Когда мальчик становится юношей. Мальчик становится мужчиной. Сильный мужчина должен уметь дать сдачу

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Медицинские эксперты скажут вам, что биологически мальчик считается мужчиной, когда его половые органы становятся полностью функциональными. Другие скажут, что ребёнок становится мужчиной, только если ведёт себя, как «мачо», — дерётся, употребляет много алкоголя или занимается сексом, не думая о защите. Есть и те, кто верит, что мужчину (независимо от возраста) можно назвать настоящим мужчиной, только если он обладает определёнными чертами характера — храбростью, чувством собственного достоинства, благородством.

В общем, когда мальчик становится мужчиной — это спорный вопрос. Но в некоторых частях мира стать настоящим мужчиной очень просто (или наоборот — непросто, это как посмотреть). Всё, что нужно мальчику, — это принять участие в ритуале инициации, который сопряжён с сильнейшей физической или моральной болью.

1. Канада — стирание детских воспоминаний

Племя алгонкинов считает детство всего лишь препятствием для становления настоящим мужчиной. По этой причине они проводят обряды инициации, направленные на полное стирание у мальчиков детской памяти.

Молодые члены племени от 14-ти до 21-го дня сидят в специальных клетках, и им нельзя есть ничего, кроме очень мощного галлюциногена — високкана. Он не только приводит к потере памяти, но и вызывает другие побочные эффекты — потерю речи, учащённое сердцебиение, сильнейшие галлюцинации, агрессию, неспособность двигаться, слабость и даже смерть.

После двух-трёх недель молодых посвящаемых выпускают из клеток и расспрашивают. Если они полностью забыли свое детство, то прошли ритуал и теперь считаются настоящими мужчинами. Если же у них сохранились хоть какие-то воспоминания, то жестокий ритуал придётся пройти ещё раз.

2. Эфиопия — прыжки через быков

Каждое поколение племени каро проходит ритуал посвящения — мужчины должны перепрыгнуть через ряд быков в чём мать родила. В буквальном смысле.
Звучит как нечто простое и забавное? Не совсем. У торжественной церемонии по-настоящему ужасный подтекст: если мужчина биологически уже полностью вырос, то у каро он считается мальчиком, пока не пройдёт церемонию. А быть мальчиком в племени каро означает две вещи: во-первых, нельзя жениться, а во-вторых, мальчики должны убивать своих детей.

Младенцы каро, родившиеся от не прошедших через ритуал отцов, считаются незаконнорожденными, и в соответствии с законами каро, внебрачные дети не имеют права жить. Традиция убивать незаконнорожденных младенцев называется минги — матери сами набивают рты своих детей землёй и оставляют их умирать в пустыне. И только если муж голым перепрыгнул через быков, его дети могут жить.

3. Филиппины — традиционное обрезание

На Филиппинах обрезание — это важное событие. Статистика от 2011-го года показала, что обрезание делают около 93% филиппинских мужчин. Интересно то, что мальчикам его делают не в младенчестве, а примерно в 12 лет, и филиппинские подростки могут считаться мужчинами, только если уже обрезаны.
А если этого не произошло, общество считает их трусами и слабаками. И чтобы спастись от постоянных насмешек и издевательств, филиппинские мальчики сами просят родителей их обрезать.

На Филиппинах есть два способа обрезания: современный медицинский и традиционный. При традиционном способе анестезия не используется — вместо этого мальчики жуют листья гуавы, так как считается, что это уменьшает боль от операции. Вместо ножа для этой болезненной процедуры используется кусок дерева под названием субокан. После обрезания крайней плоти пенис обматывают белой тканью.

4. Кения и Северная Танзания — групповая охота на льва

Мальчики племени масаи должны выйти на охоту на льва с одними дубинками и щитами. В прошлом им нужно было охотиться в одиночку, но поскольку львов осталось мало, традицию изменили, и теперь взрослеющие масаи охотятся группами.

Охота на львов очень опасна. Именно из-за этой опасности она и считается достойным ритуалом посвящения в мужчины. Когда мальчики масаи охотятся на львов, они тем самым демонстрируют то качество, чем, по мнению масаи, обладают только настоящие мужчины — храбрость. Интересно отметить, что они охотятся на раненых или слабых львов. Львиц не трогают, так как те считаются дарительницами жизни.

5. Папуа Новая Гвинея — изменения кожи

Племена сепик считают крокодилов священными существами. Они уверены в своей духовной и культурной связи с этими рептилиями, поэтому молодые мужчины должны пройти болезненный обряд посвящения, чтобы сделать свои тела подобными телам крокодилов.

С помощью бритвы старшие члены племён срезают с молодых людей кожу снова и снова. Из-за этого болезненного процесса на коже появляются красивые узоры, очень похожие на крокодилью кожу. Для завершения ритуала старейшины сыплют на порезы пепел. И когда церемония заканчивается, мальчики объявляются настоящими мужчинами.

В наши дни ритуал проходят не все мужчины племён сепик — многие из них становятся более современными. Кроме того, ритуал стоит довольно дорого, и некоторые родители просто не могут себе это позволить.

6. Бразилия — боль и отрава

Ритуал на обретение мужественности племени матис состоит из четырёх крайне болезненные этапов. На первом этапе в глаза молодых посвящённые вводят яд: матис считают, что так улучшают своим мальчикам зрение. На втором и третьем этапе мальчикам причиняют сильную физическую боль — неоднократно избивают и хлещут плетьми.

На последнем этапе мальчики глотают яд под названием кампо, добываемый из древесных лягушек. Кампо — не галлюциноген, хотя и может вызвать странные психические реакции. А вот физиологических эффектов от него предостаточно — рвота, головокружение и неконтролируемые движения кишечника. Племя матис твёрдо убеждено, что кампо повышает выносливость и силу мальчиков, превращая их в настоящих мужчин и охотников.

7. Папуа Новая Гвинея — очистка крови

Живущее в Папуа Новой Гвинее племя матауса считает женскую кровь нечистой. Матауса убеждены, что их мальчики, чтобы стать настоящими мужчинами, должны очиститься от скверны матерей.

Старейшина начинает ритуал очистки крови, вставляя в горло молодых посвящаемых тростниковые трубки — тогда их рвёт кровью. Затем старейшины вставляют трубки им в ноздри, чтобы выгнать из тела дурную кровь и слизь. Периодически трубки вынимают, чтобы почистить, а посвящаемые в это время успевают сделать глоток воздуха. И, наконец, старейшины делают на языках молодых людей несколько надрезов с помощью похожего на стрелу инструмента. После мучительной церемонии молодые люди в глазах общины становятся настоящими мужчинами.

Очистка крови у матауса — это настолько важный и секретный обряд посвящения, что не все члены через него проходят — надо ещё доказать, что ты достоин. Не прошедшие ритуал мужчины взрослыми не считаются и не могут пользоваться соответствующими привилегиями — например, они не имеют права жениться. Кроме того, они считаются слабыми членами племени, не способными выполнять свои мужские обязанности.

8. Австралия — экстремальное изменение пениса

Чтобы стать настоящими мужчинами, мальчики племени унамбал должны познать адскую физическую боль. Старейшины племени делают надрезы на коже их ягодиц, груди, рук и плечей, а чтобы раны не затянулись, в них насыпают песка. После на теле должны остаться шрамы.

Также молодым унамбал делают обрезание, но на этом ритуал не заканчивается. Когда у мальчиков появляется борода, они подвергаются субинцизии — медицинской процедуре, при которой на пенисе делается глубокий разрез от самого основания до мочеиспускательного отверстия. Унамбал считают, что этот мучительный ритуал делает пенис более красивым и лёгким.

9. Папуа Новая Гвинея — фелляция и глотание семени

В племени самбия верят, что мальчики должны глотать сперму — только так они могут стать мужчинами. Мальчики самбия от семи до десяти лет должны годами делать минет опытным воинам и каждый раз проглатывать… гм… результат.

По вере племени, мужское семя — источник жизни и суть мужественности. Единственный способ для мальчиков получить семя, а с ним и силу взрослых воинов — оральный секс. Кроме того, у самбия считается, что мальчик способен стать отцом, только если до того проглотит сперму взрослого.
Тем не менее, о гомосексуализме здесь речь не идёт — прошедшие через ритуал мужчины геями не считаются. Когда мальчикам исполняется по 15 лет, они перестают делать минет взрослым, и сами становятся дарителями семени. Кроме того, мальчикам одного возраста запрещено заниматься оральным сексом друг с другом.

После того, как мужчина женится, дальше участвовать в церемонии ему запрещено. Самбия считают, что женские гениталии делают репродуктивные органы мужчин грязными, а их сперма становится «нечистой», так что для детей, которым только предстоит стать взрослыми, она больше не подходит.

В мире существует немало обрядов посвящения мальчика в мужчину. Все они отражают ценности общества, в котором приняты. Чему учит жестокость некоторых из них?

Юный Шадрак Нёнгес должен был попасть под нож сразу после рассвета. Еще накануне 14-летний подросток из западнокенийского племени букусу надел на запястье пару колокольчиков. Они подвешены к украшенному перьями металлическому браслету и, ударяясь о него, громко звенят. Под растущим во дворе отцовского дома манговым деревом собрались родня и старшие друзья Шадрака. Резко вскидывая руки вверх, он исполняет обрядовый танец, а гости, размахивая палками и ветками гуавы, распевают песни.

После обеда Шадрак в сопровождении свиты из родственников и друзей наносит ритуальный визит дяде по материнской линии. Дядя отвешивает ему солидную оплеуху, обзывая сопливым мальчишкой, не готовым стать настоящим мужчиной, а затем… дарит корову. Подросток готовится к обряду сиклебо - церемонии обрезания у племени букусу. Но Шадрак вовсе не выглядит испуганным. Вернувшись к отцовскому дому, он с новой силой бьет в чиниимба - так на местном наречии называется браслет с колокольчиками - и снова пускается в пляс.

Тем временем продолжают прибывать все новые гости, и к вечеру у хижины собирается около полусотни человек. Мужчины сидят небольшими группами, потягивая через длинные тростинки кукурузное пиво бусаа - его сварили ради важного события.

Около половины девятого все гости встают в круг, а на улицу выносят внутренности только что забитой коровы. Дядя Шадрака нащупывает в этой массе заплывший жиром желудок, вытаскивает и ловким движением разрезает его. Засунув внутрь пальцы, он вычерпывает оттуда зеленоватую пригоршню непереваренного содержимого.

По щекам 14-летнего Шадрака Нёнгеса катятся слезы - старшие члены общины поливают его словесной грязью.Такой ритуал проводят, чтобы закалить характер юноши.

«В нашей семье никто еще не боялся! - кричит он. - Стой смирно!» И швыряет вызывающий отвращение комок прямо на грудь племяннику, а потом размазывает его еще и по голове, и по лицу мальчишки. Затем вешает ему на шею «ожерелье» из коровьих кишок и бьет парня по щекам. «Если будешь дергаться или расплачешься, второго раза у тебя не будет, - продолжает дядя. - Ты должен перейти эту реку и продолжать свой путь». С этой минуты для омусинде - необрезанного юного мужчины - путь к прежней жизни закрыт.

…Шадрак танцевал на протяжении еще нескольких часов - праздник был в самом разгаре, подогреваемый все новыми порциями пива. Старшие рассказывали ему, что значит быть мужчиной, объясняли, почему важно почитать пожилых и с уважением относиться к женщинам, дарили продукты (муку, цыплят), небольшие суммы денег. Наконец около полуночи мальчику позволили немного передохнуть. Через два часа он проснулся, и вскоре округа вновь огласилась звоном колокольчика - Шадрак опять танцевал, словно его захлестнула волна адреналина. Друзья и родственники - уже изрядно опьяневшие - завели песню: «Вот-вот встанет солнце! Чувствуешь лезвие ножа? Рассвет уже близок!».

Я стоял и наблюдал за кульминационным моментом на пути Шадрака к взрослой жизни. Для Уильяма - отца Шадрака - ритуал посвящения сына был чрезвычайно важен, ведь от этого зависела репутация главы семейства в местной общине. На мгновение я задумался о своем отце, который умер несколько месяцев назад, прожив 91 год, и о моем 17-летнем сыне. Сына зовут Оливер, и сейчас он, скорее всего, уже спит в 12 тысячах километров отсюда в Нью-Йорке. А может, и не спит - лежит в кровати с ноутбуком на груди.

И Шадрак, и Оливер, конечно, движутся к одной цели , стать мужчиной, но при этом невозможно представить двух более разных путей, которыми они к ней идут. Поначалу все, естественно, одинаково. Первым шагом было формирование в утробе матери под постоянным действием тестостерона. Поворотным моментом стал всплеск уровня главного мужского гормона в подростковом возрасте, под влиянием которого детский организм начал обрастать мускулатурой, плечи выросли вширь, на теле начали расти волосы, все чаще стало проявляться желание идти на риск, сопровождающееся повышенной агрессивностью, и запустился процесс становления сексуальности. Оба юноши активно осваивали поведение, запрограммированное в них миллионами лет эволюции.

Однако Шадрак вступал во взрослую жизнь в обществе с традиционным укладом, в котором гендерные роли четко распределены c незапамятных времен. А Оливер взрослеет в американском обществе, где, напротив, равенство полов считается одной из основополагающих ценностей.

Чтобы понять, что значит быть мужчиной, Оливер, в отличие от Шадрака, не может полагаться на традиционное описание ролей мужчины и женщины. Для достижения равенства полов гендерные стереотипы были полностью демонтированы, а в некоторых случаях и вовсе перевернуты с ног на голову. Оливеру не покажется странным, если он встретит женщину-полицейского или мужчину-медбрата, для него будет совершенно нормальным, если отец семейства нянчится дома с грудничком, разогревая детское питание и меняя подгузники, пока мама делает карьеру.

Дрю Мур пронзает сердце дикого кабана, пока его отец Пити и их собака удерживают животное.

К тому же в современном западном обществе отсутствуют ритуалы или публичные обряды посвящения мальчика в мужчину, которые могли бы четко обозначить этот переход для Оливера. Выходит, в самом начале взрослой жизни он остается один на один со всеми возникающими вопросами. А когда нужно себя проявить - будь то контрольная работа, игра в баскетбол или занятия в спортзале, - он сам старается закалять свой характер, в какой-то степени обретая те же качества, которые оплеухами были вбиты в юного африканца Шадрака.

К сожалению, современная наука пока не может четко определить, в чем суть мужественности. Антропологи и социологи сходятся во мнении: культура играет определяющую роль - и утверждают, что мужские черты задаются обществом. «Мужчинами не рождаются, ими становятся, - убежден Майкл Киммел, профессор социологии из Университета в Стоуни-Брук (штат Нью-Йорк). - Мужественность - это не проявление какого-то внутреннего признака, она не возникает сама по себе на биологическом фундаменте повзрослевшего мужского организма. Напротив, она задается нашим общественным укладом».

Сторонники феминистских теорий настаивают на том, что все различия между полами - лишь плод воображения и так называемые «истинно мужские» черты свойственны не только представителям сильного пола. Сегодня многие гендерные стереотипы вроде различия между мужчинами и женщинами в уровне интеллекта, степени проявления родительских инстинктов, рациональности, эмоций принято считать не более чем мифом. Но, как и многие родители, растившие и мальчика, и девочку, я иногда задаюсь вопросом: существуют ли какие-то предпосылки, которые формируют предпочтения детей, проявляющиеся без непосредственного участия родителей?

«Сознание мужчин и женщин устроено по-разному », - пишет в своей книге «Чистый лист» Стивен Пинкер, профессор психологии из Гарварда. По данным многочисленных исследований, мужчины лучше справляются с заданиями, связанными с пространственным мышлением. Преимущество женщин проявляется в других навыках, в частности в умении устранять проблемы.

Мальчики обычно проявляют повышенную агрессивность - вероятность, что они затеют какую-то возню, как правило, выше. По словам Джо Хеберта, профессора нейробиологии из Кембриджского университета, мальчишки вполне могут поиграть в куклы, но, скорее всего, их куклы не поладят друг с другом, и все закончится дракой. Агрессия в поведении отчасти объясняется повышенным уровнем тестостерона - у мальчиков начиная с 10 лет уровень этого гормона в среднем в 10 раз выше, чем у девочек, а к юношескому возрасту он достигает максимальных значений.

Самым ярким примером того, что биология предопределяет основные аспекты мужественности и является неотъемлемым фактором полноценного превращения во взрослого мужчину, служит редкое генетическое заболевание - синдром нечувствительности к андрогенам. Младенцы появляются на свет с Y-хромосомой (предопределяющей развитие яичек еще в утробе матери) и генетически относятся к мужскому полу, однако из-за невосприимчивости к вырабатываемому яичками тестостерону их организм развивается по женскому фенотипу.

В особо ярко выраженных случаях такие люди выглядят в точности как женщины - у них гладкая кожа, отсутствует обильное потоотделение и даже есть сформированное влагалище. Но, выглядя как женщины и ощущая себя женщинами, они не способны произвести на свет потомство - у них отсутствуют яичники и матка.

Как пишет Джо Хеберт в книге «Тестостерон», «синдром нечувствительности к андрогенам неопровержимо доказывает: мужской гормон лежит в основе того, что все мы привыкли называть мужественностью».

…С первыми лучами солнца Шадрак отправился на север к протекающей неподалеку реке Чвелле. Его сопровождала шумная компания из 30 подростков и мужчин, в которую затесалось и несколько девочек. Идя полями кукурузы и сахарного тростника, веселая толпа оглашала округу песнями. Около семи утра они наконец добрались до места. С Шадрака сняли колокольчики и браслеты, он скинул шорты и нагишом двинулся к поросшему травой берегу реки, по виду больше напоминавшей болото. Дядя последовал за ним. Скрывшись в зарослях камыша, парнишка смыл с себя оставшуюся от «коровьего» обряда грязь и вскоре показался весь покрытый темно-серым речным илом.

На рассвете мужчины племени букусу заводят песню сиояйо. Под этот аккомпанемент трое подростков шагают на обряд обрезания.

Садик застыл как вкопанный, стараясь выглядеть как идеал мужчины из племени букусу. Один взмах ножа - и он попадает в мир взрослых.

После обрезания отец Садика укрывает мальчика одеялом - сын только что навсегда перешел черту, из любимца матери превратившись в гордость отца.

После этого процессия поспешила обратно к родительскому дому мальчика. По пути они распевали племенную песню букусу, посвященную ритуалу обрезания, в которой высмеивается племя луо: там в традиционном обряде перехода мальчика во взрослую жизнь его лишают нескольких зубов, а не крайней плоти. «Кто боится обрезания - пускай отправляется в земли луо», - поется в песне.

Возле дома тем временем собралась большая толпа. Шадрак гордо зашел во двор и встал на заготовленном куске картона. Один из соплеменников приблизился к его паху - все операция прошла за доли секунды. Шадрак даже не вздрогнул - чтобы не показывать никому, что ему больно. А когда о завершении процедуры всем объявили звонким свистом, и его мать, тетя и другие женщины радостно заулюлюкали, он даже несколько раз подпрыгнул в танце. Мужская часть толпы тут же принялась «принимать работу». Подростка вдруг охватила дрожь, он слегка присел, и женщины тут же укрыли его своими цветастыми платками.

В следующие четыре дня мальчишка будет приходить в себя после ритуала. Затем четыре месяца все приобщенные ко взрослой жизни будут овладевать навыками охоты и строительства хижины, им покажут, как дубить шкуры, и обучат основам военного дела, чтобы они могли отражать атаки тех, кто решится захватить скот.

После обряда у Шадрака появились новые привилегии - никто больше не отправит его за водой к ручью или за дровами в лес и не заставит подметать вокруг родительского дома. А женщины начнут готовить ему еду с учетом его предпочтений. У Шадрака теперь даже будет отдельная хижина - неподалеку от родительской. Ближе к декабрю племя проведет церемонию хукхвалукха, завершив процесс превращения омусинде в омусани. После этого 14-летнему подростку выделят земельный надел, и тогда он будет считаться полноценным мужчиной.

Когда наблюдаешь за церемонией обрезания, в душе возникают самые противоречивые чувства - восхищения и недоумения. Что бы там ни было, дети есть дети. За неделю мне довелось посмотреть этот обряд пять раз, некоторые омусинде выглядели еще моложе и казались менее подготовленными к процедуре, чем Шадрак. Неужели подросток, даже движимый желанием получить дополнительные привилегии, способен осознанно сделать выбор в пользу болезненной и небезопасной операции?

Впрочем, это еще не самое жуткое испытание, которое порой должны проходить подростки на пути к взрослой жизни. Например, мальчиков из австралийского племени аборигенов мардуджара заставляют проглатывать собственную крайнюю плоть после обрезания. Детям из горного племени самбия в Папуа - Новой Гвинее протыкают ноздри острыми палочками, пуская кровь, а еще им приходится проглатывать семенную жидкость подростков постарше. Мальчиков из племени сатере-маве, живущих в джунглях Амазонки в Бразилии, заставляют засовывать руки в перчатки, кишащие тропическими муравьями Paraponera clavata, боль от яда которых ощущается как минимум сутки:

Каждый апрель мужчины маленького архипелага Вануату в южной части Тихого океана собираются для того, чтобы подвергнуть своих юношей серьезному испытанию. Сначала они строят башню высотой около 100 метров. Мальчики в возрасте от пяти лет забираются на башню, привязывают к ногам веревку из виноградной лозы и прыгают вниз. Идея состоит в том, чтобы приблизиться к земле максимально близко, при этом не погибнуть и сохранить присутствие духа. Процент смертности во время ритуала пугает, но несмотря на это, так продолжается уже пятнадцать веков кряду.

Мальчишки из племени венда, живущие в юаровском Тшифуди, следуют традиции боксерских поединков - Мусангве. В боях участвуют дети - некоторым едва исполнилось девять.

11-летний Дрю Мур позирует с коллекцией пневматических ружей в своей детской. Антураж весьма прозрачно намекает, что значит быть мальчиком-подростком в семье Муров. Здесь, в штате Арканзас, настоящие мужчины обязательно должны охотиться.

США, июньский вечер. Подростки увлеченно беседуют за ужином в пиццерии. В американском обществе понятие мужественности размыто. Как правило, индикатор того, что «парень делает все правильно», - это интерес со стороны противоположного пола.​

Невольно задаешься вопросом: зачем же люди придумали все это? На самом деле все просто: так они готовят подростков к войне.

Антрополог Дэвид Гилмор полагает, что в условиях ограниченности ресурсов и в отсутствие благополучия общины «гендерная идеология четко отражает прагматичный материалистический подход к восприятию жизни». Мальчиков «закаляют» и «огрубляют», чтобы они могли выполнять классические обязанности защитника, кормильца и продолжателя рода.

Во многих культурах жестокость играет главную роль в смысловом наполнении самого понятия мужественности. Взять хотя бы бесчисленные видеоигры, боевики, жесткую игру в хоккее - насилие, несомненно, притягивает внимание мужчин, даже когда те не находятся в сложных материальных условиях - посмотрите на число убийств в, казалось бы, благополучной Америке. Но как разомкнуть прочную сцепку понятий «мужественность», «грубость» и «стоицизм»? Что может измениться в мужчинах, которые в страхе перед насилием и жестокостью в конечном итоге порождают еще больше насилия?

Справившись с недоумением, связанным с обрядом обрезания в племени букусу, я совершенно неожиданно отдаю себе отчет в том, что чувствую восхищение культурой, которая изначально задает мальчикам столь четкий ориентир в понимании мужественности.

Безусловно, с привилегиями, связанными с изменением положения подростка в обществе, у повзрослевшего мальчика появляются и новые обязанности. А неподдельная жестокость проведения обряда учит молодых людей не поддаваться соблазну симметрично отвечать на каждый вызов. «Если ты пережил, что родной дядя швырнул тебе в лицо коровьи кишки, тебя больше ничем не испугать», - убежден Даниэль Весангула, журналист родом из букусу.

Еще один несомненный плюс церемонии - бакоки, своеобразное братство мальчиков-сверстников, прошедших инициацию одновременно. «Бакоки становятся друзьями на всю жизнь, - рассказывает Даниель. - Они всегда готовы помочь и, если понадобится, наставить на путь истинный, а когда придет время, понесут гроб в похоронной процессии».

Возможно, в современном мире нам не хватает именно таких ритуалов? Недавно в школе Оливера ставили пьесу «Вот мы и стали мужчинами». Постановка затрагивает в числе прочих следующие проблемы: «Грязные» слова в школе - кому от этого плохо? Каково это - жить в мире, где огромной популярностью пользуются компьютерные игры, в которых игроки (преимущественно молодые мужчины) соревнуются друг с другом, убивая и насилуя женщин? …Если мой сын не знает, что значит быть мужчиной, в этом отчасти есть и моя вина - ведь принцип самоопределения достался ему от меня, а я унаследовал его от отца, который никогда не пытался завести со мной разговор о том, откуда берутся дети, и не учил меня, как освежевать дикого кабана. Он не устанавливал для меня каких-то надуманных критериев достижения совершеннолетия. Не знаю, благодаря каким ритуалам мне удалось из мальчика превратиться во взрослого человека и многого добиться, - ведь некоторые навыки мне так и не довелось освоить, и перечислять то, чего я не умею делать, можно очень долго.

Прошлой весной, в последние месяцы жизни отца, я спросил его, готовил ли он меня как-то к взрослой жизни - он посмотрел на меня с недоумением. Тогда я задал еще один вопрос: а как мой дед сделал из него настоящего мужчину? Ответом было еще большее недоумение.

Скорее всего, отец получил закалку, служа в Военно-морских силах США. Он впервые пересек Тихий океан, когда ему было 19, - служил на буксире. Для навигации тогда пользовались секстантом, а развлечением для матросов на судне служили боксерские поединки. Он воевал на Окинаве, убивая японских камикадзе, а всего через два месяца после атомной бомбардировки Японии на судне заходил в Хиросимский залив.

Став непосредственным свидетелем разрушительных последствий войны, он впечатлился настолько, что написал поэму, опубликованную в октябре 1945 года в New York Herald Tribune. Первый отцовский гонорар тогда составил 12 долларов - так началась его долгая писательская карьера. Думаю, что место ритуалов в моей семье занимали определенные ценности, о которых я узнавал, лишь наблюдая, как они проявляются в реальной жизни. Я до сих пор помню, как отец объяснял моему соседу по комнате в колледже, как можно защищать семью, не владея огнестрельным оружием. Отец описал все одной фразой - и это центральная, на мой взгляд, идея в его понимании того, что значит быть настоящим мужчиной: «В день, когда, вместо того чтобы обратиться за помощью к адвокату, я возьмусь за пистолет, защищать мне будет уже нечего». Такие принципы кажутся сейчас архаичными - в наши дни на занятиях где-нибудь в Техасском университете можно запросто увидеть юных мужчин с заткнутыми за пояс пистолетами.

Не уверен, стоит ли рассказывать Оливеру, что существует миллион ответов на вопрос, что значит быть мужчиной, и он может сам выбирать то, что ему по душе, и сам волен устанавливать критерии. Надеюсь, он сможет ощутить всю полноту ответственности за право называться мужчиной, разберется с тем, что определяется биологией, а что - культурой, какие поступки достойны уважения, над чем нужно работать и как меняться к лучшему. Я очень хочу, чтобы он стал настоящим мужчиной - как он это понимает - и не чувствовал внутреннего несоответствия созданному воображением идеальному образу. Хочется верить, что у него есть с кого брать пример.

Чип Браун

Капризный мальчик может стать примерной девочкой

Мама купила платье, но я не понял, что оно для меня.
- Одевай! Оно твоё и не перечь матери!
- Но мама! Я же не девочка! Я не одену платье!!
- Оденешь! Никуда ты не денешься, я что зря тебе его покупала?!
- Понятия не имею, зачем ты его покупала!
- Ах ты не имеешь понятия! Ну щас я тебе покажу!
-Ай! Не надо!!
Но было поздно и мама уверенно нацепляла на меня через верх это розовое кружевное, девичье платье. Когда оно было одето, я был так поражён этим, что чуть не плакал. Но также я понимал, что это было наказанием за моё непослушание и возможно единственный способ хоть как-то усмирить мой "гадкий характер".
- Поправим рукава... Так, и передничек тоже... Вот... Теперь будешь послушным мальчиком.
Я был просто в шоке и молча стоял, чуть всхлипывая, когда мама тщательно поправляла все складки на платье. Она также слегка подправила мои волосы, словно делая их соответствующими платью.
Таким образом до конца дня у меня действительно пропало желание баловаться и вредничать, как я всегда делал. Спал я как обычно в майке и трусах, а платье снял и думал больше его не одену. Как бы не так! Следующим утром, когда я ещё не успел одеть трико и рубашку, мама принесла мне какие-то вещи и сказала что сегодня я буду ходить в них. Чёрт, это опять была девичья одежда!
- Так, трусики я переодевать тебя не заставляю. Ты просто сейчас оденешь колготки поверх них.
Мама достала из коробки белые тонкие колготки и принялась быстро их закасывать, чтобы без труда натянуть на мои ноги.
Помешать не получилось - только я дернул ногой чтобы не дать надеть их, как получил пощечину и резкий выговор. "Гадкий мальчик! Я заставлю тебя слушаться!". Колготки были надеты. Они по настоящему девчачьи, поскольку очень тонкие и прозрачные, и это сильно смущало меня.
- Теперь одевай платье и не пытайся больше сопротивляться. Слышишь Олег, это же всё для твоего блага! - успокаивала она меня, когда я сидел весь напыженный, непривычно ощущая ноги.
Это было уже другое платье, - голубого цвета с многочисленными кружевами по краям и пуговочками спереди. Не хотелось в это верить, но такие затраты на покупку платьев для меня, могли объясняться только серьёзными намерениями наряжать меня в них: Колготки я носил впервые. Мне всё время казалось, что я теперь девочка, и я не мог отогнать эту мысль. Ходить в такой одежде и продолжать оставаться мальчиком было очень сложно, о чём я и признался маме вскоре. Она объяснила, что это вынужденные меры, которые должны размягчить мой характер и когда она добьётся от меня должного послушания разрешит обходиться без этой одежды.
Следующий день начинался с того же - мама проконтролировала пока я встану и одела меня так же как и вчера. Я уже не сопротивляясь одел всё, что мне полагалось.
Потом мы решили пойти с мамой на прогулку. На улице было лето и сначала я очень волновался по поводу того, что мне придётся одеть на улицу, не заставит же мама меня идти в платье! Так и было - платье мне разрешили снять, а колготки остались, поскольку поверх них одевались штаны.
В колготках под штанами всё равно на протяжении всей прогулки я чувствовал себя сковано и неуверенно. На обратном пути мы зашли в магазин, в котором мама, в отделе для девочек, не смотря на мои активные попытки её отговорить, выбирала для меня подходящую одежду. Я старался всячески делать вид, чтобы продавщицы не поняли, что мама подбирает платье для меня, но мама потом сама сказала им, что мы выбираем платье для сестры, а примеряем на мне потому как я имею одинаковый с сестрой размер.
Из огромного разнообразия платьев мама по очереди брала каждое и заставляла меня примерить. Некоторые я одевал, некоторые просто прикладывали к туловищу. В итоге выбрали одно красивое тоненькое летнее платье, даже не смотря на то, что оно было слегка тесноватое. На этом приобретение одежды не закончилось - на очереди были другие части девичьего гардероба. Панталоны и трусики выбирать долго не пришлось - мама взяла самые девичьи, где было больше кружевных украшений. Колготки тоже купили быстренько - три пары разных цветов -телесные, белые и розовые. А вот при выборе туфелек пришлось повозиться. Я всячески отказывался от тех, что были со шпильками, поскольку считал что не смогу к ним привыкнуть, но мама настаивала на них, говоря что они красивее и что все девочки их носят не жалуясь. В итоге взяли нечто среднее между моими и мамиными предпочтениями - шпильки не очень большие, а сами туфельки смотрятся очень даже ничего.
К моему ещё большему смятению мама ко всему прочему купила мне куклы. Было конечно очень обидно из-за всего этого, но я понимал, что чем быстрее я стану послушным, тем быстрее освобожусь от всей этой девчачьей жизни.
Когда мы вернулись домой, мама сразу мне велела раздеться полностью до гола. Я не стеснялся быть голым перед мамой, поскольку она всегда меня в таком же виде купала в ванной, и разделся без пререканий, стараясь быть послушным.
- Теперь оденешься полностью как девочка. Больше никаких мальчишечьих трусов и маек! - строго сказала мама, - выбирай какого цвета колготки хочешь?
- Не знаю. Ну, розовые...
- Розовые так розовые... - она распаковала упаковку, достала от туда пару тонких розовых колгот и натянула их на ноги, - хорошо... Повернись-ка... та-а-к... Как раз твой размер! Одевай теперь поверх колготок трусики!
Те самые, только что купленные, с обилием кружевных вышивок трусики, вскоре оказались на мне. Это был ещё один "первый раз", до этого я никогда не одевал девчоночьих трусиков. Было очень непривычно ощущать как плотно они окутывали талию, и как слабо прикрывали ягодицы. Мама полюбовалась на меня, а затем продолжила наряжать. Я слегка нагнулся, чтобы позволить ей просунуть через верх платье. Через ткань платья просвечивало всё, даже трусики, что сразу вызвало мою негативную реакцию:
- Я не хочу ходить в этом прозрачном платье! Не буду! Пожалуйста мама, давай я одену то голубое, оно мне нравится больше.
- Нет! Ты будешь носить это! Опять начинаешь спорить? Хочешь, чтобы я тебе ещё больше продлила девчоночью жизнь?
- Нет, нет не надо! Я остаюсь в этом!
Вскоре, мама распаковала ещё одну купленную коробку с туфельками. Я одел их и сразу почувствовал в ступнях неудобство, а когда прошёлся по комнате, то и вовсе с трудом переставлял ноги. Нет, туфли не были тесными, просто я к ним абсолютно не привык. Мама объяснила:
- Все девочки первый раз чувствуют в таких туфельках неудобства, но это быстро проходит, не переживай!
Что ж, хочешь не хочешь а привыкать придётся, вряд ли мама изменит своё решение.
Начались дни моего перевоспитания. В такой одежде я стал ещё более послушно себя вести, чему мама была бесконечно рада. Я перестал грубить, перечить ей, капризничать, и становился "розовым и пушистым" поскольку мне очень хотелось заслужить её доверие и прекратить носить платья.
Мои редкие просьбы и намеки маму не переубеждали, она была настроена очень строго относительно меня и не позволяла расставаться с одеждой ни на минуту! Я постепенно и сам примерялся, ведь всё было не так уж плохо - платья, колготки, трусики - удобные и красивые вещи, не зря же их девочки носят. Мама всячески стремилась купить мне что-нибудь новое, и это тоже радовало, ведь раньше покупки мне делались редко. В основном это были платья самых разных расцветок и форм, панталоны и трусики покупали реже, а колготки - по мере того как я разнашивал и рвал старые.
У меня появился свой шкафчик, куда слаживались все девичьи вещи. К концу месяца шкаф был забит практически до отказа и приходилось иногда даже искать нужную вещь из этого большого разнообразия. Правда потом мама навела в нём порядок и велела впредь поддерживать мне его - она разделила каждый вид одежды на отсеки и теперь стало гораздо удобнее. Например вся куча колготок была на одной полке, а трусиков на другой, и я легко мог выбрать всё что мне хотелось одеть. Да, я стал уже выбирать сам, поначалу конечно меня одевала мама, но потом мне разрешилось делать это самостоятельно.
На дверце шкафа висело большое зеркало перед которым я часто любовался собой. Однажды, когда я уже был довольно послушным и не сильно противился девчоночьей одежде мама сделала для меня новый подарок. Она купила большой, хороший косметический набор, куда входили помада, кисточки, пудра, ещё какие-то штучки - в общем для девочек самое то. Но я же всё таки не девочка!
Или уже девочка? Я боялся что это зайдёт слишком далеко и поэтому предпринимал очень активные попытки на дать маме накрасить своё лицо.
- Давай быстро свои губы, я уже открыла помаду! Быстрее, а то высохнет!
Я убегал, вырывался, зажимал рот, но всё равно, под сильным давлением со стороны мамы, вскоре сдался.
Она усадила меня перед зеркалом и быстро накрасила губы. Они покрылись сочным красным цветом, распухли и приобрели очень девчачий вид. Потом мама сделала всё остальное - напудрила щёки и покрасила веки и ресницы, после чего веки стали голубые, а ресницы твёрдые и пышные. Лицо было не узнать - оно стало таким женственным, что казалось принадлежало самой настоящей девочке.
Так и ходил накрашенный по дому. В сочетании с платьем и колготками такое "кукольное личико" мне очень подходило, говорила мама. Также она говорила, что волосы на голове мне больше не нужно стричь и когда они станут по настоящему длинными (а они уже сейчас не маленькие) она сделает мне очень хорошую причёску с кудрями и косичками.
К следующему утру косметика чуть побледнела и смылась, поэтому мама повторно провела процедуру её нанесения. Причём она оказалась недовольна качеством помады из моей косметички и принесла хорошо проверенную свою, которая очень тяжело смывается.
У неё был немного другой оттенок - бордово-красный и окрашенные в неё губы стали слегка блестящими и гладкими.
Вскоре мне купили уже другую косметичку, дорогую, с качественными аксессуарами и заимствовать у мамы помаду больше не приходилось. Я постепенно начинал сам себе красить губы, поскольку делать это было очень приятно, а мама лишь поправляла и корректировала мои действия, обучая всем правилам этого искусства.
Обучала мама также ещё и тому, как девочки должны себя вести, а именно - правильная походка, манеры поведения, хороший тон, уход за внешним видом и др. Новые для меня правила казались сначала слишком нелепыми, но потом я стал понимать их необходимость для любой нормальной девочки.
Со временем я больше стал играть с куклами, начал тяготеть к девчоночьим играм. У меня даже была подруга - девочка Аня из нашего подъезда иногда приходила к нам и я играл с ней во всё подряд. Было очень весело, мы делились разными секретами, я показал ей сколько одежды купила мне мама и Аня просто чуть не умерла от зависти. Мы стояли возле шкафа, и я показывал всё что у меня было, иногда позволяя ей примерять особо понравившееся. Аня сказала, что ей столько платьев не покупают и тонких детских колготок тоже у неё нет. Поэтому я подарил ей две пары колготок и одно платье, конечно предварительно спросив разрешение у мамы.
У Ани в гостях я тоже был. Её родители видели во мне обычную девочку, которая дружит с Аней и ничего такого не заподазривали. Мы практиковались друг другу заплетать косички, играли в дочки-матери, любили пошкодить, в общем являлись хорошими подругами.
Через месяц меня уже было не отличить от девочки, а через два изменился и голос, и черты характера, и манеры поведения.
Всё мальчишечье из меня вышло, уступив место всему девчачьему. Я стал девочкой, и меня мама даже стала по-другом звать - Таня, вот какое теперь моё имя. Что ж, мамочке виднее, значит быть девочкой - моя судьба.

Сынок, ты достиг только первого уровня взрослости. Это возраст совершеннолетия, обозначающий, что ты, и только ты сам, отвечаешь за свои поступки перед обществом, людьми, собой. Ты усвоил основные, базовые, лежащие в основе, обязательные вещи и знания, которые дают основания полагать, что ты прекрасно ориентируешься в понятиях "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "законно - незаконно". Ты хорошо социализован и уже обрёл профессию, имеющую высокое предназначение - сеять "разумное, доброе, вечное", будить в людях высокие и благородные чувства, стремясь вызвать своей игрой на сцене настоящие эмоции. Чтобы публика, а, вернее, каждый человек, пришедший на спектакль, мог понять, познать то, что ему необходимо, но не известно до сих пор. А, осмыслив увиденное, старался стать лучше, умнее, добрее, толерантнее, счастливее. Чтобы то, что он увидел и почувствовал в процессе живой, пусть кем-то написанной написанной и поставленной части жизни, стало подтверждением правильности его нынешней жизни и ориентиром для его дальнейшего пути. Во всяком случае, я хожу в театр для того, чтобы лучше понять себя, других людей, заглянуть с помощью искусства в их мысли и чувства и проникнуть в сложные механизмы, движущие нашу внутреннюю систему ценностей, выбора, личного счастья.
Сцена - это только небольшой, условный, но сотворённый в определённой логической последовательности, а затем воспроизведённый участок внутренне-внешних переживаний человека. Пьеса - это рассказ о том, как каждый, оказавшись в сложной ситуации, которые постоянно подбрасывает жизнь, разрешает их. Как люди стремясь понять закономерности жизненных явлений, проникают за более тонкие, подчас невидимые грани человеческой психики. Чтобы лучше понять себя и других, встретиться с собою, спросить у себя, КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я? И честно ответить на эти вопросы.
А ведь мы не сразу становимся собою. Как только жизнь окунает нас в другие, не привычные для нас условия и обстоятельства, мы меняемся. Иногда долго, иногда в один миг. То, что уже пережито, невозможно вычеркнуть из жизни, а то, что предстоит узнать, не идёт в руки само: мы получаем знания и опыт, искусство распознавания людей через переживания, страдания, тревогу, волнение, диссонанс, вызванный несоответствием нашего привычного понимания и и того, что случается в нашей жизни. Раз мы реагируем на события восторгом или болью, значит это нам не безразлично. И у любого конца было начало, развитие, кульминация и завершение как результат предыдущий действий - всё по законам жанра. В жизни, как в пьесе. В драме, как и в жизни.
Согласись, что произведение талантливого писателя - это кусочек жизни, хотя и искусственно воссозданная ситуация, у которой есть закономерность, скрытый механизм, загадка, интрига, раскрывающие главную идею и основную цель. Зритель приходит в театр, чтобы проникнуть в то, что не лежит прямо на поверхности, а скрыто от глаз. Чтобы вникнуть в психологию и менталитет героев, объяснить их поступки. Сравнить с тем, как поступил бы он сам, окажись в аналогичных случаях.
Публика ждёт инсайта, катарсиса, испытывая сострадание или ненависть к тем людям-образам, которые сейчас действуют на подмостках как реальные люди, которых они успели почувствовать и понять. Актеры становятся носителями заложенного через них смысла. Они - часть тех выразительных средств, с помощью которых зритель достигает эмоционального подъёма и понимает смысл, за которым пришёл. Для работы мыслей, чувств, эмоций зрителей труппа выступает определённым промежуточным средством между автором, режиссёром, собственно актёрским пониманием роли и, может быть, Богом. А фон, декорации и прочие атрибуты, с помощью которых приводится в действие сложный механизм человеческой психики, чтобы возбудить у зрителя мысль, которая поможет сконструировать новые чувства, чтобы они стали новым, личным достоянием. Люди, пришедшие будто бы для того, чтобы ПОСМОТРЕТЬ СПЕКТАКЛЬ, вольно или невольно, активно или пассивно становятся участниками действа, происходящего в зале. Театр - прекрасная школа жизни, но жизнь сложнее и интереснее театра, потому что при свете софитов влияние идёт на зрителя, а в жизни - на самого себя и окружающих тебя людей, близких, родных, дорогих, значимых и не очень.
Тебе, мой сын, выступающему на подмостках не первый год и знающему лучше меня театральную лабораторию, я говорю это для того, чтобы сказать, что жизнь - это естественная среда, в которую каждый из нас погружён. И в этой жизни много явлений, случайностей и смыслов, через которые и сквозь которые нужно пройти, чтобы выудить свою идею, найти свою основу, свой стержень, чтобы сделать свою жизнь качественнее и счастливее. Можно на сцене сыграть любовь, страсть, ненависть, зависть, ревность, основываясь на эмоциональной памяти, специальной технике, приёмах и выразительных средствах - всё это рабочий инструментарий актёра, его "секретный чемоданчик". Но если при каждой игре использовать собственные эмоции для этого, то энергетические ресурсы быстро истратятся, наступит профессиональное выгорание и, как следствие, разочарование в работе. Расходовать личностный ресурс постоянно, а наши эмоции даны нам для реальной жизни, непрофессионально. Иначе можно спутать виртуальную и реальную жизнь, и это - первый признак будущего невротизма. Даже если актёру кажется, что его чувства похожи или полностью совпадают с переживаниями своего героя, что придаёт ему воодушевления, вдохновения, страсти, он всё равно ИГРАЕТ РОЛЬ.
Надеюсь, я правильно понимаю суть избранной тобой профессии. И говорю я это для того, чтобы ты понял: жизни всё натурально, естественно, непредсказуемо. Всегда спонтанность и импровизация, идущая от сердца. И это здорово. Но, к сожалению, сделанное, сказанное переиграть и изменить невозможно. Ты это знаешь, мы говорили с тобою об этом. Сейчас я вспомнил это для того, чтобы подчеркнуть, как важно понять ИДЕЮ, КОНЦЕПЦИЮ, СМЫСЛ твоей жизни. Ты сейчас каждым мгновением пишешь акты своей жизни. И каждый поступок поведёт тебя либо вперёд, либо назад, либо к сомнению (то есть топтанию на месте), а время - бесценно.

Мы с мамой сделали всё для того, чтобы ты был самостоятельным, мог принимать решения и отвечать за их последствия. Но как ни одна одежда не может быть сшита на вырост, на всю жизнь и на все предстоящие случаи, так и наши знания не могут быть усвоены наперёд. Мы взрослеем только тогда, когда нам не хватает нашего предыдущего опыта, потому что мы оказываемся в ситуации дефицита, вызванного потерей, конфликтом, предательством, отторжением, непониманием, клеветой, мы начинаем искать новые ресурсы, так как старых, прежних, нам не хватает, потому что до этого периода мы не сталкивались с подобной проблемой. И то, КАК мы думаем, к какому выводу придём и каким образом наши мысли приведут в действие наши поступки, покажет нам, чего на самом деле мы стоим! Каковы мы в реальном свете, а не в суете социально ободряемых моделей поведения, в котором нам было так легко и удобно до сих пор.
И можно было бы и дальше так жить, но... БОЛЬ! СТРАДАНИЯ! ОБИДА! Это те камни преткновения, мимо которых не пройдёшь. Их нужно осмыслить. Пережить. Стать взрослее. Что такое боль, сынок? Ощущение того, что что-то в нашем организме не так. Чтобы в этих случаях мы делаем? Лечимся. Ищем народные средства или принимаем лекарства и не говорим, что "время лечит", а понимаем, что нужно активное время, а не просто надежда на то, что само всё пройдёт, громадное терпение и последовательное и систематическое лечение, чтобы болезнь отступила и иммунитет в дальнейшем сделал нас более устойчивым к ЭТОЙ болезни и к другим тоже.
Ты знаешь, для чего нам дана БОЛЬ? Чтобы мы поняли, что В НАС ЧТО-ТО не так! Отыскали ПРИЧИНУ. Воздействовали на неё. ПРИНЯЛИ. ПОДОЖДАЛИ. ПЕРЕТЕРПЕЛИ. СТАЛИ ОСТОРОЖНЕЕ. ВНИМАТЕЛЬНЕЕ. УМНЕЕ. То же самое происходит с душевной болью. Не подстелешь соломки на все случаи жизни, особенно, если идёшь по незнакомой дороге. Если встречаешь РАЗНЫХ людей. Если сам не знаешь, как ты себя поведёшь в тех или иных (непредвиденных) случаях. И всё-таки хорошо, что у нас есть посох (стержень, компас, ориентир), которые продолжают показывать правильное направление, и приятно видеть, что, страдая, ты не мечешься, как подросток, а ищешь новые, серьёзные пути для решения сложных вопросов. Не скрою, мне хотелось бы помочь тебе, облегчить твои страдания, но... тогда ты многого не поймёшь в жизни. Но мне хочется поговорить с тобою, сказать тебе то, что я считаю важным, что я сам понял, хотя понимаю, что этого недостаточно. Ты совсем другой. И условия жизни твоей иные. И профессия не такая, как у меня. В силу своей профессии я рано столкнулся с изнанкой жизни, связанной с борьбой с преступным миром, и мне много понадобилось усилий, чтобы не озлобиться, не продаться, а остаться честным человеком.
Мы с тобой разные, но ты - мой сын. И то, чем я могу помочь тебе, так это напомнить, как я люблю тебя, как ты мне дорог, поддержать, рассказать, поразмышлять вместе с тобой над сложнейшими задачами, которые ставит жизнь.
Вот она, твоя первая ВЗРОСЛАЯ боль. В один момент рухнули какие-то иллюзии, радужно-романтические надежды на то, что можно жить беззаботно, весело, просто. Что можно думать, что всё хорошо, и ничего делать не надо для собственного счастья: просто тебя выбрали, ты полюбил и всё хорошо, то так будет всегда, только живи и радуйся, принимай и отдавай. Если так случилось, хотя бы на какое-то время, ты уже счастливчик! Ты только находил и пользовался. Но не терял. А теперь, когда то, что, казалось, было твоим достоянием, исчезло, ушло, пропало, ты начинаешь поймать, почему на самом деле люди страдают, мучаются, совершают подвиги, пишут стихи, делают добро. Или начинают пить, мстить, убивать себя или других, опускаться на дно и терять человеческий облик.
Вот оно, это страшно-прекрасное место, где у кого-то вырастают крылья, и у кого-то появляется звериный оскал и желание проклясть ЭТО, выместив свою боль на том, кто, как ему кажется, её принёс и... перестать быть человеком. Можно, закусив удила, сделать глупый (потому что поверхностный и детский) вывод, что лучше сильные чувства обходить, долговременные отношения не строить, женщинам не верить, чувства дозировать и тем самым утратить истинный вкус жизни практически навсегда. Если ты застегнёшь рубашку не на ту пуговицу, то то, как ты застегнёшь остальные, неважно: всё равно уже она будет наперекосяк. Поэтому любое решение, действие, поступок лучше принимать обдуманно, действовать наверняка, чтобы потом не терять время и силы на "перезастёгивание".
Ведь любая боль может помочь возвысится до новых вершин в понимании, что такое истинная любовь, для чего она нужна тебе, готов ли ты любить и соотнести ответы на эти вопросы со своими умениями, способностями и талантами и понять, как это ни прискорбно, что ты пока не дотягиваешь до большой любви. Чего-то (пока) в тебе не хватает. Вероятно, твоя светлая головушка ещё не достигла понимания того, ЧТО значит ЛЮБИТЬ. Что тебе придётся теперь не только поплакать, поскулить от того, что тебя недооценили, оставили, лишили дармового лакомства, но и попотеть, чтобы его, это лакомство, заработать! Для этого надо заглянуть в себя поглубже и спросить, чего я достоин? что сделал я для того, чтобы заслужить уважение, любовь, верность? Ведь правда, пока что НИЧЕГО. Дали "игрушку", забрали её, хотя ты ещё не успел наиграться...
Но, согласись, "игрушка", как бы серьёзно ты к ней не относился, изначально была не твоя. Человек никогда не будет собственностью другого (такие времена наступили с 1861 года!). И чувства человека не могут быть неизменными: все растут, меняются до неузнаваемости... как и ты сам, только самому тебе это не заметно. Или наоборот, кто-то остаётся, как застывший гипс, в когда-то принятой форме(возможно, даже ты). У живых людей так не бывает. С их состояниями, эмоциями, желаниями и потребностями надо считаться постоянно. И тут снова сложности: либо ты подстраиваешься, либо пытаешься приспособить другого под себя... Иногда это получается. Но даже если изначально в отношениях существовала любовь (многие называют этим понятием вовсе не то, что она означает, а взаимную симпатию, страсть, привязанность), то она быстро заканчивается. Ибо подчиняя и подчиняясь, человек лишается естественной для него свободы. А любовь не живёт в неволе. Это - певчая птица, и поёт только тогда, когда хочет! Но зато песня её восхитительна!!!
Но только петь она может не только для тебя! И это её право! Вот он, момент истины! Если, любя человека и получая взаимность, ты считал, что главное - это сделать счастливой любимую, то теперь, когда она улетела, о чём ты заботишься и тревожишься? Чтобы любым способом (признаниями, посулами, слезами, просьбами) удержать её, потому что без неё ТЕБЕ будет больно, плохо, одиноко? Тогда тебе приговор: ты - махровый эгоист. Ребёнок, который никак не может оторваться от привычной бутылочки с молоком, который ему кто-то приготовил и дал, а он только потреблял.
Или ты больше озабочен тем, будет ли она, твоя возлюбленная, счастлива без тебя? И надеяться, что она разочаруется в том, на кого тебя променяла (а ты ещё и поможешь в этом, стараясь выставить его в невыгодном свете). И будешь желать того, чтобы она, перетерпев и настрадавшись от твоего соперника, вернулась к тебе, поняв, что ты - лучше? И ты её примешь, простишь... Вывод тот же: неизлечимый, беспросветный эгоизм! неумение любить (у эгоистов любви не бывает! они требуют зависимости и беспрекословного подчинения своим правилам и желаниям). А значит она правильно сделала, что покинула тебя: ты ЕЁ не любил, потому что не способен на высокие чувства, требующие благороднства. Скорее всего, ты любил свои чувства к ней; свою любовь; состояние, которое ты испытывал в процессе вашего беззаботного общения. Резюме: она не придёт. Ты - не лучший. А, если и вернётся когда-то, то никогда не простит твоего дешёвого "великодушия".
Может, ты начнёшь минимизировать её значимость для себя? Так проще и быстрее справиться с первыми чувствами обиды, которые чувствует человек, считающий себя незаслуженно брошенным. Вот, дескать, покусилась на богатство, материальные блага, будущую карьеру и пр. Не буду продолжать... Так действительно ПРОЩЕ, но не умно. Итог: ты не знал её, не любил (и даже не знаешь, что сие значит). И дело уже не в ней (чужие чувства нам недоступны, и можно наделять ими людей не в их пользу, а так, чтобы в сравнении с ними, наши выглядели настоящими, искренними и чистыми и значит лучшими!) "и грош ей цена, если она предпочла мне другого, такого... и т.д. А он, тот, хуже - и это важно") Не стану продолжать (противно). Эти размышления далеки от слова "любовь", хотя кого-то, возможно, быстро успокоят и приведут в соответствие. Но это значит только одно: она поняла эту "гнилую доску" в твоём мостике раньше тебя, а ты получил то, что заслужил.Я знаю, что ты так не думаешь, это я так, для контраста.
Возможно, ты думаешь над тем, будет ли та, кого, как тебе кажется, ты любишь или любил, счастлива с другим? Обеспечит ли ОН, твой соперник, ей комфортное душевное состояние? И ты занят осмыслением того, что ТЫ можешь сделать для её равновесия и покоя: уйти из её обзора, чтоб не мешать, не раздражать, не напоминать? Остаться другом и всегда быть готовым помочь, если это потребуется? Вот, это уже теплее. Это - ближе к сути твоей, человеческой. Потому что видно, что ты уважаешь её выбор. И твоё самолюбие не ущемлено отказом от тебя: ты знаешь себе цену, твои честь и достоинство не пострадали от того, что твоя женщина (пусть и бывшая твоею какое-то время, спасибо ей за это!) нашла свой путь, своего спутника, свою судьбу. Что ты можешь сделать? Проводить её мысленно великими строками: "Я вас любил так искренне, так нежно, как дай вам Бог, любимой быть другим". И постараться понять, что это - лучшее, что ты можешь сделать как для неё, так и для СЕБЯ. от этого - душа теплее, мысли - светлее, следующая (но не последняя, не единственная, но новая) любовь реальнее и ты реально движешься навстречу ей!
Сейчас ты более готов к пониманию женщины, чтобы выбрать (как и все, методом проб, ошибок, разочарований) ту, которая нужна тебе. Потому что любовь - это радость, взаимность, знание и чувствование друг друга... и ещё многое, что тебе предстоит понять... потому что качество твоей жизни состоит в том, КАК ты сложишь новую конструкцию своего жизненного "ЛЕГО" (хотя это неимоверно сложнее: в жизненном конструкторе недостающие детали нужно создать и сделать самому). Хватит ли у тебя ума, силы, доброты, душевной щедрости для того, чтобы первая встреча с другим миром, доселе не понятным тебе, была мудрым шагом к себе, истинному.
Я верю в тебя, мой сын и знаю, что ты станешь настоящим мужчиной, и тебе от этого будет хорошо. Но ты этого добьёшься сложной, но благодатной работой над своими слабостями, чтобы стать достойным любви самой лучшей на свете женщины, которую выберешь ты сам. И хорошо её узнаешь. И никогда и ничем не будешь удерживать её (она всегда свободна, как и ты). И ничего, кроме желания быть вместе по обоюдному выбору и любви, не будет важным.
И знаешь, что, возможно, совсем скоро ты сам окажешься на месте той, которая ушла к другому, какими бы мотивами, как тебе кажется, она ни руководствовалась. Потому что тебе предстоит научиться прощаться. Уходить. Встречаться. Начинать. И никого не обязывать быть верными прежде данным обещаниям и чувствам.
Потому что следующий этап жизни гораздо лучше, интереснее того, что уже было. Важнее сцены, хотя сцена тоже хорошая школа жизни. Но реальная, настоящая жизнь захватывает целиком и финал не предсказуем. И ничего повторить нельзя.