Заброшенная психиатрическая больница в лондоне. Психиатрическая клиника Трентона, США. Клиника для душевнобольных Байберри, США

Многие туристы стремятся увидеть самые красивые и выдающиеся места планеты, от которых кружится голова и начинает «петь» душа. А как насчет самых страшных мест мира? Они не только заставляют трепетать тело, а и дают пищу для разума. Готовы пощекотать себе нервы, хотя бы на мгновение вообразив собственное пребывание там?!

Самые страшные места мира

Парижские катакомбы

Всем известен модный Париж с его дорогими бутиками и вкусными сырами, но мало кто рискнет спуститься в тамошние катакомбы , похожие на нескончаемый лабиринт смерти. Под землей, по которой ступает нога туриста, хранятся останки нескольких миллионов человек. Зрелище невольно заставляет задуматься о скоротечности жизни… На сегодняшний день для посещения открыто более 2 км ходов.

Остров кукол в Мексике попадает в список мест, куда не стоит отправляться мнительным путешественникам. Детей в это место тоже брать не рекомендуется. Да и вряд ли ребенок захочет побывать на острове, где на деревьях развешены сотни старых кукол не лучшего вида. Их собирал один чудак-отшельник в память об утонувшей девочке (дабы успокоить ее душу). К слову, сам он, спустя какое-то время, тоже утонул…

Музей Мюттера, США

Одно из ужаснейших мест мира – музей Мюттера в США. Здесь хранятся экспонаты различных человеческих патологий. Где еще можно увидеть труп, который в земле превратился в жировоск, или трехметровый человеческий кишечник?!

Не всем хватит духа посетить психиатрическую больницу, а заброшенную – и подавно! Бразильский художник превратил не функционирующее помещение для умалишенных в итальянском городе Парме в арт-объект. Темные фигуры на стенах олицетворяют дух измученных пациентов. Зрелище удручающее и, вместе с тем, впечатляющее.


Японский лес самоубийц (Аокигахара Дзюкай)

Японский лес самоубийц (официальное название: Аокигахара Дзюкай) занимает первое место по популярности среди желающих свести счеты с жизнью. Несмотря на то, что в лесу ведется видеонаблюдение и повсюду развешены таблички с призывом подумать о близких, там продолжают умирать люди. Велика вероятность того, что вы станете именно тем туристом, который наткнется на очередной труп…


Колдовской рынок в Того поражает разнообразием продаваемых экспонатов. Местные жители продолжают верить в магическую силу вещей. Здесь можно купить череп крупного рогатого животного или чучело хищника, всевозможные зелья (о составе которых приходится лишь догадываться), а также другие не менее ужасающие вещи.


Трущобы Мумбаи, Индия

Экзотика по-индийски – это не только свободолюбивые пляжи Гоа. Кто однажды побывал в трущобах Мумбаи, рискует еще долго возвращаться сюда в страшных снах. В трущобах живет более миллиона индусов, которые зарабатывают на пропитание сортировкой мусора. Отходы свозятся сюда тоннами каждый день, и люди, вперемешку с грызунами, рыщут по мусорным бакам. Полное отсутствие санитарии и каких-либо условий для нормального существования повергнут в шок любого туриста.


Трущобы Мумбаи, Индия

Город-призрак Припять, Украина

Еще одно жуткое местечко – город-призрак Припять, что на Украине. Он будто живет своей жизнью, хоть и опустел в далеком 1986 году после произошедшей катастрофы на Чернобыльской АЭС. Иногда ветер вступает в игру с ветхими качелями, заполняя окрестности будоражащими воображение скрипами. Сегодня зона отчуждения открыта для посещения, поэтому испытать на прочность нервную систему могут все желающие.


Город-призрак Припять, Украина

По таким фильмам, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Молчание ягнят» или «Остров проклятых», каждый помнит о мрачной атмосфере психиатрических больниц. На самом деле съёмки чаще всего проходили в госпиталях, тюрьмах или заброшенных больницах. сайт предлагает взглянуть на настоящие лечебницы для душевнобольных.

«Whittingham As у lum» (графство Ланкашир, Великобритания)

«Уайтингем» закрыт в 1995 году

Как бы трагикомично это ни звучало, но сумасшедший дом «Уайтингем» официально открылся 1 апреля 1873 года, хотя 115 пациентов уже несколько лет жили в нём и даже помогали строить свою же лечебницу. За два года был достроен так называемый Отдел Святого Луки — большой комплекс на тысячу пациентов, в который входила англиканская церковь и католическая часовня. Психиатрическая лечебница «Уайтингем» вообще известна тем, что за свою более чем вековую историю обзавелась целой инфраструктурой: у душевнобольных появилась своя телефонная станция, почтовый офис, небольшие собственные хозяйства, водоём, пивная лавка и лавка мясника, танцевальный зал и сцена для духового оркестра, наконец, пациенты построили для себя даже трёхкилометровую железную дорогу. «Уайтингем» превратился в настоящий небольшой городок, где жили такие же настоящие, но слегка не похожие на других, горожане.


В Первую мировую, равно как и во вторую, «Уайтингем» использовался как военный госпиталь

После Второй мировой войны «Уайтингемское убежище» превратилось в крупнейшее лечебное учреждение для душевнобольных в Великобритании: в это время появились первые пациенты-добровольцы, и был провозглашён принцип «открытых дверей» — свободные прогулки для тех, кто находится на лечении. Крупный скандал вокруг этой больницы разразился в 1967 году: в жалобе утверждалось, что еда для пациентов перемалывается и подается в виде «помоев», что персонал часто закрывает больных в шкафах или ванных комнатах, наконец, говорилось и о том, что два медбрата имеют привычку обливать одежду пациентов спиртом и поджигать её.

«Кащенко», или московская психиатрическая больница № 1 им. Н. А. Алексеева


Значок самой известной в России психиатрической больницы

«Дорогая передача! Во субботу, чуть не плача, вся Канатчикова Дача к телевизору рвалась», — строки из Высоцкого про знаменитую «Канатчикову Дачу» (она же в советское время — психиатрическая больница им. Кащенко, сейчас — им. Н. А. Алексеева) знакомы едва ли не каждому. Зато далеко не каждому знакомы фамилии — Кащенко и Алексеева. Николай Алексеев, двоюродный брат легендарного театрального режиссёра Станиславского, занимая пост Московского городского головы, учредил на собранные средства новую психиатрическую больницу. Деньги приходилось собирать из пожертвований. Так, например, существует легенда, что один из купцов заявил Алексееву: «Поклонись при всех в ноги — дам миллион». Именно так и поступил городской глава, получив необходимую для строительства сумму. Горькая ирония судьбы в том, что Алексеев так и не дождался окончания постройки психиатрической больницы — он был застрелен в собственном кабинете одним из душевнобольных. С 1922 года больница носит им главного врача — Петра Кащенко.


Арка московской психиатрической больницы № 1

Больница была рассчитана на 500 коек, что позволило ей считаться самой крупной в России. С первого же дня работы в психиатрической лечебнице были отменены смирительные рубашки. Врачи в больнице с завидным постоянством в лечебных целях приглашали пациентов к себе на чаепития. Многие источники утверждают, что для больных в открытом доступе находились бильярдные столы, в меню столовой то и дело появлялись трюфели, а на территории лечебницы работали и работают до сих пор вокальная, музыкальная и художественная студии.

«Taunton» (Массачусетс, США)

Массачусетская государственная больница в городе Тонтон, построенная 160 лет назад, известна прежде всего из-за своего сотрудника. Джейн Топпан, воспитанница бостонского приюта, в 1885 прошла обучение на медсестру и стала работать в лечебнице для душевнобольных «Taunton». Своих пациентов она использовали в качестве морских свинок для собственных экспериментов. Молодая медсестра, о которой никто не мог сказать плохого слова, по своему усмотрению меняла содержание морфия и антропина в лекарствах, предназначенных больным.


Приёмная мать Джейн постоянно оскорбляла её

Есть небезосновательная версия, что она доводила пациентов до бессознательного состояния, и получала от этого сексуальное удовлетворение. В 1889 году Джейн убила с помощью своих «лекарств» сводную сестру. 26 октября 1901 года Джейн Топпан была арестована за убийство, а перед следствием она призналась и ещё в тридцати. Суд признал её невиновной из-за безумия и приговорил поместить в сумасшедший дом, где Джейн провела остаток своей жизни.


Государственная больница «Taunton»

«Убить как можно больше людей — беспомощных людей, чем любой другой мужчина или женщина, которая когда-либо жила» — так она объяснила мотивы своих преступлений.

Любые заброшенные места, какими бы они не были в прошлом безобидными, порождают страх. Психиатрическая больница - два слова, которые у многих вызывают не самые приятные ассоциации, а если такое учреждение еще является и заброшенным, то это вообще для многих жутко. Для многих, но не для всех. Люди, занимающиеся сталком, всегда не против найти еще не изведанное, заброшенное здание. Сегодня в этой статье мы узнаем про самые известные в России, а также самые страшные во всем мире уже заброшенные психбольницы.

В России

Сначала поговорим о заброшенных психбольницах в России. Вообще в нашей стране достаточно много давно позабытых людьми строений, которые по каким-то причинам не хотят сносить, или они попросту никому не мешают. Среди них на Сахалине, усадьба архитектора Хренова (которую в данный момент пытаются восстановить), недостроенная гостиница «Северная корона», недостроенная Ховринская больница, роддомы, а также психиатрические больницы.

Одна из них - заброшенная психбольница в Москве. В 2006 году было опустело несколько ее корпусов. С виду - это обычное обветшалое здание, однако внутри довольно жутко.

Проваленная крыша, журналы и книги с пугающими названиями, решетки на окнах, колбы, оставшиеся лекарства, списки больных, а также карточки со страшными диагнозами. В них обычно описывают диагноз и поведение больного. Прочитав все это, становится как-то не по себе. Но любителей полазить по заброшкам это не пугает, лишь добавляет экстрима.

Краснодарская заброшенная психбольница

Нечто подобное можно наблюдать и в Краснодаре. На фото заброшенная психбольница, на самом деле являющаяся одним из корпусов санатория «Шапсуг».

Здание находится в 15 км от города, его отлично видно с дороги и достаточно сложно с чем-либо перепутать. Заброшенная психбольница представляется довольно жуткой изнутри. Все те же решетки на окнах, горы брошенного хлама, обветшалые стены с многочисленными надписями, оставленными любителями посетить самые жуткие места. В одной из комнат красной краской даже выведено слово «смерть». Выглядит очень пугающе. Почему подобное наводит на страх и ужас?

Страх, мистика, ужас

Каждый из нас наверняка видел фильм ужасов, снятый на тему психиатрической больницы. Страшные кадры, пугающие звуки, различного рода спецэффекты передают такую атмосферу, будто там сам находишься там. Мы боимся увиденного отчасти и наяву. В общем, фильмы не для слабонервных. Психиатрическая больница вызывает неприятные ассоциации у любого нормального человека.

Просто понаблюдав за поведением людей, обитающих там, больше не захочется это увидеть. Пугающе не только их поведение, но и методы лечения. Знаете ли вы мысли психически нездоровых людей? Возможно, именно ими пропитаны стены психиатрических домов. Какие еще жуткие больницы существуют самых разных уголках мира?

«Арарат»

Одной из самых больших клиник Австралии является заброшенная психбольница «Арарат», известная сегодня, как «Арадель». Чем она «прославилась»? Тысячи пациентов, страдающих психическими расстройствами, подвергались на протяжении всего существования клиники самым различным методам лечения, которые, кстати говоря, являлись довольно ужасающими. «Арадель» также стал домом для психопатов. Примерно 13 тысяч пациентов погибло за время его существования. На данный момент «Арадель» является самым посещаемым заброшенным местом во всей Австралии. Многие любители пощекотать себе нервы утверждают, что не раз сталкивались с призраками, гуляя по жуткому зданию.

Заброшенная психбольница в США

Следующая страшная психбольница находится в США, штат Огайо. Заброшена в 1993 году. Больница славится большим количеством вылеченных людей и страшными методами терапии. Одним из них является лоботомия, при которой иссекается одна из долей мозга. Кроме этого, популярна больница еще за счет нахождения там особо опасных преступников. Здесь царствовал жестокий контроль и жуткое лечение, информация во многом была секретна. У стен больницы похоронены сотни пациентов. Их надгробия не были подписаны поименно, а лишь пронумерованы. Со временем земли были отданы университету, но место так и осталось мистическим. Это оправдано исчезновением одной из пациенток, следы от тела которой не исчезли даже спустя десятилетия. Это далеко не единственная заброшенная клиника США, прославившаяся жуткими историями.

Еще одна клиника США

Другая заброшенная клиника находится в штате Массачусетс. Факты о клинике Taunton способны навести ужас на каждого. Серийный убийца, на счету которого более 30 убийств, а в прошлом еще и известный пациент этой же клиники занял должность медбрата в данном учреждении. Если верить слухам, в подвале больницы с пациентами проводили сатанинские обряды. Это место, в особенности подвал, пропитано страхом. Люди, находившиеся там, зачастую испытывали беспокойство.

Австралийский сумасшедший дом

Еще один сумасшедший дом находится в Австралии. История психбольницы, как и большинство других, связана с мистикой.

Люди, побывавшие в Beechworth, рассказывали о бесследных исчезновениях и убийствах. Позже была обнаружена лаборатория, где в стеклянных банках содержались части тел пациентов. Они были предназначены для различного рода экспериментов. В 1950 году случился пожар, после чего все банки бесследно исчезли. В общей сложности в стенах больницы погибли около 9 000 пациентов.

Вот мы немного и познакомились с некоторыми заброшенными психбольницами по всему миру.

Это далеко не весь список страшных клиник на Земле. Все они представляются нам жуткими по одной простой причине - здесь находились психически нездоровые личности, а в некоторых еще обитают их призраки. Посещать подобные места нежелательно, но вряд ли кто-то остановится в погоне за незабываемыми приключениями.


Пациенты, которым не повезло побывать в психиатрических лечебницах, как правило, вспоминают их с содроганием. Однако сегодняшние лечебницы для душевнобольных - просто рай по сравнению с тем, что творилось в подобных заведениях несколько десятилетий назад. Немногие сохранившиеся снимки свидетельствуют: в ту эпоху психбольницы были настоящим филиалом ада на земле!

Ограничения свободы были гораздо сильнее, чем сейчас
Вте времена, когда эффективных и безвредных успокаивающих препаратов еще не существовало, врачи, чтобы успокоить пациентов и не дать им нанести вред себе и другим, использовали простые и эффективные, но чрезвычайно болезненные, а зачастую и опасные средства. Веревки и наручники, запирание на дни и недели в тесных каморках или даже в ящиках - все шло в ход. Подобные средства зачастую еще больше усиливали психоз пациента вместо того, чтобы по-настоящему успокоить его, - правда, медицина того времени об этом чаще всего не догадывалась.

В психиатрическую больницу мог попасть совершенно здоровый человек
В конце XIX века список показаний к госпитализации в психиатрические клиники США входили привычка к мастурбации, аморальное поведение, несдержанность, избыточное религиозное рвение, общение с дурной компанией, а также чтение романов и употребление табака. Принудительной госпитализации подлежали также те, кого лошадь ударила копытом в голову, кто побывал на войне или чьи родители были двоюродным братом и сестрой. Убористый список из нескольких десятков показаний не оставляет сомнений: каждый из нас где-нибудь в 1890 году, будучи в США, запросто мог бы загреметь в психлечебницу.

Пациентов лечили с помощью машин для порки
Вот такие машины сто лет назад применялись в психиатрических клиниках для облегчения симптомов заболевания у душевнобольных. Солидного веса палки колотили больного по всему телу от затылка до пяток: врачи надеялись, что так ему станет легче. В действительности все происходило как раз наоборот, - но, опять-таки, врачи об этом еще не догадывались.

Врачи, действительно, считали мастурбацию причиной психических заболеваний
Еще несколько десятилетий назад медики были свято убеждены, что мастурбация может стать причиной безумия. Они совершенно искренне путали причину со следствием: ведь многие пациенты психиатрических клиник, не умея контролировать себя, занимались онанизмом с утра до ночи. Наблюдая за ними, врачи и пришли к выводу, что мастурбация вызывает болезнь, хотя на самом-то деле она была лишь одним из симптомов. Тем не менее, в прежние времена пациентам психиатрических клиник в обязательном порядке надевали вот такие громоздкие и неудобные агрегаты, чтобы они не могли мастурбировать. Ходить в них было неудобно, а подчас и болезненно, однако, несмотря на это, пациенты клиник жили в них неделями, а иногда и годами.

Женщин в психиатрических клиниках насильно подвергали "вагинальному массажу"
Удивительно, но в то время, как для мужчин мастурбация считалась опасной, женщинам предписывали ее в качестве лечебного средства для лечения истерии. Этот диагноз мог быть поставлен женщине за что угодно - от раздражительности до наличия сексуальных желаний. В качестве лечения назначали так называемый "вагинальный массаж", то есть, массаж влагалища с помощью специального приспособления с доведением пациентки до оргазма. У самих пациенток разрешения никто, разумеется, не спрашивал, - и все же, с учетом обстановки в психбольницах, был отнюдь не худший, хотя и бесполезный, метод лечения.

Парные кабины тоже считались успокоительным средством
Эти ящики - не клетки, а специальные успокоительные паровые кабины конца XIX - ХХ века. Несмотря на устрашающий внешний вид, ничего особенно страшного в них не было. Фактически, это были подобия современных одноместных саун-бочек, которые сегодня можно сегодня встретить во многих СПА-салонах. Медики полагали, что такая парилка успокаивает буйных пациентов. Этот способ лечения можно было бы даже назвать приятным, если бы не одно "но": как можно заметить на снимке, пациентов сажали в ящики полностью одетыми, что превращало удовольствие от сауны в медленную пытку.

Женщины чаще становились пациентками психлечебниц, чем мужчины
Отправить женщину в психиатрическую лечебницу несколько десятилетий назад было гораздо проще, чем мужчину. Для этого чаще всего использовался уже упомянутый диагноз "истерия", под который можно было подогнать что угодно, даже сопротивление насильнику-мужу. Еще одним фактором риска считалось чтение: считалось, что оно однозначноведет женщину к безумию. Немало представительниц прекрасного пола провели годы в психиатрических клиниках лишь по тому, что, как гласили больничныедокументы, их застали читающими в 5.30 утра.

Психиатрические больницы прежних эпох страдали от перенаселенности
При столь огромном числе показаний к госпитализации неудивительно, что все психиатрические больницы прежних времен страдали от избытка пациентов. Справлялись с перенаселением, не церемонясь: людей набивали в палаты, как сельдь в бочку, а чтобы влезло побольше, уносили из палат кровати и прочие "излишества", предоставляя пациентам свободу устраиваться на голом полу, а для большего удобства еще и приковав их цепями к стенам. Современные смирительные рубашки на таком фоне кажутся образцом гуманизма!

Дети жили в психиатрических больницах годами
В прежние времена специальных детских клиник не существовало, поэтому маленькие пациенты - страдающие, к примеру, умственной отсталостью или стойкими поведенческими расстройствами, - попадали в те же клиники, что и взрослые больные, и жили там годами. Но, что еще хуже,в психбольницах тех времен было немало здоровых ребятишек. Здесь жили дети пациенток, медперсонала, матерей-одиночек, которым некуда было идти с младенцами, а также дети, оставшиеся без родителей. Всю эту ораву ребятишек воспитывали, в основном, пациенты: у медперсонала из-за большой нагрузки просто не было на это времени. Кем вырастали такие детишки, догадаться несложно.

В качестве лечебного средства врачи регулярно использовали электрошок
Электрошоковая терапия, когда к голове пациента подводят ток высокой силы, и сейчас иногда используется в психиатрических клиниках, но лишь в случае глобальных расстройств, когда терять пациенту уже, как говорится, нечего. Но еще полвека назад его применяли сплошь и рядом, в том числе - в качестве успокоительного. На самом деле, электрошок никого не успокаивал, а лишь доставлял пациентам невыносимую боль. Знаменитый математик Джон Нэш, страдавший шизофренией, еще в 1960-х подвергался электрошоку в американских психиатрических клиниках, и впоследствии вспоминал об этом опыте как о худшем в своей жизни.

Пытаясь лечить лоботомией, врачи превращали пациентов в овощи
Еще в середине ХХ века многие психиатры считали лоботомию реальным средством для избавления пациента от шизофрении или синдрома навязчивых состояний. Эта операция выглядела жутко: врач вводил через угол глаза пациента подобие ножа для колки льда и, пробивая им тонкую кость глазной впадины, резким движением вслепую рассекал нервную ткань мозга. После операции человек терял интеллект, у него страдала координация движений, зачастую из-за нестерильного оборудования начиналось заражение крови. И все-таки лоботомия считалась панацеей для шизофреников не одно десятилетие: так, в США в начале 1950-х проводилось около 5000 лоботомий в год.

Впсихиатрическую клинику можно было попась из-за нетрадиционной сексуальной ориентации
То, что неправильная сексуальная ориентация лет сто назад считалась психическим заболеванием, никого, наверное, не удивляет. Поразительно, каким образом врачи делали вывод о сексуальных предпочтениях, решая, везти ли пациента в больницу! Так, в одном случае несколько лет провела в клинике для душевнобольных только из-за того, что любила носить брюки и возиться с техникой. Известны случаи с несколькими женщинами, когда их признавали душевнобольными из-за слишком низкого сексуального аппетита: асексуальных дам в те времена считали скрытыми лесбиянками, полагая, что нормальная женщина в здравом уме не имеет права просто так отвергать мужа!

И недостаток, и избыток религиозности сто лет назад вели в психбольницу
Сто лет назад в США человек, отказавшийся от помощи терапевта или хирурга по религиозным соображениям (как это сегодня делают, к примеру, поклонники сайентологии) имел все шансы вместо хирургии отправиться в психиатрическую клинику. Но и нехватка религиозного чувства также была чревата попаданием в психушку: известно несколько случаев, когда люди проводили в домах скорби не один год лишь потому, что открыто заявляли себя атеистами.

Врачи, лечившие психику, почти ничего не знали о ней
Сто лет назад врачи почти ничего не знали о функционировании человеческого мозга, поэтому их лечение больше напоминало жестокие опыты над людьми. Пациентов обливали ледяной водой, просверливали им черепа, удаляли части мозга не потому, что врачи были уверены в действенности этих мер, а лишь для того, чтобы понять, работают они или нет. Неудивительно, что смертность в психиатрических клиниках столетней давности была, пожалуй, немногим ниже, чем в чумных госпиталях.

Заброшенные психбольницы сегодня - объекты для мрачных экскурсий
Лишь в 1970-80-х годах западный мир стал отказываться от практики повальных госпитализаций пациентов в "дома скорби" и жестоких и неэффективных методов лечения. В 1970-е психиатрические больницы США и Европы начали массово закрываться. При этом на улице оказалось немало настоящих больных, которые не в состоянии были сами отвечать за себя. Ну, а здания бывших психиатрических клиник сегодня- популярнейшие объекты для молодых экстремалов, которые обшаривают здесь каждый уголок, отыскивая следы эпохи кровавого рассвета психиатрии, продлившегося несколько десятилетий.

$85 тыс. заработал нейрохирург Уолтер Фримен, пробив несколько тысяч человеческих голов ножом для колки льда. Таким способом Фримен лечил психические заболевания, беря за каждую операцию всего $25. Метод Фримена назывался лоботомией. Другой борец за душевное здоровье, доктор Генри Коттон, сколотил состояние, вырезая психически больным людям жизненно важные органы. Методы психиатрии нередко вызывали ужас у современников, но на смену им приходили другие, подчас еще более ужасные.


Кирилл Новиков


Настоящий Бедлам


В августе 1925 года небольшой, но процветающий американский городок Трентон в штате Нью-Джерси гудел как потревоженный улей. За последние годы горожане привыкли гордиться одной из главных местных достопримечательностей — Трентонской психиатрической лечебницей, которая славилась на всю страну. Под руководством доктора Генри Коттона больница добилась поразительных результатов: около 85% психически больных полностью выздоравливали. По крайней мере, подчиненные Коттона называли именно такую цифру. Но теперь все переменилось. Газеты наперебой писали об ужасах Трентонской лечебницы. Больных жестоко избивали, а потом насильно тащили на операционный стол. Поначалу несчастным вырывали зубы, а потом удаляли один внутренний орган за другим, пока не сводили бедолаг в могилу.

В городе работала комиссия сената Нью-Джерси во главе с сенатором Уильямом Брайтом, и в ходе слушаний вскрывались новые факты. Вскоре по городу прошел слух о том, что сам доктор Коттон сошел с ума. Люди видели, как директор клиники выбежал из зала заседаний комиссии без зонта и плаща, хотя шел холодный дождь, и бросился бежать по улице. Когда его нашли, он с трудом понимал, где находится, и вообще был в состоянии близком к помешательству. Одни жалели именитого врача, другие полагали, что его место в тюрьме, если не на электрическом стуле. Большой психиатрический скандал был в самом разгаре. Казалось, у комиссии были все основания для того, чтобы положить конец чудовищной практике доктора Коттона. К несчастью, кошмар со временем приобрел только еще более ужасные формы.

Психические болезни всегда ставили общество в тупик по двум причинам. Во-первых, было не ясно, как лечить больных, а во-вторых, на их содержание надо было где-то изыскивать средства. В средние века официально признанных сумасшедших было не так уж много. В эпоху всеобщей религиозности никто не удивлялся, если у кого-то возникали видения или если кому-нибудь слышались голоса. Различные психические отклонения трактовались либо как проявления святости, либо как одержимость бесом. И все же некоторых людей признавали душевнобольными и помещали в места, где они не могли причинить вреда себе и окружающим. Чаще всего умалишенных держали в монастырях и в монастырских больницах. Так, в Париже сумасшедших с незапамятных времен отправляли в Отель-Дье — старейший госпиталь города, основанный еще в VII веке, где за больными ухаживали монахи. Лечить безумие в те времена не умели, как, впрочем, не умеют его лечить и сейчас. Сердобольные монахи просто старались облегчить страдания пациентов, и это им обычно удавалось.

Сестра будущего президента США Розмари (на фото - в центре) до лоботомии не думала о репутации своей семьи, а после лоботомии перестала думать вообще

В 1247 году в Лондоне был основан приорат Святой Марии Вифлеемской, который поначалу служил домом для монахинь ордена Богородицы, но уже в следующем веке начал принимать психически больных пациентов. Позднее лондонцы сократили название приората до одного слова — Вифлеем (Bethlehem), которое вскоре преобразилось в других языках в Бедлам. Так родился один из первых в Европе сумасшедших домов, одно название которого впоследствии внушало ужас. В начале XV века здесь содержалось всего шестеро больных, и жизнь их была, судя по всему, не такой уж плохой. Но уже в XVI веке количество умалишенных стало стремительно расти. Быстрые перемены в обществе, оплаченные стремительным обнищанием масс, многих сводили с ума, и вскоре Бедлам превратился из тихой богадельни в некое подобие тюрьмы. Число пациентов выросло до 31, причем некоторых из них держали в цепях. По свидетельству современника, несчастные постоянно орали, выли и гремели цепями, так что производимый ими шум "был столь великим и ужасающим, что и разумный человек мог бы утратить рассудок". Зато медперсоналу было гораздо проще управляться со скованными пациентами. Аналогичные заведения возникли в голландском Гарлеме, испанском Толедо и многих других городах Европы, причем порядки были везде примерно одинаковые.

Чем больше становилось больных, тем затратнее оказывалось их содержание. В XVI-XVIII веках богатые люди старались, чтобы их помешанные родственники оставались дома, так что Бедлам и ему подобные заведения превращались в узилища для бедных, от которых не было толку в работных домах. Финансовые затруднения решали главным образом путем экономии. Кормежка была скудной, а одежды часто не было совсем. Больных не одевали даже зимой, поскольку тогдашние медики были уверены в том, что безумие низводит человека до состояния животного, а значит, сумасшедшим не может быть холодно, как не холодно овцам или волкам.

Некоторые лечебницы пытались зарабатывать. Больше всех в этом деле преуспела предприимчивая администрация Бедлама. По легенде, безобидным умалишенным выдавали специальную лицензию, позволявшую просить подаяние, и выпускали на улицы Лондона. Больным подавали довольно хорошо, и вскоре побиравшихся "бедламцев" стало больше, чем самих пациентов, поскольку многие лондонские нищие стали выдавать себя за сумасшедших. В XVIII веке Бедлам открыл свои двери для посетителей. Всего за один пенни можно было полюбоваться на безумцев, и мало кто из лондонцев мог отказаться от такого развлечения. Первыми платными посетителями Бедлама стали английские аристократы, а вслед за ними потянулись горожане попроще. В первый вторник каждого месяца Бедлам можно было посетить бесплатно. В одном только 1814 году знаменитый сумасшедший дом посетило 96 тыс. человек, благодаря чему Бедлам перешел на самоокупаемость.

"Терзаемый голодом мертвец"


Методы исцеления больных были столь же многочисленны, сколь и малоэффективны. В медицинских справочниках XVII-XVIII веков можно найти замечательные средства от душевных расстройств: "Человеческие волосы хорошо осаждают истерические пары, если их жечь и давать нюхать больным... Свежая моча человека... хороша против истерики". Существовали проверенные народные средства. Так, в Шотландии жил фермер-силач по имени Грегори, бравшийся лечить все формы психических отклонений, и слава о нем гремела по всей Европе. Французский врач Филипп Пинель писал об этом Грегори: "Метод его состоял в том, что на умалишенных он взваливал самые тяжкие сельскохозяйственные работы, одних использовал как вьючных животных, других — в качестве слуг, и в конце концов, обрушивая на них целый град ударов за малейшую попытку ослушания, приводил их к полному повиновению". Повиновение считалось синонимом выздоровления.

Существовали и более научные методы. Авторитетный ученый и поэт Эразмус Дарвин, внук которого впоследствии создал теорию эволюции, считал, что лучшее средство от психических болезней — это сон. Но как же заставить душевнобольного спать столько, сколько нужно? Дарвин предложил использовать нечто вроде центрифуги, которая очень быстро вращала бы пациентов, пока они не потеряют сознание, а вместе с ним — и безумие. Методом вращения всерьез увлекся американский доктор Бенджамин Раш, более известный как один из отцов-основателей США, поставивших подпись под Декларацией независимости. Раш пытался "лечить" больных на вращающемся стуле, но больших успехов не добился.

И все же XVIII век дал больным надежду на лучшую долю. В эпоху Просвещения в разных странах Европы появились медики, считавшие, что с больных нужно как минимум снять цепи и кандалы, да еще и перестать их бить. Первыми гуманного подхода удостоились, конечно же, богатые пациенты. Для некоторых из них просвещенные врачи начали устраивать сложные психодрамы с участием актеров. Современник писал об одном обеспеченном французе, который убедил себя в том, что он уже умер, и на этом основании отказывался от приема пищи. Ради него было разыграно целое представление: "Группа людей, изобразив на лице бледность и одевшись как подобает мертвецам, входит к нему в комнату, ставит стол, приносит блюда с едой и начинает есть и пить в виду его кровати. Терзаемый голодом мертвец смотрит на них; они же выражают удивление, что он не встает с постели, и убеждают его, что мертвецы едят во всяком случае не меньше, чем живые люди. Он без труда применяется к этому обычаю".

Вскоре гуманное обращение стало распространяться и на бедных обитателей сумасшедших домов. В 1780-х годах врач Винченцо Чиаруги, возглавлявший лечебницу во Флоренции, запретил заковывать больных в цепи. В те же годы в Париже управляющий приютом Ла Бисетр по имени Жан-Батист Пуссен совершил аналогичный поступок. В годы Французской революции примеру Пуссена последовал Филипп Пинель, главный врач знаменитой лечебницы Сальпетриер. Торжественное освобождение сумасшедших от стальных оков было разрекламировано как подлинно революционный акт.

С тех пор в Европе начал распространяться метод "морального исцеления", когда душевнобольных не истязали, а увещевали. Казалось, жестокость и варварство навсегда остались в прошлом. Но это было вовсе не так.

Слово "бедлам" стало синонимом беспорядка, но порядки, царившие в лондонском сумасшедшем доме, позволяли администрации зарабатывать сумасшедшие деньги

Фото: Hulton Archive/Getty Images/Fotobank

Метод доктора Коттона


В XIX веке число душевнобольных начало стремительно расти. В сумасшедшие дома все чаще стали попадать даже богатые люди, и причиной тому были технический прогресс и новые инвестиционные возможности. Одним из первых богачей, не выдержавших научно-технической революции, оказался лондонский чаеторговец Джеймс Мэтьюс, попавший в Бедлам на рубеже XVIII-XIX веков. Несчастный утверждал, что его преследует шайка шпионов, искушенных в "пневматической химии" и вооруженных "воздухоткацким станком". Шпионы облучали его невидимыми лучами, насылали магнетические поля, мешавшие кровообращению, и явно стремились погубить Англию. Другая история случилась с французским помещиком, которого свели с ума возможности мирового рынка. Помещик, не сказав никому ни слова, уехал в Париж, где продал почти все свои ценные бумаги, затем съездил в Венгрию и купил 500 лошадей, приехал с ними в Швабию, где приобрел крупное поместье и разместил там свой табун. После этого бизнесмен вернулся домой и начисто забыл обо всех своих инвестициях.

Если рост деловой активности сводил с ума богачей, то бедняки и "господа средней руки" теряли рассудок в массовом порядке. Французский психиатр Поль Реньяр писал в конце XIX века: "Характерным недугом нашей эпохи является преувеличенная любовь к успеху и могуществу, желание достигнуть их во что бы то ни стало и непомерная жажда величия... Деловая лихорадка, внезапное накопление и исчезновение крупных состояний произвели нечто вроде умственного кипения... вследствие чего слабые должны гибнуть с большей легкостью, чем в прежние времена".

Реньяр описал немало случаев, когда бедняки сходили с ума, мечтая о золотых горах. Одна женщина, например, собрала целую кучу старых газет, считая, что все это акции Суэцкого канала и банковские билеты. Себя она мнила графиней. Бывший адвокат воображал себя хозяином 12 млрд лошадей и надеялся однажды перепахать всю Францию с помощью 30 тыс. львов, которых для него изловили в Африке. Другой пациент утверждал, что зарабатывает 10 тыс. франков в час, давая уроки игры на барабане, а третий все время боялся, что ему отрубят голову, ведь его позвоночник сделан из чистого золота.

Стремительный прогресс, разрушение привычного уклада, отупляющий фабричный труд и надежды в одночасье разбогатеть сводили с ума тысячи несчастных. Если в 1827 году в Англии на каждый сумасшедший дом приходилось 166 больных, то через сто лет их было уже 1221, при том что число заведений увеличилось. В особенности много психически больных появилось после Первой мировой, ведь ужасы траншейной войны могла выдержать далеко не каждая психика. В первые послевоенные годы в психиатрических лечебницах США содержалось 417 тыс. человек. Со всеми этими больными нужно было что-то делать, и тогда на сцену вышли врачи-новаторы, предлагавшие чудодейственные методы массового излечения. Наступало золотое время для доктора Генри Коттона и ему подобных.

Генри Эндрюс Коттон родился в 1876 году. О его юности известно не так уж много, но зато не вызывает сомнений, что он получил блестящее образование. Коттон учился в Европе у самого Алоиса Альцгеймера, а потом стажировался в США у лучших психиатров своей страны. Карьера доктора Коттона была стремительной. Уже в 30 лет он возглавил Трентонскую лечебницу и вскоре начал на практике применять передовые идеи, что возникали в его голове.

Коттон полагал, что практически все психические недуги вызываются инфекцией. Главным источником заражения он считал зубы, ведь из-за них воспаляются десны, а десны находятся недалеко от мозга. Доктор публично выражал надежду, что "однажды наступит эра, когда все дантисты поймут, что надо делать не то, чего желают пациенты; не спасать надо больные зубы, а вырывать все до одного". Поэтому трентонским пациентам для начала безжалостно удаляли зубы. Если же это не помогало (а это обычно не помогало), врач приходил к заключению, что инфекция скрыта где-то еще. Коварные микробы могли укрываться в гландах, в желчном пузыре, в толстом кишечнике, в желудке, в яичниках у женщин и в тестикулах у мужчин. Все это подлежало удалению хирургическим путем. Больные кричали, упирались, умоляли о пощаде, но их никто не слушал: они ведь были сумасшедшими.

Судьба больных, подвергшихся такому лечению, была незавидной. Так, в 1922 году в Трентон доставили Джулию Томпсон — молодую женщину, страдавшую от тяжелой депрессии. Через два дня после прибытия Джулии удалили гланды, а еще через девять дней ее подвергли "стандартной полной колэктомии", то есть удалили ей ободочную кишку. В течение последующих шести недель больной вырвали 16 зубов, после чего она начала "активнее реагировать на окружающих". Джулию выписали домой, но через восемь месяцев она снова впала в депрессию. В этом не было ничего удивительного, поскольку умерла ее мать. И все же несчастную вернули в Трентон. Джулия пыталась сделать вид, что у нее все в порядке, лишь бы убедить врачей в том, что ей больше не надо ничего удалять. Ей, разумеется, не поверили: сумасшедшие такие хитрые. Джулия пыталась отбиваться, но санитары оказались сильнее. Хирурги снова копались в ее животе, и через восемь дней она умерла от постоперационного перитонита.

Тем временем Коттон рапортовал о сказочных успехах своего метода. Он ездил по конференциям, выступал на банкетах, писал статьи в солидные медицинские журналы и всюду твердил о 85% исцелившихся больных. Награды и почетные степени сыпались на него как из рога изобилия. Деньги тоже текли рекой. Трентонская лечебница принадлежала штату, так что Коттон и его персонал жили на зарплату. Но клиника принимала также коммерческих пациентов, которые платили за себя или же, что бывало чаще, за них платили родственники. От желающих устроить своих близких в чудесную лечебницу не было отбоя. В 1921 году в Трентоне находилось 2033 пациента, из которых 317 платили за свое лечение. Среди больных были родственники богатых и знаменитых. Так, профессор Йельского университета знаменитый экономист Ирвинг Фишер поместил туда свою дочь Маргарет, страдавшую шизофренией. Коттон прописал ей операцию на слепой кишке, и девушка вскоре скончалась.

В 1924 году некоторые члены попечительского совета обеспокоились положением дел в лечебнице. Они обратились в Университет Джона Хопкинса за помощью, и светило тогдашней медицины доктор Мейер прислал в Трентон свою ученицу Филлис Гринакр. Женщина-врач приехала в лечебницу Коттона и начала проверять местную статистику. Результат поверг ее в ужас. Гринакр обработала данные о 100 случайных пациентах, из которых, как оказалось, лишь 32 пошли на поправку. У 35 человек не было улучшений, а 15 умерли. Оказалось также, что выздоравливали в основном те пациенты, которых не лечили или почти не лечили, зато все скончавшиеся успели побывать под ножом доктора Коттона и его коллег. Вдобавок Гринакр обнаружила, что статистика велась крайне небрежно. Врачи либо не умели правильно считать, либо сознательно завышали процент выздоравливавших. Гринакр пришла к выводу, что в целом в лечебнице выздоравливают только 8% больных, у 41,9% нет улучшений, а 43,4% отправляются на кладбище.

Вскоре сенат Нью-Джерси создал комиссию для расследования ситуации в Трентонской лечебнице. К тому времени поступили жалобы от родственников нескольких скончавшихся больных, так что комиссии было чем заняться. Как оказалось, некоторые пациенты умирали, даже не дожив до операции. Их тела были покрыты синяками и ссадинами, что санитары объясняли падениями, драками между умалишенными и тому подобными причинами. Комиссия была склонна думать, что эти пациенты просто слишком рьяно боролись за свою жизнь, не давая увести себя в операционную. Коттон был до того раздосадован ходом расследования, что потерял контроль над собой и закатил истерику на заседании комиссии. Какое-то время он пребывал в прострации, но в конце концов взял себя в руки и повелел вырвать себе несколько зубов. Лишившись этого источника всех болезней, Коттон вернулся к жизни и начал с удвоенной энергией бороться за свое доброе имя.

Слишком многие именитые врачи в свое время поддержали метод Коттона, слишком много научных репутаций погибло бы, будь Коттон осужден. На комиссию начали давить медицинские светила и даже политики. В итоге расследование спустили на тормозах, и доктор Коттон вернулся к своей ужасающей практике с ореолом победителя. Филлис Гринакр не дали закончить ее исследования, отстранив от работы в Трентоне. Коттон возглавлял лечебницу до 1930 года, когда ушел на почетную пенсию. Возможно, если бы Генри Коттон был осужден в 1925 году, психически больным удалось бы избежать того ужаса, который вызревал в недрах медицинской науки.

Нож для колки льда


Вскоре после неудавшегося осуждения Коттона мировая психиатрия пополнилась несколькими новыми методами лечения. В 1927 году австрийский доктор Манфред Закель, делая инъекцию инсулина, случайно ввел в кому наркоманку, больную сахарным диабетом. Очнувшись, женщина сказала, что больше не нуждается в наркотиках. Закель решил, что психические заболевания можно лечить, вводя пациентов в искусственную кому, и его метод, как казалось, приводил к некоторым результатам. По крайней мере, больные, погруженные в кому, не шумели, да и по выходе из комы какое-то время вели себя довольно тихо. Последующие исследования показали, что заметного эффекта такая терапия не дает, но и большого вреда она не приносила.

В 1933 году в Будапеште молодой врач по имени Ладислас Медуна пришел к выводу, что шизофрения и эпилепсия находятся в состоянии "биологического антагонизма". Иными словами, у шизофреников не бывает эпилепсии и наоборот. Медуна решил, что если организовать шизофренику эпилептический припадок, то шизофрения не выдержит соседства с ненавистным ей недугом и уйдет. Врач начал вызывать у пациентов судороги с помощью инъекций различных препаратов и в конце концов остановился на метразоле. Больных колотило с такой силой, что у 42% исцеляемых возникали травмы позвоночника, включая переломы. Шизофрения, разумеется, никуда не уходила, но больные в течение некоторого времени пребывали в состоянии шока и были просто не способны бредить. Мыслить здраво, впрочем, они обычно тоже были не способны. Выбирая между комой и метразоловым шоком, клиники обычно выбирали шок, поскольку метразол был дешевле инсулина. Так началось победное шествие шоковой терапии, сулившей больным немалые испытания.

В 1938 году итальянский врач Уго Черлетти узнал, что свиньи, которых на бойне бьют разрядом тока, на самом деле не умирают, пока их не заколют ножом. Если же свинье дать отлежаться, то она снова поднимется, но будет вести себя спокойнее, чем прежде. После серии экспериментов с животными Черлетти решил пропустить ток через мозг одного из своих умалишенных пациентов. Разряд в 400 вольт не сделал больного приемлемым членом общества, но заметно снизил его агрессивность. Коллега Черлетти — доктор Лючио Бини предположил, что ток можно использовать вместо метразола, и вскоре революционная методика пошла в массы. Электрошок оказался еще дешевле, чем метразол, и поэтому врачи во всем мире стали отдавать ему предпочтение. Иногда электрошок действительно помогал — в случаях тяжелых депрессий и кататонии, но его применение довольно часто вело к частичной или полной потере памяти. Некоторым пациентам это даже нравилось.

Несколько раньше, в 1936 году, португалец Эгаш Мониш разработал метод, названный им лейкотомией. Нейрохирург проводил трепанацию черепа больного и рассекал белое вещество, соединяющее лобные доли с остальной частью мозга. Операция вела к необратимым изменениям личности больного, а порой приводила к тому, что он впадал в растительное состояние. И все же в 1949 году Мониш удостоился Нобелевской премии.

Если Мониш считал лейкотомию крайним средством в безнадежных случаях, когда пациент испытывает ужасные муки, то его американский почитатель Уолтер Фримен думал иначе. Вскоре после первой операции Мониша Фримен провел собственную лейкотомию, прорезав белое вещество у одной домохозяйки из Канзаса. После этого доктор решил поставить процедуру на поток. Лейкотомию он переименовал в лоботомию, а сам сделался первым и единственным хирургом, практикующим этот передовой метод лечения. Фримен рекламировал лоботомию как средство устранения "эмоциональной составляющей" из душевной болезни. И действительно, многие прооперированные больше не испытывали никаких эмоций.

Энтузиасты шоковой терапии внедрили метод лечения людей, который прежде использовали на скотобойнях для убийства свиней

Фото: Gamma-Rapho / Getty Images / Fotobank

За первые два месяца после успеха в Канзасе Уолтер Фримен и его ассистент Джеймс Уаттс провели 20 лоботомий, а к 1942 году они совершили более 200 операций. В 1941 году лоботомисты получили заказ своей мечты — их пригласили поработать в доме клана Кеннеди, который уже в те годы обладал немалым влиянием. У тогдашнего главы клана Джозефа Кеннеди была дочь Розмари, которая была на год моложе своего брата Джона — будущего президента США. 23-летняя Розмари была своенравной и порой довольно агрессивной. По ночам она частенько сбегала из католического пансиона, в котором училась, чтобы развлекаться в веселых компаниях. Одним словом, Розмари порочила репутацию семьи и рано или поздно должна была стать источником какого-нибудь скандала, который мог погубить политическое будущее клана. Фримен и Уаттс обещали Джозефу Кеннеди, что операция решит все проблемы, и слово сдержали.

Во время операции Розмари оставалась в сознании, а Фримен и Уаттс разговаривали с ней, копаясь в ее мозгу. Фримен просил ее читать "Отче наш" и петь "Боже, храни Америку", и она послушно читала и пела, пока не замолчала навсегда. С тех пор Розмари Кеннеди вела себя исключительно хорошо, как и подобает овощу. Она прожила до 2005 года, так и не узнав о трагической судьбе своих братьев. В 1958 году Джозеф Кеннеди писал директору клиники, в которую поместили его дочь: "Я очень благодарен вам за оказанную помощь. В конце концов, решение проблемы с Розмари сыграло важную роль в том, что все Кеннеди смогли дальше заниматься делом своей жизни". В общем, заказчик остался доволен даже таким результатом.

Фримен и Уаттс продолжили заниматься своим делом. В 1950-е годы Фримен разработал новый метод лоботомии, еще больше ускорявший и удешевлявший процесс. Он брал нож для колки льда, приставлял к кости глазной впадины, бил по рукоятке ножа молотком и, пробивая кость возле глаза, входил в мозг. Легкий поворот ножа, и лобные доли переставали причинять пациенту какое-либо беспокойство. Новая технология ужаснула Уаттса своей топорной простотой и жестокостью, и он вышел из дела. Зато удешевление операции сделало лоботомию доступной для масс. Фримен теперь брал всего $25 за процедуру. Он колесил по стране в автомобиле, который прозвал лоботомобилем, читал лекции, обучал персонал клиник своему искусству и, конечно же, пробивал черепа несчастных своим ножом для колки льда. Его карьера главного лоботомиста Америки завершилась в 1967 году. За это время Фримен успел поработать в 23 штатах, проведя порядка 3,4 тыс. операций.

Благодаря Фримену лоботомия в США одно время воспринималась чуть ли не как панацея от всех психических расстройств. С ее помощью лечили даже непослушных детей. Так, Говард Далли попал в руки Фримена в возрасте 12 лет. Ему повезло — он не стал овощем. Более того, впоследствии он написал книгу о своем детском опыте под названием "Моя лоботомия". После операции Далли не мог нормально учиться и продуктивно работать, многие годы не мог взять свою жизнь под контроль и чуть не спился.

С тех пор как Фримен завершил свою карьеру, в мире психиатрии многое изменилось. Варварские методы доктора Коттона давно осуждены и отошли в прошлое. Электрошок теперь применяют только в крайних случаях, когда другие методы не помогают, и только с согласия пациента, если он, конечно, способен принимать решения. К тому же обычно больным делают укол, расслабляющий мышцы, чтобы судороги не повредили кости. Лоботомию практически перестали применять с 1970-х годов. И все же в массовом сознании прочно укоренился страх перед психиатрическими клиниками, где люди оказываются один на один с медперсоналом, вооруженным последними достижениями медицины. На Западе с 1960-х годов развивается движение "антипсихиатрии", которое борется против смирительных рубашек и прочих символов классического Бедлама. Но пока люди продолжают сходить с ума, с ними приходится что-то делать.