Роль григория распутина в царской семье. Предсказания Распутина о России. Царская семья и Распутин

В российской истории начала XX века нет фигуры более занятной, чем Григорий Распутин . Невесть откуда взявшийся крестьянин сумел достичь невероятного положения, фактически подчинив себе царскую чету, чем в немалой​ степени поспособствовал падению монархии в России.

Если для отечественных историков советского периода Распутин всё-таки являлся фигурой второстепенной, то на Западе ему охотно посвящали целые тома исследований.

Но харизма «святого старца» подействовала не только на учёных — образ бородатого мужика в красной русской рубахе оказался востребованным и в западной культуре. Фильмы, мультфильмы, спектакли, песни — Распутин для западного мира стал таким же символом России, как матрёшка, водка и балалайка.

В нашей стране фигура Распутина ажиотажа не вызывала. Разве что пьющих российских мужичков в 1990-х возбуждала одноимённая немецкая водка, где старец был дважды «изображён на бутылке».

На пороге «реабилитации»

Однако в последнее время наметилась тенденция к пересмотру сложившегося образа Распутина как сомнительной личности и успешного афериста. «Рассекреченные документы» будто бы свидетельствуют, что вёл «старец» весьма аскетический образ жизни, никакой «великой машиной любви» не являлся и был праведником.

По правде говоря, такого поворота событий следовало ожидать. Нынешняя «историческая реабилитация» Григория Распутина виделась делом неизбежным ещё несколько лет тому назад.

Чудесное превращение Распутина в праведника изрядно бы позабавило его современников. Наверное, также были бы удивлены россияне XXI века, узнай они, что их потомки в веке XXII восхваляют «чудеса» Григория Грабового .

Но кем на самом деле был Григорий Ефимович Распутин и какую в действительности роль он сыграл в русской истории?

Григорий Распутин в окружении женщин. Фото: www.globallookpress.com

Ямщик, не гони...

Его биография довольно запутанна, и к этому приложил руку сам Григорий Ефимович. Трудности начинаются с даты рождения, которая «гуляет» от 1864 до 1872 года.

Некоторые историки считают, что Распутин сам «добавлял себе лет», чтобы больше соответствовать амплуа «старца».

На деле на «старца» Григорий Ефимович никак не тянул — к моменту трагической гибели в 1916 году ему было около 50 лет.

Родился он в семье ямщика в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. В школе Гриша не обучался ни дня и никакого образования не имел в принципе.

Болезненный с детства, Григорий искал исцеления в религии, путешествуя по святым местам. В 1890 году он женился на Прасковье Фёдоровне Дубровиной , которая родила ему троих детей.

Вообще, большая часть информации о молодых годах Распутина исходила от него самого, и быть уверенным в том, что Григорий Ефимович говорил правду, нельзя.

«Чуда! Чуда!»

Женитьба не остановила странствий Распутина, и после одного из путешествий он вдруг объявил, что обладает чудодейственной силой, позволяющей исцелять людей.

Здесь нужно отметить, что институт целительства в России возник отнюдь не на рубеже XX-XXI веков. Людей, объявлявших себя шаманами, колдунами, волхвами, «божьими людьми», на Руси всегда было в избытке, так что Распутин тут отнюдь не был уникумом.

В 1903 году Григорий Распутин впервые появляется в Петербурге, уже имея за плечами славу «божьего человека», наделённого «даром». Среди адептов Распутина оказываются и весьма влиятельные люди, включая представителей церкви.

Ничего удивительного в этом нет — «чиновникам в церкви», которых во все времена было много, нужны были люди, творящие чудеса «божьим именем». Разумеется, под чутким и внимательным контролем. Распутин казался весьма подходящей кандидатурой.

Много лет историки спорят — обладал ли Распутин способностями к гипнозу? Вполне возможно. Во всяком случае, воздействовать на людей для достижения своих целей он умел прекрасно.

Итак, во время первого своего визита в Петербург в 1903 году Распутин познакомился с ректором Духовной академии епископом Сергием , а также инспектором Санкт-Петербургской Академии архимандритом Феофаном .

О «святом старце» узнают в кругах великосветского общества Петербурга, и к праведнику Григорию начинает тянуться поток страждущих здоровья и душевной благодати представителей элиты.

Отчего вдруг образованные и умные люди начинают верить крестьянину с сомнительной биографией? Этот феномен скорее по части психологии и психиатрии, а не исторической науки.

Существовал он и до, и после Распутина. В начале 1980-х годов учёный Абай Борубаев и экстрасенс Мирза Кымбатбаев сколотили в СССР секту, в которую рядами и колоннами вступали в поисках благодати представители творческих кругов. К создателям секты текли огромные суммы пожертвований, которые совершали умные, образованные и успешные люди. Закончилась эта история трагически — по приказу главы секты её адептами был забит насмерть один из членов «братства», знаменитый советский актёр, звезда «Пиратов XX века» Талгат Нигматулин .

«Великая машина любви»

Но вернёмся к Распутину. Уже в 1903 году в Тобольской губернии местные священники сигнализируют — «старец» уж слишком странно «исцеляет» приезжающих к нему великосветских дам. Избавление от мирских страстей происходит почему-то в бане, в полуодетом виде, с действиями, которые как-то не очень похожи на усмирение плоти.

Распутина обвинили в ереси, но дело успешно замяли. Сторонники Распутина говорят — за отсутствием состава преступления, противники утверждают — за «старца» вступились влиятельные поклонники.

«Банные дни» будут преследовать Распутина до самой смерти, и они, собственно, и станут причиной возникновения легенды о «великой русской машине любви».

Тут нужно не забывать, что «старцу» к тому времени было меньше 40 лет, о его сексуальном здоровье свидетельствует наличие троих детей, приезжавшие к нему дамы были весьма хороши собой и, в отличие от сибирских крестьянок, весьма ухоженны.

Постепенно слава о «святом старце» доходит до царского двора и лично до императрицы Александры Фёдоровны .

При русском дворе, так уж исторически сложилось, присутствовал штат приживалок, выдававших себя за юродивых, прорицателей, целителей и тому подобных персон. Во времена Николая II и его жены Александры Фёдоровны это явление расцвело пышным цветом.

Причины для этого были — царица никак не могла родить наследника и готова была верить во всё, что угодно, лишь бы добиться желанной цели. Муж её был человеком мягким, жену любил искренне, старался ей не перечить и, главное, тоже мечтал о сыне.

Карикатура на российский царский дом. Фото: www.globallookpress.com

Врачеватель царевича

И тут же на царскую чету обрушился удар — наследник страдал гемофилией, то есть несвёртываемостью крови. Болезнь эта передаётся по женской линии, но болеют ей исключительно мужчины.

Давайте отвлечёмся от царского статуса Романовых. Обычные родители узнают, что их сын обречён всю жизнь мучиться от страшной болезни, которая, скорее всего, сведёт его в могилу молодым. Мать знает, что именно её гены «подарили» сыну этот недуг. Страшная боль, страшное чувство вины. А когда ещё ребёнок начинает мучиться от страшных болей, пойдёшь на всё и поверишь во всё, лишь бы избавить его от страданий.

И тут на горизонте появляется Григорий Распутин, который, по его более поздним рассказам, явился в Петербург по велению Богородицы, чтобы излечить царевича.

1 ноября 1905 года, в разгар первой русской революции, Николай II впервые встречается с Григорием Распутиным лично. В своём дневнике император записал: «4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губ.»

Надо отдать должное императорской чете — Распутина к царевичу пустили не сразу. Но в 1907 году лучшие врачи стали разводить руками и морально готовить родителей к скорой смерти сына. И в один из таких моментов полного отчаяния Александра Фёдоровна призвала Распутина. «Старец» пришёл и... снял приступ у мальчика.

Будем объективны — видимо, Григорий Распутин действительно облегчал страдания царевича. Был ли это гипноз, экстрасенсорные способности, божья благодать — об этом можно спорить. Но тот факт, что Распутин действительно помогал царевичу Алексею, вряд ли можно отрицать.

С этого момента и Александра Фёдоровна, и сам Николай II готовы были молиться на Распутина. И кто их в этом упрекнёт?

Распутинозависимость

Тем более сам Распутин заявляет: «Царевич будет жив, покуда жив буду я». Лучше охранной грамоты для себя он придумать не мог.

А Распутин наслаждался обретённой властью. Постепенно он стал влиять на решение государственных вопросов, объясняя свои идеи «видениями». Через какое-то время люди, назначаемые на государственные посты в империи, вынуждены были проходить через «фильтр Распутина».

До начала Первой мировой войны открыто критикуют происходящее только революционеры. За рубежом на всё это смотрят как на русскую экзотику.

Но когда Распутин начинает влезать в кадровые и даже в военные решения во время Первой мировой войны, вплоть до замены Главнокомандующего, это вызывает всеобщее отторжение.

Члены царской фамилии пытаются воздействовать на правящую чету, говоря, что всё это становится опасным для престижа монархии. Александра Фёдоровна отказывается слушать критиков.

Неудачи на фронте подогревают страсти в обществе. Против Распутина открыто выступает Государственная Дума, в народе судачат о том, что с «Гришкой» спят не только фрейлины, но он наставил рога и самому государю-императору.

Здравый смысл требовал устранить источник нарастающего раздражения — удалить Распутина хотя бы временно. Но императрица не отличалась гибкостью характера, а самое главное, благополучие сына интересовало её больше всего.

Полковник Дмитрий Ломан, Григорий Распутин и князь Михаил Путятин. Фото: www.globallookpress.com

Заговор высших сфер

В 1914 году на Распутина было совершено первое покушение. Его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева , приехавшая из Царицына. «Старец» был уверен, что стал жертвой заговора, но в итоге Хионию признали душевнобольной.

Настоящий заговор созрел в конце 1916 года, и его участниками стали князь Феликс Юсупов , видный монархист Владимир Пуришкевич и даже великий князь Дмитрий Павлович . Участники заговора полагали, что необходимо избавить монархию от Распутина, пока он сам не избавил Россию от монархии.

Участники заговора впоследствии многократно меняли свои показания, поэтому абсолютно достоверно установить картину происшествия сложно. Ясно, что вечером 16 декабря 1916 года князь Юсупов заманил Распутина во Дворец Юсуповых на Мойке. Там Распутина сначала попытались отравить, однако цианистый калий на него не подействовал. Заговорщики открыли огонь из пистолетов, и «старец» упал. Пока решали, что делать с телом, Распутин пришёл в себя и попытался бежать. Настигли его только у высокой стены сада, где вроде бы добили, после чего отвезли труп на автомобиле к заранее выбранному месту недалеко от Каменного острова и сбросили с моста в полынью Невы таким образом, что тело оказалось подо льдом.

Заговорщиков подвёл дилетантизм — тело нашли довольно быстро, а ещё быстрее нашлись свидетели, рассказавшие о том, что видели Распутина входящим в дом князя Юсупова. При обыске в доме князя нашлось такое количество улик, что отпираться не было никакого смысла.

Необратимость

Расследование, однако, шло небыстро — в заговоре участвовали лица из царской фамилии, и даже императору было сложно принять решение о том, чтобы наказать виновников по всей строгости.

Пока шёл процесс, грянула Февральская революция. После свержения царизма виновники убийства Распутина более никого не интересовали.

Его гибель в декабре 1916 года ни на что повлиять уже не могла — распутинщина стала последним гвоздём в крышку гроба российском монархии.

Понять мотивы, заставлявшие Александру Фёдоровну держаться за Распутина, можно. Но то, что простительно для обычной матери, измученной болезнью сына, непростительно для императрицы.

История же судит монархов куда строже, нежели простых людей.

Но сто лет спустя кому-то кажется, что история имеет сослагательное наклонение и её можно изменить, «нарисовав» вместо образа реального Распутина его улучшенную версию.

Сибирский старец, целитель, особо приближенный к императрице Александре Федоровне, Григорий Распутин является одной из наиболее загадочных личностей в российской истории. Все, что о нем известно современным историкам, основано не на документальных сведениях, а на рассказах очевидцев. А поскольку эти рассказы переходили "из уст в уста", то велика вероятность эффекта испорченного телефона.

Известно, что Гришка Распутин родился 29 июля 1871 года в селе Покровское Тюменской области. Поскольку место его рождения было практически недосягаемо для большинства желающих, то о жизни Григория Распутина на родине сохранились лишь отрывочные и неточные сведения, источником которых был в основном он сам. Вполне вероятно, что он был монахом, однако не исключено, что Распутин - просто гениальный актер, который великолепно изображал свою избранность и тесное общение с Богом.

В 18 лет Распутин совершил первое паломничество в монастырь в Верхотуре, однако монашеского обета не дал. В 19 лет он возвратился в Покровское, где женился на Прасковье Федоровне. В этом браке родились три ребенка - Дмитрий в 1897 году, Мария в 1898 году и Варвара в 1900.

Брак не остудил паломнический пыл Григория Распутина. Он продолжал посещать различные святые места, дошел даже до монастыря Атос в Греции и до Иерусалима. И все это пешком!

После таких путешествий Распутин возомнил себя избранником Бога, объявил, что он святой, и на каждом шагу рассказывал о своем чудодейственном даре приносить исцеление. Слухи о сибирском знахаре стали распространяться по России, и вскоре уже не Распутин совершал паломничества, а люди стремился попасть к нему. Многие из его пациентов прибывали из далеких краев. Необходимо отметить при этом, что Распутин нигде не учился, не имел даже примерного представления о медицине, был неграмотным. Однако он безукоризненно играл свою роль: действительно помогал людям, мог успокоить тех, кто находился на грани отчаяния.

Однажды во время распашки поля Распутину было знамение - ему явилась Богоматерь, которая рассказала о болезни царевича Алексея, единственного сына императора Николая II (он страдал гемофилией - наследственным недугом, который передался ему по материнской линии), и приказала Распутину ехать в Петербург и спасти наследника престола.

В 1905 году Распутин попал в столицу Российской империи, причем в очень удачный момент. Дело в том, что церковь нуждалась в "пророках" - людях, которым бы верил народ. Распутин был как раз из этой категории - типичная крестьянская внешность, простая речь, крутой нрав. Однако враги говорили, что Распутин использует религию лишь как ширму для своего цинизма, жажды денег, власти и секса.

В 1907 году его пригласили к императорскому двору - как раз в разгар одного из приступов болезни у цесаревича. Дело в том, что императорская семья скрывала гемофилию наследника, опасаясь общественных волнений. Поэтому они долго отказывались от услуг Распутина. Однако когда состояние ребенка стало критическим, Николай сдался.

Вся последующая жизнь Распутина в Санкт-Петербурге была неразрывно связана с лечением царевича. Однако не ограничивалась этим. Распутин приобрел много знакомых в высших слоях петербургского общества. Когда же он стал приближенным к императорской семье, столичная элита сама стремилась быть представленной сибирскому знахарю, которого за глаза называли не иначе, как "Гришка Распутин".

В 1910 году в Петербург переехала его дочь Мария, чтобы поступить в Академию богословия. Когда к ней присоединилась Варвара, обе дочери Григория Распутина были определены в гимназию.

Николай I не приветствовал частые появления Распутина во дворце. Тем более, что вскоре в Петербурге стали ходить слухи о крайне непристойном поведении Распутина. Говорили, что, используя свое огромной влияние на императрицу Александру Федоровну, Распутин брал взятки (денежные и натурой) за продвижение определенных проектов или по карьерной лестнице. Его пьяные дебоши и настоящие погромы приводили в ужас население Петербурга. Он к тому же сильно подрывал императорский авторитет, так как поговаривали о слишком близких отношениях Григория Распутина и императрицы.

В конце концов чаша терпения была переполнена. В среде императорского окружения возник заговор против Распутина. Его инициаторами были князь Феликс Юсупов (муж императорской племянницы), Владимир Митрофанович Пуришкевич (депутат IV Государственной Думы, известный своими ультраконсервативными взглядами) и великий князь Дмитрий Павлович (двоюродный брат императора Николая).

Поздним вечером 16 декабря 1916 г. Распутин был приглашён в дом Юсупова под предлогом встречи с княгиней Ириной Александровной. На самом та деле та находилась на лечении в Крыму и, скорее всего, ничего не знала о заговоре. Феликс попросил гостя подождать княгиню в подвальном помещении (оформленном в виде гостиной), предложил вина и пирожных. Распутин, не догадываясь, что в угощения был подсыпан яд, съел пару пирожных и запил вином. Цианистый калий на Григория почему-то не подействовал. Как выяснилось позже, доктор Визовет, участвовавший в покушении, не посмел нарушить клятву Гиппократа и вместо яда положил безвредный порошок.

Юсупову пришлось взять револьвер и самому убить Распутина, чтобы раз и навсегда покончить со «святым старцем». Услышав выстрел, заговорщики, находившиеся всё это время наверху, в комнате князя, спустились в подвал. Юсупов стоял в полном оцепенении, на полу лежал без сознания Распутин. Доктор Лазоверт, пощупав его пульс, поспешно объявил о смерти Григория. Все трое, кроме Феликса, поднялись опять наверх. Неожиданно они услышали крики Юсупова. «Труп» старца пытался душить князя со словами: «Феликс, Феликс, всё скажу императрице!» Быстро спустившись в подвал, Пуришкевич увидел Распутина, выбегающего во двор, и бросился вдогонку за ним. То, что произошло в эти минуты, казалось чем-то сверхъестественным. Позже, Пуришкевич вспоминал: «Григорий Распутин, которого я полчаса назад созерцал при последнем издыхании, лежащим на каменном полу столовой, переваливаясь с боку на бок, быстро бежал по рыхлому снегу во дворе дворца вдоль железной решётки, выходившей на улицу…. Первое мгновение я не мог поверить своим глазам, но громкий крик его в ночной тишине на бегу: «Феликс! Феликс! Всё скажу императрице!» убедил меня, что это он, что это Григорий Распутин, что он может уйти, благодаря своей феноменальной живучести, что ещё несколько мгновений, и он очутится за воротами на улице… Я выстрелил. В ночной тишине чрезвычайно громкий звук моего револьвера пронёсся в воздухе – промах… Я выстрелил вторично на бегу, - и… опять промахнулся… Я остановился, изо всех сил укусил себя за кисть левой руки, чтобы заставить себя сосредоточиться и выстрелом (в третий раз) попал ему в спину. Он остановился, тогда я, уже тщательно прицелившись, дал четвёртый выстрел, попавший ему, кажется, в голову. Я подбежал к нему и изо всей силы ударил его ногой в висок. Он лежал, скребя снег… и только лязгал и скрежетал зубами».

Убийцы опустили связанное тело Распутина в заранее приготовленную прорубь на льду Малой Невки у Крестовского острова. Спустя три дня, когда труп был найден, оказалось, что его лёгкие были полны воды. Григорий Распутин, отравленный ядом, простреленный пулями, на самом деле захлебнулся, пытаясь дышать. Пальцы на руке, высвобожденной из верёвок, были сложены для крестного знамения.

Через несколько дней имена убийц стали известны полиции. Николай II наказал Юсупова, отправив его в «ссылку» в имение Ракитино, где Феликс должен был жить под надзором. Великому князю Дмитрию было приказано немедленно покинуть Петроград и отправиться на фронт. Демократ-черносотенец Пуришкевич был вообще освобождён от наказания.

Устранив Г. Распутина, заговорщики считали, что царь сможет, наконец-то, услышать голос народа (то есть Думы), собраться с силами, выиграть войну и возродить страну. «Святой старец» был противником всяких войн, намеревался предотвратить революцию и спасти самодержавие. Однако убийство Распутина отнюдь не улучшило положение ни в стране, ни в царской чете, а, напротив, углубило разрыв между Романовыми. Для Николая самым большим ударом был тот факт, что в числе заговорщиков были члены царской семьи. Не задолго до гибели Распутин написал своё «завещание» – письмо императору:

«…Я чувствую, что расстанусь с жизнью до 1 января…. Если я буду убит простыми убийцами, и особенно моими собратьями русскими мужиками, ты, царь русский, можешь ничего не бояться, останешься на троне и будешь править, и ты, царь русский, можешь ничего не бояться и за детей своих, они будут царствовать в России ещё сотни лет.

Но если меня убьют бояре, и если они прольют мою кровь и если их руки будут обагрены моей кровью, то 25 лет они не смоют мою кровь с рук. Они не покинут Россию. Братья будут убивать братьев, и они будут убивать один другого и ненавидеть один другого, и за 25 лет не останется бояр в стране.

Государь земли русской, если ты услышишь звон колокола, который возвестит тебе, что Григорий убит, ты должен знать это: если это будет твой родственник, который причинил мне смерть, тогда никто из твоей семьи, никто из твоих детей или родных не останется в живых, не пройдёт и двух лет. Они будут убиты русским народом….

Я буду убит. Мне не долго оставаться среди живущих. Молись, молись, будь сильным, думай, думай о твоей благословенной семье.
Григорий»

текст приведен по печатавшемуся в современных газетах, поэтому орфографические ошибки обычные для Распутина исправлены

На Николая это предсказание произвело сильное впечатление и, скорее всего, определило его многие дальнейшие поступки. Он сбылось через 19 месяцев после смерти старца – вся царская семья была расстреляна большевиками в Екатеринбурге.

Таким образом, убийство Григория Ефимовича Распутина имело огромное значение в истории Российской империи, стало предвестником революции. Печально, что с этим фактом связано имя Феликса Юсупова – главного заговорщика и преступника.

Историю жизни Распутина невозможно понять без знания тех особых взаимоотношений, которые сложились между ним и царской семьей. В течение более десяти лет Григорий Распутин был для царской семьи одним из самых близких людей. И царь, и царица, и царские дети, безусловно, любили его и верили ему.

Конец XIX - начало XX века характеризовались глубоким духовным кризисом вследствие отказа от российских духовных ценностей, традиций и идеалов, перехода значительной части образованного общества на основы существования по западной шкале координат. Царь, по своему положению являвшийся верховным хранителем народных основ, традиций и идеалов, ощущал трагический исход этого кризиса и очень нуждался в людях, которые были бы близки ему духовно. В этом и заключалась главная причина сближения царской четы и Григория Распутина. Тяга царя и царицы к Распутину носила глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, духовно настроенного, способного дать добрый совет. И вместе с этим они видели в нем настоящего русского крестьянина - представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности своей житейской интуиции, твердо знавшего что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.

«Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа», - говорила царица, а царь считал, что Григорий - «хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и в беседах (Наумов, 1995, с. 244).

Царь с царицей уважительно называли Распутина «наш друг» или «Григорий», а Распутин их «Папой и мамой», вкладывая в этот смысл «отец и мать народа». Беседовали друг с другом только на «ты».

В жизни царской семьи Распутин играл такую же роль, как святой Иоанн Кронштадтский. Они часто обращались к нему с просьбой помолиться. Распутин обладал необъяснимой властью над Царевичем Алексеем. При малейшем его недомогании призывали старца. Иногда хватало даже одного короткого телефонного разговора, чтобы добиться устранения того или иного недуга.

«Наследник жив, покуда жив я!» - Такой ультиматум ставил он своим «августейшим патронам», как бы подстраховываясь, на случай смены безмерного уважения и благоволения к нему, на немилость. (Сборник исторических материалов, т.1, с. 263).

Вполне естественно, что после этих слов Александра Федоровна, повинуясь своим материнским инстинктам, в буквальном смысле молилась на «старца». Безоговорочно поверив в то, что Распутин послан царской семье Богом для того, чтобы оберегать династию, в то, что его устами глаголи истина, царице не составило большого труда убедить в этом супруга.

Письма царицы супругу наполнены глубочайшей верой в Григория Распутина: «Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божью милость, - пишет она, - дают человеку силу все переносить. И наш друг поможет нести твой тяжелый крест и великую ответственность» (Покровский, 1923, т.4, с. 52).

Безусловно, царь прислушивался к советам Григория Распутина. Из царской переписки видно, что царь с вниманием выслушивал предложения Распутина и нередко принимал их. Особенно это касалось кандидатур на посты руководителей Святейшего Синода и передвижения епископов в различные епархии, хотя на последнем этапе своей жизни Григорий принимает участие и в подборе кандидатур на посты министров и губернаторов.

При безграничном доверии царя, мнение Распутина по тем или иным политическим и государственным вопросам учитывалось практически безоговорочно. Например, одного его слова было достаточно, чтобы кабинет министров пополнился доселе никому неизвестным человеком.

Все эти назначения проходили в большинстве случаев спонтанно. Арон Симанович в своих воспоминаниях описывал одно из них, при коем сам присутствовал: «Часто случалось, что царь телефонировал Распутину, требуя немедленно указать кандидата для какого либо освобождающегося поста министра. В таких случаях Распутин просил царя обождать несколько минут. Возвращаясь к нам, он требовал назвать необходимого кандидата…» (Симанович А.).

В последние годы правления Николая II все труднее было найти подходящего человека на какую-то должность, потому что люди элементарно боялись. Боялись того, что, прослужив некоторое время на высокопоставленной должности, они не просто попадут под волну недоверия и будут смещены с этого поста, но и попадут в немилость государя, и после этого ни о каких высоких должностях для них не могло быть и речи.

Е.Д. Черменский считал иначе. Он находит версию о значении воли Распутина при принятии государственных решений несостоятельной. Черменский утверждает, что пожелания Распутина просто полностью совпадали с мнением Николая II, и назначения министров производились только в соответствии с собственными решениями царя, принимавшимися самостоятельно. Эхом этих решений, возникающим в письменных источниках порой раньше, чем породивший его голос, служил Распутин. Сам он не мог играть в политике ту огромную роль, которая ему отводится, хотя бы вследствие своей «феноменальной необразованности» (Черменский, 1986, с.91).

Но вот какой наблюдается парадокс: царь, веривший в то, что Распутин послан ему небом, дабы защищать его и всю царскую семью и помогать ему самому советами от лицо господа бога, должен был бы безмолвно вслушиваться в каждое его слово, принимать его речь как истину, как пророчество, ибо устами его говорит сам бог, внимал его советам лишь в делах назначений или в делах меньшего масштаба. В серьезных же вещах он почти все и всегда делал по-своему.

У Григория Ефимовича были свои позиции практически во всех политических вопросах. Но они далеко не всегда совпадали с позициями государя и тот, не смотря на то, что Распутин в его глазах был «человеком божьим», не собирался их менять. Вопреки советам и даже мольбам «старца», вопреки письмам царицы Николай делал по-своему. Бывали также случаи, когда он просто не посвящал ни свою супругу, ни «чудотворца» в свои планы, и о том или ином его действии они узнавали уже из газет.

Распутин был резко против «бессмысленного кровопролития» Первой Мировой Войны. Как ни старался он царя заключить мир с Германией, на каких бы то ни было условиях, царь стоял на своем.

То же касается и крестьянского вопроса. Все попытки Распутина втолковать царю то, что крестьяне оставались самой бесправной категорией населения были тщетны. По его мнению, после проведенной в 1861 году реформы, крестьянам стало жить еще хуже чем при помещиках, так как земли у них стало меньше и отошло то, пусть даже скудное, но обеспечение, которое у них было во времена крепостничества. Он хотел убедить царя отдать крестьянам казенные и монастырские земли, но царь снова не согласился с ним.

В самом начале Первой Мировой Войны верховным главнокомандующим российской армии был великий князь Николай Николаевич. Однажды Распутин приехал к царю и поведал ему, что у него был сон, из которого следует, что через три дня Николай Николаевич пришлет известие о том, что в армии не хватает продовольствия, но верить ему не стоит, потому что этим известием он лишь пытается посеять панику и страх и тем самым заставить Николая II отречься от престола в его пользу.

В итоге этой встречи великий князь Николай Николаевич был сослан на Кавказ, а царь взял на себя командование всеми военными действиями.

Отсутствие единого мнения в научной литературе обусловлено разнообразием взглядов на одну и ту же проблему, присутствующую в исторических источниках, которыми располагают ученые на сегодняшний день. Это чаще всего свидетельства близких царю людей, занимавших государственные и придворные должности при нем, а также дневники и переписка.

Приведем здесь некоторые мнения о посредничестве императрицы между государем и Распутиным. Так, решающим считал влияние императрицы адмирал Бубнов. Того же мнения придерживался и Врангель (отец белого генерала П.Н. Врангеля): «Государством правила его (царя) жена, а ею правил Распутин. Распутин внушал, царица приказывала, царь слушался». Подтверждением схемы, предложенной Аврехом, является также реплика известного либерального историка и кадетского политика А. Кизеветтера: «…в полной мере … подтверждают (письма), что Александра играла решающую роль в установлении курса внутренней политики и в деле правительственных назначений» .

Не может согласиться с влиянием Распутина через императрицу дворцовый комендант Воейков: «Можно думать, что государыня под влиянием Распутина распоряжалась всеми назначениями и разрешала важные государственные вопросы. На самом же деле это было далеко не так, если судить по результатам, число лиц, кандидатуры которых поддерживала императрица, было прямо ничтожно». Молва, «будто бы Распутин проводит назначения через Царское Село», так же беспочвенна: «фактически всё сводилось к его личным отношениям с министрами, ничего общего с императрицей не имевшим».

Встают на защиту царя другие его приближенные. Флигель-адъютант царя Мордвинов пишет: «Он (царь) соглашался только с теми мнениями, которые не противоречили его собственным». Правда, мнения часто совпадали, но это были именно совпадения, а не подчиненность.

Есть также мнение Гурко: «Расстаться с ней [императрицей Александрой Федоровной -- А.Д.] он и мысли не допускал, а потому молча, порой стиснув зубы, выносил ее гнет, выйти из-под которого он, однако, неоднократно стремился».

О непосредственном влиянии Распутина Морис Палеолог, французский посол в России, говорит следующее: «Имеет ли Распутин такую же власть над императором, как над императрицей? Нет, и разница ощутительна», особенно тогда, когда «старец» вмешивается в политику. Тогда Николай II облекается в молчание и осторожность, он избегает затруднительных вопросов; он откладывает решительные ответы, во всяком случае, он подчиняется после большой внутренней борьбы, в которой его прирожденный ум часто одерживает верх».

В своих исследованиях историки опираются не только на свидетельства современников и анализ известных фактов. Решающую роль играют материалы переписки Николая II и его жены. Приведем здесь некоторые письма императрицы своему супругу.

«Держи эту бумагу перед собой… Вели ему [Протопопову -- А.Д.] больше слушаться нашего Друга».

«Мой милый!.. Я, может быть, недостаточно умна, но у меня сильно развито чувство, а оно часто помогает больше, чем ум. Не сменяй никого до нашей встречи, давай спокойно всё обсудим вместе».

Летом 1916 г. Александра Федоровна пишет мужу в Ставку: «А сейчас Он [Распутин -- А.Д.] считает, что было бы целесообразно не слишком настойчиво наступать на западном участке фронта…»

На материалах этой переписки очень хорошо обосновывается гипотеза об опосредованном воздействии Распутина на государственные дела, которое оказывалось сначала на императрицу, а через нее -- на царя.

Сохранились также некоторые письма Распутина к самому Николаю II: «Твердость стопа Божия против немцев не наступайте держись румынского фронта оттуда слава воссияет Господь укрепит оружие молюсь горячо Григорий» и «Очень коротко и ласково беседовал с Калининым умоляет чтоб ему никто не мешал также контрразведка пущай ведет свое дело ласково беседовали об узнике по христиански… дай власть одному чтобы работал разумом Григорий».

Сказать, что Распутин ведал абсолютно всеми делами в государстве, было бы все равно, что солгать. Да, влияние его на всю царскую семью было огромно, да, по его указке назначались почти все министры и высокопоставленные чиновники с 1902 года по 1916, но слушал его далеко не всегда, и поэтому ему приходилось прибегать к каким-то другим мерам, помимо немногосложных телеграмм и разговоров.

По приказу царской семьи за Распутиным было установлено наблюдение царской охранки. Белецкий, директор департамента полиции, отмечал в своих записках, что в конце 1913 года, наблюдая за перепиской приближенных к Распутину лиц, заметили среди них письмо одного из Петроградских гипнотизеров, в котором было абсолютно четкое указание на то, что «чудотворец» брал у него уроки гипноза.

Этим же можно объяснить притягательность его глаз для всех окружающих. Все люди, знакомые с ним лично, неизменно выделяли его глаза. Они всегда производили неизгладимое впечатление. Елена Джанумова так писала о нем в своем дневнике: «Ну и глаза у него! Долго выдерживать его взгляд невозможно. Что-то тяжелое в нем есть, как будто материальное давление вы чувствуете, хотя глаза его часто светятся добротой, но какими жестокими они могут иногда быть и как страшны в гневе…»

О другом же способе его влияния на царя высказывает свое предположение Владимир Митрофанович Пуришкевич в своем дневнике: «Зачем ты, Феликс, - сказал Распутин Юсупову - не бываешь у Бадмаева? Нужный он человек… Даст он тебе махонькую рюмочку настоечки, попьешь ты этой настоечки в час, когда на душе у тебя смутно, и сразу тебе все пустяком покажется, и сам сделаешься такой добренький, такой глупенький и будет тебе все равным-равно» Есть все основания полагать, что именно этой «настоечкой» угощал он императора. Подтверждения, пусть даже и косвенные можно найти в воспоминаниях его личного секретаря. Перед тем как рассказать об обмане, который готовил великий князь Николай Николаевич, Распутин налил себе и царю мадеры, своего любимого напитка, и велел царю пить из своего стакана, а сам пил из царского. После этого он смешал остатки вина из обоих стаканов и велел Николаю выпить его. И только после всех этих «мистических» приготовлений он поведал ему о своем видении. Через несколько дней после этого, великому князю был подан поезд, который должен был доставить его на Кавказ.

Каким бы то ни было образом, но Распутин за очень короткий срок обрел над царской четой почти безграничную власть, но, тем не менее, в какие-то моменты царь ускользал от его влияния и принимал решения самостоятельно, вопреки наставлениям «старца» и Александры Федоровны.