Проектная деятельность в доу. Проектная деятельность как средство реализации фгос в доу

Дошкольное образование - важнейшая ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому очень важно правильно организовать обучение в ДОУ. Один из способов сформировать учебный процесс - внедрить проекты в детском саду.

Для чего нужны проекты в детских садах

Ребёнок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения - дать базовые навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Например, в ДОУ детям рассказывают об алфавите, учат читать, а также выполнять простейшие математические действия - сложение и вычитание.

Внедрение проектов в детских садах призвано помочь построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам.

Типы и виды проектов по ФГОС ДО

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

  1. По доминирующему принципу.
  2. По характеру содержания и информативности.
  3. По роли ребенка в проекте.
  4. По особенностям проводимых контактов.
  5. По количеству участвующих в проекте людей.
  6. По сроку действия.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Ролевые с элементами игры.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Творческие.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Большое значение имеют следующие виды проектов:

  • исследовательские;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • межгрупповые;
  • комплексные;
  • творческие.

Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Документы, необходимые для реализации проекта

Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:

  1. Составить цель проекта.
  2. Разработать план достижения цели.
  3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составить план-схему проекта.
  5. Собрать необходимый материал.
  6. Включить в проект занятий разные виды деятельности.
  7. Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.

При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:

  1. Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
  2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели.
  3. Выполнение проекта - практическая часть.
  4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Проекты для разных возрастных групп в ДОУ

В детских садах существует разделение на следующие группы:

  • ясельная - от 1,5 до 2 лет;
  • младшая - от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;
  • средняя - от 4 до 5 лет;
  • старшая - от 5 до 6 лет;
  • подготовительная - от 6 до 7 лет.

Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям - не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям - не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.

С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе - это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

Образцы проектов по ФГОС

Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:

  • пояснительная записка;
  • паспорт проекта;
  • циклограмма его реализации;
  • этапы работы над ним;
  • итоги;
  • отзывы участников.

Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.

В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога. Образец паспорта проекта в ДОУ по ФГОС можно посмотреть .

Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.

Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй - 11, а третий - 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.

Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ.

Татьяна Лунегова

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности , которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников .

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности , т. е. компетенции.

Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов .

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании . Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию , метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В европейских языках слово «проект » заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед» , «выступающий» , «бросающийся в глаза» . В переводе с греческого проект – это путь исследования.

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников , как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В новое время этот термин связывается с понятием «проблема» . Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы :

Выбор цели проекта - воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Разработка проекта - составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратится за помощью , определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научится работать для достижения цели.

Выполнение проекта - выполняется практическая часть проекта .

Подведение итогов - проводится «разбор полетов» , оценка результатов и определение задач для новых проектов .

Проекты бывают разных видов :

Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника .

Исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки , по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее , ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков) .

Внедрение проектного метода в нашем детском саду началось несколько лет назад.

Чтобы добиться результатов в данном направлении наши воспитатели освоили новую технологию (метод проектов , что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность , активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс , создать предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями метода проектов .

Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в развитии и воспитании детей. Дети старшей и подготовительной группы получили Дипломы победителя на муниципальном конкурсе исследовательских работ («Эта загадочная плесень» , «Как тебе живется, белый медведь» ).

Дети средней группы составляли проекты совместно с родителями («Деревья родного края» , «Улица, на которой я живу» , «Птицы, зимующие в нашем крае» ).

Вся эта деятельность способствовала развитию у детей самостоятельности, они учились работать в группах; знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами , усваиваются надолго, т. е. повышается качество образования .

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Литература :

1. Образовательные проекты в детском саду . Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М : Айрис-пресс, 2008.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, - 3-е изд. -М :АРКТИ, 2005.




Ольга Кнутова

Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности . Наиболее активной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников, является в наши дни метод проектов .

Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Слово «проект » происходит от латинского слова «projects», что означает «брошенный вперед» , выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает «путь исследования» .

Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века – П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Вввв. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем во второй половине 30-х годов, наряду с передовыми идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов .

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность » , так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении . Педагог представлял обучающий процесс, как ряд опытов . Знания, полученные в процессе одного опыта , развивали и обогащали последующий опыт .

Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность , как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа , имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема , для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта , становятся достоянием их личного опыта . Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентировочным и деятельностным подходами .

Типологии проектов в ДОУ :

По количеству участников :

Индивидуальные;

Групповые.

По продолжительности :

Краткосрочные (1-4 недели) ;

Среднесрочные (1-3 месяца) ;

Долгосрочные (полугодие, учебный год) .

Монопроекты (ода образовательная область) ;

Интегративные (две и более образовательные области) .

По доминирующему виду проектной деятельности ;

Информационные;

Исследовательские;

Творческие;

Практико –ориентировочные и т. д.

Виды проектов в ДОУ (по Т. В. Фуряевой) :

Исследовательско-познавательные (старший возраст) :

Совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самостоятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений и т. д.

Игровые (младший возраст) :

Использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем.

Информационно- практико-ориентированные (средний возраст) :

Сбор информации и ее реализации (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей , составление планов и схем, картотек и др.)

Творческие (младший возраст) :

Оформление результата деятельности в виде праздников , театральных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

Досуговые :

Спортивные и развлекательные мероприятия.

Комплексные :

Смешанные типы по предметно- содержательному наполнению.

Этапы работы над проектом :

1. Целеполагание : Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности .

2. Разработка проекта : Составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели ).

3. Выполнение проекта : Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта .

4. Подведение итогов : Определение задач для новых проектов .

5. Презентация : Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности .

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.

Работая над проектами , я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка :

Творческое начало, воображение, изобретательность;

Способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

Способность ставить проблемы и находить их решение;

Неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику : мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом , я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта , расширения возможностей реализации проекта . Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

И более подробно я хочу рассказать о тех проектах , которые были проведены в нашей группе.

Наиболее интересным из последних проектов я считаю краткосрочный проект «Азбука доброты» .

Вид проекта : познавательный.

Тип проекта : групповой, краткосрочный (2 недели) .

Срок реализации проекта : (05.12 – 16.12)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность :

Актуальность проекта обусловлена необходимостью дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Анализ работы детского сада показывает , что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. По результатам диагностики, опроса родителей выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.

Цель проекта : Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплоченности коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта :

Узнать значение слова «доброта» (с помощью взрослых, просмотреть значение слова в

справочниках);

Выяснить, как стать добрым (с помощью взрослых, наблюдать за тем, как люди проявляют доброту) ;

Развивать представление о добре и зле;

Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.

В процессе проекта , выявить основные правила доброты;

Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте;

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;

Воспитывать уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества : доброту, уважение, милосердие;

Уточнять знания об этикете, закреплять правила вежливого общения;

Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.

Предполагаемые результаты :

Дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;

Снижение детской конфликтности , налаживание дружеских взаимоотношений между детьми;

Создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

У детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;

Уважительно относятся к людям пожилого возраста;

Бережно относятся к живой и неживой природе;

Могут составить рассказ о добром поступке.

Предварительная работа :

Провести родительское собрание на тему :

«Семья» . Предложить родителям совместно с детьми придумать и сделать герб своей семьи. Дать объяснение символике.

Предложить каждой семье принять участие в общесадовом конкурсе на лучшую кормушку для птиц;

Провести беседу с родителями на тему «Добрый поступок моей семьи» . Дать задание вспомнить, обсудить с детьми и вместе написать краткий рассказ на заданную тему.

Правила доброты :

Помогайте маме нести тяжелую сумку;

Защищайте девочек и маленьких детей;

Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается;

не допускайте грубости;

Старайтесь во всем помочь ближнему;

Помогайте слабым, больным;

Учитесь добру у других;

Уступайте место в автобусе пожилым людям;

Будьте добрыми и милосердными людьми;

Относитесь к людям так, как хотели, чтобы они относились к вам.

Познавательное развитие :

Беседы :

- «Что значит быть добрым?» , «Беседа о добрых делах и поступках» , «Давайте никогда не ссориться!» , «Как мы можем позаботиться о старших?» , «Как помочь птицам зимой?» .

Просмотр мультфильмов :

- «Добро пожаловать» , «Как ослик счастье искал» , «Кошкин дом» .

Дидактические игры :

- «Хорошо – плохо» , «Оцени поступок» .

Дидактические упражнения :

- «Если кто-то заболел» , «Подари улыбку» .

Социально-коммуникативное развитие :

Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу» .

Ситуативный разговор «Мы любим делиться» , «Мы – защитники малышей» ;

Драматизация сказки «Два жадных медвежонка» , кукольный театр «Заюшкина избушка» ;

- С. р. игры : «Семья» , «К нам пришли гости» ;

Игры с телефоном (любая тема) : вежливое обращение;

ИОС «Вручи подарок» ;

Д. и. «Волшебная шляпа» ;

Ремонт книг «Книжкина больничка» ;

Дежурство по столовой (взаимопомощь) ;

Помощь дворнику в уборке снега на участке д. сада;

Помощь в уходе за комнатными растениями в группе.

Речевое развитие :

- Речевые игры : «Мост дружбы» , «Добрые и вежливые слова» , «Добрые приветствия» , «Душевный разговор» ;

Рассказы детей о добром поступке, который совершил ребенок или члены его семьи;

Чтение художественной литературы :

М. Пляцковский «Урок дружбы» , «Настоящий друг» ; Э. Шим «Брат и младшая сестра» , «Умей обождать» ; Я. Аким «Жадина» ; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» ; Е. Серов «Добрый великан» ; Н. Осеева «Плохо» , «Добрые слова» ; Т. Пономарева «Хитрое яблоко» ; Н. Юсупов «Простите» ; Е. Благинина «Подарок» .

- Стихи для заучивания :

Е. Алябьева «Добрым быть приятно» , А. Яшин «Покормите птиц зимой» .

Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.

Физическое развитие :

Подвижные игры :

- «Веселые Смешарики» , «Ловишки» . «Веселые старты» ;

Пальчиковые игры :

- «Дружные ребята» . «В гости» .

Художественно-эстетическое развитие :

Прослушивание песен о дружбе, друге : «Улыбка» , «Есть у солнышка дружок» ;

- «Новогодняя открытка для дедушек и бабушек дома престарелых» ;

- «Нарисуй улыбку» ;

Изготовление эко кормушек.

Изготовление плаката «Наши добрые дела» .

Этот проект заинтересовал , как детей, так и родителей, которые с удовольствием помогли в нашей работе .

Иногда, для большей заинтересованности детей к проекту , я привлекала не только родителей, но и людей со стороны, которые могли в наибольшей мере раскрыть ту или иную тему. Так в проекте «Правила дорожной безопасности» на родительском собрании выступил инспектор ПДД. А игры по ПДД провел майор нашей ракетной дивизии. Родители и дети были очень заинтересованы.



А это приглашенный ансамбль к проекту «Народные праздники» . Дети по настоящему были вовлечены в ауру народных праздников, водили хороводы, слушали народные песни, играли в игры давно минувших лет, смогли рассмотреть такие музыкальные инструменты, как гусли и домра.

Очень часто в своей работе я использую исследовательский вид проектной деятельности . Исследовательский проект , как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта включает в себя 4 этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этап заканчивается формулировкой вопроса (Почему в холодильнике холодно? Можно ли приручить мышь? Для чего нужен зоопарк? и др.)

На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта , то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче и т. д.

Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта .

Третий этап – презентация проекта . Он имеет большую значимость для социального развития ребенка : рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.

Четвертый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается . Можно организовать выставку проектов ; придумать различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами .

Примером исследовательского проекта хочу представить проект своего воспитанника Саргана Саши на тему «Почему нельзя есть много конфет?»

Результаты работы показывают , что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности .

Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus («брошенный вперед»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Метод проектов в ДОУ «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой Воспитатель Липагина Наталья Викторовна Феодосия 2016г.

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

1 . На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана-схемы проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания для сам. выполнения. 8. Презентация проекта, открытое занятие. План работы воспитателя по подготовке проекта

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам: По тематике Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов. По составу участников Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные. По срокам реализации По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год). Классификация проектов

Творческие После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Исследовательские Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок. Игровые Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Информационные Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.). Виды проектов в ДОУ:

Задачи развития детей в проектной деятельности. В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; - развитие коммуникативных навыков.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

1 . Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с. 2 . Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4 . 3 . Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3 . 4 . Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1 . 5 . Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2 . 6 . Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). 7 . Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с. 8 . Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на , формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям и может быть осуществлен как в рамках дошкольников, так и посредством .
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи :
— обучать элементарному планированию;
— формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
— развивать творческие способности;
— формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Основные требования к проектной деятельности:
— наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
— самостоятельная деятельность дошкольника;
— использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Типология проектов :
(по Евдокимовой Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»)
доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
предметно-содержательная область : моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;
характер координации проекта (руководство со стороны воспитателя): непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);
количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые);
продолжительность проекта (краткосрочные (1 -2 занятия), среднесрочные (до месяца), длительные.

В дошкольном учреждении могут быть:
1. Информационные проекты
— направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
— структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.

2. Исследовательские проекты
— осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Пример исследовательского проекта можно посмотрет ь

3. Ролевые проекты
— это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
4. Творческие проекты
— как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
— творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.)

Деятельность педагога :
На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу.
В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию.
На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей
На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д.
На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.

Деятельность дошкольников :
На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.
На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков
На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности

Структура образовательного проекта:
— название проекта;
— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта;
— общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты;
— этапы проведения проекта;
— результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Темы проектов в дошкольном образовании достаточно разнообразны, например:
— Папа, мама, я — спортивная семья.
— Техника, которая нам помогает.
— Здравствуй, олимпиада!
— Памятники нашего города.
— Игрушки из бабушкиного сундучка и др.

Результатами проектной деятельности могут быть:
— Выставка, газета, журнал.
— Костюм, модель, коллекция.
— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.
— Экскурсия, поход, путешествие.
— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
— Спектакль, праздник, видеофильм.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в