Мягкие согласные в начале слова примеры. Гласные и согласные буквы и звуки

Фонетика - дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть - именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык - в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые - буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама - мячик, лоза - лёд, вышка - вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные - таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол - шелест - шик, жуткий - жидкий - жестяной, цена - цирк - царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка - чащоба - чистка, щёки - щуриться - щебень, йот - йогурт .

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей - парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно - слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки - всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой - с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию - кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами - красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки - таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр - беленький, вьюга - вратарь, город - гелий, подъезд - дьяк, жираф, зима - зубы, кит-кот, лошадь - лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход - перерыв, решение-роман, сова - семья, торт - тема, фильм-фотография, халва - схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье - лакей - ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, - короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править - воля - лом (выписываются пр, в, л ).
  2. Томат - роль - топь (выписываются т, р, т ).
  3. Выпь - соня - сено (выписываются в, с, н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» - таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики - и всё обязательно получится.

Фонетика - дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть - именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык - в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые - буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама - мячик, лоза - лёд, вышка - вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные - таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол - шелест - шик, жуткий - жидкий - жестяной, цена - цирк - царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка - чащоба - чистка, щёки - щуриться - щебень, йот - йогурт .

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей - парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно - слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки - всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой - с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию - кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами - красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки - таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр - беленький, вьюга - вратарь, город - гелий, подъезд - дьяк, жираф, зима - зубы, кит-кот, лошадь - лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход - перерыв, решение-роман, сова - семья, торт - тема, фильм-фотография, халва - схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье - лакей - ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, - короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править - воля - лом (выписываются пр, в, л ).
  2. Томат - роль - топь (выписываются т, р, т ).
  3. Выпь - соня - сено (выписываются в, с, н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» - таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики - и всё обязательно получится.

Речь человека, особенно носителя языка, должна быть не только правильной, но и красивой, эмоциональной, выразительной. Здесь важны и голос, и дикция, и выдержанные орфоэпические нормы.

Умение правильно произносить звуки складывается из практических занятий (тренировки голоса: громкость, тембр, гибкость, дикция и т. п.) и знаний о том, в каких случаях уместно то или иное произношение звука (орфоэпические нормы).

Прежде чем говорить про буквы, которые обозначают мягкие согласные фонемы, следует вспомнить основные фонетические понятия и термины.

Фонетика: звуки и буквы

Начнем с того, что мягкие согласные буквы в словах русского языка отсутствуют. Так как звук - это то, что мы слышим и произносим, он неуловим, это неделимая часть речи, которая получается в результате артикуляции человека. А буква - это только графический символ, обозначающий тот или иной звук. Их мы видим и пишем.

Полного соответствия между ними не существует. В одном слове может не совпадать количество букв и звуков. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв, а в речи сорок семь звуков.

Точная в слове посредством букв - транскрипция. Буквы в этом случае записываются в квадратных скобках. При фонетическом разборе каждый звук необходимо записать отдельной буквой, поставить ударение и обозначить мягкость, если нужно ["], например, молоко - [малако], моль - [мол"] - в данном случае буква л с апострофом указывает на мягкий звук [л"].

Фонетика: гласные и согласные

Когда поток воздуха вылетает из горла, не встречая препятствий на своем пути, получается (певучий). Их в русском языке шесть. Они бывают ударные и безударные.

Если же воздух, выходя из гортани, проходит не свободно, то получается согласный звук. Они формируются из шума или шума и голоса. Согласных фонем в нашем русском языке тридцать семь.

  • сонорные (голос гораздо сильнее шума);
  • шумные - звонкие и глухие.

Также по произношению бывают мягкие согласные (буквы, которые их обозначают, пишутся с апострофом) и твердые звуки. Они отличаются произношением - говоря мягкий согласный, человек поднимает среднюю спинку языка высоко к небу.

Графика: буквы

Итак, буквы - это обозначения звуков на письме. Наука, которая изучает их, - графика. Алфавит - это графические изображения звуков языка, выстроенные в определенном порядке. Десять букв русского алфавита - это гласные буквы, которые обозначают гласные звуки. Еще в его состав входит двадцать одна согласная и две буквы, не обозначающие звуков вовсе. Каждой букве в алфавите присвоено свое уникальное название. Современный алфавит был создан в 1918 году, а официально утвержден в 1942-м. Сейчас эти графические знаки используются более чем в пятидесяти разных языках мира.

Буквенно-звуковой состав

В русском языке состав звуков речи и букв отличается из-за специфики письма - буквы мягких согласных звуков и твердых идентичны - ел [й"эл], ель [й"эл"]; а шесть гласных обозначаются на письме десятью буквами. Так и получается, что звуков в речи на четырнадцать больше, чем букв в алфавите.

Твердые согласные

Согласные фонемы составляют пары: звонкий - глухой, мягкий - твердый. Но есть те, которые всегда будут звучать твердо, - это ж, ш, ц. Даже в словах парашют, брошюра и однокоренных ш останется твердым. В некоторых иностранных словах, они произносятся иначе.

Мягкие согласные

Также существует трио звуков, которые всегда мягкие, согласные буквы, обозначающие их, - ч, щ, й . Из этих правил нет исключений в русском языке.

Парные согласные

Согласные в основном являются парными, то есть каждому твердому звуку соответствует его же более мягкое произнесение. Буквы, обозначающие мягкие будут идентичными. В транскрипции к ним добавится знак ["].

Как определить где будут стоять мягкие согласные? Буквы складываются не сразу в слова, сначала они образуют слоги. Мягкость или твердость произношения согласного зависит от того, какой звук идет за ним в слоге.

Слоги

Слог - это звук или несколько звуков, которые произносятся на одном дыхании, одним толчком воздуха.

Гласные - слогообразующие звуки, к ним примыкают согласные - получается слог: мо-ло-ко, ле-та-ю-ща-я ры-ба. Количество слогов в слове равно количеству гласных букв в нем.

Открытые слоги заканчиваются гласными звуками: картина - кар-ти-на , правомерный - пра-во -мер-ный.

Если в конце слога стоит согласный - это закрытый слог: кар -ти-на, правомерный - пра-во-мер-ный .

В середине слова чаще бывают открытые слоги, а примыкающие к ним согласные переносят на следующий слог: по-ддать, ди-ктор. Звуки, которые могут закрывать слог среди слова, - звонкие, непарные, твердые согласные и мягкие. Буквы для их написания - й, р, л, м, н . Например: кисонька - ки-сонь-ка.

Различают деление слов на слоги и на части для переноса, а также на морфемы. Это силлабический, или слоговый, принцип графики. Он применим и к согласным.

Твердые и мягкие согласные: буквы (слоговый принцип)

Проявляет себя он применительно к согласным тем, что определяет единицу чтения и написания:

  1. Как совмещение согласной и следующей за ним гласной букв.
  2. Объединение согласной и мягкого знака.
  3. Группирование двух согласных или пробела на конце слова.

Итак, чтобы понять, к мягким или твердым относится определяемый в слове звук, необходимо обратить внимание, что стоит после него в слоге.

Если за интересующим нас идет любой согласный, то определяемый звук - твердый. Например: стрекот - стрекот, т - твердый.

Если же следующий - гласный, то необходимо запомнить, что перед а, о, у, э, ы стоят Например: мама, путы, лоза.

И, е, ю, я, ё - буквы, обозначающие мягкий согласный звук. Например, песня - песня, п, н - мягкие, при этом с - твердый.

Чтобы хорошо говорить и правильно читать мягкие согласные буквы и звуки, необходимо развивать свой - понимание и различение звуков речи. Хорошо развитая способность четко определять, какие звуки есть в слове, даже если вы слышите его в первый раз, позволит вам лучше запоминать и понимать речь окружающих. А главное - самому говорить красивее и правильнее.

Слоговый принцип удобен тем, что позволяет сократить количество букв в алфавите. Ведь чтобы обозначить мягкие и твердые согласные фонемы, нужно было бы придумать, создать, а пользователям выучить пятнадцать новых графических элементов. Именно столько содержится в нашей речи. На практике оказалось достаточно определить гласные, указывающие, какие буквы согласные мягкие.

Буквы, обозначающие мягкий согласный звук

Мягкость звука обозначают ["] только при написании транскрипции - звуковом разборе слова.

При чтении или письме существуют два способа обозначать мягкие согласные.

  1. Если мягкий согласный звук заканчивает слово или стоит перед другим согласным, то его обозначают "ь". Например: метель, стольник и т. д. Важно: при написании мягкость согласного определяется "ь" только если он стоит в однокоренных словах и перед мягким, и перед твердым согласным в разных случаях (льна - льне). Чаще всего, когда два мягких согласных стоят рядом, после первого "ь" не применяют в написании.
  2. Если за мягким согласным идет гласный, то его определяют буквами я, ю, и, ё, е . Например: вёз, сел, тюль и т.д.

Даже при применении силлабического принципа возникают проблемы с е перед согласным, они настолько глубоки, что переходят в орфоэпию. Некоторые ученые считают, что необходимым условием благозвучия является запрет на написание е после твердых согласных, потому что эта графема определяет мягкие согласные буквы и мешает правильному произношению твердых. Есть предложение, заменить е на однозначное э . До введения, унифицированного написания слогов е - э в 1956 году активно и законно практиковалось парное написание таких слов (адекватный - адэкватный). Но основной проблемы унификация не решила. Замена е на э после твердых согласных, очевидно, тоже не станет идеальным решением, новые слова в русском языке появляются все чаще, и в каком случае писать ту или иную букву, остается спорным.

Орфоэпия

Вернемся к тому, с чего начали - нашей речи, - она обусловлена орфоэпией. С одной стороны - это выработанные нормы правильности произношения, а с другой - это наука, которая изучает, обосновывает и устанавливает эти нормы.

Орфоэпия обслуживает русский язык, стирает грани между наречиями, чтобы людям было проще понимать друг друга. Чтобы, общаясь между собой, представители разных регионов думали о том, что они говорят, а не о том, как прозвучало то или иное слово у собеседника.

Фундамент русского языка и, следовательно, произношения - московское наречие. Именно в столице России начинали развиваться науки, в том числе и орфоэпия, поэтому нормы предписывают нам говорить - произносить звуки, как москвичи.

Орфоэпия дает один правильный способ произношения, отвергая все другие, но вместе с тем иногда допускает варианты, которые считаются верными.

Несмотря на четкие, понятные и простые правила, орфоэпия отмечает множество особенностей, нюансов и исключений в том, как произносятся буквы, обозначающие мягкий согласный звук и твердый...

Орфоэпия: мягкие и твердые согласные

Какие буквы согласные мягкие? Ч, щ, й - произносить вместо мягких звуков твердые, ни в коем случае нельзя. Но правило это нарушается, попадая под воздействие белорусского языка и даже русских наречий, выговоров. Вспомните, как в этой славянской группе звучит слово еще , например.

Л - это парный согласный звук, соответственно, стоящий непосредственно до согласного или в конце слова он должен звучать твердо. Перед о, а, у, э, ы тоже (палатка, угол, лыжник), но в некоторых словах, пришедших к нам чаще из иностранных языков, носители которых живут преимущественно в Европе, и являющимися именами собственными, л произносится почти мягко (Ла Скала, Ла Рошель, Ла Флер).

Согласные, стоящие последними в приставке перед твердым знаком, даже если потом идут буквы, обозначающие мягкий согласный звук, произносятся твердо (подъезд, объявление). Но для согласных с и з это правило не имеет полной силы. Звуки с и з в этом случае могут произноситься двояко (съезд - [с"]езд - [с]езд).

В правилах орфоэпии прописано, что нельзя смягчать конечный согласный в слове, даже если они сливается со следующим словом, начинающимся на э (в этом, к экватору, с эму). Если в речи происходит смягчение такого согласного, это говорит том, что человек общается посредством просторечного стиля.

"Ь " тоже относится к списку "мягкие согласные буквы" и звуки перед ним должны произноситься мягко, даже звуки м, б, п, в, ф в таких словах, как семь, восемь, прорубь, верфь и т. п. Произносить мягкие звуки твердо перед "ь " недопустимо. Только в словах восемьсот и семьсот м может иметь не мягкое, а твердое звучание.

Какие буквы обозначают мягкие согласные, нужно помнить четко - е, ю, ё, я, и .

Так вот, во многих иностранных словах перед е согласный звук не смягчается. Это нередко случается с губными м, ф, в, б, п. П - Шопен, купе; б - Бернард Шоу; в - Сольвейг; ф - аутодафе; м - реноме, консоме.

Гораздо чаще этих согласных, твердо перед е звучат зубные согласные р, н, з, с, д, т. Р - рейхсвер, Рерих; н - пенсне, турне; з - шимпанзе, Бизе; с - шоссе, Мюссе; д - демпинг, шедевр; т - пантеон, эстетика.

Таким образом, буквы мягких согласных звуков имеют довольно определенный состав, но попадают под ряд исключений.

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие , звонкие и глухие?» - спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.


Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: "Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, ("Ж", " Ш", " Ц")т. е. те,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент - Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука: " Ч", " Щ", " Й". Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. (" й" будет играть звук смеха)"

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «пес ня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие . И всем известную игру можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: од еяло и од уванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

Несомненно, когда маленького ребенка родители отправляют на учебу в первый класс, малыш может столкнуться с новыми и непредвиденными трудностями. Большую часть знаний он получает от своего учителя, но далеко не все может усвоиться и остаться навсегда в голове. Проблема может состоять в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успеть “схватить” все и сразу.

Такие преграды могут даваться по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, типа математики и природоведения. Русский язык также может оказаться непосильным для многих детей, ведь это один из сложнейших языков мира!

Как известно, все большое начинается с малого, а русский, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь классифицируются на мягкие согласные или твердые, ударные согласные и безударные. Данная тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.

Прежде всего, чтобы школьник начинал приступать к изучению звуков и их особенностей, нужно ознакомиться с буквами, которые в своем роде разделяются на согласные и гласные. Нужно также знать, что букв в алфавите целых 33, из них лишь 21 – согласные звуки в русском языке, которые в произношении могут давать 36 различных звукового произношения.

Согласные всегда классифицируются. Бывают согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, сонорные и шумные, парные или непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Тем самым, глухие звуки образуются с помощью шума и дают лишь глухость, а вторые отличаются подачей звонкости благодаря голосу.

Звуки гласные обладают меньшим количеством, их в алфавите всего 10, дающие звуков лишь шесть. Они же могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже ознакомился и хорошо усвоил данный материал, приступаем к тому повышению того навыка, когда ученик без труда смог бы отличать мягкий согласный звук от твердого.

При этом отличать нужно научиться с помощью разных признаков, ведь просто заучить не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать как мягко, так и твердо, а бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.

Перед какой гласной?

Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В случае, когда после согласной буквы идет одна из следующих гласных – а, о, у, э, ы – то звук всегда будет твердым. А «е, ю, я, е» делают согласные мягкими всегда». По итогу дают последние все согласные мягкие слова. Для примера возьмем слово “мама”.

После согласной “м” идет гласная “а”, что делает звук твердым, а в слове “дядя” звуки “йа – я” дают мягкость согласной “д”. Если дети усвоят это простейшее правило и научаться им пользоваться, последующее определение мягкости или твердости звука не составит у них никакого труда.

Чтобы закрепить материал «Твёрдые и мягкие согласные звуки» еще лучше, давайте детям подобные упражнения, обозначающие закрепления данных правил. Советуем начинать с самых простых слов.

Две согласных подряд

В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, но что делать тогда, когда две согласных стоят подряд и как определить характеристику звука в данном случае? Здесь действует уже другое правило. Такие случаи всегда означают то, согласный всегда будет твердым. Только мягкие согласные звуки не фигурируют в этом правиле.

  • Как пример, можно взять слово “ручка”. После “ч” следом идет звук “к”, и ребенок обязан понять, что “ч” автоматически станет твердым звуком, так как следующая “к” и есть согласная.
  • Не спешите, когда будете объяснять ребенку эти несложные, но важный и порой запутанные правила. Следите за тем, понятно ли ребенку, задавайте вопросы и не ленитесь объяснять по нескольку раз.

Обозначение твердости и мягкости на письме

Традиционно все звуковые записи осуществляются благодаря транскрипции. Итак, в транскрипции если звук мягкий, ставим после него апостроф, который выглядит, как запятая сверху. Показываю: `. Например, возьмем букву “б”. В слове “барашка” – звук твердый, его звукозапись такова: [б], а в слове “белый” – уже [б`]. В слове “ледяной” мягкими будут только “л” и “д”. То есть, по сути, ребенок пишет одну и ту же букву, но она в свою очередь имеет разные произношения.

В транскрипциях и на письме подобной момент может обозначаться по-разному, то есть двумя способами :

  1. В случае, когда мягкие согласные в русском стоят в окончании слова или же перед другим согласным (в большинстве случаях твёрдым), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция – апостроф. Например, “лошадь”, “ясень”
  2. Если после согласной идёт смягчающий гласный (какой именно смотрите выше в правиле), то именно с его помощью обозначается мягкость согласных звуков. Например: “мел”, “пел”, “люк” – первые звуки всегда мягкие.

Важно знать, что не стоит оставлять без внимания то, что любой способ обозначения мягкости звука относятся лишь к тем, кто имеет пару по твердости. Это значит, что, например, в словах “туш” и “тушь” мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Подобными словами являются: “щука”, “шить”, “пить”, “чаща”.

Постоянная твердость и мягкость согласного звука

Необходимо знать, что существуют звуки, которые вне зависимости от положения, правила или даже исключения не меняют свою позицию. Это “ж, ш, ц” – они всегда твердые, а “ч, щ, й” – неизменно мягкие, где ж, ш, ч, щ – шипящие согласные звуки.

Но детям бывает трудно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может без труда заготовить напоминание в тетради, которая будет выглядеть примерно так: ж, ш, ц, ч`, щ`, й`или просто подчеркни три последних буквы.

“Мягкие” слова

Так можно назвать слова, в которых все мягкие согласные звуки мягкие. Их огромное количество. Например: “иней”, “очки», «тюбетейки”, “веселье”, “хищники”, “щуриться” – это и есть слова с мягкими согласными.

  • Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя станет поиск подобных новых слов, в которых все согласные мягкие.
  • Если возникнут затруднения, обращайтесь к нашей подсказке! “Щуки”, “дядя”, “метель”, “тетя”, “линейки”, “пятерки”, “десять”, “сирень”, “финики”, “нянечки”, “черешня”, “десять” – слова, где все согласные мягкие. Также поиграйте наоборот: ищем в словах все согласные теперь уже твердые.

Учимся играя

Некоторые источники и справочники рекомендуют сделать акцент на развивающих играх. То есть ребенок, увлеченный подобным занятием, сам не замечает, как схватывает и учит трудный материал. Примером такой игры может стать всем знакомая “Найди пару”.

Все, что необходимо – это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать в ответ другое, но уже с мягкими. Именно так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки 1 классу!