Какую часть мозга использует человек. Сколько процентов мозга использует человек. Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Человеческий мозг – самый сложный биологический механизм, регулирующий и координирующий все жизненные функции. Как устроен мозг и на сколько процентов он задействован. Каковы механизмы его работы и как мы можем помочь мозгу работать эффективнее.

Человеческий мозг называют самым сложным биологическим механизмом, который создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и контролирует его поведение.

С его работой связаны все мысли и чувства, желания и ощущения. Если мозг перестает функционировать, человек впадает в вегетативное состояние: утрачивает способность что-либо чувствовать, на что-либо реагировать и способность действовать, одним словом – .

Дать полный ответ, как устроен мозг и как он работает, невозможно. Загадки начинаются с вопроса, как он возник, и заканчиваются вопросами о его связях с невидимым тонким миром Вселенной, которые влияют на глубины человеческого подсознания. Его потенциал вряд ли будет когда-либо раскрыт полностью. Так сложилось, что этот совершенный механизм должен изучать себя сам.

Как устроен человеческий мозг?

Мозг взрослого человека в среднем составляет 1,5 кг – это всего лишь 2% от общего веса тела. (Однако доказано, что уровень ума и интеллекта не зависит от веса мозга.) Его собственные энергетические запасы очень малы, поэтому он очень зависит от снабжения кислородом. Мозг весь пронизан не одной сотней тысяч кровеносных сосудов – таким образом он поглощает 20% кислорода, получаемого легкими.

Если вдруг человеку по каким-то причинам приходится голодать, его мозг страдает в последнюю очередь, поскольку большая часть питательных веществ направляется на поддержание его работы. При потере массы тела на 50% мозг теряет всего 15% веса.

Эти факты говорят о том, что мозг в организме человека занимает привилегированное положение. Он внешнего мира его нежные ткани защищает черепная коробка, внутри же от сотрясений его оберегает спинномозговая жидкость.

Мозг покрыт тонким серым слоем с бороздками и извилинами – это кора головного мозга. Здесь находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, состоящую из нескольких миллиардов нейронов, благодаря которым осуществляются прямые и обратные связи – информация от органов чувств поступает в кору, а после обработки отсылается обратно в виде команд для действия разных участков тела.

70% мозга составляют большие полушария – правое и левое. Они соединены мозолистым телом, благодаря которому могут обмениваться информацией. Правое и левое полушария симметричны и представляют собой как бы 2 мозга, каждый из которых руководит своими процессами, и в то же время они помогают друг другу.

Правое и левое полушарие состоят из лобной, теменной, затылочной и височной доли. В каждой из них находятся центры, отвечающие за определенную деятельность: височная – за слух, и речь; затылочная – за зрительные ощущения, лобная – за двигательную активность, теменная – за телесные ощущения. Под затылочными долями полушарий находится мозжечок, отвечающий за координацию движений и равновесие тела. А под корой головного мозга – таламус, контролирующий внимание и бодрствование, и гипоталамус, регулирующий процессы саморегуляции организма.

Это лишь самое поверхностное описание такого сложнейшего органа, как человеческий мозг. И если с точки зрения физиологии он изучен далеко не полностью, то о том, как происходят в нем мыслительные процессы, известно еще меньше. Людей волнует вопрос: является ли духовная жизнь человека, его мысли, чувства и эмоции следствием физических и химических процессов, происходящих в нем, или это что-то другое – еще не изученное и таинственное

Любопытно, что еще в 19 в. некий архимандрит Борис в своем сочинении «О невозможности чисто физиологического объяснения душевной жизни человека» утверждал, что несмотря на то, что жизнь души является результатом работы мозга, психические явления «имеют свое подлинное бытие вне головного мозга». Однако каким образом, «сие нам неизвестно». С ним соглашаются и люди науки, например физиолог из Англии Ч.Шеррингтон. Он считал, что мысль рождается за пределами материи, но поскольку она возникает в головах людей, они думают, что произвели ее сами.

На сколько процентов работает мозг человека

Ученные не однократно пытались оценить, на сколько работает мозг человека, и в результате их исследований, в прошлом веке, возникло множество ложных теорий. По одной из них считалось, что человек использует только 3% от его потенциала, в то время как другие утверждали, что 15-20 процентов.

Миф о 10% мозга

В 1936 году в предисловии к книге « » американский писатель Лоуэлл Томас написал «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют своих умственных способностей».

Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно». Барри Бейерштейн приводит аргументы, опровергающие миф о десяти процентах:

  1. Исследования повреждений мозга: если 90% мозга обычно не используется, повреждения этих частей не должно влиять на его работу. Практика же показывает, что почти не существует областей, которые могут быть повреждены без потери способностей. Даже небольшие повреждения могут приводить к огромным последствиям.
  2. Мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20% всей энергии тела, при этом составляя лишь 2% массы. Если бы 90% были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество – остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности.
  3. Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
  4. Локализация функций: вместо того, чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
  5. Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки. Если бы 90% мозга бездействовала, это сразу бы заметили.
  6. Нейронные заболевания: клетки мозга которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90% мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение.

Другим аргументом является то, что большой размер мозга требует увеличения черепа, что повышает риск смерти при рождении. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга. Таким образом получается, что мы используем 100% мозга в целом, но для каждой задачи используется свой участок и намного меньше процентов.

Как начинается мыслительная деятельность?

Пытаются разобраться, как работает мозг человека с точки зрения происходящих в нем мыслительных процессов, и современные ученые. Ведь зная, как мозг думает, можно понять, как стимулировать его работу. Итак, чтобы мозг начал думать, в него должна поступить информация, то есть он должен иметь то, о чем думать. Таким образом, начать мыслить означает начать оперировать имеющейся информацией.

Как информация поступает в мозг?

1. Первоначальная информация является сенсорной – она воспринимается от органов чувств, и это то, что мы видим, слышим и ощущаем. Чем сильнее внимание будет сконцентрировано на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступит в память. А внимание усиливается, когда человеку что-то интересно. Например, если он постоянно ходит на работу одной и той же дорогой, его мозг как бы уходит в спячку и задействован примерно на 5%. Если же он меняет маршрут, мозг «просыпается», чтобы воспринять новую информацию

2. Такой сенсорный вид информации хранится в памяти совсем недолго, ведь ее поступает довольно много. Мозг должен отделить более важную от менее важной, чтобы более важную переместить из краткосрочной памяти в долгосрочную. Для этого надо, чтобы разные свойства объекта объединились и сложились в образ. Например, чтобы запомнить имя нового знакомого или его телефон, необходимо услышанную и увиденную информацию связать с его внешностью, обстоятельствами встречи и пр.

4. Накопленный запас образов и понятий, наделенных личностным смыслом, позволяет осуществлять мыслительные операции, позволяющие проникать вглубь проблемы и решать определенные задачи.

5. Формой мышления является суждение (или высказывание) – мысль о предмете, в которой путем отрицания или утверждения раскрываются его признаки.

6. На основе суждений человек делает умозаключение. Например, увидев утром на улице лужи, он приходит к выводу, что ночью шел дождь.

Как помочь мозгу работать эффективнее?

1. Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть.

Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше – в кору больших полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением.

Любопытно, что если по какой-то причине (например, из-за травмы или заболевания) ребенок не будет видеть во младенчестве, то в дальнейшем связи между нейронами в его мозге никогда не образуются и он так и не научится видеть. Его глаза будут здоровые, он будет видеть свет, но останется слепым, потому что нейронные связи, обеспечивающие поступление сигнала в мозг, могут образовываться почти всегда только в детстве.

Это же относится и к слуху и, в меньшей мере, к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр.

Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать. Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать. У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости.

2. Не стоит забывать и о питании – мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи) (см. « »). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).

Работает ли мозг на 100% или меньше мы, люди, без посторонней помощи не сможем никогда. Существует известное положение о том, что инструмент для исследования чего-либо должен быть на порядок точнее, чем объкт исследования. Тогда точность будет не грубее 10%. Мозг мы изучаем с помощью мозга же, т.е. объект и инструмент исследования равнозначны. При этом точность будет плюс-минус лапоть.




Чтобы мозг стал работать на все сто процентов его нужно обеспечить энергией, как известно наш мозг потребляет до 30% энергии от все пищи поступаемой в наш организм, и при этом работает всего на 5%, чтобы мозг заработал на полную мощность, представляете сколько людям нужно будет есть? Мы съедим все на планете, здесь простая физика, пока человечество не научиться пользоваться альтернативными источниками энергии ничего не включится, не хватает мощностей. Конечно о возможностях мозга можно только догадываться, но судя по всему остальному творению не малому свидетелями будем, откроются дополнительные спектры восприятия, дополнительные диапазоны частот восприятия миров будут доступны, человеческое сознание будет перемещаться куда угодно, так как пределов нет, повысится сверхчувствительность и сверхвосприимчивость, обработка поступаемой информации повысится, сознание расширится, как известно из 400 млрд единиц информации, наше сознание пропускает лишь 2000 чтобы не перегреть мозг, человеческое тело будет способно накапливать огромное количество энергии, только в этот момент мы станем подобны творцам, так как наша мысль обретет силу, энергию, наши мечты будут сбываться, так как будет энергия для осуществления всего этого, мы сможем управлять армиями сущностей которые обитают в тонких мирах и являются жизненно энергозависимыми, все зависит от энегрии, ничего не существует и не живет без энергии, потенциал у нас огромный у нас мощей не хватает. В видео некоторые способности человека доступные каждому:


Если в правду представить себе, что человеческий мозг начнет работать на все 100 %, то мы не просто сможем управлять кем либо или чем либо. Мы сможем останавливать время, узнать как образовалась наша Солнечная систем, как на нашей планете появилась жизнь. Если в правду в думаться, то нет государств, стран, администрации, школ, семьи, в нас людях как у животных заложены инстинкты к: продолжению рода, забота о потомстве, страх,

злость. Взять к примеру львов в период их размножения львы делят самку, один другого убил, его не хоронят, о нем не вспоминают, его просто съедят и все. нет не какой религии. Если так подумать мы хуже животных, мы загрезняем природу, убиваем животных многие виды исчезают, растения не успевают очищать воздух, вырубаем лес, мы не люди. увеличиваем свое потомство зачем нас уже 7 миллиардов, а планета наша прокормит только 12 миллиардов людей. Население не спеша все возрастало и возрастало, через 100 нас будет уже 150 миллиардов. будут уже космические корабли, телепорты, будем искать жизнь в других солнечных планетах. Мозг это, что то не обыкновенно, не изученное нами полностью. Уже к 30 % нашего мозга мы сможем предметы двигать, управлять не которыми электромагнитными волнами, управлять своей материей. К 60 % сможем управлять телами людей. К 99 % мы сможем находиться в космосе без скафандра и воздух нам будет не нужен, не есть, пить, употребление наших потребностей будет вообще не нужно. А к 100 % наше материально тело исчезнет и мы бум везде.

Мне очень сомнительны утверждения псевдоученых о том, что человечески мозг задействован на 8-10 процентов, а в кризисные ситуации чуть больше. Как это узнали? Запустив человеческий мозг на все 100%, иначе это просто голословные утверждения, не заслуживающие серьезного отношения. Есть также мнение, что озвученные 10% это оперативная память мозга, а все остальное жесткий диск, к которому и обращается оперативные 10% в случаях проблем и где накоплена основная информация. Но вот насколько заполнено это хранилище информации понять сложно, возможно как раз подсознательное, память предков, занимает основной объем человеческого мозга. И включать всю эту память на 100 процентов также бесполезно, как загружать бестолковыми задачами компьютер. Она требуется в определенные моменты, скорее как база данных, чем как источник супербыстрой обработки информации и всемогущества.


Говорят, что у людей с малейшими сверхспособностями (даже просто с более развитой интуицией, чем обычно) мозг работает на более высоком уровне, то есть задействованы обычно не особо активные участки мозга. Представьте, что если мозг будет работать не на чуть-чуть лучше, а на все сто процентов, тогда люди будут просто обладать развитой интуицией, но общаться мысленно, двигать предметы силой мысли, предсказывать будущее.


А если люди начнут прозрачно видеть мысли и замыслы других людей, то возможно удастся избежать всех конфликтов, начиная от семейных заканчивая мировыми.


Мозг человека работает на 100% то что он работает на 10% это миф, можете почитать соответствующую статью на википедии.


Просто активность проявляют отдельные участки мозга, но есть люди у которых периодически все участки работают одновременно и сие действие называется приступ эпилепсии. Вот в вашем же теле не работают все мышцы одновременно, а на что будет похоже если заработают, тоже самое и с мозгом.


Бессмысленно для организма содержать такой орган, который потребляет столько ресурса и при это не работает. Так что это всё всего лишь слухи и фильмов кучу наснимали про этот бред.



Если человек при том % работы мозга оторвался от земли и летает в космос, то я даже представить себе не могу, что будет при работе его 100%. Наверное, человеку лучше так, как есть сейчас, а то он может такое наворотить.


У моего зятя был рак мозжечка и он после операции впал в кому. И на вопросы: когда он очнется. что будет после? а сможет ли он потом то, это, другое. врач ответил: что вы хотите, я не знаю, что будет после, ведь мозг даже толком не исследован. Мы о нем почти ничего не знаем. Все вопросы сразу отпали автоматом.


Честно говоря я не уверена что наш мозг работает только на несколько процентов, а вот если если активировать то произойдет какое-то чудо и все станут гениями. Об этом приятно помечтать. Каждый хочет быть супер человеком и контролировать весь мир и других людей. Но если каждый человек активирует мозг на 100 процентов, не думаю что от Земли что-то останется. Хотя есть препараты которые могут стимулировать работу мозговой активности. Кстати на эту тему сняли фильмы "Области тьмы" и "Люси".


"А если люди начнут прозрачно видеть мысли и замыслы других людей, то возможно удастся избежать всех конфликтов, начиная от семейных заканчивая мировыми." ЧУШЬ


И пред про предсказания будущего Тоже бред! Если человек сможет общаться мысленно, двигать предметы силой мысли - это будет максимумом чего достигнет человек!


В предлагаемой вашему вниманию статье мы поговорим на очень актуальную тему, которая волнует сегодня умы многих людей – это использование человеком своего мозга. Уже на протяжении довольно продолжительного времени существует мнение, что человек использует свой мозг всего лишь на 10%. Однако в наше время это мнение было опровергнуто многими исследователями, благодаря чему оно перешло в разряд так называемых мифов.

Говоря об этом мифе более конкретно, можно сказать, что мнения по поводу 10% разнятся: одни учёные склоняются к тому, что человек использует мозг не 10%, а на 7%, другие говорят, что обычные люди используют мозг вообще только 5%, а 10% — только гении, такие как, к примеру, Альберт Эйнштейн. Есть также гипотеза, что каким-то образом человек может повысить показатели использования своего мозга. Но как бы то ни было, в настоящее время процент использования мозга, согласно мифу, ничтожно мал по сравнению со всеми его возможностями.

В качестве одной из версий происхождения этого мифа приводятся результаты работы двух философов – Уильяма Джеймса и Бориса Сайдиса. В далёком 1890 году они разрабатывали теорию ускоренного развития ребёнка. Испытуемым был сын Бориса Сайдиса Уильям Сайдис. В результате их работы уровень IQ вундеркинда достиг максимального показателя 250-300. Сам же Уильям заявлял, что люди используют потенциал своего мозга по минимуму, а профессор Джеймс говорил, что этот минимум как раз и составляет 10%.

Есть и вторая версия происхождения мифа – это недопонимание или неверная трактовка проводившихся на рубеже XIX-XX веков нейробиологических исследований. Так, например, функции большого количества отделов головного мозга настолько сложны для изучения и понимания, что последствия каких-либо повреждений неочевидны, что значительно затрудняло понимание учёными их назначения. Профессор психологии Джеймс Калат отмечает, что уже в первой половине XX века нейробиологам были известны особые «локальные» нейроны, но их функции были неизвестны. Это также могло послужить причиной для возникновения рассматриваемого нами мифа о 10%.

Даже в наши дни, когда технологии и наука достигли высочайшего уровня, а функции многих отделов мозга достаточно изучены, остаются загадкой некоторые особенности взаимодействия клеток, которое приводит к расстройствам и сложному поведению. Наиболее же трудным для понимания является вопрос того, как благодаря совместной работе отделов мозга формируется сознание. Никакой единый центр сознательной деятельности ещё не определён, поэтому учёные умы и склоняются к мнению, что сознание – это результат совместной работы всех отделов.

Переходя к вопросу о развитии интеллекта, стоит заметить, что при помощи определённых упражнений его действительно можно развить, но идея о частичном использовании мозга не имеет серьёзных оснований. Здесь нужно ещё раз заметить, что представленные рассуждения основаны на мнении учёных, опровергающих идею о 10%, и могут отличаться от мнения как её сторонников, так и самого автора настоящей статьи. Так вот: согласно последним данным, все части мозга отвечают за выполнение своих функций, и до сих пор не было найдено ни одной такой части, которая не отвечала бы ни за что. К тому же, позитронно-эмиссионные исследования и магнитно-резонансная томография показали, что даже в состоянии сна все области мозга активны, а неактивные участки могут присутствовать только в случае серьёзных повреждений.

Теперь же можно поговорить непосредственно об опровержении мифа о 10% использования мозга. Американский нейробиолог Барри Гордон, например, заявил, что миф от 10% является ошибочным и абсурдным. В доказательство этого он приводит несколько причин. Во-первых, если повреждены неиспользуемые части мозга, значит и деятельность его не должна нарушаться, но даже небольшое повреждение вызывает нарушения в работе. Во-вторых, функционирование мозга – это очень энергозатратный процесс, значит, те 90% мозга, которые не используются человеком, со временем просто исчезли бы – мозг бы стал меньше. В-третьих, посредством томографии удалось обнаружить, что неактивные участки мозга появляются лишь в результате его повреждений. И, в-четвёртых, как уже было сказано, каждый отдел мозга выполняет свою функцию, а «не рабочего» отдела просто не было найдено.

Нейробиолог и психолог Барри Бейерштейен, в свою очередь, также приводит ряд аргументов, которые опровергают миф о 10%.

  • Изучение повреждений головного мозга показали, что даже малейшие травмы способны привести к серьёзным последствиям. Из этого следует вывод, что неактивных зон мозга быть просто не может, т.к. в ином случае повреждения никак бы на мозговой деятельности не сказывались.
  • Т.к. мозг требует огромного количества кислорода и почти 20% всей энергии, находящейся в распоряжении человека, то в случае со «свободными» 90% мозга в процессе эволюции преимущество было бы на стороне тех, у кого наименьший, но наиболее эффективный мозг. Другие особи просто не смогли бы выдержать условий естественного отбора. Да и сам мозг такого размера, какого он есть сейчас, не смог бы сформироваться, ведь в нём не было бы никакой потребности.
  • Вместо того чтобы представлять собой одну единую массу, мозг разделяется на отделы, каждый из которых отвечает за свои функции. И снова речь заходит о том, что долгие годы изучений человеческого мозга, его отделов и их функций не выявили никаких признаков наличия отдела, который бы бездействовал.
  • Современные научные разработки позволяют учёным регистрировать особенности деятельности отдельных нейронов и наблюдать за тем, как происходит процесс жизнедеятельности одной клетки. И если бы 90% мозга находилось бы в состоянии бездействия, то аппараты, при помощи которых проводятся наблюдения, сразу бы это зафиксировали.
  • У клеток мозга есть такая особенность: если они долгое время не используются, то происходит их постепенное вырождение. Это означает, что если бы человек использовал лишь 10% своего мозга, то при вскрытии мозга практически любого взрослого человека можно было бы зафиксировать масштабное вырождение его неиспользуемых клеток.
  • Мозг большого размера требует и черепа, который бы ему соответствовал. А наличие крупного черепа существенно увеличивает вероятность смерти при рождении. Соответственно, если бы 90% мозга были не нужны, то в процессе эволюции череп человека постепенно становился бы меньше, т.к. мозг должен был бы сократиться в размерах.

Несмотря на большое количество противников мифа об использовании человеком 10% потенциала своего мозга, эта тема нашла и продолжает находить своё отражение в современной культуре. Идея о минимальном использовании главного органа ЦНС послужила основой нескольких художественных фильмов: «Газонокосильщик» (1992 год), «Области тьмы» (2011 год), сериал «Кайл XY» (2006-2009 годы), а также легла в основу рассказа Айзека Азимова «Чтобы мы не помнили» (1982 год). Но наибольшую популярность возымел нашумевший кинофильм Люка Бессона, вышедший в 2014 году, под названием «Люси», со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Благодаря возможностям современной компьютерной техники в фильме в мельчайших подробностях описана работа мозга при увеличении человеком процентов его использования.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что есть как противники мифа о 10%, так и его сторонники. Чью позицию займёте вы – выбирать лично вам. Но в любом случае стоит задуматься о том, что сугубо научный подход всегда был склонен к опровержению всего необъяснимого: телепатия, телекинез, психокинез и другие психические способности; осознанные сновидения и выход астрального тела; шаманские путешествия в нижние миры и на другие планеты – всего это воспринимается многими учёными с усмешкой и скепсисом на лице.

Можно, конечно, оценивать всё с позиции взаимодействия нейронов и синапсов, и искать тайну возникновения человеческого сознания в химических реакциях и строении атомов клеток. Но как же всё-таки становится приятно от мысли о том, что есть какая-то тайна в человеческом существе. И пусть её не удаётся раскрыть, а всевозможные приборы и датчики говорят о её невозможности. Наверное, так и должно быть, ведь это можно лишь прочувствовать на своём собственном опыте, только пережив самому. Это же касается и наших 10%. Нам не дано сейчас узнать, как обстоит всё на самом деле. Но одно ясно точно: если 90% мозга мы действительно не используем, то у нас в руках ценнейшее из сокровищ – огромный потенциал для саморазвития и раскрытия своих способностей!

А что думаете по этому поводу вы, наши уважаемые читатели? Как вы относитесь к легенде/мифу о 10% использования человеком своего мозга?

Мозг – самый сложный орган в организме человека. Многие люди уверены в том, что мы используем лишь 10% своего мозга, однако правда ли это?

Мозг человека весит порядка 1.36 кг и содержит около 100 миллиардов нейронов – клеток, несущих информацию. Правда ли, что мы используем лишь 10% потенциала головного мозга?

Сколько процентов мозга мы используем?

Магнитно-резонансная томография (МРТ) – это обследование, способное измерить мозговую активность во время выполнения человеком различных задач. Применив этот метод ученые смогли выяснить, что мнение о том, что человек использует всего 10% своего мозга является заблуждением.

В действительности большая часть мозга используется даже во время выполнения самых простых действий. Многие области мозга остаются активными даже во время отдыха или сна.

Процент мозга, используемый в разные периоды времени, варьируется от человека к человеку. Этот показатель также зависит от того, что человек делает и о чем он думает.

Откуда же возник миф о 10%? В статье, опубликованной в журнале «Наука» в 1907 году Уильямом Джеймсом, было отмечено, что человек не использует часть своих умственных ресурсов. Однако процент указан не был. Ученые полагают, что нейроны составляют около 10% от всех клеток мозга. Возможно именно эта цифра способствовала появлению мифа о 10%.

Другие мифы о мозге

Есть множество других распространенных заблуждений о работе человеческого мозга.

Извилины мозга

Человеческий мозг покрыт складками, которые обычно называются извилинами. Хребты называются извилинами, а щели - бороздами. Некоторые люди считают, что новые извилины появляются каждый раз, как человек узнает новую информацию. Однако в действительности это не так. Извилины мозга начинают появляться еще до рождения человека. Это связано с тем, что мозгу некуда расти внутри черепной коробки и он укладывается складками.

Правое и левое полушария мозга

Многие люди полагают, что у каждого человека доминирует правая или левая сторона мозга. Считается, что люди с более активным правым полушарием мыслят креативнее, в то время как люди с доминирующим левым полушарием мыслят логичнее.

Тем не менее исследования показали, что это утверждение – миф. У людей нет доминирующих полушарий мозга. И хотя каждое полушарие действительно отвечает за различные функции, здоровый человек постоянно использует оба полушария.

Повреждение мозга делает из человека инвалида

В действительности все зависит от характера повреждения и его интенсивности. Мозг достаточно хорошо справляется с легкими травмами, однако даже в случае более серьезных повреждений человек не обязательно становится инвалидом. Если одни области мозга повреждены, другие могут взять на себя их функции. Именно поэтому люди, перенесшие инсульт, заново учатся говорить, ходить и выполнять другие повседневные задачи. Это может происходить достаточно медленно и предсказать, справится ли мозг с перенесенной травмой сложно.

Алкоголь убивает мозг

На самом деле алкоголь не способен убить клетки мозга. Однако он способен разрушить нейронные связи. По мнению ученых, ущерб такого рода в большинстве случаев почти полностью обратим.

Кроме того, алкоголь способен повлиять на развитие мозга плода во время беременности. Употребление алкоголя в период вынашивания может стать причиной развития фетального алкогольного синдрома у ребенка. Мозг такого младенца будет меньшего размера и содержать меньшее количество клеток. Это может стать причиной проблем с обучением и поведением в дальнейшем.

Факты о мозге

Теперь, когда некоторые распространенные мифы о человеческом мозге развеяны, хотелось бы отметить некоторые подтвержденные факты:

  • Мозг составляет около 2% от веса человека, однако он использует порядка 20% всего кислорода и калорий;
  • По мнению специалистов, мозг на 73% состоит из воды. Обезвоживание организма всего на 2% может нанести серьезный ущерб вниманию, памяти и моторным навыкам;
  • Порядка 25% холестерина в вашем организме содержится в клетках головного мозга. Без холестерина клетки мозга не способны выжить.
, 5.0 out of 5 based on 1 rating

Все мы слышали, о различных цифрах вроде 5 или 10%, что еще древние греки жаловались, что не могут использовать свой мозг «на полную». Так ли это или нет, давайте разберемся.

Мощность мозга

Каждую секунду наш мозг производит множество операций, это число очень сложно подсчитать, если принимать во внимание, такие простые вещи как: ровно сидеть, держать голову, слушать, видеть, ощущать и многие, многие другие. Вы просто не представляете насколько много задействовано одновременно процессов. Это обеспечивается обменом информацией между 100 миллиардами нейронов, каждый из которых имеет около 10000 синаптических связей с другими нейронами и за 1 секунду способен передавать около 10 импульсов в каждую эту связь. Попробуйте посчитать, гуманитарии негодуют)
Однако, подавляющее большинство этих операций мы не замечаем из-за привыкания, но это не значит, что они не работают! Чтобы в полной мере ощутить часть из них, посчитайте, сколько раз вы делаете вздохов/выдохов, морганий глазами в минуту. Даже банальное движение почесать затылок, дает команды руке, а не ноге, задает оптимальную скорость движения руки, чтобы вы не получили награду за самую нелепую смерть и так далее. Почему же мы не можем перемножать огромные числа друг на друга? Потому что нам это не так важно как научиться чесать затылок, совсем упрощенно.

Существует также гипотеза, что мозг не одновременно выполняет множество действий, а последовательно, но с немыслимой скоростью.

Мозг всегда работает на полную

МРТ – магнитно-резонансная томография. Применяется, как правило, для выявления болезней, опухолей, в общем – в целях лечения и профилактики головного мозга. МТР также показывает и зоны наибольшей активности мозга в данный конкретный момент.

МРТ показывает, что мозг РАБОТАЕТ ВСЕГДА и ВЕСЬ. Отличается лишь активностью некоторых областей. Когда вы спите, головной мозг осуществляет свою деятельность в упрощённом режиме, по сравнению с бодрствованием. Все функции сведены к минимуму, по сути, нам необходимо только дышать и гонять кровь, даже обмен веществ, переваривание пищи, все замедляется. Во время сна выработка гормона роста вырабатывается в 5 раз больше, а кто всем этим руководит?
Когда вы смотрите на картину и хотите ее запомнить, мозг задействован больше, чем, например, при игре в шахматы. Удивительно не так ли? Казалось бы все наоборот. Игроки в шахматы понимают, что порою нужно очень долго обдумывать ход и смотреть на 10 шагов вперед, так почему же мозг задействован меньше, чем при банальном запоминании картинки?

Да просто потому, что при игре в шахматы существуют рамки, ограниченные правилами игры, ограниченные полем, и вы обязаны играть по правилам. У вас идет акцент на логику и прогнозирование + вы удерживаете в памяти правила.

Теперь посмотрим, как вы запоминаете картинку. Пространственная ориентация отдельных элементов, цвета, формы этих элементов, характер этой картинки, общее восприятие (нравится она вам или нет) – это только момент рассматривания. Запоминать ее можно тоже множеством способами, ВКЛЮЧАЯ ЛОГИКУ, когда вы рассуждаете: «Так, ну это картина природы, сверху небо, зеленые деревья, камушки…». Потом, когда вы ее будете вспоминать, будет та же последовательность: «По-моему там были какие-то деревья и красивые облака», затем мозг подключит еще и воображение исходя из логики, «ну если это картина природы, наверно там была еще и зеленая трава, поскольку было явно лето».

Таким образом, рассматривая картинку, вы включаете в работу больше нейронов в вашем мозге, чем в шахматах. Почему вам играть в шахматы сложнее? Потому что картинки вы видите постоянно и мозг натренирован на них с рождения, а с шахматами встречаетесь лишь отчасти, нейронные связи слабые. Получается в шахматах УСИЛЕННО работает только ОДНА часть мозга, которая меньше физически тех областей, что работают при запоминании картинки. Попробуйте ходить задом на перед, мозг тоже офигеет от такого повдения и вы будете уставать намного быстрее. Мозг будет вам говорить, через стрессовые нейромедиаторы, типо «завязывай, ты похож на мудака, ты упадешь и т.д.».

Еще одно доказательство, которое понравится любителям теории эволюции! Зачем нам такой большой мозг, если он работает только на 2, 6, 10, 15 процентов (лишнее вычеркнуть). И действительно, спрашивается нафига? Если бы это было на самом деле так, он бы уменьшался со временем, ибо нехер так плохо работать. Но что происходит? Он увеличавается, согласно выводу японских биологов К.Такахаси и И.Судзуки: «за последние 60-70 лет успешного экономического развития средний вес мозга японцев увеличился на 30 г. у мужчин и 15 г. у женщин».

Так что подводя краткий итог: мозг работает полностью весь, однако в разное время и при решении разных задач имеет разную активность. Представьте интернет в своем регионе в 20:00-22:00, это пиковое число для его посещения людьми. Это не значит, что он ночью не работает или утром. Ниже идет пункт, который, по-настоящему заставляет задуматься!

Мозг имеет ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ!

Вот то, что вы хотели услышать) Из предыдущего пункта выходит, что мозг работает почти всегда на полную катушку, в обычной жизни, просто мы этого не замечаем. А в отношении, того, сколько мы используем мозга, будет грамотнее сказать, что «Мы используем не 10% мозга, а ближе к 100%, НО мы способны повысить КПД мозга В ДЕСЯТКИ РАЗ! ». Почему?

Нейронные связи! За этим будущее. Нейронные связи – это ваш разум, память, внимание, воображение, логика, даже координация движений! С рождения у нас создаются множество связей между нейронами, это эдакая последовательность, которая нас учит. Будучи детьми, мы набиваем себе шишки, но обучаемся жизни. А взрослыми, мы постоянно пользуемся этими связями, «не перебегай дорогу, береги здоровье и т.д.», у нас выстраиваются логические цепочки, почему мы так думаем, это и есть нейронные связи.

Зачем нужен интеграл? (вопрос для гуманитариев) Какие следствия внезапной инфляции? (вопрос для технарей). Мы все сталкивались с этими словами, но не запоминали их, мы о них просто знаем. У нас нет соответствующих нейронных связей, либо они очень слабые. Вам ходить пешком легко? Крепкие связи – тренировали с рождения. Представьте, что бы с вами было, тренируй вы знания математики или экономики с рождения? Гении, но которые хотят с трудом)

Что если в 10 раз ускорить образование нейронных связей? Да, для этого нужна энергия дополнительная энергия. И что если замедлить «забывание» в 10 раз, тоесть ослабление нейронных связей? Еще энергия. Но обучение будет проходить в 10 раз быстрее, 1 класс в школе за 10. ВНИМАНИЕ! Уже появляются препараты, которые на это способны, говоря по научному – препараты, увеличивающие NGF, например — Церебролизин, есть эффект у животных у веществ , Сунифирама, Идра-21 – но о последствиях пока неизвестно.

Теперь вы понимаете, в чем загвоздка!

Пару слов о таком понятии как «дежа вю». Это когда вы испытываете ощущение, что уже были в «этом» месте, с этими людьми и т.д, короче, почти точный повтор прошлых событий. Это и есть то самое «пробуждение спящих» нейронных связей + немного воображения. Вам мог снится сон, который вы давно забыли, но вот случается ситуация очень похожая. Когда нейроны нашли соответствие по визуальным, аудиальным, чувственным характеристикам в других нейронах, но связи эти слабы и вы можете только чувствовать, засчет нейромедиаторов, что «где-то это уже было».

Итог:

  1. Мозг работает полностью весь (если вы здоровы), но есть огромное поле для деятельности в плане увеличения его производительности.
  2. Мозг имеет огромный потенциал, впереди увлекательное будущее.
  3. Чем меньше мы что-то используем – тем быстрее мы разучимся это делать.
  4. При жизненных условиях, мозг задействует большее количество нейронов, чем при игре, строго ограниченной правилами, например, го или шахматы.

Что ж! Увеличивайте КПД, учитесь. Помните, что восстановить знания намного проще – чем создать новые, потому не бойтесь ослаблять старые нейронные связи.