Основы пассажирских перевозок

Основная задача организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении наряду с обеспечением безопасности и высококачественного обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах.

Для организации пассажирских перевозок и развития соответствующих устройств устанавливают ожидаемый объем перевозок в пассажирокилометрах. Основой для этого служат результаты анализа отчетности о выполненных перевозках за прошедший период, данные о численности населения, состоянии экономики (в том числе о строительстве новых городов и поселков, железнодорожных линий), расширении сети курортов и домов отдыха, развитии коллективного садоводства и огородничества и т.д. Учитывают и такие факторы, как массовые организованные перевозки пассажиров на выставки и туристов, удельный вес междугородных и пригородных перевозок пассажиров другими видами транспорта.

Пассажиропотоки определяют по направлениям и периодам года, а ддя пригородного движения - также по месяцам, дням недели и времени суток. Для этого используют данные обследований пассажиропотоков. Из-за специфики пассажирских перевозок осуществляют их раздельное планирование в дальнем, местном и пригородном сообщениях по методикам, приведенным в курсе Экономика транспорта.

Пассажирские поезда подразделяют на следующие категории: дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные - 150... 700 км и пригородные - до 150 км.

Дальние и местные поезда в зависимости от скорости движения и числа остановок могут быть скоростными, скорыми и пассажирскими.

К скоростным и скорым относятся поезда, следующие с высокой скоростью и имеющие остановки только на больших станциях. Комфорт для пассажиров и скорость до 200 км/ч обеспечивают скоростные поезда ЭР200 и Невский экспресс, которые курсируют на линии Петербург-Москва.

Пассажирские поезда следуют с меньшей скоростью и останавливаются на всех или на большинстве станций. Их средняя скорость движения составляет лишь около 50 км/ч. Перевозка почты и багажа осуществляется в специальных вагонах, включаемых в скорые, пассажирские и почтово-багажные поезда.

При составлении расписания отправление дальних поездов с начальных пунктов назначают, как правило, в вечернее время, а прибытие на конечные пункты - в утреннее. Расписание местных и пригородных поездов стремятся сделать удобным для основной категории пассажиров, согласовывая его с часами работы предприятий и учреждений. В некоторых случаях при возникновении больших пассажиропотоков помимо обычных могут быть сформированы пассажирские поезда длинносоставные, повышенной длины и соединенные. В первом случае длина поезда превышает установленную схемой его формирования, во втором случае в состав пассажирского поезда входят 20 вагонов и более.

Пассажирский поезд называют соединенным, если он составлен из двух сцепленных пассажирских поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда.

Наибольший удельный вес в общем объеме пассажирских перевозок занимают пригородные перевозки. Их характерными особенностями являются необходимость частых остановок для посадки и высадки пассажиров и значительная неравномерность движения по периодам года, дням недели и времени суток.

На пригородных линиях с небольшими размерами пассажирского движения, где применение электротяги может оказаться экономически неоправданным, используют дизель-поезда и автомотрисы.

Устройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать им максимальные удобства. Это учитывается, в частности, при проектировании вокзалов и планировке вокзальных помещений.

Для удобства пассажиров проводится предварительная продажа билетов с доставкой на дом, причем не только в городах, но и на промежуточных станциях пригородных зон; практикуется оформление билетов на дальнейший путь следования непосредственно в поездах. На крупных вокзалах внедрена система диспетчерского руководства продажей билетов. Билетные кассиры включаются в диспетчерскую сеть центрального пункта. Внедрена автоматизированная система Экспресс-2 для резервирования, учета мест и продажи билетов на поезда дальнего следования. Эта система затрачивает на обслуживание одного пассажира 45 с.

Внедрение системы Экспресс-3, основанной на новых программных средствах и имеющей существенно больший объем памяти, чем у системы Экспресс-2, помимо повышения качества сервисных услуг, предоставляемых пассажирам, обеспечит полную автоматизацию технологических процессов и более высокий уровень управления пассажирскими перевозками в целом по сети.

Для удобства пассажиров на ряде станций - в пунктах стыка различных видов транспорта - созданы объединенные вокзалы, обслуживающие пассажиров железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта.

В последние годы введены новые фирменные поезда, обеспечивающие комфортные условия поездки; на крупных вокзалах созданы центры сервисного обслуживания, предоставляющие пассажирам широкий спектр услуг: оформление билетов по России и сопредельным странам, бронирование мест по телефону, доставка проездных билетов на дом, междугородная и международная связь и др.

На дорогах стали функционировать дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании и создаются дирекции по обслуживанию пригородных пассажиров.

Росту пассажирских перевозок в значительной мере способствует увеличение скорости движения поездов благодаря вводу в эксплуатацию скоростных электропоездов, вагонов и локомотивов нового поколения.

Однако в нашей стране, как и за рубежом, пассажирские перевозки, особенно пригородные, всегда были и остаются убыточными. Для покрытия этих убытков принимаются меры по снижению эксплуатационных затрат, повышению уровня комфортности и сервиса. Особое значение приобретает роль региональных администраций в приобретении нового подвижного состава, выделении средств на развитие устрой ств дл я обслуживания пассажирских перевозок.

Организация пассажирских перевозок

Нормативной базой при пассажирских перевозках автомобильным транспортом являются ранее указанные основополагающие документы: Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников Содружества Независимых Государств, Правила перевозок пассажиров автобусным транспортом в Республике Беларусь, Правила перевозок пассажиров автомобилями-такси в Республике Беларусь, а также правила пользования городским пассажирским транспортом в отдельных городах.

Пассажирский автомобильный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта страны. Он удовлетворяет транспортные потребности городского и сельского населения, обеспечивая массовые и индивидуальные перевозки пассажиров парком автобусов и легковых автомобилей.

Развитие пассажирского транспорта, более полное удовлетворение потребностей в перевозках оказывают значительное влияние на использование свободного времени трудящихся и производительность их труда. Поэтому проблема пассажирского автомобильного транспорта является важной частью программы социального развития. Успешное ее решение зависит от степени совершенства и обоснованности системы перевозочного процесса, обеспечивающей главное звено и конечную цель эксплуатационной деятельности пассажирского транспорта.

Пассажирские автомобильные перевозки подразделяются:

· п о т е р р и т о р и а л ь н о м у п р и з н а к у – на городские, пригородные, междугородные (внутриобластные, межобластные и межреспубликанские) и международные; выделяются сельские перевозки, связывающие сельские населенные пункты между собой и с другими пунктами;

· п о в и д у т р а н с п о р т н ы х с р е д с т в – на автобусные и перевозки легковыми автомобилями;

· п о н а з н а ч е н и ю – на маршрутные для общего пользования (регулярные линии), туристско-экскурсионные, школьные (перевозки учащихся), служебные и индивидуальные.

Наибольший удельный вес в пассажирских перевозках автомобильным транспортом занимают автобусные перевозки, так как автобус является одним из основных видов массового городского транспорта, а в малых городах – единственным.

Перевозки пассажиров легковыми автотранспортом осуществ­ляются на таксомоторах (автомобилях-такси), служебных, про­катных и личных автомобилях.

Таксомоторные перевозки получили широкое распростране­ние в нашей стране как наиболее быстрые и удобные. Автомоби­ли-такси не заменяют, а дополняют маршрутизированный город­ской транспорт, поскольку они используются главным образом для срочных перевозок, требующих доставки пассажира "от две­ри к двери", для поездок пассажиров с багажом, перевозок в рай­онах, где нет маршрутного городского транспорта, или в те часы, когда этот транспорт не работает.

Особенностью эксплуатации автомобилей-такси является высокая интенсивность их использования (13-14 ч в сутки с про­бегом 200–300 км) в напряженных условиях городского движе­ния.

Главное условие таксомоторных перевозок – быстрое пре­доставление

автомобиля-такси пассажиру. Этого можно достиг­нуть выбором правильного режима работы автомобилей-такси на линии, рациональным распределением их стоянок на территории города и хорошо налаженной диспетчерской связью.

Работа наиболее производительна в тех случаях, когда чис­ло такси на линии соответствует спросу населения, поэтому гра­фик выпуска автомобилей-такси на линию должен соответство­вать графику спроса.

Стоянки такси чаще всего устраивают в наиболее оживлен­ных местах. Чем больше число стоянок автомобилей-такси в го­роде, тем меньше пассажир тратит времени на поиск, тем короче холостые пробеги у такси и тем быстрее может быть организована их подача по телефонному вызову.

В местах большого скопления автомобилей и большого пас­сажиропотока (у вокзалов, театров и т. д.) устраивают посадочные площадки, куда подаются автомобили-такси. Выбор места стоян­ки, а также расстановка на ней автомобилей должны обеспечи­вать наибольшие удобства (небольшое расстояние пешего подхо­да, отсутствие пересечений транспортных потоков), возможность быстрого выезда и установки автомобиля на стоянку с наимень­шим числом маневров и передвижений во время ожиданий пас­сажира, а также четкую очередность отправления.

Стоянки обозначают указателями, оборудуют средствами связи с диспетчерскими пунктами и сигнализационными устрой­ствами. Обоснование места расположения стоянок автомобилей-такси только примерной ориентацией на места наибольшего "спроса" недостаточно. Расположение их в городе, интервал под­хода автомобилей и число автомобилей, одновременно находя­щихся на них, должны определяться на основе наблюдений и статистической обработки данных об образовании пассажиропо­токов. Количественная характеристика этого процесса может быть выражена математически с учетом зависимости от времени суток. Таким образом, могут быть установлены математические параметры "спроса". Критерии эффективности получаемого ре­шения могут быть различные: по времени ожидания и другим показателям, характеризующим удовлетворение спроса пассажи­ров на автомобили-такси, по холостым пробегам и затратам вре­мени для подъезда к стоянкам, по стоимостным показателям.

Маршруты движения при перевозках пассажиров. Маршрут является основной формой организации движения между двумя пунктами. Маршруты, по которым осуществляется движение автобусов по городу, имеют установленные обозначения в виде номера (иногда букв) в зависимости от трассы следования или режима работы. Типы городских маршрутов определяются также расположением их относительно центральной части города.

Открытие новых регулярных автобусных маршрутов производится:

· в го­родском и пригородном сообщении – городскими и районными исполнительными комитетами;

· междугородном в пределах области – областными исполнительными комитетами;

· междугородном межобластном – Министерством транспорта и коммуникаций;

· международном – Министерством транспорта и коммуникаций совместно с органами государственного управле­ния автомобильным транспортом других государств, по террито­рии которых проходит маршрут. В работе по организации откры­тия маршрута участвует перевозчик, который будет выполнять перевозки на маршруте. В случае принятия решения по откры­тию маршрута составляется его паспорт, разрабатывается распи­сание движения автобусов.

Радиальные маршруты – маршруты, проходящие с окра­инной или пригородной зоны города и оканчивающиеся в цен­тральной. Они обеспечивают наибольшие пассажиропотоки.

Диаметральные маршруты – маршруты, которые начина­ются и заканчиваются за пределами центральной части города, но пересекают центральную часть города отдельными участками, что способствует рациональной перевозке пассажиров.

Тангенциальные маршруты – маршруты, проходящие по трассам, минуя центральную часть города. Они организуются в городах с населением более 200 тыс. человек, при расположении про­мышленных предприятий и жилых районов города в периферий­ной зоне относительно центра города.

Кольцевые маршруты образуются из соединения несколь­ких тангенциальных и обслуживают участки с большими пасса­жиропотоками на направлениях, обходящих центр города. Ко­нечные пункты кольцевых маршрутов назначаются на участках с минимальными пассажиропотоками, возможна организация дви­жения с одним конечным пунктом на маршруте.

Маршруты, в зависимости от длительности и времени их работы , можно разделить:

· на основные – автобусы работают в течение двух смен;

· ночные – автобусы работают только в ночное время;

· дневные – с укороченным рабочим днем (до 19-20 ч) или только в часы пик, по обслуживанию участков транспортной сети со значительным пассажиропотоком;

· дополнительные – только по разовому обслуживанию в ча­сы организации зрелищных мероприятий, а также вывоза насе­ления в зоны массового отдыха и т.д.;

· производственные – завоз (вывоз) рабочих смен крупных предприятий непосредственно перед началом и окончанием сме­ны.

В целях снижения затрат времени пассажиров на поездки и повышения эффективности использования подвижного состава могут организовываться скоростные и экспрессные маршруты (рейсы), при выполнении которых автобусы останавливаются на остановочных пунктах маршрута, имеющих значительный пас­сажиропоток. При сокращении времени пассажиров на поездки до 20-25 % повышается производительность подвижного состава за счет увеличения его оборачиваемости (на 10-20 %), снижается себестоимость перевозок, уменьшается расход топлива (на 3-5 %).

По методам контроля и управления движением маршруты можно разделить на три категории:

первая – интервал движения в часы пик свыше 15 мин. Движение организуется по расписанию, которое доводится до пассажиров на всех остановочных пунктах маршрута, что дает возможность при больших интервалах планировать свой подход к остановке. Качество обслуживания пассажиров оценивается по проценту выполнения рейсов и точности движения. Из управ­ляющих воздействий возможны только замены графика при схо­де автобуса с маршрута;

вторая – интервал движения в часы пик 6–15 мин. Движе­ние осуществляется по расписаниям, которые в зависимости от возмущающих воздействий – сходов, опозданий, погодных усло­вий – могут изменяться по отдельным автобусам или всем рабо­тающим на маршруте. Качество обслуживания пассажиров оце­нивается по регулярности, индивидуальная работа водителей – по точности движения. Возможны управляющие воздействия: при сходе автобуса – направление резерва, переключение с маршрута на маршрут и раздвижка интервалов; при опоздании с прибытием на конечные пункты маршрута – проезд части маршрута без ос­тановок, направление в укороченный или экспрессный рейс; при переходе на оперативный интервал – пересчет расписания дви­жения в реальном масштабе времени;

третья – интервал движения в часы пик 2–6 мин. Качест­во обслуживания пассажиров и работы водителей оценивается по регулярности движения. На этих маршрутах возможны только бригадная форма работы с коллективной ответственностью и управляющие воздействия, связанные со сходом автобуса с мар­шрута и переходом на оперативный интервал.

Важность постоянных транспортных связей между отдель­ными районами города служит основой для создания маршрутной сети города. При обслуживании населения несколькими видами транспорта эта сеть является совокупностью их маршрутов.

Основным документом, характеризующим автобусный мар­шрут, является паспорт , который составляют по утвержденной форме на действующие и вновь открываемые автобусные маршру­ты различных сообщений. До оформления паспорта движение ав­тобусов не разрешается. Паспорт маршрута должен быть у каж­дого перевозчика, работающего на маршруте, и у утверждающей организации. Возникающие изменения вносят в соответствующие разделы паспорта и схему маршрута, выдаваемую водителю.

Паспорт маршрута содержит:

· общие сведения (наименование по конечным пунктам, присвоенный номер, вид маршрута, дата со­ставления, протяженность, сезонность работы, дата открытия и ос­нование, дата закрытия и основание);

· схему маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений (пункты на трассе пути сле­дования с указанием автовокзалов, автобусных станций и па­вильонов, билетных касс, диспетчерских пунктов и топливозаправочных пунктов, станций технического обслуживания, тарифных остановок, нетарифных остановок, остановок по требо­ванию, погранпереходов);

· акт замера протяженности маршрута (в прямом и обратном направлениях расстояние между остановочны­ми пунктами и от начального пункта);

· таблицу расстояний между остановочными пунктами маршрута и номера поясов, опреде­ляющих стоимость проезда и провоза багажа между остановоч­ными пунктами;

· характеристику дороги на маршруте (название дорог, категория, ширина проезжей части, тип и состояние покрытия по участкам с указанием их протя­женности), сведения о трассе маршрута (мосты, их местонахож­дение и грузоподъемность, железнодорожные переезды, их место­нахождение и вид, наличие съездных площадок на остановочных пунктах, наличие разворотных площадок на конечных пунктах);

· характеристику автобусных станций, автопавильонов и диспет­черских пунктов;

· тарификацию маршрута;

· типы применяемого подвижного состава; сведения о перевозчике или перевозчиках (наименование, юридический адрес, телефоны, номер лицензии на данный вид перевозок, дата ее получения, кем выдана и срок действия; начало и окончание движения автобусов на линии, ин­тервалы движения по периодам суток и дням недели (обычные, субботние, воскресные);

· время начала и окончания работы основ­ных предприятий и организаций, расположенных вблизи мар­шрута.

Паспорт подписывается составителем, согласовывается с дорожными органами, органами Государственной автомобильной инспекции и утверждается органом, разрешающим открытие маршрута. К паспорту прикладываются расписания движения на маршруте подвижного состава.

Дорожные условия обследуют на автомобиле с тарирован­ным спидометром или с помощью передвижной лаборатории, от­мечают недостатки в благоустройстве дорог и опасные для дви­жения места, определяют остановочные пункты автобусов и расстояния между ними (с точностью до одной десятой километ­ра). При обследовании используют сведения, содержащиеся в паспорте автомобильной дороги.

Отличительные знаки, указатели и схемы маршрутов, а также информационные таблички подвижного состава пассажир­ского автомобильного транспорта должны соответствовать стан­дартам (техническим условиям).

Отличительный знак легковых таксомоторов и маршрутных такси представляет собой изображение черных или белых квадратов, расположенных в шахматном порядке.

Указатели маршрута в зависимости от места их расположе­ния могут быть передними, боковыми и задними.

Организация движения автобусов. Работа автобусов на маршрутах организуется по расписа­нию. Маршрутное расписание движения является документом, составленным с учетом потребности в пассажирских перевозках, и должно обеспечивать качественное обслуживание населения, эффективное для данного объема перевозок использование под­вижного состава с учетом нормальных условий труда и отдыха водителей.

Расписание движения подразделяется на жесткое и пере­менное. Жесткое расписание не подлежит изменению в течение суток и применяется на маршрутах с разными интервалами дви­жения. По этому расписанию работают все маршруты пригород­ного и междугородного сообщений, а также городские маршруты первой категории с плановыми интервалами движения в часы пик свыше 15 мин. Компенсация опоздания с прибытием на ко­нечные пункты маршрута в связи с изменением условий движе­ния производится только за счет сокращения времени отстоя, ко­торое принимается в зависимости от времени оборота и других факторов.

Плановое время прохождения определяется по каждому ос­тановочному пункту маршрута.

Переменное расписание может оперативно изменяться в те­чение суток для группы автобусов, работающих на маршруте, или для всех автобусов. Оно обеспечивает движение автобусов на го­родских маршрутах второй и третьей категорий (интервал до 15 мин). Информация о плановом интервале движения по каждому периоду суток доводится до пассажиров на всех остановочных пунктах маршрута.

Составление расписания движения автобусов производят вручную или автоматизированным способом на ЭВМ.

Ручной метод, в свою очередь, делится на графический и табличный. В первом случае расписание времени прохождения автобусами остановочных пунктов маршрута представляется в виде графика в системе координат времени и расстояния, что по­зволяет наглядно увидеть равномерность изменения интервалов движения за сутки, удобно спланировать укороченные рейсы от­носительно основных, решить задачи подключения или снятия автобуса с промежуточного остановочного пункта маршрута. К недостаткам графического метода следует отнести трудности со­ставления расписания при дифференцированных (по периодам суток) нормах скоростей движения и необходимость отмечать в таблице прохождение контрольных пунктов.

При табличном методе составления расписания в специаль­ную форму по вертикали вписывают номера выходов (графиков), а по горизонтали – для каждого рейса отмечают время прибытия и отправления по конечным пунктам маршрута. По данным фор­мы определяются время рейса и интервал движения автобуса. К преимуществам табличного метода следует отнести: более полный учет дифференцированных норм скоростей движения; непосред­ственное использование сводного расписания при выписке распи­сания для каждого водителя. Недостатками метода являются: от­сутствие наглядности, что затрудняет оценку качества по равномерности интервала движения; большой объем арифметиче­ских расчетов. Графический метод эффективнее использовать в малых городах при больших интервалах движения, табличный – в более крупных городах.

Автоматизированный метод облегчает расчет сводного мар­шрутного расписания, водительских и диспетчерских расписа­ний, а также технико-эксплуатационных показателей. Он основан на использовании ЭВМ. В качестве основного критерия при со­ставлении расписания может быть принято достижение требуе­мых интервалов движения по часам суток.

Линейные сооружения. Для создания необходимых условий пребывания пассажи­ров в местах ожидания автомобильную линию пассажирских со­общений оборудуют автовокзалами, пассажирскими станциями, автопавильонами, кемпингами, мотелями и родтелями.

Автовокзал представляет собой комплекс сооружений, обес­печивающих обслуживание пассажиров, автобусных бригад и ав­тобусов. Строят их на конечных пунктах автомобильной линии и в крупных транспортных узлах.

Автовокзалы должны иметь: посадочные площадки; залы ожидания; билетные кассы; камеры хранения багажа и ручной клади; помещения для приема и выдачи багажа; гостиницы; рес­тораны; буфеты; читальные залы; комнаты матери и ребенка и другие бытовые помещения. Для автобусных бригад предусмат­ривают служебные помещения и комнаты отдыха. На автовокза­лах обслуживают и транзитных пассажиров по смешанным пере­возкам (автобусы – железная дорога, речной и морской транспорт).

Пассажирские станции строят на остановках автомобильной линии. Это сооружения со всеми необходимыми помещениями для обслуживания пас-

сажиров, автобусных бригад и автобусов. На некоторых пассажирских станциях устраивают гостиницы для отдыха пассажиров.

Автопавильоны для ожидающих пассажиров строят на пас­сажирских линиях небольшой протяженности. В павильоне раз­мещают комнату для ожидания, билетную кассу и иногда слу­жебные помещения.

Значительное развитие получили международные кемпинги и мотели, а также международный прокат легковых автомобилей.

Кемпингом называется лагерь, который служит для ночлега или непродолжительного пребывания туристов, приехавших на автомобилях.

Мотель– это гостиница, приспособленная для автомобили­стов. В мотелях предусмотрены гаражи, площадки для стоянки автомобилей, места для их технического обслуживания.

Родтелем (дорожный отель, отель на колесах) называется комбинированный пассажирский автопоезд (или несколько авто­поездов), в котором, кроме обычных пассажирских мест, имеются спальные, развертываемые в местах ночлега, а также кухня на колесах.

Информационное обеспечение остановочных пунктов под­вижного состава и станций пассажирского транспорта должно отвечать требованиям стандартов или технических условий.

Основы пассажирских перевозок

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

4.1 Основы пассажирских перевозок

4.2 Пассажиропотоки и качество транспортного облуживания

4.3 Грузопотоки и качество грузовых перевозок

4.4 Основы прогнозирования перевозок в регионе

4.5 Основные функции и направления маркетинга на транспорте

Основы пассажирских перевозок

Пассажирский транспорт имеет большое социальное значе­ние, поскольку удовлетворяет одну из важнейших человеческих потребностей - потребность в перемещении. Выполняемые пас­сажирские перевозки наиболее ярко характеризуют тот или иной вид транспорта, так как пассажиры исходя из своих сооб­ражений по-разному оценивают его достоинства и недостатки. На рынке пассажирских перевозок более сильная конкуренция между видами транспорта, чем при грузовых перевозках.

Транспортный рынок пассажирских перевозок предоставляет пассажирам услуги различных видов транспорта, которые чаще всего не равноценны по стоимости, скорости, регулярности и комфорту. Пассажир, руководствуясь своими возможностями, целями и вкусами, а иногда и вынужденно, отдает предпочтение тому или иному виду транспорта. При этом часто решающими являются не экономические, а качественные характеристики ви­дов транспорта, поэтому при анализе транспортного рынка пас­сажирских перевозок необходимо учитывать не только экономи­ку перевозок, но и качество транспортного обслуживания, демо­графические, социально-бытовые, производственные и другие факторы.

Пассажирский транспорт осуществляет перевозки населения в международном, междугородном, пригородном и внутригород­ском сообщениях.

Первое место по пассажирообороту в России занимает также автомобильный транспорт - более 46%. Однако если не учиты­вать внутригородские автобусные перевозки, то первенство при­надлежит железным дорогам, доля которых в пассажирообороте увеличится до 60%.

Важное место в пассажирских перевозках занимает воздуш­ный транспорт. Его доля в общем пассажирообороте составляет 14%. Однако число пассажиров, перевезенных воздушным транс­портом, из-за значительного повышения стоимости билетов и снижения платежеспособности населения в последние годы на убыль пошло.

На пассажирские перевозки речным и морским транспортом приходится относительно очень небольшая доля (менее 1%). Су­да морского флота в большей мере используются для туристиче­ских, в том числе круизных путешествий, для отдыха и экскур­сий. Речные суда, в частности на подводных крыльях, широко используются для перевозок пассажиров на внутренних водных магистралях в Поволжском, Северо-Западном и других районах страны.

Стратегия развития пассажирского транспорта России долж­на предусматривать не только увеличение объемов перевозок, но и значительное повышение качества обслуживания пассажиров, повышение скоростей движения, расширение круга сопутст­вующих перевозкам услуг (гостиницы, питание, досуг и т. п.). Большее развитие должны получить перевозки пассажиров с уча­стием разных видов транспорта по единому билету.

Перевозчик обязан качественно в требуемом объеме выполнять услуги, удовлетворяющие спрос населения на передвижение и гарантировать при этом безопасность пассажиров. А также эффективно использовать транспортные средства и снижать транспортные расходы. Правила организации пассажирских перевозок, закрепленные в нормативных документах, призваны обеспечить четкую организацию скорейшей доставки пассажиров с необходимыми им удобствами.

Общие правила

Организация пассажирских перевозок базируется на систематическом анализе направленности и плотности пассажиропотоков с помощью специальных методик.

На основе полученных данных:

Осуществлять пассажирские перевозки может индивидуальный предприниматель или компания, получившие специальное разрешение (лицензию) на этот вид деятельности.

Перевозчик за полученную от пассажира плату обязуется, предоставив место в транспорте, доставить пассажира в место назначения. Право на проезд закрепляется договорами перевозки - билетом, электронным или в бумажном виде, и багажной квитанцией. При льготном проезде, а также на железнодорожном и авиатранспорте, билет оформляется по документам, удостоверяющим личность пассажира и его право на льготу. Перепродажа или передача билетов другим лицам не допускается.

НА ЗАМЕТКУ! Проезд без билета, по поддельному или выписанному на другое лицо билету, или по льготному билету без предъявления документа, удостоверяющего право на льготу, влечет штраф за безбилетный проезд и оплату проезда от пункта посадки до места назначения или пункта, в котором безбилетник покинет транспорт. Если невозможно установить место посадки безбилетника, стоимость проезда рассчитывается от начальной точки отправления транспорта.

Общими правилами перевозки пассажиров определены условия:

  • бронирования мест;
  • оформления билетов;
  • обслуживания пассажиров;
  • перевоза домашних животных, багажа, ручной клади;
  • разрешения конфликтных ситуаций между пассажирами и сотрудниками перевозчика.

Перевозчик вправе установить свои правила, не противоречащие общим правилам пассажирской перевозки и не ухудшающие качество обслуживания пассажиров.

Пассажир может быть удален из транспорта, если он:

  • пьян и нарушает общественный порядок, беспокоит (высаживается сотрудниками полиции);
  • в болезненном состоянии, проявления которого нарушают покой окружающих, и нет возможности его отдельного размещения (высаживается медиками на той станции, где есть специализированные медицинские учреждения).

Заказные и регулярные перевозки

Пассажирские перевозки могут подразделяться по степени участия пассажира в определении параметров перевоза.

Выделяются перевозки:

1. Заказные . Маршрут, время отправления, места остановок определяет пассажир. Транспорт предоставляется на основе договора фрахтования, с условиями, определяемыми соглашением сторон. При предоставлении услуг легкового такси договор фрахта заключается пассажиром непосредственно с водителем. Легковое такси имеет на крыше оранжевый фонарь и цветографическую схему на кузове. В салоне - информация о фрахтовщике, водителе, контролирующем качество перевозок органе и условиях оплаты услуг легкового такси.

2. Регулярные. Осуществляются по заранее составленному расписанию.

2.1. Остановочные пункты оснащаются:

  • информационными указателями;
  • защитой от атмосферных осадков (при отправлении более 100 пассажиров в сутки);
  • либо размещаются на территории вокзалов, автостанций (при отправлении от 250 человек в сутки и максимальном интервале отправления транспорта по маршрутам более 2 часов).

2.2. Транспорт оснащается указателями номера маршрута, с проставлением начальной и конечной остановки. В салоне должны быть указаны адрес, телефон и наименование перевозчика, контролирующий орган, стоимость проезда, места расположения огнетушителей и кнопок остановки и т. д.

Виды пассажирских перевозок и нормативные документы

Действующие редакции законов Российской Федерации (РФ) определяют условия и основы взаимодействия транспортных структур между собой, с пользователями услуг транспорта (пассажирами), с учетом специфики видов используемого для перевозки транспорта. Основные нормативные акты для каждого вида транспорта представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Тип перевозки по виду используемого транспорта Нормативные документы отраслевого и ведомственного характера, определяющие правила организации перевозки пассажиров Примечание
Железнодорожные перевозки «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 N 18-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 «Об утверждении ».

Организация железнодорожных пассажирских перевозок предусматривает обеспечение на вокзале работы справочного бюро, билетных касс, залов ожидания и комнат отдыха, камер хранения багажа. А также ресторанов и буфетов, помещений санитарно-гигиенического.
Для оформления билета и при посадке перевозчик требует удостоверяющий личность пассажира документ.В пригородных поездах курение запрещено (в том числе в тамбурах). В поездах дальнего следования курить разрешено только в тамбурах с некотловой стороны.Пассажиры в пути следования могут воспользоваться:
  • комплектом постельного белья;
  • горячим чаем по установленной цене;
  • кипяченой питьевой водой (для поездов дальнего следования).
Воздушные перевозки «Воздушный кодекс РФ» от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей «».

Организация пассажирских автомобильных перевозок в части деятельности легковых такси регламентируется ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 21.04.2011 N 69-ФЗ.
Морские и речные перевозки. «Конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа » (г. Афины, 13.12.1974)

Организация перевозки пассажиров требует серьезного обеспечения:

  • аналитического (исследование пассажиропотоков, разработка маршрутов и т. д.);
  • административного (организация труда водителей, контроль за уровнем их профессиональной подготовки и т. д.);
  • технического (подготовка и экипировка транспорта; обустройство остановок и т. д.).

Поэтому пассажирские перевозки как вид деятельности подлежат обязательному государственному лицензированию.

Основы организации и планирования пассажирских перевозок

Основная задача планирования и организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении при высокой культуре их обслуживания на вокзалах и в поездах. Планы пассажирских перевозок разрабатывают на перспективу и на год с разбивкой по кварталам.
В перспективных планах устанавливают объем перевозок в пассажиро-километрах на основе анализа отчетности о выполненных перевозках за прошедший период, данных о росте населения, развитии народного хозяйства, в том числе
о строительстве новых городов и поселков, железных дорог, расширении сети курортов и домов отдыха, развитии коллективного садоводства и огородничества и т. д. Учитывают и такие факторы, как массовые организованные перевозки пассажиров на выставки, а также туристов и учащихся, удельный вес междугородных и пригородных перевозок пассажиров другими видами транспорта.
При планировании перевозок определяют пассажиропотоки по направлениям и периодам года, а для пригородного движения — и по месяцам, дням и часам суток. Для этого используются данные обследований пассажиропотоков.
Для разработки годовых планов МПС устанавливает контрольные цифры на предстоящий год и объявляет их дорогам. С учетом, этих цифр управления дорог составляют проекты планов перевозок пассажиров. МПС составляет проект сводного плана перевозок пассажиров по сети. После утверждения государственного плана перевозок МПС сообщает дорогам задания по пассажирообороту на планируемый год по видам сообщений с указанием числа пассажиров и средней дальности перевозок.
Пассажирские поезда делятся на три группы: дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные— от 150 до 700 км и пригородные— до 150 км.
Дальние и местные поезда в зависимости от скорости движения и числа остановок подразделяются на скоростные, скорые и пассажирские.
К скоростным и скорым относятся поезда, следующие с высокими скоростями и имеющие остановки только на больших станциях. Комфорт для пассажиров и скорость до 200 км/ч обеспечивает суперэкспресс ЭР200, который курсирует на линии Ленинград — Москва.
Пассажирские поезда следуют с меньшей скоростью и останавливаются на всех или на большинстве станций. Перевозка почты и багажа осуществляется в специальных Вагонах, включаемых в скорые, пассажирские и почтово-багажные поезда.
При составлении расписания отправление дальних поездов с начальных пунктов назначают, как правило, в вечернее время, а прибытие на конечные пункты — в утреннее. Расписание местных и пригородных поездов стремятся сделать удобным для основной категории пассажиров, увязывая его с часами работы предприятий и учреждений.
Помимо обычных, различают пассажирские поезда длинносоставные, повышенной длины и соединенные В первом случае длина поезда превышает установленную схемой формирования его, во втором случае пассажирский поезд имеет в составе 20 вагонов и более.
Пассажирский поезд называют соединенным, если он составлен из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого поезда.
Наибольший удельный вес в общем объеме пассажирских перевозок занимают пригородные перевозки. Характерными особенностями этих перевозок являются необходимость частых остановок для посадки и высадки пассажиров и значительная неравномерность движения по периодам года, часам суток и дням недели.
На пригородных линиях со значительными пассажиропотоками для удобства пассажиров применяют так называемое зонное движение. При этом линию по длине разбивают на несколько частей — зон. Пассажиры второй зоны едут в поезде, не имеющем остановок в пределах первой зоны; пассажиры третьей зоны проезжают без остановок предыдущие две зоны. Это значительно сокращает время нахождения пассажиров в пути и улучшает использование подвижного состава.
Для обеспечения массовых перевозок садоводов на выходные дни из крупных городов на садовые участки и обратно практикуется формирование и отправление сдвоенных электропоездов из 20—24 вагонов.
Для этого производится удлинение путей и пассажирских платформ до 500 м на начальных и конечных пунктах и на промежуточных раздельных пунктах, в первую очередь в местах массовой посадки и высадки садоводов, а также путей отстоя, формирования и технического обслуживания составов.
На пригородных линиях с небольшими размерами пассажирского движения, где применение электротяги может оказаться экономически неоправданным, используют дизель-поезда и автомотрисы.
Устройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать максимальные удобства им. Это учитывается, в частности, при проектировании вокзалов и планировке вокзальных помещений (рис. 27.7).

Для удобства пассажиров проводится предварительная продажа билетов с доставкой на дом, причем не только в городах, но и на промежуточных станциях пригородных зон; Практикуется оформление билетов на дальнейший путь следования непосредственно в поездах. На крупных вокзалах внедрена система диспетчерского руководства продажей билетов. Билетные кассиры включаются в диспетчерскую сеть центрального пункта, пользуясь при необходимости переносными аппаратами громкоговорящей трансляционной связи. Внедрена автоматизированная система «Экспресс-2» для резервирования, учета мест и продажи билетов на поезда дальнего следования. Эта система затрачивает на обслуживание одного пассажира 45 с Электронно-вычислительная машина определяет стоимость билета, ведет учет свободных мест в поездах и выдачу билетов. Билетный кассир с помощью электрического карандаша набирает на клавише пульта необходимые данные и нажимает клавишу исполнения.
Через несколько секунд система выдает ответ.
Оформление билетов также автоматизировано.
Ускорению и улучшению обслуживания пассажиров способствует применение различных машин и автоматов в хозяйстве пассажирской службы. К их числу относятся билетопечатающие и билетовыдающие машины, электрические компостеры, автоматические справочные установки по вопросам расписания движения поездов и условиям проезда, телевизионные установки.
Для удобства пассажиров на ряде станций — пунктах стыка различных видов транспорта — созданы объединенные вокзалы, обслуживающие пассажиров железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта.