорусского права и обращаться в суд, если считают, что их дискриминируют.

По мнению экспертов, уточнения требуют многие определения, которые используются в законодательстве в отношении людей с инвалидностью.

«Сегодня в праве существуют термины, которые не учитывают интеллектуальные особенности и способности людей. Например, «физически ослабленные люди». Вопрос, какие категории граждан к ним относятся, пока не раскрыт. К ним можно отнести престарелых и лиц с повреждениями опорно-двигательного аппарата, беременных и детей дошкольного возраста, людей, перенесших инсульт. Но в эту категорию не попадают люди с нарушениями зрения», - приводит пример Сергей Дроздовский.

Есть и другие несоответствия: в Беларуси живет порядка 35 тыс. детей-инвалидов, а детей с особенностями психофизического развития насчитывается более 130 тысяч. Конечно, это разные категории, однако, по мнению экспертов, во многом они пересекаются.

Лишение дееспособности = «гражданская смерть»

Сегодня в 81 интернате нашей страны проживает около 18 тыс. человек - это престарелые и инвалиды, взрослые и дети с особенностями психофизического развития. В большинстве своем они лишены дееспособности и не могут принимать решения в отношении имущества, лечения, выбора места жительства, участия в выборах, обращения в суд, воспитания детей, общения с близкими и так далее.

По правилам, если родители не в состоянии ухаживать за ребенком-инвалидом или умерли, его отправляют в психиатрическую больницу. Если в течение месяца не найдется опекун, то ребенка по решению суда лишают дееспособности и отправляют в интернатное учреждение. С одной стороны, это проявление заботы и защиты такого человека. С другой стороны, обратного пути у этого процесса нет - законодательство не содержит процедуры восстановления дееспособности по инициативе недееспособного лица.

«Сейчас этот вопрос в Беларуси дискретный - или человек дееспособен, или полностью недееспособен, - поясняет Сергей Дроздовский. - Но сегодня уже обсуждается изменение отношения к такому положению вещей. И, безусловно, вопрос о частичном лишении дееспособности - это веяние конвенции. Согласно документу, лишение дееспособности противоестественно и его в принципе не должно быть».

Согласно плану по реализации Конвенции по правам инвалидов, государство обязуется решить проблему лишения дееспособности к 2025 году.

Вправе отказаться от прав

По словам руководителя правозащитной организации, сегодня в Беларуси существует абсурдная ситуация, в которой социальная защита фактически ущемляет права людей с инвалидностью чрезмерными ограничениями.

«Наша организация выступает за то, что у человека должны быть возможность и право отказаться от любой меры социальной защиты. Значит, если я хочу, то могу отказаться от специальных требований к труду и работать не 7 часов, а 8 (согласно белорусским законам, продолжительность ежедневной рабочей смены для людей I или II группы инвалидности не может превышать 7 часов. - Прим. авт. ). Но несмотря на то, что это законодательно возможно, медики спорят и говорят, что такого права у инвалида нет», - говорит руководитель правозащитной организации.

Ранее сайт уже писал о том, что заключение МРЭК с индивидуальной программой реабилитации для инвалида, где указан перечень работ, которые он может выполнять, носит . А Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» предусматривает, что инвалид вправе отказаться от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей.

По мнению Сергея Дроздовского, пересмотра требует и вопрос льгот для людей с инвалидностью. «На мой взгляд, льготы - совершенно неэффективный инструмент для решения проблем инвалидности, - считает он. - Исследования показывают, что ими пользуются в основном люди с меньшей степенью инвалидности. Получается, что у инвалидов І группы доступ ко льготам гораздо меньше».

Реализация положений Конвенции о правах инвалидов - долгий процесс. И большое достижение Беларуси в том, что он все-таки начался. Правозащитные организации настроены оптимистично. А значит, когда-нибудь люди с инвалидностью заживут свободнее и их ограниченные возможности станут восприниматься обществом как дополнительные потребности.

Наша справка

Конвенция о правах инвалидов была принята Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Сегодня документ подписан более чем в 150 странах мира, в том числе и в Беларуси. 3 октября 2016 года наша страна ратифицировала документ, после чего он обрел юридическую силу. Теперь Беларусь готовится к имплементации Конвенции о правах инвалидов, когда ее положения будут реализованы в жизни общества. 23 мая 2017 года представители ООН, государства, правозащитных организаций обсудят Национальный план по имплементации конвенции и решат, какие меры будут приняты по его осуществлению.

Диана ФИЛИМОНОВА

Был проведен национальный опрос общественного мнения. Опрос проводился специалистами Независимого института социально-экономических и политических исследований методом face-to-face interview. Было опрошено 1503 человека 18 лет и старше, предельная ошибка репрезентативности не превышала 0.03. Офис по правам людей с инвалидностью инициировал серию вопросов, касающихся людей с инвалидностью, а также Конвенции о правах инвалидов. Предлагаем Вам комментарии специалистов НИСЭПИ к наиболее интересным и важным результатам.

По данным Министерства труда и социальной защиты, в Беларуси нынче проживает 512.5 тыс. инвалидов, что составляет более 5% населения. Эти люди, которых, как видим, достаточно немало, нуждаются не только в сочувствии, но и в обеспечении нормальных условий для жизни. При этом немаловажное значение имеет отношение к инвалидам государства и общества. К сожалению, оценить это отношение в нашей стране можно лишь весьма нелицеприятно. В СМИ можно найти массу примеров, когда государственные органы, призванные оказывать инвалидам всяческое содействие, отделываются формальными, показушными мероприятиями, мало улучшающими реальную жизнь инвалидов. Отношение к правам и потребностям инвалидов оказывается в зависимости от отношения белорусских властей к правам человека в целом. Вообще, в нашей стране уважаются только права самой власти, а не любого иного субъекта.

Данные сентябрьского опроса, в частности, свидетельствуют, что не происходит заметного улучшения отношения к проблемам инвалидов и в белорусском обществе. И это несмотря на то, что почти половина взрослого населения (49.6%) подтверждает знакомство с проблемой инвалидности (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Есть ли среди Ваших родственников, друзей или знакомых (включая детей) люди с инвалидностью любой формы?»

Вариант ответа
Да
Нет
ЗО/НО

Данные табл. 2 показывают, что население довольно адекватно воспринимает тяготы и невзгоды повседневной жизни инвалидов.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Если сравнить инвалидов и людей без инвалидности, как часто инвалиды сталкиваются с каждой из следующих проблем?», %

Как можно видеть, 83.7% опрошенных считают, что инвалиды чаще, чем прочие люди, сталкиваются с проблемами трудоустройства, три четверти полагают, что у инвалидов больше материальных проблем и изолированности от культурной жизни, почти 70% видят больше проблем у инвалидов с получением образования, а также неравное, унижающее достоинство обращение с ними.

Но вот уже следующий вопрос (табл. 3) показывает весьма заметное снижение позитивности личного отношения к инвалидности как таковой. Как можно видеть, уже меньше половины респондентов хотели бы, чтобы без инвалидности обучались вместе с детьми-инвалидами. И хотя вопрос построен в безличной форме, но хорошо заметно примеривание респондентами ситуации на себя, на своего ребенка.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, совместное обучение в школах детей-инвалидов и детей без инвалидности является полезным или вредным для каждой из групп детей?»

Еще хуже воспринимается населением возможность инвалида занимать выборную должность (табл. 4). Как можно видеть, к кандидатам-инвалидам большинство (43-58%) предъявляют достаточно завышенные требования (быть либо значительно лучше иного кандидата, либо хотя бы на равных с ним). А треть опрошенных вообще не проголосовали бы за инвалида ни при каких условиях. Причем, наиболее жестко такие требования выдвигаются к инвалидам с заметными формами инвалидности.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Давайте представим, что на выборах в органы исполнительной власти среди кандидатов оказался . При каких условиях Вы за него проголосуете? «

Вариант ответа
За кандидата с нарушениями зрения
За кандидата с нарушениями опорно-двигательного аппарата («инвалид-колясочник»)
За кандидата с нарушениями слуха
С заметными формами инвалидности

Вместе с тем более двух третей опрошенных (68.5%) понимают, что должно целенаправленно создавать специальные условия, позволяющие инвалидам нормально жить, работать, общаться, получать образование, создавать семью и т.п. (табл. 5). Однако почти каждый четвертый при этом полагает, что для инвалидов следует создавать некие специализированные службы, в которых они и должны обитать. Подобный апартеид в умах вполне мог бы позволить назвать такие службы более точно – гетто.

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, что для общества предпочтительней?»

Понятно, что для формирования в обществе правильного отношения к инвалидам необходима систематическая работа, проводимая как властями, так и общественностью. Важная роль в этом деле должна принадлежать средствам массовой информации. Однако данные опроса показывают, что, по мнению населения, СМИ пока не заняли подобающей позиции в этом актуальном вопросе. Как следует из данных табл. 6, больше половины опрошенных (51.7%) уверены, что СМИ уделяют проблемам инвалидов слишком мало внимания.

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, средства массовой информации уделяют достаточно внимания проблемам инвалидов?»

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос: «Слышали ли Вы о существовании такого документа, как «Конвенция о правах инвалидов»?

Вариант ответа
Да
Нет
ЗО/НО

Хорошей иллюстрацией недостаточного внимания белорусского общества к инвалидам и их проблематике вполне могут служить результаты ответов на вопрос табл. 7. Как можно видеть, о существовании «Конвенции ООН о правах инвалидов» слышали лишь менее четверти (22.5%) респондентов! Отсюда и печальные результаты ее практической реализации.

3 декабря во всем мире отмечали Международный день инвалида. В Беларуси насчитывается около 519 тысяч людей с ограниченными возможностями. Специалисты говорят, что самые проблемные для них вопросы – трудоустройство и безбарьерная среда. Как эти проблемы удалось решить на Западе и сколько ЕС и США понадобилось времени, чтобы сделать окружение доступным для любого человека?

По оценкам экспертов «Офиса для людей с инвалидностью», около 95% инвалидов 1-й группы не могут найти себе работу, еще 80% инвалидов 2-й и 3-й группы также безработные.

Общество и инвалидность: между стереотипами и помощью

Директор БРА-Центра «Открытые двери» Елена Тихонова более 10 лет работает в этой сфере. По ее словам, инвалиды если и обращаются в центры занятости, то без определенной поддержки они очень быстро заканчивают свою работу и снова возвращаются в центр занятости. «Происходит это потому, что у нас не оказываются комплексные услуги по сопровождению инвалида на рабочее место, помощи в составлении резюме и дальнейшему отслеживанию ситуации, как человека приняли в коллективе, с какими рабочими и психологическими проблемами он там сталкивается. Кроме того, большая проблема – в отношении общества к вопросу трудоустройства инвалидов. К сожалению, существует политика иждивенчества. Зачастую люди готовы получать свою пенсию и дальше ничего не делать, им комфортно. Потому что общество их не принимает, им нужно приложить много усилий, чтобы спуститься с пятого этажа, выйти на улицу, где можно столкнуться с недоброжелательными взглядами людей. И на рабочем месте всё это только усугубляется», – говорит эксперт.

Координатор «Офиса для людей с инвалидностью» Сергей Дроздовский приводит статистику – на последний год трудовые рекомендации получили 40 тысяч инвалидов, из них 6 тысяч стали на учет в центры занятости и только 1 тысячу человек трудоустроили. «Чиновники говорят, что инвалиды сами виноваты в этом, мол, вертят носом и отказываются от хорошей работы. Однако мы рассматриваем центр занятости как организацию, которая оказывает услуги по трудоустройству. И если из 40 тысяч человек только 2,5% эту услугу получили, значит, проблема в системе, в качестве оказания госуслуг», – отмечает он.

Дискриминация представляет собой серьезную проблему

Трудовая дискриминация, отмечают эксперты, для инвалидов начинается на самом начальном этапе – при отборе резюме.

«Дискриминация в отношении инвалидов существует наравне с молодежью, женщинами… Если наниматель хочет видеть у себя на рабочем месте девушку, которая не уйдет в декретный отпуск либо у которой нет двоих детей, а такие требования у нас часто предъявляются, то резюме таких кандидатов автоматически не рассматриваются. По опыту США эти строки в резюме вообще отсутствуют. В анкетах нет пунктов, касающихся возраста и пола, не говоря уже об инвалидности. Задавать такие вопросы на Западе считается некорректным», – дополняет Елена Тихонова.

Кроме того, существенными преградами являются трудовые рекомендации. Согласно нормам Трудового кодекса, такой документ работодатель обязан требовать у каждого претендента, имеющего инвалидность. Зная об этом, многие люди, не имеющие внешних признаков инвалидности, просто скрывают информацию о своих заболеваниях. Те же, кто проходит медицинскую комиссию, получают на руки список разрешенных и запрещенных специальностей. Разрабатывались эти нормы еще в 1950-х годах, при СССР. И серьезного пересмотра этого списка не было. Именно поэтому инвалидам чаще всего предлагают низкооплачиваемые и неперспективные места работы. На предприятиях, где занято более 50% инвалидов, например, принадлежащих Беларусскому товариществу инвалидов по зрению, зачастую можно встретить за станком рабочего, имеющего красный диплом о высшем образовании.

Изменить ситуацию может разрешительный, а не запретительный принцип выдачи трудовых рекомендаций, считает Сергей Дроздовский.

Государство не предоставляет услуги по обучению и сопровождению инвалида до рабочего места, поэтому данная помощь легла в основу одного из проектов Беларусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, поддержанного немецким фондом.

Беларусам должен помочь немецкий опыт

«Наши сотрудники помогают составить резюме, если это необходимо, лоббируют интересы клиента перед нанимателем, осуществляют поддержку на рабочем месте – разрабатывают маршрут от дома до места работы, дают базовые навыки по работе. На протяжении четырех месяцев мы контролируем весь этот процесс. Если возникают проблемы в коллективе, с нанимателем, мы всегда на подхвате, помогаем решить все вопросы. Конечно, для нашей целевой группы – а это люди с умственными и множественными ограничениями – такая поддержка очень важна», – говорит Елена Тихонова.

Эксперты обращают внимание, что такая форма работы снимает налоговую нагрузку с государства. «В Беларуси действительно много людей с ограниченными возможностями. И цифра эта, к сожалению, растет.

Из госбюджета выделяются значительные средства на выплату пособий, обеспечение льгот. При условии сопровождаемого трудоустройства эти проблемы снимаются.

И я думаю, что можно говорить об экономической эффективности этой модели. В Европе социальная система функционирует именно так», – дополняет собеседница.

Проект стартовал в марте 2012 года. За это время удалось трудоустроить 18 молодых людей с интеллектуальными и множественными нарушениями – в основном это инвалиды 1-й и 2-й группы. «К примеру, одна девушка сейчас работает психологом на предприятии. Она окончила педагогический университет, но не могла самостоятельно найти работу по специальности».

Но даже если человек с инвалидностью нашел работу, добраться до рабочего места зачастую проблематично. В 2006 году было объявлено о проведении программы по безбарьерной среде. При этом юристы обращают внимание, что реализовываться эта программа начала еще в начале 1990-х. «В 1992 году был разработан закон, согласно которому все новые и реконструируемые здания должны были сделать доступными для инвалидов. На выполнение этой программы законодатель дал 8 лет. То есть в 2000 году вопрос о безбарьерной среде должны были закрыть. Однако закон не соблюдался тогда, не соблюдается и сейчас, отсюда – тысячи примеров, когда инвалиды не просто не могут зайти в магазин или спуститься в метро, они даже из дома самостоятельно выйти не могут», – говорит Сергей Дроздовский.

Пандус для коляски – это еще не все, что надо сделать

Елена Тихонова подтверждает, что в большинстве случаев, если пандусы и установлены, то с многочисленными нарушениями: «По сути, они не упрощают, а только усложняют подъезд для инвалида-колясочника. Зачастую дальше пандуса дело не заходит, в результате человек просто не может двигаться внутри здания – узкие дверные проемы, отсутствие специально оборудованной санитарной комнаты и т.д.».

Проблемным моментом также является отсутствие в Беларуси антидискриминационного законодательства. Что касается общественного мнения, то у беларусов по-прежнему сохраняются негативные настроения по отношению к инвалидам. НИСЭПИ приводит цифры: 17,8% опрошенных лично не приемлют никаких взаимоотношений с человеком с инвалидностью. Более 66% респондентов отметили, что инвалиды подвергаются неравному уничижающему обращению.

В Беларуси к инвалидам стали относиться лучше, но мало соответствующих законов

«Если сравнивать ситуацию с Европой, то да, отношение к инвалидам в Беларуси дикое, – говорит Елена Тихонова. – Но мы работаем в этом направлении. Я в этой сфере 10 лет. Если сравнивать ситуацию, когда я только начинала работать, и сейчас, то показатели значительно улучшились. Наши люди становятся более терпимыми, открытыми и общительными. Мы организовываем акции, где можно встретиться с людьми с особенностями развития. Наша цель показать, что у них также можно многому поучиться. Им не нужна жалость и слезы. Им нужна поддержка и понимание».

В Германии существует обязательная программа для выпускников школ – так называемый «социальный год», когда молодой человек работает в качестве волонтера, определяется, кем бы он хотел стать в будущем и в какой университет поступить.

Довольно часто молодые волонтеры, как и люди, выбравшие альтернативную воинскую службу, помогают людям с инвалидностью. В Беларуси волонтерское движение находится только на начальном этапе и пока не является популярным и престижным в глазах молодежи.

«По опыту Европы и США хочется отметить, что там отношение к этому вопросу очень серьезное. В Америке, если ты не был волонтером в нескольких организациях, ни о какой престижной работе и речи быть не может. Это показывает твою социальную активность. Надеюсь, что у нас это движение будет развиваться. Важно, чтобы оно поддерживалось на государственном уровне», – считает директор БРА-Центр «Открытые двери».

Кстати, Беларусь является последней страной в Европе, которая не присоединилась к Конвенции ООН по правам инвалидов. Уже несколько лет чиновники обсуждают возможность присоединения к данному документу, однако этот шаг все время откладывается.

Девальвация белорусского рубля и последовавший за ней рост цен больно ударили по инвалидам. В то время, как спецслужбы разрослись в стране до невиданных в мире размеров, чиновники разъезжают на служебных машинах за 100 тысяч евро и от проведения парада, как говорят военные, казна не опустела, самая незащищенная часть общества все дальше скатывается за черту бедности.

В конце июня в Минске открылся Офис по правам людей с инвалидностью. Общественная организация призвана оказывать юридическую помощь людям с ограниченными возможностями. Открытие офиса привлекло внимание к положению инвалидов во время кризиса. Он больно ударил по ним. Особенно драматичная ситуация сложилась в регионах.

За чертой бедности

Прожиточный минимум для пенсионеров в Беларуси с мая 2011 года установлен на уровне 294 тысячи 210 белорусских рублей. В эквиваленте по курсу Нацбанка Беларуси — 41 евро. И это — нижняя планка пенсии по инвалидности, говорит руководитель «Могилевской организации реабилитации и спорта инвалидов-колясочников» Олег Юрков. По его словам, чтобы выжить, многие инвалиды вынуждены попрошайничать возле церквей и рынков или собирать бутылки.

Более десяти лет назад в Могилеве был спроектирован и построен «Специальный дом для ветеранов, престарелых и инвалидов». Здание до сих пор отвечает современным требованиям. Для инвалидов-колясочников здесь предусмотрены широкие коридоры и пандусы, на первом этаже для удобства есть магазин, почта и кинозал. Но из нескольких сотен нуждающихся в специализированном жилье квартиры здесь получили только два десятка. План строительства еще одного такого дома остался на бумаге. На инвалидов денег нет. Они нашлись только на ремонт крыши вестибюля уже возведенного дома.

«Государство платит инвалидам мизерную пенсию, но не разрешает самим зарабатывать на дому», — жалуется «Немецкой волне» Олег Юрков на казусы белорусского законодательства. Он, по собственном признанию, единственный в Могилеве, кто смог добиться права работать на дому как ремесленник. Закон регламентирует надомный труд только для здоровых людей, а об инвалидах там нет ни слова. Более того, Олег Юрков признался, что даже не может жениться, во всяком случае, на здоровой женщине. Ведь тогда он сразу лишится льгот.

Помощь из Германии помогает выжить

Выжить могилевским инвалидам отчасти помогает христианская благотворительная миссия «Stephanus» из немецкого города Шпайер. Прямо в здании «Дома ветеранов и инвалидов» находится пункт распределения гуманитарной помощи. Он работает четыре дня в неделю. Сотрудничество с немецкой благотворительной организацией было юридически оформлено в 2004 году. До кризиса в списке нуждающихся набиралось за месяц до двухсот фамилий.

«Но сегодня очередь расписана на несколько месяцев вперед», — сказала Deutsche Welle представитель организации Светлана Макаренко. В последние годы власти стремились взять под контроль распределение гуманитарной помощи, а немецкие партнеры в один голос заявляли, что готовы работать только с негосударственными организациями. В итоге, по словам Светланы Макаренко, многие решили свернуть деятельность в Беларуси. Самыми стойкими оказались евангелические приходы из небольших немецких городов.

Пенсия в 33 евро

В совершенно безвыходной ситуации в результате кризиса оказались инвалиды с детства. У них нет стажа работы, и социальная пенсия в их случае составляет всего 238 тысяч белорусских рублей в месяц, по курсу Нацбанка Беларуси — 33 евро. Это значит, что в день инвалид с детства, каким является Сергей Гиркин, может потратить чуть больше одного евро. 7530 белорусских рублей в ближайшем магазине 34-летнему мужчине хватило лишь на буханку хлеба и на три пакета вермишели быстрого приготовления: на завтрак, обед и ужин. «Постоянное чувство голода характерно для инвалидов в Беларуси», — с грустью говорит Сергей. Он живет у своей матери. Благодаря этому Сергей может позволить себе хотя бы чай с сахаром.

Если родственники не соглашаются содержать инвалида с детства, объясняет Сергей Гиркин, то его отправляют в интернат. В подобных заведениях наличными деньгами выдают только двадцать процентов от суммы пенсии, остальное забирает государство в обмен на трехразовое питание до конца жизни и на похороны. Эти интернаты, как правило, находятся подальше от людских глаз. Например, Могилевский дом-интернат на самом деле расположен в пятнадцати километрах от города, в деревне Солтановка. Высокая смертность и условия жизни там, говорит Сергей, вызывают у инвалидов настоящий ужас. Именно такие заведения должны контролировать правозащитники, считает он.