Особенности работы с инвалидами в детском саду. Опыт работы с детьми-инвалидами дошкольного возраста. Индивидуальны план работы с ребёнком-инвалидом

Набатчикова Ирина Александровна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №104"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-03-26 Конспект НОД в первой младшей группе. Тема: «Чайная посуда. Угощаем кукол чаем» Набатчикова Ирина Александровна НОД в младшей группе по познавательному развитию

Просмотреть свитедельство о публикации

Конспект НОД в первой младшей группе. Тема: «Чайная посуда. Угощаем кукол чаем»

Цель: дать детям представление об окружающих предметах-чайной посуде.

Задачи:

Расширять представление детей о посуде;

Закреплять умение выделять цвет предметов, группировать предметы по сенсорному признаку (цвету);

Развивать речь, расширить словарный запас;

Учить выполнять поручения.

Планируемые результаты: дети проявляют интерес при рассматривании предметов чайной посуды, группирует предметы по цвету, выполняет простейшие поручения в игровой ситуации «Угостим кукол чаем», стремиться действовать самостоятельно во время свободных игр, самостоятельно или после напоминания употребляет в речи слова выражающие просьбу, благодарность, приветствие.

Материалы и оборудования: набор чайной посуды двух цветов (красная и синя), поднос, игрушечный стол и стулья для кукол, куклы в одежде двух цветов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Они будут смотреть, как вы умеете играть, веселиться; какие вы все красивые, хорошие. Давайте с ними поздороваемся!!!

(Дети подходят и здороваются с гостями).

Раздается стук в дверь. В группу входит помощник воспитателя с куклами. Куклы здороваются, дети отвечают так, как показывает воспитатель.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости с Любовь Александровной пришли куклы Аня и Настя! Давайте посадим их за стол.

Дети сажают кукол за стол. Воспитатель помогает детям сказать вежливые слова (проходите, садитесь, пожалуйста). Дети садятся на стульчики. Воспитатель тоже. Перед воспитателем столик с подносом и посудой-накрыт скатертью.

Воспитатель: Дети, посмотрите какие красивые платья у наших кукол. У куклы Ани синее платье, кукла Настя в красном платье. Давайте угостим их чаем?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Накроем на стол – скатерть.

Воспитатель снимает салфетку, на подносе посуда.

Воспитатель: Ребятки посмотрите: «Что лежит у нас на подносе?»

Дети: Посуда.

Воспитатель: Ребята обратите внимание на то, что посуда разного цвета – под цвет платья наших гостей. Скажите, какая посуда нужна для чаепития (помогаем в нужной последовательности).

Дети: Блюдца, чашки, ложки.

Воспитатель: А теперь давайте расставим нашу посуду на стол. Посмотрите кукла Аня в синем платье, какого цвета мы поставим ей блюдце?

Дети: Синего.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель берет синее блюдце и ставит напротив куклы Ани (в синем платье).

Воспитатель: А из чего же наша кукла будет пить чай?

Дети: Из чашки.

Воспитатель: Правильно. А из какого цвета чашки, она будет пить чай?

Дети: Синего.

Воспитатель привлекает детей по очереди к сервировке. Дети по одному предмету берут с подноса и ставят перед куклой.

Воспитатель: Максим, возьми и поставь синею чашку. А почему ты поставил синею чашку напротив куклы Ани?

Ответ ребенка: Потому что она в синем платье.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а какое блюдце мы поставим кукле Насти?

Дети: Красное.

Воспитатель: Молодцы! Даша, возьми красное блюдце и поставь его к кукле Насти. Егор, возьми красную чашку и поставь ее на красное блюдце.

Воспитатель: Молодцы! Расставили всю чайную посуду правильно. Теперь наши куклы могут пить чай.

Куклы пьют чай. Дети угощают их, употребляя вежливые слова с помощью воспитателя.

Воспитатель: Ребята, наши гости-куклы хотят вас отблагодарить и поиграть с вами.

Игра с куклой

Хлопать куколка умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так,

Своих ручек не жалеет.

Топать куколка умеет,

Своих ножек не жалеет.

Вот так, вот так,

Своих ножек не жалеет.

А теперь мы все пойдём,

С куклами плясать начнём,

Вот так, Вот так,

С куклами плясать начнём.

Воспитатель: Нашим куклам пора уходить. Давайте попрощаемся с ними.

Дети: До свидания! Приходите к нам еще .

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИГРУШКИ И ПОСУДА.

Виды детской деятельности: игровая, трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: уточнить представления о том, для чего нужна посуда; учить классифицировать посуду, развивать внимание, память, воображение, речь.
Планируемые результаты: может по просьбе взрослого рассказать о предметах при классификации их на две группы: игрушки и посуда; отвечает на вопросы во время беседы «Назначение предметов»; принимает участие в игре «Найди и назови».
Материалы и оборудование: пластмассовая посуда, игрушки, предметные картинки с изображением посуды, игрушек.
1. Организационный момент. Дети к нам в гости пришла кукла Катя, она очень долго гуляла, встретила по дороге (зайчика, собачку и т. п.) и просит вас угостить ее обедом. Но сначала посмотрите, что лежит в коробке (достает игрушку и тарелку). Да, игрушки и посуда. Все перемешано. Как же нам теперь разобраться, где посуда, а где игрушки? (Ответы детей.)
2. Основная часть. Классификация посуды и игрушек.
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть все предметы, которые лежат в коробке, и разделить их: на один стол выложить посуду, а на другой – игрушки. Каждый ребенок подходит к коробке, берет любой предмет, называет его и с помощью воспитателя определяет, к какой группе он принадлежит: к игрушкам или посуде.
Например. Ребенок достает игрушку зайчика и говорит: «Это зайчик». Воспитатель спрашивает: «Зайчик – это игрушка или посуда? (Игрушка.) Клади зайчика на этот стол». Другой ребенок достает ложку: «Это ложка». Воспитатель спрашивает: «Ложка – это игрушка или посуда? (Посуда.) Положи посуду на другой стол».
Таким образом все предметы разделяются на две группы.
3. Беседа «Назначение предметов».
Что можно делать с игрушками? (Играть, кормить, укладывать спать, гулять.) А что лежит на другом столе? (Посуда.) Какая посуда лежит на столе? (Ложка, тарелка,кружка, чайник, кастрюля, сковородка.) Для чего нужна посуда? (Чтобы из нее есть, класть в нее еду.) Что мы кладем в тарелку? (Ответы детей.) Что наливаем в кружку? (Ответы детей.) Чем мы едим кашу? (Ложкой.)
Физкультминутка
Ветер
Ветер дует нам в лицо (имитировать дуновение ветра),
Закачалось деревцо (качаем туловище).
Ветер тише, тише, тише (приседать).
Деревцо все выше, выше (встать, руки вверх).
А теперь давайте покормим куклу Катю. Воспитатель и дети накрывают на стол, воспитатель дает детям поручения:
-Милена, помоги мне поставить стол.
- Аня, принеси для Кати стульчик.
- Вероника, принеси тарелки, мы кукле нальем суп.
- А чем Катя будет есть суп? (ложкой) .
- Сева, принеси, пожалуйста, ложку.
- Кто же хочет покормить куклу Катю?
(ребенку предлагается покормить куклу).
Воспитатель говорит детям:
- Мы с вами покормили куклу Катю, поиграли с игрушками, а теперь давайте нальем кукле Кате чай.
-Кирилл, возьми блюдце (тарелочку) и поставь кукле.
- Настя, возьми кружку и поставь кукле Кате.
- Аня, возьми ложку и налей кукле чай из чайника.
-Что мы наливаем в кружки? (чай)
- а из чего наливаем? (Из чайника)
-А что мы забыли насыпать в чай? (сахар)
- А чем мы будем насыпать сахар? (ложкой)
(ребенку предлагается напоить куклу чаем)

4. Игра «Найди и назови».
Воспитатель (раскладывает на столе перед детьми картинки с изображением кухонной посуды и игрушек). Детям в детском саду нужны игрушки, а маме на кухне нужна посуда. Давайте разложим картинки: игрушки для детей, а посуда для мамы. (Воспитатель предлагает каждому ребенку поочередно взять любую картинку, назвать ее и определить, кому нужен этот предмет: маме или детям.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад c.Кременки

ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:

на заседании приказом заведующей МБДОУ

педагогического совета детский сад с.Кременки

Протокол №

Е.В.Макова

« »________ 201 г. №

Индивидуальная программа

адаптации

ребенка-инвалида

на 2016- 2017 учебный год

С.Кременки 2016г

1.Цели и задачи реализации индивидуальной программы реабилитации стр.3

2.Пояснительная записка. стр.4-5

3.Принципы индивидуальной программы адаптации стр.6

4.План мероприятий ДОУ,направленных на работу с детьми-инвалидами. стр.7

5. стр.8

6. Здоровьесберегающие педагогические технологии стр.9-10

7. Предполагаемые конечные результаты. стр.11

9.Материально-техническое обеспечение. стр.12

8.Список литературы стр. 13

Цель:

обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы МБДОУ детский сад с.Кременки.

Задачи:

1.Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

2.Обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными

возможностями здоровья;

3. Организация и проведение комплекса адаптационных мероприятий;

4.Систематизировать работы по социальному и физическому направлению

детей-инвалидов;

5.Консультационная работа с родителями.

Пояснительная записка

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ИПР на ступени дошкольного образования разработана для контингента детей-инвалидов , посещающих МБДОУ детский сад с.Кременки.

ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

ИПР- это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников и их социальную адаптацию.

Нормативно-правовой и документальной основой индивидуальной программы реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования являются:

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Кременки

Конституция Российской Федерации

Конвенция ООН о правах ребенка

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15 мая 2013 г.№ 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13)

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования"

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. от №1014

ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».

ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»

Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

- «Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .

Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Общими принципами формирования Индивидуальной программы адаптации являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.

Настоящая программа разработана как документ, определяющий настоящие и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ДОУ и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала детей-инвалидов, семей, имеющих детей- инвалидов.


Основой профилактики и коррекции является общее развитие ослабленного организма. Этому способствует комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий: различные гимнастики, релаксация и др.

В рамках всех разделов физического воспитания в детском саду, ребенок, получает более низкую физическую нагрузку. Для этого педагоги при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшают число повторений каждого упражнения.

Мероприятия ДОУ, направленные на работу с детьми – инвалидами

п/п

Наименование мероприятий

Дата

Ответственный

Участие семей, имеющих детей-

инвалидов, в работе круглых столов, семинаров.

По плану

Макова Е.В.

Консультация с родителями на тему: «Совместная деятельность детского сада и семьи по оздоровлению детей»

октябрь

Фельдшер ФАП

Проведение индивидуальных занятий по

формированию коммуникативных навыков с детьми-инвалидами, испытывающими трудности в общении.

По плану

Судакова Е.С.

Консультация для педагогов«Формиро-

вание навыков самоконтроля у детей с нарушениями развития».

октябрь

Макова Е.В

Участие детей-инвалидов в

утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду

По плану

Судакова Е.С.

Консультация для педагогов «Эколого-оздоровительная работа с детьми - инвалидами».

Февраль

Макова Е.В.

Проведение подвижных игр малой и средней подвижности.

В течение года

Судакова Е.С.

Консультация для родителей «Подвижные игры в

коррекционной педагогике».

март

Судакова Е.С.

Родительское собрание.

Тема: «Обучение

и воспитание детей – инвалидов».

май

Макова Е.В.

Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ

№ п/п

Периодичность выполнения

Ответственные

Время

Определение оптимальной нагрузки на ребенка- инвалида, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

1 раз в год, внесение дополнений по необходимости

Судакова Е.С.

В течение года

Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, игры -забавы.

Ежедневно несколько раз в день

Судакова Е.С.

В течение года

4 3.

Дыхательная гимнастика в игровой форме.

3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна

Судакова Е.С.

В течение года

7. 4.

Ароматизация помещений (чесночные бусы).

В течение дня ежедневно

Судакова Е.С.

Рубцова Н.В.

Октябрь-ноябрь

8 5.

Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая сезону года).

Ежедневно

Судакова Е.С.

В течение года

Прогулки на воздухе

2 раза в день

Судакова Е.С.

В течение года

Хождение босиком по траве

Ежедневно

Судакова Е.С.

Июль – август

Хождение босиком по массажным коврикам

Ежедневно после дневного сна

Судакова Е.С.

В течение года

Обширное умывание

Ежедневно после дневного сна

Судакова Е.С.

В течение года

14. 10.

Игры с водой

Во время прогулки, во время занятий

Судакова Е.С.

Июнь-август

15. 11.

Полоскание зева кипяченой теплой водой

После каждого приема пищи

Судакова Е.С.

Рубцова Н.В.

В течение года

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Формы работы

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственные

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Физкультурные минутки

Во время ОД 1,5-2 минуты во время ОД.

Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику.

Судакова Е.С.

Динамические паузы (двигательные разрядки)

Во время занятий и между занятиями 2-5 минут по мере утомляемости ребёнка - инвалида

На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации.

Судакова Е.С.

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке;

в группе- со средней степенью подвижности, ежедневно.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту ребёнка. Используются только элементы спортивных игр.

Судакова Е.С.

Пальчиковая гимнастика

ежедневно

Проводится в любой отрезок времени.

Судакова Е.С.

Упражнения после сна, массажные дорожки

После сна

ежедневно

Комплексы физических упражнений в группе.

Судакова Е.С.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки,

Судакова Е.С.

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы

Проветривание помещения

Судакова Е.С.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятия

Три раза в неделю:

2- в спортивном зале,

1- на улице

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад.

Судакова Е.С.

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музыкальном и зале.

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями.

Судакова Е.С.

Индивидуальная подготовка ребёнка – инвалида к физкультурным досугам и праздникам.

Один раз в квартал (праздник), один раз в месяц (досуг).

В соответствии с программой.

Судакова Е.С.

Коррекционные технологии

Элементы
арттерапии

Игры – занятия с использованием арттерапевтических техник.

Использование элементов арттерапии в режимных моментах (прогулка, занятия, игры).

Судакова Е.С.

Психогимнастика

ежедневно

Проводится по методике Е.А. Алябьевой,

М.И. Чистяковой.

Судакова Е.С.

Элементы
сказкотерапии

2 раза в неделю

Коррекция мотивационно-личностной сферы.

Судакова Е.С.

Игровые упражнения в уголке сенсорики.

1 раз в неделю

Игровые упражнения

Судакова Е.С.

Предполагаемые конечные результаты:

Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка-инвалида.

Достижения положительных результатов в коррекционной и оздоровительной работе.

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ и укрепление материально-технической базы.

Материально –техническое обеспечение.

Особое место при создании условий в ДОУ для детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.

По программе «Дети-инвалиды», приобретается следующее лечебное, коррекционное и развивающее оборудование и пособия:

  1. – спортивный инвентарь;
  1. - коррекционные пособия и игры;
  1. - картотека методической и специальной литературы

Список использованной литературы:

1 Семья глазами психолога: Сборник методик. - М.,1995год.

2.Берёзин Ф.М., Мирошников Н.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М.,1984год

3.Капустин Н.Л. Педагогические технологии адаптивной школы. М. 1999 год.

4. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под. ред. Тонковой-Ямпольской Р.В. М., 1980

5.Педагогический контроль в процессе воспитания. Под ред. Степанова Е.Н. М. «Сфера». 2006 год.

6.Плинер Я.Г. и Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе.

«Педагогический

поиск». М. 2000 год.

7.Селевко Г.К. Современная, образовательная технологии. М. 1998 год.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968 год.

9. Матвеева С.В., Херодинов Б.И. Здоровый ребёнок. Физическое воспитание и врачебный контроль. – СПб., 1999.

10. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров.

11.Оздоровление детей в условиях детского сада/ под ред. Л.В.Кочетковой.

М.:ТЦ Сфера, 2005


Бикмурзина Татьяна Танатаровна
Педагог-психолог, высшая категория МБДОУ «Детский сад №4», п.Адамовка Оренбургская область, Адамовский район

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья лишены возможности посещать ДОУ. Но четыре года назад мне предложили работать с детьми – инвалидами индивидуально. Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого – педагогического и социального сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. И чем раньше начата эта реабилитация, тем эффективнее и лучше ее результаты.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляю после комплексной диагностики, которая направлена на изучение личности ребенка, определения уровня развития сенсорно – перцептивных и интеллектуальных процессов, а также анализа мотивационно – потребностной сферы.
В результате изучения психических функций было выявлено: задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития.
Исходя из этого мною была разработана индивидуальная программа, направленная на развитие познавательной активности, речевое развитие, социальную адаптацию.
Вся программа делится на блоки.
Блок 1. Направлен на развитие зрительно – моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитии целостного восприятия, тактильно- кинестетической чувствительности. На развитие восприятия цвета предлагаю такие игры: «Бусы», «Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Наведи порядок», «Самый высокий – самый низкий», «Построим лесенку». На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото». На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Склеим чайник», «Незаконченные рисунки», «Наложенные изображения», «Что перепутал художник?». На развитие тактильных ощущений: «Угадай наощупь», «Что лежит в мешочке?», «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?».
Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти. В этом мне помогли такие игры на развитие внимания: «Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Магазин», «Вспомни пару», «Запомни и найди». На развитие временных представлений проводятся игры «Когда деревья надевают этот наряд», «В какое время года нужны эти предметы?», «Кто старше?», «Найди пару», «Капризный фотограф».
Блок 3. Развитие наглядно – образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения. Детям очень нравятся такие игры как «Залатай коврик», «Собери бусы в гирлянды», «Угадай животное», «Закономерность».
Занятия провожу два раза в неделю. В начале каждого занятия использую пальчиковые игры и упражнения, которые способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка.
Релаксационные игры и упражнения проводятся в конце каждого занятия, они снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.
В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи, снижается психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Работать с детьми – инвалидами очень трудно, собирая по крупицам малые успехи ребенка, мы с родителями радуемся им, как большим невероятным достижениям. Консультируя родителей, поддерживая их в их нелегкой ноше, мы заставляем понять, что предрассудки в отношении физического уродства – результат невежества, а не негативного отношения к конкретному ребенку. И поэтому собственная свобода ребенка удовлетворят потребность в социальных контактах, появляясь в общественном месте – это главнее и важнее, чем избегать окружающих.