Страшнее нету одиночества, чем одиночество в толпе. Одинок как никогда

Введение………………………………………………………………..….….3

1.Одиночество в толпе

1.1Толпа……………………………………………………………..…..……5

1.2Одиночество……………………………………………………….….….10

2.Исследование одиночества среди подростков………………….………13

Заключение…………………………………………………………….….....18

Список используемой литературы…………………………………...…….20

Введение

Сегодня, в период развития средств массовой коммуникации, человеку все реже необходимо выходить из дома или «сети», для решения сложившихся проблем. Если ему нужны продукты питания – то он звонит в службу доставки, либо заказывает необходимое через интернет. Если он хочет поговорить – то он заходит на один из интернет-порталов и находит всевозможных знакомых и «друзей на раз». При этом если вдруг по каким-либо причинам отключить энергоснабжение, то неизвестно, что будет с этим современным человеком. Есть вероятность того, что именно в этот момент, когда интернет будет недоступен, телевизор будет выключен, радио не сможет функционировать, человек будет чувствовать себя невероятно одиноким и потерянным. Человек хочет жить вечно и не может придумать, чем занять один такой вечер. И именно в этот момент, ему должно стать неимоверно страшно и тревожно, от того, что нет кого-то рядом, либо давно потеряны контакты. Человек – социальное существо и без общения, без получения информации, будь то вербальная или даже тактильная информация, он непременно будет ощущать кризис.

Одиночество - один из неотъемлемых компонентов духовного кризиса. Оно может переживаться от смутного и неопределенного чувства отделенности от других людей и от мира, до глубокого и полного поглощения отчуждением. Некоторые из ощущений внутренней изоляции связаны с тем, что люди во время переживания духовного кризиса сталкиваются лицом к лицу с необычными состояниями сознания, которые, по их мнению, радикально отличаются от переживаний их друзей и членов семьи, и они никогда не слышали, чтобы кто-то описывал что-либо подобное.

Многие люди, переживающие процесс трансформации, связанный с переездом на новое место жительства, сменой работы или утратой близких, чувствуют свою изоляцию от других из-за самой природы тех переживаний, с которыми сталкиваются. Значимость отношений с другими людьми может угаснуть, и человек может даже чувствовать нарушение связей с привычным для него ощущением того, кем он является. Когда это происходит, человек переживает полностью поглощающее его чувство отделенности от самого себя, от других людей и от окружающего мира. Для тех, кто находится в таком состоянии, недоступны обычное человеческое тепло и поддержка. Они в полной мере испытывают на себе чувство одиночества.

Актуальность данной темы обусловлена внушительным количеством подростков, испытывающих чувство одиночества в городе Владивостоке, в частности и популярностью использования Интернет-ресурсов среди подростков с целью знакомства.

В рамках данной работы исследуются вопросы теории толпы и одиночества, даются понятия и классификации.

Целью данного проекта, является исследование причин возникновения чувства одиночества среди подростков 14-16 лет. Для исследования была выдвинута следующая гипотеза: одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, либо это внутриличностная проблема отдельно взятого человека.

Для систематизации информации по данной теме уместно поставить для себя ряд задач, среди которых:

Раскрытие теоретических понятий одиночество, одиночество в толпе, чувство одиночества

Определение влияния нахождения в толпе на развитие чувства одиночества среди подростков

Проведение социологических исследований направленных на изучение чувства одиночества среди современных подростков

Объектом исследования данной работы являются современные подростки 14-16 лет.

Предметом является одиночество современных подростков, как социальная категория, появившаяся в результате личного поведения.

1. Одиночество в толпе

Иногда даже среди большой толпы людей, человек чувствует себя одиноко. Одиночество среди толпы. Одиночество в толпе. Одиночество. Это слово способно вызывать абсолютно разные мысленные образы. Удивительно существо - человек. Даже в толпе умудряется почувствовать себя одиноким. Но, с другой стороны, почему бы и нет, ведь толпа – это не сбор людей с одинаковыми мыслями и похожими интересами. Толпа возникает стихийно и практически «живет» пусть короткой, но яркой жизнью отдельного существа. Толпа похожа на систему, в которой каждый человек – отдельный элемент этой системы. Он может хотеть быть частью этого «организма», а может и изо всех сил пытаться противостоять этому, но так или иначе, быть частью системы – значит быть на много сильнее, чем отдельный элемент.

Данную тему рассуждали многие умы, в том числе и философ Ди Дин, который характеризовал толпу, как нечто первобытное: «Люди двигаются вместе и в одном направлении, где каждый считает себя мыслящим, а остальных безмозглым стадом. Там каждый кричит о том, что он зрячий, считая всех остальных слепыми, и злится на чужую глухоту. Там каждый уверен, что он яркая индивидуальность, а остальные серость. Каждый, глядя на себя, видит прекрасное яркое платье, а на других – серую безликую хламиду. Их мировоззрение выбирается по моде, как солнечные очки. Очки бывают двух видов «Официальная точка зрения» и «Оригинальная точка зрения». Оригинальная точка зрения диаметральна противоположно официальной. Со сменой власти официальная и оригинальная точка зрения тут же меняются. Вне зависимости от надетых по моде очков, точка зрения каждого – истинна. И все-таки, несмотря на модное, на данный момент мировоззрение, все они двигаются в одном направлении, хоть и каждый из них уверен, что он идет самостоятельным путем».

Толпа людей - живое существо:

И разум есть, и дух, и ток по нервам,

И даже очень видно вещество,

Которое всегда всплывает первым.

И.Губерман.

Толпа́ (греч. οχλος - охлос) - большое скопление людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники).

В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

По степени организации:

· Стихийная толпа

Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.

· Ведомая толпа

Толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб (англ. flash mob) - толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через интернет.

· Организованная толпа

Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

По характеру поведения людей:

· Окказиональная толпа - сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.

· Конвенциональная толпа - толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)

· Экспрессивная толпа - толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).

· Экстатическая толпа - толпа, объятая экстазом.

· Действующая толпа - толпа, совершающая физические действия. Включает подвиды:

· Агрессивная толпа - людская масса, совершающая деструктивные действия.

· Паническая толпа - толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).

· Стяжательская толпа - толпа, борющаяся за ценности.

· Повстанческая толпа - толпа, противодействующая властям.

В работах известного психолога Г. Лебона предлагается концепция психологии толпы, согласно которой последняя представляет собой продукт и появление некой «коллективной души», о которой писал в свое время не безызвестный Фрейд. В соответствии с законом "духовного единства толпы", сформулированным Г. Лебоном, индивид, независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем, если бы он думал и действовал сам по себе. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние "коллективной души" толпы. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

По мнению Г.Лебона, толпе свойственны такие черты, как импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражительность, легковерие и податливость внушению, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность, консерватизм. В толпе, таким образом, сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участвующих в толпе приобретают одно направление.

Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид в толпе приобретает, благодаря её численности, сознание непреодолимой силы. И это сознание позволяет ему поддаваться инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один.

Толпа- это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она "против", что она против "них". То есть толпа – это люди, которые объединены стихийно и на какое-то ограниченное время. При этом каждый человек из этой толпы может прийти домой, сесть на диван и понять, что он совсем один и ему не с кем обсудить то, что он делал, будучи частью толпы. А это не мало важно, ведь большинство людей склонно к рефлексии, то есть к анализу своих действий, зачастую путем обсуждения их с кем-либо. И, не находя такого человека, с которым можно было бы поговорить и обсудить свои поступки, мысли и, даже, эмоции, человек ощущает одиночество и от этого появляется чувство удрученности и прочие негативные эмоции, способные довести человека до депрессивного состояния, либо, еще хуже и в крайних случаях, до летального исхода, путем добровольного ухода из жизни.

1. 2 Одиночество

Одиночество – та проблема, к решению которой мы меньше всего подготовлены и ответственность за которую так легко переложить на других. Проще всего думать, что в одиночестве виноват не сам человек, а те люди, которые по каким-то причинам не остались рядом или которых никогда и не было.

Попробуем разобраться, «из чего состоит» одиночество, и как с ним справиться. Психоаналитик Н. Нарицын пишет, что многие пациенты жалуются на одиночество. Для того, чтобы разобраться в проблеме, надо сначала уточнить, что чувство одиночество и фактическое одиночество – далеко не всегда одно и то же. Часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется "одиночеством в толпе", когда находясь среди людей, человек чувствует себя при этом не нужным и потерянным.

Период социализма серьезно повлиял на отношение людей к обществу и к самому понятию одиночества. В человеке воспитывалось чувство коллективизма, которое внезапно перестало быть нужным на новом историческом этапе. Возьмем в качестве примера кино. В заграничных фильмах, произведенных в Голливуде или Великобритании, чаще всего герой спасает весь мир, а в советских (как, чаще всего, и в сказках, если обратиться еще более глубоко в прошлое и в фольклор) буквально "всем миром спасают героя": все поднимаются ему на помощь, а то и на выручку.

В результате, поколения, выросшие на таких сказках, фильмах и т. п. обретают устойчивое бессознательное ощущение: "Если мне будет плохо, все окружающие поднимутся на мою защиту". А когда в реальности этого не происходит - человек переживает тяжелое разочарование от несовпадения реальности с ожиданиями и начинает думать о своем одиночестве.

Успех тоже может стать причиной одиночества. Трудности действительно легче переносить толпой, а успех чаще всего индивидуален. Опять же, обращаясь к народной мудрости, выраженной в пословицах и поговорках, «друг познается в беде, равно, как и в радости».

Получается, одиночество – это "обратная сторона медали", которую так же можно назвать "самостоятельность лидера". И здесь не обязательно имеется в виду лидер как руководитель, вождь или президент – вполне можно быть просто успешным человеком, и самому управлять своей судьбой и своими решениями, не зависимо от мнения большинства. Но в таком случае человек неизбежно оказывается "относительно одиноким".

Отказ от такого одиночества всегда осуществляется ценой приобретения различных зависимостей в той или иной степени – в первую очередь зависимостей от мнений других людей.

И, наконец, все личности разные: кому-то состояние одиночества (независимости) комфортно, а для кого-то весьма болезненно. Получается, что одиночество само по себе – не проблема, здесь все определяется выбором каждого. Кому-то хорошо в таком состоянии, кто-то с минимальным близким окружением (подчас состоящим из себя одного) продуктивнее работает и лучше себя чувствует.

Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере интроверта и экстраверта. Если упростить эти два типажа, то можно сказать, что для интроверта весь мир в нем самом, он обращен внутрь собственной личности. Экстраверт же, наоборот, постоянно стремится быть на людях. И одиночество в толпе в таком случае, возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит поверхностное знакомство, потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди – от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор – достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту на самом деле крайне важно иметь одного-двух «верных друзей», желательно таких же по характеру, как он. У таких «приятелей» сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) – и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает – им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить – а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга – а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но, как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз, да ощущали свое одиночество.

Подобное страдание от одиночества – не что иное, как нехватка того или иного вида информации или впечатлений. Каких угодно – зрительных, вербальных и даже тактильных.

2. Исследование одиночества среди подростков

В данном исследовании приняли участие 56 подростков в возрасте 13-16 лет (учащиеся 8-10 классов).

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. поисково-теоретический состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнение предмета исследования;

2. опытно-экспериментальный - в исследовании причин возникновения чувства одиночества у подростков:

3. описательно-итоговый - в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов.

Исследование преследует следующую цель: выявить степень выраженности состояния одиночества у подростков. Проводилось исследование с помощью теста «Одиночество» по методике The UCLA Leneliness Scala. Revised.

В основе данной методики лежит представление об одиночестве как о некоем унитарном чувстве, интенсивность которого может зависеть от комбинации дефицитов разнообразных межличностных отношений. В 70-х годах исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе начали разрабатывать тест UCLA Loneliness Scale , состоящий (в короткой форме) из 20 утверждений, которые испытуемому предлагается оценить по 4-х бальной шкале от “Я часто так чувствую” до “Я так не чувствую никогда”. Примерами утверждений являются: “Я чувствую, что меня никто на самом деле не понимает” и “Люди вокруг меня, но не со мной”. Тест UCLA Loneliness Scale широко применяется в клинической практике для оценки степени одиночества пациентов. Ниже приведены вопросы, которые использовались в данном исследовании.

1. Я чувствую, что живу в согласии с окружающими меня людьми.

2. Мне не достает общения.

3. Нет человека, с которым я мог бы откровенно поговорить.

4. Я не ощущаю, что одинок.

5. Я чувствую, что принадлежу к какому–либо коллективу.

6. У меня много контактов с людьми, которые меня окружают.

7. Ни с одним человеком я не чувствую душевной близости.

8. Мои интересы и мысли не разделяются окружающими меня людьми.

9. Я открыт к общению с другими людьми.

10. Есть люди, с которыми у меня довольно тесные отношения.

11. Я чувствую, что меня не принимают в общество.

12. Мои социальные отношения довольно поверхностны.

13. Никто не знает моей истинной сущности.

14. Я чувствую себя изолированно от других.

15. Если я хочу, то всегда смогу найти себе общество.

16. Есть много людей, которые меня действительно понимают.

17. Я несчастлив, что живу так одиноко.

18. Хотя есть много людей, с которыми я взаимодействую, они не могут стать мне действительно близкими.

19. Всегда есть кто–то, с кем я могу поговорить.

20. Есть люди, к которым я отношусь с полным доверием.

Исследуемым предлагалось ответить на вопрос, выбрав один из предложенных вариантов ответа (никогда, редко, иногда, часто)

Позже, с помощью шкалы, тесты были расшифрованы, по следующему принципу: иногда-1 балл, редко – 2 балла, иногда – 3 балла, часто – 4 балла. Была подсчитана сумма баллов на вопросы 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18. В ответах на вопросы 1, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 19, 20 была произведена перестановку в обратном порядке (1-4, 2-3, 3-2, 4-1).

Те, кто набрал меньше 22 баллов, считаются людьми с очень низкой степенью одиночества. От 22 до 32 – низкая степень. От 32 до 52 – средняя степень одиночества. От 52 до 62 – высокая степень одиночества, а те, кто набрал более 62 баллов, считаются людьми с очень высокой степенью одиночества.

Результаты ответов респондентов на шкале оценки одиночества расположились следующим образом:

35,7 % (20 человек) опрошенных не испытывают состояния одиночества,

8,9 % (5 человек) опрошенных нейтральны в оценке состояния одиночества,

55,4 % (31 человек) опрошенных испытывают состояние одиночества в той или иной степени.

Путем анализа сочинений подростков, было выявлено, что с их точки зрения, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.

На втором месте оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 20 % подростков. Около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 10 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться.

Отсутствие круга общения, близких людей и любимых как причину одиночества рассматривают только 13 % подростков. На усталость от общения - 17%.

Хотя 60 % подростков сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпровождение ненормальным. 56,7 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.

В основном подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием.

Большинство подростков(73,3 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей.

Для большинства подростков не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками.

Анализируя портрет одинокого подростка, можно сделать вывод, что для исследуемой возрастной категории одинокий подросток выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (26 %). Еще часть (20 %) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята (13 %) полагают, что одинокий человек - это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.

Для подростков в возрасте 13-16 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой, что является некоторым противоречием, и может расцениваться как то, что чувство одиночества для подростков является достаточно привычным, но от того не менее удручающим.

Выводом данного исследования может служить высказывание о том, что основной причиной одиночества, с точки зрения подростков, является социальное отторжение. Многие подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это - несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный. Кроме того, подростки считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манеры общения, и в том числе в его неумении общаться.

Взгляды подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения психологов-исследователей, которые отдают приоритет личностным факторам, таким как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность.

К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п.

Можно сделать еще один вывод. Когда подросток проявляет свою самостоятельность, а так же имеет цель в жизни, у него более явно выражена потребность быть одному. И чем сильнее выражена у него самостоятельность и целенаправленность, тем у него сильнее выражена потребность быть одному. Что доказывает высказывание о том, что успешный человек, будучи в любом возрасте, чаще является одиноким, как по своим собственным желаниям, так и по причине «отторжения» его от сверстников.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: негативные аспекты переживания одиночества подростками связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта и, прежде всего, его ценностного компонента. Основная причина возникновения чувства одиночества - это недостаток общения со сверстниками.

Заключение

Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («одинокая толпа», одинокие и далекие члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствует тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторванность и лишение смысла. Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, выражения лиц, фразы, вкусы, оценки, стили поведения, привычки, даже чувства, мысли и желания уничтожают нашу уникальность и неповторимость, стирают представление о себе как об уникальном и неповторимом, а от того еще более прекрасном. Два абсолютно одинаковых человека не будут столь интересны друг другу, ведь общение создается как общность разнообразия. Общение людей появляется лишь при соответствующей уникальности людей. И это многообразие различий создает человеческую общность, спаянность и слияние людей. А казарменное единообразие лишь маскирует полное равнодушие людей друг к другу. Только принятие и культивирование своей уникальности и уникальности другого может противостоять нарастанию одиночества в современном мире.

Необходимо различать одиночество как продукт «полной отчаяния» городской жизни и уединение как концентрацию человека на своих внутренних духовных проблемах, на защите своего «Я» от этого «полного отчаяния». Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «Я», разомкнуть сковывающие его рамки одиночества, создать общность с другим.

Одиночество – особая форма переживания и осознания самого себя, как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного ненужного, бесприютного. Но иногда это состояние необходимо, для концентрации, либо иных важных человеку моментов. Когда хочется быть одному, то необходимо двигаться в одиночество и наслаждаться им в полной мере. И этого не нужно выбирать – если быть внимательным к себе, то можно увидеть цикличность этих состояний. Некоторые философы утверждают, что наслаждаться одиночеством, можно, если человек наслаждается отношениями. Когда человек глубоко движется в отношения, то в нем возникает глубокая потребность быть одному. Любовь к другому и любовь к себе взаимосвязаны. Кто несчастлив наедине с собой, вряд ли будет по-настоящему счастлив с другим, вряд ли сможет поддерживать длительные и глубокие межличностные отношения. Мудрецы всех времен говорили, что прежде чем вступать в брак, следует научиться быть совершенно одному или одной. Но до тех пор, пока человек не станет по-настоящему самостоятельным, единственным в своем роде, цельным человеком. Может быть и не стоит пронимать близко к сердцу их высказывания, но помнить и иметь в виду не помешает.

Современные подростки воспринимают одиночество не так болезненно, как их более взрослые знакомые, или родители. Многие из исследуемых полагают, что одиночество – сознательный выбор, и его в любой момент можно поменять, если это состояние уже не кажется человеку комфортным, но, параллельно с этим высказыванием так же существует и довольно популярно мнение о том, что одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, как и было предположено в самом начале исследования, и доказано с помощью опроса.

Список используемой литературы

1. Аверчнеко Л.К. , Управление общением, Теория и практикумы для социального работника, Учебное посо бие, Москва-Новосибирск, 2000

2. Бодалев А.А., Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 2006.

3. Годфруа Ж., Что такое психология, в 2-х томах, том 2, Под общей ред. доктора психологических наук Г.Г. Аракелова, М.: « Мир», 2002.

4. Государев М.А., Треугольный человек, М.: «Молодая гвардия, 2001.

5. Зюзько М. В., 5 шагов к себе, книга для учащихся, М.: «Просвещение», 2002.

6. Карнеги Д., Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, Под общей ред. доктора психологических наук Зинченко В.П., М.: «Прогресс» – «Высшая школа», 2000.

7. Крижанская Ю., В. Третьяков, Грамматика общения 2-е издание, М.:, «Смысл», Академический проект, 2000.

8. Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2007.

9. Станкин М.И., Психология общения, курс лекций, М.:, МГСУ, 2006.

10. Психология, словарь, издание 2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 2000.

11. Словарь-справочник по социальной работе, под редакцией доктора исторических наук, профессора Е.И. Хлолостовой, М.: «Юристъ», 2000.


...в мегаполисе миллионы людей тихо ненавидят ближних своих в пробках — особенно самых ближних… В городе мы элементарно устаем от людей, от чужих голосов и лиц, от круглосуточного шума… И при этом катастрофически страдаем от одиночества.

Еще один из героев фильма «Ирония судьбы» сокрушался: «Мы перестали делать большие, хорошие глупости, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам…» А теперь можно еще и добавить: «Мы перестали общаться». Мы, вынужденные ежедневно общаться. Мы добровольно сократили свое общение до минимума. Или все-таки не совсем добровольно?..

В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНЫ?

1. Одиночество в толпе — синдром мегаполиса, неприятное приложение к нему, плата за высокие зарплаты и бытовой комфорт. Город задает свой противоестественно быстрый темп жизни, когда общаться становится просто некогда. Утреннее «здрасьте» соседу в лифте, обмен новостями с коллегами на работе, обсуждение диеты с фитнес-тренером, усталое «привет-как-дела-все-хорошо», брошенное супругу перед сном…

А кроме того, происходит переизбыток контактов в течение дня. Возникает некая интоксикация поверхностным общением со случайными людьми, поэтому мы уже не можем принять общение настоящее, глубокое — дружеское, родственное, любовное. Ведь если днем объесться чипсов, вкусный домашний ужин просто не полезет в горло…

Когда нечто находится в переизбытке, оно обесценивается. Этот закон верен как для рынка, так и для отношений: чем больше вынужденных контактов, чем больше людей вокруг, тем меньше хочется видеть вокруг себя других. Вспомните, сколько снято фильмов, в которых герои оказываются на необитаемом острове и наконец-то начинают друг друга ценить!

2. Наше общество к общению не располагает — потребность в нем словно бы и не предусмотрена.

В советские времена были молодежные организации, кружки, дворовые компании… Теперь секция для ребенка — вопрос дохода родителей, а отпустить его без присмотра погулять по окраинному спальному району — все равно что завести в темный лес и оставить на съедение волкам. А ведь желание побыть среди своих у ребенка не исчезает, а к подростковому возрасту только возрастает, поэтому он сам находит себе компанию, иногда не самую лучшую.

Игнорируются потребности в общении и других возрастных групп: из дворов исчезли лавочки для пенсионеров, столики, на которых раскладывали домино и шахматы… У нас практически нет клубов для пенсионеров. И если лавочку во дворе можно поставить и самим, то помещение для встреч в холодное время года так просто не найдешь.

3. «Друг человека» уже не собака, и Малыш просил бы родителей не о собаке, а об игровой приставке. Прилета Карлсона он бы вообще не заметил. Разве что тот притащил бы компьютерную новинку. Тогда бы они в нее поиграли — рядом, молча, перебрасываясь репликам «по делу»…

Человека можно представить как цветок с сердцевинкой и лепестками. Лепестки — эмоциональные привязанности, в идеале — к другим людям. Но если эти лепестки уже заняты, то для другого человека место не найдется. Помните Понтия Пилата и его любимую Бангу? «Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон». А современный человек помещает свою привязанность даже не в животное, а в неживой объект: ноутбук, айфон … В этом году в Японии был зарегистрирован брак между 28-летним мужчиной и подушкой с изображением героини аниме! Для живого человека места рядом не остается. Наша эмоциональная привязанность достается техническим механизмам, а не людям.

4. Интернет-общение полезно и интересно. За одним-единственным «но»: если оно не вытесняет общение реальное . А именно это зачастую и происходит… «Общение» подразумевает не только обмен информацией через символы, будь то слова или смайлики. Есть то, что не может передать Интернет, даже дошедший в своем эволюционном развитии до «Скайпа»: прикосновения, запах, тепло другого человека…

Кроме того, дружба в офлайне «теплична» и безопасна. Поэтому-то его и предпочитают столь многие — так легче. Можно наврать с три короба, без объяснения причин поставить в игнор знакомого, да и самому можно в любой момент выйти из чата… Не формируются и столь важные навыки группового общения — поиск своего места, роли…

Особенно опасна подмена реального общения интернетовским для «неокрепших умов», то есть детей и подростков. В психологии есть такое понятие — «сензитивный период», что можно перевести как «Всякому овощу свое время». То есть определенные навыки должны формироваться в своем возрасте, если время упущено, то потом трудно его наверстать. Так и не научившийся вовремя общаться ребенок во взрослом возрасте столкнется с большими проблемами.

Интернет-общение должно быть дополнением общения реального, но не подменяющим его суррогатом. Ведь человек со временем начинает в виртуальную реальность верить больше, чем в настоящую. В тех же социальных сетях у кого-то в списке «друзей» можно увидеть по 500 — 700 человек. Что же это за дружба такая? Разве что суррогатная…

5. Система воспитания направлена в основном на развитие интеллекта, усвоение новой информации и умение оперировать ей. Но навыки общения никто не формирует — мол, сами возникнут, ребенок же учится не один, а с другими детьми…

Моя голубая мечта — чтобы в старших классах появился специальный предмет «Навыки здоровой коммуникации». На мой субъективный взгляд, жилось бы тогда потом во взрослом мире гораздо легче и приятнее.

Ведь дело в том, что общаться любим мы все. Потому что человек — стайное или стадное создание, не одиночка. Но при этом общаться мы в большинстве своем не умеем, поэтому гордо от этой потребности отказываемся. Как обиженный ребенок: «Ну и не надо, не очень-то и хотелось». Говорим, что «некогда», или начинаем убегать в виртуальное безопасное общение… А то и вовсе объявляем себя «самодостаточными личностями» и отказываемся от дружбы, брака, теряем родственные связи…

Ведь дело не в том, чтобы в смертный час кто-то стакан воды подал. Вдруг, как в анекдоте, и правда пить не захочется. Важно, чтобы и в течение всей жизни рядом был тот, кто может принести этот самый стакан или чашку чая… Тот, для кого ты и сам рад сделать что-то хорошее… Причем «просто так», как в детском мультфильме…

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА , Наталья Славашевич, практикующий психоаналитик
ВРЕМЯ ДЛЯ СЕБЯ
Эта «болезнь» — «одиночество в толпе» — носит характер скорее психологический, а значит, духовный. А такие известные добродетели, как вера, надежда и любовь решают и проблемы собственного одиночества, и способов его преодоления. Но… иногда на это не хватает сил, времени или опыта, своеобразного испытания жизнью, естественного хода вещей и событий, которые и учат людей такому опыту борьбы или смирения с одиночеством. Иногда мы должны быть одни, в дни ожидания любимых, в больницах или неволе, в путешествиях без спутников. Очень многие ищут его для отдыха и накопления сил, размышлений и поглощения знаний, а другие бегут от него в панике, кидаясь в сомнительные предприятия и компании, или «виснут» в виртуальной реальности.
Чем искусственнее и обособленнее внутренняя жизнь человека, тем острее переживается чувство одиночества , если он стремится к людям, или тем больше у него наблюдается отгораживание от людей или противопоставление себя людям, чтобы как раз не испытывать неприятное чувство при объективном факте одиночества. Каждый человек в цивилизованном мире сталкивается с проблемой построения собственной системы бытия из контактов, связей и общения. человек должен многому научиться — пробовать, выбирать, общаться, испытывать трудности и предаваться излишествам, наблюдать, поддерживать и обрывать связи, испытывать и проявлять разные чувства и знать о своих пределах, чтобы создать себе комфортную среду обитания и благоприятное окружение.

ЧАША ЖИЗНИ
Иногда нашу жизнь сравнивают с чашей. А мы предлагаем вам представить свою жизнь — ту ее часть, что связана с общением, — как несколько сосудов.
Общение:
. с родственниками;
. с друзьями;
. с любимым;
. с детьми (если уже есть);
. с коллегами по работе.

1. А теперь ответьте на следующие вопросы:
На сколько процентов заполнена каждая из ваших «чаш»? Пропишите конкретные цифры. Таким образом вы можете составить своего рода «хит-парад», который поможет понять — чего вам не хватает (например, «Общение с ребенком — 40%»), а что, возможно, у вас в переизбытке («Общение на работе — 200%! Все достали, что-то от меня хотят!..»).

2. Заполнена ли каждая чаша именно тем, чем вам хотелось бы? Оптимальны ли для вас ваши контакты или порой Вы сохраняете хорошую мину при плохой игре, убеждая себя, что «все ОК» и «no problem»?

3. Если вы обнаружили, что какая-то из чаш недостаточно полна или ее наполнение не соответствует вашим истинным желаниям, подумайте — как это можно исправить? Будьте конкретны и реалистичны. Например, «приезжать раз в две недели в гости к родителям», а не «надо бы почаще бывать у родственников»…

Введение………………………………………………………………..….….3

1.Одиночество в толпе

1.1Толпа……………………………………………………………..…..……5

1.2Одиночество……………………………………………………….….….10

2.Исследование одиночества среди подростков………………….………13

Заключение…………………………………………………………….….....18

Список используемой литературы…………………………………...…….20

Введение

Сегодня, в период развития средств массовой коммуникации, человеку все реже необходимо выходить из дома или «сети», для решения сложившихся проблем. Если ему нужны продукты питания – то он звонит в службу доставки, либо заказывает необходимое через интернет. Если он хочет поговорить – то он заходит на один из интернет-порталов и находит всевозможных знакомых и «друзей на раз». При этом если вдруг по каким-либо причинам отключить энергоснабжение, то неизвестно, что будет с этим современным человеком. Есть вероятность того, что именно в этот момент, когда интернет будет недоступен, телевизор будет выключен, радио не сможет функционировать, человек будет чувствовать себя невероятно одиноким и потерянным. Человек хочет жить вечно и не может придумать, чем занять один такой вечер. И именно в этот момент, ему должно стать неимоверно страшно и тревожно, от того, что нет кого-то рядом, либо давно потеряны контакты. Человек – социальное существо и без общения, без получения информации, будь то вербальная или даже тактильная информация, он непременно будет ощущать кризис.

Одиночество - один из неотъемлемых компонентов духовного кризиса. Оно может переживаться от смутного и неопределенного чувства отделенности от других людей и от мира, до глубокого и полного поглощения отчуждением. Некоторые из ощущений внутренней изоляции связаны с тем, что люди во время переживания духовного кризиса сталкиваются лицом к лицу с необычными состояниями сознания, которые, по их мнению, радикально отличаются от переживаний их друзей и членов семьи, и они никогда не слышали, чтобы кто-то описывал что-либо подобное.

Многие люди, переживающие процесс трансформации, связанный с переездом на новое место жительства, сменой работы или утратой близких, чувствуют свою изоляцию от других из-за самой природы тех переживаний, с которыми сталкиваются. Значимость отношений с другими людьми может угаснуть, и человек может даже чувствовать нарушение связей с привычным для него ощущением того, кем он является. Когда это происходит, человек переживает полностью поглощающее его чувство отделенности от самого себя, от других людей и от окружающего мира. Для тех, кто находится в таком состоянии, недоступны обычное человеческое тепло и поддержка. Они в полной мере испытывают на себе чувство одиночества.

Актуальность данной темы обусловлена внушительным количеством подростков, испытывающих чувство одиночества в городе Владивостоке, в частности и популярностью использования Интернет-ресурсов среди подростков с целью знакомства.

В рамках данной работы исследуются вопросы теории толпы и одиночества, даются понятия и классификации.

Целью данного проекта, является исследование причин возникновения чувства одиночества среди подростков 14-16 лет. Для исследования была выдвинута следующая гипотеза: одиночество – социальная категория, появившаяся в результате личного поведения человека, его взглядов, отношений с другими, манеры поведения, либо это внутриличностная проблема отдельно взятого человека.

Для систематизации информации по данной теме уместно поставить для себя ряд задач, среди которых:

Раскрытие теоретических понятий одиночество, одиночество в толпе, чувство одиночества

Определение влияния нахождения в толпе на развитие чувства одиночества среди подростков

Проведение социологических исследований направленных на изучение чувства одиночества среди современных подростков

Объектом исследования данной работы являются современные подростки 14-16 лет.

Предметом является одиночество современных подростков, как социальная категория, появившаяся в результате личного поведения.

1. Одиночество в толпе

Иногда даже среди большой толпы людей, человек чувствует себя одиноко. Одиночество среди толпы. Одиночество в толпе. Одиночество. Это слово способно вызывать абсолютно разные мысленные образы. Удивительно существо - человек. Даже в толпе умудряется почувствовать себя одиноким. Но, с другой стороны, почему бы и нет, ведь толпа – это не сбор людей с одинаковыми мыслями и похожими интересами. Толпа возникает стихийно и практически «живет» пусть короткой, но яркой жизнью отдельного существа. Толпа похожа на систему, в которой каждый человек – отдельный элемент этой системы. Он может хотеть быть частью этого «организма», а может и изо всех сил пытаться противостоять этому, но так или иначе, быть частью системы – значит быть на много сильнее, чем отдельный элемент.

Данную тему рассуждали многие умы, в том числе и философ Ди Дин, который характеризовал толпу, как нечто первобытное: «Люди двигаются вместе и в одном направлении, где каждый считает себя мыслящим, а остальных безмозглым стадом. Там каждый кричит о том, что он зрячий, считая всех остальных слепыми, и злится на чужую глухоту. Там каждый уверен, что он яркая индивидуальность, а остальные серость. Каждый, глядя на себя, видит прекрасное яркое платье, а на других – серую безликую хламиду. Их мировоззрение выбирается по моде, как солнечные очки. Очки бывают двух видов «Официальная точка зрения» и «Оригинальная точка зрения». Оригинальная точка зрения диаметральна противоположно официальной. Со сменой власти официальная и оригинальная точка зрения тут же меняются. Вне зависимости от надетых по моде очков, точка зрения каждого – истинна. И все-таки, несмотря на модное, на данный момент мировоззрение, все они двигаются в одном направлении, хоть и каждый из них уверен, что он идет самостоятельным путем».

Толпа людей - живое существо:

И разум есть, и дух, и ток по нервам,

И даже очень видно вещество,

Которое всегда всплывает первым.

И.Губерман.

Толпа́ (греч. οχλος - охлос) - большое скопление людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники).

В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

По степени организации:

· Стихийная толпа

Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.

· Ведомая толпа

Толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб (англ. flash mob) - толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через интернет.

· Организованная толпа

Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

По характеру поведения людей:

· Окказиональная толпа - сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.

· Конвенциональная толпа - толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)

· Экспрессивная толпа - толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).

· Экстатическая толпа - толпа, объятая экстазом.

· Действующая толпа - толпа, совершающая физические действия. Включает подвиды:

· Агрессивная толпа - людская масса, совершающая деструктивные действия.

· Паническая толпа - толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).

· Стяжательская толпа - толпа, борющаяся за ценности.

· Повстанческая толпа - толпа, противодействующая властям.

В работах известного психолога Г. Лебона предлагается концепция психологии толпы, согласно которой последняя представляет собой продукт и появление некой «коллективной души», о которой писал в свое время не безызвестный Фрейд. В соответствии с законом "духовного единства толпы", сформулированным Г. Лебоном, индивид, независимо от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем, если бы он думал и действовал сам по себе. Он теперь думает и действует так, как ему велит состояние "коллективной души" толпы. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

По мнению Г.Лебона, толпе свойственны такие черты, как импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражительность, легковерие и податливость внушению, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность, консерватизм. В толпе, таким образом, сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участвующих в толпе приобретают одно направление.

Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид в толпе приобретает, благодаря её численности, сознание непреодолимой силы. И это сознание позволяет ему поддаваться инстинктам, которым он никогда бы не дал волю, будь он один.

Толпа- это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она "против", что она против "них". То есть толпа – это люди, которые объединены стихийно и на какое-то ограниченное время. При этом каждый человек из этой толпы может прийти домой, сесть на диван и понять, что он совсем один и ему не с кем обсудить то, что он делал, будучи частью толпы. А это не мало важно, ведь большинство людей склонно к рефлексии, то есть к анализу своих действий, зачастую путем обсуждения их с кем-либо. И, не находя такого человека, с которым можно было бы поговорить и обсудить свои поступки, мысли и, даже, эмоции, человек ощущает одиночество и от этого появляется чувство удрученности и прочие негативные эмоции, способные довести человека до депрессивного состояния, либо, еще хуже и в крайних случаях, до летального исхода, путем добровольного ухода из жизни.

1. 2 Одиночество

Одиночество – та проблема, к решению которой мы меньше всего подготовлены и ответственность за которую так легко переложить на других. Проще всего думать, что в одиночестве виноват не сам человек, а те люди, которые по каким-то причинам не остались рядом или которых никогда и не было.

Попробуем разобраться, «из чего состоит» одиночество, и как с ним справиться. Психоаналитик Н. Нарицын пишет, что многие пациенты жалуются на одиночество. Для того, чтобы разобраться в проблеме, надо сначала уточнить, что чувство одиночество и фактическое одиночество – далеко не всегда одно и то же. Часто бывает, что человек, живя один, совершенно не ощущает себя одиноким. А бывает и наоборот – многие ощущают то, что называется "одиночеством в толпе", когда находясь среди людей, человек чувствует себя при этом не нужным и потерянным.

Период социализма серьезно повлиял на отношение людей к обществу и к самому понятию одиночества. В человеке воспитывалось чувство коллективизма, которое внезапно перестало быть нужным на новом историческом этапе. Возьмем в качестве примера кино. В заграничных фильмах, произведенных в Голливуде или Великобритании, чаще всего герой спасает весь мир, а в советских (как, чаще всего, и в сказках, если обратиться еще более глубоко в прошлое и в фольклор) буквально "всем миром спасают героя": все поднимаются ему на помощь, а то и на выручку.

В результате, поколения, выросшие на таких сказках, фильмах и т. п. обретают устойчивое бессознательное ощущение: "Если мне будет плохо, все окружающие поднимутся на мою защиту". А когда в реальности этого не происходит - человек переживает тяжелое разочарование от несовпадения реальности с ожиданиями и начинает думать о своем одиночестве.

Успех тоже может стать причиной одиночества. Трудности действительно легче переносить толпой, а успех чаще всего индивидуален. Опять же, обращаясь к народной мудрости, выраженной в пословицах и поговорках, «друг познается в беде, равно, как и в радости».

Получается, одиночество – это "обратная сторона медали", которую так же можно назвать "самостоятельность лидера". И здесь не обязательно имеется в виду лидер как руководитель, вождь или президент – вполне можно быть просто успешным человеком, и самому управлять своей судьбой и своими решениями, не зависимо от мнения большинства. Но в таком случае человек неизбежно оказывается "относительно одиноким".

Отказ от такого одиночества всегда осуществляется ценой приобретения различных зависимостей в той или иной степени – в первую очередь зависимостей от мнений других людей.

И, наконец, все личности разные: кому-то состояние одиночества (независимости) комфортно, а для кого-то весьма болезненно. Получается, что одиночество само по себе – не проблема, здесь все определяется выбором каждого. Кому-то хорошо в таком состоянии, кто-то с минимальным близким окружением (подчас состоящим из себя одного) продуктивнее работает и лучше себя чувствует.

Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере интроверта и экстраверта. Если упростить эти два типажа, то можно сказать, что для интроверта весь мир в нем самом, он обращен внутрь собственной личности. Экстраверт же, наоборот, постоянно стремится быть на людях. И одиночество в толпе в таком случае, возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит поверхностное знакомство, потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди – от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор – достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту на самом деле крайне важно иметь одного-двух «верных друзей», желательно таких же по характеру, как он. У таких «приятелей» сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) – и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает – им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить – а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга – а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но, как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз, да ощущали свое одиночество.

Подобное страдание от одиночества – не что иное, как нехватка того или иного вида информации или впечатлений. Каких угодно – зрительных, вербальных и даже тактильных.

2. Исследование одиночества среди подростков

В данном исследовании приняли участие 56 подростков в возрасте 13-16 лет (учащиеся 8-10 классов).

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. поисково-теоретический состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнение предмета исследования;

2. опытно-экспериментальный - в исследовании причин возникновения чувства одиночества у подростков:

3. описательно-итоговый - в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов.

Исследование преследует следующую цель: выявить степень выраженности состояния одиночества у подростков. Проводилось исследование с помощью теста «Одиночество» по методике The UCLA Leneliness Scala. Revised.

В основе данной методики лежит представление об одиночестве как о некоем унитарном чувстве, интенсивность которого может зависеть от комбинации дефицитов разнообразных межличностных отношений. В 70-х годах исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе начали разрабатывать тест UCLA Loneliness Scale , состоящий (в короткой форме) из 20 утверждений, которые испытуемому предлагается оценить по 4-х бальной шкале от “Я часто так чувствую” до “Я так не чувствую никогда”. Примерами утверждений являются: “Я чувствую, что меня никто на самом деле не понимает” и “Люди вокруг меня, но не со мной”. Тест UCLA Loneliness Scale широко применяется в клинической практике для оценки степени одиночества пациентов. Ниже приведены вопросы, которые использовались в данном исследовании.

1. Я чувствую, что живу в согласии с окружающими меня людьми.

2. Мне не достает общения.

3. Нет человека, с которым я мог бы откровенно поговорить.

4. Я не ощущаю, что одинок.

5. Я чувствую, что принадлежу к какому–либо коллективу.

6. У меня много контактов с людьми, которые меня окружают.

7. Ни с одним человеком я не чувствую душевной близости.

8. Мои интересы и мысли не разделяются окружающими меня людьми.

9. Я открыт к общению с другими людьми.

10. Есть люди, с которыми у меня довольно тесные отношения.

11. Я чувствую, что меня не принимают в общество.

12. Мои социальные отношения довольно поверхностны.

13. Никто не знает моей истинной сущности.

14. Я чувствую себя изолированно от других.

15. Если я хочу, то всегда смогу найти себе общество.

10-09-2015, 17:08

Другие новости

Ответ психолога:

Здравствуйте, Ника!

Сложно быть кому-то интересной, если Вам самой с собой скучно. Если Вам ничего не интересно. Вы написали, что многим интересуетесь, но поверхностно. Попробуйте углубиться в любое из увлечений. Сделайте что-то своим хобби. Пойдите на танцы, спорт, рукоделия - что Вам ближе. Даже если в начале будет не интересно. Поставьте себе цель в чем-то углубиться и просто попытаться заинтересовать себя. У Вас уже начинается такой возраст, когда можно не распыляться на все, как это в основном происходит у подростков, а уже углубиться во что-то отдельное. И я не говорю о работе. Или - не столько о ней. Идеально будет,конечно, если хобби и работа совпадут. Но Вы хотите работать с детками. Может начните ходите в какие-то психологические группы по работе с детками. Или станьте волонтером в какой-то организации. Важно понимать, что Вы приносите пользу. Да, интересно и весело проводить время - это тоже здорово...но жизнь состоит не только из этого. И найти только это в любых друзьях - невозможно. Ведь все когда-то работают, учатся, занимаются своими делами.
Еще очень действенная вещь - книги. Вы читаете? Художественную литературу. Что угодно. Желательно что-то из проверенных временем книг, классики. Начните (или продолжайте) читать, расширяйте свой кругозор, углубляйте свое мировоззрение. Смотрите передачи познавательные - Дискавери, Энимал планет, что угодно. Из какой угодно области - главное начните впитывать новое. Старайтесь увязать это с теми знаниями, которые у Вас уже есть. Несомненно, возникнут вопросы, на которые не ленитесь искать ответы!
Начните с того, чтобы начать интересоваться жизнью. СО временем Вам станет интересно и как Вы сами устроены. Вам захочется исследовать себя, почему и как у Вас что работает. И тогда Вы незаметно станете интересны и себе, и, как следствие, окружающим.
Если Вы хотите друзей - начните с того, чтобы прочитать книги об этом. Три мушкетера - классика жанра. О настоящей дружбе, о том как она завязывается и развивается. Очень полезно для анализа! Властелин колец и серия о Гарри Потере, если нравятся приключения и что-то попроще. Стругацкие, Повесть о дружбе и недружбе.
Читайте, увлекайтесь сюжетом, но не забывайте и проводить аналогии со своей жизнью - а как поступили бы Вы? Почему? Как все же правильно? Почему в книге герои ведут себя так, а не иначе? Очень интересно читать одну и туже книгу со своим молодым человеком, а потом обсуждать. Или просто можете рассказывать ему особенно интересные для Вас моменты. Спрашивать его мнение, спорить... Это все и развивает личность, делает ее взрослее, интереснее.
Если у Вас возникнут вопросы - буду рада на них ответить и помочь.


Знаете ли вы, что такое одиночество? Когда не с кем поделиться своими переживаниями, мыслями, самым сокровенным, что волнует. Конечно, рядом всегда есть близкие люди, но поговорить откровенно все же не с кем. Все равно не поймут. Что уж говорить про знакомых и коллег - те так точно не поймут, даже если захотят. У них совсем другие интересы, они живут в другом измерении.

Так потихоньку, день за днем, год за годом, растет убеждение в своей ненужности, неприкаянности. И все больше погружаешься в себя. Разговоры других людей порой нам кажутся пустыми и бессмысленными. Если все же случается общаться с человеком, не всегда получается донести до него свои мысли, изложить их понятным, простым языком. Ведь хочется порассуждать о смыслах, причинах происходящего, поймать главную суть любого явления. Не каждый может поддержать такой разговор, поэтому наше общение очень избирательно.


Мы из тех, кто больше слушает, чем говорит. И некоторые знакомые пользуются этим, чтобы вывалить на наши уши все, что на душе накипело. Мы молча слушаем, киваем, но после разговора чувствуем себя опустошенными. Везет же тем, кто может каждому встречному выговориться и забыть. А вот мы так не умеем.

Что в итоге? Нам больно от своей невысказанности и бесполезности, мы еще больше замыкаемся в себе и становимся еще более одинокими. Даже внешне нас можно заметить по взгляду внутрь себя, по сосредоточенности на себе. Про нас говорят: нелюдимые, «в себе». Некоторые считают нас высокомерными. Порой собеседник говорит: «Я с тобой говорю, но ты не со мной, думаешь о чем-то своем» . Бывало такое?

Окружающим кажется, что они нам не интересны, поскольку мы не проявляем к ним внимания. У них пропадает желание общаться с такими людьми. К тому же люди больше тянутся к позитивным людям - с ними легко, от общения с ними поднимается настроение. А с нами тяжело - замкнутые, угрюмые. Чего от такого ждать? И зачем себя напрягать? Знали бы они, насколько велико наше страдание от пренебрежения общением с нами! Все люди, как люди, а мы - «белые вороны».

Что же мы за люди особенные? И почему нам сложно дается общение с окружающими?

Кто мы такие - одиночки в толпе?

Если вам знакомо чувство одиночества от непонимания вас другими людьми, то ваш психотип, согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, относится к звуковому вектору. Вектор - это набор врожденных свойств и желаний человека, определяющих особенности его мышления и поведения. Всего существует восемь векторов.


Носители звукового вектора, действительно, особенные люди . Их рождается всего около 5%. От рождения природа наделила этих людей неординарным умом, абстрактным мышлением. Абстрактное мышление - это способность видеть общее в частностях. Поэтому, когда мы говорим обобщающими фразами, другие люди не всегда понимают нас.

Звуковой, как никакой другой вектор, обладает огромным объемом психики. Неспроста нас с детства интересуют вопросы устройства мира, предназначения человека, смысла происходящего. Если ответы на эти вопросы мы приучаемся искать во внешнем мире, во взаимодействии с другими людьми, мы можем развиться до гениальности. Благодаря способности неординарно мыслить, умению максимально сосредотачиваться, именно обладателями звукового вектора созданы гениальные творения человечества. Великие ученые, писатели, композиторы, философы, физики, математики в своем векторальном наборе обязательно имели звуковой вектор.

Однако, далеко не всем удается стать гениальными. Большой объем психики очень тяжело наполнить. Не реализовывая свои врожденные желания в звуковом векторе, мы постоянно испытываем пустоту. Вроде все хорошо, а нам все равно плохо - нет радости, нет удовлетворения. Иногда с этой проблемой мы обращаемся к экстрасенсам, гадалкам, психотерапевтам, занимаемся йогой, медитацией, пьем антидепрессанты. На какое-то время нам помогает, но потом состояние неудовлетворенности возвращается. Почему это происходит?

Особенность звукового вектора такова, что это единственный из векторов, кто слишком сосредоточен на себе, на своих переживаниях. Когда нашу способность сосредотачиваться мы направляем внутрь себя, мы испытываем страдания, так как наша психика не наполняется. Когда мы осознаем только себя, нам сложно ощутить других людей, внешний мир для нас становится иллюзорным. Мы превращаемся в интровертов, сосредоточенных только на своем внутреннем мире.


В довершение ко всему, мы уверены в своей гениальности. Нам кажется, что мы очень умные и нам трудно признать, что есть кто-то умнее нас. Вот эта преграда и мешает нам, чтобы выйти из одиночества .

Но в сосредоточении внутрь есть одна опасная ловушка. Когда мы думаем только о себе, у нас не рождаются новые мысли, мы не развиваемся и в итоге превращаемся в духовных дегенератов. А теперь представьте себе, как со стороны может выглядеть такой человек. Неудивительно, что мы иногда одним своим видом настраиваем против себя окружающих.

Выход есть

Мы можем упрекать мир в том, что другие не понимают нас, и все больше отгораживаться от него. Но мы рождены не просто так, и наши природные желания даны нам для чего-то. Просто нужно найти им верное применение, вместо того, чтобы пытаться впихнуть себя в общепринятый штамп. Согласитесь, где-то в глубине души вы понимаете, что без общения с людьми нам становится еще хуже. И, возможно, вас посещали мысли о том, что вы способны на что-то большее, способны дать людям что-то очень важное.

И это действительно так. Обладатель реализованного звукового вектора - это человек, к которому окружающие тянутся, желают общения с ним. Это происходит потому, что он способен дать им то, чего им так не хватает. Именно через взаимодействие с другими людьми мы можем познать смысл жизни - у нас рождаются новые мысли и идеи, пробуждается интерес к тому, что нас окружает. Мы, наконец, начинаем чувствовать вкус жизни во всех ее проявлениях.


Когда мы научаемся чувствовать и понимать других людей, у вас вместо неприязни появляется интерес к их поведению. А чувство одиночества мы испытываем гораздо реже. Есть результаты людей, которые это подтверждают:

«...Есть много другого, других моих качеств, которые, как оказалось, очень нужны, но не только мне одному… а всему человечеству! Тот самый смысл, который был так непостижим, оказывается, можно найти, но для этого мне придётся понять не только себя, но и других, кто так на меня не похож! Понять и принять себя и тот самый природный замысел, для которого все мы, такие разные и с разными характерами и желаниями, но так нужны этому миру! А самое главное — так нужны друг другу! Только вместе мы можем продолжить этот мир и его существование...»
Сергей А., Самара

«...Мне необходимо было найти ответы, чтобы заполнить пугающую пустоту. В этой пустоте, в этой нехватке тонуло все - отношения с близкими, с другими людьми, дом, работа… Сколько книг я купила, на сколько психологических сайтов подписалась… Пока, наконец, по счастливой НЕСЛУЧАЙНОСТИ не наткнулась на ссылку, приглашавшую на (очередной) бесплатный тренинг с ремаркой: «Вы еще можете оставить все, как есть и НЕ записываться на тренинг» - это, как понимаете, были первые бесплатные лекции по системно-векторной психологии. И жизнь изменилась, ведь шанса остаться прежней у нее уже не было!!!...»
Оксана У., врач ультразвуковой диагностики

«...Зачем мне жизнь? Кто я? Зачем я здесь? Почему всё так, а не иначе? Кому всё это нужно? Ответов на вопросы о строении мира и человека было множество. И никакие философские трактаты не помогали найти на них адекватного ответа. А вокруг меня толпились люди, они просили обратить на них внимание, но тогда я не понимала зачем. Я потеряла с ними всякую связь, пока отчаяние и депрессия разъедали мне душу. Только в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана я нашла ответ как избавиться от депрессии самостоятельно. Ответ на все мои бесчисленные вопросы о смысле. Ответ основательный, настоящий, который полностью стирает желание выйти в окно и страх сойти с ума. Теперь у меня есть выход совсем в другую сторону. Туда, где есть ответы на все вопросы, и это действительно кажется невероятным...»
Татьяна Ф., психолог


Узнать больше о том, как избавиться от одиночества, вы сможете, зарегистрировавшись на бесплатные онлайн-тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов