В России закрыли «Открытое правительство. Каким будет новое правительство россии

Есть мнение, что отставка правительства после выборов – это чисто процедурное явление. Зачастую россияне его даже не замечают.

По закону кандидатуру председателя правительства новоизбранный президент представляет Госдуме в течение 2 недель после вступления на должность. После утверждения премьер-министр в течение недели представляет главе государства предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предлагает кандидатуры на должности зампредседателя правительства и федеральных министров.

Политологи считают, что такая законодательная лазейка была бы полезна для нового срока Владимира Путина, если президентом на выборах в марте вновь станет он. Поэтому изменения в правительстве, по их мнению, неизбежны. Однако их масштабы пока оценить сложно.

Кстати, об этом же говорят и социологи, которые давно фиксируют в обществе негатив по отношению к правительству, в частности к премьер-министру.

«Обществу изменения нужны. Целый ряд исследований показывают, что весь негатив, который существует у жителей России относительно ситуации внутри страны и во внутренней политике, часто связан именно с фигурой премьер-министра. Так что с этой точки зрения отставка правительства и премьер-министра будет иметь определенный смысл», – рассказал социолог Алексей Новиков .

Главная задача таких изменений – борьба с застойными явлениями, в том числе ротация «друзей» Путина, находящихся под его патронажем, – так называемого «Политбюро 2.0», межклановая борьба в котором может привести к серьезному кризису в стране.

«Результаты этой межклановой борьбы не поддаются прогнозированию, поскольку зависят не только от объективной расстановки сил, но и от личного отношения к определенным персонажам самого Путина. С другой стороны – он заинтересован как в сохранении баланса, так и в расширении “Политбюро 2.0”. Этим и будут диктоваться возможные изменения в правительстве», – отметил политолог Сергей Комарицын .

Изменения могут быть продиктованы и взятым курсом на омоложение. Однако новых «ярких» политиков ожидать не стоит, уверены эксперты. Скорее всего, это будут те же технократы, беспрекословно выполняющие приказы президента и легко вписывающиеся в вертикаль власти.

«Общий курс кадровой политики в новом правительстве, скорее всего, будет такой же как – появятся "молодые технократы". При этом все не очень хорошо понимают, кто такие эти "технократы"? Есть какие-то смыслы, очень выгодные с точки зрения пропаганды – нацеленность на задачи, технологичность, отсутствие клановых привязок. Но точного определения от власти так и не прозвучало», – сообщил политолог Виктор Потуремский .

Для самих россиян смена правительства может нести позитивную функцию и надежду на то, что глава государства возьмет курс не на внешнюю политику, а на внутреннюю, считает социолог Алексей Новиков.

Что касается конкретно персоны Дмитрия Медведева как премьер-министра, то здесь эксперты уверены, никакие скандалы вокруг его личности не смогут повлиять на решение Путина. Президент будет руководствоваться личным расположением даже в ущерб общему делу, уверены политологи.

«Медведев – очень слабый премьер. Но тут вопрос в обязательствах, общей биографии и личных отношениях. Если Медведев очень сильно захочет остаться в кресле премьера, Путин его оставит, несмотря на то, что это вредит делу. В демонстрации – в смысле в досрочной отставке до выборов – Путин не очень заинтересован; она ему ничего особо не прибавляет. Но может нанести небольшую психологическую травму Медведеву. Путин не будет обижать Медведева», – рассказал политолог Сергей Комарицын .

Нельзя исключать и тот факт, что, по сути, премьер-министр – это удобный «мальчик для битья», на которого сыпется весь народный негатив. И Дмитрий Медведев, уверены эксперты, с этой ролью справляется очень хорошо. В связи с этим нерационально было бы реформировать правительство и подчинить напрямую президенту, хотя о таком варианте развития событий много говорят в последнее время.

«Если вопрос про то, может ли он сделать это технически – то да, наверное, может. Если вопрос про то, стоит ли это делать – то, скорее, нет. Потому что в таком случае вся ответственность за происходящее в стране будет перенесена на него и, соответственно, весь негатив избирателей, который сейчас касается персоны Медведева, будет перенесен на главу государства», – подчеркнул социолог Алексей Новиков .

«Медведев крайне удобен как громоотвод, по которому уходит протест против федеральной власти. Модель устоявшаяся. Внешних причин для ее изменения пока нет. Думаю, что он сохранится после выборов. Есть сценарии, которые могут повлиять на его уход по результатам выборов марта, но пока эти сценарии маловероятны», – отметил политолог Виктор Потуремский .

В качестве одного из таких возможных сценариев в СМИ называют объединение Верховного и Конституционного судов. Если реформа произойдет, то вполне вероятно, что «суперсуд» возглавит Медведев. Однако эксперты уверены, что для него в этом случае мало, что изменится.

«Проблема статуса для Медведева имеет лишь психологическое значение. Реальное его положение при Путине будет оставаться таким, какое есть сейчас вне зависимости от должности», – отметил политолог Сергей Комарицын .

Мало что изменится и на посту председателя правительства. По мнению специалистов, другой премьер-министр не будет особо отличаться от предыдущего.

Так, маловероятно, что премьер-министром станет женщина, несмотря на то, что все чаще в связи с этой темой в федеральных СМИ фигурируют спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Ожидать, что в правительство России придет человек с яркой политической окраской, также не следует. По словам красноярских политологов, произойти это может только в одном случае.

«18 лет у нас были “технические” премьеры (в период “тандема” – “технический” президент). Почему это должно поменяться? Когда Путин начнет думать о преемнике – тогда появится человек с другими характеристиками», – рассуждает политолог Сергей Комарицын .

Если в силу разных причин речь все же пойдет о смене Медведева, то его должность вполне мог бы занять политик из Красноярска.

«Из нынешнего состава правительства самый подготовленный для такой роли – наш земляк Александр Новак. У него для этого есть все предпосылки – биография, работа на уровне крупной корпорации, региона, федеральных министерств, опыт, знания, способности, международная известность, масштабность нынешних задач, приближенность и – что очень немаловажно – в нынешнем своем качестве он безусловный выдвиженец Путина», – предположил политолог Сергей Комарицын .

Произойти изменения могут и в правящей партии «Единая Россия». Уже известно, что в ней проведут ребрендинг. Не исключено, что изменить могут и руководство. О необходимости этих изменений громко заявило самовыдвижение Путина на выборах.

«Если понимать это заявление в русле публичной политической коммуникации, то оно означает, в сущности, простую вещь: “Единая Россия” не обеспечивает действующему президенту значимого преимущества на выборах. Собственно, все, что после этого следует – и есть ребрендинг. Можно попробовать проследить логику дальше – это, в свою очередь, может означать, что партия при существующем руководстве не решает поставленных перед ней задач», – рассказал социолог Алексей Новиков .

Однако, по мнению экспертов, в таком ребрендинге нуждается не только «Единая Россия», но и вся партийная система страны.

«То, что происходит сейчас на выборах президента, показывает глубокий кризис, в котором оказались буквально все политические партии. Мы строили-строили партийную систему, развивали для того, чтобы получить дефицит партийных кандидатов, замены, неучастие на главных выборах страны. Плюс самовыдвижение Путина. Необходимость реформ партийной системы и ребрэндинга партий перезрела и неизбежна», – сообщил политолог Виктор Потуремский .

Очевидно, что "перезагрузки" власти после выборов ждать не приходится: скорее, это будут перевыборы. Но также очевидно, говорят эксперты, что в первую очередь старому новому президенту придется разобраться, какие внутриполитические задачи будет решать правительство и при помощи чего. Однако уже можно смело говорить, что после выборов динамика политических и экономических событий в стране будет значительно нарастать.

Фото: Aleksander Khitrov, Дмитрий Медведев, Reuters, Дмитрий Кощеев, Kremlin

25.06.2018, ПН, 15:53, Мск, Текст: Валерия Шмырова

Премьер-министр подписал постановление о ликвидации правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», которую возглавлял Михаил Абызов. Причины неэффективности проекта разнообразны - от неумения выстроить диалог государства с гражданами и бизнесом до непринятия протестов против «закона Яровой».

Постановление правительства

В России прекратила существование правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства». Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым . Текст постановления размещен на портале официального опубликования правовых актов publication.pravo.gov.ru

В мае президент России Владимир Путин подписал указ о новой структуре правительства, который упразднил комиссию по «Открытому правительству». Напомним, это тот же указ, которым Минкомсвязи было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Чем занималась комиссия

Правительственная комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» координировала сотрудничество госорганов с представителями гражданского общества и предпринимательских кругов, а также с общественными объединениями. Сотрудничество велось по вопросам создания и работы системы «Открытое правительство».

Комиссия занималась организацией и оценкой результатов общественной экспертизы нормативно-правовых актов правительства и госорганов. Также она рассматривала предложения, направленные на повышение уровня открытость работы госорганов, улучшение системы общественных советов и осуществление гражданского контроля.

Власти упразднили комиссию по «Открытому правительству»

Помимо этого, комиссия рассматривала предложения о применении системы «Открытое правительство» против коррупции, а также на благо конкуренции и улучшения условий для предпринимательства. Также комиссия готовила и рассматривала предложения об основных направлениях деятельности правительства, федеральных целевых программ и госпрограмм.

Председателем правительственной комиссия по координации деятельности «Открытого правительства» являлся премьер Дмитрий Медведев. Заместителем председателя в статусе федерального министра с 2012 г. был Михаил Абызов .

Открытое правительство в России

Открытое правительство - это формат взаимодействия государства с населением, при котором у граждан есть доступ к документам органов и ведомств, что позволяет осуществлять общественный контроль их деятельности. Достигаемая таким образом прозрачность работы властей должна способствовать снижению уровня коррупции и должностных преступлений.

Идея открытого правительства начала реализовываться в России в 2011-2012 гг. В июле 2011 г. была принята концепция «Электронный бюджет», которая подразумевает предоставление гражданам возможности ознакомиться с расходами государства. Раскрытие данных госорганами было предусмотрено в президентском указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принятого в мае 2012 г.

В июле 2013 г. правительство обязало госорганы публиковать информацию о своей деятельности в интернете и утвердило перечни такой информации. В январе 2014 г. была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. В марте 2014 г. был запущен портал открытых данных Российской Федерации, созданный по запросу Минэкономразвития.

В процессе формирования открытого правительства в интернете были также запущены порталы госуслуг, госзакупок, проектов нормативно-правовых актов, электронного бюджета, российской общественной инициативы, государственных программ, правовой статистики, правовой информации, оценки регулирующего воздействия, а также единый реестр проверок и проект «Ваш контроль».

Причины ликвидации комиссии

Блоггер Иван Бегтин , эксперт по открытым данным, оценил по просьбе CNews эффективность работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» и отметил, что ее «задачи менялись, их было немало, но главное - диалог между органами власти и гражданами и бизнесом выстроен не был».

В своем блоге Бегтин отмечает, что за шесть лет своего существования «Открытое правительство» так и не получило от государства прямого финансирования. При этом «до сих пор нет человека, который мог бы ответить, сколько средств было потрачено на «Открытое правительство» хотя бы на федеральном уровне. Эффективность его деятельности с точки зрения затраты-результат не оценивалась».

Кроме того, в этот период прекратилось сотрудничество России с международными объединениями стран, которые лидируют по степени открытости правительства. Также с «Открытым правительством» прервали сотрудничество представители экспертного сообщества, поскольку оно не предлагало материального вознаграждения за их труд.

Полезные для работы «Открытого правительства» некоммерческие организации подпали под закон о нежелательных агентах, также их работе в этом проекте помешала система регулирования Рунета. Наконец, Российская общественная инициатива, по мнению Бегтина, потерпела крах.

«Российская общественная инициатива (roi.ru) заключалась в сборе петиций и голосов за петиции от граждан и рассмотрение их экспертной группой во главе с М. Абызовым. При этом все ключевые петиции, такие как отмена «закона Яровой», эту экспертную группу не прошли», - пишет он.

Чем западные эксперты отличаются от доморощенных? Тем, что приумолкли. Они, в отличие от наших, понимают манёвры Путина

Александр Халдей

Вообще-то эксперт - это не подобный флюсу узкий специалист, как говорил Козьма Прутков, а человек, который в происходящем понимает куда больше, чем все остальные. Но в отношении назначения нового состава руководства Кабинета Министров России эксперты сошлись на одной общей фразе: "Я не понимаю" - и дальше вариации на эту тему:

"Я не понимаю, зачем Путин назначил Медведева"

"От перемены мест слагаемых сумма не меняется"

"Народ устал от старого состава и надо спустить пар"

"Для новой игры нужны новые ключевые игроки команды"

"Коней на переправе не меняют"

"Нет новых кадров, у Путина кадровый голод"

"Опять на 6 лет те же лица, ждать нечего, Боже, спаси Россию!"

"У популярного президента непопулярные министры. Это ошибка"

И тому подобные высказывания, глубина которых вызывает вопросы - это действительно эксперты говорят? Или это сбор дедушек во дворе, собравшихся постучать в домино? Собрание пикейных жилетов, обсуждающих, голова Гувер или не голова и положил бы он палец в рот Гинденбургу или не положил? Зачем приглашать эксперта на интервью, если он начинает со слова "Я не понимаю..." Я специально не называю фамилии экспертов, но тут есть и публицисты-писатели, и доктора экономических наук, и сторонники Путина, и противники, и нейтралы, и кого тут только нет.

Потрясает даже не наивность экспертов - потрясает степень их инфантильности. Такие вещи могут говорить досужие жители интернета, кочующие с блога на блог и в трёх цензурных словах из десяти написанных выражающих всю свою накопленную жизненную мудрость. Но экспертам нужно видеть немного поглубже и понимать немного побольше. Иначе что же это за эксперты? Это делегаты от партии пенсионеров, а не эксперты.

Путину от них первый упрёк - это назначение Медведева. Дескать, опять двадцать пять. Слабый, оторванный от реальности, непопулярный, самый крупный антирейтинг, надоел и так далее. И вице-премьеры тоже не писк новизны, обменялись креслами - и на этом все перемены закончились. А мы ждём перемен, как пел Цой накануне перестройки, не к ночи будь помянута. Вот и вся экспертная премудрость. Это основной пул популярных "говорящих голов", которые на Ютубе постоянно комментируют происходящее.

Однако все ответы на все недоумённые вопросы давно даны. Экспертам даже думать не надо - достаточно просто промониторить некоторые федеральные аналитические сайты. Можно их не любить, но к сведению принять некоторые материалы просто стоит. Они могут не нравиться, с ними можно не соглашаться, но их нужно знать. Просто если ты назвался экспертом, то полезай на главные сайты и спасай Рим с учётом всех последних новостей.

А там уже не раз говорилось - посмотрите незамутненным взглядом на всё происходящее вокруг. И вы увидите следующее: Путин впервые создал самое политически слабое правительство. И впервые создал самое технически сильное правительство. Там теперь не лоббируют интересы кланов, а выполняют конкретные задания президента. Для этого не пришлось делать далёкий заход "через Дальний Восток" и менять Конституцию. Хватило 77% голосов избирателей, отданных Путину на выборах.

Почему Медведев? Да именно потому, что премьер теперь не политик, тянущий за собой свои кланы, а отделённый от всяких кланов висячий в воздухе персонаж. Не ферзь, а висячая пешка, как говорят в шахматах. Зачем? А затем, что теперь все решения в правительстве принимает президент. Вы хотели этого все годы? Нате, получите. Теперь правительство - это не клуб по интересам, а аппарат чиновников без мнения, которым, образно говоря, скажут "Ляг, умри!" - они лягут и умрут. А не будут выдвигать условия, капризничать и торговаться "Хочу - не хочу". Что было бы, стань премьером кто угодно, вместо Медведева? Немедленно начались бы очереди лоббистов. Элиты стали бы считать, что выгодно - предать Путина и покачать нового премьера или подождать. Это то состояние, с которым в войну страна должна делать неотложные вещи и быть управляемой и единой?

Процесс Магомедовых и устранение Шувалова, Дворковича и Приходько показал, что Медведев теперь не игрок, а фигура на доске. Искать его защиты бесполезно - он теперь не решает такие вопросы. Он теперь "технический премьер". Это правильно? Правильно. Это так сложно понять? Не сложно. Так в чём же дело? Откуда этот поток нытья?

Далее эксперт кроме понимания смысла видимого процесса должен наблюдать и сопоставлять. Путин ослабил правительство как место компромиссов кланов и усилил его, превратив его в рабочий орган - и то рано судить, так как имён министров пока не назвали. Но роль нового правительства в политическом процессе уже видна. Разве это не то действие, которое надо было сделать в преддверии серьёзных перемен? Где ваша экспертность, господа эксперты?

Что делает Путин, поставив правительство "в коробочку", как говорят в аппарате управления? Он издаёт свой первый Указ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Как передаёт пресс-служба Кремля, документ содержит ряд поручений, которые охватывают социальные, экономические, экологические и другие вопросы развития страны. Там конкретные вещи:

1. Обеспечить прорыв в научном, социальном и экономическом развитии.

2. Обеспечить условия для стабильного роста реальных доходов россиян.

3. Гарантировать повышение уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

4. Обеспечить повышение продолжительности жизни граждан России до 78 лет до 2024 года, к 2030 году - до 80 лет.

5. Снизить в 2 раза уровень бедности в стране.

6. Улучшать жилищные условия для не менее 5 млн. семей ежегодно. За 6 лет для 30-ти миллионов человек.

7. Ввести Россию в число пяти крупнейших экономик мира.

Как и за счёт чего - это другой вопрос для другого разговора. Не найдут решения эти - найдут другие. Неприятности надо решать по мере их поступления. Молиться на этот состав правительства никто не будет. Роль Тимошенко, Будённого и Ворошилова в Ставке Верховного Главнокомандования Сталина тоже изменялась по ходу войны. Нас сейчас интересует не способ действий министров, а характер правительства - новый он или нет. Были такие конкретные задачи раньше? Не были. Были более общие. Потому что правительство не было приведено в полное подчинение президенту. Теперь задачи конкретнее не бывает. Почему? Не потому ли, что впервые со времён Горбачёва и Ельцина правительство подчиняется президенту без влияния извне?

То есть мы видим - объект управления приведён в управляемое состояние. Грубо говоря, все троцкие оттуда выведены, и теперь там сплошные кагановичи и ворошиловы. То есть там теперь не "каждый суслик - агроном", а армия и командир, как положено. Приказы не обсуждаются, а выполняются. Неисполнение приказа - трибунал.

Состав правительства и содержание первого Указа Путина после назначения говорят всякому трезвому человеку, эксперт он или просто погулять вышел, о том, что Путин настроен так серьёзно, как никогда за всё предшествующее время. Он готовится очень серьёзно. Перемены начались, и начались они не с приведения в правительство ярких культовых и харизматичных фигур, а с максимального приглушения всякой яркости состава кабинета министров. Кабмин - это не съезд вундеркиндов и претендентов на лидерство в партии. Кабмин - это рутина и подчинение. Тут как в армии - думать не надо, тут надо исполнять. Думает президент. Он и задачи ставит. И те, кто будет умничать, а не выполнять, будут давать "советы постороннего", как писал Ленин.

Путин выходит из обороны и переходит в наступление. Под эти задачи он перестроил правительство. Его состав - не священная корова. Он так построен, что выход всегда открыт и люди будут меняться. Но тогда, когда для этого наступит нужное время. Для каждого этапа времени свои задачи и свой состав кабинета министров.

Чем западные эксперты отличаются от доморощенных? Тем, что примолкли. Они, в отличие от наших, понимают манёвры Путина. Чувствуют намерения, для которых всё это делается. Иллюзий и радости не испытывают. Захват контроля над армией - это всегда серьёзное усиления перед сражением. Трамп о таком контроле над своим правительством может только мечтать. Путин это делает. Результаты увидим в скором времени.

Имеющий глаза да увидит. А всё, что сверх того, то от лукавого.

Мы не знаем, кто конкретно выступил в роли «горячих голов», инициировавших резкое повышение пенсионного возраста. Но решение это, если будет реализовано, приведёт, вероятно, к роковым последствиям. И знаете почему? Потому что обиженным оказался целый НАРОД России.

Что скрывать – в последние пять лет уровень жизни и доходов рядовых россиян резко упал. Но все мы понимали, почему это происходит. Россия начала вставать на ноги – нас начали душить со всех сторон. Не будь Украины, Крыма и Сирии – было бы что-то другое. Мы помним и развал СССР, и, практически, гражданскую войну 1994-2000 годов. Мы пережили это всё и возврата к прежнему не хотели.

Мы сплотились вокруг своего лидера, потому что иного выхода не было.

Мы жили на особом эмоциональном подъёме и понимали, что русских (под этим я имею в виду всех россиян) победить нельзя.

Жизнь в условиях санкций – ну какая другая страна, какой народ выдержал бы это? Северную Корею приводить в пример не стоит – она не того масштаба страна, чтобы можно было по-иному справиться с санкциями. Мы же – народ огромной страны, с которой и с которым нельзя не считаться. Кто-то думал взять нас силой – ну уж дудки!

И мы, затянув пояса, терпели, работали, надеялись. И не зря надеялись. Вот уже ослабляются санкции, вот уже уходит изоляция.

А какие эмоциональные потрясения! Возвращение Крыма (помните в районе пл. Гагарина на всю стену огромного здания плакат: «Крым, добро пожаловать домой!»?), олимпиада, мундиаль, явные победы в Сирии…

А какой патриотический и эмоциональный подъём случился во время выборов президента! Такой результат не подтасуешь, люди России показали, что это их выбор.

Россияне не пошли за Навальным и прочими не потому, что им кто-то запретил или уберёг от этого, нет! Люди думали сами и сами принимали решение. Это не президент, не правительство спасли Россию от «цветной революции» - это все мы уберегли страну от развала, на который за океаном ставили слишком много и считали его делом уже решённым.

Такому народу, как российский, нужно кланяться в ноги и благодарить судьбу за то, что здесь привелось жить, работать, руководить. А тут – бац! – под дых и ещё прямо в морду. И кому – целому НАРОДУ!

Ребят, вы там думаете, что творите? Есть предположение, что в правительственных кабинетах сидят люди, которые не понимают и не чувствуют, чем живут люди в стране. Но это не какая-то другая страна – это РОССИЯ. И с ней ТАК нельзя!

Народ – он не глупый, он ведь всё понимает.

То, что о повышении пенсионного возраста объявлено в день открытия ЧМ-2018, многие люди расценили как подлость. На что надеялись организаторы? На то, что люди будут увлечены мундиалем и им станет, извините, пофиг на свою судьбу? Но не тут-то было! Номер, как говорится, не прошёл.

Если бы не такое решение правительства, вся страна радовалась бы ЧМ, ведь все его так ждали! Теперь же получилось, что радуются только болельщики да молодёжь, которой ещё далеко до пенсии и которая не может осознать всего происходящего в силу возраста.

Что говорить – народ явно обидели, растоптали самые лучшие его качества, показали, что простой человек – никто в этом государстве.

К чему эти лицемерные утверждения, что теперь будем повышать ежегодно пенсии не на 400-500 рублей, а на тысячу? Так цена вопроса – 500 рублей? Да их же съест инфляция! И это ли та цена, которую народ должен заплатить своими деньгами и своими жизнями? Жертвовать собой ради 500 рублей в месяц?!

Всем ясно, что многие не доживут до новых сроков выхода на пенсию. Давайте скажем прямо: очень похоже, что реформа рассчитана на то, чтобы меньше россиян доживало до пенсии и чтобы люди меньше жили после выхода на эту пенсию.

Нам вещают: во всех странах Европы и чуть ли не всего мира пенсионный возраст гораздо выше! Но и это лицемерие: если сравнивать пенсионный возраст, сравните доходы, уровень жизни, размеры тех же пенсий. И этот номер не проходит, и этим обмануть нельзя.

Нам говорят, что повысилась продолжительность жизни. Это правда, повысилась. Но не повысилось качество жизни.

К сожалению, очень мало мужчин, доживших до 65 лет, и женщин, доживших до 63 лет, являются здоровыми и трудоспособными. Как правило, это уже не живущие, а доживающие люди – с кучей хворей, болезней и прочего. Стоит понимать, что эти люди уже просто не могут работать так же качественно и производительно, как молодёжь или средний возраст.

Предположим, закон принят. ГДЕ эти люди будут работать в последние годы перед пенсией? Если кому-то повезло работать в госструктурах, то ещё ничего. А частник заботится о своём бизнесе, и он не станет держать старика, платить больничные, подвергать риску весь производственный процесс.

Что мы получим? Мы получим миллионы стариков, влачащих жалкое существование несколько долгих лет в надежде дожить до пенсии и пробавляясь либо случайными заработками, либо работая за копейки.

Не создав экономических условий для такой реформы, не продумав организацию рабочих мест для людей предпенсионного возраста, проводить такую реформу нельзя.

Кроме того, все же видят, что немало в стране людей, которые живут себе вполне неплохо, при этом нарушая закон, недоплачивая в казну или начисляя себе баснословные зарплаты и бонусы. Все видят, что разница между зарплатами руководителей отдельных предприятий и рядовых работников различается даже не в десятки, а в сотни и тысячи раз. Все видят, что коррупция не побеждена, а многие коррупционеры, в том числе в правоохранительных и правонадзорных органах, открыто смеются над людьми, выказывают презрение.

Но есть надежда, что в Кремле сидят неглупые люди. Сегодня стало известно, что кремлёвские аналитики изучают ситуацию в стране. А она тревожная: более 80% населения против решений правительства, причём не только по пенсионному возрасту, но и по увеличению НДС.

Ряд центральных СМИ сообщает, что власти опасаются не только возмущений, но и открытых выступлений в ряде регионов. А это уже наверняка значит, что правительственный проект не пройдёт.

Как вариант – будет смягчение: увеличение длительности переходного периода, или начало действия закона с определённых лет рождения, или не столь резкое повышение пенсионного возраста.

Но правильным было бы решение такое: отложить этот вопрос до создания экономических предпосылок. И работать усиленно в этом направлении. Резервов тут у России немало. Просто всё это труднее реализовать, чем повысить пенсионный возраст.

И если правительство хочет сохранить страну, которую все мы так долго собирали и снова сделали сверхдержавой, с которой опять считается весь мир, другого выхода, наверное, и нет. Чем быстрее начать серьёзные экономические реформы, направленные на повышение качества жизни рядовых граждан, тем быстрее можно будет перейти и к тем мерам, которые сегодня предлагает правительство.

И ещё одно. Законопроект правительства РФ уже пошёл в Госдуму. Все понимают, что если он будет принят (а большинство в Думе составляют знамо кто), то оппозиционным партиям перед выборами в региональные парламенты 9 сентября не нужно вести никакой агитации – всё и так будет сделано за них. И 10 сентября мы можем проснуться уже совсем в другой России…

Внедрение механизмов открытого госуправления в работе российских органов власти будет продолжено. Теперь основная нагрузка, связанная с выполнением этой задачи, ляжет на плечи самих министерств и ведомств и их руководителей, а также руководителей региональных госорганов. Фундамент для создания системы открытого государственного управления на всех уровнях власти заложен в течение 6 лет реализации проекта «Открытое правительство». Под руководством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова создана необходимая нормативная и методическая база для внедрения принципов открытости и прозрачности в работе министерств и ведомств, запущены действенные механизмы общественного контроля и взаимодействия с экспертным сообществом, заложены основы новой культуры общения с властью. На повестке дня стоит ряд важных задач - сделать взаимодействие граждан и чиновников более технологичным и быстрым, а информацию о работе ведомств - актуальной и понятной, обеспечить новое качество обратной связи за счёт цифровых технологий и продолжить вовлечение бизнеса и граждан в процесс принятия государственных решений.

Проект «Открытое правительство» стартовал 6 лет назад в 2012 году, в период, когда запрос на новый формат взаимодействия власти и общества был как никогда высок. При создании системы «Открытое правительство» была поставлена задача построить принципиально новые для России механизмы государственного управления. Они должны были прийти на смену традиционной, но уже исчерпавшей себя бюрократической модели госуправления. В открытом государстве экспертное сообщество, гражданское общество, бизнес и госорганы должны действовать сообща, вместе вырабатывать взвешенные, компромиссные и взаимовыгодные решения. Эта новая культура взаимодействия, в свою очередь, призвана повысить эффективность всей государственной машины.

При запуске проекта «Открытое правительство» был поставлен ряд конкретных задач: обеспечить обратную связь между чиновниками и гражданами, привлечь профессиональное, экспертное и бизнес-сообщество к подготовке государственных решений, сделать работу министерств и ведомств прозрачной и понятной, создать эффективные институты общественного контроля. На их решение направлены 10 механизмов открытости, зафиксированные в Стандарте открытости министерств и ведомств, который был утверждён правительством в начале 2014 года. Большую часть этих задач удалось выполнить - открытость стала важным элементом повседневной работы чиновников. Тем не менее это только первые шаги по изменению культуры госслужбы, общения власти и гражданина, эта работа будет продолжена.

Главной площадкой для взаимодействия с экспертным сообществом и осуществления экспертной оценки готовящихся проектов документов и нормативных актов стал при правительстве РФ. Участие этой структуры в разработке ключевых решений стало неотъемлемой частью работы кабинета министров. В работе совета активно участвуют 365 членов совета и более 2000 привлечённых экспертов. За 2012–2017 годы Экспертный совет подготовил более 1200 заключений по ключевым вопросам социально-экономического развития страны.

Ещё одним важным результатом работы Открытого правительства стал запуск портала , который дал обществу, бизнесу и СМИ возможность участвовать в нормотворческой деятельности. На портале размещено для обсуждения порядка 50 тыс. проектов актов, направлять комментарии можно в режиме онлайн, причём они в обязательном порядке должны быть рассмотрены органом власти. Кроме того, экспертное и бизнес-сообщество получили возможность заранее оценивать эффекты от принятия тех или иных актов на бизнес-среду. Для этого запущен институт оценки регулирующего воздействия. Несмотря на целый ряд замечаний к работе этих инструментов, само их наличие является беспрецедентным в мировой практике.

Правительство в целом стало более открытым: повысилось качество взаимодействия со СМИ, решения, протоколы и стенограммы ключевых заседаний размещаются на официальных сайтах. Министерства и ведомства публикуют декларации целей и задач и отчитываются об их исполнении, раскрывают информацию на своих сайтах в соответствии с установленными законодательством требованиями.

Сделать понятнее бюджетную политику государства призван проект « », который Открытое правительство запустило совместно с Минфином в 2013 году. Документ, в котором бюджет изложен в понятной и доступной каждому форме, теперь направляется в Госдуму вместе с основным законопроектом о бюджете. Также свои региональные бюджеты в понятной форме публикуют все 85 субъектов РФ, а граждане получили возможность участвовать в бюджетном процессе.

Одним из ключевых механизмов, который обеспечивает повышение открытости и подотчётность органов власти, стала «перезагрузка» института при федеральных органах исполнительной власти. Гражданское общество получило понятный и эффективный инструментарий общественного контроля. По новым правилам формирование советов происходит исключительно на конкурсной основе, из кандидатов от некоммерческих организаций, представленных Экспертным советом при правительстве и Общественной палатой, а их полномочия существенно расширены. В соответствии с новыми правилами сформировано 36 общественных советов. Они перестали быть «карманными» или аффилированными с руководителями министерств. Они дают альтернативную точку зрения на решение отраслевых проблем и продвигают свою общественно значимую повестку.

Сделан существенный прорыв в работе госорганов с . Огромный массив государственных данных публикуется в машиночитаемом виде - так, чтобы разработчики могли создавать на их основе полезные для граждан приложения и сервисы. Открытые данные - это главное топливо современного цифрового госуправления, без которого невозможно формирование цифровой экономики. На сегодняшний день на Едином портале открытых данных размещено более 20 тыс. наборов данных, запущено порядка 200 успешных сервисов, созданных на их основе. Благодаря размещению информации в форме открытых данных активно развивается такое направление, как независимая оценка качества социально значимых услуг.

За 6 лет проделана действительно серьёзная работа, заложен фундамент, который сделал открытость неотъемлемым элементом повседневной работы руководителей министерств и ведомств и кабинета министров в целом. Подготовленные на площадке Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства методические рекомендации позволили организовать систему открытого госуправления не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Первые выгодоприобретатели использования эффективного общественного контроля и общественных советов, качественного раскрытия информации о проводимой ведомством политике, налаженной обратной связи с основными референтными группами - это сами руководители министерств и ведомств, которые стали получать от этого не просто обратную связь, но и дивиденды в виде повышения качества своей работы и доверия общества», - говорит министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В формате Открытого правительства - с вовлечением всех заинтересованных сторон - реализуется приоритетная программа по реформированию контрольной и надзорной деятельности, куратором которой является Михаил Абызов. Бизнес принимает активное участие в выработке всех решений, предусмотренных программой, а сам проект призван повысить прозрачность и понятность системы государственного контроля и надзора для предпринимателей. Понимая, какие требования и как к нему предъявляются, предприниматель будет более качественно их выполнять, тем самым обеспечивая большую безопасность граждан и государства в целом. Мероприятия, предусмотренные реформой, помимо прочего, позволят сократить необоснованную административную нагрузку на бизнес и повысить эффективность госконтроля как одной из составляющих системы государственного управления.

Высокую оценку функционированию системы Открытого правительства дал президент РФ Владимир Путин, подводя итоги работы правительства за 6 лет в ходе встречи с членами кабмина накануне своей инаугурации.

Отличительной чертой нынешнего правительства стали открытость и настрой на диалог, конструктивное взаимодействие с парламентом и регионами, опора на гражданское общество, выстраивание механизмов обратной связи и стремление поддержать, расширить вовлечённость людей в дела страны. Важно сохранить и развивать такие современные подходы и в целом обеспечить преемственность работы, преемственность и последовательность развития страны, в том числе чёткий рабочий ритм в предстоящий период формирования нового правительства», - сказал глава государства.

Председателем правительства Дмитрием Медведевым определён формат дальнейшей реализации инструментов открытости, основой которого должна стать работа в министерствах и ведомствах, а также на региональном уровне.

Каждый человек хочет, чтобы государство его уважало. Хочет быть услышанным каждый день - в своём регионе, в каждом муниципалитете. Иначе государство просто не может быть ни надёжным партнёром, ни помощником», - подчеркнул премьер-министр.

Основные направления деятельности правительства, по словам Дмитрия Медведева, будут готовиться в максимально открытом режиме, работа будет обсуждаться с экспертами, гражданским обществом, предпринимательским сообществом.

Основная работа, связанная с внедрением инструментов открытости, будет теперь осуществляться непосредственно федеральными органами исполнительной власти и их руководителями.

Исходя из этого должность профильного министра, ответственного за формирование системы Открытого правительства, в новой структуре кабинета министров не предполагается, система уже создана и эффективно функционирует. Работу по внедрению принципов открытого госуправления должен будет выполнять каждый министр в рамках своей профессиональной деятельности, обеспечивая информационную открытость, возможности для общественного контроля и экспертного обсуждения принимаемых министерством решений», - говорит пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова.

Среди основных направлений в рамках проекта «Открытое правительство» на ближайшие 6 лет - развитие механизмов цифрового госуправления и создание единой цифровой среды государственных интернет-ресурсов по модели «одного окна», выработка единой коммуникационной политики органов власти, разработка отраслевых планов повышения открытости, публикация проектов нормативно-правовых актов регионального и муниципального уровней.

Структура и формат системы Открытого правительства пока обсуждаются, но Экспертный совет при правительстве и департамент по формированию системы Открытого правительства будут сохранены с переориентацией на реформу контрольно-надзорной деятельности.